Леонид гайдай интересные факты. Интересные факты о комедиях


На этих фильмах выросли многие, так давайте теперь заглянем в историю их создания. Интересные факты о пяти самых популярных комедиях Гайдая, — предлагает сайт byaki.net

"Операция "Ы" и другие приключения Шурика"

В 1965 году в прокат вышла комедия "Операция "Ы" и другие приключения Шурика". Этот фильм снимали в четырех городах: Москве, Ленинграде, Баку и Одессе. Перед началом съемочного процесса сценарий, по традиции, проходил утверждение "в верхах". Цензоры-идеологи не давали разрешения на старт процесса, пока главный герой носит имя Владика. В итоге Леонид Гайдай согласился переименовать студента, назвав его Шуриком.

Известно, что на эту роль пробовалось много артистов. Среди них были Виталий Соломин, Евгений Петросян, Сергей Никоненко, Евгений Жариков, Александр Збруев и Андрей Миронов. Поначалу Леонид Гайдай утвердил на роль Валерия Носика, но, увидев фотографию Александра Демьяненко, понял, что нашел идеального кандидата. А Носик сыграл эпизодическую роль студента-картежника.

На "Мосфильме" любят вспоминать историю, как Гайдай раскритиковал фигуру Натальи Селезневой. Молодая актриса рассердилась на его замечание, и в качестве доказательства своей стройности сняла сарафан. Интересно, что операторам заранее была дана команда "Мотор!", поэтому сцена с раздеванием произошла очень естественно.

"Кавказская пленница"

Этот фильм мог и не появиться на свет, если бы Леонид Гайдай не прочитал заметку о похищенной в Закавказье невесте.
Сегодня сложно представить, но поначалу комедию по цензурным соображениям отправили пылиться в архив. И лишь благодаря счастливому стечению обстоятельств "Кавказская пленница" "пошла в народ". Одним из первых зрителей фильма стал генсек Леонид Брежнев, Ему показали комедию, намекнув, что в ней есть крамольные моменты, порочащие честь партийных лидеров. В частности, цензоры были недовольны провокационной фразой "А в соседнем районе жених украл члена партии!". Но первое лицо государства юмор Гайдая оценил, это и стало пропуском на широкий экран.

"Бриллиантовая рука"

Идея сценария для этой комедии Леониду Гайдаю также пришла во время чтения газеты. В "Правде" режиссер нашел статью о борьбе с контрабандистами, которые вывозили за границу ценные вещи в гипсе. Как и в "Кавказской пленнице", Гайдай придумал в фильме роль для Юрия Никулина. Артисту даже пришлось взять шестимесячный отпуск в цирке, чтобы воплотить задуманное режиссером. И какая началась паника, когда прокатился слух, что Никулин умер. Виновницей "утки" стала горничная гостиницы, обнаружившая муляж тела актера, накрытый простыней. Его подготовили для сцены, в которой Семен Горбунков падает из багажника "Москвича", летящего на вертолете. Пришлось срочно успокаивать общественность и демонстрировать живого актера.

"12 стульев"


В 1971 году зрители увидели новое творение Леонида Гайдая - комедию "12 стульев". Режиссер очень любил это произведение И.Ильфа и Е.Петрова, и когда получил разрешение на съемки, сценарий был готов всего за одну неделю.
О фильме "12 стульев" известен тот факт, что режиссер мечтал использовать в качестве реквизита настоящие стулья работы мастера Гамбса. Удалось найти лишь один из них, но владелица раритета не согласилась его продать. В результате пришлось создавать точную копию. Стулья заказывали за границей - в СССР не нашлось мастеров, которые сумели бы воссоздать мебельный шедевр.

"Иван Васильевич меняет профессию"

1973 год. И вновь поклонники творчества Леонида Гайдая стремятся в кинотеатры, чтобы посмотреть его новую комедию "Иван Васильевич меняет профессию". Интересно, что и к ней, как и более ранним фильмам режиссера, тоже были претензии у цензоров. Гайдаю пришлось изменить фразу царя о месте жительства. Поначалу она звучала, как "Москва, Кремль". В итоге, после критики, Иоанн Васильевич на вопрос милиционера отвечал, что живет в палатах.

February 1st, 2017

Человек, чье творчество не воспринимали всерьез коллеги и критики, пережил в народной любви их всех. Интересные факты из работы и жизни.

