Музей соломона гуггенхайма произведения. Музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке: история, произведения музея, режим работы


Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма (Solomon R. Guggenheim Museum)

Это, пожалуй, самый необычный музей Нью-Йорка. С самого начала своей деятельности Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке был призван собирать, хранить и представлять широкой публике работы мастеров современного искусства и культуры. Негласным девизом работников Музея стал последовательный авангардизм. Сегодняшняя коллекция Музея Гуггенхайма включает в себя колоссальное количество произведений искусства с конца XIX столетия и до настоящего момента. Эллипсоподобное футуристическое здание Музея Гуггенхайма, причудливо выделяющееся даже на фоне «инопланетной» манхэттенской архитектуры, давно само по себе стало узнаваемым символом Нью-Йорка.

Музей современного искусства Гуггенхайма в Нью-Йорке ведет отсчет своей истории с 1937 года, когда «медно-угольный король» и золотопромышленник Соломон Роберт Гуггенхайм, будучи в возрасте 58 лет, решил удалиться от дел и занялся коллекционированием предметов искусства.

Сам Гуггенхайм специалистом в вопросах живописи и скульптуры отнюдь не был, поэтому и обратился за помощью к Хилле Рибэй фон Энрейнвейсен, известной немецкой баронессе, художнице и искусствоведу. Союз денег и любви к искусству принес потрясающие плоды: к 1937 году возникла потребность в организации целого музея, способного вместить коллекцию Гуггенхайма. Так в 1937 году был основан Фонд Соломона Гуггенхайма, и художественное собрание разместилось в доме на 54-й улице на Манхэттене.

Однако коллекция разрасталась, и в воздухе стала витать идея строительства здания, могущего, по словам Хиллы Рибэй, стать новым «храмом духа». В июне 1943 года Фонд Гуггенхайма поручил строительство нового музейного здания именитому архитектору Фрэнку Ллойду Райту. Сам Райт был вовсе не в восторге от заказа, так как не считал плотно застроенный Нью-Йорк подходящим местом для своего нового удивительного творения. А здание и в самом деле было в высшей степени дерзким и оригинальным, настолько, что даже художники-абстракционисты тех времен отказывались выставлять там свои работы. Внешне это строение до сих пор вызывает восхищение, оно выглядит как перевернутая пирамида или рвущийся ввысь космический корабль. Этот последний шедевр Райта считается одним из самых ярких образцов архитектуры ХХ столетия. Строительство здания Музея было закончено в 1959 году, когда ни Соломона Гуггенхайма, ни Фрэнка Ллойда Райта уже не было в живых.

Надо сказать, что, создавая здание, Райт отошел от традиционного музейного устройства, когда посетители, осматривая примыкающие друг к другу помещения, вынуждены возвращаться тем же путем. В Музее Гуггенхайма зрители сначала поднимаются на лифте на последний этаж, затем спускаются вниз по спиральному пандусу, знакомясь с экспозицией по ходу движения. К атриуму, имеющему длину 400 метров, примыкают шесть этажей-залов, а также новые помещения пристроенного в 1992 году к основному зданию крыла.

Дальнейшее развитие коллекции музея и меценатская деятельность семьи Гуггенхайм привели к тому, что в 1976 году Фонд Гуггенхайма получил в дар две галереи современных искусств – в Лондоне и в Венеции, ставшие своеобразными филиалами основного музея. Сегодня в сеть музеев Гуггенхайма, помимо лондонской и венецианской галерей, входят «Музей СоХо» в Нью-Йорке (1992 год), Музей «Дойче Гуггенхайм» - в Берлине (1997 год), Музей Гуггенхайма в Бильбао (1997 год), а также два новых музея в Лас-Вегасе: «Гуггенхайм Лас-Вегас» и «Гуггенхайм - Эрмитаж».

Вдоль спиралевидной галереи устраиваются всевозможные выставки, имеющие громкий резонанс в мире искусства. Надолго запомнились ценителям прекрасного тематические выставки, знакомящие зрителя с искусством целых цивилизаций. Среди самых грандиозных – «Африка: искусство континента» (1996), «Китай: пять тысячелетий» (1998) и «Империя ацтеков» (2004).

