Марк шагал ранние картины. Марк Шагал – биография и картины художника в жанре Примитивизм – Art Challenge


Марк Шагал наряду с авангардистами , Генрихом Эмзеном и Хансем Рихтером был художником, чей гений пугал и отталкивал. Создавая картины, он руководствовался исключительно инстинктом: композиционный строй, пропорции и светотени были ему чужды.

Человеку, лишенному образности мысли, крайне сложно визуально воспринимать полотна творца, ведь они не вписываются в понятие образцово-показательной живописи и разительно отличаются от классических произведений и , где точность линий возведена в ранг абсолюта.

Детство и юность

Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 6 июля 1887 года в белорусском городе Витебске, в черте Российской империи, отделенной для проживания евреев. Глава семейства Хацкель Мордухов Шагал работал грузчиком в лавке торговца селедкой. Он был человеком тихим, набожным и работящим. Мать художника Фейга-Ита была женщиной энергичной, общительной и предприимчивой. Она вела хозяйство, руководила мужем и детьми.


С пяти лет Мовша, как и всякий еврейский мальчик, посещал хедер (начальную школу), где обучался молитвам и Закону Божию. В 13 лет Шагал поступил в Витебское городское четырехклассное училище. Правда, учеба особого удовольствия ему не доставляла: в то время Марк был ничем не примечательным заикающимся мальчишкой, который из-за неуверенности в себе не мог найти общего языка со сверстниками.

Провинциальный Витебск стал для будущего художника и первым другом, и первой любовью, и первым учителем. Юный Моисей с упоением рисовал бесконечные жанровые сценки, которые он ежедневно наблюдал из окон своего дома. Стоит отметить, что родители не питали особых иллюзий по поводу художественных способностей сына. Мать неоднократно подкладывала рисунки Моисея вместо салфеток на обеденный стол, а отец и слышать не хотел об обучении отпрыска у именитого в то время витебского живописца Юделя Пэна.


Идеалом патриархальной семьи Шагалов был сын-бухгалтер или, на худой конец, сын-приказчик в доме состоятельного предпринимателя. Юный Моисей на протяжении пары месяцев выпрашивал у отца деньги на школу рисования. Когда главе семейства надоели слезные просьбы сына, он выбросил необходимую сумму денег в распахнутое окно. Будущему графисту пришлось собирать разлетевшиеся по пыльной мостовой рубли на глазах смеющихся обывателей.

Учеба давалась Мовше трудно: он был подающим надежды живописцем и никудышным учеником. Впоследствии эти две противоречащие друг другу черты характера отмечали все люди, пытавшиеся повлиять на художественное образование Шагала. Уже в возрасте пятнадцати лет он считал себя непревзойденным гением и поэтому с трудом мог выдерживать замечания учителей. По мнению Марка, только великий мог быть его наставником. К великому сожалению, художников подобного уровня не было в маленьком городке.


Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. Столица империи представлялась ему землей обетованной. Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. Суровая правда жизни внесла в розовые мечты юноши необходимые коррективы: свой первый и последний официальный экзамен он провалил. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. Не привыкший сдаваться парень поступил в возглавляемую Николаем Константиновичем Рерихом Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Там он проучился 2 месяца.


Летом 1909 года отчаявшийся найти свой путь в искусстве Шагал вернулся в Витебск. Юноша впал в депрессию. Картины этого периода отражают удрученное внутреннее состояние непризнанного гения. Его часто видели на мосту через Витьбу. Неизвестно, к чему могли привести эти упаднические настроения, если бы Шагал не встретил любовь всей своей жизни – Берту (Беллу) Розенфельд. Встреча с Беллой наполнила до краев его опустошенный сосуд вдохновения. Марку вновь захотелось жить и творить.


Осенью 1909 года он вернулся в Петербург. К желанию найти наставника, равного ему по дарованию, добавилась новая идея фикс: юноша задумал во что бы то ни стало покорить Северную столицу. Рекомендательные письма помогли Шагалу поступить в престижную школу рисования именитой меценатки Званцевой. Художественным процессом учебного заведения руководил живописец Лев Бакст.

По свидетельствам современников Моисея, Бакст взял его без всяких нареканий. Более того, достоверно известно, что Лев оплачивал обучение подающего надежды графиста. Бакст напрямую заявил Мовше, что в России его талант не приживется. В мае 1911 года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж, где продолжил обучение. В столице Франции он впервые начал подписывать свои работы именем Марк.

Живопись

Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». В августе 1910 года Марк уехал в Париж. Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа». Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры.


В июне 1914 года в Берлине открылась его первая персональная выставка, включившая в себя почти все созданные в Париже картины и рисунки. Летом 1914 года Марк вернулся в Витебск, где его застало начало Первой мировой войны. В 1914–1915 годах была создана серия картин из семидесяти работ, написанных на основе натурных впечатлений (портреты, пейзажи, жанровые сцены).

В предреволюционные времена были созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», «Красный еврей»), картины из цикла «Любовники» («Голубые любовники», «Зеленые любовники», «Розовые любовники») и жанровые, портретные, пейзажные композиции («Зеркало», «Портрет Беллы в белом воротничке», «Над городом»).


В начале лета 1922 года Шагал направился в Берлин, чтобы узнать о судьбе выставленных перед войной работ. В Берлине художник обучился новым для себя печатным техникам – офорту, сухой игле, ксилографии. В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году). Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. Для создания цикла иллюстраций к роману «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж.


В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов. По приказу министра пропаганды фашистской Германии в 1933 году произведения мастера были публично сожжены в Мангейме. Гонения на евреев в фашистской Германии, предчувствие приближающейся катастрофы окрасили произведения Шагала в апокалиптические тона. В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»).

Личная жизнь

Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь. Правда, судьба сложилась таким образом, что художник намного пережил свою музу: Белла скончалась от сепсиса в американском госпитале 2 сентября 1944 года. Тогда, вернувшись после похорон в опустевший дом, он поставил на мольберт портрет Беллы, написанный им еще в России, и попросил Иду выбросить все кисти и краски.


