Балетные танцоры из России, известные всему миру. Балетные танцоры из России, известные всему миру Известные артисты балета мужчины


18 апреля знаменитый танцовщик, балетмейстер, хореограф, театральный режиссер и актер, педагог и народный артист СССР Владимир Васильев отметит 75-летний юбилей. Созданная Юрием Григоровичем именно для Васильева партия Спартака стала символом отечественного балета Большого театра во второй половине XX века. «В 28 лет он сделал роль, которая сразу встала в тот избранный, имеющий общекультурное и вневременное значение ряд, где Лебедь Анны Павловой, Джульетта Галины Улановой, Кармен Майи Плисецкой», — писал Асаф Мессерер, артист балета, балетмейстер и дядя непревзойденной Майи Плисецкой.

Еще в хреографическом училище сложился уникальный дуэт Владимира Васильева и Екатерины Максимовой —

его жены и постоянной партнерши, балерины, для которой он создавал балеты, концертные номера и фильмы. Этот дуэт был неоднократно признан «золотым», «лучшим в мире», назван «легендой XX века». Но все ли помнят, что, помимо телезаписей балетных спектаклей, в которых участвовал Васильев, таких, как «Спартак», «Ромео и Джульетта», «Щелкунчик», «Каменный цветок», «Золушка», были в его биографии и художественные картины, фильмы-балеты? Это «Сказка о Коньке-горбунке», «Спартак», «Жиголо и Жиголетта». С 1971 года Васильев выступил в качестве хореографа, поставил ряд балетов на советской и зарубежной сцене, а также телебалеты «Анюта» и «Дом у дороги» на музыку В. А. Гаврилина. В фильме «Фуэте» Владимир Васильев выступил и как хореограф, и как сорежиссер. Ну, а в киноверсию «Травиаты» Васильева и Максимову пригласил сам великий Франко Дзеффирелли!

Михаил Барышников

А вот другому известнейшему танцору, одному из самых знаменитых представителей мужского танца в 20 века, родившемуся в СССР — Михаилу Барышникову - сам Иосиф Бродский посвятил несколько стихотворений: «Классический балет есть замок красоты…» и «Раньше мы поливали газон из лейки…». Имя Барышникова даже упоминается в книге «Нужные вещи» Стивена Кинга.

В кино же Михаилу Николаевичу довелось сыграть несколько ролей. Но в его биографии есть интересная история, связанная с телеспектаклем «Фиеста», поставленным Сергеем Юрьевичем Юрским, по роману Эрнеста Хемингуэя «И восходит солнце». Когда Барышников дебютировал на сцене Кировского театра,

оказалось, что такого танцовщика сцена давно не видела. В городе заговорили о том, что этот молодой ученик по своему таланту равен, может быть, Вацлаву Нижинскому и Рудольфу Нурееву. И Сергей Юрский совершил неожиданный шаг - он пригласил балетного артиста на драматическую роль Матадора в свой спектакль «Фиеста». Как драматическому артисту доказать, что он тореро? Конечно, здесь вопрос, прежде всего в пластике. Балетный актер - то, что было нужно. Именно Барышников мог лучше всех сыграть настоящую Испанию. Но в 1974 году Михаил Барышников не вернулся из гастролей в Канаде и стал невозвращенцем. Как тогда полагалось, все, что связано с его именем, должно было быть уничтожено. В частности, и пленка с записью спектакля «Фиеста», но на ленинградском телевидении монтажер Елена Нисимова спрятала пленку, благодаря этому запись сохранилась в архиве.


А заграницей Михаил Барышников играл в нескольких фильмах, таких как «Белые ночи», «Джек Райан: Теория хаоса». Был номинирован на премию «Оскар» за роль второго плана в картине «Поворотный пункт». Фильм был представлен в одиннадцати номинациях на премию, но не получил ни одной. В одной из сцен этой картины Михаил Барышников исполняет песню Владимира Высоцкого «Дом хрустальный». Танцор снимался и в последних сериях последнего сезона сериала «Секс в большом городе» в роли очередного возлюбленного Кэрри Брэдшоу — русского художника Александра Петровского. Сразу после их сюжетного знакомства, Петровский приглашает журналистку в ресторан «Русский самовар» в Нью-Йорке, владельцем которого, кстати, Барышников и является.

Майя Плисецкая

Целая эпоха в нашем искусстве, выдающаяся личность, блистательная балерина, талантливая актриса и интересная женщина - это все о Майе Плисецкой. Она всегда современна. И во времена своей активной творческой жизни балерины, и сейчас — эталон во всем. Именно Майя Михайловна олицетворяет собой для многих Русский балет. И трудно найти в мире человека, который не знал бы этого имени. Иначе, в честь Плисецкой не назвали бы астероид, а московская музыкальная рок-группа «Ключевая» не сочинила бы песню под названием «Майя Плисецкая», которая стала хитом и визитной карточкой группы на многие годы. И нет более символичного имени, неразрывно связанного с балетом и хореографией. И даже с кинематографом.


Впервые на киноэкране знаменитая балерина появилась в 1951 году в фильме Веры Строевой «Большой концерт». А потом, конечно же, были съемки в кинофильмах-балетах «Лебединое озеро» и «Сказка о Коньке-Горбунке». Приму Большого Театра пригласили в кинофильм-оперу «Хованщина». Она принимала активное участие в телеэкранизации балетов «Болеро» и «Айседора», «Чайка» и «Дама с собачкой». В 1974 году Майя Плисецкая и солист Большого театра Александр Богатырев снялись для телевидения в номере «Ноктюрн» на музыку Ф. Шопена, из балета «В ночи» выдающегося американского хореографа Джерома Роббинса.

