Биография, Станюкович Константин Михайлович. Полные и краткие биографии русских писателей и поэтов


Еще с конца 1860-х Станюкович был внесен в список неблагонадежных и фактически стал поднадзорным, а с весны 1883 на него было заведено особое дело. Выезды Станюковича для лечения за границу обратили на себя внимание полиции, следившей в Женеве и Париже за его встречами с русскими эмигрантами-революционерами, которых он привлекал к участию в журнале.


Русский писатель. Константин Михайлович Станюкович родился 30 марта (по старому стилю -18 марта) 1843 (в некоторых источниках указан 1844) в Севастополе, в семье потомственного моряка, адмирала русского флота, командира севастопольского порта, севастопольского военного губернатора Михаила Николаевича Станюковича. Семья принадлежала к старинному дворянскому роду Станюковичей - одной из ветвей литовского рода Станьковичей; Демьян Степанович Станюкович вступил в русское подданство в 1656 при покорении Смоленска. Михаил Николаевич Станюкович (1786-1869) являлся праправнуком Демьяна Степановича. Мать Константина Михайловича - Любовь Федоровна Митькова (1803-1855), дочь капитан-лейтенанта Митькова. В семье было восемь детей: Николай (1822-1857), Александр (1823-1892), Михаил (р. 1837), Константин (1843-1903), Ольга (р. 1826), Анна (1827-1912), Екатерина (1831-1859), Елизавета (1844?-1924).

В 1856 Константин Станюкович был зачислен кандидатом в петербургский Пажеский корпус, а в ноябре 1857 по просьбе отца переведен в Морской кадетский корпус, где учился до 1860, несмотря на то, что карьера моряка его не привлекала. За несколько месяцев до выпуска из корпуса Константин Станюкович объявил отцу о своем решении отказаться от карьеры военного моряка и поступить в университет. Не поверивший в твердость намерений младшего сына, адмирал, потерявший в 1857 старшего сына Николая (капитан-лейтенанта) и желавший сохранить во флоте свое имя, добился назначения кадета Константина Станюковича в кругосветное плавание. В октябре 1860 корвет "Калевала" ушел в трехгодичное кругосветное плавание, о котором в 1895 Станюкович рассказал в повести "Вокруг света на "Коршуне". 4 августа 1863 начальник эскадры Тихого океана, известный адмирал А.А. Попов, отправил его курьером с бумагами к великому князю Константину Николаевичу и к морскому министру из Сингапура в Петербург, и 28 сентября Константин Станюкович прибыл в Петербург. При больших связях отца способному моряку предстояла блестящая карьера, но Станюкович решил бросить службу и в 1864 мичман 11 флотского экипажа вышел в отставкус производством в чин лейтенанта. Для получения отставки необходимо было согласие его отца; получение этого согласия повлекло за собой полный разрыв с отцом и потерю наследства. В своем письме сыну, пригрозившему адмиралу тем, что в случае отказа тот устроит так, что его просто исключат из службы, Михаил Николаевич написал: "Позора не желаю и против ветра плыть не могу... Выходи в отставку и забудь отныне, что ты мой сын!"

В ноябре 1865 Константин Станюкович уехал из Петербурга и год провел в качестве народного учителя в селе Чаадаеве Муромского уезда Владимирской губернии. Скудные литературные заработки, женитьба летом 1867 и рождение через год первой дочери Наташи заставили Станюковича поступить на частную службу, которую он оставил только в 1870-х годах. Летом 1869 он поступил на службу в управление Курско-Харьковско-Азовской железной дороги и, оставив семью в Петербурге, уехал в Курск. Около полутора лет он служил на железной дороге, затем три года - в Петербургском Обществе взаимного поземельного кредита, два с половиной года в Ростове-на-Дону в Волжско-Донском обществе управляющим пароходством по реке Дону и Азовскому морю.

Литературные произведения Станюковича в печати впервые появились в 1859 (в некоторых источниках - 1861) в журнале "Северный цветок". Позднее он сотрудничал с несколькими петербургскими изданиями: в "Искре", "Будильнике", "Эпохе", "Женском Вестнике", газете "Гласность", в 1872 начал работать в журнале "Дело". В 1874-1884 печатался под псевдонимом "Откровенного писателя", под псевдонимом Пимен печатал воскресные фельетоны в "Новостях", "Молве" и "Порядке". Литературную известность Станюкович приобрел в конце 1870-х после опубликования в "Деле" нескольких рассказов и романов. В 1877-1879 Константин Станюкович находился за границей. В 1881, после смерти редактора журнала "Дела" Благосветлова, Станюкович вместе с Шелгуновым и Бажиным становится соредактором журнала, а в декабре 1883 приобретает его в собственность. Еще с конца 1860-х Станюкович был внесен в список неблагонадежных и фактически стал поднадзорным, а с весны 1883 на него было заведено особое дело. Выезды Станюковича для лечения за границу обратили на себя внимание полиции, следившей в Женеве и Париже за его встречами с русскими эмигрантами-революционерами, которых он привлекал к участию в журнале. В 1884 Станюкович, ездивший весной в Ментону (юг Франции) за своей безнадежно больной дочерью Любой, был арестован на границе с Россией и препровожден в Петропавловскую крепость. В 1885 издание журнала "Дело" было прекращено, а Станюкович, просидевший несколько месяцев в доме предварительного заключения, весной 1885 был сослан административным порядком на три года в Томскую губернию. В Сибири им были написаны первые морские рассказы (повесть "Василий Иванович" и рассказ "Беглец"), напечатанные (сначала под псевдонимом М. Костина) в "Вестнике Европы", "Северном Вестнике" и "Русской Мысли".

