Михаил бакунин - биография, информация, личная жизнь. Михаил александрович бакунин


30 мая 2014 года - 200 лет со дня рождения
Михаила Александровича Бакунина (1814—1876)

1.1.3.4.3. Михаил Александрович Бакунин (18 мая 1814, село Прямухино, Новоторжский уезд, Тверская губерния — 19 июня 1876, Берн, Швейцария) — сын — русский мыслитель, революционер, анархист, панславист, один из идеологов народничества, один из идеологов народничества. Идейный оппонент Карла Маркса. Михаил Александрович (1814—1876), был женат на Анастасии Ксаверьевне Квятовской .

Mikhail Bakunin. Фото Надара (1820-1910)

Родился в дворянской семье тверского помещика Александра Михайловича Бакунина и Варвары Александровны Бакуниной (урождённой Муравьёвой). Варвара Александровна Бакунина (в девичестве Муравьёва) (1792—1864) была родственницей (троюродная сестра) «декабристов» Никиты Муравьёва и Артамона Муравьёва, и Сергея Муравьёва-Апостола и Матвея Муравьёва-Апостола. Она была на 24 года младше своего мужа. В молодости она слыла «модницей» и «светской львицей». Выйдя замуж, она жила душа в душу со своим мужем и слыла строгой, почти деспотичной матерью. Она сама, как и её муж, занималась воспитанием и обучением детей — обучала их словесности и музыке.
Всего в семье Александра Михайловича и Варвары Александровны Бакуниных было десять детей.

До 14 лет сын Михаил воспитывался дома. Обстановка Премухина, система воспитания, навыки, приобретенные в детстве, - все это оставило глубокий след в его сознании. Музыка и живопись особенно занимали его. О способностях юного Мишеля к рисованию свидетельствуют два сохранившихся его автопортрета. Занятия Мишеля музыкой выходили за рамки, принятые в светском обществе. Играл он много и серьезно, а главное - глубоко понимал и любил музыку


Selfportrait of Mikhail Bakunin (1829).

Пятнадцати лет от роду, в 1829 году, стал юнкером Петербургского артиллерийского училища. Через три года, в январе 1833 года он был произведён в прапорщики и оставлен в офицерских классах. Однако в июне 1834 года с первого офицерского курса Бакунина отчислили за нерадивость и дерзость, допущенную в отношении начальника училища — генерала И. О. Сухозанета. Был направлен на службу в армию в одну из батарей, расположенных в Молодечно Минской губернии. Осенью 1834 года бригаду, в которой служил Бакунин, перевели в Гродненскую губернию.


Акварельный портрет (автопортрет) Михаила Александровича Бакунина (1830).
Из книги В. И. Сысоева «Бакунины». Тверь, изд. «Созвездие», 2002
.

Через год, в 1835 году, сказавшись больным, подал в отставку и поселился, вопреки желанию отца, в Москве, где, войдя в дружескую связь с кружком Станкевича, отдался изучению германской философии. В этот период Михаил Александрович решает посвятить себя научной деятельности.

С начала 1836 года М. А. Бакунин живёт в Москве, периодически навещая родительское имение и Петербург. Знакомится и часто сближается со многими известными представителями российской интеллигенции. Он — один из главных проповедников философского кружка Станкевича , вхож в знаменитый литературный салон , в котором бывали Пушкин и Чаадаев. Поддерживает близкие, хотя и небезоблачные, отношения с , Боткиным, Катковым, Грановским…


Николай Владимирович Станкевич (1813—1840), общественный деятель, философ, литератор (1830-е) Акварель Беккер

В 1839-40 годах он знакомится с , .

Со всей страстью отдаётся М. А. Бакунин изучению немецкой классической философии, читает в подлинниках Канта, Фихте и, наконец, Гегеля.

Тогда в кругах русской интеллигенции велось много споров вокруг знаменитого положения этого философа «всё действительное разумно, всё разумное действительно». Бакунин трактует эту формулу в консервативном духе. «Примирение с действительностью во всех отношениях и во всех сферах жизни, — писал он в 1838 году на страницах редактировавшегося Белинским журнала „Московский обозреватель“, — есть великая задача нашего времени».

С 16 июля до 14 ноября 1839 года Михаил Бакунин жил в Петербурге. В эти месяцы он часто бывал в доме А. Я. Панаевой , где собирались В. Г. Белинский, Н. В. Кукольник, И. П. Сахаров, Брюллов и другие известные деятели русской культуры того времени. Бакунин по своему обыкновению знакомил этот кружок с сочинениями тогдашних немецких философов. В этот период Михаил Бакунин интенсивно искал денег для своей поездки за границу, где он хотел продолжить своё философское образование. 22 марта 1840 года он пишет длинное и весьма красноречивое письмо родителям за разрешением на поездку в Берлин и просит дать денег на эту поездку. Его отец дал своё согласие на его поездку, но денег для поездки не дал. Бакунин в отчаянии обратился за помощью к Герцену. Герцен ответил, что он ссужает Бакунину 2000 рублей на неопределённое время. За несколько дней до отъезда произошла ссора с Катковым на квартире Белинского. Бакунин ударил Каткова палкой по спине, а тот его ударил по лицу. Бакунин вызвал Каткова на дуэль, но на другой день одумался и послал ему записку с просьбой перенести место действия в Берлин, так как по русским законам оставшийся в живых поступал в солдаты. Фактически дело было по существу замято, но все общие приятели: И. И. Панаев, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев, В. П. Боткин, Языков — были в этом инциденте на стороне Каткова. Лишь Герцен держался нейтрально.


Picture of Mikhail Bakunin around 1840 .

С 1840 г. Михаил Бакунин стал жить за границей, куда выехал (первоначально в Берлин) для изучения немецкой философии, где он слушал лекции учеников Гегеля, а также Шеллинга, выступившего тогда против Гегелевской философии в защиту христианского откровения. Основательно изучив Гегеля, в особенности его «Логику», Бакунин вскоре перешёл на сторону так называемых «левых» гегельянцев, издававших в то время «Немецкий ежегодник наук и искусств» («Deutsche Jahrbucher», прежде имевший название «Hallesche Jahrbucher»), в которых Бакунин в 1842 году поместил революционную статью, наделавшую много шума в Германии: «Реакция в Германии» («Die Reaction in Deutschland», под псевдонимом Жюль Элизар — Jules Elizard). В Берлине он сближается с Иваном Тургеневым . В это же время Бакунин издал в Лейпциге брошюру с критикой философии Шеллинга («Schelling und die Offenbarung. Kritik des neuesten Reactionsversuchs gegen die Philosophie»), которая была высоко оценена левыми гегельянцами. В начале своего пребывания в Берлине кроме писем к друзьям (в особенности к Герцену) Михаил Бакунин писал статьи для «Отечественных Записок». Здесь были напечатаны в 1840 году его статья о современной германской философии и корреспонденции из Берлина (в «Смеси»).

В 1842 году у Михаила Бакунина сформировалось твёрдое желание навсегда остаться в Европе и не возвращаться в Россию. Так, в своём письме к брату Николаю 9 октября он писал:

«После долгого размышления и по причинам, которые объяснит тебе Тургенев, я решился никогда не возвращаться в Россию. Не думай, чтобы это было легкомысленное решение. Оно связано с внутренним смыслом всей моей прошедшей и настоящей жизни. Это моя судьба, жребий, которому я противиться не могу, не должен и не хочу.

Не думай также, чтобы мне было легко решиться на это, — отказаться навсегда от отечества, от вас, от всего, что я только до сих пор любил. Никогда я так глубоко не чувствовал, какими нитями я связан с Россией и со всеми вами, как теперь, и никогда так живо не представлялась мне одинокая, грустная и трудная будущность, вероятно ожидающая меня впереди на чужбине, и, несмотря на это, я безвозвратно решился.

Я не гожусь теперешней России, я испорчен для неё, а здесь я чувствую, что я хочу ещё жить, я могу здесь действовать, во мне ещё много юности и энергии для Европы.»

Весной 1842 года Бакунин познакомился с приехавшим в Дрезден и ставшим к тому моменту крайне популярным немецким революционно-демократическим поэтом Гервегом . Они подружились и даже стали снимать одну квартиру на двоих. В начале 1843 года последовал указ о высылке Гервега из Пруссии за его революционные стихи. Бакунин также был взят под наблюдение прусской полицией. Гервег решил вообще покинуть пределы Германии и отправился в Швейцарию. Бакунин уехал вместе с ним.


Georg Herwegh (по картине Gemälde von Conrad Hitz (1798-1866))
Георг Гервег (Георг Хервег, нем. Georg Friedrich Rudolph Theodor Herwegh, 31 мая 1817, Штутгарт — 7 апреля 1875, Баден-Баден) — немецкий революционно-демократический поэт и публицист. Призыв к действию (сборник «Стихи живого человека», 1841), политической активности поэта (стихотворение «Партия», 1842). С 1845 года жил в Париже. Был возлюбленным жены А.Герцена Натальи.

