Инструмент араба. Обучение танцу живота, индивидуальные занятия, постановка танца, выступления, участие в фестивалях, шоу-программа


К. К. Розеншильд

Создатели великих древнейших культур – народы Китая, Индии, Египта и других восточных стран – были творцами чудесной музыки, красочной, самобытной, богатой, которая на тысячелетия старше европейской.

Классические китайские танцы в инструментальном сопровождении.

Множество прекрасных музыкальных произведений было сложено еще в глубокой древности китайским народом. В знаменитой книге "Шицзин" собраны трудовые, бытовые, обрядовые, лирические песни II–I тысячелетий до н. э. Народная песня в древнем Китае была такой могущественной социальной силой, что цари и императоры учредили особые "музыкальные палаты" для изучения песен: ведь по ним можно было догадываться о настроениях народа. Многие песни, направленные против произвола богачей и гнета чиновников, веками были под запретом. Песня о народном герое Не Чжене, убившем жестокого царя, была так ненавистна властителям Китая, что даже инструментальное исполнение ее мелодии грозило опасностью для исполнителя. Музыка китайских песен по складу одноголосна. В ней преобладает пятиступенный бесполутонный строй. Но нередки мелодии и иного, более разнообразного и сложного строя. Народные песни сложены обычно для высоких голосов, светлы по звучанию. Мелодия их, четкая, узорчатая, изящная по рисунку, движется строго ритмично. Особенно мелодичны напевы лирических песен, они полны большого, сдержанного чувства.
Китайскому народу принадлежит первенство в создании рифмованного стиха и песни, в разработке теоретических основ музыкального искусства (IX–IV вв. до н. э.).
Первый в истории человечества музыкальный театр родился в Китае в феодальную эпоху из народных танцев и праздничных игр. Наряду с операми на религиозные темы и сюжеты из придворной жизни было немало таких, которые по духу и по музыке близки народному искусству. Недаром в старом Китае существовал обычай: невинно осужденные на смерть люди по пути к месту казни пели героические песни из любимых народных "опер".

Хуцинь – китайский струнный смычковый инструмент, род скрипки.

В наши существуют крупнейшие театры Пекинской, Шанхайской и Шаосинской "оперы". В их оригинальных постановках важнейшую роль играет оркестровая музыка. Ею объединено все: напевная речь актеров, их движения и мимика, группировка действующих лиц на сцене, их танцы и виртуозная акробатика. Герои изливают свои чувства по ходу сюжета в мелодичных ариях. Интересно, что сходные переживания, чувства, положения, характеры в различных пьесах выражаются обычно вариантами одних и тех же мелодий. Главные инструменты в оркестре – ударные (гонги, барабаны, чудесные наборы колокольчиков); они придают музыке неповторимый национальный колорит и яркую эмоциональность.

Пипа – китайский щипковый музыкальный инструмент типа лютни.

Китайские музыкальные инструменты древни и самобытны. Четырехструнной лютне "пипа", вероятно, дали название в подражание ее негромким, легко рассыпающимся звукам.
Излюбленный поэтами и философами настольный "цисяньцинь" (или "цинь") издает очень нежные звуки: у него обычно семь шелковых струн. По преданию, великий философ Конфуций (551–479 гг. до н. э.) виртуозно играл на этом инструменте. Есть у китайцев и своя оригинальная народная скрипка – двухструнный "хуцинь" (на юге Китая – "эрху"), на которой играют не так, как наши скрипачи, а продевая волос смычка между струнами. Китайский народ любит и свои духовые инструменты – бамбуковую флейту "сяо" с шестью отверстиями, многоствольную флейту "пайсяо" и знаменитый "шэн", существующий уже тысячелетия. Это инструмент в виде чаши с семнадцатью трубками и бронзовыми язычками, которые колеблются при вдувании воздуха в мундштук. Такое устройство позволяет исполнять на "шэне" музыку многоголосного и аккордового склада. Неяркие нежные краски звучания китайских инструментов выразительно воссоздают и лирические переживания, и изящные музыкальные пейзажи.


Цисяньцинь – щипковый музыкальный инструмент, разновидность цитры.

В XX веке стали известными китайские композиторы Си Син-хай, Лю Цзы, Не Эр. "Марш добровольцев" Не Эра сегодня является государственным гимном Китая.
Классическая музыка Кореи, ее инструментальные жанры, хоровое и сольное пение сложились в далеком прошлом. Под музыку декламировались и поэтические произведения – короткие трехстишия "сичжо". Песни корейского народа близки китайским по пятиступенному строю. Их своеобразные черты – обилие гортанных звуков, дрожащее звучание голоса певцов (вибрато), быстрые и плавные скольжения звуков (глиссандо). Изумительно красивы корейские рыбацкие песни. В их мелодиях слышится движение и плеск волн. Среди своих музыкальных инструментов корейцы особенно любят струнный щипковый "каягым", флейты и разнообразные ударные, сопровождающие замечательные корейские танцы.


