Можно ли считать личность соколова героической почему. Другие сочинения по этому произведению


Название произведения: Фотография, на которой меня нет
Виктор Петрович Астафьев
Год написания: 1968
Жанр: рассказ
Главные герои: Витя – рассказчик, Санька - его лучший друг, бабушка Вити, учитель

Сюжет

В маленькую деревеньку приезжает настоящий фотограф, чтобы сделать большую фотографию всех ребят - учеников местной школы. Это величайшее событие в жизни сельчан. Витя и Саня вечером в знак протеста, поскольку они не слишком прилежные ученики и не могут претендовать на лучшие места перед камерой, пошли кататься на речку и там Витя серьезно застудил ноги.

Всю ночь он кричал от боли, и всю ночь бабушка ухаживала за ним и лечила его ноги всеми доступными ей средствами. Наутро боль не прошла, и старуха понесла (ходить он не мог) внука в баню, где вновь парила и натирала его ноги. Но пойти в школу, чтобы сфотографироваться, мальчик не мог. Друг Санька, узнав об этом, тоже принял решение не идти фотографироваться, чтобы разделить с приятелем его беду. Через неделю Витя встал и смог ходить, но та фотография, на которой его не было вместе со всем классом, навсегда запомнилась мальчику.

Вывод (мое мнение)

Этот рассказ о настоящей любви и заботе, и о дружбе, и о быте крестьян и об их понимании места людей в этом мире. Фотография, которую рассказчику принес учитель, настоящая летопись села, по ней можно сказать, кто где трудится, кто ушел на войну и не вернулся, кто куда уехал - она помогает не забыть прошлое, а относиться к нему с уважением.

«Глухой зимою, во времена тихие, сонные нашу школу взбудоражило неслыханно важное событие».

Из города на подводе приехал фотограф!
Он приехал фотографировать учащихся!

Где поместить его на ночлег? В семье учителя — маленький ребенок, который болен и все время кричит.

Во второй половине дома, где живет учитель, размещалась контора. Там все время звонил телефон и люди громко кричали в трубку.

В «заезжем доме» — ямщики напьются и «вшей напустют» .

Фотограф был пристроен на ночь у десятника сплавконторы Ильи Ивановича Чехова. Там его могут угостить и умным разговором, и городской водочкой, и книжкой из шкафа.

Школьники готовились к съемке, обсуждая, что надеть, как причесаться. Было решено, что в первых рядах будут отличники, а хулиганы и двоечники — в последних.

Рассказчик и его друг Санька ни примерным поведением, ни оценками не могли похвастаться. Поэтому с горя, что окажутся в последнем ряду, где их никто и не разглядит, мальчишки накатались с горки на санках. Вернулись домой мокрые и разгоряченные.

Рассказчик страдал ревматизмом — и ночью у него разболелись ноги. Да так, что он завыл — сначала тихонько, по-щенячьи, затем и в полный голос.

Бабушка растерла ноги нашатырным спиртом, нашлепала его, закутала в пуховую шаль:

— Спи, пташка малая, Господь с тобой и анделы во изголовье.

Но растирка не помогла. Мальчик бился и кричал.

Бабушка велела деду растопить баню и унесла туда мальчонку — сам он идти уже не мог.

Санька из солидарности тоже сказал, что фотографироваться не пойдет. Тем более, что ему было совестно, ведь это он сманил приятеля кататься.

Учитель приходит справиться о здоровье мальчика и приносит ему фотографию класса. «Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое. Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых, ни ссыльных, ни самоходов. Еще уважают за то, что в любое время дня и ночи к учителю можно прийти и попросить написать нужную бумагу...»

Вот и благодарят учителей: то кринку сметаны «забудут» в учительских сенях, то дрова подвезут и у дома сгрузят.

Описываемые события происходили во времена раскулачивания.

