Кто подсказал название группе машина времени. Подробная биография группы Машина Времени



Предлагаем вашему вниманию несколько интересных фактов о знаменитой группе.

1. Группа начала формироваться в стенах московской школы №19 в 1968 году. Под названием The Kids на вечерах школьной самодеятельности с народными английскими песнями выступали два гитариста - Андрей Макаревич, Михаил Яшин и две вокалистки - Лариса Кашперко, Нина Баранова. Некоторые записи сохранились до сих пор и вошли в сборник «Машины времени» «Неизданное».

2. Однажды в школу №19 приехал ВИА «Атланты», а в перерыве руководитель ансамбля разрешил участникам The Kids сыграть несколько своих композиций на «профессиональной» аппаратуре и даже подыграл на своей бас-гитаре. Школьники были под огромным впечатлением от выступления и обновили состав группы. Андрей Макаревич (гитара, вокал), Игорь Мазаев (бас-гитара), Юрий Борзов (ударные), Александр Иванов (ритм-гитара), Павел Рубен (бас-гитара) и Сергей Кавагоэ (клавишные) выступали под новым именем - Time Machines.


3. Ранее Макаревич видел бас-гитару только на фотоснимках с Маккартни и совершенно не понимал, зачем она нужна. При выступлении «Атлантов» Макаревич услышал инструмент «живьём»и загорелся идеей его освоить, но в те годы бас-гитара была редкостью, найти ее было практически невозможно. Юноша купил обычную акустическую и переставил на неё струны с виолончели. Потом он выяснил, что в когда-то Маккартни в тайне вытаскивал струны для бас-гитары из школьного пианино.

4. Time Machines после нескольких концертов выпустили свой первый магнитоальбом, в который входили 11 песен на английском языке. Запись альбома происходила в обычной квартире: в одной из комнат по центру был расположен магнитофон с подключенным к нему микрофоном. Участники группы по очереди подходили к магнитофону и исполняли свои партии.


5. Состав группы в начале 70-х годов постоянно обновлялся. Неизменными участниками были лишь Макаревич, Кутиков и Кавагоэ. Когда-то одним из участников «Машины времени» был Алексей Романов - будущий основатель группы «Воскресение». За всю историю существования группы это был единственный «освобожденный вокалист».


6. Первое официальное упоминание о группе «Машина времени» появилось в 1973 году на виниловом диске с записью вокального трио «Зодиак» в сопровождении группы. В 1973 году название было изменено на единственное число – «Машина времени», которым и остаётся до сих пор.


7. В 1974 году «машинистов» пригласили на съемки фильма Георгия Данелия «Афоня». Режиссёр хотел показать обычных «уличных» музыкантов того времени. В окончательной версии фильма почти все кадры с группой вырезали. «Машина времени» мелькает в кадре всего несколько секунд, исполняя песню «Ты или я». В качестве выступающего коллектива на сцене была отснята группа «Аракс». За съемки «машинисты» получили первый официальный гонорар, который составлял 600 рублей. Его сразу потратили на покупку магнитофона.

8. Выступив в 1976 году на фестивале «Таллинские Песни Молодежи» в Эстонии и получив первый приз, «Машина времени» становится популярной.

9. Полулегальная запись хорошего качества большинства песен группы появилась летом 1978 года. Запись пластинки осуществлялась ночами в речевой студии ГИТИСа. Эта запись стала началом того, что творчество группы распространилось по всей стране. Альбом с этими песнями официально появился только в 1992 году и назывался «Это было давно…».


10. Первый официальный альбом «Машины времени» «В добрый час» выпустила фирма «Мелодия» в 1986 году.


11. В середине восьмидесятых коллектив отправился в совместный тур по России с группой «Наутилус Помпилиус». На одном из концертов, когда «Наутилус Помпилиус» исполняли «Скованные одной цепью», участники «Машины времени» прошлись по сцене с настоящей металлической ржавой цепью на плечах, изображая из себя бурлаков. Музыканты «Нау» от изумления перестали играть, и только Бутусов продолжал исполнять песню в полнейшей тишине (у него была привычка петь с закрытыми глазами). Спустя какое-то время инцидент подзабылся, и участники «Наутилуса» аналогично подшутили над «Машиной времени». Во время исполнения песни «Караван» на сцене неожиданно появились бедуины. Они просеменили от одной кулисы к другой, приплясывали и прихлопывали на арабский манер. Музыканты «Машины времени» находились в изумлении, а зрители сочли, что так было задумано.

В 1969 году по инициативе и Сергея Сировича Кавагоэ создан новый музыкальный коллектив, исполнявший песни в популярных тогда жанрах – рок, рок-н-ролл и авторская песня. Итоговое название группы – «Машина времени» – сменило первоначальную версию «Time Machines».

История создания и состав

На рубеже 1960-1970 годов ХХ столетия на территории СССР набирали популярность юношеские и студенческие группы, подражавшие в своем творчестве, как правило, британским и другим легендарным музыкантам. Следуя такой тенденции, в 1968 году в Москве учащиеся школы №19 с углубленным изучением английского языка создали группу, в состав которой вошли четверо старшеклассников: Андрей Макаревич, Михаил Яшин, Лариса Кашперко и Нина Баранова. Девушки пели, а парни аккомпанировали им на гитарах.

Репертуар молодых людей, свободно владевших английским языком, состоял из зарубежных знаменитых песен, с которыми они выступали в столичных школах и молодежных клубах под названием «The Kids».

Однажды в школе, где учились ребята, проходило выступление ВИА из Ленинграда «Атланты». Группа имела в своем распоряжении качественное высококлассное оборудование и бас-гитару, бывшую тогда в диковинку. В перерыве у «Атлантов» Андрей Макаревич с товарищами исполнили несколько собственных музыкальных произведений.


