Летопись «Повесть временных лет». «Сказание о Кожемяке»


». Отражение исторических событий и вымысел. Отражение качеств идеального народного героя - патриотизма, богатырской силы

Обратимся к тексту. Вдумчиво прочитаем «Сказание…»


<СКАЗАНИЕ О КОЖЕМЯКЕ>
(текст древнерусской летописи)

Въ лъто 6500. Иде Володимиръ на Хорваты. Пришедшю бо ему с войны хорватьскыя, и се печеньзи придоша по оной сторонъ от Сулы; Володимеръ же поиде противу имъ, и срете я на Трубежи на бродъ, кде нынъ Переяславль. И ста Володимеръ на сей сторонь, а печенъзи на оной, и не смяху си на ону страну, ни они на сю страну. И приьха князь печенъжьскый к ръкь, возва Володимера и рече ему: «Выпусти ты свой мужь, а я свой, да ся борета. Да аще твой мужъ ударить моимь, да не воюемъ за три лъта; аще ли нашь мужъ ударить, да воюемъ за три льта». И разидостася разно Володимеръ же приде въ товары*, и посла биричи* по товаромъ, глаголя: «Нъту ли такого мужа, иже бы ся ялъ с печенъжиномь?» И не обрътеся никдъже. Заутра приъхаша печенъзи и свой мужъ приведоша, а у наших не бысть. И поча тужити Володимеръ, сля по всъмъ воемъ, и приде единъ старь мужъ ко князю и рече ему: «Княже! есть у мене единъ сынъ меншей дома, а с четырми есмь вышелъ, а онъ дома. От дътьства бо его ньсть кто имъ ударилъ. Единою бо ми и сварящю*, и оному мьнущю усние*, разгнъвавъся на мя, преторже череви рукама». Князь же се слышавъ радъ бысть, и посла по нь, и приведоша и ко князю, и князь повъда ему вся. Сей же рече. «Княже! Не въдъ, могу ли со нь, и да искусите мя: нъту ли быка велика и силна?» И налъзоша быкъ великъ и силенъ, и повель раздраждити быка; возложиша на нь желъза горяча, и быка пустиша. И побъже быкъ мимо и, похвати быка рукою за бокъ, и выня кожю съ мясы, елико ему рука зая*. И рече ему Володимеръ: «Можеши ся с нимъ бороти». И наутрия придоша печеньзи, почаща звати: «Нъ ли мужа? Се наш доспьлъ». Воло¬димеръ же повелъ той нощи облещися въ оружие, и приступиша ту обои. Выпустиша печенъзи мужъ свой, бь бо превеликъ зьло и страшенъ. И выступи мужъ Володимерь, и узръ и печенъзинъ и посмъяся, - бъ бо середний тьломь. И размъривше межи объма полкома, пустиша я к собъ. И ястася, и почаста ся кръпко держати, и удави печенъзина в руку до смерти. И удари имь о землю. И кликнуша, и печенъзи побъгоша, и Русь погнаша по них ськуще, и прогнаша я. Володимеръ же радъ бывъ, заложи городъ на бродъ томь и нарече и Переяславль, зане перея славу отроко ть. Володи¬меръ же великимь мужемь створи того и отца его. Володимеръ же възвратися въ Кыевъ с побъдою и съ славою великою.

Сказание о кожемяке (приводится в сокращении)

