Значение слова рок. Краткий курс сленга рок-музыки хх


рок

м. южн. зап. год, лето.

Стар. срок, урочное, уреченое время, пора, доба. Приити.... на уреченый рок. А жидове на тот рок не стали.

Ныне, судьба, предопределенье, участь, неминучее, суженое. Мусульмане веруют в рок, христиане в провиденье. Рока не минуешь. Против рока не пойдешь. Он убит, угнетен роком. Никто от своего рока не уйдет. Рок головы ищет. Рок виноватого (рок обреченного) найдет. Скорая женитьба видимый рок. Бойся, не бойся, а без року нет смерти. Роковой день, годовщина рокового дела; срочный, урочный, когда должно что-либо свершиться, решиться; когда судьба решает, решила участь, либо важное событие. Счастливый к обеду, роковой под обух.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

рок

рока, мн. нет, м. (книжн.). Судьба (устар. поэт.). Рок завистливой бедою угрожает снова мне. Пушкин. И то, что в жизни взято раз, не в силах рок отнять у нас. Некрасов. И на челе оставил рок средь юных дней печать страстей. Лермонтов.

В греч. мифологии и в мистических представлениях - потусторонняя сила или воля божества, предрешающая события человеческой и вообще земной жизни.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

рок

А, м, (высок.). Несчастливая судьба (в 1 знач.). По воле рока. Злой р. тяготеет над квм-н.

рок

    А, м. Обычно эксцентрическая эстрадная музыка, насыщенная социально-драматической экспрессией, исполняемая в быстрых ритмах, чаще на электронных инструментах, с участием голоса (голосов). Электронный р. Тяжелый р. (с усиленным звуком, особо энергичный, жесткий и динамичный, вызывающий агрессивное возбуждение слушателей).

    А, м. То же, что рок-н-ролл (разг.).

    неизм. Относящийся к рок-музыке. Танец в стиле р. Джаз-р.

    прил. также рбковый, -ая, -ое. Роковая музыка.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

Рок (Кальвадос)

Рок - коммуна во Франции, находится в регионе Нижняя Нормандия. Департамент коммуны - Кальвадос. Входит в состав кантона Лизьё 1-й кантон. Округ коммуны - Лизьё .

Код INSEE коммуны 14540.

Рок (альбом)

«Рок» - шестой по счету альбом группы « Наив ». Также эта пластинка является первым концертным CD, записанным на 12-летии коллектива в СДК МАИ 2 декабря 2000 года. В 2004 году альбом был переиздан, в новой версии альбома вместо концертной записи песни «Рок» появилась студийная.

Рок (озеро)

Озеро Рок - озеро в юго-восточном Висконсине, США. Озеро лежит в 20 милях к востоку от города Мадисон штата Висконсин.

Рок (округ, Миннесота)

Рок - округ в штате Миннесота, США. Столица и крупнейший город - Луверн. По оценочной переписи 2009 года в округе проживают 9483 человек. Площадь - 1251 км², из которых 1250,4 км² - суша, а 0,63 км² - вода. Плотность населения составляет 8 чел/км².

Рок (округ, Небраска)

Округ Рок - округ, расположенный в штате Небраска, США с населением в 1526 человек по данным переписи населения 2010 года. В округе расположены два населённых пункта - город Бассет, который является окружным центром округа и деревня Ньюпорт.

Рок (округ)

В Соединённых Штатах Америки насчитывается три округа с названием Рок :

  • Рок - округ в штате Винсконсин.
  • Рок - округ в штате Миннесота.
  • Рок - округ в штате Небраска.

Рок (фильм)

«Рок » - документальный фильм Алексея Учителя, посвящённый советскому року 1980-х годов. По оценке критиков, это был первый фильм, освещающий тему русского рока, снятый отечественными специалистами. Съёмки картины проходили в местах работы рок-музыкантов, в том числе в « Камчатке », которая сейчас является местом памяти Виктора Цоя, и на ул. Рубинштейна, 13, в Ленинградском рок-клубе (V рок-фестиваль). Бонусом к DVD, выпущенному в конце 1990-х годов, стал репортаж о похоронах поэта А. Башлачёва - одного из самых выдающихся деятелей рок-культуры тех лет.

Рок (студия)

Творческо-производственное объединение «Рок» - российская кинокомпания, занимающаяся производством художественных и документальных фильмов. Генеральный директор - Алексей Учитель. Продюсер - Кира Саксаганская.

Рок (приток Биг-Су)

Рок - река в США, на юго-западе Миннесоты и на северо-западе Айовы.

Берёт начало на территории округа Пайпстоун, штат Миннесота, в 21 км к северо-востоку от города Пайпстоун. Течёт преимущественно в южном направлении, протекая через территорию округа Рок и округа Лайон. Далее поворачивает на юго-запад и течёт через территорию округа Су. Впадает в реку Биг-Су примерно в 10 км к северу от города Хауарден. Длина реки составляет около 232 км.

