Музыканты об уличной музыке: «Те, кто думают, что игра на улице – это лeгкие деньги, глубоко заблуждаются. Музыкально-дидактическая игра «Кто на чем играет? Музыкант - это кто


В мае минским уличным музыкантам предоставят 12 официальных площадок для выступлений в подземных переходах в рамках проекта «Музыкальная карта Минска». Мы решили спросить у профессиональных музыкантов, что они думают об уличной музыке и музыкантах.

АННА
скрипачка

Я начала заниматься музыкой очень рано. Мама тоже скрипачка - она была моей первой учительницей. В пять лет я уже выступала на сцене. Потом училась в Могилеве, а потом уехала в Питер, где oкончила консерваторию. А сейчас я решила поменять свою жизнь и переехала жить в Европу. Здесь я живу и занимаюсь музыкой.

К уличным музыкантам я отношусь хорошо, особенно если это профессионалы. Конечно, есть разные исполнители, кто-то настоящий мастер своего дела и не важно, где он играет, а кто-то просто пытается подзаработать. Хотя это в любом случае не вызывает у меня негатива.

Я слышала, что даже консерватория устраивает иногда небольшие концерты в переходах. Я, правда, не знаю, с чем это связано - возможно, так они продвигают музыку, а может, просто нет возможности выступлений на сцене для всех студентов. Чем больше ты играешь на публике, чем больше взаимодействуешь со слушателями, тем лучше. Для некоторых музыкантов это большая проблема, и любые выступления на публике помогают им развиваться.

Иногда говорят, что профессиональным музыкантам вредно играть на улице, и это действительно так, но только когда на улице холодно - можно испортить руки. Потому что перепад температуры не очень хорошо влияет на способность играть. И иногда это бывает опасно: инструмент могут украсть, а у всех они разные - у кого-то очень дорогие. Еще важно, в какую пору года ты выступаешь на улице. У меня вот, например, деревянная скрипка, и мне ее жалко - от сырой погоды она может испортиться.

Но мне все равно кажется, что уличные музыканты привносят что-то хорошее. Даже если ты занят своими делами, куда-то бежишь и слышишь знакомую мелодию, на какую-то минутку ты все равно останавливаешься, отвлекаешься, вспоминаешь что-то хорошее.

Для молодых развивающихся музыкантов уличные выступления вообще спасение - они мало где могут получить такой отклик, как от людей на улице. Для них это какой-то толчок вперед, какая-то площадка для исполнения.

Говорят, что в Европе для уличных музыкантов больше пространства и уличная музыка больше развита, но это не всегда так. Например, в Германии нужно получить лицензию на место для игры, там за этим строго следят. Просто так ты не придешь в переход и не начнешь там играть.

Когда я была маленькая, то сама часто ездила в Европу с разными музыкантами, которые сейчас очень знамениты, - у нас были маленькие площадки прямо на улице. Мы играли только в хорошую погоду, и это было очень здорово. Ты получаешь большой заряд эмоций от проходящих людей, все останавливаются, слушают, аплодируют. В более взрослом возрасте мне уже не приходилось играть на улице, я выступаю только с оркестрами или сольно в залах. Но это был очень полезный опыт.

ЮРИЙ
контрабас, бас-гитара

Музыкой я занимаюсь с шести лет. Родители отдали меня на фортепиано, но у меня были недопонимания с преподавателем, и я начал заниматься фортепиано на дому. Потом как-то в одночасье все забросил, но начал увлекаться рок-музыкой - отец предложил мне опять поступить в музыкальную школу, но уже по классу гитары. Я пришел, сдал экзамены, а меня взяли на контрабас. Но преподаватель у меня был интересный - он сам гитарист, бас-гитарист и контрабасист, поэтому обучал меня игре на этих трех инструментах. После музыкальной школы я поступил в колледж и начал играть в разных группах. А потом поступил в Институт культуры на джазовое отделение по классу бас-гитары - и вот до сих пор занимаюсь музыкой, играю сольно и в разных группах.

Мне кажется, что наши музыканты еще далеки от уличной музыки. В Европе на улице играют музыканты высокого уровня, которые показывают свое мастерство, а у нас такое нечасто встречается. Хотя иногда я слышу в переходах действительно профессиональных музыкантов. Но в основном в переходах у нас играют на гитаре плохо поющие подростки - и еще хотят, чтобы за это им платили. Людям, наверное, не хватает внимания, и они хотят кому-то что-то показать. Но этим сейчас можно заниматься в интернете.

