Реституция: искусство, освобожденное из плена. Тайны хранилищ эрмитажа Русские трофейные картины в музеях российских городов


Однажды, будучи в Государственном Эрмитаже, я увидел на двери одного из выставочных залов табличку, где чёрными буквами на белом фоне было написано «Коллекция трофейного искусства Великой Отечественной Войны». Табличка была очень маленькая и едва различима, двери зала нуждались в тщательной реставрации, и напоминали своим видом входную
дверь коммунальной квартиры.
Я заглянул внутрь, и моим глазам открылась «большая комната коммунальной квартиры», стены которой были увешаны множеством картин и рисунков.
«Трофейное искусство», что я знаю об этом …. В памяти возникли следующие ассоциации: пропажа «Янтарной комнаты», уничтожение и разграбление фашистами очагов славянской культуры в Европе и Советском Союзе, трофейные бригады советской армии, «Болдинская коллекция» из Бремена. Наверное, это всё.
Благодаря книгам и исследованиям советского писателя Юлиана Семёнова, больше всего информации у меня было о «Янтарной комнате» - знаменитого шедевра искусства 18 века, которая исчезла во время фашистской оккупации из Царского Села в 1941 года. Обо всем остальном, я знал или где то слышал очень поверхностно, и кроме нескольких общих фраз я бы больше ничего не мог сказать об этом.
С приходом в нашу жизнь, в начале 90-х годов, перестройки и гласности, из средств массовой информации можно также было узнать о том, что очень большое количество предметов искусства было захвачено советскими войсками в Европейских странах в качестве военных трофеев. Все эти трофеи нашли своё достойное место в качестве экспонатов во многих советских музеев и картинных галерей.
Картины в зале «трофейного искусства» располагались бессистемно. Наверное, их развесили так, как они находились до этого в «запасниках» музея. Со стен выставочного зала на меня смотрели работы известнейших художников: Поля Сезанна, Эдуарда Моне, Винсента Ван Гога, Камиля Писсарро, Клода Моне и многих других. Представленная коллекция представляла собой «пёстрый» сборник многих стилей и направлений в изобразительном искусстве. Различные жанры, художественные школы, манеры исполнения, всё это приковывало к себе внимание. Человек мало-мальски знакомый с изобразительным искусством,по достоинству смог бы оценить эти ценности.
Что интересно, около каждой картины располагалась табличка «Из коллекции…», на которой были указаны фамилия и имя бывшего владельца. Глядя на коллекции со стороны, в отрыве от искусства, это напоминало какой-то «зал охотничьей славы», в котором около каждого трофея висит надпись с краткой информацией, например такой -«Олень, убит в Германии, 1945г.».
Мне очень нравятся картины, выполненные в стиле постимпрессионизма. Среди представленных на экспозиции работ я увидел несколько произведений величайшего представителя этого направления- Винсента ван Гога. Все эти картины принадлежали коллекции одного человека - Отто Кребса.
Кто такой Отто Кребс? Почему о нем ничего не известно?
Если говорить коротко, то Отто Кребса можно описать так: предприниматель, меценат, человек разносторонних интересов. Коллекционер имеющий «чутьё» на предметы искусства.
Его коллекция считалась одной из лучших тематических коллекций в Европе, его самого сравнивали с такими коллекционерами как Сергей Щукин, Иван Морозов, Доктор Барнс. Если говорить непосредственно о трофейном искусстве и перемещённых художественных ценностях после Великой Отечественной войны в Советский Союз, то нужно отметить, что коллекция работ импрессионистов существующая на сегодняшний день в Российской Федерации, на 85 % состоит из картин и рисунков принадлежащих коллекции Отто Кребса.
Но обо всём по порядку…
Юзеф Карл Пауль Отто Кребс родился в 1875 году в семье профессора физики Георга Кребса и пианистки Шарлоты Луизы Кребс. Братьев и сестёр у будущего коллекционера не было. Вся семья проживала в городе Висбаден. В 1894 году, после окончания общеобразовательной школы, директором которой был его отец, Отто Кребс поступил в Берлинский Политехнический институт, который закончил с отличием, получив диплом инженера. Одновременно с учёбой в институте, Отто Кребс проходил обучение в Университете города Цюриха, где в 1897 году защитил докторскую диссертацию по философии.
Обладая незаурядными способностями, Отто Кребс достигает большого успеха в бизнесе, и в 1920 году становится директором офиса компании Strebel’s factory в Мангейме. Компания занималась производством паровых котлов.
Торговые дела компании шли очень удачно. В 1920 году компания получила большую прибыль. Этот факт положительно сказался и на финансовом положении Отто Кребса, что в свою очередь позволило ему приступить к реализации своей давней мечты - создание коллекции художественных произведений.
Необходимо сказать, что желание собирать произведения искусств возникло у Кребса не случайно. Первым человеком, который познакомил Отто Кребса с искусством, была его мама Шарлотта Луиза. В детстве любимым занятием маленького Отто было рассматривать вместе с мамой книжки с картинками. Он мог часами рассматривать понравившиеся ему красочные рисунки. Его мама собрала небольшую библиотеку, где помимо детских книг с красочными иллюстрациями было несколько альбомов с репродукциями картин средневековых мастеров живописи.
Учась в Университете Отто Кребс часто проводил время в компании своих друзей -начинающих художников, писателей, историков, которые учились вместе с ним в Цюрихе. Они вместе посещали немногочисленные художественные салоны, публичные лекции по искусству.
Со временем у Отто Кребса сформировались определённые предпочтения в изобразительном искусстве. Наибольшим почтением и интересом у него пользовались работы импрессионистов. С некоторыми авторами будущий коллекционер был знаком лично.
Начиная с 1920 года, Отто Кребс серьёзно подходит к собранию своей коллекции. Он посещает галереи, аукционные дома, где подолгу присматривается к работам мастеров, тщательно изучает их, и только после этого делает покупку. Надо сказать, что Отто Кребс никогда не пользовался рекомендациями консультантов по искусству и уж тем более не имел специальных агентов по покупке произведений искусств.
