Демон сидящий. Михаил Врубель


Демон сидящий(1890)

В 1891 г. М. Врубель нарисовал 30 иллюстраций к новому юбилейному изданию сочинений русского поэта М.Ю. Лермонтова. Большая часть иллюстраций посвящены поэме Лермонтова «Демон». Первый эскиз картины под названием «Демон сидящий» был нарисован в 1890 г., он хранится там же, где и оригинал -- в Государственной Третьяковской галерее. А сама картина была написана в Москве в доме С. Мамонтова.

Сюжет этой картины был создан Врубелем после того, как он прочел «Демона» Лермонтова. После того, как он написал эту картину, художник писал такие слова о своей работе: «Демон является не столько злобным духом, сколько страдающим и скорбным, но вместе с тем властным и величавым».

Во все времена демон представлял образ силы духа человека, его внутреннюю борьбу и сомнения. Картина демона представляет сидящего печального демона, который трагически сцепил руки. Его глаза очень печальны, они смотрят вдаль, они окружены невидимыми цветами. Демон сидит один посреди гор, его окутывает алый закат. Смотря на эту картину, создается ощущение, что художник изловил одного из своих Демонов и посадил в раму.

Картина написана в индивидуальном стиле характерном для этого художника, в котором присутствуют эффекты кристаллических граней, поэтому эта картина больше похожа на панно или витраж. Такой эффект художник смог достичь благодаря использованию плоских мазков мастихином.

«Демон сидящий» самый известный из Демонов Врубеля. В 1899 г. Он написал картину «Демон летящий», на которой он изобразил Демона в образе владыки мира. А с 1901 по 1902 годы М. Врубель заканчивал его последнюю работу - «Демон поверженный», в которой Демон находился на грани смерти.

Неужели, Демоны изображенные художником забрали жизнь самого Врубеля? Это лишь предположение, но посмотрев на эти картины внимательно, вы поймете, что загадочнее их нет во всем мире.

Картина выполнена маслом на холсте, ее размер 211 см. х 114 см. Она находится в Третьяковской галерее, в Москве.

Михаил Врубель (1856-1910) - русский художник, которого часто считают основателем стиля модерн в своей стране. Сам он, однако, сторонился какого-то конкретного описания его стиля, и при жизни он иногда рассматривался как художник, находящийся вне стандартных ярлыков. За свою жизнь, он прошел через периоды признания и немилости, но, в свое время, его картины стали рассматриваться как важная часть русской художественной культуры.

Врубель был воспитан его отцом, поскольку его мать умерла, когда ему было три года. В ранние годы Врубель хотел стать адвокатом, как его отец. Он отправился в Петербургский университет для изучения права, но по окончанию учебы, в 1880 году, он поступил в Академию художеств. Годы обучения в Академии, для Врубеля были счастливыми. Там он познакомился со своей женой, оперной певицей Надеждой Забелой. После свадьбы, в 1896 году, они переехали в Москву. В последние годы жизни, Врубель страдал от психического заболевания, его зрение ухудшилось и ему пришлось отказаться от живописи.

Врубель стал значимой фигурой в мире русского искусства в 1890 году, когда он создал свои наиболее известные картины, одна из которых «Демон сидящий». Эта картина была названа некоторыми критиками отвратительной, а один из комментаторов зашел настолько далеко, что обвинил Врубеля в достижении в части “дикое уродство”. Но это весьма спорно, так как эта работа привлекла и значительную похвалу. Савва Мамонтов, известный меценат того времени, был настолько поражен “чарующей симфонией” Врубеля, что он открыто называл художника гением и нанял его, чтобы расписать интерьер его жилья и интерьеры особняков его друзей.

Многие из наиболее известных работ Михаила Врубеля, были написаны в течение лет, которые он провел в Москве со своей женой. Ряд из них основан на сказках и русских традиционных народных рассказах. Первой из них был «Пан» в 1899 году, за которым, в следующем году, последовали «Сирень» и «Царевна-Лебедь». В 1901 Врубель нарисовал впечатляющую картину «Демон поверженный». Он неоднократно перерисовывал лицо демона, даже после того как произведение было представлено общественности. Снижение уровня его здоровья препятствовало тому, чтобы он продолжал свою работу в таких темпах, хоть он по прежнему продолжал писать картины, уже на более мистический лад, такие как «Жемчужина» (1904 год).

Картины Михаила Александровича Врубеля имели отличительный, особенный стиль. Он имел высокую квалификацию не только в рисовании, но также и во многих других видах художественного творчества. Они включали керамику, витраж, и даже производство театральных костюмов, декораций и реквизита. В свои более поздние годы, он предпочитал использовать, в фрагментарном составе, “незаконченное прикосновение”, как он сам это называл. Изначально, Врубель использовал довольно приглушенные тона, но после его работы по росписи в Киевской Кирилловской Церкви в 1880-х годах, он изменил свой стиль, стал включать более смелые и насыщенные цвета.

