Самый известный из хоббитов. Хоббиты: происхождение


Вопрос о том, где живет хоббит, один из самых интересных во вселенной, созданной известным писателем Толкиеном. Сам автор неоднократно давал примечания и указания к географии расселения различных народов из своих произведений, на основании чего можно получить более подробное представление о его вымышленном мире. Область, в которой жило упомянутое племя, занимает важную часть в фантастическом Средиземье, во многом напоминая как своим расположением, так и образом жизни ее обитателей средневековую Англию.

География

Место, где живет хоббит, называется Шир. Это небольшой городок на северо-западе упомянутой области. Название имеет двоякий смысл: с одной стороны, это слово означает «удел», с другой - имя собственное. Интересен тот факт, что на карте Средиземья этот город находится в том же месте, где и родина писателя. Данную местность окружают леса, возвышенности, а также топи, однако трудолюбивый народец расширил ее границы и приспособил под свои хозяйственные нужды.

Район делится на четверти (или чети). Северная часть покрыта лесами, и она менее всего обжита. Западная часть той области, где живет хоббит, состояла из нескольких деревень. Здесь же жила часть племени туков. Тут находилась топь, а также городок Хоббитон, где и жили главные герои знаменитой кинофраншизы. По внешнему виду это была, скорее, деревня, находившаяся на холме.

Застройки

В некотором отдалении от села находилась мельница и двор. Первое сооружение имело свою интересную историю. Поначалу она работала на воде, но довольно скоро ее переделали для промышленных нужд, что доставило местному населению массу хлопот. Однако когда злой волшебник был побежден, ее снесли, поскольку она загрязняла окружающую среду. Место, где живет хоббит, состояло из множества пещерок, где обитали эти жители. Кроме того, здесь имелся арочный мост и нечто наподобие современного паба, куда частенько наведывались герои.

Хозяйство и природа

Жители Шира отличались необыкновенным трудолюбием. Они жили преимущественно за счет сельского хозяйства, промышленность у них была лишь в самом зачаточном состоянии. Поэтому в Хоббитоне было множество огородов и прекрасных садов. Местность была покрыта невысокими холмами, между которыми велись узкие дорожки. В районе находилось красивое большое озеро, которым так часто любовались персонажи культовой трилогии.

Одной из самых известных франшиз в мировом кино стал фильм «Властелин колец». Где жил хоббит - это вопрос, который, наверное, интересует каждого поклонника знаменитой вселенной, созданной Толкиеном на бумаге и Джексоном на широком экране. Поклонникам особенно нравятся маленькие домики, которыми были усеяны холмы и возвышенности в Хоббитоне. Они небольшие по размеру, у них круглые двери, перед каждым входом расположен специальный почтовый ящик.

Главным местом развлечений для населения было огромное дерево, где периодически устраивались вечеринки. Как и во всем Шире, в этой деревушке в изобилии росли фруктовые деревья: ведь местность славилась своим ячменем и плодами. Кроме того, маленькие человечки активно занимались разведением огородов, выращивая овощи.

Другие постройки

Довольно часто от поклонников знаменитой киносаги можно услышать вопрос, где жил хоббит по фильму «Властелин колец». Маленькая деревушка, где обитали главные персонажи киноленты, была названа по имени самого племени. Жизнь в ней текла спокойно и безмятежно, чем-то напоминая тихий уголок старой доброй Англии. Помимо жилых помещений, здесь размещался ряд хозяйственных построек, например специальная дровница. Перед многими домиками находятся другие предметы быта: кадки с цветами, кладки из кирпича.

Места для развлечений

Жители упомянутой деревушки любили повеселиться на праздничной поляне. На одном из деревьев висят качели, что говорит о склонности героев к веселому времяпрепровождению. Отдельного упоминания заслуживает паб «Зеленый дракон». Это строение пользовалось особенной популярностью и любовью жителей, хотя оно было довольно примитивно по своей конструкции: так, у него была Но внутри было очень тепло и уютно. В главном помещении находились деревянные кресла и топились камины. Здесь хозяин угощал гостей пивом - любимым напитком жителей. Неподалеку располагалась доска объявлений. Хоббиты любили заниматься рыбалкой, поэтому в их деревушке были лодки, на которых они плавали по озеру.

В кинофильме довольно достоверно воссоздана сказочная атмосфера этого известного фэнтези. Само местечко, где проходили съемки, до сих пор пользуется популярностью у туристов. Джексон очень трепетно подошел к созданию декораций, часть которых до сих пор сохранилась на одном из островов Новой Зеландии. Итак, культовое значение приобрел к/ф «Властелин колец». Где жил хоббит - это тема, которая, пожалуй, никогда не потеряет своей актуальности, и об этом свидетельствуют многочисленные туристические поездки к местам создания картины.


