Бытовая сказка на белорусском языке. Белорусские народные сказки


Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/23 декабря 2012. Пока процесс обсужден … Википедия

Лев Григорьевич Бараг … Википедия

БЕЛОРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. В области художественного творчества белорусская народность имеет богатый фольклор, разнообразную древнюю письменность и яркую литературу нового времени, зародившуюся еще в начале прошлого века, обогатившуюся в последние… … Литературная энциклопедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Аверин. Олег Аверин … Википедия

Александр Лукашенко - (Alexander Lukashenko) Александр Лукашенко это известный политический деятель, первый и единственный президент Республики Беларусь Президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко, биография Лукашенко, политическая карьера Александра Лукашенко … Энциклопедия инвестора

I.Понятие II.С. как жанр 1. Происхождение С. 2. Виды С. 3. Сказочные мотивы и сюжеты 4. Сказочные образы 5. Композиция С. 6. Бытование С. III.Литературная С. Библиография … Литературная энциклопедия

Виктор Моисеевич Важдаев Имя при рождении: Виктор Моисеевич Рубинштейн Дата рождения: 1908 год(1908) Дата смерти: 18 ноября 1978(1978 11 18) Гражданство … Википедия

- (племя). В нашей литературе возникал вопрос: существует ли вообще отдельное белорусское племя? Но, конечно, особенности языка Б., их нравы и обычаи, богатая народная литература и т. д. доказывают существование отдельного белорусского племени.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Эммануил Григорьевич Иоффе Эмануіл Рыгоравіч Іофэ Эммануил Иоффе, 9 мая 2010 года … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Романов. Евдоким Романович Романов белор. Еўдакім Раманавіч Раманаў Дата рождения … Википедия

Книги

  • Белорусские народные сказки
  • Белорусские народные сказки , . Почему барсук и лиса в норах живут, как Василь страшного-престрашного змея одолел, откуда взялся зверь медведь и как избавиться от докучливых гостей - под обложкой этой книги собраны…


Нашла две белорусские народные сказки в книге «Крынi ца» Р.М. Миронова. Чтобы было интересно и русскоязычным моим читателям и их детям, я перевела эти сказки и на русский язык. Интересного вам прочтения:)


Не сi лай, а розумам.

Адзi н чалавек пайшоў у лес дровы секчы. Насек дроў, сеў на пень адпачыць.

Прыходзi ць мядзведзь.

Гэй, чалавек, давай будзем барукацца!

Паглядзеў чалавек на мядзведзя: дужы калмач, дзе з i м барукацца! Сцi сне лапамi – i дух вон…

Э, - кажа чалавек, - што мне з табою барукацца! Давай спярша паглядзi м, цi маеш ты сi лу.

А як глядзець будзем? – пытаецца мядзведзь.

Узяў чалавек сякеру, расшчапi ў пень зверху, убi ў у расколi ну клi н i кажа:

Калi раздзярэш гэты пень лапаю, значыць, маеш сi лу. Тады я з табою буду барукацца.

Ну, мядзведзь, не падумаўшы, тыц лапу ў расколi ну. А чалавек тым часам трах абухом па клi ну – той i выскачыў.

Раве мядзведзь, скача на трох лапах, а нi расшчапi ць пня, нi вырвацца з яго не можа.

Но што, - кажа чалавек, - будзеш барукацца са мною?

Не, - енчыць мядзведзь, - Не буду.

То-та ж, - сказаў чалавек. – Не толькi сi лаю барукацца можна, а i розумам.

Убi ў ён клi н назад у пень; мядзведзь вырваў лапу ды ходу ў гушчар без аглядкi .

З таго часу ён i баi цца сустракацца з чалавекам.

Пра што кукуе зязюля.

Было гэта даўным-даўно, калi зазюля сваю сям`ю мела. Жыла адна зязюля з дзецьмi : сынком i дачкою. Мацi кожнай ранi цай лятала далёка ў лес па чарвякоў, казюляк, а дзяцей пакi дала ў хатцы адных.