Вернувшись из ссылки в феврале 1889, Станюкович возобновил свои "Письма знатных иностранцев" в "Русской Мысли", писал фельетоны в "Сыне Отечества", напечатал ряд романов в "Вестнике Европы", "Русской Мысли", "Русском Богатстве", "Русской Жизни". С 1892 становится вторым редактором "Русского богатства" - журнала, куда перешло большинство сотрудников закрытых правительством "Отечественных записок". В декабре 1896 отмечался юбилей Станюковича в связи с тридцатипятилетием его литературной деятельности и Санкт-петербургский комитет грамотности присудил Константину Михайловичу Станюковичу золотую медаль имени Погоского (за "Морские рассказы"). В 1897 начало печататься полное собрание сочинений Константина Станюковича.

Большим ударом для Станюковича была в 1898 смерть его шестнадцатилетнего сына Константина и Константин Михайлович прекратил литературную деятельность. В 1900 врачи отправили тяжело заболевшего писателя на лечение в Крым. Возвратившись, Станюкович продолжал много работать, но осенью 1902, после сдачи в журнал "Юный читатель" последних страниц "Севастопольского мальчика", Константин Михайлович с сильным мозговым переутомлением и общим нервным расстройством был выну уехать в Италию. Прожив сначала в Риме, переехал в Неаполь. Борясь с прогрессирующей слепотой, Станюкович продолжал писать. Умер Константин Михайлович Станюкович 20 мая (по старому стилю - 7 мая) 1903 в Неаполе. Похоронен в Неаполе.

Жена Константина Михайловича Станюковича - Любовь Николаевна Арцеулова (1845-1907). Дети: Наталья (1868-1903), Любовь (1871-1884), Зинаида (1872-1932?), Мария (1875-1942), Константин (1882-1898).

Русская литература XIX века

Константин Михайлович Станюкович

Биография

Станюкович Константин Михайловичродился 30 марта (по старому стилю - 18 марта) 1843 (в некоторых источниках указан 1844) в Севастополе, в семье потомственного моряка, адмирала русского флота, командира севастопольского порта, севастопольского военного губернатора Михаила Николаевича Станюковича. Семья принадлежала к старинному дворянскому роду Станюковичей - одной из ветвей литовского рода Станьковичей; Демьян Степанович Станюкович вступил в русское подданство в 1656 при покорении Смоленска. Михаил Николаевич Станюкович (1786−1869) являлся праправнуком Демьяна Степановича. Мать Константина Михайловича - Любовь Федоровна Митькова (1803−1855), дочь капитан-лейтенанта Митькова. В семье было восемь детей: Николай (1822−1857), Александр (1823−1892), Михаил (р. 1837), Константин (1843−1903), Ольга (р. 1826), Анна (1827−1912), Екатерина (1831−1859), Елизавета (1844?-1924).

В 1856 Константин Станюкович был зачислен кандидатом в петербургский Пажеский корпус, а в ноябре 1857 по просьбе отца переведен в Морской кадетский корпус, где учился до 1860, несмотря на то, что карьера моряка его не привлекала. За несколько месяцев до выпуска из корпуса Константин Станюкович объявил отцу о своем решении отказаться от карьеры военного моряка и поступить в университет. Не поверивший в твердость намерений младшего сына, адмирал, потерявший в 1857 старшего сына Николая (капитан-лейтенанта) и желавший сохранить во флоте свое имя, добился назначения кадета Константина Станюковича в кругосветное плавание. В октябре 1860 корвет «Калевала» ушел в трехгодичное кругосветное плавание, о котором в 1895 Станюкович рассказал в повести «Вокруг света на «Коршуне». 4 августа 1863 начальник эскадры Тихого океана, известный адмирал А. А. Попов, отправил его курьером с бумагами к великому князю Константину Николаевичу и к морскому министру из Сингапура в Петербург, и 28 сентября Константин Станюкович прибыл в Петербург. При больших связях отца способному моряку предстояла блестящая карьера, но Станюкович решил бросить службу и в 1864 мичман 11 флотского экипажа вышел в отставкус производством в чин лейтенанта. Для получения отставки необходимо было согласие его отца; получение этого согласия повлекло за собой полный разрыв с отцом и потерю наследства. В своем письме сыну, пригрозившему адмиралу тем, что в случае отказа тот устроит так, что его просто исключат из службы, Михаил Николаевич написал: «Позора не желаю и против ветра плыть не могу… Выходи в отставку и забудь отныне, что ты мой сын!»

В ноябре 1865 Константин Станюкович уехал из Петербурга и год провел в качестве народного учителя в селе Чаадаеве Муромского уезда Владимирской губернии. Скудные литературные заработки, женитьба летом 1867 и рождение через год первой дочери Наташи заставили Станюковича поступить на частную службу, которую он оставил только в 1870-х годах. Летом 1869 он поступил на службу в управление Курско-Харьковско-Азовской железной дороги и, оставив семью в Петербурге, уехал в Курск. Около полутора лет он служил на железной дороге, затем три года - в Петербургском Обществе взаимного поземельного кредита, два с половиной года в Ростове-на-Дону в Волжско-Донском обществе управляющим пароходством по реке Дону и Азовскому морю.

