Подростки-неформалы. Кто такие неформалы


Инструкция

Термин «неформалы» официально употребляется в качестве общего названия представителей тех или иных субкультур, молодежных течений. Неформалы – это определенные группы людей, возникшие еще в СССР в 80-х годах в ответ на «формальные» объединения (например, комсомольские организации). В середине 80-х под понятие «неформалы» стали попадать различные подростковые банды, клубы по интересам, неонацистские сообщества (например, ). Любопытно, что первоначально термин «неформалы» носил довольно яркую экспрессивную окраску и негативное значение. Тогда под это понятие не попадали различные молодежные субкультуры типа готов, эмо, панков, хиппи, рокеров и т.д.

В настоящее время неформалом называют любого человека, как-либо отличающегося от общей массы людей. Дело в том, что свою приверженность к тому или иному молодежному течению или субкультуре неформалы демонстрируют своей манерой одеваться. Подмечено, что в большинстве случаев внешний вид неформала абсолютно не соответствует его истинным интересам, а всего лишь является отражением данного увлечения, которое может пройти так же быстро, как и возникло. Чтобы еще больше подчеркнуть свою привязанность к какому-либо течению или субкультуре, неформалы эпатируют не только своим внешним видом, но и поведением.

Тем не менее, внешний облик для неформалов – это основной показатель их приверженности тому или иному течению. Ярким примерами являются , панки и . Стили их одежды близки и напоминают друг друга: это и балахоны, и футболки с изображениями любимых музыкальных групп или с символикой. Например, металлисты предпочитают изображения и байков, а панки – черепа. Кроме того, для представителей этих течений характерно повседневное ношение так называемых косух – кожаных курток с огромных количеством замков. Основной замок расположен с правой стороны куртки, отсюда и ее название.

Еще одной отличительной особенностью внешнего вида неформала является кожаный напульсник на руке, оснащенный цепями или металлическими шипами. Любопытно, что панки не притязательны к одежде и могут носить штаны цвета хаки (камуфляжные). В настоящее время широкое распространение получили такие неформальные течения как эмо и готы. Для приверженцев данных социальных групп важно не скрывать собственные эмоции, естественно реагируя как на счастье и радость, так на боль и печаль. Крайне необычен и стиль их одежды. Эмо придерживаются в своем стиле одежды всего лишь двух цветов: розового и черного, а готы и того меньше – только черного.

Мн. разг. 1. Неформальные, не утвержденные в законном порядке объединения, молодежные движения и группировки. 2. Представители таких объединений. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …

Неформалы - сокращение от «неформальное объединение молодежи» общее название молодежных группировок, не состоявших в комсомоле и выпадавших своим поведением, образом жизни, внешним видом из общепринятых социальных норм, в официальной советской прессе второй… … Альтернативная культура. Энциклопедия

Неформалы социальная группа; общее название для представителей различных молодёжных движений в СССР и России c 1980 х годов по настоящее время. Определение «неформал» происходит от словосочетания «неформальные объединения молодёжи», возникшего в… … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Р Клуб (значения). Р Клуб (также R Club) московский клуб под руководством Александра Трофимова. В репертуар клуба включались исполнители музыки в стиле рок и рок н ролл (только живая музыка).… … Википедия

Александр Владленович Шубин Дата рождения: 18 июля 1965(1965 07 18) (47 лет) Страна … Википедия

Юлия Вишневская, Людмила Алексеева, Дина Каминская и Кронид Любарский. Мюнхен, 1978 … Википедия

Буддийскому монаху бреют голову для подготовки к его посвящению Бритьё головы один из способов принудительного или добровольного удаления волос с головы. Содержание … Википедия

Генеральный директор ЗАО "Редакция газеты "Санкт Петербургские ведомости", главный редактор газеты "Санкт Петербургские ведомости"; родился 10 апреля 1953 г. в г. Ленинграде; окончил математико механический факультет… … Большая биографическая энциклопедия

