С кем сражалась годзилла. «Годзилла, Минилла, Габара: Атака всех монстров»


Мы начинаем новую рубрику «Персонаж», в которой будем рассказывать о реальных фактах из жизни нереальных персонажей мира кино и компьютерных игр.

Шестьдесят лет назад вследствие испытаний водородной бомбы на землю ступил исполин невиданных доселе размеров. Заставив вздрогнуть самую хладнокровную нацию в мире, Гнев Природы нанёс свой сокрушительный удар, разрушая Японию и заставляя человечество задуматься о последствиях своих действий. Как водится, человечество так ничего и не осознало, и обитатель доисторической эпохи ещё не раз будет разбужен. Имя ему Годзилла — Король Монстров.

Первое появление ужасного динозавра-мутанта свершилось в далёком 1954-ом году, когда на экраны вышел фильм «Годзилла» (в Японии монстра зовут Годзира). Имя монстру дали не абы как, оно состоит из двух слов: Горира (Горилла) и Кудзира (Кит). Ни на первого, ни на второго монстр похож не был изначально, а чем-то напоминал (и напоминает) реально существовавшего динозавра — стегозавра. Хотя как любитель палеонтологии могу заверить, и тут сходство небольшое- маленькая голова, гребень на спине и наличие второго «мозга» в области таза. Кроме того, стегозавр передвигался на четырёх ногах, а наш древний ящер гордо вышагивает на двух. Но мы отвлеклись… Весь секрет имени монстра в том, что такое прозвище носил один из работников студии Toho, которая и выпускала фильмы о ящере. Итак, Годзилла не кит, не примат и в киностудии не работал. Так кто же он?

Галерея Годзилл

Существ его типа в Японии называют Кайдзю, что в переводе означает «Странный зверь». Есть целая отрасль кинопроизводства, выпускающая Кайдзю-фильмы. Из самых крайних представителей можно отметить «Тихоокеанский рубеж», «Монстро», и «Годзилла» 2014-го года. По сюжету первой картины, Годзилла — выживший динозавр, пребывавший веками в спячке на дне океана. Испытания водородной бомбы не только пробудили страшное создание, но и повлекли за собой его мутацию. Вследствие чего Годзилла достиг в росте 100-метровой отметки (в фильме 2014-го года — это рекордная отметка. В целом, рост менялся в каждом фильме), стал питаться радиацией и научился конденсировать в спинном гребне разрушительную энергию, которую высвобождал, стреляя изо рта лучом огромной мощности — Атомном Дыханием.

Его агрессия по отношению к Японии не совсем понятна, но учитывая, что Годзилла — динозавр-мутант, разбуженый после многовековой спячки, — вполне обоснована. Я тоже нервничаю и ору когда не высплюсь.

Кстати, о крике. В 1954-ом году впервые прозвучал и впоследствии стал одной из коронных «фишек» крик Годзиллы. Кошачий визг, плач ребёнка, скрип металла — что только не слышали зрители в этом душераздирающем призыве к битве или победном кличе. Но на самом деле, всё оказалось куда проще. «Крик» провоцировался струнным инструментом, вроде контрабаса, когда некто проводил по струнам рукой в кожаной перчатке.

Фильмы о Годзилле делятся на три эпохи:

Сёва (1954-1975)

В этой эпохе можно отметить четыре фильма: первые три и мега-кроссовер.

Годзилла (1954 год)

Мрачнейшее, суровое первое появление Годзиллы хоть и было в чёрно-белом варианте, но содержало много острых моментов, драму и проводило трагичную аналогию с ядерным оружием. Фильм стал классикой и дал начало бессмертной франшизе.

Годзилла снова нападает (1955 год)

Второй приметен тем, что создал схему Кайдзю-фильмов: противостояние двух монстров. У Годзиллы появился враг, и противоборство с ним сулит разрушение городов. Также во втором фильме появилась «пасхалка» — разрушение пагоды. В дальнейшем её будут разрушать чуть ли не в каждом фильме.

Кинг-Конг против Годзиллы (1962 год)

Да! Два величайших монстра киновселенной встречались в одном фильме! Но чтобы Король Конг не был сожран Королём Монстров, ему пришлось сделать прокачку. Изначально рост Кинг-Конга всего восемь метров. Это исправили, подкормив Конга до размеров Годзиллы.

Далее пошла череда фильмов, которая, как правило, называлась «Годзилла против…» или «… против Годзиллы». На место троеточия вставлялось имя очередного соперника, малознакомого у нас, но очень популярного в Японии. Та же Мотра (гигантская бабочка, божественный защитник земли) имела свою серию фильмов ещё до встречи с древним ящером. Большинство фильмов отличается совершенно безумными сюжетами, психоделической подачей картинки и просто бредом больного.

DestroyallMonsters (1968 год)

Шикарнейшее завершение эпохи. Создатели собрали воедино всех монстров, с кем когда-либо сражался Годзилла, и противопоставили этой «Плеяде звёзд», мощнейшего врага — трёхголового Кинг Гидору.

На этом эпоху можно было и завершить, но вышло ещё несколько фильмов, которые оказались посредственными. За их просмотром можно узнать, что Годзилла:

— может смеяться и разговаривать на «языке монстров»;

— очень забавно танцует;

— трогательный отец-одиночка, хотя и раздолбай;

— побывал в космосе;

— умеет летать спиной вперёд в позе эмбриона, используя Атомное Дыхание как двигатель.

Годзиллу играл живой актёр в резиновых костюмах разной степени ужасности. Хотя роль и была эпичной, но являлась невероятно тяжелой. Костюм не предусматривал вентиляции (от духоты и жары внутри актёры падали в обмороки), какого-либо обзорного «окна» (все сцены сыграны практически в слепую), и был довольно тяжёлым и неудобным.

Хэйсэй (1984-1995)

После девяти лет покоя и тишины, Монстр возвращается! Эта эпоха отвергает весь бред умалишённого, отснятый в первой эпохе, оставляя каноничным только самый первый фильм 1954-го года.

Возвращение Годзиллы (1984 год)

Вернув Короля на экран, создатели вернулись и к изначальному положению вещей — Годзилла злой, у него нет соперника, и поэтому надо топтать людишек. Это единственный фильм эпохи, появившийся в американском прокате.

Годзилла против Кинга Гидоры (1991 год)

Фильм интересен тем, что объясняет появление Годзиллы. Кроме того, врагом опять становится Кинг Гидора, который является самым главным соперником Годзиллы. Сюжет выдержан в стиле научной фантастики, с полётами во времени и злыми американцами.

Годзилла против Космического Годзиллы (1994 год)

Классический пример «Злого отражения». Клетки Годзиллы попадают в космос и кристаллизуются в чёрной дыре, откуда впоследствии и вылезает «Злая Копия».

Годзилла против Разрушителя (1995 год)

Заключительный фильм эпохи Хэйсэй и, по сути, не состоявшееся завершение франшизы в целом (хотя студия Toho и не собиралась останавливать производство фильмов серии. Всё дело в маркетинге). Самый ужасный соперник, самые драматичные события и «окончательная» гибель любимого многими гиганта.

В этой эпохе мы узнаем что:

— сердце Годзиллы — этоядерный реактор. Его перегрев привёл Годзиллу к гибели;

— сын Годзиллы чуть не погиб, сражаясь с Разрушителем;

Минилла — сын Годзиллы

— Годзилла в доисторическую эпоху являлся Годзиллазавром, хищным ящером не таких исполинских размеров и не стреляющим. Годзиллазавр — реально существовавший динозавр, но кроме имени ничего общего с киношным воплощением не имеющий. Они не родственники, и Япония может спать спокойно;

— Годзилла уже более поворотлив, но это по прежнему живой актёр в костюме. Спецэффекты стали лучше (для того времени).

