Ты нам нужен, Маленький принц! Почему действие сказки происходит в пустыне? языка и литературы.


Глава 17. Сказка Маленький принц. Экзюпери

Когда очень хочешь сострить, иной раз поневоле приврешь. Рассказывая о фонарщиках, я несколько погрешил против истины. Боюсь, что у тех, кто не знает нашей планеты, сложится о ней неверное представление. Люди занимают на Земле не так уж много места. Если бы два миллиарда ее жителей сошлись и стали сплошной толпой, как на митинге, все они без труда уместились бы на пространстве размером двадцать миль в длину и двадцать в ширину. Все человечество можно бы составить плечом к плечу на самом маленьком островке в Тихом океане.

Взрослые вам, конечно, не поверят. Они воображают, что занимают очень много места. Они кажутся сами себе величественными, как баобабы. А вы посоветуйте им сделать точный расчет. Им это понравится, они ведь обожают цифры. Вы же не тратьте время на эту арифметику. Это ни к чему. Вы и без того мне верите.

Итак, попав на Землю, Маленький принц не увидел ни души и очень удивился. Он подумал даже, что залетел по ошибке на какую-то другую планету. Но тут в песке шевельнулось колечко цвета лунного луча.

Добрый вечер, - сказал на всякий случай Маленький принц.

Добрый вечер, - ответила змея.

На какую это планету я попал?

На Землю, - сказала змея. - В Африку.

Вот как. А разве на Земле нет людей?

Это пустыня. В пустынях никто не живет. Но Земля большая.

Маленький принц сел на камень и поднял глаза к небу.

Хотел бы я знать, зачем звезды светятся, - задумчиво сказал он. - Наверно, затем, чтобы рано или поздно каждый мог снова отыскать свою. Смотри, вот моя планета - прямо над нами... Но как до нее далеко!

Красивая планета, - сказала змея. - А что ты будешь делать здесь, на Земле?

Я поссорился со своим цветком, - признался Маленький принц.

А, вот оно что...

И оба умолкли.

А где же люди? - вновь заговорил наконец Маленький принц. - В пустыне все-таки одиноко...

Среди людей тоже одиноко, - заметила змея.

Маленький принц внимательно посмотрел на нее.

Странное ты существо, - сказал он. - Не толще пальца...

Но могущества у меня больше, чем в пальце короля, - возразила змея.

Маленький принц улыбнулся.

Ну, разве ты уж такая могущественная? У тебя даже лап нет. Ты и путешествовать не можешь...

И обвилась вокруг щиколотки Маленького принца, словно золотой браслет.

Всех, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой они вышли, - сказала она. - Но ты чист и явился со звезды...

Маленький принц не ответил.

Мне жаль тебя, - продолжала змея. - Ты так слаб на этой Земле, жесткой, как гранит. В тот день, когда ты горько пожалеешь о своей покинутой планете, я сумею тебе помочь. Я могу...

Я прекрасно понял, - сказал Маленький принц. - Но почему ты все время говоришь загадками?

Я решаю все загадки, - сказала змея. И оба умолкли.

Как ни странно, самый главный такой музей находится не во Франции, где родился автор книги, а в Японии, в курортном городке Хакон, что в префектуре Канагава. Правда, французы уже почувствовали в этом какой-то обидный недосмотр и пару лет назад приняли решение создать собственный музей и «Маленького принца», и его автора. Музейный комплекс «Дом Маленького принца» должен появиться в 2014 году, а открыть его планируют в день рождения Сент-Экзюпери — 29 июня.


«Дом Маленького принца» будет примечателен уже тем, что создают его в родовом поместье Сент-Экзюпери, в городке Сен-Морис-де-Реман, в 40 километрах от Лиона. Наследники и поклонники творчества писателя двадцать лет пытались организовать этот музей, но только сейчас местные чиновники пошли на то, чтобы взять кредит в банке и выкупить поместье у частного владельца. После реставрации туда планируется перевезти личные вещи, документы и книги Экзюпери.


