Драматическая судьба парусника «Кодор. Парусник "Дункан" - далекая мечта из детства Дункан корабль


Это был один из моих любимых фильмов в детстве. Я думаю, что и у многих детей и даже подростков того времени этот фильм оставил свой след в душе. Помню, что я очень хотел оказаться на том корабле, на Дункане . Хотел покрутить штурвал и быть вместе с героями из фильма. Я мечтал, что когда-нибудь я окажусь на этом паруснике. Мечтал искренне, по-детски...

Но, со временем это все забылось, и остались лишь далекие воспоминания. И все-таки мечты сбываются!. Сегодня я побывал на этом корабле. Интересно то, что с 2004 года он постоянно был у меня "под носом", я видел его, но никогда бы не подумал, что это именно тот парусник, который был в фильме. Я узнал это совершенно случайно, только сейчас.
Итак, сегодня я взял камеру и двинулся на "Дункан".


Этот трехмачтовый барк был построен на Гамбургской верфи "Блом и Фосс" , в 1933 году. Начальная служба этого судна проходила под названием "Gorch Fock" в качестве военно-морской учебной базы в Германии.

Создание этого судна происходило на фоне потрясшей страну катастрофы в 1932 году, когда в шторм затонула учебная база "Ниобея" со всем экипажем и курсантами. "Gorch Fock" призвали вернуть доверие к учебным парусникам. Он был приписан к Штральзунду , пережил вторую мировую войну, а в мае 1945 года, направляясь к союзникам, на Запад, наскочил на мину и затонул у выхода из порта.


В 1948 году советские моряки подняли его со дна, три года ушло на ремонт, после чего он вошел в строй под названием "Товарищ". Он стал учебной базой торгового флота в Херсоне. "Товарищ" совершил кругосветное путешествие в 1974 году, обогнув мыс Горн. Два раза - в 1974 и в 1976 годах - он побеждал в атлантических регатах "Операция "Парус". Он является одним из самых быстроходных парусников современности и самым знаменитым в советском учебном парусном флоте.

На этом фото видно название "Товарищ", которое немцы закрасили, когда получили парусник назад и вернули ему первоначальное имя.

Я так и не нашел информацию о том, каким образом этот корабль попал в кино. И вообще очень мало информации о нем, как о "Дункане" из фильма. Даже фотографий нет. В сети есть только такой отрывок.

Из немецких источников я узнал, что в 2003 году корабль был возвращен Германии по ее просьбе. Спустя 54 года парусник снова обрел свое прежнее имя и порт приписки г. Штральзунд, как это и было раньше. Судно было отреставрировано только внешне и поставлено на прикол как достопремичательность для туристов.

Сегодня вход открыт. 3,50 ЕВРО и я на борту.


Первым делом иду к штурвалу. Вот и сбылась моя мечта. Хотя она уже давно перегорела. Но когда я покрутил его, много детских воспоминаний нахлынуло. Чувство необъяснимое.

Потом походил по палубе.




Верные спутники моряков.


По ним определяшь, что суша уже рядом.

Потом я пошел внутрь.

Комната офицеров.


Медицинский отсек.


Сохранилось все.

Немецкое командование.

Все паруса надежно хранятся в отдельной закрытой комнате. Посмотреть можно только через стекло.


Сохранилось много советского оборудования и разных инструкций на русском языке. Все это представлено теперь как музейные экспонаты, вошедшие в историю судна. Очень много морских карт, выпущенных на русском языке. Они единственные из экспонатов, которые продаются.

На этом мое свидание с мечтой детства завершилось. Интересно, какие эмоции были бы у меня тогда, если бы я попал ребенком на этот корабль? Мечты... они сбываются, некоторые быстро, а некоторые спустя время.

Интересные факты о фильме "В поисках капитана Гранта"

30 лет назад на Одесской киностудии (СССР) и студии «Бояна» (Болгария) был снят многосерийный телевизионный приключенческий фильм Станислава Говорухина по мотивам романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта» . А ровно 19 лет назад (с 13 по 21 мая) этот фильм впервые был показан по Первой программе Центрального телевидения Гостелерадио СССР.

Кстати это вторая попытка экранизировать роман Жюля Верна "Дети капитана Гранта". Первая, одноимённая, была снята в далёком 1936 году режиссёром Владимиром Вайнштоком. Говорухин же решил немного изменить название, дабы избежать путаницы.


Фильм состоит из двух сюжетных линий. Первая рассказывает о жизни писателя Жюля Верна и истории создания и публикации романа «Дети капитана Гранта». Вторая собственно повествует сюжет романа так, как он постепенно рождался в воображении писателя.