В нижнем течении принимает крупный приток Литл-Рок (около 120 км). На берегах реки расположены следующие населённые пункты: Холланд, Эджертон, Луверн, Рок-Рапидс, Дун и Рок-Вэлли.

Рок (округ, Висконсин)

Округ Рок располагается в штате Висконсин, США. Официально образован в 1836 году. По состоянию на 2010 год, численность населения составляла 160 331 человека.

Рок (Верхняя Гаронна)

Рок (, также Рок-сюр-Гарон ) - коммуна во Франции, находится в регионе Юг - Пиренеи. Департамент - Верхняя Гаронна. Входит в состав кантона Порте-сюр-Гарон. Округ коммуны - Мюре.

Код INSEE коммуны - 31458.

Примеры употребления слова рок в литературе.

Именно этим утром прибыла в Петербург ее подруга детства, Элен де Рок , аббатиса Монглана.

Как это ни парадоксально, рок охотнее воспринял идеи ладово-модального и авангардного джаза, игнорируя более ранние гармонические традиции.

В нее входили заместитель Председателя Совета Министров, министр экономики и планирования, один из авторов кубинских реформ Хосе Луис Родригес, заместитель министра иностранных дел Исабель Альенде и члены Госсовета Фелипе Перес Роке и Хосе Р.

Наиболее широк о в середине 80-х отечественный рок был представлен на уровне андеграунда, где сформировалось много интересных и высокопрофессиональных коллективов, не ставивших своей задачей выход на официальную сцену.

Это просто твой рок привел отца в Голландию, где он встретил женщину, Аннеке ван Дрост, которая стала его женой, и он увидел испанских католиков, священников и инквизицию в первый раз.

Никто не повлиял на историю рока всего за один год так, как это сделали Битлз в 1963.

Герой борется с роком , герой борется с судьбой, герой борется со случайностью: вот три параллельных оформления борьбы со смертью в трех жанрах, вариирующих одно и то же в зависимости от характера создающего их осмысления.

Для пущего эффекта он мог спокойно выстоять против любого удара шестом, но с булавой шутки плохи: удар по голове, от души влепленный Роком , мог запросто лишить его чувств.

Минивэн с работающим двигателем стоит на обочине, водительская дверца открыта, сизый дымок вылетает из выхлопной трубы, рок доносится из кабины.

Таким образом, я смог бы оказаться в Кастл Роке , убить Хомера Гамаша и отпечатать свои пальцы повсюду в его машине.

Ты красива, словно диво, ты - судьба, предвечный рок

За твой дивный взор все люди - все подряд - готовы пасть, Даже все степные лани за твой взгляд готовы пасть, Все за локон твой единый, говорят, готовы пасть, За наряд, тобой надетый, Рум, Багдад готовы пасть, И смятеньем пред тобою я объят, готовый пасть, - Ты красива, словно диво, ты - судьба, предвечный рок : Как ни мучишь ты гневливо - мне ни горя, ни тревог.

Перетерпите гневность рока , И будем перемены ждать: Судьба, жестокая богиня, Вчера цветок, сегодня труп, Меняясь, наш удел изменит Усмешкою капризных губ.

