Живое пламя. На рыбачьей тропе (Рассказы о природе)


У каждого рыболова есть на реке любимый уголок. Здесь он строит себе приваду. Забивает в дно реки у берега полукругом колья, оплетает их лозой, а пустоту внутри засыпает землей. Получается что-то вроде маленького полуострова. Особенно когда рыбак обложит приваду зеленым дерном, а забитые колья пустят молодые побеги.

Тут же, в трех-четырех шагах, на берегу сооружают укрытие от дождя – шалаш или землянку. Иные устраивают себе жилище с нарами, маленьким оконцем, с керосиновым фонариком под потолком. Здесь и проводят рыболовы свой отпуск.

Этим летом я не строил себе привады, а пользовался старой, хорошо обжитой, которую уступил мне товарищ на время отпуска. Ночь мы прорыбачили вместе. А наутро мой друг стал собираться к поезду. Укладывая рюкзак, он давал мне последние наставления:

– Не забывай о прикорме. Не будешь подкармливать рыбу – уйдет она. Потому и привадой называют, что к ней рыбу приваживают. На рассвете подсыпай жмышку. Он у меня в мешочке над нарами. Керосин для фонаря найдешь в погребе за шалашом. Молоко я брал у мельничихи. Вот тебе ключ от лодки. Ну, кажется, все. Ни хвоста, ни чешуи!

Он вскинул на плечи рюкзак, поправил сбитую лямкой кепку и вдруг взял меня за рукав:

– Да, чуть не забыл. Тут по соседству зимородок живет. Гнездо у него в обрыве, вон под тем кустом. Так ты, тово… Не обижай. Пока я рыбачил, привык ко мне. До того осмелел, что на удочки стал садиться. Дружно жили. Да и сам понимаешь: одному тут скучновато. И тебе он верным напарником в рыбалке будет. Мы с ним уже третий сезон знакомство ведем.

Я тепло пожал руку товарищу и пообещал продолжить дружбу с зимородком.

«А каков он, зимородок-то? – подумал я, когда приятель был уже далеко. – Как я его узнаю?» Я когда-то читал про эту птичку, но описания не запомнил, а живой видеть не приходилось. Расспросить же друга, как она выглядит, не догадался.

Но вскоре она сама объявилась. Я сидел у шалаша. Утренний клев окончился. Поплавки недвижно белели среди темно-зеленых лопухов кувшинок. Иногда разыгравшаяся мальва задевала поплавки, они вздрагивали, заставляли меня насторожиться. Но вскоре я понял, в чем дело, и совсем перестал следить за удочками. Наступал знойный полдень – время отдыха и для рыбы, и для рыболовов.

Вдруг над прибрежными зарослями осоки, часто-часто махая крылышками, промелькнула крупная яркая бабочка. В то же мгновение бабочка опустилась на крайнее мое удилище, сложила крылья и оказалась… птичкой. Тонкий кончик удилища закачался под ней, подбрасывая птичку вверх и вниз, заставляя ее то вздрагивать крылышками, то растопыривать хвостик. И точно такая же птичка, отраженная в воде, то летела навстречу, то вновь падала в синеву опрокинутого неба.

Я затаился и стал разглядывать незнакомку. Она была удивительно красива. Оливково-оранжевая грудка, темные, в светлых пестринках крылья и яркая, небесного цвета спинка, настолько яркая, что во время полета она блестела совершенно так же, как переливается на изгибах освещенный солнцем изумрудно-голубой атлас. Неудивительно, что я принял птичку за диковинную бабочку.

Но пышный наряд не шел к ее лицу. В ее облике было что-то скорбное, печальное. Вот удочка перестала качаться. Птичка замерла на ней неподвижным комочком. Она зябко втянула в плечи голову и опустила на зоб длинный клюв. Короткий, едва выступавший из-под крыльев хвост тоже придавал ей какой-то сиротливый облик. Сколько я ни следил за ней, она ни разу не пошевелилась, не издала ни единого звука. И все смотрела и смотрела на струившиеся под ней темные воды реки. Казалось, она уронила что-то на дно и теперь, опечаленная, летает над рекой и разыскивает свою потерю.

И у меня стала складываться сказка про красавицу-царевну. О том, как ее заколдовала злая баба-яга и превратила в птичку-зимородка. Одежда на птичке так и осталась царская: из золотой парчи и голубого атласа. А печальна царевна-птица оттого, что баба-яга забросила в реку серебряный ключик, которым отмыкается кованый сундук. В сундуке на самом дне лежит волшебное слово. Овладев этим словом, царевна-птичка снова станет царевной-девушкой. Вот и летает она над рекой, грустная и скорбная, ищет и никак не может отыскать заветный ключик.

Посидела, посидела моя царевна на удочке, тоненько пискнула, будто всхлипнула, да и полетела вдоль берега, часто махая крылышками.

Очень понравилась мне птичка. Обидеть такую рука не поднимается. Не зря, выходит, предупреждал меня товарищ.

Зимородок прилетал каждый день. Он, видно, и не заметил, что на привале появился новый хозяин. И какое ему было до нас дело? Не трогаем, не пугаем – и на этом спасибо. А я к нему прямо-таки привык. Иной раз почему-то не навестит, и уже скучаешь. На пустынной реке, когда живешь так невылазно, каждому живому существу рад.

Как-то прилетела моя пичужка на приваду, как и прежде, уселась на удочку и стала думать свою думу горькую. Да вдруг как бухнется в воду! Только брызги во все стороны полетели. Я даже вздрогнул от неожиданности. А она тут же взлетела, сверкнув чем-то серебряным в клюве. Будто это и был тот самый ключик, который она так долго искала.

Но оказалось, моя сказка на этом не окончилась. Зимородок прилетал и прилетал и все был так же молчалив и невесел. Изредка он нырял в воду, но вместо заветного ключика попадались мелкие рыбешки. Он уносил их в свою глубокую нору-темницу, вырытую в обрыве.