В очень известной экранизации романа Льва Толстого «Анна Каренина» режиссера Александра Зархи в 1967 года Майя Плисецкая сыграла роль Бетси. Потом Майя Плисецкая снялась в роли певицы Дезире в киноленте «Чайковский» режиссера Игоря Таланкина. В 1976 году режиссер Анатолий Эфрос пригласил звезду балета в телевизионный фильм «Фантазия» по повести Ивана Тургенева «Вешние воды». Балерина блестяще сыграла роль Полозовой. Действие картины «комментировалось» хореографичекими дуэтами в постановке балетмейстера Валентина Елизарьева. А режиссер Йонас Вайткус в 1985 году позвал ее в свою картину «Зодиак», где Майя Михайловна сыграла музу Микалоюса-Константинаса Чюрлениса. Кроме этого, прима Большого театра снялась во множестве документальных лент.

Галина Уланова

И, конечно же, нельзя ни вспомнить «богиню танца» Галину Уланову. До сих пор феномен таланта балерины остается загадкой. Она получила практически все существовавшие в СССР награды, а также премии других стран. Среди неофициальных наград - разнообразные титулы, которыми ее награждали критики и зрители:

«душа русского балета», «обыкновенная богиня». А композитор Сергей Сергеевич Прокофьев называл Галину Сергеевну «гением русского балета, его неуловимой душой и его вдохновенной поэзией». В ее танце всегда была недоговоренность, недосказанность, отрешенность и углубленность в себя. Такой же Уланова была и в жизни — редко появлялась на публике, держалась замкнуто.

После окончания балетной карьеры она начала работать в качестве педагога. В разные годы она занималась с такими известными танцовщиками как Екатерина Максимова и Владимир Васильев, Людмила Семеняка, Николай Цискаридзе и многими другими. За свою карьеру она снялась в шести фильмах, большинство из которых носило документальный характер: «Солистка балета», «Мастера русского балета», «Ромео и Джульетта», «Жизель» и документальные фильмы.


Балет называют неотъемлемой частью искусства нашей страны. Русский балет считается самым авторитетным в мире, эталоном. В этом обзоре собраны истории успеха пяти великих российских балерин, на которых равняются до сих пор.

Анна Павлова



Выдающаяся балерина Анна Павлова родилась в семье, далекой от искусства. Желание танцевать появилось у нее в 8-летнем возрасте после того, как девочка увидела балетную постановку «Спящая красавица». В 10 лет Анну Павлову приняли в Императорское театральное училище, а после его окончания – в труппу Мариинского театра.

Что любопытно, начинающую балерину не поставили в кордебалет, а сразу же стали давать ей ответственные роли в постановках. Анна Павлова танцевала под руководством нескольких балетмейстеров, но самый удачный и плодотворный тандем, оказавший основополагающее влияние на ее манеру исполнения, получился с Михаилом Фокиным.



Анна Павлова поддерживала смелые идеи балетмейстера и с готовностью соглашалась на эксперименты. Миниатюра «Умирающий лебедь», которая впоследствии стала визитной карточкой русского балета, была практически экспромтом. В этой постановке Фокин дал балерине больше свободы, позволил самостоятельно прочувствовать настроение «Лебедя», импровизировать. В одной из первый рецензий критик восхищался увиденным: «Если можно балерине на сцене подражать движениям благороднейшей из птиц, то это достигнуто: ».

Галина Уланова



Судьба Галины Улановой была предопределена с самого начала. Мать девочки работала балетным педагогом, поэтому Галине, даже если бы очень и хотелось, то не удалось миновать балетный станок. Годы изнурительных тренировок привели к тому, что Галина Уланова стала самой титулованной артисткой Советского Союза.

После окончания хореографического техникума в 1928 году Уланову приняли в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета. С самых первых постановок молодая балерина привлекла внимание зрителей и критиков. Уже через год Улановой доверили исполнять ведущую партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». Одной из триумфальных ролей балерины считается Жизель. Исполняя сцену сумасшествия героини, Галина Уланова делала это настолько проникновенно и самозабвенно, что в зале не могли сдержать слез даже мужчины.



Галина Уланова достигла . Ей подражали, педагоги ведущих балетных школ мира требовали от учеников делать па «как Уланова». Прославленная балерина – единственная в мире, кому поставили памятники при жизни.

Галина Уланова танцевала на сцене вплоть до 50 лет. Она всегда была строга и требовательна к себе. Даже в преклонном возрасте балерина каждое утро начинала с занятий и весила 49 кг.

Ольга Лепешинская



За страстный темперамент, искрометную технику и точность движений Ольгу Лепешинскую прозвали «Попрыгуньей-стрекозой». Балерина родилась в семье инженеров. С раннего детства девочка буквально бредила танцами, поэтому родителям ничего не оставалось, как отдать ее в балетную школу при Большом театре.

Ольга Лепешинская легко справлялась как с классикой балета («Лебединое озеро», «Спящая красавица»), так и с современными постановками («Красный мак», «Пламя Парижа».) В годы Великой Отечественной войны Лепешинская бесстрашно выступала на фронте, поднимая боевой дух солдат.