В перерыве между эпохами американские жадные люди решили приложить свою лапу к кормушке, и режиссёр Роланд Эммерих снял…

Годзилла (1998 год)

Позорище, заставившее плеваться всех поклонников японской серии. Попытка придать фильму реализма и превратить доисторического «ядерного» ящера в игуану-переростка. В фильме присутствует пафос в огромных количествах, один Жан Рено и много плохих актёров, компьютерный чешуйчатый дрыщ, высиживающий яйца, и толпа велоцирапторов, украденных из «Парка Юрского периода». В Японии фильм провалился, и это более чем очевидно. Эммерих хотел снять продолжение, но студия Toho, к великой радости поклонников, испугавшись этого факта, отобрала права на франшизу. Хотя один плюс в куче сплошных минусов всё же был — фильм послужил толчком к новой эпохе, и возвращение Гнева Природы стало лишь вопросом времени.

Миллениум/Синсэй (1999-2004)

Заключительная на данный момент эпоха японских фильмов о Годзилле. В ответ Голливуду нужно было снять что-то, что покажет истинную мощь Монстра, и будет более серьёзно и устрашающе.

Годзилла: Миллениум (1999 год)

Больше научной фантастики, Годзилла снова антигерой, призванный разрушать и крушить. К тому же у него появилась способность к регенерации. В фильме присутствуют и очередные соперники: Миллениан и Орга.

В целом, эпоха представляет собой уже привычное противостояние знакомых монстров. Улучшилось качество, добавились ужасная компьютерная графика и драматичные моменты. Серия начала «выдыхаться», и её пора было остановить окончательно…

Годзилла: Финальные войны (2004 год)

Со времени выхода первого фильма прошло 50 лет. Достойный возраст, и Королю Монстров пора на покой. Но перед этим нужно выжить в величайшем монстр-побоище со времён DestroyallMonsters! Все самые знаменитые соперники, новые противники и монстры, давно в фильмах не появлявшиеся, сошлись на одном экране. В дань уважения в финале Годзилла не побеждён или убит, а уходит в море со своим сыном на заслуженный отдых.

В этой эпохе мы узнаем что:

— американский «Годзилла» (которого на самом деле зовут просто Зилла) существует, но он — самый слабый соперник Годзиллы настоящего. Проиграл битву за Сидней в кратчайшие сроки, не выдержав одного единственного Атомного выдоха;

— в фильмах этой эпохи очень много отсылок к прошлым фильмам, опять же в дань уважения;

— несмотря на прошедшие 50 лет, Годзиллу всё так же играют живые актёры.

Минули величайшие битвы, и вот уже 10 лет Годзилла пребывает в забвении. Но Король Монстров никогда не будет спать вечно!

Эпоха Legendary? (2014-…)

Годзилла (2014 год)

Перезапуск американской серии студией LegendaryPictures и самое эпическое, на мой взгляд, возвращение Годзиллы. Почти 110 метров роста, 90 тонн массы — воистину ВЕЛИЧАЙШЕЕ ЧУДОВИЩЕ. На этот раз фильм удался. И больше всего он похож на самый первый фильм о Годзилле — ключевая роль дана людям, а Годзилла лишь агрессивное порождение природы. Хотя фильм вобрал и много хорошего со всей серии: есть гигантские соперники, образ Короля Монстров взят из классической серии, а не придуман из головы. И Атомное Дыхание никуда не исчезло. Уже сейчас известно, что идёт работа над продолжением фильма, а это значит, что рождается новая эпоха, и спустя 60 лет — Годзилла жив и готов к охоте!

Сергей Хохлин

P.S. У японского Годзиллы есть своя звезда на Аллее славы в Голливуде.

По кинотеатрам США начало свое шествие новейшее воплощение самого отвратительного чудовища кинематографа. Это первая за последнее десятилетие перезагрузка Годзиллы, а учитывая то, что мы знаем об этой части франшизы о Кайдзю, новая версия выглядит просто потрясающе. Правильнее было бы сказать грандиозно . Участие Брайана Крэнстона в первой своей главной роли после финального эпизода Во все тяжкие пойдет только на пользу фильму.

Но, откровенно говоря, больше всего зрителям не терпится увидеть неукротимое чудовище, которое разрушает мегаполис, разбрасывая небоскребы как зубочистки. И хотя трейлер только дразнит нас мимолетным появлением Годзиллы, теперь мы знаем статистические данные и информацию о визуальных эффектах, используемых для воплощения монстра. Это дает нам более полное представление о том, что на самом деле представляет собой версия ужасающего монстра 2014 года:

Статистические данные о монстре:

Высота :108,2 м Исполинский рост Годзиллы в фильме 2014 года - самое высокое воплощение монстра на экране.

Хвост: 167,74 м Общая длина хвоста с шипами Годзиллы

Объем: 89 724 м3 Общий объем Годзиллы в фильме 2014 г.

Объем: 90 000 тонн Объем воды, которым можно заполнить Годзиллу

Зубы: 53 см Наибольшая ширина клыков Годзиллы

Зубы: 1,07 м Длина от корня до верхушки клыка Годзиллы

Зубы: 60 Количество зубов в пасти Годзиллы

Вопль: 4,83 км Приблизительное расстояние, на которое распространяется вопль Годзиллы. (Звуковые дизайнеры воспроизводили рев Годзиллы из динамика мощностью 100 000 Вт, высотой 3,6 м и шириной 5,5 м, чтобы записать звук в естественных условиях)

Ноги: 17,66 м Общая ширина ног Годзиллы в самом широком месте

Ноги: 18,18 м Длина следа Годзиллы от носка до пятки

Плавники: 89 Спинные плавники покрывают спину Годзиллы от головы до кончика хвоста

Статистика производства:

Визуальные эффекты:

– 4 художника компьютерной графики из Motion Picture Company (MPC) создавали чешую Годзиллы

– 6 месяцев работы художников компьютерной графики MPC над аминированием чешуи Годзиллы в текстуре и деталях.

– 327 Общее количество кадров с визуальными эффектами монстра, которые были созданы MPC для Годзиллы 2014 года

– 762 Количество визуальных эффектов от команды, работающей над Годзиллой

– 960 Общее количество кадров с визуальными эффектами в фильме “Годзилла”

– 360° Полный обзор линии горизонта в Сан-Франциско, снятой с разных углов специалистами по визуальным эффектам и использованной для создания фона трехмерного города в грандиозном финале фильма

– 418 Общее количество кадров с визуальными эффектами, на которых воспроизведены фоновые изображения и окружающая среда, созданных компанией Double Negative для Годзиллы 2014 года

– 500 000 Количество многоугольников, использованных художниками MPC для создания трехмерной модели Годзиллы

– 445 Количество лет, которое понадобилось бы для рендеринга Годзиллы на одном компьютере; художнику MPC пришлось бы начинать работу в 1570 году

Съемка

– 6 Количество городов, в которых снимался фильм

– 7 Общее количество блоков киносъемки при производстве Годзиллы

– 98 Количество съемочных площадок, созданных для фильма художником-постановщиком Оуэном Патерсоном и его командой

– 500 Приблизительное количество сотрудников масштабного кинопроизводства Гарета Эдвардса, занятых в работе над Годзиллой

– 122 м Пролет 2740-метрового моста “Золотые ворота”, построенного на съемочной площадке студии Canadian Motion Picture Park

– 160 млн долл. США Бюджет фильма

Да, этот чешуйчатый левиафан определенно подрос по сравнению с предыдущей Годзиллой. Чтобы подробнее узнать об эволюции этого… мутанта - прочитайте краткую историю о нашем любимом уничтожающем все вокруг ядерном кошмаре , которую написали наши друзья из Motherboard.

09:54 pm - О Годзиллиаде
Стыдно сказать, но при всей своей любви к кинематографу в моем багаже очень много белых пятен, а уж когда дело доходит до классики, это вообще одно большое белое пятно размером с Малайзию. Что говорить, я вот к "Секретным материалам" только недавно приобщился, фильмы же урожая до 1980-го года вообще не смотрю принципиально (впрочем, для одного фильма 1979-го я таки сделал торжественное исключение, но об этом в другой раз).

