Клод моне руанский собор в солнце. Лучшее из увиденного


"Представьте себе помещение, на стенах которого развешаны картины в последовательности, воспроизводящей изменения предметов в зависимости от изменения света: сначала серая серия — огромная темная масса, которая постепенно все больше и больше светлеет, затем белая серия, незаметно переходящая от слабого мерцания ко все усиливающейся игре света, достигающей кульминации в сполохах радужной серии, и далее синяя серия, где свет снова смягчается в синеве, тающей, как светлое небесное видение. Краски пронизаны черным, серым, белым, синим, красным светом — всеми его оттенками. По тому, как эти двадцать картин развешаны, они представляются нам двадцатью открытиями, но боюсь, что тесная связь, их объединяющая, ускользнет от зрителя, если он не уделит им достаточного внимания". Так в статье "Революция соборов" будущий премьер-министр Франции Жорж Клемансо описывал выставку, на которой Клод Моне представил публике серию картин "Руанский собор".


Руанский собор. Открытка 1881 года
Такой вид открывался из мастерской Моне


Руанский собор
Современное фото из Википедии, поскольку во время моих поездок в Руан в 2012 и 2015 годах
фасад реставрировался и был частично закрыт(.

К этой выставке, состоявшейся в мае 1895 года в парижской галерее Поля Дюран-Рюэля, Моне шел не один год. Создание серий картин, взаимосвязанных и дополняющих одна другую, давно занимало художника. В циклах "Вокзал Сен-Лазар" (1877), "Стога" (1890 - 1891), "Тополя" (1891) Моне многократно изображал близкие сюжеты при различном освещении и погодных условиях, все более решительно двигаясь от одиночного пейзажа или группы тематически близких пейзажей к объединенной общим замыслом серии. Однако если в своих первых сериях Моне еще отдавал дань традиции, меняя точку зрения и композицию, то в серии "Руанский собор" он предложил действительно революционное решение: на всех картинах изображено, с очень незначительными вариациями, одно и то же - фрагмент западного фасада знаменитого готического собора в Руане.


Фрагмент западного фасада Руанского собора

Почему Моне остановился на этом сюжете? Иные критики пытаются обосновать выбор художника интересом к готической архитектуре, который возник во Франции конца столетия на волне национального возрождения, но вряд ли это объяснение можно принять. Величие готики никак не отразилось в полотнах Моне: для него были равно интересны архитектурный шедевр и стог сена. Светлый камень, игра света и тени, резное кружево - все это стало для художника идеальным "экраном", на котором отражались изменения, происходящие в природе день за днем, от рассвета до заката.



Слева: дом на Соборной площади (бывший магазин Леви, ныне туристическое бюро),
в котором Моне арендовал одну из своих руанских мастерских

Работа над "Соборами" заняла больше двух лет. Две первые картины, которые датируются началом февраля 1892 года, стоят в серии особняком - судя по ракурсу, художник писал их на площади, находясь к северо-западу от собора. Над следующими холстами, созданными с февраля по апрель того же года, Моне трудился в специально снятой напротив собора квартире, переоборудованной под мастерскую. Из окна на втором этаже художник день за днем наблюдал за фасадом собора, работая одновременно над несколькими полотнами. Незаконченные холсты он увез домой в Живерни и продолжал совершенствовать по памяти, а в 1893 году повторил все сначала - приехал в феврале в Руан, снял квартиру, уже в другом доме, и до апреля писал собор из окна. Последние шесть работ созданы в третьей по счету квартире, в которую художник переехал по чисто бытовым причинам. Это объясняет незначительные композиционные различия между холстами серии и ещё раз доказывает случайность композиции картин. Окончательно серия была завершена лишь в 1894 году в Живерни.



Третье слева - окно мастерской Моне

Грандиозный, как сам Руанский собор, труд измучил Моне. Он многократно переписывал холсты, в отчаянии уничтожал их и начинал заново (что объясняет противоречивую информацию об общем числе картин, от 28 до 40, считая наброски). Его письма из Руана жене и друзьям полны жалоб и сомнений: "Я разбит, я не могу больше /…/ Мои ночи полны кошмаров: собор обрушивается мне на голову, он кажется то голубым, то розовым, то желтым". "Я работаю так, что от усталости близок к удару". "Я не могу думать ни о чем, кроме собора". "Я совершенно растерян и недоволен тем, что я сделал здесь. Я метил слишком высоко, но, кажется, перестарался, испортив то, что было хорошо. Вот уже четыре дня я не могу работать и решил все бросить и возвратиться домой. Не стану даже упаковывать свои полотна — не хочу их видеть, хоть некоторое время». Ни одна серия, ни до, ни после, не давалась ему с таким надрывом: ведь в "Соборах" Клод Моне ввел в живопись, обычно имевшую дело лишь с тремя измерениями пространства, четвёртое измерение - время.


