Музыкальный образ в произведении франца шуберта. Музыкальная разработка: Песни Франца Шуберта


Создателем вокальной баллады считается Ф. Шуберт. На рубеже XXVIII – XIX вв. этот старинный жанр был, как бы открыт заново в творчестве писателей и композиторов-романтиков.

Баллада – так стали называть вокальную или инструментальную пьесу романтического характера. В музыкальной балладе повествовательный характер сочетается с картинностью изображения вымыслов о чудесном, «ужасном», драматичностью выражения чувств любви и ненависти, страдания и радости, мечтательной грусти и устремлённости порыва. В вокальной балладе повествование нередко строится на сопоставлении контрастных образов при непрерывном развитии музыки, тесно связанной с сюжетом поэтического текста.

В немецкой поэзии возрождением и новой жизнью баллада обязана Гёте, Шиллеру, Гейне. В музыке известностью пользовались баллады немецкого композитора конца XVIII века И. Р. Цумштега (1760 -1802). Шуберт ещё в конвикте увлекался его балладами. У самого же Шуберта, песен баллад не так много, и «Лесной царь» остаётся самым совершенным его созданием в этом новом жанре романтической музыки.

Ф. Шуберта зачаровывала поэзия Гёте. Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора. Свыше 70 песен написано на слова великого немецкого поэта. Балладу «Лесной царь» Шуберт сочинил, когда ему было всего 18 лет. Вот как описывает рождение этой песни один из его друзей: «Мы застали Шуберта в совершенно разгорячённом состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошёлся с книжкой несколько раз взад и вперёд по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге… В тот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом»

У каждого из героев баллады своя музыкальная характеристика. Напряжённость, ужас, мольба звучат в словах ребёнка, вкрадчивость слышится в речах лесного царя. Отец успокаивает своего сына.

Музыкальный язык понятен без перевода. И, несомненно, прослушав балладу «Лесной царь» - одно из самых знаменитых произведений Шуберта на стихи И. В. Гёте – на немецком языке, по звучанию самой музыки можно почувствовать, что это неторопливое повествование автора или взволнованный разговор нескольких действующих лиц.

Баллада исполняется, как правило, на языке оригинала - немецком, поэтому её смысл и содержание нуждаются в переводе.

Лесной царь

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.

«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?»
«Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в темной короне, с густой бородой».
«О нет, то белеет туман над водой».

«Дитя, оглянися, младенец, ко мне;
Весёлого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои».

«Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит».
«О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы».

«Ко мне, мой младенец! В дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей;
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять».

«Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из темных ветвей».
«О нет, всё спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне».

«Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой».
«Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».

Эта баллада, благодаря реализму своих образов, является одним из самых впечатляющих произведений Шуберта.

Нефтеюганское районное муниципальное образовательное бюджетное учреждение
«Салымская общеобразовательная школа №2»

Музыкальный образ
в музыке Франца Шуберта

Авторская разработка урока музыки в 7 классе
учителя высшей квалификационной категории
Удюровой Оксаны Александровны
e-mail:

2014 год
Тема урока:
Музыкальный образ в музыке Франца Шуберта

Урок проведен по программе Д. Б. Кабалевского, используется УМК «Музыка. 7 класс» Т. И. Науменко, В. В. Алеева

Тип урока: урок изучения нового материала
Используемые методы обучения:
словесные
наглядные
практические
проблемно-поисковые
самостоятельной работы
работы с учебником
проектный
устного контроля
тестирования
взаимоконтроля
Используемые приемы обучения:
объяснение
практические задания
проблемная ситуация
анализ и синтез
сравнение и сопоставление
Формы организации познавательной деятельности:
индивидуальные
парно-групповые
коллективные
фронтальные
Средства обучения:
мр3 с записью музыкального произведения
учебник и дидактические материалы к уроку
компьютер и мультимедиапроектор
презентация к уроку
Открытый урок музыки в 7 классе

