Как бетховен высказался о бахе. «Музыка - высшее в мире искусство»


В школьных учебниках и специальной литературе можно найти обстоятельные биографии великих композиторов, которые дают подробную информацию о всех событиях их жизни. Но иногда незначительные случаи, остающиеся «за кадром», формируют куда более полное представление о личностях музыкантов. Самые забавные истории из жизни знаменитых композиторов – Бетховена, Баха, Шуберта, Паганини, Гайдна, Моцарта – далее в обзоре.

Людвиг ван Бетховен
Эти истории звучат анекдотично, сложно сказать, какие из них действительно имели место в реальности. Но зная о том, какие черты характера проявляли великие композиторы в общении с окружающими, можно предположить, что они достоверны. Так, все говорили о неуживчивом и угрюмом характере Людвига ван Бетховена. Бескомпромиссным и категоричным он был даже в обращении с близкими людьми. Его младший брат Иоганн скопил денег, купил имение и очень этим кичился. Однажды он послал старшему брату визитную карточку, гордо подписанную «Иоганн ван Бетховен. Землевладелец». Композитор отослал карточку обратно, поставив на обороте свою подпись: «Людвиг ван Бетховен. Мозговладелец».

Иоганн Себастьян Бах
Как-то раз один из слушателей, пораженный виртуозной игрой Иоганна Себастьяна Баха, спросил у него: «Вы исполняете любую музыку очень непринужденно, Вы не скажете, как можно выучиться так играть побыстрее?». Бах ответил: «Для того, чтобы исполнять музыку, вообще не надо учиться. В этом, конечно же, нет ничего сложного. Надо только в нужное время пальцами нажимать на нужные клавиши». Бах вообще был известным шутником. Иногда он переодевался бедным школьным учителем, и в какой-нибудь захолустной церкви просил разрешения сыграть на церковном органе. Его музыка была настолько великолепной и мощной, что многие прихожане в испуге разбегались, решив, что в церковь зашел переодетый дьявол.

Франц Шуберт
Франц Шуберт жил в постоянной нужде. Самого масштабного его заработка – 800 флоринов за концерт – хватило всего на несколько недель: Шуберт купил фортепиано (раньше инструмент приходилось арендовать), раздал долги – и деньги опять закончились. После смерти композитора опись всего его имущества уместилась в 4 строчки, там были упомянуты лишь одежда и постельное белье.

Никколо Паганини

Однажды, опаздывая на концерт, Никколо Паганини нанял извозчика и был очень удивлен, когда тот вместо обычной платы назвал сумму в десять раз большую. На вопрос о причине извозчик ответил: «Вы ведь берете по 10 франков за билет с каждого, кто приходит слушать, как Вы играете на одной струне». Паганини ответил: «Хорошо, я заплачу Вам 10 франков, но только в том случае, если Вы довезете меня до театра на одном колесе».

Йозеф Гайдн
Йозеф Гайдн, дирижируя оркестром в Лондоне, знал, что часто слушатели приходят на концерты по традиции, а не ради любви к самой музыке. Такие ценители прекрасного на концертах часто засыпали. Гайдн решил отомстить равнодушным слушателям: исполняя новую симфонию, он включил в нее оглушительный барабанный бой в те моменты, когда публика успокаивалась и расслаблялась. С тех пор эта симфония носит название «Симфония с ударами литавр», или «Сюрприз».

Вольфганг Амадей Моцарт

На вопросы о творчестве Вольфганг Амадей Моцарт отвечал с детской непосредственностью. Иногда это действительно объяснялось возрастом: когда ему было лет 14, после выступления к нему подошел подросток и спросил, как научиться так играть. «Это совсем не трудно, просто с помощью нот записываешь понравившуюся мелодию. Нужно просто попробовать», – ответил Моцарт. Собеседник сказал, что у него лучше получается писать стихи. Композитор предположил, что это еще сложнее, чем писать музыку. «Перестань! Это совсем легко, ты только попробуй», – возразил ему юноша, которым, по легенде, оказался Гете.

