Характеристика системы знаний, навыков и умений, необходимых для операторской деятельности. Предназначение человека - это предназначение души


Людей, которые долго и досконально выполняют какую-то работу или тщательнейшим образом пытаются разобраться в любом, казалось бы, даже не заслуживающем внимания вопросе, мы часто называем либо скрупулёзными, либо педантичными. Для многих, это, по сути – слова синонимы. Не все задумываются, что конкретно данные слова означают, а лишь, примерно предполагая, произносят их в той или иной ситуации. Однако, будьте внимательны, значения слов педантичность и скрупулёзность, хоть и схожи немного по смыслу, но имеют разные значения. А для того, чтобы не прослыть необразованными людьми, давайте внесём ясность в этот вопрос и разберёмся, кто педант, а кто скурпулёз!

Если в двух словах пояснить, что такое педантичность, то звучать это будет примерно так – мелочная точность. Люди, относящиеся к категории педантов, крайне строго соблюдают правила и выполняют нормы. Делают это они, часто, в ущерб здравому смыслу. С такими людьми, порой, очень тяжело идти по жизни. Они не станут полноценными помощниками или советчиками. С другой стороны, если попросить такого человека выполнить какое-то задание, он его выполнит (если, конечно, душа будет лежать) от и до. Только, пока педант будет заниматься выполнением вашего поручения, остальные жизненно-важные вопросы вам придётся решать самостоятельно.

Как узнать педантичного человека? Среди сотрудников, это может быть тот, который готов ночами сидеть за отчётами, перепроверять по десятому кругу уже давно проверенные данные, проще говоря, выполнять какие-то абсолютно надуманные ритуалы. Порой, неприятно наблюдать проявление педантизма у людей по отношению к нарядам и внешнего вида в целом. Такой человек не только выглядит всегда слишком нарядно и напомажено (т.к. чрезмерно много времени уделяет своей внешности), но и не прочь сделать замечание прилюдно тому, кто одет проще. А к чему придраться, он найдёт всегда. Такое занудство, безусловно, раздражает окружающих.

Как вы сами понимаете, у человека, склонного к педантизму, не хватает времени на всё. Он вникает в какие-то вопросы слишком глубоко, а других, которые чаще всего заслуживают даже большего внимания – не замечает. Так, например, тот же коллега, увязший в отчётах, может совершенно забыть о своём внешнем виде, друзьях, погоде и т.д. Это как раз и есть «в ущерб здравому смыслу», о чём было сказано выше.

Кстати, педантизм чаще всего свойственен людям, которые занимаются учёной или педагогической деятельностью.

Теперь, поговорим о скрупулёзности. Здесь всё гораздо проще. Под словом скрупулёзность подразумевается предельная точность. Так, если вам, например, говорят, что какой-то человек подошёл скрупулёзно к переводу текста, это означает, что он не перевёл профессиональные термины обобщённо, а сделал их точный перевод. Скрупулёзность можно также приравнять к повышенному чувству ответственности. Такая черта, порой, просто необходимость у людей некоторых профессий, где важна точность, чёткость и не допустимы малейшие неточности. Скрупулёзные люди, как правило, не зацикливаются на чём-то одном, и уж тем более, не являются занудами. С годами они настолько привыкают выполнять какие-то действия тщательнейшим образом, что это у них просто доходит до автоматизма, и при этом им не свойственно конфликтовать со здравым смыслом.

Как видите, не вникая в тонкости этих двух понятий, иногда можно даже обидеть человека, назвав его за качественно-выполненную работу педантом. А можно – не передать главного смысла, назвав скрупулёзным - мелочного зануду.

§ 2. Характер и темперамент человека

Сущность характера. Характер человека – это совокупность его относительно устойчивых свойств, которые проявляются в действиях и поступках. Характер определяется не только тем, что человек делает, но и тем, как он это делает, какие цели ставит перед собой.

Не каждый поступок или намерение человека полно и точно выражает его характер. Человек совершает разные поступки. Многие из них являются случайными, не свойственными ему. Так, если вы однажды не уступили место в автобусе пожилому человеку, это ещё не означает, что вы проявили к нему неуважение. Возможно, вы плохо себя чувствовали. Но если в подобных ситуациях вы так поступаете всегда, то это уже характерный для вас поступок, который стал скверной привычкой, свидетельствующей о невоспитанности. Слова, жесты, действия, если относиться к ним внимательно, рассказывают о поведении в целом и позволяют понять характер человека.

Типы и черты характера. Каждая эпоха, каждая культура порождает свои характеры. Типичные черты характера, общие для многих людей, определяются теми историческими условиями, в которых они живут и действуют. Вместе с тем характер как индивидуальная особенность личности порождается своеобразными, неповторимыми ситуациями, в которых проходит жизнь человека, осуществляется его воспитание и самовоспитание.

Свойства и устойчивые отношения человека обычно называют чертами его характера. Характер человека включает две основные группы черт. К первой группе относятся те черты, в которых проявляются отношения человека к окружающей действительности, к другим людям и к самому себе, к порученному делу. Ко второй группе черт характера относятся волевые черты, определяющие умение и готовность управлять своим поведением.

