Памятник дюку в одессе - красочный талисман и визитная карточка города.


Памятник герцогу де Ришельё в Одессе (также известен как памятник дюку , Ришельё, герцогу, бронзовый дюк) - бронзовый монумент в полный рост, посвящённый Арману Эмманюэлю дю Плесси, герцогу де Ришельё, открыт в 1828 году . Первый памятник, установленный в Одессе .

Предыстория

История создания

Получив горестное известие из Парижа о кончине Ришелье, граф Ланжерон обратился с призывом к населению начать сбор средств на сооружение памятника. Заступивший в мае 1823 года на пост Новороссийского генерал-губернатора, граф М. С. Воронцов заказал памятник известному скульптору И. П. Мартосу . Он стал одним из последних творений этого выдающегося русского мастера.
Памятник представляет собой бронзовую статую Ришельё в римской тоге со свитком в руке и тремя латунными горельефами , символизирующими земледелие, торговлю и правосудие. Заложен 30 июня г. Скульптура и горельефы отлиты в бронзе литейным мастером В. П. Екимовым в Петербурге. Постамент выдающегося петербургского архитектора А. И. Мельникова и архитектора Ф. К. Боффо . Монумент в стиле классицизма, представляет собой поставленную на пьедестал бронзовую статую А.-Э. Ришельё. Величина фигуры несколько больше натуральной. Квадратный в плане пьедестал с карнизом из розового полированного гранита с берега реки Южный Буг (около Вознесенска), подаренный херсонским помещиком Скаронинским , отделан мастером П. Джерари . Основанием пьедестала служит стилобат в форме усечённой пирамиды из местного известняка с четырьмя ступенями из гранита.

На гранях пьедестала в прямоугольных нишах установлены плиты и горельефы. На фасадной - латунная золочёная плита с надписью:

ГЕРЦОГУ ЕММАНУИЛУ ДЕ РИШЕЛЬЕ УПРАВЛЯВШЕМУ СЪ 1803 ПО 1814 ГОДЪ НОВОРОССIЙСКИМ КРАЕМЪ И ПОЛОЖИВШЕМУ ОСНОВАНIЕ БЛАГОСОСТОЯНИЮ ОДЕССЫ БЛАГОДАРНЫЕ КЪ НЕЗАБВЕННЫМЪ ЕГО ТРУДАМЪ ЖИТЕЛИ ВСЕХЪ СОСЛОВIЙ СЕГО ГОРОДА И ГУБЕРНИЙ ЕКАТЕРИНОСЛАВСКОЙ ХЕРСОНСКОЙ И ТАВРИЧЕСКОЙ ВОЗДВИГЛИ ПАМЯТНИКЪ СЕЙ ВЪ 1826 ГОДѣ ПРИ НОВОРОССIЙСКОМ ГЕНЕРАЛЪ-ГУ-БЕРНАТОРѣ - ГРАФѣ ВОРОНЦОВѣ

На трёх боковых сторонах - бронзовые горельефные изображения, символизирующие торговлю, правосудие и земледелие.

Работами по установке памятника руководил архитектор Ф. К. Боффо .

Открытие бронзового памятника Дюку состоялось 22 апреля 1828 года .

    Richelieu Odessa 1.jpg

    Richelieu Odessa 2.jpg

    Richelieu Odessa 5.jpg

    Richelieu Odessa 3.jpg

Повреждение во время Крымской войны

Напишите отзыв о статье "Памятник де Ришельё"