В год 6500 (992). Пошел Владимир на хорватов. Когда же возвратился он с хорватской войны, пришли печенеги по той стороне Днепра от Сулы; Владимир же выступил против них и встретил их на Трубеже у брода, где ныне Переяславль- И стал Владимир на этой стороне, а печенеги на той, и не решались наши перейти на ту сторону, ни те на эту. И подъехал князь печенежский к реке, вызвал Владимира и сказал ему: "Выпусти ты своего мужа, а я своего - пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года; если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года". И разошлись. Владимир же, вернувшись в стан свой, послал глашатаев по лагерю со словами: "Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом" И не сыскался нигде. На следующее утро приехали печенеги и привели своего мужа, а у наших не оказалось. И стал тужить Владимир, посылая по всему войску своему, и пришел к князю один старый муж и сказал ему: "Князь! Есть у меня один сын меньшой дома; я вышел с четырьмя, а он дома остался. С самого детства никто его не бросил еще оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу, так он рассердился на меня в разодрал кожу руками". Услышав об этом, князь обрадовался, и послали за ним и привели его к князю, и поведал ему князь все. Тот отвечал: "Князь! Не знаю, могу ли я с ним схватиться, - испытай меня: нет ли большого и сильного быка" И нашли быка, большого и сильного, и приказали разъярить его; возложили на него раскаленное железо и пустили быка. И побежал бык мимо него, и схватил быка рукою за бок и вырвал кожу с мясом, сколько захватила его рука. И сказал ему Владимир: "Можешь с ним бороться". На следующее утро пришли печенеги и стали вызывать: "Где же муж? Вот наш готов!" Владимир повелел в ту же ночь надеть вооружение, и сошлись обе стороны. Печенеги выпустили своего мужа: был же он очень велик и страшен. И выступил муж Владимира, и увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста. И размерили место между обоими войсками и пустили их друг против друга. И схватились, и начали крепко жать друг друга, и удавил муж печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. Раздался крик, и побежали печенеги, и гнались за ними русские, избивая их, и прогнали. Владимир же обрадовался и заложил город у брода того и назвал его Переяславлем, ибо перенял славу отрок тот. И сделал его Владимир великим мужем, и отца его тоже. И возвратился Владимир в Киев с победою и со славою великою <...>

  • Обратим внимание на стилистику летописного сказания.
  • Обрати внимание на ритмичность повествования, на повторение союза и, на место и роль глаголов в тексте. Для этого прочитаем еще раз три последних абзаца, отмечая союзы и глаголы.