В Швейцарии Бакунин поселился в Цюрихе, где начал общаться в кругу радикально настроенной интеллигенции. Он установил дружеские отношения с семьей профессора медицины Филиппа Фридриха Фохта. Это была свободомыслящая и даже радикально настроенная семья, в которой было четверо взрослых сыновей, со старшим из них Карлом, профессором-натуралистом, впоследствии был близко связан и А. И. Герцен. Бакунин же из сыновей Фохта наиболее близок (в течение всей жизни) был с Адольфом. В 1843 году Бакунин устанавливает связи с германскими и швейцарскими революционерами-коммунистами (в частности, на мировоззрение Бакунина сильное влияние оказал его знакомый того периода Вильгельм Вейтлинг — радикальный революционер-коммунист), о чём вскоре становится известно русскому правительству. На требование правительства вернуться в Россию он ответил отказом.

В 1844 году правительствующий Сенат приговорил «бывшего поручика» Михаила Бакунина, отказавшегося вернуться в Россию, к лишению «дворянского достоинства и всех прав состояния», а также «в случае явки в Россию сослать в Сибирь в каторжную работу». Всё принадлежащее ему в России имущество было конфисковано в казну.

С 1844 по 1847 год он жил, главным образом, в Париже и здесь близко сошёлся с Прудоном, принимал участие в газете «La Reforme». Весной и летом 1844 года, живя в Брюсселе, Бакунин познакомился с Иохимом Лелевелем — историком и общественным деятелем, лидером революционного крыла польской эмиграции, который ранее участвовал с оружием в руках в польском восстании. Лелевель произвёл большое впечатление на Бакунина. После этого Бакунин стал активно интересоваться польским вопросом и стал формулировать свою собственную программу борьбы за освобождение России и славянства. К этому же периоду жизни в Париже относится и личное знакомство Бакунина с Марксом и его идеями.

В 1847 году Михаил Бакунин в Париже, на банкете, устроенном в честь участников Польского восстания (1830—1831 годов), произнёс речь с резкими нападками на русское правительство. Об этом становится известно правительству России, и вскоре по требованию русского посла в Париже Бакунин был выслан из Парижа. Он провёл несколько месяцев в Брюсселе, но как только вспыхнула февральская революция во Франции, тотчас же вернулся в Париж и здесь с энергией и страстностью принялся за организацию парижских рабочих. Его энергия показалась опасной даже членам временного правительства, и они поспешили удалить его из Парижа, дав ему поручение в Германию и славянские земли.


Mikhail Bakunin in 1849

В Праге он написал статью «Основы славянской политики», напечатанную в газете «Dziennik Domowy» по-польски и в «Slavische Jahrbucher» за 1848 год (№ 49) по-немецки. В этой статье проводится идея всеславянской федерации, и высказывается мысль о праве каждого её гражданина на участок земли.

В июне 1848 года Бакунин принял активное участие в Пражском народном восстании («Святодуховское» восстание, подавленное войсками), на которое он попал, прибыв первоначально в Прагу на Пражский славянский съезд Этот съезд и явился катализатором этого Пражского восстания 1848 года.

После подавления восстания в Праге Бакунин бежал в Германию, где продолжал поддерживать свои славянские связи и издал по-немецки «Воззвание к славянам»(«Aufruf an die Slaven»), направленное против германизаторских стремлений франкфуртского парламента. В этом воззвании он ставит целью европейского революционного движения «учреждение всеобщей федерации европейских республик»


Die provisorische Regierung im Rathaus von Dresden. Vorne sitzend Michail Bakunin, hinten sitzend von links Otto Heubner, Karl Todt und Samuel Tzschirner. Временное правительство в ратуше Дрездена. Впереди сидит Михаил Бакунин (1849)

В мае 1849 года он стал одним из руководителей восстания в Дрездене. После подавления восстания Бакунин бежал в Хемниц, где был арестован. Был приговорён Саксонским судом к смертной казни. Он отказался подписать просьбу королю о помиловании, но смертная казнь всё же была заменена ему пожизненным заключением. Вскоре, однако, саксонское правительство выдало его Австрии, где он был в 1851 году вторично судим Австрийским судом и осуждён на смертную казнь за участие в Пражском восстании, но и на этот раз заменённую пожизненным заключением. В этом же 1851 году он был выдан австрийским правительством царскому правительству России. Отбывал заключение в Алексеевском равелине Петропавловской крепости (с 1851 по 1854 год) и в Шлиссельбургской крепости (с 1854 по 1857 год).


Mikhail Bakunins cell in the Peter and Paul fortress

Находясь в заключении в Петропавловской крепости, Бакунин написал по требованию российского императора Николая I своё известное произведение «Исповедь», в котором изложил свой взгляд на революционное движение и славянский вопрос.

В 1857 году после 7 лет заключения, уступая настойчивым хлопотам семьи Бакунина, Александр II разрешил перевести его на вечное поселение в Сибирь.


Photograph of Mikhail Bakunin taken during his time in Siberia. (около 1858)

Сначала Михаил Бакунин поселился в ссылке в Западной Сибири, в Томске, где он женился на дочери проживавшего по соседству польского дворянина Ксаверия Квятковского (польск. Ksawery Kwiatkowski) — 18-летней Антонине Квятковской (польск. Antonina Kwiatkowska). Венчание произошло 5 октября 1858 года в градотомской церкви, причем запись в метрической книге свидетельствует о том, что Бакунин, желая быть моложе, уменьшил свой возраст до сорока лет.


Mikhail Bakunin and his wife Antonia Kwiatkowska before Bakunins escape from Siberia. (3 июня 1861)

Сохранился дом (№ 14 на улице Бакунина) в котором жил М. А. Бакунин.


Томск. Улица Бакунина, 14

В дальнейшем по ходатайству его родственника Муравьева-Амурского он был переведён в Иркутск. Отсюда он написал в 1860 году три письма издателям «Колокола», в которых энергично защищал Муравьёва против нападок на него в «Колоколе», причём выставлял его великим государственным человеком и демократом

Осенью 1861 года Михаил Бакунин совершил побег из Сибири через Японию и Америку в Англию в Лондон, где был принят Герценом в состав издателей «Колокола».

В Англии он начал свою политическую деятельность обращением к «русским, польским и всем славянским друзьям», в котором он призывал к разрушению существующих, исторически сложившихся и держащихся одним насилием государств, в особенности таких, как Австрия и Турция, а отчасти и Российская империя. Он выражал стремление к мирным федералистическим организациям, идущим снизу вверх, основанным на свободной воле взаимно договаривающихся славянских племён и народов. Вместе с тем, он приглашал все славянские народности принять лозунг тогдашних русских революционеров: «земля и воля» и выражал надежду, что возрожденная «хлопская Польша» откажется от своих исторических притязаний и предоставит малороссам, белорусам, Литве и латышам право свободного самоопределения.


Mikhail Bakunin


Bakunin

В конце 1862 года выпустил брошюру «Народное Дело. Романов, Пугачев или Пестель?», в которой писал, что Александр II не понял своего назначения и губит дело своей династии. Бакунин утверждал, что если бы царь искренне решился сделаться «земским царем», созвал бы земский собор и принял бы программу «земли и воли», то передовые русские люди и русский народ охотнее всего пошли бы за ним, предпочитая его и Пугачеву, и Пестелю. В этой брошюре впервые ставятся определённые народнические задачи русской передовой молодёжи и затем повторяется та же программа славянского федерализма, которая излагалась в его предыдущих статьях.

В 1862—1863 годах принимал участие в польском восстании. 24 февраля 1863 года приехал в Стокгольм для подготовки польского десанта в районе Паланги (под командованием Лапинского), кончившегося неудачей.


Photograph of Mikhail Bakunin by Sergei Levitzky. (1863)


Mikhail Bakunin, russian Anarchist (1863)

С 1864 по 1868 год жил в Италии (до 1865 года во Флоренции, затем в Неаполе), где организовал целый ряд социалистических организаций, направленных одновременно и против всех существующих исторически сложившихся государств, и против христианского республиканизма Мадзини.


Portrait of Mikhail Bakunin by Aleksandr Ge in Italy (около 1864).


Bakunin, probably during his time in Italy

В 1865—1866 годах написал свой программный документ — «Революционный катехизис», который не следует путать с «Катехизисом революционера», написанным позже (в 1869 году) Нечаевым.

В 1867 году участвовал в конгрессе демократической «Лиги мира и свободы» в Женеве и выступил с речью, в которой доказывал невозможность мирной конфедерации существующих государств, основанных на насилии и централизации управления, и требовал их разрушения и замены свободными автономными обществами, организованными «снизу вверх».


Michail Bakunin


Photography of Mikhail Bakunin by Félix Nadar

В сентябре 1864 года на конференции в Лондоне Карлом Марксом было учреждено Международное товарищество рабочих — I Интернационал. В 1868 году Бакунин вступил в основанный Марксом интернациональный союз рабочих и хлопотал о присоединении к нему «Лиги мира и свободы», но это оказалось невозможным, так как в ней большинство членов не были даже социалистами. С другой стороны, руководители Интернационала вовсе не разделяли анархических взглядов Бакунина и не желали разрушения исторически сложившихся государств. Бакунин, вступив в товарищество, выступил против «государственника» Маркса и начал борьбу за главенство в этой организации, что в конце концов привело к расколу этой организации.


