Как моцарт влияет на мозг. Очистка сточных вод


Как создаются мифы? Можно ли монетизировать миф? Разбор полетов на примере мифа об «Эффекте Моцарта».
Зарождение мифа:

В 50-е годы прошлого столетия французский врач Альфред А. Томатис выдвинул гипотезу о возможности воздействия на мозг человека через его слух. Он предположил, что плавные тридцатисекундные переходы от «forte» (громко) к «piano»(тихо), которые Моцарт использовал в своих произведениях, совпадают с биоритмами в полушариях головного мозга. В 1991 году вышла его книга «Почему Моцарт?». В ней он сделал предположение, что музыка способна развивать и лечить мозг. Именно в этой книге он ввел понятие «Эффект Моцарта».

Признание мифа реальностью:

В 1993 году исследователи Френсис Раушер и Дэвид Шоу из Колумбийского университета изучили влияние музыки Моцарта на пространственное мышление человека. Они проиграли несколько сонат Моцарта группе испытуемых, после чего попросили их пройти стандартный тест на пространственное мышление. Результаты теста показали улучшение пространственного мышления, т.е. повышение концентрации внимания и скорости решения предложенных задач. Но этот эффект сохранялся только на протяжении 15 минут. Результаты этого исследования были опубликованы журналом Nature. При этом исследователи не делали никаких заявлений об улучшении показателя IQ в целом.

Популяризация мифа

Хотя исследование Раушера и Шоу показало лишь кратковременное улучшение пространственного мышления, их результаты были истолкованы общественностью и СМИ как «улучшение работы мозга в целом». В 1994 году музыкальный обозреватель Алекс Росс написал в New York Times статью под названием: «исследователи установили, что прослушивание Моцарта на самом деле делает вас умнее». А в 1997 году о результатах исследования
Раушера и Шоу упомянула газета Boston Globe.

Монетизация мифа:

В 1997 вышла книга Дона Кэмпбелла «Эффект Моцарта: сила музыки – исцелит тело, укрепит ум и раскроет творческий дух». В своей книге он утверждал, что прослушивание музыки Моцарта (особенно фортепианных концертов) не только улучшает работу мозга и делает человека умнее, но и оказывает благоприятное воздействие на общее психическое состояние. Вслед за первой книгой, он тут же написал и вторую – «Эффект Моцарта для детей». В этой книге он рекомендовал проигрывать классическую музыку младенцам для улучшения их умственного развития. Свои высказывания, ссылаясь на исследование Раушера и Шоу, Кэмпбелл представлял как уже доказанные научные факты

По сути, он утверждал, что произведения Моцарта – волшебные «таблетки от всего». Они могут быть использованы для снятия стресса и депрессии, для расслабления и улучшения памяти, для лечения дислексии, аутизма и других психических и физических расстройств. Кроме того, он уверял, что точно знает, какие произведения Моцарта необходимо слушать для: «глубокого отдыха и омоложения», «развития интеллекта и обучения», «развития творчества и воображения». Одновременно с выходом книг он выпустил коллекцию аудиодисков с «правильной» подборкой произведений Моцарта.

В результате Кэмпбеллом был создана новый рынок, эксплуатирующий веру потребителей в существование «универсального лекарства». Товаром на рынке стали книги и сборники музыки, изданные вначале Кэмпбеллом, а потом – и его последователями.

Тяжелая артиллерия:

13 января 1998 года Зел Миллер, кандидат на пост губернатора штата Джорджии (США), в своем выступлении перед избирателями, заявил, что его проект бюджета штата будет включать в себя $105.000 в год для обеспечения каждого ребенка, родившегося в штате, кассетой или диском с записью классической музыки.

Опровержение мифа:

В 1999 году две группы исследователей подняли вопрос: существует ли «Эффект Моцарта» на самом деле? В статье «Прелюдия или Реквием по «Эффекту Моцарта», на основе анализа результатов нескольких исследований, Чабрис сообщил: «любое улучшение пространственного мышления, приписываемое «Эффекту Моцарта» слишком мало и не отражает изменения в IQ или способности логически мыслить в целом. Тем не менее, такое улучшение может помочь решить одну конкретную задачу. Но это связано с обычным явлением в нейропсихологии – возбудителями удовольствия и «Эффект Моцарта» здесь не при чем».