Глядзi це ж, дзеткi , нi куды не выходзьце! Чакайце мяне! – наказала яна.

Але дзецi не вельмi слухалi ся мацi . Толькi яна паляцi ць шукаць спажыву, яны замкнуць хатку на замок, а самi пойдуць гуляць.

I вось аднойчы так разгулялi ся, што не заўважылi , як згубi лi ключак ад хаткi . Толькi пад вечар агледзелi ся.

Ой, што ж нам рабi ць цяпер? – спалохалася сястрыца. – Хадзем, брацi к шукаць ключ! Ты i дзi ў той бок, а я ў гэты. Як знойдзеш ключ, дык гукай мяне, а я знайду – цябе гукаць буду.

Разышлi ся яны ў розныя бакi . Сястрыца хутка знайшла ключ i пачала клi каць брата. Але брат адышоў далёка i заблудзi ўся.

Так вось i лятае аж да гэтага часу сястрыца па лясах, па садах i ўсё шукае свайго братца:

Ку-ку, брацi к! Ку-ку, ключык знайшла! Дзе ты? Ку-ку!


На русском...

Не силой, ​​а умом.

Один человек пошел в лес дрова рубить. Нарубил дров, сел на пенек отдохнуть.

Приходит медведь.

Эй, человек, давай будем бороться!

Посмотрел человек на медведя: крепкий калач, где с ним бороться! Сожмет лапами - и дух вон...

Э, - говорит человек, - что мне с тобой бороться! Давай сначала посмотрим, имеешь ли ты силу.

А как смотреть будем? - Спрашивает медведь.

Взял человек топор, расщепил пень сверху, вбил в расщелину клин и говорит:

Если разорвешь этот пень лапой, значит, имеешь силу. Тогда я с тобой буду бороться.

Ну, медведь, не подумав, тыц лапу в расщелину. А человек тем временем трах обухом по клину - тот и выскочил.

Быў чалавек бедны, не ме ні снасціны, ні скаціны, а дзецей меў шмат. Прыйшла вясна, а яму няма чым гараць; людзі ідуць з сахою і скацінаю, а ён ідзе з жалязніком. Устрачае ён дзве панны, а тые панны былі: адна - Шчасце, а другая Няшчасце. Пытаюць яго:

Куды, чалавеча, ідзеш?

Так ён кажа:

Панначкі маі, кралеўначкі! Мае такое няшчасце: людзі ідуць з скацінаю, а я з жалязніком; няма чым пражывіць дзяцей.

Дак тые, адна з другою гаворачы, кажуць:

Надарым мы яго.

Дак Шчасце кажа:

Калі твой, то ты яго і надары.

Дак вынялі і далі яму дзесяць рублёу і сказалі:

- Ідзі да хаты і купі сабе вала.

Дак ён прышоў да хаты і тые гроши схаваў ў гаршок, дзе быў попел. Назаўтра прыйшла да яго суседка, кума багатая, дый кажа:

Чы няма ў вас попелу, бо мае палотна вельмі рудые?

Вазьмі сабе, вот у гарнушку стаіць, - сказала беднага чалавека жонка. Мужык, каторага не было дома, стаў аглядацца і ніяк не ўбачыў гаршка з попелам дый стаў на жонку крычаць:

Куды дзела грошы з гаршком?

Жонка зачала бажыцца, што не ведала, што там былі грошы, і сказала, што гаршок узяла суседка кума. А после мужык пашоў да кумы і стаў прасіць, каб аддала грошы. Яна каже, што я не бачыла іх у цябе нікалі. Мужык пайшоў да пана, і там не знайшоў справы; бо пан сказаў, што ты грошай нікалі ня меў, а хочэш толькі ў яе адабраць. Так грошы мужыка прапалі.

