Неоготический стиль архитектуры. Историческая архитектура Британии и ее влияние на современное домостроение: готика, неоготика и тюдорский стиль


После падения Западной Римской империи в Европе начались так называемые темные века, в течении которых многочисленные варварские племена вершили свою вакханалию на остатках римского культурного наследия. На фоне бесконечных войн произошло частичное возрождение римской архитектурной традиции, вылившееся в романский архитектурный стиль, сформировавшийся примерно в X веке и преобразившийся через три сотни лет в готику.

Готический стиль в архитектуре сформировался в XII-XIII веках, вместе с наступлением эпохи высокого средневековья. В его основе лежало то самое романское наследие и растущее могущество Святого престола, которое необходимо было подчеркнуть соответствующими масштабами церковных сооружений.

Стоит заметить, что церковь настолько владела умами людей в те времена, что агенты ее без особого труда подняли огромные людские массы на авантюру, названную позже Первым крестовым походом, в результате которого был захвачен Иерусалим и основаны христианские государства в Малой Азии. Это, в свою очередь, способствовало развитию паломничества, а уже паломники приносили немалый доход самой Церкви, представители которой обогащались также на продаже индульгенций, демонстрации поддельных реликвий и просто пожертвованиях. Но, несмотря на столь сомнительные методы, ограничил которые Литеранский собор 1215 года, сначала во Франции, а после и в других европейских странах, возводятся прекрасные соборы, знаменуя своим появлением новый рассвет европейской культуры и готики, как архитектурного направления.

Буржский собор


Первопроходцами в готической архитектуре стали члены ордена бенедиктинцев. Именно под сводами бургундского аббатства Клюни ими был разработан собственный тип базилики, впервые воплощенный в пятинефной базилике Клюни, выстроенной в 1088 году. Базилика отличалась наличием двух трансепт и расширенной за счет венца капелл алтарной части.

Использование венца капелл было обусловлено бурно развивавшимся в то время культом мощей, о чем упоминалось немного ранее. В 1220 году базилика была расширена — с запада достроили трехнефтное помещение, благодаря чему базилика стала одним из крупнейших католических храмов того времени. Третья базилика Клюни, возведенная на основе двух первых, стала прообразом подавляющего большинства масштабных французских соборов в стиле готики. Но увы — до наших дней дошли лишь ее чертежи, а само здание снесли в 1807 году.

Третья базилика Клюни (реконструкция)


Для развития готики в архитектуре приложил немало усилий аббат Сугерий, под чьим руководством в первой половине XII века была перестроена базилика аббатства Сен-Дени. Именно это событие принято считать отправной точной истории европейской готики.

По замыслу Сугерия, свет, заливающий храм, выступает символом безбрежного божественного света, исходящего от самого Творца. Более светлому помещению готических храмов, по сравнению с романскими, способствовал революционный отказ от колонн в пользу готического каркаса. Кроме того, что внутренне пространство храма было отныне единым, данная технология позволила существенно экономить строительные ресурсы и возводить более высокие сооружения. Еще одной отличительной чертой готики можно назвать строгую симметрию, благодаря которой интерьер готических соборов выглядит очень гармонично.

Среди наиболее знаменитых представителей готического архитектурного стиля во Франции можно назвать собор Парижской Богоматери, а также Шартрский, Реймский, Ланский, Буржский и Амьенский соборы.

Готика в архитектуре Англии стала проявляться в конце XII века. Стоит заметить, что если во Франции происходило активное развитие городов, английские города развивались достаточно медленно и готические храмы были преимущественно монастырского типа. Чистейшим образцом раннего периода английской готики принято считать собор в Солсбери, а основным готическим собором Англии считается Кентерберийский.

Более всего общих черт с французской готикой несет в себе здание лондонского собора Вестминстерского аббатства — именно тут короновали и хоронили норманнских правителей Англии, начиная с Вильгельма Завоевателя. Среди прочих значимых английских образцов готической архитектуры можно вспомнить соборы в Дареме, Йорке, Винчестере, Иле и Линкольне.

Кентерберийский собор


В Германию готика пришла из Франции, но, с течением времени, приобрела собственные уникальные черты. Часть сооружений, строительство которых было начато существенно раньше, были достроены с применением характерных готических элементов декора и конструкции, став основой своеобразного романско-готического стиля, к которому относятся Михаэльскирхе, часовня Санкт-Бартоломеус, собор Санкт-Килиан и другие.