Лорд Гленарван и его жена Элен совершают свадебное путешествие в шотландских водах на яхте «Дункан». Экипаж корабля вылавливает акулу, во внутренностях которой находят бутылку из-под шампанского. Внутри неё лежат разъеденные водой бумаги на трёх языках с просьбой о помощи: английское судно потерпело крушение, спастись удалось двум матросам и капитану Гранту. Прослышав о находке, к лорду приезжают дети капитана.

После отказа английского правительства вести поиски лорд Гленарван сам решает отправиться на помощь герою Шотландии. Им точно известно, что крушение произошло на 37-й параллели, но долгота неизвестна. В поисках капитана отважные шотландцы совершают по 37-й параллели кругосветное путешествие.

В финале фильма обе сюжетные линии сливаются, корабль Жюля Верна и «Дункан» встречаются в море.

Яхта "Дункан" направляется из Европы в Южную Америку. Её маршрут проходит рядом с Канарскими островами. Но не трудно заметить, что в роли островов показан Аю-Даг со стороны Гурзуфа.


Вид из Лазурной бухты возле лагеря Артек. Гавань Артека - международная яхтенная стоянка, вблизи нее также снято множество фильмов о морских приключениях («Одиссея капитана Блада», «В поисках капитана Гранта»)


В Крыму были сняты лишь некоторые морские сцены. Основная же масса материала родом из Болгарии. А точнее - из предместья городка Белоградчик. «Белоградчишки скали» - природный феномен. Причудливые скалы простираются на большой территории, находящиеся в Северо-западной части Болгарии, в 40 км от сербской границы. Белоградчишки скали использовались как естественные декорации для множества художественных и документальных картин. Всего, в здешних местах было снято больше 70 болгарских, американских и европейских лент. Анджей Вайда снимал в Белоградчишких скалах эпизоды своего киношедевра - «Пепел». Здесь снимались Гойко Митич, Кристофер Ламберт, Клаус Мариа Брандауэр, Макс фон Зюдов и др. Василий Ливанов снимал в Белоградчике «Возвращение Дон Кихота» с Арменом Джигарханяном и Михаилом Ульяновым. В 1985 году Станислав Говорухин завершил съемки фильма «В поисках капитана Гранта», где самые уникальные натурные кадры, воспроизводящие Патагонию, были сняты в окрестностях Белоградчика. В горах, носящих собственные названия (Пастух, Медведь, Мадонна и др.).


Места очень красивые, спору нет. Подобный антураж можно было отыскать в том же Крыму. Просто как вспоминал Говорухин времена были такие, что люди старались хоть ненадолго выскочить за пределы железного занавеса по поводу и без.


Вот этот кадр можно было сделать где-нибудь в Никитской расселине, например. "Никитская расселина скалодром" Памятник природы (1969), расположенный над троллейбусной трассой близ поселка Ботаническое. Словно рассеченные гигантским мечом, известняковые скалы образуют здесь мрачное, холодное ущелье. Отвесные скалы высотой в 25-30 метров нависают над головой, вдоль верхней кромки ущелья растет лес. При ширине около 30 метров Никитская расселина простирается с востока на запад на 200 метров.


А такое есть на Карадаге.


Почти Херсонес Таврический.
Интересно: В Австралии Паганель и Роберт едут на лошадях и разговаривают об изнуряющей жаре зимой, при этом в этом же кадре лошадь фыркнула и изо рта пошел пар.


Где-нибудь под Балаклавой.


Подобные декорации могли вполне отстроить в киногородке в Солнечной Долине под Судаком. Фоновый ландшафт практически идентичен. А в том, что это именно декорации несложно убедиться, обратив внимание на фанерные кресты на кладбище. Они дрожат на ветру.


Ну вот такого в Крыму нет. Так что будем считать, что Станислав Сергеевич и компания не зря потратили почти два года на разъезды.


Мы привыкли видеть Крым в кино солнечным и зелёным, а Говорухин решил снять на полуострове переход через Анды. С настоящим снегом и холодными ветрами. Дело было в верхней части серпантина на Ай-Петри.
Кстати: В Патагонии Роберта Гранта несет в когтях кондор. Однако на самом деле в силу строения своих лап эти птицы не могут переносить тяжелые грузы и поднимать их на большую высоту. Жюль Верн был введен в заблуждение бытовавшими в его время надуманными рассказами об этих огромных птицах.

Заканчивается фильм там, где и начинался. Скалы Адалары возле Гурзуфа.


Айртона бросили в бухте Чехова в Гурзуфе.


