Сандро Боттичелли – биография и картины художника в жанре Раннее Возрождение – Art Challenge. «Мадонна с младенцем», Сандро Боттичелли — описание картины Последние годы жизни и смерть


Как и другие юношеские работы Боттичелли, Мадонна с Младенцем и с Иоанном Крестителем, написана в манере, заимствованной у его первого учителя, Филиппо Липпи. Юная Мария скромно опустила взор на Младенца, сидящего у нее на коленях. Она облачена в одеяния, в котором ее традиционно изображали – красное платье и синий плащ. Боттичелли придел ее одеждам налет роскоши. Дорогой бархатный плащ отделан золотой тесьмой, нежное лицо Мадонны обрамляют складки полупрозрачной вуали, уходящей под ворот плаща. Признаки незрелой кисти молодого художника ощущается в жесткости драпировок тканей одежд Богородицы, пелен Младенца. Однако с большим талантом передана атмосфера умиротворения, нежной материнской любви и чистоты Марии.

С благоговением опустил вниз взгляд Иоанн Креститель, как и Мадонна. Боттичелли изобразил его, вопреки традиции и Писанию, в отроческом возрасте, как и ангелов. Один из них, скосив глаза, взирает на зрителей. Младенец и второй ангел устремляют свои взгляды на Марию, причем на лице ангела слева, поддерживающего Младенца, написано живое выражение, детский восторг, удивление. Иоанн Креститель изящным жестом придерживает в руках традиционный атрибут – тонкий вытянутый крест, и также по традиции, облачен в одежду из верблюжьего волоса, верх которой отделан воротничком.

На картине присутствует попытка Боттичелли передать движение. Если обратить внимание на фигуру Младенца, можно отметить, что его поза несколько неестественна и неустойчива, но с каким мастерством удалось передать его жест. Он тянет руки к Матери, словно пытается ухватить за край плаща, словно художник запечатлел миг до того, как его пухлые пальчики ухватят ткань крепкой хваткой.

В отличие от других картин этого периода, художник на заднем плане поместил только небо, голубое и безоблачное. Нет ни пейзажа, ни архитектурных сооружений, ни сада, ни горы, никаких других традиционных символов, кроме тесной группы из пяти фигур на переднем плане. Ярким пятном выделяется в нижнем правом углу декоративное украшение сиденья, на котором расположилась Мадонна, в виде головы младенца и резного крыла – все красного цвета.

В замкнутом пространстве с открытым окном, из которого открывается вид на извилистый тосканский пейзаж - реку и холмы, - Боттичелли представил группу фигур, находящихся в более сложной композиционной связи, чем первые образцы его Мадонн.

Фигуры теперь сближены не столь тесно. Мария со слегка склоненной головой в грустной задумчивости прикасается к колоску. Направление ее взгляда неопределенно. Сидящий на коленях Матери серьезный Младенец поднял руку в жесте благословения.

Юноша-ангел с резко заостренным овалом лица и недетской умудренностью - образ необычный для раннего Боттичелли. Он протягивает маленькому Христу вазу с виноградом и хлебными колосьями.

Виноград и колосья - вино и хлеб символическое изображение причастия, будущих страданий Господа, Его Страстей. По мысли художника, они должны составить смысловой и композиционный центр картины, объединяющей все три фигуры. Аналогичную задачу ставил перед собой и Леонардо да Винче в близкой по времени «Мадонне Бенуа» . В ней Мария протягивает ребенку цветок крестоцвета - символ креста. Но Леонардо этот цветок нужен лишь для того, чтобы создать ясно ощутимую психологическую связь между матерью и ребенком; ему нужен предмет, на котором он может в одинаковой мере сосредоточить внимание обоих и предать целенаправленность их жестам. У Боттичелли ваза с виноградом также всецело поглощает внимание персонажей. Однако она не объединяет, а скорее внутренне разобщает их; задумчиво глядя на нее они забывают друг друга.