Врубель был особенно увлечен процессом создания, иногда пренебрегая своими законченными произведениями. Из-за этого, не сохранились многие из его ранних картин, и даже некоторые его более поздние работы заметно ухудшились. «Демон сидящий» не исключение. Врубель хотел частично придать ему блеск, сверкающий внешний вид, он хотел достичь этого путем смешивания масла и мелких частичек бронзы. По прошествии многих лет, бронза исчезла, притупляя первоначально поразительный визуальный эффект.

Для задумки сюжета этой картины послужил герой романтической поэмы Михаила Лермонтова с одноименным названием. Эта работа, написанная в конце 1830-х годов, рассказывает историю о том как демон полюбил грузинскую принцессу, которая умирает в результате его поцелуя. После этого она была спасена ангелами, в то время как он обречен провести вечность в одиночестве. Эта история идеально сочетается с романтическим темпераментом, и совершенно не подходит для художников реалистов. Врубель описывал демона так: демон - дух, который «объединяет в себе мужской и женский облик, не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том, дух властный... величавый» и "олицетворяет вечную борьбу мятущегося человеческого духа". Отметьте потустороннее выражение в глазах Демона (противоположность выражению на портрете Тургенева, который написал Перов, например), возможно символизирующее существования мира за пределами повседневного. Обратите также внимание на фон, который заполнен символическими изображениями огненно-красного заката (огонь часто символизирует конец света) и загадочными, нереалистическими цветами.

Картины Михаила Врубеля , первого русского художника-символиста конца ХІХ в., сложно не узнать: его творческая манера настолько самобытна, что его работы невозможно перепутать с другими. Центральный образ, к которому он обращался на протяжении почти всей жизни, – это образ лермонтовского Демона . Еще при жизни о художнике ходило много слухов – о том, например, что он продал душу дьяволу, и тот открыл ему свое истинное лицо. Увиденное привело к слепоте и помешательству, и последние годы жизни художник провел в клинике для душевнобольных. Что же тут правда, а что – вымысел?

Образ Демона действительно не давал художнику покоя. Впервые он обратился к этой теме в 1890 г., когда ему довелось работать над иллюстрациями к юбилейному изданию произведений М. Лермонтова. Часть рисунков так и не попала в книгу – современники не смогли оценить по заслугам талант художника. Его обвиняли в безграмотности и неумении рисовать, в непонимании Лермонтова, а творческую манеру презрительно называли «гениальничаньем». Только спустя десятилетия после смерти Врубеля искусствоведы сошлись во мнении, что это лучшие иллюстрации к лермонтовской поэме, тонко передающие саму суть персонажа.

Врубель посвятил Демону несколько картин, и у всех персонажей – огромные, переполненные тоской, глаза. Увидев их, невозможно представить лермонтовского Демона другим. Врубель писал: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный и величавый». Именно таким мы видим его на картине «Демон (сидящий)». Скрытой силы и мощи в нем столько же, сколько скорби и обреченности.

В понимании Врубеля, Демон – это не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески означает просто «рогатый», «дьявол» – «клеветник», а «демон» означает «душа». Это очень роднит его с лермонтовской трактовкой: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь – ни мрак, ни свет!».


«Демон (сидящий)» – самая известная работа Врубеля. Однако кроме нее, есть еще несколько полотен на ту же тему. И написаны они были в то время, когда художника начала одолевать болезнь. Первые признаки психического расстройства проявились в то время, когда Врубель работал над «Демоном поверженным», в 1902 г. А в 1903 г. случилась трагедия – умер его сын, что окончательно подорвало душевное здоровье художника.

С тех пор и до самой смерти в 1910 г. Врубель живет в клиниках, а в краткие моменты просветлений создает выдающиеся произведения, от которых веет чем-то потусторонним. Возможно, это и дало повод современникам утверждать, что художник продал душу дьяволу и поплатился за это собственным здоровьем.



Картина написана: 1890 г.
Холст, масло.
Размер: 114 × 211 см

Иллюстрация «Демон сидящий»

Очевидно, что сам образ картины собирательный, и исследователи сходятся во мнении, что сам Лермонтов завуалировал в герое своего произведения всех деятелей отечественного искусства. Эту тематику подхватил и Врубель. Согласитесь, кто как не творческий человек становится для простого люда светочем в темноте. Кто, как не писатель, художник, композитор, своими произведениями подталкивает «незрячих» к истине. «Демон» Врубеля – это, на самом деле, он сам, и не только он. Этим же демоном был Лермонтов. Этим же демоном можно считать Пушкина, Толстого, Чайковского. Этот демон – человек, познавший природу прекрасного, старающийся принести ее в каждый дом, претерпевая при этом одну неудачу за другой.