Перейти на... Объявления Былинный мир Что такое фольклор? Вопросы по теме фольклор Былины как отражение исторических событий Кто главный богатырь на Руси Прочитай о былинах Скульптура Баяна Одень и вооружи богатыря Картины известных художников Послушай Изложите в правильном порядке ход событий в былине Расставьте в последовательности Образные выражения Особенности киевского и новгородского циклов Расположите названия событий Расставьте фрагменты из былины Соотнесите былинные эпитеты с определяемыми словами Ответьте на вопросы теста Повесть временных лет Картина В. М. Васнецова "Нестор-летописец" «Сказание о белгородском киселе» Комментарии к тексту "Сказание о кожемяке" Вопросы по тексту "Сказание о кожемяке" Вступление Биография писателя Глоссарий Историческая справка Послушай басню Ларчик Послушай басню Осел и соловей Ответь на вопросы Введение в XIX век Александр Сергеевич Пушкин Лицейские годы Друзья мои, прекрасен наш союз Ответь на вопросы по Лицейским годам поэта Южная ссылка. "Узник" Вопросы к стихотворению «Узник» Южная ссылка А. С. Пушкина Светлое чувство дружбы Анализ стихотворения "И. И. Пущину" Двусложные размеры стиха Определи стихотворный размер стихотворения "Зимний вечер" Определи стихотворный размер "Няне" Анализ стихотворения "Зимнее утро" Подумай Звукопись Соотнесите цитаты из стихотворений А.С. Пушкина с их названиями Распределите по рубрикам Болдинская осень О «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина» Задание Повесть "Выстрел" Отрывок из повести Вопросы к повести "Выстрел" Задание к повести "Выстрел" Барышня-крестьянка Вступление к уроку История создания романа Ответь на вопросы по истории создания романа Историко-культурный контекст О русской усадьбе Дай толкование слов Вопросы по дворянским усадьбам Анализ текста 1 тома, 1 главы Том 1. Глава 1 Ответь на вопросы по отрывку Какой характер у Троекурова? Характер Троекурова Отрывок №2 Вопросы к отрывку №2 Отрывок "Случай на псарне" Случай на псарне. Анализ Вопросы к отрывку "Случай на псарне" Вопрос к размышлению Рассмотри иллюстрацию Сговор Шабашкин и Троекуров (отрывок) Суд (отрывок) Анализ эпизода "Суд" Задание по отрывку "Суд" Отрывок №3 Заполни пробелы Анализ эпизода "Владимир в Кистеневской роще" Отрывок "Письма матери" Ответь на вопросы по отрывку "Письма матери" Пожар в усадьбе Дубровского. Вопросы Пожар в усадьбе Дубровского Узнай персонажа по реплике Разбойники Вопросы по отрывку "Разбойники" Знакомство с Дефоржем Ответь на вопросы по отрывку "Знакомство с Дефоржем" Начало 8-й главы Ответь на вопросы по началу восьмой главы Неожиданное проишествие Вопросы к отрывку "Неожиданное проишествие" Задание по главам IX – XI Композиционный и сюжетный планы произведения Праздничный обед в Покровском Вопросы по эпизоду "Праздничный обед в Покровском" Романтическая история любви Троекуров и князь Верейский Вопросы к встрече Маши Троекуровой и Владимира Дубровского Вопросы к эпизоду объяснения Марьи Кирилловны со своим отцом Вопросы к XVIII – XIX главам Тема крестьянского бунта Итоговые вопросы Заключение Вступление Детство и юность Детство и юность. Вопросы Трехсложные размеры стиха Стихотворение "Три пальмы" Анализ стихотворения "Три пальмы" "Три пальмы". Вопросы Развернутый ответ Тема одиночества в лирике поэта Анализ стихотворения "Тучи" Стихотворение "Тучи". Вопросы Стихотворение "Листок" Анализ стихотворения "Листок" Стихотворение "Листок". Вопросы Стихотворение "Утес" Анализ стихотворения "Утес" Стихотворение "Утес". Вопросы Итоговые задания Найди соответствие Иван Сергеевич Тургенев Вступление к уроку Бежин луг (текст произведения) Конфликт в рассказе Ответь на вопросы по "Бежину лугу" Это интересно Образы крестьянских мальчиков Федя Ваня Илюша Костя Вопросы по уроку Дай развернутый ответ Тютчев. Биография Тютчев. Биография (продолжение) Послушай стихи Проверь себя Анализ стихотворения Найди соответствие Вступление к уроку Вопрос Афанасий Фет Анализ стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...» Вопросы к стихотворению «Ель рукавом мне тропинку завесила...» Стихотворение "Еще майская ночь" Вопросы к стихотворению "Еще майская ночь" Стихотворение "Учись у них" Вопросы к стихотворению "Учись у них" Найди соответствие Вступление к уроку Николай Алексеевич Некрасов (презентация) Николай Алексеевич Некрасов Железная дорога. Текст Анализ I главы стихотворения Вопросы к первой части Работа над II главой стихотворения. Словесное рисование Анализ III и IV глав Композиция На Волге Крестьянские дети Найди соответствие между стихотворным размером и отрывком стихотворения Глоссарий Николай Семенович Лесков Биография писателя Изображение Александра I и атамана Платова Платов у Николая I. Секрет тульских мастеров Комментированное чтение Итоги. Образ левши Ответь на вопросы Урок развития речи. Итог Творческая работа Глоссарий Аудиоматериалы Баратынский. Чудный град порой сольётся Баратынский. Весна А.К. Толстой. Где гнутся над омутом лозы Полонский. По горам две хмурых тучи Полонский. Посмотри какая мгла Никитин Иван Саввич Майков Аполлон Николаевич Плещеев Алексей Николаевич Найди соответствие между стихотворным размером и отрывком стихотворения Историко-культурный контекст XX века. А. С. Грин. Алые паруса. История Ассоль Проверочная работа История Грэя. «Делать... чудеса своими руками» Образ Ассоль «Алые паруса» - произведение романтическое Алые паруса Вопросы к первой главе произведения "Алые паруса" Вопросы ко всему произведению "Алые паруса" Вступление к уроку Биография писателя Задание по биографии автора Вопросы по произведению "Неизвестный цветок" Сочинение-рассуждение М. М. Пришвин: становление писателя Биография М.М. Пришвина Вопросы по биографии «Кладовая солнца» (текст) «Кладовая солнца» «Кладовая солнца» М. М. Пришвина как сказка-быль Составление плана произведения. Образы Насти и Митраши Образы Травки и Антипыча Смысл названия произведения Творческое задание Вопросы для самопроверки Сделаем выводы Разгадай кроссворд Разгадай кроссворд по терминам В. Г. Распутин «Уроки французского» Александр Трифонович Твардовский Нагибин Юрий Маркович Д. С. Самойлов. «Сороковые» "Сороковые". Задание Д. С. Самойлов. Домашнее задание Константин Симонов Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины... К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» К. М. Симонов. Домашнее задание В. М. Шукшин и его фильмы В. М. Шукшин (биография) Что вы знали раньше о рассказах В. М. Шукшина? Вопросы по рассказу "Срезал" Фазиль Искандер. Биография Ахматова Анна Андреевна А. А. Ахматова. Перед весной бывают дни такие А. Блок. Летний вечер А. Блок. О, как безумно за окном С. Есенин. Мелколесье Найди соответствие между стихотворным размером и отрывком стихотворения Антуан де Сент-Экзюпери Жорж Санд Стивенсон и Дефо Шиллер

