Древние удмурты. Пермские народы: удмурты


После распада прапермской этнической общности зародился удмуртский народ. Удмурты являются коренными жителями северного и среднего Предуралья и Прикамья. Если говорить об этимологии названия «удмурты», то никаких определенных фактов не имеется. Можно сказать лишь то, что сами удмурты расшифровывают это слово как «сильный человек». Но это лишь гипотеза, которой придерживаются местные жители. Также некоторые источники отмечают, что слово «удмурт» с других языков переводится как «житель окраины».

Культура и быт Удмуртского народа

В древние времена для удмуртов привычными местами для обыденной жизни были деревни, которые выстраивались цепочкой на берегу рек и родников. В таких деревнях не было даже улиц, просто кучевое поселение. Такие деревни существовали до 19 века, после чего появились первые удмуртские жилища. Это были деревянные постройки с двускатными или тесовыми крышами.

Жрецы Удмуртии воздвигали в своих дворах ритуальные постройки, которые назывались Куалы. Внешне они ничем не отличались от обычных деревянных построек, но каждый житель знал, какую священную роль играет это строение.

Говоря об одежде стоит отметить, что национальные костюмы Удмуртов необычны и притягательны. Причем Североудмуртский и Южноудмуртский костюмы различались. Если у северян женский костюм включал белую рубаху, с рукавами, вырезом, нагрудником и халатом, то для южных подобное белое одеяние было ритуальным. Их национальный костюм был яркий, красочный и украшенный. На ногах женщин пестрили праздничные чулки или носки, на которых одеты лапти, башмаки или валенки.

Национальный мужской костюм включал косоворотку, полосатые штаны, чаще всего сине-белые, шляпы, шапки. На ноги мужчины обували онучи, лапти или валенки.

Сегодня основным занятием удмуртов является земледелие, животноводство. Людей, питающих чрезмерную любовь к огородничеству, здесь практически нет. Люди разводят коров, свиней, овец, различных птиц. Большинство удмуртов любят рыболовство, охоту и пчеловодство. Для них это хобби, работа и образ жизни.

Культурная составляющая удмуртского народа достаточно широка и разнообразна. Фольклор - часть жизни каждого удмурта. Здесь он не различается по жанрам, а просто является объединяющим звеном между повседневной жизнью, религией, правом и этикой.

Особенностью культуры Удмуртии являются бытовые заклинания, заговоры, обрядовая поэзия, обрядовые мелодии и другие виды религиозных и мистических процессов.

Также Удмуртия славится своей шелковой и шерстяной вышивкой, ткаными орнаментами, аппликациями и коврами.

Традиции и обычаи Удмуртского народа

Основными традициями и обычаями Удмуртского народа являются различные праздники, а точнее сам процесс празднования.

Поводом для праздника Толсур является весь собранный народом урожай. В этот день люди убирают в своих домах, накрывают праздничный стол, ставят на него пиво и кумышки, так называют национальный самогон, и созывают полный дом гостей. В этот день принято отгонять злых духов, переодеваясь в различные костюмы, играть в жмурки, петь и танцевать.

Масленица в Удмуртии называется Вой дыр. Во всех домах жарятся блины, собираются родственники, даже устраиваются свадьбы. Вой дыр - игровой день, дети катаются на лошадях, спускаются со снежных горок. Девушки в этот день гадают на кудель. В последний праздничный день удмурты наряжаются в различные костюмы и устраивают медвежью пляску.

Праздник Акаяшка начинается с изгнания Шайтана, чтобы он не испортил людям праздник, а также защиты дома от нечистой силы. Этот праздник длится 3 дня, после которых наступает Пасха. Люди готовят кушанья, варят пиво, созывают гостей. Удмуртами принято забивать в этот день птицу, как правило, утка, для жертвоприношения. А в последний день женщины стегут овец, для того, чтобы было здоровье и достаток.

Практически все праздники Удмуртов связаны с урожаем, потому что он является основным источником доходов - Гербер, Куриськон, Семык Келян, Выль Жук, Пукрол, - все эти праздники отмечаются до сбора урожая или после.

Удмурты — финно-угорский народ в России, коренное население Удмуртии. Согласно данным переписи населения 2002 года, на территории Российской Федерации проживает 637 тысяч удмуртов. Помимо Удмуртии, данный народ проживает в , Белоруссии.
Основой для формирования древних удмуртов послужили племена Волго-Камья. В последствие происходило смешение удмуртов с индоиранцами, уграми, славянами, позднетюрками и так далее. На севере на Удмуртов заметное воздействие оказали русские, в 1489 северные Удмурты вошли в состав Русского централизованного государства.

Южные Удмурты попали под власть Волжско-Камской Булгарии, позднее – Золотой Орды и Казанского ханства, и с падением последнего в 1552 присоединены к Русскому государству. В 1920 была образована Вотская автономия, переименована в 1932 в Удмуртский Автономный Округ, с 1991 – Удмуртская Республика.

Удмуртский женский костюм начала 20 века состоял из белой холщовой рубахи с прямыми рукавами с ластовицами, с треугольным или овальным вырезом на груди, закрываемым съёмным вышитым нагрудником. Поверх рубахи надевали холщовый белый халат с короткими рукавами. Подпоясывались тканой или плетёной опояской и передником.

Южные Удмурты в начале двадцатого века носили белую одежду в исключительных случаях, при ритуальных действиях, для всех остальных случаев шили дэремы из пестряди, расширяющиеся к низу и оканчивающиеся оборкой. Грудь рубахи украшали аппликацией из цветных ситцев. На рубаху надевали камзол или безрукавку. Передник южные Удмурты шили с высокой грудкой. Верхняя одежда — полушерстяные и шерстяные кафтаны и шубы. Обувь — узорные чулки, вязаные или сшитые холщовые носки, лапти с узорными шерстяными оборами, или валенки.

Головные уборы — налобная повязка, некое подобие полотенца с затканными концами, спускаемыми на спину, высокая берестяная шапка, обшитая холстом и украшенная монетами, бисером, раковинами – аналог русского кокошника. На него накидывали вышитое покрывало. Девушки на голове носили платок, налобную повязку, небольшую холщовую шапочку, украшенную вышивкой, бисером, металлическими бляшками или мелкими монетами.

Женские украшения : нагрудные из монет, бисера, чересплечные перевязи камали, бутьмар, серьги, кольца, перстни, браслеты, бусы, ожерелья. Белая холщовая одежда украшалась вышивкой по подолу, на груди и рукавах. Девушки вплетали косники с монетами и бусами. В украшениях северных Удмуртов преобладали вышивка, бисер и бусы, у южных – монеты.

Мужская одежда : белая, позже пестрядинная рубаха-косоворотка, штаны из пестряди, чаще синие в белую полоску. Подпоясывались ремнями или шерстяными ткаными поясами. Мужские головные уборы — валяные шляпы, шапки из овчины. Обувь — холщовые или шерстяные онучи, лапти, сапоги, валенки. Верхняя тёплая одежда не отличалась от женской.

С древних времен у удмуртов было всего две основных формы хозяйства: земледелие и животноводство. Почва, на занимаемой удмуртами территории прекрасно подходила для выращивания рожи, пшеницы, овса, ячменя, гречихи, гороха, проса, конопли, льна и прочего. Конечно, практически в каждом дворе был огород, где жители выращивали овощи и ягоды, но это носило лишь бытовой характер.