Он родился в Сибири

Место рождения Леонида Гайдая - городок Свободный Амурской губернии, где сейчас стоит ему памятник. Он появился на свет в 1923 году третьим ребенком в семье железнодорожного служащего родом с Полтавщины Иова Исидоровича Гайдая (1886-1965) и домохозяйки Марии Ивановны (в девичестве - Любимовой), происходившей с Рязанщины. У младшего из трех детей Леонида Иовича был старший на четыре года брат Александр, ставший журналистом и поэтом (умер в 1994 году), и старшая на два года сестра Августа. В год рождения третьего ребенка семья переехала в Читу, а потом - в железнодорожный посёлок Глазково (Иркутск).


Но какие ветры занесли в сибирскую глушь отца будущего режиссера, родившегося на хуторе Ореховщина что на Полтавщине? В суровых краях он отбывал наказание за грабеж. Считается, что отец Леонида Гайдая в молодости попал в тюрьму, взяв на себя чужую вину.

Не на скрипку, так в Красную Армию

С детства Леонид Гайдай проявлял музыкальные таланты и больше всего мечтал о скрипке. Чтобы не разорять семью на ее покупку, инструмент Гайдай-младший смастерил сам и отправился с ним на вступительный экзамен в музучилище. То ли самодельная скрипка преподавателей не впечатлила, то ли способности абитуриента, но учиться музыке Гайдаю было не суждено.

Иркутскую железнодорожную школу № 42 будущий режиссер окончил за четыре дня до трагедии - 18 июня 1941 года. Наутро после объявления войны он пошёл в военкомат добровольцем, но в армию не был взят из-за возраста. На службу его призвали осенью 1941 года. После Монголии Гайдая направили в разведку на Калининском фронте. Медаль «За боевые заслуги» Леонид Иович получил 14 декабря 1942 года за бой в деревне Енкино. Приказом по 1263-му стрелковому полку 381-й стрелковой дивизии к награде был представлен участник подавления огневой точки врага, уничтожения противника и захвата пленных. Но вскоре Гайдай подорвался на противопехотной мине и после тяжелого ранения ноги в июне 1943-го полгода лечился в эвакогоспитале в Иваново. К дальнейшей службе солдата признали непригодным.

С войны - на сцену

Первой записью в трудовой книжке Леонида Гайдая стал Иркутский драмтеатр, куда он устроился рабочим сцены. В эвакуации на этой базе работал Московский театр сатиры, который и задал Гайдаю вектор на комедию. При Иркутском драмтеатре была театральная студия - ее Леонид и окончил в 1947 году, переквалифицировавшись из осветителя в актеры. А в 1949 году он поступил на режиссёрский факультет ВГИК (мастерская Григория Александрова), где встретил свою «половинку», актрису Нину Гребешкову, с которой прожил сорок лет.

После окончания вуза Леонид Иович работал режиссёром на киностудии «Мосфильм». Первой режиссерской работой Гайдая в 1956 году стала картина по рассказам В. Короленко «Долгий путь» (совместно с В. Невзоровым). А через два года вышла комедия режиссера «Жених с того света». Первый сатирический опыт едва не стоил Гайдаю карьеры. Пройдя редактуру, фильм сократился вдвое... Следующую ленту режиссер сделал идеологически выверенной, но потом старался о ней не вспоминать («Трижды воскресший», 1960).

Лучше не бывает

Первыми «народными комедиями» стали короткометражки 1961 года с Трусом, Балбесом и Бывалым. Настоящую известность Гайдаю принесли веселые истории с Юрием Никулиным, Георгием Вициным и Владимиром Моргуновым «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики». Следующий фильм «Деловые люди» по мотивам новелл О. Генри не смог повторить эту популярность, и после трехлетнего перерыва режиссер вернулся к героям, принесшим ему успех.

Три комедии подряд стали «золотыми» не только в творческой биографии Леонида Гайдая, но и в советском кинематографе. Кинокомедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница» и «Бриллиантовая рука» стали лидерами проката 1965, 1966 и 1968 годов. А через 30 лет «Бриллиантовая рука» по результатам опроса телезрителей была признана лучшей отечественной комедией века.

Авторский почерк режиссера был в том, что он всегда прикладывал руку к сценариям, выступая полноправным соавтором Я. Костюковского и М. Слободского, К. Бровина и В. Бахнова, Р. Фурмана и А. Инина. Детали и сюжеты он высматривал в хранившихся на чердаке журналах, перебирать которые имел привычку в отпуске на даче.