В год 6500 (992). Пошел Владимир на хорватов. Когда же возвратился он с хорватской войны, пришли печенеги по той стороне Днепра от Сулы; Владимир же выступил против них и встретил их на Трубеже у брода, где ныне Переяславль . И стал Владимир на этой стороне, а печенеги на той, и не решались наши перейти на ту сторону, ни те на эту. И подъехал князь печенежский к реке, вызвал Владимира и сказал ему: "Выпусти ты своего мужа, а я своего - пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года; если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года". И разошлись. Владимир же, вернувшись в стан свой, послал глашатаев по лагерю со словами: "Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?". И не сыскался нигде. На следующее утро приехали печенеги и привели своего мужа, а у наших не оказалось. И стал тужить Владимир, посылая по всему войску своему, и пришел к князю один старый муж, и сказал ему: "Князь! Есть у меня один сын меньшой дома; я вышел с четырьмя, а он дома остался. С самого детства никто его не бросил еще оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу, так он рассердился на меня и разодрал кожу руками". Услышав об этом, князь обрадовался, и послали за ним, и привели его к князю, и поведал ему князь все. Тот отвечал: "Князь! Не знаю, могу ли я с ним схватиться, но испытайте меня: нет ли большого и сильного быка?". И нашли быка, большого и сильного, и приказал он разъярить быка; возложили на него раскаленное железо и пустили быка. И побежал бык мимо него, и схватил быка рукою за бок и вырвал кожу с мясом, сколько захватила его рука. И сказал ему Владимир: "Можешь с ним бороться". На следующее утро пришли печенеги и стали вызывать: "Где же муж? Вот наш готов!". Владимир повелел в ту же ночь облечься в доспехи, и сошлись обе стороны. Печенеги выпустили своего мужа: был же он очень велик и страшен. И выступил муж Владимира, и увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста. И размерили место между обоими войсками, и пустили их друг против друга. И схватились, и начали крепко жать друг друга, и удавил муж печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. И кликнули наши, и побежали печенеги, и гнались за ними русские, избивая их, и прогнали. Владимир же обрадовался и заложил город у брода того и назвал его Переяславлем, ибо перенял славу отрок тот. И сделал его Владимир великим мужем, и отца его тоже. И возвратился Владимир в Киев с победою и со славою великою.

В год 6502 (994). В год 6503 (995).

Комментарии:

... на Трубеже у брода, где ныне Переяславль :

Трубеж - левый приток Днепра, южнее Киева;

Переславль - Переславль Русский или Южный, будущий центр Переславского княжества; на Руси было несколько Трубежей и Переславлей;

В год 6504 (996). Увидел Владимир, что церковь построена, вошел в нее и помолился Богу, говоря так: "Господи Боже! Взгляни с неба и воззри. И посети сад свой. И сверши то, что насадила десница твоя, - новых людей этих, сердце которых ты обратил к истине познать тебя, Бога истинного. Взгляни на церковь твою, которую создал я, недостойный раб твой, во имя родившей тебя матери приснодевы Богородицы. Если кто будет молиться в церкви этой, то услышь молитву его, ради молитвы пречистой Богородицы". И, помолившись Богу, сказал он так: "Даю церкви этой святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городов". И уставил так, написав заклятие в церкви этой, сказав: "Если кто отменит это, - да будет проклят". И дал десятую часть Анастасу Корсунянину. И устроил в тот день праздник великий боярам и старцам градским, а бедным роздал много богатства.

