Эксклюзивное интервью: группа “Ария”. Интервью Интервью с группой ария


Один из претендентов на место вокалиста ”Арии”, голос группы ”БИОТОК” и “Черновиков Маргариты” Сергей Лобанов дал эксклюзивное интервью порталу свободных музыкальных рецензий 1ne-more.ru Когда вы поняли, что не можете жить без музыки и решили связать с ней свою жизнь? На самом деле с музыкой я связан очень давно, ведь у меня вся семья поет, но всерьез я задумался о том, что бы стать музыкантом в 10 классе школы. Именно тогда я впервые пришел на прослушивание в группу. Затем продолжил в университете в Москве на первом курсе и дальше уже бродил по разным группам, искал себя и группу, которая хочет профессионально расти, творить, а не играть рок и металл с пафосом kiss и подходом ПИВЧИКА =) Какие исполнители вдохновляли и оказывали влияние в свое время? О, ну тут список может быть длинный. Именно вдохновлял сначала Кипелов. А затем вдохновил Лефлер. Не голосом, а тем что такой молодой он стал вокалистом очень известной группы, а это значит что все реально в этой жизни. Брюс Диккинсон поразил меня своей техникой и поведением на сцене, своей дыхалкой, но это уже техническая сторона, я мог бы назвать большую половину западного металла, да и из отечественного есть кого послушать, но это уже не вдохновители. С этих людей я брал какие-то фишки, интересные ходы, технику и др. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать вокалист группы “Ария”? Выдержкой к поливанию из помойного ведра недовольствами истинных фанатов золотого состава Арии =) На полном серьезе – тот негатив, что ощутил Артур это ужасно. Конечно ношу он взял очень тяжелую, в тот момент любой вокалист стал бы вот таким объектом для недовольства и дело не в Артуре, а в распаде Арии. Если б группа в итоге называлась не Ария, а как предполагалось Химера, то и спрос был бы другой. Кого бы вы хотели увидеть на месте нового фронтмена “Арии”? Ну, конечно же себя =) А если не себя, то только Валерия Кипелова. Несмотря ни на что этот состав меня лично вдохновляет сильнее всего. Этот тембр голоса неповторим и уже за многие годы впитался в наши умы, в наши души. Дыма без огня не бывает, а тем временем слухи о том, что именно вы станете новым фронтменом “Арии” крепнут, да и большинство фанатов вроде тоже не против, к вам обращались кто-нибудь из группы “Ария”? Без комментариев, но про дым вы правильно заметили. Как вы считаете, может ли Артур Беркут создать свою группу, которая как и группа “Кипелов” встанет в один ряд с “Арией” и составит ей серьезную конкуренцию на отечественной металл-сцене? Я думаю что нет. Ведь группа Кипелов изначально до первого своего альбома играла песни той же «Арии», да и ушел Кипелов не один, а с половиной группы: Терентьев, Маврин, Манякин – это сильные и легендарные музыканты. Артур же уходит один, да и репертуар он с собой унести не может, разве что песню «Твой День» с последнего альбома, которую он написал сам. К тому же фанатов у нынешней «Арии» условно вдвое меньше чем у «Арии» времен Кипелова. Это значит что фанатов Артура примерно в четверо меньше, чем у Валерия. Нехитрая условная арифметика. Это хорошо было видно на 20-тилетии альбома «Герой Асфальта», когда зал скандировал “Кипелов”. Недавно в вашем интервью для “Арийской Семейки” вы оценивали вокал Валерия Кипелова на последнем альбоме его группы, не могли бы подвести небольшой итог работе Артура Беркута в группе “Ария”? В чем он уступал Валерию, а в чем был лучше? Вышла ли с ним группа на принципиально другой уровень или осталась на том же самом? Это очень долгая тема. Если кратко, то Артур очень мощный вокалист, но у каждого вокалиста есть удобная тесситура, а есть тональности, в которых вокалисту петь неудобно. Так вот Артуру неудобны песни «Арии». Как ни крути – тесситуры у вокалистов различные. А вот новые песни группы у него получились довольно хорошо. «Свет былой Любви» мне очень нравится. Подводя итог: с Артуром группа жестче, но мне кажется потеряла былую мелодичность. Снизила вокальную планку, отошла от высоких нот и головного регистра, от микста. Просто изменилась. Какой из двух “арийских” альбом, записанных с Артуром Беркутом вам больше понравился и какой ваш самый любимый альбом группы “Ария”? Больше всего из исполненных Артуром – это конечно «Крещенье Огнем». За счет материала. А вообще старые добрые альбомы мне нравятся больше, начиная с «Героя Асфальта» и до «Генератора Зла» включительно, да и в «Химере» есть шедевральные композиции.

"Арии" буквально на днях исполнилось 15 лет. Поэтому, наверное будет уместно сначала поговорить о группе вообще. Кстати, как оно - ощущать себя дедушками отечественного "хэви"? "Ария" на данный момент - практически единственная команда из множества возникших в середине-конце 80-ых "тяжелых" групп, остающаяся в фаворе у публики, регулярно выпускающая пластинки и т.д.

Не знаю даже... Мы себя "дедушками" не чувствуем. Есть такая расхожая фраза о том, что человеку столько лет, на сколько он себя ощущает. Вот мы и чувствуем себя, как 15 лет назад, как будто только начали. Получается своеобразная машина времени, что ли... Что же касается нашего единоличного процветания, то особого удовлетворения мы по этому поводу не испытываем - хочется, чтобы и конкуренция была, и хит-парады специализированные, по тяжелой музыке. А то для массового слушателя получается, что и групп тяжелых у нас вроде как больше нет, хотя это, конечно, не так.

-А как получилось, что из "Поющих Сердец" выросло... ну, вот то, что выросло? Это была "революция снизу" или Векштейн (Виктор Векштейн - худ. руководитель ВИА "Поющие Сердца", впоследствии директор "Арии", вплоть до 1989 г. - прим. GS) всю жизнь мечтал быть директором у кожисто-проклепанных парней?

На самом деле, это не совсем так: никто из нас в ВИА "Поющие Сердца" не работал. Просто у "Поющих Сердец" в 1982-85 гг. (сам ВИА просуществовал до 1989 г.- прим. GS) был достаточно сложный период - часто менялся состав и так далее. Кстати, в этот период времени через коллектив прошло много известных сейчас людей, например - Николай Носков. И, видимо, Виктор Векштейн уже подумывал о создании нового или, по крайней мере, альтернативного проекта. Людей, претендовавших на это место, было немало... Я думаю, нам с Аликом Грановским (первый басист "Арии"- прим. GS) просто повезло в том, что мы смогли чем-то убедить Векштейна, что "Ария" - это то, что ему сейчас нужно и он нас пригласил к себе в Москонцерт. В те времена, чтобы более или менее свободно работать на профессиональной основе, это было необходимым условием - официально трудиться в какой либо филармонической организации

-Скажи, а как ты считаешь - время, проведенное под "крышей" советской концертной организации, было потрачено не напрасно? Насколько я знаю, это - неплохая профессиональная школа...

Да, насчет школы - это верно, в месяц приходилось играть, в среднем, концертов по тридцать (!!! - GS), обычно по 2 концерта в день. Поездка, скажем на неделю, гастролями в общем-то не считалась - так, халтура. Вот 2-3 недели, месяц - это уже тур. Такой график работы был совершенно необходимым условием существования, поскольку зарплата у музыканта в то время в Москонцерте была 11 рублей за выступление и, чтобы не только прокормить семью, но и иметь возможность купить новый инструмент или что-то из аппарата, сменить струны и т.д., нужно было отрабатывать уж никак не меньше 20 концертов в месяц. Ну и в смысле профессиональной школы - это была великолепная практика. Ведь приходилось играть не только много, но и в разных городах, на абсолютно разных площадках, с разным качеством подзвучки... В результате люди начинают что называется "с закрытыми глазами" ориентироваться на любой сцене, порой приходилось координировать свою игру только визуально, по тому, как у барабанщика движется рука или нога... Так что полторы тысячи концертов, отыгранные под эгидой Москонцерта напрасными никак не назовешь.

