«кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет!» защитники земли русской.


«Они шли на нас, имея бесчисленное количество луков и множество прекраснейших доспехов. Их стяги и одежды поражали роскошью и богатством. Их шлемы излучали свет».

Именно такими на льду Чудского озера увидели русских рыцари Ливонского ордена 5 апреля 1242 г. Для многих из них это зрелище оказалось последним.

Но позвольте! Какие ещё «прекраснейшие доспехи» и «излучающие свет шлемы» у русских, когда мы с детства видели в кино - против закованных в броню немецких псов-рыцарей сражались пусть героические, но всё-таки нищеброды в посконных портах, драных тулупах и лаптях?! Оружие - подвернувшаяся под руку оглобля. А насчёт доспеха - памятный всем предсмертный вздох кузнеца-ратника: «Эх, коротка кольчужка-то…» Большое спасибо Сергею Эйзенштейну - его фильм «Александр Нев­ский » был настолько хорош, что почти подменил собой историческую правду.

Сладкая еврожизнь

И хорошо ещё, что не всю. Несмотря на расшитые петухами и бубликами клоунские рубахи новгородцев, основа осталась вполне достоверной - битва имела место, была масштабной, наши в ней одержали победу и спасли свою землю от страшного разорения и даже полного уничтожения.

Хотя кое-кто эти истины пытается оспорить. Дескать, и битва была мелкая, ничего не решающая. И немцы не такие уж и плохие, глядишь, и навели бы у нас порядок. Да и вообще Александру Невскому надо было не воевать с рыцарями, а наоборот - объединиться и вместе хорошенько накидать татаро-монголам. Ведь мог бы интегрироваться с продвинутой Европой, а вместо этого пресмыкался перед дикими степняками и признал власть Орды.

Подобным мечтателям не худо напомнить, что произошло с теми славянскими народами, которые всё-таки имели неосторожность повестись на сладкие речи немцев о сытой совместной жизни в тогдашнем Евросоюзе - Священной Рим­ской империи. Скажем, племени слезан ещё повезло - от них на карте хотя бы осталось имя Силезия, о чём, правда, редко вспоминают. А о племени бодричей не вспоминают вовсе. И поделом - их князья прогнулись под германского императора, и аккурат ко времени Александра Невского эта некогда славян­ская земля называлась Мекленбургом, а население, от знати до простолюдинов, говорило и верило по-немецки.

Конечно, русский князь не мог процитировать стихотворения Сергея Михалкова : «Не допустит наш народ, чтобы русский хлеб душистый назывался словом «Brot». Но, судя по всему, историю знал крепко. И мыслил примерно теми же категориями, что советский поэт. Да и немцы вели себя на захваченных у него землях вовсе не как паиньки, чему свидетельством - хроника Ливонского ордена: «Ни одному русскому мы не дали уйти невредимым. Кто защищался, тот был убит, кто бежал, тот был настигнут и убит. Слышны были крики и причитания. В той земле повсюду начался великий плач». Нет, татары убивали и жгли не меньше. Но хотя бы не переименовывали русские города и не сажали в них свою админист­рацию, не внедряли на Руси многожёнство и не заставляли всех массово пить кумыс и есть конину. Немцы же, едва взяв Псков, посадили там двух импер­ских чиновников, начали вводить свои законы, внедрять свои обычаи и даже язык.

Войны в старинных доспехах. Реконструкция. Фото: www.russianlook.com

Сиговая смерть

Можно ли с такими договориться? И, главное, против кого? Против тех самых татар, от которых ровно за год до Ледового побоища это прославленное и блистательное рыцарство бежало без памяти, роняя штаны. Да так лихо, что вся Европа замерла в ужасе: «Значительный страх перед этими варварами охватил даже отдалённые страны, Францию и Испанию. В Англии из-за паники надолго прекратилась торговля с континентом». А «всемогущий» император Священной Римской империи в ответ на требование Батыя о покорности униженно писал: «Будучи знатоком соколиной охоты, я мог бы стать сокольничим при дворе Вашего Величества». Между прочим, поражение рыцарей действительно было тяжёлым - в той битве с татарами погибло шесть братьев Немецкого ордена, три рыцаря-послушника и два сержанта. Это много, учитывая, что по немецкому обычаю за каждым братом-рыцарем стояли не десятки его подчинённых, как во Франции, а от одной до нескольких сотен.