Примечания

Отрывок, характеризующий Памятник де Ришельё

– А вот она, царица Петербурга, графиня Безухая, – говорила она, указывая на входившую Элен.
– Как хороша! Не уступит Марье Антоновне; смотрите, как за ней увиваются и молодые и старые. И хороша, и умна… Говорят принц… без ума от нее. А вот эти две, хоть и нехороши, да еще больше окружены.
Она указала на проходивших через залу даму с очень некрасивой дочерью.
– Это миллионерка невеста, – сказала Перонская. – А вот и женихи.
– Это брат Безуховой – Анатоль Курагин, – сказала она, указывая на красавца кавалергарда, который прошел мимо их, с высоты поднятой головы через дам глядя куда то. – Как хорош! неправда ли? Говорят, женят его на этой богатой. .И ваш то соusin, Друбецкой, тоже очень увивается. Говорят, миллионы. – Как же, это сам французский посланник, – отвечала она о Коленкуре на вопрос графини, кто это. – Посмотрите, как царь какой нибудь. А всё таки милы, очень милы французы. Нет милей для общества. А вот и она! Нет, всё лучше всех наша Марья то Антоновна! И как просто одета. Прелесть! – А этот то, толстый, в очках, фармазон всемирный, – сказала Перонская, указывая на Безухова. – С женою то его рядом поставьте: то то шут гороховый!
Пьер шел, переваливаясь своим толстым телом, раздвигая толпу, кивая направо и налево так же небрежно и добродушно, как бы он шел по толпе базара. Он продвигался через толпу, очевидно отыскивая кого то.
Наташа с радостью смотрела на знакомое лицо Пьера, этого шута горохового, как называла его Перонская, и знала, что Пьер их, и в особенности ее, отыскивал в толпе. Пьер обещал ей быть на бале и представить ей кавалеров.
Но, не дойдя до них, Безухой остановился подле невысокого, очень красивого брюнета в белом мундире, который, стоя у окна, разговаривал с каким то высоким мужчиной в звездах и ленте. Наташа тотчас же узнала невысокого молодого человека в белом мундире: это был Болконский, который показался ей очень помолодевшим, повеселевшим и похорошевшим.
– Вот еще знакомый, Болконский, видите, мама? – сказала Наташа, указывая на князя Андрея. – Помните, он у нас ночевал в Отрадном.
– А, вы его знаете? – сказала Перонская. – Терпеть не могу. Il fait a present la pluie et le beau temps. [От него теперь зависит дождливая или хорошая погода. (Франц. пословица, имеющая значение, что он имеет успех.)] И гордость такая, что границ нет! По папеньке пошел. И связался с Сперанским, какие то проекты пишут. Смотрите, как с дамами обращается! Она с ним говорит, а он отвернулся, – сказала она, указывая на него. – Я бы его отделала, если бы он со мной так поступил, как с этими дамами.