Удмурты-мужчины были прекрасными охотниками, рыболовами и пчеловодами. Их селения располагались недалеко от леса, поэтому дефицита в звере не было. Кроме того, с древних времен были хорошо развиты ремесла и промыслы: деревообработка, заготовка древесины, смолокурение, углежжение, мукомольное производство и тому подобное. Женщины в основном занимались изготовлением сукна, пряли, ткали, вышивали, вязали. Практически вся одежда изготавливалась вручную в домашних условиях. Часть изделий продавали другим селениям.

В восемнадцатом веке в Удмуртии быстро начала развиваться металлообрабатывающая промышленность, это привело к тому, что часть населения оставила привычные для себя занятия и перешла на производство. Сначала удмурты были привлечены лишь для вспомогательных работ, но со временем их статус значительно вырос.

Традиционная пища удмуртов

Рацион питания Удмуртов составляли растительные продукты в сочетании с животными. Занимаясь собирательством, Удмурты готовят пищу из грибов, ягод и трав.

Из выпечки преобладают: кислый хлеб, кислые лепёшки с молочной подливой, блины с маслом и кашей, ватрушки из пресного теста с разнообразными начинками — мясной, грибной, капустной и так далее.

Самым любимым блюдом Удмуртов являются пельмени мясные, капустные, картофельные, творожные и с другой начинкой. Часто варят супы: с кислым тестом, лапшой, грибами, горохом, крупой и капустой; уха; щи из дикорастущей зелени. Популярны окрошки с хреном, редькой.

Традиционны каши из разных круп, иногда вперемешку с горохом. Молочные кушанья: простокваша, ряженка, творог. Сладкие кушанья — из мёда, конопляного семени. Пьют Удмурты хлебный и свекольный квас, пиво, медовуху, самогон, ягодные морсы. Мясо употребляли в вяленом, печёном, но преимущественно в отварном виде.

Основной социальной ячейкой традиционного удмуртского общества была соседская община, состоящая из нескольких из нескольких объединений родственных семей. Такая семья имела общее имущество, вела совместное хозяйство, жила на одной усадьбе. При разделе отделившиеся селились по соседству, образуя родственные гнёзда. Широко использовалась родственная и соседская взаимопомощь, когда было необходимо в короткие сроки построить дом, собрать урожай, засеять поля и тому подобное.

Поселения Удмуртов (их называли «гурт») располагались в основном цепочкой вдоль рек, вблизи родников. До середины 19 века удмуртские гурты застраивались вокруг родовой усадьбы, образуя кучевую планировку поселения. Во второй половине 19 века согласно правительственным указам внедряется уличная планировка, при этом родственники селились по соседству, образуя улицу.

Традиционное жилище Удмуртов – наземная бревенчатая изба с сенями. Углы дома рубили «в обло», пазы прокладывали мхом или куделью. В начале 20 века зажиточные семьи ставили дома-пятистенки, состоящие из зимней и летней половин, или двухэтажные дома. Удмуртская изба соответствовала северо-среднерусской планировке. Глинобитную печь (гур) ставили у входа устьем к фасадной стене. На шестке устраивали очаг с котлом для приготовления пищи.

Вдоль стен тянулись массивные лавки, над ними — полки. Спали на нарах. Летом жили в неотапливаемой одно- или двухэтажной клети (чум). Их часто ставили под одну крышу с избой, соединяя их сенями, или отдельно, напротив избы, по другую сторону двора. На каждом дворе было культовое сооружение для семейных молений. Оно служило и летней кухней.

Типичная планировка усадьбы выполнялась в форме буквы «П», реже «Г». Уличную сторону усадьбы составляли фасад дома и глухая стена хозяйственного амбара, соединённые оградой с воротами. Наличники окон и столбы ворот украшали солярными узорами в технике трёхгранной выемчатой резьбы.

Жизнь удмуртских селений основывалась на календарно-обрядовых праздниках, которые были тесно связаны с важными этапами сельскохозяйственных работ.

Каждый из праздников всегда сопровождался ритуальными жертвоприношениями, молитвенными и песенными заклинаниями, различными магическими действиями, призванных отвести несчастья и неудачи, обеспечить плодородие земли и скота и тому подобное. Но праздник имел и продолжение. После выполнения всех ритуальных действий, народ устраивал весёлое гуляние с хороводами, играми, плясками. Подготовкой и проведением праздников руководила община деревни.

В девятнадцатом веке Удмурты приняли Православие, и этот факт значительно изменил их жизнь и традиционные праздники. В конце 19 века их проведение чаще приурочивалось к дням церковных праздников, например, к Рождеству, Крещению, Пасхе и так далее. Постепенно и названия традиционных удмуртских праздников были заменены церковными или использовались наравне с ними. До сих пор Удмурты включают в празднование элементы дохристианских ритуалов.


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:
  • Татарстан Татарстан :
    23454 (2010 г.) , 24207 (2002 г.)
  • Башкортостан Башкортостан :
    21477 (2010 г.) , 22625 (2002 г.)
  • Пермский край Пермский край :
    20819 (2010 г.) , 26272 (2002 г.)
  • Свердловская область Свердловская область :
    13789 (2010 г.) , 17903 (2002 г.)
  • Кировская область Кировская область :
    13639 (2010 г.) , 17952 (2002 г.)
  • Ханты-Мансийский автономный округ - Югра :
    3670 (2002 г.)
  • Казахстан Казахстан :
    5824 (перепись 2009 г.)

    Украина Украина :
    4712 (перепись 2001)

    Зыряне и вотяки в традиционной одежде. 1862 г.

    Удмурты в национальных костюмах, фото 1900 года.

    Говорят на удмуртском и русском языках. 58,7 % удмуртов назвали родным удмуртский язык , который относится к финно-угорской группе уральской семьи . Внутри своей языковой группы удмуртский язык вместе с коми-пермяцким и коми-зырянским составляет пермскую подгруппу . По переписи 2010 года , в России проживало около 552 тысяч удмуртов, в том числе в самой Удмуртии 410 тысяч. Основная религия - православие , в сельской местности включающее остатки дохристианских верований .

    Антропология и генетика

    Исследования краниологических параметров черепов из удмуртских захоронений XVII-XIX веков свидетельствуют об их принадлежности к локальному прикамскому варианту европеоидной расы . Наиболее близкими к их антропологическому комплексу являются коми-пермяки . Из средневековых материалов ближайшую к «общеудмуртской» характеристике имеют серии из могильников юго-западных районов Удмуртии и северо-западного Татарстана, где находилась предполагаемая прародина удмуртов.

    На общеудмуртском фоне выделяется среднечепецкая группа, облик которой сближается с карелами, ижорой и коми-зырянами - то есть восточнобалтийским типом , который в древности имел широкое распространение на территории Европы. Предполагается, что причиной этого было растворение в северных удмуртах остатков населения чепецкой культуры .

    Было проведено исследование гаплогрупп Y-хромосомы 53 удмуртов из Ижевска и Якшур-Бодьинского района Удмуртии. Получены следующие результаты :

    Этническая история

    Удмуртский народ возник в результате распада прапермской этнолингвистической общности и является автохтонным населением северного и среднего Предуралья и Прикамья. В языке и культуре удмуртов заметно влияние русских (особенно у северных удмуртов), а также различных тюркских племён - носителей и Z-тюркских языков (у южных удмуртов в особенности заметно влияние татарского языка и культуры).

    В современном удмуртском языке самоназвание удмуртов членится на два компонента - уд- (с неясной семантикой) и -мурт «человек, мужчина» (иранское заимствование). Этимология первого компонента не вполне ясна. По мнению С. К. Белых и В. В. Напольских , этноним удмурт восходит к иранскому *anta-marta «житель окраины, пограничья; сосед» - относительно степного ираноязычного мира , аналогично одному из названий древних славян - анты «жители окраины » .

