Образ «жестокого мира» в драматургии Островского (по одной из пьес «Гроза» или «Бесприданница»). Cочинение «Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н.Островского Сочинение по литературе на тему: Образ “жестокого мира” в драматургии Островского


В 1859 г. Александр Николаевич Островский создает одно из самых сильных своих произведений — драму «Гроза», в которой показывает как типично русский купеческий дом Кабановых, являющийся олицетворени-ем «жестокого мира».

В доме, широко известном в волжском городе Калинове, главенствует и таким образом устанавливает нравы дома Марфа Игнатьевна Кабанова, по-видимому, давно вдова, может быть, и при жизни мужа бывшая главой дома и дела. Женщина сильная и властная до деспотичности, она требует ото всех безоговорочного подчинения, в том числе и от своих домашних: сына Тихона, дочери Варвары, снохи Катерины.

Современная Островскому критика, и в первую очередь Н. А. Добро-любов видели в Кабанихе олицетворение невежества, самодурства и жес-токости. При этом Марфа Игнатьевна основывается на своеобразном соб-ственном понимании традиций, Домостроя. Если же внимательно присмот-реться и прислушаться к канонам, которые она пытается установить в семье, то это не только собственное своеобразное понимание традиций, а и сле-дование тому, что установлено веками и предками. Может быть, вредит образу Кабановой страсть к бесконечным поучениям. Ну а как же не по-учать молодых? И кому же поучать их, как не матери? Жаль, что при этом она не считается ни с местом, ни со временем, ни с чувствами собеседника. Так, например, в явлении пятом действия первого Кабаниха появляется на сцене со словами поучения, адресованными взрослому женатому сыну. Ее не заботит ни то, что бульвар — не место для подобных наставлений, ни то, что сын ни в чем не виноват перед ней. Стоит снохе Катерине вступить в разговор, как Кабанова немедленно переключается на нее, обижает ее, не замечая этого, оставаясь в полной уверенности в своей правоте. Только и слышатся из уст Марфы Игнатьевны брань и попреки. Жертву свою она «поедом ест», «точит <…>, как ржа железо».

Н. А. Добролюбов в своей статье «Луч света в темном царстве» гово-рит о Кабановой: «Грызет свою жертву долго и неотступно». Катерину Кабаниха заставляет кланяться в ноги Тихону при его отъезде из дома, ко-рит за то, что она «не воет» на людях, провожая мужа в Москву. После признания Катерины в своей измене мужу Марфа Игнатьевна приказывает Тихону бить Катерину, считает, что ее надо «живую в землю закопать, чтобы она казнилась».

«Жестокий мир» дома Кабановых основан на подчинении, приказа-нии, лицемерии и обмане, он усваиваются и младшим поколением. Варва-ра, к примеру, не понимает нравственных мучений Катерины, убеждена в том, что можно делать, «что хочешь, только бы шито да крыто было». В том же разговоре с Катериной она признается: «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Так же поступает и Тихон.

Отношения между обитателями дома Кабановых очень точно вырази-ла Варвара: «Ну, а ведь без этого нельзя: ты вспомни, где ты живешь! У нас дом на том держится». При этом представители младшего поколения меж-ду собой проявляют своего рода честность, не скрывая своего лицемерия перед матерью. Например, перед отъездом в Москву Тихон, выслушав все наставления матери, после ее ухода говорит Катерине: «Что ее слушать-то! ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну и пущай она говорит, а ты ми-мо ушей пропущай». Позже в сцене признания Катерины (Действие чет-вертое, явление шестое.) Тихон, услышав начало исповеди жены, «растеряв-шись, в слезах, дергает ее за рукав», желает остановить ее, сохранить по своему обыкновению все в тайне от матери. «Не надо, не надо, не говори! Что ты! Матушка здесь!» Материал с сайта