Руанский собор. Симфония голубого и розового

Существует легенда (якобы, это воспоминание самого Моне) о том, как возникла сама идея серий. Однажды художник писал на пленэре, но освещение настолько изменилось, что он не мог продолжать начатое полотно. Моне попросил принести из дома новый холст, однако вскоре освещение снова изменилось, и он был вынужден начать работу на другом холсте, и так далее, пока не сложилась серия.


Фасад Руанского собора

Конечно, интерес Моне к сериям имел различные причины - в частности, нельзя забывать о его увлечении японским искусством и знаменитыми графическими сериями Хокусая. Тем не менее, в этом анекдоте точно отражено противоречие, с которым в своем логическом развитии неизбежно сталкивался импрессионизм, и которое Моне стремился разрешить в сериях. Свойственное импрессионистам ощущение постоянной изменчивости мира, неповторимости каждого мгновения приводило к мысли о том, что статичного, независимого от окружающей световоздушной среды объекта живописи не существует вовсе. И если задача художника - уловить череду световых эффектов, то это возможно не в единичном холсте, но в серии. Серия картин обретает драматургию, подсказанную художнику самой природой, выбранный автором сюжет динамично изменяется и развивается во времени. Поэтому для Моне было столь важно расположить работы в строгой последовательности: лишь при такой подаче из мгновений, запечатленных на каждом из полотен, складывалась временнАя протяженность.


Западный фасад в полдень

При этом сам повторяющийся из картины в картину мотив уже не так важен, как его метаморфозы. Центральный "персонаж" серии - не собор, но свет: меняясь на наших глазах, перламутрово-радужные стены дематериализуются, растворяясь, словно мираж, в световоздушной среде. "Чем старше я становлюсь, тем больше понимаю, что должен работать, чтобы воспроизвести то, что я ищу: мгновенное влияние атмосферы на вещи и свет, рассеянный во всем", - писал Клод Моне в 1891 году. Он не любил теоретизировать ("я всегда ненавидел эти ужасные теории") и выразил свои творческие устремления в трех словах: "Я ищу невозможного". В этом поиске невозможного, в мучительной погоне за мгновением Моне провел годы, отданные серии "Руанский собор", ставшей, по мнению критиков, квинтэссенцией импрессионизма.


Вечер. Гармония в коричневом

Когда Моне, наконец, счел серию законченной и представил ее публике, времена непонимания и насмешек над импрессионистами уже миновали. Работы Моне - в том числе из предшествующих "Соборам" серий - хорошо покупались, и еще до открытия выставки восемь "Соборов" были проданы. Двадцать вошедших в экспозицию картин серии собратья-художники и критики приняли благосклонно, хотя Моне и получил упреки в излишнем увлечении техническими приёмами, а его полотна сравнивались с "видом через занавеску".


Руанский собор вечером

Однако желание Моне, видевшего в серии единое произведение, не разделять картины, не осуществилось - покупателя, готового приобрести все двадцать холстов, каждый из которых был оценен в 15 000 франков, не нашлось. Вопреки воле автора, "Соборы" были проданы разным покупателям, и сегодня картины серии украшают музейные и частные коллекции многих стран. Лишь через сто лет после окончания серии, в мае 1994 года, семнадцать "Соборов" ненадолго встретились в Руане, на выставке в городском музее изящных искусств. Но и разрозненная серия "Руанский собор" стала одним из самых заметных художественных явлений конца 19 века, опередила свое время и соединила два столетия. "Ах, эти его соборы!" - восторженно восклицает героиня
романа Марселя Пруста "Содом и Гоморра"(1921).


Западный фасад и башня Сен-Ромен

Моне, последнего из импрессионистов, называют предвестником абстрактного искусства. "Забудьте о том, что вы видите перед собой, будь то дерево, дом или поле, просто скажите себе: вот маленький голубой квадрат, вот розовый прямоугольник, вот желтая полоска, и рисуйте не предметы, а их цветовые составляющие", - эти слова Моне воспринимаются как напутствие не только современникам художника, но и будущим абстракционистам.