Из собственной жизни

Образ главного героя своих лучших комедий Леонид Гайдай сочинял с себя. Шурик, по словам наблюдавшей процесс жены режиссера Нины Гребешковой - точная копия мужа. Походка, жесты и очки - всё от Леонида Иовича, который в жизни тоже был добрым и немного нелепым, о чем, конечно, хорошо знал. Его бытовая неловкость была в семье притчей во языцех: за что бы «хозяин» в доме не взялся, всё валилось из рук и получалось наперекосяк. Ремонтом и забиванием гвоздей занималась супруга, потому что в быту этот человек был таким же беспомощным, как и вызывавший симпатии своей неуклюжестью умница Шурик.

Гайдай подарил своим героям и фильмам не одну находку из собственной жизни. Например, в 1942 году он служил в Монголии - в части, где готовили лошадей для фронта. Когда туда приехал офицер за добровольцами на фронт, то спросил у строя, кто желает в артиллерию, кавалерию, разведку и флот. На все вопросы Гайдай отвечал первым: «Я!». «Да подождите вы, - сделал ему замечание военком, - дайте огласить весь список». В немного измененном виде эта сцена появилась впоследствии в фильме «Операция "Ы" и другие приключения Шурика».

О премиях и принципах

Режиссер поощрял остроумные находки и со стороны актеров, премируя их за каждую удачную придумку двумя бутылками шампанского, которое сам, кстати, не пил. Например, исполнитель роли Бунши и Ивана Грозного Юрий Яковлев гордился тем, что получил от Гайдая «премию» за сандалии, выглядывающие из-под царского одеяния его героя, а также за повязку на щеке, которую предложил повязать в том же эпизоде.

Щедрее всех Гайдай «премировал» своего фаворита Юрия Никулина: например, за остроты в «Кавказской пленнице» актер заработал двадцать четыре бутылки, в то время как напарник по «тройке» Георгий Вицин - одну. Владимиру Моргунову, по его словам, перепало восемнадцать бутылок, что не спасло его от дальнейшей размолвки с режиссером.

«Гайдаевская тройка» приказала долго жить после того, как Моргунов забыл, кто на площадке главный. «Зазвездившись», артист как-то заявился на просмотр материала в подпитии, в сопровождении девиц, и стал хамить режиссеру. Перебранка не затянулась - Гайдай быстро указал компании на дверь, а съемку «Кавказской пленницы» заканчивал без Моргунова, заменив его в некоторых сценах дублером.

Из-за недисциплинированности не стал режиссер церемониться даже с Владимиром Высоцким, утвержденным на роль Остапа Бендера. Любимый артист подвел Гайдая тем, что накануне съемок запил. Шанса исправиться режиссер актеру не дал: Высоцкого он пообещал больше не беспокоить и слово свое сдержал.

На пользу делу

Гайдай не имел привычки раболепствовать перед артистами и поступал с отснятым материалом так, как считал нужным. Например, он своих героев переозвучивал или заменял их части тела чужими. Известно, что главная героиня в «Кавказской пленнице» говорит голосом Надежды Румянцевой, а не исполнительницы роли Натальи Варлей, а Светлану Светличную в «Бриллиантовой руке» озвучивает Зоя Толбузина. В той же картине со словами «Черт побери!» на асфальт падает не Юрий Никулин, а Леонид Каневский - именно его ноги наиболее правдоподобно поскользнулись на арбузной корке. А в комедии «12 стульев» в драке отца Федора и Кисы Воробьянинова сняты ноги самого Леонида Гайдая, оказавшиеся самыми длинными на съемочной площадке.

Гайдай часто снимался в своих фильмах. Обычно это были эпизоды, а в «12 стульях» режиссёр сыграл архивариуса Варфоломея Коробейникова, на роль которого не нашлось подходящего артиста.

Для пользы дела Леонид Иович умел проявить режиссерскую хитрость, благодаря которой ему удавалось обмануть цензуру. В «Бриллиантовой руке», например, его уловка с ядерным взрывом в финале картины спасла не один крамольный эпизод, который могли вырезать. «Всё согласен убрать, кроме этого ядерного гриба!», - сказал режиссер комиссии. В итоге чиновники Госкино пошли на компромисс: пусть останутся пьяницы и проститутки как меньшее зло, лишь бы без взрыва.

Когда работают талисманы

Леонид Гайдай не скрывал своих профессиональных суеверий и откладывал съемку, если ей предшествовала плохая примета. Например, перед началом работы полагалось разбить на «удачу» тарелку. Когда она однажды не разбилась, снимать режиссер не стал.

А своих знаменитых черных кошек он снимал в своих лучших фильмах в уверенности, что это его счастливый талисман. В «Бриллиантовой руке», например, на «счастье» снималось девять котов.