Тема четверти: Музыкальный образ.
Тема урока: Музыкальный образ в произведении Ф. Шуберта.
Цель урока: формирование эмоционально-осознанного восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.
Задачи:
- образовательные – познакомить с понятием «музыкальная баллада», с биографией Ф. Шуберта, определить музыкальный образ в балладе «Лесной царь»;
- развивающие – развивать коммуникативные способности, умения в самостоятельной работе с информацией, умения анализировать и синтезировать полученную информацию;
- воспитательные - воспитание личностного отношения к музыке, эстетического вкуса.
Музыкальный материал: Ф. Шуберт песня-баллада «Лесной царь», вставленная в презентацию.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, музыкальный инструмент.
Дополнительный материал: презентация к уроку, печатный вариант таблицы для заполнения по вариантам и биографии Ф. Шуберта с вопросами, Т. И. Науменко, В. В. Алеев учебник по музыке 7 класс.
Ход урока.
Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
Слайд 1
- Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня на уроке мы познакомимся с очень известным произведением композитора Франца Шуберта, определим музыкальный образ, который передал в своей песне композитор Шуберт.
II. Повторение пройденного.
- Какие образы существуют в музыке? (Лирические, эпические, драматические).
Слайд 2 (Щелкать по овалам после появления на них руки).
- С какими произведениями Франца Шуберта вы уже знакомы и какой образ в них преобладает? («Аве Мария», «Баркарола», «Форель» - лирический образ).
III. Изучение нового материала.
1). - Каким человеком был Шуберт, если он мог создать такие лирические произведения? Ответить на этот вопрос мы сможем после самостоятельного ознакомления с биографией композитора. Я раздам на каждую парту печатный текст и вопросы, на которые вы ответите.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 или 3.
(Выполнение задания по партам. Каждая пара читает биографию композитора и отвечает на 3-4 вопроса, которые раздаются учителем на отдельных листочках с вариантом биографии).
Слайд 3
2). Вопросы для проверки выполнения работы.
Кто такой Франц Шуберт?
Когда и где родился Шуберт?
Кем были родители Шуберта?
Где Шуберт получил музыкальное образование?
Во сколько лет Шуберта приняли в придворную капеллу?
Во сколько лет Шуберт начал сочинять?
Какие произведения получили наибольшую известность при жизни Шуберта?
Сколько песен написал Ф. Шуберт?
Какую роль в песнях Шуберта играет фортепианное сопровождение?
Какой певец начал пропагандировать творчество Шуберта?
Каким человеком был Шуберт?
Как назывались музыкальные встречи Шуберта с друзьями?
Какого композитора Шуберт боготворил?
Представителем какого музыкального направления был Шуберт?
Когда к Шуберту пришел настоящий успех?
Сколько лет прожил Шуберт?
(Учитель, называя порядковый номер, задает вопросы. Каждый ученик по порядку отвечает на свой вопрос, из ответов выстраивается биография Шуберта. Все ответы появляются на слайде.)
Слайды 4-6 (Щелкать по каждому вопросу после появления на нем руки).
3). Слушание баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта на русском языке.
- Послушайте одно из самых известных произведений Шуберта и ответьте на следующие вопросы:
Слайд 7
- Какие чувства выражает музыка?
- Какой образ передал в своей музыке композитор?
- Кто исполняет это музыкальное произведение?
(Слушание баллады. Ответы детей на поставленные вопросы.)
- Как называется это произведение?
- Что такое баллада?
Слайд 8
- Это сольная повествовательная песня с элементами фантастики. В ней композитор создал живую картину, в которой раскрываются наитончайшие оттенки человеческих чувств.
Слайд 9
- Сколько действующих лиц в балладе?
- Как звучит тема каждого героя?
- Какая интонация преобладает в речи персонажей?
- Что вы услышали в аккомпанементе?
- Обобщим наши выводы, используя текст в учебнике на странице 42. Заполните таблицу, которую вы видите на слайде.
Слайд 10
Вариант
Действующие лица
Речь
Мелодия
Музыкальное сопровождение

II
ЛЕСНОЙ ЦАРЬ

Работать будете по вариантам: 1 вариант характеризует речь, мелодию и сопровождение отца, сына и рассказчика, а 2 вариант – Лесного царя.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
(По вариантам раздается фрагмент таблицы. Дети ее заполняют, используя учебник (стр. 42). Проверка заполнения таблицы по слайду.)
Слайд 10 (Щелкать по каждому квадрату после появления на нем руки).
- Послушайте еще раз балладу, проследите по тексту (текст на стр. 40 в учебнике) и ответьте на следующие вопросы:
- Каким образом Шуберт смог передать трагедию, боль и крик человеческой души?
- Как происходит развитие сюжета в балладе?
- Какую роль в произведении играет фортепиано?
Слайд 11
(Слушание баллады на русском языке с лекцией. Ответы детей на вопросы.)
- Баллада Франца Шуберта «Лесной царь» - образец драматического произведения. Она представляет собой целую сцену с участием различных действующих лиц.

4). История создания баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.
- Баллада написана на стихотворение немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте.
Слайд 12
- Лучший перевод гётевской баллады на русский язык почти два столетия назад сделал Василий Андреевич Жуковский – современник А. С. Пушкина, своеобразный, очень тонкий, глубоко лирический поэт.
- Ф. Шуберта зачаровывала поэзия В. Гёте. Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора. Балладу «Лесной царь» Шуберт сочинил, когда ему было всего 18 лет.
Слайд 14
- Вот как описывает рождение этой песни один из друзей Шуберта: « Мы застали Шуберта в совершенно разгоряченном состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошелся с книжкой несколько раз взад и вперед по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге. В тот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом».
IV. Закрепление.
- В заключение нашего урока предлагаю вам выполнить тест по вариантам. У вас на парте лежат листочки, на которых вы будете записывать ответы на мои вопросы.
Слайд 14 (Щелкать на вопросы по вариантам поочередно).
(Выполнение тестовых заданий по вариантам. Взаимопроверка.)
1 вариант
2 вариант

1. В какой стране родился Ф. Шуберт?
А). Франции
Б). Италии
В). Австрии
2. Сколько песен написал Шуберт?
А). 600
Б). 500
В). 400

