Музей изобразительных искусств имени Пушкина (Пушкинский музей). Музей изобразительных искусств им


Полтора года назад из Пушкинского музея вынесли всех импрессионистов и работы XX века. Теперь они живут в отдельном здании слева (ранее - Музей личных коллекций, ныне - Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков). В результате на верхних этажах основного здания освободилась куча места - экспозицию решили обновить. Всем хранителям было что вынуть из-под полы - и, разумеется, всем хотелось. Хотя значительно увеличиться могли лишь две коллекции - голландская, за счет бесконечных и бесконечно плодовитых малых голландцев (великие давно в экспозиции), и итальянская, где есть что прибавить к каждому столетию (хотя не представленные ранее имена в основном знакомы лишь искусствоведам, причем итальянистам). В результате добавили и тех и других, но в разных пропорциях. Но обо всем по порядку.

За ночь экспозицию, конечно, не поменяешь, процесс долгий. Залы закрывались по очереди, ремонтировались и менялись, картины реставрировались и доставались из запасников. Унесли наверх французов, собрали в одном зале Рембрандта и его школу. Постоянным посетителям музея это вряд ли покажется поразительной метаморфозой - ну, стены покрасили, этикетки сменили, щиты новые сделали. Но если вспомнить, как все выглядело в прошлом году, - оказывается, все так же, да не так. На первом этаже неизменными остались лишь Греческий и Итальянский дворики (в первом появился проект реконструкции музея, а во втором елка, но это, вероятно, не навсегда). Все остальное перемешалось. Левую анфиладу теперь полностью занимают древности и античность, вытеснившие итальянские иконы и Раннее Возрождение. Правда, путь туда по-прежнему лежит через фаюмские портреты, а «Сокровища Трои», вошедшие теперь в постоянную экспозицию, давно находятся в музее под видом выставки. По центру теперь вход в итальянские залы, в предбаннике которых выставлены произведения Византии. В зале с Итальянским Возрождением больше не показывают Кранаха и ранних немцев. Затем, минуя Итальянский дворик и пройдя через французский портик, попадаешь в северную школу (раньше здесь были французы): у вынесенного из Италии Кранаха теперь свой отдельный закуток. Далее по анфиладе следуют отдельные фламандские и голландские залы с уголками Рубенса и Рембрандта. В Голландии появился Питер де Хох, о существовании которого никто, кроме хранителей, и не догадывался. На втором этаже по-прежнему большую часть залов занимают копии и слепки (их, к сожалению, не тронули). Зато в левом крыле поселились итальянцы - академисты, маньеристы и венецианская школа. Появился новый замечательный Тьеполо, Маньяско и несколько Веронезе (со школой). Правое крыло, как уже говорилось выше, отдано французам, обогатившимся Лебреном и Лорреном. В целом же экспозиция увеличилась на треть, что приятно. Теперь от Пушкинского ощущение, как после неаполитанского музея Каподимонте, - будто история искусства состоит в основном из античности и массы итальянцев, а все прочее было так, по мелочи.

Самое удивительное, что вся эта красота - ненадолго: музей скоро вообще закроют. К столетнему юбилею (то есть к 2012 году) Пушкинский должны реконструировать. Проектом реконструкции занимается Норман Фостер, по предварительным планам, на Волхонке появится огромный подземный музейный квартал. Финал этой истории непредсказуем: пока проект пройдет все согласования, подземный музей может превратиться в тридцатиэтажный торговый центр - но с Пушкинским, надеемся, этого не случится. Пока же в залах музея уже проведена одна незаметная реформа. Дело в том, что в наших музеях принцип осмотра принудительный - благодаря анфиладной системе залов. То есть посетитель не может посмотреть только Рембрандта или только малых голландцев - чтобы добраться до них, волей-неволей приходится миновать множество разных стилей, имен и эпох. Раньше, чтобы попасть в залы древней Ассирии, нужно было пройти итальянские иконы, а вход в Италию XVII–XVIII веков лежал через французский зал. Теперь же можно отдельно сходить в залы античности или ранней Италии, или Голландии, или поздней Франции. Хотя, если честно, музей такой маленький, что просмотрев в один присест всю экспозицию, даже в увеличенном на треть варианте, не устанешь ни за что.