Title="Ольга Лепешинская -
балерина со страстным темпераментом. | Фото: www.etoretro.ru." border="0" vspace="5">


Ольга Лепешинская -
балерина со страстным темпераментом. | Фото: www.etoretro.ru.


Несмотря на то, что балерина являлась любимицей Сталина и имела множество наград, она была очень требовательна к себе. Будучи уже в преклонном возрасте, Ольга Лепешинская говорила, что ее хореографию нельзя было назвать выдающейся, но «природная техника и огненный темперамент» делали ее неподражаемой.

Майя Плисецкая



Майя Плисецкая – еще одна выдающаяся балерина, имя которой золотыми буквами вписано в историю русского балета. Когда будущей артистке было 12 лет, ее удочерила тетя Суламифь Мессерер. Отца Плисецкой расстреляли, а мать с маленьким братом выслали в Казахстан в лагерь для жен изменников Родины.

Тетя Плисецкой была балериной Большого театра, поэтому Майя тоже стала посещать занятия по хореографии. Девочка достигла больших успехов на этом поприще и после окончания училища была принята в труппу Большого театра.



Врожденный артистизм, выразительная пластика, феноменальные прыжки Плисецкой сделали ее примой-балериной. Майя Плисецкая исполнила ведущие партии во всей классических постановках. Особенно ей удавались трагические образы. Также балерина не боялась экспериментов в современной хореографии.

После того, как в 1990 году балерину уволили из Большого театра, она не отчаялась и продолжила давать сольные выступления. Энергия, бьющая через край, и позволили Плисецкой дебютировать в постановке «Аве Майя» в день своего 70-летия.

Людмила Семеняка



Прекрасная балерина Людмила Семеняка выступила на сцене Мариинского театра, когда ей исполнилось всего 12 лет. Талантливое дарование не могло остаться незамеченным, поэтому спустя некоторое время Людмила Семеняка была приглашена в Большой театр. Значительное влияние на творчество балерины оказала Галина Уланова, ставшая ее наставницей.

Семеняка настолько естественно и непринужденно справлялась с любой партией, что со стороны казалось, будто она не прикладывает никаких усилий, а просто наслаждается танцем. В 1976 году Людмила Ивановна была удостоена премии имени Анны Павловой от Парижской академии танца.



В конце 1990-х годов Людмила Семеняка сообщила о завершении карьеры балерины, но продолжила свою деятельность в качестве педагога. С 2002 года Людмила Ивановна – педагог-репетитор в Большом театре.

Вот только осваивал он мастерство балета в России, а большую часть жизни выступал в США.

Они воздушны, стройны, легки. Их танец неповторим. Кто они эти выдающиеся балерины нашего века.

Агриппина Ваганова (1879-1951)

Одним из самых важных в истории российского балета годов является 1738. Благодаря предложению французского танцмейстера Жана-Батиста Ланде и утверждению Петра I в Санкт-Петербурге открылась первая школа балетного танца в России, которая существует по сегодняшний день и называется Академией Русского балета им. А.Я. Вагановой. Именно Агриппина Ваганова в советское время систематизировала традиции классического императорского балета. В 1957 году ее имя было присвоено Ленинградскому хореографическому училищу.

Майя Плисецкая (1925)

Выдающаяся танцовщица второй половины XX века, вошедшая в историю балета феноменальным творческим долголетием, Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве.

В июне 1934 года Майя поступила в Московское хореографическое училище, где последовательно занималась у педагогов Е. И. Долинской, Е. П. Гердт, М. М. Леонтьевой, но лучшим своим педагогом считает Агриппину Яковлевну Ваганову, с которой встретилась уже в Большом театре, куда ее приняли 1 апреля 1943 года.

Маяй Плисецкая – символ русского балета. Одну из своих главных партий Одетты-Одиллии из «Лебединого озера» она исполнила 27 апреля 1947 года. Именно этот балет Чайковского стал стержнем ее биографии.

Матильда Кшесинская (1872-1971)

Родилась в семье танцовщика Ф. И. Кшесинского, поляка по национальности. В 1890 году окончила балетное отделение Петербургского театрального училища. В 1890-1917 годах танцевала в Мариинском театре. Прославилась в ролях Авроры («Спящая красавица»,1893), Эсмеральды (1899), Терезы («Привал кавалерии») и др. Ее танец отличала яркая артистичность, жизнерадостность. В начале 1900-х годов была участницей балетов М. М. Фокина: «Евника», «Шопениана», «Эрос», в 1911-1912 годах выступала в труппе «Русский балет Дягилева».

Анна Павлова (1881-1931)

Родилась в Петербурге. После окончания Петербургского театрального училища, в 1899 г. была принята в труппу Мариинского театра. Танцевала партии в классических балетах «Щелкунчик», «Конёк-Горбунок», «Раймонда», «Баядерка», «Жизель». Природные данные и постоянное совершенствование исполнительского мастерства помогли Павловой выдвинуться в 1906 г. в ведущие танцовщицы труппы.
Огромное влияние на выявление новых возможностей в исполнительской манере Павловой оказала совместная работа с балетмейстерами-новаторами А. Горским и, особенно, М. Фокиным. Павлова исполнила главные партии в балетах Фокина «Шопениана», «Павильон Армиды», «Египетские ночи» и др. В 1907 г. на благотворительном вечере в Мариинском театре Павлова впервые исполнила поставленную для нее Фокиным хореографическую миниатюру «Лебедь» (позже «Умирающий лебедь»), ставшую впоследствии поэтическим символом русского балета XX века.

