Психология как научиться общаться. Разминка мозга или список умных слов


В чем разница между приятным и отталкивающим собеседником? Все ли дело кроется в прирожденной склонности к коммуникации? На самом деле в 90% случаев спасает не талант, а находчивость, самодисциплина и непрерывная работа над собой. Не секрет: важна каждая деталь — поза, мимика, жесты, тон. И если с этими составляющими можно быстро совладать при помощи физических усилий, для грамотной речи потребуется нечто большее. Как говорить правильно и быть отличным рассказчиком?

Использовать проверенные данные

Распускание сплетен вредит репутации порядочного человека. А сплетнями считается любая непроверенная или сомнительная информация. Чтобы избежать неловких моментов и не выставить себя в дурном свете, лучше использовать в рассказе только достоверные факты.

Однако случаются ситуации, в которых важна любая деталь, даже маловероятная. Тогда, чтобы не вводить оппонента в заблуждение, предложения начинают с фраз:

  • “Я не уверен(а), правда ли это, но…”;
  • “Слышал(а) такую информацию от соседей/знакомых/прохожих, но не знаю, насколько она соответствует действительности…”;
  • “На этот вопрос у меня нет однозначного ответа, но есть несколько предположительных версий…”;
  • “Я считаю так, но, вполне возможно, что ошибаюсь. Перепроверьте информацию в справочниках или у специалистов”.

Другими словами, эти высказывания имеют лишь предположительный, гипотетический оттенок. Собеседник четко понимает: сведения могут не соответствовать правде. Однако детали помогут отыскать ответ, зададут направление.

Вооружиться аргументами

Это касается спорных моментов. Даже если у вопроса есть неопровержимый ответ, собеседник может о нем не знать. В таких ситуациях нельзя оскорблять оппонента, смеяться над ним, обвинять в невежестве. Бесполезными будут и попытки настоять на ответе без должной аргументации. Поэтому лучшим выходом станет подробное разъяснение с оглашением или демонстрацией доказательств. Ими могут быть:

  • результаты научных исследований;
  • реальные примеры из жизни;
  • вещдоки — видео- или аудиозаписи, фотографии, образцы;
  • авторитетные литературные источники — справочники, энциклопедии, учебники;
  • статистика, эксперименты, логические умозаключения.

Соблюдать чистоту речи

Мода коснулась даже разговорной речи. Поэтому слова иностранного происхождения стали нормой. Иногда они действительно приходят на помощь, так как экономят время, помогают кратко описать явления, предметы, которые сложно перевести на родной язык одной фразой. Однако порой эти “лингвистические иностранцы” звучат нелепо.

“Для демонстрации фэшн-коллекции заюзим бьюти-центр”.

“Тимбилдинг будет проводиться на оупен-эир-плейс”.

“Нет коннекта с клининг-воркером”.

Как объяснить человеку, привыкшему к нормальной речи, что в этих предложениях говорится о показе мод, корпоративе и уборщице? Во избежание смысловых ошибок и недопониманий, лучше по возможности использовать русские аналоги.

Еще несколько проблем современного “модного” языка — сленг, жаргон, умышленное сокращение слов. Фраза “бабки крутятся норм так”, произнесенная финансовым директором, не прибавит ему уважения или доверия. А слова “эй, кульная чикса, не хо’ покататься на тачке?” вряд ли помогут завязать здоровые романтические отношения. Смешно? Тем не менее это реалии, для их подтверждения достаточно прислушаться к разговорам окружающих. Результат окажется скорее плачевным.

Огромной язвой на теле речи служит нецензурная лексика . Чаще всего ее используют по трем причинам:

  • попытка привлечь внимание, показаться старше, “влиться” в компанию (для подростков);
  • создание комического или эмоционально насыщенного эффекта;
  • выражение негативных эмоций.

А теперь время парадокса: ученые выяснили, что брань полезна для организма, так как помогает легче переносить боль. Получается, “острое словцо” порой выручает? Возможно, но никак не во время деловой встречи, общения с малознакомым человеком или в качестве оскорбления. Поэтому о рамках приличия забывать все же не стоит.

Нужно ли говорить о неграмотной речи? Правила спряжения, склонения, произношения существуют не просто так. Они показывают уровень воспитанности, культуры.

Уделить внимание звучанию

Громкость, тембр голоса, четкость произношения оказывают значительное влияние на собеседника и публику. Не менее важен и тон рассказчика. Для воспитанного человека недопустимо вести разговор в надменном, высокомерном тоне. Нельзя придавать своему голосу чрезмерной поучительности — это унижает и оскорбляет слушателя.

Хорош тот разговор, в котором звучание соответствует ситуации.

При общении с детьми используется эмоционально яркий, позитивный, веселый тон. Защита научной работы требует нейтрального, повествовательного звучания. Продавцы товаров “для взрослых” понижают голос, говорят неспешно, часто используют смысловые паузы.

Что будет, если поменять все местами?

Понравится ли детям сухость научного сотрудника? Как отреагирует аудитория ученых на необычный голос оратора — низкий, хриплый, с легким придыханием? И что будет, если в секс-шопе застенчивый покупатель вдруг наткнется на слишком громкого и веселого продавца?