Сегодня про Годзиллу. Как ни прискорбно, эти залежи прекрасного также остались мною не паханы. И, видимо, напрасно, поскольку скрывают кладезь мудрости, сокрытую одной Древней Восточной Культурой. Ну да, той самой культурой, пик которой - автоматы про продаже использованных частей интимного дамского туалета и полки с порнографическими комиксами в супер-маркетах.

В ранне-подростковом возрасте я, помнится, один раз случайно увидел по тель-авизору отрывок какого-то из фильмов про Годзиллу, видимо это был "Годзилла против Меха-Годзиллы", но ручаться точно не буду. Я еще очень далек от знания классики. Там были забавные резиновые кракозяблы, которые прыгали друг на друга и плевались лучами от фонарика. Как кукольный театр в детском саду, но даже круче. Уже относительно недавно, год или два назад, я, повинуясь зову чувства прекрасного, даже скачал эпохальный "Годзилла против Хедоры" с тем чтобы приобщиться и проникнуться, да. Но приобщения и проникновения не произошло - даже при избыточном количестве пива от первых же сцен нас так заколдобило, что знакомство с классикой пришлось прекратить в спешном, я бы даже сказал - экстренном, порядке. Видимо, что самураю хорошо, то русскому только под водку.

И только сейчас я пытаюсь возобновить свое знакомство с жанром, поскольку за эти годы практически познал дзен и уже не опасаюсь, что соприкосновение с великим наследием оставит неизгладимые следы в моей душе.

Кстати, для тех, кто не в теме - вот вам краткое описание паноптикума монстров из Вселенной Годзиллы. Если вы думаете, что это был театр одного актера, так вот фиг - этих кракозябл там было больше, чем вьетнамских менял на одесском рынке. И все лезли в Японию с упорством гастарбайтеров, да. Я их даже в чем-то понимаю - с такими-то данными... Впрочем, давайте посмотрим конкретику:

Во многих фильмах Годзилла появлялся не один. Его сопровождали разные монстры, с одними он сражался, другие выступали на его стороне, третьи придерживались нейтралитета.

Годзилла. Гигантский прямоходящий ящер (в фильме «Годзилла против Кинга Гидоры» выясняется, что Годзилла - мутировавший динозавр), отдалённо похожий на Спинозавра. Рост: 50 метров (Сёва), 80-100 метров (Хэйсэй), 55-100 метров (Миллениум). Невероятно силён и вынослив, обладает сверхпрочной, почти непробиваемой шкурой, которая по виду похожа на кору дерева. На спине и длинном хвосте - тройной гребень наростов, в которых аккумулируется его энергия. Излучает сильную радиацию. Способен стрелять синим (в некоторых фильмах красным или рыжим) атомным лучом из пасти. Отлично плавает и способен дышать под водой. На руках четыре когтистых пальца, один из которых противопоставленный, это позволяет Годзилле использовать оружие, хватать и даже душить врагов. Кроме того многие особенности строения и способности Годзиллы встречаются лишь в одном-двух фильмах и «забываются» во всех остальных. Например в «Годзилла снова нападает» он ненавидит яркий свет. В «Годзилле против Хэдоры» умеет летать используя для этого тепловой луч. В фильме «Годзилла против МехаГодзиллы 2» выяснится, что у Годзиллы есть второй мозг. Начиная с Хэйсея питается радиацией. Годзилла - это самец, а не самка, несмотря на название.

Атомные лучи! Синие! Из пасти! Черт возьми, мы любим эту макаку эту Годзиллу!

Ангирус (Анкилас) . В фильме 1955 года «Годзилла снова нападает» против главного героя выступил враг - Ангирус, представляющий собой хищную разновидность вымершего динозавра - анкилозавра. В схватке Годзилла покончил с Ангирусом. Передвигается на четырёх лапах, но иногда встаёт на дыбы. Весь покрыт чрезвычайно прочным панцирем, спина покрыта шипами, на носу короткий рог, ещё шесть рогов на голове. Хвост усеян шипами. Рост: 60 метров. Длина: 100 метров. В бою в основном использует зубы. В фильме «Годзилла: финальные войны» Ангирус способен сворачиваться в шипастый шар (разгоняется, подпрыгивает, сворачивается и на большой скорости катится).

Это еще цветочки. Видимо, вдохновение еще черпали из традиционных источников, оттого поначалу кракозябры выходили несколько блеклые. Но это только сперва, дальше пойдут такие тварюки, что бедный Ангриус со страху откусил бы себе хвост и все шесть рогов на голове.

Кинг-Конг . Гигантская горилла. Рост: 45 метров. Сражается в рукопашную и швыряет камни. Разряды электричества придают ему дополнительные силы и способность бить током при прикосновении.

У вас тоже появляется ощущение, что Джексон - отстой? После этого видения японских режиссеров на его большую мартышку, которая, стыдно сказать, даже током бить не умеет, никто и бесплатно не пойдет.

Мотра (Мосура) . Гигантская бабочка или мотылёк. Длина: 65 метров, размах крыльев: 135 метров. Выступает как хранительница планеты Земля. Живёт на острове скрытом Инфант. Может летать в космическом пространстве (В фильмах эпохи Хэйсэй), стреляет лучами из усиков (Хэйсэй), выпускает желтую ядовитую пыльцу (Если вся пыльца закончится, Мотра не сможет летать.), может поднимать сильный ветер взмахами крыльев. Может нейтрализовать тепловой луч Годзиллы (Хэйсэй). Может лечить других монстров, жертвуя своей энергией (Хэйсэй). В каждом фильме Мотру сопровождают две крохотные феи, названные «Космосом Земли», они понимают язык монстров (Шова) и могут призывать Мотру своим пением, а также способны превращаться в маленькую Мотру (Хэйсэй) и владеют телекинезом. В некоторых лентах появляется яйцо Мотры, из которого вылупляются личинки. Их единственное оружие - крепкие челюсти, выпускающие шелк (для кокона), а излюбленный приём - укусить Годзиллу за кончик хвоста. Один из трёх монстров-хранителей (Эта Мотра стреляет маленькими колючками).

Спонсор Мотры - как раз дошедший в те годы до Японии LSD. Love and Peace, Мотра!

Кинг-Гидора (Король Гидора, Кинг Гидра) . Космическое чудовище, уничтожившее цивилизацию Марса. Жители планеты Икс зовут его Монстр Зеро (Годзилла - Монстр-1, Родан - Монстр-2). В фильмах эпохи Хэйсэй другая версия происхождения этого монстра. Согласно ей Король Гидора - это результат ядерных испытаний 1954-го года. Огромный крылатый дракон с золотистой чешуей. У Гидоры три рогатые головы на длинных шеях и три хвоста. Способен летать в космическом пространстве. Атакует в основном тепловыми лучами (молниями) из пастей, в ближнем бою использует зубы. Другие приёмы: может создавать крыльями разрушительные волны при полете, поднимает противника на огромную высоту и сбрасывает вниз, зависает над лежачим противником и топчет его лапами, обвивает горло врага своей длинной шеей и душит. Как правило нападает на Землю не по своей воле, а находясь под контролем различных пришельцев. Без постороннего контроля достаточно умен, чтобы сбежать, если поражение неизбежно. Один из постоянных врагов Годзиллы.

Тут даже я проникся. Экая, понимаешь, знатная зверюга. И лапами тебе душит и, обратно, тепловые лучи пускает. Правда, несамостоятельная какая-то что ли, но это мелочи.

Родан (Радон) . Появился на свет после облучения птеранодона радиацией. Рост: 50(Шова)/70(Хэйсэй) метров. Размах крыльев: 120-150(Сёва)/120(Хэйсэй) метров. Его оружие: крепкий острый клюв, радиоактивный тепловой луч (Хэйсэй). Крыльями может так же как и Король Гидора, создавать разрушительные волны при полете (всё рушится в месте, над которым пролетает Родан) а также поднимать сильный ветер. Может поднимать в воздух тяжелые грузы (Годзиллу). «Энергия Родана» - Родан рассыпается, превращаясь в облако порошка, которое полностью исцеляет Годзиллу и усиливает его тепловой луч.