    Прежнее русское название - вотяки́ (отяки, воть ) - восходит к тому же корню уд- , что и самоназвание удмурт (но через марийское посредство о́до «удмурт») .

    Предки южных удмуртов с конца I тысячелетия н. э. находились под властью Булгарии , а позже - Золотой Орды и Казанского ханства . Северо-удмуртские земли вошли в состав России с окончательным присоединением Вятской земли в 1489 году . Окончательное вхождение удмуртских земель в состав Русского государства происходит после падения Казани (официальные даты - или 1558 год - приняты в местной историографии условно).

    Возникновение государственности удмуртов связано с образованием в 1920 году Вотской автономной области (с 1932 года - Удмуртская АО , с - Удмуртская АССР , с - Удмуртская Республика).

    Основные занятия

    Традиционные занятия удмуртов - пашенное земледелие , животноводство , меньшую роль играло огородничество. Например, в 1913 году в общих посевах зерновые составили 93 %, картофель - 2 %. Культуры: рожь , пшеница , ячмень , овёс , гречиха , просо , конопля , лён . Выращивали рабочий скот, коров, свиней, овец, птицу. На огородах культивировали капусту , брюкву , огурцы . Важную роль играли охота , рыболовство , пчеловодство и собирательство .

    Развиты были ремёсла и промыслы - рубка леса, заготовка древесины, смолокурение, мукомольное производство, прядение , ткачество , вязание , вышивка . Ткани для нужд семьи полностью производились дома (удмуртские холсты ценились на рынке). С 18 века сложились металлургия и металлообработка.

    Основная социальная ячейка - соседская община (бускель ). Это - несколько объединений родственных семей. Преобладали малые семьи, но были и большие. Такая семья имела общее имущество, земельный надел, совместное хозяйство, жила на одной усадьбе. Некоторые отделялись, но при этом сохранялись элементы общего хозяйства, то есть родственная взаимопомощь.

    Антропонимика

    Уровень образования

    Перепись 2010 года показала, что уровень образования российских удмуртов намного ниже, чем в целом у населения РФ. По переписи 2010 года, среди удмуртов лишь 11,1 % имели высшее или послевузовское образование (23 526 человек из 211472 лиц удмуртской национальности в возрасте 15 лет и старше, указавших уровень образования) . При этом среди жителей России всех национальностей доля лиц с высшим образованием в 2010 году составила 23,4 % (среди лиц в возрасте 15 лет и старше, указавших уровень образования) .

    Материальная культура

    Жилище

    Типичное поселение - деревня (удм. гурт ), располагалось цепочкой вдоль реки или вблизи родников, без улиц, кучевой планировкой (до XIX века). Жилище - наземная бревенчатая постройка, изба (корка́ ), с холодными сенями . Крыша - двускатная, тесовая, ставилась на самцах, а позже на стропилах . Углы рубились в обло, пазы прокладывались мхом . Зажиточные крестьяне стали ставить в XX веке дома-пятистенки, с зимней и летней половинами, или 2-этажные дома, иногда с каменным низом и деревянным верхом. В качестве летней кухни и для семейных обрядов нередко использовалась упрощённая срубная постройка архаичного типа с очагом - куала .

    В домах находилась глинобитная печь (гур ), с подвешенным у северных удмуртов, и вмазанным, как у татар , котлом. По диагонали от печи располагался красный угол , со столом и стулом для главы семьи. По стенам - скамьи и полки. Спали на полатях и на нарах . Двор включал погреб , хлевы , навесы, кладовые.

    Одежда

    Северо-удмуртский женский костюм включал рубаху (дэре́м ), с прямыми рукавами, вырезом, съёмный нагрудник, халат (шортдэре́м ), опояску. На рубашку под камзол прикрепляется красный матерчатый нагрудник, обшитый позументом и бархатом. Одежда - белая. У южных белая одежда была ритуальной, бытовая - цветной, украшенной. Это та же рубаха, безрукавка (саэсте́м ), или камзол , шерстяной кафтан. Обувь - узорные чулки и носки, башмаки, валенки , лапти (кут ).

    На голове носили налобные повязки (йыркерттэт ), полотенце (чалма, весяк кышет ), высокую берестяную шапку, обшитую холстом с украшениями и покрывалом (айшон ). Девичьи уборы - укотуг, платок или повязка, такья, шапочка с украшениями. У северных удмуртов преобладали из украшений вышивка, бисер , бусы , у южных - монеты . Украшения - цепочки (жильы ), серьги (пель угы ), перстни (зундэс ), браслеты (поскес ), ожерелье (весь ).

    Существует народное музыкальное и танцевальное творчество. Танцы - самые простые - хождение по кругу с танцевальными движениями (круген эктон), парный перепляс (ваче эктон), есть танцы втроём и вчетвером.

    Исторические музыкальные инструменты: гусли (крезь), варган (ымкрезь), свирель и флейта из стеблей трав (чипчирган, узьы гумы), волынка (быз) и др. В наше время их вытеснили балалайка , скрипка , гармонь , гитара .

    Народная мифология близка мифологиям других финно-угорских народов. Для неё характерна антагонистичная космогония (борьба доброго и злого начал), трёхчленное деление мира (верхний, средний и нижний), культ наделённого личностью Неба в качестве Творца. Верховное божество - Инмар (также одним из главных богов считался Кылдысин). Злой дух, соперник Инмара - Шайтан . Божество домашнего очага, хранитель рода - воршуд . Многочисленны низшие духи: вумурт , вукузё - водяной, гидмурт - дух хлева, нюлэсмурт - дух леса, тӧлпери - дух ветра, нюлэсмурт, тэлькузё - леший, ягпери - дух бора, лудмурт - дух луга и поля, кутӥсь - злой дух, насылающий болезнь, и др. Весьма значительным является влияние народного христианства и ислама (религиозный календарь, мифологические сюжеты).

    Развитым был языческий клир - жрец (вӧсясь), резник (парчась), знахарь (туно). Условно к клиру может быть причислен тӧро - уважаемый человек, присутствующий при всех церемониях.

    Изображения народных божеств неизвестны, хотя этнографы XIX века упоминают наличие удмуртских «идолов» (из дерева или даже серебра).

    Почиталась священная роща (луд); некоторые деревья имели сакральное значение (берёза, ель, сосна, рябина, ольха).

    Праздники

    Основой календарно-праздничной системы удмуртов (как крещёных, так и некрещёных) является

    Удмурты (ранее: Вотяки ) - финно-угорский народ, проживающий в Удмуртской Республике, а также в соседних регионах. Большая часть исповедует православие, говорят на удмуртском языке финно-угорской группы уральско-юкагирской семьи. Внутри своей языковой группы он вместе с коми-пермяцким и коми-зырянским составляет пермскую подгруппу.По переписи 2002 года в России проживало 637 тысяч удмуртов. В самой Удмуртии проживает 497 тыс. чел. Кроме того, удмурты живут в Казахстане, Белоруссии, Узбекистане, на Украине и др. частях России, главным образом в Пермской и Кировской областях. Самоназвание - удмурт или утморт.
    Этногенез
    Этнос удмуртов сложился на основе слияния индо-иранских, угорских, тюркских и славянских племен, населявших в древности территорию Приуралья. На севере заметно сильное влияние русских. Контакты русских и удмуртов - с 11-12 вв. Язык вместе с коми-пермяцким и коми-зырянским составляет пермскую подгруппу угорских языков. В удмуртском языке кроме угорского выделяется несколько других слоев лексики, индо-иранский, тюркский, славянский. Такие слова, как "мурт", "нянь", "дуньё"(человек, хлеб, мир) - это иранские "мард","нан","дунья"(те же значения), "-кар"(дом, поселение) - индийское "гхар"(дом), "ва"(вода) - общеевропейское "вода, вассер, уотер". Само слово "удмурт" - "луговой человек".