Наладить контакт с собеседником

Во время беседы важно уделять время своему оппоненту. В противном случае получается только скучный, длинный монолог. Одноразовый, потому что дважды встретится с таким “говоруном” никто не захочет. Несколько правил для вежливого диалога:

  • проявлять уважение, называть собеседника по имени (имени и отчеству);
  • задавать вопросы — простые и риторические;
  • забыть об односложных или неопределенных ответах “да”, “нет, “возможно”, “кто знает”, “посмотрим”;
  • смотреть на собеседника, не игнорировать его, не отвлекаться по мелочам;
  • соблюдать дистанцию в соответствии с уровнем близости.

Беседа напоминает пасы мяча: высказался сам — передай мяч другому игроку. Совсем невежливо держать этот мяч в руках добрых полчаса, а затем уйти вместе с ним, так и не сделав “пас”.

Найти баланс между темой и отступлениями

Шутки, лирические и философские отступления, воспоминания, второстепенные темы подогревают интерес к беседе. Но только в том случае, если они не игнорируют основной предмет разговора.

Человек приходит в поликлинику, чтобы узнать стоимость услуг. Ему не интересно, когда была основана эта больница, какие врачи здесь работают и сколько дипломов у местных медсестер. Да, это важная информация, и о ней можно упомянуть, но уже после оглашения прайса и без навязчивости.

Избегать тем-табу

Если собеседник — малознакомый человек, есть смысл ограничить круг обсуждаемых вопросов. Это убережет от неловких ситуаций и конфликтов. К таким темам относятся:

  • религия;
  • политика;
  • отношение к сексуальным меньшинствам;
  • заболевания;
  • любые проблемы в жизни собеседника;
  • интимные, личные вопросы;
  • сплетни, обсуждения с негативным уклоном.

Поговорить можно о работе, культуре, хобби, заведениях, животных и так далее. Обсуждение тематик из списка допустимо только с близким человеком, который вызывает доверие и проявляет его в ответ. Если новый знакомый вдруг сам начинает задевать неловкую тему, можно постараться плавно сменить предмет разговора или прямо, но вежливо заявить о нежелании обсуждать данный вопрос.

Советы по поводу того, как говорить правильно, могут показаться легкими, но практика доказывает обратное. Чтобы успешно применять их, придется обучиться самоконтролю, развить внимательность. Хороший собеседник следит за своей речью и реакцией оппонента одновременно. Он всегда точно подмечает, когда лучше сменить тему или вовсе прекратить разговор. Такие умения требуют тщательной работы над собой. Но именно они служат визитной карточкой человека, с которым действительно приятно общаться.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Умение красиво разговаривать пригодиться каждому человеку. Так или иначе, но мы сталкиваемся с другими людьми и нам приходится взаимодействовать. В ваших силах сделать это взаимодействие приятным и полезным. Сегодня я хочу поговорить о том, как научиться разговаривать с людьми, какие дополнительные навыки вам помогут в общении и каких простых правил стоит придерживаться в любом общении, будь оно деловым или дружеским.

Залог успеха

Посмотрите на людей, которые непременно попадают в центр внимания. Попробуйте самостоятельно проанализировать поведение человека, который является душой компании. Почему с ним приятно общаться, как он себя ведет, что и как он говорит. Наверняка вы заметите, что общается такой человек свободно и не стесняется.

Давайте выясним, какие еще черты присущи подобным людям.

Вежливость и уважение. На мой скромный взгляд эти вещи являются столпами общения. Когда вы вступаете в диалог с человеком, то всегда должны помнить про элементарные правила вежливости. Если вы помните, что каждый человек заслуживает уважения, то у вас не возникнет серьезных проблем.

Приятно общаться с тем, кто не хамит и не дерзит. Согласитесь, хабальство не любит никто. Поэтому старайтесь не переходить на «ты» пока собеседник не предложит сам или поинтересуйтесь, не против ли он.

Обязательно ознакомьтесь с правилами этикета: кто должен первый подать руку при знакомстве или приветствии, кто первый проходит в дверь, как правильно попрощаться с малознакомым человеком. Все эти вопросы очень важны для грамотного взаимодействия с людьми.

Открытость и доброта. Два аспекта, которые неоспоримо притягивают к себе. Человек открытый и приветливый всегда будет получать улыбки в ответ. Конечно, если это не маска и не наигранная доброта. Чересчур доброжелательные и приветливые люди отпугивают.

Всегда помните про социальную дистанцию. Не стоит лишний раз прикасаться к человеку без повода. Не все хорошо воспринимают тактильный контакт.

Когда вы говорите, используйте больше позитивных слов. Реже пользуйтесь отрицаниями и негативными утверждениями. Людям приятнее слышать одобрительные и утвердительные предложения. Старайтесь использовать открытые позы и жесты. Это покажет, что вы не врете и не настроены враждебно против собеседника.

Улыбка и приветливость. Помимо открытости и доброжелательности, постарайтесь чаще улыбаться. Это привлекает людей. Но не стоит этого делать наигранно, когда участвуют только губы, а глаза остаются безжизненными. Это выглядит еще хуже, чем вовсе без улыбки.

