Рисуется нос человека. Рисуем нос, как нарисовать нос поэтапно


У подавляющего большинства людей нос является наиболее выступающей частью лица. Зачастую именно эта «деталь» придаёт образу выразительность и индивидуальность. Если художник не представляет, как нарисовать нос, ему не удастся добиться портретного сходства.

Что понадобится для работы?

Для тренировочных набросков вы можете использовать любые привычные материалы: ручки, линеры, фломастеры. Однако для длительного портрета вам понадобятся бумага, простой карандаш средней твердости. Поначалу не помешает и резинка: придётся вносить коррективы. Зато, если вы будете знать, как нарисовать нос карандашом, со временем вам покорятся и все остальные материалы.

Теоретические основы: пропорциональные соотношения

Прежде всего разберёмся, человека спереди, или анфас. Не имеет значения, работаете ли вы с натуры, по фотографии или по воображению. Прежде чем рисовать нос (а также глаза, рот, уши и так далее), нужно обозначить на бумаге контуры лица и определить, как соотносятся между собой размеры его частей. Конечно, можно учиться изображать нос отдельно, но для лучшего понимания пропорциональных отношений имеет смысл хотя бы схематично обозначить лицо целиком. Итак, прежде всего нарисуйте овал и наметьте на нём основные конструктивные линии:

На верхней поперечной линии будут располагаться брови, вдоль нижней - рот, а средняя обозначает основание носа. Имейте в виду, что длина «спинки», то есть передней поверхности этого органа, составляет примерно треть от высоты головы без учёта волосяного покрова. Таким образом, переносица будет располагаться чуть выше линии глаз (посмотрите на иллюстрацию, расположенную ниже, и убедитесь в этом). Границы по высоте определены!

Что касается ширины основания носа, то она примерно равна расстоянию между глазами. Также стоит отметить, что длина спинки приближена к высоте уха. Обозначьте границы носа на овале лица.

Как нарисовать нос карандашом поэтапно: определяем общую форму

Поскольку вы рисуете карандашом, потренируйтесь в тональной моделировке, так как лучшего инструмента для этого дела не найти. Чтобы показать, что нос является выступающей частью лица, затените его боковые плоскости. Таким образом, его спинка и кончик станут самыми светлыми областями на вашем рисунке. А вот нижняя плоскость носа (включая ноздри) при нормальных условиях всегда находится в тени: заштрихуйте её как можно гуще (но в разумных пределах, конечно же). Ваш рисунок должен стать более объемным, выразительным и реалистичным.

Завершение работы

Предположим, теперь вы знаете, как нарисовать нос карандашом поэтапно. Теперь вы должны проверить, похож ли он на оригинал. Если сходство оставляет желать лучшего, ещё раз проверьте все пропорциональные соотношения. Возможно, вы неправильно определили углы. Конечно, обладателя крючковатого носа даже новичок не изобразит курносым, но любые ошибки в обозначении величин ведут к потере сходства. Уточните ширину крыльев и их форму. Не увлекайтесь деталями: достоверность изображения зависит не от них, а от правильной передачи пропорций. Оцените, как нос в целом смотрится на лице. Он не должен «выбиваться из общей картины». Возможно, вам придётся приглушить тон или сместить несколько линий.

Как нарисовать нос поэтапно: профиль

Глядя на лицо модели сбоку, мы видим только одну плоскость носа. Это упрощает задачу. Главное, что от вас требуется - это «поймать» характерные черты и правильно отобразить форму. Обратите особое внимание на положение кончика носа относительно его крыльев (выше, ниже, на одной линии), а также на излом переносицы и характер спинки (она может быть выпуклой, вогнутой или прямой). Если вам удастся запечатлеть эти нюансы правильно, модель будет по крайней мере узнаваема. На иллюстрации, расположенной ниже, изображены носы разных типов. Они мало похожи друг на друга (и дело не только в цвете). Если вы приглядитесь получше, то обнаружите, что они отличаются главным образом формой и длиной спинки, которая и определяет силуэт в целом.

Теперь вы хотя бы в теории знаете о том, как нарисовать нос. Но без практики все эти сведения совершенно бесполезны. Как можно чаще рисуйте носы различных типов, делайте короткие наброски знакомых и друзей, анализируйте форму, отмечайте закономерности строения частей лица. Теорию не стоит сбрасывать со счетов, но всё-таки именно практика поможет вам овладеть искусством портретирования, в особенности если вы не имеете художественного образования.

Чтобы правильно нарисовать голову человека, нужно знать её пропорции.

Голова имеет овальную форму, которая делится линией глаз на две примерно одинаковые части, то есть линия глаз находится при­мерно на середине лица.

Лицо рисовать довольно сложно. Условно его можно разделить на три части: от начала волос до линии бровей, от линии бровей к концу носа и от конца носа к подбородку.

Верхний край уха расположен на уровне бровей, нижний - на уровне основания носа. Линию глаз можно поделить на пять оди­наковых частей, из которых вторую и четвёртую занимают глаза.

Ширина носа равняется длине глаз, а рот немного шире носа.

Расстояние между глазами равно ширине глаз или ширине ос­нования носа. Уши располагаются от линии бровей до линии осно­вания носа, разрез рта - на одну треть расстояния от основания носа до конца подбородка.

Голова симметрична, и рисовать её можно на основе условной линии, которая начинается на затылке, проходит посередине лба между глазами, вдоль носа, посередине рта и подбородка. Эта ли­ния называется срединной и служит для построения парных сим­метричных форм.

Знание этих пропорций поможет начинающему художнику в работе над портретом.

Форма головы бывает разных типов.

А теперь посмотри, как зарисовать разное выражение лица че­ловека.

Рисование головы начинают с построения её яйцевидной формы, при этом нужно помнить, что форму головы нужно наметить так, чтобы её середина по горизонтали проходила чуть выше середины листа и чтобы голова не была очень сдвинута вправо или влево. Толь­ко после этого намечают части лица. Их нужно изучить очень вни­мательно: от этого зависит схожесть портрета с натурой.

К основным частям лица относятся глаза, нос, губы и уши. Ко­нечно же, у каждого человека свои, неповторимые глаза, нос и губы. Но это только кажется, на самом деле их можно обобщить и упрос­тить их форму.

Голову человека рисуют в анфас (когда он смотрит прямо),

в профиль (когда голова повёрнута боком),

и в пол-оборота.

Рисуем глаза

Глаза играют очень важную роль в сходстве портрета с натурой. Начать рисовать глаз можно с его обобщённой формы - шара, вставленного в горизонтально расположенный овал (глазную впа­дину). Поэтому, приступая к прорисовке глаз, нужно наметить глазные впадины, при этом помня, что они расположены не очень близко к носу. Расстояние между глазами равно длине самого гла­за. Далее, наметив зрачок, начинаем прорисовывать веки.


Рисуя профиль, нужно помнить, что верхнее веко выдвинуто немно­го больше вперёд, чем нижнее. А зрачок из круглого превращается в сплющенный овал.

Рисуя лицо в пол-оборота, об­рати внимание, как верхнее веко глаза приподнимается.

Достоверность портрета зависит от большего или меньшего уси­ления теней, а не от направления штрихов, поэтому прежде всего нужно стараться правильно класть тени и заниматься штриховкой только тогда, когда навыки её уже приобретены.

Провести линию, проходящую через глаз, внимательно наблю­дая за её направлением. Найти длину глаза, которую обозначить двумя вертикальными линиями. Прорисовать контуры глаза, по­мня, что передняя выпуклость или округлость глаза видна в гла­зах, рисуемых в профиль или в пол-оборота.

Рисуем губы

Прежде чем начать рисовать губы, нужно наметить среднюю линию рта (это линия, где верхняя губа соединяется с нижней), затем на этой линии определить длину и толщину губ (обычно ниж­няя губа более толстая, чем верхняя, но бывает, что они равны по толщине). Также нужно помнить, что рот находится ниже линии основания носа. Далее нужно начать обрисовывать очертания губ, стараясь передать их характерную форму (тонкие, толстые, сред­ние, ровные по контуру или с изгибом на верхней губе).

При прорисовке губ в профиль или в пол-оборота нужно наме­тить величину разреза рта, его наклон, а также степень толщины (то есть выдвинутости одной из губ).

Разрез рта располагается на одной трети расстояния от осно­вания носа до конца подбородка.

Рисуем рты в анфас и в профиль. Сначала наметим линию, пе­ресекающую рот, затем определим длину этой линии двумя чёр­точками,

Затем найдём середину рта и обозначим её линией, параллель­ной линиям, обозначающим длину рта.

Затем обозначим толщину губ и обозначим зубы, если рот при­открыт.