    В другой версии предполагается происхождение удмуртов от води, дугого, более древнего, угорского народа. "Уд" - искаженное "водь". Старое название - вотяки, производится от реки Вотка(приток Камы), также отяки, чудь отяцкая.

    В ПВЛ перечисляются угорские народы, пермь есть, но удмуртов и коми нет. Писец Яхонтов при переписи Перми Великой в 1579 г. упоминает селения Кудымкар, Кува, Купрос, Туманское городище и починок Чазаево. Это говорит отом, что пермские этносы могли тогда уже сформироваться.

    Антропологический тип - среднеевропейский, но иногда с уральским или кавказским, слабо проявленным компонентом. Характерный признак - широкие скулы.

    В 1489 г. север Удмуртии вошел в состав Руси, а юг находился под властью Булгарии, а позже - Золотой Орды. В 1558 Удмуртия окончательно присоединилась к Руси.

    С 1920 г. это -Вотская АО, с1932 - Удмуртская АО, с 1934 - У. АССР, с 1991 - У.Республика.
    Основные занятия
    Традиционные занятия удмуртов - пашенное земледелие, животноводство, меньшую роль играло огородничество. Например, в 1913 г. в общих посевах зерновые составили 93%, картофель - 2%. Культуры: рожь, пшеница, ячмень, овес, гречиха, просо, конопля, лен. Выращивали рабочий скот, коров, свиней, овец, птицу. На огородах культивировали капусту, брюкву, огурцы. Важную роль играли охота, рыболовство, пчеловодство и собирательство.

    Развиты были ремесла и промыслы - рубка леса, заготовка древесины, смолокурение, мукомольное производство, прядение, ткачество, вязание, вышивка. Ткани для нужд семьи полностью производились дома(удмуртские холсты ценились на рынке). С 18 в. сложились металлургия и металлообработка.
    Социальная организация
    Основная социальная ячейка - соседская община(бускель). Это - несколько объединений родственных семей. Преобладали малые семьи, но были и большие. Такая семья имела общее имущество, земельный надел, совместное хозяйство, жила на одной усадьбе. Некоторые отделялись, но при этом сохранялись элементы общего хозяйства, т.е. родственная взаимопомощь.
    Быт и традиции
    Типичное поселение - гурт, располагалось цепочкой вдоль реки, или вблизи родников, без улиц, кучевой планировкой(до 19 века). Жилище - наземная бревенчатая постройка, изба(корка), с холодными сенями. Крыша - двускатная, тесовая, ставилась на самцах, а позже на стропилах. Углы рубились в обло, пазы прокладывались мхом. Зажиточные крестьяне стали ставить в 20 в. дома-пятистенки, с зимней и летней половинами, или 2-этажные дома, иногда с каменным низом и деревянным верхом.

    В домах находилась глинобитная печь(гур), с подвешенным у северных удмуртов, и вмазанным, как у татар, котлом. По диагонали от печи располагался красный угол, со столом и стулом для главы семьи. По стенам - скамьи и полки. Спали на полатях и на нарах. Двор включал погреб, хлевы, навесы, кладовые. Североудмуртский женский костюм включал рубаху(дэрем), с прямыми рукавами, вырезом, съемный нагрудник, халат(шортдэрем), опояску. Одежда - белая. У южных белая одежда бла ритуальной, бытовая - цветной, украшенной. Это - та же рубаха, безрукавка(саэстем), или камзол, шерстяной кафтан. Обувь - узорные чулки и носки, башмаки, валенки, лапти(кут).

    На голове носили налобные повязки(йыркерттэт), полотенце(чалма, весяк кышет), высокую берестяную шапку, обшитую холстом с украшениями и покрывалом(айшон). Девичьи уборы - укотуг, платок или повязка, такья, шапочка с украшениями. У северных удмуртов преобладали из украшений вышивка, бисер, бусы, у южных - монеты. Украшения - цепочки(жильы), серьги(пельугы), перстни(зундэс), браслеты(поскес), ожерелье(весь).

    Мужской костюм - косоворотка, синие в белую полоску штаны, валяные шляпы, шапки из овчины, из обуви - онучи, лапти, сапоги, валенки. Верхняя одежда без различий - шубы.

    В питании удмурты сочетали мясную и растительную пищу. Собирали грибы, ягоды, травы. Супы(шуд) - разные, с лапшой, грибами, крупой, капустой, уха, щи, окрошка с хреном и редькой. Молочные продукты - ряженка. простокваша, творог. Мясо - вяленое, печеное, но чаще отварное, а также студень(куалекьясь) и кровяные колбасы(виртырем). Типичны пельмени, лепешки(зыретем табань и перепечь), блины(мильым).Хлеб - нянь. Из напитков популярны свекольный квас(сюкась), морсы, пиво(сур), медовуха(мусур), самогон.

    Слово пельмень - удмуртское, пель+нянь, ухо+хлеб.
    Декоративно-прикладное искусство
    На территории Удмуртии найдены древние изделия из кости, керамика, бронза. В 19 веке сложились такие виды народного искусства, как вышивка, узорное ткачество(ковры, дорожки, покрывала), узорное вязание, резьба по дереву, плетение, тиснение по бересте. Вышивали на холсте гарусными нитками, шелковыми и хлопчато-бумажными, мишурой. Орнамент - геометрический, преобладали цвета красный, коричневый, черный, фон - белый. У южных удмуртов под влиянием тюрков вышивка более полихромна. В 19 веке вышивку заменяет узорное ткачество, а узорное вязание живет до сих пор. Вяжут чулки, носки, варежки, головные уборы.
    Праздники
    Ранее бытовали календарно-обрядовые праздники, но в связи с очень давней христианизацией удмуртов, они приурочены к православным. Сейчас основные праздники - Рождество, Крещение, Пасха, Троица.

    Народные праздники: Толсур - день зимнего солнцестояния(вожодыр), в него проводят свадьбы. Гырыны папон или акашка - Пасха, начало весенней страды. Гербер, гужел юон, куарсур - диалектные названия конца полевых работ. Выль джук -приготовление каши и хлеба из нового урожая. Сизьыл юон - окончание уборки урожая. Выль шуд, силь сиен - начало забоя скота. Праздновались и вскрытие рек(йёкелян) и появление первых проталин(гуждор шыд).
    Духовная культура
    Из фольклора удмуртами созданы мифы, легенды, сказки(волшебные, о животных, реалистические), загадки. Главное место занимает песенное творчество. Существует народное музыкальное и танцевальное творчество. Танцы - самые простые - хождение по кругу с танцевальными движениями(крученектон), парный перепляс(ваче эктон), есть танцы втроем и вчетвером.

    Исторические музыкальные инструменты: гусли(крезь), варган(ымкрезь), свирель и флейта из стеблей трав(чинчирган, узьы гумы), волынка(быз), и др. В наше время их вытеснили балалайка, скрипка, гармонь, гитара.