В качестве «Дункана» во время съёмок фильма была использована трёхмачтовая шхуна-джекас «Кодор» (относящаяся к парусным кораблям финской серии, построенным для Советского Союза и введённым в эксплуатацию в период с 1946 по 1953 годы), под управлением капитана Олега Сенюка, специально переоборудованная для съёмок (в частности — добавлена бутафорская дымовая труба, из которой, согласно легенде о том, что Дункан — паровая яхта, должен был валить дым. Перед трубой установлена фальш-надстройка со штурвалом. Для этого пришлось демонтировать грота-гик и, как следствие, грот-мачта нигде в кадре не несёт парусного вооружения). Вызывает недоумение наличие гафеля на бизань-мачте «Дункана» в фильме — во всех источниках указывается, что все три мачты «Кодора» несут косые, бермудские (то есть треугольные) паруса. Еще большее недоумение вызывает наличие бизань-мачты в принципе, так как в романе «Дункан» - бриг, то есть двухмачтовое судно с прямыми парусами, а следовательно бизань-мачты иметь не должен. В титрах не упомянуты барк «Горх Фок» («Товарищ») и шхуна «Заря», на которых также проводились съёмки некоторых сцен, связанных с «Дунканом».

Биография Жюля Верна придуманы создателями фильма.

Согласно роману, все путешественники остались живы, тогда как в фильме некоторые погибли. Однако концовка фильма оставляет недосказанность в этом вопросе.
Радикально изменены приключения героев в Патагонии (добавлена сюжетная линия, связанная с Раймундо Скорса и индейцами).
Когда Паганель находился в плену индейцев Патагонии, был достаточно хорошо показан быт самих индейцев, который является стереотипным для аборигенов Северной Америки (типи, томагавки, одежда и пр.) и никакого отношения к коренным жителям Патагонии не имеет.
В романе Паганелю наносят татуировку маори; в фильме — индейцы, и потом, когда он оказывается в плену маори, татуировка спасает ему жизнь, произведя впечатление на аборигенов.
Плавание из Австралии в Новую Зеландию на плоту — модификация текста романа.
Также исправлена дата плавания капитана Гранта и начало поисков (в книге они начинают поиски через несколько недель и находят через два года, в фильме — через полтора года).
Изменена судьба капитана Гранта и его двух матросов на острове Табор (Мария-Тереза). Согласно фильму, капитан Грант цел и невредим, один матрос умер, второй — лишился рассудка. В романе все они пережили пребывание на острове и остались здоровыми.


31 год назад вышел на экран семи серийный приключенческий фильм Станислава Говорухина по мотивам романа Жюля Верна. В Крыму снимали зимние сцены (как ни странно!), а вот летние - в окрестностях болгарского городка Белогорчик.

Фильм состоит из двух сюжетных линий. Первая рассказывает о жизни писателя Жюля Верна и истории создания и публикации романа «Дети капитана Гранта». Вторая собственно повествует сюжет романа так, как он постепенно рождался в воображении писателя.
Лорд Гленарван и его жена Элен совершают свадебное путешествие в шотландских водах на яхте «Дункан». Экипаж корабля вылавливает акулу, во внутренностях которой находят бутылку из-под шампанского. Внутри неё лежат разъеденные водой бумаги на трёх языках с просьбой о помощи: английское судно потерпело крушение, спастись удалось двум матросам и капитану Гранту. Прослышав о находке, к лорду приезжают дети капитана.
После отказа английского правительства вести поиски лорд Гленарван сам решает отправиться на помощь герою Шотландии. Им точно известно, что крушение произошло на 37-й параллели, но долгота неизвестна. В поисках капитана отважные шотландцы совершают по 37-й параллели кругосветное путешествие.
В финале фильма обе сюжетные линии сливаются, корабль Жюля Верна и «Дункан» встречаются в море.

Патагонию «сыграла» Болгария

Говорухина за это долго критиковали: мол, зачем нужно было ехать за границу, если такую же натуру можно было отыскать под боком. Но факт есть факт: кадры, снятые в Болгарии, действительно впечатляют своей красотой и необычностью. Чего только стоят удивительные разноцветные каменные столбы, которые стали хорошими декорациями для приключений главных героев в Патагонии. Ну и наконец, главный аргумент в защиту решения режиссера: фильм задумывался как совместный проект СССР и Болгарии, бюджет был общий, следовательно, и снимать нужно было в обеих странах.

«Снежной рекой» управляли альпинисты

Картина была под завязку наполнена спецэффектами - по тем временам прорыв!
- На Ай-Петри снимали эпизод со сходом лавины, - рассказал «КП» крымский мастер спецэффектов Валерий Павлотос. - В горах много снега, но, чтобы заставить его сойти, на склоне установили большой деревянный щит. Он держался на веревках и исполнял роль забора, за который нагребли десятки кубометров снега. Когда веревки обрубили, «снежная река» понеслась вниз.
Снять, понятное дело, нужно было с первого дубля.
- Это было рискованное мероприятие, поэтому рядом дежурили горноспасатели, - говорит мастер спецэффектов. - Главная сложность состояла в том, чтобы не переборщить с количеством снега. Ведь актеры оказывались в реальных условиях схода лавины, могли погибнуть под завалами. Да только рассчитать ее силу наверняка не представлялось возможным, потому действовали, опираясь на собственный опыт. Помогло то, что и я, и многие из моей команды - альпинисты.
Любопытно, что актеры лавины ничуть не испугались. Наверное, просто не до конца понимали, на какой риск идут.

