Взятие снежного городка размеры картины. Взятие снежного городка — описание картины В


Василий Суриков. Взятие снежного городка.
1891. Холст, масло. 156 x 282.
Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.

В начале 1888 года художник испытал тяжкое потрясение: умерла его жена. Суриков почти оставил искусство, предаваясь горю. Свидетельством тогдашнего состояния художника является картина "Исцеление слепорожденного", впервые показанная в 1893 году на передвижной выставке.

Вняв советам родных, Суриков вместе с дочерьми едет в Сибирь, в Красноярск. "И тогда от драм к большой жизнерадостности перешел, - вспоминал художник. - У меня всегда такие скачки к жизнерадостности бывали. Написал я тогда бытовую картину "Городок берут". К воспоминаниям детства вернулся..."

В картине "Взятие снежного городка", появившейся после трех исторических полотен, заметны прямые истоки огромного жизнелюбия художника, которое помогло победить горе и невзгоды. Этим жизнелюбием В. И. Суриков наделял и героев своих произведений.

Идею картины художнику подал его младший брат Александр. Он изображён справа на картине, стоящим в кошеве. В кошеве сидит, изображённая в профиль Екатерина Александровна Рачковская - жена известного красноярского врача. Снежный городок был построен во дворе усадьбы Сурикова. В массовке участвовали крестьяне деревни Базаиха.

Художник подчеркивал, что не мыслит «исторических деятелей без народа, без толпы». Нарушив этот принцип в картине «Меншиков в Березове», он в «Снежном городке», вспомнив забавы своего сибирского детства, напротив, изображает безымянную веселую толпу в старинной казацкой игре. Народ, казалось бы, здесь (впервые у Сурикова) представлен как единое, не расколотое целое, но его удаль безудержна как разрушительный и грозный, несмотря на мажорную яркость красок солнечного зимнего дня, вихрь.

«Взятие снежного городка» на международной выставке в Париже в 1900 году получила именную медаль.

Из воспоминаний Василия Ивановича Сурикова.

После смерти жены я „Исцеление слепорожденного" написал. Лично для себя написал. Не выставлял. А потом в том же году уехал в Сибирь. Встряхнулся. И тогда от драм к большой жизнерадостности перешел. У меня всегда такие скачки к жизнерадостности бывали. Написал я тогда бытовую картину - „Городок берут".
К воспоминаниям детства вернулся, как мы зимой через Енисей в Торгошино ездили. Там в санях - справа мой брат Александр сидит. Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез…
А первое мое воспоминание, это как из Красноярска в Торгошино через Енисей зимой с матерью ездили. Сани высокие. Мать не позволяла выглядывать. А все-таки через край посмотришь: глыбы ледяные столбами кругом стоймя стоят, точно дольмены. Енисей на себе сильно лед ломает, друг на друга их громоздит. Пока по льду едешь, то сани так с бугра на бугор и кидает. А станут ровно идти - значит, на берег выехали.
Вот на том берегу я в первый раз видел, как „Городок" брали. Мы от Торгошиных ехали. Толпа была. Городок снежный. И конь черный прямо мимо меня проскочил, помню. Это, верно, он-то у меня в картине и остался. Я потом много городков снежных видел. По обе стороны народ стоит, а посредине снежная стена. Лошадей от нее отпугивают криками и хворостинами бьют: чей конь первый сквозь снег прорвется. А потом приходят люди, что городок делали, денег просить: художники ведь. Там они и пушки ледяные, и зубцы - все сделают.

«Взятие снежного городка» - одна из самых известных картин великого русского художника Василия Ивановича Сурикова (1848-1916). Русский живописец смог при помощи красок и полотна передать настроение и праздничную атмосферу традиционной игры или забавы на Масленицу.

Василий Суриков. Взятие снежного городка

Картина «Взятие снежного городка» была написана в 1891 году, холст, масло, 156 на 282 см. В настоящее время картина находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. На полотне наглядно изображена традиционная игра, которая имеет глубокие корни и появилась, по всей вероятности, ещё в дохристианскую эпоху — языческие времена на Руси. Стоит отметить, что игра существует до сих пор и на Масленицу устраивается в разных областях России, где любят и чтут старинные традиции.

Суть игры заключается в том, что на Масленицу строится снежная крепость. Участники игры делятся на два лагеря. Одни защищают крепость, а вторые нападают. Игра продолжается до тех пор, пока крепость не будет взята и полностью разрушена. Сегодня это шумная и весёлая забава, однако в древности взятие снежного городка относилось к языческим поверьям в то, что на Масленицу весна побеждает зиму - весенние и летние боги врываются в снежную крепость зимних богов, разрушают её и приносят в мир тепло и жизнь. По той же самой причине на Масленицу сжигается баба — славяно-языческая богиня зимы и смерти Морана (Мара, Марена). Как бы то ни было, но традиция на Масленицу устраивать символическую битву весны с зимой крепко вошла в комплекс масленичных гуляний, наравне в блинами, ледяным столбом, сжиганием бабы и так далее.