3. Кто автор немецкого текста баллады?
А). Шиллер
Б). Гёте
В). Шекспир
4. Сколько характеров в песне-балладе «Лесной царь»?
А). 4
Б). 5
В). 6
5. Речь какого персонажа баллады звучит ласково, вкрадчиво, мягко, завлекательно?
А). Отца
Б). Лесного царя
В). Сына
6. Что в музыкальном сопровождении баллады помогает вам прочувствовать драматический образ?
А). Пунктирный ритм
Б). Ритм марша
В). Ритм бешеной скачки
7. Какие образы повлияли на построение всего музыкального развития?
А). Любовь и ненависть
Б). Жизнь и смерть
В). Война и мир
1. Сколько лет прожил Ф. Шуберт?
А). 27
Б). 31
В). 37
2. Во сколько лет Шуберт написал
«Лесного царя»?
А). 28
Б). 23
В). 18
3. Кто сделал лучший перевод баллады?
А). Пушкин
Б). Лермонтов
В). Жуковский
4. Какой образ в песне-балладе «Лесной царь»?
А). Лирический
Б). Драматический
В). Эпический
5. Как звучит речь автора, отца и сына?
А). Взволнованно
Б). Завлекательно
В). Вкрадчиво

6. Какого персонажа характеризует
плавная, закругленная, певучая мелодия?
А). Сына
Б). Отца
В). Лесного царя

7. Какой характер имеет баллада в целом?
А). Тихий и спокойный
Б). Взволнованный и тревожный
В). Веселый и озорной

1 вариант
2 вариант

1. В
2. А
3. Б
4. А
5. Б
6. В
7. Б
1. Б
2. В.
3. В.
4. Б
5. А
6. В
7. Б

Слайд 15
Ответы для взаимопроверки: 7 – «5» 6 – «4» 5 – «3» 4 – «2»

V. Итог урока.
- С каким произведением Франца Шуберта мы познакомились сегодня на уроке?
- Какой образ в песне-балладе «Лесной царь»?
Слайд 16
- Что в музыке помогло нам прочувствовать созданный композитором драматический образ?
(Оценивание работы учеников. Выставление оценок за работу на уроке.)

VI. Домашнее задание.
- Нарисуйте рисунок, соответствующий характеру баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.
- Спасибо за вашу творческую работу. До свидания.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя образовательная школа № 1

г. Узловая, Тульская область.

урок музыки в 6 классе

«Драматический образ в музыке Франца Шуберта»

учитель музыки: Вакуленко Г.А.

Этап урока: 1. Организационный момент и мотивация

- Здравствуйте, ребята! Очень рада снова видеть вас! Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу.

- Кто изображён на этом портрете?

(Франц Шуберт)

Правильно, это знаменитый австрийский композитор Франц Шуберт.

Песни занимают в творчестве Шуберта главное место. Именно песни наиболее ярко отразили всё то новое, что внёс композитор в музыку.

- Чем же отличаются песни Шуберта, что в них было необычно для его современников?

(Это живые сценки с определённым сюжетом, в которых большую роль играет музыкальное сопровождение).

Шуберт был замечательным мелодистом. Его песни многие люди узнают по нескольким звукам. Попробуйте узнать знакомые песни этого композитора.

(Узнают и называют знакомые песни Ф. Шуберта: «Форель», « Ave Maria », «Баркарола», «Серенада», «В путь» из цикла «Прекрасная мельничиха», «Шарманщик» из цикла «Зимний путь»)

- Какие образы во всех этих песнях? (лирические)

Сегодня мы познакомимся с очень необычным произведением. Откройте файл с названием кроссворд. Если вы разгадаете этот кроссворд, узнаете название нового произведения Шуберта.

(Дети открывают файл с кроссвордом и вносят в него ответы. Красным цветом выделяются буквы, которые показывают название «Лесной царь»)

Вопросы для кроссворда:

1.Какой певец пропагандировал творчество Шуберта? (песни исполнял певец Михаэль Фогль)

2.Кем был отец Шуберта? (школьный учитель)

3.Какие произведения получили наибольшую известность при жизни Шуберта? (песни)

4.Где Шуберт получил музыкальное образование? (В церковно-певческой школе, конвикте)

5.Какого композитора Шуберт боготворил? (Людвиг ванн Бетховен)

6.Каким по характеру человеком был Франц Шуберт? (скромный)

7.Как называется несколько песен, объединённых общей темой? (вокальный цикл)

8. Какой старинный жанр был, как бы заново открыт, в творчестве композиторов-романтиков. (баллада)

9.Как назывались музыкальные встречи Шуберта с друзьями? (шубертиады)

10.Песня, которой открывается вокальный цикл «Прекрасна мельничиха»? («В путь»)

(Дети разгадывают кроссворд и читают называние нового произведения Ф.Шуберта).

- Давайте проверим ваши ответы. (Проверяем)

- Как называется новое произведение?

(«Лесной царь»)

«Лесной царь» не просто песня, а песня-баллада. (открываю цифру 8, которую не отгадали дети). Именно этот старинный жанр был заново открыт композиторами романтиками. Тема нашего урока сегодня «Старинной песни мир ».