«Художественный траур» длился 9 месяцев. Лишь благодаря вниманию и заботе дочери он вернулся к жизни. Летом 1945 года Ида наняла сиделку для ухода за отцом. Так в жизни Шагала появилась Вирджиния Хаггард. Между ними вспыхнул роман, который подарил Марку сына Дэвида. В 1951 году барышня ушла от Марка к бельгийскому фотографу Шарлю Лейренсу. Она забрала сына и отказалась от 18 работ художника, подаренных ей в разное время, оставив себе лишь два его рисунка.


Моисей опять хотел покончить с собой, и, дабы отвлечь отца от тягостных дум, Ида свела его с владелицей лондонского салона мод Валентиной Бродской. Брак с ней Шагал оформил через 4 месяца после знакомства. Дочка творца еще не раз пожалела об этом сводничестве. Мачеха не пускала к Шагалу детей и внуков, «вдохновляла» на рисование декоративных букетов, потому что они «хорошо продавались», и бездумно тратила гонорары супруга. С этой женщиной живописец прожил до самой смерти, продолжая, однако, постоянно писать Беллу.

Смерть

Именитый деятель искусств скончался 28 марта 1985 года (98 лет). Похоронен Марк Захарович на местном кладбище коммуны Сен-Поль-де-Вансе.


Сегодня работы Марка Шагала можно увидеть в галереях Франции, США, Германии, России, Беларуси, Швейцарии и Израиля. Чтят память о великом художнике и на его родине: дом в Витебске, в котором долгое время жил графист, превратили в дом-музей Шагала. Любители творчества живописца и по сей день могут воочию увидеть место, где создавал свои шедевры авангардист.

Произведения

  • «Мечта» (1976 год);
  • «Ложка молока» (1912 год);
  • «Любители зеленого»(1917 год);
  • «Русская свадьба»(1909 год);
  • «Пурим» (1917 год);
  • «Музыкант» (1920 год);
  • «Для Вавы» (1955 год);
  • «Крестьяне у колодца» (1981 год);
  • «Зеленый еврей» (1914 год);
  • «Продавец скота» (1912 год);
  • «Дерево жизни» (1948 год);
  • «Клоун и скрипач» (1976 год);
  • «Мосты над Сеной» (1954 год);
  • «Пара или Святое семейство» (1909 год);
  • «Уличные артисты ночью» (1957 год);
  • «Почитание прошлого» (1944 год);

Марк Захарович Шагал - великий художник экспрессионист, модернист . Родился в Витебске (Белоруссия) 24 июня 1887 года. Живописец, график и иллюстратор он часто создавал совершенно ирреальные произведения. Несмотря на то, что большинство картин созданы на библейские и темы, стиль исполнения до сих пор многим кажется очень смелым и необычным.

Первым учителем Шагала стал Витебский живописец Ю. М. Пэн. Вскоре Марк отправился в Петербург, где поступил в школу общества поощрения художеств. Его крайне интересовали все течения в искусстве, на раннем этапе неопримитивизм, под впечатлением от которой он и создал свои первые полотна, которые сейчас висят в европейских музеях: Покойник, Портрет моей невесты в черных перчатках, Семья и другие.

В 1910 году Марк Шагал переезжает в Париж. Здесь он заводит дружбу с такими поэтами и литераторами, как: Г. Аполлинер, Б. Сандрар, М. Жакоб, А. Сальмон. Аполлинер даже назвал его искусство сверхнатурализмом.

Шагал, несмотря на то, что часть жизни провёл во Франции, всегда называл себя русским художником и постоянно посылал свои картины на российские выставки. В Париже к своему неповторимому стилю он прибавил хорошо изученные — кубизм и орфизм. Всё это поспособствовало его большему развитию. Картины этого времени отличаются напряжённой эмоциональной атмосферой, одухотворённостью и ярким подтекстом на круговорот бытия - жизни и смерти, вечного и сиюминутного.

В 1914 году художник возвратился в Витебск, где застал начало Первой Мировой Войны. Здесь он жил, работал и творил свои бессмертные произведения вплоть до 1941 года. Тогда по приглашению музея он переехал вместе с семьёй в Америку. В Америке Марк Шагал работал над театральными зарисовками и оформлением театральных постановок. В 1948 он окончательно перебрался во Францию. Близ Ниццы он построил собственную мастерскую - сейчас это национальный музей Франции, посвящённый великому художнику. В Сен-Поль-де-Ванс художник скончался 28.03.1985.

Адам и Ева

Анюта. Портрет сестры

День рождения

Еврей в молитве

Красавица в белом воротнике

Красная обнажённая

Летящая повозка

Над городом

Невеста с веером

Продавец газет

Продавец скота

Marc Chagall

Еврейский живописец, график, скульптор, монументалист, один из основоположников художественного авангарда XX века.

Судба Шагала неразрывно связана с двумя городами – белорусским Витебском, уроженцем которого он был, и Парижем, где Марк состоялся как живописец.

Творчество Шагала специалисты относят именно к парижской школе современного искусства. В своем творчестве Шагалу удалось объединить древние традиции еврейской культуры и современное новаторство. создать собственный неповторимый стиль.

Он прожил долгую, яркую, насыщенную событиями жизнь, в которой было все – и изгнание, и великая любовь, и необыкновенный успех.

Марк Шагал – “Скрипач”, 1912 год

Есть на северо-западной Белоруссии старинный город Витебск. В конце XVIII столетия по указу императрицы Екатерины II была определена “черта оседлости”, которая определяла места проживания еврейского населения, перешедшего к Российской империи после раздела Польши.

Здесь было много еврейской бедноты. К ней относилось и семейство Шагалов. Молодой Хацкель-Мордух Шагал работал приказчиком в рыбном магазине в Песковатиках, еврейском районе города. А его молодая супруга Фэйгэ-Итэ сидела дома – ждала первенца.