Часто специалисты сравнивают Отто Кребса как коллекционера, с американским промышленником доктором Барносом, который также как и Отто Кребс совмещал в себе незаурядные способности бизнесмена и талант коллекционера. Однако, по мнению всё тех же специалистов, между этими коллекционерами существовало принципиальное различие. В то время как для Барнса приобретение произведений искусств было простым вложение денег, и в выборе произведений искусств он ориентировался в первую очередь на стоимость работ и их «ликвидность» на рынке произведений искусств в будущем, то Отто Кребс в первую очередь обращал внимание на художественную ценность работ, соответствие произведений искусства его художественным предпочтениям. Благодаря этому Отто Кребс сумел создать прекрасную коллекцию жемчужин изобразительно искусства. Коллекция же Барнса отличалась своей высокой стоимостью, но собиралась бессистемно.
Экспонатов в коллекции Отто Кребса становилось всё больше и больше. Очень скоро встал вопрос о том, где хранить эти ценности. Ещё в 1917 году Отто Кребс покупает старинное имение в городе Холздорф, Тюрингия. Именно здесь он впоследствии разместит свою коллекцию.
Имение, которое приобрёл Отто Кребс, было известно с 1271 года, и на момент покупки принадлежало потомкам известного немецкого художника Лукаса Кранаха Старшего. Символичным является факт размещения в доме известного художника одной из лучших коллекций произведений искусств двадцатого века в Европе.
Что из себя же представляла коллекция Отто Кребса?
Особое место в коллекции Отто Кребса было отдано произведениям импрессионистов. Здесь присутствуют художественные работы одного из первых и наиболее последовательных приверженцев импрессионизма - Камиля Писсарро. Также Отто Кребс приобретал работы таких незаурядных представителей импрессионизма как Эдгар Дега и Пьер Огюст Ренуар. В коллекции имелось несколько работ одного из родоначальников импрессионизма - Эдуарда Мане.
Отто Кребс не придерживался строгих рамок в выборе мастеров. Поэтому в его коллекции есть несколько работ американского художника украинского происхождения Александра Архипенко, который впоследствии прославился как замечательный скульптор и художник, работающий в жанре кубизм.
Стоит отметить Эмиля Нольда - немецкого художника, величайшего акварелиста. С приходом к власти нацистов художественные работы Эмиля Нольда были объявлены искусством «дегенеративным». Очень скоро Эмилю Нольду было запрещено рисовать, а уже существующие его работы повсеместно уничтожались. По счастью несколько работ этого талантливого художника сохранилось в коллекции Отто Кребса.
Нельзя не отметить несколько холстов французского художника Анри Фантен-Латура. Работая в жанре импрессионизма, он широко прославился своими цветочными натюрмортами и сериями групповых портретов. В собрании Отто Кребса имеется пять замечательных натюрмортов выполненных Анри Фантер Латуром в характерной для него манере.
Рассказ будет не полным, если не сказать о собрании постимпрессионистов в коллекции. Отто Кребс собрал работы виднейших представителей этого направления в изобразительном искусстве. На стенах его домашней галереи величественно разместились холсты и рисунки Поля Сезанна, Анри Тулуз де Лотрека, Альберта Марке и, конечно же - Винсента ван Гога. В коллекции представлены несколько картин великого голландского живописца, среди которых необходимо выделить две особы известных работы: «Портрет госпожи Трабюк» и «Белый дом ночью». Эти работы были написаны в «Поздний период» творчества художника и являются результатом долгого и кропотливого поиска мастера манеры отображения и цветового решения сюжета.
Свою коллекцию Отто Кребс продолжал сбирать вплоть до своей смерти в 1941 году.
В 1935 году партийные лидеры фашистской Германии впервые обращают внимание на предметы искусства. Такое внимание было обусловлено многими причинами. Во-первых - тема «борьбы за чистоту арийского искусства». В результате этой «борьбы» тысячи работ талантливых художников, скульпторов были уничтожены, а самим авторам запрещено было работать. Примером такого отношения к «неарийскому искусству» может служить судьба немецкого художника - акварелиста Эмиля Нольда.
Необходимо упомянуть и о планах Гитлера, сделать из Германии центр мирового искусства. Во исполнение этих планов, специалисты-культурологи нацисткой Германии изучали существующие коллекции и изымали их у законных владельцев, которые не смогли доказать своё «арийское происхождение». Да и коллекционерам с арийскими корнями тоже не жилось спокойно
В 1935 году в Германии выходит документ под названием «Kummel Report», составленный Отто Куммелем, директором Reich’s Museum. Согласно этому документу все художественные ценности делятся на три группы: 1. Работы, имеющие важную историческую ценность, 2. Работы, имеющие историческую ценность, 3.Работы, имеющие локальный исторический интерес. Этот документ давал законодательную основу для изъятия художественных ценностей повсеместно.
Такое положение дел не напугало Отто Кребса. Он продолжал интересоваться живописью. Посещал художественные салоны, выставки, получал по почте каталоги. Правда теперь он не покупал напрямую интересующие его картины. Для него это делали его друзья, с которыми он вместе учился в Швейцарии. Отто Кребс выбирал понравившееся ему полотно, оставлял своему товарищу, а тот в свою очередь приобретал картину и переправлял её заказчику.
Что бы обезопасить себя и своих близких от «узаконенных краж» Рейха, Отто Кребс в обстановке строжайшей секретности, создаёт у себя в имении два тайника, один в особняке а другой в доме управляющего. Именно в этих тайниках Отто Кребс будет хранить те произведения живописи, которые могли бы заинтересовать национал социалистов либо своей ценностью, либо своей «дегенеративностью».
Мало кому довелось видеть его коллекцию, и уж тем более обсуждать с хозяином вопросы искусства коллекционирования. Отто Кребс вел замкнутый образ жизни. Единственным человеком, кто разделял одиночество Отто Кребса, была его гражданская жена, известная в Германии пианистка - Фрида Кваст-Ходапп.
В 1941 году 26 марта в возрасте 68 лет Отто Кребс умер в своем доме, после долгой продолжительной болезни. Ещё при жизни он завещал всю свою коллекцию «Фонду исследования рака и скарлатины». Этот фонд входит в структуру медицинского факультета университета города Гейдельберга.
Однако после смерти Отто Кребса, в залах его дома было обнаружено всего два десятка картин. Основная часть коллекции бесследно исчезла. О существовании этой коллекции, а уж тем более об экспонатах коллекции мало кто знал, поэтому каких-либо серьёзных поисков не проводилось.
Время шло. Во время войны в поместье Холздорф располагалась резиденция одного из фашистских лидеров. После Победы над фашистской Германией, поместье непродолжительное время было во владении вооружённых сил США, после чего, в поместье разместился штаб Советских оккупационных войск и резиденция генерал-полковника Василия Чуйкова.