После этого пришли печенеги к Василеву, и вышел против них Владимир с небольшою дружиною. И сошлись, и не смог устоять против них Владимир, побежал и стал под мостом, едва укрывшись от врагов. И дал тогда Владимир обещание поставить церковь в Василеве во имя святого Преображения, ибо было в тот день, когда произошла та сеча, Преображение Господне. Избегнув опасности, Владимир построил церковь и устроил великое празднование, наварив меду 300 мер. И созвал бояр своих, посадников и старейшин из всех городов и всяких людей много, и роздал бедным 300 гривен. Праздновал князь восемь дней, и возвратился в Киев в день Успенья святой Богородицы, и здесь вновь устроил великое празднование, сзывая бесчисленное множество народа. Видя же, что люди его - христиане, радовался душой и телом. И так делал постоянно. И так как любил книжное чтение, то услышал он однажды Евангелие: "Блаженны милостивые, ибо те помилованы будут"; и еще: "Продайте именья ваши и раздайте нищим"; и еще: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль истребляет и воры подкапывают, но собирайте себе сокровища на небе, где моль не истребляет, ни воры не крадут"; и слова Давида: "Благословен человек, который милует и взаймы дает"; слышал он и слова Соломона: "Дающий нищему дает взаймы Богу". Слышав все это, повелел он всякому нищему и бедному приходить на княжий двор и брать все, что надобно, питье и пищу и из казны деньги. Устроил он и такое: сказав, что "немощные и больные не могут добраться до двора моего", приказал снарядить телеги и, наложив на них хлебы, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: "Где больной, нищий или кто не может ходить?". И раздавали тем все необходимое. И еще нечто большее сделал он для людей своих: каждое воскресенье решил он на дворе своем в гриднице устраивать пир, чтобы приходить туда боярам, и гридям, и сотским, и десятским, и лучшим мужам - и при князе и без князя. Бывало там множество мяса - говядины и дичины, - было все в изобилии. Когда же, бывало, подопьются, то начнут роптать на князя, говоря: "Горе головам нашим: дал он нам есть деревянными ложками, а не серебряными". Услышав это, Владимир повелел исковать серебряные ложки, сказав так: "Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото, как дед мой и отец с дружиною доискались золота и серебра". Ибо Владимир любил дружину и с нею совещался об устройстве страны, и о войне, и о законах страны, и жил в мире с окрестными князьями - с Болеславом Польским, и со Стефаном Венгерским, и с Андрихом Чешским. И были между ними мир и любовь. Владимир же жил в страхе Божьем. И сильно умножились разбои, и сказали епископы Владимиру: "Вот умножились разбойники; почему не казнишь их?". Он же ответил: "Боюсь греха". Они же сказали ему: "Ты поставлен Богом для наказания злым, а добрым на милость. Следует тебе казнить разбойников, но расследовав". Владимир же отверг виры и начал казнить разбойников, и сказали епископы и старцы: "Войн много у нас; если бы была у нас вира, то пошла бы она на оружие и на коней". И сказал Владимир: "Пусть так". И жил Владимир по заветам отца и деда.

Легенда о Никите Кожемяке

Вот как описан подвиг этого безвестного героя в «Повести временных лет» под 992 годом.

Узнав о приходе печенегов, князь Владимир «выступил против них, и встретил их на Трубеже у брода, где ныне Переяславль. И стал Владимир на этой стороне, а печенеги на той, и не решались наши перейти на ту сторону, ни те на эту сторону. И подъехал князь печенежский к реке, вызвал Владимира и сказал ему:
"Выпусти ты своего мужа, а я своего — пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года; если аве наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года".
И разошлись.

Владимир же, вернувшись в стан свой, послал глашатаев по лагерю, со словами:
"Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?"

