Курсовая работа: Анализ факторов, влияющих на снижение себестоимости продукции.


При осуществлении хозяйственно-производственной деятельности на любом предприятии естественным образом потребляются сырье, материалы, топливо, энергия, работникам выплачивается заработная плата, отчисляются платежи на их социальное и пенсионное страхование, начисляется амортизация, а также осуществляется еще ряд необходимых затрат. Посредством процесса обращения эти затраты постоянно возмещаются из выручки предприятия от реализации продукции (работ, услуг), что обеспечивает непрерывность производственного процесса. Чтобы подсчитать сумму всех расходов предприятия, их нужно привести к единому знаменателю, то есть представить в денежном выражении. Таким показателем и является себестоимость.

Себестоимость продукции (работ, услуг) является комплексным показателем, на основании которого можно судить об эффективности использования предприятием различных видов ресурсов, а также об уровне организации труда на предприятии. Себестоимость продукции находится во взаимосвязи с показателями эффективности производства. Она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции.

В себестоимость включают все затраты предприятия на производство и сбыт данной продукции в разрезе калькуляционных статей расходов.

Себестоимость продукции или услуги - один из важнейших экономических показателей деятельности предприятий, выражающий в денежной форме все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции или услуги Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция или предлагаемые услуги

Структура себестоимости имеет ряд составляющих. Основным среди них является оплата труда.

В себестоимость включаются перенесенные на продукцию затраты прошлого труда (амортизация основных фондов, стоимость сырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов) и расходы на оплату труда работников предприятия (заработная плата).

Расходы предприятий, включаемые в себестоимость продукции, делятся на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся затраты, непосредственно связанные с изготовлением продукции и учитываемые прямым путем по ее отдельным видам: стоимость основных материалов, топлива и энергии на технологические нужды, заработная плата основных производственных расходов и др. К косвенным расходам относятся затраты, которые невозможно или нецелесообразно прямо относить на себестоимость конкретных видов продукции: расходы цеховые, общепроизводственные по содержанию и эксплуатации оборудования.

Себестоимость продукции является качественным показателем, характеризующим производственно-хозяйственную деятельность производственного предприятия. Себестоимость продукции - это затраты предприятия в денежном выражении на ее производство и сбыт. В себестоимости как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность.

В Большом экономическом словаре, составленном Борисовым А.Б., себестоимости дано следующее определение: это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Иными словами, себестоимость продукции (работ, услуг) показывает, во что обходится каждой организации производство и реализация продукции (работ, услуг), насколько разнообразны производимые при этом затраты.

Однако исчисление себестоимости может варьироваться под воздействием следующих факторов:

а) в зависимости от степени готовности продукции и ее реализации различают себестоимость валовой, товарной, отгруженной и реализованной продукции;

б) в зависимости от количества продукции - себестоимость единицы продукции, всего объема выпущенной продукции;

в) в зависимости от полноты включения текущих расходов в себестоимость объекта калькулирования - полную фактическую себестоимость и сокращенную (усеченную) себестоимость;

г) в зависимости от оперативности формирования себестоимости -фактическую (историческую, «посмертную») или нормативную, плановую.

Таким образом, видно, что в теории и практике учета существует не одно понятие себестоимости, и необходимо каждый раз уточнять, о каком именно из показателей идет речь.

Определение (исчисление) величины затрат, приходящихся на единицу продукции, называется калькулированием себестоимости, а ведомость (регистр), в котором производится расчет себестоимости,- калькуляцией.

Калькулирование себестоимости выпускаемой продукции (выполненных работ, оказанных услуг) - один из основных вопросов бухгалтерского учета. С одной стороны, достоверный и детальный расчет себестоимости необходим внутренним пользователям бухгалтерской информации-администрации, учредителям, собственникам. Эти данные позволяют определить, насколько выгоден тот или иной вид деятельности в определенных экономических условиях, эффективна ли существующая система организации производственного процесса, что можно и нужно изменить, в каком направлении развиваться. С другой стороны, состав производственных затрат организации - один из важнейших показателей, необходимых для расчета и уплаты обязательных налоговых платежей, прежде всего- налога на прибыль. Ошибки в расчете себестоимости могут привести к серьезным налоговым последствиям.

1.4 Факторы, влияющие на себестоимость продукции

Факторы, влияющие на себестоимость продукции, можно классифицировать по нескольким признакам .