В основе вокальной баллады лежит литературная баллада.

Литературная баллада - это повествуемое в стихах народное предание фантастического характера . Прочитайте на слайде особенности такого стихотворения.

Особенности литературной баллады:

    Драматический сюжет.

Литературную балладу «Лесной царь» создал немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте. Кто может сказать, почему на слайде рядом с ним находится портрет Василия Андреевича Жуковского?

(Он сделал перевод)

Правильно, Гёте написал балладу на немецком языке, чтобы понять смысл и содержание, нужен перевод. Лучший перевод этой баллады на русский язык сделал Василий Андреевич Жуковский.

Откройте учебники на странице 45. Здесь вы видите этот перевод. Ребята прочитают балладу «Лесной царь» по ролям и посмотрим, какой зрительный ряд к ней подобрала

- Назовите героев баллады Гёте?

(называют)

«Лесной царь» - это драма с несколькими действующими лицами. У них свои характеры, свои поступки, свои цели, порой враждебные, свои чувства.

Подберите слова, которые могут выразить чувства каждого героя баллады.

(Дети рассказывают, как надо правильно соотнести героя и его чувства. Затем на экране появляется правильный ответ)

На странице 44 мы прочитаем как появилась песня-баллада Франца Шуберта «Лесной царь» (читаем учебник).

Какое произведение получилось, когда соединились стихи и музыка? Это уже не стихотворение, а….

(песня-баллада)

Вокальная баллада – это сольная песня повествовательного характера с элементами фантастики.

В этой необычной песне сохранились все черты литературной баллады. А чем отличается музыка?

На странице 42 мы познакомимся с особенностями музыки в вокальной балладе? (Читаем с детьми текст учебника)

    Драматический сюжет.

    Повествование строится на сопоставлении контрастных образов.

    Переплетаются реальность и фантастика.

    Музыка тесно связана с сюжетом поэтического текста.

    Свободное развитие музыки.

Давайте послушаем песню-балладу Ф.Шуберта «Лесной царь». Баллада, как правило, исполняется на языке оригинала – немецком.

(Слушание на немецком языке)

- Сколько певцов исполняли вокальную партию? (Один)

Всю вокальную мелодию исполнял один певец.

- Как же вы различали героев?

В этом произведении замечательны выразительность красота и разнообразие вокальной партии. Давайте проанализируем музыкальные партии героев как настоящие музыканты, по нотам. Откройте презентацию «Вокальные партии героев».

(При дальнейшем анализе интонаций героев дети смотрят ноты на слайдах, напевают партии героев, выполняют пластические движения и выбирают интонации на слайдах)

Каждый персонаж появляется со своими характерными интонациями. Лесной царь хочет заманить к себе мальчика.

- Послушайте, с каких интонаций каждый раз начинается его тема.

(наиграть и напеть с детьми 1 тему Лесного царя)

Вначале он пытается очаровать своего случайного гостя, усыпить его внимание. Что ещё напоминает вам эта равномерно покачивающаяся мелодия?

(Напеть с детьми фрагмент мелодии, используя пластическое интонирование, показать рукой интонации покачивания).

- Какие это интонации? Выберите на файле интонации героя. Что у вас получилось?

(Призывные, убаюкивающие)

Потом Лесной царь рассказывает о своих дочерях, которые танцами закружат мальчика. Что напоминает в этот момент мелодия?

(вальс)

На словах «играя, летая» - мелодия кружится вверх-вниз , как будто действительно взлетают и опускаются дочери Лесного царя.

- Какие интонации здесь у Лесного царя?

(льстивые, танцевальные)

В конце концов, Лесной царь перестаёт уговаривать мальчика, и тогда льстиво-ласковые интонации меняются на другие.

Напойте эти слова: «Неволей, иль волей, а будешь ты мой!»

(Напеть с детьми слова: «Неволей иль волей, а будешь ты мой»).

- Какие это интонации?

(Приказывающие, угрожающие.)

Из скольких эпизодов состоит партия Лесного царя? (из трёх)

Как меняются его интонации?

(сначала убаюкивает, заманивает, затем угрожает)

Каждый раз прибавляются новые черты, нарастает драматическая напряжённость.

- Как звучат слова мальчика?

(Слушают и поют тему ребёнка).


- Какие это интонации?

(жалобные, молящие)

Он болен. И хотя сам он об этом не говорит, интонации его фраз всегда об этом напоминают. Эти интонации буквально пронизывают текст, когда рассказ идёт от имени ребёнка. Посмотрите сколько их. (Интонации жалобы выделяются на экране цветными кружочками)

Анализ интонационного богатства этой баллады может быть поистине бесконечным – ведь здесь практически нет повторений.

Является ли построение баллады куплетным?

(Нет, построение свободное)

Почему Шуберт не воспользовался приёмом повторения, как это бывает в обычных песнях, когда с одной и той же мелодией звучат слова одного, потом второго, затем третьего куплета?

(Мелодия подходит только к данному герою)

Каждое четверостишье звучит со своей особенной, только для него подходящей мелодией. Такое построение называется свободным.