-Интересно было бы узнать, как обычно проистекает сам творческий процесс - кто является генератором идей в группе, как композиции аранжируются - кем-то единолично или всей командой?

Какой-то определенной системы нет, иногда песня может быть написана единолично, иногда - вдвоем, а иногда и всей командой. То же самое касается и аранжировок: бывает что непосредственно автор идеи и полностью делает аранжировку, а бывает, что всем коллективом (или его частью) бьемся.

Лучшие дня

-Несколько некорректный, наверное, вопрос - ну да ладно... Не секрет, что любому творческому человеку, будь то музыкант, художник или скульптор, присущ (по сравнению с обычными, "среднестатистическими" людьми) достаточно сильно развитый эгоцентризм. Приходится ли в процессе работы в группе иногда прятать свое самолюбие куда-нибудь подальше ради достижения хорошего коллективного результата? И стоит ли это делать, если на сто процентов уверен в своей правоте, а остальные члены коллектива тебя не поддерживают?

Безусловно, стоит. Если в группе - люди творческие, то они все будут генерировать идеи. Поэтому, чтобы все работали на общую цель, совершенно необходимо научиться с ними работать (впрочем, как и им с тобой). Если в спорных ситуациях каждый будет стоять "до последнего" на своем, то это, скорее всего, в конце концов просто приведет к распаду группы. Бывают, правда и другие варианты - когда коллектив образован вокруг явного лидера, но это не про нас, "Ария" все-таки "классическая" группа, где все участники равноправны и самоценны. А вот стоит ли стоять на своем, если на сто процентов уверен, что ты прав... Бывали такие случаи, да и жалеть потом приходилось... Трудно ответить на этот вопрос. Вроде бы для дела нужно стоять на своем, а для нормальной обстановки в коллективе - лучше найти компромисс. Нет, это болото... все равно что о смысле жизни задумываться. Наверное, я сам до сих пор не нашел ответов на эти вопросы.

-Теперь поближе к делам гитарным. Я заметил (да и не только я, наверное), что в последнее время ты не используешь инструменты с тремоло-системой Floyd Rose. Почему?

Действительно, в течении нескольких лет я с удовольствием использовал Floyd Rose, затем опять перешел на обычную "стратовскую" машинку. Причин, наверное, несколько. Во-первых, Fender наконец стал использовать на своих инструментах тремоло, которое крепится на двух упорных винтах, а не на шести, как на vintage-моделях. То есть их современная "машинка" работает практически также, как Floyd Rose. Во-вторых, из-за того, что такое тремоло весит гораздо меньше, чем Floyd Rose, гитара меньше расстраивается. Например, если настраиваешь гитару с Floyd"ом, несколько наклонясь при этом вперед и вниз (что часто бывает, когда строишь по тюнеру), то закончив настройку и приняв обычное положение, можно обнаружить, что строй "поехал". Floyd Rose имеет большую массу и в данном случае просто несколько поднимает струны по отношению к плоскости деки во время настройки. Когда же положение корпуса изменяется, все вроде бы встает на свои места, но оказывается, что строй гитары уже не тот. В-третьих, Floyd Rose - пожалуй, самый "тонкий" из существующих инструментов для работы с тремоло и далеко не всем и не всегда нужны все те возможности, которые он дает гитаристу. Поразмыслив и проведя некоторый анализ и сравнение плюсов и минусов применительно к своей манере игры, я все-таки решил отказаться от этого типа "качалки". Но самое главное - это проблема замены струн. Я, честно говоря, несколько подустал возиться с откусыванием струн, да еще постоянно приходилось таскать с собой 2 комплекта ключей для машинки (второй - про запас, если первый потеряется, что совсем не редкость). Да и сам процесс замены струн на Floyd"е занимает достаточно долгое время. Если, скажем, на концерте рвется струна, то на инструменте с strat"овским тремоло вполне можно успеть поменять ее за пол-куплета. С Floyd Rose же этот номер не проходит и нужно сразу брать другую гитару.

-А какие гитары вообще сейчас у тебя "на вооружении" и почему именно эти, а не другие?

Два основных инструмента, которые у меня есть практически всегда - это Fender Stratocaster и Gibson Les Paul. Хотя не обошлось без душевных метаний: были периоды, когда я отказывался от одного инструмента в пользу другого, потом наоборот... но, в конце концов, решил накопить денег, чтобы иметь и то и другое всегда под рукой. Помимо этого, у меня сейчас есть Hamer Standard, акустика Martin (на ней я обычно записываю акустические партии в студии) и недавно сделанная на заказ гитара Russtone, которая представляет собой "доску", но с пьезодатчиком Schaller, прототипом которой послужил Gibson Chet Atkins. Последний инструмент я использую на концертах в качестве акустической гитары, так как с полноразмерным drednought"ом Martin на сцене бывает сложновато в техническом плане: большая дека акустической гитары очень склонна "заводиться" по любому поводу. Что касается Hamer Standard, то форма типа exployer мне всегда нравилась, да к тому же она имеет, на мой взгляд, определенные преимущества - меньше помех для правой руки, особенно когда гитара висит низко. Так что на концертах я использую этот инструмент все чаще. А вообще-то иметь инструмент от Hamer было всегда моей мечтой. Дело в том, что я давнишний, с начала 80-х годов, поклонник Judas Priest и особенно их гитариста Гленна Типтона (Glenn Tipton). В моих глазах Типтон выгодно отличался от многих гитаристов того времени и, в частности, своим инструментом, а это был как раз Hamer. Я даже предпринял несколько попыток найти в магазинах хотя бы копию, сделанную в Корее или Японии, но безрезультатно. Уже потом выяснилось, что из этой затеи ничего и не получилось бы - для таких людей, как Типтон, Hamer изготавливает инструменты в эксклюзивном варианте, уважая желание классных музыкантов иметь действительно оригинальные, "свои" инструменты. Единственный человек, кто за всю почти тридцатилетнюю историю фирмы согласился на клонирование своей модели, был Стив Стивенс (Steve Stevens). Однако, в 1998 г. мне удалось познакомиться с менеджером фирмы Hamer - Грегом Орредом (Greg Orred) на выставке в Москве, и он затем лично отобрал для меня инструмент. Так что примерно через полгода после нашего знакомства моя давняя мечта все-таки сбылась.

-Кстати, а как ты вообще относишься к мастеровым инструментам. Насколько я знаю, у наших людей, если встает вопрос о выборе между Ibanez JS и custom-инструментом, выбор в большинстве случаев будет в пользу первого, а к мастеровому инструменту отношение вполне определенное - "самопал"...

Я думаю, что это все еще отголоски советских времен: тогда подавляющему числу музыкантов ни американские, ни японские инструменты были недоступны - достать их было крайне сложно, да и стоили они столько, что очень мало кто мог себе такой инструмент позволить. А покупать "Урал" или хотя бы какую-нибудь "Музиму" или "Этерну" тоже не всем хотелось... Соответственно, мастера, к которым обращались для того, чтобы сделать заказной инструмент, тоже были поставлены в довольно жесткие рамки - сделать не очень дорого, но хорошо. А подобные компромиссы всегда чреваты... Плюс к этому, практически невозможно было достать качественные комплектующие - датчики, фурнитуру, что тоже повышению качества работы не способствовало. Сейчас, слава богу, ситуация изменилась, хотя напороться на "самопальную" работу по-прежнему можно. Просто, если уж решил себе заказывать мастеровой инструмент, нужно в гитарах хотя бы немножко самому разбираться - тогда и результат получится приличный. Мне, например, совершенно не стыдно играть на инструменте, который сделали для меня на Russtone - доводилось до этого играть и на американском Gibson Chet Atkins, и на корейском, и могу сказать, что Russtone меня вполне устраивает по качеству. Да и другие мастеровые инструменты у меня тоже были. Например, весь альбом "Игра с огнем" записан на гитаре, сделанной Александром Патиевичем из Львова.