Их логика была прозрачна - что не вышло с татарами, должно выйти с разбитыми и обескровленными русскими, которых уже лет пять как режут монгольские орды. Может быть, они действительно ожидали встретить сброд мужиков-лапотников с дрекольем? Вполне допустимо, если судить по несколько ошарашенному тону автора Ливонской хроники: «В королевстве Руссия люди оказались очень крутого нрава. Они не медлили, они собрались в поход и поскакали на нас. Многие были в блестящей броне, их шлемы сияли как хрусталь». Эти «сияющие шлемы» и прочее богатство произвели на немцев неизгладимое впечатление. Конечно, желание содрать их с русских трупов было велико, но вышло немножко по-другому: «Там было убито 20 братьев-рыцарей, а 6 взято в плен». Мало? Напомним - в битве с татарами орден потерял вчетверо (!) меньше.

Конечно, потерпеть такое поражение от «славянских варваров» было очень стыдно. Поэтому в этой хронике мы чуть ли не впервые встречаем знакомую многим байку из серии «немцев трупами завалили». Тогда она, правда, звучала немного иначе: «Русские имели такую рать, что каждого немца атаковало, пожалуй, шестьдесят человек». Забавно, что 700 лет спустя потомки этих самых рыцарей, намалевавшие себе кресты на танковых башнях, точно так же бежали, размазывая кровавые сопли, из тех же самых мест. И точно так же жаловались на русское оружие и «прекрасные доспехи»: «У них был танк Т-34, а у нас не было, это нечестно!» Да, был. А в далёком 1242 г. у нас был князь Александр Невский, который гнал немцев по озеру чуть ли не семь вёрст. И загнал часть удирающих в то место, где месяцем раньше малые ребята ловили сига. Оно так и называется - сиговица. Лёд там очень тонкий, с полыньями. Так что кое-кто из рыцарей действительно сыграл на дно Чудского озера - легенды и мифы в отличие от побеждённых редко врут.

Александр Невский, который ничего подобного не говорил

Ни чьи. Из известных исторических деятелей слова «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет» не произносил никто.
Фразу, ставшую крылатой, придумал советский литератор П. А. Павленко (11 июля 1899 — 16 июля 1951). 1 декабря 1938 года на киноэкраны Советского Союза вышел фильм «Александр Невский», сценарий к которому написал Павленко. В нем главным героем и произносится этот текст Однако в исторических летописях нет упоминания подобной речи Невского. Известной стала она благодаря СМИ. Так сказать, «волшебная сила искусства»

Впрочем, у слов «кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет» всё-таки имеется первоисточник. Это Евангелие от Матфея

47 И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных.
48 Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его.
49 И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви́! И поцеловал Его.
50 Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его.
51 И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо.
52 Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, ; (глава 26)

Интересно, что другой апостол — Марк, описывая сцену ареста Учителя, про меч и гибель от него ничего не говорит

43 И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин.
44 Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно.
45 И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его.
46 А они возложили на Него руки свои и взяли Его.
47 Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо.
48 Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня (Евангелие от Марка: 14)

А апостол Лука так рассказывает эту историю

47 Когда Он ещё говорил это, появился народ, а впереди его шёл один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошёл к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.
48 Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?
49 Бывшие же с Ним, видя, к чему идёт дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом?
50 И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо.
51 Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его.
52 Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня?
53 Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы.
54 Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали. (Евангелие от Луки, глава 22)

И здесь ни слова про «взявшие меч, мечом погибнут».
Несколько иная трактовка события у евангелиста Иоанна

3 Итак, Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием.
4 Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете?
5 Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его.
6 И когда сказал им: «это Я», – они отступили назад и пали на землю.
7 Опять спросил их: кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея.
8 Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут, –
9 да сбудется слово, реченное Им: «из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого».
10 Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх.
11 Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?
12 Тогда воины, и тысяченачальник, и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его, (Евангелие от Иоанна, глава 18)

Тут больше конкретики. Оказывается мечом размахивал Пётр, а потерявшего ухо звали Малх, но снова о предостережении «взявшие меч, мечом погибнут» ничего. Вобщем, тёмное дело