Известный швейцарский психолог К. Г. Юнг (1875-1961) выделил два основных типа характеров. Они различаются преобладающей направленностью на внешний или на внутренний мир человека. Первый тип составляют экстраверты (от лат. extra – вне, снаружи и verto – обращаю) – люди, главные интересы которых обращены на внешний мир и деятельность в нём. Таких людей отличают активность, общительность, стремление достигнуть успеха и общественного признания, преимущественное внимание к окружающим предметам и их свойствам.

Второй тип – это интроверты (от лат. intro – внутрь и verto - обращаю), главный интерес которых направлен на внутренний мир человеческой жизни, на ход мыслей и переживаний. Такие люди стараются избегать избыточного общения и склонны к самоуглублению; вещи и внешние признаки успеха их мало интересуют. В «чистом» виде экстравертные и интровертные характеры встречаются нечасто; обычно соответствующие черты характера преобладают в том или ином отношении.

В зависимости от степени развития волевых черт разделяют сильные и слабые типы характера. Слабохарактерность – отрицательное качество, даже если оно сочетается с добрыми намерениями и правильным пониманием стоящих задач. Без должной настойчивости, последовательности и даже упорства ни одна поставленная цель так и не будет достигнута.

Пути формирования характера. Характер не даётся человеку полностью готовым от природы. Правда, он начинает проявляться уже у маленьких детей, которые, как правило, стараются всё делать по-своему. Упрямство, свойственное детям, особенно в возрасте около трёх лет, является первым ростком будущего характера. Конечно, пустое упрямство – неприятная черта, но важно то, что в упрямстве ребёнок подчёркивает свою самостоятельность. Со временем оно может развиться в такую важную черту характера, как упорство в достижении поставленной цели.

Твёрдый характер означает способность человека противостоять внешним влияниям, вырабатывать собственное понимание того, что нужно делать, и последовательно добиваться намеченного. Такой характер позволяет человеку быть самостоятельной личностью.

Человек со сложившимся твёрдым характером способен осуществлять самоформирование; он может выявить собственные недостатки и будет стараться устранить их, одновременно усиливая те положительные качества, которые даны ему от природы. Так, известный русский полководец А. В. Суворов от рождения был очень болезненным. Закаляясь и тренируясь, он смог укрепить своё здоровье и вместе с тем воспитать в себе мужество, решительность и находчивость, которые позволили ему стать талантливым военачальником.

Таким образом, характер человека основывается на природных задатках и формируется в конкретных жизненных обстоятельствах. Вместе с тем главную роль в формировании характера личности играет её осознанное и ответственное отношение к себе, умение ставить перед собой чёткие конструктивные задачи. Эти задачи связаны с учёбой, трудом, с налаживанием хороших отношений с людьми, а также с развитием своих способностей, с неустанной работой над собой.

Формирование характера происходит в процессе деятельности. Наши поступки влияют на наш образ жизни, на наши привычки. Закрепляясь, эти привычки становятся чертами характера.

Говорят, «привычка – вторая натура». Изменить привычки совсем не просто. Поэтому лучше не допускать закрепления вредных, отрицательных привычек. И это относится не только к курению или сквернословию, но и к необязательности, безответственности, легкомыслию, склонности к пустому, бессмысленному времяпровождению и т. д. Мы сами таковы, каковы наши привычки. Из них во многом складывается наш характер, а от него зависит, какой будет наша жизнь. В этом смысле каждый человек – хозяин своей судьбы, поскольку он сам определяет свои поступки, может влиять на свои привычки, а через них и на свой характер.

Понятие о темпераменте. Все люди отличаются друг от друга особенностями поведения: одни – подвижны, энергичны, другие – медлительны; одни – эмоциональны, другие – спокойны. Подобные признаки поведения личности называются динамическими. Динамику человеческого поведения можно сравнить с течением реки. Бывает, река несёт свои воды медленно и плавно, её течение едва заметно. Другая река течёт быстро, вода в ней бурлит и грохочет, ударяясь о камни. Так же отличаются и действия, поведение разных личностей, динамические характеристики которых во многом зависят от темперамента.

Темперамент (от лат. temperamentum – соразмерность, соотношение) – это совокупность индивидуальных особенностей, которые придают своеобразие поведению и деятельности человека, характеризуют степень его жизненной активности.

Учение о темпераменте берёт начало в далеком прошлом. Ещё в Древней Греции врач Гиппократ учил, что в организме человека есть четыре жидкости: кровь (по-латински «sanguis»), слизь (по-гречески «phlegma»), жёлтая жёлчь (по-гречески «chole») и чёрная жёлчь (от греческих «melas» – чёрный, «chole» – жёлчь). Смешивание этих жидкостей, и преобладание какой-то одной из них, как утверждал Гиппократ, лежит в основе типов темпераментов: сангвинического, флегматического, холерического и меланхолического.

Темперамент – врождённая характеристика человека. Она проявляется с самого рождения и почти не изменяется в течение жизни. Выдающийся русский физиолог И. П. Павлов дал научное объяснение происхождению темперамента. По его мнению, в основе темперамента лежит тип нервной системы, который человек наследует от своих родителей. Работа нервной системы определяется прежде всего соотношением её основных процессов – возбуждения и торможения. Процессы возбуждения и торможения у разных людей неодинаково сильны. В зависимости от этого он выделил два типа нервной системы: сильный и слабый. Важную роль играют и такие особенности нервной системы, как её уравновешенность или неуравновешенность, а также подвижность или инертность. В зависимости от соотношения данных признаков и различаются типы темперамента.