Каягым – корейский многострунный щипковый музыкальный инструмент.

Становление японской национальной музыки относится к VI–VII вв. Большую роль в ее формировании сыграло проникновение с материка вместе с буддизмом культовой музыки. Начиная с ХVI в. в Японии появляется европейская музыка, но особенно сильным влияние западного искусства на японскую музыкальную жизнь становится во второй половине XIX века. К традиционным японским музыкальным инструментам относятся струнные инструменты сямисэн и кото. При исполнении музыки на японской флейте фуэ отверстия в инструменте закрывают не подушечками пальцев, а фалангами.

Японские музыкальные инструменты: трехструнный щипковый "ся мисен" и флейта.

Творец богатейшей музыкальной культуры в Юго-Восточной Азии – народ Индонезии. Очень мелодична индонезийская вокальная музыка. Ее разукрашенные богатым узором широкие напевы пяти- и семиступенного строя оставляют яркое впечатление. Знаменитые народные "гамеланные" оркестры состоят главным образом из ударных: металлофонов, ксилофонов, гонгов, барабанов, трещоток и других, которые сообщают музыке особенно красочное звучание, напряженную эмоциональность, многообразие ритмического рисунка. В представлениях народного театра гамеланы сопровождают сольное и хоровое пение и массовые танцы, которые отличаются необыкновенной красотой.
В музыке Индии отразилась история народа, его быт, характер, нравы, природа. В музыкальном фольклоре звучат песни крестьян, ремесленников, рыбаков. Многовековое господство религии оказало влияние на все стороны жизни Индии и породило разнообразные формы религиозной музыки (священные гимны, обрядовые песни и др.).


Гамелан – традиционный индонезийский оркестр и вид инструментального музицирования.

Не раз пришлось индийскому народу отстаивать родную землю от вторжений захватчиков, бороться против иноземного гнета. Так у разных индийских народностей возникли героические песни и сказы. Странствующие по всей Индии сказители распевали отрывки из легенд "Махабхараты", "Рамаяны".
Еще в глубокой древности в Индии сложилось множество мелодий различных типов – каждая с определенным ладом, ритмом, интонацией, рисунком. Они получили название "рага" (пробужденное чувство). Каждый рага вызывает у слушателей то или иное настроение или представление о явлениях окружающего. Индийцы различают в их звуках образы птиц, цветов, звезд. Исполнение рага приурочено к определенным временам года, дням, часам. Есть рага, которые поются только во время дождей, есть рага для пения на рассвете, в полдень, вечером.
Пленительно красивы индийские лирические песни с их разнообразными ритмами и роскошными мелодическими украшениями.
Музыка тесно связана с классическими танцами всех местных стилей, где воплощаются легенды о героях, раскрываются их настроении и чувства. Танцор "говорящими" движениями истолковывает напев, а музыка дорисовывает образ танца.

Этот вид рага – индийской классической мелодии – исполняется только в полночь. В руках у женщины – национальный струнный инструмент "вина". Две тыквы на концах корпуса вины служат для усиления ее звучания.

Индия, подобно Китаю, – одна из колыбелей народного музыкального театра. Его описания встречаются еще в эпосе "Махабхарата". Существовала и древняя мистерия "джатра" с песнями и сопровождением инструментального ансамбля, народный кукольный театр с музыкальным оформлением.
Огромное влияние на музыкальное искусство страны оказала древняя и новая литература. Великий поэт Тагор писал музыкальные драмы и песни.


Мридангам – индийский музыкальный инструмент (барабан).

Индия создала свои музыкальные инструменты. Особенно оригинальны барабаны "мридангам" в форме веретена, барабанчики "табла", в которые бьют ладонями. Индийская манера игры на ударных инструментах настолько виртуозно-тонка и выразительна, что ими нередко сопровождается сольное пение. Красиво звучит струнный смычковый "саранги", окраской звука напоминающий человеческий голос. Но особенно почитают в Индии щипковую семиструнную "вину" с нежным, певучим "серебристым" звучанием.
С падением колониализма ожило множество народных и классических песен, которые индийский народ хранил в течение веков. Разнообразнее и богаче стала музыкальная жизнь страны, стало развиваться нотопечатание, открывались школы музыки, танца, драмы. В XX веке получили известность композиторы X. Чаттопадхайя, Р. Шанкар, Ш. Чоудхури, создававшие новые песни, оперы, музыку для кино.
Одна из древних и в прошлом богатых культур Азии – персидская. В средние века она достигла блестящего расцвета. Персидские лирические песни, изукрашенные орнаментальными узорами, славились на весь культурный мир. Персидские народные певцы, сказочники, виртуозы на "кеманче" и "сурне" приобрели известность далеко за пределами своей родины. Гениальные поэты и музыканты Саади, Хафиз и другие пели свои поэтические произведения, аккомпанируя себе на "чанге".
При шахском дворе состояло много музыкантов, но тяжела была их доля. Великий поэт Фирдоуси запечатлел в поэме "Шахнамэ" поистине страшную картину: царь насмерть затаптывает верблюдом девушку, которая нежной музыкой чуть было не помешала ему на охоте поразить дичь стрелою. После монгольского нашествия персидская музыка вступила в полосу многовекового упадка.