М. разг. см. неформалы 2. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Прил. 1. Не утвержденный в законном порядке, не признанный официально (об объединениях людей по каким либо признакам или интересам). 2. Связанный с неформалами [неформалы 2.]. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • , А. Шубин. Это книга в жанре свидетельства. Демократическая среда 80-х - неформалы - сначала искренне стремилась к "правильному" социализму, затем столь же искренне увлеклась - реконструируя себе…
  • Преданная демократия. СССР и неформалы 1986-1989 , А. Шубин. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Это книга в жанре свидетельства. Демократическая среда 80-х - неформалы - сначала искренне…

Серьёзно обсуждать эту статью не имеет смысла. А помещаю я её, как и большинство подобных статей, лишь из-за культурологического интереса. Только два вопроса возникло – а что это за «дарк метал» в 89 году? И что такое «московская сатанинская церковь»?

Статья была оформлена двумя безвкусными коллажами из фотографий каких-то рок-звёзд и их фанатов. Помещу один из двух, т.к. они плохого качества, да и вообще, статья не про музыку.

Источник: «Наука и религия» , №7 за 1989 год.

В статье говориться о четырёх группах с названием «ПАМЯТЬ». Я знаю о существовании двух организаций под этим названием: православная «ПАМЯТЬ» Дмитрия Васильева и менее известная про-языческая «ПАМЯТЬ» Валерия Емельянова.

Сегодня мы предлагаем читателям беседу нашего корреспондента Сергея БАРСУКОВА с социологом Андреем БЫСТРИЦКИМ. Андрею 28 лет, и молодёжные «неформальные» объединения, часть из которых называет себя «Системой», – основной предмет его исследований.

Классическое начало беседы требует обозначить предмет разговора, а именно основные типы неформальных объединений.

– Для меня и некоторых моих коллег более приемлема типология построенная на отношении той или иной группировки к личности как таковой, к познанию окружающего мира и тому, что называется «общественно значимым действием». Мы выделяем группы, где коллективное начало «мы» явно превалирует над личностным началом «я». К ним относятся в основном экстремистские объединения как правого, так и левого толка. Здесь личность – некое производное от родового целого, рассчитывать на самостоятельное значение она не имеет права. Есть группы, в которых наблюдается уравновешенность и личностного и коллективного начала. Это хиппи, панки и им подобные. И есть группы, где личностное усилие необходимо.

Говоря о типологии групп, нужно сказать, что само слово «неформал» подразумевает большой набор самых различных характеристик, которые трудно свести к единому целому, поскольку, к примеру, ставить в один ряд «люберов» и «Демократическую перестройку» просто немыслимо. Есть иная типология, основанная на возрастном цензе, при которой неформальные группировки подразделяют на подростково-юношеские и взрослые. Первые – это хиппи, панки, кришнаиты, люберы, «Ремонт», «Внуки Дзержинского» и многие другие. Вторые – это в основном общественно-политические группы, от «Демократического союза» до «Памяти». Их принято делить на «левые» и «правые» – в зависимости от политической установки, часто даже неосознаваемой.

– А как вписываются сюда религиозные группы?

– Дело в том, что сознание очень многих людей не религиозно в привычном смысле этого слова, но и не атеистично. Можно сказать, что оно мифологическое. Мы еще вернемся к этому определению, пока же скажу, что религиозность так или иначе пропитывает многие неформальные группы. Скажем, «металлисты». Казалось бы, просто музыка. Однако если мы будем подниматься по ступеням «хэви-метал-рока», то столкнемся с группами «трэш-метал», «дарк-метал», «спид-метал» и т. д. Многие из них связаны с восточной биоэнергетической символикой. У подростков популярны значки с изображением символов «Инь» и «Ян», хотя, как правило, они не понимают до конца этих значений.