Но в поздних картинах режиссера талисманы не сработали. В 70-х годах Леонид Гайдай экранизировал произведения И. Ильфа и Е. Петрова, М. Булгакова, М. Зощенко и Н. Гоголя, в 80-х снял сатирические короткометражки для киножурнала «Фитиль» и несколько новых картин, но фильмы 80-х годов «Спортлото-82» и «За спичками» были менее удачными, чем шедевры 70-х. А картины времен перестройки «Частный детектив, или Операция „Кооперация“», «Опасно для жизни!» и «На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-Бич опять идут дожди» вообще мало кому понравились. Для зрителя режиссер остался непревзойденным в своем раннем творчестве - видимо, худсоветы для творчества не были лишними.

Народный артист

Из жизни Леонид Гайдай уходил тяжело: открылась фронтовая рана на ноге, дала о себе знать и эмфизема легких. После воспаления легких 70-летний режиссер уже не оправился: 19 ноября 1993 года Леонид Иович скончался от закупорки легочной артерии. Похоронили Народного артиста России и СССР на Кунцевском кладбище в Москве.

Память о режиссере увековечена на доме в Москве, где он жил - на первом корпусе по адресу Черняховского, 5 сегодня есть мемориальная доска. Памятная доска установлена также на здании школы в Иваново, где во время войны размещался госпиталь, в котором после ранения восстанавливался Леонид Гайдай.


Имя режиссёра носит площадь на территории «Мосфильма», улица в микрорайоне Левашово в Кургане и два кинотеатра - в Иркутске и в его родном городе Свободном, где ему поставлены памятники. Есть памятник и героям его фильмов - в Перми местный скульптор увековечил Труса, Балбеса и Бывалого.

В 2008 году был снят документальный фильм «Операция «Ы» и другие приключения Леонида Гайдая», в котором о режиссере рассказали Яков Костюковский, Максим Никулин, Нина Гребешкова, Оксана Гайдай, Виктория Островская, Нина Маслова, Михаил Кокшенов, Дмитрий Харатьян, Светлана Светличная, Наталья Селезнёва, Наталья Варлей, Георгий Юнгвальд-Хилькевич, Владимир Этуш и Наталья Крачковская.

Фильмография

Год Фильм Режиссёр Сценарист Актёр Роль

1955Ляна Алёша

1956Долгий путь

1958Ветер Науменко

1958Жених с того света (короткометражный)

1960Трижды воскресшийизобретатель

1961В пути (короткометражный) Толя

1961Пёс Барбос и необычный кросс (короткометражный)

1961Самогонщики (короткометражный)

1962Деловые люди

1965Операция «Ы» и другие приключения Шурика

1966Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика

1968Бриллиантовая рукапьяница в подворотне

197112 стульев архивариус Варфоломей Коробейников

1973Иван Васильевич меняет профессию

1975Не может быть!

1977Инкогнито из Петербурга

1977Риск — благородное делорежиссёр на съёмках фильма

1978По улицам комод водилиХудожественный руководитель

1980За спичками

1982Спортлото-82

1985Опасно для жизни!

1989Частный детектив, или Операция «Кооперация»

1992На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди

Сумасшедший игрок в казино

Сюжеты для киножурнала «Фитиль»

1981 — Фамильная драгоценность

1983 — Метаморфоза

1983 — Атавизм

1986 — За свой счёт

1986 — Неожиданное открытие

1986 — Приспособился

1986 — Сюрприз

1986 — Ограбление по…

1987 — Картинка с выставки

1987 — Деловые игры

1987 — Горько

1987 — Пальцем в небо

1988 — Неуловимый мститель

Recent Posts from This Journal


  • Портретные фотографии красивых девушек от Ивана Ковалева

    Ковалев Иван - профессиональный фотограф из Костромы. ©


  • Александр Колпакиди: Сурков - "волшебник" Изумрудного города

    Историк и публицист Александр Колпакиди разбирает статью Владислава Суркова под названием "Долгое государство Путина". На сколько адекватны…

«Операция «Ы» и другие приключения Шурика»