Египетская арфа. (Изображение, найденное в гробнице Рамзеса IV.)

В странах Аравийского полуострова и на севере Африки до арабских завоеваний существовали культуры многотысячелетней данности с высокоразвитым музыкальным искусством. Древнейший из всех известных нам нотных памятников человечества принадлежит Вавилону. Это записанная клиновидными знаками музыка хвалебной песни о появлении человека па земле.
Сирия – родина вдохновенных лирических гимнов, широко популярных и древнем мире. Оттуда родом был знаменитый поэт-музыкант Иоанн Дамаский.
Египет славился земледельческими и речными "нильскими" песнями, народными действами с музыкой в честь богов Озириса и Изиды. Большого расцвета достигло там инструментальное искусство. Египетская арфа была дугообразной формы, ее струны из пальмового волокна звучали необыкновенно нежно.

Лютня – старинный щипковый струнный музыкальный инструмент с ладами на грифе и овальным корпусом.

Арабская музыка родилась на Аравийском полуострове. Кочевники-бедуины создавали песни погонщиков, песни-восхваления и плачи, песни мести. В Аравии появились первые знаменитые арабские певцы и виртуозы, не имевшие себе равных в игре на "лютне" – щипковом инструменте, впоследствии обошедшем весь культурный мир. Поэзия и музыка у арабов шли рука об руку, совершенствуя друг друга.
В средние века музыка арабов впитала разнообразные элементы искусства покоренных ими народов, множество их напевов, ладов, жанров. "Рубаи", лирические "газели", короткие "кита" из рифмующихся двустиший, длинные, пышные "касыды" – все они были положены на музыку. Арабская мелодия основана на особом, незнакомом музыкальному искусству Европы 22-ступенном строе. Ее самобытные черты – гибкий, изменчивый ритм, затейливые фигуры которого отбиваются ударными инструментами, богатство импровизаций, гортанный говор певца. В сочетании с великолепными мелодическими узорами это создает впечатление яркой красочности, пылкости чувств.
Впоследствии турецкое завоевание, а еще позже колониальный гнет (французский, британский и др.) обрекли арабскую музыку на полутысячелетний застой.

ВОСТОЧНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

«АРАБЫ ГОВОРЯТ, ЧТО КОГДА ЖЕНЩИНА ТАНЦУЕТ ТАНЕЦ ЖИВОТА, УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РУКОВОДЯТ ЕЕ БЕДРАМИ, ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — СЕРДЦЕМ, А СТРУННЫЕ — ГОЛОВОЙ»

Познакомтесь с музыкальными традиционными инструментами, использующимися на Ближнем востоке и если,будет возможность, послушайте их.

ДУМБЕК

(также известный как табла или дарбука) . В танце самое большое значение имеет музыкальный ритм и думбек помогает поддерживать его. Изначально думбеки были керамическими и обтягивались рыбьей или козьей шкурой, но сегодня большинство из них металлические с пластмассовой поверхностью.

ЦИМБАЛЫ

(«сагаты» на арабском или «циллы» на турецком).Обычно цимбалы используют сами танцовщицы, надевая их на пальцы, но иногда на них играют и музыканты в группе. Они используют тарелки покрупнее, которые подходят к мужским рукам и были бы слишком громозкими для танца, но звук у них действительно красивый.


БУБЕН

— этот ударный инструмент используется для поддержания основного ритма и как аксессуар. По латунным тарелкам вдоль окружности бубна, как и по его окружности ударяют пальцами.


УДД

— струнный инструмент в форме яйца, с большим «брюхом», предшественник современной гитары, напоминает лютню, на которой играли в средневековой Европе.



