Время в произведении отцы и дети. Сочинение - Сочинения - Блок образования - Информационно-развлекательный портал


Русская литература XIX века оказала огромное влияние на общественную российскую жизнь, являясь практически единственной выразительницей ее социальных бед и чаяний. Квинтэссенцией общественных проблем, носителем новых идей и веяний русской жизни становится главный герой литературных произведений - герой своего времени, он же, как правило, “лишний человек” своей эпохи.

Литература XIX века представила галерею людей такого типа, мятущихся, с большим духовным потенциалом, но слабой жизненной потенцией, рафинированных, рефлектирующих и ничего не делающих. Бурный XIX век, ломающий столетиями установившийся уклад российской жизни, богатый на различные политические веяния, рождал своих “героев”, которые так ими и не становились.

В противовес либерально-демократическому движению появился художественный образ нигилиста Базарова. Тургеневу, чуткому ко всему новому, нарождающемуся в общественной жизни России, виделась фигура бунтарская, исполинская, как бы наполовину выросшая из народа, этакий интеллектуальный Пугачев.

Кто же все-таки он, новый герой 60-х годов?

Убежденный материалист до мозга костей, проповедующий новые немецкие истины отцов русского нигилизма Молемотта и Фогота, отрицающий все и почитающий отрицание за двигатель общественного прогресса, презревший идеализм как шелуху уходящего времени, а вместе с ним размягченные идеализмом и старостью пресловутые “принсипы” отцов, или бунтарь, мятущаяся душа, жаждущая перемен и чувствующая их приближение, сложная противоречивая личность, заплутавшая в себе и обстоятельствах, изначально обреченная на гибель в силу своей незрелости и необозначенности путей дальнейшего развития.

Большой и чуткий художник рисует нам не схему, а живого, полнокровного человека со всеми противоречиями его натуры - характерный продукт своей эпохи. В поведении Базарова есть та двойственность, которая переходит в надрыв к финалу романа. И способность любить, и “романтизм”, и семейное чувство, и умение ценить красоту и поэзию в тургеневском “нигилисте” скрывается за преувеличенной резкостью и жестокостью нападок на оппонента. Внутренний конфликт героя особенно ярко прорывается в его чувстве к изнеженной аристократке Анне Сергеевне Одинцовой. Базаров, так активно проповедующий отсутствие духовной основы любви, любые романтические порывы, становится жертвой своих же “принципов”: “Он легко сладил бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость”. Жизнь оказалась сложнее того, что узнал о ней “физиолог”. Еще в своей статье “Что такое обломовщина” Н. А. Добролюбов обратил внимание, что все “герои своего времени” в русской литературе XIX века страдают одним и тем же пороком - неспособностью по-настоящему любить женщину. Как бы они ее ни боготворили, как ни возвышенны были бы их чувства к любимому человеку, но стоит женщине достаточно серьезно отнестись к их чувству, как почитатели высокого демонстрируют полное фиаско. Великая ответственность пугает наших героев. Правда, в отношениях Одинцовой и Базарова это чувство “непонятного испуга” испытывает Анна Сергеевна. Уроки любви привели к кризису в душе Евгения. Вставшие перед Базаровым вопросы о смысле жизни опровергают его прежний, упрощенный взгляд на человека. Бессмертный вопрос о неповторимой ценности каждой человеческой личности влечет за собой критику самой идеи прогресса.

Бесконечные и непростые мысли возникают в голове Базарова, и эти “проклятые” вопросы делают его человечнее и душевно богаче. В нем просыпается “пресловутый” романтизм. Воистину поэтично звучат его последние слова: “Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет”. Так “нигилист” Базаров прощается с бренной жизнью. Цветы на его могиле призывают нас к “вечному примирению и к жизни бесконечной”, к вере во всесилие святей преданной любви.

Своим романом в ту непростую пору С. Тургенев пытался примирить два враждующих лагеря - либералов и демократов. Ему этого не удалось. “Отцы и дети” еще более углубили пропасть. И только время выявило всю пророческую мудрость и удивительную интуицию автора. Роман, написанный на злобу дня, стал непреходящей ценностью русской литературы.

    С самого начала своего творчества, с “Записок охотника”, Тургенев прославился как мастер пейзажа. Критика единодушно отмечала, что пейзаж у Тургенева всегда подробен и верен, он смотрит на природу не просто взглядом наблюдателя, но знающего человека....

    «В изображении природы Тургенев пошел дальше Пушкина. Он воспринимает его точность и верность в описаниях явлений природы... Но по сравнению с пушкинским тургеневский пейзаж более психологичен. Природа у Тургенева сама живет, дышит, изменяется в каждом...