Говоря о художественном исполнении картины, нельзя не упомянуть ее уникальный стиль. Она написана с присущими Врубелю характерными чертами. Особенно бросается в глаза эффект кристаллических граней, что делает картины больше похожей на витражную живопись или панно. «Демон» Врубеля как будто высечен из камня. Художник смог добиться такого исполнения благодаря использованию при создании работы мастихина (специального ножа), нанося им плоские мазки по полотну. В своей картине Михаил Александрович успешно сочетал живопись и ваяние. Наличие кристаллических форм в работе Врубеля тоже неслучайно, с их помощью художник подчеркнул природу образа, его мистичность, многогранность.

Данную картину можно считать одной из самых знаменитых работ Михаила Александровича. Серия была продолжена в 1899 году, когда художник написал картину «Демон летящий». В 1902 году, будучи тяжело больным, Врубель, стоически принявший удары судьбы, заканчивает писать третью картину – «Демон поверженный». На этом полотне главный герой находится на грани гибели, как и сам художник.

Описание сюжета картины Врубеля «Демон сидящий»

Художник: Михаил Александрович Врубель
Название картины: «Демон сидящий»
Картина написана: 1890 г.
Холст, масло.
Размер: 114 × 211 см

Многие критики, упоминая творчество Михаила Врубеля, а в особенности его «демонов», не могут не вспомнить о том наследии, которое художник оставил после себя. Его творчество стало знаковым в ту эпоху, эпоху становления отечественного символизма, оно, как и произведения русских классиков литературы и музыки, олицетворяет стремление творческой личности к чему-то прекрасному, к эфемерной, неосязаемой духовной красоте.

Врубель Михаил Александрович родился в 1856 году в Омске. Его отец, строевой офицер, настаивал на том, чтобы Михаил получил престижное образование, посему будущий художник был отправлен в Санкт-Петербургский университет, на юридический факультет. Пытливая творческая душа Врубеля никогда не тяготела к юридическим наукам, что, однако, не помешало ему окончить университет с золотой медалью. Затем, Михаил был призван в армию и, отслужив воинскую повинность, получил звание бомбардира запаса. Осенью 1880 года Врубель был принят на обучение в Императорскую академию художеств.

Работы Михаила Александровича были пронизаны оригинальностью и символизмом, еще со времен его обучения творческому мастерству. Именно эти качества принесли художнику незыблемую славу и признание.

Изначально, «демоны» Врубеля были всего лишь иллюстрациями, которые художник приурочил к выходу юбилейного издания сочинений русского поэта Лермонтова Михаила Юрьевича. В 1891 году, Михаил Александрович исполнил около 30 рисунков к данному собранию, большая часть которых отражала поэму «Демон». Наиболее известными картинами, которые художник в будущем перенес на холст, были «Демон сидящий», «Демон летящий» и «Демон поверженный».

Иллюстрация «Демон сидящий» была нарисована художником в 1890 году. Хранится она и по сей день, в Государственной Третьяковской галерее. Собственно там же хранится и аналогичная работа на холсте, которая датирована тем же годом. Писал ее Михаил в доме известнейшего в те времена мецената, Мамонтова Саввы Ивановича, который симпатизировал многим знаменитым художникам того времени: Серову, Васнецову, Коровину.

Сюжет картины был навеян художнику после прочтения им произведения М.Ю. Лермонтова «Демон». Несмотря на то, что демоническая природа нарисованного создания видна невооруженным взглядом, сам посыл картины далек от устаревших догм. Обычно, говоря о демонах, особенно в условиях жестких религиозных канонов того времени, человеку представляется образ потустороннего зла, чего-то до безумия глупого и жестокого. Демон Врубеля совсем другой, собственно как и демон Лермонтова. Вообще, вышеупомянутые творцы были едины во многих своих идеях, и, если Михаил Александрович Врубель стал флагманом движения символизма среди художников, то Михаил Юрьевич взял на себя ту же роль, только в своем писательском ремесле.

Идея, как картины, так и описанного образа, в целом едина. Перед нами предстает не кровожадный клыкастый монстр, а гораздо более утонченное создание. Сам Врубель, говоря о герое своего произведения, описывал его так: «Демон является не столько злобным духом, сколько страдающим и скорбным, но вместе с тем властным и величавым». Символ данной картины очевиден, он во многом совпадает с представлениями о демонах античного философа Платона, который считал этих созданий «посредниками между людьми и богами, который помогает человеку преодолеть свой жизненный путь, дабы постичь красоту смерти, а вместе с ней, и высший замысел». Очевидно, что печальный взгляд героя картины и его направление вдаль, его поза, которая пронизана отчаянием, все это указывает на вполне человеческую первородную сущность демона. В то же время, подоплекой для нахлынувших эмоций становится внеземное, эфемерное начало героя картины. Одинокий, познавший все то, что делает простого человека счастливым изо дня в день, демон не может найти более покоя в мире живых. Оттого и печальный взгляд вдаль, куда-то в сторону закатного солнца, в поисках ответов, нахождение которых не дает удовлетворения, а лишь побуждает к новым поискам. Создание ищет освобождения, перерождения своей сущности. Кто этот демон?