Гномы
Хоббиты
Энты
Орлы
Орки
Тролли
Драконы Другие

Народности хоббитов

В предисловии к «Властелину колец» упомянуты три древних племени хоббитов, впоследствии смешавшихся в единую народность:

  • мохноноги (англ. Harfoots ) - смуглее и меньше других хоббитов. Предпочитали холмы и взгорья. Автор называет их «самыми настоящими, самыми правильными хоббитами», наиболее консервативными по сравнению с другими племенами. Типичные представители мохноногов - Сэмуайз Гэмджи , а также Бильбо и Фродо Бэггинсы (оба - по отцовской линии).
  • хваты (англ. Stoors ) - большерукие и крепкие, селились в речных долинах и на равнинах (предположительно, именно к таковым принадлежали Мериадок Брендибак , а также Смеагол-Голлум и его брат Деагол).
  • лесовики (англ. Fallohides ) - светлокожие и высокие (по меркам хоббитов), жили в лесах (типичные представители - семейство Туков, в том числе известный по роману «Властелин Колец» Перегрин Тук).

Образ жизни

По описаниям, представленным, в частности, в прологе к роману-эпопее «Властелин колец», хоббиты живут оседло в норах под землёй, либо в домиках на поверхности. Норы богатых хоббитов очень благоустроены: пол выложен плитками и устлан ковром, стены обшиты панелями. Двери и окна в норах, как правило, круглые, ручки таких дверей располагаются ровно посередине, а рамы выкрашены в излюбленные хоббитами жёлтые и зелёные цвета (более подробным описанием жилища хоббитов является описание дома Бильбо Бэггинса). Городов у хоббитов нет, они живут в более или менее крупных сельских посёлках.

Хоббиты занимаются в основном сельским хозяйством . Достоверно известно, что они выращивают ячмень , табак , виноград . Выращивают они и другие зерновые культуры и овощи. Варят хорошее пиво , выделывают наилучшие в Средиземье сорта трубочного табака. Механических устройств как таковых не любят и не делают, хотя мастерят телеги, строят мельницы и изготавливают разный сельский инвентарь, как и прочие нужные для жизни вещи. Строят дороги и мосты. Содержат трактиры.

Хоббиты очень любят гостей, и, зачастую, длинные коридоры, уходящие от входной двери вглубь норы, увешаны крючками и полками, уставлены подставками для зонтов. Хоббиты также очень любят есть, они могут принимать пищу по шесть раз в день. Они любят курить трубки, как и автор Толкин , и изысканное табакокурение чтится у них в качестве особого искусства. Хоббиты страстно увлекаются генеалогией (впрочем, это практически единственная наука, которая их интересует). Также они очень любят садоводство и могут подолгу работать в своих огородах. В разговоре с сыном наместника Гондора Фарамиром хоббит Фродо отдельно упоминает: «Садовники действительно у нас в почёте» :

Хоббиты любят спокойную и размеренную жизнь, стараются избегать опасных приключений и почти не покидают свою родину. В книге «Хоббит, или Туда и обратно » приводятся слова Бильбо Бэггинса , которые можно по праву считать негласным лейтмотивом любого «правильного» хоббита:

Социальные отношения и иерархию хоббитов нельзя назвать совсем демократическими: напротив, в их селениях встречаются господа-феодалы и хоббиты среднего звена, занимающиеся физическим трудом. Так, Сэмуайза Гэмджи Фродо Бэггинс представляет Фарамиру как «достойного хоббита, взятого им в услужение» :

Сам Сэм обращается к Фродо и Бильбо «господин» и относится к ним как к аристократам, заведомо превосходящим его в интеллектуальном отношении, сведущим в литературе, истории и языках. Действительно, Бэггинсы - типичная «голубая кровь»: они владеют богатым поместьем, позволяют себе экстравагантность, не занимаются никаким физическим трудом, однако интересуются лингвистикой, филологией, историей, литературой:

Вначале сам Бильбо, а затем и Фродо пишет книгу-летопись с художественным уклоном. Бильбо самостоятельно обучает племянника эльфийскому языку (что для среднестатистического хоббита нонсенс и пустая трата времени, необходимого для более значимых насущных дел). Тем не менее, с годами приобретя уважение соседей, сам Сэм становится градоначальником и летописцем.

Хоббиты в культуре

Российская фолк-рок-группа «The Hobbit Shire » написала и исполнила шуточную песню «Как хоббит искал носки».

Еще одна российская панк-группа «Король и шут » выпустила песню «Вино хоббитов».