Старайтесь чаще называть собеседника по имени. Все мы очень любим слышать свое имя на чужих устах. Задавайте вопросы, но не слишком личные и провокационные, если не хотите поставить человека в неудобное положение.

Книг никогда не бывает много

Книги полезны не только с точки зрения «приятно провести вечер», но и развития фантазии, увеличения словарного запаса и многое другое.

Читая классику мировой литературы, вы сможете грамотно и красиво составлять фразы. Ваша речь будет наполнена метафорами, красивыми оборотами речи, вы расширите свой словарь синонимов и антонимов. Вспомните Эллочку-людоедку. Сегодняшняя речь многих товарищей напоминает мне именно этого персонажа.

Развиваться культурно никогда не будет лишним. Кроме, конечно, случая, если вы живете в глухой деревне и валите лес. И даже в такой ситуации говорить одними предлогами не получится.

Правильная речь помогает не только привлечь внимание других людей, но и грамотно выражать свои мысли. Иногда послушаешь человека и не понимаешь о чем он говорит. Слова вроде все понятные, но совершенно не связанны между собой.

Читая книги, вы становитесь участниками различных ситуаций. А это, в свою очередь, помогает поддерживать разговор на любые темы. Конечно, если вы не знаете как устроен токарный станок, то поддержать такую беседу вам вряд ли удастся. Но вы всегда сможете привести пример неправильно использования подобного станка.

Помните старый анекдот, когда студент выучил билет только про блох, а ему попался про слона. Так вот он не растерялся и начал отвечать так: слон - это млекопитающее и если бы у него были блохи, то…

От чего стоит отказаться

Вы знаете как звучит ваша речь? Я уверена, что нет. А ведь это легко решается. Попросите друга, жену, маму пообщаться с вами для записи на диктофон. Вы можете рассказывать смешные истории, делиться воспоминаниями из детства, даже просто подробно описать свой день.

Очень часто слышу вопрос - как научиться говорить без акцента. При изучении иностранных языков самая важная часть - практика. Причем самая лучшая практика будет с носителем языка.

Вы будете слышать иностранную речь такой, какая она должна быть, и будете запоминать, тренироваться и со временем будете разговаривать на английском, как на родном русском. Но некоторые люди считают, что акцент придает речи шарм. Решайте сами.

Если вы говорите слишком тихо, то вас просто-напросто могут даже не услышать. Конечно, не стоит орать на ухо собеседнику, но и шепот уместен далеко не всегда. У моей клиентки начальник практически всегда разговаривает в двух режимах: ничего не слышно и лопаются барабанные перепонки. Избегайте подобных проблем. Поставить голос вам поможет учитель по вокалу.

Полезные навыки

Мы применяем речь в разных ситуациях. Иногда приходиться быть жестким и голос должен соответствовать ситуации. Когда все хорошо, мы расслаблены и спокойны. И наша речь размеренная и певучая.

Порой приходится что-то быстро объяснять человеку и если ваша речь скомканная и непонятная, то вы можете так и не донести важную информацию.

Учите скороговорки. Они помогают с дикцией. Все телеведущие обязательно знают с десяток скороговорок, чтобы тренировать свою речь. Ведь ее именно тренируют, как и любой другой навык. Не думаете же вы, что Иван Ургант сразу родился таким болтушкой?

Обратите свое внимание на книгу «Как эффективно общаться с людьми » Дейла Карнеги. Наверняка вы найдете в ней множество полезных советов.

В чем у вас возникает проблема в речи? Часто ли вам приходится выступать перед публикой? Изучаете ли вы иностранные языки?

Терпения вам и удачи. У вас обязательно все получится!

Мир так устроен, что одни люди говорят слишком много, не умолкая ни на секунду, тогда как другие в обществе не могут выдавить из себя и слова. С чем это связано? Неумение выражать свои мысли, поддерживать разговор и покорять собеседников филигранностью слога зависит в первую очередь от закомплексованности и неуверенности в себе, а не от недостатка ума, как считают многие. Однако продолжать закрываться в себе, успокаивая душу сомнительным «Не люблю общаться с людьми и не буду!» не стоит ни в коем случае. Даже эрудиты, обладающие богатым внутренним миром, прочитавшие не одну сотню книг и отличающиеся недюжинным интеллектом, могут испытывать трудности в общении.

Слово - одно из сильнейших орудий человека

Умение общаться и воздействовать на людей силой слова считается золотым качеством современного человека. Без правильно построенных фраз вы не сможете заключить контракт, выступить с банальным поздравлением на свадьбе, покорить сердце девушки, не говоря уже о том, что многие перспективные профессии будут для вас недоступны. Вначале было слово, и оно будет всегда.

«Всякая мысль, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно». Это слова Л. Н. Толстого, в очередной раз доказывающие, что надо учиться и уметь общаться с людьми. Люди, умеющие виртуозно обращаться со словом, - всеобщие любимчики, перед ними открыты все двери, им гораздо легче построить карьеру и добиться своей цели. Их секрет в том, что они знают, как общаться с людьми, знают где, когда и что сказать, где промолчать, а где поспорить. При этом они не обладают никакими экстрасенсорными способностями и развитой интуицией. Искусство общения сможет освоить каждый - было бы желание.

