Явление гулага. А


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

А.И.Солженицын Посвящаю всем, кому не хватило жизни об этом рассказать. И да простят они мне, что я не всё увидел, не всё вспомнил, не обо всём догадался.

Обобщающую работу об архипелаге ГУЛАГе автор задумал и стал писать весной 1958 года. Объём её представлялся меньшим, чем сейчас, но уже был принят принцип последовательных глав о тюремной системе, следствии, судах, этапах, лагерях ИТЛ, каторжных, ссылке и душевных изменениях за арестантские годы. Некоторые главы были тогда же написаны, однако работа прервалась, так как материала - событий, случаев, лиц- на основе одного лишь личного автора и его друзей явно недоставало.

С конца 1962 года, автору приходили письма от бывших заключённых с предложениями о встрече. В течение 1963 и 1964 годов был собран обильный материал. Полученную информацию автор располагал по своему прежнему, теперь расширенному и умноженному плану.

Осенью 1964 года был составлен окончательный план произведения- в семи частях, и все новые пополняющие материалы входили в эту конструкцию. Работа продолжалась летом, а осенью она была прервана, потому что часть авторского архива забрали при обыске у его знакомых. Материалы «Архипелага ГУЛАГа » тотчас же увезли друзья автора в Эстонию, куда затем на две зимы уезжал Солженицын и там при содействии бывших заключенных заканчивал книгу.

Том 1 Вступление Часть первая. Тюремная промышленность Глава 1. Арест Глава 2. История нашей канализации Глава 3. Следствие Глава 4. Голубые канты Глава 5. Первая камера -- первая любовь Глава 6. Та весна Глава 7. В машинном отделении Глава 8. Закон -- ребенок Глава 9. Закон мужает Глава 10. Закон созрел Глава 11. К высшей мере Глава 12. Тюрзак Часть вторая. Вечное движение Глава 1. Корабли Архипелага Глава 2. Порты Архипелага Глава 3. Караваны невольников Глава 4. С острова на остров

Том 2 Часть третья. Истребительно-трудовые Глава 1. Персты Авроры Глава 2. Архипелаг возникает из моря Глава 3. Архипелаг дает метастазы Глава 4. Архипелаг каменеет Глава 5. На чем стоит Архипелаг Глава 6. Фашистов привезли! Глава 7. Туземный быт Глава 8. Женщина в лагере Глава 9. Придурки Глава 10. Вместо политических Глава 11. Благонамеренные Глава 12. Стук -- стук -- стук... Глава 13. Сдавши шкуру, сдай вторую! Глава 14. Менять судьбу! Глава 15. ШИзо, БУРы, ЗУРы. Глава 16. Социально-близкие Глава 17. Малолетки Глава 18. Музы в ГУЛаге Глава 19. Зэки как нация Глава 20. Псовая служба Глава 21. Прилагерный мир Глава 22. Мы строим Часть четвёртая. Душа и колючая проволока Глава 1. Восхождение Глава 2. Или растление? Глава 3. Замордованная воля Глава 4. Несколько судеб

Том 3) Часть пятая. Каторга Глава 1. Обречённые Глава 2. Ветерок революции Глава 3. Цепи, цепи... Глава 4. Почему терпели? Глава 5. Поэзия под плитой, правда под камнем Глава 6. Убежденный беглец Глава 7. Белый котёнок Глава 8. Побеги с моралью и побеги с инженерией Глава 9. Сынки с автоматами Глава 10. Когда в зоне пылает земля Глава 11. Цепи рвём наощупь Глава 12. Сорок дней Кенгира Часть шестая. Ссылка Глава 1. Ссылка первых лет свободы Глава 2. Мужичья чума Глава 3. Ссылка густеет Глава 4. Ссылка народов Глава 5. Кончив срок Глава 6. Ссыльное благоденствие Глава 7. Зэки на воле Часть седьмая. Сталина нет Глава 1. Как это теперь через плечо Глава 2. Правители меняются, Архипелаг остаётся Глава 3. Закон сегодня Послесловие

средств и материальных ресурсов. В декабре 1931 г. строительство было законсервировано. ОГПУ стало вывозить оборудование и рабочую силу, снимать уже уложенные на части трассы рельсы. Руководство республики обращалось в ГПУ ГУлага с просьбой вернуть заключенных поскольку без них завершить строительство невозможно.