И не сыскался нигде. На следующее утро приехали печенеги и привели своего мужа, а у наших не оказалось. И стал тужить Владимир, посылая по всему войску своему, и пришел к князю один старый муж и сказал ему: "Князь! Есть у меня один сын меньшой дома; я вышел с четырьмя, а он дома остался. С самого детства никто его не бросил еще оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу, так он рассердился и разодрал кожу руками". Услышав об этом, князь обрадовался, и посла-ли за ним, и привели его к князю, и поведал ему князь все.

Тот отвечал: "Князь! Не знаю, могу ли я с ним схватиться, — испытайте меня: нет ли большого и сильного быка?"

И нашли быка, большого и сильного, и приказали разъярить его; возложили на него раскаленное железо и пустили. И побежал бык мимо него, и схватил быка рукою за бок и вырвал кожу с мясом, сколько захватила его рука. И сказал ему Владимир: "Можешь с ним бороться".

На следующее утро пришли печенеги и стали вызывать: "Есть ли муж? Вот наш готов!" Владимир повелел в ту же ночь надеть вооружение, и сошлись обе стороны. Печенеги выпустили своего мужа: был же он очень велик и страшен. И выступил муж Владимира, и увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста. И размерили место между обоими войсками, и пустили их друг против друга. И схватились, и начали крепко жать друг друга, и удавил печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. Раздался крик, и побежали печенеги, и гнались за ними русские, избивая их, и прогнали их. Владимир же обрадовался и заложил город у брода того, и назвал его Переяславлем, ибо перенял славу отрок тот. И сделал его Владимир великим мужем, и отца его тоже...»

В более поздних летописях безвестного отрока называют по имени: Ян Усмошвец (то есть сапожник, шорник — «шьющий кожу», от слова «усмие» — кожа). Предание с таким сюжетом сохранялось в течение веков в устной традиции: в XIX веке на Украине оно записано с именем Кирилла Кожемяки, в России — с именем Никиты Кожемяки.

Все главные мотивы летописного предания соответствуют духу былин: в них тоже враг требует выставить поединщика, и князь не сразу его находит; на единоборство с врагом выходит богатырь-малолеток, о котором князю сообщает его отец; противник его оказывается громадных размеров, чаще всего -- чудовищем (Идолище); при виде русского богатыря — человека нормальных размеров — он заранее торжествует победу; князь награждает богатыря, хочет возвысить его.

В летописном предании есть одно существенное отличие от былины: в роли богатыря выступает не профессиональный воин, а простой ремесленник: он побеждает благодаря своим рукам, привыкшим мять кожу и потому особенно сильным (впрочем, в летописном рассказе реальная сила Кожемяки явно преувеличена — в духе былин или сказок). Самое главное отличие от былины заключается в том, что в летописной записи подвиг без-вестного отрока-богатыря соотнесен с точно датируемым, реально бывшим историческим событием и как бы подтвержден документально.

Летопись «Повесть временных лет».

«Сказание о Кожемяке», «Сказание о белгородском киселе»

«Повесть временных лет» включает в себя разные литературные жанры той эпохи: летописи, поучения, притчи, жития, предания, повести, сказания.

В летописях ученые монахи сообщали о тех событиях, которые происходили в тот или иной год.

Хождения описывали различные путешествия и приключения в иных землях. Например, «Хождение Богородицы по мукам».

В житиях описывалась жизнь святых людей.

Поучение рассказывает о неких правилах, которые хотел донести до читателей автор.

Продолжим знакомство с древнерусской литературой, её самобытностью и патриотической направленностью на примере двух преданий из этой летописи «Сказание о Кожемяке» и «Сказание о белгородском киселе».

Изучение этих произведений поможет понять исторические события того времени, а также рассмотрим, как в древнерусских преданиях отображались качества идеального народного героя.

Сказания о Кожемяке и о белгородском киселе представляют законченные сюжетные повествования.

Кульминацией сказаний являются поединки: в первом - единоборство физическое, во втором - борьба ума и находчивости с глупостью.

Сюжет «Сказания о Кожемяке» близок сюжетам героических народных былин, а «Сказание о белгородском киселе» - народным сказкам.