Главное здание

  • Вторник, среда, суббота и воскресенье 11:00 до 20:00
  • Четверг и пятница с 11:00 до 21:00
  • Понедельник – выходной

  • Вторник, среда, суббота и воскресенье с 11:00 до 20:00
  • Четверг и пятница – с 11:00 до 21:00
  • Понедельник – выходной
  • Кассы закрываются на час раньше

Музей личных коллекций (временные выставки)

  • Основная экспозиция закрыта до 2023 года.

Цена билетов в Музей изобразительных искусств имени Пушкина в 2019 г.

Главное здание

  • Для взрослых - 400 рублей

Галерея Искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков

  • Для взрослых - 400 рублей
  • Для студентов РФ и пенсионеров РФ - 200 рублей
  • Для детей до 16 лет - бесплатно

Как добраться до Музея изобразительных искусств имени Пушкина

Адрес: Москва, ул.Волхонка, д. 12.

Ближайшая станция метро Кропоткинская. Музей находится на противоположной стороне от Храма Христа Спасителя . Музей включает в себя три здания: основное здание, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX вв. и здание музея личных коллекций. Поскольку первым по пути от метро встречается Галерея, на вывеске которой тоже написано, что это музей имени Пушкина, то можно не дойти до основного здания и гулять по Галерее. Иногда в кассу Основного здания бывает очередь, которая может стать ориентиром входа в Музей.

Музей изобразительных искусств имени Пушкина находится в самом центре, недалеко от других

Музей был открыт для публики в 1912 году как Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете. В то время основу его коллекции составило собрание Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета, которое состояло из античных ваз, нумизматической коллекции, слепков с античных скульптур и специальной библиотеки. В конце XIX века специально для музея были закуплены оригиналы произведений искусства и культуры Древнего Египта. В этот же период началось планомерное развитие музея с целью создать коллекцию, в которой были бы представлены этапы истории европейского искусства с древности до Нового времени.

Сейчас в музее имени Пушкина существуют экспозиции четырёх типов. Одна из них - это экспозиция слепков, которые изготавливались в европейских мастерских специально для музея по формам, снятым с оригиналов. Эти высококачественные копии позволяют познакомиться с произведениями искусства, хранящимися в других знаменитых музеях мира – античной скульптурой, скульптурой Передней Азии, Средних веков, Итальянского возрождения.

Следующая экспозиция - оригиналы произведений искусства и культуры древних цивилизаций. Многие из них - находки археологических экспедиций музея. Здесь хранится уникальный экспонат - клад, который найден при раскопках в Трое в конце XIX века немецким ученым Генрихом Шлиманом. Считалось, что этот клад был утерян во время войны. Оказывается, он был вывезен в Советский Союз из Германии и хранился в запасниках музея в строгой секретности.

В картинной галерее представлены полотна мастеров VIII-XX веков. Здесь есть коллекция византийских икон и древней мозаики, работы Боттичелли, Давида, Пуссена, Кранаха. Некоторые шедевры, такие как «Мадонна с Младенцем и двумя донаторами» и «Мадонна с Младенцем на троне» попали в музей из европейских галерей после Великой Отечественной войны. В широко представлены работы импрессионистов и постимпрессионистов: Гогена, Пикассо, Ван Гога, Матисса, работы европейских и американских художников и скульпторов XIX-XX веков. Экспозиция построена в определенном порядке: отдельно представлены национальные школы и художественные эпохи. Например, здесь есть такие залы как «Искусство Германии и Нидерландов XV-XVI веков», «Голландская школа XVII века», «Итальянский дворик», «Греческий дворик». Кроме содержащихся в них шедевров, эти залы привлекают своей архитектурой, повторяющей элементы Афинского Акрополя и палаццо Барджелло.

И, наконец, . Здесь сохранена целостность частных собраний произведений искусств, которые тем или иным путем попали в музей.

Всего в собрании музея более 670 тысяч произведений искусства. Из них всего лишь 1,5% представлены широкой публике. Музейная экспозиция постоянно меняется, но многие экспонаты никогда не извлекаются из запасников из-за определённых требований к их содержанию.