Людвиг ван Бетховен - один из гениальных композиторов, творивших в эпоху классицизма. Его произведения ценятся во всем мире, некоторые очень легко узнать. Кто не слышал "Лунную сонату"? Композитор обладал довольно непростым характером, у него была очень сложная судьба. он создавал гениальную музыку, до нас дошли и некоторые высказывания композитора. Довольно интересно узнать, что же говорил Бетховен о музыке.

Краткая биография

Композитор родился 16 декабря 1770 года в Бонне. С самого детства ему приходилось нелегко: отец, заметив музыкальную одаренность сына, старался сделать из него "второго Моцарта" - ребенка-гения. Людвиг рано потерял обоих родителей и уже в 17 лет был вынужден взять на себя обязанности главы семьи, содержать младших братьев.

К сожалению, это событие не стало последним ударом судьбы. В 26 лет молодой композитор, музыкант начал терять слух. И все же это не помешало ему продолжать заниматься музыкой.

Знаковым событием в жизни композитора стала и Великая французская буржуазная революция 1789 года. Людвиг ван Бетховен горячо принял идеалы революции... а их крушение после разгрома Наполеона Бонапарта стало для него новым потрясением. И все же в эпоху классицизма творили удивительные люди. Никакие жизненные трудности не могли сломить композитора, не могли прервать его творческий процесс.

За свою жизнь композитор написал 9 симфоний, 5 концертов для фортепиано с оркестром, 32 сонаты для фортепиано, оперу и многое другое.

Цитаты Бетховена

Возможно, именно благодаря тому, что Бетховен был вынужден общаться с помощью письма, мы можем прочитать немало его высказываний. Несомненно, многие цитаты посвящены любимому занятию композитора.

Музыка должна высекать огонь из людских сердец.

Музыка — народная потребность.

Музыка — посредница между жизнью ума и жизнью чувств.

Музыка — это откровение более высокое, чем мудрость и философия. Музыка это один бесплотный вход в высший мир знания, которое постигает человечество, но которое не может постигнуть человек.

Из цитат Бетховена о музыке можно увидеть, как высоко ценил музыкальное искусство композитор, возвышая его даже над мудростью и философией. И ведь действительно, еще Иоганн Себастьян Бах доказал, что музыка - философский вид искусства, она способна раскрывать серьезные, "вечные" вопросы.

Часть высказываний можно отнести не только к музыке, но и ко всему искусству в целом.

Подлинный художник лишен тщеславия, он слишком хорошо понимает, что искусство неисчерпаемо.

Развитие искусства и науки всегда было и останется лучшей связью между самыми отдаленными народами.

Искусство! Кто постиг его? С кем можно консультироваться относительно этой великой Богини?

Только артисты или свободные ученые несут свое счастье в самих себе.

Судьба композитора не была простой и это также выразилось в его цитатах. Философские мысли немецкого композитора могут научить многому, даже современных людей.

Растите детей ваших в добродетели: только она одна и может дать счастье.

Сердце — вот истинный рычаг всего великого.

Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты.

Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград.

Высшим отличием человека является упорство в преодолении самых жестоких препятствий.

Это является признаком действительно замечательного человека: стойкость перед лицом беды.

Ни один из моих друзей не должен нуждаться, пока у меня есть на кусок хлеба, если кошелек мой пуст, я не в силах помочь тотчас же, ну что ж, мне стоит только сесть за стол и взяться за работу, и довольно скоро я помогу ему выбраться из беды.

Ничто не является более таки невыносимым, чем необходимость признать себе собственные ошибки.

И, безусловно, такую непростую жизнь нельзя прожить без юмора. Несколько выражений композитора довольно забавны.

Только чистый сердцем может сделать хороший суп.

Одному немецкому композитору:

Ваша опера мне понравилась. Пожалуй, я напишу к ней музыку.