На картине Сурикова запечатлён момент непосредственного взятия городка. Участник игры из группы нападающих верхом на коне прорывает защиту городка и разрушает снежную преграду.

На картине видно, как вокруг собралось большое количество людей, которые с улыбками и радостью на лицах наблюдают, как падёт снежная крепость на этот раз. Суриков также показал, что традиционная игра интересна как детям, так и взрослым. Больше того, за игрой наблюдают представители разных сословий. В левой части картины находятся обычные крестьяне, которые искренне радуются увлекательному зрелищу.

На заднем плане, за конём, разрушающим крепость, находятся играющие из группы защитников, они машут ветками, чтобы отпугнуть лошадей.

В правой части картины Суриков изобразил богато одетую дворянскую чету, которая наблюдает за взятием снежного городка не менее страстно и увлечённо.

Для того чтобы сделать картину максимально реалистичной и достоверной, Сурикову помогали крестьяне-сибиряки, которые специально для художника построили снежный городок и позировали живописцу. После написания картины, Василий Суриков представил её в Санкт-Петербурге. Спустя некоторое время её выкупил меценат и коллекционер Владимир фон Мекк. На выставке в Париже Сурикову за картину «Взятие снежного городка» была вручена именная медаль.

Василий Иванович Су́риков (12 (24) января 1848, Красноярск — 6 (19) марта 1916, Москва) — русский живописец, мастер масштабных исторических полотен.

«Взятие снежного городка » — одна из самых известных картин великого русского художника Василия Ивановича (1848-1916). Русский живописец смог при помощи красок и полотна передать настроение и праздничную атмосферу традиционной игры или забавы на Масленицу.

Картина «Взятие снежного городка» была написана в 1891 году, холст, масло, 156 на 282 см. В настоящее время картина находится в собрании Государственного в Санкт-Петербурге. На полотне наглядно изображена традиционная игра, которая имеет глубокие корни и появилась, по всей вероятности, ещё в дохристианскую эпоху — языческие времена на Руси. Стоит отметить, что игра существует до сих пор и на Масленицу устраивается в разных областях России, где любят и чтут старинные традиции.

Суть игры заключается в том, что на строится снежная крепость. Участники игры делятся на два лагеря. Одни защищают крепость, а вторые нападают. Игра продолжается до тех пор, пока крепость не будет взята и полностью разрушена. Сегодня это шумная и весёлая забава, однако в древности взятие снежного городка относилось к языческим поверьям в то, что на Масленицу весна побеждает зиму — весенние и летние боги врываются в снежную крепость зимних богов, разрушают её и приносят в мир тепло и жизнь. По той же самой причине на Масленицу сжигается баба — славяно-языческая богиня зимы и смерти Морана (Мара, Марена). Как бы то ни было, но традиция на Масленицу устраивать символическую битву весны с зимой крепко вошла в комплекс масленичных гуляний, наравне в блинами, ледяным столбом, сжиганием бабы и так далее.

На картине Сурикова запечатлён момент непосредственного взятия городка. Участник игры из группы нападающих верхом на коне прорывает защиту городка и разрушает снежную преграду. На картине видно, как вокруг собралось большое количество людей, которые с улыбками и радостью на лицах наблюдают, как падёт снежная крепость на этот раз. Суриков также показал, что традиционная игра интересна как детям, так и взрослым. Больше того, за игрой наблюдают представители разных сословий. В левой части картины находятся обычные крестьяне, которые искренне радуются увлекательному зрелищу. На заднем плане, за конём, разрушающим крепость, находятся играющие из группы защитников, они машут ветками, чтобы отпугнуть лошадей. В правой части картины Суриков изобразил богато одетую дворянскую чету, которая наблюдает за взятием снежного городка не менее страстно и увлечённо.

Для того чтобы сделать картину максимально реалистичной и достоверной, Сурикову помогали крестьяне-сибиряки, которые специально для художника построили снежный городок и позировали живописцу. После написания картины, Василий Суриков представил её в Санкт-Петербурге. Спустя некоторое время её выкупил меценат и коллекционер Владимир фон Мекк. На выставке в Париже Сурикову за картину «Взятие снежного городка» была вручена именная медаль.

С наступлением зимы на Руси заканчивались все полевые работы. И это понятно - снег, мороз, нет ни желания, ни возможности трудиться в такую погоду. Что не успели за осень - оставляли на весну, зимой же лучше отдохнуть.