- На каком инструменте исполняется музыкальное сопровождение?

(на фортепиано)

На этом слайде вы видите нотный текст баллады. Обратите внимание на партию фортепиано. Там буквально «черно» от нотных знаков. Теснясь на нотной строчке, они образуют насыщенный, но очень чёткий ритмический узор, который остаётся неизменным до самого конца. (наиграть)

- Что вы услышали в аккомпанементе? Можно ли это увидеть?

(В воображении с первых тактов встаёт образ скачущего всадника)

Инструментальное сопровождение полноправное «действующее лицо», помогающее воссоздать и бешеную скачку коня, и завывание ветра. Движение это останавливается только в конце песни на слова рассказчика «ездок доскакал, в руках его мёртвый младенец лежал».

Сделать с детьми вывод и обобщение.

- Какой характер имеет баллада в целом?

(взволнованный, тревожный)

- Какая картина нарисована в стихах и в музыке? Какой образ создал композитор?

Единый драматически-взволнованный образ)

В стихах и в музыке нарисована большая драматическая сцена с участием нескольких действующих лиц. Но даже, если мы и расслышим отдельные их интонации, вся сцена сливается в нашем сознании в единый драматически-взволнованный образ.

Давайте отдохнём. Представьте, что мы в лесу, но не страшном, а красивом и добром. (Выполняют движения под плавную музыку ).

Рапевка. «Музыкальное эхо». (Учить чисто интонировать терцию вниз с сопровождением и без него).

(наиграть мелодию песни» Огромное небо» муз. О.Фельцмана)

Правильно, это песня композитора Оскара Фельцмана на стихи Рождественского «Огромное небо». Давайте её споём.

(Пение песни «Огромное небо» О. Фельцмана)

- Можно ли назвать эту песню балладой? Найдите в ней черты, характерные жанру баллады?

Особенности вокальной баллады:

    Драматический сюжет.

    Повествование строится на сопоставлении контрастных образов.

    Переплетаются реальность и фантастика.

    Музыка тесно связана с сюжетом поэтического текста.

    Свободное развитие музыки.

(драматическое содержание, рассказывает о подвиге простых русских людей, есть контрастные образы: мирный город и катастрофа в небе, нагнетание драматизма к концу песни.)

- Что исчезло из современной баллады?

(Нет фантастических героев, нет свободного развития музыки, простая куплетная форма).

В наши днибаллада в поэзии и в музыке имеет уже новые черты.

Современная баллада – это трагическая поэма о подвиге русских людей, проникнутая духом патриотизма.

Давайте составим исполнительский план песни так, чтобы ярче было усиление драматической напряжённости. К темповому и динамическому развитию музыки добавим хоровое.Будем менять состав исполнителей.Если начнёт песню в первом куплете солист, как можно исполнить дальше?

(Дети предлагают свой план исполнения. Исполнение детьми песни, обсуждение получилось или нет создать яркую динамическую напряжённость в исполнении).

С каким жанром мы сегодня познакомились? (вокальная баллада)

Ребята вы все получили оценки. Сегодня они такие. Следующий раз вы постараетесь и получите оценки ещё лучше. (Открываю файл с названием рефлексия)

Давайте ответим на один любой вопрос. Начинает , затем он назовёт того, кто будет отвечать следующим.

    Сегодня я узнал...

    Было интересно...

    Было трудно...

    Я приобрел...

    Меня удивило...

    Урок дал мне для жизни...

    Мне захотелось...

Ребята, сегодня мне было интересно с вами работать. Спасибо за урок. До следующего урока. Не забудьте поставить в свою клеточку оценку.

В области вокальной лирики раньше и полнее всего проявилась индивиду-альность Шуберта, основная тема его творчества. Уже в 17 лет он стал здесь выдающимся новатором, тогда как ранние инструментальные произведения не отличаются особенно яркой но-визной.

Песни Шуберта - это ключ к пониманию всего его творчества, т.к. добытое в работе над песней композитор смело использовал в инструментальных жанрах. Почти во всей своей музыке Шуберт опирался на образы и выразительные средства, заимствован-ные из вокальной лирики. Если о Бахе можно сказать, что он мыслил категори-ями фуги, Бетховен мыслил сонатно, то Шуберт мыслил « песенно» .

Шуберт нередко использовал свои песни в качестве материала для инструментальных произведений . Но использование песни в качестве материала - далеко не всё. Песня не только как материал, песенность как принцип - вот что существенно отличает Шуберта от его предшественников. Широко льющийся поток песенных мелодий в симфониях и сонатах Шуберт - это дыхание и воздух нового мироощущения. Именно через песенность композитор акцентировал то, что не было главным в классическом искусстве - человека в аспекте его непосредст-венных личных переживаний. Классические идеалы человечества превращаются в романтическую идею живой личности «как она есть».

