Клуб русская морская традиция. Николай манвелов обычаи и традиции российского императорского флота Клуб русская морская традиция куртниково село


Все началось с печали

К идее создания клуба «Русская морская традиция» подтолкнуло одно печальное событие, имевшее место в одной из старейших военно-морских баз России. Десяти матросам была поставлена простая (как казалось) задача – пройти на веслах в шлюпке 30 метров. Матросы (будущие старшины флота) лихо ринулись выполнять приказание. Они гурьбой залезли в шлюпку и расселись задом-наперед (т.е. лицом по направлению к предполагаемому движению). Пришлось их развернуть, но сразу же возникла другая проблема – весла разобрать команда не смогла. Выполнение простейшей задачи грозило обернуться катастрофой с непредсказуемым исходом – ни о гребле веслами, ни о постановке паруса матросы не имели ни малейшего представления. А ведь флот начинается не с авианосцев.

Вспоминается легендарный нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов, который наставлял: «Шлюпка, в первую очередь парусная, при правильно организованном обучении способствует развитию военных и морских качеств – глазомера, наблюдательности, сметливости, уменья быстро ориентироваться в обстановке и выходить из трудных положений. Она служит средством воспитания настойчивости в достижении поставленной цели и развития волевых качеств. Шлюпка приучает к морю». Еще в начале 90-х гг. прошлого века при каждом судостроительном заводе был цех малого деревянного судостроения, который делал шлюпки.


Морской клуб при православном храме

Группа энтузиастов, среди которых морские офицеры, любители паруса и русской морской истории объединились, чтобы по мере возможности спасти и сохранить наследие русской морской культуры. Началось все в 2005 г. с приобретения старенького деревянного шестивесельного яла, его реставрации и установки классического разрезного рейкового парусного вооружения и последовавшего за этим торжественного выхода в акваторию Истринского водохранилища.


Идейным вдохновителем проекта стал священник Дмитрий Шмелев, в прошлом выпускник Военно-морского училища им. Фрунзе и офицер Северного флота, а в настоящем – настоятель Борисо-Глебского храма в с. Куртниково Истринского района Московской области. Общими стараниями при храме был построен эллинг для зимовки и реставрации лодок, на прихрамовой территории стали проводиться теоретические занятия по основам русских морских традиций. Занятия всегда были и остаются бесплатными, азам морского дела и морской культуре обучаются все желающие: мужчины и женщины, дети и взрослые.


Занятия с курсантами ведет сертифицированный яхтенный шкипер и опытный преподаватель, кандидат педагогических наук Александр Власов. На занятиях большое внимание уделяется морской терминологии, первичным навыкам корабельной морской культуры, устройству катеров и шлюпок, прививается умение ходить на веслах и под парусом, разбираться с типами парусного вооружения, правильно носить морскую форму. Также курсанты приобретают навыки правильного ухода за различными частями деревянного корпуса, металлическими деталями (т.н. «дельными вещами»), содержанию рангоута и такелажа.


Практические занятия в теплое время года проводятся в Истринском водохранилище. Также летом старшие члены клуба регулярно выезжают на Балтику в Финский залив на ходовые испытания лодок, оттачивают морское ремесло в Средиземном море.

Глава 1
Происхождение обычаев и традиций в русском военно-морском флоте

Петр Великий, создавая в конце XVII – начале XVIII века военно-морской флот, пригласил в Россию немалое количество моряков-иностранцев. Военные советники и эксперты (выражаясь языком современности) – англичане, голландцы, испанцы, датчане, норвежцы, представители других морских держав того времени – везли в Россию не только свой боевой опыт. Вместе с ними на первые корабли царя Московского пришли и многочисленные традиции, много лет существовавшие в море. Многие из этих традиций не забыты и до наших дней.

Петр Великий

Количество заимствований из иностранных флотов на кораблях под Андреевским флагом было огромным. И это неудивительно. Ведь своих военно-морских традиций Россия не имела. А иностранцы, приходившие служить под русский флаг и за русское золото, старались обустроить свою службу так, чтобы она не отличалась от того уклада, что им был привычен на протяжении многих лет. И если обратиться к военно-морской терминологии петровского времени, то легко заметить, что русский язык занимал в ней не самое почетное место – впрочем, это было характерно для всех отраслей тогдашней повседневной жизни.
Обратимся к Морскому уставу Петра Великого (к этому интереснейшему документу мы будем возвращаться еще неоднократно). Нетрудно заметить, что практически вся морская терминология существует в нем как калька с иностранных языков. Впрочем, такое «неравноправие» сохранилось и до наших времен, а некое объяснение тому также содержится в Морском уставе, действовавшем, с изменениями, до октября 1917 года.
«Флот» слово есть французское. Сим словом разумеется множество судов водных, вместе идущих, или стоящих, как воинских, так и купецких», – писал Петр. Несколько ниже указывается, «сколько каких чинов людей надлежит быть на корабле какого ранга». Из 43 «чинов» иностранные названия носят 25.
Но жизнь моряков на суше и на море складывалась не только из иностранных, но и чисто российских деталей. Неслучайно же Морской устав Петра ни разу не упоминает о первенстве «старшего класса» перед молодым Русским флотом.