Рисуем нос

Рисуя нос, нужно сначала внимательно изучить его характер­ные особенности: носы бывают прямые (1), курносые (2) и с гор­бинкой (3).

Также носы бывают длинные, короткие, узкие и широкие. Ос­нование носа равно ширине глаза. Намечая нос, нужно помнить, что середина лицевой линии носа проходит через середину его ос­нования и кончика.

Рисуя профиль или полуоборот, нельзя забывать, что чем силь­нее поворот головы, тем дальше кончик носа находится от средин­ной линии.

А теперь попробуем нарисовать рот и нос вместе.

Теперь рисуем нос и глаз.

Рисуем уши

Уши обычно расположены на уровне от бровей до основания носа. Для того чтобы правильно наметить уши, нужно вычертить воображаемую ось уха, которая проходит параллельно линии носа. Далее намечают общую форму уха и прорисовывают детали.

Нарисовать продолговатый четырёхугольник и разделить его поперёк на две равные части. Обвести наружную окружность уха, затем наметить его толщину и прорисовать середину (полость уха).

Рисуем волосы

Волосы красиво обрамляют голову и начинаются на середине расстояния от линии глаз до темени (верхней точки головы). Все причёски можно свести к наиболее типичным.


Рисуем шею

Шея является опорой для головы и прочно укреплена на пле­чах. Перед началом рисования нужно определить высоту шеи и её отношение к высоте и ширине головы. Сначала намечают средин­ную линию шеи, проходящую от нижней части челюсти до шей­ной впадины. Сама шея состоит как бы из трёх условных фигур: прямоугольника и двух треугольников.

Это средний по сложности урок. Повторить этот урок может быть затруднительно и взрослым, поэтому не рекомендую рисовать нос по этому уроку маленьким детям, но если есть большое желание — то можно и попробовать. Также хочу отметить урок « » — обязательно попробуйте повторить его, если у вас останется время и желание рисовать сегодня.

Что понадобится

Для того, чтобы нарисовать нос нам может понадобиться:

  • Бумага. Лучше брать среднезернистую специальную бумагу: начинающим художникам будет гораздо приятней рисовать именно на такой.
  • Наточенные карандаши. Советую брать несколько степеней твердости, каждую нужно использовать для разных целей.
  • Ластик.
  • Палочка для растирания штриховки. Можно использовать обычную бумагу, скрученную в конус. Ей лего будет растирать штриховку, превращая её в монотонный цвет.
  • Немного терпения.
  • Хорошее настроение.

Поэтапный урок

Разные части тела и органы человека должны рисоваться с определенной долей реализма. Этого требует академический рисунок. Также, он настоятельно рекомендует рисовать нос с натуры или, в крайнем случае, с фотографии. Только так можно добиться высокой реалистичности и проработанности.

Кстати, кроме этого урока советую обратить своё внимание на урок « ». Он поможет повысить ваше мастерсово или просто доставит немного удовольствия.

Обратите внимание, что каждый предмет, каждое живое существо, каждое явление на бумаге можно изобразить при помощи простых геометрических предметов: кружочков, квадратиков и трегольников. Именно они создают форму, именно их нужно видеть художник в окружающих предметах. Нет дома, есть несколько больших прямоугольников и треугольник. Так строить сложные предметы гораздо легче.

Совет: создавайте набросок как можно менее толстыми штрихами. Чем толще будут штрихи наброска — тем трудней их будет стереть в последствии.

Первым шагом, точнее нулевым, всегда нужно размечать лист бумаги. Это даст вам понять где конкретно будет находиться рисунок. Если вы расположите рисунок на половине листа — вторую половину вы сможете использовать для другого рисунка. Вот пример разметки листа по центру:

В качестве примера мы будем использовать так называемый Нубийский нос — длинный и широкий у основания. Счастливым обладателем такого носа является президент СМА Барак Обама.

Начнём с пропорций носа. Они показаны на первой картинке. Соотношение между высотой и широтой носа должно быть примерно 1,5:1. Начертим примерные границы, в которых он будет расположен. Линии можете не делать такими жирными, чтобы он не получился как будто в рамочке. Достаточно всего пару легких штрихов, чтоб было понятно, или просто представить в уме.

Нарисуем внизу посерединке кривую — основание носа. И две небольшие извилины по краям для ноздрей. Конечно, у каждого человека разные носики (толще, шире, уже, длиннее) поэтому не стоит ограничивать себя в выборе этих параметров. Даже смурфический нос существует!!