  • Tetramorium hobbit (муравей)

Известные хоббиты

  • Смеагол, он же Голлум

См. также

Напишите отзыв о статье "Хоббиты"

Примечания

Отрывок, характеризующий Хоббиты

– Ты меня искала – зачем? – внимательно глядя мне в глаза, спросила Вэя.
Её взгляд был тоже очень необычным – как будто вместе со взглядом она одновременно передавала образы, которых я никогда не видела, и значения которых пока, к сожалению, ещё не понимала.
– А так? – улыбнувшись, спросила «звёздная» малышка.
У меня в голове что-то «вспыхнуло»... и открылось умопомрачительное видение совершенно чужого, но необыкновенно красивого мира... Видимо того, в котором она когда-то жила. Этот мир был чем-то похож на уже нами виденный (который она себе создавала на «этажах»), и всё же, чем-то чуточку отличался, как если бы там я смотрела на рисованную картину, а сейчас вдруг увидела эту картину наяву...
Над изумрудно-зелёной, очень «сочной» землёй, освещая всё вокруг непривычным голубоватым светом, весело поднималось потрясающе красивое и яркое, фиолетово-голубое солнце... Это наступало чужое, видимо инопланетное, утро... Вся буйно растущая здесь зелень, от падающих на неё солнечных лучей, сверкала золотисто-фиолетовыми бриллиантами «местной» утренней росы, и, счастливо ими умываясь, готовилась к наступающему новому чудесному дню... Всё вокруг благоухало невероятно богатыми красками, слишком яркими для наших, привыкших ко всему «земному», глаз. Вдали, по покрытому золотистой дымкой небу клубились почти «плотные», нежно-розовые кудрявистые облака, похожие на красивые розовые подушки. Неожиданно, с противоположной стороны небо ярко вспыхнуло золотым.... Я обернулась, и от удивления застыла – с другой стороны царственно поднималось невероятно огромное, золотисто-розовое, второе солнце!.. Оно было намного больше первого, и казалось, было больше самой планеты... Но его лучи, в отличие от первого, почему-то светили несравнимо мягче и ласковее, напоминая тёплое «пушистое» объятие... Казалось, это огромное доброе светило, уже устало от каждодневных забот, но всё ещё по привычке отдавало этой невероятно красивой планете своё последнее тепло и, уже «собираясь на покой», с удовольствием уступало место молодому, «кусачему» солнцу, которое ещё только-только начинало своё небесное путешествие и светило яро и весело, не боясь расплескать свой молодой жар, щедро заливая светом всё вокруг.
Удивлённо оглядываясь по сторонам, я вдруг заметила причудливое явление – у растений появилась вторая тень... И она почему-то очень резко контрастировала с освещённой частью – как будто светотень была нарисована яркими, кричащими цветами, резко противоположными друг другу. В теневой части воздух мерцал яркими миниатюрными звёздочками, вспыхивающими от малейшего движения. Это было сумасшедше красиво... и необыкновенно интересно. Пробудившийся волшебный мир звучал тысячами незнакомых голосов, будто радостно оповещая о своём счастливом пробуждении всю вселенную. Я очень сильно, почти наяву, почувствовала, насколько невероятно чистым был здесь воздух! Он благоухал, наполненный удивительно приятными, незнакомыми запахами, которые чем-то неуловимо напоминали запахи роз, если бы их было здесь тысяча разных сортов одновременно. Повсюду, сколько охватывал глаз, алели те же самые ярко-красные, огромные «маки»... И тут только я вспомнила, что Вэя принесла мне такой же цветок! Я протянула к ней руку – цветок плавно перетёк с её хрупкой ладошки на мою ладонь, и вдруг, в моей груди что-то сильно «щёлкнуло»... Я с удивлением увидела, как миллионами невиданных фантастических оттенков на моей груди раскрылся и засверкал изумительный кристалл... Он всё время пульсировал и менялся, как бы показывая, каким ещё он может быть. Я застыла в шоке, полностью загипнотизированная открывшимся зрелищем, и не могла отвести глаз от всё время по-новому открывающейся красоты...
– Ну вот, – довольно произнесла Вэя, – теперь ты сможешь это смотреть когда захочешь!
– А почему этот кристалл у меня на груди, если ты поставила его в лоб? – наконец-то я решилась задать мучивший меня несколько дней вопрос.
Девочка очень удивилась, и чуть подумав, ответила:
– Я не знаю почему ты спрашиваешь, тебе ведь известен ответ. Но, если тебе хочется услышать его от меня – пожалуйста: я тебе просто дала его через твой мозг, но открыть его надо там, где должно быть его настоящее место.
– А откуда же мне было знать? – удивилась я.
Фиолетовые глаза очень внимательно несколько секунд меня изучали, а потом прозвучал неожиданный ответ:
– Я так и думала – ты ещё спишь... Но я не могу тебя разбудить – тебя разбудят другие. И это будет не сейчас.
– А когда? И кто будут эти – другие?..
– Твои друзья... Но ты не знаешь их сейчас.
– А как же я буду знать, что они друзья, и что это именно они? – озадаченно спросила я.
– Ты вспомнишь, – улыбнулась Вэя.
– Вспомню?! Как же я могу вспомнить то, чего ещё нет?..– ошарашено уставилась на неё я.
– Оно есть, только не здесь.
У неё была очень тёплая улыбка, которая её необыкновенно красила. Казалось, будто майское солнышко выглянуло из-за тучки и осветило всё вокруг.
– А ты здесь совсем одна, на Земле? – никак не могла поверить я.
– Конечно же – нет. Нас много, только разных. И мы живём здесь очень давно, если ты это хотела спросить.
– А что вы здесь делаете? И почему вы сюда пришли? – не могла остановиться я.
– Мы помогаем, когда это нужно. А откуда пришли – я не помню, я там не была. Только смотрела, как ты сейчас... Это мой дом.
Девчушка вдруг стала очень печальной. И мне захотелось хоть как-то ей помочь, но, к моему большому сожалению, пока это было ещё не в моих маленьких силах...
– Тебе очень хочется домой, правда же? – осторожно спросила я.
Вэя кивнула. Вдруг её хрупкая фигурка ярко вспыхнула... и я осталась одна – «звёздная» девочка исчезла. Это было очень и очень нечестно!.. Она не могла так просто взять и уйти!!! Такого никак не должно было произойти!.. Во мне бушевала самая настоящая обида ребёнка, у которого вдруг отняли самую любимую игрушку... Но Вэя не была игрушкой, и, если честно, то я должна была быть ей благодарна уже за то, что она вообще ко мне пришла. Но в моей «исстрадавшейся» душе в тот момент крушил оставшиеся крупицы логики настоящий «эмоциональный шторм», а в голове царил полный сумбур... Поэтому ни о каком «логическом» мышлении в данный момент речи идти не могло, и я, «убитая горем» своей страшной потери, полностью «окунулась» в океан «чёрного отчаяния», думая, что моя «звёздная» гостья больше уже никогда ко мне не вернётся... Мне о скольком ещё хотелось её спросить! А она так неожиданно взяла и исчезла... И тут вдруг мне стало очень стыдно... Если бы все желающие спрашивали её столько же, сколько хотела спросить я, у неё, чего доброго, не оставалось бы время жить!.. Эта мысль как-то сразу меня успокоила. Надо было просто с благодарностью принимать всё то чудесное, что она успела мне показать (даже если я ещё и не всё поняла), а не роптать на судьбу за недостаточность желаемого «готовенького», вместо того, чтобы просто пошевелить своими обленившимися «извилинами» и самой найти ответы на мучившие меня вопросы. Я вспомнила бабушку Стеллы и подумала, что она была абсолютно права, говоря о вреде получения чего-то даром, потому что ничего не может быть хуже, чем привыкший всё время только брать человек. К тому же, сколько бы он ни брал, он никогда не получит радости того, что он сам чего то достиг, и никогда не испытает чувства неповторимого удовлетворения оттого, что сам что-либо создал.
Я ещё долго сидела одна, медленно «пережёвывая» данную мне пищу для размышлений, с благодарностью думая об удивительной фиолетовоглазой «звёздной» девчушке. И улыбалась, зная, что теперь уже точно ни за что не остановлюсь, пока не узнаю, что же это за друзья, которых я не знаю, и от какого такого сна они должны меня разбудить... Тогда я не могла ещё даже представить, что, как бы я не старалась, и как бы упорно не пробовала, это произойдёт только лишь через много, много лет, и меня правда разбудят мои «друзья»... Только это будет совсем не то, о чём я могла когда-либо даже предположить...