Литературные произведения Станюковича в печати впервые появились в 1859 (в некоторых источниках - 1861) в журнале «Северный цветок». Позднее он сотрудничал с несколькими петербургскими изданиями: в «Искре», «Будильнике», «Эпохе», «Женском Вестнике», газете «Гласность», в 1872 начал работать в журнале «Дело». В 1874-1884 печатался под псевдонимом «Откровенного писателя», под псевдонимом Пимен печатал воскресные фельетоны в «Новостях», «Молве» и «Порядке». Литературную известность Станюкович приобрел в конце 1870-х после опубликования в «Деле» нескольких рассказов и романов. В 1877-1879 Константин Станюкович находился за границей. В 1881, после смерти редактора журнала «Дела» Благосветлова, Станюкович вместе с Шелгуновым и Бажиным становится соредактором журнала, а в декабре 1883 приобретает его в собственность. Еще с конца 1860-х Станюкович был внесен в список неблагонадежных и фактически стал поднадзорным, а с весны 1883 на него было заведено особое дело. Выезды Станюковича для лечения за границу обратили на себя внимание полиции, следившей в Женеве и Париже за его встречами с русскими эмигрантами-революционерами, которых он привлекал к участию в журнале. В 1884 Станюкович, ездивший весной в Ментону (юг Франции) за своей безнадежно больной дочерью Любой, был арестован на границе с Россией и препровожден в Петропавловскую крепость. В 1885 издание журнала «Дело» было прекращено, а Станюкович, просидевший несколько месяцев в доме предварительного заключения, весной 1885 был сослан административным порядком на три года в Томскую губернию. В Сибири им были написаны первые морские рассказы (повесть «Василий Иванович» и рассказ «Беглец»), напечатанные (сначала под псевдонимом М. Костина) в «Вестнике Европы», «Северном Вестнике» и «Русской Мысли».

Вернувшись из ссылки в феврале 1889, Станюкович возобновил свои «Письма знатных иностранцев» в «Русской Мысли», писал фельетоны в «Сыне Отечества», напечатал ряд романов в «Вестнике Европы», «Русской Мысли», «Русском Богатстве», «Русской Жизни». С 1892 становится вторым редактором «Русского богатства» - журнала, куда перешло большинство сотрудников закрытых правительством «Отечественных записок». В декабре 1896 отмечался юбилей Станюковича в связи с тридцатипятилетием его литературной деятельности и Санкт-петербургский комитет грамотности присудил Константину Михайловичу Станюковичу золотую медаль имени Погоского (за «Морские рассказы»). В 1897 начало печататься полное собрание сочинений Константина Станюковича.

Большим ударом для Станюковича была в 1898 смерть его шестнадцатилетнего сына Константина и Константин Михайлович прекратил литературную деятельность. В 1900 врачи отправили тяжело заболевшего писателя на лечение в Крым. Возвратившись, Станюкович продолжал много работать, но осенью 1902, после сдачи в журнал «Юный читатель» последних страниц «Севастопольского мальчика», Константин Михайлович с сильным мозговым переутомлением и общим нервным расстройством был выну уехать в Италию. Прожив сначала в Риме, переехал в Неаполь. Борясь с прогрессирующей слепотой, Станюкович продолжал писать. Умер Константин Михайлович Станюкович 20 мая (по старому стилю - 7 мая) 1903 в Неаполе. Похоронен в Неаполе.

Жена Константина Михайловича Станюковича - Любовь Николаевна Арцеулова (1845−1907). Дети: Наталья (1868−1903), Любовь (1871−1884), Зинаида (1872−1932?), Мария (1875−1942), Константин (1882−1898).

Среди произведений Константина Михайловича Станюковича - фельетоны, очерки, рассказы, пьесы, повести, романы: «Из кругосветного плаванья» (1867; сборник очерков о жизни моряков), «На то щука в море, чтобы карась не дремал», (1871; пьеса была запрещена накануне представления по особому ходатайству железнодорожных дельцов), «Письма знатных иностранцев» (переписка попавшего в Россию англичанина со своей женой), «Картинки общественной жизни», «Без исхода» (1871−1872; первый роман), «Похождения одного благонамеренного молодого человека, рассказанные им самим» (1879), «Два брата» (1880; роман; впервые - в журнале «Дело»), «Благотворительная комедия» (1880; рассказ), «Омут» (1881; роман), «Беглец» (1886; первый рассказ из серии «Морские рассказы»; впервые - в журнале «Северный вестник» под псевдонимом М. Костин), «Василий Иванович» (1886; первая повесть из серии «Морские рассказы»; впервые - в журнале «Вестник Европы»), «Морские рассказы» (1886−1902), «В далекие края» (1886; впервые - в журнале «Русская мысль»), «Бесшабашный» (1891), «Пассажирка» (1892; впервые - в газете «Русские ведомости»), «Маленькие моряки» (1893; автобиографическая повесть), «Беспокойный адмирал» (1894; повесть), «Вокруг света на «Коршуне» (1895; повесть), «Жрецы» (1897; роман), «История одной жизни» (1895; роман; впервые - в журнале «Мир божий»), «Матроска» (1895; впервые - в газете «Русские ведомости»), «Шутка» (1898), «Утро» (1901), «Собака» (1902), «Берег» и море» (1902), «Севастопольский мальчик» (1902; повесть; впервые - в журнале «Юный читатель»), «Откровенные», «Равнодушные», «Похождения одного матроса», «Женитьба Пинегина», «Червонный валет» (повесть), «Наши нравы» (роман), «В мутной воде» (роман), «В места не столь отдаленные» (роман).