Светлана Захарова (1979)

Светлана Захарова родилась в Луцке, на Украине, 10 июня 1979 года. В шестилетнем возрасте мать отвела ее в хореографический кружок, где Светлана занималась народными танцами. В возрасте десяти лет она поступила в Киевское хореографическое училище.

Проучившись четыре месяца, Захарова покинула училище, так как ее семья переехала в Восточную Германию в соответствии с новым назначением ее отца-военнослужащего. Вернувшись через полгода на Украину, Захарова снова сдала экзамены в Киевское хореографическое училище и была принята сразу во второй класс. В Киевском училище она занималась главным образом с Валерией Сулегиной.

Светлана выступает во многих мегаполисах мира. В апреле 2008 года ее признали звездой знаменитого миланского театра «Ла Скала».

Галина Уланова (1909-1998)

Галина Сергеевна Уланова родилась в Санкт-Петербурге 08 января 1910 года (по старому стилю 26 декабря 1909 г.), в семье мастеров балетного исскуства.

1928 году Уланова окончила Ленинградское хореографическое училище. Довольно скоро она поступила в труппу ленинградского Государственного академического театра оперы и балета (ныне Мариинский).

Любимую Мариинку Улановой пришлось оставить в годы блокады Ленинграда. Во время Великой Отечественной войны Уланова танцевала в театрах Перми, Алма-Аты, Свердловска, выступая в госпиталях перед ранеными. В 1944г. Галина Сергеевна переходит в Большой театр, в котором периодически выступала с 1934 г.

Настоящим достижением Галины стал образ Джульетты в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта». Ее лучшими танцами являются так же роль Маши из «Щелкунчика» Чайковского, Марии из «Бахчисарайского фонтана» и Жизель Адана.

Тамара Карсавина (1885-1978)

Родилась в Петербурге в семье танцовщика Мариинского театра Платона Карсавина, внучатая племянница Алексея Хомякова, видного философа и литератора 1-й половины XIX века, сестра философа Льва Карсавина.

Училась у А. Горского в Петурбургском театральном училище, которое окончила в 1902 г. Еще воспитанницей исполнила сольную партию Амура на премьере балета «Дон-Кихот» в постановке Горского.

Балетную деятельность начинала в период кризиса академизма и поисков выхода из него. Поколонники академического балета находили в исполнении Карсавиной много изъянов. Балерина совершенствовала свое исполнительское мастерство у лучших российских и итальянских педагогов
Замечательный дар Карсавиной проявился в работах над постановках М. Фокина. Карсавина явилась родоначальницей принципиально новых тенденций в искусстве балета начала XX века, позднее названных «интеллектуальным искусством».

Талантливая Карсавина быстро достигла статуса примы-балерины. Она исполняла ведущие партии в балетах «Карнавал», «Жизель», Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» и многих других.

Ульяна Лопаткина (1973)

Ульяна Вячеславна Лопаткина родилась в Керчи (Украина) 23 октября 1973 г. В детстве занималась в танцевальных кружках и в секции спортивной гимнастики. По инициативе матери поступила в Академию русского балета им. А.Я. Вагановой в Ленинграде.

В 1990 г, будучи студенткой, Лопаткина участвовала во Втором Всероссийском конкурсе им. А.Я. Вагановой для учащихся хореографических училищ и получила первую премию..

В 1995 году Ульяна стала примой-балериной. В ее послужном списке лучшие роли в классических и современных постановках.

Екатерина Максимова (1931-2009)

Родилась в Москве 1 февраля 1939 года. С детства маленькая Катя мечтала танцевать и в десять лет поступила в Московское хореографическое училище. В седьмом классе станцевала первую роль – Машу в «Щелкунчике». После училища поступила на службу в Большой театр, и сразу же, практически минуя кордебалет, стала танцевать сольные партии.

Особое значение в творчестве Максимовой имело участие в телебалетах, раскрывших новое качество ее таланта – комедийное дарование.

С 1990 года Максимова являлась педагогом-репетитором театра «Кремлевский балет». С 1998 года — балетмейстером-репетитором Большого театра.

Наталья Дудинская (1912-2003)

Родилась 8 августа 1912 года в Харькове.
В 1923-1931 годах училась в Ленинградском хореографическом училище (ученица А.Я. Вагановой).
В 1931-1962 годах - ведущая танцовщица Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова. Исполняла главные партии в балетах «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» Чайковского, «Золушка» Прокофьева, «Раймонда» Глазунова, «Жизель» Адана и др.

Мы восхищаемся мастерством этих блестящих балеририн. Они сделали огромный вклад в развитие русского балета!

Искусство танца является уникальной формой выражения, использующей универсальный язык тела, который понятен всем. От балета до современных танцев, от хип-хопа до сальсы и от восточных танцев до фламенко - танец в последнее время стал наслаждением, которое является своего рода возрождением.

Но уж если говорить об отдельных танцорах, кто из них обладает наилучшими движениями? Самой лучшей осанкой, силой и отточенностью? Ниже представлены десять самых великих танцоров двадцатого века - выбранные по их известности, популярности и влиянию на мировое искусство танца.