  • Людвиг ван Бетховен никогда не называл свою сонату № 14 "Лунной". Это сделал музыкальный критик Людвиг Рельштаб в 1832 году
  • Когда композитор осознал, что потеря слуха неизбежна, он решил свести счеты с жизнью. Сохранился документ - завещание композитора. Но сочинение симфонии № 3 заставило композитора передумать.
  • Бетховен не слышал многих своих гениальных произведений, например 9-ю симфонию.
  • Внутренний слух композитора был просто удивительным - сочинять гениальную музыку, не слыша ее, почти невозможно. У композитора был особенный рояль с более громким звуком, а также он пытался "услышать" музыку через колебания - для этого он зажимал в зубах карандаш и прикасался им к инструменту.

Иоганн Себастьян Бах. «Не ручей – море ему имя...»

… Бах! С тобой немногий мог сравниться:
Ты стал как органист Великим издавна,
А то, что ты нанёс на нотные страницы,
На долгие тебя прославит времена…

(Г. Телеман)

Удивительна судьба музыки этого великого немецкого композитора, со дня рождения которого прошло более трёхсот лет. При жизни он получил признание преимущественно как органист и знаток музыкальных инструментов, а после смерти был почти забыт на несколько десятилетий. Но затем постепенно стали словно заново открывать его творчество и восхищаться им как драгоценным художественным сокровищем, непревзойдённым по мастерству, неисчерпаемым по глубине и человечности содержания. «Не ручей! - Море должно быть ему имя». Так сказал о Бахе другой музыкальный гений - Бетховен.

Посмотрите на портрет великого композитора. На нас смотрит сам Иоганн Себастьян Бах. Обратите внимание, как необычно одевались музыканты тех времён. На его голове – парик с буклями. Он одет в тёмный кафтан, на шее повязан белый платок. Он глядит на нас через три века. Его взгляд серьёзен, волевой подбородок поджат, губы твёрдо сомкнуты, словно он предвидит все испытания, которые ему придётся пережить в этом мире, но он готов к проверкам судьбы. Как появился в этом мире такой великий композитор? Как сложилась его судьба? Какая тайна хранится в его музыке и почему она безгранична во времени?

В музыкальном искусстве фамилия Бах связана с древним немецким родом. Одни представители этого рода были композиторами, другие – церковными органистами, третьи – городскими музыкантами…

Мировую славу приобрело творчество Иоганна Себастьяна Баха – гениального композитора и органиста. Он жил почти 300 лет назад, но писал такую возвышенную и гениальную музыку, что люди до сих пор слушают её.

Родился Иоганн Себастьян Бах в Германии. Представьте себе старинный немецкий городок Эйзенах – узенькие улочки, забитые камнями, дома с высокими шпилями, каменная церковь. Здесь в 1685 году 21 марта и появился на свет мальчик, которому суждено было стать великим, недосягаемым Бахом.

Родился он в семье музыканта, отец учил его игре на скрипке и клавесине, музыкантами были и его братья. Один из них, Иоганн Кристоф, когда умер отец, взял Себастьяна к себе на воспитание. И мальчик уже с 10 лет сам заботился о себе, он прекрасно играл на скрипке и органе, пел в хоре, сочинял изумительную музыку. А ещё он не упускал случая изучать творения великих мастеров, которые создавали свои сочинения раньше, до него. Например, у его брата были ноты старинных композиторов, которыми он очень дорожил, настолько, что не давал по ним заниматься Себастьяну. И мальчик по ночам переписывал эти ноты при лунном свете. Каково же было его несчастье, когда однажды брат вошёл в его комнату и отобрал почти переписанные ноты! Вот было горе у Себастьяна! Этой работой Себастьян сильно повредил себе зрение.

Но его упорству в овладении музыкальным искусством не было предела! Например, он очень полюбил звучание органа, работая органистом. Но когда он услышал, что в соседний город приезжает знаменитый композитор, прославленный органист Дитрих Букстехуде, чтобы давать свои концерты, то выпросил у своего начальства отпуск на месяц и пешком отправился слушать эти концерты. А ведь соседний город находился почти за 100 км, и весь этот путь молодой Себастьян туда и обратно проделал пешком. Вот так упорство!