30 марта 1843 года в городе-герое Севастополе, в семье командира севастопольского порта, родился русский писатель Станюкович Константин Михайлович. Предки его были литовскими дворянами.

В 1856 году поступил в петербургский Пажеский корпус. Пребывание там оказалось недолгим и в 1857 году, по просьбе отца, его перевели в Морской кадетский корпус. Идти по стопам отца он не хотел и решил бросить учёбу за пару месяцев до выпуска. Узнав об этом, отец отправляет его в трёхгодичное кругосветное плавание. После возвращения в Петербург, Станюкович подаёт в отставку, что повлекло за собой ссору с отцом.

В 1865 году он покидает Петербург и переезжает во Владимирскую область в село Чаадаев, где устраивается учителем. Летом 1867 года он жениться и ему приходиться работать на железной дороге.

Своей литературной деятельностью Станюкович в конце 1860-х годов привлёк внимание правительства, и наблюдали за ним в его поездках в Женеве и Париже. С 1877 года Константин Станюкович два года проживает за границей. В 1883 году он становится владельцем журнала "Дело". Через два года в 1885 году он подвергается аресту и сослан на три года в Томскую губернию.

В 1898 году умер его сын, и Константин Михайлович прекратил публиковаться. Здоровье его сильно ухудшилось, и врачи посоветовали ему уехать в Крым. Там он успешно издаётся в различных журналах ещё около года, но его прогрессирующая слепота не позволяет ему больше писать. Станюкович переезжает в Рим, а затем и вовсе в Неаполь, где его 20 мая 1903 года и настигла смерть.

В русской литературе это имя неразрывно связано с жанром маринистики. Стало почти банальностью утверждение, что в русском искусстве есть два непревзойдённых певца морской стихии, равных по таланту: в живописи - Иван Айвазовский, в литературе - Станюкович. Константин Михайлович был выходцем из рода потомственных моряков.

Казалось бы, о чем ещё мог писать он, сам успешно начинавший карьеру морского офицера, когда ощутил тягу к литературному творчеству? Между тем, свою главную тему он нашел далеко не сразу.

Сын адмирала

Он родился в 1843 году в городе, олицетворявшем морскую славу России - в Севастополе. Отец - адмирал Михаил Николаевич Станюкович - занимал пост военного губернатора и коменданта севастопольского военного порта. «Грозный адмирал», как назовет его впоследствии сын-писатель, считал морскую службу лучшим делом для мужчины, строгий военный порядок - самым правильным способом организации жизни, подходящим и для семьи. Потомок древнего дворянского польско-литовского рода Станьковичей, он обладал железной волей и сильным характером. Морское дело было древней семейной традицией: даже его жена Любовь Федоровна была дочерью морского офицера.

Династия должна быть продолжена - в этом был убежден адмирал Станюкович. Константин Михайлович, с детства бывший бойким и сообразительным ребенком, стал в этом отношении главной надеждой отца. Тот предпринял меры для первоначального образования сына, приставив к нему в качестве наставника и домашнего учителя хорошо образованного, происходившего из петербургской интеллигенции Ипполита Матвеевича Дебу. Он был сослан на службу рядовым солдатом, после отбытия ссылки. Ссылка была альтернативой смертной казни по (1949) - либерального кружка молодых социалистов под руководством Михаила Буташевича-Петрашевского, где соратником Дебу по кружку был Ф. М. Достоевский. Дебу не внушал своему десятилетнему ученику своих радикальных взглядов, зато привил ему вкус к хорошей литературе.

Медаль за оборону Севастополя

В 1853 году началась ставшая символом накопившихся в России общественных проблем, связанных с бездарной политикой самодержавия, душившего надежды передовых слоёв народа на реформы, ожидавшиеся еще после победы в войне 1812 года. Это выльется потом в революционное движение 1860-х, влияния которого не избежит и Станюкович. Константин Михайлович будет сочувствовать реформаторским идеям, а пока ему 11 лет, и он наблюдает приближавшиеся к Севастополю англо-французские войска.

Во время обороны города Константин находится при отце и часто выполняет обязанности курьера, доставляет медикаменты на перевязочный пункт и т. д. Он своими глазами наблюдает героизм русских моряков и трагедию сдачи города, видит легендарных руководителей обороны - адмиралов Корнилова и Истомина. Когда после эвакуации из осажденной базы Черноморского флота в 1856 году он зачисляется в Петербургский пажеский корпус, он получает там медали «В память о Восточной войне» и «За защиту Севастополя». По ходатайству отца, мечтающего о военно-морской карьере сына, в 1857 году Станюкович становится кадетом Морского корпуса.

Конец офицерской карьеры

К началу 1860-х он уже заражен страстью к словотворчеству. В 1859 году выходит журнал «Северный цветок» с его первой публикацией - стихотворением «Отставной солдат». Через год между Константином Михайловичем и отцом вспыхивает конфликт, положивший начало холодности в их взаимоотношениях, которая окончится через некоторое время полным разрывом. Сын объявляет о своём решении перевестись в гражданское учебное заведение - в Петербургский университет, против чего резко возражает адмирал Станюкович. Константин Михайлович будет вынужден отправиться в кругосветное путешествие на корвете «Калевала», в экипаж которого он будет зачислен по настоянию отца осенью 1860 года.