    Молодость - время для усвоения мудрости, старость - время для её применения. Ж.-Ж. Руссо Аркадий Кирсанов, погостив день в имении Базаровых, спрашивает своего старшего друга-учителя, любит ли тот родителей, и получает прямой ответ: «Люблю, Аркадий»...

    Цели урока: Образовательная - углубление знаний учащихся о характере главного героя на основе сопоставления его с другими персонажами романа через раскрытие их сложных взаимоотношений; Воспитательная - воспитание культуры чувств, серьезного отношения...

    Центральное место в романе Тургенева “Отцы и дети” занимает Евгений Васильевич Базаров. На нем сосредоточено все внимание романа. Базаров - сын уездного лекаря, нигилист, изучавший точные науки и медицину. Отец не мог полностью обеспечить сына,...

  1. Новое!

    Уже в первом эпизоде романа Тургенева «Отцы и дети» намечаются важнейшие темы, идеи, художественные приемы Тургенева; попытка проанализировать их - первый шаг к осмыслению художественного мира произведения в его системной целостности. Один из эпизодов,...

Сочинение Тургенев И.С. - Отцы и дети

Тема: - Герой времени в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”, написанный в 1861 году, по праву считается одним из известных произведений великого романиста. Тургенева всегда отличало удивительное умение увидеть, распознать героя эпохи, прочувствовать настроение общества. Роман “Отцы и дети” не стал исключением. В то время, когда он создавался, в стране шла упорная общественно-политическая борьба между разночинцами-демократами и либеральными дворянами. И те, и другие понимали необходимость проведения реформ, но относились по-разному к их проведению. Демократически настроенная молодежь выступала за коренные изменения в России, либералы предпочитали путь постепенных реформ. В результате в русском обществе произошел раскол: на одной стороне были революционеры-демократы, на другой - либералы.
Писатель верно заметил этот процесс и отразил его в своем произведении, Он решил обратиться к началам противостояния - концу 50-х годов. Не случайно действие романа происходит в 1859 году. Как раз в это время началась вражда между заграничным либеральным “Колоколом” Герцена и демократичным “Современником* Чернышевского и Добролюбова, или между “отцами” и “детьми”.
Единственным представителем “детей” в романе является Базаров. Аркадий Кирсанов, считающий себя его учеником, совершенно не видит, что базаровские идеи ему чужды. Ситников и Кукшина, также убежденные в своих прогрессивных идеях, являются, по сути, злой пародией на нигилистов. Образ Базарова далеко не однозначен. Он несомненно является выдающейся личностью, обладающей, прежде всего, широкими познаниями в естественных науках. Он привык трудиться и не мыслит своей жизни без труда, который дает ему самостоятельность и независимость. Его поведение и речи иной раз перерастают в “безмерную гордость” и самолюбие. “Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе”. Базаров ставит себя очень высоко. “Ситниковы нам необходимы. Мне,... мне нужны подобные олухи. Не богам же... горшки обжигать!..” Базаров, подобно многим передовым людям конца 50-х - начала 60-х годов, являлся материалистом. Философию, религию, дворянскую культуру он называл “романтизмом, чепухой, гнилью”. Отношения между мужчиной и женщиной сводятся у него к физиологии, искусство - к “искусству делать деньги или нет более геморроя”. Он смеется над “таинственным” взглядом между мужчиной и женщиной, объясняя это анатомией глаза. Ему совершенно чужд мир прекрасного, он верит лишь в то, что проверено опытом.
Из подобного отношения к жизни и берет начало смелая философия Базарова, заключающаяся в тотальном отрицании любых устоев и принципов, на которых базируется человеческая жизнь. Иначе говоря, жизненной философией героя является нигилизм. “Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает на веру ни одного принципа, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”, - заявляет Аркадий, явно со слов Базарова.
Наиболее ярко и полно взгляды Базарова отразились в спорах с Павлом Петровичем Кирсановым, убежденным либералом и яростным противником нигилизма. В вопросе о характере преобразований в России Базаров стоит за решительную ломку сложившейся системы. Взамен он ничего не предлагает. Впрочем, об этом он и не думает. “Это уже не наше дело... сперва нужно место расчистить”. По его мнению, дворянство, “аристократишки” уже сыграли свою роль, их время прошло, как и время всяких “принципов”.
Искусство, религия, природа, мир прекрасного - все это чуждо Базарову. “Природа - не храм, а мастерская”. “Рафаэль гроша медного не стоит”. К человеку он относится как к биологическому организму: “Все люди похожи друг на друга как телом, так и душой”. Он уверен, что “нравственные болезни”, подобно “болезням телесным”, вполне лечатся, так как вызваны “безобразным состоянием общества”: “Исправьте общество, и болезней не будет”.
Особое отношение у героя к русскому народу. С одной стороны, он с гордостью говорит, что умеет с ним разговаривать, а его “дед землю пахал”. С другой, - выражает глубокое презрение к патриархальности и невежеству народа. Базаров так же далек от народа, как и Павел Петрович. Идейные позиции героя раскрываются в спорах с его оппонентом Павлом Петровичем Кирсановым в 4, 6 и 7, 9 главах; в 10 главе развертывается основной спор - схватка Базарова с Павлом Петровичем, из всех споров первый выходит победителем.
До встречи с Одинцовой ничто не может поколебать базаровские убеждения. Только после 14 главы, где происходит знакомство Базарова с Анной Сергеевной и начинает развертываться любовная коллизия, в герое начинают происходить изменения. Базаров страстно влюбляется и тем самым приобщается к тому духовному миру, который до недавнего времени отрицал. Жизнь оказывается значительно сложнее его построений. Он пытается заглушить свое чувство, но с негодованием замечает в себе тот самый “романтизм”, который сам высмеивал в других. Тургенев заставляет своего героя потерпеть фиаско в любви. Его чувство переросло в страсть - “сильную, тяжелую”, “похожую на злобу”. Вместе с тем он ни разу не роняет себя и после неудачного признания сразу уезжает, не унижаясь до положения отвергнутого влюбленного.
Неразделенная любовь отчасти разрушила идейные убеждения Базарова. Он впадает в пессимизм, нигде не может найти себе места. Но как человек огромной силы воли, он пытается побороть в себе романтика, взять себя в руки, но ему не удается стать таким, каким он был до встречи & Одинцовой. Утратив смысл жизни, потерпев фиаско в любви, поступившись многими своими убеждениями, герой в конце романа умирает, но не как нигилист, а как обыкновенный человек. Перед лицом смерти проявляется до конца недюжинная сила этой натуры. Писарев писал: “Умереть так, как умер Базаров - все равно, что сделать великий подвиг”.
Таким образом, Базаров показан Тургеневым как незаурядная личность. Он умнее, сильнее, чем исповедуемая им теория. Его смерть не является смертью во многом нужного России человека, это смерть его убеждений. Базаров не нужен как нигилист, но необходим как сильная, титаническая личность, в которой были живы вечные человеческие ценности.