Правительство Германии, в свою очередь, также провело специальное исследование, посвященное изучению «Эффекта Моцарта». В своём докладе они сделали вывод: «...прослушивание Моцарта или любой другой музыки, которая вам нравится – не сделает вас умнее…»

Френсис Раушер, чьи результаты были опубликованы в журнале Nature и с кого, собственно, все началось, был одним из первых исследователей, отрицающих влияние музыки Моцарта на улучшения работы мозга в целом. В 1999 году в ответ на очередную статью об «Эффекте Моцарта», он написал: «Результаты нашего исследования о влиянии сонаты Моцарта К.448 на пространственно-временное выполнение задачи, вызвали не только большой интерес, но и несколько заблуждений…».

Миф умер, да здравствуй миф.

Несмотря на то, что существование «Эффекта Моцарта» в научной среде было опровергнуто достаточно давно, созданный Кэмпбеллом рынок, не только до сих пор жив, но и успешно развивается.

По запросу «Эффект Моцарта» поисковые системы выдают множество предложений купить книги и диски. На сайтах для будущих мам можно не только купить подборку дисков с «Эффектом Моцарта», но и записаться на семинар по этой теме. «Опытные психологи», за умеренную плату, предлагают свои услуги по подбору индивидуальных музыкальных программ для расслабления, улучшения памяти и лечения психических расстройств.

http://professionali.ru/Blogs/Post/22869024/

  • Исследовано воздействие классической музыки на мозг молодых и пожилых людей.
  • Соната для двух фортепиано Ре Мажор Моцарта вызывает изменения в мозговой активности.
  • Это усиление активности связано с памятью, способностью к познанию и решению проблемных задач.
  • Но “К Элизе” Бетховена не смогла вызвать значимых изменений в мозге.

Недавние исследования показали, что музыка Моцарта может улучшить память и способность к обучению. Ученые доказали, что после прослушивания классической музыки этого композитора усиливаются мозговые волны, связанные с памятью, пониманием мира и способностью решать задачи. Но музыка Бетховена не оказала аналогичное воздействие. Поэтому ученые полагают, что в произведениях Моцарта заложено что-то особенное, способное влиять на наш мозг.

Ученые из Римского университета Ла Сапиенца утверждают: “Полученные результаты указывают на то, что музыка Моцарта способна активировать нейроны в коре головного мозга, отвечающие за внимание и познавательные функции. Но далеко не всякая музыка вызывает подобный эффект”. Эксперимент, результаты которых опубликованы в журнале “Consciousness and Cognition”, основан на записи электрической активности мозга добровольцев с помощью ЭЭГ.

Всего было три группы добровольцев по 10 человек. “Молодые” здоровые люди со средним возрастом 33 года, “Пожилые” здоровые со средним возрастом 85 лет и “Пожилые” с умеренными нарушениями когнитивных функций и средним возрастом 77 лет. Запись мозговой активности осуществлялось до и после прослушивания Сонаты для двух фортепиано Ре Мажор K448 Моцарта, а также до и после прослушивания “К Элизе” Бетховена.

Ученые пришли к выводу, что соната Моцарта K448 увеличивает силу альфа-волн в головном мозге и частотный индекс фоновой активности MF в группах “Молодые” и “Здоровые пожилые”. Оба этих показателя связаны с Коэффициентом интеллекта (IQ), памятью, познавательными способностями, успешностью в решении задач. Музыка Бетховена не вызвала никаких изменений в головном мозге всех исследованных групп.

То есть, положительно воздействуют на мозг произведения Моцарта, но не любая музыка.
Данный эффект нуждается в дальнейших исследованиях, пока же ученые полагают, что музыка Моцарта способна активировать в коре головного мозга нейроны, отвечающие за внимание и когнитивные функции. Причем эффект наблюдается не только у молодых, но и у здоровых пожилых людей.

Возможно рациональное четко организованное построение сонаты “отражает организацию коры головного мозга мозга” Одной из характерных особенностей музыки Моцарта является частое повторение мелодичной темы. Поэтому слушатель практически лишен “элементов-сюрпризов”, способных отвлечь его внимание от рациональной линии, в которой все составляющие развития гармонического и мелодичного напряжения предугадываются им.

В одном британском монастыре во время дойки коров включали музыку Моцарта и было отмечено значительное увеличение надоев молока! Канадцы прибегают к привлечению небольших квартетов, исполняющих произведения великого австрийца на улицах городов, для упорядочивания уличного движения.