-Что насчет датчиков? Ты предпочитаешь иметь разные звукосниматели на разных инструментах или привержен одному (или более или менее похожему) набору?

Я за свою жизнь перепробовал много разных звукоснимателей и, в конце концов, пришел к совершенно определенным наборам: если это хамбакерный инструмент (как, например, Les Paul), то это - DiMarzio Super Distortion в бриджевой позиции и DiMarzio PAF - в нековой. Если же речь идет о сингловой, стратообразной гитаре, то я использую серию DiMarzio Fast Track, как правило Fast Track 2 в качестве бриджевого датчика и Fast Track 1 - как нековый. Хотя иногда использую другие модели, например Pro Track. Правда, бывают и исключения: иногда для того, чтобы, скажем, записать какую-то конкретную партию или композицию, приходится ставить совсем другие звукосниматели, не те, на которых играю обычно. Просто чувствуешь, что вот здесь звук должен быть несколько другим, ну и начинаешь экспериментировать, искать более подходящий саунд.

-Насчет звукоусиления: у тебя все время один и тот же set-up эффектов, усилителей, колонок - на концерте и при работе в студии, или этот набор варьируется в зависимости от обстоятельств?

Да, как правило, один и тот же. Это двухканальный ламповый комбоусилитель Marshall Dual Reverb, который я обычно "раскачиваю" с помощью Ibanez Tube Screamer . Правда, последнее время использую Overdrive Three Mode, которую мне сделал Энвер Чохаев. Мне этот прибор так понравился, что и новую пластинку, которую мы сейчас готовим к выпуску, записал исключительно с его помощью, и на концертах его использую уже несколько месяцев. Ничего подобного по звуку мне раньше слышать не приходилось. Кстати, Энвер еще сделал активную электронику для той гитары Russtone, о которой мы уже говорили. Перед "раскачкой" стоит "квакушка" Jim Dunlop Cry Baby, а после - Behringer Guitar Denoizer - рэковый прибор. Почему именно такой прибор? Просто потому, что маленькие педальки-шумоподавители типа BOSS сильно влияют на звук не в лучшую сторону, даже в отключенном (bypass) состоянии. Behringer же работает с саундом гораздо интеллигентней и позволяет гораздо более тонко работать с параметрами шумоподавления, практически не привнося изменений в звучание. Кстати, Cry Baby мне тоже нравится тем, что в состоянии, когда сам эффект отключен, сигнал проходит напрямую, никакого влияния "квакушка" на него не оказывает. Еще одна немаловажная деталь - это хороший, дорогой кабель, поскольку от качества коммутации звучание зависит очень сильно. И, наконец, между предварительным усилителем в комбе и его усилителем мощности подключен процессор TC Electronic G-Force. Хотя в нем есть и разнообразные перегрузки - я их не использую (ну, разве что только когда занимаюсь дома, "на кухне"), все-таки предпочитая "честное" ламповое искажение сигнала. Так что основное применение G-Force для меня - в качестве процессора модуляционных эффектов и, надо сказать, в этой ипостаси данный прибор - один из лучших в мире на данный момент.

-Спасибо, Владимир, за увлекательную беседу. Поздравляю ваш коллектив и тебя лично с 15-летним юбилеем группы и желаю творческих успехов в нелегкой музыкальной жизни.

Свершилось наконец. PLAY пообщался с "лучшим голосом российского хард-рока". Практически на бегу - время для беседы Валерий Кипелов, вообще-то дающий интервью крайне неохотно, выкроил перед самым отъездом на очередные гастроли. Тем не менее нам удалось обстоятельно обсудить новый альбом группы "Кипелов" "Реки времен" и перемыть кости отказавшейся от услуг Кипелова группе "Ария". К сожалению, проводница очень боялась, что ваш корреспондент уедет без билета в Саранск и выпроводила его из вагона раньше, чем тот успел спросить вокалиста о воспитании внучки и отношении к режиму Путина.

"Тяжела и неказиста жизнь российского артиста", - думал я, переминаясь с ноги на ногу на заиндевелом перроне №6 Казанского вокзала. Проклятое устройство отечественного шоу-бизнеса заставляет музыкантов то и дело мотаться по стране на скрипящих самолетах и поездах типа этого, с негламурным названием "Мордовия". Вместе со мной у 12-го вагона ждет своих подопечных директор группы "Кипелов" Рина Ли - все три года существования коллектива она, как декабристка, сопровождает музыкантов в гастрольных поездках. Рина рассказывает, что Кипелова нелегко уговорить на интервью: в день перед концертом он никуда не выходит - бережет голос. Что ж, есть что беречь.

Наконец появляется сам вокалист - почти налегке, в отличие от пришедшего следом ударника Александра Манякина, на чем свет стоит костерящего свой новый кофр для барабанных тарелок (кофр тяжелый и все время норовит открыться). Кипелов выкуривает сигарету и приглашает меня в вагон.

"Ветераны" группы - Кипелов и Манякин - едут на гастроли в Саранск в спальном вагоне. Остальные музыканты - в соседнем купейном. Вашему корреспонденту приходилось брать интервью у артистов в машине, аэропорту, на плывущей барже, но на вокзале - впервые. Я располагаюсь на полке Манякина и задаю Валерию Кипелову наболевший вопрос:

Интересный антураж для интервью. Не надоела вам еще кочевая жизнь за столько времени?

Да нет. За 25 лет не надоело.

Поездки вошли в привычку?

Я больше дома устаю. А выезд на концерт воспринимаю как выходной день. Утомляет только, когда концерты идут большой серией, и не успеваешь реабилитироваться. Особенно если приезжаешь, а в Москве накапливается куча дел, которыми надо срочно заниматься.

С момента основания группа "Кипелов" дала огромное количество концертов...

А первый номерной альбом у вас появился только что. Почему же его пришлось ждать так долго - три года?

Несмотря на то, что мы давно знали друг друга, а с Сергеем Мавриным и Сергеем Терентьевым отработали вместе в "Арии" по восемь лет, в новой группе все равно пришлось по новой сыгрываться. У нас был новый бас-гитарист Алексей Харьков. Те песни, которые написали Виталий Дубинин с Владимиром Холстининым, остались в "Арии", поэтому мы столкнулись с проблемой репертуара. Посмотрели, что у нас в запасах, взяли несколько композиций с нашего с Мавриным сольного альбома - в частности, "Я свободен". В концертную программу собрали около двадцати песен - те, которые сочинил кто-то из нас, и те произведения Андрея Большакова и Алика Грановского, которые исполнялись первым составом "Арии" - "Воля и разум" и др. В группе не было единого мнения - кто-то предлагал сначала сочинить новые песни, сделать альбом, но я понимал, что сразу просто так ничего не происходит. Мы должны определиться, в какую сторону двигаться. Надо было притереться друг другу, понять, чего мы хотим. Время показало, что мы правильно поступили, начав с гастролей. Буквально в октябре 2002 года (группа "Кипелов" образовалась в сентябре того же года. - Прим. PLAY) мы уже выступали в Питере, во Дворце спорта. Надо было закалять состав, и я надеялся на то, что в процессе будут появляться новые песни. Мы могли в любой момент приостановить гастроли и засесть в студию. А тогда, в начале, песен не было, и я решил не тратить время на то, чтобы сидеть и изобретать паровоз - непонятно, что бы из этого вышло. История группы "Кипелов" могла закончиться почти сразу, если бы мы не поехали в тур. В студии могли возникнуть проблемы с амбициями, взглядами - одного тянет туда, другого сюда… Поэтому главное на тот момент было попробовать погастролировать, поиграть вместе. Почему еще так затянули с альбомом? Сначала ушел Терентьев, потом Маврин...

Получается, что начинать заново пришлось не один раз...

Да, приходилось вводить новых музыкантов и все начинать сначала. Когда в составе был Терентьев, мы сделали только одну новую песню - "Вавилон". Было много задумок, но ни во что конкретное, реальное оно так и не воплотились. Пришлось делать ставку не на новинки, которые находились в зачаточном состоянии, а на песню "Я свободен", записанную еще в 1997 году и незаслуженно забытую. Мы отдали ее на радио, и она вдруг стала очень популярной.

По словам Рины Ли, уговорить музыкантов сделать новую версию песни "Я свободен" было нелегким делом. Только авторитет Михаила Козырева, который заявил, что "Наше радио" с нетерпением ждет этот трек, заставил "кипеловцев" засесть в студию. "А теперь солидные дамы ходят на концерты специально, чтобы послушать "Я свободен", - удивляется директор группы.

В.Голованов? Это дизайнеры перепутали - на самом деле он Андрей, наш гитарист, заменивший Терентьева. Есть там еще одна песня Маврина - "Пророк", которую мы давно исполняем. Вообще до выхода альбома на концертах звучала примерно половина его трек-листа. В остальных песнях не были готовы тексты, хотя работу над музыкальным материалом мы закончили в феврале этого года.

И "Ария", и "Кипелов" жалуются, что поэтесса Маргарита Пушкина вечно тормозит им процесс.

Последний текст был написан где-то в начале июля.

Не было мысли обратиться к другим поэтам-песенникам?

Мы пробовали, да. Выбор был небольшой. У нас хорошие отношения с Эдмундом Шклярским из "Пикника", и он предлагал нам какие-то тексты. К сожалению, ни один текст не был доведен до конца, потому что мы понимали, что он заворачивает куда-то не туда. Пробовал Саша Елин писать - отдали ему одну песню, но тоже как-то не случилось. В общем, решили добивать альбом с Пушкиной. Я помогал ей, мы придумывали вместе темы. Не было такого, чтобы она сочиняла что хотела - нет, работа шла под нашим чутким руководством.

Получается, вы проявили себя такими консерваторами, не уйдя ни от мелодичного хард-рока "Арии", ни от торжественных текстов Маргариты Пушкиной?

Мы хотели, чтобы альбом был тяжелым и мелодичным, и я считаю, что нам это удалось.

А не было желания сделать что-то радикально иное - выступить в другом жанре, пригласить другого поэта?

Я сам по себе в этом плане человек консервативный. В музыкальном направлении "Арии" меня практически все устраивало. Мне нравится такой традиционный хард-н-хэви, и ориентирами для меня, когда я познакомился с тяжелой музыкой, были Оззи Осборн, ранние Led Zeppelin, Deep Purple, позже Judas Priest, Iron Maiden. А современные ответвления мне как-то не очень… Хотя есть группы, которые мне по душе - Muse, например. Может, как-то это и в нашей музыке отражается… Но вообще экспериментов никаких не было, мне хотелось сделать просто добротный альбом и петь в нем о том, о чем хочется петь.

Вы не считаете тексты Пушкиной несколько "навороченными" и сложными для восприятия?

Нас обвиняют в излишнем пафосе, но это не от Пушкиной идет. Если взять ее поэзию, там можно много чего увидеть. А то, о чем поется в текстах "Кипелова", в большей степени идет от нас. Мы не то чтобы пафосные люди, но такие… романтики. На этом альбоме тексты получились достаточно личностными. Могу сказать, что "Дыхание тьмы" - это песня не про летчика, как многие думают. Я хотел, чтобы тексты отражали события тех трех лет, что существует группа, - хотя, конечно, в немножко завуалированном виде.

А почему все-таки ушли Терентьев и Маврин?

Терентьев то ли не верил в этот проект, то ли еще что, но он несколько раз пытался уйти: говорил, что устал мотаться по городам, хотел сосредоточиться на работе в студии. После удачного концерта в "Лужниках", когда мы доказали, что состоялись как группа, он неожиданно ушел окончательно. Я так понимаю, что он чувствовал себя достаточно стесненным в рамках нашей музыки и хотел заниматься сольным творчеством. Правда, он и после ухода помог мне с аранжировками. С Мавриным случилась примерно та же самая история. Проблемы возникли и оттого, что не было нового альбома, а постоянные гастроли он считал тупым зарабатыванием денег без творческих перспектив. Он приносил много нового материала и обижался, когда я предлагал как-то его адаптировать под стиль группы. Скажем, длинную песню сделать более компактной. Потом, Маврик восемь лет занимался только своим проектом, и ему было тяжело перестроиться на командное мышление. Мне кажется, что он не был до конца уверен, что "Кипелов" - это его место. Я на него не давил, пытался найти компромисс, но, к сожалению, в октябре прошлого года он тоже ушел из группы.

Эти уходы угрожали существованию группы? Было тревожно?

Было не очень приятно, потому что Терентьев и Маврин - крепкие музыканты и аранжировщики. Я не знал, что будет дальше, найдем ли равноценную замену, сможем ли записать альбом с молодыми Алексеем Харьковым и Андреем Головановым.

А как сложился альянс с гитаристом Rage Виктором Смольским, работающим с группой в качестве specal guest?

Мы, оставшись вчетвером, искали гитариста, и неожиданно процесс сочинительства песен пошел быстро. Были, конечно, определенные трения, но они не носили радикального характера. Мы вместе думали над аранжировками, мне это напомнило отношения в ранней "Арии".

Ну и, наверно, у молодых не было столько амбиций, сколько у Терентьева с Мавриным?

Да, они легче шли на компромисс, а я всячески старался им помогать. С текстами для их песен тоже в основном работал я. Но у нас нет никакого "мое", "твое" - если бы кто-то из них написал весь альбом, я был бы только рад. Параллельно мы прослушали двух или трех гитаристов, и я загрустил, потому что на память не приходили люди, которые нас бы устроили. Хороших музыкантов много, но среди них далеко не все способны влиться в коллектив и работать в интересах команды. А это одно из главных для меня условий - хороший внутренний климат в группе. Вот в "Арии" мы по году друг с другом не разговаривали, и воспоминание об этом было для меня болезненным - в своей группе повторения этих веще я бы не хотел. Я перебирал в уме музыкантов и подумал о Смольском. И вдруг неожиданно раздался звонок, и меня пригласили на московскую презентацию его сольного альбома в Москве. Мы встретились, и я предложил ему поучаствовать в записи альбома - речь тогда о совместной концертной работе еще не шла. В принципе, мы знали друг друга - "Ария" ездила в большой тур с Rage, а потом Виктор на одном из концертов "Кипелова" с нами играл "Волю и разум". Он подтвердил свое желание участвовать в записи, которая прошла с отличным настроением, а уж о его профессиональном уровне я вообще не говорю. Аранжировки были в принципе готовы, он подыграл соло и придумал какие-то сольные куски. А потом пошел разговор об участии его в туре. И теперь большинство концертов проходят с его участием, чему мы очень рады.

Он ведь еще приложил руку к сведению альбома?

Сводилось это на студии "Gernhart" в Германии, Виктор был консультантом: немецким звукорежиссерам трудно было понять, что там у нас наворочено, а он был в материале и им помогал.

Так вы собираетесь искать гитариста "на постоянку"?

Дело в том, что мы ездим и без Виктора, он не всегда принимает участие в наших турах.

А зрители разницу ощущают?

Трудно сказать, но встречают хорошо и с ним, и без него. Без Виктора, наверно, тяжелее работать какие-то большие шоу во Дворцах спорта. С ним все проходит более динамично, что ли. Нас это пока устраивает, и замену ему специально мы не ищем.

А Смольский свои песни группе не предлагал?

Предлагал, но нам было пока не до этого - мы дописывали "Реки времен". Но в будущем все возможно.

- "Ария" отметила свое 20-летие, но вы предусмотрительно запланировали на этот день концерт в другом городе. Это было сделано, чтобы избавить их от мук морального выбора, приглашать вас или не приглашать?

Нет, нет. Тур был запланирован за несколько месяцев. Честно говоря, у меня не было особенного желания участвовать в юбилее, поскольку мы не очень хорошо расстались, и осадок остался.

То есть даже если бы позвали, вы бы не пошли?

Может быть, и сходили бы с Александром Манякиным, но не в качестве участников шоу. Посмотрели бы из зала, наверное, но не участвовали как музыканты. Кроме того, лично я приглашения от них не получал. Было официальное приглашение от администрации "Арии", которое поступило нашей администрации.

Дипломатия, однако. Со стороны выглядит довольно смешно, когда взрослые люди, отыгравшие вместе 17 лет, последние три года делают вид, что друг друга знать не знают.

Если вы обратите внимание, на сайте "Арии" стерта вся информация про нас, будто никого из нас в группе никогда не было.

Да? Не обращал внимания.

Потом, когда на наших первых афишах наши фамилии сопровождались надписью "экс-"Ария", это встречалось ими в штыки, они рассылали организаторам гневные письма и т.д. Были какие-то статьи с их версией распада, споры вокруг названия "Ария" - ерунда, конечно, но неприятно.

Как вы думаете, к 25-летию можно ожидать трогательного воссоединения на один концерт?

Все может быть, не будем загадывать.

Манякин: Мы их, в общем-то, поздравили со сцены во время нашего концерта в Орле.

Кипелов: И попросили Маргариту Пушкину от нашего имени поздравить группу лично. Все-таки для меня "Ария" была незабываемым этапом в жизни.

Ну еще бы. Так почему она все-таки развалилась?

Было много причин, какую-то одну назвать нельзя. Конфликты возникали за 17 лет не раз, не все было гладко. Можно вспомнить первый уход Большакова, Грановского и Молчанова, уход Максима Удалова, история с Мавриным, когда меня в 1995 году исключали из состава группы, а в итоге не у дел остался Серега… И все это как-то накапливалось… В конце концов я отказался записывать следующий альбом, поскольку считал обстановку в группе нездоровой: мы не разговаривали друг с другом, и было бессмысленно вместе записывать диск. Я предлагал не гнать лошадей, переждать, наладить отношения как-то. Но мне было сказано: не хочешь писать альбом, значит, ты должен уйти.

Еще Холстинин жаловался, что вокалист отказывается петь про всякую бесовщину, чем сильно сужает группе творческий горизонт...

Такое тоже было. Я считал, что мы заигрались в эти черные дела, хотя никакими сатанистами, конечно, не были.

Манякин: Кстати, и Беркут на концерте не пел "Антихриста" - они сыграли ее как инструментальную вещь.

Кипелов: Мы сталкивались не раз с тем, что наши песни воспринимают неадекватно. Мы вкладывали в того же "Антихриста" один смысл, а в зале совершенно непонимающие люди орали что-то про "666".

А это издержки сложных текстов, из которых недалекие люди способны запомнить только рефрен про антихриста.

В общем, я понимал, что мы делаем что-то не то. Я не считаю себя каким-то ортодоксом, в чем меня пытался обвинить Холстинин, но я православный человек. Заигрались мы в это, а потом пошел уклон во всякие химеры, гексоген, вампиров и прочее. Альбом "Химера" стал таким водоразделом. До этого мы вместе занимались аранжировками, а тут каждый стал заниматься своими песнями - сам сводил, сам работал с Пушкиной. А дух группы куда-то ушел.

Последний вопрос про "Арию". Что вы думаете об Артуре Беркуте?

Я его знаю очень много лет. С тех пор как он работал в "Автографе", а я - в ВИА "Лейся, песня!". Он очень профессиональный вокалист. Наверно, ему было непросто, потому что на слуху все-таки оставалось мое исполнение...

Многие до сих пор не могут слышать старые "арийские" песни в его версии.

Да это с любой группой так: может прийти более классный вокалист, но зрительские привычки окажутся сильнее. У Iron Maiden, например, ничего не получилось после ухода Дикинсона, хотя Блэйз Бэйли отличный певец. К Артуру я отношусь очень хорошо, он способен работать тяжелые длительные туры - не случайно же его выбрали.

Какие песни на альбоме "Реки времен" вы считаете лучшими?

Вообще диск получился достаточно ровным. У "Арии" на каждом альбоме были песни, которые никогда не исполнялись на концертах. А у нас будет играться все. Мне очень нравятся заглавная песня, написанная Алексеем Харьковым, "Я здесь", "Призрачный взвод"… Да вообще я не вижу каких-то провалов, меня устраивает почти все.

Следующего альбома опять придется ждать три года, или как получится?

Это процесс непредсказуемый. Песни не пекутся как блины, они должны созреть. Рамки хард-н-хэви достаточно узкие, и тематика текстов довольно ограниченная. Если тебе нечего сказать, лучше подождать.

Но генеральное направление не изменится?

Я думаю, никаких резких шагов не будет. Мы не станем играть модную музыку, хотя говорят, что хэви-метал закончился 10-15 лет назад. Я вижу на концертах, что молодое поколение воспринимает наши песни как откровение. Это музыка не их времени, но она живая и обладающая энергией и душой.

Вас вдохновляет пример хард-роковых стариков типа Ронни Джеймса Дио?

Да. Меня потрясает, что он на протяжении стольких лет остается одним из лучших вокалистов. Говорят, ему 64 года - в таком возрасте так петь! Я был бы счастлив, если бы хотя бы в 55 сохранил такой голос.

То есть старость вы мечтаете встретить на сцене?

Хотелось бы отодвинуть этот миг прощания как можно дальше. Хватит ли сил и будет ли наша музыка все еще интересна, покажет только время.

Пока перепеть вас никому не удается, с моей точки зрения.

Трудно сказать, появляются неплохие вокалисты.

Например?

Есть Храмов из группы "Химера", в группе "Катарсис" хорошие голоса...

Что ж, спасибо, не буду больше нервировать проводницу. Удачных гастролей!

Текст: Алексей МАЖАЕВ, Фото: Вадим САВИЦКИЙ, Надир ЧАНЫШЕВ

Портал КМ.RU взял первое эксклюзивное интервью у Михаила Житнякова

Три месяца группе « » удавалось удерживать поклонников в неведении относительно личности своего нового вокалиста. И вот «час икс» настал, встречаем – это Михаил Житняков! Корреспонденту Музыки КМ.RU удалось взять у него самое первое интервью в новом амплуа.

KM.RU: Расскажите о ваших первых соприкосновениях с творчеством «Арии»

— Я живу (и все время жил) в одном поселке ближайшего Подмосковья. В местном ДК в свое время был кружок вокально-инструментального ансамбля. Лет с 14 я стал его участником. Так как изначально это был детский ансамбль, репертуар, в основном, был эстрадным. Со временем в коллективе происходили изменения, и возраст участников заметно повысился. Так, на одну из репетиций кто-то из музыкантов принес кассету группы «Ария» «2000 и одна ночь». Запись всем очень понравилась, и мы начали репетировать две композиции – «Потерянный рай» и «Улица роз». Конечно, сначала у нас все получалось достаточно примитивно, но всех очень зацепило, захотелось работать в этом направлении. Выступая на одном из рок-фестивалей районного масштаба, я познакомился с музыкантами группы «КуражЪ» (впоследствии — «Гран-КуражЪ»), куда спустя какое-то время и был приглашен в качестве вокалиста. Самое интересное, что первой композицией на прослушивании в этот коллектив была песня «Осколок льда» «Арии». Позднее с «Куражом» мы сделали еще несколько «арийских» вещей, эпизодически играя их на концертах.

KM.RU: А как вы познакомились с музыкантами «Арии»?

— Года три назад через знакомых мне удалось познакомиться с Маргаритой Пушкиной, которая, как известно, является основным автором текстов песен группы «Ария». Она как раз искала вокалиста на песню в своем проекте «Династия посвященных». Мне была предложена композиция «Опрокинутость» («В Небе»), которую я спел с большим энтузиазмом. Насколько я знаю, Маргарита Анатольевна осталась довольна результатом моего исполнения. Спустя некоторое время состоялось наше знакомство с Виталием Дубининым, с которым Маргарита Анатольевна, видимо, поделилась своим впечатлением. Он даже как-то приезжал к нам на концерт в московский клуб «План Б», где мы подарили ему наш диск. На этом наше общение перешло в режим интернет-переписки. Знакомство с остальными «арийцами» произошло уже по факту приглашения в группу.