Механическую птицу не пустили на Ай-Петри

«Раздался вопль ужаса - в когтях у кондора висело и качалось безжизненное тело, то было тело Роберта Гранта. Хищник, вцепившись в одежду мальчика, парил в воздухе футах в ста пятидесяти над лагерем». Помните этот момент? Сняли его в павильонах киностудии с помощью комбинированных съемок. Хотя изначально хотели делать по-другому.
- Я должен был изготовить большой макет птицы с подвижными крыльями. Его планировали подвесить к кабинке канатной дороги на Ай-Петри, - продолжает Валерий Павлотос. - Таким образом мы хотели снять полет кондора. Даже каскадера небольшого роста нашли, который согласился брыкаться в лапах механической птицы. Но когда мы сообщили о своих планах руководству канатки, те испугались и запретили нам даже думать об этом.

Роберт сломал руку

Снимали, впрочем, не только в Крымских горах, но и на море.
- В качестве корабля «Дункан», на котором главные герои путешествовали, использовали трехмачтовое деревянное финское судно «Кодор», - говорит Валерий Павлотос. - Сорок таких плавсредств финны построили в СССР в качестве репарации после войны.
Ну, и как же в приключенческом фильме без приключений на самой съемочной площадке? Неизвестно, при каких обстоятельствах, но Руслан Курашов, игравший Роберта Гранта, во время работы сломал руку. Гипс даже можно рассмотреть в некоторых кадрах.

Музыка к фильму

В фильме использована увертюра Исаака Дунаевского из фильма «Дети капитана Гранта», первой советской экранизации романа 1936 года.

Всегда пользовались невероятной популярностью в самой читающей стране. В 1939 году на суд зрителей была представлена экранизация романа «Дети капитана Гранта», в 1941 сняли фильм по книге «Таинственный остров», через четыре года последовал «Пятнадцатилетний капитан». В семидесятых годах сняли фильмы «Сломанная подкова» и «Капитан Немо».

Секреты хорошего фильма

В начале восьмидесятых Станислав Говорухин решил снять еще один фильм по книге «Дети капитана Гранта», и чтобы новое произведение отличалось от старой экранизации был изменен сюжет. Плюс из фильма сделали мини-сериал. Отличительной чертой новой экранизации было присутствие в фильме автора книги с небольшой сюжетной линией.

По замыслу сценариста нужно было передать как автор писал свое знаменитое произведение. Зритель видит Жюля Верна за работой в кабинете, где собрана его , на яхте со слугой или с помощницей. Кстати, кабинет автора создали в павильоне Одесской киностудии. В конце сериала писатель заканчивает свой роман, его яхта проплывает рядом с «Дунканом» и автор воочию видит своих героев.

Изначально шхуной пользовались рыбаки, позже она работала на доставке провианта. В пятидесятых годах шхуна была перестроена, оснастку сменили на бермудскую, и отправили в Ленинградскую мореходку в качестве учебного пособия для курсантов. На шхуне осуществляли длительные трансатлантические переходы, были в ее жизни целых три десятилетия.

Чтобы стать звездой кинематографа «Кодор» был тщательно «загримирован». Шхуну оснастили пушкой, в кадре из нее производят выстрелы, и фальшивой дымовой трубой с дымогенераторм.

На палубе установили скамейки, переделали мостик, развешали таблички с названием «Дункан» и начертили имя на боку корабля. Новое имя украсило спасательные круги и штурвал. Немного обновили , и бермудская шхуна превратилась в элегантную шотландскую яхту.

Для участия в съемках «Кодору» нужно было попасть из Каспийского моря в Черное. Сперва его вели по Волге, но при входе в Волго-Донский канал оказалось, что он слишком мелкий для такой шхуны. Выходом стали понтоны, на которых судно добралось до Одессы.

Из Одессы «Кордор» отправился на съемки в Болгарию. После дебюта в кинематографе «Кодор» продолжил карьеру в качестве судна для съемок игровых . Позже он засветился в фильме «Остров сокровищ» (в эпизодах).

Однако в дальнейшем шхуна была отправлена в Баку и после развала СССР превратилась в плавучий ресторан. Окончательная судьба киношного «Дункана» не известна, на просторах Интернета поговаривают, что он сгорел или был передан то ли Украине, то ли Германии.