Летом 1696 года Себастьян стал учеником местной гимназии. Ордруфская гимназия считалась одной из лучших в Тюрингии. Здесь серьёзно изучали латынь, читали в подлинниках римских авторов. Очень ценилось грамотное письмо. В старших классах устраивались диспуты на самые разные темы. 5 часов в неделю отводилось на уроки музыки.

Себастьяну исполнилось пятнадцать лет. Закончив гимназию, Себастьян продолжает учение в лицее Святого Михаэля в г. Люнебурге. Он рад, что больше не будет сидеть на шее у старшего брата. Он полон мечтаний и надежд. Начинается новая самостоятельная жизнь.

Музыкальная библиотека лицея славилась далеко за пределами Люнебурга. Себастьян многие часы проводил в школьной библиотеке, изучая композиторов прошлого и традиционные методы композиции, включая многоголосие. А в то же время его игра на органе становилась всё более совершенной в результате уроков, которые он брал у знаменитого органиста Георга Бёма.

Бах сочинил органную фугу и принёс её Бёму. Тот небрежно посмотрел ноты и отложил их в сторону. Потом улыбнулся и сказал:

Мой орган захворал. Не желаете, дорогой коллега, проведать его со мной?

Озадаченный Себастьян лишь кивнул в ответ.

Служба в церкви Святого Иоанна давно закончилась. Вокруг органа суетились служащие в рабочих одеждах. Одна из ручных клавиатур была разобрана. Пожилой мастер прилаживал на место западавшую прежде клавишу.

Ну вот, господин Бём. Теперь всё в порядке.

Кожа действительно истёрлась. Пришлось поменять. Однако же, господин Бём, сдаётся мне, не в мехах дело.

А в чём? Нижние регистры кашляют, как старый пьяница с утра.

Мастер почесал затылок:

Сдаётся мне, что придётся разбирать трубы. Что-то в них попало.

Что в них могло попасть? Что ж, пойдём посмотрим.

Они обошли орган с другой стороны. Двое рабочих заканчивали обновлять мехи, способные вдохнуть воздух в молчащее до поры до времени сооружение. У Себастьяна возникло ощущение, что он находится вблизи спящего божества. Каким-то голосом заговорит оно, когда проснётся?..

Тем временем мастер маленьким молоточком принялся легонько простукивать трубы одну за другой. Кто-то из рабочих заговорил, и Бём шикнул на него, приложив палец к губам. Все замолчали, прислушиваясь к глуховатому постукиванию латуни о свинец. И вдруг в одной из труб раздался жалобный звук, который ни с каким другим невозможно было спутать. И это было так неожиданно, что все расхохотались.

Котёнок, чёрт меня дери! – воскликнул Бём, забыв, что находится в Божьем храме. – Как он туда попал?

Настоятель наш привечает кошек, чтобы крыс вывести, - пояснил мастер. – А этот, верно с верхней балки сорвался. Да прямо в раструб. И как ведь не задохнулся, бедняга!

Через некоторое время котёнка освободили.

Учёба в лицее Святого Михаэля подходила к концу. Весной 1703 года Иоганн Себастьян Бах получил диплом, дающий право продолжить образование в университете. Но ни учёным, ни пастором он себя в будущем не представлял. Одна лишь музыка всецело владела его сердцем. Так зачем же изменять ей?

В течение своей жизни Иоганн Себастьян Бах несколько раз переезжал из города в город, меняя место работы, так как почти всегда были неудовлетворительные условия работы, унизительное, зависимое положение. Бах стремился своей музыкой пробудить в людях живые человеческие чувства, а церковные власти боялись, что эта музыка уведёт прихожан из-под их власти.

Иоганна Себастьяна Баха обвиняли в том, что его музыка слишком сложна и в то же время слишком народна, что она мешает верующим сосредоточиться в религиозном настроении. Иоганн Себастьян Бах всё время не ладил с церковным начальством, не раз собирался оставить свою должность. Только мысль о необходимости прокормить большую семью останавливала его. А музыку он всё равно продолжал писать такую, какую подсказывало ему его сердце, - человечную, одухотворённую живыми мыслями и глубокими чувствами, свободную от церковных ограничений.