Крутой поворот в судьбе коллекции Отто Кребса произошел в 1945 году. Однажды майским вечером лейтенант связи Николай Скобрин, проводя «ревизию» имеющейся мебели у себя в кабинете в бывшем доме управляющего поместья Холздорф, внезапно обнаружил под слоем штукатурки потайную дверцу. Дверца была плотно закрыта на замок с «секретом». Что бы открыть её пришлось прибегнуть к помощи сапёров. Когда же дверца открылась, взору военных предстали шедевры мирового изобразительного искусства. Это была пропавшая коллекция Отто Кребса. Очень быстро нашлась и вторая потайная комната в главной усадьбе. Всего было извлечено 86 работ великих художников. Остаётся только удивляться, как за все время вынужденного хранения все картины сохранились в приличном состоянии. Скорее всего, Отто Кребс тщательно продумывал расположение тайных комнат. Видимо он смог создать в тайниках оптимальные «климатические» условия для хранения полотен. А вот как ему это удалось, навсегда останется тайной для нас.
Все картины из коллекции были немедленно перевезены в Берлин, а уже из Берлина специальным авиарейсом они были доставлены в Москву в Государственный музей истории искусств им. А.С. Пушкина, который в послевоенный период стал хранилищем для военных трофеев и перемещённых ценностей.
Некоторые картины все же нуждались в реставрации. Реставрационные работы проводились в СССР, но несколько особо пострадавших картин были отправлены на реставрацию в Германскую Демократическую Республику. После реставрации они вновь вернулись в СССР.
К сожалению своих новых владельцев, коллекция Отто Кребса хранила в себе один неприятный сюрприз. При тщательном анализе картин, было выявлено, что несколько работ Анри Тулуз де Лотрека были фальшивкой или вообще не принадлежали кисти известного постимпрессиониста. Но в остальном всё было отлично, если не считать того, что коллекция Отто Кребса в течении пятидесяти лет (с 1945 г. по 1995 г.) хранилась в «запасниках» Государственного Эрмитажа и Музеи имении А.С. Пушкина, и была недоступна для простых зрителей.
Впервые шестьдесят три работы великих художников из коллекции Отто Кребса были представлены в Государственном Эрмитаже в Феврале 1995 года на выставке «Скрытые Сокровища».
Конечно, и сегодня вокруг коллекции Отто Кребса существует много вопросов и неясностей. Открытым остаётся и вопрос о количестве работ в коллекции Отто Кребса? Ответит на него достаточно сложно. Коллекция была закрыта для всеобщего обзора и уж тем более была недоступна для изучений и научных анализов. По разным источникам коллекция насчитывала от 156 художественных произведений до 211 . Когда коллекция была обнаружена советскими оккупационными войсками в ней уже было «около 100» работ. На сегодняшний день достоверно известно о 84 картинах из коллекции Отто Кребса. Как и куда могли исчезнуть остальные картины? Ответа на этот вопрос нет, можно только предположить, что могло произойти с ними.
Первое, что приходит в голову, это то что, несмотря на наличие тайников, какое- то количество картин оставалось на стенах галереи. И именно эти картины могли пропасть или погибнуть во время войны. Также нельзя не учитывать и такой факт, что помимо двух известных тайников существовали и другие, где и могли бы находиться остальные экспонаты коллекции.
Но есть предположения и о том, что некоторые картины могли исчезнуть из коллекции уже после того как попали в Советский Союз…. Широкой общественности в середине девяностых годов стала известна одна загадочная история связанная с картиной Винсента ван Гога «Белый дом ночью» из коллекции Отто Кребса. Это картина «Позднего периода» творчества художника, была написана им в 1890 году, и считается одной из наиболее характерных работ мастера. В 1994 году, в Праге, некто господин Новак обратился в представительство одного известного аукционного дома с просьбой определить подлинность одной картины и оценить её стоимость. Когда в руки экспертам попали фотографии этой картины, все без исключения узнали в ней шедевр Винсента ван Гога «Белый дом ночью». Однако на этом, общение аукционистов и неизвестно клиента было закончено. Господин Новак больше не обращался за консультациями.
Некоторые эксперты считают, что этот загадочный случай есть не что иное, как попытка советского правительства продать картину из трофейных коллекций. Возможно, картину хотели оценить и узнать её «рыночную стоимость» для того, что потом представить её в качестве оплаты по ленд-лизу американским бизнесменам, которые вложили свои финансовые средства для открытия второго фронта второй мировой войны. Американский бизнес неохотно воспринимал советские рубли, но охотно брал в качестве платежа произведения искусства. Именно таким путём из России в США перекочевали картины Венецианова, Врубеля, Кандинского и других известных российских художников. Вполне возможно, что вместе с бесценными работами российских художников в США попали и некоторые картины из перемещённых трофейных коллекций.
Хотя, шедевр Винсента ван Гога «Белый дом ночью» находится в Государственном Эрмитаже, есть эксперты, которые считают, что сделка по продаже этой картины всё-таки состоялась. Если верить этому, то в музее висит не оригинал картины, а всего лишь её точная копия. Так ли это на самом деле? На этот вопрос ответить просто, проведя необходимую экспертизу. Но некто пока этого не делает. А среди знатоков творчества Винсента ван Гога, за картиной «Белый дом ночью», закрепилось второе название - «Таинственная пленница Эрмитажа».
История была бы незаконченной, если не сказать о намерениях немецких граждан восстановить коллекцию Отто Кребса.
Поместье Холздорф после войны было отдано под военный учебный центр, затем под детский дом, после под среднюю общеобразовательную школу. Со временем стены и крыша зданий пришли в полную негодность. В конце прошлого века, группа энтузиастов решила восстановить поместье в том виде в котором оно было при жизни Отто Кребса. Сейчас поместье полностью восстановлено и ежегодно принимает у себя сотни туристов.
Энтузиасты на этом не остановились, и сейчас они приступили к воссозданию самой коллекции. Уже собрано несколько точных копий картин находившихся в коллекции. Главная цель - собрать копии всех картин из коллекции Отто Кребса.
Маловероятно, что когда нибудь коллекция вернётся в Германию. Тому существует множество причин. Коллекция навсегда останется в Росси, и будет радовать любителей живописи в галереях Музеи изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и Государственного Эрмитажа. Очень хочется что зрители, видя надпись «Из коллекции Отто Кребса», вспоминали великого человека, который собрал и сохранил бесценные художественные произведения для потомков.

