Заблуждения и ошибки гитаристов-новичков. Пять ошибок начинающего гитариста


В последнее время все больше людей решают освоить тот или иной музыкальный инструмент, чтобы уметь исполнять мелодии и песни для себя или компании друзей. Особенно популярным инструментом является гитара, и в данной статье речь пойдет о наиболее распространенных ошибках начинающих гитаристов, а также о том, как их можно избежать.

5 наиболее распространенных ошибок при обучении игре на гитаре

Чаще всего начинающие гитаристы, пытающиеся освоить игру на гитаре самостоятельно , допускают следующие ошибки:

    Слишком быстрая игра. При отсутствии достаточно опыта и навыков ускоренный темп игры приводит к тому, что некоторые аккорды берутся неправильно, а перебор или бой исполняются неверно. Через какое-то время это входит в привычку, и гитарист всегда начинает так играть. Во избежание подобного рекомендуется играть под метроном в умеренном или медленном темпе.

    Попытка охватить большой пласт знаний сразу. Стремление выучить все как можно быстрее, переходя к изучению доминантсептаккордов, не освоив простые, приводит к тому, что гитарист ничего не выучивает хорошо. Рекомендуется всегда следовать принципу от простого к сложному.

    Желание изучить как можно больше техник сразу. Это также приводит к путанице в знаниях и не позволяет выучить хоть что-то нормально. Чтобы избежать этого, следует руководствоваться принципом, указанном выше.

    Отсутствие тренировок для развития слуха. В дальнейшем подобная ошибка начинающих гитаристов может привести к тому, что осваивание более сложных знаний им будет не под силу, поэтому развивать слух следует одновременно с изучением нотной грамоты.

    Исполнение только того, что получается лучше всего. Многие гитаристы, выучив несколько аккордов и один перебор, начинают играть так для всех песен, но это неправильно, поскольку приводит к отсутствию развития навыков. Рекомендуется регулярно изучать что-то новое.

Как быстро и без ошибок освоить игру на гитаре

Чтобы исполнить первую песню под гитару уже на третьем занятии, а в дальнейшем усваивать новые знания максимально легко, постепенно становясь профессиональным гитаристом, стоит войти в число учеников видеошколы игры на гитаре Алены Кравченко. Учеба в этой видеошколе (при помощи занятий, записанных на дисках) осуществляется по авторской методике Алены Кравченко: минимум теории и максимум практики. А продуманные планы занятий и грамотная подача информации позволяют избежать ошибок, свойственных начинающим гитаристам. Если же их вероятность и возникнет, то посредством уроков по скайпу, которые также ведет Алена Кравченко, можно быстро ее ликвидировать.

Все гитаристы – как начинающие, так и опытные – сталкиваются с трудностями в процессе игры на гитаре. Одни плохо владеют умением игры с помощью медиатора , другие играют неритмично, не выдерживают длительности нот, третьи испытывают задержки при смене аккордов и т.д. Такие проблемы нужно решать как можно скорее, иначе гитарист может просто привыкнуть к неправильной игре, и в дальнейшем ошибки будет трудно исправить.

Итак, что нужно делать, если вы плохо владеете медиатором или имеете плохое чувство ритма? Первое, что нужно запомнить – не пытайтесь играть очень быстрые композиции. Играйте с такой скоростью, с которой вы допускаете минимальное количество ошибок (извлечений фальшивых нот или непопадания по струнам). Не пытайтесь переиграть сами себя. Вы только потратите время впустую. Для достижения лучших результатов играйте под звучание метронома. Механические метрономы довольно дорогие, поэтому, если у вас нет возможности приобрести такой, просто установите на компьютер (или даже на мобильный телефон) программу-метроном . Играйте для начала композиции, состоящие из нот одинаковой длительности (например, из восьмых), потом, когда будете чётко играть под удары метронома, переходите к более сложным композициям – с нотами разных длительностей (даже с шестнадцатыми). Ноты меньшей длительности пока не пытайтесь играть, т.к. вряд ли вы будете чётко соблюдать их длительности.