August 15th, 2014

Человек флоресский (Homo floresiensis) - возможно, карликовый ископаемый вид людей. Именуются также «хоббитами» по аналогии с существами, придуманными Дж. Р. Р. Толкином.

Впервые останки данного вида были обнаружены в 2003 г. на острове Флорес в Индонезии объединенной австрало-индонезийской группой археологов, разыскивавших свидетельства миграции современного человека из Азии в Австралию. Руководили группой Майк Морвуд и Питер Браун. Исследователи совершенно не ожидали открытия нового вида и были удивлены находкой хорошо сохранившегося скелета, который был обозначен LB1 (от названия пещеры Liang Bua, в которой он был найден) и стал типовым экземпляром (голотипом). Предполагается, что это скелет женщины в возрасте около 30 лет. Он получил прозвище «Маленькая леди с Флореса» или «Фло».

В ходе последующих раскопок было обнаружено еще 7 скелетов возрастом от 38 до 13 тыс. лет. Одна из обнаруженных костей рук, приписываемых человеку флоресскому, имеет возраст около 74 тыс. лет. Останки не подверглись окаменению (фоссилизации) и имели консистенцию «влажной промокательной бумаги», их приходилось тщательно просушивать перед извлечением из земли. Они стали предметом интенсивного изучения с целью определения их видовой принадлежности.

Так к какому же все таки выводу пришли ученые?