10. Вацлав Нижинский

Вацлав Нижинский был одним из самых талантливых танцоров балета в истории, может быть даже величайшим. К сожалению, не существует чётких съемок, на которых был бы запечатлён его невероятный талант в движении, это является основной причиной того, что он занимает лишь десятое место в этом списке.

Нижинский был хорошо известен своей удивительной способностью бросить вызов гравитации своими великолепными прыжками, а также своей способностью полностью войти в роль, которую он исполнял. Он также известен тем, что танцевал в пуантах, а этот навык не часто можно встретить у танцоров. Нижинский танцевал в главных ролях в паре с легендарной балериной Анной Павловой. Затем его партнёршей стала Тамара Карсавина, основательница Лондонской Королевской Академии Танца (London’s Royal Academy of Dancing). О них с Карсавиной отзывались как о «самых достойных подражания артистах того времени».

Нижинский оставил сцену в 1919 году, в относительно молодом возрасте двадцати девяти лет. Его выход на пенсию, как полагают, был обусловлен нервным срывом, и ему также был поставлен диагноз шизофрении. Нижинский провел последние годы своей жизни в психиатрических больницах и приютах. В последний раз он танцевал на публике в последние дни Второй мировой войны, впечатлив группу русских солдат, своими сложными танцевальными движениями. Нижинский умер в Лондоне 8 апреля 1950 года.

9. Марта Грэм (Martha Graham)


Марта Грэм считается матерью современного танца. Она создала единственную полностью кодифицированную технику современного танца, за свою жизнь в качестве хореографа она поставила более ста пятидесяти работ, и оказала огромное влияние на все области современного танца.

Отклонение её техники от классического балета, и использование определённых движений тела, таких как сжатие, выпуск и спирали, оказали глубокое влияние на мировое танцевальное искусство. Грэм даже зашла настолько далеко, что сумела создать «язык» движений, основанный на выразительных возможностях человеческого тела.

Она танцевала и занималась хореографией более семидесяти лет. За это время она стала первой танцовщицей, которая выступала в Белом доме; первой танцовщицей, которая путешествовала за моря в качестве культурного посла и первой танцовщицей, которая получила наивысшую гражданскую награду - Президентскую Медаль Свободы (Presidential Medal of Freedom). Как мать современного танца, она будет увековечена в памяти людей за свои невероятно эмоциональные спектакли, свою уникальную хореографию, и особенно за свою доморощенную технику танца.

8. Жозефина Бейкер (Josephine Baker)


Хотя имя Жозефины Бейкер связано, прежде всего, с веком джаза, её зажигательные танцы по-прежнему оказывают влияние на танцевальный мир, спустя почти сто десять лет после её рождения, как это было и прежде.

За много десятилетий до Мадонны, Бейонсе, Джанет Джексон, Бритни Спирс и Дженнифер Лопес, была Жозефина Бейкер, одна первых в мире знаменитостей африканского происхождения. Жозефина поехала в Париж в 1925 году, чтобы станцевать в «La Revue Nègre». Она произвела неизгладимое впечатление на французскую аудиторию своим идеальным сочетанием экзотического шарма и таланта.

На следующий год она выступила в Фоли-Бержер (Folies Bergère), и это стало истинным началом её карьеры. Она появилась в юбке из бананов и поразила толпу своим стилем танца. Позже она прибавила пение к своим выступлениям, и оставалась популярной во Франции в течение многих лет. Жозефина Бейкер ответила на обожание французского народа, тем что сама стала гражданкой Франции в 1937 году.

Во Франции она не чувствовала такой же уровень расовых предрассудков, который в то время присутствовал в США. Под конец своей жизни Жозефина Бейкер надеялась создать «мировую деревню» в своем имении во Франции, но эти планы рухнули из-за финансовых трудностей. Чтобы собрать средства, она вернулась на сцену. Её возвращение было коротким, но зато оно прошло триумфально на Бродвее в 1970-х годах, а в 1975 году в Париже она открыла ретроспективное шоу. Она умерла в том же году от кровоизлияния в мозг, через неделю после открытия шоу.

7. Джин Келли (Gene Kelly)


Джин Келли был одной из самых больших звезд и величайших новаторов во время золотого века мюзиклов в Голливуде. Келли считал свой собственный стиль, чем-то вроде гибрида различных подходов к танцам, он брал свои движения из современных танцев, балета, и степа.

Келли привнёс танец в театры, используя каждый дюйм своей съёмочной площадки, всевозможные поверхности, и каждый широкий ракурс камеры, чтобы вырваться из двумерного ограничения фильма. И, делая это, он изменил взгляд кинорежиссёров на их камеры. Благодаря Келли камера стала живым инструментом, и даже самим танцором которого она снимала.

Наследие Келли пронизывает отрасли музыкального видео. Фотограф Майк Солсбери (Mike Salisbury) сфотографировал Майкла Джексона для обложки «Off The Wall» в «белых носках и лёгких кожаных туфлях типа мокасин Джина Келли» - который стали товарной маркой кинозвезды. Именно этот образ спустя некоторое время стал собственным узнаваемым брендов певца.