В 1969 году был организован изначальный состав «Машины времени», куда вошли Андрей Макаревич, Юрий Борзов, Игорь Мазаев, Павел Рубин, Александр Иванов и Сергей Кавагоэ. Автором названиягруппы, звучавшего тогда «Time Machines», стал Юрий Иванович Борзов, а Сергей стал инициатором создания исключительно мужского коллектива – так бессменным вокалистом оказался Андрей Макаревич.

По мнению ребят, появление в составе «Time Machines» Кавагоэ помогло им добиться успеха. У Сергея, родители которого жили в Японии, имелись настоящие электрогитары, считавшиеся дефицитными в те времена в Советском Союзе, и даже небольшой усилитель. Так звучание песен «TimeMachines» выгодно отличалось от других музыкальных групп.


В мужском коллективе стали возникать конфликты, связанные с выбором репертуара: Сергей и Юрий желали играть «Битлов», но Макаревич настаивал на выборе композиций менее знаменитых авторов. Свою позицию Андрей аргументировал тем, что спеть лучше «Ливерпульской четверки» у них все равно не выйдет, и «Time Machines» будут иметь «бледный вид».

В результате возникшего спора коллектив раскололся: Борзов, Кавагоэ и Мазаев вышли из «Time Machines» и начали работу под названием «Дюрапонские паровики», но успеха не добились, в связи с чем вернулись в «Time Machines».


После выпуска дебютного альбома гитаристы Павел Рубин и Александр Иванов покинули группу. К тому времени ребята окончили среднее образование и всерьез задумались уже не о музыке, а о получении высшего образования. Юрий и Андрей поступили в архитектурный институт в Москве, где познакомились с Алексеем Романовым (сейчас выступает в ) и Александром Кутиковым.

Последний вскоре заменил призванного в вооруженные силы Мазаева в составе «Time Machines», а Борзов ушел в группу Алексея Романова. Ударником стал сценарист и писатель Максим Капитановский, который через год также ушел служить в вооруженные силы СССР.


Тогда же Сергей Кавагоэ начал готовиться к вступительным экзаменам в МГУ, из-за чего регулярно пропускал репетиции и отменял выступления, а Макаревич и Кутиков трудились в группе «Лучшие годы». Воссоединившись в 1973 году, ребята изменили название на более привычное слуху советских людей – «Машина времени», а спустя год Алексей Романов стал вокалистом совместно с Макаревичем.


Тогда же Кутиков ушел из коллектива, на замену ему пришел , игравший на бас-гитаре. Спустя 5 лет после конфликта, связанного с общей концепцией, состав «Машины времени» опять поменялся: вокалистом остался Макаревич, а аккомпанировали ему Александр Кутиков, Валерий Ефремов и Пётр Подгородецкий. В 1999 году Подгородецкий из-за проблем с наркотиками и нарушений дисциплины был уволен, а заменил его .

Музыка

Дебютный альбом группы, работавшей тогда под названием «TimeMachines», вышел в 1969 году и носил аналогичное название. В него вошли 11 англоязычных песен, которые существенно напоминали творчество «The Beatles». Пластинка записывалась дома: в центре комнаты стоял вокалист Макаревич с катушечным магнитофоном с функцией записи и микрофоном, по периметру помещения расположились музыканты. Бобину с записанными песнями ребята распространяли среди друзей и знакомых.


Группа "Машина времени"

Официальный релиз так и не состоялся, но сейчас ребята изредка исполняют композицию из «Time Machines», называющуюся «This Happened to Me». Она же вошла в альбом «Неизданное», выпущенный в 1996 году.

К 1973 году структура коллектива претерпела значительные изменения, а название стало звучать как «Машина времени», но формально выступлений и народной любви музыкантам пришлось ждать еще долго. В 1973-м вышел сборник «Мелодия», где «Машина времени» значилась в музыкальном сопровождении.

"Машина времени" - "Однажды мир прогнется под нас"

Период 1973-1975 годов стал наиболее тяжелым в истории группы: выступлений практически не было, ребята зачастую пели за проживание и питание, не раз приходилось искать новую базу для репетиций, а лидера «Машины времени» исключили из вуза, и он устроился на работу в Гипротеатр. Тогда же ребятам предложили сыграть ряд композиций в фильме «Афоня», за что они получили приличный гонорар. Однако в итоговой версии киноленты осталась звучать всего одна песня «Ты или я», зато название их мелькнуло в титрах.

В 1974 году «Машина времени» записала композицию «Кто виноват», написанную Алексеем Романовым, которая, к сожалению, была воспринята критиками как диссидентская. Хотя, по словам автора, композиция не несла никакого потайного смысла и тем более политической подоплеки.

"Машина Времени" - "Маленький принц"

В 1976 году коллектив выступил на музыкальном фестивале «Таллинские песни молодёжи», и вскоре их песни напевали во всех уголках Советского Союза. Но спустя 2 года произошел скандальный инцидент: на известном музыкальном фестивале группу назвали политически неблагонадежной, и ребят отстранили от дальнейших концертов.

С тех пор выступления музыкантов стали нелегальными, но, по словам Кавагоэ, приносили неплохой доход. Однако Андрей Макаревич всегда стремился вывести группу на всероссийскую эстраду из закрытых выступлений в полуподвальных помещениях, что послужило причиной очередного конфликта с Сергеем Кавагоэ.

"Машина Времени" - "За тех, кто в море"

Изменив состав группы, Макаревич с помощью специально назначенного партийного куратора все же сумел вывести «Машину времени» на эстраду, и к началу 1980-х годов группа выступала уже полностью официально. На концертах, проходивших в переполненных залах, звучалихиты «Поворот», «Свеча» и другие, которые не теряют популярности и сегодня.


Вскоре группу снова ждал неприятный сюрприз от властей СССР: творчество музыкантов подверглось резкой критике со стороны официальных лиц, но, ко всеобщему удивлению, поклонники отстояли право «Машины времени» осуществлять дальнейшую концертную деятельность – 250 тысяч писем от фанатов пришли в редакцию «Комсомольской правды» в поддержку музыкантов.