4, 5 тыс. лет назад в раскопках ашурской культуры нашли инструмент, который совпадает с видом современной лютни.Мало того нашли ноты, под названием «нинева».Раскрыли эти ноты немцы и впервые а историии были озвучены оркестром Германии. По всей видимости арабы взяли с собой лютню или удд, когда открыли Испанию. Не случайно в Библии написано, что псалмы Давида сыграны на лютне (удде). Удд (арабская лютня) — инструмент, который является главным инструментом арабского мира. В раскопках Иемена удд имеет 4 струны, а в раскопках Сирии — 5 струн и на протяжении многих веков оставался 5 струнным. В 20 веке арабский композитор, сириец по происхождению, Фарид аль Атраш(земляк Камаля Баллана) добавил 6 басовую струну «до». Фарид аль Атраш известен, как король удда, вертуозно извлекающий философию музыки, порох страсти, глубину лирики из молчаливых струн арабской лютни. После Фарида было много экспериментирующих музыкантов, но Фарид остался планетой с посмертной славай на все времена.Фарид аль Атраш — копмозитор известного произведения «Арабское танго».

Уроки игры на арабской лютне(удд)

от виртуоза своего дела,уникального арабского композитора и исполнителя

Камаля Баллана.

8 925 543 80 20

КАНУН

— этот похожий на арфу струнный инструмент кладут горизонтально и играют с помощью надетых на пальцы металлических наконечников.Играть на нем довольно сложно. Чтобы в полной мере воспользоваться всей гаммой звуков кануна, танцовщица под медленную музыку может выполнять серию трясок.

АККОРДЕОН

Первые европейские аккордионы, изготовленные по примеру одгого из древнейших китайских музыкальных инструментов, появились в Австралии около 1830 году. Ерез несколько лет этот инструмент начал использоваться в египетской музыке, причем был немного изменен, чтобы на нем можно было играть четвертые ноты арабской музыкальной шкалы, Сегодня аккордион является обязательным инструментом в группе, исполняющей восточную музыку, и исполняемые на нем таксимы, обладают удивительной гипнотической силой. В одном из типов импровизированной песни под названием «нарастающий беледи» аккордион вступает медленно и постепенно переходит к серии акцентов, все ускоряя темп, и в конце, когда к нему присоединяются барабаны, доходит до максимума быстрого.


РЕБАБ

Ребаб - струнный смычковый инструмент арабского происхождения. Термин «ребаб» в переводе с арабского означает соединение коротких звуков в один длинный.

Имеет деревянный плоский или выпуклый, трапециевидный или сердцевидный корпус с небольшими выемками по бокам. Обечайки делаются из дерева или кокосовго ореха, деки кожаные (из кишок буйвола или пузыря других животных). Шейка длинная, круглая, остроконечная; вверху имеет 1-2 длинных поперечных колка, внизу проходит через корпус и выступает в виде металлической гранёной ножки. Струны (1-2) первоначально из конского волоса, позднее - металлические (медные или латунные).

Звуки извлекаются при помощи лукообразного смычка. Использовался также как щипковый инструмент. Народные певцы (шаиры ) аккомпанировали себе на ребабе при исполнении народных песен и элегических поэм.

Описание инструмента содержится в «Большом трактате о музыке» Аль-Фараби (1-я половина X века).

ЛИРА

Лира - струнный щипковый музыкальный инструмент в форме хомута с двумя изогнутыми стойками, выступающими из резонаторного корпуса и соединенными ближе к верхнему концу перекладиной, к которой от корпуса протянуты пять или более жильных струн.

Возникнув в доисторические времена на Ближнем Востоке, лира была одним из главных инструментов у евреев, а позднее у греков и римлян. Инструмент служил для сопровождения пению, и в этом случае на ней играли большим плектром.

С закатом греко-римской цивилизации область распространения лиры переместилась в Северную Европу. Северная лира, как правило, отличалась по конструкции от античной: стойки, перекладина и резонаторный корпус часто вырезались из одного куска дерева.

После 1000 н. э. получили распространение не щипковые, а смычковые лиры, особенно у валлийцев и финнов. В наше время только финны, а также их сибирские родственники ханты и манси используют лиру.

В Древней Греции декламация сопровождалась игрой на лире. На лире классической античности обычно играли, перебирая струны плектром, подобно игре на гитаре или цитре,а не щипая струны, подобно игре на арфе. Пальцами свободной руки приглушали струны, ненужные для данного аккорда.

Хотя лирой пользовались многие выдающиеся музыканты, увеличивавшие число струн на ней до 9 (Теофраст Пиерийский) и даже до 12 (Меланиппид), в классическую и в эллинистическую эпоху она была в основном «домашним» инструментом, поскольку звук ее не отличался громкостью. На ней обучали начинающих.