Таблица: характеристика типов темперамента.

Сангвиник – человек подвижный, весёлый, общительный. Легко сходится с людьми. В большой компании незнакомых людей чувствует себя «как рыба в воде». Его отличает доброта, желание прийти на помощь. Он активен, энергичен, легко приспосабливается к новым условиям жизни. Охотно берётся за дело, но может не довести его до конца. Напряжённая умственная и физическая работа его быстро утомляет. И. П. Павлов называл его: «Горячий продуктивный деятель», но лишь тогда, когда много интересных дел. В противном случае он становится скучным и вялым.

Холерик – человек быстрый, порывистый, с большой жизненной энергией. И. П. Павлов так определял этот темперамент: «Боевой, задорный, легко раздражающийся тип». Его чувства вспыхивают быстро и ярко, но также быстро потухают. Настроение часто меняется. В общении с людьми холерики бывают вспыльчивы, несдержанны, крикливы. Человек с таким характером за дело берётся страстно, увлечённо, но сил хватает ненадолго, и тогда всё ему невмоготу. Не любит выполнять работу, которая требует длительной концентрации внимания, спокойного, медленного темпа.

Флегматик – человек спокойный, медлительный; он никуда не спешит. Его чувства, эмоции сдержанны; его трудно «вывести из себя». Движения и мимика невыразительны; не любит новых знакомств, для него важнее общаться с одними и теми же людьми в узком кругу старых знакомых. Он настойчивый и упорный работник. И. П. Павлов его так и называл: «Упорный труженик жизни».

Меланхолик – человек очень чувствительный, даже тревожный, обидчивый, легко ранимый. Голос тихий. Движения невыразительны. Плачет тихо. Редко смеётся во весь голос. У него небольшое разнообразие эмоциональных переживаний, но если он переживает, то долго, сильно и глубоко. Тяжело переносит неудачи, обиды. Он сдержан и слов на ветер не бросает, дорожит хорошими отношениями с окружающими людьми. Лучше всех справляется с малоинтересной, монотонной работой, сохраняет при её выполнении высокую работоспособность. В привычной, спокойной обстановке работает очень продуктивно, но плохо приспосабливается ко всему новому. При малейших трудностях у него опускаются руки. И. П. Павлов говорил о нем так: «Меланхолик теряется в новых условиях жизни».

Итак, мы охарактеризовали типы темпераментов. Возможно, теперь вы легко сможете определить как собственный темперамент, так и близких вам людей.

Следует учитывать, что далеко не все люди являются «чистыми» представителями какого-то одного из основных темпераментов. У большинства из них особенности одного темперамента сочетаются с характерными признаками другого. В одних жизненных ситуациях у человека проявляется, например, сангвинический тип, а в других - флегматический. Или, скажем, человек может быть холериком, но стремиться действовать как сангвиник.

В каждом типе темперамента имеются положительные и отрицательные стороны. Исследования психологов показали, что высоких результатов в своей деятельности могут добиваться люди с разными темпераментами. При любом темпераменте возникает опасность развития нежелательных черт личности. Например, у холерика может появиться несдержанность, резкость поведения, у сангвиника – легкомыслие, неустойчивость в делах и поступках, у меланхолика – чрезмерная замкнутость, застенчивость, у флегматика – пассивность, вялость, безразличие.

Не следует оправдывать темпераментом то, что является результатом невоспитанности. Например, несдержанным и бестактным может стать любой человек, независимо от его темперамента, но это нельзя себе позволять. Поэтому важно найти применение положительным сторонам своего темперамента и научиться сдерживать или преодолевать связанные с ним отрицательные черты.

Некоторые выводы

1. Характер проявляется в человеческих поступках и действиях.

2. В зависимости от того, направляется внимание человека преимущественно на внешний мир или же на собственный внутренний мир, различают два типа характеров – экстраверты и интроверты.

3. Волевой человек способен преодолевать отрицательные черты своего характера, не допускать возникновения вредных привычек. 4. От темперамента зависит своеобразие поведения и деятельности человека, степень его жизненной активности.

Вопросы и задания

    Что мы понимаем под характером человека? Любая ли особенность человека может считаться чертой его характера?

    В чём состоят различия между сильным и слабым характером?

    Каковы основные черты характера экстраверта и интроверта?

    Известно, что важную роль в успешном самовоспитании личности играют такие её качества, как целеустремлённость, самокритичность, требовательность к себе, самообладание, восприимчивость к воспитанию. Проиллюстрируйте каждую из названных черт конкретными примерами.

    Ознакомьтесь с перечнем основных черт характера людей: общительность, замкнутость, правдивость, лживость, тактичность, грубость, отзывчивость, чёрствость, покладистость, нетерпимость, демократичность, склонность к диктату, самокритичность, самоуверенность, робость, скромность, самолюбие, нескромность, самоуничижение, ответственность, безответственность, любовь к труду, лень, инициативность, целеустремлённость, пассивность, оптимизм, пессимизм, заинтересованность, безразличие, аккуратность, смелость, настойчивость, решительность, выдержка, нерешительность, непоследовательность, невыдержанность, вялость.