Одним из первых строений, с исключительно готическими чертами, специалисты называют церковь Богоматери в Трире, форма которой представляет собой равноконечный крест, вытянутый только в алтарной части. Новинкой, не встречающейся во Франции, было расположение в каждом углу креста двух часовен. Германская готика имеет и другие отличия от французской: более геометрически строгие формы, вход с бокового фасада, одна или четыре башенки (во Франции традиционно две), более строгий внешний декор зданий и т. д. Единственным исключением является собор в Кельне, созданный в характерном для французской готики стиле.

В северной части Европы, в силу дефицита песчаника и мрамора, традиционно использовавшихся для строительства готических соборов, возникла т. н. кирпичная готика. Строители использовали фигурный кирпич, который позволял создавать готические узоры не хуже, чем из обтесанного камня.

Готика активно развивалась в Испании, Нидерландах, Чехии, Италии — этот стиль везде претерпевал определенные изменения, сохраняя общие черты. Развитие готики прервала «черная смерть», выкосившая в XIV веке почти треть населения Европы. Впоследствии готика получила некое возрождение под названием «пылающая готика» — в ней уже прослеживались черты маньеризма.

Дуомо, кафедральный собор в Милане, пламенеющая готика


Готика в архитектуре окончательно сошла на нет в начале XV века, сменившись архитектурой эпохи Возрождения, мастера которого черпали вдохновение в духовной и материальной культуре античности.

Неоготика в архитектуре вспыхнула ярким пламенем 50-хх годах XVIII века с подачи британской аристократии, вслед за которыми к готике обратились и на континентальной Европе. Этому способствовала идеализация эпохи средневековья и отказ от приоритетов античности. Неоготика превратилась в национальный стиль викторианской Британии. В этот период по всей Европе достраивались и реставрировались заброшенные и недостроенные соборы, ярким примером чего может служить упомянутый уже собор в Кельне.

На территории России в период рассвета европейской готики были более насущные проблемы, нежели возведение соборов, тем более, что готические формы, характерные для католицизма, не очень вписывались в православную традицию. Но в XVIII веке, вместе с рассветом неоготики в Европе, в Российской империи все-таки возникла своя, уникальная, русская псевдоготика, вместившая в себя традиционные готические черты, элементы

Неоготика в архитектуреЕсли вначале XVIII века по всей территории Великобритании модные архитектурные тенденции базировались на классической эстетике палладианства, то ближе к концу столетия интерес англичан дал крен в сторону готических мотивов. Поначалу строения были похожи на средневековые храмы лишь внешне, но позднее стиль неоготика укрепился настолько, что дал начало возведению многих объектов по всей площади империи.

Типичным примером английского здания викторианской эпохи стал Вестминстерский дворец. Его облик до сих пор является одним из национальных символов Лондона и страны в целом. Однако популярность неоготики затронула и инженерные сооружения, доказательством чему выступает величественный Тауэрский мост.

Из великого прошлого к прогрессу

Строительство Тауэрского моста было инициировано в 1886 году в связи с острой необходимостью устройства дополнительной к Лондонскому мосту переправы через Темзу. Закончено его возведение было за 8 лет: в 1894 году мост предстал на суд общественности. Ключевыми фигурами в его истории стали:

  • Х. Джонс – идеолог сооружения, архитектор многих построек Лондона;
  • Д. Барри – инженер, работавший также и над другими мостами через Темзу;
  • Д. Стивенсон – увлеченный викторианской темой архитектор, назначенный руководителем проекта после кончины Х. Джонса.

Характерный неоготический облик конструкции придают два пилона – начинающие и замыкающие проход высокие башни с острыми шпилями и стилизованной под Средние века скульптурой. Сам факт их наличия уже указывает на родство с конструктивными особенностями мостов феодальных времен. Если тогда мостовые башни сооружали для обеспечения контроля и охраны проезда, то теперь пилоны поддерживают тротуары на высоком от реки уровне.

Обладая каркасной системой устройства, эти элементы Тауэрского моста имеют довольно тонкие стены с крупными оконными проемами. Такая специфика однозначно доказывает, что готика и неоготика – родственные друг другу жанры. Хорошо связь эпох показывает и наличие изысканно-возвышенного декора на стенах, выполненных в облицовке портлендского известняка и корнуоллского гранита – материалах, традиционных для отделки средневековых замков Англии.

Интересно, что свою внешность мост получил не только за счет модных тенденций, но и благодаря своей близости к одной из старейших крепостей в Британии — Тауэру. На фоне того, что уже тогда ее стены и башни обладали для англичан сакральным значением, вполне очевидным становится стремление властей и горожан новые объекты возводить в сходной стилистике.

Нет бочки меда без примеси дегтя: по своим габаритам Тауэрский мост ощутимо превосходит не только сам Тауэр, но и более современные, хотя и старинные постройки. Такие его особенности способствовали возникновению мнения, что сооружение портит исторический облик Лондона. Однако если бы мост был меньше, то он вряд ли бы эффективно справлялся со своими задачами.