Плакаў ён, плакаў, дый ізноў ідзе з жалязніком, аж устрачае тые дзве панны. Ён іх не пазнаў, а яны яго пазналі. А после пытаюць таксама, як упярод; ён ім таксама адказаў, як упярод, і яны далі яму дваццать рублёў. Мужык зноў прыйшоўшы дадому, схаваў грошы ў гумне ў патруху. Назаўтра прыйшла тая самая кума і зачала прасіць патрухі для цялят, і жонка беднага мужыка зноў дала патруху, бо ня ведала, што там грошы. Мужык, прыйшоўшы да дому, пайшоў ў гумно выняць грошы і зноў не знайшоў. Прыйшоў ў хату і стаў сворыцца на жонку, куды дзела грошы з патрухаю? Жонка сказала, што кума прыходзіла і забрала патруху. Дак той мужык таксама, як упярод, хадзіў да кумы і да пана, але нідзе не знайшоў справы: ўсе казалі, што у цябе нікалі грошей не было.

Мужык паплакаў дый ізноў ідзе і спатыкае тые самые панны, і яны далі яму толькі два грашы і сказалі:

- Ідзі да рэчкі Нёмна, там будуць лавіць рыбу дый ніяк не зловяць. Ты папрасі, каб на тваё шчасце закінулі.

Ён так і зрабіў; пайшоў да Нёмна і папрасіў, каб на яго шчасце закінулі. Як закінулі, дак там многа выцягнулі рыбы, што недзе было дзець. Рыбакі запыталіся:

Колькі бы табе даць за гэта?

Ён кажа, што прадайце мне за два грашы. Яны прадалі адну рыбку за два грашы, а другую далі яму дарам. Мужык, узяўшы тые рыбкі, пайшоў да дому і аддаў жонцы, каб зварыла. Жонка вельмі была рада з дзецьмі з тых рыбак і не варыла, а палажыла так. Аж ехаў адзін пан цераз тое сяло; той мужык пайшоў адчыніць варота і зачаў смяяцца, а пан запытаўся:

Чаго ты смяесся?

І ён сказаў, што ў мяне ёсць такая рыбка: хто на рыбку гляне, то кажны смяецца. Таму пану вельмі захацелося рыбкі і за тую рыбку даў мўжыку пару валоў, пару коней і толькі збожа, колькі мужык хацеў. Ітак мужык знайшоў сваё шчасце ў двух грашах.

Минск, Изд."Беларусь", 1964 г.

Беларусь - европейское славянское государство. Её народ, находясь в постоянном контакте с другими народами мира, в частности, с шестьюдесятью европейскими народами, выработал сходные представления об окружающем мире, творил схожие фольклорные образы, в то же время сохраняя своё национальное своеобразие. Во всех белорусских народных волшебных сказках присутствуют леса и болота - неотделимая часть ландшафта страны. Герои сказок отправляются за тридевять земель в тридесятые царства-государства. Путь их лежит не через моря и горы, а через леса и болота.
В аудио книгу Алеся Якимовича "Белорусские народные волшебные сказки" вошли 26 белорусских аудио сказок из раздела "Волшебные сказки": "Пилипка-сынок", "Из рога всего много", "Сынок-с-кулачок", "Ох и золотая табакерка", "Отцов дар", "Алёнка", "Как Василь змея одолел", "Музыкант-чародей", "Покатигорошек", "Вдовий сын", "Жадный богатей", "Солдат Иванка", "Федор Набилкин и настоящие богатыри", "Иван Утренник", "Золотая яблонька", "Отдай то, что дома не оставил", "Волшебная дудка", "Андрей всех мудрей", "Золотая птица", "Как Иван чертей перехитрил", "Синяя свита навыворот шита", "Трем-сын Безымянный", "Откуда пошли паны на Полесье", "Чёрт-вор", "Про попа Кирилу и его работника Гаврилу", "Медведь".
Многие белорусские волшебные аудио сказки содержат пословицы и поговорки, такие, как: "Правду говорят: нанялся, что продался." Или: "Запас беды не чинит", "Паны и черти - одной шерсти", "Все черти одной шерсти", "Одни пануют, другие горюют" и другие.
Аудио книга "Белорусские народные волшебные сказки" снабжена справочным материалом, к каждой сказке вы можете прочитать её краткое содержание. Предлагаем слушать онлайн вместе с детьми или скачать бесплатно и без регистрации аудио "Белорусские народные волшебные сказки".