В разговоре с Борисом Кулигин так характеризует «жестокий мир» города Калинова: «<…> У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спу-щены… Вы думаете, они дело делают либо Богу молятся? Нет, сударь. И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих до-машних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запо-рами, невидимых и неслышимых! <…> И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства! И все шито да крыто — никто ничего не видит и не знает, видит только один Бог! Ты, говорит, смотри, в людях ме-ня да на улице, а до семьи моей тебе дела нет; на это, говорит, у меня есть замки, да запоры, да собаки злые. Семья, говорит, дело тайное, секретное! Знаем мы эти секреты-то! От этих секретов-то, сударь, ему только одному весело, а остальные волком воют. <…>». Эта характеристика полностью отражает образ «жестокого мира» и дома Кабановых.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Пьеса А. Н. Островского «Гроза» была написана в 1859 году в результате поездки по России 1855 года, организованной Морским министерством. Путешествие по Волге дало огромный материал Островскому. Соприкоснувшись с реальной жизнью удалённых от Москвы городов, он увидел, что в них купеческие и мещанские семьи составляют основу русской жизни. Так, на примере несуществующего «собирательного» города Калинова, Островский сумел ярко показать застойную жизнь России, тем самым выявив необходимость изменений. По мнению И. А. Гончарова, в пьесе «Гроза» нарисована «широкая картина национального быта и нравов».
Система образов в драме А. Н. Островского «Гроза» сложна, но в то же время обладает стройностью и упорядоченностью. Она построена автором по принципу парности: используя приём антитезы, драматург сопоставляет прямо противоположных или контрастных героев. А. Н. Островский делит всех действующих лиц на две основные группы: угнетатели и угнетённые (как экономически, так и духовно), деспоты и их жертвы.
К первым относятся городские самодуры. Островский использовал старое слово (самодуры), но с новой социальной окраской - у него это люди, стремящиеся к безграничной власти над другими. Мир самодуров представлен в пьесе многосторонне.
В образе Дикого драматург рисует нам один из типов самодурства. Дикой - богатейший купец города, один из его «столпов» и «отцов», жадный, эгоистичный, высокомерный и невежественный, беззастенчивый приобретатель. Встречая всюду только покорность, Дикой не привык сдерживать себя ни внутренне, ни внешне. Образ данного персонажа позволяет автору раскрыть повседневную жестокость калиновского мира. Так, при разговоре с Кулигиным он властно заявляет: «.. .ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю». Это грубый угнетатель, необузданный, «ругатель», «воин», как назвал его Шапкин, и в семье, и среди зависимых от него людей, и на улице. «...Как с цепи сорвался...» - так характеризует его Кудряш. Однако такое «открытое» самодурство не приветствуется калиновцами, даже Кабаниху возмущает его бестактность, и на его грубость она отвечает: «.. .ты найди подешевле меня ».
Второй тип самодура олицетворяет Марфа Игнатьевна Кабанова. Поведение Кабанихи - норма для Калинова, «блаале- пие» сопутствует Кабанихе - человеку, не нарушающему нравов патриархальной жизни, а следующему им и защищающему их. Марфа Игнатьевна - богатая купчиха, скрывающая свою жестокую, властно-деспотическую сущность под маской внешнего благочестия. Кабаниха не терпит ни малейшего противоречия. Её власть непререкаема, абсолютна. Она «поедом ест» и «точит, как ржа железо» своих близких. «Нищих оделяет, а домашних заела совсем», - говорит Кулигин, намекая на её ханжество. Кабанихе важен не столько сам порядок, сколько видимость порядка: как за соломинку, она держится за обряды и традиции. Марфа Игнатьевна Кабанова - поистине страшный образ, олицетворяющий самые тёмные стороны «жестокого мира».
На контрасте с самодурством показана вторая часть города Калинова - это подневольные, жертвы «тёмного царства», это масса необразованных, не читающих книг людей, узнающих новости от странниц. Создавая отрицательные образы городских обывателей, драматург обращался к средствам сатирического обличения. С иронией говорит автор о жителях города, не знающих собственной истории (разговор о Литве, которая «.. .с неба упала»). Обыватели города Калинова не способны видеть красоту. Так, на слова Кули- гина о «необыкновенном виде» заречных далей Кудряш отвечает: «Нешто!»; также Кулигин обращается к горожанам с горьким упрёком: «Северное сияние загорится, любоваться бы надобно да дивиться... а вы ужасаетесь да придумываете, к войне это или к мору». Характерные черты калиновцев - инертность, страх, согласие на роль жертвы, о чём говорит Кулигин: «Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ?» Вполне естественно, что такие люди не могут противостоять самодурской силе.
«Жестокий мир» поражает таких людей, как Тихон, да и не могло быть в семье Кабанихи другого сына - сызмальства его поставило на колени и задавило «тёмное царство». Калинов - город, где все отношения держатся исключительно на страхе. Так, Тихон, уезжая на ярмарку, с облегчением восклицает: «...недели две никакой грозы надо мной не будет», это значит, что две недели он сможет пить и гулять, ни разу не вспомнив о доме, - в этом проявляется двойная мораль калиновцев. Тихон смирился со своим положением и не считает нужным что-либо менять в положении вещей: «Что я за несчастный такой человек на свет рождён!»
Другой вариант существования в этом мире являет собой Варвара. Она не боится матери, однако и не вступает с ней в конфликты. Варвара приспособилась к « жестокому миру », усвоила все его неписаные законы и правила и научилась их обходить: «А по- моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Ложь, притворство, обман -главное, что управляет «тёмным царством», по словам Варвары, «весь дом на обмане держится».
Кулигин, человек образованный, пишущий стихи в духе Державина и Ломоносова, который на голову выше всех калинов- цев, ничего не может сделать, чтобы уничтожить зло, он отчасти принимает философию «жестокого мира», безнадёжно заявляя: «Лучше уж стерпеть».
И в этой атмосфере всеобщего страха и жестокости, грубости и беспощадности появляется человек, не принимающий существующую мораль. Очень важно, что главная героиня - Катерина того же времени, воспитывавшаяся в патриархальном духе. Из её монолога о девичестве мы узнаём, что до замужества её ничего не заставляли делать, она всё больше «по бархату золотом» работала, о цветах заботилась. Когда Варвара говорит, что у них всё то же самое, Катерина отвечает, что у них « всё как будто из-под неволи ». Катерина отличается от «жестокого мира» Калинова прежде всего своей нравственностью и силой воли. Её душа постоянно тянется к красоте, сны полны сказочных видений. Кажется, что и Бориса-то она полюбила не реального, а созданного её воображением. Катерина вполне могла бы приспособиться к морали города и дальше обманывать своего мужа, но «обманывать-то... не умеет, скрыть-то ничего не может», честность не позволяет Катерине дальше притворяться перед мужем. Как человек глубоко верующий, Катерина должна была обладать огромным мужеством, чтобы победить страх «перед судией» за грех самоубийства. Катерина не борец с бытом « жестокого мира », но её смерть действительно бросает вызов всему «тёмному царству».
В финальной сцене Кабаниха терпит полный крах. Поначалу она торжествует, предвкушая возможность сказать о том, к чему « воля ведёт ». Однако неожиданно Тихон во всеуслышание обвиняет её в смерти Катерины. Безусловно, его протест будет подавлен («мы об этом ещё дома поговорим»), но важно, что эта реплика прозвучала: если уж такие робкие люди возвышают свой голос, то ситуация действительно меняется и долго так продолжаться не может, ибо если личность проснулась, то остановить её нельзя.
Однако мнение автора не приравнивается к голосу Тихона, драматург смотрит шире: в смерти Катерины виновата не Кабаниха, а весь «жестокий мир». Но его дни сочтены, и это чувствует Кабаниха, считающая себя чуть ли не последней блюстительницей « правильного миропорядка ». Ожидание, что с её смертью наступит хаос, придаёт трагизм её фигуре. Исчерпанность и обречённость традиционных отношений и форм быта инстинктивно чувствует Катерина, заявляют свой протест Кулигин, Тихон. Семья, столь
«благолепная», рассыпается, человек приобретает свою самостоятельность.
Картина «жестокого мира», нарисованная драматургом, не оставляет безнадёжного впечатления, пафос этой пьесы носит очистительный характер: зло калиновского мира будет сокрушено - в этом заключён нравственный смысл пьесы А. Н. Островского «Гроза».