музыка Моцарта повышает интеллект

Еще в девяностых, многие зарубежные научные общества занялись изучением влияния музыки Моцарта на интеллектуальную способность студентов к запоминанию учебного материала и пришли к выводу, что это и есть то, что способно стимулировать работу мозга и в общем ЦНС! Одним словом, простое волшебство музыки! Согласно исследованиям ученых любой музыке свойственно возбуждать слуховой центр мозга головного иногда и центры, ответственные за эмоции, но лишь одной музыке – произведениям великого австрийца, свойственно активизировать полностью кору мозга головного . Согласно выражению ученых кора в это время издает «свечение»! И сие чудом вовсе не считают, называя такую реакцию объективным процессом, улучшающим память и мышление — .

И опять же понятно всем – мозговой активности свойственно содействовать росту интеллекта . Согласно выводам американских ученых, прослушивание произведений Моцарта на протяжении всего десяти минут, приводит к росту IQ до десяти единиц! Вот пример эксперимента о влиянии музыки композитора на умственные способности студентов во время тестирования. Одна группа студентов работала в тихом помещении, второй предложили прослушать аудиокнигу, третьей — одну из сонат австрийского композитора. Результат эксперимента оказался поразительным - рост умственных способностей первой и второй групп студентов составили от четырнадцати до одиннадцати процентов, ну а студенты, наслаждающиеся музыкой, показали результат свыше шестидесяти процентов.

Причем влияние музыки Моцарта позитивно сказывается в любом случае, то есть независимо от того, как человек относится к классической музыке – хватает пяти минут прослушивания, чтобы значительно улучшить память и концентрацию. Несомненно и то, что музыка талантливого композитора оздоравливает людей, способствует исцелению от большинства болезней – об этом свидетельствуют ученые, психологи и врачи всей нашей планеты — лечебный эффект музыки Моцарта !

Исследования показывают, что музыка Моцарта усиливает мозговую активность. Послушав произведения великого композитора, люди, отвечающие на IQ-тест, демонстрируют заметное повышение интеллекта.

Особые свойства музыки Моцарта впервые привлекли общественное внимание благодаря новаторским исследованиям в Калифорнийском университете в начале 1990-х годов прошлого века. В центре нейробиологии города Ирвин, который занимается изучением процессов педагогики и памяти, группа исследователей начала изучать воздействие музыки Моцарта на студентов и подростков. Френсис X. Раушер, доктор философии, и ее коллеги провели исследование, в котором выпускники университета с факультета психологии тестировались на индекс пространственного интеллекта (по стандартной интеллектуальной шкале Стэнфор-да-Бине). Результат оказался на 8-9 пунктов выше у испытуемых, которые прослушивали в течение десяти минут «Сонату для двух фортепиано ре-мажор» Моцарта. Несмотря на то что эффект от прослушивания музыки продолжался всего десять - пятнадцать минут, группа доктора Раушер сделала вывод о том, что взаимосвязь между музыкой и пространственным мышлением настолько сильна, что даже простое прослушивание музыки может дать значительный эффект.

Сила музыки Моцарта

«Музыка Моцарта способна "разогревать мозги", - предположил Гордон Шоу, физик-теоретик и один из исследователей, после того как были объявлены результаты. - Мы предполагаем, что сложная музыка возбуждает столь же сложные нервные модели, которые связаны с высшими формами умственной деятельности, такими как математика и шахматы. И наоборот, простая и монотонная навязчивая музыка может дать противоположный эффект».

У Моцарта необыкновенная музыка - не быстрая и не медленная, плавная, но не занудная, и очаровательная в своей простоте. Этот музыкальный феномен, до конца еще не объясненный, так и назвали - "Эффект Моцарта".

Популярный французский актер Жерар Депардье испытал его в полной мере. Дело в том, что приехавший покорять Париж юный Жеже, плохо владел... французским и к тому же заикался. Известный врач Альфред Томатис посоветовал Жерару каждый день по два часа как минимум... слушать Моцарта! "Волшебная флейта" и в самом деле может творить чудеса - через несколько месяцев Депардье говорил, как пел.

