Арлекин значение. История арлекина, любимца взрослых и детей


И Доктором .

  • Происхождение: уроженец Бергамо , переехавший в поисках лучшей доли в богатейший город - Венецию .
  • Занятие: слуга.
  • Костюм: крестьянская рубаха и панталоны, обшитые разноцветными заплатками - кусками ткани в форме ромбов. Костюм очень красочный; преимущественно жёлтый, но встречаются куски разных цветов - зелёный, голубой и красный. На голове у него шапочка, украшенная заячьим хвостиком. На поясе кошель. Обут в очень лёгкие туфли, которые позволяют ему свободно перемещаться и совершать акробатические трюки.
  • Маска: чёрного цвета с огромной бородавкой на лбу. Лоб и брови нарочито выделены, с чёрными взъерошенными волосами. Пухлые щёки и круглые глаза указывают на его обжорство.
  • Поведение: Арлекин весел и наивен, не так умён, не так ловок, не так изворотлив, как Бригелла, потому легко совершает глупости, но следующие за этим наказания воспринимает с улыбкой. Он лентяй и ищет любой возможности увильнуть от работы и подремать, он обжора и бабник, но при этом учтив и скромен. И если Бригелла вызывает восхищение своей ловкостью, то Арлекин должен вызывать сочувствие к его смешным невзгодам и ребяческим горестям.

Одним из первых создателей маски стал Альберто Назелли, выступавший под именем Дзан Гандан. Он, как и другой известный в роли второго Дзанни актёр Симоне да Болонья, имени Арлекин не знал. Это имя происходит из старинных французских инфернальных легенд, где фигурировал мрачный предводитель сонма дьяволов Эллекен (фр. Hellequin ).
В XIII в. его упоминает в «Игре о беседке» Адам де ла Аль , а в XIV в. - Данте в «Божественной комедии », где Аликино (итал. Alichino ) - один из бесов. Это имя берёт себе в качестве псевдонима актёр Тристано Мартинелли, в начале XVII в. игравший при дворе второй жены Генриха IV , Марии Медичи . Этого персонажа также называли Труффальдино , Пасквино, Меццетино, Табарино (по именам актёров). Во Франции его часто называли Домиником (по имени актёра Доменико Бьянколелли, игравшего роли второго Дзанни; он слишком сильно ушёл от старой формы маски Арлекина, но именно созданный им образ существует сегодня на театральных подмостках). В XX в. самым известным исполнителем роли Арлекина стал Ферруччо Солери .

Близкие к Арлекину персонажи существовали в традиции народных театров и других стран, например, немецкий Гансвурст. Арлекин - один из немногих персонажей комедии дель арте, ставших постоянными героями драматургических пьес, в том числе, у таких авторов, как Карло Гольдони и Пьера Карле де Мариво , а в русском театре, у Александра Блока , и прочно вошедших в современную поп-культуру .

Напишите отзыв о статье "Арлекин"

Примечания

Источник

  • А. К. Дживелегов, «Итальянская народная комедия», Москва, 1954.

Литература

  • Бачелис Т. Гамлет и Арлекин. М.: Аграф , . - 576 с. - ISBN 978-5-7784-0344-4

    Арлекин, с гравюры XVIII в.

    Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    Актёр Т. Визентини с маской Арлекина, М. де Лятур (XVIII в.)

    Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    Тристано Мартинелли в роли Арлекина (XVII в.)

    ArlequinMercureGalant.jpg

    Рисунок к пьесе «Арлекин, галантный посланник» (1685)

    Arlequin - commedia dell"arte.JPG

    Арлекин, статуэтка XVIII в.

    Arlecchino und Colombina - Giovanni Domenico Ferretti.jpg

    Арлекин и Коломбина

    GD Ferretti Arlequín campesino.jpg

    Арлекин - крестьянин , картина Д. Д. Ферретти (XVIII в.)

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890. - Т. II. - С. 115.