Клод Моне. Кувшинки. Фрагмент. 1917-1920

Символично, что в том же 1895 году, когда "Соборы" экспонировались у Дюран-Рюэля, в Москве проходила выставка импрессионистов, на которой тридцатилетний Василий Кандинский увидел картину Моне "Стога", ставшую первым шагом на его пути к абстракционизму. "…Глубоко под сознанием был дискредитирован предмет как необходимый элемент картины", - передавал Кандинский свое впечатление от "Стогов" в книге "Ступени" (1913). Со словами Кандинского перекликаются рассуждения о "Соборах" Моне другого зачинателя беспредметного искусства - Казимира Малевича: "Не собор нужен, а живопись, а откуда и с чего она взята, нам не важно, как не важно, с какой раковины выбраны жемчуга" ("О новых системах в искусстве", 1919).



Картина Джексона Поллока

С абстракционизмом обычно связывают позднее творчество Моне, и прежде всего - работы из грандиозной серии "Кувшинки": отдельные фрагменты этих произведений мог бы, кажется, написать представитель абстрактного экспрессионизма - Джексон Поллок или Андрэ Массон. Но нельзя в этом смысле недооценивать и "Соборы". Ведь именно в "Соборах" художник наиболее последовательно продекларировал вторичность объекта по отношению к собственно живописным эффектам. Даже названия отдельных работ серии "Соборы" приближают нас к беспредметному искусству: "Коричневая гармония", "Гармония голубого и золотистого", "Симфония серого и розового".


Рой Лихтенштейн. Руанский собор. 1969

Моне, который ввел в изобразительное искусство само понятие серии, вдохновил одного из самых влиятельных художников XX века Роя Лихтенштейна, представителя противоположного абстракционизму направления - поп-арта. Лихтенштейн отдал Моне дань уважения в собственной версии серии "Руанский собор" (1969). Наложив на три работы Моне свой "фирменный" типографский растр и тем самым поместив их в контекст массовой культуры, он подчеркнул непреходящее величие живописи Моне.



Фото:http://www.tendanceouest.com/print.php?id=77008

И наконец, сама работа Моне над серией "Руанский собор" напоминает современный перформанс: представьте себе, как он день за днем, месяц за месяцем, сидит у окна перед несколькими мольбертами и, прячась от взглядов уличных зевак, пишет собор, собор, собор… Мастеру, наверное, понравилось бы то, что сегодня можно увидеть из этого исторического окна: ежегодные лазерные шоу сказочно преображают стены древнего руанского собора, и по фасаду, который увековечил Моне, плывут его картины - стога, кувшинки в пруду, поля красных маков, морские скалы, дама с зонтиком, сад в Живерни…


Лазерное шоу "Картины Моне" на фасаде Руанского собора. 2014
фото: http://www.tendanceouest.com/print.php?id=77008

Думается, Моне одобрил бы и акцию, состоявшуюся перед руанской ратушей в июне 2010 года: здесь, на площади шестьсот квадратных метров, собрались 1250 человек, и каждый из них держал в руках увеличенный фрагмент картины из серии «Руанский собор». «Живую картину» сфотографировали и сняли на видео с вертолета, чтобы представить доказательство для Книги рекордов Гиннеса.


Руан, акция "Руанский собор", 2010

Художники как никто другой понимают важность освещения для правильного восприятия картины мира. Выбирая место и время написания своих произведений, авторы, в первую очередь, учитывают каким будет свет. Клод Монэ был одним из первых, кто стал относиться к свету как к главному герою своих полотен. В период с 1892 по 1895 год художник работал над большой серией картин, посвящённых Руанскому собору. Монэ написал более 20 картин посвященных Руанскому собору, по некоторым данным их около 50, но лишь 15 из них сейчас представлены в разных музеях. Все они выполнены в одном формате.

Художник специально снимал жилье в доме напротив знаменитого собора, чтобы иметь возможность постоянно наблюдать и сохранять на полотнах мимолетные состояния светового настроения природы, передавать едва заметные полутона цвета. Гениальный замысел автора состоял в том, чтобы показать один и тот же вид в разное время года, суток, при разных погодных условиях, попытаться уловить малейшие нюансы в изменение цвета и света.

Клод Моне увековечил облик Руанского собора, ставшего символом Франции, не придавая особого значения его архитектурным особенностям. В этой серии мы видим один и тот же объект, но не один и тот же образ. Художника интересовало, прежде всего то, как свет, самый великий художник, играет цветовыми рефлексами на камне при разных углах преломления солнечных лучей, как он окрашивает бледные стены фиолетово-синим цветом туманным зимним утром, медово-золотистым в полдень и . Только Моне мог превратить огромную массу известняка в чистую вибрацию света. Здание полностью преображается, становясь сценой для прекрасного светового спектакля.

Сам Клод Монэ хотел, чтобы картины этого цикла продавались не по одной, а всей серией. Поэтому впервые они были представлены широкой публике лишь в мае 1895 года в галерее Дюран-Рюэля. На суд зрителей были выставлены двадцать из большого числа картин, посвященных Руанскому собору. Выставка имела большой успех.

Картины занимали целый зал, и Монэ сам утверждал порядок их расположения. Просмотр открывала серая серия — темный массив, который постепенно становясь все легче и светлее, плавно превращаясь в белый. Затем игра света и цвета постепенно усиливается, переходя от слабого мерцания к более ярким переливам. Кульминацией являлись полотна радужной серии, самые необыкновенные по своей экспрессии и выразительности. Завершала этот спектакль спокойная синяя серия, где свет постепенно смягчается и тает, как небесное видение.

Вопреки воле Моне картины серии «Руанский собор» были проданы разным лицам, и сегодня их можно найти в музеях Франции, Германии, Японии, Соединенных Штатов и Роcсии. В Музее им. Пушкина в Москве выставлены две картины этой серии «Руанский собор в полдень» и «Руанский собор вечером».

В интернете эту серию с кратким описание на английском языке можно посмотреть, например, .

Что первое приходит на ум, когда слышишь название «Руанский собор»? Многим кажется, что это величественное достояние архитектуры, но также это и цикл картин известного художника Клода Моне.

Немного о истории самого Руанского собора. Строительство началось в 1145 году и закончилось аж в 1506 году. Долгое время (с 1876 по 1880 годы) был самым высоким сооружением в мире, длинною в 151 метр. Наиболее собор пострадал от Второй мировой войны, в него попали 7 бомб. Сейчас он является визитной карточной Руана и излюбленным местом вдохновения всех художников.

Первое мнение

Впервые Моне посетил Руан в 1892 году и был восхищен помпезностью и убранством собора. Тогда он и начал писать первые картины из цикла, а всего их насчитывается около 30. Идеей было показать каждую вибрацию света, отражение дня на фасаде, влияние погодных условий на детали. Он внес храм в историю современного импрессионистического искусства. Играя с объектами маэстро сотворил массу новых образов. Восхищенный, он заимствовал игру лучей солнца и запечатлел каждую деталь, будь то бледные стены под влиянием туманной серой дымки, золотисто-янтарные фасады в пик полуденной жары или многогранное свечение витражей.

Но разные взгляды на один и тот же предмет в разные моменты и при разном свете были ему не в новинку. Ведь в 1891 году он уже создал подобную серию из 15 картин, где изобразил стог сена лежащего на окраине города Живерни. И здесь он проявил выдержку показав сено под летним солнцем, в зимнюю пору и весной, на восходе и заходе солнца.
Многие задаются вопросом: «Почему именно этот сюжет?». Но мысль, что готическая архитектура была очень интересна и увлекательна художнику, неверная. Ведь для Моне и простой камень и стог сена и собор имели одинаковый вес в плане художественного наследия.

"Представьте себе помещение, на стенах которого развешаны картины в последовательности, воспроизводящей изменения предметов в зависимости от изменения света: сначала серая серия — огромная темная масса, которая постепенно все больше и больше светлеет, затем белая серия, незаметно переходящая от слабого мерцания ко все усиливающейся игре света, достигающей кульминации в сполохах радужной серии, и далее синяя серия, где свет снова смягчается в синеве, тающей, как светлое небесное видение. Краски пронизаны черным, серым, белым, синим, красным светом — всеми его оттенками. По тому, как эти двадцать картин развешаны, они представляются нам двадцатью открытиями, но боюсь, что тесная связь, их объединяющая, ускользнет от зрителя, если он не уделит им достаточного внимания". Так в статье "Революция соборов" будущий премьер-министр Франции Жорж Клемансо описывал выставку, на которой Клод Моне представил публике серию картин "Руанский собор".


Руанский собор. Открытка 1881 года
Такой вид открывался из мастерской Моне


Руанский собор
Современное фото из Википедии, поскольку во время моих поездок в Руан в 2012 и 2015 годах
фасад реставрировался и был частично закрыт(.

К этой выставке, состоявшейся в мае 1895 года в парижской галерее Поля Дюран-Рюэля, Моне шел не один год. Создание серий картин, взаимосвязанных и дополняющих одна другую, давно занимало художника. В циклах "Вокзал Сен-Лазар" (1877), "Стога" (1890 - 1891), "Тополя" (1891) Моне многократно изображал близкие сюжеты при различном освещении и погодных условиях, все более решительно двигаясь от одиночного пейзажа или группы тематически близких пейзажей к объединенной общим замыслом серии. Однако если в своих первых сериях Моне еще отдавал дань традиции, меняя точку зрения и композицию, то в серии "Руанский собор" он предложил действительно революционное решение: на всех картинах изображено, с очень незначительными вариациями, одно и то же - фрагмент западного фасада знаменитого готического собора в Руане.


Фрагмент западного фасада Руанского собора

Почему Моне остановился на этом сюжете? Иные критики пытаются обосновать выбор художника интересом к готической архитектуре, который возник во Франции конца столетия на волне национального возрождения, но вряд ли это объяснение можно принять. Величие готики никак не отразилось в полотнах Моне: для него были равно интересны архитектурный шедевр и стог сена. Светлый камень, игра света и тени, резное кружево - все это стало для художника идеальным "экраном", на котором отражались изменения, происходящие в природе день за днем, от рассвета до заката.



Слева: дом на Соборной площади (бывший магазин Леви, ныне туристическое бюро),
в котором Моне арендовал одну из своих руанских мастерских

Работа над "Соборами" заняла больше двух лет. Две первые картины, которые датируются началом февраля 1892 года, стоят в серии особняком - судя по ракурсу, художник писал их на площади, находясь к северо-западу от собора. Над следующими холстами, созданными с февраля по апрель того же года, Моне трудился в специально снятой напротив собора квартире, переоборудованной под мастерскую. Из окна на втором этаже художник день за днем наблюдал за фасадом собора, работая одновременно над несколькими полотнами. Незаконченные холсты он увез домой в Живерни и продолжал совершенствовать по памяти, а в 1893 году повторил все сначала - приехал в феврале в Руан, снял квартиру, уже в другом доме, и до апреля писал собор из окна. Последние шесть работ созданы в третьей по счету квартире, в которую художник переехал по чисто бытовым причинам. Это объясняет незначительные композиционные различия между холстами серии и ещё раз доказывает случайность композиции картин. Окончательно серия была завершена лишь в 1894 году в Живерни.



Третье слева - окно мастерской Моне

Грандиозный, как сам Руанский собор, труд измучил Моне. Он многократно переписывал холсты, в отчаянии уничтожал их и начинал заново (что объясняет противоречивую информацию об общем числе картин, от 28 до 40, считая наброски). Его письма из Руана жене и друзьям полны жалоб и сомнений: "Я разбит, я не могу больше /…/ Мои ночи полны кошмаров: собор обрушивается мне на голову, он кажется то голубым, то розовым, то желтым". "Я работаю так, что от усталости близок к удару". "Я не могу думать ни о чем, кроме собора". "Я совершенно растерян и недоволен тем, что я сделал здесь. Я метил слишком высоко, но, кажется, перестарался, испортив то, что было хорошо. Вот уже четыре дня я не могу работать и решил все бросить и возвратиться домой. Не стану даже упаковывать свои полотна — не хочу их видеть, хоть некоторое время». Ни одна серия, ни до, ни после, не давалась ему с таким надрывом: ведь в "Соборах" Клод Моне ввел в живопись, обычно имевшую дело лишь с тремя измерениями пространства, четвёртое измерение - время.


Руанский собор. Симфония голубого и розового

Существует легенда (якобы, это воспоминание самого Моне) о том, как возникла сама идея серий. Однажды художник писал на пленэре, но освещение настолько изменилось, что он не мог продолжать начатое полотно. Моне попросил принести из дома новый холст, однако вскоре освещение снова изменилось, и он был вынужден начать работу на другом холсте, и так далее, пока не сложилась серия.


Фасад Руанского собора

Конечно, интерес Моне к сериям имел различные причины - в частности, нельзя забывать о его увлечении японским искусством и знаменитыми графическими сериями Хокусая. Тем не менее, в этом анекдоте точно отражено противоречие, с которым в своем логическом развитии неизбежно сталкивался импрессионизм, и которое Моне стремился разрешить в сериях. Свойственное импрессионистам ощущение постоянной изменчивости мира, неповторимости каждого мгновения приводило к мысли о том, что статичного, независимого от окружающей световоздушной среды объекта живописи не существует вовсе. И если задача художника - уловить череду световых эффектов, то это возможно не в единичном холсте, но в серии. Серия картин обретает драматургию, подсказанную художнику самой природой, выбранный автором сюжет динамично изменяется и развивается во времени. Поэтому для Моне было столь важно расположить работы в строгой последовательности: лишь при такой подаче из мгновений, запечатленных на каждом из полотен, складывалась временнАя протяженность.


Западный фасад в полдень

При этом сам повторяющийся из картины в картину мотив уже не так важен, как его метаморфозы. Центральный "персонаж" серии - не собор, но свет: меняясь на наших глазах, перламутрово-радужные стены дематериализуются, растворяясь, словно мираж, в световоздушной среде. "Чем старше я становлюсь, тем больше понимаю, что должен работать, чтобы воспроизвести то, что я ищу: мгновенное влияние атмосферы на вещи и свет, рассеянный во всем", - писал Клод Моне в 1891 году. Он не любил теоретизировать ("я всегда ненавидел эти ужасные теории") и выразил свои творческие устремления в трех словах: "Я ищу невозможного". В этом поиске невозможного, в мучительной погоне за мгновением Моне провел годы, отданные серии "Руанский собор", ставшей, по мнению критиков, квинтэссенцией импрессионизма.


Вечер. Гармония в коричневом

Когда Моне, наконец, счел серию законченной и представил ее публике, времена непонимания и насмешек над импрессионистами уже миновали. Работы Моне - в том числе из предшествующих "Соборам" серий - хорошо покупались, и еще до открытия выставки восемь "Соборов" были проданы. Двадцать вошедших в экспозицию картин серии собратья-художники и критики приняли благосклонно, хотя Моне и получил упреки в излишнем увлечении техническими приёмами, а его полотна сравнивались с "видом через занавеску".


Руанский собор вечером

Однако желание Моне, видевшего в серии единое произведение, не разделять картины, не осуществилось - покупателя, готового приобрести все двадцать холстов, каждый из которых был оценен в 15 000 франков, не нашлось. Вопреки воле автора, "Соборы" были проданы разным покупателям, и сегодня картины серии украшают музейные и частные коллекции многих стран. Лишь через сто лет после окончания серии, в мае 1994 года, семнадцать "Соборов" ненадолго встретились в Руане, на выставке в городском музее изящных искусств. Но и разрозненная серия "Руанский собор" стала одним из самых заметных художественных явлений конца 19 века, опередила свое время и соединила два столетия. "Ах, эти его соборы!" - восторженно восклицает героиня
романа Марселя Пруста "Содом и Гоморра"(1921).


Западный фасад и башня Сен-Ромен

Моне, последнего из импрессионистов, называют предвестником абстрактного искусства. "Забудьте о том, что вы видите перед собой, будь то дерево, дом или поле, просто скажите себе: вот маленький голубой квадрат, вот розовый прямоугольник, вот желтая полоска, и рисуйте не предметы, а их цветовые составляющие", - эти слова Моне воспринимаются как напутствие не только современникам художника, но и будущим абстракционистам.


Клод Моне. Кувшинки. Фрагмент. 1917-1920

Символично, что в том же 1895 году, когда "Соборы" экспонировались у Дюран-Рюэля, в Москве проходила выставка импрессионистов, на которой тридцатилетний Василий Кандинский увидел картину Моне "Стога", ставшую первым шагом на его пути к абстракционизму. "…Глубоко под сознанием был дискредитирован предмет как необходимый элемент картины", - передавал Кандинский свое впечатление от "Стогов" в книге "Ступени" (1913). Со словами Кандинского перекликаются рассуждения о "Соборах" Моне другого зачинателя беспредметного искусства - Казимира Малевича: "Не собор нужен, а живопись, а откуда и с чего она взята, нам не важно, как не важно, с какой раковины выбраны жемчуга" ("О новых системах в искусстве", 1919).



Картина Джексона Поллока

С абстракционизмом обычно связывают позднее творчество Моне, и прежде всего - работы из грандиозной серии "Кувшинки": отдельные фрагменты этих произведений мог бы, кажется, написать представитель абстрактного экспрессионизма - Джексон Поллок или Андрэ Массон. Но нельзя в этом смысле недооценивать и "Соборы". Ведь именно в "Соборах" художник наиболее последовательно продекларировал вторичность объекта по отношению к собственно живописным эффектам. Даже названия отдельных работ серии "Соборы" приближают нас к беспредметному искусству: "Коричневая гармония", "Гармония голубого и золотистого", "Симфония серого и розового".