Распределите эти черты по рубрикам следующей таблицы:

Черты характера

Отношение человека:

Положительные

Отрицательные

Нейтральные

а) к другим людям

б) к самому себе

г) к жизни, к окружающим предметам

6. Продолжите перечень сказочных персонажей и определите их темперамент: Снежная Королева – флегматик, Маленькая Разбойница – … , Золушка – … , Дюймовочка – … , Черепаха Тортилла – … , Кот Матроскин – .. , Царевна Несмеяна – … , Чипполино – … .

7. Охарактеризуйте основные типы темперамента. Какие из особенностей этих типов положительно сказываются на выполнении работы, а какие скорее затрудняют её успешное выполнение?

Мотивы. В жизни мы совершаем множество поступков, выполняем различные виды деятельности. Всё это – проявления активности личности. В основе активности лежат различные мотивы. Мотив есть то, ради чего человек выполняет те или иные действия. И важно выяснить, куда направляется активность, на что она ориентирована. Так, многие учащиеся после окончания школы нацеливают себя на поступление в вуз. Однако в основе одной и той же цели у них могут быть разные мотивы. Для одного – это желание стать хорошим специалистом, для другого – престижность профессии или вуза, для третьего – получение диплома о высшем образовании. Как видим, цель внешне одна и та же. Однако если она достигнута, то у вчерашних школьников, ставших студентами, активность будет иметь разную направленность. Одни будут стремиться к глубокому овладению знаниями и умениями, нужными для работы по специальности, другие не станут особенно напрягаться, надеясь на «авось». Если в процессе учёбы направляющий её мотив не изменится, то некоторым таким студентам придётся покинуть вуз.

Направленность личности это совокупность устойчивых мотивов, которая ориентирует деятельность и поведение личности в различных ситуациях. Так, может случиться, что после окончания школы вы избираете определённую профессию, а ваши родители не согласны с таким выбором, потому что они видят ваше будущее по-другому. Если несмотря на это вы продолжаете стремиться к достижению поставленной цели, то в этой устойчивой линии поведения проявляется направленность вашей личности.

К устойчивым мотивам относят убеждения, интересы, установки .

Убеждение – это твёрдая уверенность личности в чём-либо, побуждающая её поступать в соответствии со своими взглядами, суждениями о важном и неважном, достойном и недостойном. Если вы способны выполнять свои обещания, действовать так, как считаете нужным и правильным, активно отстаивать свою правоту, доказывая её словом и делом, это означает, что ваши убеждения соответствуют вашему поведению и направляют его. Если же ваши слова и дела расходятся, если вы намечаете одно, а делаете совсем другое, то ваша система убеждений неустойчива, неэффективна, причины ваших поступков и решений вы не всегда можете объяснить. В итоге ваша деятельность и поведение в целом становятся непонятными для окружающих. Получается, что вы не знаете, чего хотите достичь, и насколько то, что вы провозглашаете в качестве своих намерений, действительно важно для вас. Только разобравшись в себе и учтя мнение окружающих о том, что вы говорите и делаете, вы сможете выработать действенные убеждения.

Интересы и потребности . В процессе практической деятельности, а также в познании окружающего мира важную роль играют человеческие интересы. Интерес (от лат. interest – имеет значение, важно) – это реальная причина, которая осознаётся нами и направляет познавательную и практическую деятельность. Вспомните ситуации, в которых вы сталкивались с чем-то новым, необычным. Вопрос, который вы тотчас ставите перед собой («Что это?» или «Что такое?») и есть проявление интереса к тому, что привлекло ваше внимание. Если же в вашей жизни возникла практическая проблема, то, осознав её, вы сразу же проявляете интерес к путям и средствам её решения.

Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему люди выбирают разные профессии? Наверно, здесь важны и советы родителей, и желание быть похожим на авторитетного для вас человека, и престижность профессии. Влияет также специальный интерес к определённому виду деятельности.

Специальный интерес – это внутреннее побуждение к какой-либо конкретной деятельности. Он может перерасти в склонность профессионально заниматься избранным делом. Вообще интересы представляют собой очень важный источник развития способностей. Они направляют наше внимание, побуждают к активности, делают жизнь осмысленной и яркой, тогда как их отсутствие препятствует развитию и реализации способностей.

Наши интересы могут быть «эгоцентрическими», т. е. направленными преимущественно на собственную личность (от лат. ego – я, centrum – центр). Эгоцентрический интерес характеризуется тем, что человека заботит не столько качество, результативность выполняемой им работы, сколько производимое им впечатление, демонстрация своего превосходства, достижение лидерства. Совсем иной характер имеет познавательный интерес, интерес к новым явлениям жизни, стремление к новым впечатлениям, к созданию новых полезных вещей.

В основе интересов лежат потребности. Потребность понимается как нужда в чём-либо, отсутствие чего-либо важного, нужного для жизни. Мы не всегда чётко осознаём свои потребности. В том случае, когда мы их осознали, т. е. разобрались в том, что нам действительно нужно, потребности превращаются в интересы.