Wood engraving depicting Mikhail Bakunin. (около 1868)


Mikhail Bakunin

Выйдя в 1868 году из «Лиги мира и свободы», Бакунин образовал новую организацию — «Международный союз за демократический социализм» («Alliance internationale de la Democratie socialiste»). В составе этого союза было учреждено особое тайное интернациональное братство, центральный комитет которого облёк Бакунина диктаторскими полномочиями. В том же 1868 году Бакунин вместе с русским эмигрантом Н. И. Жуковским основал в Цюрихе журнал «Народное Дело», первый номер которого проповедовал противогосударственную программу и признавал умственное освобождение личности возможным только на почве атеизма и материализма, а социально-экономическое освобождение — требующим упразднения всякой наследственной собственности, передачи земли общинам земледельцев, а фабрик, капиталов и прочих орудий производства — рабочим ассоциациям, уравнения прав женщин с мужчинами, упразднения брака и семьи и общественного воспитания детей.


Photograph of Mikhail Bakunin taken around 1869 .

В 1869 году на русском языке выходит издание «Манифеста коммунистической партии» Карла Маркса в переводе Михаила Бакунина.


Bakunin speaking to members of the IWA at the congress in Basel 1869 .

В 1869 году, когда в России начались крупные студенческие волнения, Бакунин принял деятельное участие в агитации среди молодёжи и сблизился с явившимся за границу Нечаевым , который «привлёк его своею необыкновенной энергией».


Сергей Геннадиевич Нечаев (1870)
Сергей Геннадиевич Нечаев (20 сентября) 2 октября 1847, Иваново — (21 ноября) 3 декабря 1882, Санкт-Петербург) — русский нигилист и революционер XIX в. Один из первых представителей русского революционного терроризма, лидер «Народной Расправы». Осуждён за убийство студента Иванова.

Нечаев был приверженцем принципа «цель оправдывает средства» и признавал необходимым орудием революции обман и полное порабощение революционных деятелей, в сущности принципиально резко отличался от Бакунина, но Бакунин во многом ему подчинялся, чем, конечно, в глазах многих сильно скомпрометировал себя.


Group photo at the 1869 IWA congress in Basel. From left to right: Monchal, Charles Perron, Mikhail Bakunin, Giuseppe Fanelli and Valerian Mroczkovsky


Drawing of Mikhail Bakunin. (около 1870)


Un diseño para camisetas con los rostros de los anarquistas Emma Goldman y Mijaíl Bakunin

В 1871 году Бакунин принял участие в попытке организации лионской революционной коммуны, причём ему опять приходилось поступаться своими основными взглядами в сторону революционного якобинизма. В 1872 году, на гаагском съезде Интернационала был заслушан подробный доклад Н. Утина, обвинявшего Бакунина в устройстве организаций, не согласных с основными принципами союза, и в участии в безнравственных революционных предприятиях Нечаева. Бакунин был исключён из Интернационала незначительным большинством голосов. Это вызвало крупные несогласия, приведшие в том же году к распаду союза. На стороне Бакунина оказались все южные секции Интернационала и большинство революционных рабочих организаций в романских странах Европы.

В 1872—1876 годах Бакунин жил в Лугано и Локарно. Жил Бакунин в большой нужде, хотя один из его итальянских последователей — Кафиеро купил для него небольшую виллу, а его братья выделили ему к этому времени часть наследственного имущества.


La Baronata, villa acquise par Carlo Cafiero au printemps 1873. Bakounine y séjourna

В это время Бакунин занимался, главным образом, организацией различных революционных попыток в Италии и изложением своих взглядов в ряде сочинений, из которых ни одно не было вполне закончено.


Drawing of Mikhail Bakunin. (около 1870) Автор неизвестен


Mikhail Bakunin by W. Barbotin. (около 1870)


Mikhail Bakunin in 1871 .

После разрыва с Нечаевым Бакунин не принимал личного участия в русском революционном движении, однако идеи его среди русских революционеров начала семидесятых годов получили большое распространение, и в сфере революционного народничества бакунисты являлись одной из самых многочисленных групп.


Mikhail Bakunin in Locarno.(около 1873)

Умер Михаил Александрович Бакунин 1 июля (19 июня) 1876 года в Берне, в Швейцарии, в больнице для чернорабочих, куда он был помещён по его настоянию. В Берн он приехал из Лугано за несколько недель до смерти и прямо сказал своим друзьям Фогтам, к которым явился, что приехал умирать. «Я приехал сюда, либо чтобы врачи подняли меня на ноги, либо, чтобы навечно закрыли мне глаза», — сказал он своим друзьям. За неделю до смерти Михаил Бакунин перестал есть и пить. В ответ на предложение выпить чашку бульона, сказал: «Подумайте, что вы делаете со мной, заставляя меня его пить; я знаю, чего хочу». Но от гречневой каши не отказался: «Каша — это другое дело». Это были его последние слова.

Михаил Александрович Бакунин похоронен в Берне, на кладбище Бремгартен, и над его могилой Фогтами был поставлен надгробный камень. На его похоронах присутствовало более двух сотен человек: немцы, поляки, швейцарцы. Русских не было.


Bakunins Grave in the Bremgartenfriedhof Bern

Самое значительное из сочинений Бакунина было издано в 1874 году отдельной книгой, которая называлась «Государственность и анархия. Борьба двух партий в интернациональном обществе рабочих». В этой книге Бакунин утверждал, что в современном мире есть два главных, борющихся между собою течения: государственное и социал-революционное. Бакунин утверждал в своей работе, что самая способная к развитию государственности нация — немцы. Он пытался доказать, что борьба с пангерманизмом является главной задачей для всех народностей славянского и романского племени, но успешно бороться с пангерманизмом невозможно путём создания политических противовесов ему в виде какого-нибудь великого всеславянского государства и т. п., так как на этом пути немцы, благодаря их государственным талантам и их природной способности к политической дисциплине, всегда возьмут верх.

Главной задачей социальной революции Бакунин считал разрушение исторических централизованных государств, с заменой их свободной, не признающей писаного закона, федерацией общин, организованных по коммунистическому принципу.

Социалистическая модель Бакунина получила название анархо-коллективизм. В этой социальной системе, также как в марксизме, основная роль отводилась рабочим и крестьянам. Им же на коллективных началах принадлежали средства производства. Предполагалась наличие развитой системы социальной поддержки, таких как равное и бесплатное образование для всех детей. Однако, в отличие от Маркса, Бакунин отрицал необходимость диктатуры пролетариата, считая ее угрозой всему делу социальной революции и предпосылкой возврата к авторитаризму.


Russian anarchist and philosopher Mikhail Bakunin (1814-1876) by Félix Valloton (1865-1925)(1895)

Главной движущей силой революции Бакунин считал беднейшие слои рабочих и крестьян, а главным способом пропаганды — постоянные мелкие восстания и бунты, называя их пропагандой фактами (фр. par le fait) (Отсюда среди его последователей-анархистов образовался термин «парлефетизм»).
В последние годы своей жизни Бакунин лично попытался организовать крестьянское восстание в северной Италии, для чего предпринял особую экспедицию в Болонью. Затея окончилась полной неудачей, причём сам Бакунин спрятался от итальянских жандармов в возе сена. Неудача этой экспедиции сильно подействовала на Бакунина, показав ему невозможность сколько-нибудь успешного действия при помощи неподготовленных и неорганизованных некультурных народных масс.

Бакунин признавал «гениальность Маркса» и частично принимал взгляды последнего относительно классовой борьбы и природы капитализма. Однако он считал взгляды Маркса односторонними, а его методы — губительными для социальной революции. Особенно резко Бакунин выступал против концепции диктатуры пролетариата, указывая на опасность авторитаризма последней. Бакунин предупреждал:

Если взять самого пламенного революционера и дать ему абсолютную власть, то через год он будет хуже, чем сам Царь.


Bakunin on a political poster. (около 1880)


En el mural "Del porfirismo a la Revolución" (1957-1966) de David Alfaro Siqueiros conservado en el Museo Nacional de Historia en la Ciudad de México, se muestra a Ricardo Flores Magón marchando junto con Mijaíl Bakunin y Pierre-Joseph Proudhon. (1957 - 1966)

В память о Бакунине в 1918 году Покровская улица в Москве была переименована в Бакунинскую улицу.
В Санкт-Петербурге есть проспект Бакунина.
Улица Бакунина есть в ряде городов.
В 1919 гооду в Москве на Тургеневской площади по ленинскому плану монументальной пропаганды был установлен Бакунину. Но из-за своего странного вида он не был воспринят населением, в итоге его демонтировали.
На памятнике-обелиске у входа в Александровский сад Кремля на плитах выбиты имена 19 выдающихся мыслителей и деятелей борьбы за освобождение трудящихся. Между именами Прудона и Чернышевского значится: Бакунин. Имена лично выбирал В.И. Ленин. В 2014 году памятнику вернули его первоначальный вид (к 300-летию Дома Романовых, 1914).
Есть мнение, что Бакунин состоял в масонских ложах

Михаил Александрович Бакунин (родился 30 мая (18 мая) 1814 года, село Прямухино Новоторжокского уезда Тверской губернии, Российская империя — умер (1 июля (19 июня) 1876 года, Берн, Швейцария) — русский мыслитель, революционер, анархист, панславист, один из идеологов народничества.