"Машина времени" - "Годы летят стрелою"

С началом распада СССР политическое давление на музыкантов значительно ослабло, они беспрепятственно выступали на столичных концертных площадках, выпускали новые альбомы, уже не опасаясь политической цензуры. В 1986 году прошло первое в истории группы зарубежное выступление на музыкальном фестивале в Японии.

В 1986-м вышел в свет «первый настоящий альбом» «Машины времени». Как указано на официальном сайте группы, он был соткан из концертных фонограмм, а сами музыканты участия в записи не принимали. Но даже в таком виде презентация альбома «В добрый час» стала большим шагом вперед для коллектива.

"Машина времени" - "В добрый час"

А уже в 1988 году «Машину времени» признали группой года. В начале 1990-х снова претерпел изменения состав: Зайцев в связи с проблемами с алкоголем и наркотиками ушел из коллектива, зато вернулся Маргулис.

В 1991 году по инициативе Макаревича ребята выступили в рамках политической акции, организованной с целью поддержки . Апогеем популярности стал 8-часовой концерт «Машины времени» на Красной площади в Москве, на котором собрались около 300 тысяч поклонников. А в декабре 1999-го концерт «Машины времени» посетили такие выдающиеся политики, как и , а также , занимавший тогда должность премьер-министра.

"Машина Времени" - "Брошенный Богом Мир"

Уже в 2000-х «Машина времени» вошла в десятку самых популярных российских рок-групп по версии «Комсомольской правды», а композиция «Костер» вошла в сотню лучших песен русского рока в XX веке по версии «Нашего радио». В 2010 году лидер группы прославился своей литературной деятельностью, опубликовав 3 книги.

Логотип «Машины времени» – это шестеренка с пацификом внутри. Символика была изображена на обложке альбома «Машинально». Сегодня выпускаются футболки, бейсболки и шарфы с логотипом коллектива.


Логотип группы "Машина времени"

Летом 2012 года Маргулис, сославшись на желание работать над сольным проектом, ушел из «Машины времени», тем не менее оставшись в дружеских отношениях с музыкантами. А в феврале 2015 года в СМИ появилась информация о новом разладе в группе, связанном с политической ситуацией в соседней Украине. Правда, слухи о том, что коллектив распался, не подтвердились. Однако в туре «Машины времени» по Украине Андрей Державин участия не принял.

Шумиха возникла из-за позиции Андрея Макаревича относительно конфликта между Россией и Украиной. Макаревич принял сторону последней, тем самым спровоцировав небывалую по размаху травлю, включая бойкот и срыв выступлений, а также фейковое сообщение о его смерти. Масла в огонь подливал и сам артист, летом 2015 он записал трек «Стали глистами бывшие братья мои». При этом музыкант категорически опровергает политический контекст композиции.

"Андрей Макаревич" - "Люди глисты"

Несмотря на это, в сентябре 2015 лидер группы Андрей Макаревич рассказал журналистам, что коллектив намерен снова объединиться «золотым» составом, чтобы записать новый альбом. Но, к сожалению поклонников, этого не произошло. После злосчастной песни появились слухи, что у Макаревича вспыхнул конфликт с Маргулисом. Но вскоре Евгений сообщил, что с Андреем Вадимовичем не ссорился, но его творчество настолько от него далеко, что комментировать он его не готов.

«Машина времени» сейчас

2017 год ознаменовался не только длительными гастролями, но и, опять же,скандалами с политической подоплекой. Так Андрей Державин поддержал официальную позицию Кремля по Крыму, в связи с чем оказался в списке артистов, которым запрещен въезд в Украину. Сам же Макаревич считает присоединение Крыма аннексией, о чем неоднократно высказывался в своих интервью.


В Украине "Машина времени" гастролировала в неполном составе

В то же время музыканты провели ряд концертов в украинских городах, а ее лидер Андрей Макаревич отказался комментировать различие в политических взглядах музыкантов. Кстати, продюсер группы Владимир Борисович Сапунов также поддержал позицию Российской Федерации. Однако, судя по анкетам и фото на сайте «Машины времени», кадровых перестановок в связи с политическим мировоззрением на тот моментне последовало.

Так продолжалось до осени 2017 года. Директор и продюсер Владимир Сапунов после 23 лет работы в коллективе был со своего поста уволен. Он объяснил, что у них состоялся разговор с Андреем Макаревичем, в котором тот ему сообщил: «Мы с вами больше не работаем». При этом Сапунов отметил, что благодарен коллективу, работая с ним, ему удавалось забыть о своем недуге и ощущать себя счастливым.Тогда же в Сети появилась новость, что Макаревич уволил и Державина, но эта информация на тот момент не подтвердилась.


5 мая 2018 года Сапунов скончался вследствие продолжительной болезни, у экс-директора «Машины времени» была диагностирована онкология.

В начале 2018 стало известно, что группу все-таки покинул Андрей Державин, и так как тема уже давно муссировалась СМИ, эта новость поклонников не удивила. В интервью, которое музыкант дал в марте, он сообщил, что причиной ухода стало пересечение гастрольных графиков. Дело в том, что Державин решил возродить свой коллектив – легендарную группу 90-х «Сталкер».


В итоге на 2018 год в составе группы «Машина времени» остались трое участников – Макаревич, Кутиков и Ефремов. Так или иначе, музыканты продолжают гастролировать. В 2018 году коллектив выступит на музыкальном фестивале «Хмельнов Фест» в Минске. Также впервые за 5 лет они посетят Тюмень, где дадут концерт «Оставайся собой» в филармонии.

А на ноябрь 2018 запланировано их участие в спектакле «Квартета И». Ранее Андрей Макаревич уже не единожды принимал участие в «Письмах и песнях...», но сольно. На этот раз на театральной сцене появится весь состав.