В 1965 году в прокат вышла комедия «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Этот фильм снимали в четырех городах: Москве, Ленинграде, Баку и Одессе. Перед началом съемочного процесса сценарий, по традиции, проходил утверждение «в верхах». Цензоры-идеологи не давали разрешения на старт процесса, пока главный герой носит имя Владика. В итоге Леонид Гайдай согласился переименовать студента, назвав его Шуриком. Известно, что на эту роль пробовалось много артистов. Среди них были Виталий Соломин, Евгений Петросян, Сергей Никоненко, Евгений Жариков, Александр Збруев и Андрей Миронов. Поначалу Леонид Гайдай утвердил на роль Валерия Носика, но, увидев фотографию Александра Демьяненко, понял, что нашел идеального кандидата. А Носик сыграл эпизодическую роль студента-картежника. На «Мосфильме» любят вспоминать историю, как Гайдай раскритиковал фигуру Натальи Селезневой. Молодая актриса рассердилась на его замечание, и в качестве доказательства своей стройности сняла сарафан. Интересно, что операторам заранее была дана команда «Мотор!», поэтому сцена с раздеванием произошла очень естественно.

«Кавказская пленница»

Этот фильм мог и не появиться на свет, если бы Леонид Гайдай не прочитал заметку о похищенной в Закавказье невесте. Сегодня сложно представить, но поначалу комедию по цензурным соображениям отправили пылиться в архив. И лишь благодаря счастливому стечению обстоятельств «Кавказская пленница» «пошла в народ». Одним из первых зрителей фильма стал генсек Леонид Брежнев, Ему показали комедию, намекнув, что в ней есть крамольные моменты, порочащие честь партийных лидеров. В частности, цензоры были недовольны провокационной фразой «А в соседнем районе жених украл члена партии!». Но первое лицо государства юмор Гайдая оценил, это и стало пропуском на широкий экран.

«Бриллиантовая рука»

Идея сценария для этой комедии Леониду Гайдаю также пришла во время чтения газеты. В «Правде» режиссер нашел статью о борьбе с контрабандистами, которые вывозили за границу ценные вещи в гипсе. Как и в «Кавказской пленнице», Гайдай придумал в фильме роль для Юрия Никулина. Артисту даже пришлось взять шестимесячный отпуск в цирке, чтобы воплотить задуманное режиссером. И какая началась паника, когда прокатился слух, что Никулин умер. Виновницей «утки» стала горничная гостиницы, обнаружившая муляж тела актера, накрытый простыней. Его подготовили для сцены, в которой Семен Горбунков падает из багажника «Москвича», летящего на вертолете. Пришлось срочно успокаивать общественность и демонстрировать живого актера.

«12 стульев»

В 1971 году зрители увидели новое творение Леонида Гайдая - комедию «12 стульев». Режиссер очень любил это произведение И.Ильфа и Е.Петрова, и когда получил разрешение на съемки, сценарий был готов всего за одну неделю. О фильме «12 стульев» известен тот факт, что режиссер мечтал использовать в качестве реквизита настоящие стулья работы мастера Гамбса. Удалось найти лишь один из них, но владелица раритета не согласилась его продать. В результате пришлось создавать точную копию. Стулья заказывали за границей - в СССР не нашлось мастеров, которые сумели бы воссоздать мебельный шедевр.

«Иван Васильевич меняет профессию»

1973 год. И вновь поклонники творчества Леонида Гайдая стремятся в кинотеатры, чтобы посмотреть его новую комедию «Иван Васильевич меняет профессию». Интересно, что и к ней, как и более ранним фильмам режиссера, тоже были претензии у цензоров. Гайдаю пришлось изменить фразу царя о месте жительства. Поначалу она звучала, как «Москва, Кремль». В итоге, после критики, Иоанн Васильевич на вопрос милиционера отвечал, что живет в палатах.

Леонид Гайдай вошел в историю отечественного кинематографа как создатель искрометных комедий, многие из которых стали классикой жанра. Давайте вспомним интересные факты о любимых фильмах!

«Операция «Ы» и другие приключения Шурика»

В 1965 году в прокат вышла комедия «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Этот фильм снимали в четырех городах: Москве, Ленинграде, Баку и Одессе. Перед началом съемочного процесса сценарий, по традиции, проходил утверждение «в верхах». Цензоры-идеологи не давали разрешения на старт процесса, пока главный герой носит имя Владика. В итоге Леонид Гайдай согласился переименовать студента, назвав его Шуриком. Известно, что на эту роль пробовалось много артистов. Среди них были Виталий Соломин, Евгений Петросян, Сергей Никоненко, Евгений Жариков, Александр Збруев и Андрей Миронов. Поначалу Леонид Гайдай утвердил на роль Валерия Носика, но, увидев фотографию Александра Демьяненко, понял, что нашел идеального кандидата. А Носик сыграл эпизодическую роль студента-картежника. На «Мосфильме» любят вспоминать историю, как Гайдай раскритиковал фигуру Натальи Селезневой. Молодая актриса рассердилась на его замечание, и в качестве доказательства своей стройности сняла сарафан. Интересно, что операторам заранее была дана команда «Мотор!», поэтому сцена с раздеванием произошла очень естественно.