Один из основателей анархизма; родился 18 (30) мая 1814 в Тверской губернии в дворянской семье. В 1833 окончил Артиллерийское училище в Санкт-Петербурге, служил в армии, а в 1835 вышел в отставку.

Если Бог - всё, то жизнь и человек - ничто.

Бакунин Михаил Александрович

Переехав в Москву, Бакунин изучал философию, историю, богословие. На него оказала влияние немецкая классическая философия, причем идеи Шеллинга, Фихте и Гегеля истолковывались им в романтическом духе. Бакунин играл видную роль в кружке Н.В.Станкевича, сблизился с А.И.Герценом и В.Г.Белинским. В 1840 Бакунин уехал в Германию.

В Берлине он сошелся с младогегельянцами, которые интерпретировали диалектику Гегеля как "алгебру революции". Ключевой момент его жизненного пути в этот период — публикация в 1842 в журнале "Немецкие ежегодники"("Deutsche Jahrbücher") статьи Реакция в Германии, содержавшей страстный призыв к революции в России и заканчивавшейся знаменитой фразой: "Страсть к разрушению — творческая страсть". Царское правительство потребовало его возвращения в Россию. В январе 1843 Бакунин покинул Дрезден (в который он перебрался из Берлина) и направился в Швейцарию, а затем в Париж. Здесь он оставался более четырех лет, встречался с Прудоном, Марксом и видными польскими эмигрантами. Высланный полицией, он вернулся в Париж к самому началу революции 1848 и принял в ней участие как агитатор. Позднее стал участником революционных событий в Берлине и Праге, где сыграл видную роль в работе Славянского съезда в июне 1848.

Здесь к революционным устремлениям Бакунина добавился новый элемент — призыв к освобождению славян Австрии от немецкого ига, союзу с целью освобождения всех славян, созданию славянской федерации (два Воззвания к славянам, 1848; 1849). В этих работах были сформулированы основные положения его программы: 1) отрицание либерально-буржуазной демократии Запада; 2) освобождение славян от власти как австрийских (Габсбурги), так и российских (Романовы) самодержцев; 3) вера в крестьянство как революционную силу.

В мае 1849 Бакунина арестовали в Дрездене, где он принимал активное участие в восстании. Он был приговорен саксонским судом к смертной казни, которая была заменена пожизненным заключением. После длительных переговоров его передали австрийской, а затем российской полиции. В России он был заключен на три года в Петропавловскую крепость в Санкт-Петербурге, а затем на четыре года — в Шлиссельбургскую крепость на Ладожском озере. В Петропавловской крепости он написал покаянную Исповедь, впервые опубликованную в 1921, в которой просил царя Николая I о помиловании и предлагал ему возглавить движение за освобождение славян. В 1857 по просьбе семьи он был освобожден из заключения и отправлен на поселение в Сибирь. Здесь Бакунин женился на дочери польского ссыльного. В 1861 бежал через Японию и США в Лондон.

Оставшуюся часть жизни Бакунин посвятил составлению программ и памфлетов, которых почти никогда не заканчивал, а также организации тайных, но неизменно раскрывавшихся полицией обществ. Он жил сначала в Лондоне, затем в Италии и наконец в Швейцарии, где участвовал в издании 1-го номера журнала "Народное дело", но потом вышел из редакции. Он поссорился с Герценом, взгляды которого представлялись ему теперь слишком умеренными, и сблизился с революционером-радикалом С.Г.Нечаевым. После возобновления отношений с К.Марксом присоединился в 1864 к Международному товариществу рабочих (1-му Интернационалу) Вскоре анархисты уже составляли значительную фракцию в 1-м Интернационале и в конце концов выступили против марксистов. Бакунин попытался организовать тайное общество в рамках Интернационала, за что был исключен из этой организации на Гаагском конгрессе 1872. Наиболее важные труды этих лет — Революционный катехизис (1865), написанный под влиянием Нечаева; Кнуто-германская империя и социальная революция, в которой он вернулся к теме тирании Романовых и Габсбургов; Бог и государство (1872), в котором религия и государство трактовались как вечные враги свободы. В 1873 появилась книга Государственность и анархия, оказавшая влияние на революционное движение в России. Умер Бакунин в Берне 19 июня (1 июля) 1876.

В последние годы он занимался разработкой анархизма как доктрины крайнего индивидуализма в духе учения М.Штирнера, отрицал существование объективных исторических сил и связывал надежды на революцию с крестьянством — вопреки вере Маркса в пролетариат. Следуя Руссо, Бакунин верил в "природу человека", свободного от ограничений, налагаемых образованием и обществом.

Михаил Александрович Бакунин, известный революционер, основатель анархизма , родился в 1814 г., в состоятельной помещичьей семье. Отец его был одним из образованнейших людей своего времени и принимал близкое участие в декабристском движении . Сохранилось предание, что ему принадлежала редакция проекта декабристской конституции. Михаил Бакунин воспитывался в артиллерийском училище, но курса не кончил и был выпущен прапорщиком в артиллерию. В 1838 г. он вышел в отставку и стал заниматься науками, особенно философией. В это время Бакунин близко сошелся с кружком Станкевича и считался между своими товарищами знатоком философии Гегеля , изучение которой было тогда весьма распространено.

В 1841 г. Михаил Бакунин поехал в Берлин, где, продолжал заниматься философией и посещал лекции, берлинского университета. В 1842 г., мы видим Бакунина в Дрездене, где он сблизился с известным радикалом Арнольдом Руге. Здесь он принял участие в издаваемом последним журнале революционной германской партии, «Немецкий ежегодник», в котором, под псевдонимом Жюль Элизар, были напечатаны его первые статьи – «Реакция в Германии». В этих статьях, обративших на себя большое внимание, уже сказывается то политическое направление, которого затем держался Михаил Александрович. Часто повторяющееся здесь выражение, – Die Lust der Zerstörung ist eine schaffende Lust («В сладости разрушения есть творческое наслаждение» или, в другом переводе «Страсть к разрушению есть творческая страсть»), вполне характеризует будущего Бакунина.

Михаил Бакунин в 1843

В 1843 г. он переселился в Париж. Здесь Бакунин перезнакомился сразными передовыми деятелями и мыслителями, с рабочими, социалистическими кружками и, между прочим, с Прудоном , которого познакомил с философией Гегеля. Но самым важным для него было сближение с польскими эмигрантами, бежавшими во Францию вслед за подавлением восстания 1830-1831 . После этого Михаил Бакунин он сделался одним из самых ревностных пропагандистов польской и общеславянской революции. Это был последний фазис в жизни Бакунина, предшествовавший периоду его полного развития, когда он выработал из себя полный (почти отвлеченный) тип космополита-революционера, не признававший никаких исторических, бытовых или географических условий для определения судьбы и деятельности народов, упразднявший классы, расы и государства, с тем чтобы на обломках создать один общий образец рабочей жизни.

В 1847 г., на юбилейном торжестве годовщины польского восстания 1830 г., Бакунин произнёс свою известную речь, побуждая поляков к продолжению борьбы против России. Речь эта повела к его изгнанию министерством Гизо , из Парижа и навсегда закрыла для него возможность возврата на родину. После Февральской революции 1848 , Бакунин опять возвратился (из Брюсселя) в Париж, где теперь нашел подходящую почву для своей пропаганды всеобщего равенства, освобождения славян, постоянной революции и войны до избиения последнего врага. Однако, и революционный префект Парижа, Коссидьер, старавшийся восстановить некоторый порядок, после баррикад нашел неудобным такого сотрудника и, под благовидным предлогом, отделался от Бакунина, которого послали делегатом на славянский конгресс в Праге, закончившийся беспорядками, в которых Бакунин принимал горячее участие.

Отсюда он вынужден был бежать в Дрезден, где скрывался у своих политических друзей, до начала майской катастрофы. Когда в Дрездене началось восстание, он сделался одним из главарей революционной партии и, как бывший артиллерийский офицер, руководил военными операциями при защите города, осажденного пруссаками. Когда Дрезден был взят, Михаил Бакунин бежал из города, но был схвачен по дороге, в ночь с 9 на 10 мая, и посажен в замок Кенигштейн.

После двухлетнего заключения, в мае 1850 г., Бакунина приговорили к смертной казни, но приговор этот был смягчен и заменен вечным заключением. Однако, вскоре после того, он был передан, по неизвестной причине, в руки австрийских властей. Здесь его опять приговорили к смертной казни, которая, вследствие смягчения приговора, была заменена вечным заключением в Ольмюце, где Бакунин просидел полгода, прикованный к стене. Вскоре, вероятно, не желая содержать у себя чужого преступника, Австрия передала его русскому правительству. Как человек опасный, Бакунин содержался до 1854 г. в Петропавловской крепости, а потом был переведен в Шлиссельбург.