    Языческая мифология близка мифологиям других финно-угорских народов. Для нее характерна дуалистичесая космогония, трехчленное деление мира. В мире два начала: доброе и злое, три сферы - верхняя, средняя, нижняя. Отсюда три главных бога: Инмар, высший, Керемет(он же Луд, Шайтан), творец зла, Кылдысин, бог земледелия и урожая. Наряду с богами почитался дух воршуд.

    Низшие духи назывались также, кереметы, луды(злые), мурты, пери, или кузё.

    Вумурт - водяной, вукузё - хозяин воды, гидмурт - дух хлева, нюлэсмурт - дух леса, тёльпери - дух ветра,тэлькузё - хозяин леса, ягпери - дух бора, мыж - дух болезней, и др. Почиталась священная роща(Луд) и деревья, береза, ель, сосна, рябина, ольха.

    В древности существовал языческий клир, жрец(восясь), знахарь(туно) и торо, уважаемый человек, присутствующий при всех церемониях. Заклинание, молитва - куриськон.
    Литература
    Энциклопедия "Народы и религии мира", М.-1998.
    Энциклопедия "Мифы народов мира" в 2томах.
    Народы России, энциклопедия, под ред. В.А. Тишкова, М.-1994.
    Истомина "Загадка чуди", Изд.-Кудымкар.
    Удмуртские народные сказки, Ижевск, -1976.

    Удмурты живут в районах Западного Приуралья, расположенных в бассейне Камы и Вятки. Самоназвание - удмурт, или удморт {Уд - имя собственное, мурт - человек). В русских письменных памятниках XVI-XVII вв. удмурты упоминаются под названиями «ари», «аряне», «отяки». В царской России их называли вотяками.

    Численность удмуртов, по данным переписи 1959 г.,- 624794 человек, из них 76% живет в Удмуртской АССР. За пределами республики удмурты живут небольшими группами в Татарской, Марийской, Башкирской АССР, в Кировской и Пермской областях. Язык удмуртов относится к пермской группе финно-угорских языков и близок к языку коми и коми-пермяков; он распадается на два диалекта - южный и северный, различия между которыми незначительны. В советское время из промежуточных говоров между северными и южными наречиями сложился литературный язык и создалась письменность, в основу которой положен русский алфавит.

    В состав удмуртского народа входит этнографическая группа бесер- мян, которые живут в Глазовском и Балезинском районах Удмуртской АССР. Бесермяне говорят на удмуртском языке, но с включением значительного количества татарских слов, как и в южном диалекте удмуртского языка. Они сохраняют свое самоназвание бесермен и до недавнего времени отличались от удмуртов некоторыми чертами материальной и духовной культуры. Особенно своеобразны были их костюм и орнамент. Покрой одежды, вышивки и головные уборы бесермян несколь ко напоминают чувашские. Песни и напевы бесермян самобытны. В терминологии родства прослеживаются тюркские черты. В народных верованиях наряду с древними анимистическими представлениями и магией сказывалось влияние ислама.

    Удмуртская Автономная Советская Социалистическая Республика, входящая в состав РСФСР, расположена на северо-востоке Европейской части Советского Союза и граничит на севере и западе с Кировской обл., на востоке с Пермской обл., на юге с Башкирской и Татарской АССР.

    Климат Удмуртской АССР континентальный. Для нее характерны заморозки поздней весной и ранней осенью. Почвы в большинстве районов подзолистые и суглинистые, в центральной части - песчаные и супесчаные, в речных поймах - иловые и торфяные. Из полезных ископаемых наиболее значительны залежи торфа; имеются месторождения горючих сланцев, медных руд, бурого железняка, кварцевого песка, известняка и красных глин, а также угля и нефти. В последние годы ведутся поиски нефтяных месторождений, удобных для промышленной разработки.

    Больших судоходных рек на территории республики нет, за исключением Камы, небольшой отрезок которой омывает Удмуртию с востока. Наиболее крупные реки - Чепца, Кильмезь, Вала - используются в основном для сплава древесины. Леса занимают 43% всей площади республики. Преобладают хвойные породы: ель, пихта, сосна, из лиственных распространены береза, осина и липа. Основной лесной массив сосредоточен в центральной части республики. Животный мир - типичный для лесных районов Восточной Европы.

    Кроме удмуртов, в республике живут русские, татары; среди рабочих, занятых в промышленности, много приезжих из Белоруссии, Украины и других республик и областей Советского Союза.

    Краткий исторический очерк

    Первые сведения об удмуртах в русских письменных источниках восходят к концу XV в. В это время удмурты занимали примерно ту же территорию Камско-Вятского междуречья, где они расселены и теперь. Данные советской исторической науки позволяют видеть предков удмуртов в аборигенах Вятского края. Связи, прослеживаемые в материальной культуре удмуртов IX-X вв. н. э. с более ранними культурами той же области, говорят о том, что удмурты сформировались в бассейне Вятки и Чепцы на основе древнейшего населения, создавшего ананьинскую и пьяноборскую культуры I тысячелетия до н. э. и первых веков н. э. Территория, на которой найдены памятники ананьинской культуры, занимает бассейны среднего и верхнего течения Камы, Вятки, низовьев р. Белой, распространяется на часть Поволжья до р. Ветлуги и заходит на правый берег Волги в районе Казани, Ареал пьяноборской культуры несколько меньше, чем ананьинской, В первые века нашей эры произошло обособление и выделение более узких племенных групп из общего конгломерата обитавших здесь угро- финских племен. Об этом говорят и данные языка, указывающие на то, что удмуртский язык, входивший в пермскую языковую общность, в это время отделился от языка народов коми.

    В IV-VIbb.h. э. приток скотоводческих племен из южноуральских и волжских степей на Камское левобережье вызвал частичное перемещение древнего населения в бассейне Вятки и Камы. Как указывают археологические данные, именно в этот период и несколько позднее, в VI-VII вв. г по Чепце, Кильмезю, Ижу и Вале возникли поселения, жителей которых, потомков носителей пьяноборской культуры, можно считать предкам# современных удмуртов.

    Археологические материалы VIII - IX вв. позволяют наметить районы с локальными различиями в культуре населения (в частности, в одежде, головных уборах, украшениях). Эти различия были обусловлены процессом формирования народностей Приуралья и выделением их из общей более ранней культурной среды.

    В X-XIV вв. поселения предков северных удмуртов были сосредоточены на территории современного Глазовского района, о чем свидетельствуют расколки городищ Донды-Кар, Гурья-Кар, Идна-Кар и др. Предки южных удмуртов в этот период обитали по течению Камы и ее притоку Ижу, отчасти по рекам Вале и Кильмезю. Городища, в которых жили предки удмуртов, были укреплены валами и рвами. Жилищами служили срубные постройки с очагами внутри. Основой хозяйства населения было пашенное земледелие, которое в лесных районах края развивалось на базе подсечно-огневой системы; большую роль в хозяйстве играли также скотоводство и охота, преимущественно на пушного зверя. Остатки горнов и многочисленные находки железных предметов в памятниках X-XV вв. указывают на то, что предки удмуртов в этот период были знакомы с плавкой железа. Они знали также изготовление глиняной посуды и ткачество.

    Во главе управления стоял совет старейшин, куда входили представители наиболее влиятельных родов; при решении важных вопросов созывалось народное собрание - кенеш, в котором принимали участие взрослые мужчины-воины.

    Примерно в XII-XIII вв. у населения Прикамья шел процесс распада родового строя. Стали выделяться отдельные семьи, которые селились совместно с семьями из другого рода в открытых, не укрепленных селищах. Родовая община постепенно сменялась территориальной, соседской общиной.