В то время еще не было Покемонов, оттого радиацией облучали всяких найденных в кустах птеранодонов, и это, пожалуй, хорошо. Иначе последствия могли бы быть куда серьезнее. Кстати, исцеляющее облако порошка намекает нам на источник вдохновения. Правда, чтобы придумать нечто подобное надо употребить много, очень много родановского порошка.

Горозавр . Гигантский динозавр-теропод. Похож на тираннозавра. Рост: 35 метров. Хорошо копает и прыгает.

Доисторический молдавский монстр - хорошо копает от рождения. Токио в панике - загадочная зверюга за два дня выложила весь город дешевым кафелем!

Манда. Подводный дракон. Выглядит как гигантская змея с лапами.

Можно не комментировать. Прекрасно и в исходном виде.

Хэдора. Другое название - Смог-монстр. Гигантский красноглазый слизняк, предположительно инопланетного происхождения. Тело Хэдоры состоит из промышленных отходов. Очень ядовит и живуч. Питается заводским дымом и грязью, от чего увеличивается в размерах и эволюционирует. В начале это маленький безобидный головастик. Затем он вырастает до гигантских размеров. Появляются конечности и головастик превращается в «лягушку». На этой стадии Хэдора может выходить на сушу, немножко умеет летать, а также плюётся высокотоксичной грязью. «Накурившись» дыма из заводских труб Хэдора превращается в подобие летающей тарелки. Он быстро летает и в полёте постоянно испускает едкий дым и пары серной кислоты, поэтому растворяет людей до скелетов и разъедает металл, просто пролетев рядом. Способен поднимать большие грузы (Годзиллу). Вскоре приобретает способность испускать очень мощный красный луч из глаз (Одно попадание валит Годзиллу с ног). Попав по земле, луч непостижимым образом создаёт завесу ядовитого дыма. Следующая стадия - нечто прямоходящее. На этой стадии Хэдора на голову выше Годзиллы. Сохраняются все виды оружия с предыдущих стадий. Способен трансформироваться обратно в «летающую тарелку». Следующие стадии неизвестны. Из-за своего состава Хэдора практически неуязвим (Все удары просто проходят сквозь него не причиняя особого вреда). Единственное слабое место - уязвимость к сильному воздействию электричеством, которое иссушает грязь Хэдоры.

Вы еще сомневаетесь в великом будущем японского кинематографа? Тогда Хэдора уже летит к вам! Кстати, есть мнение, что когда Хэдора-папа и Хэдора-мама встретились с целью воспроизводства себе подобных на радость простым японцам, на утро ученые уважительно хлопали смущенного Хэдору-папу по плечу и говорили: "Смог? Ну ты монстр!". Оттуда, собственно, и пошло - "Смог-монстр". Впрочем, Хэдора этого своего псевдонима не любил и очень стеснялся, предпочитая работать под девичьей фамилией.

Гайган (Гиган) . Рост: 65 метров. Киборг, сконструированный инопланетной расой для захвата Земли. Прямоходящий, на спине 3 «плавника», металлическая голова с крючкообразным рогом, клювом и жвалами, красный глаз. Вооружение: огромные металлические крюки на передних конечностях (другой вариант - бензопилы (Шинсей)), циркулярная пила в брюхе, лазерный луч (Шинсей), гарпуны (Шинсей). Умеет летать.

Внутри, как водится, обычный японский школьник инопланетной расы.

Гайра. Похож на гигантскую гориллу. Рост: 25 метров.

Видимо, кавайного Кинг-Конг побила устойчивая к электрическому току моль. Разумеется, тоже радиоактивная, как иначе.

Джет-Ягуар. Человекообразный робот, сконструированный мастером по имени Горо. Умеет увеличиваться в размерах, летать и даже петь.

Вот это "и даже петь" меня окончательно добило. Как хорошо, что в те годы творцы не задумывались о совместном индийско-японском кино, иначе, как пить дать, оно бы еще и танцевало. На руинах японских городов, разумеется.

Кинг Сизар (Король Сизар) . Хранитель Земли. Прямоходящий хвостатый красноглазый монстр, отдалённо похожий на собаку. Кожа чешуйчатая, местами покрыта шерстью. Любимый приём - удар головой с разбега. Способен отражать лазерный луч МехаГодзиллы («Ловит» луч одним глазом и тут же выстреливает из другого).

Все быстротечно, вот и эпоха LSD пошла на убыль, в моду вошли синтетические музы

Мехагодзилла 1 (Сёва) . Механическое подобие Годзиллы. Этот робот создан расой пришельцев из вселенной «Чёрная дыра», чтобы уничтожить Годзиллу и захватить мир. Сделан из космического титана. Вначале был покрыт кожей и внешне неотличим от Годзиллы. Оружие: разноцветные лазерные лучи из глаз, оранжевый тепловой луч из пасти, электрический луч из груди, ракеты из пальцев. Также имеются пушки в ноздрях (судя по постеру это огнемёты) и на коленях, в фильме они так и не были использованы. Может создавать вокруг себя защитное поле. Управляется дистанционно. Может летать.

Вот это я понимаю, ответственно подошли к делу. Правда, изрыгатель "атомного луча" отчего-то забыли прикрутить. Я так думаю, во Вселенной "Черная дыра" царствуют откаты и распилы, а также банальное очковтирательство .

И как противовес ему - наш исконный русский Афонямышъ - радиоактивный клопъ, набравшийся вредных излучений от фонящего ядерного реактора Емелиной самоходной печки. В боевых действиях участия не принимал, спился в глубинке, замучанный еврейским кагалом .

Биолланте (Биолант, Биоланта, Розозавр) . Чудовище, получившееся в результате скрещивания клеток Годзиллы и розы. Существует в двух формах. Первая Выглядит как гигантское растение с толстым стеблем и цветком розы наверху. Вторая форма, появившаяся после смерти, обзавелась громадной зубастой пастью, похожей на крокодилью, и четырьми конечностями-корнями, позволяющими передвигаться. Оружие: ядовитый токсичный сок, многочисленные стебли-щупальца, которыми Биолланте оплетает противника и ранит его, стебли-щупальца с хищными пастями на концах (щупальца легко уничтожить, но отрастают новые). Довольно уязвим, однако живуч. Биолланте нельзя убить, после смерти его тело превращается в облако пыльцы, которое тут же улетает. По прошествии времени это облако вновь превращается в Биолланте. У Биоланте человеческая душа.

Мы не будем задаваться вопросом, при каких обстоятельствах произошло скрещение клеток Годзиллы и розы. В конце-концов у каждого из нас могут быть свои вкусы и пристрастия, а уж если бы вы были гигантским ящером с атомным лучом в пасти - уверяю, возможны и куда более интересные варианты .

Дора (Дорат) . Домашний любимец из будущего, созданный с помощью генной инженерии. Небольшая хвостатая летучая мышь с ушками, похожими на кошачьи. Безобидное дружелюбное существо. Под мощным воздействием радиации три Доры срослись в одно существо, сильно мутировали и увеличились в размерах, превратившись таким образом в Кинга Гидору.

А потом из будущего прилетел Джигурда, и три Джигурды срослись в одно целое, после чего шустрые японские ученые и его быстро обработали радиацией, получив на выходе смертоносного и великого Кинг-Джигурду! Ох, это меня уже заносит. Вот что значит - влияние классики!

Годзиллазавр(Динозавр) - крупный динозавр-теропод. Собственно это Годзилла до облучения радиацией. Внешне напоминает Годзиллу, но гораздо меньше и пропорции тела другие. Отсутствует тепловой луч. Уязвим для крупнокалиберного оружия. Рост: 12 метров.

Наглядно видно, как теплое ламповое излучение вкусной радиации делает из ничем не примечательных существ поработителей мира. Что ж, мы будем надеяться, что "Фукусима-1" воплотит в жизнь фантазии сразу многих поколений японцев.