На лире играли и женщины, поскольку она была не такой тяжелой, как кифара и не требовала большой физической силы. Причем, в отличие от духового инструмента авлоса, или авла, игра на лире не считалась занятием, непристойным для порядочной женщины, коль скоро с лирой изображались и некоторые Музы.

МИЗМАР

Mizmar (мизмар) - арабский духовой инструмент, род зурны.
У него два язычка и две трубы одинаковой длины. Мизмар принадлежит миру народной музыки, и чаще всего его можно услышать в восточном фольклоре, особенно в саиди.
Двойной язычок и специальный мундштук для опирания губами придают инструменту характерные исполнительские особенности и определяют общий характер звучания, более резкий, чем у гобоя. Отсутствие непосредственного контакта с тростью делает звучание инструмента менее гибким.

Дутар. Ду - два. Тар - струна. Инструмент с навязными ладами и двумя струнами из жил. Думаете, чем меньше струн, тем проще играть?

Ну, тогда послушайте игру одного из лучших мастеров игры на дутаре - Абдурахима Хаита, уйгура из Синьцзяня, Китай.
Бывает еще туркменский дутар. Струны и лады у туркменского дутара металлические, корпус долбленный, из цельного куска дерева, звук очень яркий, звонкий. Туркменский дутар один из моих самых любимых инструментов на протяжении последних трех лет, а дутар, изображенный на фото, мне привезли из Ташкента совсем недавно. Восхитительный инструмент!

Азербайджанский саз. Девять струн разбиты на три группы, каждая из которых настроена в унисон. Аналогичный инструмент в Турции называется баглама.

Обязательно послушайте, как звучит этот инструмент в руках мастера. Если мало времени, то посмотрите хотя бы начиная с 2:30.
От саза и багламы произошел греческий инструмент бузуки и его ирландский вариант.

Уд или аль-уд, если называть этот инструмент по-арабски. Именно от арабского названия этого инструмента произошло название европейской лютни. Аль-уд - лют, лютня - слышите? Обычный уд не имеет ладов - лады на данном экземпляре из моей коллекции появились по моей инициативе.

Послушайте, как играет на уде мастер из Марокко.


От китайской двухструнной скрипки эрху с простеньким корпусом-резонатором и маленькой мембраной из кожи произошел среднеазиатский гиджак, который на Кавказе и в Турции получил название кеманча.

Послушайте, как звучит кеманча, когда на ней играет Имамйар Хасанов.


Рубаб имеет пять струн. Первые четыре из них сдвоены, каждая пара настроена в унисон, а басовая струна одна. Длинный гриф имеет лады в соответствии с хроматическим звукорядом почти на две октавы и небольшой резонатор с кожаной мембраной. Как вы думаете, что означают загнутые вниз рога, исходящие из грифа по направлению к инструменту? Его форма не напоминает вам баранью голову? Но ладно форма - какой звук! Вы бы слышали, какой звук у этого инструмента! Он вибрирует и дрожит даже своим массивным грифом, он заполняет своим звуком все пространство вокруг.

Послушайте звучание кашгарского рубаба. Но мой рубаб звучит лучше, честное слово.



Иранский тар имеет двойной долбленый корпус из цельного куска дерева и мембрану из тонкой рыбьей кожи. Шесть парных струн: две стальные, далее идет комбинация стальной и тонкой медной, а следующая пара настраивается в октаву - толстая медная струна настраивается октавой ниже тонкой стальной. У иранского тара навязные лады из жил.

Послушайте, как звучит иранский тар.
Иранский тар - предок нескольких инструментов. Один из них индийский сетар (се - три, тар - струна), а о двух других я расскажу ниже.

Азербайджанский тар имеет не шесть, а одиннадцать струн. Шесть таких же, как и у иранского тара, еще одна дополнительная басовая и четыре струны, на которых не играют, но они резонируют во время игры, дополняя звук эхом и делая звучание более продолжительным. Тар и кеманча, пожалуй, два главных инструмента азербайджанской музыки.

Послушайте несколько минут, начиная с 10:30 или хотя бы начиная с 13:50. Вы такого никогда не слышали и не могли предположить, что на этом инструменте возможно такое исполнение. Это играет брат Имамйара Хасанова - Руфат.

Есть гипотеза, что тар является родоначальником современной европейской гитары.

Недавно, когда я рассказывал об электроказане, меня упрекали - мол, я вынимаю душу из казана. Наверное, примерно то же самое говорили человеку, который 90 лет назад догадался поставить звукосниматель на акустическую гитару. Примерно тридцать лет спустя были созданы лучшие образцы электрогитар, остающиеся стандартом до сегодняшнего дня. Спустя еще десятилетие появились Битлз, Роллинг Стоунз, а следом за ними Пинк Флойд.
И весь этот прогресс никак не помешал производителям акустических гитар и исполнителям на классической гитаре.