    В памяти народа сохранились легенды о столкновениях, происходивших между рядовыми земледельцами и родоплеменной верхушкой - родовыми старейшинами и военными вождями. Однако развитых феодальных отношений у удмуртов не сложилось.

    Распад родовых отношений у удмуртских племен протекал далеко яе равномерно. Так, на Чепце и Каме население жило в своих родовых гнездах - укрепленных городищах - вплоть до XIV в., на Вятке городища были покинуты в XIII в., а на Камском правобережье, в районе устья р. Вятки,- еще в XII в. Такая неравномерность объясняется степенью экономического и культурного воздействия на отдельные родоплеменные группы удмуртов со стороны Волжско-Камской Булгарии и княжеств Северо-Восточной Руси.

    Булгарское государство, которое, как известно, в конце I - начале II тысячелетия н. э. существовало на территории вдоль среднего течения Волги, на протяжении нескольких столетий поддерживало тесные связи с окружающими племенами: мордовскими, марийскими и др. и распространяло на них свое политическое и экономическое влияние. Удмурты тоже входили в сферу булгарского влияния. Они были данниками булгар, поставляли им военное ополчение, торговали с ними, за что пользовались свободой передвижения в булгарских землях и защитой границ булгарами от нападений степных кочевников. На территории Удмуртской АССР сохранились памятники булгарского времени в виде городищ, надгробий и могильников, в которых встречаются булгарские монеты и другие предметы булгарского происхождения.

    Булгары вели оживленную торговлю со своими соседями, в том числе и с удмуртами, обменивая восточные привозные ткани, украшения и орудия труда на кожу, мед и пушнину. Последняя особенно ценилась, так как являлась главным предметом торговли с другими народами. Наименования «ары», «Арская земля» были даны удмуртам и их территории камскими булгарами. Удмуртские племена имели тесные связи с г. Биляром, который в XII в. стал столицей Волжско-Камской Булгарии. Термин «биляр» (в произношении удмуртов бигер) был распространен удмуртами на все тюркское население Волжско-Камской Булгарии, а позднее и на казанских татар. Термином «бигер» удмурты называют татар и поныне.

    Удмурты, жившие на пограничной с булгарами территории, под натиском последних зачастую оставляли свои городища и переселялись на север в глубь лесов. Одно из таких городищ, известное под названием «Чертово Городище», булгары превратили в свой укрепленный форпост.

    Булгары, у которых уже сложились феодальные отношения, не только способствовали разложению родового строя у удмуртов, но оказывали также влияние на их быт и язык.

    Связи между удмуртскими племенами и славянами прослеживаются с IX-XIII вв. Значительное количество предметов славянского происхождения этого времени, найденных на городищах и в могильниках на Вятке, свидетельствует о ранних и обширных обменных связях аборигенов края с русскими. С укреплением в XII в. Владимиро-Суздальского княжества на северо-восток начали проникать русские.

    С булгарами связано, по-видимому, и происхождение бесермян, хотя вопрос этот является пока предметом спора между учеными и окончательно не решен. Анализ старой культуры бесермян позволяет, как нам кажется, считать их потомками какого-то древнетюркского, по всей вероятности, булгарского, населения, жившего небольшими группами среди аборигенов края в бассейне р. Чепцы. Существование древних булгарских поселений в бассейне этой реки подтверждается археологическими памятниками булгарского происхождения, найденными в районах современного обитания бесермян (например, булгарское погребение в с. Гордино).

    Этноним «бесермен» в письменных источниках появляется с середины XIII в. По свидетельству Плано Карпини, в числе народностей, покоренных татаро-монголами, были трухмены, мордва и бесермены. Согласно русским летописям, в Куликовской битве (1380 г.) у Мамая в войске, поставленном покоренными народами, была и бесерменская рать.

    Живя продолжительное время на территории Вятско-Камского междуречья, бесермяне подвергались на протяжении ряда столетий культурному воздействию со стороны удмуртов и отчасти татар, смешивались с ними, восприняли язык удмуртов, многие элементы их культуры и в настоящее время представляют собой этнографическую группу, почти целиком слившуюся с удмуртским народом.

    В конце XIII - начале XIV в. удмурты стали данниками татаро- монголов. Обосновавшись по среднему течению Волги, татаро-монголы вначале мало интересовались удмуртами и не стремились проникнуть в северное Закамье, но постепенно, как и вся Русь, удмурты оказались в зависимости от татаро-монголов и стали объектом жестокой эксплуатации с их стороны. На территории Удмуртии татары создали феодальные княжества, которые сохраняли свою независимость вплоть до разгрома Казани, а фактически значительно дольше. Южная часть Удмуртии была у татар особой административно-податной единицей - Арской даругой; правившие здесь татарские мурзы назывались арскими князьями. В Вятской земле, в Карино, расположенном в 15-20 км от устья р. Чепцы, обосновались в конце XIV в. (1391 г.) каринские мурзы, которые распространяли свою власть на все окрестное удмуртское население.

    Удмурты были обложены ясаком, но, кроме взноса ясака, население выполняло в пользу татар и другие многочисленные повинности: поставку фуража, ямщину и пр. Удмурты должны были нести военную службу я сражаться в отрядах хана и мурз.

    В легендах и песнях, дошедших до нас, часто рассказывается о тех унижениях и оскорблениях, которым татарские феодалы подвергали местное удмуртское население.

    К концу XV в. почти у всех удмуртских племен распад родового строя уже завершился. Удмурты яшли в поселениях - гуртах большими семьями, не связанными между собой кровнородственными отношениями. Для управления такой соседской общиной избирался тбро, обычно из более обеспеченной семьи. Такие представители сельских общин осуществляли связь с центральной властью. Примерно с этого времени можно говорить об удмуртах как о сложившейся народности.

    Территориально и административно удмурты в XV-XVI вв. не представляли единого целого, а были разделены на несколько групп. Северные удмурты (каринские и чепецкие), жившие в бассейне Чепцы по ее правым и левым притокам, входили в состав Вятской земли; южные, занимавшие территорию по среднему течению Камы и Ижу, отчасти Вятке й Кильмезю, входили в состав Казанского ханства.

    Вятская земля в 1489 г. стала частью Великого княжества Московского. Вместе с русскими в состав этого княжества вошли и удмурты. Они привлекались к постройке и защите городов, участвовали в походах великого князя против казанского хана. Расселенные в основной массе на территории Хлыновского, Слободского и частично Котельнического станов (уездов) Вятской провинции, удмурты были приравнены к черносошному тягловому крестьянству и управлялись великокняжеским наместником.

    Удмурты, жившие по соседству, но на территории Каринского стана, находились в феодально-крепостной зависимости от татарских мурз. Присоединив Вятскую землю, московские князья, желая привлечь на свою сторону каринских татар и использовать их в качестве служилых людей, сохранили за ними феодальные права «судить и ведать» удмуртами, жившими на этих землях.

    При царе Федоре Ивановиче грамотой 1588 г. одна часть северных удмуртов была окончательно освобождена от крепостной зависимости от каринских мурз, а другая часть - черносошное крестьянство - была отделена от вятской администрации в податном и служебном отношении. Вместо прежних, довольно многочисленных повинностей удмурты были обложены определенным денежным оброком, раскладку которого они делали сами, с 1619 г. они стали сдавать оброк в Москве. По всем судебным делам (за исключением разбоя и тяжбы с поличным) постановлено было также не обращаться к местным властям, а творить суд в Москве, к УДа удмурты должны были являться один раз в год - 2 февраля. Эти особенности в управлении северных удмуртов сохранялись в течение всего XVII в. вплоть до реформ Петра Первого.