Взятие снежного городка

Снежная битва

Пока старики лежали на печи, резали деревянные ложки да плели лапти, молодёжь отдыхала по-своему. Юноши и девушки катались с горок, играли в снежки, устраивали гулянья. Но самым популярным видом зимнего развлечения, самой весёлой забавой считалось взятие снежного городка.
Когда устанавливалась нужная погода - вдоволь снега, но уже слегка подтаявшего, и на улице не слишком морозно, - на сооружение зимней крепости собиралось всё село. Приходили и из соседних деревень - лишние руки не помешают. Лопатами вырезали из плотного снега аккуратные «строительные блоки», возводили по периметру крепость - снежную стену в два метра высотой, а то и выше. Затем делились на две команды: одна должна была всеми силами защищать городок, другая - захватить его.
Защитники оборонялись жестоко. Отбивали атаки мётлами и лопатами, швырялись в нападающих плотными снежками, сыпали на головы врагов снег целыми вёдрами и даже стреляли из ружей (разумеется, холостыми зарядами). Но и атакующие были не промах. Они в свою очередь делились на «коней» и «всадников», садились верхом друг на друга и плотной массой с гиканьем и разудалыми криками наваливались на снежные стены.
Атака начиналась и прекращалась по команде специально выбранного судьи - «городничего». Он же и определял победителей.
Несмотря на большое количество народа и яростные битвы, до кровопролития при взятии городка никогда не доходило (разве что кому-то особо плотным снежком нос разобьют). А все потому, что городок атаковали парни, а защищали его… исключительно девушки. У девушек в городке хранилось своё «знамя» - чья-нибудь пёстрая шаль. Тот из нападавших, кому удавалось захватить это знамя, получал право перецеловать всех защитниц. Летописи указывают, что такого права редко кто добивался.

Суриков и Сибирь

В 1888 году художника Василия Ивановича Сурикова настигло большое горе - умерла его горячо любимая жена. Сорокалетний живописец забросил свои картины и погрузился в глубокую депрессию.
Видя такое положение, мать и брат художника пригласили его вместе с дочерями - десятилетней Олей и восьмилетней Леной - к себе в гости, в Красноярск. Ну, как в гости - Суриков сам был родом из Красноярска, но в последние годы все больше жил в столицах да ездил по заграницам. И мысль побывать в родном городе показалась ему заманчивой.
Родная Сибирь сотворила чудо. Побывав на роскошных зимних гуляньях, понаблюдав, как парни и девушки вместе строят, а потом весело разрушают снежные крепости, прокатившись несколько раз на санях по заснеженным просторам, художник вышел из депрессии и вновь взялся за кисти. Так на свет появилась картина «Взятие снежного городка».
После Суриков ещё неоднократно возвращался в родной город. Именно там у него зародился замысел картины «Покорение Сибири Ермаком» - полотна, на котором изображена страшная битва, но при этом нет ни крови, ни трупов.

Картина Сурикова «Взятие снежного городка» полна веселья и радости. На ней изображено много людей, собравшихся, судя по всему на праздник. Действие происходит на открытой местности, возможно на большой поляне. Видно, что это ровное место, а на заднем фоне виднеются заснеженные горы и холмы. Художник изобразил праздничные гуляния, на которые пришли все жители округи.

Действие напоминает детскую забаву по построению крепости из снега. Видно, что сооружение состоит из больших комков снега. Это сооружение разбивает всадник на коне. Всадник в высокой меховой шапке, а конь темного окраса с черной гривой. Он разбивает снежную преграду своими копытами. Перед снежной крепостью изображен человек на санях с палкой в руках. Скорее всего, рядом с ним есть еще люди, они защищают крепость. За всадником толпа веселых людей, которые тоже с палками в руках. Они пришли, чтобы захватить крепость. «Взятие снежного городка» ‒ это такая забава, на которую собираются все жители. Одна группа людей как бы защищает снежную крепость, а другая пытается ее разрушить.

На картине много улыбающихся, смеющихся людей. Каждый персонаж прорисован до мельчайших деталей. Все в теплых тулупах, шапках и валенках. У каждого человека свое выражение лица, но их всех объединяет безудержное веселье. Даже сани, изображенные справа, нарисованы со всеми нюансами. Художник точно передал ощущение праздника и радости. Благодаря четко прорисованным деталям, картина выглядит как фотография, как будто автор сумел запечатлеть именно тот миг, когда конь разбивает крепость. Веселая толпа людей кажется яркой, благодаря контрасту одежды и белого снега. Все жители радуются происходящему как дети. Суриков передал настроение толпы путем тщательной прорисовки каждого выражения лица и мельчайших деталей.