В 2019 году группе исполняется 50 лет. В честь юбилея музыканты решили пригласить известных российских режиссеров, чтобы снять киноальманах «Машина [вне] времени». Он будет состоять из короткометражных новелл-зарисовок, объединенных одной темой: песни «Машины времени».

Дискография

  • 1986 – «В добрый час»
  • 1987 – «Десять лет спустя»
  • 1987 - «Реки и Мосты»
  • 1988 - «В круге света»
  • 1991 - «Медленная хорошая музыка»
  • 1992 - «Это было так давно…1978»
  • 1993 - «Внештатный командиръЗѣмли. Блюзы Эль-Мокамбо»
  • 1996 - «Картонные крылья любви»
  • 1997 - «Отрываясь»
  • 1999 - «Часы и Знаки»
  • 2001 - «Место, где свет»
  • 2004 - «Машинально»
  • 2007 - «TimeMachine»
  • 2009 - «Машины не парковать»
  • 2016 - «ВЫ»

Клипы

  • 1983 - «В Никитском ботаническом саду»
  • 1986 - «В добрый час»
  • 1988 - «Герои вчерашних дней»
  • 1988 - «All I Can Say is Hello»
  • 1989 - «Морской закон»
  • 1991 - «Она желает (Свалить из СССР)»
  • 1993 - «Мой друг лучше всех играет блюз»
  • 1996 - «Поворот»
  • 1997 - «Он был старше её»
  • 1997 - «Однажды мир прогнётся под нас»
  • 1999 - «Эпоха большой нелюбви»
  • 2001 - «Место, где свет»
  • 2012 - «Крысы»
  • 2016 - «Однажды»
  • 2017 - «Пой»
Коллектив «Машина времени» по праву считается родоначальником классического русского рока и внес неоценимый вклад в отечественную музыкальную культуру. «Машинисты» не только первыми стали сочинять и исполнять рок-музыку на русском языке (официальной датой рождения группы считается 1969), но и наполнили ее глубоким смыслом, тем самым заставляя аудиторию задуматься о важных общечеловеческих проблемах. За полвека творчество «Машины времени» не утратило своей актуальности и является своеобразным эталоном музыкального стиля и профессионализма как для миллионов поклонников, так и для многочисленных коллег по цеху.

История создания группы

Музыкой московский школьник Андрей Макаревич увлекся еще в подростковом возрасте и уже в пятнадцать лет организовал свой первый коллектив «The Kids», в состав которого, помимо него, входили Миша Яшин, Лариса Кашперко и Нина Баранова. Поначалу ребята пели на английском языке, выступая с хитами популярных западных исполнителей на вечерах самодеятельности и школьных дискотеках.


В 1968 году Андрей впервые услышал «Битлз », творчество которых полностью перевернуло его сознание. Пример ливерпульской четверки, а также совместное выступление на школьном концерте с ВИА «Атланты», вдохновили юного Макаревича на создание рок-группы «Time Machines». В ней, по аналогии с «Битлз», уже не было места девушкам: Андрей пел и играл на гитаре, бас-гитаристами стали Паша Рубин и Игорь Мазаев, Юра Борзов сел за ударные, Саша Иванов исполнял партии на ритм-гитаре, клавиши доверили Сереже Кавагоэ. У последнего родители работали в посольстве, долгое время жили и работали в Японии и обзавелись высококлассной музыкальной аппаратурой, которая качественно улучшила звучание новоиспеченной группы.


Поначалу среди участников коллектива часто возникали разногласия по поводу музыкального материала: Макаревич настаивал на оригинальном репертуаре, остальные ребята стремились подражать «Битлам». Из-за этого в группе даже произошел раскол, и Мазаев, Борзов и Кавагоэ сделали попытку создать собственный коллектив, которая не увенчалась успехом. «Time Machines» снова воссоединилась, и вскоре на домашний магнитофон был записан первый альбом, состоящий из одиннадцати англоязычных песен. К сожалению, этот материал не сохранился, о чем Макаревич нисколько не сожалеет, называя его «чудовищным».


К этому времени ребята окончили школу и задумались о продолжении образования. Не всем удалось совместить учебу в вузе с музыкой, и группу покинули Рубин и Иванов. Макаревич и Борзов поступили в столичный архитектурный институт, где познакомились с Алексеем Романовым и Александром Кутиковым. Ребята стали вместе выступать в институтской рок-группе, давали концерты в ДК «Энергетик».


Вскоре Кутиков заменил ушедшего в армию Мазаева, а место барабанщика занял Максим Капитановский. Через год он тоже отправился служить в Вооруженные силы, и Кавагоэ сам сел за ударные.

Основные этапы творчества

Эта троица до середины 70-х оставалась основным составом группы, которая к тому времени уже сменила название на «Машина времени» и, благодаря участию в записи пластинки трио «Зодиак», даже засветилась на студии «Мелодия».


Но «Росконцерт» и Союз композиторов игнорировал появление странного коллектива, выбивающегося из общей концепции советской эстрады, и чинил молодым музыкантам всевозможные препоны. В самой группе тоже было не все гладко, и в 1974 году из-за разногласий с Кавагоэ ее покинул Кутиков. Ему на смену пришел Евгений Маргулис, универсальный музыкант с «блюзовым» голосом.

В этом же году «машинистов» пригласили сняться в фильме Георгия Данелии «Афоня», и, хотя в окончательном варианте эпизод с их участием вырезали, в картине осталась песня «Ты или я», а в титрах – название группы.


В 1975 году «Машину времени» позвали на телевидение для записи программы «Музыкальный киоск». Программа в эфир так и не вышла, но семь новых композиций, записанных в профессиональной студии, быстро разошлись по всей стране. Когда в 1976 группу пригласили выступить на музыкальном фестивале в Таллинне, их песни уже были хорошо известны публике, которая тепло встретила «Машину времени». Коллектив стал обладателем главного приза и познакомился со многими талантливыми музыкантами, в числе которых был Борис Гребенщиков . Он помог организовать гастроли «машинистов» в Питере, которые прошли с огромным успехом.