Играйте сначала медленно, чтобы попадать как можно чётче в ритм, играть синхронно с ударами метронома. Постепенно увеличивайте темп. Когда добьетесь хороших результатов в медленной игре, пытайтесь играть без метронома – музыкант должен развивать собственное чувство ритма, а метроном – это лишь помощник в этом. Создавайте себе ритм либо лёгкими стуками ноги, либо наклонами головы, либо же просто ведите устный счёт. Делайте максимальный упор на развитие чувства ритма, ведь всему остальному научиться намного проще, чем развить ритмичность. Не думайте, что это дело на пару часов. Этим нужно заниматься как можно чаще. Чем больше усилий вы будете прикладывать на развитие чувства ритма, тем лучших результатов добьётесь. Главное – не отчаиваться, если у вас ничего не получается. Настоящие музыканты должны отдать своему инструменту всю жизнь.

Вы не добьётесь хорошего звучания, какой бы дорогой не была гитара. Ведь – это лишь инструмент в руках гитариста. Но если гитарист любит свой инструмент, живёт с ним, не представляет без него своей жизни, то в его руках гитара может «заговорить» или даже «заплакать». Настоящий гитарист-профессионал не обращает внимания на то, какой сложности композиция, его руки сами извлекают нужные ноты, и гитара просто передаёт в мир послания его души. Всё вышесказанное будет казаться для вас пустыми фразами до тех пор, пока вы сами не почувствуете и не поймёте это. Если вы желаете стать хорошим гитаристом, вы должны делиться со своей гитарой всеми радостями и печалями, изливать ей душу. – это единственное существо (да, именно «существо»!), которое в руках настоящего гитариста способно чувствовать и понимать своего хозяина. Поэтому и относитесь к ней с любовью и уважением.

Не получается быстро переставлять аккорды? Вам трудно солировать? Звук грязный? Пальцы не слушаются?
Не беда. В этом посте поговорим о том, как можно за пару самостоятельных занятий победить “капризы” координации.

Как учитель, я часто сталкиваюсь с проблемой “непослушных пальцев” у учеников. Примерно каждый третий начинающий испытывает трудности при смене аккордов и при игре музыкальных произведений отдельными нотами. Ничего страшного в этом нет, при правильной работе эта проблема быстро решается. Обычно я даю всем одни и те-же упражнения (видео с ними я размещу ниже). Разница лишь в том, сколько раз эти упражнения нужно проиграть тому или иному ученику – обычно это индивидуально.

Настоящая проблема кроется в следующем:
Не степень отсутствия координации главный фактор неудачного старта гитариста, а ИЗНАЧАЛЬНО НЕПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА РУК!

Когда ко мне на урок приходит ребёнок, который никогда ещё не держал в руках гитару, всё просто и понятно. Даже если сейчас мне придётся повозиться с его моторикой, я знаю, что очень скоро он будет, переставляя свои маленькие пальчики играть простые детские песенки, ну а потом, несложные этюды, затем строить аккордовые формы, играть классические произведения и т.д. Дальше – больше. С детьми работать не так сложно. Сложности возникают с ребятами более зрелого возраста и со взрослыми – самоучками. Когда приходит на первый урок ученик, который начал учиться сам, и говорит, что у него проблема со звуком и задержки при смене аккордов, мне тоже сразу всё понятно. Я даже знаю, почему у него не получается, ещё до того, как он что-либо мне сыграет. Ошибки обычно одни и те-же, редко бывают исключения. Но я уже думаю: тут будет немного сложнее.
Почему? Да потому, что переучиваться нужно.

Но не пугайтесь. Если у вас возникла подобная проблема, достаточно немного подумать, и можно без особого труда понять, как исправить собственные ошибки.
Итак, давайте начнём с самого главного:

1. ОБЫЧНО НЕПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА РУК ГИТАРИСТА – СЛЕДСТВИЕ НЕПРАВИЛЬНОЙ ПОСАДКИ.
2. САМАЯ РАСПРОСТРАНЁННАЯ ОШИБКА НАЧИНАЮЩЕГО ГИТАРИСТА – ЖЕЛАНИЕ СРАЗУ СЫГРАТЬ ЛЮБИМУЮ ПЕСНЮ.
3. ГИТАРИСТУ, КОТОРЫЙ НАЧАЛ ОБУЧЕНИЕ С ИГРЫ АККОРДОВ, БУДЕТ СЛОЖНЕЕ, ЧЕМ ГИТАРИСТУ, ПРАКТИКУЮЩЕМУ В НАЧАЛЕ ИГРУ МЕЛОДИЙ ОТДЕЛЬНЫМИ НОТАМИ.

Нужно понимать, что есть две категории начинающих гитаристов самоучек:

1. Те, которые сразу пытаются выучить песню по аккордам, и при этом пытаются играть БОЕМ, (к этой категории относится наибольшее количество практикующих).

2. Те, которые пытаются вначале выучить мелодию или соло, играя отдельными нотами, или пытаются играть ПЕРЕБОРОМ (арпеджио).

У этих двух групп совершенно разные категории свойственных ошибок.

Давайте начнём с первой группы:

Самая распространённая ошибка гитариста, начинающего с аккордов – это желание сразу сыграть любимую песню.
Вместо того, чтобы сначала разучить упражнения с основными аккордами, затем базовые виды боя, ну а потом уже соединять всё вместе, начинающий гитарист зачастую берёт песню, которая ему нравится, смотрит её разбор в интернете и как правило не может как следует её выучить.
Обычно самым тяжёлым является координирование боя и аккордов.
Даже те, у кого звук и переходы с аккорда на аккорд получаются хорошо, часто не могут разучить тот или иной бой, когда смотрят разборы песен. Они просто не попадают в ритм. Я уже не говорю о пении.
Это происходит от того, что они зачастую не понимают как правильно к этому подходить и практиковать ритмический рисунок боя.
Что такое ритмический рисунок? Сейчас объясню.
Есть четыре основных вида боя (я не имею ввиду переборы, – это является исключением). Используя эти виды боя можно сыграть практически любую песню. У каждого боя есть свой ритмический рисунок (ритмомодус) который необходимо понять и не путать с ритмическим рисунком другого боя. Вот вам названия ритмомодусов, а отсюда и видов боя (названия общепринятые в народе):

1. Бой четвёрка (ритмомодус “четыре четверти”).
2. Бой восьмёрка (ритмомодус “восемь восьмых”).
3. Бой тройка (ритмомодус “три четверти”).
4. Бой шестёрка (ритмомодус “шесть восьмых”).

Так вот, ритмомодус каждого такого боя это своеобразный ритмический оборот (eng. Loop), который всё время повторяется. На Музыкальным языке можно назвать это тактом. Ну, это конечно многие знают. А вот то, как запомнить подобный такт, и не путать с тактом другого боя, да потом ещё и соединить несколько тактов вместе не путая удары вверх и вниз, чтобы получился цельный, стабильный бой, для многих это является задачей не из лёгких.

Итак, мы говорили о первой проблеме гитаристов, начинающих обучение с игры песен по аккордам.
Вторая проблема у этой группы начинающих – это сложности в переходах между аккордами и плохой звук. В принципе – это две проблемы, но давайте объединим их в одну, так как обычно это всё происходит вместе.
Начнём с левой руки. Посмотрите следущее видео, в нём я покажу как обычно действует левая рука у гитариста, который ставит аккорды НЕПРАВИЛЬНО.

Обратите внимание – рука напряжена, “зажата”, а пальцы как-бы “слипаются” вместе.

При этом пальцы не “стоят” на струнах, как требуется, а “ложаться” на них, тем самым перекрывая струны расположенные снизу и заглушая звук.
А теперь посмотрите, как должна работать левая рука, и какой должен быть звук:

Итак, давайте попытаемся понять, почему левая рука нас “не слушается”.
Давайте начнём с того, что у многих гитаристов ИЗНАЧАЛЬНО НЕПРАВИЛЬНАЯ ПОСАДКА.
Я уже объяснял в одном из видео как правильно сидеть с гитарой.
Есть “классическая” посадка, когда гитарист держит гитару на левой ноге.

Обычно так сидят с классической гитарой.

И есть “свободный стиль”, когда гитарист держит гитару на правой ноге.

Так обычно сидят с аккустической, или с электрогитарой.

Так вот, неважно какую посадку вы выбрали. Самое главное для вашей ЛЕВОЙ РУКИ, чтобы угол сгиба её локтевого сустава при игре составлял примерно 90 градусов.

Именно по причине того, что начинающие гитаристы неправильно сидят, гриф гитары уходит далеко влево, локоть разгибается, из за этого пальцы не могут как следует зажимать струны, и чаще всего перекашиваются.

Если вы обнаружили у себя подобную проблему, просто поднимите гриф гитары немного вверх. Попытайтесь приблизить кисть левой руки к себе и согнуть локоть. Пальцы левой руки при этом должны выстроиться перпендикулярно струнам и СИЛЬНО зажимать лады.


Свободная посадка (гитара на правой ноге)


Классическая посадка (гитара на левой ноге)

Обратите внимание на то, что если лад не зажат как следует, вы можете десятки раз менять угол локтя, звука у вас не будет. Пальцы должны зажимать лады сверху и не перекашиваться.

Надеюсь, вы это поняли.
Для того, чтобы звук получался качественным, сядьте правильно и поиграйте сначала последовательности аккордов. Возьмите для начала самые простые аккорды. Не играйте сразу боем, просто играйте каждый аккорд четыре раза сверху вниз и работайте над переходами, вот так:

Когда переходы начнут хорошо получаться, а звук станет чистым, возьмите какую нибудь лёгкую песню, состоящую из трех, четырёх аккордов, без барэ. Разучите бой отдельно, по открытым струнам. Затем поиграйте аккорды песни последовательно, самым простым боем, сверху вниз (как в видео), ну а затем уже соединяйте бой и аккорды вместе.
Уверяю вас, вы увидите отличный результат. Если и после этого ничего не получается, перейдите по ссылке которую я дал выше.

Итак, теперь давайте поговорим о второй группе начинающих. О тех, кто вначале учит соло, перебор или пытается играть классические произведения и фингерстайл. Вообще, даже гитарист начавший игру боем, рано или поздно пытается сыграть сольную мелодию или перебор, поэтому эта информация будет полезна для всех. Посмотрите, вот самая распространённая ошибка начинающего гитариста, играющего соло или перебор:

Я называю это “паучок”. Обратите внимание на правую руку. Она зажата, кисть прижата к деке. Пальцы сильно согнуты и передвигаются с трудом.

Как вы думаете, почему это происходит? Причина проста, и мы уже о ней говорили: ИЗНАЧАЛЬНО НЕПРАВИЛЬНАЯ ПОСАДКА.
Посмотрите следующее видео. Вот так должна правильно работать ПРАВАЯ рука гитариста:

Посмотрите внимательно на локоть правой руки:

РУКА ЛЕЖИТ НА ГИТАРЕ СВЕРХУ, А УГОЛ СГИБА ЛОКТЕВОГО СУСТАВА СОСТАВЛЯЕТ ТАК-ЖЕ ПРИМЕРНО 90 ГРАДУСОВ.

А теперь посмотрите на КИСТЬ правой руки!

Ее угол тоже составляет примерно 90 градусов, и она НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПРИЖАТА К ДЕКЕ! ФАЛАНГИ ПАЛЬЦЕВ ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫ СТРУНАМ!

Так вот, обычно, когда начинающий гитарист берёт гитару, он сразу опускает гриф и как бы “обнимает гитару” правой рукой.

При этом, гитара не держит руку, и как следствие гитарист теряет опору, его рука не лежит сверху на обечайке гитары, как это дожно быть, а болтается в воздухе:

А теперь ВНИМАНИЕ: Именно из за отсутствия опоры правой руки её кисть ищет опору на верхней деке. Ладонь прижимается, пальцы скрючиваются, вот и получается “паучок”.

Итак, что нужно сделать, чтобы избежать подобной проблемы?

Ответ прост: Поднять гриф и положить ПРЕДПЛЕЧЬЕ ПРАВОЙ РУКИ СВЕРХУ НА ОБЕЧАЙКУ ГИТАРЫ:

Если кто-либо не знает, или не помнит: Предплечье – это НЕ часть руки от плеча до локтя, – это часть руки от кисти до локтя. Именно это место мы КЛАДЁМ НА ОБЕЧАЙКУ.

Можете себя проверить, если вы расслабили правую руку и она у вас упала, – слетела с гитары, значит вы сидите неправильно. Гитара должна держать руку и рука не должна падать.
Конечно, если вы привыкли сидеть неправильно, вам новая поза может вначале показаться непривычной и вам будет неудобно играть, но лучше переучиться сейчас, чем “платить за это потом”, поверьте. Играя неправильно на определённом этапе вы затормозите и не сможете двигаться дальше. А переучиваться на том этапе будет уже гораздо сложнее.
И обязательно попробуйте классическую позицию, с гитарой на левой ноге, если ваша гитара классическая.

Возможно, вам так будет удобнее держать гриф приподнятым. Не забывайте ставить подставку под левую ногу, если сидите в “классической” позиции.

В принцине, нет какой-то особой, постоянной точки опоры правой руки, каждый находит её индивидуально для себя, в соответствии с длинной своего “рычага”, но помните, что “обнимать” гитару и выводить правую руку сбоку не следует. Рука – лежит на обечайке сверху, пальцы – перпендикулярно струнам. Обычно, если гитарист после игры соло или перебора переходит к игре боем, правая рука немного опускается и локоть приближается к обечайке.

Для тех, кто хочет как следует научиться солировать, совмещать соло с басом, а так-же читать с листа по табулатуре, даю ссылку на мой бесплатный видеокурс – “УЧИСЬ ИГРАТЬ ПО ТАБУЛАТУРЕ, А ТАК-ЖЕ ОСНОВЫ КЛАССИКИ И ФИНГЕРСТАЙЛА”:

Курс АБСОЛЮТНО БЕСПЛАТНЫЙ, единственная просьба, поставьте лайк и перешлите его вашим друзьям.
Курс состоит из одинадцати видеоуроков с разборами известных мелодий, таких как: “Розовая Пантера”, “Злой, Плохой, Хороший”, “Менуэт Соль Мажор” (И.С.Баха), и многое другое. Все мелодии даны в порядке от лёкгого к сложному. Пройдя этот курс вы сможете как следует научиться солировать, играть в два голоса (с басом), и читать по табам с листа.

Аннотация: Вы обучаетесь или обучались игре на гитаре самостоятельно? Срочно прочтите данную статью, возможно, Вы играете на гитаре не правильно!

Ошибки при игре на гитаре (как у начинающий, так и профи) к сожалению, не редкое явление. Проявляется это в основном из-за неправильного процесса обучения игры на гитаре либо, по некоторым другим причинам (второе на много реже). Ритм игры, не верная игра медиатором, не правильная техника рук и другие ошибки игры на гитаре необходимо исправлять, т. к гитарист привыкает играть не правильно и в будущем, это исправить будет на много сложнее, нежели сразу.

Что же необходимо делать, спросите Вы? В первую очередь, проанализируйте свою игру на гитаре – как Вы зажимаете аккорды, правильна ли Ваша техника рук, какими пальцами руки Вы играете боем. Конечно, есть и другие распространенные ошибки и не правильный ритм игры на гитаре один из них! Не спешите с обучением, начинайте с простого – так Вы лучше освоите гитару, и Ваша техника игры станет более профессиональной.

Что бы избежать ошибок игры на гитаре (точнее – что бы правильно чувствовать ритм мелодии или песни) Вам необходимо начинать с простых композиций и по мере повышения уровня игры, пробовать играть более сложные. Возьмите метроном (либо воспользуйтесь альтернативной компьютерной программой, благо их полно) и играйте, подстраиваясь под него.

Нет метронома? Считайте про себя или вслух. Раз, два, три, четыре.… Привыкайте к ритму – это очень важный фактор в профессионализме гитариста.

Надеемся, Вы нашли свои ошибки при игре на гитаре и постараетесь их исправить. Читайте наши

Приветствую всех гитаристов , разных мастей и уровня подготовки. В данной статье, я уже наверное в 3-й или 4-й раз поднимаю важные темы самостоятельной подготовки и , прежде всего для новичков (с учетом того, что вы уже и приобрели), а также не лишне будет вспомнить и более опытным.
От самого банального и смешного, до важного и необходимого, простыми словами. Всего 10 полезных рекомендаций!

1. Учитесь прислушиваться к звукам.

Музыкальный слух начинает развиваться с простых вещей, а именно с тренировки органов слуха - ушей. Чтобы они не только "хлопали" , но и умели различать все тонкости услышанного. И лучший тренер - наша повседневная жизнь.
Начните прислушиваться к звукам во круг себя и выделять из нескольких звучащих одновременно какой-то определенный.

Например, среди шумной улицы города выделите звук чужого мобильного звонка, крик птицы, свист колес автомобиля, шум ветра и т.д. Постарайтесь понять какие звуки самые громкие или звонкие в данный момент времени. Еще проще и интереснее: попробуйте найти разницу между звуком прихода личного сообщения от звука приходящей открытки и др. в своем аккаунте "вконтакте".
Эти простые тренировки вам обязательно помогут в дальнейшем при разборах , и в особенности настройки гитары.

2. Правильная постановка рук - ключ к успеху.

По себе знаю, что новички практически всегда берутся играть все подряд , сходу - не уделив особого внимания . На этом этапе формируется будущая самооценка гитариста, потому что качество вашей игры будет зависеть именно от этого.
Это как учиться писать в 1-ом классе. Ведь потом, будучи в 10-м, с вами уже будет "все понятно".
Не поленитесь и уделите себе любимому (любимой) должное внимание!

3. Не перенапрягайтесь!

8. Знание нотной грамоты - ощутимый плюс!

9. Учитесь играть и петь под гитару с друзьями!

После изнурительных тренировок на гитаре , сидя дома перед компьютером, грустно может стать даже компьютеру. А что уж говорить про себя... И после очередной усталости пальцев рук, может появиться желание бросить все эти занятия гитарой и...

10. Берите пример у других! Вдохновляйтесь!

Данный пункт можно поставить первым, потому что с него все и начинается, даже в любой рутинной работе!
Каждый гитарист когда-то впервые услышал, как кто-то здорово сыграл на гитаре , либо в живую или в записи, и вдохновился. После чего начал свои первые шаги к данному искусству.

По мере развития все музыканты, рано или поздно, оказываются в ситуации ступора - отсутствие творческих сил. И не важно каков уровень игры и степень музыкального таланта. Вдохновение пропадает, а мастерство нуждается в стабильной практике, и если пустить все на самотек, то наработанный навык постепенно забывается и пропадает. Поэтому, так важно искать и находить вдохновение для дальнейшего саморазвития . Это особенно касается тех, кто .

Как всегда, самые эффективные действия - самые простые, и не так важно чем себя занять, главное развеяться - "продуть" мозги - временно отвлечься от занятий гитарой. Проще сказать, нужно сменить окружающую обстановку и активно отдохнуть.

После этого обычно просыпается тоска по музыкальному инструменту и наступает время прилива свежих творческих сил, мыслей и идей необходимых для новых свершений и начинаний!
Успехов!
Данная статья является частичным "рерайтом" статей популярных гитарных сайтов, с моим значительным дополнением.