Применение евангелического текста в литературе

«хорошо ты говоришь об угнатом скоте, но жалко, что о забытом Христе плохо знаешь: меч изощряешь, мечом погубляешь и сам от меча можешь погибнуть » (Н. С. Лесков «Легенда о совестном Даниле»)
«Неужели можно упражняться мечом, когда Господь сказал, что каждый, взявшийся за меч, от меча погибнет ?» (Л. Н. Толстой «Царство Божие внутри вас»)
«Вложи меч в ножны. Поднявший меч, от меча и погибнет… » И он, князь ― убийца Костогорова, должен стать самоубийцей» (Н. Э. Гейнце «Князь Тавриды»)
«Первый собрал племена и народы земные под властью Меча. Но взявший меч от меча погибнет . И Рим погиб» (Д. С. Мережковский «Воскресшие Боги. Леонардо да Винчи»)
«Пусть гибнет сей еретик по закону, сказано бо есть: подъявший меч, от меча да погибнет! » (М. Н. Загоскин «Брынский лес»)

Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!
Принято считать, что эти слова принадлежат новгородскому князю Александру Невскому, герою сражения со шведами на Неве и с рыцарями-крестоносцами на Чудском озере. И произнес он их якобы в назидание послам Ливонского ордена, которые после Ледового побоища (летом 1242 г.) прибыли к нему в Великий Новгород просить «вечного мира».
На самом деле Александр Невский к этим словам не имеет никакого отношения - в немногих летописных источниках, которые о нем повествуют («Софийская первая летопись» и «Псковская вторая летопись») нет никаких упоминаний ни этих слов, ни других, хотя бы отдаленно на них похожих.
Автор этих слов - советский писатель Петр Андреевич Павленко (1899-1951), и впервые появились они в его киносценарии «Александр Невский». Их, согласно сценарию, и произносит главный герой фильма: Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стояла и стоит русская земля! (см.: Павленко Н. А. Александр Невский: Киноповесть //Собр. соч. Т. 4. М.,1954). Фильм (режиссер Сергей Эйзенштейн) вы-
шел на экраны 1 декабря 1938 г., и с той поры эти слова ассоциируются с именем Александра Невского как его личная, «историческая» фраза.
Очевидно, в основе этой фразы лежит известное евангельское выражение: «Взявшие меч, мечом погибнут». Или в полном виде: «Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Евангелие от Матфея, гл. 26, ст. 52).
Подобное выражение было хорошо известно еще в античном мире, в доевангельские времена. Например, в Древнем Риме оно бытовало в качестве крылатого выражения: Кто воюет мечом, от меча и погибает - Qui gladioferit, gladio perit (кви гладио фэрит, гладио пэрит).
Цитируется: как назидание и предостережение на будущее поверженному или потенциальному агрессору.

  • - река в Тульской и Липецкой области РСФСР, правый приток Дона. Длина 244 км, площадь бассейна 6000 км2 Протекает на В. Среднерусской возвышенности. Питание преимущественно снеговое. Половодье в марте - апреле...

    Большая Советская энциклопедия

  • - река...
  • - шведско-норвежский военный орден, основанный в 1522 г. Густавом Вазой. Пять степеней. Знак ордена - осьмиконечный крест с короной; лента желтая, с голубыми полосками. Орден имеет доходы, употребляемые на пенсии...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Из поэмы «Илиада» легендарного поэта Древней Греции Гомера. Иносказательно: 1...
  • - С латинского: Pereat mundus et fiat justicia ...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Из романа «Двенадцать стульев» советских писателей Ильи Ильфа и Евгения Петрова...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - угроза потенциальному спортивному противнику...

    Живая речь. Словарь разговорных выражений

  • - Ме́ча Краси́вая Ме́ча – правый приток Дона; по мнению Соболевского, от *мечька "медведица" , что сомнительно...

    Этимологический словарь Фасмера

  • - Устар. Быть в постоянной боевой готовности. - На то и мать родила нас, чтобы меча из рук не выпускали мы, защищали бы им свою святую родину...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Взявшие меч – мечом погибнут – выражение из Евангелия...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Из Библии...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - См. СМЕЛОСТЬ - ОТВАГА -...
  • - См. МОЛОДОСТЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Разг. Устар. Постоянно быть в боевой готовности. Ф 1, 98...
  • - Прибайк. О случайной, нелепой гибели. СНФП, 95...

    Большой словарь русских поговорок

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 река...

    Словарь синонимов

"Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!" в книгах

КТО С ПЕРОМ К НАМ ПРИДЕТ, ОТ ПЕРА И ПОГИБНЕТ!