К техническим факторам можно отнести:

Внедрение новой прогрессивной техники;

Механизация и автоматизация производства;

Научно-технические достижения;

Улучшение использования основных фондов;

Техническая и энергетическая вооруженность труда.

К технологическим относятся следующие факторы:

Изменение ассортимента продукции;

Продолжительность производственного цикла;

Улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов;

Применение экономичных заменителей и полное использование отходов в производстве;

Совершенствование технологии продукции, снижение ее материалоемкости и трудоемкости.

По времени возникновения выделяют планируемые и внезапные факторы.

Предприятие может планировать следующие мероприятия:

Ввод и освоение новых цехов;

Подготовка и освоение новых видов продукции;

Подготовка и освоение новых технологических процессов;

Оптимальное размещение отдельных видов продукции по предприятию.

К внезапным (не планируемым) факторам относятся:

Производственные потери;

Изменение состава и качества сырья;

Изменение природных условий;

Отклонения от установленных норм выработки продукции и др.

По месту возникновения факторы делятся на внешние (независящие от предприятия) и внутренние (зависящие от предприятия). На себестоимость продукции независимо от предприятия могут повлиять:

Экономическая обстановка в стране;

Инфляция;

Технический и технологический прогресс;

Изменение налогового законодательства и др.

К внутренним можно отнести:

Производственную структуру предприятия;

Структуру управления;

Уровень концентрации и специализации производства;

Продолжительность производственного цикла.

По назначению выделяют основные и второстепенные факторы. Данная группа факторов зависит от специализации предприятия. Если рассматривать материалоемкое производство, то к основным факторам можно отнести следующие факторы:

Цены на материальные ресурсы и расход сырья и других материалов;

Техническая вооруженность труда; технологический уровень производства;

Норма выработки продукции; номенклатура и ассортимент продукции;

Организация производства и труда.

В меньшей степени на себестоимость продукции повлияют следующие факторы:

Структура управления;

Природно-климатические условия;

Заработная плата производственных рабочих;

Структура прочих затрат и др.


2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «КЕРАМИН»

2.1 Общая характеристика предприятия

ОАО «Керамин» - стабильное, крупное, динамично развивающееся предприятие по производству высококачественных строительных материалов: керамической плитки, керамического гранита, изделий санитарной керамики, керамических камней и кирпича. Производство ведётся в тесном сотрудничестве с ведущим мировым производителем оборудования для керамической отрасли – итальянской фирмой «SACMI».

ОАО «Керамин» - старейшее производство в Беларуси. Свою историю развития предприятие ведёт с начала XX-го века, с каждым годом усиливая свои позиции на рынке, наращивая производственные мощности, укрепляя доверие покупателей и деловой авторитет среди партнёров.

Преемственность профессионализма и высокий уровень ценности качества продукции определяют ОАО «Керамин» как ведущего производителя отечественной керамической отрасли.

Сегодня ОАО «Керамин» - создает качественную и надёжную продукцию современного стиля и дизайна, новую эстетику восприятия интерьера, и продает свою продукцию по привлекательной для покупателя цене.

На предприятии разрабатываются и совершенствуются специальные программы гибкого реагирования на запросы дистрибьюторов, стандарты брэнда в мерчендайзинге и чёткая, современная система логистики бесперебойных поставок продукции.

Из новейшей истории предприятия можно выделить следующие моменты:

1996 – 2000 гг. – первый этап комплексной реконструкции производства в сотрудничестве с ведущим мировым производителем оборудования для керамической отрасли – итальянской фирмой «SACMI»;

1996 г. – участие Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко в пуске линии RKS – 1650 по производству глазурованной керамики;

1997 г. – пуск первой линии КАТ – 1860 (оборудование итальянской фирмы «SACMI») по производству керамического гранита «Грес». Керамический гранит относится к области высоких технологий и представляет собой новое поколение керамики, которая не просто имитирует природный камень, но посредством использования природного сырья и современных высоких технологий воспроизводит свойства натурального камня.