Вдруг всё зашевелилось, толпа заговорила, подвинулась, опять раздвинулась, и между двух расступившихся рядов, при звуках заигравшей музыки, вошел государь. За ним шли хозяин и хозяйка. Государь шел быстро, кланяясь направо и налево, как бы стараясь скорее избавиться от этой первой минуты встречи. Музыканты играли Польской, известный тогда по словам, сочиненным на него. Слова эти начинались: «Александр, Елизавета, восхищаете вы нас…» Государь прошел в гостиную, толпа хлынула к дверям; несколько лиц с изменившимися выражениями поспешно прошли туда и назад. Толпа опять отхлынула от дверей гостиной, в которой показался государь, разговаривая с хозяйкой. Какой то молодой человек с растерянным видом наступал на дам, прося их посторониться. Некоторые дамы с лицами, выражавшими совершенную забывчивость всех условий света, портя свои туалеты, теснились вперед. Мужчины стали подходить к дамам и строиться в пары Польского.
Всё расступилось, и государь, улыбаясь и не в такт ведя за руку хозяйку дома, вышел из дверей гостиной. За ним шли хозяин с М. А. Нарышкиной, потом посланники, министры, разные генералы, которых не умолкая называла Перонская. Больше половины дам имели кавалеров и шли или приготовлялись итти в Польской. Наташа чувствовала, что она оставалась с матерью и Соней в числе меньшей части дам, оттесненных к стене и не взятых в Польской. Она стояла, опустив свои тоненькие руки, и с мерно поднимающейся, чуть определенной грудью, сдерживая дыхание, блестящими, испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе. Ее не занимали ни государь, ни все важные лица, на которых указывала Перонская – у ней была одна мысль: «неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцовать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а ежели смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: А! это не она, так и нечего смотреть. Нет, это не может быть!» – думала она. – «Они должны же знать, как мне хочется танцовать, как я отлично танцую, и как им весело будет танцовать со мною».
Звуки Польского, продолжавшегося довольно долго, уже начинали звучать грустно, – воспоминанием в ушах Наташи. Ей хотелось плакать. Перонская отошла от них. Граф был на другом конце залы, графиня, Соня и она стояли одни как в лесу в этой чуждой толпе, никому неинтересные и ненужные. Князь Андрей прошел с какой то дамой мимо них, очевидно их не узнавая. Красавец Анатоль, улыбаясь, что то говорил даме, которую он вел, и взглянул на лицо Наташе тем взглядом, каким глядят на стены. Борис два раза прошел мимо них и всякий раз отворачивался. Берг с женою, не танцовавшие, подошли к ним.
Наташе показалось оскорбительно это семейное сближение здесь, на бале, как будто не было другого места для семейных разговоров, кроме как на бале. Она не слушала и не смотрела на Веру, что то говорившую ей про свое зеленое платье.
Наконец государь остановился подле своей последней дамы (он танцовал с тремя), музыка замолкла; озабоченный адъютант набежал на Ростовых, прося их еще куда то посторониться, хотя они стояли у стены, и с хор раздались отчетливые, осторожные и увлекательно мерные звуки вальса. Государь с улыбкой взглянул на залу. Прошла минута – никто еще не начинал. Адъютант распорядитель подошел к графине Безуховой и пригласил ее. Она улыбаясь подняла руку и положила ее, не глядя на него, на плечо адъютанта. Адъютант распорядитель, мастер своего дела, уверенно, неторопливо и мерно, крепко обняв свою даму, пустился с ней сначала глиссадом, по краю круга, на углу залы подхватил ее левую руку, повернул ее, и из за всё убыстряющихся звуков музыки слышны были только мерные щелчки шпор быстрых и ловких ног адъютанта, и через каждые три такта на повороте как бы вспыхивало развеваясь бархатное платье его дамы. Наташа смотрела на них и готова была плакать, что это не она танцует этот первый тур вальса.

Памятник Дюку, или, вернее, памятник Арману Эмманюэлю дю Плесси, герцогу де Ришельё – это еще одна достопримечательность Одессы и первый монумент, открытый в этом городе. Он был создан в 1828 году и представляет собой бронзовую фигуру в полный рост.

Чем же заслужил этот француз такого почета, и каким образом он оказался в Одессе? Герцог де Ришелье прибыл в Одессу 9 марта 1803 года. На то время Одесса уже существовала 8 лет, однако представляла собой небольшое селение с парой сотен деревянных домиков. Герцог де Ришелье, который стал первым градоначальником Одессы, превратил ее в настоящую жемчужину у моря, создав здесь один из самых крупных торговых портов. Во времена его управления Одесса начала активно застраиваться, появился первый Одесский оперный театр, типография, были открыты коммерческое училище и институт благородных девиц. Герцог де Ришелье оставался неизменным градоначальником Одессы на протяжении одиннадцати лет. За это время население города достигло 35 тысяч человек.

Однако когда во Франции к власти снова пришли Бурбоны, он вернулся на родину, где стал премьер-министром. Александр І посетивший Одессу через три года, после того как герцог покинул Россию, был настолько поражен метаморфозами и преображением города, что тут же издал указ об награждении герцога де Ришелье орденом Андрея Первозванного. Умер герцог в возрасте 56 лет во Франции. Когда весть о его кончине достигла Одессы, все жители Южной Пальмиры были поражены столь внезапной кончиной самого уважаемого в городе человека. И тогда Александр-Луи Андре де Ланжерон, тогдашний градоначальник Одессы и большой друг герцога призвал жителей собрать пожертвования на строительство памятника. Эскиз памятника разрабатывал величайший скульптор того времени Иван Мартос, который изобразил герцога в полный рост, словно шествующим по Одессе. Разрешение на установку монумента подписывал сам Александр І.

Много воды истекло с тех пор, много изменилось в Одессе, однако памятник Дюку до сих пор остается излюбленным местом встреч для одесситов и визитной карточкой города.