Хотя стройка неоднократно возобновлялась (последние попытки относятся к 1937 - 1938 гг. силами области, завершить ее так и не удалось. Была выполнено 50 % земельных работ, построено 65 процент. мостов и искусственных сооружений, прорублена и расчищена вся трасса, истрачено свыше 10 млн. руб. При этом были загублены сотни человеческих жизней. Плановый отдел треста подготовил и обосновал Генеральную схему работ на вторую пятилетку (1933 - 1937 гг.). Предполагалось построить Северную железную дорогу Архангельск - Кожва - Воркута-побережье Северного Ледовитого океана, научно-исследовательский институт в новом социалистическом городе Краснопечорск, нефтепровод Кожва - Чибью - Усть-Вымь, четыре нефтеперегонных завода, две судоверфи, завод по производству брома, радиевый и гелиевый заводы, брикетную фабрику, три электростанции и другие объекты

Слайд 1

Архипелаг ГУЛАГ А. И. Солженицын

Слайд 2

«Архипелаг ГУЛА́Г» - художественно-историческое исследование Александра Солженицына о советской репрессивной системе в период с 1918 по 1956 годы. Основано на рассказах очевидцев, документах и личном опыте автора. ГУЛАГ - аббревиатура от Главное Управление ЛАГерей. «Архипелаг ГУЛАГ» был написан Солженицыным в СССР тайно в период с 1958 до 1968 года (закончен 22 февраля 1967 года), первый том опубликован в Париже в декабре 1973 года.

Информацию для этого труда Солженицыну предоставляли около 300 человек. Некоторые фрагменты текста были написаны знакомыми Солженицына (в частности, В. Ивановым).

Слайд 3

“Архипелаг ГУЛАГ” был написан А. И. Солженицыным между 1958 и 1967 годами и стал составной частью потока документальной литературы в послесталинскую эпоху. В “Послесловии” к этому произведению автор признался:

“Эту книгу писать бы не мне одному, а раздать бы главы знающим людям... Уж я начинал эту книгу, я и бросал её... Но когда вдобавок к уже собранному скрестились на мне еще многие арестантские письма со всей страны - понял я, что раз дано все это мне, значит я и должен”.

Слайд 4

Сам автор “Архипелага” определил его жанр и способ изображения в нем истории как “опыт художественного исследования”. Солженицын предлагает нам воспринимать эту книгу скорее как “художественный”, чем как исторический текст. При этом он рассматривает правду с точки зрения нравственного выбора. Солженицын говорит о главном в своей книге - поиске правды и человеческой душе. Проблема нравственного выбора человека - выбора между добром и злом - для Солженицына важнее любой политической истины.

Слайд 5

"Архипелаг ГУЛАГ" - самая известная книга А.И.Солженицына. Впервые это фундаментальное исследование о репрессиях эпохи Сталина было издано в начале 70-х гг. на Западе, потом в "самиздате" и лишь в годы "перестройки" – в России, но и по сей день тема не потеряла свою актуальность, а авторский текст – непримиримость и страстность. В документально-художественной эпопее "Архипелаг ГУЛАГ" всесторонне рассмотрена введенная в нашей стране при советской власти система наказания, когда каторге были подвергнуты миллионы ни в чем неповинных людей.

Писатель собрал и обобщил огромный исторический материал, развеивающий миф о "гуманности" ленинизма. Эта сокрушительная и глубоко аргументированная критика советской системы произвела во всем мире эффект разорвавшейся бомбы. (В СССР за чтение, хранение, распространение "Архипелага ГУЛАГ" можно было получить до восьми лет лишения свободы.)