1998 г. – пуск второй линии КАТ – 1860 (оборудование итальянской фирмы «SACMI») по производству керамического гранита «Грес»;

2000 г. – начало масштабной реконструкции завода «Стройфарфора» по производству санитарной керамики, входящего в объединение ОАО «Керамин»;

2000 г. – присвоение генеральному директору ОАО «Керамин» А.Д.Тютюнову звания «Заслуженный работник промышленности Республики Беларусь»;

2000 г. – сертификация продукции ОАО «Керамин» в соответствии с международным стандартом качества ISO 9000;

2000 г. – монтаж линии FMS-2500/113.4 по производству глазурованного керамического гранита. Сегодня ОАО «Керамин» - единственный на территории стран СНГ производитель данного уникального по своей красоте и техническим характеристикам продукта;

2000 – 2003 гг. – второй этап реконструкции производства. Обновлена большая часть оборудования. Установлено итальянское оборудование «System Ceramics» и внедрена технология нанесения рисунка установкой «ROTOCOLOR». Стало возможным имитировать различные фактуры натурального камня, текстильных материалов, дерева, металла.

2003 – 2004 гг. – на предприятии сертифицирована система качества производства всех видов плитки (в том числе фризов) и санитарно-технических изделий по СТБ ИСО 9001-2001. Этот международный стандарт гарантирует соответствие всем жёстким требованиям на стадиях производства, транспортирования и хранения продукции;

2004 – 2005 гг. – установлены линия третьего обжига фирмы «КЕМАС» по производству фризовой плитки и две линии по выпуску объемных декоративных элементов;

2005 г. - предприятию был выдан экологический сертификат соответствия, который удостоверяет, что система управления окружающей средой разработки и производства на предприятии соответствует требованиям СТБ ИСО 14001-2005. Что подтверждает экологически безопасное производство и высокое качество контроля на ОАО «Керамин»;

2006 г. – завершена полномасштабная реконструкция завода по производству санитарной керамики «Стройфарфор». Это одно из крупнейших, современных предприятий Европы, которое обладает инновационными технологиями производства, аналогов которому нет на постсоветском пространстве;


Повышение технического уровня производства;

Совершенствование управления, организации производства и труда;

Изменение объема и структуры продукции и структуры производства;

Факторы, отражающие изменение условий хозяйствования.

Расчёт снижения себестоимости продукции по технико-экономическим факторам

1. Определяются затраты на 1 руб. произведенной продукции в базисном году:

2. Рассчитывается плановая себестоимость произведенной продукции планового года по условиям отчётного:

3. Планируется снижение себестоимости продукции по технико-экономическим факторам;

4. Определяется себестоимость планового объёма производства по условиям планового года:

5. Рассчитываются затраты на 1 руб. произведенной продукции по условиям планового года:

6. Определяется плановое снижение себестоимости в процентах:

Вопрос 34. Расчет плановых калькуляций себестоимости продукции . Калькуляции могут быть сметные, плановые и отчетные.

Структура плановой калькуляции зависит от отраслевых особенностей.

Полная себестоимость продукции может, например, включать следующие калькуляционные статьи расходов;

1)сырье и материалы;

2)возвратные отходы (вычитаются);

3)топливо для технологических целей;

4)энергия для технологических целей;

5)основная заработная плата производственных рабочих;

6)дополнительная заработная плата производственных рабочих;

7)отчисления на социальные нужды;

8)расходы на подготовку и освоение производства;

9)расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

10)общепроизводственные расходы;

11)общехозяйственные расходы;

12)потери от брака (в пределах норм);

13)прочие производственные расходы;

14)внепроизводственные расходы.

Планирование сырья, материалов, топлива, энергии, заработной платы см. предыдущие темы

Отчисления на социальные нужды определяются в соответствии с установленной нормой в процентах к расходам на заработную плату.

Остальные статьи калькуляции представляют собой комплексные расходы, которые косвенно распределяются между калькулируемыми изделиями на основе различных смет. Количество таких смет, а также их состав зависят от отраслевых особенностей предприятий.

Существенные особенности калькулирования себестоимости продукции имеют производства с комплексным использованием сырья (в нефтеперерабатывающей промышленности, мясожировом, спиртовом, лесопильном и других производствах). В этих условиях для калькулирования себестоимости продукции используются следующие основные методы: исключения затрат; распределения затрат; комбинированный метод.

Вопрос 35. Составление сметы затрат на производство продукции. Плановая смета затрат на производство продукции составляется с целью определения общей суммы всех плановых затрат организации (предприятия) (по экономическим элементам) и взаимной увязки плана себестоимости с другими разделами тактического плана.


Смета затрат на производство и калькуляция себестоимости товарной продукции различаются между собой широтой охватываемых расходов, а также видами их классификации: по экономическим элементам и по калькуляционным статьям.

Плановая смета затрат составляется по следующей структуре:

Материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

Затраты на оплату труда;

Отчисления на социальные нужды;

Амортизация основных средств и нематериальных активов, используемых в предпринимательской деятельности;

Прочие затраты.

Методы составления сметы затрат на производство могут быть различными в зависимости от условий производства, этапа, вида и конкретных задач планирования. Выделяют следующие методы: сметный, калькуляционный.

Для проверки правильности расчетов себестоимости и увязки сметы затрат на производство по экономическим элементам со сметой затрат по калькуляционным статьям, а также для определения внутреннего оборота затрат составляется сводная шахматная таблица «Свод затрат на производство».

Свод затрат на производство представляет собой матрицу, в которой по вертикалям указываются калькуляционные статьи затрат, а по горизонтали – элементы сметы затрат.

36. Финансовое планирование

Финансовый план организации (предприятия) – это документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и направлений расходов организации (предприятия), включая платежи в бюджет на планируемый период.

Финансовое планирование охватывает широкий спектр финансовых отношений. Сюда входят следующие отношения:

– между организацией (предприятием) и различными субъектами хозяйствования;

– собственниками организации (предприятия), трудовыми коллективами и отдельными работниками;

– субъектами хозяйствования, входящими в объединение, и самим объединением, а также между субъектами хозяйствования и хозрасчетными подразделениями внутри них;

– организациями (предприятиями), объединениями и государственным бюджетом;

– организациями (предприятиями) и коммерческими банками;

– организациями (предприятиями) и страховыми организациями.

Финансовый план упорядочивает эти отношения, позволяет заранее предвидеть финансовые результаты деятельности организации (предприятия) и так организовать движение финансовых потоков, чтобы они служили достижению целей, предусмотренных стратегическим и тактическим планами.

Основная цель финансового планирования состоит в том, что бы сбалансировать намечаемые расходы организации (предприятия) с финансовыми возможностями.

Финансовый план организации (предприятия) составляется в виде баланса доходов и расходов, а также расчетных форм для определения статей баланса.

Баланс доходов и расходов состоит из следующих разделов:

– доходы и поступления средств;

– расходы и отчисления средств;

– платежи в бюджет;

– ассигнования из бюджета.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие себестоимости продукции. Классификация затрат, включаемых в себестоимость. Методика расчёта себестоимости по технико-экономическим факторам. Характеристика деятельности предприятия, анализ себестоимости продукции, факторы и резервы ее снижения.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2012

    Экономическая сущность и классификация затрат промышленного предприятия. Формирование себестоимости продукции. Факторы, влияющие на себестоимость продукции, и резервы ее снижения. Сущность, задачи себестоимости продукции и система ее показателей.

    дипломная работа , добавлен 21.07.2011

    Теоретические аспекты и природа затрат, включаемых в себестоимость продукции. Классификация затрат по экономическим элементам. Классификация затрат по статьям расходов. Прямые и косвенные затраты. Виды себестоимости по месту возникновения затрат.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2011

    Понятие, классификация и роль себестоимости продукции в деятельности предприятия. Организационная структура ООО "Портал". Факторы, влияющие на уровень снижения затрат. Технико-экономические факторы и резервы снижения себестоимости продукции предприятия.

    дипломная работа , добавлен 13.04.2016

    Себестоимость продукции как экономическая категория. Содержание, виды и показатели себестоимости выпускаемой продукции, состав включаемых в нее затрат и их классификация. Анализ финансовой устойчивости предприятия "Полиграфкомбинат им. Я. Коласа".

    дипломная работа , добавлен 10.07.2009

    Теоретические основы статистики себестоимости продукции. Понятие и экономическое содержание себестоимости. Классификация затрат, формирующих себестоимость. Система показателей себестоимости продукции. Структура затрат на производство продукции.

    курсовая работа , добавлен 26.02.2009

    Сущность себестоимости и ее экономическое значение. Классификация затрат, образующих себестоимость продукции. Основные экономические показатели деятельности ОАО "Луч". Анализ сметы затрат на производство. Резервы снижения себестоимости продукции.