Приближался конец моего отпуска. По утрам над рекой больше не летали веселые ласточки-береговушки. Они уже покинули родную реку и тронулись в далекий и трудный путь.

Я сидел у шалаша, греясь на солнце после едкого утреннего тумана. Вдруг по моим ногам скользнула чья-то тень. Я вскинул голову и увидел ястреба. Хищник стремительно мчался к реке, прижав к бокам свои сильные крылья. В тот же миг над камышами быстро-быстро замахал крылышками зимородок.

– Ну зачем же ты летишь, дурачишка! – вырвалось у меня. – От такого разбойника на крыльях не спасешься. Прячься скорей в кусты!

Я вложил в рот пальцы и засвистел что было мочи. Но, увлеченный преследованием, ястреб не обратил на меня внимания. Слишком верна была добыча, чтобы отказаться от погони. Ястреб уже вытянул вперед голенастые ноги, распустил веером хвост, чтобы затормозить стремительный разлет и не промахнуться… Злая колдунья послала на мою царевну смерть в облике пернатого разбойника. Вот какой трагический конец у моей сказки.

Я видел, как в воздухе мелькнули в молниеносном ударе когтистые лапы хищника. Но буквально на секунду раньше зимородок голубой стрелой вонзился в воду. На тихой предвечерней воде заходили круговые волны, удивившие одураченного ястреба.

Я собирался домой. Отвел лодку к мельнице для присмотра, уложил в заплечный мешок вещи, смотал удочки. А вместо той, на которой любил сидеть зимородок, воткнул длинную ветку лозы. Под вечер как ни в чем не бывало прилетела моя печальная царевна и доверчиво уселась на хворостину.

– А я вот ухожу домой, – сказал я вслух, завязывая рюкзак. – Поеду в город, на работу. Что ты будешь одна делать? Смотри, ястребу на глаза больше не попадайся. Полетят твои оранжевые и голубые перышки над рекой. И никто про то не узнает.

Зимородок, нахохленный, недвижно сидел на лозинке. На фоне полыхающего заката отчетливо вырисовывалась сиротливая фигурка птички. Казалось, она внимательно слушала мои слова.

– Ну, прощай!..

Я снял кепку, помахал моей царевне и от всей души пожелал отыскать серебряный ключик.

Живое пламя

Тетя Оля заглянула в мою комнату, опять застала за бумагами и, повысив голос, повелительно сказала:

– Будет писать-то! Поди проветрись, клумбу помоги разделать. – Тетя Оля достала из чулана берестяной короб. Пока я с удовольствием разминал спину, взбивая граблями влажную землю, она, присев на завалинку и высыпав себе на колени пакетики и узелки с цветочными семенами, разложила их по сортам.

Тетя Оля заглянула в мою комнату, опять застала за бумагами и, повысив голос, повелительно сказала:
- Будет писать-то! Поди проветрись, клумбу помоги разделать.
Тетя Оля достала из чулана берестяной короб. Пока я с удовольствием разминал спину, взбивая граблями влажную землю, она, присев на завалинку и высыпав себе на колени пакетики и узелки с цветочными семенами, разложила их по сортам.
- Ольга Петровна, а что это не сеете вы на клумбе маков?
- Ну, какой из маков цвет! - убежденно ответила она. - Цветом он всего два дня бывает. Для клумбы это никак не подходит, пыхнул и сразу сгорел. А потом все лето торчит эта самая колотушка, только вид портит.
Но я все-таки сыпанул тайком щепотку мака на самую середину клумбы. Через несколько дней она зазеленела.
- Ты маков посеял? - подступилась ко мне тетя Оля. - Ах озорник ты этакий!
Неожиданно я уехал по делам и вернулся только через две недели. После жаркой, утомительной дороги было приятно войти в тихий старенький домик тети Оли.
Подавая мне тяжелую медную кружку с квасом, тетя Оля сказала:
- А маки твои поднялись, уже бутоны выбросили.
Я вышел посмотреть на цветы. Клумба стала неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона.
Распустились они на другой день. Издали мои маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что стоит прикоснуться - сразу опалят!
Два дня буйно пламенели маки. И на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто. Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.
- Да, сгорел... - вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. - А я как-то раньше без внимания к
маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает.
Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом.
Мне уже рассказывали о ее сыне. Алексей погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика.
Я теперь живу в другом конце города и изредка заезжаю к тете Оле. Недавно я снова побывал у нее. Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями. А рядом на клумбе полыхал большой костер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню.
(426 слов) (По Е. И. Носову)

Перескажите текст подробно.
Ответьте на вопрос: «Как вы понимаете смысл этого рассказа?»
Перескажите текст сжато.
Ответьте на вопрос: «Какие мысли и чувства вызывает у вас этот рассказ?»

МОУСОШ № 50

Рассказ Евгения Носова «Живое пламя»
Учитель русского языка и литературы

Пудовинникова Ольга Алексеевна

г. Воронеж

Рассказ Евгения Носова «Живое пламя»

Задача : донести до учащихся мысль автора о высоком предназначении человека,

священной памяти о погибших на войне.


Цели : показать умение писателя через один эпизод из жизни выразить своё отношение к истинным ценностям; способствовать развитию аналитического и выразительного чтения,

построению логических высказываний, отметить художественное своеобразие рассказа,

способствовать нравственному и патриотическому воспитанию.
Оборудование : портрет Евгения Носова, иллюстрации С.Бордюга, рисунки учащихся.
Домашнее задание к уроку : прочитать рассказ «Живое пламя», нарисовать обложку (или словесное рисование), подготовить устный рассказ о погибших (участниках) Великой Отечественной войны по материалам семейных архивов, индивидуальные задания по биографии писателя.

Ход урока


Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины, бывшие

солдаты и солдатские жёны, участники и очевидцы, пока

ещё живы, …передали бы своим детям и внукам

священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу.

Е. Носов. «Шопен, соната номер два»

Вступительное слово учителя .
Литературная композиция о жизни и творчестве писателя .