    Южные удмурты, входившие в Казанское ханство, после падения Казани (1552 г.) отошли к Московскому государству и стали платить Москве тот же ясак, что прежде казанским ханам. Сбор ясака обычно возлагался на служилых людей из татар, которые с этой целью разъезжали по удмуртским землям и, угрожая оружием, нещадно обирали население.

    В начале XVIII в. царское правительство уравняло удмуртов с русским населением в податном отношении. В 1717-1718 гг. удмуртские дворы были переписаны, и на удмуртов была наложена подворная подать, которая с 1723 г. была заменена подушной. На удмуртов распространилось несение и других повинностей. Особенно тяжелым было лашманство- работы по заготовке корабельного леса. В 1719 г. была введена поставка рекрутов. А значительно раньше, вскоре после падения Казани, русские власти предприняли меры по укреплению Прикамья: начали строить крепости (Сарапул и др.). охраняемые гарнизонами, раздавать земли русским колонистам и особенно щедро монастырям. К монастырям было приписано до 50 тыс. крестьян, которые подвергались жестокой эксплуатации. Во второй половине XVIII в. с развитием горнометаллургической промышленности раздача удмуртских земель усилилась.

    В 1729 г. купец Григорий Вяземский основал в Вятской провинции на р. Кирси первый железоделательный - Кирсинский - завод. В 1759 г. на севере Удмуртии возник Пудемский завод, а в более южном, Камском, районе в том же году П. И. Шувалов основал на р. Вотке Боткинский завод; через год он же построил на р. Иже Ижевский железоделательный завод, ставший позднее одним из крупнейших заводов При- уралья.

    Уральские заводчики были крупными землевладельцами. В Удмуртии камским заводам Шувалова по указу императрицы Елизаветы Петровны было отведено около 700 тыс. десятин лесного массива сроком на 100 лет. На заводах работали крепостные и приписные крестьяне; в 1760-х годах на камских заводах насчитывалось до 18 тыс. крестьян. К заводам были приписаны целые удмуртские волости; удмурты использовались заводчиками на самых тяжелых работах: лесозаготовках, углежжении, добычежелезной руды. Многочисленные поборы царского правительства, взяточничество администрации, тяжелые заводские работы, жестокость заводского начальства, унижение национального достоинства, преследование религии, национальной культуры - все это создавало невыносимые условия существования и неоднократно побуждало удмуртов к восстаниям. Не раз удмурты выступали вместе с русским крестьянством. Так, например, среди удмуртов происходили волнения во время восстания Ивана Болотникова (1606-1607 гг.). Удмурты участвовали в крестьянских войнах под предводительством Степана Разина (1670-1671 гг.) ж Емельяна Пугачева (1773-1775 гг.).

    В первой половине XIX в. удмурты вместе с русским крестьянством принимали активное участие в так называемых картофельных бунтах.

    Реформа 1861 г. ухудшила положение удмуртского крестьянства. В результате реформы удмурты лишились 44% своих дореформенных наделов, в то же время подати с крестьян увеличились.

    Заметно усилился процесс классового расслоения удмуртской деревни: за счет разорения основной массы крестьянства обогащалось и крепло кулачество. Недоимки и другие долги крестьян в Вятском крае в 1880-х годах составляли свыше 16 млн. рублей. Недовольство крестьян росло, выливаясь в массовые восстания. Крупное волнение крестьян вспыхнуло в 1888 г. в Малмыжском уезде, оно охватило 68 селений. Однако- это восстание, как и другие, предшествовавшие ему, а также разрозненные выступления кончались жестокой расправой с повстанцами.

    Народные волнения усугублялись протестом против начавшегося еще с XVII в. усиленного внедрения среди удмуртов православия. Особенна большой размах христианизация удмуртов приняла в XVIII в. с момента организации в 1740 г. специальной «конторы новокрещенских дел» в Казани. Были созданы приходы и подобраны кадры миссионеров, знающих удмуртский язык. Новокрещенные получали ряд льгот: они освобождались от податей, повинностей и рекрутчины. Создавая видимость добровольного обращения в христианство «прозревших язычников», миссионеры в то же время применяли насильственные меры для искоренения народных верований: разрушали культовые постройки (куала), вырубали священные рощи {луд) и т. п. В конечном счете миссионерская деятельность среди удмуртов дала мало результатов. Православие навсегда осталось чуждым мировоззрению удмуртов, и они упорно продолжали совершать свои обряды и моления в священных рощах и куалах, иногда заменяя имена старых божеств именами православных святых и приурочивая свои моления к церковному календарю.

    Религиозные представления удмуртов включали разнообразный комплекс верований, возникших на разных ступенях общественного развития. Наряду с пережитками тотемизма, выражавшимися в почитании некоторых животных и птиц - коня, быка, медведя, лебедя,- у удмуртов было развито поклонение силам природы. В священном коробе вор- шуд, считавшемся местом пребывания духа родового предка, в качестве реликвии хранили шкурку белки, перья рябчика и тетерева, засушенную рыбу, иногда металлические пластинки с изображением животных. Дохристианские удмуртские имена нередко совпадали с названиями животных и птиц: Дукъя - глухарь, Юсъ - лебедь, Юбер - скворец, Койык - лось, Гондыр - медведь, Жаки - сойка и т. п.

    В религиозных верованиях удмуртов сохранялись отзвуки родовых отношений. Так, имена воршуда - родового божества - совпадали с названиями родов. У некоторых родовых групп с понятием о воршуде отождествлялось представление о женском родовом божестве, что было связано с пережитками материнского рода. Каждая родовая группа в прошлом имела свою куалу, в которой совершались моления. Ритуальное угощение на праздниках распределялось по родовым группам. На общеродовые моления члены рода съезжались из очень отдаленных мест (до 100 км и более). При переселении части рода на другое место брали пепел из родовой куалы для закладки новой.

    Большую роль в религиозных воззрениях удмуртов играл культ предков. Удмурты считали, что покойники ведут такую же жизнь в загробном мире, как и живые люди на земле. Поэтому в гроб клали различные вещи, которыми покойный пользовался при жизни: котелок, топор, нож; умершим женщинам клали иголки, нитки. С умершим зарывали в могилу также одежду и пищу: хлеб, соль, мясо, блины, самодельную водку (кумышка). Считалось, что члены одного рода и семьи после смерти продолжали жить вместе, поэтому умерших сородичей хоронили на родовых кладбищах, приезжих же погребали на отдельных участках. Традиция обязывала живых сородичей проявлять заботу об умерших, справляя по ним поминки на кладбище. Кроме поминок по недавно умершим, в определенные дни года - накануне некоторых праздников - устраивались общие поминки по всем умершим. Раньше в поминках принимали участие все члены определенной родовой группы, позднее их совершали уже отдельные семьи на могилах своих близких.

    Пантеон удмуртских божеств отражал дуализм религиозных воззрений удмуртов. Главным добрым божеством считался Инмар, который, по представлениям удмуртов, живет на солнце; ему противопоставлялось злое божество переметь, или шайтан, якобы приносящее людям вред, его надо было задабривать жертвами. Кроме главных божеств, в представлениях удмуртов существовали второстепенные божества, населяющие окружающую природу. Они верили, что в воде живет Вумурт (водяной), в лесу - Нюлесмурт. Почитали они также двух богинь - Шунды Му мы и Гудыри Му мы (матери солнца и грома).