Теперь рисуем контуры носа, так называемые «крылья» по бокам. Сделайте их изогнутыми в нижней части, и довольно плоскими к вершине. Их размер должен заполнить чуть меньше трети всей длины носа.

Слегка нанесите в центре основные линии, а также линии, где нос переходит в . Срисовывать с фото трудно, потому что в действительности нет чётких контуров, поэтому надо научиться основным методикам рисования носа карандашом.

Решить эту проблему поможет нанесение затемнения в тех местах, где не видно чётких линий. Начните добавлять

В ходе рисования человеческого лица очень важно правильно и пропорционально изобразить все его части: глаза, брови, нос, губы, уши. От этого умения зависит цельное восприятие будущего портрета. Нос является важнейшей частью лица. Часто его рисуют непропорционально длинным или коротким, то толстым, то тонким. Но есть определенные правила поэтапного рисования этой части человеческого лица. Надо правильно научиться рисовать его в профиль и анфас, то есть сбоку и прямо. Хотите научиться рисовать нос по этапам при помощи простого карандаша, тогда следуйте нашим подсказкам.

Способ 1 . Здесь мы нарисуем нос — вид «прямо». Вначале надо провести вспомогательные линии. Они у нас показаны синим цветом. Эти линии построены так, что напоминают по своей форма вазу для цветов. Верхняя часть линий сужена, затем расширяется книзу и там соединяется в виде угла.

Затем, ограничиваясь этими линиями, будем уже рисовать черты самого носа. В середине начинаем изображать от переносицы одну сторону носа с небольшой горбинкой, внизу небольшое расширение там, где у нас кончик носа, от которого отходят ноздри. С другой стороны тоже расширение.

На третьем рисунке делаем две черты выше переносицы, которые обычно переходят в надбровные дуги. А внизу кончик носа обрамляем с двух сторон расширенными ноздрями.

Затем у переносицы с обеих сторон штрихами покажем тени. Внизу еще одной линией обозначим кончик носа. Потом вспомогательные линии стираем, оставляем только основные черты рисунка. Получился нос спереди.

Способ 2. Здесь надо нарисовать нос сбоку. Для начала, как обычно, делаем линии-помощники нашего будущего рисунка. Это синие линии. Они проведены с помощью линейки. Далее, начинаем их обводить, делая контур носа: линия носа с горбинкой, кончик носа и небольшая линия под ним. На третьем рисунке показаны, что надо еще сделать небольшую черту выше и завиток, обозначающий ноздрю.

Потом, пользуясь линиями-помощниками, штрихами показываем черты носа, делаем теневые участки и еще добавляем черточку-завиток внизу, где ноздря. Стираем все ненужные линии. Оставляем сам рисунок носа, который должен получиться в итоге.

Вершиной художественных навыков является изображение человека. Наверное, потому что его тело имеет слишком сложную структуру по сравнению с другими существами. Нарисовать его внешность нелегко. Конечно, для большинства людей проблемой считается правильная передача пропорций тела, а также симметричность рисунка. Но если вникнуть в детали, то самой сложной частью человеческого образа является лицо. Говорят, нам только кажется, что голова человека - симметричная, на самом деле все не так. Наши глаза имеют неодинаковый размер. Одна бровь может быть чуть выше второй, да и нос не так симметричен, как кажется. Хотя невооруженным глазом это заметить сложно. Для того чтобы научиться изображать человеческое лицо, настоящие мастера рекомендуют попрактиковаться в работе над отдельными его элементами. Этот урок будет посвящен тому, как рисовать нос.

Важность каждого элемента

Существует мнение, что главной притягательной деталью лица являются глаза. Но это не совсем верно. Какими бы красивыми и выразительными ни были глаза, а большой орлиный или маленький невзрачный нос могут с легкостью испортить общую картину. Вот почему очень важно правильно передать все черты. Каким бы ни было лицо, красивым или нет, природа создала его гармоничным. И все его части подходят одна к другой. Поэтому, если рисуешь с натуры, то чрезвычайно важно как можно точнее передать все детали. И то, как рисовать нос человека, остается немаловажным моментом.

Поэтапная техника

Природа создала каждого человека уникальным, и невозможно найти двух полностью одинаковых людей на всей Земле. Каждый из нас оригинален. Установить точные правила того, как рисовать нос женщины или мужчины, нельзя. Но существует ряд советов, придерживаясь которых, вы сможете быстрее научиться изображать эту часть лица.

Первым делом рисуем две строго перпендикулярные линии. Они будут служить ориентирами во время процесса. Горизонтальная линия должна пересекать вертикальную черту в нижней ее части. Для тех, кто перед тем, как рисовать нос, поинтересовался анатомией человеческого лица, не будет секретом, что главные черты этой части - это крылья и переносица. Начиная непосредственную работу, нужно обозначить контуры указанных элементов. На данный момент мы занимаемся изображением абстрактного носа, поэтому он должен иметь правильную форму и строгие пропорции. Если с самого начала сделать точные пометки, то дальнейшая работа не составит большого труда. Обводим все плавные линии носа и придаем ему нужную форму. Когда основной контур задан, удаляем все дополнительные штрихи с помощью ластика. Будьте готовы, что нарисовать идеальный нос с первой попытки не получится, и вам придется несколько раз стирать и заново выводить линии. На первый взгляд все просто. Но любая мелочь может испортить рисунок, и нос получится слишком маленьким или орлиным. Так что будьте внимательны. Для придания носу объемности нужно нанести тени. Для этого используем мягкий карандаш. Вот мы и определили, как правильно рисовать нос.

Конечно, это лишь пробный рисунок, но приучайте себя к чистоте изображения. Это значит, что не надо слишком давить на карандаш или натирать пятна ластиком. К тому же бумагу лучше брать качественную. Позаботьтесь, чтобы она не была глянцевой. На таком типе бумаги сложно рисовать и почти невозможно наносить тонировку. И карандаш должен быть не слишком твердым. Иначе все линии будут светлыми и чересчур тонкими. Эти неписаные истины нужно помнить не только чтобы научиться тому, как рисовать нос карандашом, - они пригодятся при изображении любого предмета.

Вопрос на миллион

Многие новички задаются вопросом, когда наступает очередь для изображения носа: после глаз или вместе со ртом, или нужно одновременно делать наброски всех частей лица, а потом плавно придавать им форму? Правильного ответа не существует. Но лучше не рисовать его в конце, иначе велика вероятность исказить все лицо. Профессионалы рекомендуют нос и глаза рисовать одновременно. Тем более что своим расположением они служат ориентирами один для другого. Да и ошибки в этих частях лица слишком трудно исправить.

Теперь вы знаете не только, как рисовать нос человека, но и когда. А ведь залогом успеха чаще всего становится владение информацией и отработка навыков.

Как рисовать нос аниме

В стиле аниме существуют свои правила изображения носа, и нельзя сказать, что они намного проще, чем в реалистичном рисовании. В основном форма этой части лица может передавать возраст или пол персонажа. Так, людям пожилого возраста обычно рисуют нос более детально, чем молодым. Парням прорисовывают его острой формы. А девушкам достается маленький аккуратный носик. Важную роль, конечно, играют тени и блики. Для детальной прорисовки используют тот же тип вспомогательных линий: два перпендикуляра. Иногда изображают лишь ноздри. Помните что если что-либо не получается, то начните рисунок с обычных геометрических фигур и прямых линий, а потом плавно придавайте им форму. Не нужно спешить и пренебрегать дополнительными штрихами. Мысль о том, что они будут вам мешать, ошибочна. Главная их цель - дать вам необходимый ориентир. Это все равно, что писать на странице в клеточку или на чистом альбомном листе. Есть разница? Клеточка позволит сделать надпись ровной. Так и вспомогательные линии предназначены для того, чтобы рисунок был правильным.

Не забывайте наносить тени. Они придают объемности и реалистичности рисунку. К тому же их изображают, исходя из источника света, а не так, как заблагорассудится. Часто женский нос делают чуть заметным. А бывает, что и вообще не рисуют. У парней носы имеют более четкие контуры. А если их не рисуют, то используют хотя бы тень. Помните, что изображение носа меняется с каждым поворотом головы.

Нос и характер

Существует наука физиогномика. Она изучает разные формы носа и их соотношение с характером человека. Эта наука может быть полезной для тех, кто создает собственных персонажей, рисует комиксы. Изменение формы носа может также служить показателем определенных эмоций. Часто хочется изобразить веселого человека, а получается злой или грустный персонаж. Поэтому к знаниям о том, как рисовать нос, хорошо бы добавить некоторые сведения о мимике, физиогномике. Вот вам и взаимосвязь между искусством и психологией.