Меха-Кинг-Гидора(Меха-Король Гидора) . Киборг созданный пришельцами из будущего из побеждённого Годзиллой Короля Гидоры. Потерянная в схватке средняя голова заменена на механическую, повреждённые крылья также заменены металлическими, корпус и ноги защищены бронёй. Управляется сидящим внутри пилотом. Оружие: тепловые (электрический?) лучи из пастей как и у обычного Короля Гидоры, выстреливающиеся из туловища тросы с клешнями-захватами на концах, через которые (тросы) подаётся сильный ток, большая клешня, выдвигающаяся из середины туловища, используется для захвата противника.

Неслабый апгрейд. Но они опять, опять забыли про Атомный Луч! Жаль тут не случилось Купцова - тот бы быстро накатал "Странную историю Годзиллы", в которой со свойственной ему убедительностью доказал бы, что Меха-Кинг-Гидора была изначально пораженческим оружием, разработанным хорошо законспирированной группой саботажников с целью проигрыша в грядущей войне.

Баттра. Гигантская бабочка, антипод Мотры. Также ее называют Чёрная Мотра. Способна дышать под водой и переносить очень высокую температуру (лава). В состоянии личинки: хорошо плавает, способна передвигаться, находясь в вертикальном положении. Умеет ползать под землей. На голове два «бивня» и один рог на лбу. Может выпускать фиолетовые лучи из глаз и оранжевый луч из рога. В отличие от Мотры, не умеет выпускать шелк, и в бабочку превращается без окукливания. В состоянии бабочки: На голове 3 небольших светящихся рога, вертикальная пасть с «зубами», лапки развиты лучше чем у Мотры. Умеет летать в космическом пространстве, может поднимать тяжелые грузы, стреляет фиолетовыми лучами из глаз. Пыльцу не использует.

Все плохо - порошок не возят, дичка не родит, барыги разбавляют - где, спрашивается, набраться вдохновения ваятелю нетленки?.. Видимо, есть и запасной вариант - склад крысиного яда. Уж не знаю, курят ли его или употребляют вовнутрь каким-нибудь другим способом, но эффект от него превосходный. Черная Мотра форева!

Малыш Годзилла. Появился из яйца динозавра, отложенного миллионы лет назад на необитаемом острове. Эмбрион яйца в результате пребывания рядом со свалкой ядерных отходов, мутировал в Годзиллозавра. Очень дружелюбен. Когда напуган, глаза становятся красными.

Нет, все-таки радиация у японцев - это какой-то фетиш. Ну, в историческом плане оно, конечно, понятно, у любой культуры возникло бы нежное отношение к этому интересному явлению, но тут просто сам Резерфорд бы зарыдал и закричал "Верю! Верю!".

Мехагодзилла 2(Меха-Годзилла) (Хэйсэй). Разработан и сконструирован японскими учеными для борьбы с Годзиллой. Как и в лентах семидесятых годов, это боевой робот ростом с Годзиллу, точно повторяющий его внешний облик. Оружие Мехагодзиллы-2: лазерные лучи из глаз, тепловой луч (как у Годзиллы) из пасти, мощная плазменная пушка на животе, плазменные гранаты, парализующие ракеты, электрошоковые гарпуны, джи-крашер (усиленные электрошоковые гарпуны, созданные для уничтожения второго мозга Годзиллы), защитное покрытие из искусственного алмаза, отражающее тепловой луч Годзиллы. Может летать. Объединившись с Гарудой, превращается в СуперМехаГодзиллу. Управляется пилотами, кабина которых находится внутри робота.

Про то, как именно Мехагодзилла-2 объединяется с Гарудой - смотрите на ночном канале. Да, и не пытайтесь повторить этого дома.

СпэйсГодзилла.(Космический Годзилла) Появился из клеток Годзиллы, занесённых в глубокий космос Биолланте или Мотрой. Клетки были поглощены чёрной и вытолкнуты белой дырами, после чего быстро разрослись и эволюционировали, поглощая кристаллические организмы и их энергию. Внешне Космический Годзилла похож на земного, «короной» из кристаллов и кристаллическими шипами. На плечах энергетические кристаллы, которые подпитывают выкачивают энергию из наземных кристаллов и подпитывают ей СпейсГодзиллу. Способен летать (в том числе в космосе), при этом на спине появляется огромный шипастый кристаллический панцирь, который может испускать маленькие фиолетовые молнии. Стреляет такими же молниями из плечевых кристаллов. Может левитировать и без трансформации, но недалеко и гораздо медленнее. Владеет мощным телекинезом: зелёные волны либо жёлто-зелёные лучи из плечевых кристаллов. Стреляет красным лучом изо рта (мощность зависит от полученной энергии). Бьёт фиолетовыми молниями из ладоней при прикосновении. Способен ненадолго создавать перед собой щит из кристаллов. Умеет создавать электромагнитный заслон (выводит из строя электронику). Создаёт кристаллы на земле, от которых подпитывается энергией, также может использовать их в качестве клетки или запускать во врага как ракеты. Может создавать разрушительные волны при полёте (как Родан). Кроме того может драться хвостом с шипами на конце, однако предпочитает обстреливать противников.

Чума и ураган. Я даже половины этого представить не могу, а тут эвон оно как...

По-моему, это прекрасно. В некоторых местах я буквально рыдал от переполнявших душу эмоций. И, кстати, у меня не осталось сомнений относительно причин недавнего землетрясения в Японщине. Это пробудились Мотры силы природы, тщась восстановить баланс прекрасного на этой планете, который немало пошатнули японские режиссеры.

Я же собираюсь посмотреть на этой неделе "Годзилла: Финальные войны". Не потому, что у меня какое-то особенное отношение именно к этому фильму (кажется, я уже люблю их все), просто там, если верить материалам, наибольшее сосредоточение всех чудищ из всех фильмов. Ну, типа как капустник, только с Атомными Лучами, Адом и Израилем.

Вот вам пара благодатных кадров оттуда:

Обратите внимание на лютую реалистичность и покоряющую достоверность - такое доступно только самой технически-продвинутой нации мира в 2004-м, между прочим, году. Есть мнение, что Кэмерон, носившийся тогда со своим "Аватаром", увидев этот фильм, рыдал как девчонка, клялся уйти из кинематографа и разбить любимую камеру, но лишь друзья и близкие удержали его на этом тернистом пути.

Что ж, эта пятница покажет, что сильнее - воля и разум или же культурное наследие прошлого. Но, между нами, ставки я делать опасаюсь...

Годзилла - японский монстр, в прямом и переносном смысле разбуженный американцами: предтечей первого фильма послужила кинолента «Чудовище с глубины 20 000 саженей» (США, 1953), снятая по мотивам рассказа Рэя Брэдбери. В этом фильме, как и в первом «Годзилле», чудовище оживает в результате испытаний ядерного оружия. Надо ли говорить, что послевоенная Япония была особенно чувствительна к атомной теме. А в марте 1954 года 23 японских рыбака получили большие дозы облучения, случайно заплыв в район испытания американской водородной бомбы. Именно этот случай, имевший широкий резонанс, и послужил толчком к созданию первого «Годзиллы», который вышел на экраны ровно через девять месяцев после злополучных испытаний.

Все, что нужно знать о Годзилле, за 10 секунд

1954
«Годзилла»

Доисторический ящер Годзилла возродился после испытания водородной бомбы. Он излучает радиацию, испускает из пасти атомные лучи и крушит все на своем пути. Оружие против него бессильно. В конце концов, изобретатель загадочного разрушительного вещества, жертвуя собой, спускается в пучину и уничтожает монстра.

С одной стороны, Годзилла стал для японцев символом разрушительных сил, которые намеренно или невольно высвобождает человечество. С другой, Годзилла олицетворяет и грозные силы природы, от которых Япония страдает испокон веков .

1955
«Годзилла снова нападает»

Уже во втором фильме мы видим типичную в дальнейшем формулу «Годзилла против…»: здесь ему противостоит другой гигантский ящер - Ангирус. После победы над ним Годзилла покидает Японию, чтобы через некоторое время появиться где-то на севере, на гористом, покрытом льдом острове. Военная авиация заживо погребла его под лавинами льда .