Пола Абдул, изначально известная по своим танцам и хореографии, сделала отсылку на знаменитый танец Келли с Мышкой Джерри (Jerry the Mouse) в своём вульгарном видео на песню «Противоположности притягиваются» (Opposites Attract), которое заканчивается чечёткой. Ашер (Usher) был еще одним из самых продаваемых артистов, который отдал должное наследству Келли. Другого такого танцора как Келли никогда не будет, а его влияние продолжает резонировать из поколения в поколение американских танцоров.

6. Сильви Гиллем (Sylvie Guillem)


В сорок восемь лет Сильви Гиллем продолжает бросать вызов законам балета и гравитации. Гиллем изменила лицо балета своими сверхъестественными талантами, которые она всегда использовала с умом, целостностью и чувствительностью. Ее природная любознательность и смелость направляла её на самые смелые пути, за привычные рамки классического балета.

Вместо того чтобы тратить всю свою карьеру на «безопасные» выступления, она принимала смелые решения, в равной степени способная исполнять роль «Раймонды» (Raymonda) в Парижской опере, или быть частью новаторского танца в представлении, поставленном по работе Форсайта (Forsythe) «In The Middle Somewhat Elevated». Почти никакой другой танцор не обладает таким размахом, поэтому совсем не удивительно, что она стала эталоном для большинства танцоров по всему миру. Как Мария Каллас (Maria Callas) в оперном мире, Гиллем смогла изменить популярный образ балерины.

5. Майкл Джексон (Michael Jackson)


Майкл Джексон был именно тем человеком, который смог сделать музыкальные видео тенденцией и он, без сомнения, является именно тем, кто сделал танцы важным элементом современной поп-музыки. Движения Джексона уже стали стандартной лексикой в поп и хип-хоп танцах. Большинство современных поп-икон, таких как Джастин Бибер, Ашер, Джастин Тимберлейк признают, что стиль Майкла Джексона оказал на них сильное влияние.

Его вклад в танцевальное искусство был оригинальным и необычным. Джексон был новатором, который в первую очередь был самоучкой, проектировавшим новые танцевальные движений без часто встречающихся эффектов формального обучения, которые ограничивают полёт фантазии. Его природная грация, гибкость и удивительная ритмичность способствовали созданию «стиля Джексона». Его сотрудники называли его «губкой». Это прозвище было ему дано за его умение впитывать идеи и техники, где бы он их находил.

Больше всего Джексона вдохновляли Джеймс Браун (James Brown), Марсель Марсо (Marcel Marceau), Джин Келли (Gene Kelly), и возможно это удивит многих людей - различные классические танцоры балета. Многие его поклонники не знают, что он изначально пытался выполнять «пируэты, как Барышников» и «отбивать чечётку, как Фред Астер (Fred Astaire)», но с треском провалился. Тем не менее, его преданность своему собственному уникальному стилю принесла ему ту славу, которой он добивался, и сегодня его имя стоит рядом с другими гигантами популярной музыки, такими как Элвис и Битлз, и его считают одной из величайших поп-икон всех времён.

4. Хоакин Кортес (Joaquín Cortés)


Хоакин Кортес это самый молодой танцор из этого списка, но, несмотря на то, что он всё ещё находится в процессе формирования своего наследия, он является одним из немногих танцоров за всю историю, которые смогли стать феноменальными секс символами, любимыми, как женщинами, так и мужчинами. Эль Макферсон (Elle Macpherson) описала его как «ходячий секс»; Мадонна и Дженнифер Лопес публично высказывали ему своё обожание, в то время как Наоми Кэмпбелл и Мира Сорвино (Mira Sorvino) находятся среди женщин, чьи сердца он (по слухам) разбил.

Можно с уверенностью сказать, что Кортес является не только одним из величайших танцоров фламенко за всю историю, но и именно тем, кто закрепил место фламенко в популярной культуре. В число его мужских почитателей входят Тарантино, Армани, Бертолуччи, Аль Пачино, Антонио Бандерас, и Стинг. Многие из его поклонников называют его Богом Фламенко или просто Богом Секса и если вам выпадет шанс посмотреть хоть одно из его шоу, вы поймёте почему. Однако в возрасте сорока четырех лет, Кортес остается холостяком, заявив, что «танец это моя жена, моя единственная женщина».

3. Фред Астер (Fred Astaire) и Джинджер Роджерс (Ginger Rogers)


Астер и Роджерс конечно же, были, неповторимой парой танцоров. Говорят, что «он придавал ей шарма, а она придавала ему сексуальной привлекательности». Они сделали танцы гораздо более привлекательными для масс в довольно чопорное время. Это отчасти произошло благодаря тому, что Роджерс использовала своё актёрское мастерство в танцах, и создавала такое впечатление, что танцы с Астером были самыми счастливыми моментами её жизни.

Эпоха тоже поспособствовала взлёту их популярности, во время великой депрессии многие американцы пытались свести концы с концами - и эти два танцора давали людям шанс хоть ненадолго забыть об удручающей реальности и повеселиться.

2. Михаил Барышников


Михаил Барышников является одним из величайших артистов балета всех времён, многие критики считают его самым великим. Рождённый в Латвии Барышников занимался балетом в академии русского балета имени А. Я. Вагановой в Санкт-Петербурге (тогда ещё называемом Ленинградом) до того как в 1967 году начал выступать в Мариинском театре. С тех пор он исполнял главные роли в десятках балетов. Он сыграл ключевую роль в том, что балет стал частью популярной культуры ещё в конце 1970-х и начале 80-х годов, он также был лицом искусства на протяжении более двух десятилетий. Барышников, пожалуй, является самым влиятельным танцором нашего времени.

1. Рудольф Нуреев (Rudolf Nureyev)


Барышников покорил сердца критиков и коллег-танцоров, а Рудольф Нуриев смог очаровать миллионы простых людей по всему миру. Родившийся в России танцор стал солистом Мариинского театра в возрасте 20 лет. В 1961 году, когда его личная жизнь сделала его предметом пристального внимания со стороны советских властей, он попросил политического убежища в Париже, а затем гастролировал с Гранд Балет дю Маркиз де Куэвас (Grand Ballet du Marquis de Cuevas).

В 1970-х годах он ворвался в индустрию фильмов. Большинство критиков утверждают, что технически он был не так хорош, как Барышников, но Нурееву все же удалось очаровать толпы своей удивительной харизмой и эмоциональностью выступлений. Балет пары Нуреева и Фонтейн (Fonteyn) «Ромео и Джульетта» по сей день остается одним из самых мощных и эмоциональных выступлений в дуэте в истории балета.

К сожалению, Нуриев был одной из первых жертв ВИЧ-инфекции, и умер от СПИДа в 1993 году. Двадцать лет спустя, мы всё ещё можем наблюдать то невероятное наследие, которое он оставил после себя.

+
Донни Бернс (Donnie Burns)


Донни Бернс это шотландский профессиональный исполнитель бальных танцев, который специализируется на латинских танцах. Он и его бывшая партнерша по танцам Гейнор Фейвезэр (Gaynor Fairweather) были чемпионами Мира по Профессиональным Латинским Танцам рекордные шестнадцать раз. На данный момент он является президентом Всемирного Совета Танца (World Dance Council), и также появился в двенадцатом сезоне Танцев со Звёздами (Dancing with the Stars).

Он считается самым великим исполнителем бальных танцев всех времён, и его танцы с партнёршей на чемпионатах в настоящее время считаются классикой. Но дела у Бернса не всегда шли так хорошо. Во время интервью с «Daily Sun», он признался: «Я никогда не думал, что маленькому мальчику из Гамильтона удастся испытать хотя бы часть того, что я пережил в своей жизни. Меня неустанно дразнили в школе, и я часто вступал в драки, потому что хотел доказать, что я не был «танцующей королевой».

Можно сказать с уверенностью, что на сегодняшний день он не стал бы возражать против такого эпитета, так как в настоящее время Донни Бернс считается «Королём Танцев».

Если есть искусство способное покорить без исключения сердце каждого, проникнуть в душу, наполнить её радостью, сопереживанием, заставить ликовать или плакать, захватив при этом весь зрительный зал - то это искусство балет.
Классический русский балет — это не только известные балерины, танцовщики, но и композиторы, писавшие специально для русского балета. По сей день, по всему миру российские балерины считаются лучшими, самыми стройными, выносливыми, работоспособными.

Ульяна Лопаткина - известная прима-балерина Мариинского театра. Вдохновленная творчеством Г.Улановой и М.Плисецкой, она навсегда связала свою жизнь с балетом и поступила в хореографическое училище. Однако, при поступлении ей дали весьма скромную оценку. Полностью она раскрылась в предвыпускном классе. Все увидели в ее танце не только безупречное техническое владение танцем, но и характер, изящество, изюминку. Талант или плоды огромной работы? Позднее, в одном из своих интервью, она признается: «Звездами не рождаются!», значит, все-таки, трудолюбие и воля определяют успех. Так и есть на самом деле. Ульяна Лопаткина - очень трудолюбивая ученица, только эта способность позволили ей стать настоящим виртуозом в балете.

Ульяна Лопаткина - статная балерина с индивидуальным стилем исполнения и с определенным отношением к герою, публике, себе. Может быть, поэтому у нее сейчас находится медальон Марии Тальони, находившийся на хранении у великой Галины Улановой и переданный Ульяне Лопаткиной, согласно завещанию.


О красоте и грации Майи Плисецкой сказано и написано много.

Майей Плисецкой восхищен весь мир. Часто движения ее гибких рук и корпуса сравнивают с трепетом крыльев плывущего лебедя, превращением девушки в птицу. Одетта в исполнении Майи Плисецкой со временем стала мировой легендой. Критик парижской газеты «Фигаро» уверял, что ее руки в «Лебедином озере» движутся «не по-человечески» и что, «когда Плисецкая начинает волнообразные движения своих рук, уже больше не знаешь - руки это или крылья, или руки ее переходят в движения волн, по которым уплывает лебедь».


Владимир Васильев по праву может считаться легендой Русского балета. Единственный артист балета, которого Парижская Академия Танца удостоила звания «Лучший танцовщик мира» и который был объявлен критиками «богом танца», «чудом искусства», «совершенством». Он в свое время ввел новую технику, которая в сочетании с характерной для него глубокой художественностью ее исполнения до сих пор считается эталоном мужского танца.