А вот японцы оказались куда предприимчивее, и музей Маленького Принца в Хаконе открыли еще в 1999 году. По рассказам тех, кому посчастливилось посетить этот музей, в нем полностью восстановлена атмосфера довоенной Франции. На территории комплекса есть совершенно французское кафе и мини-парк со скульптурами - героями из сказки. В год музей принимает около 200 тысяч посетителей. На его главном сайте можно найти интерактивную карту с описаниями каждого зала.


Кроме Японии на земле существует еще несколько мест, которые можно назвать музеями «Маленького принца» и Сент-Экзюпери - пусть очень маленькими и своеобразными. Например, в двух часах от Сеула есть местечко « Petite France » - комплекс из нескольких выставочных залов, посвященных творчеству Сент-Экзюпери, мини-отелей, кафе и сувенирных магазинов (не путать с районом Petite France в Страсбурге). Все - в стиле «Маленького принца», которого очень любят в Южной Корее. У «Petite France»
тоже есть свой сайт, но без знания корейского языка понять там можно разве что фотографии .


На другом конце света, в Марокко, есть еще одно место, которое поклонники Сент-Экзюпери считают музеем писателя: кафе «Мальчик-с-пальчик» в Касабланке . В отличие от японского и корейского музеев, это кафе имеет непосредственное отношение к жизни Сент-Экзюпери, ведь именно там он отдыхал в 1920-1930-х годах между почтовыми рейсами Тулуза - Касабланка, Агадир, Дакар. На террасе «Ле Пти Пусэ» писал письма и отчеты для своей авиакомпании, а еще рисовал, прямо на листочках меню, - друзей, самолеты, пустыню. Эти рисунки висят сегодня на стенах кафе.


Не музей и не кафе, а просто смотровая площадка , тесно связанная с «Маленьким принцем», построена в Аргентине, на полуострове Вальдес - ведь Сент-Экзюпери летал и там, хорошо знал эти места и любил эту страну. Со смотровой площадки открывается вид на остров, который ни много ни мало похож на змею, проглотившую слона, - на тот самый знаменитый первый рисунок летчика, с рассказа о котором начинается «Маленький принц». По легенде, которую рассказывают все местные гиды, Сент-Экзюпери стоял на месте будущей смотровой площадки и разглядывал остров, когда увидел в нем слона, - и ведь действительно, очень похоже!


С «Маленьким принцем» связано еще несколько мест, но уже вне планеты Земля: в 2003 году луна астероида (45) Евгения получила это имя. А еще раньше, в 1995 году, малая планета из пояса астероидов была названа Норагаль - в честь знаменитой советской переводчицы, которая открыла «Маленького принца» русскому читателю.

Для начала он решил посетить шесть ближайших астероидов. Читатель видит обитателей астероидов глазами Маленькою принца. Взгляд его простодушный, наивный и непредвзятый. Чтобы понять новых людей, он действует чисто по-детски — задает им вопросы, правда, ответы на них мало что ему проясняют во взрослых. И всё же, путешествие по планетам обернулось для него открытиями.

Путешествие по планетам

Открытие первое случилось на планете, где жил король . Самое примечательное в нём — это горностаевая мантия. Она была так велика, что «покрывала всю планету». Мантия — символ той мании величия, что владела королём, для которого нет ничего важнее власти. Потому и люди для него — только «подданные».

Открытие второе подарила ему встреча с честолюбцем . Этого одолевала жажда славы и всё было ей подчинено. Честолюбец, как и король, сосредоточен на собственной персоне. Для него важно только одно - чтобы им все восхищались.