Со вступлением на престол (1855) императора Александра II участь Бакунина была смягчена, и его сослали на житье в Восточную Сибирь, с правом поступления на государственную службу. Здесь, проживая в Иркутске, он имел возможность отдохнуть и поправить свое здоровье. В 1860 г., под предлогом торговых дел, Михаил Александрович пробрался на Амур, откуда на американском торговом судне, через Японию и Сан-Франциско, бежал в Лондон.

Здесь Бакунин возобновил сношения с Огаревым и Герценом , издававшими известный «Колокол». В 1863 г., во время нового польского восстания , он появился в Стокгольме, чтобы поддерживать намеченную морскую экспедицию против России к берегам Балтийского моря, но план этот потерпел неудачу.

После того, проживая в Англии, Швейцарии и Швеции, Михаил Бакунин принимал участие в делах так называемого Первого Интернационала (международного общества рабочих). Его попытка основать внутри этого общества, особый революционный союз (alliance), преследовавший цели всемирной анархии, к которому, главным образом, примкнули представители романских народов, вооружили против него вожаков Интернационала, с Карлом Марксом во главе. В 1872 г. на конгрессе в Гааге, Бакунин, вместе со многими товарищами, был исключен из него и подвергся преследованию социал-демократической прессы, в особенности Маркса. Вскоре после того и сам Интернационал распался.

В России анархистское учение Бакунина стало основой идеологии бунтарского народничества . Последние годы своей жизни Михаил Бакунин проводил, главным образом, в Локарно (итальянская Швейцария) в небольшой вилле, подаренной ему одним из его почитателей. Он умер и похоронен в Берне в 1876 г.

Литература о Бакунине

А. И. Герцен, Былое и Думы

«Замечательное десятилетие» П. В. Анненкова, Вестник Европы, 1880 г. №№ 1 – 5

«Бакунин в Швейцарии», Северный Вестник, 1898 г., № 5.


Бакунин Михаил Александрович
Родился: 18 (30) мая 1814 года.
Умер: 19 июня (1 июля) 1876 года.

Биография

Михаил Александрович Бакунин (18 мая 1814, село Прямухино, Новоторжский уезд, Тверская губерния, Российская империя - 19 июня 1876, Берн, Швейцария) - русский мыслитель, революционер, панславист, анархист, один из идеологов народничества. Бакунин считается одной из самых влиятельных фигур анархизма и одним из основателей традиции «социального анархизма».

Ранние годы

Родился в дворянской семье тверского помещика Александра Михайловича Бакунина и Варвары Александровны Бакуниной (урождённой Муравьёвой)[Прим. 1]. Всего в семье Александра Михайловича и Варвары Александровны Бакуниных было десять детей.

Пятнадцати лет от роду, в 1829 году, стал юнкером Петербургского артиллерийского училища. Через три года, в январе 1833 года он был произведён в прапорщики и оставлен в офицерских классах. Однако в июне 1834 года с первого офицерского курса Бакунина отчислили за дерзость, допущенную в отношении начальника училища - генерала И. О. Сухозанета[Прим. 2]. Был направлен на службу в армию в одну из батарей, расположенных в Молодечно Минской губернии. Осенью 1834 года бригаду, в которой служил Бакунин , перевели в Гродненскую губернию.

Кружок Станкевича

Через год, в 1835 году, оказавшись больным, подал в отставку и поселился, вопреки желанию отца, в городе Москва, где, войдя в дружескую связь с кружком Станкевича, отдался изучению германской философии. В этот период Михаил Александрович решает посвятить себя научной деятельности.

С начала 1836 года М. А. Бакунин живёт в Москве, периодически навещая родительское имение и Петербург. Знакомится и часто сближается со многими известными представителями российской интеллигенции. Он - один из главных проповедников философского кружка Станкевича, вхож в знаменитый литературный салон Е. Г. Левашовой, в котором бывали Пушкин и Чаадаев. Поддерживает близкие, хотя и не безоблачные, отношения с Белинским, Боткиным, Катковым, Грановским…

В 1839-40 годах он знакомится с Герценом, Огарёвым.

Со всей страстью отдаётся М. А. Бакунин изучению немецкой классической философии, читает в подлинниках Канта, Фихте и, наконец, Гегеля.

Тогда в кругах русской интеллигенции велось много споров вокруг знаменитого положения этого философа «всё действительное разумно, всё разумное действительно». Бакунин трактует эту формулу в консервативном духе. «Примирение с действительностью во всех отношениях и во всех сферах жизни, - писал он в 1838 году на страницах редактировавшегося Белинским журнала „Московский обозреватель“, - есть великая задача нашего времени».

Отъезд за границу

С 16 июля до 14 ноября 1839 года Михаил Бакунин жил в Петербурге. В эти месяцы он часто бывал в доме А. Я. Панаевой, где собирались В. Г. Белинский, Н. В. Кукольник, И. П. Сахаров, Брюллов и другие известные деятели русской культуры того времени. Бакунин по своему обыкновению знакомил этот кружок с современными сочинениями немецких философов. В этот период Михаил Бакунин интенсивно искал денег для своей поездки за границу, где он хотел продолжить своё философское образование. 22 марта 1840 года он пишет длинное и весьма красноречивое письмо родителям с просьбой разрешить поездку в Берлин и просит дать на неё денег. Его отец дал своё согласие на его поездку, но денег для поездки не дал. Бакунин в отчаянии обратился за помощью к Герцену. Герцен ответил, что он ссужает Бакунину 2000 рублей на неопределённое время. За несколько дней до отъезда произошла ссора с Катковым на квартире Белинского. Бакунин ударил Каткова палкой по спине, а тот его ударил по лицу. Бакунин вызвал Каткова на дуэль, но на другой день одумался и послал ему записку с просьбой перенести место поединка в Берлин, так как по русским законам оставшийся в живых поступал в солдаты. Фактически дело было по существу замято, но все общие приятели: И. И. Панаев, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев, В. П. Боткин, Языков - были в этом инциденте на стороне Каткова. Лишь Герцен держался нейтрально.

С 1840 Михаил Бакунин стал жить за границей, куда выехал (первоначально в Берлин) для изучения немецкой философии, где он слушал лекции учеников Гегеля, а также Шеллинга, выступившего тогда против гегелевской философии в защиту христианского откровения. Основательно изучив Гегеля, в особенности его «Логику», Бакунин вскоре перешёл на сторону так называемых «левых» гегельянцев, издававших в то время «Немецкий ежегодник наук и искусств» («Deutsche Jahrbucher», прежде имевший название «Hallesche Jahrbucher»), в которых Бакунин в 1842 году поместил революционную статью, наделавшую много шума в Германии: «Реакция в Германии» («Die Reaction in Deutschland», под псевдонимом Жюль Элизар - Jules Elizard)[Прим. 3]. В Берлине он сближается с Иваном Тургеневым. В это же время Бакунин издал в Лейпциге брошюру с критикой философии Шеллинга («Schelling und die Offenbarung. Kritik des neuesten Reactionsversuchs gegen die Philosophie»), которая была высоко оценена левыми гегельянцами. В начале своего пребывания в Берлине кроме писем к друзьям (в особенности к Герцену) Михаил Бакунин писал статьи для «Отечественных Записок». Здесь были напечатаны в 1840 году его статья о современной германской философии и корреспонденции из Берлина (в «Смеси»).

В 1842 году у Михаила Бакунина сформировалось твёрдое желание навсегда остаться в Европе и не возвращаться в Россию. Так, в своём письме к брату Николаю 9 октября он писал:

«После долгого размышления и по причинам, которые объяснит тебе Тургенев, я решился никогда не возвращаться в Россию. Не думай, чтобы это было легкомысленное решение. Оно связано с внутренним смыслом всей моей прошедшей и настоящей жизни. Это моя судьба, жребий, которому я противиться не могу, не должен и не хочу.

Не думай также, чтобы мне было легко решиться на это, - отказаться навсегда от отечества, от вас, от всего, что я только до сих пор любил. Никогда я так глубоко не чувствовал, какими нитями я связан с Россией и со всеми вами, как теперь, и никогда так живо не представлялась мне одинокая, грустная и трудная будущность, вероятно ожидающая меня впереди на чужбине, и, несмотря на это, я безвозвратно решился.

Я не гожусь теперешней России, я испорчен для неё, а здесь я чувствую, что я хочу ещё жить, я могу здесь действовать, во мне ещё много юности и энергии для Европы.»

Весной 1842 года Бакунин познакомился с приехавшим в Дрезден и ставшим к тому моменту крайне популярным немецким революционно-демократическим поэтом Гервегом. Они подружились и даже стали снимать одну квартиру на двоих. В начале 1843 года последовал указ о высылке Гервега из Пруссии за его революционные стихи. Бакунин также был взят под наблюдение прусской полицией. Гервег решил вообще покинуть пределы Германии и отправился в Швейцарию. Бакунин уехал вместе с ним.

Начало революционной деятельности

В Швейцарии Бакунин поселился в Цюрихе, где начал общаться в кругу радикально настроенной интеллигенции. Он установил дружеские отношения с семьей профессора медицины Филиппа Фридриха Фохта. Это была свободомыслящая и даже радикально настроенная семья, в которой было четверо взрослых сыновей, со старшим из них Карлом, профессором-натуралистом, впоследствии был близко связан и А. И. Герцен. Бакунин же из сыновей Фохта наиболее близок (в течение всей жизни) был с Адольфом. В 1843 году Бакунин устанавливает связи с германскими и швейцарскими революционерами-коммунистами (в частности, на мировоззрение Бакунина сильное влияние оказал его знакомый того периода Вильгельм Вейтлинг - радикальный революционер-коммунист), о чём вскоре становится известно русскому правительству. На требование правительства вернуться в Россию он ответил отказом.