Титульный лист Морского устава Петра Великого

Говоря о традициях российского происхождения, чаще всего упоминают «питие, определяющее сознание», а также страсть отечествен-ных морских офицеров к сквернословию. Достаточно почитать книги А.С. Новикова-Прибоя, где моряки показаны в далеко не лучшем свете. Но не секрет, что в иностранных флотах пили ничуть не меньше, да и ругались вовсе не хуже. Ниже мы попробуем понять, какое значение «окончания, не имеющие отношения к службе», а также алкоголь имели для русских моряков.
Не стоит забывать о таких, безусловно, положительных традициях, как коллективность в принятии важных решений, взаимная выручка. Они ведь тоже чисто российские, выстраданные сотнями лет.
Морской устав, например, давал право опытным офицерам высказывать свое мнение о предстоящей боевой операции:
«Если от вышних офицеров указами что повелено будет; а против того кто имеет припомнить нечто, через которое он часть ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА интерессу более вспомощи, или опасаемое как несчастие и вред отвратить тогда он должен сие честно своему командиру донесть, или, когда он во время к тому иметь будет, мнение свое и Генералу Адмиралу, или вышнему начальнику самому с покорностию объявить, буде же его доношение не за благо изобретено будет, тогда долженствует он то чинить, что ему повелено будет».
Некоторые традиции ведут свою историю и от самого Петра либо связываются с ним. Например, все тот же пресловутый «адмиральский час», благодаря которому за моряками прочно закрепилась слава людей, начинающих «закладывать за воротник» еще задолго до обеда.
Для начала отметим, что точной информации о времени возникновения данного понятия, по сути, не существует. Более того, вполне возможно, что к основателю Русского флота оно вовсе не имеет никакого отношения.
Как писал в своей книге «Русские в своих пословицах» профессор Московского университета археолог Иван Михайлович Снегирев (1793–1868), выражение «адмиральский час» напоминает нам об обычае «основателя Российского флота в одиннадцать часов после трудов пить водку с сотрудниками своими».
Итак, изначально «адмиральский час» – это 11 утра. Но почему тогда время «часа» обычно ассоциируется с полуднем и именно с флотом? Ведь «сотрудники» вовсе не обязательно должны быть моряками и тем более – адмиралами.
Все очень просто. Как утверждают санкт-петербургские краеведы, полуденное время стало именоваться «адмиральским часом» с 6 февраля 1865 года. Именно в этот день орудие на территории Главного адмиралтейства в Санкт-Петербурге стало отмечать наступление 12 часов дня. Заметим, что данная традиция возникла спустя 30 лет после выхода книги Снегирева.
Но вернемся к Петру Великому. Привычка выпивать рюмку тминной, полынной или анисовой водки в 11 часов выработалась у царя вовсе не из-за горячей любви к алкогольным напиткам. Причина была в режиме дня Петра Алексеевича. Как известно, он относился к числу «жаворонков» – ложился в 9 часов вечера и вставал в пятом часу утра. Так что «прием рюмки» через девять часов после начала бодрствования уже не покажется нам ранним.
Раз уж мы упомянули распорядок дня Петра, то напомним и о его кулинарных пристрастиях. Меню обеда было обычно довольно однообразным. Щи, каши, жареное мясо с солеными огурцами или лимонами, студень, солонина и ветчина. Рыба и сладкие блюда исключались. Примечательная деталь – согласно запискам современников, Петру обедать было «все равно где и у кого, но охотнее всего у министров, генералов или посланников»… Как известно, первый российский император в быту был довольно-таки скуп.
Существует, впрочем, и другая версия происхождения выражения «адмиральский час». Согласно ей речь идет о двух часах отдыха после трудов праведных, которые следовали после традиционного полуденного обеда. Кстати, на судах Российского императорского флота послеобеденный сон блюли свято, особенно если речь шла об отдыхе нижних чинов.
Как известно, на кораблях Русского флота вставали очень рано. Рано и обедали. А после обеда команде полагался сон, причем отношение к отдыху экипажа было более чем почтительное. Вот что пишет об этом известнейший российский писатель-маринист Константин Станюкович (1843–1904):
«От двенадцати до двух часов по полудни команда отдыхает, расположившись на верхней палубе. На корвете тишина, прерываемая храпом. Отдых матросов бережется свято. В это время нельзя без особой крайности беспокоить людей. И вахтенный офицер отдает приказания вполголоса, и боцман не ругается.
Не все, впрочем, спят. Улучив свободное время, несколько человек, забравшись в укромные уголки, под баркас или в тень пушки, занимаются своими работами: кто шьет себе рубашку, кто тачает сапоги из отпущенного казенного товара».

Послеобеденный отдых нижних чинов на броненосном крейсере «Адмирал Нахимов»

Но все-таки главной традицией, привитой Петром Великим, было отношение к морю. Вот что писали современники в этой связи о пристрастиях первого российского императора:
«Карточной игры, охоты и тому подобного он не жалует, и единственную его потеху, которою он резко отличается от всех других монархов, составляет плавание по воде. Вода, кажется, настоящая его стихия, и он нередко катается по целым дням на буере или шлюпке… Эта страсть доходит в царе до того, что его от прогулок по реке не удерживает никакая погода: ни дождь, ни снег, ни ветер. Однажды, когда река Нева уже стала и только перед дворцом оставалась еще полынья, окружностью не более сотни шагов, он и по ней катался взад и вперед на крошечной гичке» .
Особое отношение у Петра было к его первому кораблю – знаменитому ботику, до сих пор сохраняемому в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга как старейшая российская военно-морская реликвия.
Достоверной информации о происхождении этого небольшого суденышка (по некоторым данным, оно именовалось «Святой Николай») нет, но исследователи сходятся на том, что он прибыл в Россию приблизительно в 1640 годах, а затем долгое время лежал в одном из сараев дворцового села Измайлово. В мае 1688 года ботик отремонтировали, после чего Петр катался на нем по Яузе и в Просяном пруду, причем как на веслах, так и под парусом.
Последний раз на плаву ботик был в августе 1723 года, когда он встречал молодой Балтийский флот. На руле был Петр Великий, в роли квартирмейстера и под именем Петра Михайлова. На веслах сидели вице-адмиралы Петр Сиверс (умер в 1742 году) и Томас Гордон (умер в 1741 году), контр-адмиралы Наум Сенявин (умер в 1738 году) и Томас Сандерс (умер в 1743 году). Вице-адмирал Александр Меншиков (1673–1729) исполнял обязанности лотового . Фельдцейхмейстер флота Кристиан Отто (умер в 1725 году) был канониром. Командовал ботиком 62-летний генерал-адмирал Федор Апраксин (1661–1728). Ботик на буксире торжественно прошел вдоль колонны боевых кораблей; ему салютовало более полутора тысяч орудий, на что суденышко отвечало выстрелами из своих мелкокалиберных пушечек.

