Презентация "Сюжетные линии в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита". Сочинение Булгаков М.А


С той самой ночи Маргарита долго не видела того, ради которого хотела уйти от мужа, бросив все; того, ради которого не боялась погубить собственную жизнь. Но ни в ней, ни в нем не исчезало то огромное чувство, возникшее при первой случайной встрече. Мастер, находясь в клинике для душевнобольных, не хотел сообщить Маргарите о себе, боясь причинить ей боль, разрушить ее жизнь. Она же отчаянно пыталась его разыскать. Их жизнь была разрушена все тем же противоестественным порядком, который не только не давал развиваться искусству, но и не давал спокойно жить людям, грубо проникая даже туда, где нет места политике. Булгаков не случайно выбрал для романа подобный сюжет.

Он сам немало испытал в жизни. Ему были знакомы бездарные оскорбительные отзывы критиков в газетах, где его имя склоняли незаслуженно, сам не мог найти работу, реализовать свои возможности.

Но Булгаков не закончил свой роман разлукой Мастера и Маргариты. Во второй его части любовь находит выход из грязи окружающей действительности. Но выход этот был фантастическим, так как реальный вряд ли был возможен. Без сожаления и без страха Маргарита соглашается быть королевой на балу у сатаны. На этот шаг она пошла лишь ради Мастера, о котором никогда не переставала думать и о судьбе которого могла узнать, только выполнив условия Воланда. Будучи ведьмой, Маргарита отомстила критику Латунскому, немало сделавшему для того, чтобы погубить Мастера. И не только Латунский получил по заслугам в ходе развития сюжета романа. За свою услугу Маргарита получила то, о чем так долго мечтала. Главные герои были вместе. Но вряд ли они смогли бы спокойно жить в атмосфере тогдашней действительности. Очевидно поэтому, по фантастическому замыслу писателя, они покидают этот мир, обретая покой в другом.

Мастер не смог одержать победу. Сделав его победителем, Булгаков нарушил бы законы художественной правды, изменив своему чувству реализма. Но от финальных страниц книги не веет пессимизмом. Не забудем те взгляды, которые были угодны правительству. Кроме того, среди критиков и писателей у Мастера появились завистники, всеми способами стремящиеся не допустить признания нового автора. Эти люди, которым важнее всего было получать материальную выгоду из своего положения в обществе, не стремились и не могли создать что-либо, стоящее на том высоком художественном уровне, которого достиг Мастер в своем романе. Их статьи выходили одна за другой, с каждым разом становясь все оскорбительнее. Писатель, потерявший надежду и цель своей дельнейшей литературной деятельности, стал чувствовать постепенно все большую и большую подавленность, что повлияло на его психическое состояние. Доведенный до отчаяния, Мастер уничтожил свое произведение, которое было главным трудом его жизни. Все это глубоко потрясло Маргариту, которая восхищалась работой Мастера и верила в его огромный талант.

Та обстановка, которая выбила Мастера из нормального состояния, была заметна везде, в различных сферах жизни. Достаточно вспомнить буфетчика «с рыбой второй свежести» и золотыми десятками в тайниках; Никанора Ивановича, председателя жилищного товарищества, поселившего за большие деньги нечистую силу в доме на Садовой улице; конферансье Бенгальского, ограниченного, недалекого и напыщенного; Аркадия Аполлоновича, председателя акустической комиссии московских театров, частенько тайком от супруги проводившего время с хорошенькой актрисой; нравы, существующие среди населения города. Нравы эти ярко проявились на представлении, устроенном Воландом, когда жители жадно хватали летящие из-под купола деньги, а женщины спустились на сцену за модными тряпками, которые можно было получить бесплатно из рук заграничных фокусников. Очень близко столкнулся Мастер с этими нравами, когда у него появился друг — Алоизий Могарыч. Этот человек, которому Мастер доверял и умом которого он восхищался, написал на Мастера донос, чтобы переселиться в его квартиру. Этого доноса было достаточно, чтобы поломать человеку жизнь. Ночью к Мастеру пришли какие-то люди и увели его. Такие случаи в то время были не редкостью.

Михаил Афанасьевич Булгаков неоднократно обращался к теме — художник и общество, которая свое наиболее глубокое воплощение нашла в главной книге писателя. Роман «Мастер и Маргарита», над которым автор работал в течение двенадцати лет, остался в его архиве и был впервые опубликован в 1966—1967 годах в журнале «Москва».

В этой книге царят счастливая свобода творчества и одновременно строгость композиционного, архитектурного замысла. Там правит великий бал Сатана, и вдохновенный Мастер, современник Булгакова, пишет свой бессмертный роман. Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь Христа, а рядом суетятся, подличают, приспосабливаются, предатель ствуют вполне земные граждане, населяющие Садовые и Бронные улицы 20—30-х годов нашего века. Смех и печаль, радость и боль перемешаны там воедино, как в жизни, но в той высокой степени концентрации, которая доступна лишь сказке, поэме. «Мастер и Маргарита» и есть лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда преодоление бесчеловечности, всегда порыв к свету и добру.