Слайд 6

Критиками указывалось на противоречия между приводимыми Солженицыным многократно завышенными оценками числа репрессированных, с одной стороны, и архивными данными, которые стали доступны в период перестройки, а также расчётами некоторых демографов, - с другой. Солженицына также неоднократно, особенно часто в 1970-х, после выхода «Архипелага», критиковали за сочувственное отношение к Русской освободительной армии в ходе Великой Отечественной войны и связанные с этим мнения относительно судьбы советских военнопленных.

С приходом перестройки официальное отношение в СССР к творчеству и деятельности Солженицына стало меняться, были опубликованы многие его произведения. В 1990 году он был восстановлен в советском гражданстве. За книгу «Архипелаг ГУЛАГ» в 1990 была присуждена Государственная премия.

Русская литература, 11 класс

Тема. «Человек в тоталитарном государстве» / по творчеству

А.И.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» /.

Цель: показать значение фигуры А. Солженицына, ставшего символом

открытости;

углубить знания о тоталитарном режиме, уродующем

внутренний мир человека;

попытаться понять, что каждый человек ответственен за историю.

Оборудование: портрет Солженицына, Сталина, фотографии Соловецкого

монастыря, Секирной башни, песня на слова В. Лебедева-Кумача

«Песня о родине», кластер, выставка книг А. И.Солженицына.

Ход урока

I . Вступительное слово учителя.

«Архипелаг ГУЛАГ» - это опыт художественного исследования, опыт многих людей, прошедших через лагеря. А. Солженицын использовал 227 свидетельств бывших узников ГУЛАГа /главное управление лагерей/, а также документы, которые представляют собой художественную ценность. Главная тема «Архипелага» - тема сопротивления антинародному режиму.

II . Краткая летопись жизни и творчества А.И.Солженицына / доклад

ученика/. Итог подводит учитель.

Итак, А.И.Солженицын был осуждён к 8 годам лагерей, а по окончании срока в марте 1953 года сослан навечно в Казахстан /Коктерек Жамбылской области/. Преподаёт физику, математику, астрономию. До последних лет жизни очень тепло отзывался о казахском народе. В 1956 годуссылка была снята, он возвращается в Среднюю Россию. Из-за выхода в свет повести «Один день Ивана Денисовича» А.Солженицына исключают из Союза писателей /познакомить учащихся со статьёй «Как Солженицына исключали из Союза писателей, газета «Труд», 1967 год/. В 1974 году после появления первого тома «Архипелага ГУЛАГ» обвинён в измене родины и выслан за границу. Безвыездно прожил 18 лет в штате Вермонт, США. Женат, трое сыновей.

III . Эпоха тоталитаризма /на доске плакат со словарной статьёй из философского словаря, 1986 года – объяснение учителя.

Итог подводят учащиеся.

Власть сосредоточена в одних руках. Государство вмешивается во все сферы общественной жизни. Ключевое слово этой эпохи – аресты. /Учащиеся показывают сценку «Аресты» о том, как осуществлялись аресты/. Арестовывали за каждую мелочь, за каждое слово. Ведь лагерям нужна была бесплатная сила.

Учитель: 5 сентября 1918 года был издан Декрет о Красном Терроре. В нём говорилось, что необходимо очистить страну от «врагов народа», отправить их в лагеря /концентрационные, принудительные/.

Так кто же такие «враги народа»?

Учащиеся зачитывают из текста эпизоды:

Полуграмотный печник расписался на газете, где росчерк пришелся по лицу Сталина. За это он получил 10 лет тюрьмы, то есть он уже «враг народа».

Вопрос:

Какое слово из этой песни не ассоциируется с эпохой тоталитаризма? (Вольно). Учащиеся рассказывают о физических методах, с помощью которых вольных людей следствие пыталось согнуть, сломать, чтобы загнать в лагерь. Например: голод, битьё, карцер, гашение папиросы и т.д. Надо сказать, что лагерь был создан исключительно ради убийства. Он убивал в человеке главное – мысли, совесть, честь.

Учитель: - Но прежде чем перейти к разговору о лагерной жизни, поговорим о том, как же образовался Архипелаг? Где?