Памятник первому градоначальнику Одессы герцогу де Ришелье


В начале августа 1812 г. в Одессе началась страшная эпидемия чумы : заболел каждый пятый горожанин, а умер каждый восьмой. Первый градоначальник Одессы, Дюк (в переводе с франц. - «герцог») де Ришелье , смог не только спасти город от вымирания, но и вывести его на уровень торгового порта международного значения. Сегодня памятник Дюку - визитная карточка Одессы и свидетельство всенародной любви и благодарности за ее спасение.



Арман Эммануэль София-Септимани де Виньеро дю Плесси, граф де Шинон, герцог де Ришелье, в России известный как Эммануил Осипович де Ришелье, был правнуком знаменитого кардинала Франции, о котором писал А. Дюма. После Великой французской революции он вынужден был покинуть Францию. В составе российских войск он принимал участие в военных действиях, в том числе против Французской республики. В 1803 г. Александр I предложил ему пост градоначальника Одессы.



Эммануил Осипович де Ришелье


Дюк де Ришелье не был основателем Одессы - город существовал и до него. В нем проживало около 9 тысяч жителей, и его нельзя было назвать процветающим. Для оживления торговли в порту де Ришелье уменьшил пошлину, при нем стали приносить доход соляные прииски, банковское дело, биржа, экспорт пшеницы. Из Италии он выписал акации и засадил ими город. За 11 лет его правления население Одессы увеличилось до 30 тысяч человек, городские доходы выросли в 25 раз, таможенные поступления - в 90. Одесса превратилась в процветающий европейский порт.



Памятник герцогу де Ришелье. Открытка 1900 г.


Однако город, в который де Ришелье заманивал купцов со всей Европы, в 1812-1813 гг. внезапно оказался на грани краха: неожиданно разразилась эпидемия чумы, унесшая около 3000 жизней. В начале августа 1812 г. внезапно умерли 30 человек, симптомы заболевания были схожими. Как только герцог де Ришелье узнал об этом, он разделил город на 5 районов, и в каждом из них назначил инспектора и доктора, ответственных за контроль над ситуацией. Отряды вооруженных казаков контролировали изоляцию зараженных районов.



Памятник герцогу де Ришелье. Открытка 1905 г.


К середине осени ситуация ухудшилась: от чумы погибли 4 лучших врача и 1720 горожан. Тогда де Ришелье пошел на крайнюю меру - всеобщий карантин. Все землянки, в которых ранее находились больные, были сожжены. На 100 верст вокруг города установили санитарный кордон. Продовольствие привозили только по одной дороге. Без специального разрешения ни один житель не имел права покидать свое жилище. Дважды в день по домам разносили продукты. Все общественные, торговые и культурно-развлекательные заведения были закрыты, даже церкви. Строгий карантин продлился 46 дней. Для обеззараживания воздуха на улицах разжигали костры. Монеты перед использованием промывали в уксусе (в те времена это считалось хорошим дезинфицирующим средством). Всех прибывших ожидал двухнедельный карантин: их поселяли в зданиях возле моря, вход в которые охранял часовой.



Памятник Дюку де Ришелье, спасшему город от чумы


Повозка с красным флагом сигнализировала о приближении тех, кто контактировал с больными, повозка с черным флагом предупреждала о том, что на ней везут тела умерших от чумы. Герцог де Ришелье переживал эпидемию как личную трагедию. Ежедневно он совершал рейд по улицам города, заходил в дома и больницы, помогал бедным продовольствием и одеждой, а когда гробовщики отказывались хоронить чумные трупы, он сам брал лопату и рыл могилы. Всего за 1812-1813 гг. из 3331 зараженного удалось выжить лишь 675-ти горожанам, однако за год эпидемия чумы все же была остановлена.

Герцог Ришелье, а точнее — Арман Эммануэль дю Плесси дюк де Ришелье, граф Широн, герцог де Фронсак – родился в Париже в 1766 году. Он являлся внучатым племянником того самого кардинала Ришелье, которого изобразил писатель Александр Дюма на страницах знаменитого романа «Три мушкетера».