Секреты плодотворной беседы

Основной принцип общения с людьми основывается на зеркальном правиле: «Как ты к другим, так и они к тебе». Ваша грубость вызовет ответную негативную реакцию, невнимание будет оплачено той же монетой, а резкая жестикуляция, отрывистая речь и привычка перебивать сделают вас одним из самых неприятных собеседников.

Так, как общаться с людьми правильно? Важнейшие составляющие правильной беседы - это:

  • вежливость;
  • заинтересованность;
  • интерес;
  • внимание;
  • умеренная жестикуляция;
  • неторопливая и спокойная речь;
  • чуткость и отзывчивость;
  • умение слушать.

Как видите, ничего сверхъестественного! Не нужно заучивать анекдоты и длинные тирады, нет необходимости показывать трюки, чтобы вас оценили по достоинству, лишь элементарная вежливость - и собеседник благосклонен к вам!

Рассмотрим 10 основных правил общения, освоив которые, вы станете одним из самых приятных собеседников.

Улыбка - еще одно секретное оружие из арсенала благотворно воздействующих на людей средств. Ведь кому понравится разговаривать с человеком, на лице которого застыло безжизненное, отрешенное выражение? То же самое можно сказать и о человеке, который постоянно улыбается - его могут принять за ненормального. Главное в беседе - это соблюдать баланс. Вежливо улыбаться время от времени, но не хохотать невпопад, особенно в тот момент, когда вам рассказывают о своих проблемах, но и не смеяться через силу - деланый смех заметен за версту.

При общении старайтесь смотреть собеседнику в глаза, продолжая сохранять на лице вежливый интерес даже в том случае, когда тема разговора вам совершенно не интересна. Люди не любят тех, кто смотрит в пол или в сторону, - это говорит либо о недобросовестности собеседника, либо о его скверном воспитании. Соблюдайте два этих правила, и вскоре проблема, как общаться с людьми, будет для вас неактуальна.

Умеренная жестикуляция

В психологии общения наряду с улыбкой не менее важна и жестикуляция. Старайтесь не делать во время разговора резких движений и не суетиться, создавая впечатление нервозного человека. А уж тем более не стучите мобильником по столу, не барабаньте пальцами, не разглядывайте себя в зеркале и не красьте губы. Собеседник в лучшем случае сочтет, что вам скучно, а в худшем - сформирует о вас мнение как о невоспитанном и неучтивом человеке.

Все люди без исключения приветствуют неторопливые, мягкие жесты, открытые позы (никаких скрещенных на груди рук) и ладони. При этом соблюдайте широко распространенный способ «отзеркаливания»: незаметно повторяйте жесты собеседника и расположитесь в его позе. Метод действует безотказно - человек на подсознательном уровне почувствует некоторое единство с вами, а затем и симпатию.

Не умею общаться с людьми, или Как завязать разговор

Случались с вами такие ситуации, когда вам было просто необходимо завязать разговор, но вы не знали, как положить ему начало, с каких слов и на какую тему? В таких случаях выбирайте любые универсально-светские темы, такие как погода, новости, работа, окружающие люди, автомобили. Если же вы осведомлены об интересах и хобби собеседника, самый лучший ход - задать ему вопрос из этой сферы, а затем попросить просветить вас. Коммуникация будет вам обеспечена!

Если же вы находитесь в малознакомом обществе, лучше не вступайте в разговор, пока не проникнетесь «общим духом» и не поймете, чем люди интересуются. Для этого просто внимательно слушайте каждого говорящего. Ваша позиция слушателя в сочетании с метко направленными уточняющими репликами будет оценена по достоинству, потому как говорить любят все, а вот слушать умеют лишь единицы.

Не перебивайте

Это, пожалуй, главный принцип любой беседы, на котором построено умение общаться с людьми. Ненужные реплики, перевод разговора на собственную персону, нетерпеливость, не желание слушать, а стремление высказаться, при этом нагло перебивая говорящего, не будут приятны никому. Подобное поведение вскоре рассеет круг вашего общения, ибо эгоизм, доминирование и отсутствие чуткости в разговоре характеризуют вас как крайне неприятного собеседника.

Умение слушать - вот, что нужно всем

Задавайте правильные вопросы

Однако молча слушать собеседника, ухитрившись за весь его монолог не произнести ни слова, - тоже вариант не из лучших. Задавайте ему время от времени вопросы, выказывая свою заинтересованность и давая понять, что вам нравится вести с ним беседу и слушать его. Постарайтесь не переусердствовать с вопросами, иначе разговор плавно перетечет в рамки допроса. Тем, кому трудно общаться с людьми, можно начинать бороться с комплексами именно с этого способа. При этом вопросы могут быть примерно такими: «Да? Неужели? А что было потом? Да ну! Правда что ли? Да вы что? А что дальше?» При этом в разговоре не рекомендуется:

  • критиковать профессию собеседника;
  • бесцеремонно интересоваться его доходами;
  • путать его имя;
  • загружать его своими проблемами;
  • проявлять излишнюю фамильярность (хлопать по плечу, трясти, хватать за пуговицу и т. д.);

  • вступать в спор;
  • всем видом показывать свое превосходство.
  • держаться надменно и высокомерно, по принципу «я ни с кем не общаюсь, но до тебя снизошел(ла), так что будь счастлив»;
  • не признавать свою неправоту, хоть это и очевидно.