Но не всегда музыкальные инструменты распространялись с востока на запад. Например, гармонь стала необычайно популярным инструментом в Азербайджане в 19-м веке, когда там появились первые немецкие переселенцы.

Мою гармонь изготовил тот же самый мастер, который создавал инструменты для Афтандила Исрафилова. Послушайте, как звучит такой инструмент.

Мир восточных музыкальных инструментов велик и разнообразен. Я не показал вам даже и части своей коллекции, а она далеко не полная. Но еще о двух инструментах я должен рассказать обязательно.
Дудочка с раструбом, что наверху, называется зурна. А инструмент под ним называется дудук или балабан.

Со звуков зурны на Кавказе, в Турции и Иране начинаются торжества и свадьбы.

Вот как выглядит аналогичный инструмент в Узбекистане.

В Узбекистане и Таджикистане зурну называют сурнай. В Средней Азии и Иране, к звукам сурная и бубнов обязательно добавляют протяжные звуки другого инструмента - карнай. Карнай-сурнай - устойчивое словосочетание, обозначающее начало праздника.

Интересно, что родственный карнаю инструмент существует в Карпатах, а название его знакомо многим - трембита.

А вторая дудочка, изображенная на моей фотографии, называется балабан или дудук. В Турции и Иране этот инструмент называют еще и мей.

Послушайте, как играет на балабане Алихан Самедов.

Мы еще вернемся к балабану, а пока я хочу рассказать о том, что я видел в Пекине.
Насколько вы поняли, я коллекционирую музыкальные инструменты. И как только во время поездки в Пекин у меня выдалась свободная минутка, я немедленно отправился в магазин музыкальных инструментов. Что я купил себе в этом магазине, я еще расскажу в другой раз. А сейчас о том, что я не купил и о чем страшно жалею.
На витрине стояла дудочка с раструбом, конструкцией в точности напоминавшая зурну.
- Как это называется? - спросил я через переводчицу.
- Сона, - ответили мне.
- До чего похоже на "сорна - сурнай - зурна" - подумал я вслух. А переводчица подтвердила мою догадку:
- Китайцы не произносят букву р в середине слова.

Подробнее о китайской разновидности зурны можете
Но, вы знаете, зурна и балабан ходят рука об руку. В их конструкции много общего - может быть, поэтому. И что вы себе думаете? Рядом с инструментом сона стоял другой инструмент - гуань или гуаньцзи. Вот как он выглядел:

Вот, как он выглядит. Ребята, товарищи, господа, да ведь это дудук и есть!
А когда он попал туда? В восьмом веке. Следовательно, можно предположить, что попал из Китая - сроки и география совпадают.
Пока документально известно только то, что этот инструмент распространялся на восток со стороны Синьцзяня. Ну а как в современном Синьцзяне, играют на этом инструменте?

Смотрите и слушайте с 18-й секунды! Вы только послушайте, какой роскошный звук у уйгурского баламана - да, здесь он называется точно так же, как в азербайджанском языке (существует и такое произношение названия).

А давайте поищем дополнительную информацию в независимых источниках, например, в энциклопедии Ираника:
BĀLĀBĀN
CH. ALBRIGHT
a cylindrical-bore, double-reed wind instrument about 35 cm long with seven finger holes and one thumb hole, played in eastern Azerbaijan in Iran and in the Republic of Azerbaijan.

Или Ираника симпатизирует азербайджанцам? Хорошо, вот БСЭ тоже говорит, что слово дудук имеет тюркское происхождение.
Азербайджанцы и узбеки подкупили составителей?
Ну, хорошо, вот болгар в симпатии к туркам точно не заподозришь!
на весьма серьезном болгарском сайте по слову дудук:
дудук, дюдюк; дудук, дюдюк (от тур. düdük), пищялка, сворче, гласник, доп - Народен дървен музикален инструмент от типа на аерофоните, полузатворени тръби.
Опять указывают на турецкое происхождение слова и называют его своим народным инструментом.
Распространен этот инструмент, как выяснилось, преимущественно среди тюркских народов, либо среди народов, контактировавших с тюрками. И каждый народ обоснованно считает его своим народным, национальным инструментом. Но только один приписывает себе его создание.

Ведь только ленивый не слышал, что "дудук - древний армянский инструмент". При этом намекают, что дудук был создан три тысячи лет назад - то есть, в недоказуемом прошлом. А факты и элементарная логика показывают, что это не так.