Каждое поколение считает себя
более умным, чем предыдущее, и
более мудрым, чем последующее.


Д.Оруэлл

План


I Характеристика Е.Базарова.
II Поколения “отцов” и “детей”.
  1. Сравнение поколений.
  2. Ошибочные взгляды Базарова.
  3. Образ нового поколения.
III Актуальность романа в наши дни.

  Роман И.С.Тургенева поистине является шедевром русской литературы. Произведение отличается постановкой важнейших социальных, философских, этических вопросов своего времени. Центральное положение в романе занимает Евгений Базаров. В романе показан новый тип передового деятеля-разночинца, демократа Базарова, "человека дела, а не слов". Он представитель нового молодого поколения. Это практический человек, идеалов и авторитетов для него не существует, потому что он не встречает себе равных и на все имеет свои собственные убеждения. "Я ничьих мнений не поддерживаю, я имею свои", - полупрезрительно говорит Базаров. По своим умственным достоинствам Базаров гораздо выше окружающей его среды. Увлечение науками, стремление докопаться до истины, широкий кругозор и критическое отношение к действительности, чувство собственного достоинства - вот характерные черты Евгения Базарова. Это человек из другого мира, из иной среды. Тургенев показал своего героя одиночкой, который в дальнейшем понимает, что его "нигилизм" - это жалкое подражание сильной личности. Самого автора не удовлетворял ни лагерь "отцов", ни "детей". Он не смог полюбить Базарова, но признал его силу и отдал ему дань, полную уважения. Тургенев не сочувствует вполне ни одному из своих действующих лиц. Представители прошлого поколения изображены с беспощадной верностью. Они хорошие люди, но об этих хороших людях не пожалеет Россия.