Передовые инженерные решения

По принципу своей работы Тауэрский мост представляет собой разводную конструкцию огромной для конца XIX века мощности: его пролеты общей массой свыше 11 000 тонн способны подниматься на 86 градусов. За процесс раскрытия элементов изначально отвечали гидравлические механизмы. Усилие для них генерировалось четырьмя высокопроизводительными паровыми двигателями, работающими на угле.

В 1982 году система разведения была модернизирована и оснащена электрогидравлическим приводом на зубчатой передаче, а в 2000 году еще и автоматизирована. Устаревшее оборудование доступно для удовлетворения туристического интереса. Музейные площадки разбиты в интерьерах башен и бывших пешеходных галереях на высоте.

Большая несущая способность пролетов создается за счет применения стержневой системы, где опорные элементы выполнялись из углеродистой стали. Многотонная металлическая конструкция установлена на крупные пирсы, для изготовления которых потребовалось свыше 70 000 тонн бетона.

Для пешего прохода предусмотрены тротуары, расположенные вдоль проезжей части. Однако основное преимущество Тауэрского моста для пешеходов в наличии специальных галерей, удаленных от водной глади реки на расстояние 44 метров. Помимо утилитарной функции, эти элементы несли и декоративное назначение.

Практически на всем протяжении XX столетия галереи становились пристанищем преступных элементов, что вынудило закрыть их для пользования. Открылись они только в 1982 году: из-за оборудования стеклянной кровли их облик приблизился к стилю хай-тек, но это не портит вида величественного архитектурного ансамбля.

Современное состояние моста

Архитектурные изыски отделки, гениальная конструкция и продуманная система организации движения делают Тауэрский мост в Великобритании одним из самых удивительных сооружений в мире. Как и прежде, его высота позволяет свободное прохождение различных видов суден по Темзе. Однако в связи с частичной утратой значимости речного сообщения, а отчасти по причине желания сохранить конструкцию его теперь разводят не более 5 раз за одну неделю.

Тауэрский мост сегодня помогает горожанам решать транспортный вопрос: свыше 40 000 человек на разном виде транспорта и пешим ходом ежедневно пересекают реку по нему. Учитывая высокую нагрузку, правлением City of London Corporation введены ограничения по скорости движения и массе автомобилей — не более 32 км/ч и не тяжелее 18 тонн. Такие меры предназначены для сохранения первоначального вида достопримечательности столицы.

Тауэрский мост впечатляет своей архитектурой и восхищает принципами работы. Имитируя средневековое зодчество, постройка выступает образцом применения прогрессивных технологий.


Век бурной промышленной революции и последующих процессов урбанизации, масштабов которой вначале никто не мог предсказать, решительным образом изменил пейзаж города и деревни. Может быть, в большей степени, чем любая другая форма художественного творчества, архитектура отразила противоречивые аспекты того времени.

Насущной необходимостью и в силу новых потребностей, и в результате появления новых материалов и технических средств, предоставляемых промышленностью, однако длительное время архитектурная мысль была скована традиционными понятиями. Еще в середине ХІХ в. широко реализовывались проекты в неоклассическом стиле, т. е. речь шла о предложении востребованных неогреческих или неоготических архитектурных модулей. Только во второй половине ХІХ столетия в архитектурном проектировании наметились сдвиги, связанные с применением, до этого никогда не использовавшихся вместе.

Истоки неоготики

В течение ХІХ в. неоднократно возникали культурные явления ретроспективного характера – с обращением к элементам греческой или готической архитектуры. Одним из самых заметных среди такого рода явлений и была неоготика, взявшая старт как «готическое возрождение», gothic revival.

Истоки еще в 18 в. в Англии, где эта тенденция не прерывалась, как тенденция живописного и возвышенного и затем она распространилась по всей Европе.

Особенности неоготики

Аспекты и факторы сложения направления неоготики представляются многообразными и сложными, но само его утверждение определенно связано с романтизмом, который видел одну из задач искусства в выражении духа народа, а архитектура Средневековья рассматривалась именно как символ истории и национальной традиции в разных европейских странах, в очевидной связи с возрождением средневекового духа историческим романом (начиная с Вальтера Скотта) и романтической мелодрамой.

Другим важным аспектом был расцвет – в первый раз на научном фундаменте – историко-критических исследований средневекового искусства, с пристальным изучением особенно знаменитых памятников, в целях реставраторской практики, получавшей повсеместно все большее распространение. Но были две страны, где к середине ХІХ в. неоготика достигла наиболее ярких результатов: это Англия и Франция.