В группах экологического типа наряду с декларацией неких общегуманитарных ценностей занимаются оккультно окрашенной медитативной практикой. Что касается, скажем, групп «Память» (только в Москве их сейчас четыре), то там можно встретить самые разные религиозные течения: неоязычников , ортодоксальных христиан (в основном православного толка), биоэнергетиков. Я столкнулся, например, с одной группой, члены которой занимаются борьбой с силами Шамбалы. Что такое Шамбала, они знают весьма смутно, поскольку сведения о ней почерпнули из книг , сочинений некоего Андрея Томашевского (он же Эндрю Томас) и каких-то отдельных текстов, связанных с супругами Рерих.

В столице есть даже «московская сатанинская церковь» .

– И чем занимаются ?

– По моим сведениям, преимущественно «черной» медитативной практикой. Немного упростив, можно сказать, что среди «сатанистов» существует установка: взять с собой на тот свет как можно меньше греха. А поскольку серьёзный грех совершить непросто, если принять во внимание Уголовный кодекс, то требуется определённого рода компенсация, особого рода состояние, при котором человек внутренне переживает совершение этого греха. Поскольку же в состояние грехопадения тоже войти не так-то просто, то используются различные медитативные направления, получившие распространение на Западе: переживание сиюминутных парадоксальных ситуаций, дзэновские игры самого различного свойства и т. д.

– А что такое «православные хиппи»?

– Это группы вполне хипповского мировоззрения, которые разделяют общие евангельские установки на всеобщую любовь, отказ от насилия, сориентированные на религиозность православного толка. Они часто занимаются весьма своеобразной миссионерской деятельностью, например пытаются лечить наркоманов посредством приобщения к вере христовой, делая упор на богоспасаемость души и её очищение. Деятельность порой бывает довольно успешной.

– Кстати, а используют ли наркотики как медитативное средство?

– Такие группы есть. Как правило, там курят гашиш, употребляют кохнар.

– Думаю, что нет. Многим участникам молодёжного неформального движения просто не по силам целостное религиозное мировоззрение. И те группы молодежи, которые ориентируются на христианскую идею, обычно группируются вокруг священнослужителей. Скажем, у евангельских христиан-баптистов – свой молодёжный клуб.

Некоторые группы интересуются русской религиозной философией, изучают труды Н. Фёдорова, П. Флоренского, Вл. Соловьева. С. Булгакова. Но это группы, сформировавшиеся по индивидуальным интересам и стоящие вне стихийного течения.

– Где же проходит некая опознавательная грянь между сознанием религиозным и мифологическим, вернее, неомифологическим?

– Религиозное сознание ориентируется на сакральные, нематериальные ценности, существующие за рамками «мира дольнего» в «мире горнем». Для него характерно понятие «мира нашего» и «мира иного». Мифологическое сознание нерасчлененное, у него сакральный смысл может придаваться самым обыденным вещам. Для религиозного сознания характерны свои понятия о добре и зле. Есть силы зла и добра, причём силы зла сами по себе не столько мирские, сколько потусторонние: они могут входить в человека, могут выходить из него. Сознание же мифологическое просто делит реально живущих людей на «своих» (добрых) и «чужих» (злых), и у «чужих» огульно отрицаются все человеческие качества. «Чужого» можно убить, зарезать – для мифологического сознания он не человек, тогда как для целостного религиозного сознания, особенно христианского – люди одинаковы.

– А как же тогда «басурманы», иноверцы?..