Выступления учащихся.

1. Евгений Носов- фронтовик, и все его произведения, так или иначе, затрагивают тему войны. Теперь уже никогда не спросишь у Евгения Ивановича Носова (1925-2002), почему он, солдат-артиллерист, шагнувший в войну в 1943 году после окончания 8 класса, избегал в своих произведениях описания боёв, наступлений, атак. А ведь в составе армии К.К.Рокоссовского он участвовал в форсировании Днепра, в боях за Минск и Белосток. Уже в 1945-м, на подступах к Кенигсбергу, был тяжело ранен.

Война в судьбе любого её участника не эпизод. Не случайно же позже год войны и рядовому, и генералу засчитывался за три. Прожитое, пережитое, испытанное на войне уплотняло, спрессовывало жизнь человека, делало детей взрослыми, юных - мужчинами. Об этом говорят герои рассказа Носова» Шумит луговая овсяница» Павел и Анфиса.


2. Инсценировка (текст без слов автора)

Вот вспоминаю своё мальчишество. Кажется, оно было страшно давно. Как до Рождества Христова.

А я будто вчера девчонкой была. Даже платья, какие носила, помню.

Тебе повезло Всё-таки целым куском живёшь. А я другой раз силюсь представить что-нибудь из тех лет, закрою глаза и вижу совсем не то… Какие-то балки огненные рушатся…Люди бегут… Чёрные против огня… Бегут и падают…

Насмотрелся ты на войну. Оттого и так…

Может быть… Никак я не пробьюсь сквозь всё это в те свои годы… Где-то они остались по другую сторону… Как за лесным пожаром…

И всё это куда-то ушло… Самый лучший кусок жизни. Будто и не я тогда был на свете…Так вот и живу укороченный…

3. Мысли, чувства, судьба героя Носова, конечно же, во многом близки самому автору.

Из-за войны «он из детства вынырнул прямо взрослым парнем, минуя юность». «Перевязал верёвочкой свои физики-химии, недоделанные планёры на чердаке спрятал и – потопал… Думал, приду - доделаю… Я даже девчатам писем не писал: не успел завести…»

Потом дороги войны, госпиталь. И словно новое рождение: «Такое теперь ощущение, словно я впервые появился на свет не в родильном доме, как это положено, а в армейском госпитале. Вынырнул из хлороформа, будто из небытия, и, как младенец, смотрю на Божий мир. Ко всему нужно было привыкать заново…»


4. Школу Носов заканчивал уже после Победы. В гимнастёрке и солдатских сапогах, с пенсионным удостоверением инвалида войны. Школа была дневная. Он пришел сразу в выпускной класс. Непохожий на всех ученик… Сам Носов рассказал об этом так: «В 1943 году, после освобождения Курска, пришел и мой черёд идти на войну.

На фронте мне выпала тяжёлая доля противотанкового артиллериста. Это постоянная дуэль с танками -кто кого… Или ты его, или, если промазал, он тебя. Уже в конце войны, в Восточной Пруссии, немецкий «фердинанд» всё-таки поймал наше орудии в прицел, и я полгода провалялся в госпитале в гипсовом панцире.

К сентябрю 1945 года врачи кое-как заштопали меня, и я вернулся в школу, чтобы продолжать прерванную учёбу. На занятия я ходил с ещё не зажившими ранами, крест-накрест перевязанный бинтами, в гимнастёрке (другой одежды не было), при орденах и медалях. Поначалу меня принимали за нового учителя, и школьники почтительно здоровались со мной – ведь я был старше их на целую войну».
5. Из прозы Е. И. Носова возникает и образ самого автора. Перед читателем предстаёт очень добрый и светлый человек.

О войне Носов писал мало, но писал так, что его рассказы вошли в литературу навсегда. Война, кончившаяся так давно, мучила Носова болью памяти, болью за тех, кто остался в родной и чужой земле, за тех, кто осиротел. Устами своего героя он сказал о том, что мучило его так сильно и неотступно: «Дело…в нашей памяти. В нашем понимании того, какой ценой заплачено за победу над самым лютым из врагов, когда-либо нападавших на русскую землю»

Слово учителя

Представим себе людей, чьи образы создаёт автор в рассказе «Живое пламя». И поймём, что содержание подчинено главной мысли. Какой? Память о погибших в Великой Отечественной войне живёт в сердцах родных и совсем незнакомых людей. известные и безымянные бойцы, не пришедшие с фронта, возвращаются в нашу жизнь…дуновением лёгкого ветерка, лазоревым тихим утром, разросшимся под окном жасминовым кустом или…ярко вспыхнувшим цветком на клумбе.


Художественное чтение рассказа

Беседа

1. В рассказе тётя Оля не жалуется на свою судьбу, уже не плачет. Но глубокая, затаённая печаль переполняет эту женщину. Что даёт нам право сделать такой вывод ?

Иногда скорбь выражается в словах, мимике, жестах, осанке Ольги Петровны.

2. Ощущается ли присутствие Алексея? (Работа по иллюстрации- описание комнаты)


3. Видимо, пытаясь унять свою душевную боль, она занялась разведением цветов.

Выразительное чтение описания клумбы.

4. Зачем писателю потребовалось подробное описание клумбы?
5. Почему тёте Оле не нравились маки? Где им место? Ведь она их прополола! Оставила только три росточка.
6. Каково впечатление рассказчика от цветения маков? Как он его выражает?

Выборочное чтение. Объяснение метафоры.


7. Как характеризует героев отношение к макам? Меняется ли оно? О чём это нам говорит? Зачитайте слова Ольги Петровны о судьбе мака и о судьбе её сына.
8.Как погиб Алексей?
9. Какой же он, человек, способный на такой поступок?

Судя по тому, с какой любовью и теплотой вспоминает о нем мать. Можно сказать, что Алексей был гордостью тёти и до войны.