Открытие третье Маленький принц сделал на планете пьяницы . Чтобы понять смысл его жизни, он задает ему вопросы: «Что ты делаешь?..» — «Пью», - мрачно ответил пьяница. — «Зачем?» — «Чтобы забыть». — «О чём забыть?» — «Хочу забыть, что мне совестно» — «Отчего же тебе совестно?» - «Совестно пить...» Этот диалог с короткими, в одно слово, предложениями, говорит как раз о том, что говорить-то и не о чём. Жизнь пьяницы пуста, как куча пустых бутылок, которыми он завален. И Маленький принц в который уже раз подумал: «Да, без сомнения, взрослые очень, очень странный народ».

С каждой новой встречей он всё больше и больше в этом убеждался. Они, взрослые, с другой планеты, и не только в буквальном смысле слова, но и в переносном, то есть живут в мире иных, чем дети, представлений.

Открытие четвёртое — встреча Маленького принца с деловым человеком . Деловой он, потому что всё время занят. А занятие он себе придумал редкое — считать звёзды. Бессмысленность этого занятия уже в том, что он считает то, что не поддается подсчёту. А усугубляется эта бессмысленность тем, что деловой человек даже не смотрит на звёзды, которые считает, так как не поднимает головы от стола. Он даже не сразу может назвать то, что считает. «Пятьсот миллионов этих маленьких штучек», — говорит он. Покидая делового человека, Маленький принц повторит прежнее: «Нет, взрослые и правда поразительный народ». Ясный и конкретный ум ребёнка не способен ни понять, ни принять эту блажь взрослого человека.

Открытие пятое — встреча Маленького принца с фонарщиком . Этот тоже был из породы «странных». Он каждую минуту то тушил, то зажигал свой фонарь. Зачем? Такой был когда-то уговор. Действия фонарщика потеряли смысл, но он всё равно работал, хотя теперь впустую. И все-таки, глядя на него, Маленький принц впервые скажет: «Вот с кем я мог бы подружиться...» Почему? Потому что достойно уважения то чувство долга, которому фонарщик оставался верен.

Открытие шестое — встреча с географом , погружённым в описание морей, океанов, гор... Но есть ли горы, моря на его собственной планете, он не знал. «Географ - слишком важное лицо, — ему некогда разгуливать», — так он объяснил Маленькому принцу незнание собственной планеты.

Все открытия Маленького принца свелись к одному — взрослые везде одинаковы. Они и в прямом и в переносном смысле — люди с других планет и не понятны Маленькому принцу.

Ни на одной из планет главный герой не смог найти себе друзей, потому что ни с кем из их обитателей у него не было общих интересов, представлений... Он ценил красоту, поэтому радовался розе и любовался закатами солнца. Он видел смысл в своей работе, поэтому каждое утро подметал планету, вырывал ростки баобабов и чистил вулканы... В каждом действии Маленького принца был смысл, поэтому ему так трудно было понять бессмыслицу в делах и желаниях тех, кого он встретил в своих странствиях.

Справедливости ради надо сказать, что в ворохе странностей и чепухи Маленький принц услышал и кое-что разумное. Например, от обожающего власть короля он услышал, что «власть прежде всего должна быть разумной». А ещё о том, что «себя судить куда труднее, чем других». И это правда, как для взрослых, так и для детей. Географ тоже дал дельный совет: «Посетите планету Земля!»

Тайны планеты Земля

Здесь, на Земле, тоже не обошлось без открытий. Оказалось, что на Земле не один король, а 111; не один географ, а 7 тысяч; не один делец, а 900 тысяч; не один пьяница, а 7,5 миллионов; не один честолюбец, а 311 миллионов. Итого, около двух миллиардов взрослых. Эта галерея персон не описывается. Зачем? Взрослые везде одинаковы. На Земле их просто больше всего. Правда, уже знакомая галерея дополняется двумя новыми персонами — стрелочника и торговца. Они подстать своим собратьям из других планет.

Земля подарила Маленькому принцу больше открытий, чем все планеты вместе. Например, он почти сразу понял, что на Земле тоже «одиноко». То, что это ощущение у него не случайное, подтвердила и змея: «Среди людей тоже одиноко».