– На мой взгляд, это и означает отсутствие целостного христианского мировоззрения. Поиски «неформалов» по-своему подтверждают такое предположение. Мне кажется, появление протестантизма на Западе знаменовало принципиально новое отношение к вере. В России протестантизма не было, в России был раскол. Это качественно другой процесс. Я не могу сказать, что Россия по-настоящему не знала христианства, поскольку оно само по себе глубоко неоднородно: в нём смешались самые различные направления. Но развитого религиозного сознания, без напластований языческого мифологизма, в России все-таки было немного. Возможно, только сейчас мы переживаем ситуацию, когда мифологическое сознание начинает изживаться. Например, возьмём наши споры о том, что такое «социализм». Сам «социализм» не является здесь предметом рационального познания, а, скорее, вопросом веры. Городская культура предполагает большую степень плюрализма, личностного самостоятельного выбора, тогда как патриархальной культуре свойственна гораздо меньшая выделенность личности из мира. Поэтому именно патриархально-эпигонские группы в большей степени ориентированы на синкретическую (нецелостную) религиозность, при которой зачаточное религиозное и устоявшееся мифологическое сознания смешиваются между собой. Различия, наблюдаемые в этих группах, весьма поверхностные, кажущиеся. Недаром такая организация, как «Память», являясь фундаменталистской реакцией на вестернизацию России, объединяет в себе совершенно разных людей. Казалось бы, что общего у неохристианина с человеком, считающим язычество наивысшим достижением русской культуры? Тем не менее общее есть. Страх перед самостоятельным развитием личности, стремление переложить ответственность на какого-нибудь вождя, отца, мудреца.

– То есть это предпочтение общинной модели?

– Да, это сходно с тем, что многие люди боятся самостоятельно жить в таком мире, где бы они полностью отвечали за себя. Даже самые казалось бы продвинутые неформальные группы ещё далеки от настоящего понимания личности и от настоящей цивилизованности. Патриархально-общинное сознание, к тому же не отвечающее новым условиям жизни, рождает искажённые формы мышления. Они и питают так называемую «неформальную» религиозность. Я не намерен трогать чувства верующих, по-настоящему религиозных людей – это их личное дело. Я говорю о том, что та религиозность, которая сейчас складывается в самых разных слоях нашего общества,– это религиозность вторичная, мифологическая и архаичная по своей форме, и эта её архаичность выливается в пугающие результаты.

– Вы имеете в виду «казанский вариант»?

– И его. Но дело в том, что так называемый «казанский вариант» реализуется не только в Казани. Сходные процессы наблюдаются в Астрахани, в Павлодаре. Если подростковые драки всегда были присущи механизму молодёжной социализации, то этого не скажешь о степени жестокости, забвения всех гуманистических ориентиров, которые в этих местах переходят все возможные границы. В моем представлении «казанский вариант» имеет прямое отношение именно к такой синкретической, неорганической религиозности. Ситуация в Казани характерна тем, что город жестко поделен группировками на районы, и за считанные часы может быть выставлена тысячная армия боеспособных единиц. Здесь нет ни спонтанности, ни стихийности: организация этих подростков ничуть не слабее армейских подразделений.

Такая жесткая социализация связана с тем, что две трети жителей Казани мигрировали в 70-е годы из сельской местности, и одновременно с этим началась массовая застройка города. Двор всё-таки сдерживал социальную агрессивность, предписывал определённые поведенческие ритуалы: «драться до первой крови», «один на один» и т. д. Теперь старая клановая структура Казани распалась. В подобных ситуациях естественна тяга подростков к сплачиванию в жёсткие замкнутые группировки. По существу, они воспроизводят модели патриархальных «паханских» структур. И если подростками ещё не руководят уголовники, то это лишь случайность, поскольку место для уголовных лидеров там припасено: оно подготовлено патриархально-общинной мифологией. Как ни парадоксально, всё это происходит на некой полурелигиозной основе вторичного мифологического сознания. Если сюда добавить совершенно невероятную политизацию, то эта картина может вызывать серьезное беспокойство. С одной стороны, десоциализованная молодёжь, с другой – «паханские» структуры. С третьей – какая-то полууголовная идеология, и с четвертой – глобальная политизация с утопиями социальной справедливости, возможности достижения всеобщего социального блага жёсткими насильственными действиями. Может быть, покажется натяжкой связывать это с религиозностью, но если всерьёз говорить о мифологическом сознании, которое очень развито в нашей стране, то это всего лишь один из факторов распадающегося мифа.

