Сильный зычный голос разрушающий преграды. Как сделать голос приятным и красивым


Голос – это вторая внешность: при первой встрече вас сначала видят, затем слышат и лишь потом вникают в суть слов и манеру поведения. Как бы ни было обманчиво первое впечатление, именно оно заменяет незнакомому человеку всю первостепенную информацию о вас, в которой он остро нуждается, но еще не успел собрать. Невероятно, но один только звук вашего голоса может расположить или оттолкнуть, внушить страх или доверие, неприязнь или желание продолжить знакомство. В голос можно влюбиться, а можно возненавидеть. Приятный чистый голос способен скрасить все недостатки внешнего вида, а неприятный – перечеркнуть все достоинства. Сделать голос выше для пения возможно, если уделить время регулярным тренировкам.

«Наши лучшие слова – интонации.»Марина Цветаева.

Самое важное в голосе человека – его тембр. Тембр – это единственное, что никогда не удастся изменить, он уникален, как узор сетчатки глаза, и останется с вами до конца жизни. Если вам не повезло с тембром, увы, это непоправимо. Но чаще всего претензии людей к голосу касаются вполне курабельных недостатков:

  • громкость,
  • узость диапазона,
  • изъяны звучания,
  • отсутствие гибкости,
  • слабость.

В первую очередь поймите, что является главным врагом вашего голоса, и осознайте, что вы не приобретаете новые умения, а возвращаете себе давно утерянные навыки. Когда-то ведь и вы были ребенком, а детей с тихим, слабым, сиплым, хриплым или бесцветным голосом не бывает в природе. От рождения наш голос силен и мы пользуемся им в полной мере до тех пор, пока родители не научат нас его сдерживать.

С этого момента голос подвергается бесконечной тирании социальных норм, моделей поведения, хороших манер, этики и прочих прелестей нашего общества. Нельзя кричать, нельзя повышать голос, нельзя громко смеяться, не принято петь в общественных местах, давно нет нужны громко звать кого-то, ведь есть мобильные телефоны. Нет нужды даже болтать по телефону, ведь есть мессенджеры, и вместо голоса мы все чаще тренируем пальцы рук.

Пользуйтесь голосом, когда только можно

Самый действенный способ добиться чего-либо – это постоянная практика. Ваш голос сейчас разработан ровно настолько, насколько этого требуют ваши ежедневные нужды. Чтобы улучшить качество – сделать голос звонким и громким, нужно повысить планку требований.

  1. Читайте вслух все, что читаете: от детективных романов до заметок в социальных сетях. И не шепотом, а громко и выразительно. Если рядом есть маленькие дети, почаще читайте им, независимо от того, женщина вы или мужчина.
  2. Думайте вслух. Это не очень удобно, если вы живете не один, но, по меньшей мере, можно проговаривать монологом планы на день или просто комментировать текущие действия.
  3. Разговаривайте со своим отражением в зеркале и с домашними животными, если они у вас есть. Не спешите записывать автора этой статьи в сумасшедшие, совет действительно полезен и помогает не только сделать голос сильнее и громче, но и отработать навыки общения. В таком качестве его рекомендует знаменитый шоумен Ларри Кинг в своей книге «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно».
  4. Пойте. У каждого человека есть несколько любимых песен, которые бывает приятно напевать себе под нос во время рутинных дел. Смените «напевание» на полноценное пение, найдите в интернете минусовки, подберите себе небольшой репертуар и пойте столько, сколько сможете.
  5. Откажитесь или сведите к минимуму вредные привычки. Никотин и алкоголь заметно влияют на качество голоса, вы окажете своим связкам большую услугу, если прекратите курить и выпивать. Особенно это касается не парней, а девушек, т. к. от вредных привычек заметнее всего портится тонкий голос.
  6. Будьте внимательны к своему здоровью. Не все знают об этом, но на голосе сказывается отнюдь не только ангина. На него в той или иной форме влияют заболевания легких и дыхательных путей, сердца, пищеварительной системы и даже психики. Нездоровый глухой голос сделать звонким гораздо сложнее, чем обычный бодрый тембр.