Машина времени – Марионетки (выступление 1977 года)

Но, тем не менее, чиновники «от культуры» продолжали настойчиво не замечать их возросшую популярность, поэтому гастрольная деятельность группы проходила в «подпольном режиме». Макаревича нервировала эта ситуация, и он всячески пытался придать коллективу официальный статус. Андрей даже придумал литературно-музыкальную программу «Маленький принц», с которой несколько лет безуспешно пытался попасть в «Росконцерт».

Остальных участников группы вполне устраивало их «нелегальное» положение, которое никак не влияло на доходы от гастрольной деятельности, поэтому среди музыкантов снова начались разногласия. В 1979 году Кавагоэ и Маргулис переходят в «Воскресенье», в группу возвращается Кутиков, а спустя некоторое время к коллективу присоединяется Петр Подгорецкий.


В этом же году «Машина времени» получила возможность выступать от «Росконцерта», войдя в труппу Московского театра комедии. Музыканты тут же занялись созданием новой концертной программы, и спустя несколько месяцев громко заявили о себе на престижном музыкальном фестивале в Тбилиси. С этого момента начинается стремительный взлет группы на вершину музыкального Олимпа.

Машина Времени – Знаю только я (1985)

Их хиты крутили на радиостанциях, кассеты заполнили киоски звукозаписи, а после участия в фильме «Душа» участников группы начали останавливать на улицах. Но, несмотря на это, в 1982 году творчество «Машины времени» подверглось резкой критике со стороны чиновников («...рок-группа декларирует с эстрады равнодушие и безысходность и множит записи этих сомнительных деклараций», – писали припартийные критики), и лишь волна людского гнева и тысячи писем поклонников заставили функционеров отступить.

«В Никитском ботаническом саду». Первый клип «Машины времени»

Такая двойственная ситуация сохранялась до середины 80-х годов. Группа активно гастролировала по стране и свободно исполняла песни собственного сочинения. При этом ей были запрещены официальные выступления в Москве, большая часть телепрограмм с участием музыкантов попадала «на полку», а до 1986 года не было издано ни одного профессионального студийного альбома.


С началом Перестройки ситуация в корне изменилась. Коллектив стал участником Фестиваля молодежи и студентов и впервые выехал на гастроли за рубеж. Ажиотаж на их концертах был сравним с разгаром «битломании», когда поклонники готовы были разорвать от избытка чувств своих кумиров. В конце 1986 вышел первый официальный альбом группы «В добрый час» (компиляция лучших песен), а через год – первый студийный альбом «Реки и Мосты». Музыканты стали частыми гостями на телевидении, без их присутствия не обходилась ни одна популярная в то время музыкальная и развлекательная программа.


Свое двадцатилетие «Машина времени» отметила масштабным сборным концертом в Лужниках, на котором выступили близкие друзья-музыканты и бывшие участники коллектива. Следующий, четвертьвековой юбилей «машинисты» отпраздновали в самом сердце столицы, на Красной площади. На концерте присутствовали лучшие российские рок-группы, а послушать музыкантов собралось около 350 тысяч человек.


После 1991 года Макаревич стал активно участвовать в общественной жизни страны, открыто проявляя свою гражданскую позицию. Группа выступила в поддержку Бориса Ельцина на баррикадах Белого дома, а в 1996 поддержала Бориса Николаевича на очередных президентских выборах.

Машина времени – Мой друг лучше всех играет блюз

На юбилейном концерте в «Олимпийском», посвященном тридцатилетию коллектива, присутствовало немало политиков. Среди них были Анатолий Чубайс , Борис Немцов и Владимир Путин , тогда еще в должности премьер-министра. Сразу после этого масштабного шоу из-за чрезмерного пристрастия к кокаину был уволен Петр Подгородецкий. Позже он написал скандальную книгу «Машина с евреями», в которой не лучшим образом отзывался о бывших коллегах по группе.

Последним концертом, в котором принимал участие Подгорецкий, стало выступление 1999 года, приуроченное к 30-летию группы. В 2000 году вышел концертный DVD, записанный на этом выступлении. Музыканты исполнили 36 своих хитов.

Машина времени – Место, где свет (2001)

В нулевые годы группа стабильно радовала поклонников новым творчеством. В 2001 году в продажу поступил экспериментальный альбом «Место, где свет», в котором дебютировал клавишник и аранжировщик Андрей Державин , пришедший на замену Подгорецкого. Он же написал текст для песни «Крылья и небо», правда, позже признал, что получилось слабовато. В целом альбом получился необычным для творчества группы: слушателей ждало абсолютно новое качество звучания и большое количество солистов.


Юбилейный, десятый студийный альбом «Машины времени» под названием «Машинально» (его придумала 26-летняя Элина Соколова, победившая в объявленном группой конкурсе названий) увидел свет в 2004 году.


Следующий альбом «Time Machine» музыканты записали в лондонской студии Abbey Road. Сотрудники студии хотели отослать получившийся материал устроителям премии «Грэмми» (в номинации «Иностранная музыка»), но это требовало колоссальных вливаний со стороны самой группы, а заработать несколько сотен тысяч долларов на продаже дисков в России было невозможно.


В следующий альбом «Машины не парковать» (2009), помимо новых песен группы, неожиданно вошли и каверы других исполнителей на старые хиты «Машины времени». Сергей Чиграков из «Чижа» перепел «Перекресток», Алексей Кортнев спел «Что ты имела», Борис Гребенщиков – «Я – змея» и «Апокриф», Петр Мамонов – «Досуги-буги» и т.д.