Белорусская народная волшебная аудио сказка "Пилипка-сынок", белорусский вариант известного у разных народов сюжета волшебной сказки о ведьме. Жили муж и жена. Детей у них не было. Однажды муж вырубил из ольхи полено, принёс домой и говорит жене: - На, поколыхай.- Стала жена полено в колыбели колыхать, припевая: - Люли-люли, сынок, с белыми...

Редакционная аудио статья "О книге "Белорусские народные сказки": "Белорусские народные сказки". Пересказ Алеся Якимовича. Перевод с белорусского Григория Петникова. Художник А. Волков. Для младшего возраста. Издательство "Беларусь" Государственного комитета Совета Министров Белорусской ССР по печати. Минск, 1964 год. Редактор В. А. Жиженко....

Белорусская народная волшебная аудио сказка "Из рога всего много". Жили бедняки дед и баба, заработать не могли, только подаяние просили. Сэкономила старуха гарнец (русская мера объёма сыпучих тел = 3,2798 л) проса. Вскопал старик клочок земли и посеял просо. Хорошее выросло просо. Да истоптал его журавль. Остались старики без проса. Посылает...

Белорусская народная волшебная сказка "Сынок-с-кулачок" - о маленьком, находчивом мальчонке, победившем и пана и волка. Жили дед с бабой. Был у них маленький сынок, которого так и звали: "сынок-с-кулачок". Дед поехал в поле. Баба сготовила обед. Мальчонка вызвался отвезти обед отцу ("тата" по-белорусски). Пока отец обедал, сынок-с-кулачок...

Белорусская народная волшебная аудио сказка "Ох и золотая табакерка", в которой за доброту бедняку сироте Янке помогают кот, мышка и рыбка. Жил сирота Янка в отцовской хатке с пёстрым котиком. Как-то нёс Янка охапку хвороста, присел на пенёк и произнёс: "Ох, ох!.." Тут выскочил старичок, спросил зачем Янка звал его два раза по имени Ох, Ох....

Белорусская народная волшебная аудио сказка "Отцов дар" - "Сиква-бурка" и "Конёк-горбунок" по-белорусски, об Иване-простофиле. "Жил на свете хороший человек. Было у него три сына - двое умных, а третий - Иван-простофиля. Умные поженились,.. а Иван всё на печи лежит да на жалейке играет..." - так начинается белорусская сказка "Отцов дар"....

Белорусская народная волшебная сказка "Алёнка" о девочке Алёнке по прозвищу Крапивница. Сюжет сказки "Алёнка" напоминает русскую и европейские сказки "Дикие лебеди", в которых сестра выручает заколдованных злой ведьмой в лебедей братьев. Сестра должна была сплести рубашки из крапивы для братьев. В более сложных сюжетах условием было молчание...

Белорусская народная волшебная аудио сказка "Как Василь змея одолел" небольшая по объёму, начинается с присказки: "Было оно или не было, правда ли то или нет, - послушаем лучше, что сказка сказывает..." А сказка сказывает о страшном-престрашном змее: сильном, злом и кровожадном. Прилетел змей в один край, вырыл себе нору среди леса у горы и всем...

Белорусская народная волшебная сказка "Музыкант-чародей". С детских лет начал играть музыкант на дудочке. Как заиграет - волы перестают щипать травку, птички притихнут, лягушки перестанут квакать. Люди слушают не шелохнувшись. Заиграет дудочка печальное - всех охватывает грусть. Встаёт перед каждым вся его трудная жизнь. Заиграет дудочка...