Музей изобразительных искусств им. Пушкина в 1991 году внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Руководство постройкой было доверено архитектору Р.И. Клейну, который разработал окончательный проект здания. Правление МГУ организовало Клейну длительную командировку в европейские музеи, Египет и Грецию. Клейну помогали в строительстве инженеры Иван Рерберг, первый заместитель руководителя проекта, и Владимир Шухов, автор уникальных светопрозрачных перекрытий музея. Через школу Клейна на постройке музея прошли десятки молодых архитекторов, инженеров, художников.

Здание было закончено вчерне в 1904 году. Экспонаты (гипсовые слепки и другие копии) заказывались с 1890-х в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов; в ряде случаев копии делались впервые. 31 мая (13 июня) 1912 года музей был открыт для публики как Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете.

В 1923 году Музей был выведен из подчинения университету. В 1932 году он был переименован в Государственный музей изобразительных искусств. В 1937 году Музею было присвоено имя Александра Сергеевича Пушкина. В 1991 году Музей внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Основателем и первым директором Музея в 1911-1913 годах был Иван Владимирович Цветаев (1847-1913), профессор Московского университета. Ирина Александровна Антонова, академик Российской академии художеств, академик Российской академии образования, заслуженный деятель искусств РФ была директором музея с 1961 года по июль 2013 года, когда была назначена Президентом музея. В настоящее время директором ГМИИ им. А.С. Пушкина является Марина Девовна Лошак.

Коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представлены в музейном комплексе зданий.

При Музее работает Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» (Колымажный пер., д.6).

Состав коллекций Музея

В настоящее время общая численность хранящихся в ГМИИ памятников составляет около 670 000 единиц хранения. Это произведения живописи, графические работы, скульптуры, произведения прикладного искусства, археологические памятники, памятники нумизматики, фотографии, мемориальные предметы, предметы научно-вспомогательного фонда.

В 2011 году коллекция Музея пополнилась рядом значимых произведений живописи, графики, нумизматики, декоративно-прикладного искусства. Общее количество поступлений составляет 3471 предмет. Из них куплено 787 предметов, принято в качестве пожертвования 550 предметов и 2134 предмета приняты по решению Экспертно-фондовой закупочной комиссии.

Живописное собрание Музея было пополнено 8 произведениями; скульптурное - одним; коллекция декоративно-прикладного искусства - 28 произведениями; графическое собрание - 118 произведениями; собрание Музея личных коллекций - 433 произведениями, среди которых живопись, графика и фотографии; в нумизматическую коллекцию вошли 1790 предметов; также собрание Музея пополнил комплекс предметов археологии общим числом 1093 предмета.

Фондом ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2011 году Музею был передан в качестве пожертвования редкий памятник ранней нидерландской живописи (XVI в.): двусторонняя алтарная створка со сценами «Тайной вечери» и «Мессы св. Григория»; произведение стилистически тяготеет к продукции мастерской брюссельского живописца Колейна де Котера.

Валентиной Андриановной Цирнюк был пожертвован Музею комплекс произведений, среди которых следует выделить скульптурную группу «Художник и модель» итальянского мастера Эмилио Фиаски (1858-1941). Данное произведение типично для салонного искусства второй половины XIX века.

Собрание декоративно-прикладного искусства также было пополнено декоративной фарфоровой вазой этрусской формы со сценой стрельбы из лука в парке Зеленая собака близ Брюсселя, созданная во Франции в 1830-х годах. По качеству исполнения, форме и росписи является очень редкой для российских музейных и частных собраний. Ваза приобретена Музеем на средства МК РФ.

Еще одним произведением декоративно-прикладного искусства, вошедшим в коллекцию Музея в 2011 году, является костяной рельеф с женским портретом - работа австрийского скульптора и резчика по кости Норберта Михаэля Шрёдля (1816-1890). Он известен преимущественно как автор портретных изображений членов императорской фамилии и выдающихся современников, созданных в технике резьбы по слоновой кости. По ряду признаков можно предполагать, что изображение на данной вещи является портретом императрицы Австрийской и королевы Венгерской Елизаветы (1837-1898). Искусство резной кости XIX века в музейном собрании представлено лишь отдельными образцами, и потому данная вещь занимает в нем важное место.