Другой несомненный симптом нашего времени – это переживаемый нами распад того, что принято называть имперским сознанием. Идеи мессианства, что были свойственны людям в 20–40-е и даже 50-е годы, сейчас, в общем-то, умерли. Очень мало молодых людей теперь открыто заявляют, что идеи социализма должны распространиться на весь мир. Но это не значит, что мессианская идея всеобщего насильственного благодетельствования исчезла окончательно. Выбросы её могут быть самыми поразительными. Это ведь тоже форма своеобразной мифологической религиозности.

– И попахивает культовой магией...

– В какой-то мере. Если говорить о сегодняшнем религиозном сознании, то картина возникает довольно размытая. Нельзя сказать, что вот эти люди – религиозные, а эти – убеждённые атеисты. На самом деле есть множество людей, живущих среди мифов, слухов, предвзятых мнений, болезненных установок и болезненных разочарований. Всё это во многом и определяет духовную атмосферу сегодняшнего дня, и не только молодежную, но, скорее всего, всеобщую.

– Получается, что деление на «формалов» н «неформалов» происходит сейчас по принципу: «формалы» – это некое социальное добро, а «неформалы» – социальное зло?

– Вы правильно отметили этот мифологический водораздел: «формалы» – социальное добро, «неформалы» – зло. Дело в том, что общественное мифологическое сознание склонно к полярным противопоставлениям, когда мир четко делится на «чёрное» и «белое», «злое» и «доброе», а заодно на «неформальное» – как некое общественное зло, и «формальное» – некое «правильное» добро. Это одна из утопий, как и другие представления обыденного сознания – скажем, противопоставление социализма капитализму (примечательно, что такие демократические страны, как Швеция, Англия, Бельгия, Голландия, Монако сохранили формальный монархический строй).

– Андрей, а «митьки» это группа или общественное движение?

– Ситуация складывается такая: с одной стороны, мы осваиваем культуру нынешнюю, с другой – культуру прежних времён. А «митьки» представляют собой некую промежуточную группу, пытающуюся осваивать культурный контекст. Они ведут игру с культурными символами и через уподобление им стремятся освоить ту культуру, от которой мы так отстали. Они пишут картины, рассказы, музыку. Есть такая картина, на которой «митьки» дарят свои уши Вен Гогу. То есть налицо попытка посмотреть на мировую культуру не снизу вверх, а на равных. Но попытка эта не во всех «митьках» реализуется одинаково. У них тоже достаточно патриархально-общинных заморочек: щеголяние ватником, тельняшкой, кирзовыми сапогами. В определённом смысле «митьки» – это альтернативное культурное движение.

Иногда на улицах встречаются люди, облик которых вызывает вопросы. Кто они? Почему они так тяготеют к ярким цветам, абсурдным формам и кричащим аксессуарам? Почему они так стремятся вырваться из норм приличия и морали? Их называют одним

общим термином - "неформалы", не разделяя на касты и группы. Кто такие неформалы и в чём смысл их бытия - неужели просто отличаться от других?

Серость окружающего мира

Никто не знает, когда человечество стало напрягать схожесть черт и поведения. Ведь было же время, когда люди довольствовались звериной шкурой в качестве одежды и вместе ели одного мамонта. Как бы отреагировало племя, если бы один из его членов вдруг выкрасил добытую шкуру охрой и повязал её по-новому? Наверное, сперва бы старейшины возмутились, а потом, осознав удобство или красоту новинки, взяли бы мысль на вооружение.

Чем отличаются сегодняшние дни от минувших? Также есть бунтари, не желающие походить на остальной мир. Для них китч в одежде - это способ самовыражения, этакий крик души, при помощи которого они заявляют о себе и своих правилах. В основном, подростки-неформалы воодушевляются идеей быть яркими, а на деле даже не догадываются о том, что каждая субкультура имеет свою историю и свои ценности.