Дискография

  • Реки и Мосты (1987)
  • В круге света (1988)
  • Медленная хорошая музыка (1991)
  • Это было так давно…1978 (1992)
  • Внештатный командиръ Зѣмли. Блюзы Эль-Мокамбо (1993)
  • Картонные крылья любви (1996)
  • Отрываясь (1997)
  • Часы и Знаки (1999)
  • Место, где свет (2001)
  • Машинально (2004)
  • Time Machine (2007)
  • Машины не парковать (2009)
  • ВЫ (2016)

Группа «Машина времени» сейчас

В последнее время «Машина времени» резко сократила количество выступлений и не часто балует концертами своих фанатов. Возможно, это связано с уходом из группы Маргулиса и с политическими высказываниями лидера группы, которые разочаровали многих поклонников коллектива. Так, в 2014 году антимилитарист Макаревич осудил присоединение Крыма к России, неоднократно участвовал в антиправительственных митингах демократов-«белоленточников», выступал перед украинскими военнослужащими в Славянске. Несовпадением в политических взглядах объясняют и внезапный уход из группы Андрея Державина, которому власти Украины запретили въезд в страну перед гастрольным туром осенью 2017 года.

Машина времени – Крысы (2012)

Что касается творчества, последний на данный альбом группы – «Вы» – вышел в свет в 2016 году. В записи альбома принимал участие новый участник группы, гитарист Игорь Хомич.


Больше недели корреспондентский пункт "Комсомольской правды" в Красноярске напоминал... филиал филармонии. Самые разные люди шли, звонили, писали... Сначала просили: "Что вам стоит достать билетик (два, десять...)?" Потом предлагали продлить гастроли: "Сколько разговоров по поводу - хочется увидеть своими глазами". Затем справлялись: "Правда, что за клавишными у них сидит парень в трико и пляжной кепочке?" - "Правда". - "А зачем?" Но постепенно стали недоумевать: "Зачем они так громко поют?" Или: "На концерте не понял ни слова - пришлось дома слушать кассету с записями, впервые вдумался в слова и ужаснулся". Считается, что "Машина времени" поет о молодых и для молодых. Но после концертов студенты политехнического, института цветных металлов, завода-втуза при заводе Красмаш подолгу говорили о том, что выступления рок-группы надо не оценивать по принципу "нравится - не нравится", а прямо сказать артистам об их надуманной игре в пессисмизм, о том, что рок-группа декларирует с эстрады равнодушие и безысходность и множит записи этих сомнительных деклараций. Наконец в корпункт поступило обстоятельное письмо. в котором анализируются причины шумного успеха, точнее - успешного шума рок-группы. Причем вместе с музыкантами, литераторами и мастерами эстрады свою подпись под письмом поставил и директор Красноярской филармонии, человек, который, казалось бы, может только радоваться выполнению плана. Очевидно, единодушная категориность сибиряков должна всерьез обеспокоить не только "Машину времени", но и людей, организующих гастроли. Н. Кривомазов (наш. соб. корр.).

Кажется в последние годы наша эстрада сделала заметный шаг вперед. Современная электронная техника, помноженная на способности молодых исполнителей, дает порой поразительные эффекты. Так и случилось на конкурсе в Тбилиси, когда долго "пробивавшаяся в люди" рок-группа "Машина времени" заняла первое место и решительно шагнула в профессионалы. Руководитель группы А. Мелик - Пашаев убрал сценические границы между эстрадой и зрителем, насытил группу мощной аппаратурой, соединил звук и свет. А создатель текстов песен А. Макаревич придал ансамблю еще одну отличительную черту. Он отказался от услуг профессиональных поэтов с такой же решимостью, с какой отказался говорить о нейтральных вещах, надоевших в ансамблях-однодневках, наполнил песню смыслом не только лирическим, но и социальным. Просто о любви, просто о восходах-заходах здесь намеренно не поют. Как объясняет сам Макаревич , их "песенки" создают иллюзию, будто написаны для своих, адресованы только своим и поются среди своих. И началось ускорение "Машины". Народилась тьма самодельных записей, а после двух фильмов с участием рок-группы она стала вроде бы как непогрешимой и чуть ли не эталонной. И только теперь стало заметно главное, что прощалось начинающему, но едва ли может проститься устоявшемуся коллективу. Последние гастроли в Красноярске, словно лакмусовая бумажка, выявили серьезные недостатки в репертуаре рок-группы. Достаточно только вслушаться:

«Многие из нас посвятили жизнь музыке, литературе, эстрадной режиссуре, и мы авторитетно заявляем, что пением выступление «МВ» назвать нельзя. Когда поет один солист, все понятно: ну не умеет человек петь в общепринятом смысле, так пусть душа его поет, микрофоны выручат… Но когда выясняется, что и вдвоем ребята не могут петь на два голоса, неверно интонируют, пользуются так называемым «белым голосом», срываются то на фальцет, то на хрип - становится страшновато, что со временем такую аномалию смогут посчитать нормой выступления. Когда у нас появились вокально-инструментальные ансамбли, на какой-то миг показалось: вот-вот случится переворот в песенно-эстрадном направлении, новые возможности в молодых руках обернутся новыми достижениями. Но этого не случилось. Впрочем, в тех случаях, когда прозорливые руководители ВИА пытались опереться на традиции народной культуры, эти коллективы приближались к тому, что мы можем назвать «своим лицом». Но таких случаев было крайне мало, и «МВ» исключением не стала. Пересаженное на нашу почву чужеземное дерево не плодоносит. Недаром специалисты с огорчением замечают здесь отголоски, а то и прямые заимствования из практики отгремевших зарубежных рок-групп. У каждого яркого современного ансамбля есть какая-то мелодичная основа. Это может быть следование, например, английскому мелосу либо тюркской пентатонике индийской гармонике. Кстати, даже большие русские композиторы смело использовали чужеземные мелодии, но при этом оставались глубоко национальными композиторами России. И здесь нелишним будет вспомнить высказывание Д. Д. Шостаковича о том, что главные законы для легкой музыки и музыки серьезной - одинаковые, «будь то материк легкой музыки, будь то материк музыки классической».