Единственной отрадой на протяжении всей жизни были творчество и семья.

Подросшие сыновья – Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануэль, Иоганн Кристиан – оказались талантливыми музыкантами. Ещё при жизни отца они стали известными композиторами. Большой музыкальностью отличалась Анна Магдалена Бах – вторая жена композитора. Хорошо пела старшая дочь Баха. Поэтому в его доме часто звучала музыка. Для своей семьи Иоганн Себастьян Бах сочинял вокальные и инструментальные ансамбли.

Последние годы жизни композитора были омрачены серьёзной болезнью глаз. После неудачной операции Иоганн Себастьян Бах ослеп. Но и тогда он продолжал сочинять, диктуя свои произведения для записи.

Однажды июльским утром Бах открыл глаза и понял, что произошло нечто чудесное. Он вновь видит! За окном буйно зеленели знаменитые лейпцигские сады. На полуоткрытую штору села чёрно-бордовая бабочка. Небо наполнилось тёплой солнечной синевой.

Благодарю Тебя, Господи, что улыбнулся мне на прощание, - прошептал Бах. – Благодарю Тебя, мой единственный Наставник…

Звуки музыки

«Шутка»

Как раньше часто бывало, при жизни Иоганна Себастьяна Баха почти ничего из его сочинений не было напечатано, он умер в бедности и безвестности. Только спустя почти 100 лет его музыка была оценена по достоинству, и сейчас его имя знает весь мир. Но, несмотря на тяжёлую жизнь, у Иоганна Себастьяна Баха бывали и весёлые минуты. Вероятно, в одну из таких минут он и сочинил свою «Шутку» - пьесу для флейты в сопровождении камерного оркестра. Для того, чтобы передать шутливый, искрящийся характер музыки, Иоганн Себастьян Бах избрал достаточно быстрый темп, и его «Шутку» исполнить не так-то просто. С ней может справиться только настоящий виртуоз.

Менуэт

Иоганн Себастьян Бах сочинил множество маленьких лёгких пьес для детей, для тех, кто учился играть на клавире и органе. И эти пьесы он записывал нотами в нотную тетрадь. Этот сборник он посвятил Анне Магдалене Бах. С тех пор он так и называется – «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах».

Менуэт - старинный танец французского происхождения. Слово менуэт произошло от французского слова menu, что означает «маленький, мелкий». Три столетия назад и позже менуэт был очень популярен в разных странах. В России его танцевали при дворе царя Петра I. Этот танец танцуют маленькими, мелкими шажками в умеренном темпе, плавно, церемонно, с поклонами и приседаниями. Это старинный танец, сдержанный, церемонный, галантный.

Токката и фуга ре минор

Во время службы в церкви Бах играл на органе. Органист-виртуоз покорял людей искусством исполнения. Многие поражались тому, «как он мог так особенно и так быстро переплетать пальцы рук и ноги… не допуская не единого фальшивого звука».

Бах часто импровизировал, то есть сочинял музыку в момент исполнения. Его органные импровизации отличаются мощью, огромной драматической силой.

Вершиной творчества Баха является его органная музыка. Именно в ней композитор воплотил величие и могущество человеческого духа. Его органные произведения знают и любят слушатели всего мира. Среди них органная Токката и фуга ре минор.

Что поражает слушателей в музыке Токкаты? За вступительным разделом, похожим на страстную речь человека, начинается взволнованное движение, напоминающее безостановочный поток, который прерывают властные аккорды. В свободной импровизационной манере композитор переходит от одного эпизода к другому: друг друга сменяют пассажи, звучание органа подобно торжественному пению церковного хора, возникают переплетения голосов (полифония), словно рисует в воображении слушателя величественный собор с витражами, арками и шпилями, устремлёнными в небеса.

Токката в переводе с итальянского означает «трогать», «прикасаться» (к клавишам). Это виртуозная пьеса для клавишного инструмента.