Уникальность и необыкновенная сила музыки Моцарта, скорее всего, объясняются его жизнью, в особенности обстоятельствами, которые сопровождали его появление на свет. Моцарт был зачат в редкой среде. Его предродовым существованием было ежедневное погружение в мир музыки. В доме звучала скрипка отца, который, безусловно, оказал колоссальное влияние на развитие нервной системы и пробуждение космических ритмов еще в утробе матери. Его отец был капельмейстером, дирижером хоровых и музыкальных капелл в Зальцбурге, а его мать, дочь музыканта, сыграла колоссальную роль в его музыкальном развитии. Она пела песни и серенады еще на этапе беременности. Моцарт родился буквально вылепленным из музыки.

Эксперименты по изучению феномена основаны на предположении, что музыка оказывает влияние на мозг на анатомическом уровне, делает его подвижнее. Для детей она может оказывать сильнейшее влияние на формирование нейронных сетей и умственное развитие ребенка.

Из результатов исследований были сделаны далеко идущие выводы, особенно в отношении воспитания детей, первые три года жизни которых считаются определяющими для их будущего интеллекта.

Многочисленные противники, пытаясь экспериментально доказать, что никакого "эффекта Моцарта" не существует, регулярно приходят к выводу об ошибочности своих суждений.

Недавно еще один скептик изменил свое мнение насчет музыки Моцарта. Эрик Сайгел из колледжа Элмхерста в Иллинойсе воспользовался для этого тестом на пространственное мышление. Испытуемые должны были посмотреть на две буквы Е, одна из которых вращалась под углом по отношению к другой. И чем больше угол, тем труднее было определить, одинаковые буквы или разные. Миллисекунды, затраченные испытуемым на сравнение букв, и были той мерой, которой определялся уровень пространственного мышления субъекта. К удивлению Сайгеля, те испытуемые, которые перед тестом слушали Моцарта, определяли буквы гораздо точнее.

Исследователи сделали вывод, что вне зависимости от вкусов или предыдущего опыта слушателей, музыка Моцарта неизменно производила на них успокаивающее действие, улучшала пространственное восприятие и возможность более ясно и четко выразить себя в процессе общения. Доказано, что ритмы, мелодии и высокие частоты музыки Моцарта стимулируют и загружают творческие и мотивационные области головного мозга.

Гений Моцарта

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в австрийском городе Зальцбург. Музыкальный гений Моцарта проявился уже в раннем детстве, Он написал свою первую симфонию, когда ему еще не было 10 лет, а первую успешную оперу - к 12 годам. За короткую жизнь (Моцарт умер в возрасте 35 лет) композитор создал 40 симфоний, 22 оперы и еще более пятисот произведений в других жанрах. 10 из 35 лет жизни он провел, путешествуя по более чем 200 городам Европы.

За свою недолгую жизнь Вольфганг Амадей Моцарт создал сотни сольных и оркестровых музыкальных произведений, вдохновивших Бетховена, Вагнера и других композиторов.

"Моцарт - это что-то непостижимое в музыке, - сказал Гете своему другу Иоганну-Петеру Эккерману, - это - образ, который воплощает демона: настолько манящий, что каждый стремится к нему, и настолько великий, что никто не может его достичь".

Мы подвергли этих животных [крыс] в утробе матери и через шестьдесят дней после рождения различным видам слуховой стимуляции, а затем привели их в пространственный лабиринт. И, конечно, животные, подвергшиеся эффекту Моцарта, прошли лабиринт быстрее и с меньшим количеством ошибок. Теперь мы анатомируем животных и изучаем их мозг, чтобы нейро-анатомически точно выявить, что конкретно в мозгу изменилось от этого воздействия. Возможно, что интенсивное воздействие музыки оказывает подобные эффекты на пространственные области гиппокампа головного мозга. – Доктор Фрэнсис Раушер

То, что опыт детей в первые годы их жизни, в конечном счете определяет их схоластические способности, будущую карьеру, а также способность заводить любовные отношения, почти не подтвержден нейробиологией. – Джон Брюэр

Эффект Моцарта это термин, введенный Альфредом А.Томатисом для предполагаемого усиления развития мозга, происходящего у детей в возрасте до 3 лет, когда они слушают музыку Вольфганга Амадея Моцарта .