Старайтесь общаться со всеми доброжелательно, вежливо, избегая сленга и панибратского отношения. Не жалуйтесь всем подряд на свою несчастную судьбу, низкооплачиваемую работу, деспотичного начальника, друзей-предателей. Вас выслушают один, второй раз, но на третий начнут избегать, так как вы обладаете вредной привычкой сеять негатив. Если же вы будете открыты, оптимистичны и отзывчивы в общении - перед вами откроются двери в любое общество.

Контролируйте негативные эмоции

Как научиться общаться с людьми и завязывать продолжительные знакомства? Для этого в первую очередь следует поработать над собой, над теми качествами характера, которые мешают вам расположить к себе людей.


Умение общаться с людьми - особый вид искусства, над которым тоже нужно работать. Это значит, что человек должен уметь признавать свои ошибки и стараться не допускать их в будущем, а также контролировать отрицательные эмоции.

Расширяйте кругозор

Чтобы вы были в глазах людей не только обычным слушателем, но и человеком, с которым приятно и интересно беседовать, активно расширяйте свой кругозор. Читайте книги, интересуйтесь новостями, событиями, людьми. Согласитесь, с эрудированным собеседником разговор гораздо занимательнее, нежели с человеком, который и двух слов связать не может. Для плодотворной и увлекательной беседы важны не только правила поведения, но и то, что вы можете дать второй стороне, сумеете ли понять своего собеседника и поддержать разговор на ту или иную тему. Ведь всесторонне развитый человек знает, как правильно общаться с людьми, умеет быстро адаптироваться к разговору и быстро находит общий язык с людьми.

Говорите четко и внятно

Чтобы научиться общаться - общайтесь!

Многие люди, испытывая неловкость и смущение при разговоре, стараются ни с кем не разговаривать, тем самым еще более усугубляя свое положение. Человек, избегающий общения, никогда не станет хорошим собеседником! Вы научитесь вести непринужденный разговор только в случае активного общения. Отбросьте в сторону свой комплекс «боюсь общаться с людьми» и начните говорить. Никто не требует от вас пламенной речи лидера, захватывающего рассказа оратора, убеждающего монолога рекламщика, вы можете для начала просто задавать вопросы, говорить на знакомые темы и слушать. Помните, чем больше вы будете общаться, тем быстрее вы познаете основы коммуникации. При этом не нужно осложнять свою жизнь чтением литературы на эту тему, штудировать сотни источников в Интернете и тщательно готовить каждое слово. Вам нужно просто общаться, регулярно тренируя навыки с разными людьми.

Говорите с продавцами на рынке, в супермаркете и бутиках, общайтесь с коллегами и знакомыми. Каждая беседа, каждая новая встреча станет кирпичиком в вашем опыте и поможет повысить уверенность в себе. Запишите свой монолог на видео и понаблюдайте за мимикой, жестами, речью. Вам сразу станет понятно, над чем следует поработать, и в чем ваше преимущество. Тренируйтесь и помните, что сила слова велика, многогранна и способна оказать мощное влияние на вашу жизнь.

Надеемся, что мы дали исчерпывающие ответы на вопрос о том, как научиться общаться с людьми.

Каждый день человек взаимодействует с другими людьми посредством общения. Люди сталкиваются друг с другом на учебе, работе, различных мероприятиях. Общение играет важную роль в жизни человека, помогая ему развиваться, получать определенную информацию, опыт. Но что делать, если возникает барьер коммуникации? Как научиться общаться с людьми?

Причину, по которой человек не может начать разговор, называют барьером. Почему же он возникает?

  • Во-первых, барьером может выступать неумение человека и отсутствие у него желания слушать своего собеседника. Он пытается начать свою речь тогда, когда оппонент еще говорит. Без умения слушать у человека не получится достичь успехов в тех областях жизни, где главным звеном для достижения положительного результата выступает общение с людьми. Ведь когда собеседник постоянно пытается перебивать, вставляя какую-то свою мысль, это очень сильно сбивает и раздражает.

Отсутствие же желания слушать – это немного другая проблема. В этом случае оппонент не перебивает, а просто показывает свое полное безразличие к разговору. Причиной этому может стать то, что человеку не интересна тема беседы или у него уже есть мнение по поводу обсуждаемой проблемы, и он не собирается его менять.

При этом необходимо помнить о том, что собеседник может сделать вид, что ему интересно. В результате получится, что человек зря теряет время на данный разговор. Можно проверить, слушает ли речь оппонент. Для этого нужно просто задать вопрос: «А что Вы думаете по поводу этого?». Если человек не слышал последнее из сказанного, то он не сможет выразить свое мнение.