Отрывок, характеризующий Арлекин

Князь Андрей в этот ясный августовский вечер 25 го числа лежал, облокотившись на руку, в разломанном сарае деревни Князькова, на краю расположения своего полка. В отверстие сломанной стены он смотрел на шедшую вдоль по забору полосу тридцатилетних берез с обрубленными нижними сучьями, на пашню с разбитыми на ней копнами овса и на кустарник, по которому виднелись дымы костров – солдатских кухонь.
Как ни тесна и никому не нужна и ни тяжка теперь казалась князю Андрею его жизнь, он так же, как и семь лет тому назад в Аустерлице накануне сражения, чувствовал себя взволнованным и раздраженным.
Приказания на завтрашнее сражение были отданы и получены им. Делать ему было больше нечего. Но мысли самые простые, ясные и потому страшные мысли не оставляли его в покое. Он знал, что завтрашнее сражение должно было быть самое страшное изо всех тех, в которых он участвовал, и возможность смерти в первый раз в его жизни, без всякого отношения к житейскому, без соображений о том, как она подействует на других, а только по отношению к нему самому, к его душе, с живостью, почти с достоверностью, просто и ужасно, представилась ему. И с высоты этого представления все, что прежде мучило и занимало его, вдруг осветилось холодным белым светом, без теней, без перспективы, без различия очертаний. Вся жизнь представилась ему волшебным фонарем, в который он долго смотрел сквозь стекло и при искусственном освещении. Теперь он увидал вдруг, без стекла, при ярком дневном свете, эти дурно намалеванные картины. «Да, да, вот они те волновавшие и восхищавшие и мучившие меня ложные образы, – говорил он себе, перебирая в своем воображении главные картины своего волшебного фонаря жизни, глядя теперь на них при этом холодном белом свете дня – ясной мысли о смерти. – Вот они, эти грубо намалеванные фигуры, которые представлялись чем то прекрасным и таинственным. Слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество – как велики казались мне эти картины, какого глубокого смысла казались они исполненными! И все это так просто, бледно и грубо при холодном белом свете того утра, которое, я чувствую, поднимается для меня». Три главные горя его жизни в особенности останавливали его внимание. Его любовь к женщине, смерть его отца и французское нашествие, захватившее половину России. «Любовь!.. Эта девочка, мне казавшаяся преисполненною таинственных сил. Как же я любил ее! я делал поэтические планы о любви, о счастии с нею. О милый мальчик! – с злостью вслух проговорил он. – Как же! я верил в какую то идеальную любовь, которая должна была мне сохранить ее верность за целый год моего отсутствия! Как нежный голубок басни, она должна была зачахнуть в разлуке со мной. А все это гораздо проще… Все это ужасно просто, гадко!
Отец тоже строил в Лысых Горах и думал, что это его место, его земля, его воздух, его мужики; а пришел Наполеон и, не зная об его существовании, как щепку с дороги, столкнул его, и развалились его Лысые Горы и вся его жизнь. А княжна Марья говорит, что это испытание, посланное свыше. Для чего же испытание, когда его уже нет и не будет? никогда больше не будет! Его нет! Так кому же это испытание? Отечество, погибель Москвы! А завтра меня убьет – и не француз даже, а свой, как вчера разрядил солдат ружье около моего уха, и придут французы, возьмут меня за ноги и за голову и швырнут в яму, чтоб я не вонял им под носом, и сложатся новые условия жизни, которые будут также привычны для других, и я не буду знать про них, и меня не будет».
Он поглядел на полосу берез с их неподвижной желтизной, зеленью и белой корой, блестящих на солнце. «Умереть, чтобы меня убили завтра, чтобы меня не было… чтобы все это было, а меня бы не было». Он живо представил себе отсутствие себя в этой жизни. И эти березы с их светом и тенью, и эти курчавые облака, и этот дым костров – все вокруг преобразилось для него и показалось чем то страшным и угрожающим. Мороз пробежал по его спине. Быстро встав, он вышел из сарая и стал ходить.
За сараем послышались голоса.
– Кто там? – окликнул князь Андрей.
Красноносый капитан Тимохин, бывший ротный командир Долохова, теперь, за убылью офицеров, батальонный командир, робко вошел в сарай. За ним вошли адъютант и казначей полка.
Князь Андрей поспешно встал, выслушал то, что по службе имели передать ему офицеры, передал им еще некоторые приказания и сбирался отпустить их, когда из за сарая послышался знакомый, пришепетывающий голос.
– Que diable! [Черт возьми!] – сказал голос человека, стукнувшегося обо что то.

А, м. arlequin, harlequin нем. Arlekin <ит. arlecchino. 1. театр. Слуга, традиционный персонаж итальянской комедии масок (обычно в костюме из разноцветных лоскутов и в черной полумаске). БАС 2. Прежде говорит арлекин. Здравствуйте, господа,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

- (итал. arlechino шут). Шут, одетый в платье из разноцветных лоскутьев комическое лицо в итальянских комедиях. Отсюда вообще смешное лицо, пестро одетое. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АРЛЕКИН 1)… … Словарь иностранных слов русского языка