Вернитесь к началу этой статьи и еще раз посмотрите на музыкальные инструменты. Почти на всех этих инструментах играют и в Армении тоже. Но совершенно понятно, что все эти инструменты появились у гораздо более многочисленных народов с ясной и понятной историей, среди которых как раз и жили армяне. Представьте себе небольшой народ, живущий в рассеянии среди других народов, имеющих собственные государства и империи. Станет такой народ создавать полный набор музыкальных инструментов для целого оркестра?
Я, признаться, тоже думал: "Ладно, то были большие и сложные инструменты, оставим их в стороне. Но хоть дудочку армяне могли придумать?" А выясняется, что нет, не придумали. Если бы придумали, то у этой дудки было бы чисто армянское название, и не поэтическо-метафорическое циранопох (душа абрикосового дерева), а что ни будь попроще, понароднее, с одним корнем, либо и вовсе звукоподражательное. Пока же все источники указывают на тюркскую этимологию названия этого музыкального инструмента, а география и даты распространения показывают, что свое распространение дудук начал из Средней Азии.
Ну хорошо, давайте сделаем еще одно допущение и скажем, что дудук попал в Синьцзянь из древней Армении. Но каким образом? Кто принес его туда? Какие народы переселялись с Кавказа в Среднюю Азию на рубеже первого тысячелетия? Нет таких народов! А вот тюрки постоянно двигались из Средней Азии на запад. Они вполне могли распространить этот инструмент и на Кавказе, и на территории современной Турции и даже в Болгарии, на что указывают документы.

Я предвижу еще один аргумент защитников версии армянского происхождения дудука. Мол, настоящий дудук делается только из абрикосового дерева, которое на латыни называется Prúnus armeniáca. Но, во-первых, абрикосы в Средней Азии распространены ничуть не меньше, чем на Кавказе. Латинское название не указывает на то, что это дерево распространилось по миру с территории местности, носящей географическое название Армения. Просто именно оттуда оно проникло в Европу и было описано ботаниками примерно триста лет назад. Напротив, есть версия, что абрикос распространился с Тянь-Шаня, часть которого находится в Китае, а часть - в Средней Азии. Во-вторых, опыт весьма талантливых народов показывает, что этот инструмент можно изготовить даже из бамбука. А мой любимый балабан изготовлен из тутовника и звучит намного лучше абрикосовых, которые у меня тоже есть и произведены как раз в Армении.

Послушайте, как я научился играть на этом инструменте за пару лет. В записи участвовал народный артист Туркменистана Гасан Мамедов (скрипка) и народный артист Украины, мой земляк по Фергане, Энвер Измайлов (гитара).

При всем при этом я хочу отдать дань уважения великому армянскому исполнителю на дудуке Дживану Гаспаряну. Именно этот человек сделал дудук известным во всем мире инструментом, благодаря его труду в Армении возникла замечательная школа игры на дудуке.
Но говорить "армянский дудук" правомерно только о конкретных инструментах, если они изготовлены в Армении, либо о типе музыки, возникшей благодаря Дж.Гаспаряну. Указывать на армянское происхождение дудука могут только те люди, которые позволяют себе бездоказательные утверждения.

Прошу заметить, что я сам не указываю ни точного места, ни точного времени появления дудука. Вероятно, это уже невозможно установить и прообраз дудука древнее любого из ныне живущих народов. Но я строю свою гипотезу о распространении дудука, опираясь на факты и элементарную логику. Если кто-то пожелает возразить мне, то я хочу заранее попросить: пожалуйста, при построении гипотез точно так же опирайтесь на доказуемые и проверенные факты из независимых источников, не чурайтесь логики и попытайтесь найти иное внятное объяснение перечисленным фактам.

Мы уже поговорили о струнных и ударных восточных инструментах и теперь остановимся на духовых и клавишных:

АККОРДЕОН — язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент. На правой клавиатуре располагается полный хроматический звукоряд, а на левой басы или аккордовым аккомпанементом.

В XIX веке привычный нас аккорден влился в арабский оркестр. Конечно, его пришлось доработать, добавив возможность исполнять четверть тона, привычную для арабской музыки. Сейчас на аккордеоне исполняется импровизационная игра в таксиме.

НЕЙ — духовой инструмент, являющийся родственником флейты.
Изготавливают ней из камыша. На лицевой стороне располагаются 5 отверстия и одно на тыльной, а также тонкая медная трубка, надетая на головку инструмента.
Для игры на нее медную головку зажимают между передними верхними и нижними зубами. Воздух вздувается с помощью языка и губ, а правая и левая рука музыканта регулируется высоту звука путем открытия и закрытия отверстия на инструмент

МИЗМАР — это арабский духовой инструмент из рода зурны. Он имеет двойной язычок и специальный мундштук для опирания губами. Они придают особый характер и определяют более резкое, чем у гобоя звучание. Непосредственного контакта с тростью нет, поэтому звучание инструмента не очень гибкое

Многие могут спросить, зачем изучение музыкальных инструментов танцовщицам? Да еще и каких инструментов – арабских! На самом деле, ответ имеется, и он достаточно прост. Танцевать без музыки вряд ли у кого-то получиться, но, чтобы получился танец под музыку, необходимо уметь ее чувствовать и понимать. Ведь именно прочувствуя ее, как и арабские музыкальные инструменты, можно в процессе танца выразить все свои эмоции.