Примечательно, что именно змею первой встретил Маленький принц на земле. Змея — древнее животное, а это значит, что она лучше кого-либо знает людей. Речь змеи иносказательна — её надо расшифровывать. А речь Маленького принца конкретна, как у всех детей. Потому естественно, что он спросил змею: «Но почему ты всё говоришь загадками?»

Путешествуя по Земле, Маленький принц всё больше и больше убеждался в её пустынности. «Их всего-то, кажется, шесть или семь», — скажет цветок, имея в виду людей. Но, если людей так мало, то почему они так разобщены, а потому и одиноки? И ещё заметим, со всеми - и со змеёй, и с Лисом, и с цветком - Маленький принц находит общий язык. Наверное, потому, что дети естественны, как сама природа.

Секреты Лиса

Встреча с Лисом стала для Маленького принца самой знаменательной. Лис открыл ему тайны, о которых он даже и не подозревал. И прежде всего тайну «приручения». «Это давно забытое понятие, объяснял Лис. Оно означает: создать узы». Если «давно забытое», значит, что когда-то люди умели «создавать узы», то почему же сейчас они утратили эту способность? Лис объясняет: «Если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу».

После встречи с Лисом Маленький принц сразу понял, почему из пяти тысяч роз ему дорога одна-единственная, та, что осталась на его планете.

Беседуя с Лисом, главный герой насыщался его мудростью. Тем более, что тот не жалел отдавать ему свои секреты. На прощание он подарил Маленькому принцу самый главный из них. «Зорко одно лишь сердце». И еще: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».

Маленький принц убедился, что всё в природе разумно и исполнено смысла, а в жизни людей больше непонятного, чем понятного.

Единственным человеком из числа встреченных, с кем главный смог подружиться, стал Лётчик. Почему? Наверное, Маленький принц думал, что Летчик «такой же, как он».

Единственный друг

Лётчик и в самом деле, несмотря на свой возраст, был таким же. Он не стеснялся спрашивать, умел слушать невероятные истории Маленького принца и вместе с ним переживать его одиночество, его любовь к розе и жажду иметь друга. Да и говорили они на одном языке. «Я выпил последний глоток воды», — сказал Лётчик. Маленький принц тут же откликнулся: «Мне тоже хочется пить... пойдём отыщем колодец...» И они его нашли, этот колодец.

В данном случае «колодец» — это не только источник реальной, настоящей воды, но и тот источник, который питает душевные силы человека, ведь «вода бывает нужна и сердцу». Таким источником для Маленького принца стал Лётчик, а для Лётчика — Маленький принц. Не случайно последний и самый важный их разговор происходит именно у колодца.

Маленький принц покидает Землю и возвращается на свою планету. Он многое увидел, понял, узнал за тот год, что провёл на земле.

​ ​

1. Вы прочитали сказку Сент-Экзюпери «Маленький принц». О ком и о чём эта сказка? Кто её герои? Расскажите о каждом из них.

В этой сказке рассказывается о встрече двух её персонажей - рассказчика и Маленького принца, об их жизни до этой встречи, их взаимоотношениях с другими людьми и не только с людьми (с розой, например).

Рассказчик - уже взрослый мужчина, лётчик, потерпевший аварию над Сахарой. Когда-то он тоже был маленьким мальчиком и чувствовал этот мир так же тонко, как сейчас это делает Маленький принц, но взрослые не понимали его порывов, не поддержали его творческих начинаний, и он уже перестал надеяться на то, что когда- нибудь он встретит человека, который его поймёт. Он стал обычным взрослым с обычными для взрослых интересами и проблемами. Но тут, в пустыне, он встретил Маленького принца - ив нём проснулись те самые его детские чувства, чистота, тонкость восприятия.

Маленький принц - житель одной маленькой планеты. Его образ - эго сосредоточение всего лучшего в человеке, особенно отчетливо проявляющегося в душе ребёнка. Он чист, наивен, любознателен, отзывчив.