В тематическую концепцию, пропагандируемую Музеем, укладывается и уникальная по своим масштабам и художественной значимости выставка «Россия!»(2005). Эту выставку сложно описать в рамках одного абзаца, она наверняка заслуживает отдельной статьи. Однако если сделать ее анонс по-американски быстро и ярко, то «Россия!» - это салатовый фон стен в духе «коммуналки» работы дизайнера Жана Гранжа, присутствие на презентации В. Путина, и 240 русских шедевров, от древних икон до соц-арта, на спиралевидном райтовском пандусе, которые больше нигде, никогда и ни при каких обстоятельствах не смогли бы собраться под одной крышей.

Надо сказать, что в Фонде Гуггенхайма вообще с большим вниманием и уважением относятся к искусству России. В этом контексте стоит упомянуть нью-йоркскую выставку «Великая утопия: русский и советский авангард, 1915-1932», 1992 года; «Амазонки русского авангарда», 2000 года, посетившую все европейские филиалы Музея. В июне 2000 года был подписан договор между Фондом Гуггенхайма и министерством культуры России, в рамках которого в Лас-Вегасе и был открыт музей «Гуггенхайм – Эрмитаж», который должен стать «шкатулкой, где собирались бы наиболее яркие экспонаты обоих музеев». Цель сотрудничества - сделать уникальные коллекции обоих музеев достоянием общественности, обмениваясь выставками. Кроме того, стороны намерены осуществить общие проекты в сфере образовательных программ, в издательской области, а также в сети Интернет.

Сегодняшний Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма - крупнейшее в мире собрание полотен конца XIX и XX столетий. Эта сокровищница современна и в своем сюрреалистическом облике, и в содержании присутствующих в ее коллекцияхработ. Среди представленных в Музее имен - Кандинский, Таннгаузер, Шагал, Арп, Буржуа, Нирендорф, Сезанн, Поллак, Раушенберг, Драйер, Серра, Уорхол, Ван Гог, Гоген, Клее, Пикассо, Руссо, Джакометти, Брынкуша, Миро, Леже, Делоне, Гончарова и Ротко. В общей сложности, в музее хранится более шести тысяч шедевров классиков минувшего века.

Музей Гуггенхайма (Solomon R. Guggenheim Museum) располагается по адресу: 1071 Пятая Авеню, рядом с 89-й улицей. Станция метро 86-я улица, линии движения поездов 4, 5, 6. Музей открыт для посещений в понедельник, вторник, среду, субботу и воскресенье с 10:00 до 17:45, в пятницу – с 10:00 до 20:00. Стоимость полного билета - $18, билета для студентов и пенсионеров - $15. Более полную информацию можно получить по телефону в Нью-Йорке 1 212 423 35 00, или на сайте музея

Одни из самых ярких впечатлений после недавнего визита в город Большого Яблока оставило посещение музея Соломона Гуггенхайма . Внешний спиралевидный дизайн этого сооружения известен на весь мир. Музей был спроектирован в середине XX века одним из величайших архитекторов Фрэнком Л. Райтом. Работы над проектом были начаты, когда Райту было уже 80 лет, а закончились после 90-летнего юбилея архитектора.

Вот и думай потом о пресловутой «активной двадцатке», которая самым плодотворным возрастом считает период 20–40 лет. Даже между 40 и 60 годами Райт не отличался творческим подъёмом, и лишь когда в его жизни появилась черногорка Ольга Лазович , к архитектору пришёл успех, признание и благополучие. Всем, кто заинтересован темой, помимо Википедии, в которой достаточно подробно изложена история жизни великого архитектурного гения, хотел бы порекомендовать отличный фильм от режиссера Кена Бернса.

Возвращаемся к музею. Спиральная форма довольно контрастно смотрится на фоне традиционных зданий с угловатой архитектурой, но при этом отнюдь не противоречит окружению, а наоборот, создаёт завершенность композиции. Будто на книжную полку кто-то поставил чашку с традиционным чаем, ведь невероятно приятно бывает порой забыться с этим дымящимся напитком в одной руке и интересной книгой в другой. И не менее захватывающие ощущения вызывает мир современного искусства, в который можно попасть, сделав всего один шаг с перпендикулярно-параллельных нью-йоркских улиц. Кстати, в сувенирном отделе можно найти огромный ассортимент этих самых спиралевидных кружек.