Драма “Бесприданница” стала одной из вершин драматургии Островского. По степени драматизма и глубине психологизма, по характеру конфликта ее сравнивают с “Грозой”. Такое сопоставление дает возможность ощутить новые грани дарования автора, его художественную эволюцию. Психологизм “Бесприданницы” – это психологизм великого мастера. Каждый персонаж раскрыт с предельной достоверностью и убедительностью. Эту пьесу писал драматург, мудро отвергавший чьи бы то ни было схемы и догмы, веривший в правоту своего понимания жизни, в обоснованность своих идейно-художественных принципов.
Пьеса состоит из ряда крупных и значительных сцен, которые расположены в соответствии с логикой положений и ситуаций. В очередной раз Островский в центр пьесы ставит судьбу женщины, показывая жизнь с наиболее эмоциональной стороны. Автор противопоставляет холодному, бездушному расчету и эгоизму искренность, доверчивость “горячего сердца”. Ларису Огудалову, как и Катерину в пьесе “Гроза”, окружает “темное царство”. Представителями его являются Паратов, Кнуров, Вожеватов, Карандышев. Они опутывают героиню плотным кольцом, противопоставляя свои лицемерные представления о жизни чистым стремлениям “белой чайки”, так переводится с греческого языка имя Лариса.
Первыми из представителей “темного царства” на сцене появляются Кнуров и Вожеватов. Включая Кнурова и других персонажей в орбиту нашего внимания, Островский использует распространенный в драматургии прием предварительных характеристик. Они, разумеется, субьективны и выражают не столько точку зрения драматурга, сколько высказывающего их персонажа. Так, Гаврила характеризует Кнурова через его сравнение с Вожеватовым. Все различие между ними заключается лишь в том, что Вожеватов “малодушеством занимается; еще мало себя понимает; а в лета войдет, такой же идол будет”.
В списке действующих лиц читаем, что “Мокий Парменыч Кнуров, из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием”. Теперь о его имени. По словарю Даля, “кнур” – боров, кабан, хряк, свиной самец. Вот, оказывается, какой человеческой породы этот Кнуров. Это цивилизованный “идол”, миллионер, презирающий всех малосостоятельных людей, замкнут, неразговорчив, пренебрежителен к людям не его круга, например, к небогатому чиновнику Карандышеву. Объясняя свои редкие посещения Огудаловых, он говорит: “Да неловко; много у них всякого сброда бывает; потом встречаются, кланяются, разговаривать лезут. Вот, например, Карандышев,- ну что за знакомство для меня!”.
У Кнурова и имя, и отчество необычны, подобранные к определенному интонационному звучанию и символическому значению. А имя, Василий Данилович, – обиходное и распространенное. “Вожеватый”, по Далю, обозначает – обходительный и приветливый человек, занимательный собеседник. Но таков ли он, этот обходительный и приветливый купец? По ходу пьесы мы видим, что Вожеватов холодный и здравомыслящий человек. Ему неизвестна потребность в том, что “любовью-то называют”. Чувство, названное Стендалем “безумием, доставляющим человеку величайшее наслаждение”, вовсе ему незнакомо, и он по этому поводу нисколько не сокрушается. Кстати, слово “любовь” Кнуров употребляет в пьесе единственный раз, когда подозревает Вожеватова в способности ее испытывать. Видимо, взгляд на любовь у этих героев совпадает.
Кнуров женат, Вожеватова мысль о женитьбе не привлекает, Лариса для них недостижима. Они вынуждены признать: “Хорош виноград, да зелен”. Но вскоре выясняется, что они оба хотели бы “прокатиться на выставку” в Париж с Ларисой. Кнуров с завистью говорит о молодости Вожеватова, о его молодой горячности и способности к порывам, однако, Вожеватов решительно отвергает такое о себе представление: “Всякому товару цена есть… Я хоть молод, а не зарвусь, лишнего не передам”. Здесь в пьесе появляется тема купли-продажи человека, как товара. Эта тема получает свое логическое развитие в четвертом действии, в одной из самых жестоких сцен пьесы, когда Кнуров и Вожеватов разыгрывают жребий, кому ехать в Париж с Ларисой. Это счастье достается Кнурову. В согласии Ларисы никто не сомневается. Кнуров имеет возможность предложить Ларисе содержание – столь громадное, что заставит замолчать самых злых критиков чужой нравственности. Виновником такого положения Ларисы является Паратов.