Также в пещере было найдено множество сложных каменных инструментов, расположенных в археологических горизонтах возрастом от 13 до 95 тыс. лет, подходящих по своему размеру людям ростом около 1 м.

Новый вид был объявлен 28 октября 2004 г. и вскоре был прозван «хоббит» (по имени выдуманного народца в одноименной книге Дж. Толкиена). Было даже предложено научное наименование Homo hobbitus. Первоначально вид был помещен в свой собственный род и назван Sundanthropus floresianus. Однако после того как стало ясно, что череп имеет человеческие черты, существо было отнесено к роду Homo.
Человек флоресский выделяется среди всех прочих вымерших видов людей своими карликовыми размерами. Рост взрослых особей лишь немногим превышал 1 м. Так, примерный рост LB1 106 см, LB8 (на основе измерений большеберцовой кости) - 109 см. Такой рост лежит за пределами нормального диапазона для современного человека и заметно меньше, чем средний рост взрослых представителей самых низкорослых ныне живущих народов.

Вес тела составлял около 25 кг. Это заметно меньше не только по сравнению с современным человеком, но и по сравнению с человеком прямоходящим, которого некоторые ученые считают его непосредственным предком. Более того, H. floresiensis даже легче австралопитеков, живших за несколько миллионов лет до него. Т. о. это самый мелкий и легкий вид гоминид, открытый к настоящему времени.

Объем головного мозга был также невелик - у LB1 около 426 см3, что близко к объему мозга шимпанзе и австралопитеков. Отношение массы мозга к массе тела лежит в диапазоне между H. erectus и большими обезьянами. Однако, несмотря на общий объем мозга, практически вчетверо уступающий современному человеку, отдельные области префронтальной коры отвечающие за высшие функции имеют размер, сопоставимый с таковым у современного человека.

Скелет H. floresiensis имел особенности, которые подтверждают его самостоятельный видовой статус. Исследование костей запястья показало, что их строение сходно со строением костей шимпанзе или австралопитеков, но отличается от строения костей современного человека. Аналогичные результаты показали исследования костей и суставов рук и ног. В частности, у современного человека верхняя головка плечевой кости повернута относительно плоскости локтевого сустава на угол 145-165 градусов. У человека флоресского этот угол составлял примерно 120 градусов. В сочетании с относительно более короткой ключицей и формой лопатки это приводило к тому, что его плечи были слегка подвинуты вперед, как если бы он «пожимал плечами». Ступни его были необычайно плоскими и длинными по сравнению с размерами тела. Подобное строение заставляло их при ходьбе гораздо сильнее сгибать ногу в коленном суставе и делало H. floresiensis весьма неважным ходоком. Пальцы ног имели необычную форму, причем большие пальцы были очень короткими.

Вскоре после объявления об открытии H. floresiensis индонезийский антрополог Теуку Джейкоб выразил сомнение в том, что останки принадлежат новому виду. Он предположил, что это современный человек с микроцефалией. Однако исследования, проведенные палеонейрологом Дин Фальк, отвергли такую возможность. Компьютерная томография черепа, результаты которого были опубликованы в 2005 г., не обнаружила каких-либо свидетельств дефектов формирования черепа и мозга. Выводы исследования 2007 г. дают дополнительные доказательства отсутствия микроцефалии. Было проведено сравнительное исследование виртуального эндокаста черепа LB1, мозга девяти микроцефалов и десяти нормальных людей. В результате было установлено, что по своей форме череп LB1 схож с черепом здорового человека, однако имеет дополнительные уникальные особенности, которые можно ожидать от нового вида. В отличие от микроцефалов хорошо развиты лобная и височная доли, однако их строение отличается от строения соответствующих долей у современного человека.

Результаты сравнительных исследований других авторов, опубликованные в 2008-2009 гг., также доказывают несостоятельность гипотезы микроцефалии.

В июне 2006 г. анатом Гэри Ричардс представил новую гипотезу, суть которой заключается в том, что карликовый рост человека флоресского объясняется синдромом Ларона - наследственным заболеванием, при котором ткани становятся нечувствительны к гормону роста. На следующий год группа ученых, в которую входил и Г. Ричардс, опубликовала документ, в котором утверждается, что морфологические особенности H. floresiensis существенно не отличаются от людей с синдромом Ларона.

Однако в документе отмечается, что достоверно установить наличие или отсутствие синдрома Ларона можно только путем исследования ДНК, если оно вообще будет возможно. Критики гипотезы указывают на то, что за исключением малого роста люди с синдромом Ларона выглядят иначе, чем человек флоресский.
Эндемический кретинизм

В 2008 г. австралийские исследователи Питер Обендорф, Чарльз Окснард и Бен Кеффорд предположили, что LB1 и LB6 страдали от микседемного эндемического кретинизма, вызванного врожденным гипотиреозом, и являлись частью пораженного этим заболеванием населения острова. Это заболевание вызывается различными факторами, в т.ч. дефицитом йода, и до сих пор встречается среди местного индонезийского населения.