Главные герои романа — Мастер и Маргарита — живут в атмосфере какой-то пустоты и серости, из которой оба ищут выход. Этим выходом для Мастера стало творчество, а затем для них обоих им стала любовь. Это огромное чувство наполнило их жизнь новым смыслом, создало вокруг Мастера и Маргариты только их маленький мир, в котором они нашли покой и счастье. Однако счастье их было недолгим. Оно длилось лишь до тех пор, пока Мастер писал свой роман в маленьком подвале, куда к нему приходила Маргарита. Первая попытка Мастера опубликовать оконченный роман принесла ему большое разочарование. Еще большее разочарование ждало его после того, как какой-то редактор напечатал большой отрывок произведения. Роман о Понтии Пилате, обладающий нравственной и художественной ценностью, был обречен на осуждение. Он не мог вписаться в ту среду литературы, где превыше всего стоял не талант писателя, а его политические взгляды; на земле у Мастера остался ученик, прозревший Иван Понырев, бывший Бездомный; на земле у Мастера остался роман, которому суждена долгая жизнь. Роман Булгакова рождает чувство торжества справедливости и веру в то, что всегда будут люди, стоящие выше низости, пошлости и безнрав ственности, люди, несущие добро и истину в наш мир. Такие люди превыше всего ставят любовь, обладающую огромной и прекрасной силой.

Булгаков написал гениальный роман «Мастер и Маргарита». Этот роман несколько раз редактировался. Роман разделен не две части: библейская история и любовь Мастера и Маргариты. Приоритет простых человеческих чувств над любыми социальными отношениями Булгаков утверждает самим романом. Михаил Афанасьевич проигрывает в этом произведении некоторые главные мотивы всего творчества.

Главные герои романа Мастер и Маргарита — люди женатые, но их семейная жизнь была не очень счастливой. Может быть, поэтому герои ищут то, чего им так не хватает. Маргарита в романе стала прекрасным, обобщенным и поэтическим образом Женщины, которая Любит. Без этого образа роман утратил бы свою привлекательность. Этот образ встает над пластом сатирической повседневности романа, воплощением живой горячей любви. Фантастический образ женщины, так вдохновенно оборачивающейся ведьмой, с яростью ее расправы над врагом Мастера Латунским, с ее нежной готовностью к материнству. Женщины, которой ничего не стоит сказать черту: «Милый, милый Азазелло!», потому что он заронил в ее сердце надежду, что она увидит своего возлюбленного.

В романе яркостью своей натуральной любви она противопоставлена Мастеру. Яростную любовь она сама сравнивает с яростной преданностью Матвея. Любовь Маргариты, как жизнь, всеобъемлюща и, как жизнь, жива. Маргарита противопоставлена воину и полководцу Пилату своим бесстрашием. И беззащитной и могущественной своей человечностью — всесильному Воланду.

Мастер во многом похож на гетевского Фауста и самого автора. Он сначала был историком, а потом внезапно почувствовал свое писательское призвание. Мастер равнодушен к радостям семейной жизни, он даже не помнит имени своей жены, не стремится иметь детей. Когда Мастер был еще женат, то все свободное время проводил в музее, где он работал. Он был одинок, и это ему нравилось, но, встретив Маргариту, он понял, что нашел родственную душу. В судьбе Мастера была капитальная ошибка, над которой стоит задуматься. Он лишен света, истинного знания, Мастер лишь догадывается. Ошибка эта в отказе от выполнения трудной писательской задачи, от каждодневной борьбы за свет знания, за истину и любовь, за свой роман и рассказ о мужестве Маргариты, спасшей отчаявшегося, замаявшегося Мастера. В реальной жизни Мастер — человек редкого таланта, девственной честности и душевной чистоты. Любовь Мастера к Маргарите — во многом неземная, вечная любовь. Она никак не направлена на создание семьи. Вообще следует отметить, что в романе никто из героев не связан другими родственными и семейными узами. Можно-сказать, образ Мастера — символ страданий, человечности, искателя истины в пошлом мире. Мастер хотел написать роман о Понтии Пилате, но это произведение не приняли критики. Он продал душу Воланду, чтобы написать свой роман. Душевные страдания сломили Мастера, и свое произведение он так и не увидел. Вновь обрести роман и соединиться со своей возлюбленной Мастер может только в предоставленном Волан-дом последнем приюте.