В картине чувствуется атмосфера глубокой задумчивости, отрешенности, внутренней разобщенности персонажей. Этому в значительной степени способствует и характер освещения, ровного, рассеянного, почти не дающего теней. Прозрачный свет Боттичелли не располагает к душевной близости, к интимному общению, в то время как Леонардо создает впечатление сумерек: они окутывают героев, оставляют их наедине друг с другом.

Сандро Боттичелли – выдающийся представитель флорентийской живописи эпохи Кватроченто. После смерти мастер ушел в забвение. Так продолжалось вплоть до середины XIX века, когда у публики вновь проснулся интерес к его творчеству и биографии. Имя Сандро Боттичелли приходит на ум и обывателям, и специалистам одним из первых, когда речь заходит об искусстве раннего Возрождения.

Детство и юность

Интересный факт, о котором знает не каждый: Боттичелли – не настоящая фамилия художника. В детстве его звали Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. 1 марта 1445 года в семье флорентийского кожевника Мариано родился младший сын – Сандро. Кроме него, у родителей были три старших сына: Джованни и Симоне, посвятившие себя торговле, и Антонио, выбравший ювелирное ремесло.

О происхождении фамилии живописца нет единого мнения. Первая теория связывает прозвище Боттичелли с торговой деятельностью двух старших братьев художника («botticelle» переводится как бочонок). Сторонники другой теории также считают, что прозвище досталось Сандро от брата Джованни, но уже по другой причине: тот был толстяком. Другие исследователи утверждают, будто новая фамилия перешла к Боттичелли от другого брата – Антонио («battigello» - «серебряных дел мастер»).

В юности в течение 2 лет Сандро был учеником ювелира. Но в 1462 (или в 1464 - мнения исследователей расходятся) поступил в художественную мастерскую к Фра Филиппо Липпи. Когда последний в 1467 покинул Флоренцию, наставником будущего гения стал Андреа Верроккьо. Кстати, учился в мастерской Верроккьо в одно время с Боттичелли. Через 2 года, в 1469-м, Сандро начал самостоятельную работу.

Живопись

Точные даты написания большей части картин художника не известны. Специалистами определены примерные датировки, основанные на стилистическом анализе. Работа, вошедшая в историю как первая и полностью принадлежащая кисти Боттичелли, - «Аллегория силы». Написанная в 1470 году, она предназначалась для зала флорентийского Торгового суда. Сейчас является экспонатом галереи Уффици.


К первым самостоятельным произведениям художника также относятся многочисленные изображения . Наиболее известна «Мадонна Евхаристии», написанная около 1470 года. В этот же период у Боттичелли появляется собственная мастерская. Сын его бывшего наставника – Филиппино Липпи – поступает к Сандро учеником.

После 1470 года все больше проявляются особенности стиля мастера: яркая палитра, передача оттенков кожи при помощи насыщенных охристых теней. Достижение Боттичелли как живописца – способность живо и емко раскрыть драматизм сюжета, наделяя образы экспрессией, чувствами и движением. Это ярко проявилось уже в раннем (1470-1472) диптихе о ветхозаветном подвиге , обезглавившей ассирийского захватчика Олоферна.


Первое изображение обнаженного тела у Боттичелли – картина «Святой Себастьян». В день святого-мученика, 20 января 1474, она была торжественно представлена жителям города. Вертикальное полотно вывесили на колонне церкви Санта-Мария-Маджоре.

В середине 1470-х к Сандро обращается к портретному жанру изобразительного искусства. В этот период появился «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи». Кем был молодой человек, изображенный на картине 1474-1475 годов, доподлинно неизвестно. Есть предположение, что это автопортрет. Некоторые исследователи полагают, что моделью художнику послужил брат Антонио, другие – что на полотне изображен сам автор медали или же представитель семьи Медичи.


С этим могущественным флорентийским семейством и их окружением живописец сблизился в 70-е годы. 28 января 1475 Джулиано Медичи, брат главы Флорентийской республики , участвовал в турнире со штандартом, над росписью которого работал Боттичелли. Около 1478 года художником написан портрет самого Джулиано.

На прославленном полотне «Поклонение волхвов» семейство Медичи изображено уже практически в полном составе вместе со свитой. Ее частью был и Боттичелли, фигуру которого можно увидеть в правом углу.