Старый моряк надеется, что на крепком океанском ветру голова его сына очистится от разной чепухи, и династия флотоводцев Станюковичей продолжится. Но для Константина участие в трехгодичной кругосветке - лишь способ набраться новых знаний и впечатлений для своей писательской работы. А она уже началась: в популярном издании «Морской сборник» печатаются статьи и очерки гардемарина Станюковича, а в свободное от службы время он неутомимо записывает свои впечатления от увиденного и услышанного.

Выход в отставку

В 1864 году мичман Станюкович, преодолев активное противодействие отца, увольняется из флота. Начало новой жизни складывается нелегко. Он начинает активное сотрудничество с различными изданиями - «Голос», «Петербургский листок», «Будильник» и др. В «Морском сборнике» опубликован рассказ Константина Станюковича «Шторм». Но вскоре следует женитьба на Любови Николаевне Арцеуловой, затем рождение первой дочери, и перед молодым писателем встает задача достойного материального обеспечения семьи. Для этого он несколько раз поступает на службу в различные департаменты.

В творческом плане для Станюковича продолжаются поиски стиля и главной темы. Хотя его впечатления о морской службе, вышедшие отдельной книгой в 1867 году под названием «Из кругосветного плаванья», были встречены с интересом, он все больше проникается желанием писать на общественно-политические темы. Он чувствует правоту идей, которые высказывают вдохновители набирающего всё большую силу революционного движения, особенно его радикального крыла - народничества. Одно время он даже работает учителем в начальной школе одного из сел Муромского уезда.

Редактор журнала «Дело»

Постепенно морская тема отходит на второй план. С 1872 года Станюкович начинает активно работать в журнале «Дело», а с 1877 года уже в каждом номере публикуются его статьи и фельетоны. Среди них «Письма знатного иностранца» и «Картинки общественной жизни», которые приносят Станюковичу известность жесткого критика российской действительности после реформ 1861 года. Сходным темам посвящены романы «Омут» и «Два брата», вышедшие в начале 80-х годов.

В 1880 году Станюкович становится одним из редакторов «Дела», а через три года - его главным редактором. Он уже обладает определенным весом и авторитетом у сторонников революционных преобразований, а официальной властью и полицейскими органами характеризуется как «личность противоправительственного образа мыслей».

Арест и ссылка

В начале 80-х писатель несколько раз выезжает за границу в связи с болезнью старшей дочери. Там он встречается с группой политических эмигрантов из России, в том числе самого радикального толка, среди которых были народовольцы - непосредственные участники и организаторы терактов против видных царских чиновников - С. Кравчинский, В. Засулич и др.

Это не могло пройти мимо внимания полиции, особенно после покушения 1 марта 1881 года на Александра II, и в апреле 1884 года Станюкович был арестован и помещен в казематы Петропавловской крепости. Это произошло при возвращении писателя из-за заграницы, совершенно неожиданно, и семья некоторое время не знала о его местонахождении. Начинается долгое дознание, закончившееся только через год.

Второе рождение

В 1885 году писатель высылается на три года в Сибирь под полицейский надзор и поселяется в Томске. Здесь и произошло настоящее рождение великого писателя-мариниста. Он много работает, создаёт и произведения с описаниями сибирского быта, но главной темой его повестей и рассказов становится жизнь военных моряков.

Появляются его знаменитые шедевры из сборника «Морские рассказы»: «Человек за бортом!», «На каменьях», «Побег» и др. Читатели и прогрессивная критика отмечали, что проза Станюковича увлекательна не только духом морской романтики, точностью и достоверностью в самых небольших деталях, но и гуманистическим характером, стремлением к справедливости, вниманием к простому человеку.

«Он не только чувствовал, он жил морской жизнью»

После возвращения из ссылки в 1888 году Станюковича ожидает в столице восторженный приём, вызванный громким успехом его «Морских рассказов». О его сборнике положительно отзываются и профессиональные моряки, и литераторы. Первым нравится мастерское отображение трудного морского быта, вторым - ясный и внятный язык, удивительная новизна сюжетных ходов. Такие рассказы, как «Человек за бортом!», «Между своими», «Гибель Ястреба» и др., отмечались за точность человеческих характеров, правдивость поступков, определяемых сложностью жизненных обстоятельств. В них действуют живые люди, значительность которых не зависит от происхождения или образования.

Положительные отзывы о рассказах Станюковича размещались в изданиях самых разных политических взглядов. «Максимка», «Американская дуэль», «Истинно русский человек» и другие произведения находили понимание у славянофилов, восхищавшихся обнаруженной в них гордостью за высокие нравственные качества русских матросов. Доброта, отвага и бесшабашность их цельной души имели для них явственные национальные истоки. «Червонный валет», «В далекие края», по мнению других, содержали высоты духа, которые имеют общечеловеческую ценность. Общим было мнение о воспитательной и образовательной ценности прозы Станюковича.

Наследие и память

Последние годы жизни писателя были наполнены упорным трудом, уважением коллег, любовью читателей, болезнями и потерей близких. Константин Михайлович Станюкович, биография которого оставалась тесно связанной с Россией от первого до последнего вздоха, умер в Неаполе, в 1903 году.

Он не считается гением русской словесности уровня Толстого, Достоевского или Чехова, но без пронизанной морскими ветрами прозы Станюковича русская литература XIX века лишилась бы значительной части своей широты и многогранности. И в наше время ею увлекаются взрослые и дети, по рассказам и повестям великого мариниста снимаются фильмы, и сегодня они зовут в море будущих мореходов.