Едва переступаешь порог, как внезапно происходит драматическая смена декораций. Несчетное количество мировых имен, в числе которых Ногучи, Ротко, Поллок и другие модернистские классики представлены здесь самыми известными своими скульптурами и картинами.

Одна из самых «скромных» коллекций принадлежит любимым мною импрессионистам. Выставка, которой я отдал своё сердце на этот раз, была посвящена творчеству русского живописца и теоретика искусств Василия Кандинского .

Никогда не считал себя его поклонником, но увидев работы вживую и в полном объёме, был просто поражен! Так, музей Соломона Гуггенхайма поспособствовал моему просвещению:).

Не могу обойти вниманием сувенирный отдел в музее, а точнее его услуги и товары. Во-первых, мне очень понравилась возможность распечатать копию любого экспоната на выбор, я думаю, всем музеям стоит взять этот приём на вооружение. Второе, что во мне вызвало безумный восторг - это сувениры Гуггенхайма , подобранные с таким расчетом, чтобы быть не только красивым напоминанием о поездке, но также и развивать чувство прекрасного. Подвесные автомобили, одновременно являющиеся подвеской для фото, колыхаются при малейшем ветерке и меняют изображения, детские волчки, которые рисуют потрясающие спирали. Мне кажется, здесь я нашёл самые гениальные сувениры, когда-либо увиденные мною.

Ну и напоследок, немного о поразительной архитектуре. Музей, помимо содержания удивительных коллекций современного искусства, сам является экспонатом. Мне думается, что я буду прав, выразив свои мысли о гениальности архитектора, который сумел ответить на несколько важных вопросов:

Как сделать здание, которое способствовало бы саморазвитию человека, усиливало его стремления и всё это происходило бы в атмосфере модернистского творчества?

Что заставит посетителей откинуть в стороны свою ментальную скорлупу и по достоинству оценить нетрадиционный подход к красоте и творчеству?

Как преобразить нашу жизнь, чтобы она стала похожей на произведение искусства, а не на приевшуюся рутину?

Архитектор безупречно ответил на все эти вопросы, не прибегая ни к одному слову. А спираль, как символ постоянного развития , способствует естественному и гармоничному решению всех поставленных задач. К слову, дети здесь вовсе не чувствуют скуки, как это бывает обычно в музеях - если и не великое множество картин, то беготня по спиральным лестницам их точно увлечёт:).

Буквально каждая деталь музея радует глаз, а его творческое содержание стимулирует воображение, поэтому рекомендую его к обязательному посещению!

Общая информация

Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке ценен не только выставленными здесь произведениями искусства: здание музея само по себе неизменно вызывает восхищение ценителей искусства и архитекторов со всего мира. Внешне музей выглядит как перевёрнутая пирамидальная башня. Туристы застывают перед Музеем Гуггенхайма в благоговении. Райт стремился объединить архитектуру с природой и создал здание, органично оплывающее к своей основе, как раковина моллюска.

Внутри, вдоль стен, ведет винтовой пандус, создавая ощущение пространства, открытого со всех сторон. Выставочные помещения начинаются на самом верхнем этаже и спускаются вниз. Таким образом, у посетителя, идущего вниз по рампе, постоянно меняется зрительная перспектива, и он буквально на каждом шагу имеет возможность взглянуть на экспозицию с новой точки зрения. Детали интерьера составляют продуманную симфонию из треугольников, овалов, кругов и квадратов. Формы повторяют и перетекают одна в другую, создавая фантастическое окружение.

Произведения искусства, выставленные в Музее Гуггенхайма в Ныо-Йорке, и по сей день известны во всем мире - равно как и музей, созданный для них Франком Ллойдом Райтом.

Тел.: 212-423-3500; www.guggenheim.org; 1071 Пятая авеню (Fifth Ave); взрослый/детский $18/бесплатно; 10.00-17.45 сб-ср, 10.00-19.45 пт.