Вопросы и задания:

  1. С каким музыкальным инструментом в основном связано композиторское и исполнительское творчество Баха?
  2. Слово «бах» по-немецки значит «ручей». В связи с этим интересно высказывание Л. Бетховена о Бахе: «Не ручей – море ему имя». Подумайте, какой смысл заключён в приведённом сравнении.
  3. Что означает слово «токката»? Каков характер органной токкаты ре минор И. С. Баха?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 21 слайд, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бах. Сюита № 1. Менуэт
Бах. Токката и фуга ре минор BWV 565
Бах. Шутка, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Многие великие музыканты, поэты, музыкальные критики восхищались гением И. С. Баха, о чем свидетельствуют дошедшие до нас исторические факты и документы. В статье собраны некоторые подобные высказывания о немецком композиторе и его творчестве.

Фридрих Вильгельм Марпург о Бахе:

«И. С. Бах прибыл в Дрезден и был, с согласия короля, так, что Маршан не знал об этом, допущен слушателем на ближайший концерт при дворе. Когда в числе других на этом концерте выступил Маршан с французской песенкой и ему очень долго аплодировали за его чистое и пламенное исполнение и за искусные вариации, то затем стоявший возле него Бах был приглашен попробовать клавир. Он принял приглашение, прелюдировал кратко, но мастерски и, прежде, нежели это могли ожидать, повторил песенку, сыгранную Маршаном, и варьировал ее с новым искусством еще никогда не слыханным способом дюжину раз. Маршан, который до сих пор не уступал ни одному органисту, должен был, без сомнения, признать превосходство теперешнего своего супротивника. Ибо, когда Бах позволил себе оного на дружеское состязание на органе пригласить и под конец представил ему тему, набросанную карандашом на листочке бумаги, для обработки ее без подготовки, попросив у него тему и для себя, то г-н Маршан на избранном поле сражения не показался и за более полезное счел с экстра-почтой из Дрездена удалиться».

Александр Николаевич Серов о Бахе:

«Было время, что на музыку Себастьяна Баха весь музыкальный свет взирал как на школьный педантский хлам, на старьё, которое иногда, как, например, в «Clavecin bien temp?r?», годится для упражнения пальцев, наравне с этюдами Мошелеса и экзерсисами Черни. Со времени Мендельсона вкус склонился опять к Баху, даже гораздо более, чем в то время, когда он сам жил, — и теперь еще есть «директоры консерваторий», которые, во время консервативности, не стыдятся учить своих питомцев играть фуги Баха без выразительности, т.е. как «экзерсисы», как пальцеломные упражнения… Если в области музыки есть что-либо, к чему надобно подходить не из-под ферулы с указкой в руках, а с любовью в сердце, со страхом и верою, так это именно – творения великого Баха».

«…Полифональный стиль наравне с способностью к гармонии требует в композиторе великого мелодического таланта. Одной гармонией, то есть ловким сцеплением аккордов, тут невозможно отделаться. Надо, чтобы каждый голос шел самостоятельно и был интересен в своем мелодическом ходе. И вот с этой-то стороны, необыкновенно редкой в области музыкального творчества, нет художника не только равного Иоганну Себастьяну Баху, но даже сколько-нибудь подходящего к его мелодическому богатству. Если понимать слово «мелодия» не в смысле посетителей итальянской оперы, а в истинном смысле самостоятельного, свободного движения музыкальной речи в каждом голосе, движения всегда глубоко поэтического и глубого осмысленного, — нет в мире мелодиста больше Баха».

Иоганнес Брамс о Бахе:

«Если бы вся музыкальная литература – Бетховен, Шуберт, Шуман – исчезла, это было бы крайне печально, но если бы мы потеряли Баха – я был бы безутешен».

Иоганн Вольфганг фон Гёте о Бахе:

«…лейпцигский кантор – божественное явление: он ясен и все-таки необъясним».

Борис Владимирович Асафьев о Бахе:

«И. С. Бах – такой гигант, что воспринимается не как личность, а как мощная творческая лаборатория, в которой перековывались все творческие навыки, стили, тенденции и искания музыки его времени».