См … Словарь синонимов

АРЛЕКИН, арлекина, муж. (итал. arlecchino). 1. Комический персонаж итальянской народной комедии с характерным костюмом из разноцветных лоскутьев (театр.). 2. Паяц, шут (книжн.). «Таков и был сей властелин (Александр I), к противочувствиям… … Толковый словарь Ушакова

Муж. одно из потешных лиц немой комедии (пантомимы): шутник и проказник, в обтяжной, пестрой, из лоскуточков набранной одежде, иногда с бубенчиками; | пестрый шут, полосатый гаер, ломака, потешный. | Порода ищейных собак, на которых белая рубашка … Толковый словарь Даля

- (итал. Arlecchino) традиционный персонаж комедии дель арте слуга, участвующий в развитии интриги; позднее во французском народном театре 18 нач. 19 вв. счастливый соперник Пьеро … Большой Энциклопедический словарь

АРЛЕКИН, а, муж. Традиционный персонаж итальянской «комедии масок»; паяц, шут. | прил. арлекинский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

АРЛЕКИН F1 - см. Для выращивания в весенне летнем обороте (пленочные укрытия). Рекомендуется для использования в свежем виде. Созревание плодов наступает на 112 день после полных всходов. Растение детерминантное, среднерослое, среднеоблиственное. Лист… … Энциклопедия семян. Овощные культуры

АРЛЕКИН - (А. и а.; персонаж итал. комедии масок; тж в знач. нариц.) Пришли Арлекин и Пьеро <...> И стали у гроба с свечами! Анн900 (128); В полумраке – один – У подъезда шептался С темнотой арлекин. АБ902 (… Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

А; м. [итал. arlecchino]. 1. Традиционный персонаж итальянской комедии масок, слуга шут в костюме из разноцветных лоскутов и в чёрной полумаске. 2. Разг. Шут, паяц. 3. Спец. Животное с мраморным окрасом (о кошках, собаках). У арлекина мочка носа … Энциклопедический словарь

Книги

  • Арлекин , Гамильтон Лорел. Приключения Аниты Блейк и ее друзей, Мастера вампиров Жан-Клода и вожака вервольфов Ричарда, продолжаются. На этот раз Аните предстоит встретиться со странной, загадочной силой, которая…
  • Арлекин , Гамильтон Л.. Приключения Аниты Блейк и ее друзей, Мастера вампиров Жан-Клода и вожака вервольфов Ричарда, продолжаются. На этот раз Аните предстоит встретиться со странной, загадочной силой, которая…

(южный аналог маски – неаполитанский Пульчинелла , от которого произошли французский Полишинель, английский Панч). Название маски восходит к имени предводителя бесов Эллекена из этрусских легенд. Первоначально Арлекин – веселый неунывающий простофиля из Бергамо, который, в отличие от хитрого расчетливого Бригеллы попадает впросак и своими выходками запутывает интригу, состоящую из перипетий борьбы стариков Панталоне (венецианский купец), Доктор (болонский юрист), Капитана (военный) и Тартальи (неаполитанский нотариус) с молодыми влюбленными и их слугами – дзанни. Так в театральном представлении находил выражение конфликт старого и нового укладов жизни.

Традиционный костюм Арлекина стилизован под костюм крестьянина из Бергамо (блуза с кушаком), на блузе и панталонах заплатки (указывали на бедность), носил шапочку с заячьим хвостиком (символ трусливой природы).

К 1570-м были созданы основные маски, в том числе маска Арлекина. Разные труппы выступали в Италии, во Франции, Испании, Англии, распространяя типажи своих героев, сюжеты и виртуозную технику исполнения в другие страны, оказав влияние на творчество Гольдони , Гоцци , Лесажа , Мариво , Мольера , Бомарше и др. герои комедии дель арте стали меняться. К середине 17 в. актер Д.Бьяконелли изменил характер и костюм Арлекина, соединив в своем герое черты первого и второго дзанни и превратив его в изящного, злоязычного интригана, счастливого любовника, соперника неудачливого Пьеро . Пестрые лохмотья заплат на костюме превратились в обтягивающее трико из правильных ромбов и треугольников красного, зеленого и желтого цветов, шапочка в элегантную треуголку. В 18 в. актер Т.Вивентини внес в трактовку роли патетический элемент, заставив зрителей смеяться и плакать одновременно. Маска Арлекина получила большую известность в творчестве актера Т.Мартинелли.

Во Франции на рубеже 18–19 вв. возникли арлекинады . Арлекин из слуги превратился в центральное действующее лицо. Дальнейшее развитие образа протекало вне рамок комедии дель арте, прекратившей существование в середине 18 в.