Ботик Петра Великого

Учитывая роль ботика в создании флота, который, одержав ряд блистательных побед над шведами, прочно утвердился на Балтийском море и способствовал достижению победы в Северной войне, Петр I отдал указ, обязывающий все торжества на воде в день заключения Ништадтского мира начинать смотром кораблей и участием в нем ботика. Однако после смерти Петра I этот указ был предан забвению. Лишь в 1761 году в Петропавловской крепости по проекту архитектора Александра Виста был сооружен павильон «Ботный дом».
Ботик всего лишь несколько раз покидал свой «дом». При праздновании столетия Санкт-Петербурга 16 мая 1803 года «Дедушка русского флота» находился на шкафуте стоявшего в Неве 110-пушечного корабля «Гавриил». Почетными стражами ботика были четыре столетних моряка Петровского времени, доставленные в Санкт-Петербург специальным императорским распоряжением.
В 1872 году ботик проделал в железнодорожном вагоне длительное путешествие в Москву, где открывалась Политехническая выставка, посвященная двухсотлетию со дня рождения Петра Великого. Морской отдел выставки начинался, естественно, осмотром знаменитого кораблика.
В 1928 году ботик из Петропавловской крепости перевезли в Петергоф и поместили в бывшем Птичьем вольере. В августе 1940 года исполком Ленсовета постановил передать судно на вечное хранение в Центральный военно-морской музей, который с тех пор он покидал только с июля 1941 года по март 1946 года, для эвакуации в Ульяновск.
И, наконец, расскажем о том, что собой представляет ботик. Это дубовое парусно-гребное судно, отделанное декоративной резьбой. Днище кораблика обито медными листами для предотвращения гниения. Водоизмещение его составляет 1,28 т, длина – 6,1 м, ширина – 1,97 м, осадка – 0,3 м, высота мачты – 6,61 м. Ботик нес четыре небольших орудия.

Усадьба «Ботик» близ Переяславля-Залесского

Ботик, хранящийся в Санкт-Петербурге, – не единственное сохранившееся до наших дней судно, на котором ходил Петр. В старинном русском городе Переяславле-Залесском, расположенном в Ярославской области на берегу Плещеева озера, до сих пор можно видеть транспортный бот конца XVII века «Фортуна» – судно потешной флотилии Петра Алексеевича. Ботик хранится в специальной усадьбе-музее, открытой еще в 1803 году.

Герб Переяславля-Залесского

«Фортуна» несколько больше «Дедушки Русского флота». Длина ее составляет 7,3 м, а ширина – почти 2,9 м. Парусно-весельное судно (оно имело 10 уключин для весел и мачту) предназначалось для перевозки людей и грузов. Построено оно из мореного дуба и сосны.
«Фортуна» – последнее сохранившееся судно флотилии из числа строившихся зимой 1691–1692 года и ходивших по некогда глубокому озеру в навигацию 1692 года. Всего в потешных баталиях участвовало более сотни судов различных классов: три яхты, карбасы , галеры и боты. Было даже два настоящих парусных корабля о 30 пушках каждый – «Марс» и «Анна». Флотилия сберегалась царским указом, однако сгорела во время сильнейшего пожара 1783 года.

Бот «Фортуна»

Впрочем, сейчас флотилии было бы трудно бороздить воды озера. За последние 300 лет уровень воды в озере понизился более чем на 2 метра.
В дальнем плавании к морской глади всегда относились как к чему-то тайному и неизведанному, что человек до конца познать никогда не сможет. Неслучайно торговые моряки (включая убеленных сединами капитанов) старались задобрить океаны, бросая в воду золотые монеты. Особенно дурной славой пользовались Индийский и Тихий (Великий) океаны.
Простым матросам такая роскошь была не по карману. Они предпочитали молебны, которые командиры кораблей считали необходимым отслужить перед началом длинного и тяжелого перехода. Причем участие в нем принимали не только нижние чины, но и командный состав. «…Море с его опасностями не особенно по душе сухопутному русскому человеку», – писал Станюкович. Кроме того, каждый матрос считал своим долгом на прощание перекреститься на шпили соборов Кронштадта, Севастополя, Ревеля или иного порта.
Теперь самое время перейти к суевериям – моряки всегда обращали внимание на приметы разного рода.
«Дело в том, что моряки, как и охотники, не вполне свободны от суеверий, и в частности верят в приметы. Как легко… несчастье могло быть сочтено за дурное предзнаменование, и тогда прощай хорошее настроение, столь необходимое в плавании, подобном нашему. Известно, что дело уже наполовину загублено, если потеряна вера в его счастливое окончание. Ведь команда, считающая себя обреченной, не станет с должным рвением выполнять приказания командира, а будет на свою же погибель затруднять ему командование», – писал почти 180 лет назад российский кругосветный мореплаватель Отто Коцебу .
В большинстве своем моряки крайне неодобрительно относятся к выходу в море 13-го числа, особенно если оно выпадает на понедельник либо на пятницу. Число «чертовой дюжины» действовало на мореплавателей просто удручающе и нередко приводило к тому, что капитаны предпочитали пересидеть лишний день в порту, нежели выбирать якорь в «неприятный» день.
Другое суеверие напрямую связано с прекрасным полом (справедливости ради отметим, что характерно оно для моряков всего мира). В этой связи интересно обратиться к воспоминаниям советского наркома военно-морского флота Николая Кузнецова (1904–1975), описывающего в своих воспоминаниях то, как к этому суеверию относились в «старшем классе» – среди офицеров британского флота (история относится к периоду Великой Отечественной войны).

Офицеры и команда броненосца береговой обороны «Русалка»