Этот персонаж характеризуется так: “Сергей Сергеич Паратов, блестящий барин, из судохозяев, лет за 30”. Не правда ли, тут все благозвучно и даже изысканно? Фамилия, однако, тоже не только звучит красиво, но и еще кое что значит. На языке охотников, паратый – сильный, быстрый зверь. Перед нами – барин из судохозяев, несущий в себе нечто звериное, а может быть, и хищное.
Какие разные они люди – Паратов и Вожеватов! Один – дворянин и барин – пленителен, обаятелен, смельчак. Для него, согласно его словам, “ничего заветного нет”. Другой – молодой купчик – осмотрителен, ни на какие порывы не способен. Однако, при всем различии, обнаруживается в них нечто общее. Ведь фразу-то свою, что “ничего заветного нет”, Паратов кончает словами: “Найду выгоду, так все продам, что угодно”. Начинает свою фразу Паратов как человек широкой души, по-барски, по-молодецки, а кончает по-вожеватовски, по-деловому. Таким образом, Паратов в пьесе – фигура драматическая. Добро и зло все еще борятся в его душе. И Островский показывает читателю, как дух делячества полностью овладевает героем. Отказываясь от Ларисы, Паратов становится неотделим от Кнурова и Вожеватова. В финале Паратов и Вожеватов – родственные натуры: каждый из них думает о выгоде. И каждый из них нуждается в шуте. Им нужен шут без имени, без отчества, обезличенный и приниженный.
На эту роль идеально подходит Юлий Капитоныч Карандышев, “молодой человек, небогатый чиновник”. Тут имя римского императора нарочито сочетается с очень бытовым, прозаическим отчеством. А фамилия? У Даля “карандыш” – коротышка, недоросток. В фамилии явно содержится нечто уничижительное. Юлий Капитоныч ставит себя в положение шута поневоле. Он унижает себя, намереваясь возвеличиться. Карандышев болезненно обидчив и вместе с тем не чувствует наносимых ему обид. Этот образ по ходу действия из-за своей серости не обращает на себя особого внимания. Лишь в конце третьего действия из-под шутовской маски, надетой Карандышеву Паратовым с Вожеватовым, проглядывает человеческое лицо. В финале Карандышев становится убийцей Ларисы.
Карандышевскую тему самолюбия, тему уязвленного и болезненного ощущения своей неполноценности подхватывает и развивает, как это не странно, Паратов. Они совсем разные по общественному положению, по воспитанию и уму. Но в ходе сложной борьбы друг с другом выявляется нечто для нас неожиданное. Победитель женских сердец и мелкий неказистый чиновник – оба хотят предстать перед людьми не такими, каковы они есть, а какими хотели бы казаться. Легким намеком здесь выявляется одна из главнейших ситуаций в пьесе. Она связывает воедино барина и его шута: личность, претендующую на значительность, с призванной потешать ее безличностью.
Развитие галереи образов жестокого мира в пьесе “Бесприданница” дается автором не опосредовано, а через главную героиню Ларису Огудалову. Все четверо мужчин стремились превратить Ларису в вещь. В свою вещь. Хотел этого и Карандышев, несмотря на всю кажущуюся комичность этого героя. Но он был и остался единственным из всех четырех, кто не хотел и не мог позволить Ларисе стать чужой вещью. Таково логическое развитие этого образа.
В четвертом действии Паратов тоже раскрывается для читателя с неожиданной стороны. Ларисе приходится взглянуть правде в глаза и понять, что он тоже – всего только вещь, уже купленная богатой невестой.
Действующие лица Островского, данные в глубоко реалистичной обусловленности, возникают перед нами как живые, покоряя и огромной степенью типизации, и неповторимой индивидуальностью.
Всевластие денег, с которыми можно вершить любые дела, и не только в области коммерции и промышленности, но и в других сферах жизни, становилось в пореформенной эпоху (особенно в 70-х годах) одной из главных тем художественной литературы. И “Бесприданница” проникнута протестом против этого всевластия. Но все же, мотив купли-продажи, бессилия бедности и всевластия денежного мешка тут трансформируется, сливается с другими. Главным для Островского было показать не столько социальную подоплеку сложившейся ситуации, а ее нравственно-духовный аспект. Таким образом, к созданной ситуации автор обратился для того, чтобы увидеть ее не как бытовую, а как социально-психологическую, связанную с жизненными противоречиями, порожденными новой, пореформенной эпохой. Так образно преломляется у Островского весьма характерный для буржуазного общества тип отношений, который вынуждает человека быть либо палачом, либо жертвой.