Красота по-своему...

Каждый человек красив и неповторим. Поэтому нельзя приравнять человечество к серой массе. Но порой нам становится мало этих фактов, и мы стремимся раскрасить будни.

Неформалы "эмо" в сегодняшнем мире стали несколько ограниченными, хотя первоначальная идея их образования была поистине восхитительна. Сокращение "эмо" произошло от слова "эмоциональный", тем самым выражается суть субкультуры. Эмо не боятся выражать свои чувства. Они смеются, когда на душе хорошо, и плачут, когда напрашиваются слёзы. Такая открытость души вполне логично сосуществует рядом с внешней хрупкостью и нежностью. Но это не куколки в человеческом обличии, а настоящие романтические неформалы. Фото девушек, одетых в стиле "эмо", дают лишь приблизительную картину, а не руководство к действию. Действительно "эмо" любят розовый цвет и дополняют его чёрным, но это не значит, что они доводят общую картину до абсурда. Просто их главные ценности - яркость и сила мысли, а самый простой способ выразить это в одежде - это совместить самый нежный и самый грубый цвета. Если вам действительно интересна культура "эмо", не ограничивайте себя в цвете. В конце концов, кто такие неформалы, если не бунтари, нарушающие правила? Совмещайте в своём образе сочный зелёный и золотисто-рыжий, добавьте мягкости серого цвета или создайте образ в нежно-бирюзовом оттенке.

Мрак в окружающем мире

Хоть эмо и ценят чёрный цвет, но они стремятся разбавлять его, а вот истинные адепты мрака - это, конечно, готы. Изначально их приравнивали к панкам, а стиль характеризовался резкостью и циничностью. Постепенно к образу гота пришли и девушки. Приверженцев стиля можно легко узнать на улице. Длинные плащи, корсеты и чёрная кожа, ботинки на высокой платформе и чёрное кружево. Существует и готический макияж, который, кстати, наносят не только девушки. Мужчины с густо подведёнными глазами выглядят несколько странно, но при разумном подходе даже стильно.

Несколько в стороне от стиля готов отстоит стиль готической Лолиты. Помните такую героиню романа Набокова? Так вот её соблазнительность и кукольные черты дополнили нотками викторианской эпохи и готического мрака. В результате появились хрупкие девочки в кружевных нарядах и грубых ботинках с аксессуарами в виде крестов, черепов и прочих элементов темноты.

А был ли мальчик?

Разве представители мужского пола могут иметь слабости? Неужели им также хочется выразить себя во всём? Обеспокоенные родители, заметившие, как их чадо меняется,

начинают судорожно мониторить СМИ и искать ответ на вопрос, кто такие неформалы. Сказывается страх за своего ребёнка, стремление его опекать и контролировать каждый шаг. Но бунт - это естественная часть взросления, которая лишь говорит о том, что жизнь идёт своим чередом. Подрастающему мальчику важно знать, что у него есть собственный мир, где он может быть кем угодно, независимо от своего социального статуса.

Парни неформалы объединяются на почве общих музыкальных интересов, приобщению к особой социальной группе. Порой причиной интереса становится и влюблённость. Причём не обязательно в девушку, далёкую от принятых идеалов красоты. Кто такие неформалы, если не яркие птицы в массе? Девушки часто выделяют их хотя бы за яркость образа. А там уже недалеко до взаимного интереса (при правильном подходе). На подсознательном уровне парни стараются запомниться и выделиться из группы друзей, чтобы быть достойным внимания своей избранницы.

Внутренний кризис

К сожалению, часто примыкание к какой либо субкультуре является не частью самовыражения, а стремлением выдать себя за кого-то другого. Быть жёстким, как представители стиля "панк", не бояться своих чувств, как "эмо", радоваться жизни, как "хиппи". Порой это даже упрощает жизнь, ведь даже одинаковые причёски выбирают многие неформалы. Фото девушек в статье - яркий тому показатель.