Пораженные данной болезнью люди рождаются с нефункционирующей щитовидной железой, следствием чего является малый рост и объем мозга. Однако их умственная отсталость и двигательные нарушения менее выражены, чем у кретинов неврологического происхождения. Согласно авторам исследования критические условия окружающей среды сложились на острове Флорес около 18 тыс. лет назад – в период времени, которым датированы останки. По мнению авторов, многочисленные особенности останков (такие как увеличенное «турецкое седло», необычно прямые и слабо скрученные плечевые кости, относительно толстые конечности, нижние премоляры с двумя корнями и примитивная морфология запястья) могут быть объяснены с помощью их гипотезы.

Однако Д. Фальк возразила, что по результатам компьютерной томографии размеры «турецкого седла» не больше обычных. Питер Браун заметил на это, что «турецкое седло» сохранилось очень плохо и каких-либо значимых выводов из его измерений сделать нельзя.

В 2009 г. Колин Гроувс и Катарин Фитцджеральд направили в Австралийское общество биологии человека документ, в котором содержались результаты сравнения флоресских костей и костей десяти больных эндемическим кретинизмом. Исследование было сконцентрировано на анатомических особенностях, характерных для данного заболевания. Сходства в результате изучения обнаружено не было.
В 2012 г. Браун сравнил морфологию скелета и зубов человека флоресского и больных кретинизмом. Он заключил что H. floresiensis не является современным человеком, страдающим от указанного заболевания.

Существующие свидетельства подтверждают гипотезу о том, что человек флоресский – последний потомок ранних африканских видов человека, с которыми его объединяют многие черты морфологии. Эта гипотеза дает более приемлемое объяснение особенностей H. floresiensis по сравнению с ранее выдвинутыми гипотезами генетических мутаций и заболеваний.

Тем не менее, ни одна из существующих гипотез не может объяснить ни весь диапазон особенностей, присущих данному виду, ни того, почему эти особенности столь похожи на признаки заболеваний.

В 2006 г. одновременно 2 группы ученых пытались извлечь ДНК из зуба, найденного в 2003 г., но обе потерпели неудачу. Среди возможных причин неудачи – извлечение ДНК из дентина (в то время как в зубном цементе содержание ДНК выше) и слишком высокая скорость сверления, которая могла привести к разрушению ДНК вследствие нагрева.

В начале декабря 2004 г. Т. Джейкоб извлек большинство останков из хранилища в национальном исследовательском центре археологии в Джакарте с разрешения только одного из руководителей проекта, и скрывал их в течение 3 месяцев. Некоторые ученые выражали обеспокоенность по поводу того, что важные научные свидетельства будут присвоены небольшой группой исследователей, которые не будут ни допускать к ним других ученых, ни публиковать результаты собственных исследований. Джейкоб возвратил останки 23 февраля 2005 г., однако к ужасу своих коллег, часть из них была серьезно повреждена, а 2 кости ног вообще отсутствовали.

Джейкоб отрицал свою вину, утверждая, что повреждения были причинены во время транспортировки из Джокьякарты в Джакарту. Однако по отчетам других ученых характер повреждений совершенно иной - физические свидетельства говорят о разрушении образцов во время изготовления отливок. Например, одна из челюстей была сломана, а затем склеена, причем части были собраны под неправильным углом.

В 2005 г. индонезийские власти закрыли доступ в пещеру. Некоторые СМИ (например, BBC) распространили мнение, что причиной этого запрета стала попытка защитить Джейкоба, который был провозглашен «индонезийским королем палеоантропологии», от доказательств его неправоты. Доступ в пещеру вновь был разрешен в 2007 г., вскоре после смерти Джейкоба.

Уже в 2013 году американские ученые, создавшие модель тела Homo floresiensis, опровергли гипотезу о том, что останки человека флоресского соответствуют останкам современного человека, страдавшего микроцефалией.

«Мне сложно поверить в то, что результатом эволюционных изменений мог стать менее экономичный способ передвижения, - отвечает оппонентам участник исследования Уильям Джангерс (William Jungers).

Как известно, животному, которое перемещается на двух конечностях, выгодно иметь длинные ноги. Мы считаем, что короткие кости человека флоресского - это примитивные черты, сохранившиеся с давних времен». Полная версия отчета ученых опубликована в журнале Significance.

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

21 сентября исполнилось 80 лет одной из самых удивительных сказок, ставшей неотъемлемой частью английского культурного наследия. Дж. Р. Р. Толкина – любимая история миллионов детей и взрослых по всему миру. Эти удивительные существа стали достоянием английского фольклора, такой же, как гномы в Германии или тролли в Скандинавии. Огромное количество людей даже не подозревают, что хоббиты были попросту придуманы Толкином, предполагая, что они ворвались в его произведения прямо со страниц древних легенд. Не важно, читали ли они книги Толкина, смотрели или нет фильмы Питера Джексона, любой может воссоздать в своем воображении типичный облик хоббита.