Сам владелец пока официальных запросов не подавал, а в полтавском музее утверждают, что они могут только догадываться, о каких полотнах идет речь.

Опознали по фотографиям

Конфликт из-за искусства возник еще в мае, когда в немецком издании Mitteldeutsche Zeitung директор культурного фонда Дессау заявил об удивительной находке. Пропавшие во время войны портреты членов семьи Анхальт нашлись в Украине, а точнее, в Полтавском художественном музее имени Ярошенко. Искусствоведы якобы опознали картины по фотографиям на сайте галереи.

Дальше эта новость как снежный ком пополнялась все новыми подробностями. Немцы нашли собственника полотен - 73-летнего Эдуарда фон Анхальта, прямого наследника семейства. Сделали полную опись пропавшего из фамильного замка и обвинили в краже советских солдат, которые в последний год войны дошли до города Дессау.

Как нам реагировать на такие новости? Сразу немцы говорили о шести картинах, которые якобы хранятся в Полтаве, сегодня уже пишут о семи. Может, они всю экспозицию западноевропейского искусства у нас желают забрать? - говорит директор музея Ольга Курчакова, сопровождая меня в красный зал.

О каких картинах говорят немцы, полтавчанам только приходится догадываться. Ведь работ с точно такими названиями в музее нет. Например, предполагаемый "Портрет принцессы Каземиры" подписан как "Портрет дамы с собачкой". Это полотно пришло в Полтаву в 1950-х годах из обменного фонда как безымянное. То же самое и с остальными работами. "Мужской портрет" неизвестного автора немцы считают своим Фридрихом II, а портрет сестер художника Владимира Боровиковского вообще называют двойным портретом дочерей Фридриха фон Анхальта, написанный художником Беком.

Единственная картина, которая точно имеет отношение к семье Анхальт - "Портрет князя Г.Б. Анхальтского". Ведь такая надпись изначально была на полотне. Двухметровое полотно было привезено в Полтаву как негодное, с пометками - "копия" и "реставрации не подлежит".

После войны Сталин обязал комитет по делам искусств привезти на базу в Москву картины взамен утерянных. Каждый музей подсчитывал убытки, а потом получал западноевропейские картины из обменного фонда. До провинции, естественно, шедевры не доходили. Отдавали то, что Москва, Питер и Киев не взяли, то есть произведения малоизвестных художников. Многие работы были в плачевном состоянии. Того же "князя Анхальского" пришлось реставрировать30 лет. Усложнило работу и то, что значительная часть полотен оказалась безымянной, - рассказывает детали обмена Светлана Бочарова, заместитель директора по научной части Полтавского художественного музея.

Одну коллекцию отстояли, другую - подарили

Чтобы установить подлинность картин, необходима независимая экспертиза. Независимая, а не немецкая, - говорит Ольга Курчакова. - Придраться можно к каждому областному музею Украины, ведь немецких картин везде немало.

Что будет с портретами после официального обращения немцев, в Полтаве только могут предполагать. Ведь все экспонаты - это часть Национального музейного фонда Украины, и его судьбу будет решать исключительно государство.

А опыт показывает, что государство добром распоряжается по-разному. Например, в 2008 году Симферопольский музей сумел отстоять право на 80 работ из немецкой коллекции, и даже после того, как экспертиза подтвердила, что эти картины вывезли из Германии, полотна остались в Украине. Ведь культурные ценности, полученные как репарация за войну, по закону возврату не подлежат.

Впрочем, были и другие случаи: в 2001 году официальный Киев отдал Германии трофейный архив Карла Филиппа Эммануэля Баха - это неизвестная прежде музыка, больше пяти тысяч уникальных нотных листов, начертанных рукой великого композитора и его сыновьями. Леонид Кучма попросту подарил их немецкому канцлеру Герхарду Шредеру.

СПРАВКА "КП"

Потери полтавского музея во время окупации

Во время войны из Полтавы бесследно исчезли 779 картин, 1895 икон, 2020 гравюр. Вместе с библиографическими редкостями потери художественного музея составили 26 тысяч экземпляров. Только 4 тысячи маленьких фондовых картин удалось упаковать в коробки и увезти в Уфу и Тюмень.

Восстанавливать списки утраченного пришлось по памяти музейных работников, ведь немцы, когда отступали, все документы сожгли. Сумму убытков полтавского музея в 1945 году оценили в 13 миллионов 229 тысяч рублей, - показывает акты директор музея. - Только одна картина вернулась обратно. Видно, немцы ее оставили, а полтавчане вынесли на базар и продали за буханку хлеба. Последний владелец в 1977 году вернул "Утреннюю молитву" Жанна Батиста Греза в экспозицию.

Произведения искусства оккупанты тщательно отбирали. Так, Альфред Розенберг, рейхсминистр оккупированных восточных территорий, собрал лучших специалистов и целенаправленно вывозил из музеев Леонардо да Винчи, Микеланджело, Караваджо. А напоследок полтавский краеведческий немцы подожгли, а тех, кто пытался спасти добро, расстреляли.

Научный каталог, составленный ведущим научным сотрудником Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, специалистом по итальянскому искусству Викторией Марковой , включает в себя 122 произведения из фонда перемещенных ценностей, находящихся в Пушкинском музее со времен окончания Второй мировой войны. Именно коллекция итальянской живописи XIV-XVIII веков составляет ядро когда-то строго засекреченного «трофейного искусства», хранящегося в ГМИИ. Большинство шедевров в послевоенное время опубликовано впервые; до сих пор местонахождение многих работ оставалось неизвестным даже для научного сообщества. Подготовка издания продолжалась более десяти лет, проведены серьезные исследования, связанные с реставрацией и изучением картин — установлением авторства и особенно истории бытования произведений.