История создания

В 1943 г. художница Хилла фон Рибэй была персональным консультантом Соломона Р. Гуггенхайма, промышленного магната и коллекционера. Именно она посоветовала заказать проект музея для огромной коллекции Гуггенхайма, интересовавшегося в основном современным искусством, знаменитому архитектору Франку Ллойду Райту. Прежний «Музей необъективной живописи» уже не вмещал всей коллекции ко дню открытия нового музея в 1959 г. Приглашенные на торжество политики, ценители искусства и простые гости были поражены представшим перед ними зрелищем - и далеко не всех оно обрадовало. Однако никто не мог отрицать одного: музей Райта определенно превзошел все ожидания.

В 1943 г. в письме Райту фон Рибэй изложила свою идею построить музей для коллекции Гуггенхайма. Она написала: «Мне нужен борец за свободное пространство, человек со вкусом, мудрец... Мне нужен храм духовности, монумент!» Поначалу Райта не очень заинтересовал этот проект.

Наконец после долгих споров и переговоров Хилла фон Рибэй, Соломон Р. Гуггенхайм и Франк Ллойд Райт пришли к соглашению: они выбрали место на Пятой авеню, возле Центрального парка. Расположение рядом с парком было одним из главных условий Райта. Его новый музей должен был воплотить симбиоз архитектуры и природы, слить искусство, архитектуру и природу в гармоничный союз с суетной жизнью большого города.

Райт не пожалел времени на разработку этого проекта, поэтому строительство началось так поздно, только в 1956 г. и завершилось в 1959 г. К этому времени Соломона Гуггенхейма и Фрэнка Райта уже не было в живых.

Хронология

  • 1937: Основан фонд Соломона Р. Гуггенхайма.
  • 1939: Открыт первый «Музей необъективной живописи» Гуггенхайма в самом сердце Нью-Йорка.
  • 1943: франк Ллойд Райт начинает разрабатывать дизайн нового музея.
  • 1956-1959: На Пятой авеню выстроен новый Музей Гуггенхайма.
  • 1991-1992: Здание полностью отреставрировано и расширено.
Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке (Guggenheim Museum)

Самое выдающееся творение Франка Ллойда Райта находится в сердце Манхэттена, на пятой авеню. Уникальный дизайн и неповторимая красота музея Гуггенхайма несут на себе печать архитектурного гения.

Музей Гуггенхайма - самый необычный музей Нью-Йорка и одно из ведущих собраний современного искусства в мире. Основатель музея - меценат Соломон Роберт Гуггенхайм.
Музей современного искусства Гуггенхайма в Нью-Йорке ведет отсчет своей истории с 1937 года, когда «медно-угольный король» и золотопромышленник Соломон Роберт Гуггенхайм, будучи в возрасте 58 лет, решил удалиться от дел и занялся коллекционированием предметов искусства.

Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке ценен не только выставленными здесь произведениями искусства: здание музея само по себе неизменно вызывает восхищение ценителей искусства и архитекторов со всего мира. Внешне музей выглядит как перевёрнутая пирамидальная башня. Туристы застывают перед Музеем Гуггенхайма в благоговении. Райт стремился объединить архитектуру с природой и создал здание, органично оплывающее к своей основе, как раковина моллюска.



Внутри, вдоль стен, ведет винтовой пандус, создавая ощущение пространства, открытого со всех сторон. Выставочные помещения начинаются на самом верхнем этаже и спускаются вниз. Таким образом, у посетителя, идущего вниз по рампе, постоянно меняется зрительная перспектива, и он буквально на каждом шагу имеет возможность взглянуть на экспозицию с новой точки зрения. Детали интерьера составляют продуманную симфонию из треугольников, овалов, кругов и квадратов. Формы повторяют и перетекают одна в другую, создавая фантастическое окружение.















Экспонаты русского искусства в музее

Часть экспозиции выставки «Kandinsky Before Abstraction 1901–1911» в музее Гуггенхайма.





Произведения искусства, выставленные в Музее Гуггенхайма в Ныо-Йорке, и по сей день известны во всем мире - равно как и музей, созданный для них Франком Ллойдом Райтом.


















В 1943 г. художница Хилла фон Рибэй была персональным консультантом Соломона Р. Гуггенхайма, промышленного магната и коллекционера. Именно она посоветовала заказать проект музея для огромной коллекции Гуггенхайма, интересовавшегося в основном современным искусством, знаменитому архитектору Франку Ллойду Райту.