Если бы все уличные музыканты у нас были хорошие, то я был бы очень рад и с удовольствием слушал бы их. Почему бы нет, если ты идешь по улице в жаркую погоду и какие-нибудь музыканты играют регги, а рядом кто-то играет скейт-панк, а кто-нибудь еще - альтернативную музыку? По-моему, это весело. Вообще, не важен стиль, если музыка качественная. На площади Победы часто играют ребята из консерватории, их приятно послушать. Или летом в Верхнем городе тоже играют хорошие музыканты.

Насчет того, что профессиональным музыкантам нельзя играть в переходах, - по-моему, это глупости. Да, может быть проблематично после акустического звучания в переходе привыкнуть к звуку в каком-нибудь другом месте. Но в какой зал ни приходишь, тебе все равно надо привыкнуть к звуку, он везде разный. Для этого и существуют саундчеки, чтобы музыкант привык к новому звучанию. Но чтобы музыкант поиграл недельку в переходе, а потом пришел в филармонию и у него нарушился слух - такого не бывает.

Единственное, если ты зимой играешь в переходе, это влияет на сухожилия. Не знаю, как это возможно, но говорят, что можно потянуть или повредить сухожилия, и потом сложнее будет играть.

С инструментом тоже вряд ли что-то произойдет. Разве что это новый инструмент, то может «повести» гриф у гитары, а скрипка может рассохнуться. А если старый, то он уже «севший» как положено, и только от резких перепадов температуры может что-то произойти.

ФИЛИПП
фаготист

Мой отец музыкант, так что с музыкой связана вся моя жизнь, с самого детства. Родители отдали меня в музыкальный лицей при консерватории. Сначала я четыре года был хоровиком, потом год играл на трубе, а с шестого класса перешел на фагот - с тех пор это мой основной инструмент. После колледжа я отучился в минской консерватории, а затем поступил в Кельн, где учусь и сейчас. У меня более педагогическая направленность - кроме учебы я здесь в музыкальной школе преподаю фагот. У нас в Беларуси играть на фаготе обучают только с одиннадцати-двенадцати лет, потому что фагот сам по себе довольно большой, а в Германии дети с пяти-шести лет обучаются на фаготино - это как фагот, только в два раза меньше. В Германии вообще лучше ситуация для музыкантов - тут много музыкальных школ, родители отдают детей в музыку с раннего возраста, все интересуются музыкой, во всех церквях есть маленькие оркестры и постоянно проходят какие-то концерты.

В Германии много уличных музыкантов - это очень здорово. Ты идешь по пешеходной улице, на которой играет несколько ансамблей или соло-исполнителей, и это создает особую позитивную атмосферу. Здесь каждый день появляются какие-то новые исполнители. Нам в Беларуси этого очень не хватает - и в первую очередь нам не хватает пешеходной улицы. Я видел у нас тоже много талантливых ребят в переходах, но им не хватает места, каких-то специальных площадок.

В Европе в некоторых больших городах можно играть без лицензии, но вообще, насколько я знаю, ее довольно легко получить - нужно заплатить какой-то небольшой взнос, и тебе просто дают разрешение. Еще здесь, в Германии, запрещено играть музыку с усилителями, только живой звук, чтобы не мешать жителям.

У меня есть друг, который периодически играет здесь на улицах: в хороший день он за полчаса зарабатывал тридцать евро. То есть если простоять целый день, то можно заработать нормальные деньги. В Беларуси тоже, мне кажется, если постараться и придумать что-то уникальное, можно этим и на жизнь зарабатывать.

Конечно, есть факт того, что для некоторых инструментов игра на улице - не самый лучший вариант. С деревянными духовыми инструментами нельзя вот так просто выйти и играть на улицах: дерево может треснуть, и инструмент может испортиться. Проще всего людям, которые играют на медных духовых инструментах, - они постоянно играют на улицах, и никаких проблем нет.

АЛЕКСАНДРА
скрипачка

Я родилась в творческой семье, моя мама скрипачка, отец работает в театре, поэтому с самого детства я была погружена в атмосферу классической музыки и сама захотела пойти в музыкальную школу. Родители не настаивали.