Учащиеся:

Архипелаг родился и созрел на Соловках и начал своё злокачественное движение по стране. То есть из Соловецкого монастыря образовалась соловецкая тюрьма. До этого там был процветающий монастырь /показать фото/. И вот решено было сделать на Соловках образцово-строгий лагерь. Монахи на коленях просили оставить их умирать на святой земле. Им отвели особый от лагеря уголок Кремля со своим выходом – Сельдяные ворота.

Из этой соловецкой опухоли открывались всё новые и новые лагеря. И столицей всего Архипелага стала Караганда – прилагерный мир.

Учитель:

Сталин отдавал приказы: строить быстро, а самое главное, без особых затрат. Поэтому труд заключённых был экономически выгоден. У Сталина было шесть главных надсмотрщиков Беломора, шесть наёмных убийц, за каждым из которых тысяч по сорок жизней: Семён Фирин, Матвей Берман, Нафталий Френкель, Лазарь Коган, Яков Рапопорт, Сергей Жук /показать фото/ - это были жестокие, безжалостные люди.

Это издеватели, которые заставляли выкладывать стены канала камнями для

красоты, а длина канала – 128 км. И это всего лишь Беломор. А сколько работ выполняли зэки! Даже МГУ построили.

На Соловецких островах образовались северные лагеря Особого назначения – СЛОН.

Хочу обратить ваше внимание на следующую аббревиатуру:

Из ГУИТЛа, сына ГУМЗака, получился ГУЛАГ.

ГУИТЛ – Главное Управление Исправительно-трудовых лагерей.

ГУМЗак – Главное Управление Мест Заключения.

ГУЛАГ – Главное Управление Лагерей.

Зачем же нужны лагеря?

Вообще надо сказать, что лагерь был создан исключительно ради убийства. Он убивал в человеке главное – мысли, совесть, честь.

Итак, как и где образовался лагерь мы знаем. А теперь предлагаю перейти уже к жизни лагерной.

Жителей Архипелага ГУЛАГ называли туземцами.

Как кормили туземцев? (работа с текстом)

Наливалась в котёл вода, ссыпалась в него нечищенная мелкая картошка, а то и капуста чёрная, свекольная ботва. Мясо падших животных – это пир.

Как были одеты туземцы? (работа с текстом)

Сами бушлаты одного цвета, рукава к ним – другого. Или бушлат-огонь (лохмотья как языки пламени). А на ногах – русские лапти… Или кусок автопокрышки, привязанный прямо к босой ноге проволокой.

(Обратить внимание учащихся на номерной знак, который крепили на шапку, на грудь или сзади на спину. Друг друга знали только по номерам /позаимствовали у фашистов/. Щ-262 – это номер А.Солженицына).

Самое страшное в лагере – попасть на общие работы.

Что же это такое?

Учащиеся:

Это ломать из карьера голыми руками камень и уголь. Три недели лесоповала называли сухим расстрелом. Работали в лесу до полуночи, замёрзших списывали, ползучих – конвой пристреливал /ответ зачитывается из текста/.

Учитель:

Многих и очень многих лагерь перемолол в пыль.

В 1926 году вышла статья 12, разрешающая судить детей с 12-летнего возраста. В 1927 году заключённых от 16 до 26 лет было 48% от всех заключённых.

Откуда же брались юные преступники?

Что же нужно было сделать, чтобы попасть в лагерь в возрасте 12 лет?

За десяток огурцов с колхозного поля – 5 лет.

За карман картошки – 8 лет.

За стрижку колосьев – 8 лет.

Голодная девочка пошла вдоль улицы собрать вместе с пылью узкую струйку зерна, просыпавшегося из грузовика – 3 года.

(примеры берутся из текста).

Жертвы, жертвы, груды жертв. После всего услышанного и увиденного возникает вопрос: почему же терпели? Почему не возмущались?

У Солженицына даже глава называется «Почему терпели?». Дело в том, что были и протесты, и голодовки, и мятежи, и побеги. Было. Но с бунтовщиками очень быстро расправлялись, их просто-напросто убивали.