Сочинение по литературе на тему: Образы жестокого мира в драматургии А. Н. Островского (на примере пьесы “Бесприданница”)

Другие сочинения:

  1. Главный конфликт пьесы “Беспридан ница” определяется самим ее названием. Трагедия Ларисы Дмитриевны Огудаловой именно в том, что она бесприданница. Красота, ум, обаяние, человеческое достоинство ничего не значат в этом мире, если у тебя нет денег. Читая список действующих лиц, мы Read More ......
  2. В 1859 г. Александр Николаевич Островский создает одно из самых сильных своих произведений – драму “Гроза”, в которой показывает как типично русский купеческий дом Кабановых, являющийся олицетворени­ем “жестокого мира”. В доме, широко известном в волжском городе Калинове, главенствует и таким Read More ......
  3. “Бесприданница” (1878 г.) считается лучшей психологической драмой А. Н. Островского. В этой пьесе драматург обращается к жизни новой, буржуазной России. В центре внимания Островского – жизнь людей многих сословий: дворян, купцов, чиновников. В пореформенные годы в обществе происходят резкие изменения: Read More ......
  4. У них арифметика вместо души. А. Н. Островский Пьеса “Бесприданница” – сороковое оригинальное произведение Островского, над которым опытный драматург работал непривычно долго – четыре года. Он впервые выводил на сцену в своей пьесе новых героев – промышленников, судовладельцев, дельцов новой Read More ......
  5. Юлий Капитоныч Карандышев и Сергей Сергеич Паратов, по сути, являются представителями разных сословий. Карандышев – небогатый чиновник, не могущий похвастать ни тугим кошельком, ни блестящей родословной. Паратов же – барин, из судохозяев. Он богатый человек, живущий ради наживы. Другими словами, Read More ......
  6. Драма, А. Н. Островского “Бесприданница”, написанная в 1879 году, отразила характерные для того времени явления: резкий скачок развития торговли и промышленности, изменение прежнего “темного царства” в сторону цивилизации, упадок дворянства и его роли в обществе. Но Островского интересует в первую Read More ......
  7. Действие пьесы “Бесприданница” развертывается на фоне волжских просторов. Пейзаж подчеркивает красоту и поэтичность характера Ларисы Дмитриевны Огудаловой (имя Лариса в переводе с греческого означает “чайка”). Из разговора Кнурова и Вожеватова мы узнаем, что Лариса – девушка умная, тонко и глубоко Read More ......
  8. Узкий круг провинциальных дворян и дельцов.(Город Бряхимов, вобравший в себя черты множества городов, стоящих на Волге. Изображение буржуазной среды – бессердечной, пошлой, эгоистичной. Социальная тема – в названии пьесы. Деньги разрушают все романтические иллюзии.) Паратов. (За благородной внешностью – расчетливый Read More ......
Образы жестокого мира в драматургии А. Н. Островского (на примере пьесы “Бесприданница”)

“Бесприданница” – лучшая психологическая драма А. Н.Островского. Центральная тема произведения – тема “горячего сердца, гибнущего среди людей, которые служат деньгам, а не красоте”.
Происходящее в пьесе связано с современностью – семидесятыми годами XIX век Н.Островский в ремарке указывает: “Действие происходит в настоящее время”. Автору важно подчеркнуть актуальное значение конфликта между чувством и выгодой. Это период расцвета буржуазных отношений. Судохозяин Паратов так объясняет новые законы: “Время просвещенных