К уличным музыкантам у меня неоднозначное отношение. Я знаю ребят, которые устраивают великолепные шоу. Они дарят прохожим хорошее настроение, вокруг них собирается толпа людей, которые могут послушать академическую или джазовую музыку в качественном и, главное, профессиональном исполнении, при этом совершенно бесплатно - здесь уже решать зрителю, сколько денег кидать в футляр и кидать ли вообще. Я сама, являясь профессиональным музыкантом с консерваторским образованием, никогда не прохожу мимо уличных музыкантов, которые делают свое дело на высоком уровне, и всегда поддерживаю их материально - не из солидарности, а потому что отношусь к их исполнению как к походу на концерт, а за билеты на концерты нужно платить.

С другой стороны, бывают уличные музыканты, которые не вызывают никаких чувств, кроме жалости. Как правило, они прячутся по переходам с расстроенными гитарами, в грязной одежде, и, проходя мимо них, я понимаю, что все заработанные деньги они спустят на выпивку. Такие музыканты ничем не отличаются от обычных попрошаек. И я прохожу мимо, да еще и музыку в наушниках делаю погромче.

У меня был опыт игры на улице, но я подходила к таким «выступлениям» не менее ответственно, чем к более традиционным концертам. У нас с коллегой есть дуэт, две скрипки. Играем под «минус». Репертуар - от Вивальди до Пьяццоллы. Прежде чем играть на улице, мы репетировали, потому что не можем позволить себе «халтурить». Те, кто думают, что игра на улице, - это легкие деньги, глубоко заблуждаются. Это тяжелый физический труд, да и морально устаешь не меньше - ты артист, люди останавливаются, слушают тебя, тебе нужно быть в приподнятом настроении и заряжать им своих слушателей. Я играла на улице в начале студенчества, потому что сложно было устроиться на работу в силу возраста и большой загруженности на учебе. Но сейчас я уже не занимаюсь подобными вещами, так как имею постоянную работу по специальности, ради которой я почти двадцать лет ежедневно занималась на скрипке, и я довольна своей работой.

Профессиональным музыкантам можно играть в переходе, но, если это является твоим единственным видом работы - это печально. Разве ради этого человек кладет всю свою жизнь на ежедневные многочасовые занятия на своем инструменте, получает высшее образование? Плюс от постоянной игры в переходе страдает все твое профессиональное существо - от гула и шума засоряется твой слух, на погодные условия чутко реагирует инструмент и, как я уже говорила, физически это совсем не просто - попробуйте постоять часов шесть, да еще и играя на скрипке, пританцовывая и улыбаясь прохожим. Возможно, такой заработок идеален для студентов, но нельзя довольствоваться таким образом жизни. Каждый уважающий себя музыкант хочет построить сольную карьеру или сесть в оркестр (академический, джазовый, при театре, эстрадный - не важно).

Обретая такую работу, ты понимаешь, что все твои усилия не напрасны. Ты получаешь возможность играть прекрасную музыку в замечательных концертных залах, работать в большом коллективе, где все становятся твоей второй семьей, ездить с гастролями по всему миру, знакомиться с блестящими исполнителями и дирижерами, участвовать в куче интересных проектов. Ты развиваешься с каждым днем, чувствуешь вдохновение и желание совершенствоваться в своем деле, потому что область музыки неисчерпаема.

Фото: архив героев, unsplash.org.

Музыкант - это что за профессия? Данный вопрос интересует многих людей. В нашей статье подробно описаны всё нюансы и особенности этого вида деятельности. Если вам действительно интересна данная тематика, то оставайтесь с нами!

Музыкант - это кто?

Перед тем как приступить к разбору особенностей музыкальной профессии, необходимо понять, что вообще означаете слово "музыкант".

На самом деле, мы не скажем ничего удивительного и сверхъестественного. Если говорить максимально кратко, опираясь на объяснения из толковых словарей, то музыкант - это человек, который либо профессионально занимается музыкой, либо играет на музыкальных инструментах. Разобрались? Поехали дальше.

Образование музыканта

Музыкальное образование является важной составляющей в жизни любого артиста, решившего связать свою жизнь с пением или игрой на каком-нибудь инструменте. Чтобы добиться успехов в данной сфере, при этом не прибегая к специализированному обучению, необходимо быть настоящим уникумом и самородком.