Наши интересы могут быть направлены на удовлетворение материальных потребностей, прежде всего тех из них, которые связаны с обеспечением необходимых условий жизнедеятельности. Мы заинтересованы в получении благоустроенного жилища, качественном и сбалансированном питании и т. д. Но все мы понимаем, что в жизни важны не только разнообразные материальные блага. Вернее сказать, потребление многих из них не связано с острой жизненной необходимостью, скорее оно служит интересам самоутверждения (например, иметь дорогой автомобиль) или самореализации, развития своих способностей. Так, для музыканта нужны инструменты, нередко очень дорогие; занятия некоторыми видами спорта тоже требуют хорошего и дорогого снаряжения, инвентаря.

Наряду с материальными нашу деятельность направляют интересы социальные и духовные. Они могут быть сконцентрированы в какой-то одной области; всё остальное в этом случае менее интересно и делается как бы механически. Но они могут быть и распределены между различными видами деятельности. Тогда можно говорить о разносторонности личности, имея в виду богатство её интересов. Правда, здесь возникает опасность того, что интересы становятся поверхностными, потому что глубоко и основательно заниматься разными делами обычно не удаётся.

Интересы личности могут различаться по степени их устойчивости и глубины. Устойчивый и глубокий интерес к какому-то делу позволяет надеяться на значительные результаты. Когда у выдающегося английского физика И. Ньютона (1643-1727), спросили, как ему удалось открыть закон всемирного тяготения, ответ был такой: «Я думал над этим постоянно в течение многих лет».

На протяжении жизни интересы могут меняться. Это связано не только со степенью удовлетворения потребностей. Личность – активный субъект деятельности. Чем шире область познаний человека, чем выше его достижения, чем активнее он участвует в общественной жизни, тем динамичнее и разнообразнее его интересы, тем более насыщенно и интересно протекает его жизнь.

Установки. Установка - это состояние готовности человека совершить что-либо, предрасположенность к активным действиям в определённой ситуации. Установка личности сильно влияет на результаты результаты. Например, для спортсмена, участвующего в ответственных соревнованиях, очень важна установка на достижение наивысшего результата, на победу. Для ученика на уроке важна настроенность на внимательное отношение к выполнению заданий, восприятие нового материала. Как только установка теряется, эффективность работы на уроке резко снижается.

Наша установка влияет на настроение, в котором мы что-то делаем; она сказывается на общении с окружающими. Если действует установка на доброжелательные, дружелюбные отношения, то люди это сразу же ощущают и обычно сами начинают относиться к нам доброжелательно. Установки на выполнение определённой деятельности или достижение какого-то результата тесно связаны с нашим прошлым опытом, которые бы подсказывает, что и как нужно делать. Такая подсказка необязательно ясно сформулирована, отчётливо выражена в словах, но она необходима как внутренняя готовность действовать.

Самовоспитание. Если человек стремится жить осмысленно, полнее реализовать свои способности, он может осознанно двигаться по пути личностного саморазвития. Стать лучше хотят, наверно, все люди, но систематически занимаются самовоспитанием немногие. Почему это происходит? Для работы над собой человеку необходима определённая готовность, связанная с наличием таких качеств, как целеустремлённость, самокритичность, требовательность к себе, самообладание и восприимчивость к воспитанию.

Целеустремлённость предполагает наличие жизненной цели, умение подчинить свои поступки и действия её достижению.

Самокритичность обеспечивает объективную самооценку. Когда человек точно знает, что положительно в его характере, а что отрицательно и от чего надо избавиться, он более обоснованно выбирает цель, определяет программу самовоспитания.

Требовательность к себе помогает перевести замечания, указания, советы, исходящие от других людей, в собственные требования к поведению; она вызывает потребность стать лучше.

Самообладание, которое ещё называют выдержкой или хладнокровием, требуется для того, чтобы не паниковать и не суетиться, быть волевой личностью. А восприимчивость к воспитанию означает способность правильно понять и принять воспитательные воздействия педагогов, родителей, других авторитетных для вас людей, умение использовать имеющиеся условия для своего духовного роста, совершенствования.

Для успешного самовоспитания необходима нравственная и волевая готовность. Следует быть максимально благожелательным к предъявляемым требованиям педагогов, советам и пожеланиям родителей добросовестно учиться.

Самовоспитание призвано обеспечить преемственность культуры, трудового опыта и нравственных ценностей народа. Ещё в детстве из сказок человек узнаёт о добре и зле, о богатырях и мудрецах. Так создаётся идеал – представление о высшей степени совершенства, которое является важным фактором самовоспитания.

В постоянно меняющемся мире только тот находит своё место в жизни, успешно реализует себя, кто непрерывно изменяется сам, совершенствует свои силы и способности. Самовоспитание - это способ обеспечения согласованности между процессами развития общества и формированием собственной личности. Самовоспитание прежде всего необходимо самому человеку для конструктивного социального и личностного самоопределения и самоутверждения, для того, чтобы не растеряться в затруднительных ситуациях, не соблазниться ложными ценностями, а правильно выбрать жизненные ориентиры и стать достойным гражданином своей страны.

Человека в обществе и в системе социально-экономических отношений. Это... -духовный мир общества , быть его «духовным интегратором». Позже, в советском обществоведении данное понятие...