Упражнения на каждый день

За упражнениями по профессиональной постановке дикции и певческого голоса обратитесь к квалифицированному педагогу. Только профессионал сможет проконтролировать правильное их выполнение и предложить оптимальный комплекс занятий, исходя из лично ваших голосовых характеристик и физических данных. Чтобы сделать голос звонким и красивым в домашних условиях, воспользуйтесь этими упражнениями:

  1. Периодически кричите во весь голос. Только не практикуйтесь на работе и в людных местах, чтобы не переполошить всех кругом. Это упражнение выполняется на природе, в открытом безлюдном месте. Прекрасно подойдут горы или лес, а можно даже уплыть на лодке или катере подальше в море или на середину озера.
  2. Тренируйте дыхание. Дыхание – основа и фундамент голоса. Звук опирается на дыхание, соответственно, для мощного звука нужны мощные легкие. Сделайте глубокий вдох носом, резко выдохните воздух через рот, как бы задувая свечу. Повторите вдох, выдохните два раза, затем три, четыре и так далее.
  3. Укрепляйте речевой аппарат. В этом поможет простейшая артикуляционная и мимическая гимнастики. Разминайте мышцы лица простым кривлянием, но тщательно, до легкой боли. Выполняйте круговые движения языком по внешней стороне зубов, уколы щек изнутри, с силой давите языком на верхнее и нижнее небо. С силой артикулируйте каждый гласный звук, плавно переходя из одного в другой: и-и-и-э-э-э-о-о-о-у-у-у-а-а-а-ы-ы-ы.

Когда вы придете на тренинг по технике речи вы можете узнать о таких бытовых советах по улучшению голоса как: отказ от алкоголя и кофе, горячих и холодных напитков, курения. А вот фрукты и обильное питье улучшают голос и смазывают голосовые связки.

ФОТО Getty Images

Для начала – вдохновляющий пример известной американской актрисы Мэрил Стрип. На одном из телешоу ее попросили прочесть скучнейшие короткие тексты с разными интонациями. Актриса заставила рецепт звучать сексуально, дорожную сводку прочла от лица женщины, у которой начались роды, а статью из Википедии – голосом скучающего подростка.

Управление голосом

1. Быстро и плавно вдохните и тяните «а-а-а» на приемлемой для вас высоте , медленно и равномерно выталкивая воздух в течение 10 секунд. Прислушивайтесь к звучанию, следите, чтобы оно было устойчивым до конца. Повторяйте упражнение по 5 минут два раза в день, увеличивая время по возможности без напряжения гортани до 20–30 секунд. Экономьте дыхание, оставляйте достаточный запас воздуха.

2. Тяните «а-а-а», но на этот раз меняйте звучность. Начинайте тихо и постепенно наращивайте силу звука до пределов хорошей слышимости, а затем снижайте ее до полного замирания. Делайте так несколько минут ежедневно, пока звук не станет устойчивым и послушным.

3. Читайте громко вслух отрывки из художественных произведений. Следите за своим дыханием. Можете ли вы произносить фразы до конца? Хватает ли на это запаса воздуха? Занимайтесь чтением вслух до тех пор, пока не добьетесь достаточного напора воздушного потока при произнесении наиболее выразительных слов.

Удерживаем внимание

Слишком быстрая речь выдает внутреннее напряжение и нервозность говорящего и может вызвать дискомфорт у слушающего. Необходимо дать слушателю время понять, что вы говорите. Слишком медленная и вялая речь, наоборот, приводит к потере внимания собеседника. Следующие два упражнения помогут скорректировать темп речи.