После войны, в 1945-1948 годах, культурные ценности Германии и ее союзников вывезли в СССР в качестве «компенсаторной реституции». Далее «трофейное искусство» распределили по запасникам музеев, а часть ценностей в 1950-х годах была возвращена Германской Демократической Республике. Значительное количество произведений искусства передали в ГМИИ им. Пушкина. Следующие полвека в обстановке строжайшей секретности они находились в музейном спецхране — запаснике, размещавшемся на территории Троице-Сергиевой Лавры (упразднен в 1999 году). Переломным в этой истории стал 1995 год, когда в ГМИИ состоялась выставка Дважды спасенные , первый открытый показ ценностей трофейного фонда. После закрытия выставки некоторые произведения без шума и упоминаний происхождения появились в постоянной экспозиции.

В 1995-1996 годах в ГМИИ прошла еще пара выставок из трофейных фондов: Пять веков европейского рисунка. Рисунки старых мастеров из бывшего собрания Франца Кенигса и «золота Шлимана», а спустя два года судьба перемещенного искусства в России, казалось бы, была решена. В 1998 году приняли Федеральный закон «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации». Согласно ему эти предметы искусства объявлены национальным достоянием. На первый взгляд, этот закон поставил точку в спорах о дальнейшей судьбе и статусе «трофейного искусства». Лишь спустя 50 лет после вывоза из Германии в СССР эти шедевры могли быть описаны, изучены и выставлены. Однако на деле степень «публичности» вещей из трофейного фонда до сих пор зависит от позиции руководства конкретного музея. Так, в Эрмитаже темы перемещенных ценностей не боятся, происхождение и история хранения их в музее неплохо изучены, сами предметы регулярно появляются на выставках в России. В случае с Пушкинским музеем даже сам состав трофейных фондов остается загадкой, хотя в последние десятилетия ситуация заметно улучшилась. В 2005 году ГМИИ показал выставку Археология войны. Возвращение из небытия , состоявшую из отреставрированных антиков. Далее последовали выставки 2010 года Сотканный мир египетских христиан и 2014 года Искусство Древнего Кипра , где впервые были показаны экспонаты, когда-то хранившиеся в Берлине.

Однако произведения итальянской школы из фонда перемещенных ценностей ГМИИ до сих пор оставались неизвестными не только зрителям, но и специалистам. Тем более что это первый изданный Пушкинским музеем каталог одной из частей трофейного фонда — его итальянской коллекции, «выделяющейся своей цельностью, разнообразием и полнотой».

Первые 20 страниц издания посвящены истории фонда итальянской живописи и обзору коллекции. Отправной точкой создания описи стали инвентарные номера старого немецкого Генерального каталога всех прусских дворцов от Кенигсберга до Рейна. Цифры на оборотах картин дают ключ к первичной информации — о происхождении и атрибуции (разумеется, на довоенный период) произведений живописи. Однако многие из представленных в каталоге картин находились до войны в частных собраниях жившего в начале ХХ века в Амстердаме швейцарского хирурга Отто Ланца (чья коллекция была приобретена в 1941 году рейхом для музея Адольфа Гитлера в Линце) или немецкого историка искусства Германа Фосса , во время войны возглавлявшего Дрезденскую галерею и создававшийся тогда музей фюрера. Разумеется, провенанс отдельных произведений, опубликованных в каталоге, еще предстоит установить, а история бытования некоторых картин заслуживает специального исследования. Хочется надеяться, что такая работа будет проведена в дальнейшем, и огромным подспорьем здесь станут приложения, опубликованные в конце издания. Это фотосъемка оборотов примерно половины из 122 картин каталога — тех, на которых можно разобрать надписи, номера и печати. Другое важное дополнение к каталогу — иллюстрированный список произведений из собрания профессора Германа Фосса. Наконец, для того, чтобы оценить географию коллекций, произведения из которых в числе перемещенных ценностей попали в Пушкинский музей, можно ознакомиться с указателем местонахождения картин до поступления в ГМИИ. Вообще справочный аппарат каталога (список литературы и выставок, таблицы соответствия инвентарных номеров) весьма впечатляет.

Основную часть книги занимает каталог произведений итальянской школы, расположены они в хронологическом порядке, причем самым многочисленным оказывается раздел живописи Возрождения, от Проторенессанса до маньеризма, но по-настоящему выдающиеся произведения, напротив, относятся уже к XVII-XVIII векам, например картины Гвидо Рени и Пьетро Антонио Ротари . Среди опубликованных в каталоге шедевров — произведения мастеров XVII века Джованни Бенедетто Кастильоне, Себастьяно Маццони, Анджело Карозелли, Паоло Пагани из собрания Германа Фосса. Наиболее важным в каталоге памятником является полотно Паоло Веронезе Оплакивание (1570-е), ранее не публиковавшееся и не выставлявшееся. Внутри хронологии произведения сгруппированы по принадлежности авторов картин к различным школам. В описаниях работ часто встречается фраза «настоящая атрибуция принадлежит автору данного каталога», и это раскрывает значимость искусствоведческих изысканий, проведенных при подготовке книги. Кроме скрупулезной работы историка и архивиста, определившего происхождение и восстановившего историю многих произведений, Виктория Маркова провела исследование стилистических особенностей, художественных качеств картин, определив их принадлежность к местным школам, а затем и установила многих авторов. Иногда она подтверждает или опровергает довоенные атрибуции. Например, в случае с картиной XV века Мадонна с младенцем на троне со святыми Иеронимом и Антонием Падуанским ей удалось доказать авторство флорентийца Козимо Росселли , современника и сподвижника Сандро Боттичелли и Доменико Гирландайо (они вместе расписывали стены Сикстинской капеллы). Однако в итальянской монографии о художнике 2007 года эта замечательная доска представлена довоенной фотографией и числится как поздняя подделка.

Итальянская живопись XIV-XVIII веков. (ГМИИ имени А.С.Пушкина. Каталог). Маркова В. Э. М.: Арт-Волхонка, 2014.

Во многих немецких городах проходят выставки, посвященные 50-летию возвращения в Восточную Германию 1,5 млн произведений, захваченных как трофеи в конце войны

Пятьдесят лет назад Советский Союз вернул Восточной Германии 1,5 млн сокровищ мирового искусства, захваченных как трофеи в конце Великой Отечественной войны. Недавно 28 немецких музеев решили еще раз сказать за это спасибо и устроили выставки, где можно увидеть возвращенные в Германию работы.