Восточная музыка является своеобразной и действительно волнующей. Если будут имеется познания о том с помощью каких инструментов она производится, можно будет понять, как можно ее обыграть в процессе танца.

Виды арабских музыкальных инструментов

В Египте и других странах Востока, наиболее распространенным инструментом считается Табла. Это барабан, который во многом напоминает думбек.

Табла, которая применяется именно в Египте, зачастую сделана из керамики и покрыта ручной росписью. Что касается размеров инструмента, то они могут быть разными. Длина табла может колебаться в размерах от 30 до 40 см, а в диаметре быть от 20 до 35 см. Также применяется разная кожа, если барабан дорогой, то используется кожа рыбы, если же барабан дешевый, то применяется кожа козы.

Необходимо поставить акцент на том, что только натуральная табла выполняется из керамики. Что касается подделок, таких как дарбука, то она нередко выполняется из металла и для лучшего звучания имеет пластиковую мембрану.

Игра на инструменте происходит при помощи двух разновидностей ударов. Первый удар – это дум, он самый тяжелый и наносится в центре инструмента. Второй удар – это тек, он более мягкий и наносится у обода.

Все песни, при которых исполняется танец живота, воспроизводятся при помощи таблы, так как она имеет возможность задавать ритм. Нужно отметить, что некоторые опытные танцовщицы нередко исполняют соло под названием «табло-соло», которое выполняется только лишь под барабан. Кроме того, что в таком исполнении, арабские музыкальные инструменты задают ритм, они еще могут и правильно наполнять мелодию акцентами в зависимости от движений танцовщицы.

Популярны в Египте и рамочные барабаны, ДЭФ и РИК.

  1. ДЭФ – это рамочный барабан, который применяется для звучания басов при создании какой-либо мелодии.
  2. РИК – это небольшой барабан, который чем-то схож на бубен. Кстати, в восточной музыке он используется довольно-таки часто, как в классическом звучании, так и в современных стилях. Также его нередко используют как некий аксессуар для танца живота. Представляет он собой зачастую барабан, имеющий 17 см в диаметре и глубину обода в 5 см. В этом ободе располагаются тарелочки, 5 штук, которые создают интересное дополнительное звучание. Из-за этих тарелочек инструмент может быть достаточно тяжелым.

ДОХОЛ – еще один инструмент, который часто используется в Египте. Это барабан, как и все вышеописанные предшественники. Представляет он собой полое тело метр в диаметре и 30 см в высоту. Цилиндр с двух сторон покрыт кожей, которая натянута практически до предела. Играют на инструменте двумя способами. Или при помощи рук, или при помощи двух палочек. Одна такая палочка похода на трость, другая похожа на прут.

САГАТЫ – это небольшие маленькие тарелочки, которые издают звуки после того, как их одевают на пальцы. Применяется инструмент зачастую, когда танцовщика показывает свой сольный танец и самостоятельно себе аккомпанирует, дабы удивить публику. Используется лишь две пары сагаты, которые изготавливаются из латуни. Надевают их на средний и большой палец. Для танцовщиц сагаты имеют минимальный размер, для музыкантов они создаются немного большими.

В целом, сагаты – это, наверное, один из инструментов, который создан довольно-таки давно и имеет целую историю. Вообще, хочется отметить, что практически в каждой стране имеются аналоги инструмента.

Но все же, сагаты появились намного раньше, ими танцовщицы аккомпанировали себе еще во времена правления гавази. Что касается современного мира, то используется инструмент только в классических воспроизведениях.

Не смотря на то, что уже названо поистине большое количество музыкальных инструментов, Восток настолько разнообразен, что упомянуть все, практически невозможно. Ведь кроме таких необычных инструментов, которые принадлежат только этой части мира, в музыкальных инструментах нередко применяются и привычные для нас инструменты:

  • гитару,
  • саксофон и даже скрипку.

Если еще более детально углубляться в существование и историю арабской музыки, нужно отметить, что восточный духовой инструмент также имеется, но применяется довольно редко.

ТАР – это струнный инструмент, который пользуется почетом. Имеет он 6 струн и изготавливается из дерева, при этом, чем более качественно высушено дерево, тем лучше получается звучание.

Видео: музыка табла