Потому-то и терпели. Ведь каждый хотел выжить, отбыть срок и выйти из этого ада.

V . Итог урока.

2. Зачем же нам надо знать о том, что было?

Кластер после подведения итогов.

ТОТАЛИТАРИЗМ : страх, недоверие, доносы, аресты, предательство, ложь,

жестокость, тюрьмы, лагеря и т.д.

Лазарь Коган Френкель Нафталий

Матвей Берман Яков Рапопорт

Генрих Ягода Сергей Жук







1 из 6

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

«Архипелаг ГУЛА Г» - художественно-историческое исследование Александра Солженицына о советской репрессивной системе в период с 1918 по 1956 годы. Основано на рассказах очевидцев, документах и личном опыте автора. ГУЛАГ - аббревиатура от Главное Управление ЛАГерей. «Архипелаг ГУЛАГ» был написан Солженицыным в СССР тайно в период с 1958 до 1968 года (закончен 22 февраля 1967 года), первый том опубликован в Париже в декабре 1973 года. Информацию для этого труда Солженицыну предоставляли около 300 человек. Некоторые фрагменты текста были написаны знакомыми Солженицына (в частности, В. Ивановым).

№ слайда 3

Описание слайда:

“Архипелаг ГУЛАГ” был написан А. И. Солженицыным между 1958 и 1967 годами и стал составной частью потока документальной литературы в послесталинскую эпоху. В “Послесловии” к этому произведению автор признался: “Эту книгу писать бы не мне одному, а раздать бы главы знающим людям... Уж я начинал эту книгу, я и бросал её... Но когда вдобавок к уже собранному скрестились на мне еще многие арестантские письма со всей страны - понял я, что раз дано все это мне, значит я и должен”.

№ слайда 4

Описание слайда:

Сам автор “Архипелага” определил его жанр и способ изображения в нем истории как “опыт художественного исследования”. Солженицын предлагает нам воспринимать эту книгу скорее как “художественный”, чем как исторический текст. При этом он рассматривает правду с точки зрения нравственного выбора. Солженицын говорит о главном в своей книге - поиске правды и человеческой душе. Проблема нравственного выбора человека - выбора между добром и злом - для Солженицына важнее любой политической истины.

№ слайда 5

Описание слайда:

"Архипелаг ГУЛАГ" - самая известная книга А.И.Солженицына. Впервые это фундаментальное исследование о репрессиях эпохи Сталина было издано в начале 70-х гг. на Западе, потом в "самиздате" и лишь в годы "перестройки" – в России, но и по сей день тема не потеряла свою актуальность, а авторский текст – непримиримость и страстность. В документально-художественной эпопее "Архипелаг ГУЛАГ" всесторонне рассмотрена введенная в нашей стране при советской власти система наказания, когда каторге были подвергнуты миллионы ни в чем неповинных людей. Писатель собрал и обобщил огромный исторический материал, развеивающий миф о "гуманности" ленинизма. Эта сокрушительная и глубоко аргументированная критика советской системы произвела во всем мире эффект разорвавшейся бомбы. (В СССР за чтение, хранение, распространение "Архипелага ГУЛАГ" можно было получить до восьми лет лишения свободы.)

№ слайда 6

Описание слайда:

Критика Критиками указывалось на противоречия между приводимыми Солженицыным многократно завышенными оценками числа репрессированных, с одной стороны, и архивными данными, которые стали доступны в период перестройки, а также расчётами некоторых демографов, - с другой. Солженицына также неоднократно, особенно часто в 1970-х, после выхода «Архипелага», критиковали за сочувственное отношение к Русской освободительной армии в ходе Великой Отечественной войны и связанные с этим мнения относительно судьбы советских военнопленных. С приходом перестройки официальное отношение в СССР к творчеству и деятельности Солженицына стало меняться, были опубликованы многие его произведения. В 1990 году он был восстановлен в советском гражданстве. За книгу «Архипелаг ГУЛАГ» в 1990 была присуждена Государственная премия.