Из книги Тайная жизнь великих писателей автора Шнакенберг Роберт

КТО С ПЕРОМ К НАМ ПРИДЕТ, ОТ ПЕРА И ПОГИБНЕТ! Ничто так не опускает писателя с небес на землю, как письмо из издательства с отказом. Даже самым великим авторам случалось получать от ворот поворот.Когда Эмили Дикинсон наконец набралась смелости отправить свои стихи на

Человечество погибнет?

Из книги Бессмертие: странная тема русской культуры автора Фрумкин Константин Григорьевич

Человечество погибнет? Парадокс иммортализма заключается в том, что если, с одной стороны, бессмертие есть фиксация индивида, предоставление ему возможности быть сравнительно неизменным в течение неопределенно долгого времени, то, с другой стороны, достичь бессмертия

Кто с мечом к нам придет…

Из книги «Русские идут!» [Почему боятся России?] автора Вершинин Лев Рэмович

Кто с мечом придет…

Из книги Валуа автора Сыпек Роберт

Кто с мечом придет… Брак Маргариты Валуа и Генриха де Бурбона должен был примирить католиков и протестантов. Но произошло иначе. Вскоре от чахотки умирает Карл IX, и на трон всходит его брат Генрих Анжуйский. Генриху постепенно удалось погасить локальные очаги

Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет! Принято считать, что эти слова принадлежат новгородскому князю Александру Невскому, герою сражения со шведами на Неве и с рыцарями-крестоносцами на Чудском озере. И произнес он их якобы в назидание послам Ливонского ордена,

Глава первая. Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет

Из книги Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет автора Мавродин Владимир Васильевич

Глава первая. Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет Борьба восточных славян с кочевникамиС давних пор славяне жили на стыке леса и степи Восточной Европы. У самой кромки дремучих лесов тянулись их поселения, а дальше на юг, вплоть до берегов Черного и Азовского морей,

Кто с мечом к нам придет…

Из книги Идем на восток! Как росла Россия автора Вершинин Лев Рэмович

Кто с мечом к нам придет… А они перешли. Да иначе и быть не могло. Сразу после бегства отца Насриддин-хан (он стал популярен, поскольку налоги, которые никто не отменял, никто и не пытался взимать) объявил о необходимости восстановить ханство в его старых границах от

От меча и погибнет

Из книги Страхи (сентябрь 2008) автора Русская жизнь журнал

От меча и погибнет В дальнейшем рассказе будет три героя. И, прежде всего, речь пойдет о фельдмаршале. В официальном некрологе, опубликованном газетой «Киевская мысль», об Эйхгорне сообщалось следующее:«Генерал- фельдмаршал Эйхгорн родился 13 февраля 1848 г. в Бреслау.

И ПРИДЁТ НАРОД... И ПРИДЁТ НАРОД... Кто поможет Путину спасти страну Виктор Анпилов 19.12.2012

Из книги Газета Завтра 994 (51 2012) автора Завтра Газета

«КТО К НАМ С МЕЧОМ ПРИДЁТ - ОТ МЕЧА И ПОГИБНЕТ…»

Из книги Газета Завтра 773 (37 2008) автора Завтра Газета

«КТО К НАМ С МЕЧОМ ПРИДЁТ - ОТ МЕЧА И ПОГИБНЕТ…» МЕДВЕДЕВУ Д.А., ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПУТИНУ В.В., ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Уважаемый Дмитрий Анатольевич!Уважаемый Владимир Владимирович! Выражаем искреннюю поддержку решению о

25. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

25. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Самарянка не осмеливается делать Христу каких-либо возражений по поводу Его учения о преимуществах народа иудейского и о новом поклонении Богу: она видит в Нем пророка.

7. В тот день отбросит каждый человек своих серебряных идолов и золотых своих идолов, которых руки ваши сделали вам на грех. 8. И Ассур падет не от человеческого меча, и не человеческий меч потребит его, - он избежит от меча, и юноши его будут податью. 9. И от страха пробежит мимо крепости своей; и

автора Лопухин Александр

7. В тот день отбросит каждый человек своих серебряных идолов и золотых своих идолов, которых руки ваши сделали вам на грех. 8. И Ассур падет не от человеческого меча, и не человеческий меч потребит его, - он избежит от меча, и юноши его будут податью. 9. И от страха пробежит

3. Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; 4. скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. 5. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. 6. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь;

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

3. Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; 4. скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. 5. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. 6. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык

11. И придет на тебя бедствие: ты не узнаешь, откуда оно поднимется; и нападет на тебя беда, которой ты не в силах будешь отвратить, и внезапно придет на тебя пагуба, о которой ты и не думаешь.