После победы Великой французской революции герцог вынужден был оставить страну. Он прибыл в Российскую империю, считавшуюся главным оплотом монархии в Европе, и быстро сделал карьеру. Когда император Александр I искал кандидата на должность градоначальника Одессы – он остановил свой выбор на Ришелье.

Спустя десятилетие, в 1813 году, Ришелье сообщал императору: «Одесса сделала за последнее время такие успехи, которые не делала ни одна страна в мире». Опираясь на запорожских казаков, которым Ришелье отвел для поселения слободу на окраине Одессы, он быстро навел порядок на улицах города и в пригородах. Суровыми мерами Ришелье смог искоренить коррупцию. За 10 лет его правления городские доходы увеличились в 25 раз, а таможенные поступления составляли 2 миллиона рублей (возросли в 90 раз)!

При Ришелье город начинает развиваться невиданными для того времени темпами. Сюда хлынули поселенцы разных народностей и вероисповеданий. Память о них до сих пор хранится в названиях улиц и районов: Молдованка; Болгарская, Греческая, Польская и Еврейская улицы; Большая и Малая Арнаутские (арнауты – албанцы, бежавшие от турецкого гнёта), Французский и Итальянский бульвары; Армянский и Лютеранский переулки.

Иностранцам Ришелье предоставил возможность вести бизнес на льготных условиях. В результате одесситами поспешили стать множество итальянцев, греков, персов, немцев, англичан, испанцев, египтян и других, придавших городу его неповторимую многонациональную атмосферу. За 12 лет население Одессы увеличилось в четыре раза – в городе проживало 35 тысяч жителей.

На собственные деньги градоначальник закупил в Вене саженцы акаций и бесплатно раздавал их каждому, кто обещал посадить деревья и ухаживать за ними. Одесса и поныне знаменита своей белой акацией.

Известен факт, что когда в город прибыл первый обоз с пшеницей, торговля которой должна была обогатить город, герцог де Ришелье устроил роскошный праздничный обед, на котором присутствовали все именитые граждане города. Все гости, следуя примеру градоначальника, сидели за столом не на стульях, а на мешках с пшеницей.

В 1812 году на город обрушилась чума. Город сразу разделили на 15 участков. Жителям строжайше запретили выходить из домов. Провизию они получали через окна, при этом деньги опускались в сосуд с уксусом, служившим в то время дезинфицирующим средством.

По городу ходили мортусы (погребальщики). Они появлялись в чёрной просмоленной одежде и в таких же рукавицах, в масках с вытянутой носовой частью, куда клали тёртый чеснок (ещё одно дезинфицирующее средство). Вооружённые длинными шестами с крючьями и арканами, мортусы выволакивали больных из квартир и клали на телеги. Каждая имела свой флаг. Под белым флагом увозили заболевших без явных признаков чумы, под красным – зачумленных и под чёрным – мертвецов.

Одесса была отрезана от всего мира. По рекам Южному Бугу, Днестру, Кодыме и по сухопутной границе с Подолией установили кордон. Порт закрыли.

Но даже когда в городе свирепствовала чума, Ришелье не боялся заходить в дома больных и оказывать им помощь.

Чума свирепствовала до конца года. Из 20 тысяч жителей Одессы заболело 4038 и умерло 2632: каждый восьмой житель города.

Всех погибших хоронили далеко за городом, в степи. На отдельном чумном кладбище. Впоследствии сюда начали вывозить городской мусор – над кладбищем надо было создать высокую насыпь, чтобы инфекция не проникла из-под земли. Так в городе появился высокий холм, получивший название «Чумная гора», «Чумка».

В 1814 году, когда Наполеон отрекся от престола, Ришелье – одесситы почтительно называли его дюком – решил вернуться на родину. Градоначальник покинул Одессу 26 сентября 1814 года. Благодарные одесситы на руках несли своего кумира к экипажу. Во Франции Ришелье стал премьер-министром страны, причем занимал этот пост дважды: в 1815-1818 гг. и в 1820-1821 гг.