Все компоненты шубертовской песни - мелодика, гармония, фортепианное сопровожде-ние, формообразование - отличаются подлинно новаторским характером. Наиболее выдающаяся особенность шубертовской песни - ее огромное мелодическое обаяние. Шуберт обладал исключительным мелодическим даром: его мелодии всегда легко поются, великолепно звучат. Их отличает большая напевность и непрерывность течения: они развертываются как бы «на одном дыхании». Очень часто в них ясно обнаруживается гармоническая основа (используется движение по звукам аккордов). В этом песенная мелодика Шуберта обнаруживает общность с мелодикой немецкой и австрийской народной песни, а также с мелодикой композиторов венской классической школы. Однако, если у Бетховена, к примеру, движение по аккордовым звукам связано с фанфарностью, с воплощением героических образов, то у Шуберта оно носит лирический характер и связано с внутрислоговой распевностью, «руладностью» (при этом распевы у Шуберта обычно ограничиваются двумя звуками на слог). Интонации распев-ные нередко тонко сочетаются с декламационными, речевыми.

Песня у Шуберта - это жанр многоплановый, песенно-инструментальный. Для каж-дой песни он находит абсолютно оригинальное решение фортепианного сопровождения. Так, в песне «Гретхен за прялкой» аккоманемент подражает жужжанию веретена; в песне «Форель» короткие арпеджированные пассажи напоминают легкие всплески волн, в «Серенаде» - звучание гитары. Однако функция аккомпанемента не сводится лишь к изобразительности. Фортепиано всегда создает нужный эмоциональный фон к вокальной мелодии. Так, например, в балладе «Лесной царь» фортепианная партия с остинатным триольным ритмом выполняет несколько функций:

  • характеризует общий психологический фон действия - образ лихорадочной тревоги;
  • изображает ритм «скачки»;
  • обеспечивает цельность всей музыкальной формы, поскольку сохраняется от начала до конца.

Разнообразны формы шубертовских песен, от простой куплетной до сквозной, которая была новой для того времени. Сквозная песенная форма допускала свобод-ное течение музыкальной мысли, детальное следование за текстом. У Шуберта в сквозной (балладной) форме написано более 100 песен, среди которых «Скиталец», «Предчувствие воина» из сборника «Лебединая песня», «Последняя надежда» из «Зимнего пути» и т.д. Вершина балладного жанра - «Лесной царь» , созданный в ранний период творчества, вскоре после «Гретхен за прялкой».

«Лесной царь»

Поэтическая баллада Гете «Лесной царь» представляет собой драматическую сцену с диало-гическим текстом. Музыкальная композиция опирается на рефренную форму . Рефреном являются возгласы отчаяния ре-бенка, а эпизодами - обращения к нему Лесного царя. Текст от автора образу-ет вступление и заключение баллады. Взволнованные малосекундовые интонации ребенка кон-трастируют напевным фразам Лесного царя.

Возгласы ребенка проводятся троекратно с повышением тесситуры голоса и тональным повышением (g-moll, a-moll, h-moll), как следствие - возрастание драматизма. Фразы Лесного царя звучат в мажоре (I эпизод - в B-dur, 2-й - с преобладани-ем C-dur). Третье проведение эпизода и рефрена изложено Ш. в одной муз. строфе. Этим также достигается эффект драматизации (контрасты сближаются). Последний раз возглас ребенка звучит с предельным напряжением.

В создании единства сквозной формы наряду с постоянным темпом, четкой тональной организацией с тональным центром g-moll особенно велика роль фортепианной партии с остинатным триольным ритмом. Это ритмическая форма perpetuum mobile, поскольку триольное движение впервые останавливается лишь перед заключительным речитативом в 3 т. от конца.

Баллада «Лесной царь» была включена в первый песенный сборник Шуберта из 16-ти песен на слова Гете, который друзья композитора послали поэту. Сюда же вошла «Гретхен за прялкой» , отмеченная подлинной творческой зрелостью (1814).

«Гретхен за прялкой»

В «Фаусте» Гете песня Гретхен - небольшой эпизод, не претендующий на полноту обрисовки этого персонажа. Шуберт же вкладывает в нее объемную, исчерпывающую характеристику. Основной образ произведения - глубокая, но затаенная печаль, воспоминания и меч-та о несбыточном счастье. Неотступность, навязчивость основной мысли вызывает повторение начального периода. Он приобретает значение рефрена, запечатлева-ющего трогательную наивность, простодушие облика Гретхен. Печаль Гретхен далека от отчаяния, поэтому в музыке есть оттенок просвет-ленности (отклонение из основного d-moll в C-dur). Чередующиеся с рефреном разделы песни (их 3) носят разработочный характер: они отмечены активным развитием мелодии, варьированием ее мелодико-ритмических оборотов, сменой тональ-ных красок, главным образом мажорных, и передают порыв чувства.

Кульминация строится на утверждении образа воспоминания («...пожатье рук, его поцелуй»).

Как и в балладе «Лесной царь», здесь очень важна роль аккомпанемента, образующе-го сквозной фон песни. В нем органически сливаются и характеристика внутреннего возбуждения, и изображение прялки. Тема вокальной партии непосредственно вы-текает из фортепианного вступления.