Повторимся: ансамбли могут следовать и неотечественному мелосу - это их творческое право, но следовать достаточно близкому среднеевропейскому шаблону, видимо не следует. Как есть среднеевропейское время, так есть и среднеевропейский шаблон. Нам же хотелось - и мы не считаем это желание личной прихотью, - чтобы советские ансамбли работали с поправкой на наше, советское, время… Но давайте не забывать, что музыка в МВ - это все-таки лишь дополнение к текстам, а не наоборот. Мы говорим об ансамбле, в котором вполне обеспеченные артисты скидывают с себя перед концертом дубленки и фирменные джинсы, натягивают затрапезные обноски (кеды, трико, пляжные кепочки, веревочки вместо галстуков) и начинают брюзжать и ныть по поводу ими же придуманной жизни:

Обещаньям я не верил
И не буду верить впредь
Обещаньям верить
Смысла больше нет

Откуда такое неверие? Очевидно лирический герой “МВ” слишком много лавировал и изменял самому себе:

Мы себе давали слово
Не сходить с пути прямого,
Но! Так уж суждено…

К счастью, за рамками гастролей остались прежние записи ансамбля, выражающие еще более сомнительные сентенции, типа: “ты все ждешь, что ты когда-нибудь умрешь”. Впрочем, смертный час не очень-то волнует героя, ибо его жизненная позиция далека от романтической одержимости:

И я спокоен лишь за то,
Что щас(?!) не сможет oбмануть тебя никто,
И ты теперь готов к тому,
Что лучше это сделать самому.

Сегодня мы говорим не только о гастролях в Красноярске, не только о законах поэтического жанра, которыми пренебрегает “МВ”. Мы говорим о позиции ансамбля, каждый вечер делающего тысячам зрителей опасные инъекции весьма сомнительных идей:

Носите маски,
Носите маски!
Лишь только под маской
Ты можешь остаться собой.
И если у друга cлучится беда
Маску участья
Ты можешь надеть иногда.

После такой, с позволения сказать, исповеди, нетрудно ответить на вопрос:

Скажи мне чему ты рад?
Постой оглянись назад!
Постой оглянись назад,
И ты увидишь, как вянет листопад,
Как вороны кружат, там где раньше был цветущий сад.

Последняя строка идет на таких мажорных аккордах, что не боль, а наслаждение слышится в “песенке” про воронье. А если совсем откровенно, то в “воронье” записаны и синяя птица каждого из нас:

Говорят, что за эти годы
Синей птицы простыл и след.
Что в анналах родной природы
Этой твари в помине нет…

Во все времена находились эстетствующие виршеписцы, живущие вне времени. Однако от безвкусной литературщины до цинизма один шаг.

Даже западные ансамбли развлекательного толка не могут пройти мимо таких острых тем, да что там острых- главенствующих для любого нормального человека: это борьба за мир, это вопрос - что ты сделал для того, чтобы верх взял разум. Здесь же перед нами смутные, желчные мечтания, нарочитый уход в беспредметное брюзжание. Спросить бы МВ: положа руку на сердце скажите, какая у вас самая главная песня, которая была бы сродни страстным манифестам того же В. Высоцкого?

В заключение хочется сказать еще об одной детали, явственно проявившейся в МВ. Прежде всего это инфантильное, «под детство» звучание голоса, в любой момент использующее микстовые, фальцетные оттенки. В сочетании с усами, а то и бородами артистов эта манера пения полностью перечеркивает мужское начало и в исполнении, и в художнической позиции. Услышать нормальный мужской голос в подобного рода ансамблях стало проблемой. Мужчины! Пойте по-мужски!

Виктор АСТАФЬЕВ, писатель; Максимиллиан ВЫСОЦКИЙ, главный режиссер Красноярского государственного театра оперы и балета; Евгений ОЛЕЙНИКОВ, солист дипломант конкурса им. Глинки; Леонид САМОЙЛОВ, директор Красноярской филармонии; Николай СИЛЬВЕСТРОВ, дирижер; Роман СОЛНЦЕВ, поэт, драматург. "

Андрей Макаревич отпразднует свой 55-летний юбилей выходом сборника песен "55", который подготовил его друг и соратник по группе "Машина Времени" Александр Кутиков.

Советская и российская рок‑группа из числа пионеров рок‑музыки СССР "Машина времени" была основана Андреем Макаревичем в 1969 году .

Еще в 1968 году Андрей Макаревич в московской спецшколе №19, где он и учился, создал со своими одноклассниками ансамбль. В ансамбле были двое гитаристов (сам Андрей Макаревич и Михаил Яшин) и две вокалистки (Лариса Кашперко и Нина Баранова). Ансамбль исполнял англо‑американские народные песни. Затем в класс, в котором учился Макаревич, пришли Юрий Борзов и Игорь Мазаев. Они также вошли в состав ансамбля.

Вскоре на основе ансамбля сформировалась группа, получившая название "The Kids". В нее входили Андрей Макаревич, Игорь Мазаев, Юрий Борзов, Александр Иванов и Павел Рубен. Еще одним участником группы был друг детства Борзова Сергей Кавагое, по настоянию которого из "The Kids" были исключены девочки. В 1969 году группа стала называться "Машины времени", в 1973 году название группы было изменено на единственное число - "Машина времени".

В 1971 году в группе появился Александр Кутиков, под влиянием которого репертуар группы пополнился песнями "Продавец счастья", "Солдат", и т.д.

В это же время состоялся первый концерт "Машины времени" на сцене Дома культуры "Энергетик" - колыбели московского рока.