В графическое собрание Музея вошло 25 произведений немецкой графики, среди которых работы Лукаса Кранаха, Урса Графа, Ганса Бехама, Ганса Бургкмайера и других мастеров эпохи Альбрехта Дюрера, представляющих несомненную ценность для коллекции ГМИИ.

Большую ценность представляет приобретенная Музеем коллекция, состоящая из 721 восточных монет, из которых 33 серебряных и 688 бронзовых. Коллекция собиралась в Туркменистане и включает монеты, обращавшиеся в оазисе Мерва с III века до н.э. до конца XIX века. Она уникальна, поскольку в ее состав входят редкие монеты античности и раннего средневековья, а также образцы малоизвестных выпусков чекана Мерва. Коллекция была принята на временное хранение еще в декабре 2000 года и, после долгой тщательной работы российских специалистов, наконец поступила в собрание Музея.

  • Вторая по величине экспозиция зарубежного искусства в России, включая древние памятники, картины Рембрандта, Клода Моне, Дега, Ван Гога, Пикассо .
  • Уникальная коллекция гипсовых слепков с основных скульптурных памятников от античности до Возрождения.
  • Крупнейшая выставочная площадка, периодически предлагающая выставки мирового уровня.
  • Музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера » проходит в музее, объединяя музыкальные концерты с тематикой художественных выставок.
  • В окрестностях музея можно прогуляться по соседним улицам и полюбоваться архитектурными шедеврами в стиле русского модерна, посетить другие музеи.
  • Вся важная информация переведена на английский язык, есть аудиогиды, возможно попасть на экскурсию с гидом.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина – одно из интереснейших мест столицы. Здесь можно увидеть первую по объему в Москве и вторую в России (после Эрмитажа) коллекцию зарубежного искусства. Однако Пушкинский музей — не только собрание памятников Древнего Египта или место, где можно увидеть подлинные картины классиков Рембрандта, Пуссена, Каналетто и знаменитых импрессионистов и постимпрессионистов Клода Моне, Дега, Ван Гога, Пикассо. Особенность этого музея — здесь представлены гипсовые слепки в натуральную величину со всех основных скульптурных памятников античности, Средних веков и Возрождения. Тем самым музей дает возможность разом получить наглядное представление о скульптурных шедеврах, оригиналы которых разбросаны по галереям разных стран. Жемчужиной этого направления музея является Итальянский дворик — точная копия дворика флорентийского дворца Барджелло. Кроме того, Пушкинский музей – одна из самых активных площадок города, на которой проводятся временные выставки мирового уровня. Среди недавних событий можно назвать, например, персональные выставки Пикассо, Тернера, Караваджо, Тициана и Рафаэля.

Перечислим разделы экспозиции Главного здания музея: Искусство Древнего Египта; Искусство Ближнего Востока (оригиналы и слепки-копии); Древняя Троя и раскопки Г. Шлимана («клад Приама»); Античное искусство (оригиналы и слепки-копии); Византийское искусство; Искусство Средних веков (слепки-копии); Искусство эпохи Возрождения (слепки-копии); Искусство Германии и Нидерландов XV ‒ XVI веков; искусство Фландрии и Голландии XVII века; XVII ‒ XVIII веков; искусство Франции XVII ‒ нач XIX вв.

В музее проводятся экскурсии, лекции, мастер-классы. Давнюю традицию имеет музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», придуманный в 1981 году пианистом вместе с многолетним директором музея Ириной Антоновой. Фестиваль объединяет тематику художественных выставок с музыкальными концертами. Филиалами Пушкинского музея являются расположенные рядом и Отдел личных коллекций.

Пушкинский музей расположен в самом сердце Москвы, между и храмом Христа Спасителя. В районе улицы Волхонки хорошо сохранилась историческая застройка XIX в. Отсюда расходятся две знаменитые московские улицы ‒ Остоженка и Пречистенка, на которых сохранилось много архитектурных шедевров в стиле русского модерна. В этом же районе расположены многочисленные художественные и литературные музеи.

История музея

История создания музея тесно связана с личностью (1847 ‒ 1913). Он был видным историком, филологом и искусствоведом, профессором Московского университета, имел высокий чин тайного советника. Изначально Цветаев собирал слепки для университетского Кабинета изящных искусств и древностей. Позже этот проект перерос в план организации учебного музея для студентов, изучающих архитектуру и скульптуру.