«На… крейсере «Кент»… из Мурманска в Англию отправилась наша профсоюзная делегация…. В составе делегации была и известная общественная деятельница К.И. Николаева.
Значительно позже Майский рассказал мне о неожиданных трудностях, с которыми ему пришлось столкнуться на этом крейсере… Командир «Кента» не хотел брать на корабль нашу делегацию, во-первых, потому, что в ней было 13 человек, а во-вторых, из-за того, что в ее составе была женщина…
Опытный и находчивый дипломат, Майский быстро вышел из положения. Он попросил включить его в состав делегации, и пассажиров стало четырнадцать. А о Николаевой сказал, что она борется за общие интересы Советского Союза и Англии, поэтому для нее должно быть сделано исключение. На том и порешили.
На обратном пути из Англии в СССР нашу делегацию взяли на борт крейсера «Адвенчер» с неменьшим трудом: к тринадцати ее членам пришлось срочно присоединить одного журналиста.
И все же крейсер не миновал беды: он столкнулся в море с танкером и, получив повреждение, вынужден был вернуться в свою базу. Англичане, конечно, не замедлили объяснить случившееся тем, что на корабле была женщина. Так Клавдия Ивановна Николаева стала «виновницей» ущерба, понесенного британским флотом».
Отдельно стоит сказать о суеверных штурманах парусной эпохи. Особенно они не любили вопросов о сроках прихода в порт назначения. Типичным примером такого штурмана могут служить слова персонажа повести Станюковича «Вокруг света на «Коршуне». Степан Ильич Овчинников: «В море не очень-то можно рассчитывать. Придем, когда придем!» Именно поэтому в вахтенном журнале никогда не обозначается порт назначения корабля.
Указывать с берега пальцем на выходящий из гавани корабль – значит обречь судно и всех моряков на его борту на неминуемую гибель. А палец, направленный в небо, приносит шторм.
Если же молодые офицеры начинали иронизировать относительно даже самой возможности урагана и шторма, то старики-судоводители приходили в состояние тихой ярости:
«Типун вам на язык…. Встретим, так встретим, а нечего о нем говорить!» – резко отвечает Степан Ильич на «бестактный» вопрос мичмана Лопатина.
Более того, в сильный шторм среди многих моряков было принято надевать, как перед гибелью, свежее белье.
Не стоило и ругать только что закончившуюся бурю. «Прошла, и слава Богу», – говорили штурмана.
С парусных времен сохранилось другое суеверие – не стоит начинать собирать вещи, пока не отдан якорь и не закреплены швартовы. Кроме того, на палубу нельзя ступать правой ногой, на ней нельзя свистеть и плеваться, а также выходить на нее без головного убора. Нехорошо, если на стоянке на клотик мачты сядет ворона.
Крайне дурная примета – случайно уронить за борт ведро или швабру. Будет шторм. И это при том, что швабра помогает бороться со штилем. Для того чтобы появился попутный ветер, ею надо поболтать за бортом. Неплохо помогает в этом случае и выбрасывание за борт старой швабры. Но как только потянуло ветерком, швабру надо срочно убрать в трюм.
Ветер также призывали царапаньем мачты со стороны, откуда он ожидался. А вот свистеть, вопреки расхожему мнению, вообще в плавании не рекомендовалось. Тот звук был крайне не по душе морским божествам.
Даже безобидное постукивание в море по стеклянному стакану означает смерть в морской воде. Что же касается легендарных крыс, покидающих корабль перед его гибелью, то для такого поведения есть веские причины. Неприятные хвостатые животные не выносят сырости, и их бегство означает, что на судне открылась течь. Поэтому старые моряки точно знали – если с корабля побежали крысы, стоит проверить, нет ли в трюме течи.
Есть, конечно, и хорошие приметы. Удачу приносит подкова над дверью капитанской каюты – кораблю будет всегда сопутствовать удача. У русских моряков подкову принято вешать «рогами» вниз. Как утверждают, подкова была прибита на одной из мачт «Виктори» – флагманского корабля адмирала Горацио Нельсона. Хотя пользу лично Нельсону она принесла относительную – адмирал хотя и разбил соединенный франко-испанский флот у мыса Трафальгар, но и сам погиб в сражении. Сама «Виктори», жестоко пострадавшая в бою, до сих пор находится в строю Британского флота. Более того, именно она официально является флагманским кораблем флота, действующего в водах метрополии.
Для женщин считалось очень хорошим предзнаменованием прикоснуться к воротнику морского офицера – видимо, расшитые золотом вороты притягивали к представительницам прекрасного пола «золотых» кавалеров. И если про опасности пребывания на борту женщины мы уже говорили, то наличие на корабле ребенка – примета более чем хорошая.
Самое удивительное, что моряки прекрасно относятся к котам на борту, особенно – к черным. Этот зверь, крайне опасный на берегу, приносит удачу. Хорошей приметой считается чихание на правом борту, хотя щекотание в носу человека, стоящего у левого борта, может привести к кораблекрушению.
Чрезвычайно хорошая примета – встреча в открытом море с китом. Но встреча с ним в тех местах, где этих морских гигантов раньше не видели, сулит мало хорошего. Китобои, само собой, не в счет.
Особое место в сердцах моряков занимают чайки. Во многих странах существует поверье, что именно в них переселяются души погибших в море. Однако те, кому приходилось плыть в одиночку в открытом море, относятся к чайкам крайне настороженно – налетая голодной стаей, эти с виду безобидные крикливые птицы могут наброситься и заклевать до смерти.

Броненосец «Орел»

Суеверия очень часто возникали даже на самой безобидной почве.
В октябре 1904 года при выходе из Кронштадтской гавани в составе 2-й эскадры Тихого океана под командованием контр-адмирала Зиновия Рожественского эскадренный броненосец «Орел» сел на мель – сильный восточный ветер резко понизил глубину воды. Был вызван землечерпательный караван, и корабль продолжил путь, однако моряки – как матросы, так и офицеры – еще долго шептались о том, что «Кронштадт не пускает нас на войну».

Подводная лодка «Акула»

«Эти два дня, пока землечерпалки рыли для нас канал, офицеры нашего броненосца ходили с хмурыми лицами и ворчали на все и вся», – писал позже в своих воспоминаниях мичман с «Орла» князь Язон Туманов .
Существовали и традиции, принятые на том или ином корабле.
Так, на погибшей в 1915 году подлодке «Акула» было принято пить чай из настоящего самовара, причем не только на берегу, но и в плавании. Двухведерный тульский агрегат в сопровождении мешка березовых чурок и сосновых шишек брали в каждое плавание. Первая кружка подносилась командиру, затем оделяли офицеров и нижних чинов. Такого рода чаепития сплачивали экипаж, превращая его в единый организм.

Глава 2
«На флаг и гюйс!»