«Кавказская пленница»

Этот фильм мог и не появиться на свет, если бы Леонид Гайдай не прочитал заметку о похищенной в Закавказье невесте. Сегодня сложно представить, но поначалу комедию по цензурным соображениям отправили пылиться в архив. И лишь благодаря счастливому стечению обстоятельств «Кавказская пленница» «пошла в народ». Одним из первых зрителей фильма стал генсек Леонид Брежнев, Ему показали комедию, намекнув, что в ней есть крамольные моменты, порочащие честь партийных лидеров. В частности, цензоры были недовольны провокационной фразой «А в соседнем районе жених украл члена партии!». Но первое лицо государства юмор Гайдая оценил, это и стало пропуском на широкий экран.


«Бриллиантовая рука»

Идея сценария для этой комедии Леониду Гайдаю также пришла во время чтения газеты. В «Правде» режиссер нашел статью о борьбе с контрабандистами, которые вывозили за границу ценные вещи в гипсе. Как и в «Кавказской пленнице», Гайдай придумал в фильме роль для Юрия Никулина. Артисту даже пришлось взять шестимесячный отпуск в цирке, чтобы воплотить задуманное режиссером. И какая началась паника, когда прокатился слух, что Никулин умер. Виновницей «утки» стала горничная гостиницы, обнаружившая муляж тела актера, накрытый простыней. Его подготовили для сцены, в которой Семен Горбунков падает из багажника «Москвича», летящего на вертолете. Пришлось срочно успокаивать общественность и демонстрировать живого актера.


«12 стульев»

В 1971 году зрители увидели новое творение Леонида Гайдая - комедию «12 стульев». Режиссер очень любил это произведение И.Ильфа и Е.Петрова, и когда получил разрешение на съемки, сценарий был готов всего за одну неделю. О фильме «12 стульев» известен тот факт, что режиссер мечтал использовать в качестве реквизита настоящие стулья работы мастера Гамбса. Удалось найти лишь один из них, но владелица раритета не согласилась его продать. В результате пришлось создавать точную копию. Стулья заказывали за границей - в СССР не нашлось мастеров, которые сумели бы воссоздать мебельный шедевр.


«Иван Васильевич меняет профессию»

1973 год. И вновь поклонники творчества Леонида Гайдая стремятся в кинотеатры, чтобы посмотреть его новую комедию «Иван Васильевич меняет профессию». Интересно, что и к ней, как и более ранним фильмам режиссера, тоже были претензии у цензоров. Гайдаю пришлось изменить фразу царя о месте жительства. Поначалу она звучала, как «Москва, Кремль». В итоге, после критики, Иоанн Васильевич на вопрос милиционера отвечал, что живет в палатах.


У автора знаменитых комедий, человека, благодаря которому появились на экранах Шурик, товарищ Саахов, Трус, Балбес и Бывалый, а заодно и Иван Васильевич, который меняет профессию - день рождения. Пусть и не юбилей, не круглая дата - 93 года. И самого Леонида Гайдая давно нет с нами. Но его ленты, которые смотрят и старики, и школьники, по-прежнему интересны и любимы . Мы собрали малоизвестные, но очень занятные факты из биографии великого режиссера.

Факт первый. Леонид Гайдай и «проба пера»

А говорить об этом случае без смеха невозможно. 1937 год, Иркутск . В детстве Леня Гайдай, как и его брат, пробовал перо. Но вот беда. Девятиклассник Саша Гайдай, старший брат и известный в будущем журналист, публикует в «Пионерской правде» стихотворение. Леня Гайдай, младший брат, тоже рассчитывает на будущую славу (и небезосновательно). Поэтому переписывает вирши от руки и относит в местную газету. Там находят строки небездарными и публикуют. Гордый Леня Гайдай хвастается брату. Занавес...

Факт второй. Первая роль в Театре Сатиры - открывать занавес и бегать за водкой

Ирония судьбы это или нет, но первая роль в театре у Леонида Гайдая, хотя и мельком, но связана с сатирой, которая станет его призванием. Гайдаю 17 лет, 1941 год, он выпускник школы. Только что началась война. И перед призывом он устраивается рабочим сцены в иркутский областной драмтеатр. Вскоре в город эвакуируют московский театр Сатиры. Леонид ставит декорации, открывает и закрывает занавес, знакомится со знаменитостями, бегает для них за водкой в монопольку. Вскоре знает все роли наизусть. Нет, все-таки это была судьба.