  1. Читайте вслух отрывки текста партнеру в различном темпе: максимально быстро, максимально медленно, средним темпом – варьируйте темп голоса от максимума до минимума. При этом партнер дает вам обратную связь: как воспринимается ваш голос в том или ином случае. Выберите наиболее удачные с точки зрения восприятия голосовые паттерны и по 10 минут в день читайте текст, варьируя темп. Запишите свою речь на диктофон и сверьте свое восприятие с восприятием партнера.
  2. Произносите речь или текст, варьируя расстановку и длину пауз. Ваш партнер оценивает эффект произносимой речи и помогает корректировать ее в соответствии с задачами, которые вы для себя определили.

Информация и интонация

  • Говорите в регистре от максимально высокого до максимально низкого. Партнер дает обратную связь и помогает выработать наиболее приятную высоту голоса.
  • Если у вас слишком высокий голос, ежедневно читайте вслух, расслабив мышцы гортани, пока не выработаете более низкий голос и использование его не станет для вас привычным.

Но самая главная речевая характеристика, объединяющая все голосовые особенности, – интонация. Именно она несет больше половины аудиальной информации. Произнесете вслух какую-нибудь фразу, например «Однажды в студеную зимнюю пору», и научитесь при помощи интонации передавать состояние любопытства, заинтересованности, равнодушия, умиротворенности, гнева, отвращения, тревоги. Используйте для самоконтроля диктофон или партнера. Учтите, что окончательность и непреложность суждения характеризуется быстрым повышением или понижением интонации. Чем более резко падает интонация, тем больше категоричности. Медленно поднимающиеся и неглубокие интонации выражают неопределенность, недоумение, сомнение. Глубокие эмоции всегда требуют менее отрывистой и более плавной смены интонаций. Подозрение, беспокойство, угроза могут быть выражены понижением голоса.

Что делать тем, у кого голос от природы слабый или неуверенный? Можно воспользоваться мощными упражнениями для развития голоса, которые рекомендует эксперт Феликс Алексеевич Кузьмин, профессор Московской государственной Академии печати.

Вы можете развить свой голос при помощи этих упражнений подобно тому, как развиваете мышцы при помощи занятий физкультурой. Ваш голос станет более низким и благозвучным, насколько это необходимо, его диапазон расширится, произношение станет более четким, модуляции - выразительнее, а экспрессивность - убедительнее. Лучше всего выполнять эти упражнения регулярно, причем по утрам, это зарядит вас бодростью на целый день.

В результате этой тренировки спокойнее и глубже становится не только голос, но и ваши мысли. Чем глубже и ниже голос, тем глубже он оседает в сознании, тем больше впечатление производят произносимые слова. За счет этого укрепляется ваш личный авторитет.

1. Встаньте перед зеркалом. Сделайте выдох, затем вдох и произносите каждый звук до тех пор, пока у вас хватит дыхания. Итак, вдохните и начинайте:

ииииииииии

ээээээээээ

аааааааааа

оооооооооо

уууууууууу

Эта последовательность не случайна, вы начинаете со звука самой высокой частоты — «и». Если вы при этом положите ладонь на голову, то ощутите легкую вибрацию кожи. Это свидетельство более интенсивного кровообращения. Произнесение звука «э» активизирует область шеи и горла, вы это можете почувствовать, приложив руки к шее.

Произнесение звука «а» благотворно воздействует на область грудной клетки. При произнесении звука «о» усиливается кровоснабжение сердца, а упражнение со звуком «у» оказывает положительное воздействие на нижнюю часть живота. Произносите медленно один за другим все звуки три раза. Вы хотите, чтобы ваш голос был более низким и глубоким? Тогда много раз в течение дня произносите звук «у».

2. Теперь нужно активизировать область груди и живота, для этого надо произносить звук «м» с закрытым ртом. Упражнения на звук «м» проделайте три раза. Один раз совсем тихо, второй раз - громче и в третий раз - как можно громче, чтобы голосовые связки напряглись. Положив ладонь на живот, вы ощутите сильную вибрацию.

Особое внимание следует уделить звуку «р», поскольку он способствует улучшению произношения и придает голосу силу и энергичность. Для того чтобы расслабить язык, проведите предварительную подготовку: поднимите кончик языка к небу за передними верхними зубами и «порычите» как трактор.