    Обрядовая сторона культа была весьма сложной. Жреческие обязанности исполнял сначала старший в роде, а с распадом рода и утверждением сельской общины должность жреца (вдсясъ) стала выборной. Со временем в связи с имущественной дифференциацией крестьян функции жрецов переходили в большинстве случаев к наиболее зажиточным. Жрецы находились в привилегированном положении: они освобождались от всех общественных повинностей, пользовались правом первоочередной общественной помощи в сельскохозяйственных работах, над ними было запрещено производить самосуд в отличие от простых членов сельской общины.

    Искоренить древние верования удмуртов царскому правительству и православному духовенству не удавалось. Неоднократно выступления удмуртов, их борьба за национальную культуру принимали характер религиозных движений. Были случаи массового отказа крещеных удмуртов от православной церкви (например, во время крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева). Они скрывались в лесах, спасаясь от религиозных гонений.

    К концу XIX в. все удмурты Вятской губ. формально считались исповедующими православие, фактически же у них сложился религиозный синкретизм - сочетание обрядов православной церкви и дохристианских верований. Удмурты, жившие в Пермской и Уфимской губерниях, не приняли христианства.

    Часть удмуртов, живших в пограничных с современными Татарской и Башкирской республиками районах, а также бесермяне подверглись воздействию ислама, что сказалось в некоторых обрядах. Они приглашали к умершему муллу, отмечали пятницу и другие мусульманские праздники, соблюдали мусульманские посты.

    Царское правительство, стремясь отвлечь народные массы России от все возраставшего революционного движения, намеренно разжигало национальную рознь, прибегало к вопиющей клевете на угнетенные народы, инсценировало судебные процессы против них. Таким судебным делом, в котором бросалось обвинение целому народу, было мултанское дело, разбиравшееся с 1892 по 1896 г. Оно получило широкую известность и взволновало все передовое общество царской России. Сущность мултанского процесса заключалась в том, что 10 удмуртов из с. Старый Мултан Малмыжского уезда Вятской губ. обвинялись в убийстве нищего Матюнина, совершенном якобы с ритуальной целью,- для принесения в жертву, чтобы «умилостивить» богов. Дело пересматривалось три раза в глухих уездных городках царской России: Малмыже, Елабуге, Мамадыше. Подсудимые дважды приговаривались к каторжным работам и только после третьего разбирательства были оправданы. В их защите принимали участие представители передовой общественности царской России, среди них писатель В. Г. Короленко, этнографы С. К. Кузнецов и Гр. Верещагин, присяжный поверенный Н. П. Корабчевский, корреспонденты О. М. Жирнов, А. Н. Баранов и многие другие.

    В начале XX в., когда в России широко развернулось руководимое большевиками рабочее движение, борьба удмуртских трудящихся вступила в новый этап. В 1904-1905 гг. в Глазове, Вятке, Ижевске, а затем в Воткинске, Сарапуле, Елабуге, Малмыже и некоторых удмуртских селах начали работу социал-демократические кружки. В 1905 г. было организовано Бюро Прикамской группы, переименованное в 1906 г. в Бюро Прикамского союза РСДРП, которое объединило социал-демократические организации Удмуртии. В октябре 1905 г. в Ижевске, Воткинске, Сарапуле, Елабуге, Малмыже и в нескольких селах были проведены политические демонстрации против лживого царского манифеста от 17 октября. В ноябре 1905 г. рабочие Ижевска избрали Совет рабочих депутатов в составе 146 человек. В революции 1905-1907 гг. принимали участие и удмуртское крестьянство и начавший складываться удмуртский рабочий класс. В с. Кай (ныне Кировская обл.), где в 1898-1899 гг. находился в ссылке Ф. Э. Дзержинский, крестьяне, обезоружив полицию, захватили власть и образовали «Кайскую республику», продержавшуюся некоторое время. В том же году крестьяне Малмыжского, Сарапульского и Глазовского уездов на собраниях и митингах требовали передачи им лесов и земель, упразднения стражников, ограничения произвола попов и выбора своих представителей в волостные, земские и другие органы без различия национальности. Крестьяне отказывались платить подати в казну и поставлять рекрутов на царскую службу. Правительство жестоко расправлялось с восстававшими крестьянами.

    В годы революционного подъема большевистская работа в крае значительно активизировалась. В феврале 1917 г. под руководством большевиков происходила всеобщая забастовка ижевских рабочих, охватившая все рабочее население города. Совет рабочих и солдатских депутатов был организован в Ижевске в марте 1917 г., большинство его вначале составляли меньшевики и эсеры, но в августе руководство Исполкомом Ижевского Совета перешло в руки большевиков.

    На I Всероссийском рабоче-крестьянском съезде удмуртов в Елабуге (июнь 1918 г.) удмуртские трудящиеся выразили желание установить автономию в рамках Российской Федерации. При Народном комиссариате по делам национальностей был учрежден Удмуртский отдел, который вместе с партийными организациями Удмуртии приступил к созданию автономии удмуртского народа. Работа эта осложнилась в годы гражданской войны, когда территория Удмуртии стала ареной военных действий. Только в 1919 г. Красная Армия при активной поддержке удмуртского народа под руководством Коммунистической партии очистила территорию Удмуртии от мятежников и белогвардейцев. При разгроме колчаковских войск в боях за Сарапул, Агрыз и Ижевск действовала знаменитая 28 стрелковая дивизия под командованием В. Азина, в составе которой было немало удмуртов.

    В сентябре 1919 г. в Сарапуле состоялся II Всероссийский рабоче- крестьянский съезд удмуртов, принявший решение о переводе Удмуртского отдела из Москвы в Сарапул и об организации Комиссариата для разработки вопросов удмуртской автономии. 4 ноября 1920 г. ВЦИК и СНК РСФСР издали декрет об образовании автономной области удмуртского народа с центром в г. Глазове; в нее вошли пять уездов Вятской губ. (без нескольких волостей). В 1921 г. областной центр был перенесен в г. Ижевск.

    Первые годы существования Удмуртской (Вотской) автономной области были тяжелыми. Край истощила гражданская война. Тяжелое положение усугубила засуха, вызвавшая голод. Первые мероприятия Советской власти были направлены на восстановление хозяйства и ликвидацию последствий гражданской войны и голода. Области были ассигнованы для этого крупные денежные средства.

    Самоотверженная борьба трудящихся Удмуртии под руководством Коммунистической партии и при поддержке Советского правительства к 1930-м годам увенчалась большими успехами во всех областях социалистического строительства. По всей Удмуртии успешно прошла коллективизация сельского хозяйства. К 1934 г. 81,3% крестьянских хозяйЬтв объединились в колхозы. Большие сдвиги произошли в области культуры. 28 декабря 1934 г. область была преобразована в Удмуртскую Автономную Советскую Социалистическую Республику.

    С образованием республики удмурты получили новые возможности для подъема экономики и культуры. В годы предвоенных пятилеток в Удмуртской республике появились сотни новых промышленных предприятий, изменился быт колхозной деревни и городов. Сформировался национальный рабочий класс, выросли кадры удмуртской интеллигенции. В годы Великой Отечественной войны развитие промышленности Удмуртии не только не приостановилось, но стало еще более мощным. Трудящиеся Удмуртии напрягали все силы, чтобы обеспечить победу Красной Армии. Народ Удмуртской АССР принимал активное участие в борьбе против немецко-фашистских варваров не только поставками вооружения, хлеба и фуража, но и подвигами своих сыновей и дочерей. Свыше 60 тыс. воинов - уроженцев Удмуртии-за мужество, доблесть и отвагу награждены орденами и медалями Советского Союза. 79 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза.