Картотека музыкально-дидактических игр и игровых заданий для младшей группы. Дидактические игры по музыкальному воспитанию в младшей группе Музыкальные игры во второй младшей группе


Елена Приходько
Музыкальные игры для младшей и средней групп

Музыкальные игры

Младший и средний дошкольный возраст

«Воробушки и кошка»

Цель: Развивать выразительность движений, внимание, умение выполнять движения в соответствии с музыкой и текстом песни.

Ход игры: Педагог поет песенку, дети подпевают, выполняя движения:

1. В гнезде воробушки живут и утром все встают.

Довольно в гнездышках сидеть, пора на солнышко лететь.

Дети-воробушки прячутся за стульчиками. «Просыпаются» и «летают».

Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик на солнышко лететь.

Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик и крылышки согреть.

2. Летите, пташки, погулять, летите зернышки клевать.

Такое вкусное зерно, расти поможет вам оно.

Садятся на корточки и «клюют» пальчиками по полу.

Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик, полезное зерно.

Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик, поможет нам оно.

3. Будь осторожен, воробей, крадется кошка у дверей.

Чтоб не попасться в лапы ей лети от кошки воробей.

Убегают от кошки, кошка с криком догоняет.

«Дождик»

Цель: Развивать выразительность движений, обогащать двигательный опыт детей, умение согласовывать движения с текстом песни и музыки.

Ход игры: Педагог и дети поют:

Дождик, дождик, веселей, капай, капай, не жалей.

Брызни в поле пуще, станет травка гуще.

Только нас не замочи, зря в окошко не стучи.

Дети подходят к «дождику», «ловят» ладошками капельки.

В конце песни дети разбегаются от дождика, который султанчиком

пытается коснуться ребят.

«Мишка-лежебока»

Цель: Развивать координацию движений, чувство ритма, умение выразительно выполнять жесты в соответствии с текстом песни.

Ход игры: Дети подходят к мишке, поют:

Эй ты, мишка-лежебока (грозят мишке пальчиком)

Спал ты долго и глубоко (кладут руки под щеку)

Чтобы мишку разбудить (потягиваются)

Будем мы в ладоши бить (показывают ладошки).

Звучит любая плясовая мелодия. Дети хлопают в ладоши – мишка не просыпается.

Не дадим мы мишке спать, будем ножками стучать.

Снова звучит плясовая, дети встают и топают ногами – мишка не просыпается.

Ничего не получается – мишка наш не просыпается!

А давайте будем топать и в ладоши дружно хлопать.

Дети под музыку топают и хлопают. Мишка просыпается, рычит:

Кто здесь мишке спать мешает? Кто здесь пляшет, кто играет? Р-р-р…

Дети убегают от мишки.

«Зайчата и лиса»

Вариант 1.

Цель: Развивать эмоции, выразительность движений, способность координировать движения с музыкой и текстом.

Ход игры: Дети поют:

1. По лесной лужайке разбежались зайки. (Дети легко бегут врассыпную)

Вот какие зайки, зайки-побегайки!

2. Сели зайчики в кружок, роют лапкой корешок. (Садятся на корточки и

Вот какие зайки, зайки-побегайки! «роют» землю)

Вдруг бежит лисичка, рыжая сестрички! («лисичка» бегает между зайцами)

Ищет, где же зайки, зайки-побегайки! («зайчики» разбегаются, лисичка их

догоняет)

Вариант 2.

Ход игры: Лиса садится на пенек и делает вид, что спит. Зайчики становятся вокруг Лисы

Мы веселые зайчата, любим прыгать и скакать.

Ну-ка, рыжая лисица, ты попробуй нас догнать!

Зайцы разбегаются, Лиса их ловит. В конце музыки зайцы присаживаются

на корточки. Лиса обращается к зайцам:

Ах, веселые зайчата, я не буду вас пугать!

Выходите побыстрее, будем вместе мы плясать!

Лиса и зайчата вместе пляшут под веселую музыку.

«Лесной оркестр»

Цель: Развивать чувство ритма, умение музицировать на детских музыкальных инструментах.

Ход игры: Есть оркестр в лесу у нас, он сыграет вам сейчас.

Ты ладошек не жалей и в ладошки громче бей.

Мишки в бубен громко бьют, бум-бум, бум-бум.

Спать зверушкам не дают – бум-бум, бум-бум.

Дети играют на бубнах, проговаривая текст.

А лисичка в треугольник – дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля.

Нежно, нежно ударяет – дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля!

Дети отбивают на треугольнике сильную долю.

Зайки весело играют, маракасы сотрясают.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча, пляска будет горяча.

Дети играют на маракасах.

«Репка»

Цель: Развивать координацию движений, чувство ритма, умение выразительно выполнять движения в соответствии с текстом песни.

Ход игры: Дети стоят по кругу, взявшись за руки. В центре круга сидит «репка». За кругом – «мышка». Дети, исполняя песню хороводом, идут по кругу. «Репка» растет; «мышка» идет за кругом.

Репка-репонька, расти крепонька,

Ни мала, ни велика, до мышиного хвоста. Да!

С окончанием пения «мышка» ловит «репку». Если «мышка» поймает «репку», обе танцуют под любую народную плясовую, дети хлопают в ладоши.

«Зайка-малыш»

Цель: Развивать эмоции, внимание, выразительность движений, способность координировать движения с музыкой и текстом.

Ход игры: Дети стоят в кругу, держась за руки. В центре круга сидит ребенок, изображающий спящего зайчика. Дети идут по кругу и поют:

Зайка, зайка, ты малыш, все гуляют, а ты спишь.

Постарайся отгадать, кто тебя зовет плясать.

Дети останавливаются, педагог предлагает ребенку позвать Зайку. Зайка «просыпается» и угадывает, кто его позвал. Если угадал правильно, то ребенок с Зайкой танцуют, дети хлопают в ладоши. Затем дети меняются местами, игра продолжается.

«Сладкий колпачок»

Цель: Формировать навыки самостоятельного исполнения выученных песен и танцев.

Игровой материал: колпачки разных цветов по количеству музыкальных номеров и еще один для конфет, карточки с заданием (спеть знакомую песню, исполнить танец, хоровод, прочитать стихи). На карточках – рисунки по сюжету произведения или текст, который читает взрослый. Конфеты – на каждого ребенка.

Ход игры: Дети сидят полукругом. По всему залу расставлены колпачки. Приходит грустный Петрушка (взрослый или кукла би-ба-бо). Он приготовил детям сладкое угощение, положил под колпачок, а под какой - забыл. Надо этот колпачок обязательно найти! Педагог предлагает Петрушке подойти к любому колпачку (кроме того, где лежит сюрприз, и дети выполняют задание, найденное под ним. Под последним колпачком – угощение. Колпачок с угощением может находиться не только в поле зрения детей, но и быть где-то спрятан. Эту игру можно проводить в дни после праздничных утренников, используя музыкальные номера этих утренников.

«День рождения»

Цель: Развивать умения детей различать регистровое звучание и характер музыкальных произведений.

Игровой материал: мягкие небольшие игрушки (заяц, птичка, собачка, лошадка, кошка, цыплята и др.). Небольшой кукольный столик со стульчиками, чайная посуда, маленькие яркие коробочки-подарки для Зайчика.

Ход игры. Педагог: Посмотрите, ребята, какой сегодня Зайчик необыкновенный, даже праздничный бантик повязал. (Зайчик хлопочет по хозяйству, ставя на стол игрушечную посуду). Я догадалась, у Зайчика сегодня день рождения, и он пригласил гостей. Вот уже кто-то идет! Послушайте музыку, догадайтесь, кто же первый придет?

Педагог включает музыку или напевает мелодию знакомой детям песенки, дети узнают музыкальный образ, высказываются о характере музыки. После этого появляется игрушка – гость с подарком и дарит его Зайчику. Затем игрушку сажают за стол. Таким образом, последовательно исполняются все произведения и песни. В конце игры педагог предлагает Зайчику подарить песенку или танец. Зайчик всех детей угощает конфетами.

Музыкальный репертуар: «Тяф-тяф» м. В. Герчик, «Что ты хочешь, кошечка?» м. Г. Зингер, «Мишка» м. Т. Бырченко, «Конь» м. Е. Тиличеевой, «Воробей» м. В. Герчик, «Цыплята» м. А. Филиппенко.

«Бабочки»

Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, воспитывать интерес к ней, побуждать детей передавать в движениях характер музыкального образа.

Ход игры: Педагог предлагает «бабочкам» поучиться легко «летать» по полянке и кружится на месте, помахивая крылышками. Он говорит, что звуки на металлофоне будут звучать то быстро, то медленно. На быструю музыку «бабочкам» нужно «летать», а на медленную – кружиться (показывает, как это надо делать). Сначала упражнение выполняется с последовательной сменой звучания быстрой и медленной музыки. Затем педагог говорит, что он будет все время бабочкам загадывать музыкальные загадки: то несколько раз будет играть быстро, то несколько раз медленно. «Бабочки» должны будут эти музыкальные загадки разгадать. В конце предлагается детям-бабочкам потанцевать на полянке под «Вальс» П. И. Чайковского.

«Букеты»

Цель: Развивать у детей умение слышать и различать долгие и короткие звуки.

Игровой материал: бубен или треугольник, цветы небольшого размера: ромашки и васильки (по два на каждого ребенка).

Ход игры: Дети с ромашками в руках стоят в одном конце полянки, дети с васильками – в другом.

Педагог: Сейчас наши цветы будут сначала кивать головками, а потом ходить и бегать по лужайке. Если звуки будут долгие, вот такие (ударяет на бубне или треугольнике, то закивают головками скромные ромашки, а если звуки будут короткие, вот такие (показывает, то заколышутся головки васильков.

В разной последовательности исполняет длинные и короткие удары в бубен или треугольник. Дети, согласно звучанию, покачивают цветами то редко, то часто. Затем педагог предлагает «ромашкам» ходить по полянке, когда будут звучать долгие звуки, затем остановиться. А «василькам» бегать по всей полянке (и между ромашками тоже) на звучание коротких звуков. В конце игры педагог предлагает детям, кто быстрее вернется на свое место, поднимет цветочки вверх, образуя большой букет.

«Кошки и мышки»

Цель: Развивать у детей динамический слух, умение действовать в коллективе.

Игровой материал: металлофон, любая русская народная мелодия, шапочки «кошек», «мышек» по количеству детей, два плоскостных домика разного цвета.

Ход игры: В разных местах комнаты стоят два домика: один – кошек, другой для мышек.

Педагог: Мамы-мышки и мышата живут в синем домике. Мамы-кошки и котята живут в желтом домике. Ночью спят, а днем любят гулять. Но мышки ужасно боятся кошек и поэтому, когда выходят на улицу, то двигаются тихо-тихо. Поэтому и звуки, зовущие мышек гулять, будут тихие. Вот такие (играет). А кошки никого не боятся, поэтому их зовут гулять громкие звуки. Вот такие (играет). Внимательно слушайте, какие звуки будут звучать: если они будут громкими, пойдут «гулять» кошки, если тихими – мышки. Мамы-мышки, мышатам помогайте, далеко от себя не отпускайте, как только музыку кошек услышите, присядьте, мышонка руками прикройте, чтобы кошки вас не увидели и не услышали. А вы, кошки, когда будет звучать музыка мышек, оставайтесь на местах, на мышек поглядывайте, но никого не трогайте. Я много раз музыку играть буду – то громко, то тихо. А когда совсем играть перестану и скажу: «Лови!», - «мышки» должны скорее от «кошек» в свой домик убежать.

«Игра с платочками»

Цель: Развивать у детей реакцию на смену динамических изменений в музыке.

Ход игры: Дети сидят или стоят на небольшом расстоянии друг от друга, в руках у них цветные платочки. Под громкое звучание музыки дети машут платочками над головой, под тихое – прячут платочки за спину.

Цель игры : учить детей различать короткие и долгие звуки, уметь прохлопать ритм.


Ход игры

Педагог предлагает детям послушать, кто идет по дорожке и повторить, как звучат шаги своими хлопками. Когда дети научатся различать короткие и долгие хлопки, педагог предлагает на слух определить «большие и маленькие» ножки, выполняя хлопки за ширмой или за спиной.

Большие ноги шли по дороге: (долгие хлопки)

Топ, топ, топ, топ!

Маленькие ножки бежали по дорожке: (короткие хлопки)

Топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ!

В лесу

Цель игры: Развивать у детей звуко-высотный слух, учить различать высокие, низкие и средние звуки. Развивать чувство ритма, учить различать короткие и долгие звуки.

Оборудование: картинки с изображением медведя, зайца и птицы, фишки

Ход игры : Педагог знакомит детей с высокими и средними звуками, после того, как дети достаточно хорошо усвоили это, им предлагают поиграть и угадать, кто живет в лесу. Для этого педагог исполняет мелодию «Мишка» в низком регистре, или «Зайка» в среднем, или «Птичка» в высоком регистре. Дети отгадывают и накрывают фишкой соответствующую картинку.

Веселый кубик

Цель игры : Развивать творческие проявления в посильной эмоционально - выразительной передаче образов.

Оборудование : демонстрационный: кубик, на гранях которого картинки с изображением животных: лиса, кошечка, собачка, заяц, медведь, лошадка.

Ход игры : Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая несложная, веселая мелодия, и дети передают кубик друг другу. Педагог и дети произносят текст:

Нужно взять веселый кубик,

И по кругу передать.

Что покажет этот кубик,

Нужно детям показать!

Ребенок, у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу. Педагог спрашивает, кто изображен на верхней грани кубика. Дети отвечают.

Педагог предлагает ребенку показать под музыку как движется это животное, дети повторяют характерные движения. Затем игра продолжается.

Волшебные цветы

Цель игры : Развивать логическое мышление, учить подбирать цветы, соответствующие характеру музыкального произведения.

Оборудование: Три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» — спящее, плачущее или весёлое, изображающих три типа характера музыки:

Добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);

Грустная, жалобная;

Весёлая, радостная, плясовая, задорная.

Репертуар :

«Грустный дождик» Д. Кабалевский;

«Баю-бай» музыка В. Втилиной, слова П. Каганова.

«Праздничная», Л. Сидельникова

Ход игры: Музыкальный руководитель:

Дети, я хочу вам рассказать одну волшебную историю…В одном сказочном королевстве Гармонии жила-была девочка по имени Мелодия.

У нее был волшебный сад. В этом саду росли необычные цветы, которые очень любили музыку и даже умели разговаривать. У каждого цветка был свой характер. Красный цветок был очень веселый, разговорчивый. Синий очень любил поспать, поэтому мало разговаривал. А оранжевый цветок был всегда печален и всегда был чем - то недоволен. У каждого из цветка была своя музыка. Только услышав ее, он мог распуститься. И девочка каждое утро вставала, играла для своих цветов их любимую музыку. Вот тогда они распускались и подолгу беседовали со своей хозяйкой. Но как - то раз, Мелодия заболела и не смогла прийти в свой волшебный сад. И цветочки начали увядать.
Дети, давайте не дадим погибнуть волшебным цветочкам, поможем им распуститься. А что нам для этого надо сделать? Верно, мы должны подобрать для каждого музыку.

Как вы думаете, какая музыка нравится красному цветку? Правильно, веселая, задорная, быстрая. А какую любит оранжевый цветок? Конечно, ему по душе спокойная мелодия, колыбельная. А что любит слушать оранжевый цветок? Конечно, он любит грустную, неторопливую, печальную музыку.

Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребёнок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки.

Где мои детки?

Цель игры:

Оборудование : карточки с изображением птиц

Ход игры : Педагог предлагает поиграть и начинает рассказ: « в одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы - птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря - кря». (Поет на ре первой октавы). Дети, у которых карточки утят, поднимают их и отвечают: « Кря - кря, мы здесь». (Поют на ля первой октавы). Игра продолжается пока все дети не найдут своих детей.

Зайчики

Цель игры : Упражнять детей в восприятии и различении характера музыки: веселого, плясового и спокойного, колыбельного.

Ход игры: Педагог рассказывает малышам о том, что в одном доме жили-были зайцы. Они были очень веселыми и любили плясать (показывает картинку «Зайцы пляшут»). А когда они уставали, то ложились спать, а мама пела им колыбельную песню (картинка «Зайцы спят»). Далее педагог предлагает детям угадать по картинке, что делают зайцы? И изобразить это своими действиями (дети «спят», дети пляшут), под музыку соответствующего характера.

Кого встретил Колобок?

Цель игры : Развивать у детей представление о регистрах

(высоком, среднем, низком).

Ход игры : Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Колобок» и ее персонажей (волк, лиса, заяц, медведь), при этом он исполняет соответствующие мелодии, например: «У медведя во бору» в нижнем регистре, «Зайка» в высоком регистре и т.д. Когда дети усвоят звучание какого регистра соответствует художественному образу каждого животного, им предлагается поиграть и определить на слух, какой персонаж изображен в музыке и выбрать соответствующую картинку

Колпачки

Цель игры : Развитие тембрового слуха

Оборудование : Три красочных бумажных колпачка, детские музыкальные инструменты: бубен, металлофон, колокольчик.

Ход игры : под колпаками лежат музыкальные инструменты. Педагог вызывает к столу ребенка и предлагает ему повернуться спиной и отгадать, на чем он будет играть. Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок.

Лесенка

Цель игры: Различать постепенное движение мелодии вверх и вниз, отмечая его положением руки.

Оборудование : лесенка, кукла

Ход игры : Педагог исполняет попевку «Лесенка» Е. Тиличеевой. При повторном исполнении предлагает детям поиграть: показать рукой, куда движется девочка (кукла и т.д.) - вверх по лесенке или вниз. Затем педагог исполняет попевку, при этом он не допевает последнее слово сначала в первой, а потом во второй части попевки, и предлагает детям самим закончить ее.

Цель игры : научить отличать женский вокал от мужского, хоровое пение - от сольного.

Ход игры: После прослушивания музыки ребенок должен выбрать правильную картинку и показать ее.

Птицы и птенчики

Цель

Оборудование : лесенка из трёх ступенек, металлофон, игрушки (3-4 большие птицы и 3-4 птенчика)

Ход игры : Участвует подгруппа детей. У каждого ребёнка по одной игрушке. Педагог играет на металлофоне высокие звуки. Дети, которые держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушек на верхнюю ступеньку. Затем звучат низкие звуки, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.

Сколько божьих коровок на цветке?

Цель игры : Учить детей слышать и различать количество звучащих звуков (один, два или три). Отличать их друг от друга.

Оборудование: большой цветок, три божьих коровок (семья).

Ход игры : Сыграть детям на фортепьяно по одному звуку по очереди - каждая божья коровка имеет свой звук (жужжит по-своему). Два звука - две букашки собрались на цветочке и ведут разговор, три звука - вся семья в сборе. Попросить ребят услышать и отгадать, сколько собралось божьих коровок на цветочке - одна, две или три. Можно усложнить игру и предложить услышать кто именно прилетел на цветок папа, мама или ребёночек.

Чудесный мешочек

Цель игры: Развитие звуковысотного слуха

Оборудование : Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок.

Ход игры: «Дети,— говорит руководитель,— к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.) Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там». Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Петушок»— русская народная мелодия, «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова и др. Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.

Весело-грустно

Цель игры : различать построение музыки

Ход игры : Дети слушают музыку и самостоятельно выбирают карточку с изображением веселого или грустного клоуна.

2 вариант - слушают и изображают мимикой.

«Болезнь куклы»-«Новая кукла» П.И.Чайковского

Как бегают зверята

Цель игры : Развитие чувства ритма

Ход игры : Педагог выстукивает ритм в различном темпе, связывая его с образами животных (медведь, заяц, мышка)

«Барабанщики»

Цель игры : Различать динамические оттенки: громко, тихо.

Оборудование : барабаны

Ход игры : педагог играет на барабане простой ритмический рисунок сначала громко, затем - тихо. Ребенок должен повторить

Море и ручеек

Цель игры : учить детей различать темп музыки.

Оборудование : наборы картинок с изображением волн моря и ручейка.

Репертуар: «Бег» Е.Тиличеевой, «Французская мелодия» обр. А.Александрова.

Ход игры : При исполнении произведения быстрого темпа дети поднимают картинки с изображением ручейка, медленного - с изображением моря.

2-й вариант: При звучании произведения медленного характера дети двигаются, выполняя плавные движения, изображая волны, быстрого -

двигаются, импровизируя течение ручейка.

Лесная прогулка

Цель игры : учить детей различать тембры звучания инструментов: барабана, бубна, погремушки. Развивать музыкально-ритмическое чувство.

Ход игры : детей делят на три группы и каждую группу располагают в своем домике. На звучание погремушки выходят гулять белочки, барабана - медведи, бубна - зайчики. На лесной полянке звери друг другу уступают и, как только сменится инструмент - стоят на месте те, чей инструмент молчит. По окончании игры все прячутся в свои домики.

Угадай-ка

Цель : развитие звуковысотного слуха.

Оборудование : 4-6 больших карточек - каждая разделена на две части. На одной половине изображён гусь, на другой - гусёнок (утка-утёнок, кошка-котёнок, корова-телёнок и т.д.) Фишки - по две на карточку.

Ход игры : Игра проводится с подгруппой детей (4-6) за столом. У каждого одна карта и две фишки. Педагог произносит: «Га-га-га» (поёт на ре первой октавы). Дети, у которых на карточке изображён гусь, должны закрыть его фишкой. Педагог произносит: «Га-га-га» (поёт на ля первой октавы). Дети закрывают фишкой картинку с гусёнком. И т.д.

Кто в домике живет?

Цель игры: развитие звуковысотного слуха

Оборудование : На карточке нарисован красочный терем в два этажа: нижние окна большие, верхние — поменьше. Внизу под каждым окном изображены рисунки: кошка, медведь, птица. Каждое окошко открывается и закрывается. Внутри него находятся вставные кармашки, куда вставляются картинки перечисленных животных, а также картинки с изображением детенышей этих животных.

Ход игры : педагог показывает дом-теремок, в котором живут кошка с котенком, птица с птенчиком и медведь с медвежонком. «На первом этаже, — говорит руководитель, — живут мамы, на втором — их дети. Однажды все ушли гулять в лес, а когда вернулись домой, то перепутали, кто где живет. Поможем им найти свои комнаты». Раздает каждому по одной карточке.

Проигрывается знакомая мелодия в различных регистрах. Например, звучит мелодия песни «Серенькая кошечка» В. Витлина. Ребенок, у которого соответствующая карточка, вставляет ее в окошечко первого этажа напротив рисунка, изображенного на домике. Звучит та же мелодия, но на октаву выше. Встает ребенок с карточкой котенка и помещает ее в окошечке на втором этаже. Так же проводится игра с музыкой про птичку и медведя («Птичка» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова). Она продолжается до тех пор, пока все карточки не будут вставлены в кармашки.

Найди и покажи

Цель игры: побуждать к творческим импровизациям

Оборудование : 5-6 наборов парных карточек с мамами и детёнышами разных животных

Ход игры : взрослый показывает картинку мамы, сопровождая показ звукоподражанием на низком звуке. Ребёнок находит карточку с детёнышем и отвечает на высоком звуке.

Игра с бубном

Цель игры : Вызвать у детей радость и желание играть на музыкальном инструменте

Оборудование : Любой музыкальный или шумовой инструмент.

Ход игры : Играет педагог, дети слушают или хлопают в ладоши; педагог предлагает играть желающему ребёнку (играющий выходит на середину ). Затем ребёнок передаёт бубен, кому хочет (развитие коммуникативных способностей )

Игры с нитками

Цель игры : Дать понятие о длинных и коротких звуках.

Оборудование : Клубок ярких, толстых, шерстяных ниток. Ножницы.

Ход игры : Педагог тянет нитку и поёт: «У-у-у». Звук обрывается, ниточку отрезают ножницами и кладут на стол. Таким образом, отрезают нитки разной длины и раскладываются в любой последовательности. Педагог, проводя пальцами по ниткам, пропевает либо длинные, либо короткие звуки. В промежутках между нитками звук исчезает.

Варианты:

Педагог раскладывает нитки, дети проводят по ним пальчиком и поют звук «у-у-у»; несколько детей держат в руках нитки, остальные, проходя мимо, поводят по нитям пальцем и пропевают звуки; дети сами выкладывают нитки и пропевают свой ритмический рисунок.

Тихие и громкие звоночки

Цель игры : научить различать динамику звука

Оборудование : Погремушки или шумовые игрушки по числу детей.

Ход игры:

1.Ты звени, звоночек, тише,

Пусть тебя никто не слышит. 2 раза

2. Ты сильней звени, звонок,

Чтобы каждый слышать мог! 2 раза

На 1-й куплет дети тихо звенят, на 2-й - громко.

Учитесь танцевать

Цель игры : развитие чувства ритма

Оборудование : Большая матрешка и маленькие (по числу играющих).

Ход игры : Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках большая матрёшка, у детей - маленькие. Воспитатель отбивает ритмический рисунок своей матрёшкой по столу, дети повторяют его своими матрёшками.

Укрась музыку

Цель игры : побуждать ребенка к музыкальной импровизации, развитие навыков игры на инструментах

Оборудование : Записи с вокальной музыкой, знакомой детям; музыкальные инструменты (треугольник, дудочка, колокольчик, бубен, маракас и др.)

Ход игры: Ребёнок слушает музыкальное произведение, определяет настроение в музыке и выбирает музыкальный инструмент, подходящий по своему тембру к характеру произведения. Подыгрывает на выбранном инструменте, украшая звучание.

Громко - тихо

Цель игры : развитие динамического слуха

Оборудование: Две карточки с изображением большого аккордеона и малого. Цветные карточки: красные - громко, серые - тихо.

Ход игры : Детям предлагается спеть песню или послушать песню в записи, после прослушивания дети выкладывают на карточках динамический рисунок песни.

2-й вариант : Громко или тихо сказать своё имя, помяукать, похрюкать. Педагог исполняет громко 1-ю часть и тихо 2-ю. На форте дети хлопают в ладоши, на пиано - выполняют «фонарики». Можно использовать любые движения.

Кто поёт

Цель игры: Развивать у детей способность различать регистры (высокий, средний, низкий).

Оборудование : Три карточки из картона, на которых изображены папа, мама, сынишка.

Ход игры: Педагог рассказывает о музыкальной семье, показывает соответствующие картинки и говорит, что все члены семьи любят музыку и песни, но поют разными голосами. Папа - низким, мама - средним, сын - высоким. Педагог исполняет три пьесы, звучащие в разных регистрах. Объясняет, что пьеса, звучащая в низком регистре, называется «Рассказ папы» (папа рассказывает о военном походе); пьеса, звучащая в среднем регистре, называется «Колыбельная» (мама поёт песню сыну); пьеса, звучащая в высоком регистре, называется «Маленький марш» (мальчик поёт и марширует под музыку). После повторного исполнения каждой из пьес дети отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную картинку и показывают её педагогу, объясняя свой выбор.

Музыкальный репертуар : «Рассказ папы», «Колыбельная», «Маленький марш» Г.Левкодимова.

Узнай сказку

Цель игры : Различать контрастный характер частей в музыке в связи с её содержанием и развитием музыкального образа.

Оборудование : Две карточки с изображением Красной Шапочки и Волка. По две карточки зелёного и оранжевого цвета.

Ход игры :

1-й вариант: После прослушивания музыкальной пьесы, в которой три части (разнохарактерные), дети выкладывают карточки в той последовательности, в которой прозвучали части музыкальной пьесы.

2-й вариант : Дети выполняют почти такое же задание, но характер частей музыки обозначают квадратами разного цвета. Красная Шапочка - оранжевый квадрат, Волк - зелёный квадрат.

Музыкальный репертуар : «Красная Шапочка и Серый волк» Г.Левкодимова.

Песня - танец - марш

Цель игры: развивать представление об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш.

Оборудование : На квадратах большой карточки изображены: поющая девочка, пляшущая девочка, марширующий мальчик с барабаном.

Ход игры : Дети слушают по очереди три пьесы разных жанров. После прослушивания берут квадрат с рисунком (соответствующий жанру) и кладут его на один из пустых квадратов прямоугольной карточки или закрывают фишкой соответствующий рисунок.
Кто вышел погулять?

Цель игры : под музыку представить соответствующий образ и передать в движении.

Ход игры :

На лесную полянку вышли погулять животные. А какие - вам подскажет музыка. Послушайте, угадайте и изобразите, кто вышел погулять.

Музыкальный репертуар : Галынин «Медведь», Жилинский «Марш зайчат», Д. Кабалевский «Ёжик».

Зайки ходят и прыгают

Цель игры : Учить детей различать равномерное движение четвертями и восьмыми, отмечать это спокойной ходьбой и легкими прыжками.

Ход игры : педагог воспроизводит на инструменте равномерный ритм четвертями и восьмыми, дети передают это соответствующим движением.

День и ночь

Цель игры: различать контрастную музыку и передавать это в движении.

Ход игры : дети двигаются поскоками врассыпную (день). Смена музыки - садятся на корточки (ночь).

Музыкальный материал : весёлая полька и колыбельная по выбору педагога.

День рождения

Цель игры : научить определять характер музыки

Оборудование : мягкие небольшие игрушки (заяц, птичка, собачка, лошадка, кошка, цыплята и др.). Небольшой кукольный столик со стульчиками, чайная посуда, маленькие яркие коробочки - подарки для Зайчика.

Ход игры : «Посмотрите, ребята, какой сегодня Зайчик необыкновенный, даже праздничный бантик повязал». (Зайчик хлопочет по хозяйству. Ставя на стол игрушечную посуду.)

Я догадалась, у Зайчика сегодня день рождения, и он пригласил гостей. Вот уже кто-то идёт! Я вам сыграю музыку, а вы догадайтесь. Кто же первый идёт?

Музыкальный руководитель исполняет произведение, дети высказывают своё мнение о характере музыки, узнают музыкальный образ.

После этого появляется игрушка - «гость» с подарком и дарит его зайчику. Затем игрушку сажают к столу. Таким образом, последовательно исполняются все произведения. В конце игры руководитель спрашивает детей: «Что подарят зайчику дети?» Это может быть песенка или танец, знакомые детям.

Найди игрушку

Цель игры : закрепить программный материал

Оборудование : игрушки, соответствующие содержанию песен: зайчик, медведь, кошечка, петушок.

Ход игры : полукругом возле стола, на котором лежат игрушки, сидят дети. Педагог предлагает послушать мелодию и выбрать соответствующую игрушку.

Буратино

Цель игры : развитие звуковысотного слуха, обогащение музыкальных впечатлений

Оборудование: коробка, на которой нарисован Буратино. Карточки с иллюстрациями к знакомым песням и пьесам

Ход игры: педагог объясняет детям, что к ним в гости приехал Буратино и привез с собой песни, а какие - дети сами должны отгадать. Музыкальный руководитель проигрывает произведение, дети отгадывают. Для проверки ответа из коробки достается соответствующая картинка

К нам гости пришли

Цель игры : побуждать играть детей на музыкальных инструментах

Оборудование : игрушки бибабо (медведь, зайчик, птичка), бубен, металлофон, колокольчик

Ход игры:

Дети, сегодня в гости к нам должны прийти игрушки

Слышится стук в дверь. Педагог подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Полина, сыграй мне на бубне, а я потанцую»

Аналогичным образом обыгрывается приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары палочкой на металлофоне, птичка летит под звон колокольчика

Определи

Цель игры : Развитие чувства ритма

Ход игры: Музыкальный руководитель исполняет на бубне различные ритмические рисунки, которые передают движения неуклюжего медведя, быстрого зайчика и стремительной птички. Дети отгадывают загадки и ставят соответствующую игрушку на определенную ступеньку музыкальной лесенки (медведя - на нижнюю, зайчика - на среднюю, птичку - на верхнюю). Медленными ударами ладошкой правой руки по бубну передают ритмический рисунок мелодии медведя, образ зайчика - быстрым постукиванием указательным пальцем, птички - легким потряхиванием бубна над головой

Птичий концерт

Цель игры: Развитие звуковысотного слуха.

Ход игры : Дети учатся воспроизводить разные по высоте звуки: в диапазоне секунды, терции, квинты. Дети сидят полукругом. Ведущий поет, а дети отвечают.

На березовой верхушке

Целый день поет кукушка:

Дети: Ку-ку, ку-ку, ку-ку!

Ведущий: А синица целый день

Поет громко:

Дети : Тень-тень, тень-тень!

Ведущий: Вторит дятел им:

Тук-тук-тук,

Долбя клювом старый сук.

Игра «Интонационный календарь природы» («Живая картина в окне»)

Дидактическая задача . Воспитывать интонационный слух; активизировать эстетическое восприятие.

Игровая задача. Подобрать музыку к настроению природы.

Игровые правила. Слушать внимательно, не поворачиваясь во время звучания музыки, и определять созвучность пьесы и настроения природы.

Ход игры

Музыкальный руководитель приглашает детей к окну и предлагает посмотреть, каково настроение природы в этот день. Дети стоят полукругом возле окна, и им открывается необычная картина природы в окне, словно в раме. В картине все подвижно, будто волшебник нарисовал живую картину: меняется общее настроение в зависимости от освещения, направления движения ветра, сезона. Эту картину дети периодически наблюдают в течение года и находят изменения, которые могут происходить каждую минуту: ветра не было —вдруг налетел, солнце светило — мигом спряталось за тучу

Музыкальный руководитель беседует с детьми у окна об открывшейся им картине, учит их подмечать малейшие изменения. Затем он предлагает послушать и определить, какая из музыкальных картин подойдет к этому состоянию природы. Исполняются два контрастных музыкальных произведения, одно из которых соответствует (созвучно) настроению природы (погоды) в этот день.

Дети вместе с воспитателем отмечают лишь основную общую интонацию каждого из контрастных произведений: веселая —грустная; ласковая — тревожная (сердитая); похожая на ветерок (легкая, подвижная) — спокойная.

План игры:

Дети смотрят на картину природы за окном;

Музыкальный руководитель проводит беседу о настроении картины природы, подчеркивая слова, которые являются ключевой характеристикой ее состояния;

Дети продолжают рассматривать природу, а музыкальный руководитель играет две контрастных музыкальных пьесы, одна из которых соответствует настроению за окном;

Дети определяют, какая пьеса подходит, созвучна настроению за окном;

Музыкальный руководитель еще раз играет две пьесы и подходит к детям;

Стоя с детьми у окна, педагог еще раз сравнивает картину за окном с пьесой, которая подходит по настроению;

Музыкальный руководитель повторно играет пьесу, созвучную настроению природы за окном.

Игра «На чем играю?»

Дидактическая задача. Развивать тембровый слух; учить различать характер музыки.

Игровая задача. Успеть спрятаться от охотников (волков, лисиц).

Игровые правила. Прятаться только после смены характера музыки; убегать от охотника только после того, как раздался крик: «Сейчас поймаю!»

Ход игры

Музыкальный руководитель приводит детей «на лужайку». На лужайке гуляют зайки. (Под дудочку дети - «зайки» пляшут). Вдруг из-за леса показались охотники. (Педагог играет на ложках так, будто скачут всадники — дети присаживаются на корточки и закрывают лицо руками —«прячутся».) Всадники не заметили заек, и зайки снова скачут. (Играет дудочка.)

Вариант игры . Охотников могут сменять другие персонажи: волки пришли на полянку, прибежали лисы и т.д. Дети должны вовремя среагировать на изменение характера музыки и тембра инструмента. В конце игры педагог, изображая голосом охотника, кричит: «Сейчас поймаю!» Дети бегут на стульчики.

Игра «Громко —тихо»

Дидактическая задача. Развивать способность различать звуки по силе звучания.

Игровая задача. Собирать музыку в волшебные коробки.

Игровые правила. Собирать музыку, различая по силе звучания: громкую —в яркую коробку, тихую —в однотонную.

Ход игры

Музыкальный руководитель (показывает две коробки). Это коробка броская, яркая, разноцветная, а вот коробка скромная, голубая, незаметная. В этих коробках я музыку сохраняю. Громкую музыку кладу в яркую, разноцветную коробку, тихую музыку —в голубую, незаметную. Вот попались мне нотки. (Высыпает на большой поднос, перемешивая, кружочки-нотки: яркие, разноцветные и однотонные, голубые.) Они звучат то громко, то тихо. Громкую музыку буду складывать в эту коробку, тихую —в другую.

Звучит громкая музыка, и воспитатель берет яркую цветную нотку и кладет ее в разноцветную коробку. Потом звучит тихая музыка, и воспитатель, показывая нотку детям, кладет ее в голубую однотонную коробку.

Музыкальный руководитель . Помогайте мне, ребятки, собирать музыку в волшебные коробки.

Звучит музыка. Дети, в зависимости от ее динамики (степени громкости), поочередно берут нотку с подноса и несут ее в разноцветную или однотонную коробку. Потом звучит следующий музыкальный отрывок — громко или тихо, и дети снова берут по одной нотке и несут в соответствующую коробку.

Игра «Кто не спит?»

Дидактическая задача . Учить детей распознавать характер музыки и отражать это в движении.

Игровая задача . Баюкать кукол и гулять с ними.

Игровые правила . Играть с куклами в соответствии с характером музыки.

Ход игры

Музыкальный руководитель. В кукольном уголке все куклы легли спать, только кукла Катя не спит. Она не может уснуть. Что делать? (Обращается к ребенку.) Оля, это твоя дочка не спит? Знаешь, как ей помочь? Обычно мамы поют своим детям колыбельную. Как надо петь? «Баю-баю», — вот так, тихо и нежно. (Девочка поет колыбельную.) Смотри, Оля, твоя дочка уснула. Колыбельная песня помогла кукле Кате уснуть. Дети, посмотрите, спят ли ваши любимые куклы? Не спят? Тогда нужно их приласкать и песенку спеть, как это сделала Оля.

Дети берут кукол на руки и поют им колыбельные.

Затем педагог показывает детям нарисованное на картинке солнышко.

Вот и солнышко взошло,

Стало на небе светло.

Петушок с утра поет,

Малышей гулять зовет.

Дети под спокойную музыку ведут кукол гулять.

Игра повторяется, дети играют с куклами в зависимости от характера музыки.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МУЗЫКАЛЬНО-дидактические игры на развитие чувства ритма 2 младшая группа

«Как бегают зверята» Цель: Выстукивание кулачками медленного, среднего и быстрого ритмического рисунка. Ход игры: Воспитатель выстукивает ритм в различном темпе, связывая с образами животных (медведь-, заяц-, мышка-)

« Песенки-ритмы» Цель: Прохлопывать заданный текстом ритмический рисунок Ход игры: Воспитатель проговаривает текст стихотворения, дети прохлопывают. Лошадка. Вот лошадка - тонконожка (дети хлопают цок-цок-цок) Скачет, скачет по дорожке цок-цок-цок Звонко цокают копытца цок-цок-цок Приглашают прокатиться цок-цок-цок.

« Песенки-ритмы» Воробушки Стало солнце пригревать, вьют пичуги гнездышки, Любят песни распевать бойкие воробушки Чик-чик, чик-чирик, чик, чик, чик.

« Песенки-ритмы» Неваляшки До чего же хороши неваляшки-малыши, Низко наклоняются, звоном заливаются. (прохл) Дили-день, дили-день Могут кланяться весь день, Вам поклон и нам поклон (прохл) Дили-дон, дили-дон.

МУЗЫКАЛЬНО-дидактические игры на развитие звуковысотного слуха 2 младшая группа

«Птица и птенчики» Цель: Различать звуки по высоте (до 2 октавы) и низкие (до первой октавы) Ход игры: Давая детям понятие о низких и высоких звуках, воспитатель ориентирует детей, связывая звуки с образами животных и птиц. Низкие голоса Высокие голоса 1 ступень лесенки 3 ступень лесенки Медведь Птицы Птица Птенчики Коза Козлята

«Веселый кубик» Цель: Учить подражать звучанию голосов животных, используя возможности сил и тембра своего голоса. Ход игры: Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая веселая мелодия, и дети передают кубик друг другу. Педагог и дети произносят текст: Кубик детям передай, Кто пришел к нам угадай! Ребенок у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу. Педагог спрашивает, кто изображен на кубике. Дети отвечают. Если там нарисована кошка, педагог предлагает ребенку, который бросал кубик показать голосом, как кошечка здоровается (« Мяу,мяу ») и т.п. На гранях изображены: кошечка, собачка, петушок, поросенок, лошадка, уточка.

МУЗЫКАЛЬНО-дидактические игры на развитие интеллектуальных музыкальных способностей и музыкальной памяти 2 младшая группа

« Весело-грустно» Цель: различать построение музыки Ход игры: Дети слушают музыку и самостоятельно выбирают карточку с изображением веселого или грустного клоуна. 2 вариант – слушают и изображают мимикой. «Болезнь куклы»-«Новая кукла» П.И.Чайковского

« Здороваться, прощаться песенкой» « Побуждать детей к сочинению отдельных интонаций: колыбельной (баю-бай), плясовой (ля-ля)»

« Кто как поет?» Цель: Повторение звукоподражания за взрослым Ход игры: Воспитатель предлагает свой вариант песенки: куклы –ля-ля-ля, мамы – баю-бай, зайки - тра-та-та, медведя – бум-бум, воробей – чик-чирик и т.д.

МУЗЫКАЛЬНО-дидактические игры на развитие тембрового слуха 2 младшая группа

«Угадай, на чем играет зайчик» Цель: Различать тембры различных музыкальных инструментов: погремушка, барабана, бубна, ложек, дудочки, колокольчика. Ход игры: К детям в гости приходит зайка с волшебной коробочкой с инструментами. Дети угадывают, на чем играет зайка.

«Кто в домике живет» Цель: Развивать у детей память, связав героев сказок с определенным музыкальным инструментом. Ход игры: Дети знакомятся с персонажами сказки, которые живут в музыкальном домике. У каждого персонажа есть любимый музыкальный инструмент (медведь – бубен, заяц – барабан, петушка – погремушка, птичка - колокольчик). Дети запоминают и угадывают, кто в домике живет по звучанию соответствующего инструмента.

МУЗЫКАЛЬНО-дидактические игры на развитие динамического слуха 2 младшая группа

«Барабанщики» Цель: Различать динамические оттенки: громко, тихо. Ход игры: Воспитатель играет на барабане простой ритмический рисунок сначала громко (ребенок повторяет), затем – тихо (ребенок повторяет).

«Ноги и ножки» Цель: Изменять шаг на бег с изменением динамики музыки (громко, тихо) Ход игры: Воспитатель поет громко: Большие ноги шли по дороге: Топ, топ, топ, топ, топ, топ! Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ, топ, топ, топ, топ, топ, Топ, топ, топ, топ, топ, топ. Воспитатель под громкое пение идет с детьми, высоко поднимая колени, под тихое пение выполняется мелкий бег. При закреплении дети выполняют самостоятельно под пение воспитателя.

«Тихо-громко» Цель: Соотносить тихие и громкие хлопки с текстом. Ход игры: Воспитатель проговаривает текст с соответствующим динамическим оттенком: У ребяток ручки хлопают, Тихо-тихо ручки хлопают, Громче хлопают, Сами хлопают, Вот так хлопают, Ну и хлопают.

«Кукла шагает и бегает» Цель: Выполнять движения, соответствующие тексту. Ход игры: Детям раздаются музыкальные инструменты, у воспитателя – кукла. Воспитатель: Громко будем мы играть – Кукла будет танцевать (дети играют, кукла танцует). Тихо будем мы играть – Ляжет кукла наша спать (выполняются движения по тексту).


Младшая группа

1. Где мои детки?

2. Птицы и птенчики

3. Курица и цыплята

4. Угадай-ка

5. Кто в домике живет?

6. Найди игрушку

8. Буратино

9. Прогулка

10. К нам гости пришли

11. Что делают дети?

13. Нам игрушки принесли

14. Колпачки

15. Наш оркестр

1. Где мои детки?

Игровой материал. Четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изобра-жены гусь, утка, курица, птица; на маленьких — утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.

Ход игры. Дети сидят полукругом напротив воспитателя, у каж-дого по одной маленькой карточке. Воспитатель предлагает по-играть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картин-ку) : «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на ре первой октавы).

Дети, у которых на карточках изображены утята, подни-мают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке ля вто-рой октавы).

Воспитатель забирает у ребят карточки и продолжает: «Обра-довалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!» (поет на ре первой октавы). Игра продолжает-ся, пока все птицы не найдут своих детей.

2. Птицы и птенчики

Игровой материал. Лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки (3—4 большие птицы и 3—4 птенчика, рис. 8).

Ход игры. Участвует подгруппа детей. У каждого ребенка по одной игрушке. Воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки, например, до второй октавы. Дети, которые держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушки на верх-нюю ступеньку. Затем звучит do первой октавы, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.

3. Курица и цыплята

Игровой материал. Домик, кукла Маша, металлофон. Все раскладывается на столе. У детей в руках игрушечные птицы (курица и цыплята).

Ход игры. Дети рассаживаются вокруг стола. Воспитатель берет куклу и говорит: «В этом домике живет кукла Маша, у нее есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они разбежа-лись. Маша, позови своих кур. Послушайте, ребята* кого зовет Маша», играет на металлофоне ре второй октавы. Дети с цыпля-тами в руках встают и ставят их перед Машей. Кукла кормит птиц. Воспитатель просит детей спеть тоненьким голосом, как цыплята, «пи-пи-пи». Затем кукла Маша зовет кур — воспита-тель играет на металлофоне ре первой октавы. Дети ставят фигурки кур на стол перед Машей и поют на этом же звуке «ко-ко-ко».

4. Угадай-ка

Игровой материал. 4—6 больших карточек — каждая разделе-на на две части. На первой половине изображен гусь, на вто-рой — гусенок (утка — утенок, кошка — котенок, корова — те-ленок и т.д.). Фишки — по две на карточку (рис. 9).

Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей (4—6) за столом. У каждого одна карте и две фишки. Воспитатель произ-носит: «Га-га-га» (поет на ре первой октавы). Дети, у которых на карточке изображен гусь, должны закрыть его фишкой. Воспи-татель произносит: «Га-га-га» (поет на ля первой октавы), дети закрывают фишкой картинку с гусенком.

5. Кто в домике живет?

Игровой материал. На карточке нарисован красочный терем в два этажа: нижние окна большие, верхние — поменьше. Внизу под каждым окном изображены рисунки: кошка, медведь, птица. Каждое окошко открывается и закрывается. Внутри него на-ходятся вставные кармашки, куда вставляются картинки пере-численных животных, а также картинки с изображением детены-шей этих животных (рис. 10).

Ход игры. Воспитатель рассаживает детей полукругом и по-казывает дом-теремок, в котором живут кошка с котенком, пти-ца с птенчиком и медведь с медвежонком. «На первом этаже,— говорит воспитатель,— живут мамы, на втором (с маленькими окошками) — их дети. Однажды все ушли гулять в лес, а когда вернулись домой, то перепутали, кто где живет. Поможем им найти свои комнаты». Раздает каждому по одной карточке. Проигрывается знакомая мелодия в различных регистрах. На-пример, звучит мелодия песни «Серенькая кошечка» В. Витлина. Ребенок, у которого соответствующая карточка, вставляет ее в окошечко первого этажа напротив рисунка, изображенного на домике. Звучит та же мелодия, но на октаву выше. Встает ребенок с карточкой котенка и помещает ее в окошечке на втором этаже.

Так же проводится игра с музыкой про птичку и медведя («Птичка» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова). Она продол-жается до тех пор, пока все карточки не будут вставлены в кар-машки.

В конце игры воспитатель поощряет правильные ответы. Если кто-то из детей ошибся, объясняет, что медведь не по-местится в кроватку кошечки и не сможет сесть за ее стол, когда вдруг попадет не в свою комнату, и т. д.

6. Найди игрушку

Игровой материал. Игрушки, соответствующие содержанию песен: зайчик, медведь, кошечка, петушок и т. д.; проигрыватель с пластинками программных произведений.

Ход игры. Игрушки лежат на столе. Полукругом сидят дети. Воспитатель предлагает послушать мелодию и выбрать (называет имя ребенка) соответствующую игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не останется ни одной игрушки.

Игра может проводиться на занятии для закрепления знако-мых произведений и в свободное от занятий время (лучше во второй половине дня).

7. В лесу

Игровой материал. На планшете изображен лес; 2—3 дерева, пенек приклеены к картине средней своей частью по высоте. Этим как бы создается объемность и, кроме того, к одной половине елки (дерева, пенька) приклеен кармашек, в котором помещается фигурка зайчика (петушка, кошки, мишки и т.д.). Картонажная фигурка девочки ставится рядом с.лесом.

Ход игры. «Дети, посмотрите, какой красивый лес,— говорит воспитатель.— Здесь березки, елочки. Девочка Таня пришла в лес собирать цветы и ягоды. А за деревом кто-то спрятался, наверное, какой-то зверек. Поможем Тане отгадать, кто там сидит. Послу-шайте песенку и отгадайте». На фортепиано или в грамзаписи исполняется, например, «Заинька», русская народная мелодия в обработке Н. Римского-Корсакова. Для проверки ответа ре-бенку разрешается заглянуть за дерево, где находится фигурка зайчика (картинка елки сгибается вдоль по центру, там кар-машек).

Игра проводится со всеми детьми и может быть исполь-зована на музыкальном занятии во время пения и слушания музыки.

8. Буратино

Игровой материал. Коробка, на ней нарисован Буратино. С боковой стороны коробка открывается, туда вставляются кар-точки с красочными иллюстрациями к различным программ-ным песням и пьесам (елочка, паровоз, машина, санки, кукла, флажок и т. д.), знакомым детям.

Ход игры. Воспитатель объясняет детям, что к ним в гости приехал Буратино и привез с собой песни, а какие — дети сами должны отгадать. Музыкальный руководитель проигрывает про-изведения, дети отгадывают. Для проверки ответа из коробки достают соответствующую картинку. Например, исполняется песня «Елочка» М. Красева, ребенок достает карточку с изображе-нием новогодней елки, или звучит мелодия песни «Паровоз» 3. Компанейца — из коробки достают картинку паровоза и т. д.

Игра может проводиться на музыкальном занятии с целью закрепления программных музыкальных произведений.

Игры для развития чувства ритма

9. Прогулка

Игровой материал. Музыкальные молоточки по числу игра-ющих.

Ход игры. Дети рассаживаются полукругом. «Сейчас, дети, пойдем с i ами на прогулку, но она необычная, мы будем гулять в группе, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице»,— педагог медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический

рисунок. «А теперь мы вышли на улицу,— продолжает воспи-татель,— светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!»— частыми ударами передает бег. Дети повторяют. «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю»,— воспита-тель вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. «Ос-тальные дети стали быстро прыгать. Скок, скок»,— быстро уда-ряет молоточком. Дети повторяют. «Но вдруг на небе появи-лась туча, закрыла солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень»,— воспитатель постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют. «Испугались ребята и побежали в детский сад»,— быстро и ритмично ударяет молоточком.

В игре может принимать участие подгруппа детей и вся группа. Желательно проводить игру в часы досуга.

10. К нам гости пришли

Игровой материал. Игрушки бибабо (медведь, зайчик, ло-шадка, птичка), бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям подойти к нему: «Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слы-шится стук в дверь. Воспитатель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу». Девочка медленно ударяет в бубен, мишка в руках воспитателя ритмично переступает с ноги на ногу. Дети хлопают.

Аналогичным образом воспитатель обыгрывает приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на ме-таллофоне, лошадка скачет под четкие ритмические удары му-зыкального молоточка, птичка летит под звон колокольчика.

Игра проводится со всеми детьми в свободное от занятий время.

11. Что делают дети?

Игровой материал. Карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображены дети (они поют, маршируют, спят), вторая половина пустая; фишки (рис. 12).

Ход игры. Детям раздают по одной карточке. Педагог испол-няет знакомые музыкальные произведения (можно в грамзаписи): «Колыбельную» А. Гречанинова, «Баю-бай» В. Витлина, «Марш» Э. Парлова, любую песню (которую знают и поют дети). Тот, кто узнал музыкальное произведение, закрывает фишкой пустую половину карты.

Игра сначала проводится на занятии, а затем в свободное от занятий время.

12. Зайцы

Игровой материал. На планшете изображены лес, поляна з центре сделаны разрезы, куда могут вставляться картинки —

«Зайцы спят», «Зайцы пляшут», рис. 13).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям пойти погулять на полянку, нарисованную на картинке: «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете сами, когда услышите музыку».

" Звучит мелодия колыбельной или танцевальной музыки. Де-ти определяют ее и по просьбе воспитателя вставляют соот-ветствующую картинку в прорези на планшете. Если ребенок узнал музыкальное произведение, дети аплодируют.

Игры для развития тембрового слуха

13. Нам игрушки принесли

Игровой материал. Музыкальные игрушки: дудочка, коло-кольчик, музыкальный молоточек; кошка (мягкая игрушка); ко-робка.

Код игры. Воспитатель берет коробку, перевязанную лентой, достает оттуда кошку и поет песню «Серенькая кошечка» В. Витлина. Затем говорит, что в коробке лежат еще музыкаль-ные игрушки, которые кошка даст детям, если они узнают их по звучанию.

Педагог незаметно от детей (за небольшой ширмой) играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка дает игруш-ки ребенку, тот звенит колокольчиком (постукивает музыкаль-ным молоточком, играет на дудочке). Затем кошка передает игрушку другому ребенку. Одна и та же дудочка не передается, желательно иметь их несколько.

Игру можно провести на праздничном утреннике или в часы досуга.

14. Колпачки

Игровой материал. Три красочных бумажных колпачка, дет-ские музыкальные инструменты: губная гармошка, металлофон, балалайка.

Ход игры. Подгруппа детей сидит полукругом, перед ними стол, на нем под колпаками лежат музыкальные инструменты. Воспитатель вызывает к столу ребенка и предлагает ему по-вернуться спиной и отгадать, на чем он будет играть. Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок.

Игра проводится в свободное от занятий время.

15. Наш оркестр

Игровой материал. Детские музыкальные игрушки и инстру-менты (домры, балалайки, дудочки, колокольчики, бубны, уголь-ники), большая коробка.

Ход игры. Педагог говорит детям, что в детский сад пришла посылка, показывает ее, достает музыкальные инструменты и раз-дает их детям (предварительное знакомство с каждым инструмен-том проводится на музыкальном занятии). Все играют на этих инструментах так, как им хочется.

Эта игровая ситуация может быть использована на утрен-нике. После «творческой» игры детей воспитатель предлагает послушать, как играет оркестр детей старшей группы