Факт третий. С ним шли в разведку

В 1942 году Леонид Гайдай попадает на фронт. Сначала в Монголию , а вскоре его перевели на Калининский фронт в пешую разведку. Как выяснилось совсем недавно, во время войны он совершил подвиг. Тому есть и документальное подтверждение. В Приказе № 069 по 1263-му стрелковому полку 381-й стрелковой дивизии говорится так: «Красноармеец пешей разведки Гайдай Леонид Иванович (отчество Иович было непривычным, но остальные данные совпадают. – Прим. авт.) за то, что боях за деревню Енкино 14.12.1942 г. забросал гранатами огневую точку противника, лично уничтожил трех немцев и вместе с другими товарищами участвовал в захвате военнопленного, награждается медалью «За боев ые заслуги». В одном из боев Гайдай подорвался на противопехотной мине. Медики хотели ампутировать ногу, но Леонид ее «отвоевал». В 1944-м его комиссовали по инвалидности. Рана терзала до последних дней жизни.


Факт четвертый. “Пес Барбос и необычайный кросс” появился на основе газетного фельетона.

Талант - он кто? Талант - он видит в обычном - необычное, в сто раз виденном - новое. Так и Гайдай. Иркутск. Именно здесь, на чердаке отчего дома, он наткнулся на старую подшивку “Правды” с фельетоном Степана Олейника и под его впечатлением написал сценарий короткометражки “Пес Барбос и необычайный кросс”. Отстуканные одним пальцем на старенькой машинке листы “Барбоса” домочадцы восприняли критически: ну и что смешного в том, что по лесу три мужика бегают от собаки? Они и представить не могли, какая эксцентрика, какие сцены уже рождаются в воображении Гайдая-младшего. По сути, на чердаке появились на свет Балбес, Трус и Бывалый – легендарная тройка российского кино.

Факт пятый. Веселые истории - дело серьезное

Требуют подготовки. Правду говорят о том, что авторы комедий - люди отнюдь не легкомысленные! Вот доказательства. Для работы над эпизодом драки Шурика с Балбесом на рапирах пригласили преподавателя фехтования. Он учил их драться профессионально. Но Гайдай смотрел скучающим взглядом:

Деретесь вы, конечно, хорошо, но все это тоскливо. У нас же комедия, надо искать изюминку.

Нашли. Гайдай предложил Шурику проткнуть Балбеса шпагой, и когда тот полезет за пазуху, то рука окажется в крови. Играет похоронная музыка. Балбес опечален. Оказывается, Шурик попал шпагой в бутылку, которую тот спрятал за пазуху. Бутылка разбилась, красное вино разлилось...

В ходе погони на складе Балбес натыкается на скелет. Было отыграно восемь вариантов. Победил один. Никулин сделал жест, непредусмотренный сценарием: сунул палец между челюстями, скелета, те щелкнули... Первые зрители - это обычно киномеханики студии, народ поднаторевший в кино- хохотали.

И третья история. В новелле "Наваждение" в сцене, когда Шурик и Лида , обалдевшие от экзаменов, идут вместе, читая учебник, режиссер добавил новые кадры. Помните, собака-боксер, мимо которой движется парочка, удивленно смотрит ей вслед. Смешно. Но Гайдаю мало. Он ложится под собаку, командует оператору: "Снимай!" - а сам поднимает ей передние лапы, отчего плечи ее шевелятся. Получилось, что она как бы пожимает от удивления плечами, мол, ну и ну!


В Иркутске Гайдай и Егунов прокутили гонорар за "Кавказскую пленницу".

Факт шестой. Деньги - сор, кайф - в работе

Когда в 1966-м в прокат вышла «Кавказская пленница», он получил за нее гонорар 600 рублей. И приехал в Иркутск.

 Это были огромные деньги, и мы их попросту растранжирили, - с улыбкой вспоминал артист Виктор Егунов. – Я зарплату получал 69 рублей. Он ночевал у меня, мы с ним беспробудно пили. Трепались обо всем. С Егуновым Гайдай учился в театральной студии, потом не раз встречались в Москве . Как вспоминал актер драмтеатра, Леонид Ивович «остроумный, смешной, много анекдотов рассказывал. Но внешне производил впечатление смурного. Никто бы не сказал, что он артист».

Леонид Гайдай не умел экономить. В «Иване Васильевиче» - в сцене «банкета» - он решительно забастовал против осетров из папье-маше и, потратив бешеные по тем временам 200 рублей, раздобыл все натуральное. Без проблем была куплена только икра заморская - баклажанная. Когда сцену сняли, обнаружили, что вместе с икрой и осетрами по оплошности засняли бутылку боржоми . Надо переснимать и все покупать снова.

Факт седьмой. 8451 Gaidai

Это не цифры пароля. А нечто другое. Совершенно нет данных, как режиссер Леонид Гайдай относился к тому, что его имя носит целая планета. Правда, малая планета. И ее видели разве что астрономы. Наверное, с юмором. И то - если вообще знал о ее существовании. Тем не менее планета 8451 Гайдай открыта 11 сентября 1977 года астрономом Н. С. Черных и названа в честь любимого кинорежиссера.


Факт восьмой. Борьба с цензурой и принцип разведчика

Помните Штирлица ? Главный разведчик советского кино справедливо считал -запоминается последнее. Этим же маневром пользовался в реальной жизни режиссер Леонид Гайдай, обходя цензуру.

После своего первого фильма «Жених с того света», он было заработал клеймо антисоветчика. И Гайдай, с подсказки Пырьева , научился маневрировать и торговаться: когда ему «выкатили» сорок поправок к «Бриллиантовой руке», он приделал в конце фильма ядерный взрыв, и в итоге вырезали только его.

«Я требую продолжения банкета!», «Наши люди в булочную на такси не ездят», «Птичку жалко!»... Почти все знаменитые фразочки, которые потом стали крылатыми, Гайдай подслушал на улице или у друзей. В его комедиях нет ни одного случайного слова. Даже иностранная тарабарщина в «Бриллиантовой руке» - это не просто набор звуков. Ночью перед съемками Гайдай с Никулиным за бутылочкой вина ломали себе голову над «переводом» диалога с турецкой путаной: «Что ты наделал, глупый вонючка!» - «От глупой вонючки и слышу!» Никулина озарило: вонючка - это скунс, а все вместе - крукл скунс табл шляхт! Гайдай говорит: «Здорово, надо усилить! Крукл скунс табл шляхт мордюк!» «Почему, - спрашивает Никулин, - мордюк?» - «А я вчера с Мордюковой поругался».

Факт девятый. 22 Остапа

На роль Остапа-Сулеймана -Берта-Марии Бендер -бея Гайдай искал актеров по всей стране. Перед его взором прошли аж 22 не похожих друг на друга Остапа: Владимир Басов, Владимир Высоцкий , Алексей Баталов, Олег Борисов , Валентин Гафт , Евгений Евстигнеев , Андрей Миронов , Спартак Мишулин, Михаил Ширвиндт , Михаил Козаков , Николай Рыбников, Николай Губенко и другие. Даже певцу Муслиму Магомаеву Гайдай предлагал «примерить» Бендера.И тут кто-то рассказал ему, что в провинции уже несколько лет успешно играет Бендера в спектакле «Золотой теленок» малоизвестный актер Арчил Гомиашвили . Гайдай срочно пригласил его на пробы и сразу же принял. В «Госкино » возмутились:


Факт десятый. А за мышей ответишь!

Творческие люди обидчивы. Вот что рассказывал "КП " москвич Владимир Цукерман , который знает про Труса, Балбеса и Бывалого буквально все.

В «Кавказской пленнице» тяжело давались сцены погони. Гайдай нервничал: «Не смешно!» Обстановка накаленная. В час ночи всегда шел просмотр снятого за день материала, на который никого не пускали, даже жен - там как раз отдыхали жены Вицина и Никулина. А Моргунов пришел туда с девушкой.

И в этой нервной обстановке сказал: «Гайдай, ты мышей не ловишь!» Тот проглотил. За него вступился директор картины: «Посторонние должны покинуть помещение!» Моргунов - девушке: «Сиди, сиди, это к тебе не относится». «Прошу очистить помещение!» - повторил директор. Моргунов держит девушку. Тогда директор сказал: «Просмотр отменяется, а с вами это наш последний фильм». Гайдай обиделся за мышей. Многие пытались позже их помирить, тот же Бондарчук , которого Бывалый привел в искусство. Но Гайдай был непреклонен. И только спустя 27 лет, когда на открытии Музея трех актеров я специально посадил их рядом, они помирились.

x HTML-код

Самые смешные фрагменты из фильмов Леонида Гайдая. 30 января знаменитому режиссеру исполняется 90 лет