В 1896 г. были опубликованы условия Конкурса на разработку проекта для здания музея. В итоге был утвержден проект Р. Клейна. Работа по строительству здания велась с помощью известных инженеров И. Рерберга и В. Шухова. Изначально в музее не предполагалось электрическое освещение: свет должен был попадать в залы через потолок. Форма здания напоминает античный храм на подиуме с колоннадой. Ионическая колоннада здания музея имеет прототип ‒ знаменитый портик кариатид Эрехтейона в Афинах. Фриз за колоннадой фасада – копия фриза Парфенона, а на аттике высечен рельеф с изображением Олимпийских игр. Интерьеры залов декорированы в соответствии с тематикой разделов. Один из ярчайших и запоминающихся примеров этого решения – египетский зал, в оформлении которого использованы формы египетских колонн, а в росписях отражены мотивы древнеегипетской живописи.

В 1898 г. для организации музея был создан специальный «Комитет по устройству музея». Его председателем стал великий князь Сергей Александрович. Почти 80% бюджета внес Ю. Нечаев-Мальцов, крупный меценат и дипломат. В 1912 г. состоялось торжественное открытие Музея изящных искусств имени Александра III. На церемонии присутствовал император Николай II и Мария Федоровна (вдова императора Александра III).

В советское время коллекции музея значительно расширились, в том числе за счет национализации частных собраний, и музей вывели из частного ведения Московского университета. В годовщину столетия гибели великого русского поэта (1937 год) музею было присвоено имя . Специфический эпизод в истории музея произошел в 1949 ‒ 1953 годах, когда основную часть залов отвели под выставку подарков . Практически сразу после смерти вождя была восстановлена и открыта знакомая нам постоянная экспозиция.

К 100-летнему юбилею Пушкинского музея в 2012 г. была начата работа по созданию так называемого «Музейного городка»: комплекса зданий для расширения площади экспозиции и общего функционала. К 2019 г. проект планируется завершить. В настоящее время Основное здание и Галерея работают в обычном режиме, а в Отделе личных коллекций до завершения работ проводятся только временные выставки.

Коллекция музея

Коллекция Пушкинского музея насчитывает свыше 670 тысяч экспонатов, а выставочная площадь музея составляет 2600 кв.метров. В состав музея входят несколько корпусов. В Главном здании (ул. Волхонка, д. 12) хранятся коллекции слепков и оригинальных произведений искусства с древнейших времен до XVIII в. Новое искусство экспонируется в соседнем здании Галереи искусства стран Европы и Америки XIX – XX вв. (ул. Волхонка, д.14). С противоположной стороны от Главного здания находится Отдел личных коллекций (ул. Волхонка, д. 10) и Мусейон (Колымажный пер., д. 6, стр. 2) – уникальный музей, экспозиция в котором классифицирована не по привычному хронологическому порядку, а по коллекциям, в составе которых работы попали в музей. Личностям коллекционеров-собирателей здесь уделено особое внимание.

Центр эстетического воспитания «Мусейон» был открыт в 2006 г., здесь проходят занятия в детских группах, действует Клуб юных искусствоведов, проводятся выставки учеников Мусейона.

Как уже упоминалось, первым этапом в становлении музея стала коллекция слепков с шедевров скульптуры, которая помогала бы студентам в учебе. Для изготовления гипсовых копий использовались формы, сделанные с оригинальных памятников. Они соответствуют их реальному размеру, который очень сложно определить по фотографиям. Затем в фонды музея начали поступать от благотворителей или приобретаться отдельные коллекции оригинальных произведений искусства. Одной из первых стала коллекция В. Голенищева. Этот выдающийся ученый-востоковед собрал прекрасную коллекцию памятников Древнего Египта, которая была приобретена государством и передана в музей в 1909 ‒ 1911 гг. Экспонаты в ней датируются начиная с 4-го тысячелетия до н.э. до IV века до н.э. Среди них — настоящие археологические артефакты, например, бюст фараона Аменемхета III, созданный в XIX веке до н.э., и косметическая ложечка эпохи Нового царства.

Другим ранним поступлением является коллекция итальянской живописи XIII ‒ XIV вв., переданная в дар дипломатом М. Щекиным. После