Больше всего я благодарна Академии именно за такие книги. Не только потому что в последние дни страноведческого пути в мою копилку добавились и морские приключения, но и потому что, в отличие от более популярных произведений, которым рано или поздно всё равно пришёл бы свой черёд, как раз в случае с менее известными книгами я понимаю, что до них могли бы вообще никогда не дойти руки. Хотя я влюбилась в добрые и светлые рассказы Константина Михайловича Станюковича, и было бы очень жаль обойти их вниманием. Кстати, большую часть книги я была уверена, что буду описывать книгу как добрейшую, но последние 3 рассказа немного повлияли на эту характеристику. В них уже нет той детской оптимистичности, а порой происходят жуткие трагедии по чьей-то идиотской прихоти. Но обо всём по порядку.

1. «ЧЕЛОВЕК ЗА БОРТОМ!»
Надо сказать, каждый рассказ посвящён какой-то своей, локальной теме, не повторяющейся в последующих. В данном случае затронут вопрос воровства на борту. Прямо как в детективе, когда действие происходит в закрытом пространстве, здесь тоже подозреваемых не так чтобы очень много. А точнее, всего один – человек с основательно подмоченной репутацией, за которым подобных грехов водилось великое множество. И как бы он ни клялся в непричастности, битым всё равно окажется. Основная идея рассказа сводится к вопросу, повлияет ли на вечно третируемого воришку впервые произнесённое ласковое слово, которое, как известно, и кошке приятно.

2. УЖАСНЫЙ ДЕНЬ
Во втором рассказе морская тема уже меньше напоминает лишь удачные декорации, ведь он посвящён такой серьёзной теме, как опасный шторм. И здесь Станюковичу, волею отца отправленному на флот, где пришлось совершать и «дальние» (как зовут моряки кругосветные путешествия), было где разгуляться. Мне приглянулась яркость описаний в этом сборнике, особенно в этом рассказе, имеющем не особо оригинальный сюжет, но замечательно написанном, так, что действительно веришь и чувствуешь на лице солёные брызги. Изюминка рассказа – иногда испытания настолько суровы, что можно за несколько часов поседеть.

3. КУЦЫЙ
Жалостливый рассказ про приблудившуюся к одному из моряков собачонку с тяжёлой судьбой и отрезанным хвостом, которую он пожалел и взял с собой на борт. Большинство героев Станюковича – люди сердобольные, так и в этом случае все пёсика любили и всегда были рады посмеяться над его проделками, пока не пришла «новая метла», поставившая под угрозу жизнь несчастного. Этот рассказ я, наверное, прочитала быстрее всего, потому что очень тревожилась за судьбу Куцего.

4. ПОБЕГ
Единственный рассказ, происходивший и не на море вовсе (хотя и по названию можно было догадаться, куда особо-то убежишь с судна). В нём особенно остро чувствуется историчность, потому что речь идёт о тюрьме для морских служащих, куда могли попасть не только за реальные провинности, но и за минимальную грубость в отношении капитана. Ничего не имею против элементарной субординации, но ведь в то время капитаны могли избивать подчинённых так, что они по несколько раз потом лежали по госпиталям. Именно таким угнетённым и является один из главных героев, хотя само повествование ведётся от лица мальчишки-«барчука», сынишки севастопольского военного губернатора и командира порта. Няня его всегда запугивала этими заключёнными, но в какой-то момент судьба подсказала ребёнку, что нахмуренные брови – не обязательно признак природной жестокости, а иногда и просто тяжёлой судьбы. На стыке дружбы мальчика из привилегированной семьи, которого порет отец («ему можно») и матроса, куда более сурово избиваемого, и зиждется этот рассказ.

5. МАКСИМКА
Пожалуй, этот рассказ мне понравился чуть меньше других. Возможно, дело в русофильских оборотах, которые допускает автор, мол, русские моряки всегда славились терпимостью ко всем расам. в отличие от остальных. По сюжету команда спасает потерпевшего крушение. Им оказывается маленький арапчонок, которого недавние владельцы (предположительно работорговцы) то ли не успели, то ли не пожелали спасти. Что интересно, покровительство над мальчиком держит всем известный пьяница, который чуть выйдет на сушу – сразу надерётся так, что всё до последней нитки пропьёт. Поэтому товарищи ему и желают хотя бы арапчонка не пропить. Самым интересным в рассказе мне показалось то, как не говорящий по-английски люд учится общаться с мальчиком.

6. ВАСЬКА
Из-за этого рассказа мне даже сначала пришла мысль поставить тег рождественского моба, но потом поняла, что 1/8 часть – это как-то маловато. С него же началась не очень весёлая часть сборника, как я уже говорила. Действие этих рассказов происходит в те времена, когда матросов брали по рекрутскому набору из крепостных крестьян. У многих к этой работе и душа не лежала, и способностей не было, как и в случае с главным героем рассказа. Относительно повезло ему в тот момент, когда в обязанности его вошло заниматься скотом, который в течение долгого плавания будет постепенно перемещаться на стол. Будучи деревенским парнишкой, с работой он справлялся хорошо, только вот привязался к одному боровку, покорённый его смекалистостью. Попытки не откармливать Ваську чересчур, чтобы начальство повелело не резать его, провалились в канун Рождества, и тогда герой находит оригинальный способ сделать боровка более важным элементом на судне в живом качестве, а не мёртвом.
Было очень грустно читать о том, как постепенно убивали одного за другим четвероногих друзей героя.