Итак, сделайте выдох, потом вдох и начинайте «рычать»: «рррр». После этого выразительно и эмоционально с подчеркнуто раскатистым «р» произнесите следующие слова: роль, руль, ринг, рубль, ритм, рис, ковер, повар, забор, сыр, товар, трава, крыло, сирень, мороз, и т.п.

3. В заключение проделайте «упражнение Тарзана», которое представляет собой лучшую профилактику против простудных заболеваний и инфаркта миокарда. Встаньте прямо, сделайте выдох, затем глубокий вдох. Сожмите руки в кулаки. Громко произносите звуки из первого упражнения, начиная со звука «и», одновременно колотите себя кулаками по груди, как это делал Тарзан в знаменитом фильме. Затем продолжайте, произнося звук «э» и так далее.

По окончании упражнения вы заметите, как очищаются ваши бронхи от слизи, как ваше дыхание становится свободным, как вы заряжаетесь энергией. Хорошенько откашляйтесь, избавьтесь от всего ненужного! Это упражнение следует выполнять только по утрам, поскольку оно обладает возбуждающим и активизирующим действием.

После нескольких недель тренировки сравните свой нынешний голос с прежним, лучше всего это сделать, заранее перед началом тренировок записав свой голос на магнитофон. Вы убедитесь, что ваш голос заметно изменился. Теперь он обрел большую суггестивную силу, а это значит, что исходящее от вас харизматическое излучение стало более интенсивным, вы стали говорить более убедительно и сильнее воздействовать на окружающих.

При помощи дыхательных упражнений и упражнений для развития голоса вы изменяете не только свой голос, но и исходящую от вас энергетику и вообще свою личность в целом.

«Хочу петь громче!» , «Я пою хорошо, но слишком тихо…» , «Мне говорят, что голос неплохой, но слабый» - подобных сообщений сайт получает немало. Если вы считаете, что ваш голос звучит хоть и правильно, но слишком тихо, нужно заняться развитием громкости, вернее, силы голоса. Сама громкость, как показано в статьях «Сила голоса» и «Как петь громче? Вокальная координация» является ПРОДУКТОМ взаимодействия ФУНКЦИЙ основных вокальных органов в процессе их работы. Не буду повторяться, вы все можете прочитать в предыдущих статьях блока .

Вам должно быть уже понятно, что просто кричать – не продуктивно, не правильно, это не приведет к развитию силы голоса, а лишь спровоцирует отрицательные последствия, вплоть до болезней вокальных органов. А как тогда быть? Расскажу…

При выработке и «тренировке» громкости важным моментом становится исключение из этого процесса естественной реакции организма, связанной с повышением голоса.

Поясняю. Известно, что при желании человека (или просьбе к нему) сказать или спеть что-нибудь громче, чем он только что сказал (спел), ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО людей повторят ту же фразу (слово) громче, но… Она прозвучит ВЫШЕ ! Хоть и громче тоже!

Почему? Ведь не просили сказать/спеть выше? А получилось именно так! Парадокс?

На самом деле, в этом нет ничего удивительного, ведь слуховая система определяет более высокие звуки как более громкие, такова природа. Соответственно, ее (слуховой системы) влияние (у НЕОПЫТНОГО вокалиста) сказывается и на тех реакциях, которые вызваны командой: «Громче!» Но сыграет роль не только влияние слуховой системы, одновременно с ней сработает и подсознательное, усвоенное с детства умение создавать более мощный выдох. Пусть даже и на долю секунды. Это называют «толкать воздух».

Дело в том, что в вокале очень много функций, которые… Да что там много, ВСЕ функции проявляются ОДНОВРЕМЕННО на слух и «взгляд». Это - одно из серьезных препятствий для постижения самой механики вокала. Трудно объяснить на словах процессы, происходящие не только практически мгновенно, но даже совместно и одновременно! Аж в рифму…

Поэтому, чтобы научиться хорошо петь, нужно несколько «расширять» свое сознание, свой взгляд. Понимать, что в вашем организме очень многое происходит неосознанно и ПАРАЛЛЕЛЬНО с тем процессом, который вы сейчас сознательно контролируете.