Маска Арлекина сыграла роль в становлении амплуа клоуна Августа (Рыжего в русском варианте, вторая половина 19 в.) – традиционного персонажа клоунских антре. Август, простак-слуга противостоял господину – Белому клоуну (амплуа Белого выросло из маски Пьеро.

Потеряв социальную остроту, маска Арлекина зажила самодостаточной жизнью и в 19 в. превратилась в предмет стилизации, пик которой пришелся на рубеже 19–20 вв., эпоху модерна.

В России с маской Арлекина экспериментировали В.Мейерхольд (Шарф Коломбины , Маскарад ), А.Таиров (Ящик с игрушками , Покрывало Пьеретты, Принцесса Брамбилла ), К.Голейзовский (Трагедия масок ), М.Фокин (Карнавал , Петрушка ), Б.Фердинандов (Король-Арлекин ), С.Радлов (Лекарь поневоле и др. спектакли Театра народной комедии). в своем спектакле театра «Пикколо ди Милано» Арлекин, слуга двух господ использовал традиции театра масок. Арлекин перерос канонические границы своей маски и своего времени и превратился в своеобразный феномен европейского театра.

2. Арлекином также называют верхнюю часть переднего сценического занавеса , скрывающего конструкцию сцены. Название произошло от ситуации, когда Арлекин появлялся на сцене, драпируясь в складках переднего занавеса. Виртуозным мастером создания занавеса с арлекином владел А.Я. Головин (Маскарад , 1917, Александринский театр, к каждому акту которого художник придумал свой занавес-эпиграф действия).

Елена Ярошевич

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова арлекин

арлекин в словаре кроссвордиста

арлекин

Словарь медицинских терминов

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

арлекин

м. одно из потешных лиц немой комедии (пантомимы): шутник и проказник, в обтяжной, пестрой, из лоскуточков набранной одежде, иногда с бубенчиками;

пестрый шут, полосатый гаер, ломака, потешный.

Порода ищейных собак, на которых белая рубашка, в черных или белых жеребейках.

Разноглазка, животное, особ. лошадь, с разноцветными глазами.

Была когда-то пестрая модная ткань арлекин.

Молочный или благородный опал, жиразаль, ценный камень, играющий всеми цветами.

Нарядилась, как арлекинка, пестро. Арлекиновы проказы, приняв его за известное лицо комедии; арлекинские, шутовские, гаерские дурачества. Арлекинство ср. состояние арлекина, шутовство, гаерство. Арлекинада ж. шутовское представление в лицах, где пестрый шут главный лицедей. Арлекинствовать, арлекинничать, арлекинить, быть шутом, гаером, ломакою, пошлым потешником.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

арлекин

арлекина, м. (ит. arlecchino).

    Комический персонаж итальянской народной комедии с характерным костюмом из разноцветных лоскутьев (театр.).

    Паяц, шут (книжн.). Таков и был сей властелин (Александр I), к противочувствиям привычен, в лице и жизни арлекин. Пушкин.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

арлекин

А, м. Традиционный персонаж итальянской "комедии масок"; паяц, шут.

прил. арлекинский, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

арлекин

    1. Традиционный персонаж итальянской "комедии масок" (слуга-хитрец, обычно в костюме из разноцветных лоскутов и в черной полумаске).

      перен. Шут, паяц.

  1. м. устар. Гончая собака с пестрой шерстью.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

арлекин

АРЛЕКИН (итал. Arlecchino) традиционный персонаж комедии дель арте - слуга, участвующий в развитии интриги; позднее во французском народном театре 18 - нач. 19 вв. счастливый соперник Пьеро.

Википедия

Арлекин

и бесы рядом с Вергилием и Данте, Джованни ди Паоло, XV в. В XIII в. его упоминает в «Игре о беседке» Адам де ла Аль, а в XIV в. - Данте в « Божественной комедии », где Аликино - один из бесов. Это имя берёт себе в качестве псевдонима актёр Тристано Мартинелли, в начале XVII в. игравший при дворе второй жены Генриха IV , Марии Медичи. Этого персонажа также называли Труффальдино, Пасквино, Меццетино, Табарино. В XX в. самым известным исполнителем роли Арлекина стал Ферруччо Солери.

Близкие к Арлекину персонажи существовали в традиции народных театров и других стран, например, немецкий Гансвурст. Арлекин - один из немногих персонажей комедии дель арте, ставших постоянными героями драматургических пьес, в том числе, у таких авторов, как Карло Гольдони и Пьера Карле де Мариво, а в русском театре, у Александра Блока, и прочно вошедших в современную поп-культуру.