26 апреля 1478 года в результате неудавшегося заговора против Медичи Джулиано был убит. По заказу выжившего Лоренцо художник написал фреску над воротами, ведущими к палаццо Веккьо. Изображение повешенных заговорщиков, выполненное Боттичелли, не просуществовало и 20 лет. После изгнания из Флоренции менее удачливого правителя Пьеро Медичи оно было уничтожено.

К концу 1470-х живописец становится популярным за пределами Тосканы. Папа Сикст IV пожелал видеть Сандро во главе работ по росписи стен недавно построенной капеллы. В 1481 Боттичелли прибывает в Рим и вместе с другими художниками начинает работу над фресками. Его кисти принадлежат три, включая «Искушение Христа», а также 11 портретов пап. Через 30 лет потолок Сикстинской капеллы распишет , и она станет известной на весь мир.


После возращения из Ватикана, в первой половине 1480-х годов, Боттичелли создает главные шедевры. Они навеяны античной культурой и философией гуманистов, последователей неоплатонизма, с которыми художник сблизился в тот период. «Весна», написанная в 1482 году, - самое загадочное произведение автора, которое до сих пор не имеет четкой интерпретации. Считается, что художник создавал картину, вдохновившись поэмой «О природе вещей» Лукреция, а именно отрывком:

«Вот и Весна, и Венера идёт, и Венеры крылатый

Вестник грядёт впереди, и, Зефиру вослед, перед ними

Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,

Красками всё наполняет и запахом сладким…

Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем

Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный

Стелет цветочный ковёр, улыбаются волны морские,

И небосвода лазурь сияет разлившимся светом»

Этой картиной, как и двумя другими жемчужинами этого периода – полотнами «Паллада и кентавр» и «Рождение Венеры», владел Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, троюродный брат герцога Флоренции. Давая характеристику этим трем произведениям, исследователи отмечают певучесть и пластику линий, музыкальность колорита, чувство ритма и гармонии, выраженное тонкими нюансами.


В конце 1470-х – начале 1480-х Боттичелли работает над иллюстрациями к «Божественной комедии» . Из серии рисунков пером на пергаменте уцелели немногие, среди них - «Бездна ада». Из произведений на религиозную тему этого периода выделяют «Мадонну с младенцем на троне» (1484), «Благовещение Честелло» (1484-1490), тондо «Мадонна Магнификат» (1481-1485) и «Мадонна с гранатом» (ок. 1487).

В 1490-1500 годах Боттичелли находился под влиянием учения монаха-доминиканца Джироламо Савонаролы, критиковавшего церковные порядки того времени и излишества светской жизни. Проникшись призывами к аскетизму и покаянию, Сандро стал использовать более темные и сдержанные оттенки.


С портретных фонов исчезли пейзажи и элементы интерьера, что видно на «Портрете Данте» (ок. 1495). Написанные около 1490 года «Юдифь, покидающая палатку Олоферна» и «Оплакивание Христа» - характерные для того времени работы живописца.

Обвинение Савонаролы в ереси и казнь в 1498-м, а еще раньше - смерть Лоренцо Медичи и последовавшие за этим политические волнения в Тоскане потрясли Боттичелли. Мистицизма и мрачности в творчестве прибавилось. «Мистическое рождество» 1500 года – главный памятник этого периода и последняя значимая работа художника.

Личная жизнь

О личной жизни Боттичелли известно мало. У художника не было жены и детей. Ряд исследователей считают, что Сандро был влюблен в Симонетту Веспуччи – первую красавицу Флоренции и даму сердца Джулиано Медичи.


Она послужила моделью для многих картин живописца. Симонетта умерла в 1476 году в возрасте 23 лет.

Смерть

В последние 4,5 года жизни Боттичелли не писал и жил в бедности. Великого мастера эпохи Кватроченто похоронили на кладбище флорентийской церкви Оньисанти 17 мая 1510 года.