Безусловно, музеи подтолкнуло к организации этих выставок не только чувство благодарности. Вторая часть их посыла такова: а не можем ли мы получить обратно все остальное?.. Ведь в России все еще находится как минимум миллион украденных произведений…

Немецкие музеи настаивают на возвращении трофейных произведений искусства с момента объединения Восточной и Западной Германии в 1990 году. Но Россия отдает произведения очень неохотно, мотивируя это тем, что захваченных Советской армией «рембрандтов», «караваджо», «рубенсов» следует считать компенсацией за украденные или изуродованные гитлеровцами шедевры из русских музеев. Согласно российским законам, все произведения искусства, вывезенные из Германии под руководством сталинского Трофейного комитета, являются собственностью российского государства.

Внимание российских властей и СМИ сейчас приковано к ситуации в Южной Осетии, поэтому мало кто интересуется выставками в немецких музеях. Недавно открылась первая выставка трофейного искусства (всего их планируется девять). Она называется «Пятьдесят лет потерянного и вновь обретенного искусства» и проходит в Потсдаме, в знаменитом дворце Сан-Суси, который когда-то был летней резиденцией прусского короля Фридриха Великого.

Выставка рассказывает о масштабной реституции 1958 года. Тогда в знак дружбы с Восточной Германией из Москвы и Ленинграда были отправлены 300 вагонов, в которых находились 1,5 млн из 2,5 млн трофейных шедевров, вывезенных из Германии в конце войны. Если бы не эта реституция, многие немецкие музеи навсегда остались бы без своих главных сокровищ. Как можно, например, представить себе Пергамский музей без знаменитого Пергамского алтаря? Или сувенирные магазинчики Дрездена без открыток и ковриков для мышек с изображением херувимчиков с картины «Сикстинская Мадонна» Рафаэля? А ведь все это могло остаться в Советском Союзе…

Наверное, те, кто открывал эти ящики с трофейными произведениями искусства, чувствовали себя как дети в канун Рождества. Музеи Восточной Германии с большим размахом отметили возвращение сокровищ. Но торжества скоро закончились, и ничто не помогло скрыть нелицеприятную правду: почти половина украденных произведений так и не вернулась в Германию.

Директора немецких музеев до сих пор не могут получить ответ на вопрос, какими критериями руководствовались советские власти, когда решали, какие картины и скульптуры вернуть Германии, а какие нет. На открытии выставки в Сан-Суси президент Прусского культурного центра Херманн Парцингер (Hermann Parzinger) высказал предположение, что оставшиеся произведения принадлежат к числу тех, что были похищены отдельными индивидуумами еще до прихода Трофейного комитета.

«Мы думаем, что многие работы осели в частных собраниях», - сказал Парцингер. По его словам, Германия не надеется, что благодаря выставкам Россия решит немедленно вернуть оставшиеся трофеи. Главная задача - наладить взаимодействие с представителями русских музеев, чтобы кураторы знали, какие работы пропали, где они находятся и в каком состоянии.

Представители фонда «Прусские дворцы и парки Берлина-Бранденбурга», под попечительством которого находится Сан-Суси, заявляют, что из опекаемых ими дворцов и замков Восточной Германии бесследно исчезло около 3 тыс. работ. Из 159 картин, которые до войны висели в богато обставленной картинной галерее Фридриха Великого, «с войны вернулись» только 99. Кураторы закрывают образовавшиеся на стенах пустые места другими трофейными произведениями искусства, многие из которых были сняты со стен замков, разрушенных во время войны. В число этих работ входят картины Питера Пауля Рубенса (Peter Paul Rubens), Антониса ван Дейка (Anthony van Dyck), Рембрандта (Rembrandt), Караваджо (Caravaggio), Фердинанда Боля (Ferdinand Bol), Гвидо Рени (Guido Reni) и Яна Ливенса (Jan Lievens), которые почти полностью покрывают стену галереи.

На выставке экспонируются и иллюстрации, на которых можно увидеть, как выглядела галерея Фридриха до войны, а также черно-белые фотографии украденных произведений. Нельзя не заметить, что картины, которые сейчас висят на стенах Сан-Суси, уже не соответствуют вкусовым пристрастиям прусского монарха. Большинство «лакун» было заполнено полотнами на религиозные темы, хотя Фридрих предпочитал мифологическую живопись. Ему нравились картины с изображениями чувственных обнаженных тел и сцен любви. У того, кто грабил его коллекцию в 1945 году, очевидно, был похожий вкус - со стен галереи исчезли пышные Данаи и Венеры, а также ренессансные эротические фантазии Джулио Романо (Giulio Romano). В частности, было украдено полотно, на котором изображены обнаженные юноша и девушка, целующиеся на кровати под присмотром пожилой женщины (предположительно, кормилицы).

Больше всего оплакивают потерю полотна «Тарквиний и Лукреция», незабвенного шедевра Рубенса. Еще до прихода Трофейного комитета один советский офицер вырезал картину из рамы и увез на родину. Полотно пролежало у него на чердаке до самой его смерти в 1999 году. Затем один московский коллекционер купил картину за 3,5 млн долл. и оплатил реставрационные работы, после чего попытался продать ее Германии за 60 млн. Немецкое правительство не захотело выплачивать за картину такую сумму и попыталось вернуть шедевр через суд. Но московский суд отклонил иск, мотивируя это тем, что владелец картины приобрел ее законным путем.

Однако не все заканчивается так печально. В 1993 году один ветеран Великой Отечественной передал немецкому посольству в Москве 101 графическое произведение, включая работы Альбрехта Дюрера (Albrecht Duerer), Эдуара Мане (Edouard Manet), Анри де Тулуз-Лотрека (Henri de Toulouse-Lautrec) и Франсиско де Гойи (Francisco de Goya). До войны произведения искусства находились в Музее искусств Бремена, а в 1943 году были спрятаны в замке Карнцов. Там их и нашли офицеры Советской армии. В 2000 году рисунки и гравюры вернулись в бременский музей.

Выставка трофейного искусства в замке Сан-Суси продлится до 31 октября. Похожие выставки пройдут в Аахене, Берлине, Бремене, Дессау, Дрездене, Готе и Шверине.

20 марта президенту и экс-директору ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирине Александровне Антоновой исполняется 94 года.

Это всего на 10 меньше, чем самому зданию Пушкинского музея.
Эти колонны всего на 10 лет старше её, представляете?