«Раскулаченных и подкулачников выкинули вон глухой осенью, стало быть, в самую подходящую для гибели пору. И будь тогдашние времена похожими на нынешние, все семьи тут же и примерли бы. Но родство и землячество тогда большой силой были, родственники дальние, близкие, соседи, кумовья и сватовья, страшась угроз и наветов, все же подобрали детей, в первую голову грудных, затем из бань, стаек, амбаров и чердаков собрали матерей, беременных женщин, стариков, больных людей, за ними и всех остальных разобрали по домам».

Выселенные женщины ночью ходили в свои погреба за картошкой, соленьями, припасами. Они молили Бога о спасении одних и наказании других. «Но в те годы Бог был занят чем-то другим, более важным, и от русской деревни отвернулся».

Активисты-ликвидаторы разоряли крепкое хозяйство кулаков. «Катька Болтухина металась по селу, меняла отнятую вещь на выпивку, никого не боясь, ничего не стесняясь. Случалось, тут же предлагала отнятое самой хозяйке. Бабушка моя, Катерина Петровна, все деньжонки, скопленные на черный день, убухала, не одну вещь «выкупила» у Болтухиных и вернула в описанные семьи».

Выселяют и по второму разу, из тех избенок, где только угнездились. Баба Платошиха цепляется за косяк, срывая ногти в кровь. Ее швыряют на крыльцо, бьют сапогом по лицу. Тут родственник ее, немой Кирилл, что скрывался в лесу, подскочил и разнес ржавым колуном голову уполномоченному.

Бедно жило село, но учитель оказался очень деятельным: он послал школьников собирать утиль: старые самовары, тряпки, кости. Все это отвез в город и привез тетради, переводные картинки. «Мы попробовали сладких петушков на палочках, женщины разжились иголками, нитками, пуговицами.

Учитель еще и еще ездил в город на сельсоветской кляче, выхлопотал и привез учебники, один учебник на пятерых. Потом еще полегчение было — один учебник на двоих. Деревенские семьи большие, стало быть, в каждом доме появился учебник. Столы и скамейки сделали деревенские мужики и плату за них не взяли, обошлись магарычом, который, как я теперь догадываюсь, выставил им учитель на свою зарплату».

Так поднялась школа.

Учитель в теплое время ходит с учениками гулять в лес и поле и много рассказывает им, а дети делятся с ним своими знаниями о местной природе. Однажды компания увидела ядовитую змею и учитель, испугавшись за детей, убил ее палкой.

Фамилии учительской в деревне теперь никто не помнит, но главное, что осталось слово — Учитель.

Многие считают деревенские фотографии смешными, но это не так.

«Деревенская фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история, а еще не смешно и оттого, что фото сделано на фоне родового, разоренного гнезда».


Однажды глухой зимой в сельскую школу пришла радостная весть о том, что к ним приезжает фотограф. Все очень долго готовились к этому событию, искали, где он будет ночевать. В итоге, решили поселить его у десятника сплав. конторы.

На эту фотографию должен был попасть и главный герой произведения «Фотография, на которой меня нет» вместе с другом Санькой. За несколько дней до столь ожидаемого фотографирования мальчики пошли кататься на ледяную горку, и там главный герой замерз, в результате чего проявился давняя болезнь ног.

Из-за этого он не мог ходить и вместе со своим верным лучшим другом пропустил съемку. После того, как все сфотографировались, в дом мальчика пришел их учитель и принес фотографию всего класса.

Бабушка поместила снимок в деревянную рамку и повесила на стену, даже несмотря на то, что ее внука на ней нет. Это изображение висит там до сих пор – это настенная история деревенского народа.

Обновлено: 2017-08-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Урок литературы

в 9 классе

на тему:

М.Шолохов. «Судьба человека». Андрей Соколов – образ стойкого русского человека, прошедшего войну и плен. Психологическая точность повествования. Гуманизм рассказа .

Учитель Е.П.Першикова.

МОУ СОШ №1

г.Константиновск

2009г.

Тема урока : М.Шолохов. «Судьба человека». Андрей Соколов – образ стойкого русского человека, прошедшего войну и плен. Психологическая точность повествования. Гуманизм рассказа. (слайд №1)

Эпиграф к уроку. «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому судьба позвала».

Цели урока:

1.Проследить судьбу героя. Учиться его характеризовать.

2.Повторить некоторые литературные понятия (портрет, пейзаж, композиция, кульминация)

3.Работать с текстом, выявляя особенности художественной мастерской писателя.

4.Расширить понятие о героическом на материале рассказа.

5.Учить делать выводы, обобщать материал, составлять схемы.

Словарная работа (идет по мере обращения к тексту): гуманизм, стойкость, мужество, патриотизм.

Оформление: иллюстрации, рисунки, выставка книг, презентация.

Музыкальное оформление: песня «Священная война»

муз. А.Александрова, стихи В.Лебедева-Кумача; песня «Враги сожгли родную хату»

I . Предкоммуникативный этап.

Ученик. (звучит «Священная война») Слайд №2

Великая Отечественная война… Она вошла в судьбу каждого человека нашей страны всей своей тяжестью, оставив свой неизгладимый след. В один из первых дней войны из Вешенской в Москву на имя народного комиссара обороны поступила телеграмма: «В любой момент готов стать в ряды Рабоче-Крестьянской Армии и до последний капли крови защищать социалистическую Родину. Полковой комиссар запаса РККА писатель Михаил Шолохов». Просьба была удовлетворена.

Ученик. (слайд №3)

Шолохов видел войну не со стороны, а был там, где шел бой, в окопах, в землянках, на наблюдательных пунктах. Те, кто видел его на полях сражений, говорят об исключительном самообладании, мужестве, бесстрашии и душевном отношении к солдатам писателя, военного корреспондента Михаила Шолохова. Писатель был награжден боевыми орденами. (слайд №4) В 1943 году Шолохов писал: «Я видел своими глазами дочиста сожженные станицы, хутора, моих земляков-героев моих книг, видел сирот, видел людей, лишенных крова и счастья, страшно изуродованные трупы, тысячи искалеченных жизней…»

II . Актуализация знаний.

Учитель. (слайд №5)

С какими произведениями М.Шолохова о войне мы знакомились? («Наука ненависти», «Они сражались за Родину»)

Сегодня мы поговорим о судьбе одного из шолоховских героев, солдате Андрее Соколове из рассказа «Судьба человека». Проследим за тем, как сложилась его жизнь, какой след в его судьбе оставила война, постараемся разобраться в том, как писатель понимает героическое, будем учиться постигать художественную лабораторию писателя.

«Глаза человека – зеркало его души». Не случайно очень многие писатели, создавая образ своего героя, непременно обратят внимание на его глаза. Давайте проведем небольшой эксперимент. Послушайте сейчас описание глаз литературного героя и подумайте, каково может быть его мироощущение: безысходная трагичность или победившая трагедию сила духа.

«Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе…Видели вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно было смотреть? Такие глаза были у моего случайного собеседника».

(Звучит «Враги сожгли родную хату»)

Ответили? А теперь проверим свою проницательность, поработав над текстом рассказа.

II . Коммуникативный этап.

Что особенного вы заметили в композиции рассказа?

Где уже встречали такое построение рассказа? (рамочная композиция или «рассказ в рассказе»; Л.Толстой «После бала»)

Как вы думаете, зачем автору без видимых причин понадобилось заставлять своего героя рассказывать историю своей жизни незнакомому человеку? (много страдал, переполнен переживаниями, хочет излить душу, со случайным собеседником, да еще и шофером это сделать легче)

Почему повествование ведется от первого лица? Где встречали? (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)

Достоверность, документальная точность, искренность.

Чтобы вместить в рамки рассказа огромный жизненный материал (останавливается на главном)

Раскрывает человека не только в действии, но и в размышлении (обнаруживает внутренний мир, дает представление о мотивах, о силе человеческого духа).

Как, по-вашему, что бы потерял рассказ, если бы не было своеобразных комментариев автора-рассказчика? (помогают увидеть волнение и героя и автора, авторское отношение к герою).

Найдите эти комментарии, перечитайте, как автор показывает душевное состояние героя? (резко оборвал рассказ, в горле что-то клокочет и булькает, «волнение передалось и мне» и др.)