Вот так и с громкостью – при желании получить звук громче, он обязательно (повторяю, у неопытного певца!) «захочет» стать выше.

Но музыка – штука высотно точная! В ней необходимо строго соблюдать ИНТОНАЦИЮ . Это в обычной разговорной речи никто не обратит внимания на то, что более громкие звуки в вашем голосе становятся и более высокими. А в вокале – обратят. Слушатели. И не будут слушать «лажу», никому не нравится фальшивое пение. Как быть, ведь силу голоса то развивать надо?

Сразу необходимо сказать во-первых, о том, что развивать силу голоса верным образом, чтобы не допускать ТОЛЧКА ВОЗДУХА и обязательно связанного с ним ВОКАЛЬНОГО ЗАЖИМА , сложно и достаточно долго. Да и прежде нужно немало навыков получить, без которых от толкания не уйти никак.

Во-вторых же - столь распространенное у нас в России «фальцетное пение» (особенно у женщин) будет препятствовать этой работе настолько сильно, что просто ничего не получится. Вот пример такого вокала:

А вся проблема в том, что фальцет - это голос со слишком большим потоком воздуха. Его просто невозможно усилить, потому что воздух не даст связкам смыкаться плотно и на более долгое время (хоть и в микросекундах).

Но именно смыкание - залог усиления громкости (силы) звука. В профессиональном голосе это не совсем так, конечно, там еще много чего влияет на громкость и силу, но это в ПРОФЕСИОНАЛЬНОМ ! Пока речь идет о голосе новичка, еще не слишком опытного вокалиста.

То есть, использовать предлагаемое упражнение нужно исключительно в том случае, если вы уже поете голосом ПОЛНЫМ , без фальцетирования. В противном случае - сначала избавляйтесь от фальцета.

Итак, для развития силы голоса существует упражнение. Его можно назвать «раздуванием» ноты. Принцип достаточно прост. На высоте одной и той же ноты, на одном дыхании необходимо увеличивать и уменьшать силу своего выдоха, стремясь к четкому удержанию самой ноты. Отклонение от нее, в данном случае, недопустимо! И, поначалу, сделать это удается с трудом или вообще не удается, настолько велика «тяга» к повышению звука!

А его надо ДЕРЖАТЬ ! И в смысле «высоты», и в смысле «качества»! При этом фонируя ГЛАСНЫЙ (!) звук.

Возможно, послушав примеры, вы подумали, что все это слишком примитивно. Как то странно даже… И все?! Неужели громкость голоса можно развить, всего лишь делая такие «раздувания»? Можно, но со временем!

Подвергать «раздуванию» нужно не какую-нибудь одну ноту, а ВСЕ , присутствующие в вашем ТРЕНИРОВОЧНОМ диапазоне, а уж в рабочем – тем более. Это ведь УПРАЖНЕНИЕ ! А если точнее, то его применение к той или иной ноте должно быть продиктовано необходимостью. Не все ноты вы можете петь с нужной вам «силой», вот и применяйте по отношению к тем нотам, которые пока «слабоваты».

Они слабоваты именно потому, что не выработан НАВЫК их фонации с повышением громкости! Вот вы и вырабатываете при помощи такого упражнения этот навык.

Одновременно это упражнение тренирует и «оборотную сторону» силы голоса. Ведь нужно уметь петь и ТИХО , но при этом опёрто, качественно, не переходя на шепот. А все познается в сравнении! Понять, насколько вы можете петь громко, можно, лишь сравнив с тем, как вы поете тихо!

В этом упражнении как раз и будут «проявлены» крайние точки громкости. На сегодняшний день. А по мере занятий точки раздвинутся на линейке громкости, вы будете петь тише, но с тем же качеством звука, и громче, не теряя вокальной координации и, как следствие, самой ноты.