10.Поразмышляем, в какой семье, в какой обстановке вырос герой.
Вывод : для того, чтобы воспитать в себе чувство патриотизма, чтобы любить Отечество бескорыстно и быть готовым самоотверженно его защищать, не нужна какая-то особая атмосфера в семье. Необходимо внутренне осознавать: Родина может быть только одна у человека. Глубокое понимание этой истины породило среди народа множество пословиц.

Каких?


Первое в жизни - честно служить Отчизне.

Человек без Родины – всё равно, что земля без семени.

Жить – Родине служить.

Любовь к Родине сильнее смерти.

Кто Родиной торгует, того кара не минует.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.


И не один герой пал в бою, чтобы спасти свою мать, свою семью, свободу, город, край – всё, что мы зовём величавым словом «Родина».
11. Сумел ли Евгений Носов на страницах небольшого произведения показать жестокость войны?
12. Понятен ли вам смысл рассказа?
13. Можно ли назвать маки его полноправными «героями»? Правомерно ли говорить о символическом смысле этого образа? Понятен ли вам смысл образа « буйно пламенеющего» мака, то вспыхивающего «трепетно-ярким огнём», то наливающегося «густым багрянцем»?

Это символ возвышенного, восторженного, героического у Е. Носова. Не случайно автор сравнивает маки с «зажжёнными факелами с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени», а осыпающиеся лепестки их – с «искрами». Рассматривая «ещё совсем свежий, в капельках росы, лепесток», мать вспоминает сына, вспыхнувшего могуществом человеческого духа и сгоревшего «без оглядки».


14. Как вы понимаете конец рассказа? (Зачитать)

Любуясь «большим костром маков», автор наблюдает, как «снизу, из влажной, полной жизненных сил земли, подымались всё новые и новые туго свёрнутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню». Героическое продолжает жить среди нас, в нашем сознании. Память питает корни « нравственного духа народа», «вдохновительных подвигов. Память. Она всегда с нами.

Чтение эпиграфа к уроку

15.Почему рассказ так озаглавлен?


Обсуждение вариантов обложки к рассказу «Живое пламя», иллюстраций художника С. Бордюги.
Что жизненно важное помог осознать вам рассказ Е. Носова «Живое пламя»?
Развитие речи учащихся (из семейного архива: рассказ об участнике войны)
Из пожелтевших и наполовину истлевших от времени страниц газет.

Каким чувством наполнено оно?
«… Дорогой Вася, мы обязаны отомстить за расстрелянных и замученных мирных жителей, за разрушенные госпитали, за бомбежку наших городов, наших деревень и сёл

Я призываю тебя, мой сын, и тысячи других молодых летчиков, отправляющихся на фронт, смело и беззаветно биться с лютым врагом и громить его. Где бы и когда бы он ни появился.

Я верю, дорогой Вася, что твоя боевая машина не упустит врага. Бей врага изо всей силы! И если кончатся патроны, то таран – вот верное и излюбленное средство наших пилотов – поможет тебе уничтожить стервятника.

Я, твой отец, благословляю тебя на героические подвиги во имя Родины, во имя счастья нашего народа. Помни, что я всегда рядом с тобой в любом бою, где бы ты ни был…

Твой отец М. Водопьянов».
Мы чувствуем возвышенное, священное состояние души, которое вызывало рождение подвига, привело страну к Победе.

И память о подвиге нашего народа священна.


На фоне слайдов компьютерной презентации «Великая Отечественная война» звучит

Фонограммы песни «За того парня» (муз. Д.Тухманова, сл. Р. Рождественского)

Я сегодня до зари встану,

По широкому пройду полю.

Что-то с памятью моей стало:

Всё, что было не со мной, помню.
Бьют дождинки по щекам впалым.

Для Вселенной двадцать лет – мало.

Даже не был я знаком с парнем,

Обещавшим: «Я вернусь, мама!»

А степная трава пахнет горечью,

Молодые ветра зелены…

Просыпаемся мы, и грохочет над полночью

То ли гроза, то ли эхо прошедшей войны.


Обещает быть весна долгой,

Ждёт отборного зерна пашня.

И живу я на земле доброй

За себя и за того парня.


Я от тяжести такой горблюсь,

Но иначе жить нельзя, если

Всё звучит во мне его песня.

Подведение итогов

Домашнее задание: выучить наизусть отрывок о цветущих маках (по выбору учащихся); продолжить подготовку рассказов о родственниках, которые воевали в годы Великой Отечественной войны.

1) Особенности жанра произведения. Произведение Е.И. Носова «Живое пламя» относится к жанру рассказа. Это эпический жанр небольшого объёма, повествующий об одном эпизоде, событии из жизни героя.

2) Тематика и проблематика рассказа.
Евгений Иванович Носов принадлежит к поколению тех русских писателей XX века, которые пережили войну, перенесли все тяготы военного времени, поэтому тема подвига, мгновенно прожитой жизни для него особенно актуальна. В рассказе писателя «Живое пламя» повествуется о слишком быстром цветении маков и тех ассоциациях, которые возникли у главной героини произведения, тёти Оли, наблюдающей яркую, но непродолжительную жизнь маков.

Как вы поняли слова тёти Оли: «Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает»? О чем вспомнила тётя Оля, говоря эти слова? (о своем сыне Алексее, который погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика)

Почему отныне тётя Оля отдала предпочтение макам и сажала их на клумбе? (Маки напоминали тёте Оле о сыне.)

3) Смысл названия рассказа. Е.И. Носов назвал свой рассказ «Живое пламя». Именно через название произведения писатель передал свое отношение к изображаемому и обратил внимание читателя на ключевой эпизод рассказа. Описывая цветение маков, автор использует различные художественные средства: цветовые эпитеты («зажжённые факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени», «полупрозрачные алые лепестки»), необычные метафоры («то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то напивались густым багрянцем», «стоит только прикоснуться - сразу опалят»), ёмкие сравнения («Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия»), Жизнь цветка скоротечна: «Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли». Такая короткая, но полная силы жизнь мака ассоциируется у тёти Оли с судьбой собственного сына Алексея, который «погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика». В основе названия рассказа необычная метафора, характеризующая не только цвет мака, красный, как огонь, но и очень быструю, как пламя, жизнь цветка. В названии заключён основной смысл рассказа Е.И. Носова, его философская глубина. Писатель как бы предлагает читателю задуматься над нравственной сущностью жизни, прожить ярко, не пугаться трудностей, преодолевать обстоятельства. Автор заставляет стремиться не к безликому существованию, а к жизни, полной глубокого смысла.