Почему же между этими героями вспыхнула любовь? Должно быть, в глазах Мастера, как и в глазах Маргариты, горел какой-то непонятный огонечек, иначе никак не объяснить любовь, которая «выскочила» перед ними и поразила сразу обоих. Можно было ожидать, что уж коль вспыхнула такая любовь, быть ей страстной, бурной, выжигающей оба сердца дотла. Не погасили ее ни безрадостные черные дни, когда роман Мастера был разгромлен критиками и жизнь влюбленных остановилась, ни тяжелая болезнь Мастера, ни его внезапное исчезновение на многие месяцы. У этой любви оказался мирный домашний характер. Маргарита не могла расстаться с Мастером ни на минуту, даже когда его не было и, приходилось думать, уже не будет никогда. Она могла только мысленно умолять его, чтобы он выпустил ее на свободу. По-настоящему ведьма просыпается в Маргарите с появлением надежды вновь увидеть Мастера или хотя бы что-нибудь услышать о нем, пусть даже какой-то невероятной ценой: «Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!» — думает она. Окончательно порвав с мужем, с которым связывало ее только чувство благодарности за все сделанное для нее добро, накануне встречи с Мастером она впервые испытывает чувство полной свободы. История Мастера и Маргариты — самая главная в романе. Рождаясь, она, словно прозрачный ручей, пересекает все пространство романа от края до края, прорываясь сквозь завалы и пропасти на ее пути и уходя в потусторон ний мир, в вечность. Маргарита и Мастер стали жертвами искушения, поэтому они не заслужили света. Иешуа и Воланд наградили их вечным покоем. Они хотели быть свободными и счастливыми, но в мире, где все поглотило зло, это было невозможно. В мире, где роль и действие человека определяются его общественным положением, все-таки существуют добро, любовь, творчество, но им приходится скрываться в мир потусторонний, искать защиты у самого дьявола— Воланда. М.А. Булгаков описал героев, полных жизни, радости, способных ради любви на крайний шаг. Они по силе своей любви стали в ряд бессмертных героев — Ромео и Джульетты и других. Роман еще раз доказывает, что любовь победит смерть, что именно настоящая любовь толкает людей на разные подвиги, пусть даже бессмысленные. Автор проникнул в мир человеческих чувств и показал, если так можно сказать, идеалы настоящих людей. Человек сам волен выбирать между добром и злом, а память человека играет важную роль: она не позволяет черным силам завладеть человеком. Трагедия Мастера и Маргариты в непонимании окружающим миром. Они своей любовью бросили вызов всему миру и небесам.


В романе параллельно существуют две сюжетные линии: первая - рассказ о том, как Москву 1930-х годов посетил сатана со своей свитой, и вторая - история Иешуа Га-Ноцри (так в романе зовут Иисуса Христа) и Понтия Пилата, против своей воли пославшего ни в чем не повинного проповедника и целителя на смерть.

Первую сюжетную линию мы можем с полным правом назвать плодом великого таланта и великолепной фантазии писателя. Что касается второй, то есть истории Иисуса Христа и Понтия Пилата, то она уже на протяжении двух тысяч лет волнует умы человечества. Проследим за тем, как Булгакову удалось воплотить на страницах своего романа этот вечный сюжет.

Иисус из Назарета выведен в романе под именем Иешуа Га-Ноцри. Иногда и теперь еще можно услышать упрек в адрес Булгакова за то, что этот персонаж не назван Иисусом. Думается, этот упрек несправедлив, так как имя «Иисус» является греческой транскрипцией древнееврейского имени «Иешуа». Так что в данном случае автор романа в полной мере следует исторической правде.

Иешуа Га-Ноцри представлен в образе молодого человека, бродячего проповедника, который по доносу Иуды был арестован и приговорен Синедрионом (верховным судом духовной власти) к смертной казни.

Но приговор этот должен быть утвержден римским прокуратором, которым в то время являлся Понтий Пилат.

Именно в сцене допроса римским прокуратором появляется впервые на страницах романа Иешуа Га-Ноцри. Отвечая на вопросы Пилата, Иешуа называет его «добрым человеком», что раздражает римского наместника, которого мучают ужасные головные боли. После удара кнутом арестованный начинает называть прокуратора «игемоном», хотя слова «добрый человек» продолжают вертеться у него на языке. Даже наказание не заставляет Иешуа изменить свое мнение о том, что все люди на земле - «добрые люди»: и предавший его Иуда, и только что истязавший его центурион Марк Крысобой.

Допрос продолжается, и мы узнаем о том, что, проповедуя, Иешуа путешествовал из города в город. На вопрос прокуратора, призывал ли арестованный разрушить храм города Ершалаима (так в романе назван Иерусалим), тот отвечает, что никого не подговаривал на эти бессмысленные действия.

Га-Ноцри также с тревогой говорит о том, что люди, которые его слушали, ничему не научились и все перепутали. За ним все время ходит один человек, бывший сборщик податей Левий Матвей, который постоянно пишет. Но однажды Иешуа заглянул в тот пергамент и ужаснулся - ничего из того, что там записано, он не говорил!

У Пилата так ужасно болит голова, что каждое слово арестованного безмерно его раздражает. И когда Иешуа заговаривает об истине, Пилат пытается прервать его... Но вдруг он слышит из уст Га-Ноцри истину, которая мучает его с утра: головная боль его так сильна, что прокуратор даже помышляет о самоубийстве. И через несколько мгновений боль утихает. Пилат потрясен: этот неприметный бродячий философ оказался еще и великим врачом! Но Иешуа утверждает, что он не врач. Кроме того, он с неслыханной для подобной ситуации дерзостью говорит об одиночестве Пилата и том, что тот кажется ему разумным человеком. Эти простые слова арестованного совершают переворот в душе жестокого прокуратора. Он понимает, что Иешуа, кем бы он ни был - пророком или великим целителем - должен быть спасен.

Но вот на стол ложится еще один донос, на этот раз от Иуды из Кириафа. В доносе содержатся сведения о том, что Иешуа Га-Ноцри позволял себе высказывания о том, что любая власть является насилием над людьми и что когда-нибудь не будет ни власти кесаря, ни какой-либо иной власти. А это уже государственное преступление!