Ей показалось, что она далеко от мистера Гонта, от Нужных Вещей, от Касл Рок , даже от.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЖАРГОН МУЗЫКАНТОВ.
Перевод с музыкального языка на человеческий и обратно:
♪ В до мажоре - нагишом (выбежал из номера в до мажоре)
♪ Махать - дирижировать, руководить музицированием (кто сегодня машет?)
♪ Орудие наживы - музыкальный инструмент.
♪ "Вот это дирижёр!" - отпустил раньше с репетиции (не менее чем за час до окончания.)
♪ Залиговал - ну, это, свистнул то, что халявой, по большому счёту, не является
♪ Из-под волос - без нот (аккомпанемент)
♪ Бемоль - пузо (смотри, какой бемоль отрастил!)
♪ Бекар - провал, неудача (с зарплатой полный бекар...)
♪ Под сурдинку - тайком, украдкой (под сурдинку захапал два бутерброда)
♪ В два смычка - любовный треугольник (поправлено цензурой)
♪ Дудеть, свистеть, пиликать, орать, щипать, стучать - играть на различных музыкальных инструментах.
♪ Картошка - длинная нота. (все картошки вибрировать!!!)
♪ Чёс - обилие очень быстрой музыки (две минуты безумного чёса)
♪ Чёс, чесать (другое значение) - играть много концертов подряд.
♪ Обслужить клиента - играть аккомпанемент солисту (Н-да, сложный клиент попался...)
♪ Пол-кирпича - разница в четверть тона. (да он играет на пол-кирпича выше!!!)
♪ Два кирпича (да он играет на два кирпича выше!!!) то же, что и пол-кирпича, но с оттенком личной неприязни.
♪ Пузочёс - исполнитель на щипковых народных инструментах.
♪ Забекарить - соответственно, отказать
♪ Под кочум - втихаря.
♪ Кочумать - молчать, отдыхать, держать паузу.
♪ Слил под рояль - не очень хорошо играл на фортепиано.
♪ Что трём? - какое музыкальное произведение исполняется в данный момент
♪ Обманный жест - ауфтакт дирижёра к несуществующему в данный момент аккорду или вступлению.
♪ Мимо кассы - мимо нот.
♪ По соседям - играть мимо нужных нот, попадая в соседние.
♪ Чёрная икра - целая страница шестнадцатых
♪ Струнотёры - исполнители на струнных смычковых инструментах
♪ Духовенство - музыканты-духовики
♪ Дембельнуться - модулировать, перейти в другую тональность
♪ Шара (на шару) - то,что даётся бесплатно
♪ Берло - еда
♪ Берлять - есть
♪ Сгонять в Берлин - сбегать в столовую.
♪ Башли - деньги
♪ Башлять - деньги платить
♪ Простыня - нотные страницы, склеенные или разложенные одна за другой по причине сплошного чёса без возможности перевернуть. Максимальная длина простыни теоретически ограничена исключительно шириной сцены. Для раскладывания простыни требуется в среднем три пульта в сочетании с собранностью и внимательностью исполнителя при раскладке. Правильно разложенная простыня обеспечивает 27,5 % успешного исполнения. В то же время неправильно разложенная простыня с вероятностью до 97 % ведёт к неизбежному провалу на концерте.
♪ Лажа - основной музыкальный термин, - ошибка в исполнении и вообще любая неприятная ситуация.
♪ Халтура - подвернувшаяся подработка, чаще всего одноразовая.
♪ Ща-бемоль-мозоль - очень неудобная тональность со множеством знаков и трудных позиций. Другой вариант - неопределенная тональность при очень фальшивом исполнении.
♪ Друшлять - спать. Друшлаг - кровать.
♪ Двойная доминанта - очень большая попа.
♪ Взлабнуть - сыграть. Как именно - зависит от интонации. «Надо бы нам с тобой взлабнуть» - это когда музыканты мечтают сыграть что-то вместе к обоюдному удовольствию. «Взлабнули вчера на шару, прокатило» - сыграли кое-как, без репетиций.
♪ Лабать жмура - играть на похоронах (обычно жмура лабают духовики).
♪ Ходить на жмура - играть на похоронах.
♪ Солировать - пить алкоголь. "Они солировали всю дорогу до Вольска..."
♪ Пойти на диминуэндо - плавно выйти из запоя.
♪ Тремоло - тряска рук с бодуна.
♪ Тосканини - перенос аппаратуры или крупных инструментов.
♪ Исполнять - относится к любому действию, напр: Мы исполнили по паре пива.
♪ Прозвучало - выражение удовлетворения от чего-либо, например от пары пива.
♪ Диез - тюрьма. Также диезом часто называют значок решетки в телефонах и домофонах.
♪ Ухо - валторна.
♪ Голенище - аккордеон, баян.
♪ Трубачисты - духовики.
♪ Репа - репетиция.
♪ Сопли - медленная и печальная часть музыки.
♪ Гусиный вздр0ч - быстрая часть музыки, внезапно настающая после медленной.
♪ Рубилово, мочилово, кач - интенсивная часть музыки.
♪ Др04ить - старательно отрабатывать игру на инструменте в одиночку.
♪ Доска – электрическая гитара, ее корпус обычно сделан из сплошного дерева.
♪ Банка - акустическая гитара, ее корпус внутри пустой.
♪ Весло, лопата, топор – электрогитара.
♪ Подстежка – синкопированная инструментальная партия, звучащая контрапунктом к основному ритму.
♪ По Прокофьеву? - По Чайковскому! – Не выпить ли нам кофе? - В это время суток я предпочитаю чай!
♪ П**дык-п**дык, бл*буду-бл*буду-бл*буду, дыщ-ср@ка-така-та, Ё*ц! - мнемонические сочетания звуков, помогающие барабанщику запомнить свою партию.
♪ Пи©ька-пипи©ька - мнемоническое выражение свингового ритма на барабанах.
♪ Римс-кий-Кор-са-ков-сов-сем-су-ма-со-шел - мнемоническое сочетание звуков, позволяющее запомнить размер 11/8, активно используемый Римским-Корсаковым.
♪ Барашки, бараны - чрезмерная неконтролируемая вибрация в голосах некоторых не очень хороших вокалистов.
♪ Выплюнуть связки - выражение, которое в ходу у певцов после исполнения сложной партии с большой вокальной нагрузкой.
♪ География - термин для работы с оперным режиссером. Означает откуда и куда идти по сцене.
♪ Дать петуха - некачественно взять высокую ноту.
♪ Кошпырять - играть неуверенно, сбивчиво.
♪ Металл в голосе - яркость в голосе, к которой стремятся певцы.
♪ Морж - певец, которого обычно ставят на партии «кушать подано». Устойчивое словосочетание - моржовая партия.
♪ Налить - спеть полным звуком, заполнить все акустическое пространство зала, поразить объемом голоса.
♪ Отоварить - очень похвальный термин среди вокалистов, означает спеть с необходимым тембровым наполнением.
♪ Шкаф - контрабас.
♪ Шкварка - плохой контрабас.
♪ Штырять - играть в переходе, на улице. Соответственно, штырщик - уличный музыкант, штырка - место для уличного музицирования. Устойчивое выражение - идти на штырку.
♪ Шубой по печке - неполетный голос с неярким тембром.
♪ Шубой по роялю - спеть или сыграть что-то слишком тихо, когда из зала не слышно.
♪ Щас я им объясню в до мажоре - выражение крайнего негодования.
♪ Вокалюга - певец, который очень громко поет с точки зрения инструменталиста.
♪ Горловик - певец с дефектом вокализации, жестким, «горловым» тембром.
♪ Дошник - нота «до» третьей октавы, для теноров и сопрано являющаяся примерно тем же, чем прыжок в три оборота для фигуристов. Решник - соответственно четверной прыжок. Самый знаменитый пример - теноровая ария из «Дочери полка» Доницетти с девятью верхними «до». Для колоратурного сопрано, голоса наиболее легкого, тем же испытанием является фашник, то есть «фа» третьей октавы. Классический пример - ария Царицы ночи из «Волшебной флейты» Моцарта.
♪ Дудки - струнные инструменты: скрипка, альт, виолончель. «Как тебе моя новая страдивариевская дудка?» - пример утонченного юмора исполнителя-струнника.
♪ Дýхи - духовики.
♪ Игра со шмальцем - игра на струнных с ярко выраженными «еврейскими» оттенками, с глиссандо и т.д. В наше время - скорее признак дурного вкуса.
♪ Как собачий нос - крайняя актерская невыразительность.
♪ Меццуха - меццо-сопрано.
♪ Милицейский свисток - распространенный недостаток вокализации колоратурных сопрано.
♪ Орево - крикливый стиль пения.
♪ Отоварить - очень похвальный термин среди вокалистов, исключающий какую-либо снисходительно-бытовую коннотацию, которая может померещиться поначалу. Означает - спеть с необходимым тембровым наполнением.
♪ Пéрепел - состояние усталости голоса после чрезмерной нагрузки.
♪ Режопера - режиссерская опера (которую обычно еще называют «осовремененной»).
♪ Руки как ноги - рабочее выражение у пианистов после долгого перерыва в занятиях.
♪ Силовик - певец, поющий натужно.
♪ Хрящ - характерный неприятный призвук у струнников.
♪ Ча мажор - фальшивое пение.