Музыкальное воспитание - это процесс получения знаний, опыта и навыков в области музыки, которые необходимы в профессиональной деятельности. Суть музыкального образования заключается в обучении под руководством педагога и воспитателя.

Первая ступень

Людям, которые хотят связать свою жизнь с музыкой, важно помнить одно простое правило: "чем раньше, тем лучше". В идеале лучше начинать заниматься музыкой ещё в юном возрасте. В таком случае лучше всего подойдут два учебных заведения: Детская музыкальная школа и Детская школа искусств. Первое специализируется только на музыке, а во втором, кроме нее, обучают театральному мастерству, танцам и т. д.

В Детской музыкальной школе и Детской школе искусств учат игре на различных музыкальных инструментах, дирижированию, хоровому и сольному вокалу. Также существуют музыкально-театральная и музыкально-теоретическая специальности.

В такого рода заведения принимают учиться детей от 6-7 лет. Но бывают классы и для тех, кто постарше. Срок учёбы длится от 3 до 8 лет (в зависимости от выбранной специальности). Когда юный музыкант оканчивает учёбу, ему выдают специальное свидетельство об успеваемости.

Вторая стадия

Следующим этапом обучения, который должны пройти будущие композиторы и музыканты, является среднее специальноеобразование. Его можно получить либо в профильном колледже, либо в училище. Специальности и форма обучения там примерно такие же, как и в детских школах, но со своими нюансами при отборе и поступлении.

В колледжи и училища принимают учеников в среднем от 15 до 35 лет. Общий срок получения необходимого образования длится 4 года. После окончания выпускнику дают специальный диплом с присвоением той квалификации, на которую он учился.

Финал

Высшее музыкальное образование - третий и завершающий этап. Его можно получить в вузе, консерватории или академии. Процесс обучения длится на протяжении 5 лет. Окончив одно из перечисленных заведений, музыкант получает диплом о высшем профессиональном музыкальном образовании.

Уличные музыканты

Когда речь заходит о музыкантах как таковых, нельзя обойти вниманием представителей этой профессии, зарабатывающих себе на хлеб в переходах и на городских улочках. Один уличный музыкант однажды дал интервью изданию The Village, в котором в полной мере описал все особенности данного вида заработка, а также трудности, с которыми сталкиваются он и его коллеги.

Так, на вопрос - почему музыканты, получившие полное образование в названной сфере, начинают выступать на улице - он ответил, что, как правило, в этом повинна маленькая зарплата. Как бы странно это не звучало, но многие музыканты могут получить гораздо больше денег, играя в переходах и на площадях, чем, к примеру, в оркестре или консерватории.

Многих интересует и то, каковы особенности работы уличным музыкантом. Это опасно или нет? К сведению, в некоторых крупных городах для того, чтобы работать в названной сфере официально, необходимо иметь специальную лицензию. И так уж сложилось, что её мало кто оформляет, поскольку на это уходит много времени и сил. Также к трудностям этой работы можно причислить проблемы с правоохранительными органами.

А доход уличных музыкантов, по их же мнению, сложно назвать стабильным. Так, в один месяц они могут заработать 150 тысяч рублей, а в другой - в два раза меньше. На итоговый заработок влияет множество факторов. К примеру, если выступать всё время в одной и той же точке, исполняя одни и те же композиции, то со временем слушателям это надоедает, что, в свою очередь, негативно отражается на доходах.

Интересно, что, по наблюдению социологов, чаще всего им оставляют деньги взрослые люди с детьми, затем пенсионеры и только уже тинейджеры. Хотя у последних отклик на музыку кажется наиболее ожидаемым.

Для тех же, кто хотел бы испробовать свои силы на описываемом поприще, артисты советуют как можно чаще улыбаться и стараться всегда быть в хорошем настроении, чтобы заряжать других людей своей позитивной энергетикой.

Музыканты без музыкального образования

Кто такие музыканты-самоучки? Этот вопрос тоже интересует многих интернет-пользователей. Ответ на него прост, как дважды два, поскольку кроется он в слове "самоучка", обозначающем человека, который научился чему-либо сам, без профессионального обучения.