Иешуа кротко просит Пилата отпустить его, так как он чувствует, что его хотят убить. В голосе арестованного впервые звучит тревога. Но Пилат оказывается рабом обстоятельств. Он не может рисковать карьерой из-за неразумных слов бродячего проповедника. Восславив так, чтобы все слышали, имя императора Тиберия, прокуратор утверждает смертный приговор.

Итак, каким перед нами предстает на страницах романа Иешуа Га-Ноцри? Безусловно, вопреки евангельской версии, его нельзя назвать здесь «богочеловеком». Он человек из плоти и крови, слабый физически, однако необычайно сильный духовно. А его талант великого целителя почувствовал на себе и прокуратор Иудеи.

Но Иешуа также нельзя назвать и «обычным» человеком. Он человек, но человек великий. И великим он стал благодаря своему безграничному милосердию. Иешуа прощает доносчика Иуду, прощает палачей, прощает и Понтия Пилата, без участия которого смертный приговор не мог быть приведен в исполнение. Лишь перед смертью он обмолвился о том, что трусость является одним из самых больших пороков. И слова эти стали известны прокуратору.

Сам же Пилат не может простить себе своего поступка до конца жизни и даже после смерти - в загробной жизни. Его образ является в романе одним из наиболее глубоких, сложных и противоречивых. Человек, несомненно, смелый и мужественный, к тому же наделенный огромной властью, Понтий Пилат, тем не менее, допускает слабость и даже проявляет трусость, осуждая на смерть человека, в невиновности которого он ни минуты не сомневается.

Но он же - первый из немногих, кто проявляет сочувствие к осужденному Иешуа Га-Ноцри. Более того, согласно версии Булгакова, именно Пилат отдает приказ умертвить на кресте Иешуа, чтобы его мучения не продлились слишком долго. Главного изменить уже нельзя, но прокуратор стремится изменить хотя бы второстепенные обстоятельства.

Именно Пилат приказывает также убить доносчика Иуду и вернуть омытые кровью «проклятые деньги» первосвященнику. В этих действиях прокуратора угадывается желание хоть как-то загладить свою вину, чтобы унять угрызения совести, которые терзают его еще более жестоко, чем даже вылеченная накануне Иешуа непереносимая головная боль.

Пилат пожертвовал жизнью Га-Ноцри ради того, чтобы не погубить свою собственную карьеру. В этом случае он поступил, как «дальновидный политик». Однако Пилат-человек не может простить Пилата-политика, и этот внутренний конфликт является глубоко трагичным.

Во сне, увиденном прокуратором в ту роковую ночь, и в великом множестве снов, которые ему еще предстоит увидеть как на этом, так и на том свете, Пилату больше всего хотелось бы, чтобы эта постыдная казнь не состоялась. Прокуратор видит перед собой лицо Иешуа, который идет рядом с ним по лунной дороге, и спрашивает его: «Скажи, ведь казни не было?!» - «Конечно, не было», - отвечает Га-Ноцри и почему-то прячет улыбку.

Именно влияние Иешуа позволило могущественному прокуратору отбросить прочь сословные предрассудки и беседовать на равных с учеником Иешуа, бывшим сборщиком налогов Левием Матвеем (под этим именем выведен в романе один из апостолов, евангелист Матфей).

Левий Матвей не боится всесильного римского наместника. Напротив, именно Пилат робеет в разговоре с ним. После того, что Левий Матвей пережил на Лысой Горе во время казни Иешуа и после нее, ему уже нечего бояться в этой жизни.

Левий - единственный ученик Га-Ноцри, описанный в романе. До того, как отправиться странствовать с бродячим философом, он был сборщиком налогов - представителем наиболее презираемой в то время профессии. Речи Иешуа произвели на него такое глубокое впечатление, что он бросил собранные деньги на дорогу, - случай, в реальность которого не мог поверить во время допроса Га-Ноцри Понтий Пилат.

Следуя за своим учителем, Левий Матвей начал писать первое в мире Евангелие. Но, как мы уже знаем, сам Иешуа был чрезвычайно недоволен и даже испуган тем, что прочитал в записях своего ученика. И дело, по-видимому, не в том, что Левий сознательно искажал смысл слов учителя. Слова-то он, скорее всего, старался передать верно, но сокровенный смысл речей Иешуа от него ускользал. Это, кстати, понял и Понтий Пилат, который упрекнул Левия за то, что тот излишне жесток по отношению к нему: «Ты не усвоил ничего из того, чему он тебя учил».

Левий Матвей - второй персонаж романа, который хочет спасти Иешуа Га-Ноцри. Для этой цели он крадет в хлебной лавке острый нож и со всех ног спешит к Лысой Горе, чтобы успеть до начала казни и ценой собственной жизни вырвать из рук палачей своего учителя. Но он опоздал: казнь уже началась.

Потрясенный Левий Матвей вплоть до смерти Иешуа пребывает под палящим солнцем неподалеку от места казни. Он молит Бога лишь об одном: «Пошли ему смерть!» Но Бог глух к его молитвам, и тогда Левий проклинает самого Бога.

Затем, когда, согласно тайному распоряжению Пилата, приговоренные умерщвлены копьем палача и стража покидает Лысую Гору, почти обезумевший от отчаянья Левий Матвей снимает с креста тело Иешуа, для того чтобы самому похоронить его, согласно обычаю.