KM.RU: Почему для трибьюта «Арии» вы решили записать такой неочевидный трек, как «Вулкан»?

— В 2010 году нам предложили поучаствовать в трибьюте «Ария» 25 лет», для которого мы выбрали неизданную песню «Вулкан». У нас было несколько вариантов, но все почему-то сразу решили брать именно эту вещь. Во-первых, песня не была записана в студии, таким образом, для поклонников «Арии» предоставлялась эксклюзивная возможность услышать «Вулкан» в студийной версии. Вторая причина, но не менее главная, хотелось отдать дань памяти автору этой песни Виктору Яковлевичу Векштейну — человеку, который сделал очень много для «Арии» и благодаря которому группу узнала вся страна. Мы немножечко изменили аранжировку, сделали ее немножко посовременнее и, наверное, потяжелее. Надеюсь, наш вариант «Вулкана» пришелся слушателям по душе.

KM.RU: У вас нет специального вокального образования. Как вы учились петь и на кого при этом ориентировались?

— Я действительно не заканчивал никакого музыкального учебного заведения, но я всегда тяготел к музыке. Причем, сначала я мечтал научиться играть на гитаре и достаточно быстро овладел инструментом, чтобы аккомпанировать самому себе. Уже потом мне все больше хотелось стать вокалистом. Мои ориентиры с возрастом и по мере прослушивания музыки постоянно дополнялись. Первым вокалистом, который произвел на меня незабываемое впечатление, стал Валерий Кипелов, благодаря которому я вообще стал слушать тяжелую музыку. На первый же рок-концерте, который я посетил, было совместное выступление «Арии» с Удо Диркшнайдером в Москве. Я очень рад, что там еще выступали немцы, потому что, помимо своей любимой группы, я увидел и понял, что такая жесткая музыка, как у U.D.O., может быть настолько благозвучной и качественной. Позже, когда я больше стал слушать рок-музыку, я открывал для себя многих хороших вокалистов, таких как К. Майне, Д. Ковердейл, Й. Ланде и др., но голос Валерия Кипелова настолько прочно сидел в моей голове, что даже когда я исполнял совершенно другую музыку, мне нередко говорили: «Что-то как-то на Кипелова похоже!». Мне это ужасно льстило, у меня было ощущение, что я двигаюсь в правильном направлении.

Однако нехватка музыкального образования меня всегда несколько ограничивала. Дело в том, что в рамках концертной программы с «Гран-КуражЪ» появлялись достаточно долгие сеты длиной до двух часов. Здесь уже нужно было подумывать и о ресурсе голоса. Поэтому я всегда с большим энтузиазмом прислушивался к советам тех авторитетных людей, которые встречались на моем творческом пути.

KM.RU: Кого, например?

— Одним из первых людей, кто мне стал что-то советовать, стал Дмитрий Борисенков («Черный Обелиск»), который принимал активное участие в записи нашего альбома и записи «Опрокинутости». Так как сотрудничество с Маргаритой Пушкиной было не разовым, последовал еще сингл «Цветок Майорана», который тоже было предложено спеть мне. Во время записи продюсером и звукорежиссером выступал всем известный Сергей Терентьев. Он тоже дал мне очень много нужной информации, которой я постарался воспользоваться. Все дело закончилось тем, что желание овладеть правильной техникой вокала не давало мне покоя, и я пошел на курсы к достаточно известному музыкальному педагогу Екатерине Белобровой. Она воспитала достаточно серьезных вокалистов – таких как Максим Самосват (ex-«Эпидемия»), Дария Ставрович («СЛОТ»), Евгений Егоров (занял место Максима в «Эпидемии») и др. Ее школа уже дала определенные результаты, но считаю, что сейчас я еще нахожусь в стадии познания. Работа еще не закончена, по возможности, я продолжаю заниматься у Екатерины Юрьевны.

KM.RU: А что в этом плане вам дал Виталий Дубинин?

— После того, как мне поступило предложение поработать в группе «Ария», я сразу рассказал об отсутствии у меня какого-либо музыкального образования, но полностью был открыт для этого. Дело в том, что в свое время, общаясь с одним авторитетным в музыке человеком, я узнал о том, что надо быть осторожным при выборе вокального педагога, потому что многие из них могут попросту штамповать какой-то типовой голос, который звучит у них в голове, но не учитывать вокальной индивидуальности. Тебя загоняют в определенные рамки и делают одним из многих. Вот это предостережение в огромной степени все эти годы меня сдерживало. Но после разговора с Виталием Дубининым, который сам, как известно, имеет вокальное образование, я однозначно решил идти к педагогу. Пообщавшись с педагогом, я понял, что работы впереди еще много. Немало таких нюансов, на которые я раньше не обращал никакого внимания. Работа продолжается. Надеюсь, рано или поздно это приведет к какому-то абсолютному результату. Также во время записи альбома Виталий показал себя превосходным вокальным продюсером с хорошим видением материала, который умеет найти нужные слова и объяснить — где и как нужно спеть. Мне очень понравился результат, надеюсь, слушателям тоже.

KM.RU: Какие-то трения и сложности в процессе записи альбома «Арии» возникали?

— Сразу могу сказать, что это было очень непросто. Я очень благодарен всем участникам коллектива, которые создали весьма непринужденную дружескую обстановку. Но, учитывая высокий профессиональный уровень группы, требования к записи вокала были предельно жесткими. Даже имея какой-то студийный опыт, я открыл для себя достаточно много нюансов, разбираться в которых помогали все без исключения музыканты – и, в первую очередь, Виталий Дубинин. С каждым разом от песни к песне мы все быстрее понимали друг друга. Думаю, что мне удалось сделать то, что хотел услышать Виталий. Надеюсь, что определенный уровень нам удастся продемонстрировать.

KM.RU: Вы подробно рассказали о своем отношении к Кипелову. А насколько вам близко творчество «Арии» периода Артура Беркута?

— Артур Беркут, безусловно, талантливый профессиональный вокалист, обладающий очень ярким узнаваемым тембром. Таких вокалистов у нас единицы! Мне очень нравится его творчество, связанное, в первую очередь, с группой «Автограф». Его голос прекрасно гармонировал с той музыкой, которая звучала в этом коллективе! Альбом «Арии» «Крещение огнем» хорошо продемонстрировал, что Артур может менять манеру исполнения под материал группы. Такие песни, как «Колизей» или «Палач», безусловно, являются хитами. Другое дело, что если сравнивать для меня «Арию» и «Автограф», то именно в «Автографе» Беркут был на 100% в своей стихии. Его профессионализм не вызывает вопросов. Ему пришлось непросто в далеком 2002 году, так как для многих «Ария» отождествлялась в первую очередь с Валерием Кипеловым, который обладает несколько другой манерой исполнения и тесситурой (я сейчас не говорю об их вокальных диапазонах, ведь Артур тоже достаточно высоко пел в «Автографе»). Учитывая это, как мне кажется, песни периода Кипелова Беркуту оказались не самыми удобными для исполнения. Хотя я присутствовал на концертах «Арии» с вокалом Артура и уходил с них достаточно впечатленным. Артур отлично справлялся.

KM.RU: Плюс к этому в «Арии» Артур Беркут проявлял себя как незаурядный и интересный шоумен. Насколько вы готовы показывать на выступлениях группы яркое шоу?

— Помимо вокальных данных, Артур, безусловно, обладает талантами неординарного фронтмена. Он умеет привлекать и держать внимание зала. Зная это, я отлично понимаю, что передо мной стоит очень сложная задача. В любом случае, вокалист идет немного впереди и является лицом группы. Так что мне предстоит еще большая работа. До гастрольного тура еще остается немного времени, и на ближайших репетициях мы, безусловно, будем работать над этим. Надеюсь мне удастся создать свой образ, так как и Артур, и Валерий в своем роде неповторимы. Попытка их копировать была бы очень неправильной затеей. Хотя все-таки особое внимание я пока буду уделять все же вокалу. Для меня вокалист – это, в первую очередь, тот человек, который поет, а уже потом это лицедей, актер и т. д.

Михаил Житняков

KM.RU: Вы терзались сомнениями, когда вам поступило предложение стать вокалистом «Арии»? Что вы вообще при этом испытывали?

— Я был в шоке! К тому же я ничего не знал о взаимоотношениях в группе и о том, как там развиваются события. «Ария» всегда для меня была чем-то недостижимым. Приблизиться на такую дистанцию, чтобы понять, что это за люди, было для меня просто нереальным. Когда поступило приглашение, я опешил и, честно говоря, не был готов к такому повороту и ответить сразу не смог. Естественно, я какое-то время думал. Плюс ко всему я понимал, что работа в группе «Ария» полностью перевернет мою жизнь. Ведь на тот момент музыка являлась для меня чем-то вроде хобби. Группа «Гран-КуражЪ» была для нас всех любимым занятием, которое не приносило существенного дохода. Я понимал, что в дальнейшем мне придется решать вопросы с моей основной работой, которая сейчас приносит достаточно стабильный доход, и меня, по большому счету, устраивает. Терзания, конечно, были. Но согласился, так как понимал, что такое предложение, возможно, бывает только раз в жизни. В то же время, мои сомнения были связаны еще и с тем, что я боялся не оправдать то доверие музыкантов, которое они мне оказывали. Все-таки «Ария» — это группа с большой историей и традициями. Всем известно, что три поколения людей приходят на ее концерты. Все это надо мной довлело. Все «арийцы» и, в частности Виталий Дубинин, мне очень помогли в принятии окончательного решения.

KM.RU: То есть разница в возрасте особо не сказывается?

— Буквально после первого общения с ребятами я попал в такую атмосферу, которая меня сразу заставила об этой разнице забыть.

KM.RU: То есть у вас со всеми участниками группы сложились отличные отношения?

— Абсолютно! Все они произвели на меня самое положительное впечатление и очень сильно помогают и поддерживают. В такой дружеской обстановке очень приятно работать. В то же время я понимаю, что попал в профессиональный коллектив, где нет места определенным вещам, которые я бы себе мог позволить ранее.

KM.RU: Но вы готовы к ситуации, когда вас фанаты неизбежно будут сравнивать с Беркутом, причем, зачастую, не в вашу пользу? Ведь, в отличие от Артура, у вас изначально нет такого опыта.

— Да, действительно, когда Артур начинал в «Арии», ему просто было не позавидовать. Валерий Кипелов в свое время задал настолько высокую планку, что повторить ее или выйти на уровень, хотя бы близкий к этому – достаточно серьезная задача.

KM.RU: А вас будут сравнивать сразу с двумя!

— Да. И Валерий, и Артур обладали сильной харизмой, поэтому с первого дня, когда мне поступило предложение, я думал, в том числе, и об этом. Со временем я понял, что если постоянно работать над собой, поменьше оглядываться на происходящее вокруг, то можно добиться такого уровня, чтобы меня оценивали как отдельного человека. Понимаю, что сравнений все равно не избежать. Если говорить о готовности к ним, до конца это понять можно только тогда, когда выйдет альбом и пойдут первые мнения. Я все-таки надеюсь, что мне при записи альбома удалось показать определенный уровень. А какой он – это все-таки решать уже слушателям.

KM.RU: А как быть с опасностью заболеть «звездной болезнью»?

— Если бы я попал в группу такого уровня совсем из песочницы, то, наверное, степень опасности была бы высока. Каждый музыкант, в той или иной степени, испытывает творческий рост и получает определенное признание. Сначала тебя слушает горстка людей, потом этот круг постепенно расширяется. Так или иначе, это является проверкой медными трубами. Могу сказать, что окружающие люди до сих пор считают мое поведение достаточно сдержанным и не видят во мне заносчивости. С другой стороны, каждому человеку творческой профессии, наверное, присуща такая черта, как тщеславие.

KM.RU: Или, как минимум, честолюбие…

— Да! Эти чувства в определенной степени являются двигателями прогресса. Если ты хочешь нравиться людям и хочешь, чтобы твое дело приносило плоды, ты вынужден над собой работать. Так что доза здорового тщеславия во мне, конечно, присутствует. Перерастет ли она в «звездную болезнь», я не знаю. Я считаю себя человеком, в какой-то степени искушенным, и думаю, что смогу справиться с подобными симптомами.

KM.RU: Можно и выдержать нападки фанатов, и подавить в себе необоснованные амбиции. Но как держать себя в тонусе в изнурительных гастрольных турах, когда недосыпы и переутомления просто неизбежны?

— Есть и такая тень сомнения. Я думаю, что все навыки приходят со временем. Думаю, что те репетиции, которые еще предстоят, будут испытывать меня не только на правильность исполнения, но и, так сказать, на прочность. Наверное, все, в конечном счете, зависит от той подготовки, которую мне сейчас нужно пройти. Не боги горшки обжигают – все достигается трудом. Оставшееся время до гастрольного тура я намерен провести с пользой для себя и для группы. Надеюсь, что это принесет определенные плоды.

KM.RU: Как восприняли ваше решение коллеги по группе «Гран-КуражЪ»?

— Первым человеком, который узнал, что я стану вокалистом «Арии», стал лидер группы «Гран-КуражЪ» гитарист Михаил Бугаев. Дело в том, что на тот момент, когда мне поступило предложение, группа записала практически все инструментальные партии для своего нового альбома, и все это было сделано под мой голос. Оставить ребят на этом этапе без вокалиста было бы не очень красиво. Я предложил Михаилу Бугаеву, не хочет ли он поменять вокалиста. На это он мне ответил: «Я кроме тебя в группе никого не вижу, поэтому мы будем ждать, когда ты сможешь принять участие в записи альбома». Мое решение ребятами было принято двояко: с одной стороны — радость за товарища, который смог попасть в такую авторитетную группу, с другой — некая печаль, связанная с неопределенностью в развитии нашей группы. Думаю, что у группы «Гран-КуражЪ» все будет хорошо. На сегодняшний день мы с ребятами остаемся большими друзьями и музыкальными единомышленниками. У нас впереди запись третьего альбома, который мы репетировали весь 2010 год. Думаю, что нас люди обязательно еще увидят на совместных концертах.

KM.RU: А как близкие отнеслись к вашему новому статусу?

— Многие мои близкие люди далеки от музыкальной деятельности. Поэтому здесь все соизмерялось по принципу «чтобы не потерять». С супругой на эту тему мы беседовали, я очень рад, что мои доводы ее убедили. Без ее поддержки было бы очень тяжело решиться. Конечно, она, как настоящая женщина, очень переживает по поводу того, что мне предстоят затяжные гастроли и, как следствие, я долго буду отсутствовать. Но мы уже достаточно взрослые люди и доверяем друг другу.

KM.RU: Как вам удавалось выдержать на протяжении всего лета шквал вопросов типа: правда ли что вы стали вокалистом «Арии»?

— Приходилось быть дипломатом. Я активно пользуюсь Интернетом, а вся шумиха, в первую очередь, развернулась именно там. У меня есть аккаунты в социальных сетях, поэтому я не нашел ничего лучшего, как вывесить там объявления: «Слухи о своем возможном переходе в «Арию» я не комментирую». Но это вызвало дополнительный интерес. Даже те люди, которые могли бы и не подумать, что это могу быть я, поневоле задумались. На самом деле, это было написано не случайно. Прежде чем я разместил этот статус, мне действительно посыпались вопросы, которые задавались в лоб. Я лукавил, как только мог, ведь друзьям врать нельзя. Старался уходить от прямых ответов и задавал встречные вопросы типа: «Ребята, ну вы что, все сговорились там?». На многих это действовало отпугивающе, я с облегчением выдыхал, потому что мне не приходилось говорить в открытую «нет». Но были и такие, которые оказывались настойчивыми в своих вопросах. Думаю, они со временем поймут, что, в конце концов, это была не моя тайна. Также озвучить свой новый статус было бы некрасиво по отношению к Артуру. Группа «Ария» сознательно не стала объявлять до времени о новом вокалисте, я считаю, что это был правильный и этичный поступок. Но «Ария» настолько является предметом всеобщего внимания, что люди пустились во все тяжкие. Таких бурных обсуждений на интернет-порталах я просто еще не видел. В свободное время мне, конечно, интересно посмотреть, что пишут люди. Конечно, я не ожидал, что будет такой ажиотаж по поводу имени вокалиста. Люди какими-то логическими умозаключениями фактически вывели меня в число основных претендентов. Когда имя объявят, для многих это будет уже не откровением (смеется).