Надеемся, теперь вы знаете о многих тонкостях официальной и неофициальной музыкальной профессии, а также том, кто такие музыканты. Эта статья призвана была помочь людям найти ответы на интересующие их вопросы, и мы надеемся, что эта задача была выполнена.

В своём эссе«Musicophilia: Tales of Music and the Brain» (2008 г.) известный невролог и врач-психиатр отмечал:

Универсальная способность откликаться на музыку отличает человека как вид. Про птиц говорят, что они «поют», но музыка во всей ее сложности, с ритмами, гармонией, тональностями, тембром, не говоря уже о мелодии, принадлежит только нам. Некоторых животных можно научить отбивать ритм, но мы никогда не увидим, чтобы они вдруг спонтанно начали танцевать под музыку, как это делают дети. Как и язык, музыка – особенность человека.

Впрочем, в каком-то смысле музыка предвосхитила появление языка, потому что именно звуки были первичной формой общения. Мы способны выражать эмоции, рассказывать, вдохновлять, вызывать сочувствие, доверие и сострадание с помощью звуков, которые мы издаём, но и сама музыка неизменно заставляет нас проживать разные состояния — от успокоения или погружения в глубокую печаль до стимуляции невероятной активности и рождения неподдельной радости. И, возможно, по этой причине музыка является одним из наиболее инстинктивных и коммуникативных видов искусств. При этом музыка как самое чувственное и интуитивное искусство до сих пор остаётся загадочным явлением, особенно с точки зрения её воздействия на мозг, на нашу нейрофизиологию.

Как музыка влияет на мозг? Чем мозг музыкантов отличается от обычного? Что нам может дать игра на музыкальных инструментах? Как показывают многочисленные исследования по всему миру — немало. Так, недавно учёные из Стэнфорда выяснили, что прослушивание музыки помогает мозгу предвидеть события и улучшает концентрацию внимания. Кроме того, исследование терапевтического эффекта ритмичной музыки показало, что она стимулирует работу мозга и заставляет мозговые волны резонировать в такт ритму музыки, что в свою очередь «облегчает движение, когда способность движения нарушена или вовсе не развита». А недавнее исследование, проведённое финскими учёными из университета Ювяскюля, помогло выяснить, что регулярная игра на любом музыкальном инструменте способна «изменить» схему нашего мозга и даже улучшить его работу в целом.

Исследование основано на данных, полученных ещё в 2009 году, которые тогда показали, что длительные периоды музыкальной практики способствуют увеличению размеров центров головного мозга, отвечающих за слух и физическую ловкость. Музыкантам чаще удаётся в шумной обстановке отфильтровывать звуковые помехи и разбирать речь, а некоторые даже могут похвастаться различением эмоциональных реплик в разговорах (в той же шумной обстановке). Предыдущие исследования также показывали, что мозолистое тело — ткань, соединяющая левое и правое полушария головного мозга, — больше у музыкантов, чем у обычных людей. Финские ученые во главе с Ибаллой Бурунатом (Iballa Burunat) решили ещё раз перепроверить старые данные и выяснить, улучшает ли это обстоятельство связь между полушариями мозга.

Для исследования были сформированы две группы. В первую входили профессиональные музыканты (клавишники, виолончелисты, скрипачи, играющие на фаготе и тромбоне), а во второй были люди, которые никогда не играли на музыкальных инструментах профессионально.

Чтобы выяснить, как прослушивание музыки – не только её исполнение – воздействует на полушария головного мозга, учёные использовали МРТ-сканеры. В то время, когда испытуемые находились в сканерах, для каждого из них проигрывали три музыкальных произведения: песню Stream of Consciousness группы Dream Theatre (прогрессивный рок), аргентинское танго «Adios Nonino» Астора Пьяцоллы и три отрывка из классики – «Весны Священной» Игоря Стравинского. Исследователи записали реакцию мозга на музыку каждого участника и с помощью программного обеспечения сравнили активность левого и правого полушарий.

Как выяснилось, часть мозолистого тела, соединяющего два полушария, действительно больше у музыкантов. Исследователи также обнаружили, что активность левого и правого полушарий была гораздо более симметричной в мозге музыкантов, чем у «не-музыкантов». При этом клавишники показали наиболее симметричный баланс, и исследователи связывают это с тем, что игра на клавишных требует более синхронного использования обеих рук. Бурунат подчёркивает:

Клавишники более зеркально используют обе руки и пальцы при игре. Несмотря на то, что игра на струнных также требует задействовать мелкую моторику и координацию рук, всё же присутствует асинхронность между движениями пальцев их рук.