«Балакиревцы» о Бахе:

(Н. А. Римский-Корсаков, «Летопись моей музыкальной жизни»)

«С. Бах считался окаменелым, даже просто музыкально-математической, бесчувственной и мертвенной натурой, сочинявшей как какая-то машина».

Николай Андреевич Римский-Корсаков о Бахе:

«Контрапункт был поэтическим языком гениального композитора».

Пьетро Масканьи о Бахе:

«Верди чрезвычайно высоко ставил Баха и называл его наиболее современным среди всех полифонистов».

Роберт Шуман о Бахе:

«Бах был насквозь человеком, в нем не было ничего половинчатого, болезненного, все написано как бы на вечные времена».

Вольфганг Амадей Моцарт о Бахе:

«Здесь есть чему поучиться!»

Людвиг ван Бетховен о Бахе:

«Он не ручей – он океан».

Бах о себе:

«Мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же».

На протяжении многих веков музыка живет в сердцах людей, заставляет нас творить, дарит вдохновение и помогает раскрывать в себе новые таланты. Гениальных картин и удивительных стихотворений, написанных под влиянием музыки – ничуть не меньше, чем звезд на небе.

Для каждого из нас музыка – это частичка души, что-то, что невозможно описать словами. Но есть и те, кто нашли подходящие буквы и создали высказывания, удивительно четко отражающие суть музыки. Возможно, что-то из мыслей великих умов совпадет и с Вашими ощущениями и эмоциями?

Высказывания о музыке великих композиторов

"Музыка - народная потребность".
"Музыка - посредница между жизнью ума и жизнью чувств".
"Музыка - это откровение более высокое, чем мудрость и философия".
"Музыка должна высекать огонь из людских сердец" (Людвиг ван Бетховен).


"Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой" (Вольфганг Амадей Моцарт).

"Настоящая музыка всегда революционна, она сплачивает людей, тревожит их, зовет вперед.
Настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства, только передовые гуманные идеи.
Музыка сопровождает человека в течение всей жизни. Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна... Людям нужны все виды музыки - от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до бетховенских сонат.
Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках" (Дмитрий Дмитриевич Шостакович).


"Цель музыки - трогать сердца" (Иоганн Себастьян Бах).

"Музыкальный материал, то есть мелодия, гармония и ритм, безусловно, неисчерпаем.
Музыка есть сокровищница, в которую всякая национальность вносит свое, на общую пользу" (Петр Ильич Чайковский).

"Музыка не имеет отечества; отечество ее - вся вселенная" (Фридерик Францишек Шопен).

"Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль" (Рихард Вильгельм Вагнер).

"Музыка - благороднейшее, сердечнейшее, задушевнейшее, прелестнейше, тончайшее из всего, что человеческий дух изобрел.
Музыка так же мало нуждается в словах, как и скульптура" (Антон Григорьевич Рубинштейн).


"Музыка подобна драме. Королева (мелодия) пользуется большею властью, но решение остается всегда за королем" (Роберт Шуман).


Высказывания о музыке великих философов


"Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения" (Платон).


"Музыка облагораживает нравы.
Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души" (Аристотель).


"Без музыки жизнь была бы ошибкой" (Фридрих Ницше).


"Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике" (Готфрид Вильгельм Лейбниц) .


"Музыка побуждает нас красноречиво мыслить.
Музыка показывает человеку те возможности величия, которые есть в его душе" (Ральф Уолдо Эмерсон).

Высказывания о музыке великих русских писателей


Из наслаждений жизни Одной любви музыка уступает, Но и любовь – мелодия" (Александр Сергеевич Пушкин).


"Музыка - высшее в мире искусство".
"Музыка - это стенография чувств".
"Музыка заставляет меня забыть себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение" (Лев Николаевич Толстой).


"Музыка - это разум, воплощенный в прекрасных звуках" (Иван Сергеевич Тургенев).