7 июля 1887 года в Витебске или в Лиозно, которое располагалось в 40 километрах от губернского центра, на свет божий появился мальчик, которого назвали Мойшей или Марком (это натурализованное русское имя Шагала).

Он был послушным, сосредоточенным, не по годам серьезным мальчишкой. Но еще никто не знал, что в этой совсем простой, бедной семье растет настоящий гений.

Марк Захарович всю жизнь был верующим мальчиком. И это одно из важных обстоятельства, помогающих понять секрет успеха этого удивительного живописца, одного из лучших художников современности. Даже в самые тяжкие времена он не отчаивался. Этого не позволяла вера: ведь отчаяние – один из грехов. Все надо принимать, как волю Божью. В том числе и неудачи.

Шагал прожил огромную жизнь – почти 98 лет. И умер в 1985 году.

Отец Марка Хацкель-Мордух был человеком незлобным, тихим, очень набожным и бесконечно добрым. Он никогда и ни за что не наказывал детей.

Матушка Марка была женщиной другого склада. Она была женщиной словоохотливой, властной и предприимчивой. Когда в семье возникала какая-либо опасная ситуация, нерешительный отец полагался на мать.

Марк Шагал – “Покойник”, 1908 год

В 1900 году Марку исполнилось 13 лет. И осенью того же года его отдали в Витебское ремесленное четырехклассное училище.

Четыре года учебы – Марк закончил училище весной 1905 года – в памяти Шагала не особо задержались.

И в раннем детстве, и в отрочестве, и в годы учебы в ремесленном училище Марк постоянно рисовал. На его способности никто не обращал внимания, считая рисование всего лишь детско забавой. К тому же рисовал Марк необычно – его больше привлекали цветовые сочетания, чем форма.

В 1905 году в “полный рост” встал вопрос о будущем юноши. Марку исполнилось 17 лет.

В те годы в Витебске жил удивительный художник Юрий Моисеевич (Юдель) Пэн. Ученик Репина, Пэн проучился два года в Петербургской академии живописи и вернулся в Витебск, чтобы организовать художественную школу.

Сюда же, в школу Пэна, в 1905 году пришел и Марк Шагал. Его привела матушка – единственная в большой семье, кто оценил художественные способности юноши и поверил в него.

Главная проблема заключалась в том, что за обучение живописи нужно было платить. А отец по-прежнему зарабатывал копейки. А мама вообще не работала. И в семье было 10 детей…

Через два месяца занятий у лучшего витебского художника Марк заявил родителям, что должен уехать из города туда где учатся “настоящие живописцы”,- в Петербург.

“Адам и Ева”, 1912 год

В конце концов его отпустили и Марк уехал в Петербург. Поначалу было очень тяжко. Ему надо было где-то жить, что-то есть и как то одеваться. Наконец удалось устроиться ретушером к фотографу. Потом – рисовальщиком магазинных вывесок. С квартирой ничего не получилось – Марк ночевал в ночлежках для нищих, у случайных знакомых, на зиму нанимался сторожем на дачу.

Но все трудности меркли перед главной проблемой – поступить учиться в художественную школу. Настойчивость Шагала была вознаграждена. Ему удалось стать слушателем Рисовальной школы Общества поощрения художеств Николая Рериха. Здесь он проучился два года.

Преподаватели живописи искренне считали, что Шагал попросту… не умеет рисовать.

А Шагал упрямо шел своей дорогой и никого не слушал. Отучившись два года в Рисовальной школе и скопив немного денег, Марк поступил в частную студию Зайденберга, где его педагогом стал театральный художник и график Мстислав Валерианович Добужинский.

И тут Шагал столкнулся с непониманием учителя. Вместо старательных “прописей” ученик упрямо продолжал рисовать свои местечковые пейзажи и… летающих людей.

От Дубровского пришлось уйти. В 1909 году Шагал поступил в частную художественную школу Елены Николаевны Званцевой. И вновь ненадолго. Тот же конфликт между между учителем и учеником. Он обожал своих учителей, просто иначе писать… не мог.

В те годы жилось Марку очень и очень тяжело. Он был даже не беден а нищ.

Праздником становился тот день, когда он мог позавтракать.

Он постоянно был голоден. И самым удивительным было то, что от голода и холода, от бесприютности и постоянных уничтожений Шагал не отчаялся, не отпустил рук, не заболел.

В конце концов Шагал оставил свое ученичество – скоро, по финансовым причинам и поняв, что не дает ему ничего нового.

В 1908 году Марк, отыскав, наконец. сносное жилье и клятвенно пообещав хозяйке скорую оплату. взялся за работу. Шагал перешел к своей первой профессиональной работе. Ею стала картина “Покойник”, созданная в неопримитивистской стилистике.

В один из наездов домой, еще в 1909 году, Марк познакомился с дочерью витебского ювелира Беллой Розенфельд. Потом Марк уехал в Петербург. Между молодыми людьми завязалось переписка.

Спустя год, в 1910-м, они стали женихом и невестой. Но пожениться не могли – родители Беллы, которые относились к Марку очень неплохо, взяли с него слово, что их дочь станет женой Шагала лишь в том случае, когда тот сможет ее достойно содержать.

Они расстались. Марк уехал из Витебска и в общем-то, похоронил мечту о женитьбе на Белле. Слава богу Шагал от мечты не отказался, а Белла – дождалась. И впереди у этих молодых людей была очень счастливая жизнь. Настоящая большая любовь и чудесная семья. Нужно было только немного потерпеть… Четыре года.

Весной 1911 года в художественную лавку на Невском проспекте зашел известный юрист, один из первых членов Государственной думы еврейской национальности Максим Моисеевич Винавер. Винаверу понравились картины Шагала. Продавец за каждую картину захотел три рубля. Тогда Винавер холодно сказал.

“Война”, 1964 год

Послушай, любезный я не буду покупать эти картины. А ты не будешь их продавать. Завтра в это же время, приведи сюда этого Шагала. Я хочу с ним поговорить.

Они встретились на следующий день. Винавер более часа рассматривал полотна и рисунки. Потом заявил хозяину лавки, что забирает все, заплатил сто рублей и вывел Марка на улицу.

Больше сюда ни ногой. И деньги тебе эти не нужны. Я покупаю твои картины у тебя лично – по пятьсот рубле за штуку.

Марк недоуменно хлопал глазами. А когда в его руках оказались полторы тысячи рублей ассигнациями, неожиданно для себя и Винавера… заплакал…

Они говорили долго, несколько часов. Бродили по Невскому. Винавер покупал пирожки – Марк был ужасно голоден. Наконец Максим Моисеевич сказал:

Послушай, Марк. Ты – художник. Большой и очень талантливый живописец. И тебе надо учиться не здесь. Тебе надо в Париж… Ты поедешь туда немедленно. Я заплачу…

В 1926 году Шагал, живший в Париже, узнал о смерти Винавера. И написал: “С большой грустью скажу сегодня, что с ним умер и мой близкий, почти отец. Отец меня родил. а Винавер сделал художником. Без него я, верно, был бы фотографом в Витебске и о Париже не имел бы понятия”.

Очень скоро все поменялось. Обладавший большими связями Максим Моисеевич добился того, чтобы Шагал стал стипендиатом Петербургской художественной академии. Правда, позже выяснилось, что ежемесячную стипендию Винавер высылал Шагалу… из собственных денег. И Марк об этом узнал слишком поздно.

Поначалу ужасно стеснительный, Шагал отказывался ехать в Париж. Но в мае 1911 года Марк Шагал отправился в Париж.

Марк влюбился в Париж. Он обожал этот город. Боготворил, превозносил, восхищался им. У Шагала был фраза “Париж – второй Витебск”.

С друзьями ему везло просто необыкновенно. И все благодаря тому, что Шагал сам был чудесным человеком, который как магнит притягивал к себе ярких, талантливых, добрых и щедрых.

Однажды в 1912 году из России в Париж приехал журналист Анатолий Луначарский. корреспондент газеты “Киевская мысль”. Луначарский стал одним из друзей Шагала. А потом появились влиятельные друзья в Петербурге и в Москве.

В 1912 году Шагал выслал свои первые парижские полотна на Осенний салон в Петербург. где они были выставлены вместе с работами группы “Мир искусства”. А в 1913 году картины Марка были представлены в Москве на выставке “Мишень”.

“Влюбленные над городом”. 1918 год

Шагал постепенно становился известным живописцем. За четыре года. проведенных им в Париже. он превратился из провинциального. никому не известного начинающего художника в оригинального живописца-новатора.

Для понимания и приятия картин Шагала требуется определенная подготовка.

За четыре года пребывания Шагала в Париже написал… несколько сотен картин. Посчитать точно невозможно, его наследие стол же колоссально, как и наследие Пикассо, создавшего около 80 тысяч произведений.

Удивительный стиль Шагала, которому не было названия. определил Гийом Аполлинер. Он пришел в мастерскую Шагала, просидел около часа. Потом он поднялся, смущенно пробормотал: “Сверхъестественно!” Аполлинер назвал стиль Шагала “Сюрнатурализмом”, то есть “сверхнатурализмом”.

К 1914 году положение 27-летнего Марка Шагала в современной европейской живописи настолько утвердилось, что его уже называли родоначальником “нового экспрессионизма”. Он уже не был так беден, как четыре года назад.

Впереди было грандиозное и крайне важное для Шагала событие. На июнь 1914 года в Берлине была запланирована его первая персональная выставка.

Выставка едва открылась, доставив Шагалу много приятных и волнительных переживаний. Он собрался в дорогу – в Витебск – выходит замуж младшая сестра.

Марк Захарович собирался в Витебск не более чем до конца лето. Два месяца и все. А потом – обратно в Берлин, чтобы забрать выставочные работы. Потом в Париж, чтобы работать и работать. Мог ли он знать, что его “свидание с Витебском” затянется на 10 лет? Вряд ли…

В Витебске он встретил Беллу. Оказалось, она его ждала эти четыре года. Сейчас уже Шагал не был бедным, и родители невестки по другому смотрели на Шагала. Понадобился еще год, чтобы речь зашла о свадьбе. В августе 1914 состоялась свадьба сестры Марка. А потом началась война.

Никто в России с еврейским художником не стал бы церемониться. В 1915 году Шагал получил повестку. Но он смог получить “белый билет”, освобождение от фронта и решение всех проблем. Пришлось оставить дом в Витебске и переселиться в Петроград.

Но до этого в 25 июля 1915 года в Витебске, в родительском доме Марка Захаровича, состоялась свадьба с Белло. И это, несмотря на бушевавшую войну, был самый счастливый день в жизни художника.

Бог сделал им роскошный подарок – преподнес большую любовь. На всю жизнь, до гробовой доски, навсегда.

Всю жизнь, куда бы ни забрасывала судьба Марка, Белла была всегда рядом.

После Беллы у него были и любовь, и еще один, тоже очень счастливый. брак. Но в его памяти осталась только Белла.

“Летящая повозка”. 1913

Белла Розенфельд была красивой женщиной. Белла стала главной моделью Шагала, его музой, его вдохновением. Когда она внезапно умерла – это случилось в роковом для Шагала 1944 году, – он был настолько раздавлен, что решил оставить профессию. Но не оставил и тем самым сохранил память о Белле.

Летом 1916 года, спустя год после свадьбы, Белла подарила Марку дочку, которую назвали Идой.

В августе 1918 года Марк с друзьями в Витебске открыл художественную школу. затем – музей. Отыскал и привлек к работе молодого художника-авангардиста Казимира Малевича.

Два года Шагал был при мандате и обладал всей полнотой власти. Марка “сместил” его коллега – художник Малевич, от которого Шагал ничего подобного никак не ожидал.

Малевич обвинил творчество Шагала “недостаточно революционным”. Моль, Шагал до сих пор “играет” с изображениями. Малевич съездил в Москву, оттуда привез документы, о том, что главным уже будет он.

А Шагал просто устал. В несколько дней он сдал дела, собрал вещи, дочь и вместе с Беллой… уехал из Витебска. Как оказалось, навсегда.

В 1920 году семейство Шагалов перебралось в Москву. Шагал тут же получил заказ от Еврейского камерного театра. Деньги платили немного. Больших заказов не было. Шагалу не нравилось это все, и он решил покинуть Москву.

Свободное место нашлось в подмосковной Малаховке – в детской колонии для беспризорников. Туда и Шагал отправился. Целый учебный год он работал простым учителем рисования. Единственным плюсом своего положения Шагал считал огромную светлую мастерскую, предоставленную ему дирекцией школы.

Между тем в России его хорошо знали и ценили. Одна за другой открывались небольшие выставки его работ – в Петрограде, родном Витебске, Москве

В конце весны 1922 года Шагал ясностью понял, что в стране, которая была для него родиной, он никому не нужен.

Шагал решил покинуть страну и навсегда. Россия – не его страна. Он решил попросить власти отпустить его на Запад, формальный повод – выяснение судьбы картин, оставшихся в Берлине и Париже.

В июне 1922 года Марк Шагал, Белла и Ида сели в вагоне международного поезда, который должен был отвезти их в Прибалтику.

В Канусе они пробыли недолго. его картины уже принадлежали частным владельцам.

“Большой цирк”

В Берлине удалось вернуть лишь десять картин, а в Париже похоже ни осталось ни одного. Продав две картины, Шагал взялся… за учебу. 35 лет от рождения, уже признанный мастер, Шагал снова учился – на этот раз новой технике. До конца 1922 года он освоил технику офорта, сухой иглы и ксилографии. Дописал блистательную книгу “Моя жизнь”.

Деньги заканчивались. Тогда из Парижа ему прислали приглашение от Амбруаза Воллара. Он постеснялся сказать, что у него нету ни гроша, чтобы приехать в Париж. Но Амбруаз отправил ему несколько сотен франков. Он сразу собрал вещи. В сентябре 1923 года они сели в поезд “Берлин – Париж” и оставили Германию.

Впереди был город, который Шагал боготворил.

И все сразу устроилось. Воллар, ангел-хранитель многих талантов, щедрый меценат и подлинная акула рынка живописи, сделал все, как обещал. Снял Шагалам хорошую квартиру в центре Парижа. Выплатил щедрые подъемные. Купил несколько полотен – заплатив больше, чем рассчитал Марк. И предоставил великолепную. интересную, выгодную работу…

В это время Воллар решил издать “Мертвые души” Гоголя, и выпустить не просто хорошее издание, а роскошное, дорогое, богато иллюстрированное. И иллюстрации, должен был сделать Шагал.

На создание иллюстраций Шагалу понадобилось 4 года.Книга была закончена лишь в 1927 году, издана Амбруазом и произвела настоящий фурор.

Успех был настолько убедительным, что том же 1927 году Воллар заказал Шагалу иллюстрации к еще одной книге – “Басням” Лафонтена. На эту работу ушло еще 3 года – книга была готова в 1930 году.

К 1931 году “личная библиотека” Шагала – книги, оформленные его рисунками и офортами – насчитывала десятки наименований. И Амбруаз Воллар задумал грандиозный проект, на который возлагал большие надежды. А именно – издание Библии с иллюстрациями Марка Шагала..

Этот заказ и обрадовал, и испугал художника. Ну кто он такой, чтобы браться за иллюстрированием Книги Книг? Отложив многие дела, Марк с семьей собрался в дальнюю дорогу. Ему предстояло посетить библейские места – Сирию, Египет и Палестину.

Из этого многомесячного путешествия вернулся во Францию другой Марк Шагал.

Только за первые девять лет работы над иллюстр. к Библии – с 1930 по 1939 год – Шагал создал 66 офортов. А в 1952-1956 годах дополнял их еще 39 офортами.

Сотни работ на религиозную тему. Изданная Волларом иллюстрированная Библия. Собственные размышления над сущностью бытия и судьбой своего древнего народа – все это в конечном итоге вошло грандиозное собрание работ Шагала. названное им “Библейским посланием”.

Начав эту большую работу в 30-е годы, Шагал неоднократно к ней возвращался в последующем. А тогда, в 1931 году, вернувшись из Палестины, он не бросился к мольберту, а продолжил путешествие по Европе.

На расспросы Воллара он ответил, что его впечатления настолько сильны, что их нужно пережить. А Шагал и Белла исколесили все Средиземноморье. Турция, Греция, Балканы, Испания…

Формально Шагал оставался гражданином Советской России – в Тридцатые годы уже СССР.

Россия хотел вернуть его, и конце концов Шагал решил расставить все акценты. Он написал заявление на имя президента Франции с прошением о предоставлении французского гражданства. В 1937 году Марк, Белла и Ида Шагали стали гражданами Франции.

В 30-е годы слава Марка Шагала достигла своего апогея. Он был знаменит. И не просто знаменит, а знаменит на весь мир. Его картины продавались за огромные деньги. Он не был богатым настолько, чтобы купить виллу или т.д, но в деньгах не нуждался. Большие деньги Шагал скопил уже после войны, став одним из самых богатых художников XXвека и опередив в этом самого Пикассо.

“Прогулка”, 1917

К началу 30-х годов стиль Шагала полностью устоялся. Специалисты определяли манеру его художественного письма как сюрреально-экспрессионистскую.

А потом в жизни старой Европы произошли роковые изменения к власти в Германии пришли нацисты. И Шагал, который с 1922 года демонстрировано сторонился политики, вдруг оказался втянут в грязную историю, затеянную фашистами. В 1933 году по приказу министра пропаганды нацистской Германии из музеев и галерей были изъяты 50 полотен Шагала. И по приказу сожжены на костре, устроенном в Мангейме, – как образчику “дегенеративного еврейского искусства”.

Шагал впал в настоящую депрессию. И лечился от нее, как это всегда с ним и бывало, напряженной работой. Одна за другим он создавал полотна,проникнутые апокалиптическими предчувствиями.

Марк Шагал – “Белое распятие”, 1938

6 июля 1939 году Шагал отмечал 52-летие. Дата не круглая, но все же Марк Захарович позвал друзей. Приехал и Воллар. Выпил с Шагалом вина… Это была их последняя встреча.

Париж был оккупирован немцами. Только что вышел закон новых французских властей – все евреи автоматически лишались французского гражданства. Они собрали вещи и поехали к границе Испании. Ида осталась в Париже, чтобы решить вопрос с картинами отца, и после несколько дней поехать за ними.

Испанцы не пускали евреев на территорию своей страны даже для временного проживания. Но свободно пропускали евреев-беженцев в Португалию.

В Испании друзья помогли, чтобы Шагал и жена поехали до границы Португалии. А потом Марк и Белла оказались в Лиссабоне. Из здесь ждал сюрприз – на маленьком старом грузовичке прикатила из Парижа Ида. И привезла… архив Шагала: картины, рисунки, наброски и документы.

В Лиссабоне все было гораздо хуже чем представлял Шагал. Они стали в очередь около посольства Америки. Дочь Ида пробилась на прием к консулу, и сказала, что на улице в толпе великий художник Шагал.

Через несколько дне пришло приглашение от руководство Музея современного искусства в Нью-Йорка. Официально, как беженца от нацистского режима.

В середине июня 1941 года Семья Шагалов поднялась на борт американского лайнера.

из “Библейского послание”

В Нью-Йорке Шагал работал преимущественно театральным художником-оформителем в “Метрополитен”.

Сентябрьским утром 1944 года, Шагал зашел спальню. Было тихо, и он подошел к Белле. Она скончалась во сне.

Он рыдал и рыдал. В считанные часы голова Шагала покрылась сединой. Масштабы утраты были просто непостижимы.

Дочка все сделала, чтобы отец вернулся в этот мир. Шагал не как не мог забыть жену.

Ида даже нашла для отца… замену скончавшейся матери. Вскоре в доме появилась молодая экономка. Это была Вирджиния.

История их любви, рассказанная Вирджинией много лет спустя в ее книге, опубликованной в 1986 году, через год после кончины Шагала, показывает Марка в несколько ином свете.

Вирджинию тяготило положение “замужней любовницы”. Но, прожив с Шагалом 7 лет, о браке она никогда не заговорила.

В 1946 году у Шагала и Вирджинии Хаггард родился мальчик, которого назвали Дэвид – в честь умершего в юности младшего брата Шагала.

До 1952 года Шагал охотно возился с сыном и принимал в его воспитании самое непосредственное участие. А потом все закончилось. В 1952 году Марк Шагал женился во второй раз, и его супруга Валентина Бродецкая тут же начала с Вирджинией настоящую войну.

Сразу после окончания войны Шагал с Идой несколько раз выезжали во Францию. В 1947 году Шагал и Ида присутствовали на открытие Музея современного искусства в Париже, где были выставлены в числе прочих и картины Шагала.

В 1948 году по настоянию Иды Шагалы переехали во Францию. Возвращение во Францию было триумфальным. Шагала уже открыто навали лучшим художником современности и национальным достоянием Франции.

Не далеко от Ниццы. Шагал выбрал виллу под названием “Коллин”. В 1966 году купил его. В этом доме и Марк Захарович провел остаток жизни. Здесь и закончил свои дни.

Весной 1952 года Ида свела отдыхающую в Ницце владелицу лондонского модного салона и дочь известного фабриканта Валентину Григорьевну Бродецкую с отцом. Валентину и Марка разделяли 25 лет разницы в возрасте: Шагалу шел 65 год, Бродецкой – 40-й. Между ними начался бурный роман. Спустя месяц Валентита продала лондонское предприятие и переехала в Ниццу. А 12 июля 1952 года, спустя неделю после празднования дня рождения Шагала, Марк и Валентина стали мужем и женой.

Для Шагала этот брак, ставший в его жизни последним, был очень счастливым.

Возраст меняет всех. Он был не прост. Особая тема – скупость Шагала. В молодости этот человек мог отдать друзьям последнее. А в зрелые годы, став миллионером, он мог пожалеть денег даже на самого себя.

Тогда уже, его картины продавались очень дорого. Редко какая картина Шагала продавалась менее чем за 1 миллион долларов.

Шагала называют “самым еврейским художником XX века”. Религиозная тема в его творчестве является определяющей и даже основной. Шагал бывал в Израиле и до возрождения этой страны, и после.

Первые Шагал приехал в Тель-Авив в 1931 год.

Второй визит Шагала в этот город состоялся через 20 лет – в 1951 году. Он вновь посетил Тель-Авивский музей и передал в дар несколько живописных работ.

В 1957 году Шагал получил большой заказ от савойской капеллы в Асси и собора в Меце на большие панно и витражи. Здесь он создал почти 1200 квадратных метров чудесных витражей на библейскую тему.

С 1957 году Шагал окончательно отошел от станковой живописи и занялся прикладным искусством. Он совершенно не ощущал своих лет. В 1957 году Шагалу исполнилось 70 лет, а он, работал как и в 30 лет.

В 1961 году Шагал получил новый заказ – из Израиля. Его пригласили создать витраж для синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима.Месте с верным Шарлем Марком он здесь остался около года.

В 1977 году открылся музей Шагала в Ницце.

“Исход”, 1952 год

Самые знаменитые мозаики, керамические панно и витражи. созданные Шагалом в последние годы жизни, располагаются в Европе. В 1969 году Шагал получил заказ из Цюриха – создать витражи для церкви Фраумюнстер. Работа заняла полтора года, в 1970 году оформление церкви было закончено.

Затем последовал заказ из Реймса – в 1974 году Шагал оформил витражи для местного собора.

В 1976 году он отправился в Майнц, где создавал витражи и панно для церкви Санкт-Штефан. Это работа длилась до 1981 года… Десятки заказов!

Во время работ в Майнце ему было уже за… 90 лет!

В 1963 году дом Шагала в Сен-Поль-де-Венсе посетил президент Шарль де Голль. Шагалу заказали роспись плафона парижской “Гранд-опера”.

Спустя год, в 1964-м, “Гранд-опера” получила новый плафон. А президент де Голль – картину от самого Шагала с автографом.

Спустя два года похожий заказ пришел из Нью-Йорка – Шагалу предложили создать панно для “Метрополитен-опера”. И ы 1966 году Шагал с супругой на несколько месяцев переехали в Америку.

В июне 1973 года он отправился в большую и очень волнительную для него поездку – в Москву и Ленинград.

В Москве была устроена выставка работ Шагала – в Третьяковской галерее.

С ним буквально носились, как самым высоким гостем, который только мог посетить Россию. Его узнавали везде, даже на улицах. Он удивился. Мимо него спокойно проходили в Париже и Нью-Йорке. В Ницце ему приходилось вставать в общую очередь за мороженым. А здесь…

6 июля 1973 года, в день 86-летия художника, в Ницце открылся посвященный ему музей. После памятного 1973 года Шагал приобрел не только статус патриарха французской живописи, но и живого национального достояния.

В 1977 году Франция и весь мир искусства отметили 90-летие Марка Шагала. В день рождения Шагалу была вручена высшая награда Франции – Большой крест Почетного легиона. Это была награда королей и маршалов. Награду вручал президент Франции Валери Жискар д’Эстен.

Он умер вечером 28 марта 1985 года. Тихо и спокойно. В лифте, пока его поднимали на второй этаж, в мастерскую.

Источник – Никола Надеждин “Неформальные биографии”. Наш дружеский коллектив советует всем прочитать книги этого автора.

Марк Шагал – биография, факты – великий еврейский живописец обновлено: Январь 23, 2018 автором: сайт

Москва

Картины Марка Шагала (1887-1985 гг.) сюрреалистичны, неповторимы. Его ранняя работа «Над городом» – не исключение.

Главные герои, сам Марк Шагал и его возлюбленная Белла, летят над их родным Витебском (Белоруссия).

Шагал изобразил самое приятное чувство на свете. Чувство взаимной влюбленности. Когда не чуешь под ногами землю. Когда становишься единым целым с любимым. Когда ничего не замечаешь вокруг. Когда просто летишь от счастья.

Предыстория картины

Когда Шагал начал писать картину «Над городом» в 1914 году, они были знакомы с Беллой уже 5 лет. Но 4 из которых они провели в разлуке.

Он – сын бедного еврея-разнорабочего. Она – дочь богатого ювелира. На момент знакомства совершенно неподходящая кандидатура для завидной невесты.

Он уехал в Париж учиться и делать себе имя. Вернулся и добился своего. Они поженились в 1915 году.

Вот это счастье и написал Шагал. Счастье быть с любовью всей своей жизни. Несмотря на разницу в социальном статусе. Несмотря на протесты семьи.

Главные герои картины

С полетом все более-менее понятно. Но у вас может возникнуть вопрос, почему же влюблённые не смотрят друг на друга.

Возможно, потому что Шагал изобразил души счастливых людей, а не их тела. И в самом деле, не могут же тела летать. А вот души вполне могут.

Марк Шагал. Над городом (фрагмент). 1918 г. Третьяковская галерея, Москва

А душам смотреть друг на друга не обязательно. Им главное чувствовать единение. Вот мы его и видим. У каждой души по одной руке, как будто они и вправду уже почти слились в единое целое.

Он, как носитель более сильного мужского начала, написан более грубо. В кубической манере. Белла же по-женски изящна и соткана из округлых и плавных линий.

А ещё героиня одета в мягкий синий цвет. Но с небом она не сливается, ведь оно серого цвета.

Пара хорошо выделяется на фоне такого неба. И создаётся впечатление, как будто это очень естественно – летать над землёй.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

Образ города

Вроде мы видим все признаки городка, вернее большого села, которым был 100 лет назад Витебск. Здесь и храм, и дома. И даже более помпезное здание с колоннами. И, конечно, много заборов.


Марк Шагал. Над городом (деталь). 1918 г. Третьяковская галерея, Москва

Но все же город какой-то не такой. Домики намеренно скособочены, как будто художник не владеет перспективой и геометрией. Этакий детский подход.

Это делает городок более сказочным, игрушечным. Усиливает наше ощущение влюбленности.

Ведь в этом состоянии мир вокруг существенно искажается. Все становится радостней. А многое и вовсе не замечается. Влюблённые даже не замечают зеленую козу.

Почему коза зелёная

Марк Шагал любил зелёный цвет. Что не удивительно. Все-таки это цвет жизни, юности. А художник был человеком с позитивным мировоззрением. Чего только стоит его фраза «Жизнь – это очевидное чудо».

Он был по происхождению евреем-хасидом. А это особое мировоззрение, которое прививается с рождения. Оно зиждется на культивировании радости. Хасиды даже молиться должны радостно.

Поэтому ничего удивительного, что он себя изобразил в зеленой рубашке. И козу на дальнем плане – зелёной.


Марк Шагал. Фрагмент с зеленой козой на картине «Над городом».

На других картинах у него даже лица зеленые встречаются. Так что зелёная коза – это не предел.


Марк Шагал. Зелёный скрипач (фрагмент). 1923-1924 гг. Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк

Но это не значит, что если коза, то непременно зелёная. У Шагала есть автопортрет, где он рисует тот же пейзаж, что и в картине «Над городом».

И там коза – красная. Картина создана в 1917 году, и красный цвет – цвет только что вспыхнувшей революции, проникает в палитру художника.


Марк Шагал. Автопортрет с палитрой. 1917 г. Частная коллеция

Почему так много заборов

Заборы сюрреалистичны. Они не обрамляют дворы, как положено. А тянутся бесконечной вереницей, как реки или дороги.

В Витебске на самом деле было много заборов. Но они, конечно, просто окружали дома. Но Шагал решил их расположить в ряд, тем самым выделив их. Сделав их чуть ли не символом города.

Нельзя не упомянуть этого бысстыжего мужика под забором.

Вроде сначала смотришь на картину. И накрывают чувства романтичности, воздушности. Даже зелёная коза не сильно портит приятное впечатление.

И вдруг взгляд натыкается на человека в неприличной позе. Ощущение идиллии начинает улетучиваться.


Марк Шагал. Деталь картины «Над городом».

Зачем же художник намеренно добавляет в бочку мёда ложку … дегтя?

Потому что Шагал не сказочник. Да, мир влюблённых искажается, становится похожим на сказку. Но это все равно жизнь, со своими обыденными и приземлёнными моментами.

И ещё в этой жизни есть место юмору. Вредно все воспринимать слишком серьёзно.

Почему Шагал так неповторим

Чтобы понять Шагала, важно понимать его, как человека. А его характер был особенным. Он был человеком легким, отходчивым, говорливым.

Он любил жизнь. Верил в настоящую любовь. Умел быть счастливым.

И у него действительно получалось быть счастливым.

Везунчик, скажут многие. Я думаю, дело не в везении. А в особом мироощущении. Он был открыт миру и доверял этому миру. Поэтому волей-неволей притягивал к себе правильных людей, правильных заказчиков.

Отсюда – счастливый брак с первой женой Беллой. Удачная эмиграция и признание в Париже. Долгая-очень долгая жизнь (художник прожил почти 100 лет).

Конечно, можно вспомнить очень неприятную историю с Малевичем, который буквально «отобрал» у Шагала его школу в 1920 году. Переманив всех его учеников очень яркими речами о супрематизме*.

В том числе из-за этого художник с семьей уехал в Европу.

Но Малевич невольно спас его. И неудача обернулась удачей. Представьте, что было с Шагалом и его зелёными козами после 1932 года, когда единственно верной живописью был признан соцреализм.


Марк Шагал. День рождения. 1915 г. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк, США

Хотя бы немного представляя, каким был Шагал, начинаешь понимать его удивительные работы. Его страсть к полетам. И заодно его картину «Над городом».

Вконтакте

Личность Марка Шагала, одного из самых ярких и выдающихся художников-авангардистов XX века, до сих пор вызывает много споров – его любят и ругают, восхищаются и не понимают. И это неспроста, ведь его работы гротескны, символичны и неординарны. Он прожил насыщенную творческую жизнь: он был и живописцем, и графиком, и иллюстратором, и поэтом, и мастером декоративно-прикладных форм искусства – и кем он только не был! Но, возможно, его главным искусством было искусство видеть мир иным, чем другие люди. И сегодня каждый, взглянув на его картины, может окунутся в удивительный сказочный мир Марка Шагала.

Картину «Над городом», написанную в период с 1914 по 1918 годы, многие считают самой загадочной и странной в его творчестве. Двое влюбленных парят высоко в небе над маленьким уютным Витебском. Мужчина и женщина, сбежав от мирской суеты, вознеслись над сонным городком. Нетрудно узнать в этой паре самого Шагала и его возлюбленную – Беллу. Наступил долгожданный момент встречи после утомительной разлуки и теперь они могут всецело отдаться наслаждению друг другом, забыв обо всем. Любуясь ими, фразы «парить в небесах» и «летать от счастья» уже не кажутся такими надуманными и иррациональными, граница между сном и реальностью размывается.

Символизм и гротеск не только в сюжете картины, но и в многочисленных деталях. Например, нельзя не обратить внимание на наличие у влюбленных по одной руке – символ единения, они стали одним целым. Одиноко пасущийся зеленый козел, как и человек со спущенными штанами на переднем плане отсылают к сказочности и нереальности всего происходящего. Большое внимание уделено женственному образу Беллы. Вся её наружность говорит о её чистоте, невинности и молодости: волосы, уложенные естественно, глубокий спокойный взгляд чёрных глаз, кружевная блузка и длинная черная юбка. Она в безопасности, её жених держит её крепко, хотя и поза его легка и непринужденна.

Однако Шагал, придерживаясь своего стиля, недостаточно прорисовал крупные объекты. Городской ландшафт и архитектура изображены схематично, все будто покрыто дымкой. Выбор цветовой гаммы картины тоже не случаен. Серый и безликий город в контрасте с насыщенными оттенками одежды влюбленных говорит нам о превосходстве искреннего чувства над скучной обыденностью.

Но не только сила любви отрывает эту удивительную пару от земли, но и сила искусства. Вся сила и мощь живописи Шагала соединилась в этой картине – и кубизм, и футуризм, и настоящая любовь.

Творчеству Шагала всегда был присущ мифологизм и фольклоризм. Все его картины наполнены волшебством, но история любви Шагала с Беллой, его главным архетипом и музой, была реальной. Все свои работы он посвящал ей, всегда советовался и прислушивался к любимой.

Разгадка тайны этой картины кажется невозможной. Каждый увидит по-своему. Но, несомненно, равнодушным не останется никто. Ведь она отсылает к такому вечному, светлому и простому – настоящей любви. А это сможет почувствовать каждый.