7. МАТРОСИК
Не менее душещипательный рассказ. После книги я вернулась к предисловию и выяснилось, что сам автор был невысоким человеком – прямо как герой этого и нескольких других рассказов, ему просто не хватало физических данных, чтобы другие матросы-бугаи воспринимали его серьёзно, так и стал он матросиком. Если не ошибаюсь, это самый короткий рассказ, но в нём успел уместиться простой человеческий подвиг.

8. БЛЕСТЯЩИЙ КАПИТАН
Этот рассказ происходит не в открытом море, но всё-таки на судне. Сюжет сводится к соревнованию на скорость между русскими и французами. Парусные учения должны проводиться для практики, чтобы свести работу к оптимальному соотношению между временем и трудозатратами. Но у «блестящего капитана» на этот счёт иное мнение, он хочет любыми средствами утереть нос французам. Самое страшное, что ему так и так плевать на людей, на человеческие жизни и судьбы, его волнует лишь победа в сомнительной гонке. Это самый печальный рассказ, ненароком он затрагивает ещё одну невеселую тему: в описанный период телесные наказания уже были запрещены, но даже в отношении отличных команд, которых не нужно было подгонять физически или же наказывать, капитаны нет-нет, да и прибегали к порке, как говорится, «по привычке».

Помимо интересных и необычных сюжетов, меня порадовала и познавательная часть. Например, я наконец-то узнала, что в случае штормов на обеденный стол накладывали деревянную раму с гнёздами, благодаря которой посуда не каталась. Про полное погружение в эпоху былого судоходства я вообще молчу … Все эти корветы – просто лепота, к тому же, книга посвящена уже закату «многовековой истории парусного флота», что тоже добавляет ей особой романтики. Любви в сборнике нет, но вот романтика есть.

СТАНЮКОВИЧ Константин Михайлович родился в семье адмирала - писатель.

С 1857-60 учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге, незадолго до окончания кото­рого по настоянию отца был отправлен в кругосветное плавание на три года. Причиной этого явилось пробудившееся под влиянием освободительных идей 1860-х гг. стремление юноши оставить военную службу и посвятить себя просве­тительской деятельности на благо народа. Детство и юность писателя отражены в таких произведениях, как

«Грозный адмирал» (1891),

«Маленькие моряки» (1893),

«Вокруг света на «Коршуне» (1896),

«Севастопольский мальчик» (1902).

По воз­вращении из плавания Константин Михайлович, напечатавший к этому времени ряд произведений (сти­хотворения и статьи в журнале «Северный цветок», «Морской сборник», в том числе «Мыс­ли по поводу глуповцев Щедрина» , «Фран­цузы в Кохинхине» , «Шторм» ), добива­ется отставки.

30 ноября 1864 увольня­ется в запас с награждением за безупреч­ную службу лейтенантским чином. «Ад­миральский сын, только что оставивший морскую службу, сулившую ему блестя­щую карьеру,- писал Константин Михайлович впоследствии об этом периоде своей жизни,- хлопочет вслед за отставкой о назначении его сель­ским учителем».

В 1865-66 учитель­ствует в селе Чаадаево Владимирской губернии, где видит вызванное грабительской рефор­мой разорение крестьян, расслоение об­щины, рост кулачества, крайнюю бед­ность и безрадостное существование основ­ной массы деревенских тружеников. Свои непосредственные наблюдения над жизнью крестьян он отразил в

«Воспоминаниях сельского учителя» (1867),

«Пастухе Мак­симке» ,

«Дедушке Луне» , которые печата­лись в «Искре», «Будильнике» и других демо­кратических изданиях тех лет, коррес­пондентом которых писатель стал вскоре после отставки. Сотрудничества в журна­лах он не прерывал и в дальнейшем, когда служил в железнодорожных и морских акционерных обществах юго-запада Рос­сии.

В 1876 удается вернуть­ся в Петербург и полностью посвятить себя любимому литературному труду.

Во 2-й половине 70-х - 1-й пол. 80-х гг. о создает большое количество произведений разных жанров и выступает также орга­низатором и собирателем прогрессивных сил литераторов на страницах демократи­ческого журнала «Дело», членом редакции, а затем и издателем которого Константин Михайлович был в 1881-85. За предоставление страниц жур­нала эмигрантам-народникам (С. Степняку-Кравчинскому , А. Эльснитцу, П. Лав­рову, Л. Тихомирову и другим) и разносторон­нее содействие революционно-освободительному движению в апреле 1884 Станюкович был арестован и после годичного тюремного заключения выслан с семьей на три года в город Томск. Здесь он активно сотрудни­чал в прогрессивной «Сибирской газете», вскоре закрытой правительством, и начал работать над своими морскими расска­зами, которые принесли писателю миро­вую известность.

Последние годы жизни провел в Москве, Петербурге и за границей.

Современники знали Станюкович К.М. как «Откровен­ного писателя» (один из его псевдонимов), смелого обличителя коренных пороков буржуазно-помещичьего общества и авто­ра особенно полюбившихся читателю мор­ских рассказов. В глазах правительства он был «политически неблагонадежным» человеком, «тенденциозным литератором», произведения которого постоянно пресле­довались цензурой и в итоге были запре­щены к пользованию в публичных библио­теках и общественных читальнях. По сво­ему мировоззрению Станюкович был революционным просветителем, последователем демокра­тических идей 1860-х гг., которые он от­стаивал от нападок либеральной и бур­жуазно-консервативной прессы и неиз­менно руководствовался ими в своем твор­честве.