Talk Dirty To Me
ИЛИ КРАТКИЙ КУРС СЛЕНГА РОК-МУЗЫКИ ХХ �

История сленга в музыкальных произведениях прошлого столетия, в частности, в произведениях рок-музыки, стара, наверное, настолько же, насколько и сама рок-музыка. Складывается впечатление, что основной смысловой нагрузкой рока всегда был и, наверное, всегда будет некий бунтарский подтекст, желание шокировать почтенную публику и потрясти устои цивилизованного общества. Посему и сленг, будучи в основном языком «низшей прослойки» этого самого общества, весьма органично вписался в арсенал бунтарской музыки и всего, что её окружает. Являясь сплавом жаргона криминального мира и жаргона молодёжного, музыкальный сленг «поэтически» описывает такие характерные запрещённые темы, как секс, наркотики и алкоголь.



IPB Image IPB Image
You ain’t nothing but a Hound dog. Зарождение рок-музыки

Вообще, если совершить небольшой экскурс в историю, то и само понятие рок-н-ролл (rock and roll) - продукт всё того же сленга.
Название жанра пошло от старого негритянского блюза, в тексте которого мужчина обращается к своей женщине: «I wanna rock and roll you all night long», что примерно можно перевести, как «Я хочу качать и катать тебя всю ночь напролёт».
Позднее три составляющие rock - and - roll слились в самостоятельную единицу речи и даже приобрели функцию глагола. В начале же слова «качать» и «катать» имели совершенно определённую подоплёку сексуального толка. С поправкой на мораль и коммерцию, со временем первоначальный вариант «чёрного» смысла слов «rock» и «roll» сгладился, и они были вполне удачно привязаны к танцевальным па, которые выделывал и как исполнители этой музыки, так и публика, под неё танцующая.