Во время разговора с Понтием Пилатом Левий Матвей не скрывает своего намерения убить Иуду. Однако сам прокуратор Иудеи уже опередил его в этом.

Позже мы еще раз встречаемся на страницах романа с Левием Матвеем. Он появляется в качестве посланца Иешуа на Воробьевых горах и просит Воланда, чтобы тот взял с собой Мастера и Маргариту, даровав им покой. Левий Матвей все такой же - мрачный и сердитый, на лице его, кажется, никогда не появляется улыбка. И князь тьмы не скрывает своего презрительного отношения к этому посланцу сил Света. В отличие от своего учителя, Левий Матвей так и не научился улыбаться.

Иуда из Кириафа (в канонических текстах - Иуда Искариот) является в романе непосредственным виновником гибели Иешуа Га-Ноцри. Именно его донос склонил «весы правосудия» в сторону казни. Изобразив интерес к учению Иешуа, он позвал его к себе в гости, где и спровоцировал философа на разговор о несовершенстве всякой власти.

Интересно, что Понтий Пилат, никогда не видевший Иуды, поначалу представляет себе его в облике жадного старика, вроде пушкинского скупого рыцаря или гоголевского Плюшкина. По-видимому, в голове прокуратора, который многое повидал на своем веку, не укладывается, как молодой и внешне привлекательный человек мог решиться на гнусное предательство исключительно ради денег.

Начальник тайной службы Афраний убеждает прокуратора в обратном: Иуда молод, но у него действительно есть одна страсть - страсть к деньгам. Впрочем, Афраний умолчал о другой тайной страсти Иуды - он влюблен в красавицу Низу. Первая страсть привела этого человека к преступлению, а вторая - к гибели. Именно с помощью Низы Афраний выманивает Иуду из города, а затем вместе с помощниками убивает его.

Итак, в романе Булгакова Иуда вовсе не является учеником Иешуа. Но становится ли от этого его преступление менее отвратительным? Думается, что нет.

Во времена, когда писался роман «Мастер и Маргарита», то есть в 1930-е годы, практика доносительства, к сожалению, стала составной частью жизни страны. Писались доносы на соседей, на коллег по работе, на руководителей, на случайных знакомых... Одного такого доноса бывало достаточно, чтобы отправить жертву в «места не столь отдаленные», а часто и обречь на смерть. Да и сам Булгаков знал, что такое стать жертвой доноса, отнюдь не понаслышке. Сам он от современных ему иуд натерпелся немало.

Поэтому не случайно появление в «московских» главах романа таких персонажей, как Алоизий Могарыч, по доносу которого был арестован Мастер; барон Майгель, который, служа осведомителем, имел неосторожность начать слежку за самим Воландом.

Эти действующие лица, несомненно, являются наследниками и продолжателями недоброй традиции Иуды из Кириафа. Да и такие эпизодические персонажи, как Аннушка или сосед Никанора Босого Тимофей Квасцов, также вызывают в памяти образ Иуды.

Несомненно, следует также отметить и место, в котором разворачивается действие «библейских» глав романа. Город Ершалаим, прообразом которого, конечно же, явился Иерусалим начала нашей эры, загадочен, мрачен и зловещ. Людская толпа ликует по поводу праздника Пасхи, но никто, кроме двоих людей (Левия Матвея и Понтия Пилата), не сопереживает судьбе Иешуа Га-Ноцри, невинно казнимого вместе с преступниками. Жители Ершалаима еще слепы.

Образ Ершалаима сопоставим с образом Москвы тридцатых годов. И тот и другой город - мегаполис своей эпохи, «людское море». Не случайно Воланд устраивает представление, чтобы посмотреть на москвичей «в массе», как, по-видимому, смотрел когда-то на жителей Ершалаима.

Да, все так же мелькают в толпе лица палачей, шпиков, прокураторов, не знающих жалости и угрызений совести. Но в то же время московская публика все-таки просит пощадить надоедливого конферансье Бенгальского, которому только что (кстати, по приговору той же публики) Бегемот с Коровьевым оторвали голову. «Люди как люди, -признает Воланд, и милосердие иногда стучится в их сердца...» А если так, то луч надежды все-таки не погас.

Безусловно, текст романа Булгакова весьма сильно отличается от канонического евангельского повествования. Образам Иисуса, Матфея, Пилата, Иуды приданы многие новые черты. Но, думается, великая идея христианства от этого не пострадала, а даже обогатилась, ибо великий художник имеет право на свою трактовку вечного сюжета.

В романе «Мастер и Маргарита» тесно сплелись темы истории и религии, творчества и ежедневности. Но важнейшее место в романе занимает история любви мастера и Маргариты. Эта сюжетная линия добавляет произведению нежности и пронзительности. Без темы любви образ мастера не возможно было бы раскрыть полностью. Необычный жанр произведения – роман в романе – позволяет автору одновременно, и разграничить, и объединить библейскую и лирическую линии, развивать их полноценно в двух параллельных мирах.

Роковая встреча

Любовь между мастером и Маргаритой вспыхнула, как только они увидели друг друга. «Любовь выскочила между нами, как из-под земли выскакивает убийца… и поразила нас сразу обоих!» – так рассказывает Ивану Бездомному мастер в больнице, куда он попадает после неприятия критиками его романа. Он сравнивает нахлынувшие чувства с молнией или острым ножом: «Так поражает молния! Так поражает финский нож!».