В первые годы существования группы коллектив был самодеятельным, а состав его был нестабильным. В 1972 году Игоря Мазаева призвали в армию, а вскоре ушел Юрий Борзов, барабанщик "Машины". Кутиков привел в группу Макса Капитановского, однако вскоре и его призвали в армию. Барабанщиком стал Сергей Кавагое. Позже к составу присоединился Игорь Саульский, который несколько раз покидал группу и возвращался вновь.

Весной 1973 года Кутиков ушел из "Машины времени" в группу "Високосное лето". Уже через год он вернулся, и до лета 1975 года группа играла в составе Макаревич ‑ Кутиков ‑ Кавагое ‑ Алексей Романов. В 1975 году группу покинул Романов, а Кутиков ушел в Тульскую государственную филармонию.

В это же время в группе появился Евгений Маргулис, а чуть позже скрипач Николай Ларин. За полтора года через группу прошло не менее 15 музыкантов, среди которых были барабанщики Юрий Фокин и Михаил Соколов, гитаристы Алекс "Уайт" Белов, Александр Микоян и Игорь Дегтярюк, скрипач Игорь Саульский и многие другие.

В начале своей концертной деятельности группа исполняла кавер‑версии песен The Beatles и свои песни на английском языке, написанные в подражание.

Широкую известность и официальное признание группа получила в 1976 году после выступления на фестивале "Таллиннские песни молодежи − 76" в Эстонии, где получила первый приз.

В 1977 году в группе появились музыканты, играющие на духовых инструментах, - Евгений Легусов и Сергей Велицкий.

В 1978 году группа записала дебютный альбом "Это было так давно…" и аудиосказку "Маленький принц" по сказке Антуана де Сент-Экзюпери.

Летом 1979 года "Машина времени" распалась: Кавагоэ и Маргулис, собрав старых друзей, образовали группу "Воскресение", а Макаревич осенью того же года вывел на сцену новый состав МВ: Александр Кутиков - бас, вокал; Валерий Ефремов - ударные, Петр Подгородецкий - клавишные, вокал. Они подготовили новый репертуар, поступили на работу в Московский областной театр комедии, а в марте 1980 года стали главной сенсацией и лауреатом Всесоюзного рок‑фестиваля "Весенние ритмы‑80" в Тбилиси.

"Машина времени" получила всесоюзную известность, ее стали приглашать на телевидение (программа "Музыкальный ринг"), радио, популярными стали песни "Поворот", "Свеча", "Три окна", написанные ещё в 1970‑е годы.

Гастрольно-концертное объединение Росконцерт подписало с группой договор, и в начале 1980‑х годов рок‑группа активно гастролировала по городам СССР.

Весной 1982 года против группы была развернута кампания, инспирированная статьей "Рагу из синей птицы" в "Комсомольской правде". Так и не вышел первый альбом на "Мелодии", программа МВ несколько раз правилась и пересматривалась бесчисленными худсоветами. Петр Подгородецкий покинул "Машину времени", присоединившись к труппе Иосифа Кобзона. Место Подгородецкого занял Александр Зайцев.

В 1986 году с изменением всей культурной политики страны группа получила возможность нормально работать. Были подготовлены новые программы "Реки и мосты" и "В круге света", послужившие основой для одноименных пластинок. Вышла также ретроспективная пластинка "10 лет спустя", на которой Макаревич попытался восстановить звучание и репертуар группы середины 1970‑х годов.

В 1987 году "Машина времени" совершила первые гастроли за рубеж .

Летом 1989 года из МВ ушел Александр Зайцев; в группу вернулись Евгений Маргулис и Петр Подгородецкий. В репертуар МВ опять вошли песни "классического" репертуара прошлых лет.

Александр Кутиков, создавший звукозаписывающую компанию Sintez records, становится продюсером группы, благодаря чему был издан двойной альбом "Это было так давно…". В 1990‑е годы выходят семь альбомов группы , самыми популярными из которых стали "Внештатный Командир Земли", "Отрываясь", "Картонные Крылья Любви" и "Часы и Знаки". Среди наиболее известных песен этого периода - "Однажды мир прогнется под нас", клип на которую транслировался по российским телеканалам.

В 1999 году "Машина времени" отметила 30‑летие. Группа была награждена орденом Почета "за заслуги в развитии музыкального искусства"; в декабре 1999 года состоялся триумфальный концерт МВ в СК "Олимпийский", посвященный 30‑летию коллектива. На следующий день после концерта произошли перемены в составе группы: был уволен клавишник Петр Подгородецкий, а на его место пришел Андрей Державин.

В 2004 году "Машина времени" отпраздновала 35‑летие. 30 мая состоялся концерт группы на Красной площади. Осенью этого же года вышла Антология "Машины времени", куда вошли 19 альбомов группы за 35 лет и DVD сборник из 22 клипов, 25 ноября 2004 года увидел свет новый альбом "Машинально".

В 2005 году группы "Машина времени" и "Воскресение" подготовили и показали программу "50 на двоих", в 2006 году две легендарные московские группы вернулись к совместным концертам и представили в Государственном Кремлевском дворце новую программу "Музыка ручной работы".

В 2007 году вышел последний альбом группы Time Machine, записанный на лондонской студии "Эбби Роуд" (Abbey Road).

Группе "Машина времени" посвящены документальные фильмы "Рок‑культ","Рок и фортуна", "Шесть писем о бите". Сама группа принимала участие в саундтреках ко многим фильмам, а в некоторых участники группы даже снялись сами: "Душа" (1981), "Скорость" (1983), "Начни сначала" (1986), "Танцор" (2004), "День выборов" (2007), "Лузер" (2007).

В современный состав группы входят: Андрей Макаревич - автор, вокал, гитары, Александр Кутиков - автор музыки, продюсер, бас-гитара, вокал (1971‑1974, с 1979), Евгений Маргулис - автор, гитары, бас-гитара (1975‑1979, с 1989), Валерий Ефремов - ударные, перкуссия (с 1979), Андрей Державин - автор, клавишные, вокал (с 1999).