Не только князья, но и простые люди славятся в летописи «Повесть временных лет».

В «Сказании о Кожемяке» оживают под пером летописца события далеких лет.

В предании говорится, что князь Владимир только возвратился с войны, когда на Русь напали печенеги. На берегу реки ТрубЕж у брода стоял Владимир на одной стороне, а печенеги на другой, и «не решались ни наши перейти на ту сторону, ни те на нашу» .

И предложил печенежский князь Владимиру:

«Выпусти ты своего воина, а я - своего, пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года, если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года».

И послал Владимир глашатаев со словами:

«Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?», но никого не нашлось.

Печенеги же привели своего мужа. Как говорит летописец, он был очень «велик и страшен».

В сказании повествуется, как вызванные на единоборство воины князя Владимира тщЕтно искали поединщика, который смог бы противостоять печенежскому богатырю. Видя, что достойного противника печенежскому воину не находится, начал « тужить » Владимир. Наконец, объявился некий « старый муж » и рассказал Владимиру о своём оставшемся дома меньшом сыне, неказистом на вид, но очень сильном.

Приведенный к князю юноша просит предварительно испытать его и вырывает у разъяренного быка бок с кожей.

Это был Никита Кожемяка.

«И увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста».

Летописец рассказывает, как «схватились они и начали крепко жать друг друга, и удавил юноша печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. Раздался крик, и печенеги побежали, а русские погнались за ними и прогнали их».

Ремесленник-кожемяка спасает Русь от набега печенегов. Он совершает подвиг, на который не был способен никто из дружинников князя Владимира.

Летописец прославляет величие простого русского человека-труженика, его любовь к родной земле. Русский юноша на первый взгляд ничем не примечателен, но в нём воплощена могучая сила, которой обладает русский народ, защищающий свою землю от внешних врагов.

В рассказе о юноше-кожемяке много былинного: бой начинается с поединка, две силы противопоставлены друг другу, образ вражеского поединщика создается средствами гиперболизации, враг страшен и велик, значение русского героя сознательно преуменьшено.

«Сказание о белгородском киселе» - это типичный народный рассказ о победе над врагом хитростью. Белгородцы по совету одного старца налили в колодец кисель и тем убедили осаждающих их печенегов, что их кормит сама земля.

Прежде поясним некоторые слова:

вече, печенеги, корчага, восвояси.

Вече - это собрание горожан, на котором они решали важнейшие вопросы организации жизни города.

Печенеги - это объединенные тюркские и другие племена, проживавшие в VII IX веке в заволжских степях.

Печенеги занимались скотоводством и вели кочевой образ жизни. Они часто совершали набеги на Русь и только в 1036 году были разбиты киевским князем Ярославом Мудрым.

Корчага - небольшой глиняный сосуд.

Восвояси означает вернуться к себе домой.

Содержание сказания напоминает сказку, но и сам летописец, и читатели не сомневаются в реальности описываемого события.

Подошли печенеги к Белгороду и « не давали выйти из города, и был в городе сильный голод... И затянулась осада города ».

Отчаявшиеся люди уже решили сдаться печенегам.

«И собрали вече в городе, и сказали: «Разве лучше нам так умереть? - сдадимся печенегам - кого пусть оставят в живых, а кого умертвят; всё равно помираем уже от голода».

Один старец посоветовал людям не сдаваться врагу, а «собрать хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей. Они же радостно пошли и собрали. И повелели женщинам сделать болтушку, затем выкопали колодец, поставили в него корчагу, и налили её болтушкой».

На следующий день они привели печенегов и убедили их, что белгородцев кормит сама земля.

«Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и десять лет, то, что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли, - сказали горожане».

И враги ушли от города восвояси.

Здесь русский летописец прославляет мудрость и находчивость народа.

Почему жители города хотели сдаться?

Они осознавали, что могут все умереть от голода и поэтому хотели спасти хоть кого-нибудь.

Также они понимали, что сдаться врагу - это большой позор, и готовы были использовать любую ситуацию, чтобы сохранить свою честь и не покрыть позором имя города.

Именно поэтому они доверились старцу.

Как можно объяснить фразу «Мы имеем питание от земли» ?