Произведения

  • ок. 1470 - «Аллегория силы»
  • ок. 1470 - «Поклонение волхвов»
  • ок.1470 - «Мадонна Евхаристии»
  • 1474 - «Святой Себастьян»
  • 1474-1475 - «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи»
  • ок. 1475 - «Портрет Джулиано Медичи»
  • 1481-1485 - «Мадонна Магнификат»
  • ок. 1482 - «Весна»
  • 1482-1483 - «Паллада и Кентавр»
  • ок. 1485 - «Венера и Марс»
  • ок. 1485 - «Рождение Венеры»
  • ок. 1487 - «Мадонна с гранатом»
  • ок. 1490 - «Оплакивание Христа»
  • ок. 1495 - «Клевета»
  • ок. 1495 - «Портрет Данте»
  • 1495-1500 - «Юдифь, покидающая палатку Олоферна»
  • 1500 - «Мистическое рождество»

Будущий художник жил и воспитывался в патриархальной, глубоко религиозной семье,
что наложило отпечаток на всю его последующую жизнь.

Алтарь св. Варнавы

Мадонна с книгой

Мадонна с Mладенцем (of the Magnificat) 1480-1481г, темпера на панели галерея
Уффици, Флоренция, Италия

Ранние Мадонны излучают просветленную кротость, порожденную гармонией чувств.

Мадонна с гранатом (Мадонна della Melagrana) 1487г, темпера на панели,
галерея Уффици, Флоренция, Италия

Мадонна с Mладенцем и 8 ангелов 1478г, темпера на панели,
Государственный столичный музей, Берлин, Германия

Мадонна под балдахином(del Padiglione)1493г, темпера на панели,
Пинакотека Амброзиано, Милан, Италия

Мадонна с Младенцем и ангел 1465-67г, темпера на панели,
Галерея Воспитательного дома(dello Spedale degli Innocenti), Флоренция, Италия

Мадонна с Mладенцем и ангел 1468г,
темпера на панели, Нортон Симон музей, Пасадена, Калифорния, США

Мадонна у моря 1470-75г, темпера на панели,
Галерея Академии (dell" Accademia), Флореция, Италия

Мадонна в розарии (Madonna Rosengarden) 1469-1470г,
темпера на дереве, галерея Уффици, Флоренция, Италия

Мадонна с Младенцем и ангел Мадонна Причастия (Eucharist или Chigi Madonna)1470,
темпера на панели, музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон, США

Мадонна с Младенцем, два ангела и молодой Иоанн Креститель 1465-1470г,
темпера на панели, Галерея Академии (dell" Accademia), Флореция, Италия

Мадонна с Младенцем и два ангела 1469-70г, темпера на панели,
музей Каподимонте, Неаполь, Италия

Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем 1470-1475г, темпера на панели,
Лувр, Париж, Франция «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем»
относится к расцвету творчества, времени, когда художник работал при дворе могущественного семейства Медичи.
Картина была написана между 70-75-ми годами XV века.
В этой работе все излучает просветленную кротость, порожденную гармонией чувства и рисунка.

Мадонна с Младенцем, окруженные пятью ангелами 1470г, темпера на панели,Лувр, Париж, Франция
В этой ранней картине чувствуется сильное влияние Филиппо Липпи (к 1406-1469),
у которого учился Боттичелли

Мадонна с книгой(Мадонна Libro) 1483г, темпера на панели, музей Полди Пеззоли, Mилан, Италия

Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем c.1490-1495г, темпера на холсте Галерея Палатина(Дворец Питти),Флоренция, Италия

Поклонение Mладенцу 1480-1490г, темпера на панели, Национальная галерея искусств, Вашингтон, США

Мадонна Моря
Академическая Галерея. Флоренция.

В образах более поздних Мадонн, созданных под влиянием аскетических проповедей Савонаролы, печальный и разочарованный художник отходит от стремления найти воплощение вечной красоты. Лицо Мадонны на его картинах становится бескровным и бледным, глаза - полными слез. Эти лица еще можно сравнить со средневековыми образами Богоматери, но в них нет торжественного величия Царицы Небесной. Скорее это женщины нового времени, много изведавшие и пережившие.