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

11. И придет на тебя бедствие: ты не узнаешь, откуда оно поднимется; и нападет на тебя беда, которой ты не в силах будешь отвратить, и внезапно придет на тебя пагуба, о которой ты и не думаешь. Надеясь на свое волшебство и чародейство, вавилоняне были убеждены, что они,

Кто к нам с мечом придёт…

Из книги Притчи.ру. Лучшие современные притчи автора Коллектив авторов

Кто к нам с мечом придёт… Молодой человек, радеющий за Учение, которому он следовал, очень переживал за несведущих людей. И всё время порывался нести простому люду свет истины, дабы открыть для них веру и взаимопонимание, любовь и доброту.Мудрый мастер не стал сдерживать

Тринадцатый полнометражный фильм режиссёра Александра Роу вышел на экраны в марте 1965 года и сразу стал классикой - не только на родине, но и за рубежом.

Он завоевал Гран-при «Лев святого Марка» конкурса детских фильмов XVII Венецианского кинофестиваля, приз за лучший детский фильм всесоюзного кинофестиваля в Киеве, серебряную медаль детского кинофестиваля в Тегеране. За роль Марфуши посол Чехии Ярослав Башта вручил Инне Чуриковой серебряную медаль Масарика.

В Чехии без "Морозко" до сих пор не обходится ни один новогодний праздник. Традиция была нарушена лишь однажды. После «бархатной революции» 1989 года в Чехословакии власти запретили показ картины - но ненадолго. Возмущённые чехи добились отмены запрета.

А вскоре по мотивам фильма был поставлен мюзикл, выпущено мороженое «Mrazík»(«Морозко» по-чешски) и компьютерная игра с тем же названием.

Сказочную зиму снимали на Кольском полуострове, под Оленегорском. Киношников привлекли красивые лесистые места, солнечная погода и обилие снега.

Съёмочная группа привезла с собой целый зоопарк: медведицу Маню, кошек, собак, птиц. Специально для сказочной тройки с Калининского ипподрома были выписаны прекрасные кони. Актёры возвращались после съёмок в городскую гостиницу, там же, «на подворье», обитало киношное зверьё, а медведица квартировала в пристройке у городской бани.

С животными работали дрессировщики. Медвежата действительно умели собирать грибы, пусть и бутафорские.

Для Бабы-Яги, роль которой блестяще исполнил Георгий Милляр, в лесу соорудили деревянную избушку, приводившуюся в движение с помощью специальных рычагов. Вторую, танцующую, сделали из поролона.

Из того же материала изготовили и костюмы трухлявых пней, напавших на Иванушку. Оленегорские статисты в костюмах из декорированного поролона весили немало, и Эдуарду Изотову пришлось потрудиться, прежде чем он сумел, как требовалось, выбросить их из избушки на курьих ножках.

Помогли северяне и самой Бабе-Яге. Константин Браславский, являвшийся тогда директором городского спорткомплекса Оленегорска, выполнял за Георгия Францевича некоторые трюки.

Сам Милляр готовился к роли, занимаясь гимнастикой с шестом, чтобы умело пользоваться метлой. Помимо Бабы-Яги, он сыграл небольшую роль разбойника-дьяка, а также озвучил петуха, которого в начале фильма Настенька просит не кукарекать, пока она не довяжет чулок.

Ему пришлось пережить немало трудностей. При 30-градусном морозе актёр бегал в легких лохмотьях Яги. Его гримировали по шесть часов, и однажды сильно обожгли лицо перекисью водорода.

Милляр буквально спас фильм от уничтожения. Об этом позже рассказал второй оператор картины Владимир Окунев. "Как-то мы возвращались со съёмки очередного эпизода... Навстречу местные мальчишки: «Скорее, скорее! Вашу плёнку водой залило!» Спустились в подвал, где хранили коробки с отснятым материалом, а там прорвало трубы. Операцию спасения возглавил Милляр (в тот день он не был задействован в съёмках). В одних трусах, по колено в воде, он передавал коробки с плёнкой костюмерше. Слава Богу, обошлось. Милляр не заболел, и ни один кадр не пострадал."