  Такие люди, как Базаров, непреклонны, верны своим идеалам, уверены в себе, энергичны и деятельны, честны и искренне преданы своему делу, незаменимы в любом обществе. Ни Онегины Пушкина, ни Печорины Лермонтова, стремящиеся к самоутверждению, реализации своих возможностей, но не видящие им достойного применения, а именно Базаровы, знающие, что в данный момент нужно изменить в обществе, способствуют общественному развитию, движению жизни вперед. Сам Базаров говорит, что России нужны сапожник, портной, мясник, то есть люди, занимающиеся конкретными, нужными делами, а не “сидящие сложа руки и уважающие себя за это”, как Павел Петрович. Но разве Базаров, видящий, что “болтать о язвах общества не стоит труда”, не стремится принести своей деятельностью пользу обществу, разве этот герой “занимается вздором”, подобно большинству “передовых людей и обличителей”? Несомненно, Базаров, обладатель столь редких и ценных качеств, нужен России.

  Но, по мнению Тургенева, Базаров рано пришел в жизнь, он бы мог сделать многое, но "умирает, не сделав ничего". Есть в нем и отрицательные черты. Базаров бездумно отрицает все вещи, которых даже не знает и не понимает. Поэзия, по его мнению, ерунда, читать Пушкина - потерянное время, заниматься музыкой - смешно, наслаждаться природой - нелепо. Любовь для Евгения - это всего лишь физиологическая потребность. Жизнь вносит корректировку в его взгляды на любовь. Базаров глубоко страдает после отказа Одинцовой. После этого он вступает в сферу утонченных переживаний, которых он раньше не принимал. От уверенности его не остается и следа. Страсть целиком захватывает героя, но он находит в себе силы, в отличие от Павла Петровича, порвать с эгоистичной женщиной, несмотря на трагичность этого разрыва. Базаров способен к глубокому критичному самоанализу и переосмыслению былых убеждений. И в этом его сила. Отвергнутый, он все-таки одержал нравственную победу. В прощальных словах Базарова заключен главный смысл его жизненного финала: "Я нужен России?... Нет, видно, не нужен..." Таким образом, истоки страданий Базарова - преждевременность появления, отсутствие союзников и мучительное одиночество.

  В историях героев постоянно намечаются противопоставления поколений. Так, Базаров говорит о своих родителях: “Я думаю: хорошо моим родителям жить на свете! Отец в шестьдесят лет хлопочет; и матери моей хорошо: день ее до того напичкан всякими занятиями, ахами и охами, что ей и опомниться некогда, а я...” Особенно значительны размышления Николая Петровича, когда он ясно осознал свое разъединение с сыном. “Брат говорит, что мы правы, - думал он, - и мне самому кажется, что они дальше от истины, нежели мы, а в то же время я чувствую, что за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами... Молодость? Нет, не одна только молодость”.

  Что касается проблем, возникших в романе, то можно сказать, что в обществе всегда будут происходить разногласия между поколениями. Будь-то вопросы, связанные с природой, культурой, или любовью. Но, по моему мнению, в романе рассматриваются проблемы не как отношений между поколениями, а в целом проблемы общества. Ведь, человек, думающий по-новому, увлекающийся наукой, не смог найти свое предназначение в обществе. Этот человек – Евгений Базаров. Да, он ошибался, отрицая всё: любовь, искусство, чувства. Я думаю, с его стороны, это был еще юношеский максимализм, за который он поплатился в жизни.

  Я считаю, что и название романа “Отцы и дети” можно интерпретировать по-разному. Во-первых: это взаимоотношения между поколениями. Но также это отношения людей разных взглядов и социального положения. Дворяне, аристократы, считавшие себя выше всех, можно отнести к одному лагерю. С другой стороны им противостоит один человек, в лице Евгения Базарова. Таким образом, к “отцам” можно отнести и Кирсановых, и Одинцову, и даже последователя Базарова, Аркадия. В конце концов, он осознал, что гораздо удобнее ничего не менять, оставаться в среде отцов. А в поколение “детей” относится лишь один человек. Это – Евгений Базаров, образ нового поколения. Он не нашел союзников и остался в одиночестве. Этот персонаж погиб, потому что сам автор не знал, как бы в дальнейшем сложилась жизнь Базарова. Возможно, для таких людей еще не пришло свое время. В этом состоит основная проблема общества.

  Современен ли роман? Несомненно, потому что всегда будут появляться люди, подобные Базарову, старающиеся как-то изменить мир, но общество не будет принимать таких людей, не похожих на остальных. Проблема отцов и детей существовала и, скорее всего, будет существовать во все времена. Очевидно, именно поэтому роман И.С. Тургенева “Отцы и дети” до сих пор остается актуальным. Два поколения, изображенные писателем, различаются не столько возрастом, сколько противоположными взглядами, мировоззрениями: старого дворянства, аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции.