IPB Image IPB Image
Вообще, рок-музыка явилась для сленга весьма плодородной почвой, упав в которую, семена нелитературного языка разрослись бурным цветом, породив в свою очередь новые причудливые виды. Если поп-музыка одним своим именем уже старалась понравиться всем (pop - сокращение от popular - популярная) и всегда была слишком прилизанной, то рок, носивший, опять же, бунтарский характер, должен был держать марку этакого плохого парня. И, соответственно, вызывающе выглядеть, вести себя и разговаривать.

You got another thing coming. Особенности музыкального сленга

Конечно, абсолютно каждое словесное произведение возможно изложить как классическим литературным, так и повседневным разговорным языком - но порой это значит полную потерю экспрессии написанного. А в рок-музыке, которая сама по себе является крайне (порой даже чересчур) экспрессивной, такое было бы просто недопустимо. Использование же сленга наделяет музыкальную лирику весомыми образами и понятиями, частично режущими слух, а частично имеющими подтекст или двойной смысл, увидеть который дано не сразу. (А некоторым не дано и вовсе.)
Чаще всего сленговые слова и выражения в лирике песен не носят какого-либо оскорбительного или хулиганского характера, а используются для более яркого художественного выражения. Зачастую эту роль играют устойчивые идиомы: «Another One Bites The Dust», «Dog Eat Dog», «Shoot From The Hip», «Alive And Kicking», «Be All, End All», «Between A Rock And A Hard Place» и тому подобные, большинство которых корнями из просторечья, и в настоящее время уже не является сленгом как таковым.
Случалось, что единицы сленга характеризовали даже целые направления в рок-музыке, как это, например, было с acid-Rock - само понятие «acid» появилось в 60-ые и относилось к химическому наркотику ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты).
Ещё одним «говорящим» названием стал термин sleaze-rock, родившийся лет на 20 позднее - в середине 80-ых.
Стоит отметить, что согласно делению сленга на разновидности, отдельные музыкальные течения делали упор на тот или иной его вид. И если прерогативой того же слиз-рока были слова и выражения, связанные преимущественно с выпивкой, наркотиками и девочками, то столпы других жанров пытались пойти дальше этого.

Так в стиле death-metal превалировал профессиональный сленг паталагоанатомов, и для того, чтобы понять о чём поётся (а на самом деле - рычится) в песнях, следует запастись как минимум специализированным медицинским словарём.

Lost in limbo. Алкогольный сленг в рок-музыке

Алкоголь шествует бок о бок с рок-музыкантами. И хоть стоил множеству артистов не только здоровья и карьеры, но даже жизни, он и по сей день не потерял своей актуальности. Кое-что из алкогольного сленга досталось музыкантам в наследство ещё от выпивающих предшественников.
Например, широко используемое в песнях слово «booze» известно в Британии ещё с XVI века и означает выпивку в жаргонном смысле - как наше нелитературное слово «бухло». Это, пожалуй, наиболее часто употребляемое понятие для обозначения алкогольного напитка. (Out with the boys testing my virility, the booze and the music arousing my curiosity)
Человека же в алкогольном опьянении чаще всего характеризуют прилагательным «loaded» - то есть набравшийся. Иногда добавляют предлог on и наименование употребляемого напитка. (Loaded on beer. Loaded on whisky.)
Ну а после обильных возлияний накануне многих тяготит крайне неприятное чувство под названием «похмелье».
Рокеры тоже люди, и, бывает, описывают пережитое в своих творениях. А некоторые даже вынесли это состояние в названия альбомов. Так шотландская команда NAZARETH ещё в 1975 году назвала свою пластинку «Hair Of The Dog»,


что является сокращением от старой пословицы «To take a hair of the dog that bit you» (в смысле «Клин клином вышибают») и характеризует процесс опохмела.

Done with mirrors. Наркотический сленг в рок-музыке

В середине 60-ых прошлого века появилась угроза даже пострашнее пресловутой сексуальной революции - наркотическая революция в искусстве. Естественно, это нашло своё отражение и в литературе, и в живописи, и в кинематографе, но рок-музыканты, как водится, возвели новое модное увлечение в крайность. И в это же время наркоманский сленг хлынул в тексты песен, насыщая их новыми аллегориями и образами.
Одним из самых страшных слов на повестке дня стало пресловутое «high», которое использовалось - как и общепринятый омоним - и в форме наречия, и в форме существительного. И в чём-то даже перекликалось с ним по смыслу. В первом случае, как наречие, high можно было бы перевести как улететь, кайфануть - то есть почувствовать на себе действие того или иного препарата. (To get high. To be high. To feel high.) В качестве существительного же high означало сам наркотик, и если проводить параллель с нашим жаргоном, то очень близки по смыслу дурь либо кайф. (To be on high).
В некоторых случаях намёки на галлюциногенные вещества в лирике высасывали из пальца, как это, например, было с «Lucy In The Sky With Diamonds» THE BEATLES (аббревиатура названия композиции якобы складывается в LSD).