Идея эффекта Моцарта возникла в 1993 году в Калифорнийском университете в Ирвине у физика Гордона Шоу и Фрэнсис Раушер а, бывшего виолончелиста и специалиста по когнитивному развитию. Они изучали воздействие на несколько десятков студентов первых 10 минут «Сонаты для двух фортепиано ре мажор» (оп.448). Они обнаружили временное улучшение пространственно-временного мышления, если судить по шкале Стэнфорд-Бине. Многочисленные попытки повторить эти результаты проводились, но большинство из них оказались неудачными (Willingham 2006). Один из исследователей отметил, что «самое лучшее, что можно сказать о результатах их исследования, так это то, что прослушивание записей Моцарта на короткое время увеличивает IQ» (Линтон). Раушер продолжил изучать влияние эффекта Моцарта на крыс. Шоу и Раушер полагают, что прослушивание Моцарта улучшает пространственное мышление и память у людей.

В 1997 году Раушер и Шоу объявили, что получили научные доказательства того, что обучение игре на фортепиано и пению превосходят компьютерное обучение по развитию у детей навыков абстрактныого мышления.

Эксперимент включал в себя три группы дошкольников: одна группа получала частные уроки фортепьяно и пения, вторая группа получала частные уроки компьютера, третья группа не получала никакой подготовки. Те дети, которые проходили обучение игре на фортепьяно, показали результаты на 34% выше в тестах измерения пространственно-временных способностей, чем другие. Эти результаты показывают, что музыка однозначно развивает высшие функции мозга, необходимые для изучения математики, шахмат, науки и техники («Неврологические исследования», февраль 1997 года).

Шоу и Раушер дали толчок целой индустрии. Кроме того, они создали свой??собственный институт: Нейроинститут музыкального развития интеллекта (MIND). Они проводят многочисленные исследования, чтобы доказать удивительные эффекты музыки, они даже создали веб-сайт для отслеживания всех новостей, касающихся этих исследований.

Шоу и Раушер утверждают, что их работы была искажены. На самом деле, они показали, «что существуют структуры нейронов, которые возбуждаются один за другим и, что, кажется, есть участки мозга, которые реагируют на определенные частоты». Это не то же самое, что показать, будто прослушивание Моцарта повышает интеллект у детей. Тем не менее, Шоу не собирается ждать более убедительных доказательств, поскольку и без этого не испытывает недостатка в родителях, желающих повысить IQ собственных детей. Он выпустил книгу, а также компакт-диск с названием «Вспоминайте Моцарта». Этот диск можно заказать и купить в институте Шоу. Он и его коллеги уверены, что, поскольку пространственно-временное мышление играет существенную роль при решении когнитивных задач, стимуляция связанных с ним зон мозга при выполнении упражнений увеличит способности человека. Шоу и его сотрудники продают специальную компьютерную программу, которая при содействии бойкого мультипликационного пингвина способствует развитию пространственного мышления у всех желающих.

Шоу и Раушер дали толчок развитию целой индустрии, но СМИ и некритически настроенные люди породили альтернативную науку, поддерживающую эту индустрию. Преувеличенные и ложные утверждения о воздействии музыки стали настолько избитыми, что попытка их корректировки была бы бесполезной тратой времени. Например, Джамал Мунши, сотрудник университетской бизнес-администрации из округа Сонома, коллекционирует пикантные новости о дезинформации и легковерии. Он размещает их на своем сайте в рубрике «Странно, но факт». Там есть информация об экспериментах Шоу и Раушера, продемонстрировавших, что прослушивание сонаты Моцарта «увеличивает показатель научно-технических способностей студентов на 51 балл». На самом деле, Шоу и Раушер раздали бланки с тестами 36 студентам Калифорнийского университета и обнаружили, что при прослушивании музыки Моцарта участники демонстрировали временное улучшение на 8-9% своих личных показателей по сравнению с аналогичным тестированием, проводившимся после прослушивания релаксационной музыки. (Мунши также утверждает, что наука не может объяснить, как мухи летают. Ученые работают над этой важной проблемой , поэтому мы должны отдать им должное. Некоторые даже утверждают, что знают, как насекомые летают.)