В 1943 г. в письме Райту фон Рибэй изложила свою идею построить музей для коллекции Гуггенхайма. Она написала: «Мне нужен борец за свободное пространство, человек со вкусом, мудрец... Мне нужен храм духовности, монумент!» Поначалу Райта не очень заинтересовал этот проект.

Наконец после долгих споров и переговоров Хилла фон Рибэй, Соломон Р. Гуггенхайм и Франк Ллойд Райт пришли к соглашению: они выбрали место на Пятой авеню, возле Центрального парка. Расположение рядом с парком было одним из главных условий Райта. Его новый музей должен был воплотить симбиоз архитектуры и природы, слить искусство, архитектуру и природу в гармоничный союз с суетной жизнью большого города.

Райт не пожалел времени на разработку этого проекта, поэтому строительство началось так поздно, только в 1956 г. и завершилось в 1959 г. К этому времени Соломона Гуггенхейма и Фрэнка Райта уже не было в живых.

Современная испанская архитектура – уникальное явление в мировой культуре. Удивительные футуристические строения здесь мирно соседствуют с классическими зданиями прошлых столетий, создавая неповторимый эффект слияния прошлого и будущего.
Именно таким предстает перед своими гостями тихий, и до недавних пор ничем особенно не примечательный город Бильбао. Известность к нему пришла в конце 90-х, когда в сердце города, на берегу реки Нервьон, был построен один из самых удивительных музеев Старого света – знаменитый Музей Гуггенхайма, полностью посвященный современному искусству. С этих самых пор Бильбао стал своеобразной Меккой для прогрессивных и дерзких художников со всего мира. Тогда же на улицах столицы Страны басков начали возникать причудливые инсталляции, разбавляя и оживляя своими неожиданными формами строгую, но безликую архитектуру провинциального города.
Однако главной достопримечательностью Бильбао остается Музей, знакомство с которым обязательно входит в любую туристическую программу. Можно не понимать или не принимать современное искусство, но посещение музея Гуггенхайма – это не просто экскурсия, а любопытный философский аттракцион, позволяющий по-новому взглянуть на привычные вещи и окружающее их пространство.

Музей снаружи

Музей получил свое название в честь знаменитого американского мецената и ценителя новейших художественных направлений Соломона Роберта Гуггенхайма. Первую экспозицию предприниматель открыл в 1937 году в Нью-Йорке. Испанский музей современного искусства был открыт ровно на 60 лет позже, поэтому его можно назвать филиалом заокеанского.
Испания была выбрана тоже неслучайно. Столь популярная среди туристов страна обеспечивает музею нескончаемый поток посетителей. И пусть по статусу музей в Бильбао занимает лишь вторую позицию, своим внешним видом он прославился на весь мир.

Странное здание в стиле деконструктивизма — уникальное творение Френка Гери, представляет собой причудливое нагромождение изогнутых металлических конструкций, ослепительно сверкающих на ярком солнце. При взгляде сверху оно напоминает раскрывающийся цветок какого-то неземного растения, во все стороны раскинувшего свои лепестки (правда, некоторые считают, что оно похоже на артишок, но у каждого свой вкус).


Титановое покрытие всех внешних поверхностей и их затейливый изгиб, позволяет улавливать свет, заставляя здание светиться изнутри даже в пасмурную погоду. А при мерцающем свете ночных фонарей – оно являет собой потрясающее зрелище и выглядит, как большой инопланетный корабль.


Однако эффектной архитектуры создателям музея показалось недостаточно, поэтому его дополнительно окружили любопытными инсталляциями. Так, время от времени, здание вдруг начинает окутывать легкая туманная дымка, возникающая, кажется, прямо над водой. Но дело здесь не в природе, а в оригинальном проекте художницы Фуджику Накайа, придуманном специально для музея в Бильбао. На самом деле, по всему периметру фундамента установлены специальные устройства для создания чистейшего водяного пара, который и создает иллюзию тумана, красиво стелящегося над водами Нервьона.