Мастер впервые увидел будущую возлюбленную на пустынной улице. Она привлекла его внимание, потому что «несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы».

Этим мимозы стали, будто сигналом мастеру, что перед ним его муза, с одиночеством и огнем в глазах.

И мастер, и несчастливая жена богатого, но нелюбимого мужа, Маргарита, были совершенно одинокими в этом мире до своей странной встречи. Как оказывается, писатель ранее был женат, но он не помнит даже имени своей бывшей жены, о которой не хранит в душе, ни воспоминаний, ни тепла. А о Маргарите он помнит все, тональность голоса, то, как она говорила, когда приходила, и что делала в его подвальной комнатушке.

После их первой встречи Маргарита начала приходить каждый день к своему возлюбленному. Она помогала ему в работе над романом, и сама жила этим трудом. Впервые в жизни ее внутренний огонь и вдохновение нашли свою цель и применение, так же и мастера впервые слушали и понимали, ведь говори они с первой встречи так, «как будто расстались вчера».

Завершение романа мастера стало для них испытанием. Но уже рожденной любви суждено было пройти и его, и множество других испытаний, чтобы показать читателю, что настоящее родство душ существует.

Мастер и Маргарита

Настоящая любовь мастера и Маргариты в романе – это воплощение образа любви в понимании Булгакова. Маргарита – не просто любимая и любящая женщина, она муза, она вдохновение автора и его же боль, материализованная в образе Маргариты-ведьмы, что в праведном гневе крушит квартиру несправедливого критика.

Героиня любит мастера всем своим сердцем, и будто вдыхает жизнь в его маленькую квартирку. Свою внутреннюю силу и энергию она отдает роману своего возлюбленного: «она нараспев и громко повторяла отдельные фразы… и говорила, что в этом романе ее жизнь».

Отказ издать роман, а позже разгромная критика неизвестно как попавшего в печать отрывка одинаково больно ранит, как мастера, так и Маргариту. Но, если писатель сломлен этим ударом, то Маргаритой овладевает безумная ярость, она даже грозится «отравить Латунского». Но любовь этих одиноких душ продолжает жить своей жизнью.

Испытание любви

В романе «Мастер и Маргарита» любовь сильнее смерти, сильнее разочарования мастера и гнева Маргариты, сильнее уловок Воланда и осуждения окружающих.

Этой любви суждено пройти пламя творчества и холодный лед критиков, она настолько сильна, что не может обрести покой даже на небесах.

Герои очень разные, мастер – спокоен, задумчив, у него мягкий характер и слабое, ранимое сердце. Маргарита же сильная и резкая, не раз описывая ее, Булгаков использует слово «пламя». Огонь горит в ее глазах и храбром, сильном сердце. Этим огнем она делится с мастером, это пламя она вдыхает в роман и даже желтые цветы в ее руках напоминают огоньки на фоне черного пальто и слякотной весны. Мастер воплощает в себе раздумье, мысль, Маргарита же – действие. Она на все готова ради любимого, и продать свою душу, и стать королевой дьявольского бала.

Сила чувств мастера и Маргариты не только в любви. Они настолько близки духовно, что просто не могут существовать раздельно. До своей встречи они не испытывали счастья, расставшись после – так и не научились бы жить отдельно друг от друга. Поэтому, наверное, Булгаков и принимает решение оборвать жизнь своих героев, взамен дав им вечный покой и уединение.

Выводы

На фоне библейской истории о Понтие Пилате история любви мастера и Маргариты кажется еще лиричнее и пронзительнее. Это любовь, за которую Маргарита готова отдать свою душу, так как она пуста без любимого человека. Будучи безумно одинокими до своей встречи, герои обретают понимание, поддержку, искренность и тепло. Это чувство сильнее всех препятствий и горечи, что выпадает на судьбу главных героев романа. И именно оно помогает им обрести вечную свободу и вечный покой.

Описание любовных переживаний и истории отношений главных героев романа могут быть использованы учениками 11 классов во время написания сочинения на тему «Любовь Мастера и Маргариты»

Тест по произведению

Произведение М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - роман сложный, многослойный. Роман очень необычен как по своему содержанию, так и по своей композиции. Это роман в романе: в нем множество линий, параллельно идущих друг с другом и затем переплетающихся под конец. Во-первых, ярко заявлена линия Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри. Это библейская линия. Ее главы практически отстоят отдельно и читаются как самостоятельный роман. В них повествуется о том, как прокуратор Понтий Пилат приговорил к распятию Иешуа Га-Ноцри. Заметьте: не Иисус Христос, а Иешуа Га-Ноцри, так как в романе он отличается от библейского представления Бога-человека. Здесь он достаточно простой человек, у которого разве что немного другое представление о людях, о человеческом предназначении. Он говорит, что «злых людей нет на свете». Для него все люди добрые. Из-за библейской линии роман иногда называют «Евангелием от Михаила», но я считаю, что с этим нужно обращаться крайне осторожно, так как М. А. Булгаков вряд ли ставил перед собой цель написать новое евангелие.