Как вы поняли смысл названия рассказа Е.И. Носова «Живое пламя»? (Маки подобно пламени быстро вспыхивали и также быстро сгорали.)

4) Художественные особенности рассказа.

На что были похожи распустившиеся маки? («на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени»)

Какие художественно-выразительные средства использует автор в описании маков? (эпитеты, метафоры: «полупрозрачные алые лепестки», «вспыхивали трепетно-ярким огнем», «наливались густым багрянцем», «слепили своей озорной, обжигающей яркостью» и др.)

8-ой класс 28.01.2013 Учитель: ГРОЗА АННА

Евгений Носов «Живое пламя».

Обобщение

Евгений Иванович Носов 1925-2002

На уроке будем:

  • Правильно и выразительно читать,отвечать на вопросы
  • Извлекать из читаемого текста нужную информацию
  • Составлять лексическую цепочку слов
  • Анализировать ассоциацию звеньев лексической цепи
  • Оценивать поступки героев.
  • Осуществлять выборочное чтение при оценке событий

  • 1.Разговор о семенах рождает тайный замысел.
  • 2.Дело сделано!
  • 3.Воспоминание о сыне.
  • 4.А маки поднялись.
  • 5.Живое пламя.
  • 6.Жизнь без оглядки

Евгений Носов «Живое пламя»

Клумба стояла неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. Потом клумбу опоясывала лента маттиол - скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили.

Эхо войны в творчестве Е. Носова

Пестрели куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона.

Евгений Носов «Живое пламя»

Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени.

Евгений Носов «Живое пламя»

Легкий ветер чуть колыхал, солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться - сразу опалят!

Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто.

Я поднял с земли ещё совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.

- Вот и всё, - сказал я громко, с чувством ещё не остывшего восхищения.

Евгений Носов «Живое пламя»

О погибшем на войне Алексее, сыне тети Оли, мы узнаем из последних строк рассказа. Эти строки являются ключевыми в произведении Е.Носова.

Красный мак – символ Памяти .

  • В рассказе исходным образом становится МАК.
  • МАК- центральный образ

О происхождении мака существует много легенд. В христианской мифологии происхождение мака связывают с кровью

невинно убитого

человека. Впервые

будто бы мак вырос

из крови распятого на кресте Христа, и с тех

пор растет там,

где пролилось много

человеческой крови.

А в Англии существует национальный праздник – День Маков – дань памяти погибшим солдатам.

11 ноября - День Памяти всех павших на полях сражений, дата которая знаменует годовщину окончания 1-й мировой войны. Символом Дня Памяти во многих странах является красный мак.

  • АЛЕКСЕЙ
  • ТЁТЯ ОЛЯ
  • ЮНОША

Лексическая цепочка слов

Мифологическое соответствие

Выбросили навстречу солнцу три тугих бутона”

Ассоциации

Сон, сладкое успокоение, невинно пролитая кровь

Растение, красный – красивый, яркие лепестки

Солярная символика

Походили на зажженные факелы”, “алые лепестки”, “раскрывали свои огненные языки”, “полыхали, точно искры”, “наливались густым багрянцем”

вспыхивали трепетно-ярким огнем”

пламенели – осыпались – погасли”, “И у людей так бывает”

свежий, в капельках росы лепесток”

Красота, свет, добро

Огонь как посредник между человеком и божеством, одна из основных стихий мира

Огонь, молодость, страсть, жажда жизни, яркость впечатлений

чувственность, эмоциональность

Огонь как живое существо, связь огня с сердцем, душой умершего

Живое пламя

Быстротечность человеческой жизни, оборвавшаяся жизнь, трагизм, боль, скорбь

молодость, красота, смерть

А снизу… подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню”

Живой огонь – новый, святой, небесный

Чистый, непрекращающийся, небесный, вечный огонь, память, благодарность, слезы, очищение, молчание

Надежда

Героическое продолжает жить

среди нас, в нашем сознании.

Память питает корни нравственного духа

народа»,

«вдохновительных

подвигов».

Память.

Она всегда с нами.

P arerea - Мнение

R ationament - Аргумент

E xemplu - Пример

S umarul - Вывод

P - Этот текст учит нас жить ради кого-то,посвящать жизнь людям..

  • P - Маки - красивые алые цветы.
  • R - Они украшают нашу жизнь.
  • E - Пример тому клумба на которой зацвели маки, без них она не была бы такой яркой.
  • S - Два дня буйно пламенели маки, а потом осыпались и погасли.
  • P - Этот текст учит нас жить ради кого-то,посвящать жизнь людям.
  • R - Только так можно оставить о себе хорошую память.
  • E - Пример этого жизнь Алексея.
  • S - Иногда и короткая жизнь может быть прожита в полную силу.

  • Домашнее задание:

Эссе на тему

« Короткая жизнь,

зато без оглядки,

в полную силу

прожита.»