Сразу скажем, что флагов корабль несет несколько.
Самым главным знаменем корабля являлся кормовой Андреевский флаг – прямоугольное белое полотнище с голубым диагональным крестом. Такой крест был принят в честь небесного покровителя России – Святого апостола Андрея Первозванного. Как говорил Петр Великий, «флаг белый, через который синий крест Святого Андрея, того ради, что от сего апостола приняла Россия святое крещение».
Согласно легендам, зафиксированным анналами Русской православной церкви, Святой Андрей бывал на территории Российской империи с миссионерской миссией.
Дело было так.
После Сошествия Святого Духа на апостолов апостол Андрей отправился с проповедью Слова Божия в восточные страны. Он прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, дошел до Дуная. Затем Андрей посетил побережье Черного моря, Крым, Причерноморье и по Днепру поднялся до места, где стоит теперь город Киев. Здесь он останавливался у Киевских гор на ночлег. Встав утром, он сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей». Апостол поднялся на горы, благословил их и водрузил крест. Помолившись, он поднялся еще выше по Днепру и дошел до поселений славян, где был основан Новгород.
Примечательно, что похожий флаг имеет Шотландия. Правда, у шотландцев диагональный белый крест лежит на синем фоне. И это не случайно – Святой Андрей Первозванный является небесным покровителем шотландцев.
В знакомом нам ныне виде Андреевский флаг появился не сразу. Согласно ряду источников, корабли потешной петровской флотилии, бороздившие воду Плещеева озера, несли Андреевский крест, наложенный на полотнище нашего современного государственного трехцветного флага, именовавшегося в те времена «флагом царя Московского».
В 1668–1697 годах российский кормовой военно-морской флаг представлял собой красное полотнище с синим прямым крестом, лучи которого немного не доходили до краев знамени. В левом верхнем и правом нижнем углах располагались белые прямоугольники. Бушпритный флаг (будущий кайзер-флаг) был точно таким же, только без красного фона.

Патриотизм не может быть созерцательным и распространяться только через слово. Российский патриотизм есть действие! Сегодня крайне востребован опыт организаций, формирующих характер молодежи через деятельность.

Одной из предельно активных патриотических организаций является клуб «Русская морская традиция», штаб-квартира, правильнее сказать – сердце, которого находится в Истринском районе Московской области, в деревне Куртниково, на территории Русской Палестины Патриарха Никона, при Борисо-Глебском храме. Клуб занимается пропагандой традиций русского флота через реконструкцию парусно-гребных судов.

В этой несложной географии все становится на свои места, если познакомиться с одним из основателей клуба протоиереем Дмитрием Шмелевым. Выпускник Высшего военно-морского училища им. М.Фрунзе достойно служил на Северном флоте. Духовную же службу начал в 2001 г., окончил Коломенскую православную духовную семинарию, определен в приход с полуразрушенным храмом, который сегодня для многих стал центром духовного притяжения. Патриотизм и традиция суть явления духовные.

Любители паруса, знатоки отечественной морской истории, военно-морские офицеры запаса и жаждущая подвигов молодежь объединились, чтобы восстанавливать и строить парусно-гребные суда, осваивать технику хода на веслах и под парусом, изучать поэтический язык морских команд и строгий код сигналов. Члены клуба не только правильно носят морскую форму и исполняют старинные матросские песни, они овладевают умением совместного труда и взаимопомощи. Гребцы должны чувствовать друг друга почти интуитивно. К слову о песнях, исполняются они почти профессионально. Это заслуга известного фольклорного коллектива «Казачий круг», сохраняющего старинные поморские песенные славления Святителя Николая – покровителя путешествующих по водам.

Ничто так не сплачивает коллектив, как совместная гребля и работа с парусами. Навыки ходить на шлюпке в сложных погодных условиях требуют взаимовыручки и высоких нравственных качеств. Никто не застрахован от неких экстремальных условий, когда такой опыт может просто спасти жизнь, или позволит наилучшим образом выполнить задачу.

В свое время главком ВМФ Н.Г. Кузнецов отмечал: «Шлюпка, в первую очередь парусная, при правильно организованном обучении способствует развитию военных и морских качеств – глазомера, наблюдательности, сметливости, уменья быстро ориентироваться в обстановке и выходить из трудных положений. Она служит средством воспитания настойчивости в достижении поставленной цели и развития волевых качеств. Шлюпка приучает к морю».

Отец Дмитрий считает, что для современного человека, живущего в рукотворном футляре офиса, квартиры, машины, компьютера, шлюпка может быть и средством формирования мировоззрения, и даже катехизации. Сколько пришли к Богу после молитвы на воде, услышанной Николаем Чудотворцем.

История клуба началась с 2004 г., когда в храм Бориса и Глеба была привезена шестивесельная шлюпка – Ял-6. Она была в разрушенном состоянии, но оказалась вполне пригодной к восстановлению и прогулок по Истринскому водохранилищу. В настоящее время в клубе имеется редкий 10-весельный катер, а также единственный в России 14-весельный трехмачтовый катер, 6-ти весельный, 4-х весельный и 2-х весельный одномачтовые ялы. Эти кораблики имеют и свои экипажи. География активности клуба распространяется не только на Подмосковье, но и на Балтику, Онегу, Черное море.

Сегодня в клубе почти полсотни человек. Прием добровольцев бесплатный. Дети занимаются только с родителями. Уход за шлюпками совмещается с теоретическими занятиями по устройству их корпусов. В непогоду и осенне-зимний период занятия по теории с новичками проводит главный старшина клуба Александр Власов. Он же, владея управлением всеми типами судов, имеющихся в распоряжении клуба, выводит новое поколение мореходов на воду, давая им первые практические навыки при движении на веслах и под парусом.

В клубе с большим уважением относятся к внешним атрибутам морских традиций: флагам, вымпелам, форме. В качестве парадной клубной формы для хождения под парусом была выбрана белая матросская роба, которая носилась на флоте практически без изменений около ста лет. В такой форме матросы выводили навстречу японской эскадре легендарный крейсер «Варяг», в ней воевали в годы Великой Отечественной войне.

В 2015 г. концепция клуба была выдвинута на губернаторскую премию Московской области, и получила грант Губернатора Московской области в номинации «Наше наследие». В 2016 г. моряки из «Русской морской традиции» приняли участие в целом ряде выставок, форумов и фестивалей. Наиболее значимыми были студенческий образовательный форум «Территория смыслов» на Клязьме, Санкт-Петербургский морской фестиваль, фестиваль славянского искусства «Русское поле» в Царицыно и, конечно же, «Московское бот шоу», где суда клуба можно было не только увидеть, но и посетить.

Интересы подмосковных моряков не только к воде или небесами. Но и к обильно политой кровью родной земле. Открытие навигации в этом году запланировано на 8 мая. Прежде чем поднять паруса, в канун Дня Победы члены клуба возложат венки к братским могилам павших советских воинов 1-й Гвардейской танковой бригады генерал-майора М.Е. Катукова, державших оборонительный рубеж у деревни Куртниково.