Екатерина Максимова - прославленная советская балерина, чье творчество заняло достойное место среди шедевров этого искусства. Ее образы обладали удивительным качеством: они сочетали в себе детское наитие, чистоту и поступки взрослой личности. Эта особенность достигалась необыкновенной легкостью и изяществом хореографии Максимовой, рисунку которой были присущи тона света и радости. Каждый выход танцовщицы на сцену был одой лирике и молодости. Благодаря педагогу хореографического училища, Е.П. Гердт, Екатерина Максимова делала упор не только на безупречное исполнение танца, но и на передачу всей гаммы чувств, которые волнуют ее героиню. Внутренний мир создаваемых образов передавался особой мимикой, особым актерским талантом.


Наталья Бессмертнова - самая романтическая балерина ХХ века.
Мастер лиризма, захватывала не техническим «обвалом» тридцати двух фуэте, но атмосферой (теперь скажут - аурой) танца. Её искусство - сильнейшее впечатление на всю жизнь. Умение на несколько часов увести зрителя в мир, где нет ничего бренного, именно за это ее обожали поклонники и поклонницы.



Танцевальные способности и артистизм Людмилы Семеняки впервые проявились в хореографическом кружке Дворца пионеров имени Жданова.

В 10 лет поступила в Ленинградское Академическое хореографическое училище им. Вагановой, в 12 — дебютировала на сцене Театра оперы и балета имени Кирова в сольной партии маленькой Мари в балете «Щелкунчик».
В 1969 году на Первом Международном конкурсе артистов балета в Москве была удостоена III премии.
С 1970 по 1972 годы работала в Театра оперы и балета имени Кирова. Продолжала заниматься под руководством Ирины Колпаковой.
В 1972 году Юрий Григорович пригласил её в Большой театр. В том же году артистка успешно дебютировала в спектакле Большого театра «Лебединое озеро».
В 1976 году она завоевывает 1-ю премию и золотую медаль I Международного конкурса артистов балета в Токио, а в Париже Серж Лифарь вручает ей Премию имени Анны Павловой Парижской академии танца.


Светлана Захарова родилась в Луцке 10 июня 1979 года. В 1989 году поступила в Киевское хореографическое училище. Проучившись там шесть лет, приняла участие в конкурсе молодых танцовщиков Vaganova-Prix в Санкт-Петербурге. Получила второй приз и предложение перейти на выпускной курс в Академию русского балета имени А. Я. Вагановой. В 1996 году Захарова окончила академию, оказавшись в числе первых выпускниц Елены Евтеевой, в прошлом известной балерины Мариинского театра. В том же году она была принята в труппу Мариинского театра и уже в следующем сезоне заняла положение солистки.

В апреле 2008 года Светлана Захарова признана звездой знаменитого миланского театра «Ла Скала».
Выступала в Москве, Санкт-Петербурге, Лондоне, Берлине, Париже, Вене, Милане, Мадриде, Токио, Баку, Нью-Йорке, Амстердаме и т. д.

О М. В. Кондратьевой

«Если бы Терпсихора существовала в действительности, воплощением её была бы Марина Кондратьева. Не знаешь и не можешь уловить, когда она опускается на землю. То видишь только одни её глаза, то лёгкие изящные ноги, то только одни выразительные руки. Все вместе они рассказывают убедительным языком чудесные истории. Но вот еле заметный поворот плеча — и её нет... и кажется, что её вообще не было. Она, как раннее розовое облачко, то появляется, то тает на глазах».

Касьян Голейзовский, артист балета, выдающийся русский хореограф

«Её танец вызывал у меня ассоциации с японской живописью, тончайшими и такими выразительными штрихами, с прозрачными мазками акварельных красок».

Людмила Семеняка, народная артистка СССР

«Высочайший профессионализм Кондратьевой восхищает не только в её сольных выступлениях, но и в дуэтах, и в ансамблях с другими солистками. Быть надёжным партнёром — тоже искусство. И как достигнуть его — для многих остаётся секретом».

Марис Лиепа, народный артист СССР

«Чистота и лёгкость были присущи не только её танцу, но и её душе. Конечно, это была настоящая Муза.

Ярослав Сех, танцовщик Большого театра


Бывают в искусстве особые, "звездные" люди, наделенные, помимо таланта, трудолюбия, обаяния и творческой силы, еще и каким-то светом, полетностью. О Марисе Лиепе: он - в полете, в прыжках, долгих, словно затяжных, через все пространство сцены. Как распрямившаяся пружина. В день спектакля, с утра, он сжимался, как пружина, и важно было это состояние не потерять, пружина срабатывала тогда, когда поднимался занавес.

Тринадцатилетний серьезный рижский мальчик: первое участие в конкурсе в Москве. Первое па-де-де из "Щелкунчика". Первый успех. Только с этого момента он решил, что балет - его судьба
Он был азартен, страстен в любом проявлении. . Лиепа бежит вприпрыжку на занятия к ученикам, легкий, неотличимый от них, юных, в толпе. И учит он тоже легко и страстно, падая на колени, зажигаясь сам и хваля, хваля безудержно, потому что знает: балет - это гигантский труд.
Он прожил жизнь, как факел или звезда - вспыхнул и погас. Он не смог бы, наверное, доживать, угасать. Он умел и хотел только - жить. "Я чувствую себя как автогонщик, все лечу и лечу и не могу остановиться". "Когда я уйду из Большого - я умру". Большой был его единственным театром. Он был максималистом, романтиком. И балет был его единственной судьбой.


Конечно, это далеко не все звезды русского балета, которые блистали и блистают сейчас на многих сценах мира. Но о всех сразу в одном сообщении рассказать не возможно. Благодарю за внимание.