Белорусская волшебная аудио сказка "Покатигорошек". Достаточно длинная сказка на несложный сюжет со всеми атрибутами волшебной сказки. Были у крестьянина два сына и дочь Палаша. Братья пошли искать работу. Путь их лежал через пущу. Через неделю Палаша понесла братьям хлеб и еду. А в пуще жил поганый Смок с железным языком. Он переложил...

Белорусская народная волшебная аудио сказка "Вдовий сын". Многоплановый сюжет длинной сказки. Многократные повторения, кратность трём акцентируют внимание слушателя на самых важных судьбоносных моментах. Началось всё с того, что налетел в некоторое государство девятиглавый змей Чудо-Юдо и украл с неба солнце и месяц. Стало плохо людям жить -...

Белорусская народная волшебная аудио сказка "Жадный богатей" о том, как волшебная серебряная рыбина помогла бедняку и наказала его жадного брата. Жили два брата: богатый и бедный. Бедный удил в озере рыбу - тем и жил. Справлял раз богатый свадьбу - сына женил. Много собралось у него гостей. "Пойду-ка и я к брату в гости, - думает бедняк. Взял...

Белорусская народная волшебная аудио сказка "Солдат Иванка". Волшебный конь помогал отставному солдату Иванке превращаться в богатыря. Отслужил Иванка 25 лет в армии солдатом, выслужил синий билет. (Справка: Синий билет - свидетельство об увольнении с военной службы. В прежнее время срок службы в армии в России был 25 лет. Кроме синего билета,...

Белорусская народная волшебная аудио сказка "Фёдор Набилкин и настоящие богатыри". Трёхглавый, шестиглавый и девятиглавый змеи Смоки являются волшебными атрибутами аудио сказки "Фёдор Набилкин и настоящие богатыри". В остальном сказка похожа на бытовую сказку, где прославляются ум и смекалка гораздо более чем сила, даже, если это сила...

Белорусская народная волшебная аудио сказка "Иван Утренник". Сколько же всякого волшебства в этом замысловато закрученном, получасовом сюжете. Кащей Бессмертный может принимать облик седенького дедка: сам с ноготок, борода с локоть, глаза как яблоки. Железными толчками постукивает, проволочным кнутом пощёлкивает. Владеет Кащей большим домом на...

Белорусская народная волшебная аудио сказка "Золотая яблонька" - белорусский вариант "Крошечки-Хаврошечки" - сказки о злой мачехе и падчерице. Жил дед с бабой. И были у них дочки - дедова дочка и бабина дочка. Дедову дочку звали Галя, а бабину - Юля. Баба дочку свою любила да холила, а дедову в чёрном теле держала, всё старалась её со свету...

Белорусская народная волшебная аудио сказка "Отдай то, что дома не оставил" - сказка со множеством волшебных превращений и перевоплощений. Пошёл один человек на охоту, в погоне за туром (диким быком с большими рогами) попал в болото, в самую трясину. Явился откуда-то щупленький седой дедок с длинною бородою, в лаптях в сажень длиною и за...

Белорусская народная волшебная аудио сказка "Волшебная дудка" - революционный призыв к свержению власти узурпаторов от панов-богатеев, нажившихся на чужом труде. Сказка начинается с красивого зачина: "Давно ль это было, или недавно, так ли было или не так - теперь никто уж о том не знает. Ну, так расскажем вам то, что деды своим внукам...

Белорусская народная волшебная аудио сказка "Андрей всех мудрей"- сказка о счастье, гимн любви. Жил один пытливый хлопец Андрей. Куда ни глянет, что ни увидит, обо всём у людей расспрашивает. Люди отвечали ему, отвечали, да под конец видят, что не знают, что отвечать. Стали над Андреем смеяться: "Да разве можно всё знать?" Но Андрей решает...

Белорусская народная волшебная аудио сказка "Золотая птица" - известный в международном фольклоре сюжет о золотой яблоне, золотой птице, воровавшей золотые яблоки, о сером волке. В сказке "Золотая птица" - старая волчица выручает доброго Ивана-дурачка. Не обошлось и без злых и жадных братьев. Сказка начинается с знакомства с семьёй главного...