В 1844 году правительствующий Сенат приговорил «бывшего поручика» Михаила Бакунина, отказавшегося вернуться в Россию, к лишению «дворянского достоинства и всех прав состояния», а также «в случае явки в Россию сослать в Сибирь в каторжную работу». Всё принадлежащее ему в России имущество было конфисковано в казну[Прим. 4].

С 1844 по 1847 год он жил, главным образом, в Париже и здесь близко сошёлся с Прудоном, принимал участие в газете «La Reforme». Весной и летом 1844 года, живя в Брюсселе, Бакунин познакомился с Иохимом Лелевелем - историком и общественным деятелем, лидером революционного крыла польской эмиграции, который ранее участвовал с оружием в руках в польском восстании. Лелевель произвёл большое впечатление на Бакунина. После этого Бакунин стал активно интересоваться польским вопросом и стал формулировать свою собственную программу борьбы за освобождение России и славянства. К этому же периоду жизни в Париже относится и личное знакомство Бакунина с Марксом и его идеями.

29 ноября 1847 года Михаил Бакунин в Париже, на банкете, устроенном в честь участников Польского восстания (1830-1831 годов), произнёс речь направленную «прежде всего против российского самовластия». Об этом становится известно правительству России, и вскоре по требованию русского посла в Париже Бакунин был выслан из Парижа. Он провёл несколько месяцев в Брюсселе, но как только вспыхнула февральская революция во Франции, тотчас же вернулся в Париж и здесь с энергией и страстностью принялся за организацию парижских рабочих. Его энергия показалась опасной даже членам временного правительства, и они поспешили удалить его из Парижа, дав ему поручение в Германию и славянские земли.

В Праге он написал статью «Основы славянской политики», напечатанную в газете «Dziennik Domowy» по-польски и в «Slavische Jahrbucher» за 1848 год (№ 49) по-немецки. В этой статье проводится идея всеславянской федерации, и высказывается мысль о праве каждого её гражданина на участок земли.

Пражское восстание

В июне 1848 года Бакунин принял активное участие в Пражском народном восстании («Святодуховское» восстание, подавленное войсками), на которое он попал, прибыв первоначально в Прагу на Пражский славянский съезд[Прим. 5].

После подавления восстания в Праге Бакунин бежал в Германию, где продолжал поддерживать свои славянские связи и издал по-немецки «Воззвание к славянам» («Aufruf an die Slaven»), направленное против германизаторских стремлений франкфуртского парламента. В этом воззвании он ставит целью европейского революционного движения «учреждение всеобщей федерации европейских республик»

В мае 1849 года он стал одним из руководителей восстания в Дрездене. После подавления восстания Бакунин бежал в Хемниц, где был арестован. Был приговорён Саксонским судом к смертной казни. Он отказался подписать просьбу королю о помиловании, но смертная казнь всё же была заменена ему пожизненным заключением. Вскоре, однако, саксонское правительство выдало его Австрии, где он был в 1851 году вторично судим Австрийским судом и осуждён на смертную казнь за участие в Пражском восстании, но и на этот раз заменённую пожизненным заключением.

Высылка в Петербург

В этом же 1851 году он был выдан австрийским правительством царскому правительству России. Отбывал заключение в Алексеевском равелине Петропавловской крепости (с 1851 по 1854 год) и в Шлиссельбургской крепости (с 1854 по 1857 год).

Находясь в заключении в Петропавловской крепости, Бакунин написал по требованию российского императора Николая I своё известное произведение «Исповедь», в котором изложил свой взгляд на революционное движение и славянский вопрос.

Ссылка в Сибирь

В 1857 году после 7 лет заключения, уступая настойчивым хлопотам семьи Бакунина и после удостоверения врачей, что начавшееся у Бакунина ожирение сердца может привести к скорой смерти, Александр II разрешил перевести его на вечное поселение в Сибирь.

Михаил Бакунин поселился в ссылке в Западной Сибири, в Томске. Первоначально жил и столовался в семье мещанина Бардакова, небольшой деревянный дом которого находился на Магистратской улице, возле дома Самохвалова, где потом стоял дом купца И. И. Смирнова.

В Томске он женился (Бакунина сватал его родственник Муравьев-Амурский) на дочери проживавшего по соседству польского дворянина Ксаверия Квятковского (польск. Ksawery Kwiatkowski) - 18-летней Антонине Квятковской (польск. Antonina Kwiatkowska)[Прим. 6]. Дом, в котором жил М. А. Бакунин, впоследствии был перестроен в камне (современный адрес - № 14 на улице Бакунина).

В дальнейшем по ходатайству Муравьева-Амурского он был переведён в Иркутск[Прим. 7].

Осенью 1861 года Михаил Бакунин совершил побег из Сибири через Японию и Америку в Англию в Лондон, где был принят Герценом в состав издателей «Колокола».

В эмиграции

В Англии он начал свою политическую деятельность обращением к «русским, польским и всем славянским друзьям», в котором он призывал к разрушению существующих, исторически сложившихся и держащихся одним насилием государств, в особенности таких, как Австрия и Турция, а отчасти и Российская империя. Он выражал стремление к мирным федералистическим организациям, идущим снизу вверх, основанным на свободной воле взаимно договаривающихся славянских племён и народов. Вместе с тем, он приглашал все славянские народности принять лозунг тогдашних русских революционеров: «земля и воля» и выражал надежду, что возрожденная «хлопская Польша» откажется от своих исторических притязаний и предоставит малороссам, белорусам, Литве и латышам право свободного самоопределения.

В конце 1862 года выпустил брошюру «Народное Дело. Романов, Пугачёв или Пестель?», в которой писал, что Александр II не понимает своего предназначения и губит дело всей династии. Бакунин утверждал, что если бы царь искренне решился сделаться «земским царем», созвал бы земский собор и принял бы программу «земли и воли», то передовые русские люди и русский народ охотнее всего пошли бы за ним, предпочитая его и Пугачёву, и Пестелю. В этой брошюре впервые ставятся определённые народнические задачи русской передовой молодёжи и затем повторяется та же программа славянского федерализма, которая излагалась в его предыдущих статьях.

В 1862-1863 годах принимал участие в польском восстании. 24 февраля 1863 года приехал в Стокгольм для подготовки польского десанта в районе Паланги (под командованием Лапинского), кончившегося неудачей.

С 1864 по 1868 год жил в Италии (до 1865 года во Флоренции, затем в Неаполе), где организовал целый ряд социалистических организаций, направленных одновременно и против всех существующих исторически сложившихся государств, и против христианского республиканизма Мадзини.

В 1865-1866 годах написал свой программный документ - «Революционный катехизис», который не следует путать с «Катехизисом революционера», написанным позже (в 1869 году) Нечаевым.

В 1867 году участвовал в конгрессе демократической «Лиги мира и свободы» в Женеве и выступил с речью, в которой доказывал невозможность мирной конфедерации существующих государств, основанных на насилии и централизации управления, и требовал их разрушения и замены свободными автономными обществами, организованными «снизу вверх».

В сентябре 1864 года на конференции в Лондоне Карлом Марксом было учреждено Международное товарищество рабочих - I Интернационал. В 1868 году Бакунин вступил в основанный Марксом интернациональный союз рабочих и хлопотал о присоединении к нему «Лиги мира и свободы», но это оказалось невозможным, так как в ней большинство членов не были даже социалистами. С другой стороны, руководители Интернационала вовсе не разделяли анархических взглядов Бакунина и не желали разрушения исторически сложившихся государств[источник не указан 863 дня]. Бакунин, вступив в товарищество с М. А. Караевым, выступил против «государственника» Маркса и начал борьбу за главенство в этой организации, что в конце концов привело к расколу этой организации[источник не указан 863 дня].

Выйдя в 1868 году из «Лиги мира и свободы», Бакунин образовал новую организацию - «Международный альянс социалистической демократии» («Alliance internationale de la Democratie socialiste»). В составе этого союза было учреждено особое тайное интернациональное братство, центральный комитет которого облёк Бакунина диктаторскими полномочиями. В том же 1868 году Бакунин вместе с русским эмигрантом Н. И. Жуковским основал в Цюрихе журнал «Народное Дело», первый номер которого проповедовал противогосударственную программу и признавал умственное освобождение личности возможным только на почве атеизма и материализма, а социально-экономическое освобождение - требующим упразднения всякой наследственной собственности, передачи земли общинам земледельцев, а фабрик, капиталов и прочих орудий производства - рабочим ассоциациям, уравнения прав женщин с мужчинами, упразднения брака и семьи и общественного воспитания детей.

В 1869 году на русском языке выходит издание «Манифеста коммунистической партии» Карла Маркса в переводе Михаила Бакунина.