В мире, созданном писателем, они были человекоподобными существами, размером от двух до четырех футов (1 фут -30,48 см) в высоту, живущими в вырытых ими уютных норах. Обладатели длинных пальцев, сытых и жизнерадостных лиц, кудрявых каштановых волос и необычных, несоразмерных с ростом, больших, огрубелых волосатых ступней. Простые, бесхитростные и консервативные люди, как подчеркивал Толкин. К излишествам, которые они себе позволяли, можно отнести любовь к ярким одеждам и обязательному шестикратному питанию в день. Особой страстью хоббитов считается мастерство курения трубочного табака, которое они считают своим вкладом в культуру мира. Но откуда взялись хоббиты, и были ли они исключительно творением Толкина?

История о том, как писатель придумал Хоббитов – общеизвестна. Толкин вспоминал, как в 1930-х годах проверял экзаменационные работы студентов, и, перевернув страницу одной из них, обнаружил, что тот «милостиво оставил следующую незаполненной (что более приятное может случиться с экзаменатором?), а я написал на ней: «В норе в земле жил хоббит». Имена и названия всегда рождают историю в моем воображении. В конце концов, я решил, что следует лучше узнать, что такое хоббиты». Однако, тщательные исследования, проведенные после смерти профессора, выявило, что обозначение «хоббиты» предваряло его творческое развитие, хотя и с несколько другим смыслом. Это обозначение встречается лишь однажды в публикации под названием «Денхемские трактаты», серии работ по фольклору, датируемой 1840-ми годами. Хоббиты появляются во втором томе, в списке сверхъестественных существ и описываются как разновидность духов. Можно с уверенностью говорить о том, что Толкин читал «Денхемские трактаты», но это мимолетное упоминание хоббитов вряд ли стало источником вдохновения для профессора, тем более что хоббиты Толкина – отнюдь не духи. Напротив, они трепетно привязаны к своей земле, и к собственному дому. Они настолько материальны, что магии в них или очень мало, или нет вовсе.

Современники писателя выдвинули предположение о близости хоббитов к кроликам, во всяком случае, их названия звучат так похоже (Hobbit и rabbit) , но Толкин добродушно отверг это предположение. Однако оно имело под собой веские основания. Так, тролли, захватившие Бильбо, называют его кроликом. Орел, несущий Бильбо, тоже прибегает к этому сравнению: «Вам не следует пугаться, как кролику, даже если похожи на оного». Да и Торин трясет его, как кролика. Кролик – необычное слово для английского языка. В отличие от большинства других млекопитающих, таких как зайцы, ласки, барсуки, выдры или мыши, они не имеют древнеанглийского или древнескандинавского аналога названия. Причиной тому стал тот факт, что кролики появились в Англии лишь в 13-ом веке. Их завезли сюда для разведения ради меха, и, позже они просочились в дикую природу, став сначала привычными представителями английской фауны, а затем и английского фольклора.

С другой стороны, хоббиты чрезвычайно анахроничный народец Средиземья. Толкин подчеркивает, что хоббит больше всего ценит тишь и благодать, чтобы шума было поменьше, а зелени побольше. Тем не менее, в Бильбо легко угадывается англичанин, причем, с большой вероятностью, викторианской эпохи. Его дом вполне соответствует дому зажиточного англичанина той поры, учитывая содержимое комнат, сундуков, шкафов и подвалов. В придачу, Бильбо курит трубку, читает утренние письма за чашкой чая, принимает характерную пищу в одно и то же заведенное время каждый день. На первый взгляд, он, как и другие хоббиты, никак не вписывается в мир гномов, эльфов, драконов, троллей, волшебников и прочих обитателей Средиземья. Однако, именно его анахронизм и приверженность традициям позволяют Бильбо, а позже и Фродо, решать сложные проблемы, делая хоббитов универсальными героями. Именно с хоббитами рядовому читателю легче всего себя ассоциировать. Благодаря своей универсальности, они остаются бесконечно современными для любого поколения читателей. Споры вокруг хоббитов не утихают, исследования их происхождения продолжаются и в наши дни. Выдвигаются все новые гипотезы, и каждая имеет право на существование, что, впрочем, никак не влияет на нашу любовь к этим удивительным существам.

Рассказ о хоббите Д.Р.Р. Толкин, как видно из биографии, написал для своих детей. Он не просто сочинил историю как «вечернюю сказку», а использовал все свои способности великолепного литератора, учёного, профессораоксфордского университета. Повесть, в которой главным героем выступает хоббит Бильбо Бэггинс, содержит в себе, как мы видели ранее, часть англо-скандинавской мифологии и щепотку фантазии автора. Так на свет появился Хоббит, маленький человечек с густым волосяным покровом на ступнях, заострёнными ушами и, Толкин отдаёт персонажу частичку себя, с трубкой во рту.

Что же означает «хоббит»? Откуда появилось само слово? Кто является прототипом хоббита Бильбо Бэггинса? Как формируется характер этого персонажа? Какую функцию выполняет в повести образ Бильбо? На эти вопросы мы постараемся ответить в следующей части нашей работы.

Слово «Хоббит», по версии самого Толкина, есть сокращенная форма слова «Holbytlan», то есть «Hole-dwellers» - жители нор; по другим версиям, в нем соединяются слово «rabbit» («кролик») со среднеанглийским словом «hob», которым именовали маленьких волшебных существ, добрых проказников и безобидных воришек, позаимствованных английским фольклором из кельтской традиции. Хоббиты - народ, населяющий север Средиземья (континент, являющийся в мифологическом мире Толкина чем-то вроде прообраза Европы).

Изначальные свойства и привычки хоббитов напоминают о фольклорных маленьких человечках (мохнатые ножки, обостренные зрение и слух, умение бесшумно передвигаться и быстро исчезать), или о комических образах (приземленность, узкий кругозор, консерватизм, здравый смысл). Хоббиты являются как бы «меньшими братьями» человека.

Вот, что пишет автор о хоббитах в начале повести: «Кто такой хоббит? Пожалуй, стоит рассказать о хоббитах подробнее, так как в наше время они стали редкостью и сторонятся Высокого Народа, как они называют нас, людей» . В этом отрывке мы видим, что мир хоббитов противопоставлен миру людей: «В наше время они стали редкостью и сторонятся Высокого Народа…» Таким образом, мы наблюдаем разделение на 2 мира: мир реальный, наш, мир Высокого Народа, и мир Средиземья, мир фантастических существ, где благополучно обитает хоббит Бэггинс.

Мир хоббитов наследует многие черты мира людей, как внешние (описание норы, еда…), так и внутренние (взаимоотношения между хоббитами). Отличие хоббита от человека состоит, прежде всего, в его внешности: «Сами они низкорослый народец, примерно в половину нашего роста и пониже бородатых гномов. Бороды у хоббитов нет. Волшебного в них тоже, в общем-то, ничего нет, если не считать волшебным умение быстро и бесшумно исчезать в тех случаях, когда всякие бестолковые, неуклюжие верзилы, вроде нас с вами, шумом и треском ломятся, как слоны. У хоббитов толстенькое брюшко; одеваются они ярко, преимущественно в зеленое и желтое; башмаков не носят, потому что на ногах у них от природы жесткие кожаные подошвы и густой теплый бурый мех, как и на голове. Только на голове он курчавится. У хоббитов длинные ловкие темные пальцы на руках, добродушные лица; смеются они густым утробным смехом (особенно после обеда, а обедают они, как правило, дважды в день, если получится)» .

Первое, на что стоит обратить внимание: хоббит - это существо, которое «состоит» из человека и кролика. Толкин использовал прием, хорошо известный в мифологии, где часто встречаются существа, соединяющие в себе человека и животное, например, кентавр.

Как видим, и в описании внешности героя также представлено авторское двоемирие. Хоббит сравнивается с «бородатыми гномами» - представителями ирреального мира - и с «неуклюжими верзилами» - людьми. Чувствуется, что автор более благоволит миру хоббитов и гномов, чем миру, в котором живет сам. Сравним: «всякие бестолковые, неуклюжие верзилы, вроде нас с вами, с шумом и треском ломятся, как слоны» и «У хоббитов длинные ловкие темные пальцы на руках, добродушные лица»; «У хоббитов толстенькое брюшко» - использование уменьшительно-ласкательных суффиксов говорит о добром авторском отношении к персонажу.

По ходу действия эпопеи раскрывается аллегорический смысл «невеликости» хоббитов: в обыкновенном и дюжинном содержатся начатки великих дел; почва большой истории - повседневность и быт. «Почвенность» хоббитов - ключ к их характеру, будничные качества которого способны к удивительным превращениям: скромность - в самопожертвование, здравый смысл - в героическую находчивость, оптимизм и жизнелюбие - в стойкость и мужество.

В слабости хоббитов (приземленности и бытовой ограниченности) - их сила («Хоббиты цепко держатся за этот мир»; «обеими ногами стоят на земле»; «То они мягче масла, то вдруг жестче старых древесных корней»; «Доля отваги, доля мудрости, сочетающиеся в меру» - так о них говорят маг Гэндальф, хозяин леса Том Бомбадил и гном Торин) .

Толкин, умышленно, создал хоббитов маленькими, чтобы «выявить в существах физически более чем слабых поразительный и неожиданный героизм обыкновенного человека в крайних обстоятельствах» .