Рой Лихтенштейн. Руанский собор. 1969

Моне, который ввел в изобразительное искусство само понятие серии, вдохновил одного из самых влиятельных художников XX века Роя Лихтенштейна, представителя противоположного абстракционизму направления - поп-арта. Лихтенштейн отдал Моне дань уважения в собственной версии серии "Руанский собор" (1969). Наложив на три работы Моне свой "фирменный" типографский растр и тем самым поместив их в контекст массовой культуры, он подчеркнул непреходящее величие живописи Моне.



Фото:http://www.tendanceouest.com/print.php?id=77008

И наконец, сама работа Моне над серией "Руанский собор" напоминает современный перформанс: представьте себе, как он день за днем, месяц за месяцем, сидит у окна перед несколькими мольбертами и, прячась от взглядов уличных зевак, пишет собор, собор, собор… Мастеру, наверное, понравилось бы то, что сегодня можно увидеть из этого исторического окна: ежегодные лазерные шоу сказочно преображают стены древнего руанского собора, и по фасаду, который увековечил Моне, плывут его картины - стога, кувшинки в пруду, поля красных маков, морские скалы, дама с зонтиком, сад в Живерни…


Лазерное шоу "Картины Моне" на фасаде Руанского собора. 2014
фото: http://www.tendanceouest.com/print.php?id=77008

Думается, Моне одобрил бы и акцию, состоявшуюся перед руанской ратушей в июне 2010 года: здесь, на площади шестьсот квадратных метров, собрались 1250 человек, и каждый из них держал в руках увеличенный фрагмент картины из серии «Руанский собор». «Живую картину» сфотографировали и сняли на видео с вертолета, чтобы представить доказательство для Книги рекордов Гиннеса.


Руан, акция "Руанский собор", 2010

Нормандия - регион современной Франции с древней историей. Римляне называли эту территорию Кельтской Галлией. Тогда же возникло первое поселение на месте, где сегодня расположен город Руан (Франция). Являясь административным центром Нормандии, он ежегодно принимает тысячи туристов, которые приезжают, чтобы познакомиться с местными достопримечательностями, в числе которых и знаменитый Кафедральный собор.

Столица герцога Нормандии

Уже в III веке н. э. Руан был процветающим городом римской Галлии с термами и амфитеатром. Когда местные жители приняли христианство, точно неизвестно, однако сохранился труд руанского епископа Виктриция, датированный концом IV века, где сообщается, что на тот момент в городе строилась христианская базилика.

Позже Галлия была завоевана франками и к середине IX века, когда начались набеги норманнов, входила в состав Западно-Франкского королевства. Во время этих набегов Руан был неоднократно разграблен воинственными норманнами. В конце концов, в 911 г. франкский король Карл III, в соответствии с заключенным мирным договором, объявил Роллона - предводителя норманнов - герцогом завоеванной им территории.

Герцогство стало называться Нормандией, а его столицей стал Руан. Роллон, как и многие его соплеменники, принял христианство, получив при крещении имя Роберт. Руанский собор - это место, где сегодня покоятся останки первого герцога Нормандии.

От романской базилики до готического собора

Первый христианский храм в Руане был разрушен во время одного из набегов норманнов. Сооружение не стали восстанавливать, но на его месте уже после образования герцогства в X веке построили другую базилику в романском стиле с баптистерием. От древнего сооружения до наших дней сохранилась лишь крипта, которую можно увидеть, посетив Руанский собор.

На смену суровой архитектуре романского стиля пришла возвышенная готика. Как и многие другие храмы Франции, кафедральный собор Руана в XII веке стали строить в согласии с новым архитектурным стилем. Работы растянулись на несколько веков, поэтому сам храм можно считать своеобразной иллюстрацией истории нормандской готики.

Башня Святого Ромена

Башня Сен-Ромен - самая старая сохранившаяся часть собора, посвященного Руанской Богоматери. Под ней находится баптистерий, напоминающий о стоявшей когда-то на этом месте романской базилике.

Башня названа в честь одного из епископов города - Ромена, жившего в VII веке, который, согласно преданию, победил обитавшее в Сене чудовище. Жаль, что святой Ромен не смог уберечь башню, носящую его имя, во время Второй мировой войны. В результате бомбардировок союзников Руанский собор очень пострадал, в частности, от башни Сен-Ромен остались только стены.

В течение двенадцати послевоенных лет в соборе велись восстановительные работы. Но вернемся к истории башни. Ее строительство началось в 1145 году, в эпоху ранней готики, а последние этажи заканчивали уже в эпоху поздней готики. На верх 82-метрового строения, возвышающегося над нефом, ведут 813 ступеней.