Постараемся разобраться в тайне ее долголетия.


Для этого нам придется обратиться к истории выставок и фондов Пушкинского музея.

Как известно, после Второй Мировой войны, наши войска, находившиеся на территории Германии, вывезли большое количество культурных ценностей.

М. Володин. Спасение картин Дрезденской галереи (Центральный музей
Вооруженных сил СССР)
. На переднем плане - Сикстинская мадонна, разумеется; на заднем - Рубенс, "Триумф добродетели".

Картина написана художником Володиным, бывшим очевидцем происходящего. Еще его оперативные зарисовки "спасения"

Лейтенант Рабинович, занимавшийся вывозом, на руинах Дрезденской галереи в 1945 году (фото)

"Специальные трофейные бригады без разбора вывозили культурные ценности из советской зоны оккупации в Москву, Ленинград и Киев. Сталин приказал на всякий случай засекретить «культурную добычу» как возможное политическое оружие на будущее" (Г. Козлов. Реституция: искусство, освобожденное из плена ).

Фото: Американцы из группы Monuments Men
(для аналогии - понятно, что фото советских солдат в аналогичных ситуациях не найдешь)

***

Молодая Ирина Антонова (Артгид)

О том, как трофеи прибывали в ГМИИ, Антонова вспоминает так: " Для меня искусство связано с эмоциями. Когда на нас обрушилась эта лавина шедевров, на меня это произвело громадное впечатление. Каждый раз, когда распаковывалась новая картина, это было как удар".

Антонова присутствовала при том, когда реставраторы распаковывали "Сикстинскую Мадонну". И говорит, что это было похоже на священнодействие. Картина была замотана в белые полотнища, и она до сих пор помнит эту сияющую белизну, из которой появилась картина. ()

1945 год: Разгрузка картин из Дрезденской галереи в ГМИИ (фото музея)

То, что Советский Союз, в отличие от западных союзников (см. документальный фильм The Monuments Men (2014) от National Geographic; а одноименный художественный с Клуни, Дэймоном и Бланшетт смотреть вообще не стоит) не возвращал немцам немецкое, выставляло СССР с невыгодной стороны.

Спустя 10 лет "Молотов и предложил не только «сохранить лицо», но и перехватить политическую инициативу: торжественно вернуть коллекцию Дрезденской галереи, сделав вид, что ее изначально вывозили ради «спасения». Акцию приурочили к созданию Организации Варшавского договора летом 1955 года.

Чтобы придать вес одному из его ключевых членов — ГДР, «социалистическим немцам» постепенно вернули не только произведения из галереи, но и все ценности из музеев Восточной Германии. К 1960 году в СССР остались только произведения из Западной Германии, капиталистических стран вроде Голландии, а также из частных коллекций.

По этой же схеме были возвращены художественные ценности всем странам «народной демократии», включая даже румынские экспонаты, переданные царской России на хранение еще в Первую мировую войну. Немецкий, румынский, польский «возвраты» превратились в большие политические шоу и стали инструментом укрепления соцлагеря, причем «большой брат», подчеркивая не юридический, а политический характер происходящего, упорно называл их не «реституцией», а «возвращением» и «актом доброй воли»". (Козлов)

"Шедевры Дрездена были торжественно показаны в 1955 году Москве в ГМИИ имени Пушкина и толпы потрясенных людей, которые пришли увидеть и одновременно проститься навсегда с «Сикстинской мадонной» Рафаэля, с «Венерой» Джорджоне и «Динарием кесаря» Тициана придали этой гуманной акции святость народной воли.

Мы вернули в Дрезден 1240 произведений искусства (в 1958 году, к празднованию 400-летия основания Дрезденских музеев (1960) состоялся второй этап передачи произведений).

А всего в ГДР было отправлено 1 млн. 850 тыс. предметов искусства, плюс 71 тыс. книжных фондов и 3 млн. архивных дел". (РИА Новости)

Выставка возвращаемого в ГМИИ (фото: музей)

Подписание акта передачи

Помимо, как вы уже догадались, рафаэлевской Сикстинской мадонны, мы вернули много всего ценного:

Пергамский алтарь

Дюрер. Портрет молодого человека

И еще кучу шедевров.

В общем, кроме Крыма Хрущев отдал и вот это:












Реституции продолжались еще долго и даже практически до наших дней.
Например,
в 2002 году 111 элементов витражей Мариенкирхе, датируемых XIV веком, которые с 20 августа 1946 года хранились в Эрмитаже, были отправлены во Франкфурт-на-Одере. (Длинный список от РИА Новости) .

Повторимся, всего в ГДР только при Хрущеве было отправлено 1 млн. 850 тыс. предметов искусства.

А теперь представьте, сколько всего НЕ было возвращено, сколько всего осталось в тайных фондах СССР?

Очень долгое время спустя начало вскрываться, что именно оставили себе коварные русские.

В августе 1992 года образовалась специальная Комиссия по реституции во главе с тогдашним министром культуры России Евгением Сидоровым. Она объявила, что начинает серию выставок «трофейных» произведений искусства.

Перечислим эти выставки в Пушкинском музее.
***

Так, в 1996 году на выставке в ГМИИ «Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана» мировая общественность совершенно ВНЕЗАПНО обнаружила, что золотой клад Приама не погиб полвека назад под бомбами, как это считалось.
А все время был спрятан в подвалах.
Был скандал, немцы орали, чтобы отдали.

фото РИА Новости

Но русские уперлись рогом
(тем более, что в Германию-то, на родину, Шлиман вывез это золото незаконно, по хорошему он должен был отдать его Турции, на территории которой производились раскопки. Не будем упоминать о том, что деньги на раскопки Шлиман заработал именно в России, где он стал миллионером, купцом 1-й гильдии, завел русскую жену и детей. Читайте его ЖЗЛ - настоящий приключенческий роман, на самом деле).

Сегодня у золота Трои в ГМИИ отдельный зал.

Жена археолога (вторая, юная гречанка) в золотом уборе из клада.

Однако это была не первая выставка - переломным был предыдущий, 1995 год, когда состоялась выставка "Дважды спасенные... Произведения европейской живописи XIV-XIX веков, перемещенные на территорию Советского Союза из Германии в результате Второй мировой войны".