Первые два фильма, черно-белые ленты 1954 и 1955 годов, были отчетливо связаны с воспоминанием о недавней войне и ядерных бомбардировках. Но постепенно ужасы прошлого отступали, а новая мирная жизнь несла заметный отпечаток американской культуры.

Сцена танцев из фильма «Годзилла снова нападает»

1962
«Кинг-Конг против Годзиллы»

В этом фильме Годзиллу свели с заморским Кинг-Конгом. Отныне продюсеры делают ставку на более широкую аудиторию: одновременно с появлением в кадре цвета фильмы о Годзилле приобретают все более мягкий и развлекательный характер .

1964
«Годзилла против Мотры»

Тайфун выбросил на берег яйцо гигантской бабочки Мотры. Вскоре из моря вышел Годзилла. Затем прилетела и сама Мотра и вступила в битву с ящером, который покусился на ее потомство. В этом поединке Мотра погибает, но ее личинки обездвиживают динозавра клейкой паутиной. В финале поверженный Годзилла падает в океан.

Вселенная Toho густо населена и детально проработана - на студии вышло множество фильмов, посвященных другим гигантским монстрам. Некоторые из них впоследствии стали персонажами годзиллиады: Родан, Мотра, Манда, Варан и т.д. Иные, наоборот, сначала появлялись в фильмах про Годзиллу, а потом дорастали до сольных ролей.

1964
«Гидора, трехголовый монстр»

Начиная с этого фильма японская эпопея об атомном динозавре обогащается рефлексией на тему вступления человечества в космическую эру. Здесь Годзилла впервые выступает в отчетливо положительной роли, спасая Землю от инопланетного трехглавого дракона Гидоры, который, уничтожив Венеру, прибыл на нашу планету. Здесь же впервые складывается альянс земных монстров, противостоящий пришельцу: Годзилла, Родан и Мотра (личинка).

1965
«Годзилла против Монстра Зеро»

Часть действия происходит в космосе: астронавты отправляются на Планету Х, где обнаруживают развитую цивилизацию, которая просит их одолжить земных монстров Годзиллу и Родана якобы для борьбы с местным Монстром Зеро (Кингом Гидорой). Земляне, привлеченные обещанным лекарством против рака, соглашаются.

1966
«Годзилла против морского монстра»

В разгар холодной войны Годзилла сражается с коммунистами. Он просыпается на острове, где находится база террористической организации «Красный бамбук». Террористам повинуется другой монстр: гигантская креветка Эбира, с которой, разумеется, Годзилле предстоит сразиться.

1967
«Сын Годзиллы»

Действие разворачивается на некоем удаленном острове. Годзилла защищает внезапно обретенного сына от прочих монстров и обучает его годзилльским навыкам. В результате эксперимента ученых остров покрывается тоннами снега и льда. Годзилла и Минилла (сын) впадают в спячку.

1968
«Уничтожить всех монстров»

Действие разворачивается в будущем: 1999 год. Все земные монстры, включая Годзиллу, живут на выделенном для них острове-заповеднике, где их охраняют и изучают. Однако коварные инопланетяне зомбируют монстров и направляют на разрушение крупнейших городов мира. В конце концов монстры освобождаются из-под контроля, а японским астронавтам удается уничтожить пришельцев их же оружием.

1969
«Годзилла, Минилла, Габара: Атака всех монстров»

Этот самый детский фильм эпопеи. И главный герой тут не Годзилла, а младшеклассник Итиро Мики. Он живет в двух мирах - реальном и мире фантазий, населенном монстрами. В конце концов, те знания, которые Итиро получил от монстров в своих снах, помогают мальчику избавиться от страхов и трудностей реальной жизни.

1971
«Годзилла против Хэдоры»

В 1971 году был основан Greenpeace. И в новом фильме о Годзилле, в соответствии с духом времени, звучит экологическая тема. Микроскопический пришелец Хэдора, питаясь земными отходами, вырос в огромного и ядовитого морского монстра. Ему противостоит Годзилла. Слабость Хэдоры в том, что он не может обходиться без воды. Люди с помощью Годзиллы побеждают Хэдору, высушив его.

Пришелец из далекой туманности в созвездии Ориона, Хэдора попал на Землю с пролетавшей мимо кометы. Способен стрелять кислотой, имеет иммунитет к радиации и атомным лучам Годзиллы

1972
«Годзилла против Гайгана»

Пришельцы с умирающей планеты хотят завоевать Землю. Они готовят пришествие космического киборга Гайгана и дракона Кинга Гидоры, которые уничтожат человечество. Но земные монстры Годзилла и Ангирус чуют неладное.

1973
«Годзилла против Мегалона»

Жители подводной цивилизации Ситопии, встревоженные ядерными испытаниями в океане, посылают на поверхность своего насекомоподобного бога Мегалона, чтобы уничтожить человечество. Годзилла и человекоподобный робот Джет Ягуар вступают в бой с Мегалоном, а также с прибывшим ему на подмогу космическим киборгом Гайганом.

1974
«Годзилла против Мехагодзиллы»

Из кратера Фудзиямы выходит монстр, которого поначалу принимают за Годзиллу. Но он убивает давнего союзника Годзиллы Ангируса и разрушает все на своем пути, сея панику. Вскоре появляется настоящий Годзилла. Оказывается, самозванец - это замаскированный робот Мехагодзилла, созданный расой обезьяноподобных пришельцев. Основная битва происходит на Окинаве, где Годзилле помогает пробудившееся древнее божество - Кинг Сизар.

Годзиллоподобный робот оказался идеальным противником для олицетворяющего мощь природы Годзиллы. В дальнейшем им придется встретиться еще не раз.

1975
«Террор Мехагодзиллы»

Тут снова появляется Мехагодзиллла, а также Титанозавр (мало похожий на реального существовавшего динозавра с таким же именем) - их обоих используют все те же обезьяноподобные пришельцы для порабощения человечества. В результате провала этого фильма в японском прокате Годзилла почти на девять лет ушел в неоплачиваемый отпуск.

Мехагодзилла за работой

Как менялся рост Годзиллы

Вся история Годзиллы традиционно делится на три периода: Сёва (1954–1975), Хэйсэй (1984–1995) и Миллениум (1999–2004). Они разделены не только перерывами в производстве и сменой режиссеров, но и различиями в трактовке образа Годзиллы, в частности его роста.

В фильмах первого периода несколько меняется внешний вид персонажа, но при этом остается неизменным рост и вес монстра: 50 метров и 20 тысяч тонн. На протяжении второго периода рост Годзиллы увеличивается до 80, а потом и до 100 метров. В начале третьего периода характеристики возвращаются к почти первоначальным, но затем от фильма к фильму Годзилла стремительно растет, снова достигая 100 метров в последнем на сей день фильме эпопеи. В третьем периоде облик Годзиллы меняется чаще всего.

1984
«Годзилла»

Перезапуск годзиллиады вернул монстру первоначальную брутальность. Эта кинолента, выпущенная к тридцатилетию франшизы, апеллировала только к событиям самого первого фильма, игнорируя весь наросший позднее контекст. Годзилла в очередной раз разрушает Токио. В финале его заманивают в кратер действующего вулкана.


Несмотря на технический прогресс, во всех японских фильмах роль Годзиллы исполняет человек в костюме, кукла или робот. Но начиная с конца 1980-х компьютерная обработка сделала фильмы более реалистичными.

1989
«Годзилла против Биолланте»

Японский генетик скрестил клетки Годзиллы с розой. Получившийся гибрид вырос до гигантских размеров - теперь это монстр Биолланте. Но и пробудившийся Годзилла также представляет опасность для человечества. Итог схватки: обессиленный Годзилла уходит на дно, а Биолланте вращается вокруг Земли в виде огромной космической розы.