KM.RU: Виталий Дубинин говорил, что вы принесли на репетицию порядка 20 песен «Арии», которые готовы исполнить. А есть ли такие композиции, которые вам либо не нравятся, либо технически сложны для вас?

— Когда я принес эту кучу песен, ребята сразу начали сдерживать мой пыл, сказав, что я пришел в группу не на один день, и у меня еще будет время попробовать спеть все. По сути, с учетом моих предпочтений, мы составили программу концертного тура. Естественно, попробовать все песни у меня чисто физически не получилось, потому что очень много других забот. Наверное, да, есть такие песни, которые я слушал меньше других. Но есть и песни-фавориты, которые мне приходилось исполнять и раньше. Учитывая то, что на нынешний момент мы только приступаем к репетициям, я не готов сейчас сказать, есть ли такие песни, которые я не смогу спеть. Главное, чтобы желание группы играть те или иные песни совпадало с желанием публики эти песни слушать.

KM.RU: А какие любимые альбомы «Арии» вы можете для себя назвать? Например, я, будучи горячим поклонником группы, всегда выделял «Кровь за кровь».

— «Кровь за кровь» тоже считаю одним из лучших. Но я выделяю не столько любимые альбомы, сколько любимые песни. Из всех пластинок «Арии» для меня достаточно серьезно выделяется «Генератор зла». В первую очередь, он мне нравится по своему звучанию. Он несколько отличается от того, что делала до этого группа – звучание более современное на мой взгляд. Что же касается любимых песен, то, безусловно, могу назвать вещи с альбомов «Кровь за кровь», «Игра с огнем», «Герой асфальта». В последнем не было проходных песен, все треки можно считать востребованными и активно используемыми во всех гастрольных турах группы. Также мне нравятся песни с альбомов, записанных с Артуром Беркутом.

По материалам:www.km.ru

Ария — одна из самых известных «тяжелых» групп нашей страны, которая давно уже завоевала звание «ветеранов» рок-сцены. Огромное количество поклонников разных возрастов — от мала до велика - приходит на их концерты, покупает их диски, с удовольствием слушает их песни. И снова группа готовит новый альбом под названием «Феникс». Теперь уже с новым вокалистом — Михаилом Житняковым, который сменил Артура Беркута совсем недавно. Он и Максим Удалов ответили на вопросы корреспондента Metalkings. Итак, начнем.


На вопросы отвечали: Михаил Житняков и Максим Удалов


S: Начну с самой актуальной темы в данный момент — смена вокалиста. Как давно стало известно, что Артур покидает группу?


Максим Удалов : Я знал, что Артур готовит что-то сольное, собственное. Всё шло к этому, трудно установить дату или период, когда это началось. Есть только финальная точка, которую мы с Артуром поставили в конце июля.


Михаил Житняков : Информация об уходе из группы Артура появилась буквально на следующий день после разговора с ним


S: Много ли претендентов на место Артура рассматривали?


Максим Удалов : Немного


S: По каким критериям выбрали именно Михаила Житнякова?


Максим Удалов : По критериям профессиональной пригодности и яркости таланта


S: Вы не боитесь, что со сменой вокалиста творчество «Арии» изменится и поклонники отнесутся к этому негативно?


Михаил Житняков : На мой взгляд творчество группы «Ария» не претерпело никаких изменений с приходом Артура в 2002 году. Не произойдет этого и сейчас. Это очевидно, так как основные авторы никогда не писали песен под вокалистов. Материал нового альбома был полностью придуман, когда в группе еще работал Артур.


Максим Удалов : Я не представляю как творчество «Арии» вообще может изменится и что означает это «изменение». У нас огромный творческий и технический ресурс, но я надеюсь на понимание наших поклонников.


S: Странный вопрос, но интересный. А музыканты группы «Ария» оформлены в «штат» по трудовой? Будет ли в трудовой книжке красоваться запись «вокалист группы Ария» или работа происходит по контракту? По договору?


Максим Удалов : Не то, что странный, не совсем корректный. Мы, конечно не шарашкина контора, у нас всё официально оформлено...


Михаил Житняков : Это большая коммерческая тайна (смеется).


S: А с Артуром Вы остались в хороших отношениях? Услышат ли поклонники его голос и увидят ли когда-нибудь на концерте Арии в качестве гостя?


Максим Удалов : Да, в нормальных отношениях, никто не хлопал дверьми. Думаю увидят! Время покажет.



Михаил Житняков : Таких вокалистов много: К. Майне, Д. Ковердейл, Ф. Меркьюри, Й. Ланде, С. Тайлер, Д. Бон Джови. Также отечественные, но не менее авторитетные В. Кипелов, Н. Носков.


Максим Удалов : Дикинсон, если одного выбирать. Да и так для меня он лучший


S: Вам до сих пор нравится то, что Вы делаете? Или музыка превратилась в бизнес?


Максим Удалов : Мне нравится и хочется на гастроли побыстрее


Михаил Житняков : Для меня до последнего времени музыка вообще не являлась источником дохода. Поэтому с уверенностью могу сказать, что мне это нравится.


S: У Вас выходит новый альбом «Феникс». Обычно многие группы радуют поклонников сначала синглом, потом видеоклипом. Вы сразу выстрелили альбомом. Почему обошли такие предварительные шаги?


Михаил Житняков : Последним изданием уже был сингл «Поле битвы», поэтому группа представила на радио одну композицию («Бои без правил») перед выходом альбома. Так что все вполне закономерно.


Максим Удалов : У нас полнометражный альбом, зачем размениваться на такие мелочи? Конечно, видеоклип не «мелочь» в определённом смысле, об этом можно будет говорить после выхода альбома


S: А что Вы думаете об обстановке с тяжелой музыкой в России? Считаете ли Вы ее неблагоприятной или благоприятной для развития молодых коллективов?


Максим Удалов : Тяжелая музыка - это прежде всего группы, которые существуют в этом жанре, их можно не перечислять. Много это, или мало - столько, сколько есть. О том, какая обстановка благоприятная или нет, не думаю, так как занимаюсь тем, что мне нравится.


Михаил Житняков : Можно сколько угодно сетовать на трудности и неблагоприятную обстановку для развития молодых команд, но все познается в сравнении. В далекие 70-е и 80-е годы ситуация была не менее простой. Проблемы, связанные с Железным занавесом, отсутствие аппарата и музыкальных инструментов и прочие трудности превращали занятие музыкой в настоящее испытание. На сегодняшний день все эти трудности позади, однако тяжелая музыка переживает не самые лучшие времена. Стало быть дело не только в этом, меняется время и отношение к тяжелой музыке


S: Я видела много материалов в интернете о Вашем новом альбоме. Рассказано почти все, даже спросить нечего. Однако, расскажите об общей концепции и настроении альбома? Об общем идее, которую Вы в него вложили?


Михаил Житняков : Насколько мне известно, концепции, объединяющей все песни, нет. На мой взгляд получился вполне традиционный альбом в духе Арии.


Максим Удалов : Его скоро можно будет услышать. Это нельзя описать типа «мы много работали» или «концепция такая-то». Пожалуй, мы вложили в него душу.


S: Вот уже много лет группа держит себя в жестких рамках своего стиля. Не приходило каких-либо идей зазвучать более экстремально?


Максим Удалов : Зазвучать на западном уровне - вот задача, которую нам удалось решить.


S:.И напоследок, пожелайте что-нибудь читателям Metalkings.


Михаил Житняков : Больше всего хотелось бы пожелать хорошего настроения и позитива, которых так порой не хватает на просторах интернета. И слушайте хорошую музыку.