Арлекин (театр, Омск)

Омский государственный театр куклы, актёра, маски «Арлекин» - один из старейших детских театров России, ведущий свою историю с апреля 1936 года. В репертуаре театра многочисленные постановки для зрителей разного возраста, начиная с двух лет. Спектакли театра отмечены различными призами на российских и международных фестивалях, в том числе престижной премией « Золотая маска ».

В театре есть зимний сад, фонтан, музей кукол с экспонатами из разных регионов России. По убеждению проектировщиков, это лучший по техническому оснащению детский театр России на 2005 год. С 2012 года проводится международный фестиваль «В гостях у „Арлекина“», в котором участвуют коллективы из разных стран, включая Канаду, Китай, Индию и Японию. Этот фестиваль входит в десятку крупнейших кукольных фестивалей мира.

Арлекин (значения)

Арлеки́н - многозначный термин:

  • Арлекин - персонаж итальянской комедии дель арте, второй дзанни; одна из самых популярных масок итальянского площадного театра.
  • Арлекин - персонаж сказки А. Н. Толстого « Золотой ключик, или Приключения Буратино », театральная кукла.
  • Арлекин - верхняя часть переднего сценического занавеса, скрывающего конструкцию сцены.
  • Арлекин - ткань с геометрическим рисунком из ромбов разного цвета.
  • « Арлекин » - еженедельник издававшийся в Санкт-Петербурге в 1869 году П. И. Крашенинниковым; редакторы Иванов, затем Л. Павлищев.

Арлекин – персонаж, известный многим детям и взрослым. Впервые публика узнала о нем из произведения Толстого «Приключения Буратино». Появление героя относят к раннему времени. В Венеции около 5 столетий назад появился персонаж Кола Флауттино, позднее получивший имя Буратино и лишь затем ставший Арлекином. Считается, что имя Арлекин было дано персонажу в честь беса Эллекина, известного по этрусским легендам. В то же время в Италии появился брат персонажа – Пульчинелла.

Они оба относились к комедии масок и встречались со зрителями в первом профессиональном театре Европы. С помощью масок актеры выражали жизнерадостные нравы местных жителей, а также отрицательные эмоции. В 16 веке страна попала под влияние Испании, была разорена. В городах появилось множество деревенских беженцев, купечество переродилось в рантье. Возрождение постепенно оставалось в прошлом, но в душах людей все еще жило архаичное понимание целостности мира и человека.

Родившаяся в Италии комедия с участием Пульчинеллы быстро завоевала всю страну, а затем покорила и Европу, в каждой из стран которой герой получил собственное имя. Считается, что Арлекин был слугой и деревенским простаком. На его долю выпало много неприятных событий, но и характером он обладал своеобразным. У Арлекина была черная полумаска с длинным носом, широкополая шляпа, холщовые рубаха и штаны. Герой всегда носил за поясом деревянный меч.

В конце 16 столетия он стал шутом: в одежде появились шапочка с заячьим хвостиком, бубенчики. Позднее костюм персонажа становился все более обтягивающим, тем самым артисты стремились подчеркнуть его увертливость. Позднее одежду шили из разноцветных треугольников. Популярность нового персонажа превзошла даже интерес к Пульчинелле. Деревенское происхождение Арлекина стало заметно меньше, его шутки были более колкими и ядовитыми. Вскоре появился персонаж Пьеро, Арлекин стал его вечным спутником и полной противоположностью.

В представлениях с персонажами были песни, танцы, буффонады, пантомимы и шуточные драки. Во время модерна Пьеро и Арлекин стали фигурами декаданса. Образам героев приписывали игры со смертью и вселенскую печаль. Внешность персонажей стала более изысканной. Знаменитый венецианский фестиваль в настоящее время обязательно включает сценки в комедийном стиле дель арте. Среди шествующих всегда выглядывает вездесущий Арлекин. На протяжении долгого времени персонаж был комедийным, но при наступлении политкорректных времен он превратился в символ театра и Венеции.


  • Испанский театр кукол почти такой же, как и Итальянский. Это многочисленные спектакли возле храмов, площади и рынка. Здесь, самым главным кукольным...


  • Основным элементом театрального искусства является игра, а ее формой – театрализованные игры. Такие игры устраиваются по заранее спланированному...


  • В Германию кукольный театр пришел теми же путями, что и в другие страны Европы. Как и везде, начиналось все с древних обрядов, в которых особое место...


  • Ребёнок рождается с определённым творческим потенциалом и нужно стараться развивать его творческие способности. В детском коллективе очень важно...


  • История возникновения кукольного театра уходит своими корнями в глубокую древность, опережая своим возникновением другие жанры такого вида искусства, ...