Неоготика в Англии

В Англии свою роль сыграли этико-социальныеучения, которыми было затронуто и творчество лондонского архитектора Огастеса У. Пьюджина (1812-1852), автора, совместно с Чарлзом Барри, здания Парламента в Лондоне (1836-1860), шедевра английской неоготики.

Стремясь к органичной связи между архитектурой и обществом, Пьюджин подчеркивал «моральную» ценность готики и вместе с тем достоинства ее конструктивной системы.

Неоготика во Франции

Во Франции архитектор, теоретик и реставратор Эжена Виолле-ле-Дюка (реставрация Нотр-Дам в Париже в 1845 г., собора в Реймсе, аббатства Сен-Дени) считал готику образцом конструктивной рациональности, важной еще и для развитии современной технологии.

Широко применявшийся Виолле-ле-Дюком метод дополняющей, или истолковывающей, реставрации, который ныне считается неприемлемым, подчеркивал его желание наделить готику актуальностью для современного общества.

В Италии прочные позиции классической и ренессансной традиций делали практически невозможным распространение стиля неоготики, который едва представлен немногими образцами.

Неоготика в США

В Соединенных Штатах в 19 в. неоготическое возрождение было проявлением знакомства с европейским романтизмом. Неоготика (ревивализм) особенно пришлась по вкусу и оказала влияние на всю американскую светскую и религиозную архитектуру. Основные представители: Р. Апджон, Дж. Ренвик, А. Дж. Даунинг.

Здравствуйте уважаемое сообщество и гости ресурса!
A вы никогда не задумывались, чему обязана викторианская эпоха своим обаянием? Безусловно, тут много факторов, и безудержный прогресс и новые способы изучения мира и появление философий отрицающих мораль церкви, на фоне религиозного фанатизма и первые протесты против закоренелых норм поведения в обществе…да много всего. Правда, мне кажется, львиной доле этого обаяния викторианская эпоха обязана своей архитектуре. Итак, давайте поговорим о…… НЕОГОТИКЕ!

Этот удивительный стиль неразрывно связывают именно с викторианской эпохой, и не мудрено, учитывая, что именно Британская империя 18-19 веков положила начало триумфального шествия неоготики по миру, как и то, что именно в Британской империи этот стиль был особенно распространен. Происходило это в два этапа: ранняя британская неоготика и викторианская неоготика. Я не буду проводить детальный анализ викторианской архитектуры, это скорее статья-обзор, хотя я постаралась взглянуть на причину расцвета столь необычного стиля. Начнем по-порядку.
Появление собственно сформировавшегося стиля «неоготика» связывают с именем четвертого графа Орфорд, Хораса Уолпола.

Хорас Уолпол.

Этот английский писатель стал первым автором издавшим «готический» роман в 1764 году, действие, которого происходит в замке Оранто в эпоху первого крестового похода. Сюжет этого произведения, ставшего бестселлером, Хоресу навеяли постройки имения Строберри-Хилл, которое он приобрел в 1747 (в некоторых источниках упоминается и 1746 и 1748) году. Именно тогда он решил превратить имение в свой собственный «средневековый» замок, в котором, помимо прочего, был даже рыцарский зал.

Строберри-Хилл.

Сейчас мы уже, строго говоря, не можем отнести этот замок к неоготическому, так как часть его была построена в стиле рококо, но именно затея Уолпола дала толчок развитию неоготического стиля. Впрочем, сам писатель признавался, что и не стремился к строгому готическому стилю, дабы не лишать себя удобства, поместье должно было удовлетворять его фантазию и не более того. Именно со Строберри-Хилла пошло увлечение готическим декором поместий. Это стало модной «фишкой».
А герцог Аргайл, например, даже привлек к постройке своего «средневекового» замка в шотландском поместье Инверари, брата самого модного в то время архитектора, основателя «адамомого стиля» Роберта Адама, Уильяма.

Инверари.



Одним из наиболее ярких примеров такого рода чудачества стало строительство внушительного поместья Фонтхилл-эбби, сыном богатого английского плантатора, Уильяма Бекфорда, который после смерти жены, решил построить грандиозное здание, напоминающие готический собор.

Уильям Бекфорд.

Фонтхилл-эбби.