Покровителей, время меценатов прошло; теперь торжество буржуазии.”
Образ “жестокого мира” в пьесе воплощен в метафоре “цыганский табор”. В доме главной героини, бесприданницы, постоянно бывали разные люди, которые искали для себя развлечений, веселья. Красивая, талантливая девушка жила, как в чаду, и бесконечно страдала. Мать заставляла ее петь, танцевать, любезничать, занимать гостей. Все унижения Лариса терпела для того, чтобы выйти замуж за богатого поклонника. Мать приказывала Ларисе: “И притворяйся, и лги!.Уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески”. Среди потенциальных женихов у Огудаловых появлялись нелепые фигуры: “старик какой-то с подагрой, да разбогатевший управляющий какого-то князя, вечно пьяный”, да кассир, оказавшийся мошенником.
Были среди обожателей и хищные дельцы: купцы Кнуров, Вожеватов, барин Паратов. Долгое время за Ларисой ухаживал мелкий чиновник Карандышев. Всю эту разномастную компанию объединяло одно: потребительское отношение к жизни и к людям. Законы “жестокого мира” основаны на деловом расчете, личной выгоде, равнодушии к ближнему. В этом обществе все продается, даже любовь, честь, красота.
Купцы новой формации говорят исключительно о деньгах, об их власти над людьми. Так, Паратов хочет выгодно жениться и взять в приданое “золотые прииски”. Он продает свою свободу, готовится за такое приданое со стороны невесты забросить кутежи, надеть фрак и говорить по-французски. Сам он не знает, что такое жалость и сострадание. Паратов откровенно признается: “У меня. ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно”. Паратов для развлечения повсюду возит с собой спившегося провинциального актера, которому дал прозвище Робинзон. Барин распоряжается им, как собственностью, предлагает его купцам для потехи: “Вот отводите свою душу, могу его вам дня на два, на три предоставить”. Лариса небезразлична Паратову. Однажды он чуть не женился на ней. Во время второй встречи он снова по-настоящему увлекается красивой “вещью”. Его вспышка чувств приводит к новому и страшному обману: он увозит Ларису, а потом безжалостно бросает ее. Как говорит Кнуров: “миллионную невесту на Ларису Дмитриевну не променяет”.
У Паратова в одном ряду находятся пароход “Ласточка” (его потом можно продать), актер Робинзон (он пригодился для забавы. Лариса. В одном ряду оказывается то, чем можно попользоваться, насладиться, потешиться, а затем поменять на более ценное и выгодное. Паратов принял правила игры, основанные на трезвом расчете и беспредельном эгоизме, и не намерен проигрывать ни при каких условиях, так как собственные выгоды и удовольствия для него дороже всего.
По таким же законам действуют Кнуров и Вожеватов. Во взаимоотношениях с Ларисой раскрывается их нравственный облик. Трезво и по-деловому Вожеватов оценивает положение Ларисы, бесстрастно рассчитав, что надеяться ей не на что: “Теперь женихов-то в самый обрез. бесприданницам и не достает.” Общение с Ларисой является для него развлечением на фоне довольно однообразной жизни, удовольствием, за которое можно и должно платить деньги. Ситуацию, в которой оказывается Лариса из-за Паратова, Вожеватов называет “удобным случаем”, словно речь идет о выгодной торговой сделке. Он предлагает кинуть жребий. Проиграв Ларису в орлянку, потерял к ней всякий интерес.
Крупный делец Кнуров оценивает красоту Ларисы как источник удовольствия, который можно купить: “Эта женщина создана для роскоши”. Цинизм Кнурова прикрывается маской показного доброжелательства. Этот герой не сомневается, что Лариса примет его предложение пойти к нему на содержание, так как знает меру своей власти над людьми. Он говорит ей: “Для меня невозможного мало. Стыда не бойтесь, осуждений не будет.” Предугадывая сложное развитие отношений Ларисы и Паратова, Кнуров замечает: “Кажется, драма начинается”. Он и Вожеватов с самого начала наблюдали за судьбой Ларисы, будто притаившиеся хищники, готовые в любой момент ухватить добычу. Даже и в сочувствии Ларисе они остаются хладнокровными дельцами, что наиболее точно сформулировал Вожеватов: “Что делать! Мы не виноваты, наше дело сторона”.
Лариса согласилась на брак с Карандышевым, потому что хотела убежать из мира продажности. “Цыганский табор” она мечтала заменить на покой в деревне: “Но пусть там дико, и глухо, и холодно; для меня после той жизни, которую я здесь испытала, всякий тихий уголок покажется раем”. Ларису убивает неприкрытая истина, которая вдруг открылась ей в финале пьесы: “Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят как на забаву. Никто никогда не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова”. Эту правду понял и Робинзон, единственный из “зрителей” драмы, не лишенный сердечности: “О варвары, разбойники! Ну, попал я в компанию!”
В холодном, безжалостном обществе судьба любящей, искренней натуры обречена на гибель. Лариса – жертва, потому что не захотела “применяться к обстоятельствам” жестокого мира.