Нашла две белорусские народные сказки в книге «Крынi ца» Р.М. Миронова. Чтобы было интересно и русскоязычным моим читателям и их детям, я перевела эти сказки и на русский язык. Интересного вам прочтения:)


Не сi лай, а розумам.

Адзi н чалавек пайшоў у лес дровы секчы. Насек дроў, сеў на пень адпачыць.

Прыходзi ць мядзведзь.

Гэй, чалавек, давай будзем барукацца!

Паглядзеў чалавек на мядзведзя: дужы калмач, дзе з i м барукацца! Сцi сне лапамi – i дух вон…

Э, - кажа чалавек, - што мне з табою барукацца! Давай спярша паглядзi м, цi маеш ты сi лу.

А як глядзець будзем? – пытаецца мядзведзь.

Узяў чалавек сякеру, расшчапi ў пень зверху, убi ў у расколi ну клi н i кажа:

Калi раздзярэш гэты пень лапаю, значыць, маеш сi лу. Тады я з табою буду барукацца.

Ну, мядзведзь, не падумаўшы, тыц лапу ў расколi ну. А чалавек тым часам трах абухом па клi ну – той i выскачыў.

Раве мядзведзь, скача на трох лапах, а нi расшчапi ць пня, нi вырвацца з яго не можа.

Но што, - кажа чалавек, - будзеш барукацца са мною?

Не, - енчыць мядзведзь, - Не буду.

То-та ж, - сказаў чалавек. – Не толькi сi лаю барукацца можна, а i розумам.

Убi ў ён клi н назад у пень; мядзведзь вырваў лапу ды ходу ў гушчар без аглядкi .

З таго часу ён i баi цца сустракацца з чалавекам.

Пра што кукуе зязюля.

Было гэта даўным-даўно, калi зазюля сваю сям`ю мела. Жыла адна зязюля з дзецьмi : сынком i дачкою. Мацi кожнай ранi цай лятала далёка ў лес па чарвякоў, казюляк, а дзяцей пакi дала ў хатцы адных.

Глядзi це ж, дзеткi , нi куды не выходзьце! Чакайце мяне! – наказала яна.

Але дзецi не вельмi слухалi ся мацi . Толькi яна паляцi ць шукаць спажыву, яны замкнуць хатку на замок, а самi пойдуць гуляць.

I вось аднойчы так разгулялi ся, што не заўважылi , як згубi лi ключак ад хаткi . Толькi пад вечар агледзелi ся.

Ой, што ж нам рабi ць цяпер? – спалохалася сястрыца. – Хадзем, брацi к шукаць ключ! Ты i дзi ў той бок, а я ў гэты. Як знойдзеш ключ, дык гукай мяне, а я знайду – цябе гукаць буду.

Разышлi ся яны ў розныя бакi . Сястрыца хутка знайшла ключ i пачала клi каць брата. Але брат адышоў далёка i заблудзi ўся.

Так вось i лятае аж да гэтага часу сястрыца па лясах, па садах i ўсё шукае свайго братца:

Ку-ку, брацi к! Ку-ку, ключык знайшла! Дзе ты? Ку-ку!


На русском...

Не силой, ​​а умом.

Один человек пошел в лес дрова рубить. Нарубил дров, сел на пенек отдохнуть.

Приходит медведь.

Эй, человек, давай будем бороться!

Посмотрел человек на медведя: крепкий калач, где с ним бороться! Сожмет лапами - и дух вон...

Э, - говорит человек, - что мне с тобой бороться! Давай сначала посмотрим, имеешь ли ты силу.

А как смотреть будем? - Спрашивает медведь.

Взял человек топор, расщепил пень сверху, вбил в расщелину клин и говорит:

Если разорвешь этот пень лапой, значит, имеешь силу. Тогда я с тобой буду бороться.

Ну, медведь, не подумав, тыц лапу в расщелину. А человек тем временем трах обухом по клину - тот и выскочил.