Объём: 0,5-1 страницы

  • Еськов М.Н. Воспоминания о Евгении Носове. М.-2005
  • Крупина Н.Л. "От сердца к сердцу": рассказ Евгения Носова "Живое пламя" ЛШ -2005,№4
  • Россинская В.С. "...Не дать погибнуть живому огню": рассказ Е.И.Носова "Живое пламя" в VII классе. ЛШ – 2005, №3.
  • Россинская В.С. Куклы и люди: рассказ Е.И.Носова "Кукла". ЛШ – 1998, №1.
  • материалы сайтов « www . openclass . ru »

« www . ped - sovet . ru »

А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто. Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони. - Вот и все, - сказал я громко, с чувством еще не остывшего восхищения. - Да, сгорел... - вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. - А я как-то раньше без внимания к маку-то этому Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает... Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом. Мне уже рассказывали о ее сыне. Алексей погиб, спикировав на своем крошечном "ястребке" на спину тяжелого фашистского бомбардировщика... Я теперь живу в другом конце города и изредка заезжаю к тете Оле. Недавно я снова побывал у нее. Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями. А рядом на клумбе полыхал большой ковер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню.

Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Технологии: информационно-коммуникативные технологии, кейс-технология, технология развития критического мышления, личностно-ориентированная технология, технология свободного воспитания.

Цели урока: показать умение писателя через один эпизод из жизни выразить своё отношение к истинным ценностям; способствовать развитию аналитического и выразительного чтения, построению логических высказываний, отметить художественное своеобразие рассказа, способствовать нравственному и патриотическому воспитанию ; развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения, воспитывать у школьников уважительное отношение и чувство благодарной памяти к погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Оборудование: 1)Компьютер. 2) Презентация, фильм. 3) Тексты рассказа Е. Носова «Живое пламя».

Ход урока.

1) Работа над понятием «ПАМЯТЬ».

Что такое память? Попробуйте сформулировать лексическое значение этого слова.

Послушайте определение из словаря.

ПАМЯТЬ, -и, ж. 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта. (С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.)

ПАМЯТЬ ж. (мнить, мнети). Способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. (Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля.)

ПАМЯТЬ, памяти, мн. нет, жен. 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления. (Д. Н. Ушаков. Толковый словарь.)

Как вы думаете, все ли события остаются в памяти людей? Что лучше запоминается?

Тема памяти – основная тема нашего урока.

Презентация. Слайд 1. (На фоне слайда звучит песня «За того парня» (1 куплет и припев), звук прерывается по щелчку. По второму щелчку происходит смена слайда.)

Сегодня на уроке мы вспомним о самом трагическом периоде истории нашей страны - Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., поговорим о рассказе Евгения Ивановича Носова «Живое пламя», проследим, как писатель поднимает тему памяти и решает её на страницах своего произведения.

Прочитайте эпиграф к уроку (на слайде 1) . Как вы понимаете эти слова?

«Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины, бывшие солдаты и солдатские жёны, участники и очевидцы, пока ещё живы, …передали бы своим детям и внукам священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу». Е. Носов «Шопен, соната номер два»

Память вновь и вновь возвращает ветеранов Великой Отечественной войны в окопы и землянки, на занимаемую горсткой солдат высотку или на переправу под прицельным огнем. Память. Она всегда с нами. И о чем бы ни писали фронтовики много лет спустя, тема войны остается главной в любом произведении, потому что нельзя вычеркнуть из памяти ужасные картины.

О войне Носов писал мало, но писал так, что его рассказы вошли в литературу навсегда. Война, кончившаяся так давно, мучила Носова болью памяти, болью за тех, кто остался в родной и чужой земле, за тех, кто осиротел. Устами своего героя он сказал о том, что мучило его так сильно и неотступно: «Дело…в нашей памяти. В нашем понимании того, какой ценой заплачено за победу над самым лютым из врагов, когда-либо нападавших на русскую землю».

2) Знакомство с жизнью и творчеством писателя (сообщение учащегося о Е. И. Носове).

Презентация. Слайд 2.

Носов Евгений Иванович родился 15 января 1925 года в селе Толмачеве под Курском в семье потомственного мастерового, кузнеца. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб.

Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Летом 1943 года, закончив восьмой класс, ушёл на фронт, поступил в артиллерийские войска, стал наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше. В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 был тяжело ранен и 9 мая 1945 года встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино Победы».

После войны Носов продолжил учёбу, закончил среднюю школу. С детства любивший рисовать и явно обладавший талантом, уезжает в Среднюю Азию работать художником, оформителем, литературным сотрудником. Начинает писать прозу. В 1958 году выходит его первая книга рассказов и повестей «На рыбачьей тропе».

В 1961 году возвращается в Курск, становится профессиональным писателем. Учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького, публикует свои произведения «Тридцать зерен», «Дом за триумфальной аркой», «Где просыпается солнце».

Е. И. Носов был награждён Орденами Ленина и Отечественной войны, медалями. В 1975 году писатель был удостоен Государственной премии РСФСР, в 1996 году - Международной премии имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства.

Презентация. Слайд 3. (Во время рассказа происходит автоматическая смена двух фотографий через две секунды.)

3) Беседа по рассказу.

1.Что нам известно о рассказчике? Кем он приходится тёте Оле?

(Он писатель, снимает комнату у Ольги Петровны)

2. Презентация. Слайд 4. Расскажите об Ольге Петровне, используя иллюстрацию к рассказу.

(Тётя Оля одинока, затаенная печаль переполняет ее сердце. Она не жалуется на свою судьбу, уже не плачет. Но скорбь иногда выражается в словах, мимике, жестах, осанке Ольги Петровны).

Назовите детали, свидетельствующие об одиночестве женщины, о затаённой печали, переполнявшей её сердце.

(Тихий старенький домик, сочувственно оглядев меня, как-то сгорбившись)

3. Ощущается ли присутствие Алексея? Докажите словами текста.

Презентация. Слайд 5. Работа по иллюстрации - описание комнаты.

4. Как вы считаете, почему тётя Оля занимается разведением цветов?

(Чтобы унять душевную боль.)

5. Почему тётя Оля не любила маки?

(Для клумбы мак не подходит: пыхнул и сразу сгорел.)

6. Почему рассказчик посеял маки?

7. Выразительно прочитайте описание клумбы.

Зачем писателю потребовалось подробное описание клумбы?

Презентация. Слайд 6. Почему художник изобразил только маки?