Амбивалентность, фрустрация, ригидность - если хотите выражать свои мысли не на уровне пятиклассника, то придется понять значение этих слов. Катя Шпачук объясняет все доступно и понятно, а помогают ей в этом наглядные гифки.
1. Фрустрация

Практически каждый испытывал чувство нереализованности, встречал препятствия на пути достижения целей, которые стали непосильным грузом и причиной ничего нехотенья. Так вот это и есть фрустрация. Когда все надоело и ничего не получается.

Но не стоит воспринимать такое состояние в штыки. Главный способ побороть фрустрацию – осознать момент, принять ее, и толерантно отнестись. Состояние неудовлетворенности, ментальная напряженность мобилизируют сили человека для борьбы с новым вызовом.

2. Прокрастинация

- Так, с завтрашнего дня сажусь на диету! Не, лучше с понедельника.

Доделаю потом, когда настроение будет. Время еще есть.

А…, напишу завтра. Никуда не денется.

Знакомо? Это прокрастинация, то есть, откладывание дел на потом.

Мучительное состояние, когда надо и не хочется.

Сопровождается терзанием себя за то, что не выполнил поставленное задание. В этом состоит главное отличие от лени. Лень – пофигистическое состояние, прокрастинация – переживательное. В то же время, человек находит предлоги, занятия куда интереснее, чем выполнение конкретной работы.

По сути, процесс – нормальный и присущ большинству людей. Но не стоит злоупотреблять. Главный способ избежать – мотивация и правильная расстановка приоритетов. Вот тут на помощь приходит time management.

3. Интроспекция


Другими словами самонаблюдение. Метод, с помощью которого человек исследует свои собственные психологические наклонности или процессы. Первым интроспекцию применил Декарт, изучая собственную душевную природу.

Несмотря на популярность метода в ХІХ веке, интроспекция считается субъективной, идеалистической, даже ненаучной формой психологии.

4. Бихевиоризм


Бихевиоризм – направление в психологии, в основе которого находится не сознание, а поведение. Реакция человека на внешний стимул. Движения, мимика, жесты - короче говоря, все внешние признаки стали предметом изучения бихевиористов.

Основатель метода американец Джон Уотсон предполагал, что с помощью тщательного наблюдения, можно предугадать, изменить или сформировать должное поведение.

Было проведено множество экспериментов, исследовавших поведение человека. Но самым известным стал следующий.

В 1971 году Филипп Зимбардо провел беспрецедентный психологический эксперимент, который получил название Стенфордский тюремный эксперимент. Абсолютно здоровых, психично устойчивых молодых людей поместили в условную тюрьму. Студентов поделили на две группы и распределили задания: одни должны были исполнять роль надзирателей, другие заключенных. У студентов-надзирателей начались проявляться садистские наклонности, в то время как заключенные были морально подавленными и смирившимися со своей участью. Через 6 дней эксперимент был прекращен (вместо двух недель). В ходе было доведено, что ситуация влияет на поведение человека больше, нежели его внутренние особенности.

5. Амбивалентность


С этим понятием знакомы многие сценаристы психологических триллеров. Итак, «амбивалентность» – двойственное отношение к чему-либо. Причем это отношение абсолютно полярное. Например, любовь и ненависть, симпатия и антипатия, удовольствие и неудовольствие, которое испытывает человек одновременно и по отношению к чему-то (кому-то) одному. Термин ввел Э.Блейлер, который считал амбивалентность одним из признаков шизофрении.

По Фрейду «амбивалентность» приобретает несколько другое значение. Это присутствие противоположных глубинных побуждений, в основе которых лежит влечение к жизни и смерти.

6. Инсайт


В переводе с английского «insight» - это проницательность, способность проникновения в суть, озарение, внезапное нахождение решения и тд.

Есть задача, задача требует решения, иногда бывает простой, иногда сложной, иногда решается быстро, иногда требует времени. Обычно в сложных, трудоемких, на первых взгляд непосильных задачах приходит инсайт – озарение. Что-то нестандартное, внезапное, новое. Вместе с инсайтом меняется ранее заложенный характер действия или мышления.

7. Ригидность


В психологии под «ригидностью» понимают неготовность человека действовать не по плану, боязнь непредвиденных обстоятельств. Также к «ригидности» относится неготовность отказа от привычек и установок, от старого, в пользу нового и тд.

Ригидный человек – заложник стереотипов, идей, не созданных самостоятельно, а взятых из достоверных источников.
Они конкретны, педантичны, их раздражает неопределенность и безалаберность. Ригидное мышление – банально, штамповано, неинтересно.

8. Конформизм и нон-конформизм


«Всякий раз, когда вы обнаруживаете себя на стороне большинства - время остановиться и задуматься» писал Марк Твен. Конформизм - ключевое понятие социальной психологии. Выражается в изменении поведения под реальным или воображаемым влиянием других.

Почему так происходит? Потому что люди боятся, когда не так, как все. Это выход из зоны комфорта. Это боязнь не понравится, выглядеть глупым, быть вне массы.

Конформист – человек, который меняет свое мнение, убеждения, установки, в пользу общества, в котором находится.

Нонконформист – понятие противоположное предыдущему, то есть, человек, который отстаивает мнение, отличающееся от большинства.