Помимо этого, здание музея со всех сторон окружают фонтаны, но разумеется тоже непростые. Их струи, часто и непредсказуемо меняют свое направление, создавая иллюзию некоего хаоса, который в сочетании с постоянно звучащей необычной музыкой, дает потрясающий эффект. Всем, кто остановится полюбоваться на эту картину, начинает казаться, что они внезапно перенеслись на другую планету. А с наступлением темноты водяные фонтаны выключаются, и их место занимают огненные…


Создается впечатление, что самым большим экспонатом испанского музея современного искусства является само здание этого музея.

Скульптуры

Полюбовавшись зданием Музея Гуггенхайма издалека, стоит подойти к нему поближе. Помимо описанных выше, вокруг здания можно увидеть еще несколько очень интересных скульптур и инсталляций.


Как любой, уважающий себя дом, музей Гуггенхайма имеет свою сторожевую собаку, но не совсем обычную. Во-первых, это не взрослая собака, а щенок терьера. Во-вторых, она имеет внушительные размеры – 13 метров в высоту. А в-третьих, он, разумеется, скульптура, причем созданная из цветов. Этот обаятельный Цветочный щенок был создан американским художником Кунсом, и уже давно заслужил симпатии всех работников и посетителей музея. Он и правда очаровательный, а работа садовников, тщательно следящих за его цветочной шкуркой, заслуживает отдельного восхищения. Терьерчик меняет свой окрас в зависимости от времени года. Зимой он просто зеленый, а в остальное время его шерсть покрыта яркими цветами. Когда отцветают одни, на их месте незамедлительно распускаются другие.


Чуть дальше, прямо рядом с красивым изогнутым пешеходным мостиком, располагается скульптура еще одного представителя животного мира. Это знаменитая Маман – гигантская скульптура паука Черная вдова. Титанические размеры изваяния заставляют любого человека, почувствовать себя рядом с ней крошечным и ничтожным. В корзине паучихи можно увидеть целую кладку стеклянных яиц, и этим она как бы напоминает людям о том, что такие, как она вполне способны завоевать мир, и кто из нас венец творения – вопрос довольно спорный.


Более мирно, но не менее впечатляюще выглядят и еще две инсталляции. Букет сверкающих разноцветных тюльпанов, которые кажутся надувными, а на самом деле изготовлены из тончайших листов стали и изящная гирлянда металлических шаров, как будто вырастающая прямо из воды.

Внутреннее пространство и экспозиция

Внутри музей Гуггенхайма выглядит не менее странно, чем снаружи. Здесь почти нет традиционных прямоугольных помещений, все состоит из ломаных линии и диагоналей, в произвольном и хаотическом порядке пересекающих пространство.
В центре здания располагается высокий атриум, от которого, как лепестки цветов, отходят многочисленные залы.


Постоянная экспозиция находится на самом верху, в помещениях третьего этажа. Каждый из залов представляет на суд зрителя отдельное направление современного искусства. Здесь находятся собрания работ лучших художников, творивших в стиле абстракционизма, кубизма, футуризма или сюрреализма. Расположение экспонатов позволяет полностью погрузиться в причудливый мир шедевров Пикассо, Дали или Кандинского, и попытаться понять их странную философию и своеобразный взгляд на мир.


Залы второго этажа предназначены для проведения временных выставок, поэтому предугадать, чем будет удивлять зрителей очередная экспозиция, не представляется возможным. Здесь демонстрируются не только живопись, но еще скульптура, пластика, а нередко и оригинальные инсталляции, созданные из самых неожиданных материалов.
Всю центральную галерею первого этажа занимает весьма популярная композиция «Материя времени», созданная известным американским скульптором Ричардом Серра. Этот грандиозный проект представляет собой несколько замысловато выгнутых листов прочной корабельной стали, которые, свиваясь в спирали и эллипсы, образуют странный лабиринт. Можно до бесконечности блуждать среди этих железных стен, изучая, как сужается и расширяется пространство, направляя человека либо к тупику и безысходности, либо к открытым дверям и возможности дальнейшего выбора пути…


Философствовать в Музее Гуггенхайма можно бесконечно. Его создатели верят, что, изучая необычные экспонаты, каждый посетитель сможет открыть новые грани сознания, чтобы лучше понимать себя и окружающий мир в его самых непредсказуемых проявлениях.