В 1828-м одесситы возвели бронзовый памятник любимому градоначальнику. (Его автором стал один из самых известных тогдашних скульпторов Иван Мартос — автор памятника Минину и Пожарскому в Москве.) Вот так и получилось, что в украинском городе установлен памятник «дважды» премьер-министру крупного европейского государства.

Смело можно сказать, что таких градоначальников, как Ришелье, у Одессы было немного. Бескорыстный и благородный, мужественный и начисто лишенный личного тщеславия, Ришелье за 11 лет превратил Одессу в город, который мог конкурировать с европейскими столицами.

Отставка за самовольное тушение пожара

При рождении Ришелье получил имя, которое сразу и не запомнишь — Арман Эммануэль София-Септимани де Виньеро дю Плесси, граф де Шинон, 5-й герцог Ришелье. Он был праправнуком знаменитого кардинала Ришелье и внуком маршала Франции. Карьера юного Армана обещала быть блистательной — в 17 лет он стал первым камергером при дворе. Однако юноша был застенчив и начисто лишен любви к придворной жизни. Во времена Великой французской революции Ришелье бежал в Россию, эмигрировать в которую было в большой моде у европейцев. Узнав, что русская армия готовится к штурму Измаила, француз пожелал принять участие в этой операции. Он добился разрешения у Потемкина, и показал во время сражения такую храбрость, что получил в награду золотую шпагу. Ришелье решил поселиться в Петербурге и стал изучать русский язык. Его имя переиначили на русский лад и он стал Эммануилом Осиповичем де Ришелье. В начале своей карьеры, несмотря на то что он служил России верой и правдой, ему пришлось испытать на себе непостоянство русского характера. Однажды в окрестностях столицы вспыхнул сильный пожар и Ришелье, который имел генеральский чин, вместе со своими кирасирами бросился тушить его. Павел I жестко отчитал его, лишил всех званий и отправил в отставку, так как француз стал бороться с огнем, не получив соответствующего приказа.

Сделал Одессу городом свободы

Когда на престол взошел Александр I, все изменилось. Он предложил Ришелье самому выбрать себе должность, и тот отправился градоначальником в заштатный городишко на юге империи. В марте 1803 года Ришелье приехал в Одессу, которую тогда считали «помойной ямой Европы» и «республикой жуликов». Ришелье предстояла нелегкая задача — сделать из этого сомнительного поселения европейский город.

На строительство Одессы казна отпускала новому градоначальнику ничтожные средства. Но несмотря на это, при Ришелье были проложены широкие улицы, разбиты сады, выстроены собор, католическая церковь, синагога, больницы, театр, рынок и коммерческая гимназия. Некоторые из этих зданий существуют и сегодня, а строил и проектировал их знаменитый архитектор Тома де Томон. Уже через несколько лет Одесса была известна всей Европе. В городе прекрасно уживались, работали и торговали представители самых разных национальностей. Как писал историк Василий Надлер: «В Одессе не было места для исключительного господства какой-либо национальности, все были одинаково равны, одинаково свободны, и результатом этого… явилось неслыханно быстрое возрастание города».

Градоначальник лично хоронил «чумных»

Сам Ришелье был человеком очень скромным. Он ходил в старенькой шинели, не гнушался посещать крестьянские избы и еврейские лавки. Сохранились сведения, что каждый житель Одессы мог свободно высказать градоначальнику свои пожелания и претензии. Ришелье посещал стройки, принимал подчиненных и просителей, даже успевал побывать на археологических раскопках. Кстати, именно благодаря Ришелье в нашем городе появились знаменитые акации. Градоначальник выписал их из Италии и даже собственноручно высаживал на городских улицах.

В 1812 году Ришелье остался практически без средств, так как пожертвовал все свои сбережения на защиту страны, которая стала его новой родиной. Через год в Одессе началась эпидемия чумы, и Ришелье снова продемонстрировал не только свое благородство, но и бесстрашие — он безбояненно заходил к больным и находил для каждого слова утешения. Когда же перепуганные рабочие отказывались хоронить чумные трупы, градоначальник сам брал лопату и рыл могилы.