  • Во-вторых, барьер может выступать в качестве неспособности продемонстрировать, что человек реально заинтересован обсуждаемой проблемой. Намного легче идет беседа, когда всем ее участникам нравится тема разговора. Однако, если собеседник просто показывает заинтересованность, не имея ее на самом деле, то общение не будет иметь смысла. Но часто страх обидеть человека заставляет молчать о своем безразличии к данной теме разговора.
  • В-третьих, барьером может быть отсутствие желания понять чувства своего собеседника. Нередко происходит так, что человек начинает общение, не обратив внимание на настроение оппонента либо на то, какие чувства у него вызывает именно эта тема. А это очень важный момент в коммуникации.
  • В-четвертых, говорить с людьми мешает страх открыться перед ними. Обычно это в полной мере проявляется, когда люди только познакомились. Не каждый человек готов открыть свою душу другому, ведь для этого необходимо быть уверенным в нем и полностью ему доверять. Хотя некоторые люди могут при первой же встрече рассказать о себе все, что тоже не желательно. Необходимо осторожно рассказывать о себе, выбирая, что стоит поведать, а о чем лучше промолчать.
  • В-пятых, мешать началу разговора может то, что у людей часто бывает слишком разный уровень развития и образования. Проще всего взаимодействуют между собой люди, которые имеют практически одинаковый интеллектуальный уровень. Если у собеседника он высокий, то оппонент старается как-то ему угодить, взять с него пример, приобрести какой-то навык.

Хуже всего, когда у одного человека уровень интеллекта ниже, чем у другого. Тогда интерес к разговору будет минимальным, будет отсутствовать желание поддерживать его. Но даже из такой закономерности бывают исключения.
К примеру, если собеседник весь день занимался умственной деятельностью, то ему вряд ли захочется разговаривать на серьезные тематики. Тогда он может с легкостью поддержать любой непринужденный разговор, пусть даже самый пустяковый. Поэтому в этом случае интеллектуальный уровень оппонента не сыграет никакой роли.

Психология общения с людьми

Психология общения с людьми строится на некоторых правилах. Лучше всего сформировать их сумел известный психолог и писатель Дейл Карнеги. У него в арсенале имеются отличные и всем известные книги об общении, которые были написаны еще в 1930-40-х годах. На данный момент они остались такими же актуальными.

  1. Важно по-настоящему интересоваться другими людьми. Ведь каждый человек считает, что он уникален, поэтому желает быть интересным обществу. Обычно собеседник охотнее вступает в разговор с тем оппонентом, который больше всего проявляет к нему интерес. При этом малое значение уделяется тому, что именно он говорит.
  2. Необходимо всегда улыбаться. Улыбка – это тот инструмент, который помогает расположить к себе собеседника. Она демонстрирует удовольствие от общения.
  3. Не стоит забывать про имя оппонента, ведь это самое приятное слово для любого человека. В процессе разговора нужно называть собеседника. Имя выражает индивидуальность, поэтому многим людям не нравится, когда кто-то неправильно его называет.
  4. Очень важно слушать человека. Этим умением оппонент показывает свое внимание, интерес к беседе. К сожалению, далеко не все люди умеют слушать, пытаясь быстрее вклиниться в разговор, высказав свою точку зрения. Необходимо внимательно слушать собеседника, задавать ему вопросы, проявлять свои эмоции, когда это уместно. Если же еще запомнить какую-то удачную фразу оппонента, а потом высказать ее в процессе разговора, то ему будет вдвойне приятно и не возникнет сомнений по поводу того, был ли он услышан.
  5. Разговор должен быть построен на том, что интересует обоих участников дискуссии. Хорошо, если человек может определить или уже знает тему, которая точно не будет безразлична собеседнику. Это отлично поможет расположить человека к себе.
  6. Всегда нужно показывать человеку, что он значим. При этом делать это необходимо исключительно искренне. Это очень сложный момент в области психологии общения. Оппонент всегда может почувствовать фальшивую заинтересованность в нем, наигранное восхищение. Даже если люди предпочитают лесть, он все равно могут ощутить некий дискомфорт. Поэтому следует находить в человеке те стороны, которые на самом деле кажутся неповторимыми и лучшими, и хвалить его за них.

Люди, которые отличаются замкнутостью, сталкиваются с невозможностью переступить через себя для произнесения какой-либо фразы, чтобы поддержать разговор. Но этот навык необходим каждому человеку также сильно как умение писать и читать. Психологи создали некоторые рекомендации, как научиться общаться с людьми.

Хорошо можно потренироваться на неодушевленных предметах. Можно просто поговорить со своей мебелью, например, рассказать своему письменному столу, как отлично прошел сегодняшний день и какие интересные события происходили.

Специалисты утверждают, что такое упражнение на самом деле позволяет научиться правильно общаться с людьми, выражать свои мысли, логично выстраивать предложения, тренировать свою мимику и жестикуляцию. Однако, для многих людей такая затея кажется бредовой. В любом случае можно сменить мебель на домашнего питомца. Например, собачка всегда будет преданно выслушивать все рассказы своего хозяина.

Другим упражнением является похвала. Когда человек вступает в разговор, ему надо стараться всегда делать комплименты своим собеседникам, выделять их особые качества и умения. Многие стесняются выражать свои чувства, но все прекрасно знают, что люди любят, когда их хвалят.