В поисках сюжетов для своих песен Шуберт обращался к стихам многих поэтов (около 100), очень различных по масштабам дарования - от таких гениев, как Гете, Шиллер, Гейне, до поэтов-любителей из своего ближайшего окружения (Франц Шобер, Майрхофер). Наиболее стойкой была привязанность к Гете, на тексты которого Шуберт написал около 70 песен. С юных лет восхищала композитора и поэзия Шиллера (более 50). Позже Шуберт «открыл» для себя поэтов-романти-ков - Рельштаба («Серенада»), Шлегеля, Вильгельма Мюллера и Гейне.

Фортепианная фантазия «Скиталец», фортепианный квинтет A-dur (иногда его называют «Форельным», поскольку IV часть здесь представляет вариации на тему одноименной песни), квартет d-moll (во II части которого используется мелодия песни «Смерть и девушка»).

Одна из рондообразных форм, складывающаяся благодаря многократному включению рефрена в сквозную форму. Применяется в музыке со сложным образным содержанием, с изображением событий в словесном тексте.
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Урок проведен по программе Д.Б. Кабалевского, используется УМК «Музыка. 7 класс» Т.И. Науменко, В.В. Алеева.

Тип урока: урок изучения нового материала

Используемые методы обучения:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические;
  • проблемно-поисковые;
  • самостоятельной работы;
  • работы с учебником;
  • проектный;
  • устного контроля;
  • тестирования;
  • взаимоконтроля.

Используемые приемы обучения:

  • объяснение;
  • практические задания;
  • проблемная ситуация;
  • анализ и синтез;
  • сравнение и сопоставление.

Формы организации познавательной деятельности:

  • индивидуальные;
  • парно-групповые;
  • коллективные;
  • фронтальные.

Средства обучения:

  • mp3 с записью музыкального произведения;
  • учебник и дидактические материалы к уроку;
  • компьютер и мультимедиапроектор;
  • презентация к уроку.

Тема четверти: Музыкальный образ.

Цель урока: формирование эмоционально-осознанного восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.

Задачи:

  • образовательные – познакомить с понятием «музыкальная баллада», с биографией Ф. Шуберта, определить музыкальный образ в балладе «Лесной царь»;
  • развивающие – развивать коммуникативные способности, умения в самостоятельной работе с информацией, умения анализировать и синтезировать полученную информацию;
  • воспитательные – воспитание личностного отношения к музыке, эстетического вкуса.

Музыкальный материал: Ф. Шуберт песня-баллада «Лесной царь», вставленная в презентацию.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, музыкальный инструмент.

Дополнительный материал: презентация к уроку, печатный вариант таблицы для заполнения по вариантам и биографии Ф. Шуберта с вопросами, Т.И. Науменко, В.В. Алеев учебник по музыке 7 класс.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

Слайд 1

– Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня на уроке мы познакомимся с очень известным произведением композитора Франца Шуберта, определим музыкальный образ, который передал в своей песне композитор Шуберт.

II. Повторение пройденного.

– Какие образы существуют в музыке? (Лирические, эпические, драматические).

Слайд 2 (Щелкать по овалам после появления на них руки).

– С какими произведениями Франца Шуберта вы уже знакомы и какой образ в них преобладает? («Аве Мария», «Баркарола», «Форель» – лирический образ).

III. Изучение нового материала.

1) – Каким человеком был Шуберт, если он мог создать такие лирические произведения? Ответить на этот вопрос мы сможем после самостоятельного ознакомления с биографией композитора. Я раздам на каждую парту печатный текст и вопросы, на которые вы ответите.

(Выполнение задания по партам. Каждая пара читает биографию композитора и отвечает на 3-4 вопроса, которые раздаются учителем на отдельных листочках с вариантом биографии).

Слайд 3

2) Вопросы для проверки выполнения работы.

  1. Кто такой Франц Шуберт?
  2. Когда и где родился Шуберт?
  3. Кем были родители Шуберта?
  4. Где Шуберт получил музыкальное образование?
  5. Во сколько лет Шуберта приняли в придворную капеллу?
  6. Во сколько лет Шуберт начал сочинять?
  7. Какие произведения получили наибольшую известность при жизни Шуберта?
  8. Сколько песен написал Ф. Шуберт?
  9. Какую роль в песнях Шуберта играет фортепианное сопровождение?
  10. Какой певец начал пропагандировать творчество Шуберта?
  11. Каким человеком был Шуберт?
  12. Как назывались музыкальные встречи Шуберта с друзьями?
  13. Какого композитора Шуберт боготворил?
  14. Представителем какого музыкального направления был Шуберт?
  15. Когда к Шуберту пришел настоящий успех?
  16. Сколько лет прожил Шуберт?

(Учитель, называя порядковый номер, задает вопросы. Каждый ученик по порядку отвечает на свой вопрос, из ответов выстраивается биография Шуберта. Все ответы появляются на слайде.)

Слайды 4-6 (Щелкать по каждому вопросу после появления на нем руки).

3) Слушание баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта на русском языке.

– Послушайте одно из самых известных произведений Шуберта и ответьте на следующие вопросы:

Слайд 7

– Какие чувства выражает музыка?

– Какой образ передал в своей музыке композитор?

– Кто исполняет это музыкальное произведение?