НЕ ТЕРЯЯ ВОКАЛЬНОЙ КООРДИНАЦИИ! Это крайне важно! Изменение громкости должно происходить ТОЛЬКО ПЛАВНО! Стоит «поддать жару» в какой-то момент, «подтолкнуть», как станет очень вероятным вокальный зажим, который может проявиться после тренировки саднением, першением в гортани или просто ощущением дискомфорта.

Это значит, что вы еще не готовы к данному уровню громкости, убавляйте обороты!

Оно (это упражнение) – начальная и основная ступень для освоения ФИЛИРОВАНИЯ звука. Что это такое? Обратимся к «Вокальному словарю» :

«ФИЛИРОВКА , филирование (от фр. Filer un son – тянуть звук) – умение плавно изменять динамику тянущегося звука от forte к piano и наоборот; эффектный прием, который широко применяется в вокальной литературе, чаще в оперных партиях старинных и классических опер. Хорошо выполненная филировка предполагает владение процессом певческого выдоха, позволяющее плавно усиливать (или ослаблять) посыл дыхания так, чтобы качество звука и его высота оставались неизменными. Наличие навыка филировки – показатель правильности и естественности звукообразования.»

Кажущаяся «легкость» этого упражнения – химера! Оно достаточно трудное. Обратите внимание на то, что выполнять его нужно НА ОДНОМ ДЫХАНИИ ! Что лишний раз поможет избежать толчка воздуха. Сколько получится у вас «раздуваний», если дыхание брать нельзя? В примерах – 3-4. И это хорошо! Ведь в максимальных «точках» нужно и выдох делать максимальным! НО – ПОСТЕПЕННО ! Вспомните о крещендо и диминуэндо! Вот как раз «переходы» от тихого звука к громкому и обратно так в вокале и называются!

Дыхание в этом упражнении расходуется со скоростью авиалайнера. Не успели оглянуться, а его (дыхания) уже не хватает… В предыдущем абзаце речь идет о 3-4 «качаниях», но чем больше получается сделать на одном дыхании, тем лучше!

А как же? Громкость – это, в первую очередь, взаимодействие связок с воздухом! Одной силы дыхания тут мало, нужно уметь его правильно распределять, поддерживая оптимальное давление в подсвязочной области. Не обладая натренированным вокальным выдохом вокалисту никогда не добиться от голоса СИЛЫ! Увы, но такова природа…

Маленькая подсказка. При выполнении упражнения «помогайте» себе рукой. Увеличивая громкость, «отодвигайте» звук движением руки от себя вперед, плавно, в соответствии со степенью нарастания громкости (то есть, «крещендируя»), и наоборот, так же плавно «возвращайте» звук назад, приближая руку к телу, «сопровождая» уменьшающуюся громкость голоса (выполняя прием диминуэндо).

И еще одна подсказка. Вполне может быть, что вам удобнее и привычнее петь длинный гласный звук, начав его со слога, то есть впереди гласного вы привыкли ставить согласный. Пример: не А , а МА , не У , а РУ … В самом начале всей фразы, подчеркиваю, ведь дальше исполнять упражнение нужно «на одном дыхании».

Сильный голос является отличным помощником не только для профессиональных артистов, зарабатывающих с его помощью себе на хлеб.

  • Прежде всего, необходимо следить за продуктами питания.
  • Вторым важным аспектом, влияющим на силу голоса, является тренированность мышц гортани, грудной клетки и других, принимающих участие в воссоздании звука.
  • Третьим фактором является тренировка правильного и сильного произношения наиболее сильных звуков из алфавита.

Рассмотрим каждую из этих групп факторов влияния на силу голоса по отдельности.

Продукты для усиления голоса

Всем известно, что яичный желток в сыром виде благотворно сказывается на мягкости голосовых связок и горла в целом. Именно поэтому профессиональным артистам советуют употреблять каждое утро по сырому яйцу для чистоты и поддержания силы своего голоса.