9. Катарсис

С древнегреческого слово «katharsis» обозначает «очищение», чаще всего от чувства вины. Процесс долгого переживания, волнения, который на пике развития превращается в освобождение, что-то максимальное позитивное. Человеку свойственно переживать по разным причинам, от мысли о не выключенном утюге и т. д. Тут можно говорить о бытовом катарсисе. Есть проблема, которая достигает своего пика, человек страдает, но не вечно же ему страдать. Проблема начинает отходить, уходит злость (у кого что), наступает момент прощения или осознания.

10. Эмпатия


Переживаете ли вы вместе с человеком, который рассказывает вам свою историю? Проживаете ли ее вместе с ним? Поддерживаете ли эмоционально человека, которого слушаете? Тогда, вы – эмпат.

Эмпатия – понимание чувств людей, готовность оказать поддержку.

Это когда человек ставит себя на место другого, понимает и проживает его историю, но, тем не менее, оставаясь при своем рассудке. Эмпатия – процесс чувствующий и отзывчивый, где-то эмоциональный.

Каждый человек уникален по своему набору качеств - как хороших, так и плохих. Например, некоторые люди делают определённую работу очень оперативно и быстро, а другие же, в свою очередь, достаточно медленно и неторопливо. Первых, можно смело назвать проворными и ловкими, а вторых - нерасторопными и медлительными.

В данной статье изучим более детально, кто такой нерасторопный человек и как данное качество может повлиять на жизнь и взаимоотношения с окружающими.

Общее значение

Вероятно, каждый из вас хоть раз в жизни встречал людей, которые выполняют ту или иную работу достаточно медленно. Зачастую они не уверены в себе и в том, что делают. Такого человека называют разными словами: медлительный, нерасторопный, небойкий, неповоротливый, неуклюжий. Как правило, людям с такой чертой характера присуще спокойствие, а физический труд для них весьма тяжел. Не зная многих деталей, можно сказать, что нерасторопный человек - это мечтатель, который не слишком торопится и ленится выполнять какую-либо работу. Однако так ли это на самом деле? Действительно ли нерасторопность связана с ленью?

Теория темперамента

Еще с давних времен многие философы и психологи пытались выяснить, с чем связаны определенные черты характера человека, являются ли они приобретёнными в течение жизни или же врожденными. Существует несколько различных теорий. Приверженцы первой считают, что, например, медлительность - это врождённое свойство темперамента и его невозможно изменить или же перевоспитать. Другие же склонны думать, что нерасторопность - это черта характера, которая приобретается человеком в процессе взросления.

Научно было доказано, что в большей степени темперамент зависит от высшей нервной деятельности человека. Гален и Гиппократ, в свою очередь, считали, что особенности поведения людей связаны с преобладанием в организме того или иного «жизненного сока». По темпераменту нерасторопный человек наиболее подходит под описание флегматиков. Согласно такие люди характеризуются спокойствием, медлительностью, невозмутимостью. Важно отметить: несмотря на то что флегматик делает свою работу неспешно, это никаким образом не отображается на её качестве.

Этимология, антонимы и синонимы

Слово "нерасторопный" произошло от антонима «расторопный», а оно, в свою очередь, от слова «торопиться». Иными словами, можно сказать, что нерасторопный человек - это человек, который не торопится, он делает все медленно и спокойно. Синонимами данного слова являются: неповоротливый, медлительный, заторможенный, неуклюжий. Если говорить о словах, которые имеют противоположное значение, то бойкий, деятельный, живой, быстрый, шустрый, сноровистый.

Нередко людей, которые делают все медленно, называют копуша. Это слово также является синонимом слова «нерасторопный». Еще одно довольно интересное и близкое по значению слово - «кулема». Они обозначают которые очень долго «копаются» и никак не могут доделать свою работу.

Отличительные особенности

Как мы уже выяснили, нерасторопный человек (копуша) - это медлительный и очень неповоротливый индивидуум. Ему сложно выполнять работу быстро. Он может часами выполнять одно и то же задание и даже не замечать, как пролетает время. Очень часто такие люди еще и забывчивы. Они могут забыть заплатить за коммунальные услуги, им свойственно опаздывать на важные встречи и совещания. Как уже было сказано ранее, медлительный, нерасторопный человек довольно долго собирается перед выходом на улицу. Он может несколько часов складывать важные документы или же готовить себе завтрак.

Можно ли исправить

Если говорить о том, что это все же свойство темперамента, а не приобретенная черта характера, то конечно же исправить такую модель поведения невозможно, поскольку она целиком и полностью зависит от высшей нервной деятельности. Нельзя не упомянуть и том, что иногда такую черту характера, как нерасторопность, очень легко сыграть. Особенно это касается работы, которая оплачивается не за выполненный объем, а за отработанное время.

У многих людей нерасторопность ассоциируется с неуклюжестью. Нельзя сказать, что это два абсолютно одинаковых понятия, но в большинстве случаев, они имеют определенные сходства. Так неуклюжий человек, кроме того, что делает все достаточно медленно, еще является неловким и нескладным. В буквальном смысле у таких людей все валится из рук. Они достаточно часто что-то ломают, бьют, крушат, но при этом при всем также медленно реагируют на то, что происходит вокруг них. Неуклюжий человек чаще всего является нерасторопным. Таким людям приходится намного сложнее, и исправить это достаточно трудно.