При этом важно учитывать то, что добрые слова должны быть искренними, исходить от сердца. Не стоит специально льстить, это может быть заметно.

Самым лучшим видом упражнения, как правильно общаться с окружающими людьми, является непосредственное общение со случайными оппонентами. Необходимо поставить себе цель каждый день вступать в разговор с незнакомцем. К примеру, придя в магазин за продуктами, можно поговорить с продавцом о качестве того или иного продукта.

Или когда нужно найти определенный адрес, можно спрашивать у случайных прохожих, как пройти к нему. Также заходя в помещение, можно приветливо поздороваться с консьержкой, спросить о ее настроении, поговорить о погоде и так далее. Беседуя с незнакомцами, важно всегда улыбаться. Это располагает людей друг к другу.

Мимика и жестикуляция в общении

Научиться правильно говорить с людьми – это еще не все. Необходимо приобрести навык верной жестикуляции и мимики. Иногда язык тела говорит больше чем сами слова. Когда собеседник говорит, окружающие люди оценивают не только речь, но и расположение, движение рук, ног, головы, глаз.

Для того чтобы люди слушали речь, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Важно научиться правильно смотреть на собеседника. Иногда у человека бывает такой взгляд, что у другого застревает ком в горле и он боится что-либо сказать. Поэтому необходимо смотреть на оппонента открыто, отводить глаза, постоянно показывать свою заинтересованность в нем. В зависимости от того, на какую тему происходит беседа, взгляд может быть разным. Не стоит смотреть «глаза в глаза», это создает дополнительное напряжение при общении. Если ваш собеседник пытается смотреть вам прямо в глаза, вы можете смотреть в их сторону, но не фокусируя свой взгляд на них. Смотрите как бы сквозь лицо человека.
  • Необходимо следить за своей мимикой и мимикой своего собеседника. Человек всегда выражает на своем лице какие-либо эмоции. Можно научиться распознавать по мимике настроение партнера, а также самим выражать чувства с помощью нее.
  • Нужно уметь определять настрой человека по жестикуляции. Если человек скрещивает ноги, прижимает к себе папку, прячет руки в карманах, то можно с уверенностью сказать, что он пытается отгородиться. Тогда беседа вряд ли получится открытой и интересной с первых минут.

Поза должна быть открытой, жесты плавными и медленными, ладони раскрытыми. Это будет говорить о том, что человек спокоен и готов к разговору. Некоторые люди, которые умело пользуются психологическими приемами, часто применяют метод «отзеркаливания». Он заключается в том, чтобы спустя маленький промежуток времени повторить жестикуляцию или позу партнера. Такой прием позволяет людям лучше раскрыться.

Общение с окружающими людьми является неотъемлемой частью жизни человека. Без этого невозможно развитие личности. Для приобретения навыка общения следует постоянно практиковать его. Чем больше человек будет разговаривать с людьми, тем быстрее он лишится всех сковывающих барьеров, которые были на его пути.


Но если из транспорта вы выходите на своей остановке и вскоре забываете о неприятном инциденте, то общение с друзьями, коллегами, семьей – вопрос куда более серьезный, а последствия ошибок в общении в этом случае откладывают отпечаток на многие сферы жизни. Как научиться общаться с людьми – вопрос не праздный, и этому умению действительно нужно уделить особое внимание.

Говорить или общаться?
Казалось бы – что тут сложного? Все мы с детства умеем говорить и как-то общаемся с окружающими. Ключевое слово тут, увы, «как-то». Ведь главная задача общения – не говорить, а быть услышанным. И слышать. Для эффективного общения вовсе не нужно обладать красноречием, быть виртуозным юмористом или профессиональным оратором (хотя всё это, безусловно, полезные навыки). Чтобы ваше послание дошло до адресата, прежде всего нужно «навести мосты». Если вы не нравитесь человеку, если он по шкале «свой-чужой» однозначно отнес вас к чужим, никакое красноречие не поможет до него достучаться. А если вы ему симпатичны, то он постарается к вам прислушаться, будь вы даже крайне косноязычны.

Завоевать симпатию
Часто мы стараемся произвести впечатление на окружающих, выставить себя в самом выгодном свете, подчеркнуть свои многочисленные достоинства. Мы прилагаем к этому массу усилий – и совершенно напрасно. Во время разговора наш собеседник совсем не думает о нас – он, скорее всего, беспокоится о том, какое впечатление производит на вас он сам. Вывод, который можно сделать отсюда, прост – не пытайтесь вызвать у собеседника восхищение, а позвольте ему вас впечатлить.

И обязательно запомните имя того, с кем разговариваете. Плохая память на имена – это не врожденная особенность, а свидетельство «неважности» данного человека для вас. Ведь мена интересных вам людей вы легко запоминаете.

Слушайте внимательно
Умение слушать не перебивая и вникать в суть того, что говорит вам человек, - одно из важнейших в искусстве общения. Когда ваш собеседник говорит, не отвлекайтесь ни на что: отложите все мелкие дела, не смотрите на часы. Задавайте уточняющие вопросы. Пусть вопросы будут открытыми (такими, чтобы на них нельзя было ответить «да» или «нет»). Если вы искренне интересуетесь человеком и его делами – не сомневайтесь, он будет считать вас хорошим собеседником. В то же время будьте тактичны: у каждого есть темы, которые он не хочет и не любит обсуждать.