Где-то они были очевидными (как, скажем, «Purple Haze» Джими Хендрикса - большого, надо отметить, любителя расширить сознание). Но некоторые без зазрения совести создали монументальные гимны своим увлечениям. У BLACK SABBATH их, например, как минимум, два: «Sweet Leaf», начинающаяся с характерного покашливания, и «Snowblind», в припеве которой шёпотом произносится «cocaine», - чтобы стало предельно ясно о каком «снежке» идёт речь.
К концу 70-ых культура ЛСД вместе со своими апологетами вроде Тимоти Лири

и группы GREATFUL DEAD потеряла

актуальность, а сознанием «творческой интеллигенции» в прямом и в переносном смысле овладели более мощные средства. В ход пошли и свои особенные словечки, одним из которых стало существительное «shot».
Под ним подразумевалась порция наркотика, вколотая через шприц - эквивалент нашему понятию «доза». В некоторых случаях это существительное использовалось и в переносном значении, как, например, «Shot Full Of Rock».
Подобно алкогольному сленгу в наркотическом существовали и свои единицы, характеризующие состояния наркотического похмелья - отходняка или ломки. После лечения от характерной зависимости, Джон Леннон написал «Cold Turkey», описывающую пережитые им ощущения (предполагается, что термин «холодная индейка» пошёл от «гусиной кожи» синюшного цвета, сопутствующей ломке): «... My body is aching, goose-pimple bone, can"t see no body, leave me alone.../ Thirty-six hours rolling in pain, praying to someone, free me again...»
(Моё тело болит, покрытое «гусиной кожей», никого не хочу видеть, оставьте меня в покое; 36 часов верчусь от боли, взывая к кому-нибудь, чтобы освободили меня от этого).


Bang bang you. Сексуальный сленг в рок-музыке

Любовная лирика в интерпретации рок-музыкантов также переживала свою эволюцию: от милых песен о душевных метаниях до откровенно вульгарных и вызывающих призывов к немедленному и грязному совокуплению. Или же это можно назвать скорее деградацией - учитывая, что как раз от похотливых чёрных блюзов рок-н-ролл и получил своё развитие и термин.
Кроме огромного количества аллегорий, как, например: «Let me put my log in your fireplace», «Let me cut your cake with my knife», «Said you wanna get your order filled, made me shiver when I put it in» и тому подобных «шедевров» образного мышления, существовали и вполне определённые понятия того или иного действия, органа или предмета. Многие из них достались в наследство ещё от предшественников.
Так, например, выражение «to get down» («отдаться») встречалось, даже у более-менее приличных QUEEN
ещё аж в 1977 году в пьесе «Get Down, Make Love».
В общие понятия, характеризующие сексуальное возбуждение, применимые к обоим полам, входят прилагательные hot и horny, а также глагол to turn (somebody) on.

You boyz make big noize. Письменный сленг в рок-музыке (mis-spell)

Одновременно c широким развитием рок-музыки, распространилось явление, взявшее термин «mis-spell», - нарочно неправильное написание в названиях песен, пластинок, а то и самих групп. Порой это походило на игру слов. Самый известный пример, конечно, THE BEATLES: с одной стороны это вроде как «жуки», но тут же обыгрывается и слово «beat», которое часто применялось в то время как название модной тогда музыки.
Вообще, как ни странно, мода на коверканье слов поначалу укоренилась в Великобритании - родине литературного английского. А непревзойдёнными мастерами в этой области всегда являлись SLADE:

само название - уже чистой воды mis-spell. Можно сказать, что написание «с ошибками» стало их коньком на протяжении всей карьеры, и вот лишь несколько вариантов названий их песен (в оригинальной интерпретации): «Look At Last Nite», «Gudbuy T"Jane», «Mama Weer All Crazee Now», «Cum On Feel The Noize», «Look Wot You Dun», «Skweeze Me, Pleeze Me», «Coz I Luv You»...

Следующий всплеск нарочито неграмотно написанных слов случился уже в 80-ые годы в Америке, где, собственно говоря, и так-то всегда шёл процесс упрощения их графического изображения. И в этом особо отличились музыканты направлений типа glam и sleaze-rock. Стало практически нормой писать nite вместо night или boyz вместо boys.
Широкое использование mis-spell отразилось также и в самих названиях команд этого стиля - MOTLEY CRUE, RATT, TIGERTAILZ, ENUFF Z’NUFF, NOIZE TOYS, SLEEZE BEEZ и т. д.

А уже у рокеров эстафету в свою очередь подхватили чернокожие исполнители набирающих моду стилей rap и hip-hop. Предполагалось, что уличные парни из афро-американских гетто вообще по факту не могут быть грамотными, и поэтому упрощения в правописании также поражали своим минимализмом. Например, словосочетание «you are for me» могло вполне выглядеть на конверте пластинки как «U R 4 M», а предлог the и вовсе трансформировался в литеру D.
Но это - тема уже другого исследования.