  1. Драма Островского “Гроза” – самое значительное произведение известного драматурга. Она была написана в 1860 году в период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества и в душной атмосфере действительности собиралась гроза....
  2. Сцена 7: Дикой и Кабаниха глазами Кулигина. Центральное место сцены – монолог Кулигина “Вот какой, сударь, у нас городишко!”, как бы подытоживающий диалог Кабанихи с Диким, где в самохарактеристике Дикого...
  3. В 1859 году А. Н. Островский пишет драму “Гроза”. В этом произведении значительное место вновь отводится женским образам, которые так привлекали драматурга. В своих пьесах писатель впервые в русской литературе...
  4. Но многих, захлебнувшихся любовью, Не докричишься, сколько ни зови. Им счет ведут молва и пустословье. Но этот счет замешен на крови. А мы поставим свечи в изголовье Погибших от невиданной...
  5. Пьесы А. Островского насыщены разнообразной символикой. Прежде всего это символы, связанные с миром природы: лес, гроза, река, птица, полет. Очень важную роль играют в пьесах и имена героев, чаше всего...
  6. А. Н. Островский в своей пьесе “Гроза” разделил людей на две категории. Одна категория – угнетатели, представители “темного царства”, другая – униженные и забитые ими люди. Представители первой группы –...
  7. Уже в начале своего творческого пути А. Н. Островский обращается к изображению “темных” сторон в жизни русского общества. В мире, который критики окрестили “темным царством”, царят деспотизм и невежество, самодурство...
  8. С именем А. Н. Островского в русской литературе связано создание национально-самобытного драматического искусства, рассчитанного, как писал сам драматург, “для всего народа”. Одними из лучших и значительных его достижений являются пьесы...
  9. А. Н.Островский в пьесе “Гроза”, написанной в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, показав главные черты самодурства....
  10. А. Н. Островский в своем творчестве продолжал и развивал традиции реализма комедий Фонвизина и Грибоедова. Он писал: “История оставила название великих и гениальных только за теми писателями, которые умели писать...
  11. О русском купечестве писали многие писатели конца девятнадцатого века. Интересовало авторов и положение женщины в купеческой семье. Этой теме посвящены пьеса “Гроза” А. Н. Островского и очерк “Леди Макбет Мценского...
  12. Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! А. Н. Островский Драма Александра Николаевича Островского “Гроза” на долгие годы стала хрестоматийным произведением, изобразившим “темное царство”, которое подавляет лучшие...
  13. “Снегурочка” написана Островским по мотивам и материя,. устного народного творчества. Драматург дает пьесе подзаголо ^ “Весенняя сказка” и поясняет: “Действие происходит в Стп – берендеев в доисторические времена”. В пьесе,...
  14. В народе говорят: “Яблоко от яблони недалеко па­дает”, но, видно, на всякое правило бывает исключе­ние. Таким исключением являются мать и дочь Огу­даловы. И чем настойчивее автор подчеркивает их разность, тем...
  15. “Гроза” – народная социально-бытовая трагедия. Н. А. Добролюбов “Гроза” выделяется как главное, этапное произведение драматурга. “Гроза” должна была войти в сборник “Ночи на Волге”, задуманный автором во время поездки по...
  16. В пьесе “Лес”, по мнению исследователя А. И. Журавлевой, “своеобразно совмеще-ны как бы три типа комедии: сюжетная линия Петра, Аксюши и старшего Восмибратова пришла из народной комедии; Гурмыжская, Буланов, слуги...
  17. Пьеса А. Н. Островского “Гроза” была написана по материалам поездки автора в 1856 году по Волге. Драматург замыслил написать цикл пьес о провинциальном купечестве, который должен был бы называться “Ночи...
  18. Если Катерина чувствует по-новому, уже не по-калиновски, но не отдает себе в этом отчета, лишена рационалистического понимания исчерпанности и обреченности традиционных отношений и форм быта, то Кабаниха, напротив, чувствует еще...

Прошло двадцать лет после грозы, разразившейся над городом Калиновом, и А. Н. Островский вновь переносит действие пьесы на берега Волги в город Бряхимов. Такой город существовал когда-то в древности, но во времена Островского такого географического места уже не было. Вымышленным названием автор хочет подчеркнуть, что события, разворачивающиеся в пьесе «Бесприданница», могли произойти в любом городе России.

Он стремится придать своему произведению размах эпичности и указать на типичность протекающих в Бряхимове общественных явлений.

И снова, как и в пьесе «Гроза» ведущей является тема красоты в «жестоком мире», той самой красоты, что «ведёт в омут». Из первой ремарки мы узнаём, что ещё выше берег Волги, чем в Калинове: «так высоко, что умрёшь прежде, чем долетишь». А это значит, что идеал ещё более недосягаем, а судьба героини более трагична, чем судьба Катерины. Мир более жесток.

В описании места действия появляется новая деталь – «чугунная решётка», за которой открывается вид на Волгу, на большое пространство: леса, сёла. Эта чугунная решётка символична. Она указывает на то, что ещё более утрачено людьми чувство истинной красоты, ещё более усилено чувство несвободы, если на Волгу можно смотреть только через решётку.

Появляется кофейня – новое веяние времени. Но из диалога хозяина кофейни буфетчика Гаврилы и его слуги Ивана мы узнаём, что бульвар пуст даже по праздникам. Как тут не вспомнить слова Кулигина из «Грозы»: «Бульвар сделали, а не гуляют». За 20 лет быт бряхимовцев не изменился, они продолжают жить по старинке: поздняя обедня, обед с пирогами и щами, трёх-четырёхчасовой послеобеденный сон, а затем чай из самовара «до третьей тоски».

А что же купечество? Изменилось ли оно за 20 лет? Попробуем сравнить купеческий мир Калинова и Бряхимова.

Вот на бульваре в гордом одиночестве «проминает» себя Мокий Пармёныч Кнуров. Как всегда, Островский наделяет своего героя «говорящим» именем. Оно многое может рассказать о герое и его характере. Имя «Мокий» в переводе с греческого означает «осмеивающий» и подчёркивает высокомерие и чувство превосходства богатого купца над другими. Отчество «Пармёныч» переводится как «твёрдо стоящий» и указывает на уверенность героя в своей силе и могуществе. «Для меня невозможного нет», «Хорошо тем, у кого деньги есть» - эти высказывания «миллионщика» показывают, что его уверенность и сила проистекают от капитала. Фамилия «Кнуров» образована от слова «кнур», которое в словаре Даля истолковывается как «боров, хряк» и указывает на животное начало в герое, его бездуховность, безнравственность.