Говорите с человеком на его язык
Даже если вам не требуется переводчик и оба вы отлично понимаете по-русски, это не значит, что вы говорите на одном языке. Убедитесь, что вас понимают: не используете ли узкоспециализированных или жаргонных слов? Всегда нужно отдавать себе отчет, какую мысль вы хотите донести до собеседника, а также – какими словами вы для этого будете пользоваться. Помните старый анекдот:

Папа, а почему идет дождь?

Понимаешь, вода испаряется с поверхности земли, пар поднимается в высокие атмосферные слои, там под влиянием низких температур конденсируется, и образуются облака. Когда масса капель становится слишком большой, идет дождь. Понимаешь?

Да, понимаю. Папа, а с кем ты только что разговаривал?


Подбор правильных слов – еще один краеугольный камень эффективного общения с людьми.

Рассказывайте истории
Вспомните, как в детстве мы усваивали уроки об этом мире при помощи сказок. С тех пор ничего не изменилось. Если вы хотите, чтобы вас с интересом слушали и слышали, не озвучивайте «сухие» факты и не раздавайте указаний, а добавляйте в свою речь истории – от анекдотов до случаев из жизни. Они должны быть интересными, не слишком длинными, а вывод, который слушатели сделают сами, должен быть именно таким, какой вам нужен. Готовясь к важному разговору, вспомните парочку подходящих случаю историй и используйте их.

Будьте доброжелательны
Язвительные замечания и выпады могут быть встречены компанией на ура, но вот тот, кто стал мишенью вашего остроумия, вряд ли будет вам признателен. Так что если шутка, готовая сорваться с вашего языка, может кого-то обидеть, лучше промолчать. А вот умение посмеяться над собой и самоирония всегда были в цене.

Чего еще следует избегать, так это «закадрового» обсуждения отсутствующих. Во-первых, ваши нелестные отзывы могут дойти таки до адресата, причем в исправленном и дополненном виде. А во-вторых, те, кому вы говорите что-то нелицеприятное о других, и сами будут относиться к вам с опаской: мало ли что вы скажете о них самих, когда они отвернутся. Лучше говорите о людях хорошее – и в лицо, и за глаза.

Вежливость
Казалось бы, не стоит об этом говорить отдельно, но вежливость по-прежнему остается одним из лучших способов наладить качественное общение. Такие простые слова, как «здравствуйте», «пожалуйста» и «спасибо» все ещё играют роль магических заклинаний в вопросах отношений между людьми. Если вы хотите научиться общаться с людьми и делать это эффективно, ни в коем случае не игнорируйте эти «банальности».

Не спорьте!
Запомните одно важное правило: если вы победили в споре, вы уже проиграли. Каждому человеку важно оставаться значимым и правым – хотя бы в своих глазах. И чувство неловкости и досады, которое он испытает в случае поражения, теперь для него неразрывно будет связано с вами. Является ли это именно тем, чего вы хотели? То-то же.

Единственный способ победить в споре – это уклониться от него. Никакие истины там не родятся, даже не надейтесь. В спорах рождаются исключительно недоразумения и взаимное недовольство.

Если же собеседнику уже удалось навязать вам спор, просто признайте его правоту. Ничего страшного не случится. Если полностью согласиться с его позицией вы не можете, отыщите хоть что-то, с чем вы согласны. Не продолжаете «гнуть своё», пока собеседник с вами не соглашается. Это бесполезно: он все равно вас не слышит и не обдумывает ваши слова. Сейчас он думает только о том, что бы вам ответить и как «сохранить лицо», а еще формулирует контраргументы, а потому еще больше убеждается в правильности своей позиции. Споры в общении – это путь в никуда.

Критика
Положительное значение критики сильно преувеличено. Если, критикуя человека, вы думаете, что делаете это ради его же блага, как минимум перестаньте так думать. Любая критика деструктивна по сути. В глубине души люди ее все равно не принимают, даже если соглашаются с нею. Так что отчитывать сотрудника за ляп в работе, так же неэффективно, как любимого за опоздания или ребенка за двойку. Когда вы ругаете человека, он думает про вас плохо и ждёт, когда вы, наконец, закончите. Воспитательный эффект, как понимаете, равен нулю. Единственная польза от критики (тоже весьма относительная) – вы можете спустить пар.

Что же делать, если вам просто необходимо указать на недостатки (например, отчета, выполненного вашими сотрудниками)? Сделать это максимально сжато и без эмоций, не забыв отметить, как вы цените «провинившихся» и их вклад в общее дело. Всегда позволяйте вашим собеседникам выглядеть достойно в ваших и в своих собственных глазах.

Научиться общаться с людьми, прослыть «отличным парнем» и обаятельным человеком – сделать всё это куда проще, чем принято считать. Любите людей, уважайте их, интересуйтесь ими, и НИКОГДА не посягайте на их значимость. Не сомневайтесь – так вы станете просто отличным собеседником, чьего общества ищут многие.