Пусть никого не смущает, что морская традиция тщательно сберегается так далеко от моря. Сложная акватория Истринского водохранилища с различными ветрами почти идеально подходит для тренировок маломерного парусного флота. Будь оно создано лет на триста раньше, царю Петру Алексеевичу не пришлось бы строить потешный флот на Плещеевом озере. Русская морская культура принадлежит не только поморам. Сколь прославленных адмиралов вышло из областей, далеких от моря: рязанцы В. Головнин и А. Авинов, пермяк Д. Максутов, закавказец И. Исаков (Ованес Тер-Исаакян). Этот список может быть продолжен именами офицеров, старшин и матросов, чья морская судьба началась с простой шлюпки.

Наш Центр видит объединение патриотических клубов не в федеративной или конфедеративной форме. Слово сегодняшнего дня за сетецентричностью. Ведущую роль в идеалогическом формировании российской молодежи в какое-то время могут играть и «Русское географической общество», и «Военно-историческое», и «Бессмертный полк», и «Русская Америка», и «Союз городов воинской славы». Мы едины в сохранении традиций российского патриотизма. В какой-то момент эстафету лидера подхватит и «Русская морская традиция». Семь футов и хорошего ветра! Ветра не обязательно попутного, ведь мы умеем ходить в бейдевинд.

Екатерина Дутова, Илья Казаков, Владимир Ружейников




OLYMPUS DIGITAL CAMERA






Состоялась поездка учеников воскресной школы и их родителей в село Куртниково Истринского района, где находится храм в честь святых мучеников Бориса и Глеба, настоятель которого прот. Димитрий Шмелев является создателем и руководителем клуба "Русская Морская традиция". Основные ориентиры клуба: православная вера и возрождение флотских традиций. В составе клуба - малый флот, состоящий из пяти судов. Это настоящие военно-морские шлюпки: двухвесельный ялик, или "тузик", ял-четверка, шестивесельный ял и десятивесельный и четырнадцативесельный катера. Последний построен в Санкт-Петербурге специально для клуба по чертежам начала 20 века.

Флот базируется на Истринском водохранилище. Все суда ходят только на веслах или под парусом. Никаких моторов! Для управления ими требуются настоящие морские навыки.

В этот раз погода (сильный дождь) не позволили выйти на воду. Но дети получили достойный курс теории. Старые участники клуба, бывалые моряки, рассказали об устройстве шлюпок, о мерах безопасности на воде и при обращении с оснащением судов, об основных принципах управления парусным и весельным судном. Все объяснялось на примерах настоящих шлюпок и на модели шестивесельного яла.

Кроме того, дети услышали морские песни в достойном исполнении, потому как ветераны клуба являются профессиональными музыкантами и участниками ансамбля "Казачий круг".

В плане знакомства с храмом, имеющим свою давнюю историю, поднялись, ко всему, на колокольню. Отобедали в кают-компании - трапезной, устроенной во дворе храма в сугубо морском стиле... Серость дождливого дня скрасила детям также игровая комната, входящая в состав детской площадки при храме. А мужчины родители оказали реальную помощь клубу тем, что помогли переместить две лодки: тузика и четверку с открытой площадки в ангар. "Эх, ухнем!". Сразу стало понятно, почему моряки тренируются в перетягивании каната, ибо слаженность в применении общих усилий нужна очень часто во флоте, особенно, в парусном... Возвращались домой уже не просто четырьмя машинами, а ЭКИПАЖАМИ, готовыми к совместному плаванию и надеющимися выйти на большую воду в ближайшем будущем...

11 марта закончилась ежегодная международная московская выставка катеров и яхт «Московское Боут Шоу». На фоне современных яхт и катеров ярким и необычным видом выделялись широкие паруса и высокие мачты традиционного деревянного корабля, словно сошедшего с картинки из старой книги о морских приключениях, привезенного на выставку подмосковным православным клубом «Русская морская традиция».

Нелегко поверить, что в ближнем Подмосковье есть возможность пройти под парусами на старинном судне. Между тем это истинная правда. В Истринском районе, в деревне Куртниково, на территории Русской Палестины Патриарха Никона, при Борисо-Глебском храме в селе Куртниково действует клуб «Русская морская традиция», занимающийся возрождением образцов парусно-гребных судов Русского Военно-морского флота. В настоящее время в клубе имеется редкий 10-весельный катер (их остались единицы), а также единственный в России 14-весельный трехмачтовый катер, 6-ти весельный, 4-х весельный и 2-х весельный одномачтовые ялы.

Мы решили побеседовать с протоиереем Димитрием Шмелевым, одним из основателей клуба «Русская морская традиция». Дмитрий Шмелев родился в 1964 году. Окончил Высшее военно-морское училище им. Фрунзе, служил офицером на боевых кораблях Северного Флота. Рукоположен в сан священника в 2001 году, окончил Коломенскую православную духовную семинарию, в настоящее время служит в Борисо-Глебском храме в селе Куртниково, при котором и существует клуб.

Отец Димитрий, как получилось, что при храме Бориса и Глеба появился клуб по возрождению русских морских традиций?

Началось все с того, что в 2004 году в Борисо-Глебский храм была привезена шестивесельная шлюпка - Ял-6. Она была приобретена в разрушенном состоянии, но, по моим расчетам, ее вполне можно было восстановить и использовать для прогулок по расположенному рядом с храмом Истринскому водохранилищу, а также для обучения детей и взрослых нашей церковной общины хождению под парусом. Поскольку я получил морское образование еще до перестройки и часть своей жизни прослужил на флоте, необходимый опыт и знания по данному вопросу у меня имелись. Постепенно стал складываться круг любителей паруса и гребли.

В настоящее время умению ходить под парусом не учат даже будущих морских офицеров

В силу того, что подобные парусно-гребные суда уже не производятся в настоящее время, как и детали для них, нам приходилось ездить и искать необходимые запчасти для нашей «шестерки» по разным базам и клубам. В одном месте мы наткнулись на достаточно редкий тип судна, двухмачтовый 10-весельный парусно-гребной катер, тоже находившийся в полуразрушенном состоянии. Когда его перегоняли, произошел курьезный случай. Несколько матросов помогали нам перегонять и грузить катер. Оказалось, что они не умели правильно даже сидеть в шлюпке. Пришла отчетливая мысль о том, что знания и навыки, которые мне даны были во время флотской службы, в настоящий момент забыты на флоте. К сожалению, современные матросы не знают ни техники хождения под парусом, ни специальных команд, не имеют навыков правильной гребли. Стало ясно, что через некоторое время все это будут полностью потеряно, и восстановить умения, которыми некогда славился российский флот, будет уже невозможно.

- Как получилось, что этому не учат на современном флоте?

Технический прогресс привел к тому, что паруса, как и весла, стали терять свою актуальность. На шлюпки и катера устанавливались сначала паровые машины, а затем и двигатели внутреннего сгорания. Стало казаться, что подготовка матросов именно в части управления парусно-гребными судами, которое в императорский период истории флота имело огромное значение, стала не нужна. После революции, когда был образован Советский флот, оснащенный в основном кораблями и судами на паровой тяге, через военных спецов, оставшихся после императорского флота, парусно-гребной подготовке все-таки еще уделялось значительное внимание вплоть до 80-х гг ХХ века. В настоящее время умению ходить под парусом не учат даже будущих морских офицеров, о матросах даже говорить не приходится.

- Значит, эти традиции и опыт теперь имеют только историческую ценность?

Нет, с этим нельзя согласиться. Хотя актуальность паруса и весел, на первый взгляд, снизилась, но именно шлюпка воспитывает моряка. Процитирую легендарного главкома ВМФ Н.Г. Кузнецова: «Шлюпка, в первую очередь парусная, при правильно организованном обучении способствует развитию военных и морских качеств - глазомера, наблюдательности, сметливости, уменья быстро ориентироваться в обстановке и выходить из трудных положений. Она служит средством воспитания настойчивости в достижении поставленной цели и развития волевых качеств. Шлюпка приучает к морю».

Как священник добавлю, что для современного человека, живущего в рукотворном футляре офиса, квартиры, машины, компьютера, шлюпка может явиться и средством катехизации. Впрочем, это отдельная длинная тема.

Ничто так не сплачивает коллектив, как совместная гребля и работа на парусах. Навыки умения ходить на шлюпке в сложных погодных условиях требуют взаимовыручки и высоких нравственных качеств. Да и чисто практически все-таки никто не застрахован от неких экстремальных условий (аварии корабля, например), когда такой опыт может просто спасти жизнь или позволит наилучшим образом выполнить иную задачу.

Одновременно с восстановлением 10-весельного катера созрела и идея создания нашего клуба, основной миссией которого является сохранение всех типов парусно-гребных шлюпок ВМФ, навыков хождения под парусом и на веслах, сохранение языка русских морских команд (так как в яхтинге сейчас английские слова вытесняют всю нашу традиционную терминологию), сохранение отдельных элементов отечественной морской культуры.

- Кстати, а есть ли существенная разница между яхтингом и хождением на ваших шлюпках и катерах?

Да, разница есть, и принципиальная: наши шлюпки - это бескилевые суда. Современные яхты имеют киль, который обеспечивает непереворачиваемость яхты и делает безопасным плавание даже слабо подготовленных команд. К тому же они оснащены всеми элементами современного комфорта. Наши же суда этих преимуществ лишены. Соответственно, они гораздо более требовательны к навыкам управления и слаженности работы команды, требуют терпеливого перенесения тягот и лишений морской службы.

Искали суда «в коллекцию» через связи на флоте, через друзей и знакомых

- Вы называете проект «Русская морская традиция» культурологическим?

Конечно. К нашему клубу присоединились некоторые члены творческого ансамбля «Казачий круг», издавна дружившие с нашим приходом; они отнеслись к возрождению старинной морской песни с большим интересом. А в связи с тем, что в настоящее время это лучшие исполнители народных песен, наш клуб приобрел и серьезную музыкальную составляющую.

После восстановления «десятки» мы решили сохранить и сберечь всю линейку советских малых парусно-гребных судов. В нее входили 2-весельный ял, 4-весельный ял, 6-весельный ял и 10-весельный катер. Эти четыре типа судов массово производились в советский период времени, они же использовались в парусно-гребном спорте.

Искали суда «в коллекцию» через связи на флоте, через друзей и знакомых, по информации из других клубов. Сначала нашли давно списанную 4-весельную шлюпку, позже - достаточно редкую 2-весельную, идеально подходящую для обучения детей и подростков. И та и другая - в разрушенном состоянии, требующие серьезнейшего ремонта. Дыры в бортах, поврежденные шпангоуты, сгнившая обшивка - фактически шлюпки пришлось полностью перебирать, заменяя вышедшие из строя детали.

В 2014 году мы открыли новую страницу в истории клуба: по нашему заказу, по чертежам из архива ВМФ, на верфи деревянного судостроения «Варяг» в Петрозаводске был построен уникальный 14-весельный трехмачтовый командирский катер, который использовался на Императорском русском флоте в XVIII-XIX веках.

Изучая в архивах, различных старых источниках информацию об этом судне, мы увидели, что разнообразие парусно-гребных судов в Императорском флоте было значительно большим, чем на флоте советском. Применялись как 10-,14-, так и 16-, и 18-весельные катера. Во времена Российской империи навыкам хождения под парусом и на веслах уделялось огромное внимание, наши команды, как правило, успешно участвовали в международных соревнованиях по парусу и гребле.

Восстановление скоростных парусных катеров по старым чертежам и книгам представляет огромный интерес и с исторической, и с чисто практической точки зрения. Сейчас в России судов такого класса вообще нет, оставшиеся от царского флота вышли из эксплуатации еще к 1960-м (в связи с использованием двигателей на новых судах), а новых никто не строил (до нашего 14-весельного «Императора»).

Если удастся найти инвесторов, мы очень хотели бы реализовать еще два проекта по постройке очень красивых и быстрых судов. Первый из них - 16-весельный 2-мачтовый гафельный катер (на таких ходили генерал-адмиралы Императорского флота). Второй проект - это судно поменьше, так называемый русский двухмачтовый вельбот. Мы провели большую работу в архивах, в настоящее время у нас есть их чертежи. Кстати, оба этих типа были на легендарном крейсере «Аврора», и поныне продолжающем службу в качестве музея, - они входили в штат русских крейсеров в начале XX века. Сейчас, к сожалению, на «Авроре» установлены лишь их макеты.

Поскольку у нас в клубе стало уже 5 парусно-гребных судов, и мы изучали массу информации по их истории, конструкции, навыкам управления, то стали все больше внимания обращать и на такие не самые, на первый взгляд, важные детали, как традиционная форма одежды, морские команды и сигналы и прочее. Ведь все эти элементы входили в общую систему морской культуры и были далеко не случайны. Например, мало что может сравниться по удобству и безопасности со стандартной матросской робой и брюками - эта одежда имеет специальные элементы, позволяющие быстро избавиться от нее в воде в случае аварии или падения в воду, не сковывает движения, не продувается ветром и быстро сохнет.

Поэтому в качестве парадной клубной формы для хождения под парусом была выбрана белая морская роба, которая использовалась на флоте практически без изменений около ста лет, примерно с 80-х годов XIX в до 80-х годов XX века. В такой форме русские матросы выводили навстречу японской эскадре легендарный крейсер «Варяг», в ней воевали в годы Великой Отечественной войны.

Сейчас в клубе состоит примерно 40 человек разного пола и возраста, не только из Истринского района, но со всей Московской области и Москвы. Цели и задачи клуба, его миссия были очень хорошо встречены и ветеранами флота, и действующими офицерами, многие из которых вступили в наши ряды либо поддерживают с нами тесные отношения. У нас уже есть ряд подготовленных командиров, способных управлять всеми видами наших судов, обучать новичков.

Немного странно, что клуб, занимающийся возрождением морских традиций, находится в Московской области, далеко от морской волны…

На самом деле ничего странного. Наш клуб находится на берегу Истринского водохранилища, которое хоть и не может сравниться с морем по размерам, но, благодаря непостоянству и быстрым переменам ветров, является идеальным тренировочным водоемом для освоения малых парусно-гребных судов.

Но, поскольку наш клуб все-таки называется «Русская морская традиция», то мы ежегодно выезжаем с нашими шлюпками в морские походы на Балтийское море, на Онегу (там проходили ходовые испытания нашего 14-весельного катера), со временем надеемся «освоить» и Черное море.

Кстати, в северной столице концепция нашего клуба вызвала большой интерес (в училище имени Макарова, которое готовит гражданских специалистов для морского флота, и в Федерации морского многоборья ВМФ). Возможно, в ближайшем будущем в Санкт-Петербурге будет создано нечто вроде филиала.

В 2015 году концепция клуба была выдвинута на губернаторскую премию Московской области и получила грант Губернатора Московской области в номинации «Наше наследие». Этот грант мы использовали на дальнейшее развитие клуба, приняли участие в международной московской выставке катеров и яхт «Московское Боут Шоу», презентовав наш проект среди профессиональной яхтенной публики, что вызвало дополнительный приток людей в клуб.

Кроме того, в прошлом году наш клуб принял участие в трех фестивалях - в Петербурге и Москве.

В нынешнем году мы снова приняли участие в «Московском Боут Шоу», продемонстрировали публике наш 10-весельный катер, провели мастер-классы по работе с парусами, традиционными морскими командами, в том числе с помощью звуковых сигналов традиционной боцманской дудки.

В ближайших планах у нас - участие в Параде ВМФ в Санкт-Петербурге, посвященном дню Военно-морского флота, и очередное участие в Питерском парусном фестивале в августе.

Многие члены клуба исполняют церковные послушания, постепенно воцерковляются и новички

В одном из интервью вы сказали, что возрождение русских морских традиций - это больше увлечение для души, а основным делом вашей жизни вы считаете церковную службу и восстановление Борисо-Глебского храма в Куртниково.

Да, именно так. Восстановление храма и служба в нем - это главное мое служение. Многие старые члены клуба исполняют церковные послушания, участвуя в жизни храма, постепенно воцерковляются и новички. В настоящее время клуб и община храма - сообщества близкие.

Многие местные жители помнят, что еще относительно недавно Борисо-Глебский храм был практически в руинах. Сегодня же он снаружи полностью восстановлен. Я слышал, история храма насчитывает практически 5 столетий?

Да, история храма достаточно интересна. Первое упоминание о деревянной церкви , расположенной в селе Куртниково, принадлежащем Троице-Сергиеву монастырю, относится к 1592 г. В июле 1809 г. началось строительство новой каменной церкви Святых благоверных князей Бориса и Глеба. Завершено строительство в 1816 г. В 1831 г. в трапезной церкви с правой стороны был устроен придел во имя Святого пророка Божия Илии. В 1857 г. на средства статского советника Владимира Александровича Рукина с левой стороны в трапезной был устроен придел во имя иконы Тихвинской Божией Матери. Непосредственное участие в утверждении проектов приделов храма принимал и лично подписывал антиминсы Святитель Филарет Московский (Дроздов). Борисоглебский храм был закрыт в 1937 г. Не обошли стороной его и военные грозы 1941 г. Недалеко от Куртникова проходил северный рубеж 1-й Гвардейской танковой бригады М. Е. Катукова; 24 ноября 1941 г. наши войска были вынуждены отойти на восточный берег Истринского водохранилища. Куртниково было захвачено врагом.

Восстановление храма началось в 2001 году. Я тогда был только-только рукоположен в священники, начал собирать материалы в архиве (чтобы восстановить храм в максимально близком к первозданному виде), одновременно служил вторым священником в Благовещенском храме села Павловская слобода Истринского района. Настоятель этого храма, протоиерей Владислав Провоторов, оказал мне огромную помощь и в приобретении навыков церковного служения, и в постановке правильного подхода к восстановлению храма.

В настоящее время восстановлен белокаменный фундамент, подземная отопительная система, проведены газ и электричество. Восстановлены разрушенные своды, кровля, глава храма, колокольня с полным звоном колоколов. Построена частично церковная ограда. В главном приделе храма идет роспись. В трапезном приделе храма совершаются регулярные богослужения.

Для полноценного восстановления осталось закончить роспись храма, установить постоянные иконостасы, оборудовать алтари. К сожалению, в связи со сложной экономической обстановкой работы эти движутся не быстро. Надеюсь, что Господь управит, и найдутся возможности и благодетели, которые помогут окончательно восстановить храм.

Приглашаем всех желающих к участию в жизни нашего храма и клуба!