Можно ли сказать, что маттиолы, анютины глазки, куртинки так же сильно волновали сердце героя, как и маки?

(Сконцентрировав внимание на подробном описании клумбы, Носов тем самым намечает два противоположных, контрастных образа: образ мака и всех остальных цветов. В рассказе “цветочная аристократия” “кажется настоящим ковром”, если рядом – маки. Но без них “сразу на пышной клумбе стало пусто”.)

(Эпитеты, сравнения, метафоры)

8. Перечитайте эпизод, где герой-рассказчик и тетя Оля рассматривают отцветший мак.

Как показана недолгая красота маков?

Назовите глаголы, передающие действие маков.

Рассмотрите цепочку глаголов: пламенели – осыпались – погасли.

Художественный прием, основанный на усилении или, наоборот, ослаблении какого-либо признака, называется градация.

9. Отчего вдруг «как-то сгорбилась» тетя Оля?

Что мы узнали о сыне тёти Оли? Как погиб Алексей?

О судьбе Алексея Носов сказал в одном предложении. Достаточно ли этого, чтобы мы, читатели, представили его? Каким вы себе представляете Алексея?

(Судя по тому, с какой любовью и теплотой вспоминает о нем мать, можно сказать, что Алексей был гордостью тёти Оли и до войны.)

10. Изменилось ли отношение героев к макам? О чём это нам говорит?

(Мак сравнивается с человеческой жизнью. Жизнь человека так же коротка, но прекрасна. Огонь в рассказе ассоциируется с душой человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других.)

Зачитайте слова Ольги Петровны о судьбе мака и о судьбе её сына.

11. Можно ли назвать маки полноправными «героями» рассказа? Что символизирует образ « буйно пламенеющего» мака, то вспыхивающего «трепетно-ярким огнём», то наливающегося «густым багрянцем»?

(Это символ возвышенного, восторженного, героического у Е. Носова. Не случайно автор сравнивает маки с «зажжёнными факелами с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени», а осыпающиеся лепестки их – с «искрами». Рассматривая «ещё совсем свежий, в капельках росы, лепесток», мать вспоминает сына, вспыхнувшего могуществом человеческого духа и сгоревшего «без оглядки».)

12. Презентация. Слайд 7. Зачитайте описание маков в конце рассказа. Как вы понимаете конец рассказа?

(Любуясь «большим костром маков», автор наблюдает, как «снизу, из влажной, полной жизненных сил земли, подымались всё новые и новые туго свёрнутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню». Он напоминает вечный огонь. Знак вечной памяти и молчания.)

13. Почему рассказ так озаглавлен?

(Героическое продолжает жить среди нас, в нашем сознании. Память питает корни «нравственного духа народа», «вдохновительных подвигов». Память. Она всегда с нами.)

14) Сумел ли Е. Носов на страницах небольшого произведения показать жестокость войны?

4) Рассказ о летчиках, погибших во время войны.

Война – величайшая трагедия. Когда произносишь это слово, в мыслях встают разрушенные города, вспышки ракет и зарево пожарищ, в ушах возникает бесконечно тяжелый грохот бомбежек…

В рассказе Е. И. Носова нет описаний военных событий, и о войне автор упоминает вскользь. Всего лишь несколько предложений передают весь ужас войны. Сын тёти Оли геройски погиб, короткая у него была жизнь, зато в полную силу прожита. А сколько молодых людей не вернулось с войны! В памяти близких и их боевых товарищей они остались вечно молодыми. Давайте вспомним некоторых из них.

Презентация. Слайд 8 (Перед каждым рассказом ученика о летчике по щелчку происходит выход фотографий.)

Шамшурин Василий Григорьевич.

Младший лейтенант Шамшурин совершил 22 боевых вылета, уничтожив 4 самолета, 14 танков и другую боевую технику врага. 18 ноября 1942 г. при штурмовке скоплений войск противника в районе Дзаурикау направил свой подбитый зенитным огнем Ил-2 в гущу вражеских боевой техники. В.Г.Шамшурину присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Матвеев Владимир Иванович.

Капитан Матвеев при отражении налета противника на Ленинград 12 июля 1941 г., израсходовав весь боекомплект, применил таран: концом плоскости своей машины срезал хвостовое оперение вражеского самолета, сам произвел благополучную посадку. 01 января 1942 г. погиб в воздушном бою в Ленинградской области. В.И.Матвееву присвоено звание Героя Советского Союза.

Кайков Павел Александрович.

Лейтенант Кайков произвел 177 боевых вылетов. Участвовал в 5 воздушных боях. 29 ноября 1941 г. погиб в воздушном бою, таранив при лобовой атаке самолет противника в районе Лоухи. П.А.Кайкову присвоено звание Героя Советского Союза.

Гречишкин Василий Николаевич.

Майор Гречишкин совершил 152 боевых вылета на бомбардировку важных объектов и уничтожение живой силы и техники противника. 30 сентября 1943 г. под Ленинградом самолет Гречишкина был подбит зенитным огнем врага. Летчик направил горящий самолет на позицию артиллерийской батареи. В.Н.Гречишкину присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

5) Развитие речи учащихся (из семейного архива: рассказ об участнике войны).

Ни одну семью в нашей стране не обошла стороной война. Коснулась она и ваших семей. Давайте послушаем небольшие рассказы о ваших родственниках.

Любкевич Антон.

Мой прадедушка Сорокин Михаил Васильевич родился в 1913 году, а умер в 1991 году. Когда мой прадед был молодым и сильным, то мог поднять лошадь. В 1938 году пошел служить в армию. Попал на китайскую границу и участвовал в военной кампании под Халхин-Голом против японской армии. Не успел он вернуться домой, как началась русско-финская война. Прадед участвовал и в ней. А потом началась Великая Отечественная война, и прадед встал на защиту своей Родины. Во время боя под Ленинградом ему оторвало ногу. Поступил в госпиталь. А в 1944 году вернулся с фронта домой. Мой прадед награжден орденами и медалями.