"В съемочную группу я попала случайно, - вспоминает Чурикова. - На тот момент я училась в Театральном училище имени Щепкина. У нас была очень хорошая девочка, талантливая актриса Тамара Носова, которую Роу изначально хотел взять на роль Марфушки. Но однажды в коридорах института мы столкнулись с ассистентом режиссера, она-то меня ему и посоветовала. На пробах нам с Тамарой пришлось грызть орехи. Я так хотела сниматься, что не щадила зубов! Наверное, поэтому Роу меня и приметил.

Потом, помню, со мной случился казус. Было очень холодно. И, когда я сидела под елкой в ожидании Деда Мороза, замерзла по-настоящему, потому что наш оператор очень долго устанавливал свет. А потом в корзинке вместо яблок почему-то оказался лук. И мне пришлось лопать его, делая вид, что грызу яблоки, как было положено по сценарию".

Главную женскую роль - Настеньку- исполнила 15-летняя Наталья Седых. "На моей кандидатуре настоял сам Роу, хотя абсолютное большинство членов худсовета выступили против: маленькая девочка, не актриса, да ещё и пищит как мышь (уж очень высокий у меня был голос). Но Александр Артурович был непреклонен: сниматься будет Наталья Седых! „Только сделайте с ней что-нибудь, - попросил он гримёров, - чтобы она выглядела хотя бы на шестнадцать лет“».

Она каталась на самоходных санях, которые привязывали к мощному грузовику длинным металлическим тросом. Прыгала в грязный пруд, спасая Марфушеньку. "Я никак не могла решиться прыгнуть туда. Пруд был очень грязный, просто кишел пиявками. Я раза три сбегала с пригорочка, а у самого берега останавливалась, пока Роу на меня не заорал. Страх расстроить Александра Артуровича оказался сильнее - я сразу плюхнулась в воду."

Иван в одной из сцен в поисках Настеньки бегал по лесу и постоянно проваливался в снег – буквально по пояс. А ей под ёлку, где она сидела, подложили фанерку, иначе она тоже бы провалилась в сугробы.

Актриса говорила, что самым сложным для неё в этих съёмках было удаление грима, та как эффект обледеневших ресниц гримеры создавали при помощи клея.

На съёмочной площадке у Роу всегда был идеальный порядок. Эпизоды, в которых принимали участие по 100 и более человек массовки и на которые у других режиссеров уходил день, он снимал за полтора-два часа. Порой подготовка длилась дольше, чем сам процесс.

По словам актрисы Марины Скиляжновой, Роу лично занимался с актерами, причем неважно, кто в кадре - главный герой или всего лишь массовка. Актриса рассказывала: «Сцена есть такая в сказке, где Марфушечка гуся ловила. Я не знаю, где пруд снимался, куда она бултыхнулась, но нас, хохочущих деревенских зевак, снимали на поляне отдельно. Роу, чтобы добиться нужного эффекта веселил нас. Он и прыгал, и мордочки делал! Нам было смешно, что толстый дядька такие трюки вытворяет. И он добивался, что мы все хохотали искренне».

Отношения на площадке были спокойными и дружескими. "Милляр все время сыпал шуточками-прибауточками,- говорит Седых.- Инна Чурикова после съёмок отвела меня к своему преподавателю в театральное училище, чтобы поставил мне голос - он у меня был очень тихим.

А в Эдуарда Изотова я и вовсе влюбилась. Правда, никому о своей тайной любви так и не сказала. Эдуарду тогда было 33 года. С ним у меня случился первый поцелуй в моей жизни. И я жутко стеснялась, когда пришлось целоваться перед камерой."

Главного героя сказки - Морозко - сыграл Александр Хвыля. "Помню, он вечно на всех бурчал. Правда, поворчит-поворчит и начинает песни петь. Бас у него был очень сильный», - вспоминает помощник режиссёра.

«А мне Хвыля показался настоящим Дедом Морозом, - говорит Седых. - Он был таким добрым, могучим человеком. И относился ко мне как к внучке».

В эпизоде, когда Настенька дотрагивается до посоха Морозко, режиссёр применил съёмку методом наложения, с двойной экспозицией. Вместо заледеневшей героини снимали её отражение в прозрачном зеркале, за которым стояли Хвыля и Изотов.