В 1869 году, когда в России начались крупные студенческие волнения, Бакунин принял деятельное участие в агитации среди молодёжи и сблизился с явившимся за границу Нечаевым, который «привлёк его своею необыкновенной энергией»[источник не указан 863 дня]. Нечаев был приверженцем принципа «цель оправдывает средства» и признавал необходимым орудием революции обман и полное порабощение революционных деятелей, в сущности принципиально резко отличался от Бакунина, но Бакунин во многом ему подчинялся, чем, конечно, в глазах многих сильно скомпрометировал себя[источник не указан 863 дня].

В 1871 году Бакунин принял участие в попытке организации лионской революционной коммуны, причём ему опять приходилось поступаться своими основными взглядами в сторону революционного якобинизма. В 1872 году, на гаагском съезде Интернационала был заслушан подробный доклад Н. Утина, обвинявшего Бакунина в устройстве организаций, не согласных с основными принципами союза, и в участии в безнравственных революционных предприятиях Нечаева. Бакунин был исключён из Интернационала незначительным большинством голосов. Это вызвало крупные несогласия, приведшие в том же году к распаду союза. На стороне Бакунина оказались все южные секции Интернационала и большинство революционных рабочих организаций в романских странах Европы.

В 1872-1876 годах Бакунин жил в Лугано и Локарно. Жил Бакунин в большой нужде, хотя один из его итальянских последователей - Кафиеро купил для него небольшую виллу, а его братья выделили ему к этому времени часть наследственного имущества. В это время Бакунин занимался, главным образом, организацией различных революционных попыток в Италии и изложением своих взглядов в ряде сочинений, из которых ни одно не было вполне закончено.

После разрыва с Нечаевым Бакунин не принимал личного участия в русском революционном движении, однако идеи его среди русских революционеров начала 1870-х годов получили большое распространение, и в сфере революционного народничества бакунисты являлись одной из самых многочисленных групп.

Смерть

Михаил Александрович Бакунин умер 1 июля (19 июня) 1876 года в Берне, в Швейцарии, в больнице для чернорабочих, куда он был помещён по его настоянию. В Берн он приехал из Лугано за несколько недель до смерти и прямо сказал своим друзьям Фогтам, к которым явился, что приехал умирать. «Я приехал сюда, либо чтобы врачи подняли меня на ноги, либо, чтобы навечно закрыли мне глаза», - сказал он своим друзьям. За неделю до смерти Михаил Бакунин перестал есть и пить. В ответ на предложение выпить чашку бульона, сказал: «Подумайте, что вы делаете со мной, заставляя меня его пить; я знаю, чего хочу». Но от гречневой каши не отказался: «Каша - это другое дело». Это были его последние слова.

Михаил Александрович Бакунин похоронен на Бремгартенском кладбище в Берне, и над его могилой Фогтами был поставлен надгробный камень. На его похоронах присутствовало более двух сотен человек: немцы, поляки, швейцарцы. Русских не было.

Сочинения

Гимназические речи Гегеля. Предисловие переводчика (1838)
О философии (1840)
Реакция в Германии (1842)
Кнуто-Германская империя и социальная революция (1871)
Государственность и анархия (1873)
Федерализм, социализм и антитеологизм (1867, не закончена)
Бог и государство (не закончена)
Исповедь (написана в заключении) и др.
М. А. Бакунин. Революционный катехизис
«Исповедь» (Николаю I, написанная по его приказу в Алексеевском равелине Петропавловской крепости) (недоступная ссылка с 12-05-2013 (1002 дня))
в либертарной библиотеке
Сочинения Бакунина на сайте Lib.ru: Классика
М. А. Бакунин. Письмо интернационалам Болоньи
М. А. Бакунин. Личные отношения с Марксом

(см.); принял участие в журнале последнего: «Deutsche Jahrbücher», под псевдонимом Jules Elizard . Статьи М. Б. в этом журнале ( г.): «Die Reaction in Deutschland» обратили на себя внимание; здесь он высказал свое известное изречение: «Die Lust der Zerstörung ist eine schaffende Lust» (страсть к разрушению есть созидающая страсть). В г. М. Б., поселившись в Париже, сошелся с Прудоном , что оказало влияние как на него самого, так и на Прудона, которого он познакомил с философией Гегеля. В г. последовал вызов Б. на родину со стороны русского правительства, которому он не подчинился и таким образом сделался эмигрантом . Сойдясь с польскими эмигрантами, Б. сделался ревностным проповедником польской и общеславянской революции. Некоторое время жил в Швейцарии , вращаясь среди коммунистов и социалистов . Речь, сказанная им в г. в годовщину польского восстания г., повлекла за собою изгнание его из Парижа . После февральской революции ( г.) Бакунин возвратился в Париж . Явившись на славянский конгресс в Праге , Б. принял участие в происшедших там беспорядках и вынужден был бежать в Дрезден . Во вспыхнувшем здесь восстании ( г.) Михаил Бакунин принял близкое участие и был членом революционного правительства; ему, как бывшему артиллеристу, была поручена защита Дрездена. По взятии Дрездена пруссаками Михаил Б. бежал, но был схвачен, заключен в Кенигштейн и приговорен к смертной казни, замененной пожизненным заключением. По требованию австрийского правительства Б. был ему выдан и им приговорен к смертной казни, снова замененной пожизненным заключением в Ольмюце. Здесь Бакунин пробыл недолго и был, как русский подданный, выдан России . До г. Михаил Б. содержался в Петропавловской крепости , затем - в Шлиссельбурге . По воцарении имп. Александра II заключение было заменено ссылкою в Восточную Сибирь , с правом поступления на государственную службу (в г.). В Иркутске Бакунин прожил до г., затем бежал через Японию и Америку в Лондон . Здесь он возобновил свои связи с Герценом и Огаревым , издававшими в то время «Колокол». В г., во время польского восстания, Б. ездил в Швецию с целью организации морской экспедиции к берегам Балтийского моря для оказания помощи восстанию. С основанием международного общества рабочих (см.) Бакунин принял в нем деятельное участие; за это время получили новое распространение анархические идеи его (см. Соц. партии). Попытка Михаила Бакунина основать внутри интернационала особую организацию («Alliance de la démocratie socialiste»), преследовавшую цели мировой анархии , возбудила против него Карла Маркса и других вождей общества. На конгрессе в Гааге () незначительным большинством голосов присутствовавших делегатов (26 против 23) Бакунин был исключен из общества, что повело за собою отпадение от последнего почти всех секций романских стран, ставших на сторону Б. Последние годы жизни Б., здоровье которого было сильно расшатано, проводил в г. Локарно (в Итал. Швейцарии); умер в г. в г. Берне, где и похоронен. Проповедь всеобщего разрушения современного государственного строя и торжество анархии («neue gesetzlose und darum freie Welt», как писал Бакунин уже в г.) была плодом глубокого теоретического убеждения Б. В частной жизни он был человеком замечательно добрым и лично, казалось, совершенно не способным ни к какому акту насилия, чем объясняется и нерасположение его к политическим убийствам. Часть статей Б. вошли в состав сборника, изданного в г. в Цюрихе на французском и русском языках под названием «Государственность и анархия». Более подробный список статей Б. напечатан Nettlau в «Bibliographie de l’Anarchie» (Париж, ).

  • «Michael Bakunin und der Radikalismus» (без имени автора), в журнале «Deutsche Rundschau» (Берл., 1877, X и XII),
  • Grün, «Bakunin» (некролог в «Wage», Берлин , 1876),
  • Nettlau, «The life of M. Bakounine» (т. I, II, часть 1-я, Лонд., 1896-98);
  • его же, «Bakunin in d. Jahren 1848-49» (в «Sozialistische Monatshefte», Берлин, 1898);
  • Thun, «Geschichte d. revol. Bewegungen in Russland» (Лейпциг , 1885);
  • «Bakunin, Michael», статья Gr. Adler’a в «Handwörterbuch d. Staatswissenschaften» (изд. Конрада, т. 2, 129; Иена , 1899);
  • А. И. Герцен. «Былое и думы» («Сочинения Герцена», т. VII-X, Женева , 1879);
  • его же, «Сборник посмертных статей» (Женева, 1874);
  • «Колокол» (изд. Герцена и Огарева, за 1862 г., №№ 119 и 120);
  • П. В. Анненков, «Замечательное десятилетие» («Вестник Европы», 1880, №№ 1-5);
  • «Б. в Швейцарии» («Сев. Вестник», 1898, № 5);
  • «Письма М. А. Б. к А. И. Герцену и Н. П. Огареву», с биографией Б. и примечаниями М. П. Драгоманова (Женева, 1896);
  • «Полное собрание сочинений В. Г. Белинского», под редакцией С. А. Венгерова (т. IV, 547-572; СПб., 1901);
  • Н. Г. Чернышевский , «Очерки гоголевского периода русской литературы» (СПб., 1892; здесь помещено «Предисловие» Б. к «Историч. речам» Гегеля);
  • А. Н. Пыпин, «Белинский»; В. П. Батуринский, «А. И. Герцен, его друзья и знакомые» (т. I, СПб., 1904);
  • Венгеров, «Источники Словаря русских писателей» (т. I).