Кроме прямого значения, о получении пищи от земли, что дало горожанам возможность спастись, фраза имеет глубокий смысл: наша земля нас питает силой, она нас защищает. Такой народ непобедим.

А пословица «Хитрость силу берёт» очень точно формулирует основную мысль сказания.

Оба сказания замечательны тем, что в них действует герой - простой русский человек, освобождающий русскую землю от врагов.

Сказания пропитаны любовью к родине. Они вызывают патриотические чувства, дают знание своего прошлого, своей страны, родной истории.

По мнению Дмитрия Сергеевича Лихачёва:

«Чем яснее мы видим прошлое, тем чётче прозреваем будущее. Корни современности глубоко уходят в родную почву».

В старые-старые годы невдалеке от Киева появился страшный змей. Много всякого народа из Киева потаскал змей в берлогу свою, потаскал и поел. Утащил змей этот и дочь царскую. Но не съел её, а крепко-накрепко в своей берлоге запер. Увязалась за царевной из дома маленькая собачка. Как на промысел змей улетит, царевна записочку к отцу, к матери напишет, привяжет записочку собачке на шею и домой её пошлёт. Собачка записочку отнесёт и ответ принесёт.

Вот как-то раз царь с царицей пишут царевне: узнай-де от змея, кто его сильней. Стала царевна от змея допытываться и допыталась.

Есть, - говорит змей, - в Киеве Никита Кожемяка - тот меня сильней.

Как ушёл на промысел змей, царевна к отцу, к матери записочку и написала: есть-де в Киеве Никита Кожемяка, он один сильнее страшного змея. Пошлите Никиту меня из неволи выручать.

Сыскал царь Никиту. И сам с царицей пошёл его просить выручить дочку их из неволи тяжёлой. В эту пору Кожемяка мял разом двенадцать кож воловьих. Как увидел Никита царя - испугался. Руки у Никиты задрожали, и разорвал он разом все двенадцать кож. Рассердился тут Никита, что его испугали и убытку ему наделали. И сколько царь с царицей ни упрашивали его пойти царевну выручить, не пошёл.

Вот и придумал тогда царь с царицей собрать пять тысяч сирот малолетних - осиротил их лютый змей, - и послали их просить Кожемяку освободить всю землю русскую от великой беды. Сжалился Кожемяка на сиротские слёзы, сам прослезился. Взял он триста пудов пеньки, смолой её насмолил, весь пенькой обмотался и пошёл.

Подходит Никита к змеиной берлоге. А змей изнутри заперся, брёвнами завалился и к Никите не выходит.

Выходи лучше в чистое поле, а не то я всю берлогу твою размечу! - сказал Кожемяка змею и стал уже брёвна руками разбрасывать.

Увидел змей беду неминучую, некуда ему спрятаться от Никиты. Вышел в чистое поле.

Долго ли, коротко ли они бились, только Никита змея на землю повалил, и хотел его душить. Тут змей стал молить Никиту:

Не бей меня, Никитушка, до смерти, пощади! Сильнее нас с тобой на всём белом свете никого нет. Давай разделим весь свет поровну: ты в одной половине будешь владеть, а я - в другой.

Хорошо, - согласился Никита. - Только надо же прежде всего межу проложить, чтобы потом промеж нас споров не бывало.

Сделал Никита соху в триста пудов, запряг в неё змея и стал от Киева межу прокладывать, борозду пропахивать. Та борозда глубиной в две сажени с четвертью получилась. Провёл Никита борозду от Киева до самого Чёрного моря и говорит змею:

Хорошо, землю мы с тобой разделили - давай теперь море делить. Чтобы спору промеж нас о воде не вышло.

Стали они воду делить - загнал Никита змея лютого в Чёрное море, да там его и утопил.

Сделавши святое дело, Никита воротился в Киев. Опять кожи мять стал, за свой труд не взял ничего. Царевна же домой воротилась к отцу своему, к матери.

Говорят, борозда Никитина, кое-где и теперь по степи видна. Стоит она валом, сажени на две высотой. Мужички кругом пашут, а борозду не распахивают: на память её о Никите Кожемяке оставляют.

— КОНЕЦ —