1991
«Годзилла против Кинга Гидоры»

Благодаря козням людей из будущего, путешествующим на машине времени туда-сюда, Японии грозит трехголовый дракон Кинг Гидора. Если бы не Годзилла, человечеству не поздоровилось бы. Но Токио в очередной раз разрушен. И теперь надо как-то остановить Годзиллу. Для этого из будущего присылают киборга Мехагидору. Сцепившись, гиганты уходят на дно. Исход битвы неясен.

1992
«Годзилла против Мотры: Битва за Землю»

Годзилле противостоят две гигантские бабочки: Мотра и Баттра. Мотра - охраняющее Землю божество, а Баттра - злобное порождение доисторических ученых. Некогда, еще до потопа, Мотра победила Баттру. Но теперь они снова пробудились. Баттра напала на Японию. Вскоре прибывают Мотра и Годзилла. Все трое начинают биться друг с другом.

1993
«Годзилла против Мехагодзиллы-2»

Останки Мехагидоры, побежденного два фильма назад, подняты со дна. Из них для продолжения борьбы с Годзиллой построен 120-метровый, управляемый пилотами Мехагодзилла.

1994
«Годзилла против Космического Годзиллы»

Клетки Годзиллы, занесенные в космос, прошли через черную дыру и породили космического монстра, который приближается к Земле. Тем временем в Японии создан огромный боевой робот Могуэра. Его цель - уничтожить Годзиллу. Но у Годзиллы есть другие планы.

1995
«Годзилла против Разрушителя»

Годзилла нападает на Гонконг. Его сердце - это ядерный реактор, который вот-вот взорвется от перегрева. Тем временем из доисторических микроорганизмов складывается злобный монстр Разрушитель. Разрушитель убивает сына Годзиллы. Годзилла побеждает Разрушителя, но тот возрождается снова и снова. После окончательной победы Годзилла все же расплавляется от перегрева. А сын Годзиллы воскресает, получив энергию отца.

«Годзилла против Разрушителя» завершает цикл Хэйсэй, начатый в 1984 году. Кинокомпания Toho не планировала снимать фильмы о Годзилле вплоть до 2004 года (50-летия франшизы). Однако эти планы пришлось пересмотреть после выхода «Годзиллы» Роланда Эммериха.

1998
«Годзилла»

Первый американский полнометражный фильм о японском чудовище. Разумеется, в нем Годзилла разрушает не Токио, а Нью-Йорк. Армия США, как водится в американских фильмах, успешно ликвидирует монстра.

Несмотря на кассовый успех, критики разгромили фильм. Особенно оскорбились почитатели японского Годзиллы. Все это послужило причиной того, что кинокомпания Toho уже через год запустила новый цикл годзиллиады.

Хронология фильмов о Годзилле

    Годзилла (режиссер Исиро Хонда)

    Годзилла снова нападает (В США вышел в 1959 году под названием «Гигантис - огненный монстр»)

    Годзилла - король монстров (режиссеры Исиро Хонда, Терри О. Морс. Японский фильм 1954 года, перемонтированный для проката в США)

    Кинг-Конг против Годзиллы (режиссер Исиро Хонда. Вышел в американский прокат в 1963 году)

    Годзилла против Мотры (режиссер Исиро Хонда. В США вышел в том же году с минимальными изменениями)

    Гидора - трехголовый монстр (режиссер Исиро Хонда. Оригинальное японское название - «Три гигантских монстра: величайшая битва на Земле»)

    Годзилла против монстра зеро (он же «Большая война монстров» (оригинальное японское название, 1965), «Вторжение Астро-монстра» (название в американском прокате, 1970)

    Годзилла против морского монстра (режиссер Дзюн Фукуда. Оригинальное японское название: «Годзилла, Эбира, Мотра: большая схватка в южных морях»)

    Сын Годзиллы (режиссер Дзюн Фукуда. Вышел в американский прокат в 1969 году)

    Уничтожить всех монстров (Режиссер Исиро Хонда)

    Годзилла, Минилла, Габара: Атака всех монстров (в США вышел в 1971 году под названием «Месть Годзиллы»)

    Годзилла против Хэдоры (режиссер Ёсимицу Банно)

    Годзилла против Гайгана (режиссер Дзюн Фукуда. В США вышел в 1978 году под названием «Годзилла на острове монстров»)

    Годзилла против Мегалона (режиссер Дзюн Фукуда)

    Годзилла против Мехагодзиллы (режиссер Дзюн Фукуда. В США вышел в 1977 году под названием «Годзилла против Монстра-киборга»)

    Террор Мехагодзиллы (это последний фильм о Годзилле срежиссированный Исиро Хондой)

    Годзилла (режиссер Кодзи Хасимото. Фильм был существенно перемонтирован перед прокатом в США, где вышел под названием «Годзилла 1985»)

    Годзилла против Биолланте (режиссер Кадзуки Омори)

    Годзилла против Кинг-Гидоры (режиссер Кадзуки Омори)

Мы начинаем новую рубрику «Персонаж», в которой будем рассказывать о реальных фактах из жизни нереальных персонажей мира кино и компьютерных игр.

Шестьдесят лет назад вследствие испытаний водородной бомбы на землю ступил исполин невиданных доселе размеров. Заставив вздрогнуть самую хладнокровную нацию в мире, Гнев Природы нанёс свой сокрушительный удар, разрушая Японию и заставляя человечество задуматься о последствиях своих действий. Как водится, человечество так ничего и не осознало, и обитатель доисторической эпохи ещё не раз будет разбужен. Имя ему Годзилла — Король Монстров.

Первое появление ужасного динозавра-мутанта свершилось в далёком 1954-ом году, когда на экраны вышел фильм «Годзилла» (в Японии монстра зовут Годзира). Имя монстру дали не абы как, оно состоит из двух слов: Горира (Горилла) и Кудзира (Кит). Ни на первого, ни на второго монстр похож не был изначально, а чем-то напоминал (и напоминает) реально существовавшего динозавра — стегозавра. Хотя как любитель палеонтологии могу заверить, и тут сходство небольшое- маленькая голова, гребень на спине и наличие второго «мозга» в области таза. Кроме того, стегозавр передвигался на четырёх ногах, а наш древний ящер гордо вышагивает на двух. Но мы отвлеклись… Весь секрет имени монстра в том, что такое прозвище носил один из работников студии Toho, которая и выпускала фильмы о ящере. Итак, Годзилла не кит, не примат и в киностудии не работал. Так кто же он?

Галерея Годзилл

Существ его типа в Японии называют Кайдзю, что в переводе означает «Странный зверь». Есть целая отрасль кинопроизводства, выпускающая Кайдзю-фильмы. Из самых крайних представителей можно отметить «Тихоокеанский рубеж», «Монстро», и «Годзилла» 2014-го года. По сюжету первой картины, Годзилла — выживший динозавр, пребывавший веками в спячке на дне океана. Испытания водородной бомбы не только пробудили страшное создание, но и повлекли за собой его мутацию. Вследствие чего Годзилла достиг в росте 100-метровой отметки (в фильме 2014-го года — это рекордная отметка. В целом, рост менялся в каждом фильме), стал питаться радиацией и научился конденсировать в спинном гребне разрушительную энергию, которую высвобождал, стреляя изо рта лучом огромной мощности — Атомном Дыханием.

Его агрессия по отношению к Японии не совсем понятна, но учитывая, что Годзилла — динозавр-мутант, разбуженый после многовековой спячки, — вполне обоснована. Я тоже нервничаю и ору когда не высплюсь.

Кстати, о крике. В 1954-ом году впервые прозвучал и впоследствии стал одной из коронных «фишек» крик Годзиллы. Кошачий визг, плач ребёнка, скрип металла — что только не слышали зрители в этом душераздирающем призыве к битве или победном кличе. Но на самом деле, всё оказалось куда проще. «Крик» провоцировался струнным инструментом, вроде контрабаса, когда некто проводил по струнам рукой в кожаной перчатке.

Фильмы о Годзилле делятся на три эпохи:

Сёва (1954-1975)

В этой эпохе можно отметить четыре фильма: первые три и мега-кроссовер.