Писатель рассказывает нам всего о двух героях (рассказчике и Маленьком принце), но мы чувствуем, что эта сказка далеко не так проста, как кажется: если вглядеться в неё повнимательнее, то мы понимаем, что эта сказка - вообще о мире и людях, его населяющих, об их взаимоотношениях, чувствах, поступках.

2. Что в этом произведении сказочного и что реального?

В этом произведении сказочна фигура Маленького принца и всё, что с ним связано: его появление, его рассказ о маленькой планете и о говорящей розе. Реальную же сторону повествования представляет рассказчик, а также рассуждения о человеческих взаимоотношениях (даже если они скрываются под видом отношений Маленького принца и розы).

3. О чём узнаёт Маленький принц и мы вместе с ним?

Маленький принц (а вместе с ним и мы) во время своего путешествия узнаёт, что гораздо важнее наслаждаться красотой природы, нежели заниматься бессмысленным делом и твердить, что ты человек серьёзный; что не все существа «с шипами» злые, просто они пытаются так защититься от тех, кто пытается на них нападать; что если кого-нибудь любишь, то ты уже счастлив от одного осознания того, что это существо есть на свете; что нужно следить за порядком «на своей планете».

Почему Экзюпери «Маленький принц» называют философской сказкой?

В сказке есть глубокий подтекст, который заставляет воспринимать прочитанное не как сказку, а как размышление о реальной жизни и отношении человека к ней.

Что такое аллегория?

Это иносказательное изображение предметов, понятий. Например, Маленький принц олицетворяет безграничное детство, чистоту души.

Почему действие сказки происходит в пустыне?

В чем заключается аллегорический смысл того, что Маленький принц показан путешествующим? Что олицетворяют планеты, на которых побывал Маленький принц?

Каждая из них — воплощение какого-то желания, перешедшего в манию: стремление к власти, жажда богатства, пристрастие к алкоголю и т. д.

Что видит принц на Земле? Чем она отличается от других планет?

Она вмещает в себя всех: и дельцов, и географов, и королей, и пьяниц, и многих других. Все они отреклись от детства, утратили чистоту, наивность, умение бескорыстно любить.

Что олицетворяет в сказке роза?

Все прекрасное: красоту, любовь, то, что нуждается в нашей заботе и внимании.

Что изменила в летчике встреча с Маленьким принцем?

Он возвращается понявшим, как надо жить: надо любить свою землю, дом , друзей, уметь ценить главное в жизни, не быть легкомысленным, не тратить жизнь на пустые и суетные дела, быть ответственным, доверять своему сердцу.

1. Кто были прообразами главных героев этой сказки - принца и лётчика, посадившего самолёт в пустыне?

Экзюпери в детстве, взрослый Экзюпери

2. Как Маленький принц попал на Землю?

Прилетел с другой планеты

3. Какая картинка впечатлила маленького Антуана настолько, что он решил нарисовать свой рисунок?

Огромная змея - удав, глотала хищного зверя

4. Что посоветовали взрослые, когда увидели рисунок шестилетнего Антуана «Удав, проглотивший слона»?

Не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием

5. С какого астероида, по предположению лётчика, прилетел принц?

Астероид Б-612

6. Что попросил нарисовать принц лётчика при встрече с ним в пустыне?

7. Как Маленький принц ухаживал за розой?

Поливал, оберегал от ветра, накрывал стеклянным колпаком

«Маленький принц» – легендарное произведение французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Эта детская сказка для взрослых была впервые опубликована в 1943 году, с тех пор в мире нет человека, который бы не знал ее главного героя – мальчика с золотыми волосами.

«Маленький принц» переведен более чем на 180 языков, по его мотивам сняты фильмы, написана музыка. Книга стала частью современной культуры и разлетелась на цитаты.

«Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать её с корнем, как только её узнаешь»

В аллегорическом повествовании Антуана де Сент-Экзюпери планета – это душа, внутренний мир человека, а дурная трава – его плохие мысли, поступки и привычки. От семян «дурной травы» следует избавляться немедленно, пока она не пустила корни, не стала чертой характера и не разрушила личность. Ведь если планета очень маленькая, а баобабов очень много, они разорвут её на клочки.

«Должна же я стерпеть двух-трёх гусениц, если хочу познакомиться с бабочками»

Некоторые люди неприятны нам, «скользкие» и изворотливые, как гусеницы. Но это не значит, что внутри у них нет ничего прекрасного. Возможно, они лишь ищут свой путь, и когда-нибудь превратятся в прекрасных бабочек. Надо быть терпимее к недостаткам окружающих и уметь видеть прекрасное даже в нелицеприятном.

«Как позвать, чтобы он услышал, как догнать его душу, ускользающую от меня… Ведь она такая таинственная и неизведанная, эта страна слёз…»

Сочувствовать чужой боли, искренне и деликатно, – трудно. Почти так же, как просить прощения, когда обидел. Все слова кажутся ненужными и неправильными. «Страна слёз» действительно непостижима. Но главное – не разучиться сопереживать, не очерстветь, откручивая очередной неподатливый болт.

«Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит»

Дети удивительны. Пока их не научат думать «правильно», в их головках рождаются прекрасные идеи. Их фантазия безгранична и чиста. Жаль, взрослые не помнят, как невинна и прекрасна «планета» ребёнка. Антуан де Сент-Экзюпери на протяжении всей книги напоминает, как важно сохранить ребёнка внутри себя и не зарывать в землю свои детские мечты и таланты.

«Слова только мешают понимать друг друга»

Люди произносят миллиарды слов. Большая часть – ненужные и пустые. А о скольких словах приходится жалеть? Но так устроен мир – без слов, наверное, не было бы общества. Нужно лишь не забывать, какой силой они обладают – одной фразой человека можно сделать счастливым или несчастным, заставить плакать или смеяться. Будьте осторожнее. И берегите людей, с которыми вам комфортно молчать, – это бесценно.

«Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни»

«Земля – планета непростая! Люди занимают на Земле не так уж много места». Нас 7 миллиардов. Даже больше. Но у каждого из нас есть всего пару по-настоящему близких людей. Как ни цинично, мы любим не людей, а время, проведенное с ними. Общие переживания и приключения – вот что делает твою розу уникальной, непохожей на тысячи других роз.

«Когда даёшь себя приручить, потом случается и плакать»

Одиночкам проще. Сам за себя, зато и не обманется, не будет больно. Довериться сложно. Вернее очень страшно. Если бы всё-таки были магазины, где торгуют друзьями, многие бы стали постоянными покупателями. Но, к счастью, их нет. И приходится «приручаться». Чертовски страшно. Ведь все мы знаем, что редкая дружба обходится без слёз.

«Тогда суди сам себя, – сказал король. – Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр»

Если кто-то поистине мудр, так это де Сент-Экзюпери. Люди обожают «выносить приговоры» друг другу (особенно в интернете – хлебом не корми, дай написать осуждающий комментарий). Это же так просто. Сказал человеку, в чём он не прав, и ничего больше делать не нужно. Другое дело – судить самого себя. Как минимум, придётся прополоть баобабы.

«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»

«Слушай своё сердце» – эту фразу часто можно услышать в песнях и фильмах. Пожалуй, она вторая по популярности после «Я тебя люблю». От этого мы не воспринимаем её всерьёз. Но это не отменяет её глубины и мудрости. Нельзя верить лишь внешнему, нельзя быть рациональным всегда и всюду. Доверяйте своему сердцу – оно не подведёт.

«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»

Это слова, не требующие рассуждений. Ни на минуту, ни на секунду нельзя забывать о близких. Мы обязаны делать так, чтобы они никогда не попадали в страну слёз. Мы обязаны укрывать их стеклянным колпаком своей заботы.