Помимо яиц, существуют еще и другие продукты питания, которые могут помочь в данном случае. Первым делом необходимо рассматривать в этом аспекте теплое молоко, которое также смягчает связки и делает их боле эластичными.

Ведь в этом случае связки можно и обжечь. Заменить молоко можно и теплым чаем с изрядной долей сахара. Глюкоза также благосклонно влияет на эластичность голосовых связок.

С продуктами питания, которые стоит употреблять для увеличения силы голоса, мы вроде разобрались. Переходим к следующему этапу, а именно к тренировке мышц. Широко открыв рот и становясь перед зеркалом, можно увидеть гортань и миндалины.

Миндалины расположены глубоко в горле, даже ближе к пищеводу и являют собой вход в систему пищеварения, недалеко от места, откуда растет язык. С помощью зеркала можно увидеть, как мышцы эти то расслабляются, то снова напрягаются.

Попробуйте проделать эти процедуры с небольшим усилием и проконтролировать их темп. Через некоторое время можно повторять данную процедуру уже без зеркала, так как вы сможете легко контролировать поведение своего горла.

Но тренировке можно подвергать не только мышцы, находящиеся в горле, но и другие важные составные части системы, формирующей сильный голос. Прежде всего, нужно понимать, что управлением голосом в человеческом организме занимаются так называемые резонаторы.

Иными словами - это источники звука, которые бывают трех видов. Первый - это грудной резонатор, затем можно выделить горловой и носовой.

Мышцы лица при произношении сильных звуков должны быть по возможности максимально расслабленными. Это способствует тому, что нам становится легче своим голосом управлять.

Очень важно следить за правильным дыханием. Лишь ровное и размеренное дыхание без смятения и стеснения способствует получению на выходе качественного и сильного голоса.

Приведя в порядок свое дыхание, можно добиться существенного успеха, именно здесь задействован уже и носовой резонатор.

Ровная осанка очень сильно влияет на качество и силу тембра вашего голоса. Если ваш позвоночник нигде не зажат и не ощущает дискомфорта при ходьбе или во время ровной стойки, тогда и произносить звуки намного проще.

Так что важно тренировать весь организм, а не только голосовые связки. Только тогда можно добиться серьезных успехов в деле повышения силы голоса.

Наконец, переходим к третьей и, возможно, самой главной фазе формирования сильного голоса. Заключается она в правильном произношении звуков.

Одним из наиболее популярных упражнений подобного рода является поочередное произношение звуков «и», «э», «а», «о», «у». Вы, возможно, удивитесь, но именно такая последовательность произношения и должна быть соблюдена во время занятий.

Таким образом мы постепенно заставим свои голосовые связки работать во всем диапазоне звуков - от высокой до низкой частоты. Произносить их нужно на максимуме запаса дыхания в каждом отдельном такте.

Произношение звука «м» поможет активизировать и подготовить к тренировке мышцы грудной клетки и живота.

Упражнение по произношению этого звука рекомендуют проделать три раза - первый раз тихо, затем громче и в последнем случае уже максимально громко. Тоже важным для тренировки является произношение звука «р». Он позволит укрепить голос и предать ему некий пресловутый «металл».

Перед тем, как размашисто произносить звук, необходимо подготовить свои мышцы. Кончик языка потянуть к небу в области верхних зубов и в таком положении попробовать произнести слово со звуком «р» или просто достаточно громко прорычать.

Весьма оригинальная методика увеличения силы своего голоса предполагает поведение сродни Тарзану из знаменитого фильма.

Нужно встать прямо, сжав руки в кулаках в свободном положении, и начинать по очереди произносить все сильные звуки, которые рассматривались нами выше.

При этом произношение должно быть максимально громким, а руками мы поочередно бьем себя в грудную клетку, имитируя движения Тарзана.

С помощью этого нехитрого способа можно очистить бронхи и диафрагму от загрязнений и скопившейся там влаги и слизи. Откашлявшись, можно повторить его еще несколько раз.