Под роковой музыкой подразумевается синтез негритянского ритм-энд-блюза и кантри. От первого направления позаимствован своеобразный ритмический рисунок (обратный бит: акцент на вторую и четвёртую доли такта), от второго - завершённость композиций и упрощённая по сравнению с блюзом импровизация. Рок - это протест против политической ситуации в стране, ценностей старшего поколения, способ самовыражения и заявления собственных взглядов на жизнь. Противостояние происходит за счёт текста песен и агрессивной манеры исполнения.

История

Впервые музыка подобного стиля появилась в 1954 году. В фильме «Джунгли классных досок» прозвучала песня Rock round the clock в исполнении Билла Хейли. В это же время вышли пластинки Элвиса Пресли. Несколько позже на музыкальной арене появляются «Битлз», «Роллинг Стоунз» и Боб Дилан.

Постепенно музыка рокового направления начинает исполняться как протест против войны во Вьетнаме, создаются организации, члены которых не приветствуют вооружённые конфликты и расизм.

С появлением в США развивается андеграунд (The Doors, Steppenwolf, Blood, Sweet & Tears), а в Великобритании музыканты стараются сохранить черты традиционной культуры (Led Zeppelin, Deep Purple, Pink Floyd). В это же время появляется новая форма представления композиций - музыкальный альбом: несколько мелодий, объединённые одной идеей.

Постепенно рок-стиль завоёвывает популярность в других странах, развивается и распадается на различные направления.

Джаз, хард, фолк…

В основе стиля лежит классический рок. Музыканты (Элтон Джон, Стинг, The Who) играют на электрогитаре, бас-гитаре, барабанах и не используют стилистические особенности других направлений.

Психоделический рок - это музыка, которую сочиняют под влиянием а прогрессивный отличается иными формами музыкального построения, сложностью и глубиной подаваемого материала. К прогрессивным рокерам относятся Blood, Sweat & Tears, Gong и другие. Творчество музыкантов, желающих выйти за рамки стиля, называют экспериментальным роком. Наиболее известные экспериментаторы - The Fugs, The Godz, Red Crayola и др.

Ещё одно направление объединяет в себе черты рока и джаза. Оно появилось не только из-за того, что джазменам стало тесно в своём стиле, но и как результат слияния «белой» и «чёрной» музыки в рамках борьбы с расизмом. Известные музыканты синтетического стиля - Georgie Fame, The Soft Machine, The Mahavishnu Orchestra и т. д. Фолк-рок представляет собой синтез рока и народной музыки (Боб Дилан, Джоан Боез, Fairport Convention), а хард-року присущи специфические гитарные ритмы, тяжёлая ритм-секция и чрезмерная громкость звучания. Известные представители направления - Джимми Хендрикс, Iron Butterfly, Vanilla Fudge.

Также музыкальные критики выделяют глэм, готик и т. д. Определение стилевых разновидностей несколько условно, так как группы постоянно экспериментируют, меняют манеру игры или изобретают новые способы исполнения.

Рок-опера

Характерно для всех видов искусства, в том числе музыкального. Пример тому - синтез рока и драмы, называемый рок-оперой. Сюда относится состоящее из эпизодов, в которых раскрывается сюжет. Арии исполняются в стиле рока. В отличие от классической оперы, на сцене могут присутствовать клавишник, гитарист, другие музыканты. Чаще всего спектакль сопровождается и звучанием классического оркестра.

Манера пения напориста и агрессивна, что характерно для рок-музыки. Иногда партии содержат элементы других музыкальных направлений (джаз, фолк, барокко и т. д.). Помимо арий, музыканты исполняют речитативы и пластические номера.

Примеры произведений подобного жанра - «Волосы» Г. Макдермота, «Годспел» С. Шуорца, «Юнона и Авось» А. Л. Рыбникова и т. д.

Рок-культура

С течением времени музыка рокеров стала настолько популярной, что элементы стиля проникли в другие пласты культуры, возник своеобразный рок-стиль. Так появился особый язык (сленг), на котором изъясняются приверженцы стиля и фанаты. Сленг используется для написания текстов песен, однако на концертах (сейшенах) становится важнее невербальное общение. Единство музыки, слов, сценических движений и образов воздействует на подсознание человека, вызывая определённые ощущения и эмоциональные реакции.

Рокеры увлекаются буддизмом, другими религиозными учениями, противоречащими психологии Запада. В свободное от концертов время музыканты и поклонники посещают так называемые хэппенинги (встречи), на которых общаются, музицируют, высказывают своё мнение по поводу всего, что происходит в их жизни.

Тенденции рок-культуры проявляются в одежде (несмываемые пятна грязи у хиппи), манере держать себя (рок - это отрицание всего и вся, поэтому приверженцам стиля свойственна агрессия), отвержение традиционных ценностей, нравственных и эстетических установок.