В фильме Роу неоднократно использует свой любимый приём: обратную перемотку. Иней с деревьев стряхнули - а потом прокрутили плёнку в обратном направлении. Так же, как и в сценах, где пятятся назад кот и собака, взлетают на сосны разбойники, пни выпрыгивают из избы.

Эту фразу новгородский князь якобы произнес, когда послы Ливонского ордена прибыли в Великий Новгород просить «вечного мира» после поражения в Ледовом побоище. Источником укрепившегося в общественном сознании убеждения стал фильм Сергея Эйзенштейна « » (1939), сформировавший целый комплекс мифов об Александре Невском и роли битвы на льду Чудского озера в апреле 1242 года. С тех пор высказывание героя Николая Черкасова, исполнившего главную роль в картине Эйзенштейна, прочно ассоциируется с именем новгородского князя.

Примеры употребления

Впереди были ещё триста лет позора и унижения, ещё триста лет Русь платила дань ханам Золотой орды. Но уже прозвучали грозным предупреждением врагам слова князя Александра Невского: «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет!» (Назаров О. «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет!» // Сайт-газета «Местный спрос», 16.04.2013)

И в какие бы крайности не впадали отдельные политики, заявляющие, что противостояние Запада и России может перейти в стадию «горячей» войны, мы отвечаем: Россия ни с кем воевать не собирается. Но ни у кого не должно быть сомнений в наших силах и решительности. Как сказал в своё время Александр Невский: «Кто к нам с мечом придёт — от меча и погибнет». (Газета «Завтра», №37 (773) от 10 сентября 2008 года)

Действительность

Фраза, которую режиссер и сценарист вложили в уста Николая Черкасова, представляет собой немного измененный вариант цитаты из Библии, по всей видимости, из Евангелия от Матфея (26:52): «И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место; ибо все, взявшие меч, мечем погибнут».

Аналогичное по смыслу высказывание встречается и в «Откровении Иоанна Богослова» 13:10): «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых».

Любопытно, что похожая формула существовала и в античном мире, в частности, в Древнем Риме в виде фразы «Кто воюет мечом, от меча и погибает» (Qui gladio ferit, gladio perit).

В действительности же источники не сообщают о том, произносил ли такую фразу новгородский князь. В текстах, повествующих о жизни и делах Александра Невского (в том числе «Софийской первой летописи» и «Псковской второй летописи») об этом нет никаких упоминаний.

По словам исследователя средневековой Руси И.Н. Данилевского, Александр Невский является одним из самых сакрализованных персонажей российской истории. Его образ как защитника православия, борца за независимость Руси начал формироваться в XVIII веке, утверждает исследователь, и имел под собой прочную идеологическую платформу: место, которое избрал для строительства новой столицы, находилось практически там же, где в 1240 году состоялась Невская битва. Претензии России на выход к Балтике вызывал ассоциации с победой князя на Неве. Даже день памяти Александра Невского (30 августа) был выбран неслучайно: в этот день Россия заключила Ништадтский мир со Швецией.

Впоследствии образ Александра как защитника Русской земли стал все больше популяризоваться: в 1725 г. Екатерина I учредила высшую военную награду — Орден св. Александра Невского; Елизавета в 1753 г. приказала поместить мощи Александра в серебряную раку. Затем стали ежегодно проводить специальный крестный ход из петербургского Казанского собора в Александро-Невскую лавру. Наконец, в начале XX века одну из московских улиц назвали именем Александра Невского, отмечает И.Н. Данилевский.

Новую жизнь образу Александра как выдающегося защитника Руси дал фильм Эйзенштейна. Картина вышла на широкий экран в 1941 году, когда началась Великая Отечественная война. Его авторы были удостоены Сталинской премии. Фильм оказался настолько духоподъемным, что в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, украшенный портретом исполнителя главной роли, Николая Черкасова — и это при том, что всего за несколько лет до этого сценарий кинокартины профессиональные историки называли «издевкой над историей».

Влияние фильма на общественное сознание оказалось настолько сильным, что и экранный образ главного героя, и весь комплекс сопутствующих мифов — в том числе о ключевой роли Ледового побоища в борьбе с крестоносной экспансией, и о том что Александр Невский символически завершил ее переиначенной библейской цитатой про меч — прочно вошли в общественное сознание, закрепились в исторической памяти, и фигурируют не только в рассуждениях обывателей при отсылках к «старине», но и в работах профессиональных историков, и в учебных материалах.

Список литературы :