Многие из них искренне переживают, завидев особу с похожей стрижкой, и стремятся выделиться за счёт новой укладки или способа окраски волос. А приверженцы одного стиля иногда просто копируют друг друга. Так где же суть этого отделения от массы? Получается, что из толпы привычно одетых людей выделяется толпа фриков, которые похожи друг на друга, как клоны. Поверхностное отношение к субкультуре даёт именно такой эффект, поэтому для ответа на вопрос, кто такие неформалы, придётся в первую очередь разобраться в себе.

Кто ты и кто они?

Кем ты хочешь себя видеть? Что тебя привлекает в субкультуре? Соответствует ли она твоему стилю жизни, и сможешь ли ты существовать внутри такого социума? Если ответы на эти вопросы утвердительные, то вперёд - к новым достижениям, но только стоит помнить про разумность подхода. Мало быть ярким, как попугай, надо быть красивым, как птица феникс. Направьте свой стиль к своему образу. Какие цвета вам идут? Не розовый, а жёлтый? Отлично, это ведь тоже эмоциональный оттенок! Это цвет солнца и радости, так сделайте свой образ соответствующим. Дополните жёлтый цвет синим - и получите гармоничную комбинацию. Но не забывайте про правила трёх цветов. Если в вашем ансамбле оттенков больше, то вы рискуете вызывать рябь в глазах.

Мн. разг. 1. Неформальные, не утвержденные в законном порядке объединения, молодежные движения и группировки. 2. Представители таких объединений. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …

Неформалы - сокращение от «неформальное объединение молодежи» общее название молодежных группировок, не состоявших в комсомоле и выпадавших своим поведением, образом жизни, внешним видом из общепринятых социальных норм, в официальной советской прессе второй… … Альтернативная культура. Энциклопедия

Неформал - Неформалы социальная группа; общее название для представителей различных молодёжных движений в СССР и России c 1980 х годов по настоящее время. Определение «неформал» происходит от словосочетания «неформальные объединения молодёжи», возникшего в… … Википедия

Р-Клуб (клуб) - У этого термина существуют и другие значения, см. Р Клуб (значения). Р Клуб (также R Club) московский клуб под руководством Александра Трофимова. В репертуар клуба включались исполнители музыки в стиле рок и рок н ролл (только живая музыка).… … Википедия

Шубин, Александр Владленович - Александр Владленович Шубин Дата рождения: 18 июля 1965(1965 07 18) (47 лет) Страна … Википедия

Диссиденты в СССР - Юлия Вишневская, Людмила Алексеева, Дина Каминская и Кронид Любарский. Мюнхен, 1978 … Википедия

Бритьё головы - Буддийскому монаху бреют голову для подготовки к его посвящению Бритьё головы один из способов принудительного или добровольного удаления волос с головы. Содержание … Википедия

Кузин, Олег Сергеевич - Генеральный директор ЗАО "Редакция газеты "Санкт Петербургские ведомости", главный редактор газеты "Санкт Петербургские ведомости"; родился 10 апреля 1953 г. в г. Ленинграде; окончил математико механический факультет… … Большая биографическая энциклопедия

неформал - м. разг. см. неформалы 2. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

неформальный - прил. 1. Не утвержденный в законном порядке, не признанный официально (об объединениях людей по каким либо признакам или интересам). 2. Связанный с неформалами [неформалы 2.]. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • , А. Шубин. Это книга в жанре свидетельства. Демократическая среда 80-х - неформалы - сначала искренне стремилась к "правильному" социализму, затем столь же искренне увлеклась - реконструируя себе… Купить за 500 руб
  • Преданная демократия. СССР и неформалы 1986-1989 , А. Шубин. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Это книга в жанре свидетельства. Демократическая среда 80-х - неформалы - сначала искренне…