От своего неграмотного и невежественного собрата Кнурова отличает европейская образованность, например, он читает французскую газету. Ограниченному существованию Савёла Прокофьевича противопоставлен широкий кругозор Кнурова, имеющего широкие международные связи, совершающего поездки за границу и собирающегося на выставку в Париж. Дикой собирает своё состояние по копейкам, обсчитывая мужиков. Из-за нежелания расставаться с деньгами скупой и алчный Дикой раздражителен и вспыльчив. «Миллионщика» Кнурова отличает спокойствие и невозмутимость. Он уверен, что за деньги можно купить всё, даже любовь и красоту. Самодурство Дикого проявляется в его своеволии и самоуправстве. Его жизненное кредо заключено в двух фразах: «Кто мне запретит??» и «Захочу – помилую, захочу – раздавлю». В отличие от «значительного лица» Калинова Мокий Пармёныч боится людского осуждения, соблюдая лишь внешние приличия: например, он пьёт шампанское из чайника. Но в то же время, предлагая Ларисе стать его содержанкой, он говорит ей, чтобы она не боялась людского осуждения. он обещает ей такое содержание, которое заставит замолчать любого ревнителя нравственности. В душе Дикого ещё живёт тусклый свет нравственности. Во время поста, обидев мужика, пришедшего за расчётом, Савёл Прокофьевич просит у него прощения, кланяясь в ноги. Для Кнурова же характерна полная бездуховность.

Ещё один достойный преемник «миллионщика» - молодой купец Василий Данилович Вожеватов. Фамилия этого героя образована от слова «вожеватый» - то есть тот, кто умеет водиться с людьми, обходительный, вежливый, приятный в общении. «Пожилой человек с громадным состоянием» Кнуров – представитель «крупных дельцов последнего времени. Он ни с кем не разговаривает в Бряхимове, «разговаривать» ездит в столицу. Вожеватов – очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы, одетый, как европеец. Разговорчивость его объясняется молодостью. «…малодушеством занимается, ещё мало себя понимает; а в лета войдёт, такой же идол будет», - говорит слуга Иван.

Жестокость и безнравственность этих купцов проявляется в отношении к бесприданнице Ларисе. Узнав о том, что Паратов обманул девушку, они разыгрывают её в решку.

Мы видим, что мир патриархальных купцов сменяется царством хищных, цепких и умных дельцов, обладающих большей жестокостью и безнравственностью. Положение красоты в мире золота и чистогана становится ещё более трагичным. Гибель талантливой, чувствительной Ларисы в этом жестоком мире предопределена.

Ещё один представитель «жестокого мира» - блестящий барин Паратов. В фамилии этого героя скрестились значения двух слов: «парад» и «барат». Барат – обмен товара на товар, «баратерия» - обман по счетам торговли. Промотавшийся барин продаёт своё судно «Ласточку» дёшево и заявляет покупателю Вожеватому: «Что такое жаль, я не знаю». Судохозяин продаёт свою свободу за золотые прииски невесты. Вновь увлечённый Ларисой, он даёт ей обещание и обманывает вверившуюся ему девушку, расчёт и стремление к выгоде побеждают. Этот герой любит «парадировать», то есть «щеголять, франтить напоказ». Он едет на полном ходу на «Ласточке», стремясь обогнать пароход «Самолёт». Разгорячившись, подбрасывает в топку дрова. Но машинист останавливает барина, опасаясь, что котёл взорвётся. Встречая блестящего барина, бряхимовцы в честь него палят пушки. За ним едет коляска с четырьмя иноходцами в ряд. В городе царит ажиотаж: «Барин приехал!» Привыкший жить на широкую ногу, Сергей Сергеевич Паратов не жалеет денег, живёт на широкую ногу.

Стремление к материальным благам характерно и для Хариты Игнатьевны Огудаловой, матери Ларисы. «Любит и сама пожить весело». А средства у неё невелики», - говорит о ней Вожеватов. Средством для добывания денег становятся её дочери. Её дом, по выражению Карандышева, похож на цыганский табор, она держит его открытым, надеясь привлечь богатых женихов. Эта вдова средних лет одета изящно, но смело и не по летам, что оправдывает её имя. Харита – значит «любезная, прелестная», но этим именем чаще всего называли цыганок в хоре, а Игнатами каждого из цыган. Фамилия этой бойкой женщины произведена от глагола «огудать» - «обольстить, обмануть, надуть, провести». она и добывает деньги обманом. Вожеватов дарит Ларисе на день рождения подарок за 500 рублей. Огудалова говорит Кнурову, что хочет сделать дочери подарок, и тот даёт ей за подарок Вожеватого тысячу рублей. Такую уловку она проделывает и с Паратовым. Но тот знает о хитрости этой женщины и говорит ей: «Тётенька, тётенька! Ведь уж человек с трёх взяла. Я тактику-то вашу помню». Он обещает привезти подарок «получше».