Музыканты, состоящие в профессиональных ансамблях, показали быстрый ответ на несколько сенсорных стимулов, что является важным навыком для успешного музыкального сотрудничества. Исследователи считают, что этот навык — требующий скорости и оперативности — также может требовать более симметричного использования обоих полушарий.

Но, как отмечают учёные, самое удивительное в этом то, что все эффекты, которые игра на инструментах оказывает на мозг, включаются у музыкантов и при простом прослушивании музыки — а значит, не только мозг меняется с музыкальным образованием, но и восприятие музыки. Мозг музыкантов как бы «перенастраивает себя», создавая альтернативные нервные пути.

Мы также наблюдали симметричные ответы мозга в лобно-теменной областях музыкантов, отвечающих за работу зеркальных нейронов. Следовательно, прослушивание музыки, вероятно, активирует нейроны, которые также регулируют движение, создающее эти звуки.

Как утверждают финские учёные, результаты их исследования убедительно свидетельствуют, что мозг музыкантов отличается от мозга обычного человека: его полушария лучше взаимодействуют друг с другом. Их мозг способен более синхронно работать, но пока учёные не готовы сказать, какие преимущества эта усиленная связь даёт музыкантам в других навыках, связанных с работой рук. Эти вопросы непременно лягут в основу новых исследований. А пока ясно одно — долгая игра на музыкальном инструменте напрямую влияет на развитие мозга и плоды этого влияния оказываются постоянными и не зависящими от самой ситуации игры. Это ли не повод заняться музыкой?

С полным текстом исследования можно ознакомиться .

Источники: Plos One, New Scientist.

Марина Никитина

Цель : расширять представление детей о музыкальных инструментах и способах игры на них.

Задачи :

1. Закрепить знания детей о музыкальных инструментах , их внешнем виде, названиях;

2. Заострить внимание детей на том, что на каждом музыкальном инструменте исполняют музыку соответствующего стиля;

3. Обратить внимание детей на то, что при игре на разных музыкальных инструментах поза музыканта меняется .

На создание этой игры меня вдохновила игра В . В. Воскобовича «Нетающие льдинки» . Привлекло меня то, что при использовании в дидактических играх прозрачных элементов возникает множество интересных возможностей.

Игра представлена набором карточек с изображением музыкантов в момент игры на различных музыкальных инструментах . У всех музыкантов характерные позы , жесты и костюмы, но инструментов в руках у музыкантов нет .



Также в комплект данной игры входят прозрачные карточки с изображением музыкальных инструментов .


Играющий должен определить , на каком инструменте играет музыкант .

Ребенок может подбирать нужный инструмент путём накладывания прозрачной карточки на изображение музыканта . При правильном решении инструмент «волшебным» образом оказывается в руках музыканта .


Дети старшего дошкольного возраста способны определить нужный инструмент по характерной позе музыканта или по его костюму . Например, ясно, что музыкант в народном костюме не может сидеть за ударной установкой, а музыкант во фраке – играть на ложках или балалайке.




Для изготовления игры я использовала белый картон (для изображения музыкантов ) и прозрачные обложки пластиковых папок-скоросшивателей (для элементов с изображением музыкальных инструментов ) . На прозрачных карточках рисовала несмываемым маркером.

В эту игру дети играют с большим интересом , ведь это непросто – правильно расположить в руках музыкантов нужный инструмент ! Но уж если получилось, перед глазами возникает практически «живой» образ, и оживил его сам ребенок!

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Кто помощник?»Цель: Формировать умение классифицировать проблемные ситуации, отраженные в произведениях художественной.

Сделано:из спичечных коробков обклеенных цветной бумагой, цветные картинки вырезаны и наклеены клеем. [i] Цель:познакомить детей с дикими.

Зайка завтракал на грядке, Как же овощи здесь сладки! Уплетал зайчишка ловко И капустку, и морковку. (Людмила Громова) Ежик по лесу гулял,.

Дидактическая игра «Кто, где обитает» Описание игры: 4 картинок на каждой из которой изображен (лес, море, савана, пустыня). Картинки с.