  Современник Тургенева, критик Писарев увидел в романе “выведенные явления жизни” как очень близкие для себя, такие близкие, “что все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа”. Из-за чего произведение И.С.Тургенева “Отцы и дети” остается актуальным и в наши дни.

Какие вечные темы в романе "Отцы и дети"?

    Вечные темы вечного романа можно найти самые разные. Конечно, как и следует из названия во-первых это конфликт отцов и детей, старшего и младшего поколений, прошлого и будущего. Эта тема широко представлена в романе не только спорами между Базаровым и Кирсановым папой, но и тем непониманием которое можно увидеть в отношениях Аркадия со своим отцом. Вечная тема любви, также присутствует в произведении, да и как без нее если любовь, по замыслу Тургенева должна не только примирить старшее поколение с младшим, но и служить мерилом всех поступков героев, испытывать их на прочность. Вечная тема борьбы также затронута в романе, это нигилизм Базарова, который для тех времен был максимально революционен и шокировал не только Кирсанова-старшего, но и читателей. Тема жизни и смерти показана в эпизодах с кончиной и болезнью Базарова, удастся ли герою остаться верным своим идеалам перед лицом неминуемой гибели, или он поймет свои заблуждения, вот вопрос который интересовал Тургенева.

    Да там любые темы можно притянуть, если постараться)

    Во-первых очевидан тема отцов и детей, она выражена в конфликте Павла Петровича с Базаровым. Неоднократно Кирсанов-старший говорит, что сына он не понимает, но и его родители в сво время не понимали его.

    Второе, это идея развития общества. Опять же нигилизм Базарова и прятянутый либерализм (как он сам называет) Кирсанова.

    Тема предназначения женщины раскрывается в образах развязной современной Кукшиной и прекрасной, но закостенелой в своих суждениях Одинцовой.

    Тема любви ярко раскрывается в парах Кирсанов-княгиня, Кирсанов-Дуня (не уверена с именем), Аркадий -Катя и Базаров-Одинцова.

    Ну практически вся концовка и эпилог — это тема жизни и смерти, их противоборства и отношения к ним людей.

    Основная вечная тема романа Отцы и дети — это, конечно, конфликт поколений: противоречия между молодым поколением, олицетворением которого является Базаров и поколением отцов — его красноречивее всего олицетворяет Павел Петрович Кирсанов.

    Конфликт отцов и детей, юности и зрелости — тема вечная и актуальная во все времена.

    Еще одна вечная тема романа — трудности, которые стоят на пути незаурядного человека (Базарова) в его попытках найти свое место в обществе.

    Вечные темы российского общества: что делать, кто виноват, кому живется весело, вольготно на Руси. Отсюда и вечные темы, по какому пути и как двигаться России.

    Иван Сергеевич обладал особым чувством времени, и его произведения отражали самые острые события в обществе.

    Таков и роман Отцы и дети, он появился в острый политический момент, после отмены крепостного права.

    Закончен был роман в 1861 году в июле, а в 1862 году вышел отдельным изданием. Действие романа происходит в 1859 году, то есть накануне отмены крепостного права. Эпилог романа рассказывает о событиях, после отмены крепостного права.

    Споры отцов и детей в романе — это ярые столкновения дворянских либералов и разночинцев-демократов.

    Главные темы их споров: отношение к существующей крепостнической действительности, к дворянскому культурному наследию, о противостоянии Запада и Востока, о воспитании,общественном долге, о принципах поведения человека,об отношении к женщине, о любви. И самая важная тема — о судьбе народа.

    Вид деревень и народа накануне отмены крепостного права печален. И Тургенев с присущим ему лаконизмом глазами Аркадия рисует печальный вид деревень: …мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках…;исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам И Аркадий, видя эту картину, думает о преобразованиях, но …как их исполнить, как приступить? Аркадий, молод, но Тургенев его относит к поколению отцов.

    Он нерешителен и не космополит-западник, как Павел Петрович, но он не знает, что делать, как изменить эту жизнь. Он не способен на решительные действия, поэтому его жизнь обычна, такая же как и у Николая Петровича его отца. И это лучшие представители дворянства: братья Кирсановы, Аркадий Кирсанов. Но сам Тургенев говорит, что в их лицах слабость и вялость или ограниченность

    Евгений Базаров — другой. он представляет новое поколение детей, поколение разночинской демократической молодежи. Впервые в русской литературе в лице Базарова представлен ученый-практик. Базаров- нигилист, его кредо: все разрушить и начать строить заново.

    И это базаровское кредо было воплощено в революции 1917 года, и в августе 1991 года