Отношение в социуме

Сложно одним словом охарактеризовать, как к нерасторопным людям относятся в социуме, ведь сколько людей, столько существует и мнений. Конечно же, активные и сноровистые люди скорее недолюбливают копуш. В большинстве случаев они их сильно раздражают, хочется хоть как-нибудь постараться расшевелить таких особ.

Не всегда медлительность является отрицательной чертой характера. В некоторых профессиях подобный темперамент является не просто необходимым, а жизненно важным. В особенности это касается людей, которым приходится часто принимать важные решения. Активным и бойким людям иногда сложно даются размышления и принятия решений. Уже после 5 минут бездействия и обдумываний они начинают сильно нервничать и, как правило, решают необходимый вопрос наобум. Медлительные же люди способны долго и внимательно обдумывать ситуацию, просчитывать ходы и выдавать верный и самый оптимальный способ решения проблемы. Но так бывает не всегда.

Многие американские психологи и философы считают, что нерасторопность и медлительность - это отрицательная черта характера, которая мешает человеку в жизни. Они это объясняют тем, что копуши ищут самые различные мелочи, на которые постоянно отвлекаются: например, проверка электронной почты или же просмотр новостной ленты. Они убеждают себя, что в данный момент времени это для них действительно важно, но на самом деле, таким образом они скрывают свою лень. Кроме того, американские ученые уверены, что медлительность - это приобретенная черта характера, которую можно и нужно побороть.

В данной статье мы выяснили, что значит нерасторопный человек, какими отличительными способностями он обладает и как к таким людям относятся в социуме.

Универсальным средством профессиональной подготовки операторов является обучение. В процессе обучения той или иной специальности человек овладевает определенной системой знаний, навыков и умений.

Эффективность и надежность действий оператора зависят не только от системы имеющихся у него знаний, но также от точности и своевременности выполняемых им действий.

В психологии различают три основных вида навыков: сенсорно-перцептивные (навыки восприятия), моторные (двигательные навыки) и интеллектуальные (приемы решения задач)
Процесс формирования любого навыка обладает некоторыми общими чертами. Рассмотрим их на примере образования моторного навыка.

Одной из основных черт процесса формирования навыка является образование двигательных (или каких-либо других к примеру, умственных) структур, объединяющих отдельные рабочие движения в некоторое единое целое. На начальных ступенях обучения какому-либо действию человек выполняет отдельные входящие в него движения (или другие трудовые акты) порознь с большими или меньшими интервалами между ними. В процессе упражнения время выполнения движений и интервалы между ними укорачиваются, происходит их объединение. В действииопытно-го оператора ряд последовательных частных движений выступает как одно сложное движение.

Другая черта процесса формирования навыка - это выявление человеком сигналов, релевантных данной деятельности На анализаторы человека при выполнении действия поступает масса разнообразных сигналов, но далеко не все они имеют прямое отношение к выполняемому действию. Такие сигналы носят название иррелевантных.

В процессе овладения навыком человек из всей массы сигналов, поступающих на его анализаторы, выбирает те, которые релевантны задаче. Иначе говоря, формируется не только моторная, но также и сенсомоторная структура.

Третья черта процесса формирования навыка - это изменение соотношения уровней регуляции. На первых этапах обучения даже сравнительно простые элементы двигательного действия регулируются речемыслительными процессами. Позднее их регуляция передается сенсорно-перцептивному уровню, а речемыслительный процесс начинает регулировать более крупные единицы деятельности. Автоматизация действий, прежде всего, состоит в перераспределении роли различных уровней регуляции.

И наконец, еще одной чертой формирования навыка является усвоение ритма выполняемых действий. Благодаря ритмичности человек, владеющий навыком, может работать длительное время без утомления.

Сформированные у оператора навыки существуют не изолированно друг от друга. Они неизбежно вступают во взаимодействие. При этом «старые» навыки в одних случаях способствуют овладению «новыми» (положительный перенос навыков), в других тормозят их образование (интерференция навыков).

На базе знаний и навыков, относящихся к некоторому определенному виду деятельности, формируется умение человека работать. Когда говорят, что человек умеет что-то делать, то имеется в виду, что он может самостоятельно выполнить определенную работу.

Умение представляет собой сложное психическое образование, включающее в себя ряд компонентов. Один из них - система навыков, относящихся к одному и тому же виду деятельности. Однако сама по себе система навыков еще не обеспечивает возможности самостоятельно выполнять ту или иную работу. Для того чтобы достигнуть этого, человек должен владеть не только соответствующей системой навыков, но и системой знаний. «Умелое действие» - это всегда действие со знанием дела. При этом имеются в виду не только знания о том, как выполнить то или иное действие, но и знание главных особенностей своего дела в целом: особенностей технологического процесса, физических и иных законов, определяющих этот процесс, машины, которой человек управляет, и т.д., т.е. умение формируется на основе широкого круга знаний о трудовом процессе, орудиях и условиях труда.

В процессе обучения, тренировки и накопления профессионального опыта деятельность человека совершенствуется, сокращается время выполнения действий и повышается их точность.