Каретников Иван.

Мой прадед воевал под городом Ржевом. В ходе боев немцы окружили в болоте прадедушку с товарищами. Им было очень тяжело: не было еды, снарядов. Солдаты делали все возможное и невозможное, чтобы выстоять и не пропустить немцев. Но враг оказался сильнее на этом этапе войны. Мой прадед попал в плен. Его обливали водой, били кнутом, натравливали собак. Советская армия, разбив войска фашистов, освободила пленных. В их числе был и мой прадед. Он вернулся домой к своей семье.

Меня назвали Иваном в честь моего прадедушки.

Уварова Ирина.

Моего прадеда звали Уваров Иван Дмитриевич. Пошел на войну в 1941 году. В это время он жил в Смоленской области. Прадед был очень сильный, поэтому воевать он начал гранатометчиком и пулеметчиком. После тяжелого ранения в ногу его положили в госпиталь. В палате, где лежал прадед, находился немец. Когда дед узнал, кто с ним лежит рядом, то ударил немца кулаком в грудь. Удар оказался смертельным. За это прадеда хотели судить, но не сделали это.

Подмятникова Екатерина.

Моего прадедушку звали Александром Павловичем. Его призвали на войну, когда ему было 22 года. В 1942 году он был ранен в руку, потом целый год пролежал в госпитале. В 1943 году в мае он воевал в батальоне химзащиты санинструктором. В 1945 году прадедушка стал стрелком. В 1946 году был демобилизован. Имеет награды, но они, к сожалению, не сохранились.

6) Выводы по рассказу.

О погибшем на войне Алексее, сыне тети Оли, мы узнаем из последних строк рассказа. Эти строки являются ключевыми в произведении Носова. Память о погибших в Великой Отечественной войне живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей. Известные и безымянные бойцы, не пришедшие с фронта, возвращаются в нашу жизнь дуновением легкого ветерка, лазоревым тихим утром, разросшимся под окном жасминовым кустом или ярко вспыхнувшим цветком на клумбе.

Презентация. Слайд 9 (Во время рассказа происходит автоматическая смена пяти фотографий. Фотографии меняются через пятнадцать секунд.)

1 фотография в презентации. Красный мак – символ Памяти.О происхождении мака существует много легенд. В христианской мифологии происхождение мака связывают с кровью невинно убитого человека. Впервые будто бы мак вырос из крови распятого на кресте Христа и с тех пор растет там, где пролилось много человеческой крови.

2 фотография в презентации. В 1915 г., во время Первой мировой войны, канадский военный врач Джон Маккрей написал ставшее широко известным стихотворение "В полях Фландрии", начинавшееся такими строками:

Всюду маки свечами печали горят
На войной опалённых фландрийских полях,
Между мрачных крестов, что рядами стоят,
В тех местах, где недавно закопан наш прах. (перевод А. Яро)

3 фотография в презентации. Считается, что семена мака любят, когда землю "беспокоят": они могут годами пролежать в почве и начнут прорастать только после того, как почву перекопали. В Первую мировую войну во Фландрии шли кровопролитные сражения, после которых немногим, оставшимся в живых, приходилось хоронить погибших товарищей прямо на поле боя. Говорят, такого количества маков в тех местах не видели никогда ни до, ни после того страшного времени.

4 фотография в презентации. В Англии существует национальный праздник – День Маков – дань памяти погибшим солдатам, который отмечается 11 ноября или в ближайшее к этой дате воскресенье. Эта дата знаменует годовщину окончания 1-й мировой войны. За 2 недели до Дня маков повсеместно начинают продавать красные искусственные маки, средства от которых полностью идут на помощь ветеранам войн. Яркий и символичный цветок покупает почти каждый, чтобы сразу же приколоть к одежде в знак благодарности и светлой памяти.

5 фотография в презентации. Символом Дня Памяти во многих странах является красный мак.

Учащийся читает наизусть стихотворение Екатерины Акимовой «Маки».

Война прошла, минуло много лет,
Из памяти стирая эти годы.
Но не забудь, Россия, этих бед,
О них тебе напомнят маков всходы.

Алеют маки искрой на земле,
Горят они в степных просторах, в поле
Как капли крови, да, горячей крови.

Цветут они и не дают забыть
О тех боях за жизнь и за свободу,
О тех, кто смог себя не пощадить,
Своею кровью обогреть всю воду.

Алеют маки искрой на земле,
И пламень тот горит не угасая,
Он обжигает сердце всей стране,
О горьких годах ей напоминая.

И сердце наше память ту хранит,
И слёзы скорби на глазах усталых,
И память прошлого в душе земли горит,
Как тот пожар в траве из маков алых.

Алеют маки искрой на земле,
Как капли крови, да горячей крови.
И обжигают сердце всей стране,
Своим огнём до страшной нашей боли.

Презентация. Слайд 10. Фильм «Живое пламя», созданный в программе Windows Movie Maker , запускается щелчком по фотографии. После окончания фильма для смены слайда щелкнуть в нижнем правом углу или в левом углу щелкнуть по треугольнику, затем в окне нажать «далее».

(Песня Ю.Антонова «Маки», фотографии периода Великой Отечественной войны, памятники защитникам Родины и памятники Волоколамского района)

7) Заключительное слово учителя. Презентация. Слайд 11.

Прошло 65 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но её эхо до сих пор не затихает в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить, чтобы извлечь для себя уроки из прошлого на настоящее и будущее. Мы обязаны всё помнить, чтобы жить.

Мчит дорога верста за верстой,
Стонут ноги, колеса и траки.
Вдоль дороги кресты и под каждым крестом
Распускаются красные маки.

А по небу плывут облака
Непроглядной и серой стеною.
И глядят облака на кресты свысока
Поливая слезой неземною.

Я смотрю на усталых ребят
И в душе вспоминаю о Боге,
И мечтаю о том, чтобы каждый солдат
Красным маком не стал у дороги...

Андрей Владимиров (Черников)