Прочитайте зарисовки природы в начале рассказа и после рассказа Соколова о гибели семьи. Какова роль вступительного пейзажа? Как и почему меняется восприятие пейзажа автором-повествователем после исполненных глубокого трагизма слов героя?

(у Шолохова мир природы и мир человека – единый жизненный поток; уходящая весна напоминает о прошедшей войне (найдите примеры: поваленный плетень, разруха, утлая лодчонка), но природа оживает, ее убить нельзя, она как символ возрождения мира (найдите подтверждение); после рассказа кажется уже иной) (слайд №6)

Рассказывая о своей фронтовой жизни, Андрей Соколов говорит: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому судьба позвала». Припомните факты жизни, подтверждающие эту мысль. Назовите кульминационные моменты повествования.

Перескажите эпизоды «В церкви» и «Психологический поединок с Мюллером». Как характеризуют героя его поступки, поведение?

Какие мотивы двигали Андреем, когда он решил усыновить Ванюшу? Как можно оценить этот поступок? Можно ли назвать этот поступок героическим? Если можно, то почему?

Учитель.

Теперь давайте подумаем, в чем же особенность в изображении героического в этом рассказе? Вспомните отрывки из романа «Они сражались за Родину». Сравните. Сделайте вывод.

Составление блок-схемы. (запись в тетради) (слайд №8)

Особенности героического.

Не на поле боя, а в плену

В духовном единоборстве с врагом

В стойкости посте потерь

В чувстве ответственности перед будущим.

А в чем вы видите истоки героизма героя?

Проявление русского национального характера

Совестливость (жизнь до войны, прощание с женой)

Трудолюбие

Может быть, что-то еще? (дать высказаться)

(слайд №9)

Подведение итогов урока.

Как вы понимаете смысл названия рассказа? Литературоведы считают, что в рассказе Шолохова мысль писателя движется от судьбы человека к судьбе человечества. Что вы думаете по этому поводу?

Домашнее задание.

Напишите небольшое рассуждение на тему «В чем смысл названия рассказа «Судьба человека».

«Личность и общество» - Любой ли человек является личностью? Как вы понимаете выражение «автономная личность»? Социальное окружение. Способен к сознательной творческой деятельности. Мораль, моральный выбор, моральный контроль. Нравственность бывает добрая бывает злая: Понятие характеризует человека как общественное существо.

«Творческая личность» - Всякий раз отстаивайте свое право на творчество, право выбора в принятии решений. Личность не просто имеет устойчивые творческие достижения, а далеко превосходит достижения современников в определенной сфере творческой деятельности. Психология творческого саморазвития. Третья стадия (характеризуется повышенной профессионально-творческой активностью личности в определенном виде деятельности).

«Личность учителя» - Учитель ориентирован на создание позитивной атмосферы класса и школы. Учитель должен быть великодушным. Модель личности учителя современной школы (проект). «Эффективный учитель». Личность педагога в современной школе. Учитель умеет передавать знания и формировать умения наилучшим образом. Личностно ориентированный: на педагога, на ученика, на всех субъектов образовательного процесса.

«Биография личности» - Нельзя любить то, чего не знаешь. Не смотрите на то, что делает наш человек. Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих. 8-9 класс Формирование способности критически оценивать себя и окружающих. Включение в более сложную систему отношений с миром. Возрастные особенности учащихся при восприятии биографического материала.

«Структура личности» - Б.Г. Ананьев. А.Г. Асмолов выделяет основные стратегии изучения структуры личности в рамках антропоцентрической парадигмы: Таким образом, В.Н.Мясищев характеризует единство личности динамикой нервнопсихической реактивности. Блок психических процессов, охватывающих индивидуальные особенности восприятия, мышления и т. П.

«Как человек научился считать» - Чтобы с успехом заниматься сельским хозяйством, понадобились математические знания. Одна пятерня означала 5, две – 10. Математика каменного века. Когда рук не хватало, в ход шли и ноги. Сколько цифр существует. Если внимательно рассмотреть, римские цифры похожи на пальцы. Очень сложно было складывать и вычитать.