Годзилла (1954 год)

Мрачнейшее, суровое первое появление Годзиллы хоть и было в чёрно-белом варианте, но содержало много острых моментов, драму и проводило трагичную аналогию с ядерным оружием. Фильм стал классикой и дал начало бессмертной франшизе.

Годзилла снова нападает (1955 год)

Второй приметен тем, что создал схему Кайдзю-фильмов: противостояние двух монстров. У Годзиллы появился враг, и противоборство с ним сулит разрушение городов. Также во втором фильме появилась «пасхалка» — разрушение пагоды. В дальнейшем её будут разрушать чуть ли не в каждом фильме.

Кинг-Конг против Годзиллы (1962 год)

Да! Два величайших монстра киновселенной встречались в одном фильме! Но чтобы Король Конг не был сожран Королём Монстров, ему пришлось сделать прокачку. Изначально рост Кинг-Конга всего восемь метров. Это исправили, подкормив Конга до размеров Годзиллы.

Далее пошла череда фильмов, которая, как правило, называлась «Годзилла против…» или «… против Годзиллы». На место троеточия вставлялось имя очередного соперника, малознакомого у нас, но очень популярного в Японии. Та же Мотра (гигантская бабочка, божественный защитник земли) имела свою серию фильмов ещё до встречи с древним ящером. Большинство фильмов отличается совершенно безумными сюжетами, психоделической подачей картинки и просто бредом больного.

DestroyallMonsters (1968 год)

Шикарнейшее завершение эпохи. Создатели собрали воедино всех монстров, с кем когда-либо сражался Годзилла, и противопоставили этой «Плеяде звёзд», мощнейшего врага — трёхголового Кинг Гидору.

На этом эпоху можно было и завершить, но вышло ещё несколько фильмов, которые оказались посредственными. За их просмотром можно узнать, что Годзилла:

— может смеяться и разговаривать на «языке монстров»;

— очень забавно танцует;

— трогательный отец-одиночка, хотя и раздолбай;

— побывал в космосе;

— умеет летать спиной вперёд в позе эмбриона, используя Атомное Дыхание как двигатель.

Годзиллу играл живой актёр в резиновых костюмах разной степени ужасности. Хотя роль и была эпичной, но являлась невероятно тяжелой. Костюм не предусматривал вентиляции (от духоты и жары внутри актёры падали в обмороки), какого-либо обзорного «окна» (все сцены сыграны практически в слепую), и был довольно тяжёлым и неудобным.

Хэйсэй (1984-1995)

После девяти лет покоя и тишины, Монстр возвращается! Эта эпоха отвергает весь бред умалишённого, отснятый в первой эпохе, оставляя каноничным только самый первый фильм 1954-го года.

Возвращение Годзиллы (1984 год)

Вернув Короля на экран, создатели вернулись и к изначальному положению вещей — Годзилла злой, у него нет соперника, и поэтому надо топтать людишек. Это единственный фильм эпохи, появившийся в американском прокате.

Годзилла против Кинга Гидоры (1991 год)

Фильм интересен тем, что объясняет появление Годзиллы. Кроме того, врагом опять становится Кинг Гидора, который является самым главным соперником Годзиллы. Сюжет выдержан в стиле научной фантастики, с полётами во времени и злыми американцами.

Годзилла против Космического Годзиллы (1994 год)

Классический пример «Злого отражения». Клетки Годзиллы попадают в космос и кристаллизуются в чёрной дыре, откуда впоследствии и вылезает «Злая Копия».

Годзилла против Разрушителя (1995 год)

Заключительный фильм эпохи Хэйсэй и, по сути, не состоявшееся завершение франшизы в целом (хотя студия Toho и не собиралась останавливать производство фильмов серии. Всё дело в маркетинге). Самый ужасный соперник, самые драматичные события и «окончательная» гибель любимого многими гиганта.

В этой эпохе мы узнаем что:

— сердце Годзиллы — этоядерный реактор. Его перегрев привёл Годзиллу к гибели;

— сын Годзиллы чуть не погиб, сражаясь с Разрушителем;

Минилла — сын Годзиллы

— Годзилла в доисторическую эпоху являлся Годзиллазавром, хищным ящером не таких исполинских размеров и не стреляющим. Годзиллазавр — реально существовавший динозавр, но кроме имени ничего общего с киношным воплощением не имеющий. Они не родственники, и Япония может спать спокойно;

— Годзилла уже более поворотлив, но это по прежнему живой актёр в костюме. Спецэффекты стали лучше (для того времени).

В перерыве между эпохами американские жадные люди решили приложить свою лапу к кормушке, и режиссёр Роланд Эммерих снял…

Годзилла (1998 год)

Позорище, заставившее плеваться всех поклонников японской серии. Попытка придать фильму реализма и превратить доисторического «ядерного» ящера в игуану-переростка. В фильме присутствует пафос в огромных количествах, один Жан Рено и много плохих актёров, компьютерный чешуйчатый дрыщ, высиживающий яйца, и толпа велоцирапторов, украденных из «Парка Юрского периода». В Японии фильм провалился, и это более чем очевидно. Эммерих хотел снять продолжение, но студия Toho, к великой радости поклонников, испугавшись этого факта, отобрала права на франшизу. Хотя один плюс в куче сплошных минусов всё же был — фильм послужил толчком к новой эпохе, и возвращение Гнева Природы стало лишь вопросом времени.

Миллениум/Синсэй (1999-2004)

Заключительная на данный момент эпоха японских фильмов о Годзилле. В ответ Голливуду нужно было снять что-то, что покажет истинную мощь Монстра, и будет более серьёзно и устрашающе.

Годзилла: Миллениум (1999 год)

Больше научной фантастики, Годзилла снова антигерой, призванный разрушать и крушить. К тому же у него появилась способность к регенерации. В фильме присутствуют и очередные соперники: Миллениан и Орга.

В целом, эпоха представляет собой уже привычное противостояние знакомых монстров. Улучшилось качество, добавились ужасная компьютерная графика и драматичные моменты. Серия начала «выдыхаться», и её пора было остановить окончательно…

Годзилла: Финальные войны (2004 год)

Со времени выхода первого фильма прошло 50 лет. Достойный возраст, и Королю Монстров пора на покой. Но перед этим нужно выжить в величайшем монстр-побоище со времён DestroyallMonsters! Все самые знаменитые соперники, новые противники и монстры, давно в фильмах не появлявшиеся, сошлись на одном экране. В дань уважения в финале Годзилла не побеждён или убит, а уходит в море со своим сыном на заслуженный отдых.

В этой эпохе мы узнаем что:

— американский «Годзилла» (которого на самом деле зовут просто Зилла) существует, но он — самый слабый соперник Годзиллы настоящего. Проиграл битву за Сидней в кратчайшие сроки, не выдержав одного единственного Атомного выдоха;

— в фильмах этой эпохи очень много отсылок к прошлым фильмам, опять же в дань уважения;

— несмотря на прошедшие 50 лет, Годзиллу всё так же играют живые актёры.

Минули величайшие битвы, и вот уже 10 лет Годзилла пребывает в забвении. Но Король Монстров никогда не будет спать вечно!

Эпоха Legendary? (2014-…)

Годзилла (2014 год)

Перезапуск американской серии студией LegendaryPictures и самое эпическое, на мой взгляд, возвращение Годзиллы. Почти 110 метров роста, 90 тонн массы — воистину ВЕЛИЧАЙШЕЕ ЧУДОВИЩЕ. На этот раз фильм удался. И больше всего он похож на самый первый фильм о Годзилле — ключевая роль дана людям, а Годзилла лишь агрессивное порождение природы. Хотя фильм вобрал и много хорошего со всей серии: есть гигантские соперники, образ Короля Монстров взят из классической серии, а не придуман из головы. И Атомное Дыхание никуда не исчезло. Уже сейчас известно, что идёт работа над продолжением фильма, а это значит, что рождается новая эпоха, и спустя 60 лет — Годзилла жив и готов к охоте!

Сергей Хохлин

P.S. У японского Годзиллы есть своя звезда на Аллее славы в Голливуде.