Дон Кэмпбелл, сторонник взглядов Карлоса Кастанеды и П.Т. Барнума, преувеличивает и искажает работы Шоу, Раушера и других в свою пользу. Он сделал своей торговой маркой выражение «Эффект Моцарта» и торгует собой и своей продукцией на сайте www.mozarteffect.com . Кэмпбелл утверждает, что у него рассосался тромб в мозгу благодаря молитвам и воображаемой вибрирующей руке внутри правой стороны черепа. Легковерные сторонники альтернативной медицины не ставят под сомнение это утверждение, хотя оно является одним из утверждений, которые не могут быть доказаны или опровергнуты. Он мог бы также утверждать, что тромб рассосался благодаря ангелам. (Интересно, почему у него образовался тромб, если музыка так хорошо влияет на человека. Может быть, он слушал рэп?)

Утверждения Кэмпбелла о воздействии музыки по колоритности напоминают стиль рококо. И подобно рококо, они столь же искусственны. (Кэмпбелл заявляет, что музыка может исцелить от всех недугов). Он подает свои доказательства в повествовательной форме и неправильно их интерпретирует. Некоторые его результаты совершенно фантастичны.

Все его аргументы рушатся при малейшем вмешательстве здравого смысла. Если музыка Моцарта способна поправлять здоровье, почему сам Моцарт часто болел? Если прослушивание музыки Моцарта способствует улучшению интеллекта, почему самые умные люди не относятся к знатокам творчества Моцарта?

Отсутствие доказательств эффекта Моцарта не помешала Кэмбеллу стать фаворитом наивной и доверчивой публики, которой он читает лекции.

Когда журналу McCall’s нужен совет, как избавиться от печали с помощью музыки, когда телеканал PBS хочет взять у специалиста интервью о том, как голос может зарядить вас энергией, когда корпорация IBM нуждается в консультанте по вопросам использования музыки для роста производительности труда, когда Национальной ассоциации выживших от рака требуется оратор, умеющий говорить об исцеляющей роли музыки, они обращаются к Кэмпбеллу. (сайт Кэмпбелла)

Губернаторы штатов Теннесси и Джорджия основали программу, согласно которой компакт-диск Моцарта выдается каждому новорожденному. Законодательное собрание штата Флориды приняло закон, требующий, чтобы классическую музыку играли каждый день в финансируемых государством детских образовательных учреждениях. Сотни больниц получили бесплатные компакт-диски классической музыки в мае 1999 года от Национальной академии звукозаписи и Фонда науки. Вряд ли эти благие намерения основаны на твердых исследованиях, что классическая музыка повышает интеллект ребенка или ускоряет процесс выздоровления у взрослых.

По утверждению Кеннета Стила , профессора психологии Аппалачского государственного университета, и Джона Брюэра, руководителя Фонда имени Джеймса МакДоннела в Сент-Луисе, прослушивание произведений Моцарта в действительности не оказывается воздействия на интеллектуальную деятельность или здоровье. Стил и ее коллеги Карен Басс и Мелисса Крук утверждают, что они опирались на сообщения Шоу и Раушера, но не могли «найти какой-нибудь эффект», хотя их исследование включало 125 студентов. Они пришли к выводу, что «имеется очень мало доказательств в поддержку внедрения программ, основанных на существовании эффекта Моцарта».Их исследование, опубликованно в июле 1999 года. Два года спустя, некоторые исследователи сообщили в том же журнале, что случаи наблюдения эффекта связаны с «повышеним настроения и возбуждением» (Willingham 2006).

В своей книге Миф о первых трех годах жизни Брюэр критикует не только эффект Моцарта, но и несколько других мифов, базирующихся на неправильной интерпретации последних исследований мозга.

Эффект Моцарта является примером того, насколько в нашем мире переплелись наука и СМИ. Сообщение длиной в несколько абзацев в научном журнале становится универсальной истиной в течение нескольких месяцев, которой верят даже ученые, которые знают, как СМИ умеют искажать и извращать результаты. Другие, чуя запах денег, переходят на сторону победителя, добавляя свои собственные мифы, сомнительные утверждения и искажения в общую копилку. Тогда многие легковерные сторонники смыкают свои ряды и выходят на защиту веры, потому что на кону стоит будущее наших детей. Мы радостно покупаем книги, кассеты, диски и т. д. Вскоре в миф уже верят миллионы, считая его научным фактом. Потом процесс наталкивается на легкое критическое сопротивление, потому что мы уже знаем, что музыка может влиять на чувства и настроение. Тогда почему бы ей не влиять на интеллект и здоровье, хотя бы немного и временно? Это просто здравый смысл, не так ли? Да, и еще одна причина для скептицизма.