Великолепие этого здания может сравниться только с его печальной судьбой. Его архитектором был Джеймс Уайет, который, не был, особенно, знаком с техникой постройки подобных сооружений. Главной особенностью стала восьмиугольная башня, достигавшая при первоначальной постройке, девяноста метров. Первый ее вариант был изготовлен из дерева и цемента. Он рухнул через несколько месяцев, и Бекфорд искренне сожалел, что не видел собственными глазами это грандиозное зрелище. Вторая башня, из того же материала строилась шесть лет, она тоже рухнула, ну а третий, каменный, вариант, строившийся семь лет, окончательно разрушился в 1825 году, спустя 12 лет, после окончания строительства всего замка. В 1822 году Бекфорд разорился, потеряв свои ямайские плантации, и продал здание Джону Фарквхару. Постепенно разрушились остальные части постройки и замок снесли, оставив только небольшую часть северного крыла.

Уцелевшее северное крыло.

Менее обеспеченные англичане использовали в строительстве лишь характерные, для готики, элементы, как то, стрельчатые арки, бойницы и т.д.

Отправной точкой для следующего этапа распространения неоготики стал пожар 1834 года Вестминстерского дворца, принадлежащего британскому парламенту.
Строительство нового здания поручили Огастесу Пьюжену и Чарльзу Барри. Был разыгран конкурс и из девяноста семи (!) конкурсантов выбрали именно существующий поныне проект. По иронии судьбы, Пьюжен, с пятнадцати лет очарованный готической архитектурой Нормандии, и принявший католицизм, являлся активным сторонником римско-католической готики в архитектуре Англии. Он считал, что все полезные элементы постройки должны не скрываться, а украшаться. Свои взгляды Пьюжен выразил в работе «Апология возрождения христианской архитектуры в Англии». Барри же, после посещения Османской империи, в возрасте 22 лет, находился под впечатлением итальянского зодчества эпохи возраждения. Именно это путешествие и увиденные в нем великолепные крепости времен первых крестовых походов, заставили его заниматься архитектурой.

Огастес Пьюжен.

Чарльз Барри.

Эти два энтузиаста неоготики от первоначального средневекового дворца оставили только Вестминстерский зал приемов (1097 год) и башню Драгоценностей (для казны Эдуарда III). Созданное ими великолепие стало визитной карточкой всего неоготического стиля, шутка ли, дворцовая часовая башня, Биг Бен - символ всей Великобритании, хотя, строго говоря, такое название изначально носил колокол на башне, а сам дворец в 1987 году включен в список наследия ЮНЕСКО.

Вестминстерский дворец.

Еще одной яркой работой Пьюжена, является Ноттингемский собор, посвещенный святому Варнаве.

Собор св. Варнавы.

А Чарльз Барри, в числе прочих работ, занимался реконструкцией Трафальгарской площади.

Трафальгарская площадь.

И тут, как говорится понеслась. Вместо термина «неоготика» тогда пользовались словом «возрождение» (англ. Revival). Стиль стал исконно-британским, в этом стиле отстраивают ратуши, университеты, школы и вокзалы. В неоготическом стиле отстроили Королевский судный двор, суд высшей инстанции Англии и Уэльса., возведенный по проекту Джорджа Эдмунда Стрита.

Королевский судный двор.

Здание вокзала Сент-Панкрас, названный в честь близлежащей церкви св. Панкратия. Возведен в 1865-68 годах, архитектором Георгом Гилбертом Скоттом.

Сент-Панкрас.

Этот же архитектор спроектировал мемориал принца Альберта, в Кенсингтонском парке Лондона, открытый в 1875 году Королевой Викторией в честь своего мужа.

Мемориал.

Колледж Святого Стефана. 1876 год.

Колледж Харриса Манчестера. 1889 год.

Тауэрский мост над рекой Темзой, неподалеку от Лондонского Тауэра. Спроектирован Хорасом Джонсом, открыт в 1894 году.

Тауэрский мост.

Этот стиль перенимали и другие страны. Готическая архитектура, в первую очередь, затронула колонии, правда в Америке прижилась слабо. Там пользовался большой популярностью античный стиль и неогрек. В странах немецко-говорящей Европы неоготика претерпевала некоторые изменения, связанные с острой конкуренцией стилей неоренессанс и необароко. И в большей степени, возраждение готического стиля там восприняли как завершение средневековых долгостроев, вроде Кельнского собора.

Кельнский собор.

Однако баварский король Людвиг II развернул строительство замка Нойшванштайн в 1869 году, ставшего одним из символов мировой неоготики.

Нойшванштайн.

В романских странах увлекались преимущественно наследием античности и ренессанса. Во Францию неоготика пришла довольно поздно и слабо укоренилась. Легкомысленным французам была чужда монументальная величественность неоготики. Но надо признать, что роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» (1830 года) заставил французов задуматься о сохранении наследия средневековой архитектуры.

Величайший испанский архитектор, Антонио Гауди, на чьем счету множество причудливых работ, создал, возможно, самое монументальное призведение неоготики, Искупительный Храм Святого Семейства.

Антонио Гауди.

Искупительный Храм Святого Семейства.

По причине нехватки средств, испанское правительство не может его достроить с 1882 года.

И все же почему именно такой стиль? Возможно из-за увлечения романтическими сюжетами средневековой эпохи в творчестве писателей того времени, возрождением интереса к Спенсеру, Мильтону, Шекспиру, презираемым в эпоху господства классических форм; возможно из-за роста патриотических настроений на фоне могущества Британской империи и как следствие, отказ от французского стиля в архитектуре и поиск собственного; возможно «все новое – это хорошо забытое старое». А может все это вместе взятое и еще несколько факторов, которые я здесь не указываю, но не оспорим тот факт, что отчасти именно такой необычной и величественной архитектуре мы обязаны великолепию викторианской эпохи и как следствие, культуре стимпанка. Безусловно, в архитектуре ушедшей эпохи присутствовал и грегорианский стиль и неоренессанс и поздний колониальный, но согласитесь, при воспоминании о сюжетах Конан Дойла, Диккенса и Уальда, воображение рисует именно неоготическую Англию, со стрельчатыми арками, башнями, мнимыми бойницами, Тауэрским мостом и Биг Беном.

Надеюсь, вам было не скучно!:-)

Список источников.

НЕОГОТИКА - псевдоготика, ложная готика.

1) Ретроспективное течение в архитектуре и декоративно-прикладных искусствах XVIII - первой половины XIX веков; с середины XIX века один из исторических стилей.

По-сле то-го как в XVI веке за-вер-ши-лось раз-ви-тие го-ти-ки как са-мо-сто-ятельного сти-ля, её ру-ди-мен-ты со-хра-ня-лись в ев-ропеском ар-хи-тек-ту-ре до середины XVIII века (яв-ле-ние, по-лу-чив-шее в анг-лоя-зыч-ных стра-нах название Gothic Survival - «пе-ре-жит-ки го-ти-ки»). В этот пе-ри-од го-тические фор-мы ими-ти-ро-ва-ли при рес-тав-ра-ции и до-ст-рой-ке средневековых со-ору-же-ний (Вест-мин-стер-ское аб-бат-ст-во, ар-хи-тек-то-ры К. Рен, 1698-1722 годы, и Н. Хок-смур, 1734-1745 годы; со-бор Сент-Круа в Ор-леа-не, начало XVII века - 1793 год, до-ст-раи-вал-ся до 1904 года).

Ста-нов-ле-ние неоготики бы-ло тес-ней-шим об-ра-зом свя-за-но с «от-кры-ти-ем» и пе-ре-оцен-кой пе-рио-да сред-них ве-ков в ев-ропейской куль-ту-ре XVIII-XIX веков. Пер-вые вспле-ски ин-те-ре-са к го-ти-ке про-ис-хо-ди-ли в кон-тек-сте сти-ля ро-ко-ко, ко-то-рый в сво-ём стрем-ле-нии ко все-му при-чуд-ли-во-му и не-ре-гуляр-но-му от-крыл-ся на-встре-чу но-вым фор-маль-ным сис-те-мам (в этом от-но-ше-нии ис-поль-зо-ва-ние го-тических форм не от-ли-ча-лось по сво-ему ха-рак-те-ру от экс-пе-ри-мен-тов с ши-ну-аз-ри и т. н. тюр-ке-ри). Этот ин-те-рес в даль-ней-шем был под-хва-чен ев-ропейским ро-ман-тиз-мом, с его куль-том Сред-не-ве-ко-вья в литературе и изо-бра-зи-тель-ном искусстве, ан-ти-клас-си-ци-стическими на-строе-ния-ми и тя-гой к национальным кор-ням. Раз-ви-тию неоготики спо-соб-ст-во-ва-ло ста-нов-ле-ние ме-дие-ви-сти-ки как нау-ки. Пред-вест-ни-ком на-учных ис-сле-до-ва-ния средневековых со-ору-же-ний вы-сту-пил ещё английский архитектор Дж. Эс-секс, осу-ще-ст-вив-ший ис-то-рическую рес-тав-ра-цию со-бо-ров в Или (1757-1762 годы) и Лин-коль-не (1762-1765 год), ос-но-ван-ную на изу-че-нии ори-ги-наль-ных кон-ст-рук-ций.

На ран-нем эта-пе, в те-че-ние XVIII века, нео-го-тические по-строй-ки пред-став-ля-ли со-бой сво-бод-ные фан-та-зии на те-му средневековой ар-хи-тек-ту-ры. Про-воз-ве-ст-ни-ка-ми но-во-го сти-ля ста-ли са-до-во-пар-ко-вые со-ору-же-ния (па-виль-о-ны, руи-ны, бе-сед-ки) в круп-ных двор-цо-во-пар-ко-вых ан-самб-лях, где они не-ред-ко со-сед-ст-во-ва-ли с по-строй-ка-ми в сти-ле клас-си-циз-ма : «Го-ти-че-ский храм» в усадь-бе Шо-то-вер, граф-ст-во Окс-форд-шир (по-сле 1717 года, при-пи-сы-ва-ет-ся У. Тау-н-сен-ду); «Храм сво-бо-ды на-ших пред-ков», или «Го-ти-че-ский храм», в усадь-бе Стоу в Ба-кин-гем-ши-ре (1741-1747 годы, архитектор Дж. Гиббс); па-виль-он Катл-Милл в усадь-бе Рау-сем-хаус в Окс-форд-шире (1738-1741 годы, архитектор У. Кент); баш-ня зам-ка Эдж-хилл (1745-1747 годы); усадь-ба Ра-ду-эй в Уо-рик-ши-ре (архитектор С. Мил-лер) - в Ве-ли-ко-бри-та-нии; «го-ти-че-ская» ка-пел-ла в па-виль-о-не Ма-гда-ле-ненк-лау-зе в Ним-фен-бур-ге (ны-не в чер-те Мюн-хе-на; 1725-1780 годы, архитектор Й. Эф-нер) и др.

В XIX веке неоготика ут-вер-ди-лась как стиль оформ-ле-ния ин-терь-е-ров и де-ко-ра-тив-но- при-клад-но-го искусства. Это-му спо-соб-ст-во-ва-ло как раз-ви-тие нео-го-тической ар-хи-тек-ту-ры, так и то, что го-ти-ка ста-ла вос-при-ни-мать-ся как эпо-ха оду-хо-тво-рён-но-го руч-но-го ре-мес-ла в про-ти-во-по-лож-ность современному без-душ-но-му ма-шин-но-му про-изводству, как иде-аль-ный об-ра-зец уни-вер-саль-но-го син-те-за ис-кусств. В ин-терь-е-рах нео-го-тический стиль про-явил-ся в ар-хитектурном де-ко-ре: в ис-поль-зо-ва-нии стрель-ча-тых арок, рез-ных де-ревянных па-не-лей, лан-це-то-вид-ных окон, мо-ти-вов го-тического ор-на-мен-та (на-ту-ра-ли-сти-че-ски изо-бра-жён-ная ли-ст-ва, три-ли-ст-ни-ки, квад-ри-фо-лии и др.), а так-же в по-ли-хро-мии (ин-терь-е-ры зам-ка Нойш-ван-штайн в Ба-ва-рии, 1886-1892 годы, архитектор Ю. Хоф-манн и др.).

Эти мо-ти-вы пе-ре-шли в оформ-ле-ние ме-бе-ли, из-де-лий из ме-тал-ла, вит-ра-жей, ке-ра-ми-ки, тек-сти-ля, в юве-лир-ное искусство и др. (на этой ос-но-ве сло-жил-ся стиль оформ-ле-ния ин-терь-е-ров У. Мор-ри-са). Вы-даю-щую-ся роль в фор-ми-ро-ва-нии кон-цеп-ции нео-го-тического ин-терь-е-ра и де-ко-ра-тив-но-при-клад-но-го искусства сыг-рал О. Пьюд-жин, стре-мив-ший-ся к дос-то-вер-но-му вос-про-из-ве-де-нию форм средневековых пред-ме-тов в сво-их про-ек-тах ут-ва-ри, про-из-во-див-шей-ся в специальных мас-тер-ских. Ему при-над-ле-жат про-ек-ты ин-терь-е-ров мно-го-численных церк-вей в Анг-лии, Вест-мин-стер-ско-го двор-ца, Сред-не-ве-ко-во-го дво-ра на Все-мир-ной вы-став-ке 1851 года в Лон-до-не. Неоготика рас-про-стра-ни-лась да-ле-ко за пре-де-ла-ми Ев-ро-пы, ут-вер-див-шись в стра-нах Южной и Северной Аме-ри-ки (в США - ар-хи-тек-то-ры Р. Апд-жон, Дж. Нот-ман, Дж. Ре-ник Млад-ший), Юж. Аф-ри-ке, Ав-ст-ра-лии и Но-вой Зе-лан-дии, так-же в стра-нах Центральной и Юго-Восточной Азии; она на многие де-ся-ти-ле-тия оп-ре-де-ли-ла стиль мас-со-во-го цер-ков-но-го строи-тель-ст-ва, ино-гда при-ме-ня-лась так-же при строи-тель-ст-ве об-щественных со-ору-же-ний (уни-вер-си-те-ты, кол-лед-жи и пр.).

В Рос-сии ещё в середине XVIII века ро-ди-лось по-ня-тие «го-ти-че-ский вкус», обо-зна-чав-шее все ху-дожественные яв-ле-ния, про-ти-во-пос-та-вив-шие се-бя клас-си-циз-му. Оно под-ра-зу-ме-ва-ло об-ра-ще-ние к «древ-но-сти» во-об-ще, без раз-ли-чия кон-крет-ных пе-рио-дов как рус-ской, так и западноев-ропейской ис-то-рии и вы-сту-па-ло си-но-ни-мом все-го «стран-но-го», «при-чуд-ли-во-го» и «ро-ма-ни-че-ско-го» (в ба-роч-ном зна-че-нии это-го сло-ва). В пи-ку идео-ло-гии Про-све-ще-ния про-из-ве-де-ния, соз-дан-ные в «го-ти-че-ском вку-се», ут-вер-жда-ли цен-ность куль-ту-ры про-шло-го и мир ча-ст-но-го, под-вер-жен-но-го при-хот-ли-вой иг-ре чувств че-ло-ве-ка: кар-ти-ны на древнерусские сю-же-ты И. А. Аки-мо-ва, А. П. Ло-сен-ко с эле-мен-та-ми на-ме-рен-ной ар-хаи-за-ции форм, по-строй-ки В. И. Ба-же-но-ва (пре-ж-де все-го в Ца-ри-цы-не), са-до-во-пар-ко-вые па-виль-о-ны в Цар-ском Се-ле В. И. Не-ело-ва, ан-самбль Чес-мен-ско-го двор-ца (1774-1777 годы, архитектор Ю. М. Фель-тен) в Санкт-Пе-тер-бур-ге. Для русской «го-тической» ар-хи-тек-ту-ры ха-рак-тер-ны крас-ные кир-пич-ные фа-са-ды с де-ко-ром бе-ло-го цве-та, вклю-чаю-щим стрель-ча-тые ар-ки, зуб-цы, ба-шен-ки, а так-же эле-мен-ты древнерусского зод-че-ст-ва.

На-чи-ная с эпо-хи ро-ман-тиз-ма, по ме-ре ста-нов-ле-ния ис-то-рического зна-ния о ми-ре, от-но-ше-ние к сред-ним ве-кам ста-ло бо-лее диф-фе-рен-ци-ро-ван-ным. Не-смот-ря на то что и го-ти-че-ские, и древнерусские фор-мы час-то вхо-дят в еди-ный, под-чи-нён-ный ам-пир-но-му син-те-зу об-раз (пе-ре-строй-ки архитектором И. В. Его-то-вым Крем-лёв-ских строе-ний по-сле Отечественной вой-ны 1812 года, Ека-те-ри-нин-ская церковь Воз-не-сен-ско-го монастыря в Мо-с-ков-ском Крем-ле, 1809-1815 годы, архитектор А. Н. Ба-ка-рев, пред-по-ло-жи-тель-но по про-ек-ту К. И. Рос-си; Си-но-даль-ная ти-по-гра-фия в Мо-ск-ве, 1811-1815 годы, архитектор И. Л. Ми-ро-нов-ский), на-ме-ча-ет-ся раз-де-ле-ние двух об-ра-щён-ных в про-шлое сти-лей: «рус-ско-го» сти-ля, ис-поль-зую-ще-го эле-мен-ты древнерусского зод-че-ст-ва, и соб-ст-вен-но неоготики. Де-ко-ра-тив-ные фор-мы в неоготике за-час-тую точ-но со-от-но-сят-ся с ис-то-рическими об-раз-ца-ми, ино-гда они пря-мо ко-пи-ру-ют-ся с по-стро-ек про-шло-го [дво-рец «Кот-тедж» в Пе-тер-го-фе архитектор А. А. Ме-не-ла-са, 1826-1829 годы; Ка-пел-ла в Пе-тер-го-фе архитектор К. Ф. Шин-ке-ля, 1831-1834 годы; Во-рон-цов-ский дво-рец в Алуп-ке, 1831-1846 годы, про-ект архитектора Э. Бло-ра; Пет-ро-пав-лов-ская цер-ковь в Пар-го-ло-ве (ны-не в со-ста-ве Санкт-Пе-тер-бур-га) архитектора А. П. Брюл-ло-ва, 1831-1840 годы]. Эле-мен-ты неоготики ис-поль-зу-ют-ся в пе-ре-строй-ке двор-ца и мос-та усадь-бы Мар-фи-но (1831-1846 годы, архитектор М. Д. Бы-ков-ский).