В начале второй главы писатель показывает нам Понтия Пилата возвышенным, могущественным, даже великим, но довольно быстро происходит снижение образа, я бы даже сказал, его «падение», приземление, вспомним, как противен прокуратору запах розового масла. Я считаю, что писатель делает это замечание для того, чтобы показать, что даже самые великие люди все равно остаются обычными людьми со своими слабостями. Из библейской части сюжета вытекает одна очень важная мысль (которую неоднократно высказывает Иешуа Га-Ноцри): самый большой грех - это трусость. От нее исходят все несчастья. В романе Понтий Пилат должен был подтвердить приговор в отношении другого высокопоставленного лица, и так как он побоялся за свое положение и за себя, он подписал приговор, хотя сомневался в виновности Иешуа. После этого тотчас начал упрекать себя в малодушии и не мог уснуть, уставившись на луну.

В романе существует еще линия Ивана Бездомного. Как показывает его псевдоним, Иван Николаевич Понырев - человек, не нашедший моральной стабильности в жизни. Он поэт и пишет стихи для художественного журнала, главным редактором которого является Берлиоз. Для Ивана Бездомного происшествие на Патриарших прудах (встреча и разговор с Воландом, смерть Берлиоза и погоня за Воландом, Коровьевым и Бегемотом) - огромное потрясение, из-за которого он попадает в психиатрическую больницу профессора Стравинского. Там, в заключении и безопасности, он переосмысливает свою жизнь, свои точки зрения, не без помощи Мастера, который к нему приходит ночью через общий балкон. В конце романа Иван «находит себя» и становится человеком, нашедшим моральную опору в жизни.

Линия Мастера и Маргариты в романе - это прежде всего любовная линия. Любовь Мастера и Маргариты Николаевны необыкновенно сильна. Маргарита покидает даже своего мужа, который ее любит, чтобы быть с Мастером. Она соглашается стать ведьмой и пойти на бал к Воланду в обмен на исполнение ее желания быть с Мастером. В конце романа они снова вместе - улетают с Воландом и его свитой. Но они не «заслужили света» из-за того, что оба согрешили: Маргарита ушла от мужа и продала свою душу дьяволу, а Мастер отказался продолжить свой роман об Иисусе и сжег его. Он отрекся от своей жизненной цели, струсил. Но зато Мастер и его возлюбленная заслужили вечный покой.

Линия Воланда и его свиты. Здесь встречаются самые разные приключения, самые забавные истории. Но здесь и заключаются важные мысли. Во время представления, организованного Воландом и его сопровождающими в театре Варьете, Воланд наблюдает за людьми и за их реакциями и приходит к заключению, что люди не изменились. Он говорит: «Ну что же. Они - люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… Ну что же… И милосердие иногда стучится в их сердца… Обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних…»

Мастер и Маргарита. Это первое, что приходит на ум, когда произносят имя Михаила Булгакова. Это связано с известностью произведения, где поднят вопрос о вечных ценностях, таких как добро и зло, жизнь и смерть и т. д.

«Мастер и Маргарита» является необычным романом, ведь тема любви в нем затронута лишь во второй части. Кажется, что писатель пытался подготовить читателя к правильному восприятию. История любви Мастера и Маргаритыявляется неким вызовом окружающей обыденности, протестом против пассивности, желанием сопротивляться разным обстоятельствам.

В отличие от темы Фауста, Михаил Булгаков заставляет именно Маргариту, а не Мастера, связаться с дьяволом и оказаться в мире черной магии. Именно Маргарита, такая жизнелюбивая и беспокойная, оказалась единственным персонажем, отважившимся на опасную сделку. Чтобы встретиться со своим любимым, она была готова рискнуть чем угодно. Так и началась любовная история Мастера и Маргариты.

Создание романа

Работа над романом была начата приблизительно в 1928 году. Изначально произведение называлось «Роман о дьяволе». На тот момент в романе даже не было имен Мастера и Маргариты.

Через 2 года Булгаков решается основательно вернуться к своему главному произведению. Изначально в роман входит Маргарита, а затем и Мастер. Спустя 5 лет появляется всем известное название «Мастер и Маргарита».

В 1937 году Михаил Булгаков переписывает роман заново. На это уходит около 6 месяцев. Написанные им шесть тетрадей и стали первым полным рукописным романом. Спустя несколько уже диктует свой роман на машинку. Огромные объемы работы были выполнены за неполный месяц. Такова история написания. «Мастер и Маргарита», великий роман, заканчивается весной 1939 года, когда автор исправляет абзац в последней главе и диктует новый эпилог, который сохранился до сегодняшних дней.

Позже у Булгакова появлялись новые идеи, но исправлений уже не было.

История Мастера и Маргариты. Кратко о знакомстве

Встреча двух влюбленных была довольно необычной. Идя по улице, Маргарита несла в руках букет довольно странных цветов. Но Мастера поразил не букет, не красота Маргариты, а именно бесконечное одиночество в ее глазах. В тот момент девушка спросила Мастера, нравятся ли ему ее цветы, но он ответил, что предпочитает розы, и Маргарита выбросила букет в канаву. Позже Мастер будет рассказывать Ивану, что любовь между ними вспыхнула внезапно, сравнивая ее с убийцей в переулке. Любовь и впрямь была неожиданной и не была рассчитана на счастливый конец - ведь женщина была замужем. Мастер в то время работал над книгой, которую никак не принимала редакция. А ему важно было найти человека, который смог бы понять его творчество, почувствовать его душу. Именно Маргарита и стала тем человеком, разделив с Мастером все его чувства.