"Не верьте тому, что человек может понять музыку сразу. Это невозможно. К ней надо сначала привыкнуть.
Музыка в большей связи с нравственными поступками человека, нежели обыкновенно думают" (Владимир Федорович Одоевский).


"Высказывания о музыке великих зарубежных писателей
Где музыка ― плохого быть не может!" (Мигель де Сервантес).


"Музыка - поэзия воздуха.
О музыка! Отзвук далекого гармоничного мира! Вздох ангела в нашей душе!" (Жан Поль Рихтер).


"Музыка - это мыслящий шум" (Виктор Мари Гюго).


"Музыка глушит печаль" (Вильям Шекспир).


"Музыка для меня та же поэзия и из всех видов поэзии глубже всех захватывающая.
Музыка дорога нам потому, что является наиболее глубоким выражением души, гармоническим отзвуком ее радостей и скорбей.
Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его" (Ромен Роллан).


"Музыка - единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою" (Бертольд Ауэрбах).


"Музыка - универсальный язык человечества" (Генри Уодсуорт Лонгфелло).


"Совершенная музыка приводит сердце в точно такое же состояние, какое испытываешь, наслаждаясь присутствием любимого существа, то есть музыка дает, несомненно, самое яркое счастье, какое только возможно на земле" (Стендаль).


"Область музыки - душевные волнения. Цель музыки - возбуждать эти волнения, а сама она также вдохновляется ими" (Жорж Санд).


"Музыка - язык души и мелодия нежных ветерков, колеблющих струны чувств; она - тонкие пальцы воскрешающие на страницах фантазии воспоминания о часах подлинной скорби и отчаяния или о кратких мгновениях истинной радости и веселья" (Халиль Джебран).


"Ничто не вызывает с такой силой прошлого, как музыка; она достигает большего: когда она вызывает его, кажется, будто оно само проходит перед нами, окутанное, подобно теням тех, кто дорог нам, таинственным и печальным покровом" (Жермена де Сталь).


"Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие" (Томас Карлейль).


"Высказывания о музыке других известных личностей
Музыка - истинная всеобщая человеческая речь" (Карл Юлиус Вебер).


"Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.
Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка - это язык чувств" (Василий Александрович Сухомлинский).


"Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой" (Уолтер Хорейшо Патер).

"Музыка - акустический состав, вызывающий в нас аппетит к жизни, как известные аптечные составы вызывают аппетит к еде" (Василий Осипович Ключевский).

"Музыка так же, как и всякий другой человеческий язык, должна быть неразлучна с народом, с почвою этого народа, с его историческим развитием" (Владимир Васильевич Стасов).

"Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка - целитель здоровья " (Владимир Михайлович Бехтерев).

Конечно же, о музыке было сказано гораздо больше прекрасного. Может быть. Мы упустили Вашу любимую цитату или Вам есть, что сказать самому? Коллектив музыкальной школы «Виртуозы» с трепетом ждет Ваших собственных высказываний, а также будет признателен за ценные дополнения по теме «Великие умы – о музыке»!
Хотя… «Говорить о музыке - все равно что танцевать об архитектуре», ― сказал американский музыкант Дэвид Бирн.

Музыка - это разум, воплощенный в прекрасных звуках. (Иван Сергеевич Тургенев)

Музыка - посредница между жизнью ума и жизнью чувств. (Людвиг ван Бетховен)

Музыка - источник радости мудрых людей. (Сюнь-Цзы)

Музыка - это откровение более высокое, чем мудрость и философия. (Людвиг Бетховен)

Музыка - единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою. (Бертольд Авербах)

Музыка - народная потребность. (Людвиг Бетховен)

Величие искусства яснее всего проявляется в Музыке . (Иоганн Вольфганг Гете)

Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию , у нас изменяется душевное настроение . (Аристотель)

Музыка - это разновидность искусства, воплощающая идейно-эмоциональное содержание в звуковых художественных образах.

Музыка - это искусство, предметом которого является звук, меняющийся со временем.

Музыка так же мало нуждается в словах, как и скульптура. (Антон Рубинштейн)