(Слушание баллады. Ответы детей на поставленные вопросы.)

– Как называется это произведение?

– Что такое баллада?

Слайд 8

– Это сольная повествовательная песня с элементами фантастики. В ней композитор создал живую картину, в которой раскрываются наитончайшие оттенки человеческих чувств.

Слайд 9

– Сколько действующих лиц в балладе?

– Как звучит тема каждого героя?

– Какая интонация преобладает в речи персонажей?

– Что вы услышали в аккомпанементе?

– Обобщим наши выводы, используя текст в учебнике на странице 42. Заполните таблицу, которую вы видите на слайде.

Слайд 10

– Работать будете по вариантам: 1 вариант характеризует речь, мелодию и сопровождение отца, сына и рассказчика, а 2 вариант – Лесного царя.

(По вариантам раздается фрагмент таблицы. Дети ее заполняют, используя учебник (стр. 42). Проверка заполнения таблицы по слайду.)

Слайд 10 (Щелкать по каждому квадрату после появления на нем руки).

– Послушайте еще раз балладу, проследите по тексту (текст на стр. 40 в учебнике) и ответьте на следующие вопросы:

– Каким образом Шуберт смог передать трагедию, боль и крик человеческой души?

– Как происходит развитие сюжета в балладе?

– Какую роль в произведении играет фортепиано?

Слайд 11

(Слушание баллады на русском языке с лекцией. Ответы детей на вопросы.)

– Баллада Франца Шуберта «Лесной царь» – образец драматического произведения. Она представляет собой целую сцену с участием различных действующих лиц.

4) История создания баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.

– Баллада написана на стихотворение немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте.

Слайд 12

– Лучший перевод гётевской баллады на русский язык почти два столетия назад сделал Василий Андреевич Жуковский – современник А. С. Пушкина, своеобразный, очень тонкий, глубоко лирический поэт.

– Ф. Шуберта зачаровывала поэзия В. Гёте. Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора. Балладу «Лесной царь» Шуберт сочинил, когда ему было всего 18 лет.

Слайд 14

– Вот как описывает рождение этой песни один из друзей Шуберта: « Мы застали Шуберта в совершенно разгоряченном состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошелся с книжкой несколько раз взад и вперед по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге. В тот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом».

IV. Закрепление.

– В заключение нашего урока предлагаю вам выполнить тест по вариантам. У вас на парте лежат листочки, на которых вы будете записывать ответы на мои вопросы.

Слайд 14 (Щелкать на вопросы по вариантам поочередно).

(Выполнение тестовых заданий по вариантам. Взаимопроверка.)

1 вариант 2 вариант
1. В какой стране родился Ф. Шуберт?
А) Франции
Б) Италии
В) Австрии
2. Сколько песен написал Шуберт?
А) 600
Б) 500
В) 400
3. Кто автор немецкого текста баллады?
А) Шиллер
Б) Гёте
В) Шекспир
4. Сколько характеров в песне-балладе «Лесной царь»?
А) 4
Б) 5
В) 6
5. Речь какого персонажа баллады звучит ласково, вкрадчиво, мягко, завлекательно?
А) Отца
Б) Лесного царя
В) Сына
6. Что в музыкальном сопровождении баллады помогает вам прочувствовать драматический образ?
А) Пунктирный ритм
Б) Ритм марша
В) Ритм бешеной скачки
7. Какие образы повлияли на построение всего музыкального развития?
А) Любовь и ненависть
Б) Жизнь и смерть
В) Война и мир
1. Сколько лет прожил Ф. Шуберт?
А) 27
Б) 31
В) 37
2. Во сколько лет Шуберт написал «Лесного царя»?
А) 28
Б) 23
В) 18
3. Кто сделал лучший перевод баллады?
А) Пушкин
Б) Лермонтов
В) Жуковский
4. Какой образ в песне-балладе «Лесной царь»?
А) Лирический
Б) Драматический
В) Эпический
5. Как звучит речь автора, отца и сына?
А) Взволнованно
Б) Завлекательно
В) Вкрадчиво
6. Какого персонажа характеризует плавная, закругленная, певучая мелодия?
А) Сына
Б) Отца
В) Лесного царя
7. Какой характер имеет баллада в целом?
А) Тихий и спокойный
Б) Взволнованный и тревожный
В) Веселый и озорной
1 вариант 2 вариант
1. В
2. А
3. Б
4. А
5. Б
6. В
7. Б
1. Б
2. В.
3. В.
4. Б
5. А
6. В
7. Б

Слайд 15

Ответы для взаимопроверки: 7 – «5», 6 – «4», 5 – «3», 4 – «2».

V. Итог урока.

– С каким произведением Франца Шуберта мы познакомились сегодня на уроке?

– Какой образ в песне-балладе «Лесной царь»?

Слайд 16

– Что в музыке помогло нам прочувствовать созданный композитором драматический образ?

(Оценивание работы учеников. Выставление оценок за работу на уроке.)

VI. Домашнее задание.

– Нарисуйте рисунок, соответствующий характеру баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.

– Спасибо за вашу творческую работу. До свидания.