С XVI века башню Сен-Ромен венчал покрытый оловом деревянный шпиль, пока в 1822 году он не сгорел от прямого попадания молнии. Позднее его заменили металлическим с четырьмя башенками, правда, одну из них несколько лет назад снес сильный ураган, пронесшийся над севером Франции.

Архитектурная эклектика

Руанский собор, архитектура которого составляет единый ансамбль с дворцом архиепископа, относится к важным памятникам французской средневековой готики.

Правда, его планировочная схема с радиальными капеллами вокруг апсиды присуща более раннему романскому стилю. Колоннада, окружающая обширную алтарную часть храма, в начале XIII века также считалась устаревшим архитектурным решением.

Зато фасад с его каменной вязью, множеством арок, вереницей статуй святых и апостолов является ярким примером нормандской готики в период ее наивысшего расцвета. В этом стиле построена Тур-де-Бёр, то есть Масляная башня, желтоватый камень для которой привозили из Уэльса.

Средокрестие собора венчает башня-фонарь с самым высоким шпилем во всей Франции. Этот выкованный из железа шпиль установили в XIX в., и на фоне средневековой архитектуры выглядит он слишком технологично.

Что нельзя пропустить

Руанский собор не может не произвести впечатление, особенно на тех, кто осматривает его впервые. Высота потолка в центральной части храма сравнима с высотой современного двадцатиэтажного дома, а длина центрального прохода составляет 137 м. Под потолком вместо запланированных балконов сделали ажурные окна.

Кафедральные соборы часто служили местом захоронения правителей и церковных прелатов. Кроме гробницы первого герцога Нормандии Роллона и его сына, в Руанском соборе покоится сердце Ричарда Львиное Сердце и установлены саркофаги нескольких архиепископов.

Средневековая Нормандия славилась мастерами, изготовлявшими витражи необыкновенного лазурного цвета. Поэтому неудивительно, что этими артефактами XIII века обладает и Руанский собор.

Описание храма будет неполным, если не сказать несколько слов о часовне Девы Марии. Здесь, помимо витражей, можно познакомиться с главными иконами собора, осмотреть средневековые резные скамейки и панели.

Руанский собор Моне

Мировую известность Кафедральному собору принес цикл работ французского импрессиониста Клода Моне. Художник работал над ним более двух лет, периодически приезжая в Руан, чтобы запечатлеть западный фасад храма в разное время суток.

Всего Моне создал пятьдесят картин в одном формате. Первая из них была написана художником в номере гостиницы, расположенной напротив собора. В следующий свой приезд в Руан Моне работал в витрине магазина, окна которого выходили на площадь перед храмом. Вернувшись спустя год, художник снял для студии заводскую мастерскую с великолепным видом на Руанский собор.

Моне старался подметить и запечатлеть на холсте едва уловимые изменения световой среды в зависимости от времени дня и погодных условий. Каждые полчаса он тщательно фиксировал колебания цветовых оттенков, достигая, таким образом, постепенного преображения облика собора в лучах солнечного света.

Курьезы Кафедрального собора

Клод Моне был не единственным, кого вдохновлял Руанский собор. Интересные факты связаны также с именем французского писателя Гюстава Флобера. Как уроженец Руана, он, без сомнения, был хорошо знаком с главным храмом города. В частности, витраж, посвященный истории святого Юлиана Госпитальера, вдохновил Флобера на написание одной из его «Трех повестей».

Наблюдая за установкой железного шпиля над средокрестием собора, Флобер язвительно охарактеризовал подобное архитектурное решение капризом взбесившегося изготовителя паровых котлов. Тем не менее заклейменный писателем шпиль принес Руанскому собору славу самого высоко здания в мире в 1876-1880 гг.

Возвращаясь к Моне, заметим, что часть своих полотен с видами Руанского собора он уничтожил, а приблизительно 30 оставшихся были представлены публике в 1895 г. Некоторые из них Моне продал за 3-5 тысяч франков, а не так давно одна картина из знаменитого цикла была продана уже за 24 млн долларов.

Культурное наследие страны

Руанский собор расположен в историческом центре города, в окружении хорошо сохранившихся средневековых, барочных и фахверковых домов. Чтобы по достоинству оценить сдержанную красоту готики и почувствовать дух далекого Средневековья, требуется неспешный осмотр главного храма города.

Руан (Франция) тратит немалую часть городского бюджета на поддержание своих исторических достопримечательностей, в частности на реставрацию собора, объявленного культурным наследием страны.