    курсовая работа , добавлен 14.10.2014

    Методологические принципы калькулирования себестоимости продукции. Сущность себестоимости и задачи ее исчисления. Состав затрат, включаемых и не включаемых в себестоимость продукции. Группировка по статьям калькуляции. Понятие затрат и их классификация.

    Себестоимость продукции является комплексным понятием, и она зависит от влияния большого числа различных факторов. Фактор - элемент, причина воздействующая на данный показатель или ряд показателей.

    Все факторы, во первых, можно разделить на две основные категории: внешнего происхождения, т.е. находящиеся вне данного предприятия, и внутреннего порядка.

    К внешним факторам относятся: изменение цен на материалы, полуфабрикаты, топливо, инструменты и прочие ценности, получаемые предприятием для нужд производства; изменение установленных размеров минимальной заработной платы, а также всякого рода обязательных взносов, отчислений и начислений.

    Основными внутренними факторами являются уменьшение трудоемкости изготовления изделий, повышение производительности труда, снижение материалоемкости выпускаемой продукции, устранение потерь от брака и т.д. Во-вторых, важнейшие технико-экономические факторы, влияющие на уровень себестоимости продукции можно разделить на четыре группы: факторы, определяемые техническим уровнем производства; факторы, определяемые уровнем организации производства, труда и управления; факторы, связанные с изменением объема и номенклатуры выпускаемой продукции; народно-хозяйственные факторы.

    Первая группа факторов учитывает влияние научно - технического прогресса на снижение себестоимости продукции за счет внедрения новой техники, технологии и современного ресурсосберегающего оборудования, механизации и автоматизации производственных процессов, совершенствования конструкции и технических характеристик изготавливаемых изделий. Снижение норм расхода материалов и повышение производительности труда, достигаемые в результате технического прогресса, позволяет снизить себестоимость за счет уменьшения затрат на материалы и заработную плату с отчислениями от нее.

    Вторая группа факторов влияет на снижение себестоимости продукции за счет улучшения методов организации производства и труда, лучшего использования рабочего времени, сокращения технологического цикла производства и реализации продукции, совершенствования управления производством, сокращения на этой основе расходов на управление и др. При оценке влияния факторов этой группы следует учесть результаты уменьшения простоев и потерь рабочего времени. К этой же группе факторов относится улучшение использования основных производственных фондов, приводящее к снижению затрат на амортизацию.

    Третья группа факторов учитывает влияние изменения объема и номенклатуры выпускаемой продукции на себестоимость. Так, увеличение выпуска продукции на тех же производственных площадях и оборудовании

    приводит к снижению себестоимости продукции за счет уменьшения доли постоянных расходов.

    Четвертая группа факторов определяет влияние на себестоимость изменения цен, тарифных ставок, транспортных тарифов, ставок налогообложения, уровня инфляции, процентных ставок по банковским кредитам и др. Факторы четвертой группы являются внешними по отношению к промышленному предприятию.

    Степень влияния на уровень и структуру себестоимости продукции различна для каждой группы факторов. Например, при увеличении объема производства до определенного предела снижение себестоимости достигается за счет сокращения доли постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции, а также за счет роста производительности труда в результате повышения навыков в работе.

    Схема 1.1 Факторы влияющие на себестоимость продукции

    Повышение технического уровня производства оказывает значительное воздействие на снижение производственных затрат в результате внедрения прогрессивной техники и технологии производства, модернизации и замены устаревшего оборудования, механизации и автоматизации производственных процессов.

    Факторы влияющие на себестоимость продукции можно представить в виде таблицы (схема 1.1). Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции изучают с помощью факторной модели. Используя эту модель можно произвести расчет влияния факторов на изменение себестоимости изделия методом цепной подстановки.

    Характеристика деятельности туристической компании ЦенторКурорт
    Туризм вошел в ХХI век и стал глубоким социальным и политическим явлением, значимо влияющим на мироустройство и экономику многих стран целевых регионов. Он является выгодной высокодоходной отраслью, сравнимой по эффективности инвестиционных вложений с нефтегазодоб...

    Формирование и использование прибыли на предприятиях
    К основным обобщающим показателям эффективности деятельности предприятия относится прибыль. Повышение уровня прибыли означает улучшение использования производственных и финансовых ресурсов, а также о получении добавочных источников инвестиций для последующего разв...