Становится понятно, откуда грусть в глазах девушки, после того как она признается, что вышла в тот день с чтобы найти свою любовь, а иначе она бы отравилась, ведь жизнь, в которой нет любви - безрадостна и пуста. Но на этом история Мастера и Маргариты не заканчивается.

Зарождение чувства

После встречи с возлюбленным глаза Маргариты блестят, в них горит огонь страсти и любви. Мастер находится с ней рядом. Однажды, когда она шила любимому черную шапку, она вышила на ней желтую букву М. И с этого момента начала называть его Мастером, подгоняя его и предрекая ему славу. Перечитывая роман, она повторяла запавшие в душу фразы и сделала вывод, что в том романе ее жизнь. Но в нем была жизнь не только ее, но и Мастера.

Но напечатать свой роман Мастеру так и не удалось, на него обрушилась резкая критика. Страх заполонил его разум, развилось Наблюдая за горем любимого, Маргарита также изменилась в худшую сторону, побледнела, похудела и совсем не смеялась.

Однажды Мастер бросил рукопись в огонь, но Маргарита выхватила из печи то что осталось, как бы пытаясь сохранить их чувства. Но этого не произошло, Мастер исчез. Маргарита снова остается одна. Но история романа «Мастер и Маргарита» была Однажды появился в городе черный маг, девушке приснился Мастер, и она поняла, что они еще обязательно увидятся.

Появление Воланда

Впервые он появляется перед и Берлиозом, которые в разговоре отвергают божественность Христа. Воланд пытается доказать, что в мире существуют как Бог, так и Дьявол.

Задачей Воланда является извлечение гения Мастера и прекрасной Маргариты из Москвы. Он со своей свитой провоцирует в москвичах неблаговерные поступки и убеждает людей, что они останутся безнаказанными, но потом сам же их и наказывает.

Долгожданная встреча

В тот день, когда Маргарита увидела сон, она и встретила Азазелло. Именно он и намекнул ей, что встреча с Мастером возможна. Но перед ней был поставлен выбор: превратиться в ведьму либо никогда не увидеть любимого. Для любящей женщины этот выбор не показался сложным, она была на все готова, только чтобы увидеть любимого. И как только Воланд поинтересовался, чем он может помочь Маргарите, она моментально попросила о встрече с Мастером. В этот момент перед ней появился ее возлюбленный. Казалось бы, цель достигнута, история Мастера и Маргариты могла закончиться, но связь с Сатаной хорошим не заканчивается.

Смерть Мастера и Маргариты

Оказалось, что Мастер не в своем уме, поэтому долгожданное свидание не принесло радости Маргарите. И тогда она доказывает Воланду, что Мастер достоин, чтобы его вылечили, и просит об этом Сатану. Просьбу Маргариты Воланд выполняет, и они с Мастером снова возвращаются в свой подвал, где начинают мечтать о своем будущем.

После этого влюбленные пьют фалернское вино, принесенное Азазелло, не зная, что оно содержит яд. Они оба умирают и улетают с Воландом в иной мир. И хоть на этом заканчивается история любви Мастера и Маргариты, но сама любовь остается вечной!

Необычная любовь

История любви Мастера и Маргариты является достаточно необычной. В первую очередь потому, что помощником влюбленных выступает сам Воланд.

Дело в том, что, когда любовь посетила события начали складываться совсем не так, как хотелось бы. Оказывается, что весь окружающий мир за то, чтобы пара не была счастлива. И именно в этот момент появляется Воланд. Отношения влюбленных зависят от книги, написанной Мастером. В тот момент, когда он пытается спалить все написанное, он еще не догадывается, что рукописи не горят, в силу того что в них правда. Мастер возвращается после того, как Воланд отдает рукопись Маргарите.

Девушка полностью отдается великому чувству, а это и есть самая большая проблема любви. Мастер и Маргарита достигли высшего уровня духовности, но за это Маргарите пришлось отдать душу Дьяволу.

На данном примере Булгаков показал, что свою судьбу каждый человек должен делать сам и не просить у высших сил никакой помощи.

Произведение и его автор

Мастер считается автобиографическим героем. Возраст Мастера в романе составляет около 40 лет. В таком же возрасте и был Булгаков, когда писал данный роман.

Проживал автор в городе Москва по улице Большая Садовая в 10-м доме, в 50 квартире, которая и стала прообразом «нехорошей квартиры». Мюзик-холл в Москве послужил Театром Варьете, который располагался неподалеку «нехорошей квартиры».

Вторая жена писателя свидетельствовала, что прототипом кота Бегемота выступал их домашний питомец Флюшка. Единственное, что изменил автор в коте, так это цвет: Флюшка был серым котом, а Бегемот - черным.

Фраза «Рукописи не горят» была не раз употреблена любимым писателем Булгакова - Салтыковым-Щедриным.

История любви Мастера и Маргариты стала настоящим и останется объектом обсуждения еще на много веков.