Рок и христианство

Христианская религия не признаёт право на существование рока, считая приверженность рок-культуре невозможной для верующих в Бога. Усиленные ритмы, повышенные частоты, проникновенные тексты влияют на подсознание людей, будят глубинные инстинкты.

Рок - это серьёзное воздействие на психику. После прослушивания подобной музыки человек теряет способность к самоконтролю. Содержание многих песен посвящено теме смерти, депрессивным состояниям человека, саморазрушению. Во многих случаях увлечение роком тесно связано с употреблением наркотиков, проявлениями насилия, что также не соответствует образу жизни христианина.

Искусствоведами и культурологами рок-музыка и всё, что связано с ней, рассматривается как противостояние традиционной культуре.

Если вы совсем недавно открыли для себя этот огромный мир рок-музыки, то эта статья именно для вас. Здесь вы узнаете много новых слов, которые рокеры любят употреблять в общении с единомышленниками.

Андеграунд - подпольная музыка. До 1980 андеграундом фактически был весь рок. Теперь андеграундом называют наиболее радикальные панковые и авангардные группы.

Болванка - базисный вариант многоканальной звукозаписи. Обычно на ней записаны ударные инструменты.

Бутлёг - кассеты или пластинки, тиражируемые без ведома и согласия на то музыкантов. Как правило, в бутлег входят несанкционированные записи с концертов.

Вязать - внеплановое прекращение концерта, сопровождающееся задержанием музыкантов, организаторов и части публики.

Джэм - совместное неформальное музицирование исполнителей из разных групп.

Драйв - интенсивность.

Драмс - ударные инструменты.

Завод - синоним драйва, но в несколько более широком смысле. Это способность музыкантов завести и разогреть слушателей.

Имидж - сценический образ музыканта. Создается с помощью одежды, грима, прически, особой манеры держаться на сцене, мимики.

Кабак - относительно дешевый ресторан.

Канцик - сокращенный вариант слова "концерт".

Квартирник - домашний концерт, выступление рок-группы у кого-то на флэту, сопровождающееся употребление спиртных напитков.

Ковёр - обложка для диска CD или DVD.

Киборд - клавишный инструмент.

Лабух - пренебрежительная кличка ресторанных музыкантов или музыкантов, играющих в кабацкой манере.

Лажа - фальшивая нота или неритмичная игра и т. п.

Мастер - оригинал пленки со студийной звукозаписью.

Менеджер - в практике андеграунда человек, который устраивает группе концерты.

Музон - музыка.

Мейнстрим - основное направление какой-либо музыки, совокупность его наиболее популярных на данный момент характеристик.

Отвязка - поведение на сцене в максимально раскрепощенной манере.

Примочки - обобщенное название всевозможных звуковых эффектов и процессоров.

Раскрутка - активная пропагандистская кампания по внедрению в сознание аудитории новой песни, альбома или группы.

Рифф - короткая повторяющаяся музыкальная фраза, исполняемая в унисон гитарой и бас-гитарой.

Рокер - рок-музыкант.

Самопал - самодельный музыкальный инструмент.

Саунд - звук, звучание группы как на концерте, так и на записи. Складывается из нескольких компонентов: аранжировки, звукового баланса, стиля игры, манеры звукоизвлечения, качества аппаратуры. Наряду с композицией, текстом и мастерством исполнителей является важнейшей характеристикой любого рок-произведения.

Сингл - маленькая пластинка (45 об/мин), содержит, чаще всего, две песни.

Сейшен - название рок-концерта.

Снимать - копировать. Снимать "в ноль" или "один в один" - значит достаточно близко к оригиналу.

Совок - нечто недалекое, невысокого качества.

Стёб - дурачить, иронизировать, глумиться, сохраняя при этом невинный вид. В годы застоя стеб был для рок-авторов наиболее безопасным способом выражения отношения к действительности.

Стрём - рискованный, находящийся на грани дозволенного. Как правило, самым стрёмным считаются тексты песен, сомнительные в идейно-художественном отношении.

Сэмплинг - занесение звуков путем цифровой записи в тембровую память музыкального компьютера. Инструмент, позволяющий это сделать, называется сэмплер.

Топ - верхушка, элита.

Фенька - изюминка, удачная находка в музыке или имидже.

Фирменный - заграничный. Ударение в слове может ставиться на любом слоге.

Халява - даром.

Хит - очень популярная песня. Иногда хитовой называют и всю группу, имея в виду, что большой успех ей обеспечен.

Хэппенинг - эксцентричное театрализованное представление. Чаще всего разворачивается спонтанно и охватывает часть зрителей.

Чёс - халтурные гастрольные поездки по провинциальным городам, когда за день дается до трех концертов. Когда-то это слово бытовало только среди музыкантов филармоний.

Зная и уместно используя все эти слова вы с легкостью станете "своим" в любой рокерской компании.