Примечание: Данный текст является частью статьи Бакунины словаря Брокгауза и Ефрона.

В статье воспроизведен материал из Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона .

Бакунин, Михаил Александрович ( - ), основоположник революционного анархизма . Родился в дворянской семье и был воспитан в духе преданности царю и религии. Служил одно время офицером, но на 22-м году жизни вышел в отставку против воли отца, а потом тайно уехал из отцовского имения в Москву, где под влиянием кружка Станкевича и Белинского (см.) увлекся идеалистической нем. философией, особенно учением Гегеля . Политика его в то время не интересовала.

Находясь в рус. тюрьмах, Б. написал свою «исповедь» Николаю I , а потом подал прошение о помиловании Александру II . В его сослали в Сибирь , в он бежал оттуда и приехал в Лондон . За границей Бакунин снова занялся славянскими делами, помогал польскому восстанию . Затем вступил в I Интернационал , увлекся европейским рабочим движением и стал родоначальником его анархистского крыла. Он основал ряд секций Интернационала во Франции, Швейцарии и Италии, вел оживленную переписку со своими последователями в Испании и Франции и в принял участие в попытке восстания в Лионе . Внутри Интернационала Б. основал свой тайный анархистский интернационал, вел бешеную борьбу против Маркса и в на Гаагском конгрессе был исключен из Интернационала, после чего официально образовал руководимый им анархистский интернационал.

Учение Бакунина можно определить как воинствующий атеизм и анархизм , борьба против бога и государства. В отличие от Маркса, считавшего необходимым завоевание пролетариатом государственной власти, которая после перехода в руки пролетариата станет отмирать естественным путем вместе с отмиранием классов и уничтожением классовой борьбы, Бакунин рекомендовал немедленно после революции уничтожить государственную власть и в корне разрушить всякое государство, всякую политическую организацию, к-рая «всегда ведет роковым образом к отрицанию свободы».

История, по Бакунину, - эволюционный процесс, шествие человечества из «царства животности» в «царство свободы». Атрибутами низшей ступени являются религия и государство. Человек отличается от животного только мышлением, которое вызывает к жизни религию. Государство, олицетворяющее тиранию, эксплуатацию, опирается на фикцию бога. Будущее общество - строй ничем не ограниченной свободы, независимости человека от всякой власти, полного развития всех его способностей. Пронизанная индивидуализмом, анархистская теория Б. во многом соприкасается с учением М. Штирнера . Ошибочно усматривая в государстве основной источник угнетения масс, всех социальных зол, Б. высказывался против всякой государственности; он резко выступал и против какого-либо использования государства рабочим классом, против марксистского учения о диктатуре пролетариата. Отстаивая лозунг «свободной федерации» земледельческих и фабрично-ремесленных ассоциаций, Б. и его последователи отвергали участие в политической борьбе в рамках существующих государств, использование избирательной агитации, парламентов и т.д. Мечтая о социальной революции, Б. не понимал её действительного содержания, её экономических и политических условий, подлинной исторической миссии рабочего класса. Он возлагал главные надежды на крестьянство и на ремесленные полупролетарские слои города, на люмпен-пролетариат. Объективно бакунинский анархизм и бунтарская революционность были отражением недовольства и протеста разоряемых капитализмом мелкобуржуазных масс. Причисляя себя в 60-70-х гг. к материалистам и атеистам, Б., однако, в понимании роли и задач философии был близок к позитивизму О. Конта (см. «Федерализм, Социализм и Антитеологизм», в кн.: Избр. соч., т. 1, Лондон, 1915, с. 125-27). Называя себя сторонником материалистического понимания истории, Б. трактовал марксизм в духе «экономического материализма». В конце 1864 Б. вступил в Международное товарищество рабочих (см. Интернационал 1-й), но фактически вёл работу против Интернационала, создав тайное «Интернациональное братство» анархистского характера. В 1868 в Швейцарии основал анархистскую организацию «Международный альянс социалистической демократии» (L"Alliance Internationale de la democratic Socialiste), добиваясь принятия её в Интернационал как самостоятельной международной организации. Встретив отказ и объявив о роспуске открытого «Альянса», Б. и его сторонники на самом деле сохранили свой тайный союз и при его посредстве всячески стремились овладеть руководством в Интернационале. Систематическая раскольническая кампания Б. против руководимого К. Марксом Генерального совета Интернационала наносила серьёзный ущерб международному рабочему движению и угрожала самому существованию Интернационала. На Гаагском конгрессе (1872) Б. был исключен из Интернационала.

С русским революционным движением связи Б. снова стали активными в 1868-70. Под его редакцией в 1868 в Женеве вышел первый номер журнала «Народное дело». В 1869 Б. вступил в тесные отношения с С. Г. Нечаевым , через которого рассчитывал распространить на Россию влияние тайной анархистской международной организации. К 1869-70 относится ряд печатных обращений Б. к русской демократической молодёжи. В 1873 появилась книга Бакунина «Государственность и анархия», которая оказала значительное идейное влияние на народническое революционное движение. Б. называл русского крестьянина прирождённым социалистом и доказывал существование «русского народного идеала», главные черты которого он видел в общинном землевладении, в самой идее «права на землю», присущей русскому крестьянину. Он внушал молодёжи веру в глубокую и неистощимую революционность крестьянских масс. Уверяя, что «ничего не стоит поднять любую деревню», Б. подчёркивал недостаточность «частных вспышек» (хотя считал и их безусловно полезными) и указывал революционной интеллигенции задачу установления «всеми возможными средствами... живой бунтовской связи между разъединёнными общинами». Под прямым воздействием Б. сложилось бунтарское бакунистское направление в народническом движении 70-х гг. и преобладало в нём в течение ряда лет. По существу в условиях России того времени бакунизм был одним из проявлений революционного демократизма, выражавшего чаяния и мечтания угнетённых крестьянских масс. Бакунистское направление в народническом движении имело различные оттенки и претерпело на протяжении 70-х гг. заметную эволюцию (см. Народничество). Помимо чисто бакунистских кружков (С. Ф. Ковалика и др.), бакунистское влияние сказалось в деятельности долгушинцев , отчасти чайковцев , во «Всероссийской социально-революционной организации» (кружок «москвичей»). Взгляды Б. оказали влияние на программу и тактику «Земли и воли» 70-х гг. Всестороннее и последовательное преодоление бакунизма связано с появлением русской социал-демократии.

Против анархистских взглядов Бакунина и его дезорганизаторской деятельности в европейском рабочем движении настойчиво боролись К. Маркс и Ф. Энгельс . Г. В. Плеханов подверг критике главные основы обществ, мировоззрения Б. и показал утопический характер его взглядов на социально-экономический уклад России. Против анархизма, во всех его формах, боролся В. И. Ленин, считавший анархизм и, в частности, бакунизм порождением отчаяния, миросозерцанием мелкого буржуа. Вскрывая теоретическую несостоятельность бакунизма и его вредное влияние в международном рабочем движении, Ленин вместе с тем вполне признавал вклад в революционную борьбу в России народников-бакунистов 70-х гг. 19 в.

Сочинения: Избр. соч., т. 1-5, П.-М., 1919-21; Собр. соч. и писем, т. 1-4, М., 1934-35.

Литература:

  • Маркс К. и Энгельс Ф., Мнимые расколы в Интернационале, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18;
  • Марк с К. и Энгельс Ф., Альянс социалистической демократии и Международное товарищество рабочих, там же;
  • Энгельс Ф., Бакунисты за работой, там же;
  • его же, Эмигрантская литература, там же;
  • Маркс К., Конспект книги Бакунина «Государственность и анархия», там же;
  • Маркс К., Ф. Энгельс и революционная Россия, М., 1967;
  • Ленин В. И., «Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?», Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1;
  • его же, Анархизм и социализм, там же, т. 5;
  • его же. Памяти Герцена, там же, т. 21;
  • его же, Государство и революция, там же, т. 33;
  • Плеханов Г. В., Наши разногласия. Соч., т. 2, М., [б. г.];
  • его же, Анархизм и социализм, Соч., т. 4, М., [б. г.];
  • Стеклов Ю., М. А. Бакунин. Его жизнь и деятельность, т. 1-4, М.-Л., 1926-27;
  • История Коммунистической партии Советского Союза, т. 1, М., 1964;
  • Революционное народничество 70-х годов 19 в., т. 1-2, М.-Л., 1964-65;
  • Левин Ш. М., Общественное движение в России в 60-70-е годы XIX в., М., 1958;
  • Колпинский Н. Ю. и Твардовская В. А., Бакунин в русском и международном освободительном движении, «Вопросы истории», 1964, № 10;
  • Итенберг Б. С., Движение революционного народничества, М., 1965;
  • Первый Интернационал, ч. 1-2, М., 1964- 1965; Пирумова Н., Бакунин, [М., 1970];
  • Venturi F., II populismo russo, v. 1--2, , 1952;
  • Lequien E., Bakounine et ie marxisme, «Revue d"histoire economique et sociale», 1954, v. 32, № 4, p. 389-412;
  • Lamport E., М. Bakunin (1814-1876), в его кн.: Studies in rebellion, L., 1957.

Ш. М. Левин.

Эта статья или раздел использует текст