С 1886-1903 главное место занимают повести и рассказы из военно-морского быта, которые представляют замечательное явление в литературно-об­щественной жизни своей поры. В них выражено резко критическое отношение к притеснению и эксплуатации, гуманное отношение к человеку, раскрыты высокие душевные качества простых русских лю­дей. Встречающиеся в рассказах подзаго­ловки «Из далекого прошлого», «Рассказ из прошлой морской жизни» и т. п. обычно вызваны цензурными соображениями. В действительности же Константин Михайлович критиковал только то прошлое, которое жило в на­стоящем, ставил те же проблемы, которые волновали передовую русскую литера­туру его поры. Критика буржуазно-помещичьего строя жизни в морских расска­зах связана с борьбой прогрессивной ли­тературы за общественное переустройство и одухотворена общедемократическими идеалами. Вместе с тем в рассказах и по­вестях Станюкович из морского быта с особой рель­ефностью выступил образ простого рус­ского человека, соответствующий задаче литературы в новых условиях ее истори­ческого развития: активная борьба писа­телей за раскрепощение человеческой лич­ности была одним из важных звеньев общенародного протеста против самодер­жавия. Все симпатии автора отданы мат­росу и тем из офицеров, которые близки к нему по своему душевному строю. Такие образы матросов, как

Ефремов («Рож­дественская ночь» ),

Егоркин («За щупленького» ),

Лучкин («Максимка» ,

Федос Чи­жик («Нянька» ),

Кочнев («Куцый» ),

Рябкин («Между своими» ),

офицеры типа Ва­силия Ивановича («Василий Иванович» ),

Василия Федоровича («Вокруг света на «Коршуне»),

Скворцова («В море» ) наибо­лее любимы писателем.

Авторское сочувствие связано с его представлением о национальном харак­тере героев морских рассказов. Станюкович отме­чает добродушие, человечность матросов, жизнеутверждающую философию, веру в светлое будущее, славит мужество и от­вагу народа, силу, ловкость, ум и глубо­кие чувства простых людей. Героически романтическая по своей сути обстановка действия в морских рассказах способство­вала созданию писателем положительных народных образов особой патриотической приподнятости и социальной значимости. Константин Михайлович раскрывает участливое, дружеское от­ношение русского человека к простым людям других национальностей, его отри­цательное отношение к сословным и расо­вым предрассудкам

«Максимка»,

«Рож­дественская ночь»,

«Нянька»,

критикует жестокость, чванство, карьеризм пред­ставителей правящих классов во флоте

«Грозный адмирал»,

«Кириллыч» ,

«Ку­цый» ,

«Месть» ,

показывает нарастание народного протеста против социального зла

«Беглец» ,

«Собака» ,

«За щупленького»,

«Вдали от берегов» ,

«Отчаянный» .

Рассматривая флот как составную часть современной ему общественной и госу­дарственной жизни, писатель не только раскрыл положительные черты русского национального характера, но и разобла­чил условия, мешающие его росту. Нема­ловажная заслуга Станюкович К.М. состоит в том, что превосходным описанием моря, морской службы, созданием правдивых образов матросов и офицеров он способствовал воспитанию многих поколений русских моряков. Писатель оказал благотворное влияние на все последующее развитие русской маринистики. Его морские рассказы пере­ведены на многие иностранные языки.

В 1901 писателю была присуждена за них Пушкинская премия.

Блестящий успех Станюковича-мариниста засло­нил от последующих поколений значение других его произведений. Однако для своего времени весьма заметным и примечательным литературным явлением были также романы писателя. Перу писателя принадлежит более десяти рома­нов:

«Наши нравы» (1879),

«В мутной воде» (1879),

«Омут» (1881),

«Первые шаги» (1891),

«От­кровенные» (1893),

«История одной жиз­ни» (1895),

«Жрецы» (1897),

Одной из центральных тем романов Станюкович был вопрос о судьбах разночинно-демократической интеллигенции, ее исканиях и путях об­щественно полезной деятельности в ус­ловиях пореформенной России. Другой стержневой темой в романах писателя являлось разоблачение коренных поро­ков антагонистического классового об­щества, обличение его государственного аппарата, законов, религии и морали. Верность демократическому направлению, злободневность и публицистическую за­остренность писатель сумел сочетать с интересом к углубленной психологической обрисов­ке героев, с широкими реалистическими картинами пореформенных города и де­ревни. Его романистика связана с публи­цистическим романом эпохи; много внима­ния автор уделяет биографии персонажей, детально раскрывает социальные условия формирования их личности и характеров, вводит в повествование много второсте­пенных лиц, что приводит порой к растя­нутости и рыхлости композиции.

Замечательной чертой эстетической по­зиции Станюкович была его отзывчивость на акту­альные проблемы эпохи, активное участие в борьбе передового лагеря журналистики за высокоидейную литературу, против попыток насаждения нейтральности, без­различия к общественной жизни. Эти чер­ты в наибольшей мере проявились в пуб­лицистике писателя, которая составляет важную и весьма обширную часть его литературного наследства. По свидетель­ству современника, Станюкович Константина Михайловича «как талантливого, умного и едкого публициста знала вся Россия», его «фельетоны возбуждали... большой интерес среди учащейся моло­дежи,- каждый раз их появление ожи­далось с нетерпением, и для чтения молодежь собиралась большими круж­ками» («Русская мысль», 1903, № X, с. 141.

Умер - , Неаполе.