"Демонстрируется 63 произведения западноевропейской живописи и графики XIV-XIX вв. (что составляет одну шестую "секретного фонда", хранящегося в ГМИИ им. Пушкина и ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря). На этикетках большинства из них значится: "Из неизвестного собрания". Часть некогда принадлежала венгерским коллекционерам , репрессированным во время войны, в следствие чего вещи оказались в Германии. У других произведений был вполне определенный адрес — "Шлоссмузеум" в Готе, Городской музей в Висбадене, Картинная галерея Сансуси, Потсдам, Музей Гогенцоллернов, Национальная галерея в Берлине, Кунстхалле Бремена и Дрезденская картинная галерея". ("Коммерсант ").

Там были картины Оноре Домье "Восстание" и "Прачки" (из собрания Герстенберг-Шарфа), более известные по литографиям мастера. Три Дега ("Вытирающаяся женщина", "Обнаженная, вытирающая руку", "Танцовщица, опирающаяся на скамейку"), два Мане ("Портрет Розиты Маури" и "Портрет Мэри Лоран с моськой") и два Ренуара ("Букет хризантем и японский веер" и "Портрет мадам Шоке у окна"), "Мужской портрет" Тинторетто, "Иоанн Креститель" Эль Греко, "Портрет Лолы Хименес" и "Карнавал" Гойи.


Неплохие такие мелочи нашлись в ГМИИ..

В том же 1995 году Пушкинский музей из своих закромов собрал выставку "Пять веков европейского рисунка" из бывшего собрания Франца Кенигса: рисунки работы Тинторетто, Веронезе, Рубенса, Рембрандта, Гольбейна, Дюрера, Ватто, Буше, Гварди, Тьеполо и многих других — 307 работ.

Коллекцию Франца Кенигса просит вернуть Голландия, которая по другим, более отзывчивым странам, уже насобирала ее остатки. (В Германию коллекция попала на хранение в 1941 году, а вскоре после этого Кенигс скоропостижно попал под машину).

Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/571534

Черепок от одной из склееных ваз сохранился в берлинском музее, полвека был о ней, давно опубликованной, напоминанием, и давал повод к оплакиванию. Ваза теперь нашлась, но воссоединение невозможно.

Немцы от выставки вообще очень разгневались. Глава фонда Прусского культурного наследия Клаус-Дитер Леманн заявил, что московская выставка представляет собой "очередную попытку искажения фактов прошлого". Ну и потребовали все назад, рутинно и безответно.

Немного неприятна немцам и экспозиция «Эпоха Меровингов. Европа без границ» (2007). Это как если б мы узнали о выставке артефактов Владимира Святого и княгини Ольги в Германии, которые нам никто возвращать не собирается. Из 1300 экспонатов 700 являются "перемещенными ценностями". Значительная часть экспонатов происходит из собрания прусского Государственного собрания доисторических древностей, позже ставшего берлинским Музеем древней и ранней истории. Покинули они музей, как вы понимаете, в 1945 году. Более 60 лет Германия считала их утраченными.

"В конце Второй мировой войны эти предметы были обнаружены советскими солдатами в бункере Зенитной башни на территории Берлинского зоопарка и по решению Военного Совета 5-й Ударной армии и бригады Комитета по делам искусств СССР были вывезены в Советский Союз. Часть собрания музея в 1958 году была возвращена ГДР, оставшиеся предметы были распределены между тремя музеями - ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажем и Государственным историческим музеем.Сегодня эти разъединенные коллекции впервые за шестьдесят лет соединились. Причем в одной экспозиции не только слиты три российские части - на выставку привезена и «германская» часть коллекции, порядка 200 экспонатов" ().

Также в Москве нашелся Включает в себя 81 предмет (8 чеканных золотых чаш, гривны, слитки и большое количество мотков золотой проволоки) общим весом 2,59 кг. Относится к позднему бронзовому веку — X—IX вв. до н. э.

До 1939 года экспонировался в Берлинском собрании доисторического искусства.

(Путин пригласил на открытие выставки Меркель, что многие сочли настоящим глумлением над этой дамой).

Выставка "Сотканный мир египетских христиан" (2010) собрала коптские экс-коллекции Государственных музеев Берлина и Музея прикладного искусства в Лейпциге.
Этим тряпочкам тысячи лет, буквально.





фото

***
Антонова, разумеется, придерживается весьма жесткой и последовательной позиции о том, что возвращать ничего нельзя.

"Реституция невозможна, и я объясню вам почему, - говорит Антонова, - Три четверти произведений итальянского искусства, которые хранятся в Лувре, попали в Париж вместе с Наполеоном. Мы это знаем, и, тем не менее, они остаются в Лувре. Я знаю место, где в монастыре Виченцы висела большая картина Веронезе. Теперь она находится в Лувре, там она и останется. То же самое касается "мраморов Элгина", которые остаются в Лондоне". Как отмечает директор ГМИИ, все должно остаться так, как есть. Ирина Антонова называет этот факт историей и говорит, что то, что осталось в России, это компенсация, тысячная доля компенсации ()


***

Выставка "Искусство Древнего Кипра" (2014) тоже включала трофейное искусство. "Часть собрания кипрского искусства происходит из Фонда перемещенных ценностей, где хранились вещи преимущественно из Античного собрания Берлина. Она поступила в ГМИИ в 1945 году.

Памятники, находившиеся в бункере во Фридрихсхайне, были взорваны во время боевых действий в городе. Многие предметы из этого Фонда нуждались не просто в реставрации, а в полном восстановлении.

Среди них - ценные скульптуры и терракоты из раскопок известного немецкого археолога Макса Онефальш-Рихтера (1850-1917 гг.) в Идалионе, Лимнити и Китионе" (http://ancient-ru.livejournal.com/272076.html ).

Часть реставрированных древностей уже показывались на "Археологии войны".


Фото "Российская газета"

Число артефактов, показанных на этих выставках, потрясает.
А также их древность и значение для мирового искусства.
Закономерно возникает вопрос - что еще осталось непоказанным?
Что еще таят запасники ГМИИ? Что еще было вывезено из Германии и считается утраченным?

Исследователь истории Третьего Рейха Отто Э. Бернхардт указывает, что остается один важный артефакт, судьба которого до сих пор не выяснена.

НЕ НАДО ТУТ КОММЕНТИРОВАТЬ, ДОЧИТАЙТЕ ПОСТ ПО ССЫЛКЕ "ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ"