Анализ произведения «Леди Макбет Мценского уезда» (Н. С


Сочинение

Но многих, захлебнувшихся любовью,
Не докричишься, сколько ни зови.
Им счет ведут молва и пустословье.
Но этот счет замешен на крови.
А мы поставим свечи в изголовье
Погибших от невиданной любви.
В. С. Высоцкий
«Гроза» А. Н. Островского. «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова. Два знаменитых произведения двух великих русских писателей. Они были созданы примерно в одно и то же время (1859 и 1865 гг.). Даже главные героини - обе Катерины. Очерк Лескова, правда, можно считать своеобразной полемикой с автором «Грозы». Да, по-разному показывают эти писатели судьбы своих героинь, по-разному изображают и силу их характеров. Попробуем сопоставить героинь этих произведений.

Катерина Петровна Кабанова. Молодая невестка в семье Кабановых стала изгоем, камнем преткновения для свекрови. Марфа Игнатьевна Кабанова видит в невестке лишь женщину, которая украла у нее сына, которая имеет большее влияние на него. Островский изображает конфликт в купеческой семье, деспотическое отношение свекрови к невестке, выдвигая на первый план произведения вечную проблему отцов и детей, взаимодействие поколений. Вполне естественно, что молодая женщина ищет любви и понимания вне семьи, где она не может проявить искренних чувств, где она бесправна и безгласна, где попрано ее человеческое достоинство.

И она, как ей кажется, находит эту любовь и понимание в Борисе, который на поверку оказывается таким же, как и ее безмолвный муж Тихон, только «образованный». Во время отлучки Тихона она тайно встречается с Борисом. Но она не может лгать мужу, глядя ему в глаза. Ее прямая, честная натура не выдерживает лжи и греха, и она при всех во всем сознается мужу. Под грузом укоров свекрови и собственной души она не может жить дальше, не может смириться с положением, которое ее ждет в доме свекрови. Катерина бросается в Волгу. Теперь она свободна. Но как грустно такое освобождение. К сожалению, для такой героини, какой была Катерина Кабанова, другого выхода из создавшейся ситуации не было. Нам отрадно видеть освобождение Катерины - хоть через смерть, если нельзя иначе.

Главной героиней очерка Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» тоже является молодая купчиха, Катерина Львовна Измайлова. Ее муж, кстати, намного старше ее, постоянно в работе, в отлучках. Ей скучно и одиноко в большом богатом доме. И вот появляется Сергей, молодой красивый приказчик. Катерина увлечена, ее увлечение быстро переходит в страсть. Она на все готова ради своей грешной, преступной любви, ради своего возлюбленного. И начинается кровавая, страшная череда убийств ради любви: сначала Катерина Львовна убивает свекра, узнавшего про ее роман с Сергеем; затем, уже вместе с Сергеем, своего мужа, а потом малолетнего племянника Федю, который мог бы оспорить ее права на наследство. На третьем злодейском убийстве Сергей и Катерина пойманы. Публичная порка плетьми - и Катерина Львовна с Сергеем сосланы в Сибирь. Сергей мгновенно теряет интерес к Катерине Львовне, как только та перестает быть богатой и влиятельной купчихой.

Он увлечен другой женщиной, ухаживает за ней на глазах у Катерины Львовны и смеется над ее любовью. Финальный аккорд так же страшен, как и все повествование, - Катерина убивает свою соперницу, Сонетку, и умирает сама, бросившись в холодные волны реки. Так заканчивает Лесков это произведение, напоминающее по накалу страстей шекспировские трагедии.

Нужно отметить, что у главных героинь этих произведений, Катерины Петровны и Катерины Львовны, много общего. Так, обе они из купеческой среды, из купеческих семей, замуж вышли без любви, у обеих нет детей. (Правда, Катерина Львовна рожает ребенка в тюремной больнице, но тут же от него отказывается: «Не надо его мне совсем».) В доме царит скука, от которой «весело даже удавиться». Вполне естественно, что решительные, свободолюбивые женщины стремятся к любви как к освобождению из-под домашнего гнета. Они находят ее. Но после этого каждая героиня ведет себя по-своему, сообразно той морали, тем духовным и психологическим установкам, которые в них заложены. Именно в этом и проявляются главные их отличия.

Катерину Петровну любовь и стремление к счастью возвышают, она становится над своей средой, возвышается над «темным царством». Любовь, однажды познанное счастье, делают невыносимым дальнейшее пребывание во власти прежних ценностей. Она набожна, ей не свойственны жестокость и деспотизм. Для нее, незлобивой, благородной, с живой душой и трепетным сердцем, остается одно - броситься в Волгу.

Катерина Львовна же - плоть от плоти «темного царства». Любовь к Сергею пробуждает в ней отнюдь не возвышенные чувства, а низменные инстинкты, порочные страсти. Катерина Измайлова - волевая, сильная, решительная женщина, но ей чужды мечтательность, романтичность, богобоязненность Катерины Кабановой. Она готова продать душу дьяволу, совершить цепь страшных преступлений, лишь бы ее возлюбленный был с ней. Она согласна перенести все испытания судьбы (и наказание плетьми, и каторгу) ради своей любви, своей темной страсти. Единственное, что не может вынести она, - это унижение, попрание ее человеческого достоинства, издевательства возлюбленного, его измены. И месть ее страшна: смерть в водовороте без единого звука или стона вместе с соперницей. Она умирает, но умирает несломленная, непокоренная, по-прежнему оставаясь личностью. По силе воздействия на читателей образ Катерины Измайловой достигает в очерке Лескова трагической высоты.

Катерина Кабанова совершает преступление: она изменяет мужу, который ее любит всей душой, изменяет с человеком, который ее не стоит. И она наказана - она наказывает себя сама, простившись с жизнью.

Преступления, совершенные Катериной Измайловой, более ужасны: измена, убийства. Но она также наказана: она потеряла все. Потеряно и богатство, и семья, она публично избита плетьми, сослана на каторгу, в итоге она брошена возлюбленным, унижена любимым человеком ради другой женщины. Но уходит из жизни она, не раскаявшись, не повинившись. Она умирает так же, как и жила: совершает двойное преступление - убийство и самоубийство.

Судьбы двух женщин, сила их личностей не могут оставить читателей равнодушными, не могут не вызвать удивления и восхищения перед силой их грешной любви.

В этом «темном царстве» все ей чуждо, все гнетет ее. Она, по обычаям того времени, вышла замуж не по своей воле и за немилого человека, которого она никогда не полюбит. Катерина вскорости поняла, насколько слаб и жалок ее супруг, он сам не может противостоять своей матери, Кабанихе, и, естественно, не способен защитить Катерину от постоянных выпадов со стороны свекрови.

Главная героиня пытается убедить себя и Варвару в том, что любит мужа, но все-таки позже признается сестре мужа: «Мне жалко его очень». Жалость - единственное чувство, которое испытывает она к мужу. Катерина сама прекрасно понимает, что ей никогда не полюбить мужа, а слова, произнесенные ею при отъезде супруга («как бы я тебя любила»), - это слова отчаяния. Катериной завладело уже другое чувство - любовь к Борису, и попытка ее ухватиться за мужа, чтобы предотвратить беду, грозу, приближение которой она чувствует, тщетна и бесполезна. Тиша не внемлет ей, он стоит рядом с супругой, но в своих мечтах уже далек от нее - его мысли о пьянках и гулянье за пределом Калинова, сам же он говорит жене: «Не разберу я тебя, Катя!» Да уж куда ему «разобрать» ее! Внутренний мир Катерины слишком сложен и непонятен для людей, подобных Кабанову. Не только Тихон, но и сестра его говорит Катерине: «Я не понимаю, что ты говоришь».

В «темном царстве» нет ни одного человека, душевные качества которого были бы равны Катерининым, и даже Борис - герой, выделенный женщиной из всей толпы, недостоин Катерины. Ее любовь - это бурная река, его же - маленький ручеек, который вот-вот грозит пересохнуть. Борис собирается всего лишь погулять с Катериной во время отъезда Тихона, а потом... потом видно будет. Его не слишком заботит, чем обернется увлечение для Катерины, Бориса не останавливает даже предупреждение Кудряша: «Вы ее совсем загубить хотите». На последнем свидании он говорит Катерине: «Кто же это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой», - ведь при первой встрече женщина сказала ему: «Загубил, загубил, загубил».

Причины, побудившие Катерину на самоубийство, скрываются не только (да даже и не столько) в обществе, окружающем ее, а в ней самой. Ее душа - это драгоценный камень, и вторжение в нее инородных частиц невозможно. Она не может, подобно Варваре, действовать по принципу «лишь бы все было шито да крыто», не может жить, храня в себе такую страшную тайну, и даже признание перед всеми не приносит ей облегчения, она понимает, что никогда не искупит вину перед собой, и не может смириться с этим. Она встала на путь греха, однако не будет усугублять его, солгав себе и всем, и понимает, что единственное избавление от ее душевных мук - это смерть. Катерина просит Бориса взять ее в Сибирь, но даже если она убежит из этого общества, ей не суждено спрятаться от себя, от угрызения совести.

В какой-то мере это, возможно, понимает и Борис и говорит, что «только одного и надо у Бога просить, чтобы она умерла поскорее, чтобы ей не мучаться долго!» Одна из проблем Катерины в том, что «обманывать-то она не умеет, скрыть-то ничего не может». Нк обманывать, ни скрывать ни от себя, ни тем более от других она не может. Катерина постоянно мучается сознанием своей греховности.

В переводе с греческого имя Екатерина означает «всегда чистая», и наша героиня, безусловно, всегда стремится к душевной чистоте. Ей чужда всякого рода ложь и неправда, даже попав в подобное опустившееся общество, она не изменяет своему внутреннему идеалу, она не хочет стать такой же, как многие люди того круга. Катерина не впитывает грязь, ее можно сравнить с цветком лотоса, который растет на болоте, но, несмотря ни на что, расцветает неповторимыми белоснежными цветами. Катерина не доживает до пышного цветения, ее полурасцустившийся цветок завял, но в него не проникли никакие отравляющие вещества, он умер невинным.

Другие сочинения по этому произведению

Всегда ли цель оправдывает средства? (по повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда») Всегда ли цель оправдывает средства Две Катерины в русской литературе (по произведениям А. Н. Островского «Гроза» и Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда») Любовь и злодейство — вещи несовместные? (по повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда») Сочинение-размышление: «Преступление. Кто виноват?» (По произведениям «Гроза» А. Н. Островского и «Леди Макбет мценского уезда» Н.С. Лескова).

>Характеристики героев Леди Макбет Мценского уезда

Характеристика героя Катерина

Катерину автор описывает как женщину молодую двадцати четырех лет, внешне располагающей к себе, но не красавицей. Она невысокая стройная брюнетка с тёмными глазами. Так же вначале очерка Лесков Н.С. ссылается на особый характер Катерины Львовны, о котором невозможно вспомнить без душевного трепета.

Замуж выходит Катерина за купца Измайлова, который ее старше и по положению выше. Но в брак вступает девушка не от большой любви, а скорее по расчету, да и автор намекает, что выбора особого у нее нет, так как она бесприданница.

Живут они с мужем Зиновием Борисовичем в доме свекра – Бориса Тимофеевича, где Катерине очень скучно, и чувствует она себя птичкой­ золотой клетке. Муж и свекор особого внимания и ласки к девушке не проявляют. На любые выезды по купечеству в восторг не приходит, так как все взгляды прикованы к ней, как к эталону, коим она не является, вследствие того, что родом из простой семьи. Разнообразить свой досуг чтением Екатерина желания не проявляет, да и библиотека в купеческом доме отсутствует. Единственной отдушиной мог стать ребенок, но Бог не посылал купеческому роду Измайловых наследника. Так и жила Екатерина Львовна в тоске и безразличии пять лет, а на шестой год появился у них приказчик Сергей , который своим обаянием и наглостью обратил на себя внимание купчихи. И женщина поддается, даже на такие нелепые уговоры ведь всю жизнь она не была избалована мужским вниманием.

Екатерина Львовна в своих чувствах к приказчику Сергею, назвать любовью это нельзя, это сущее помешательство, не видит никаких границ. Мораль, нравственность, законы – все перестает существовать для нее, она видит только свою цель – Сергея, и ради счастья с ним готова на все, даже идти по этапу, но только рядом с любимым. Так в своем помутнении рассудка от чувств и боязни потерять любимого, становится соучастницей убийства трех невинных людей, включая ребенка, а от своего малыша она отказывается, видя в нем обузу, возникающую на пути между ней и Сергеем.

Она очень болезненно переживает предательство любовника, и охваченная обидой и ревностью заканчивает свою жизнь самоубийством, потянувши за собой ко дну и молодую соперницу. На смертном одре Катерина пытается вспомнить слова молитвы, но в голове лишь: «как мы с тобой погуливали, осенние долга ночи просиживали, лютой смертью с бела света людей спроваживали»

В образе Измайловой Екатерины – нет ни одной положительной черты, во всех своих поступках она руководствуется лишь своими желаниями, чувством наживы и эгоизмом. Даже в момент уличения, когда ее высекают плетью, ссылают на каторгу, она не раскаивается, а чистосердечное признание, лишь удивляет ее, свои же темные поступки она мотивирует чувством любви к мужчине.

Леди Макбет, несомненно, сильная личность, которой лучше было бы направить свою силу на что-то более хорошее.

Лесков описывает Екатерину «Макбет» красивой женщиной - статной с темными глазами, длинными ресницами, темными волосами. У неё всё, как говорится, на месте – красивая фигура, гладкая кожа. Она молодая и здоровая женщина. Вот только детей нет, а муж – очень занятой человек, постоянно занят своими делами, часто уезжает. Катерине просто некуда применить свои силы, энергию направить. Она скучает… В ней есть и чувства нерастраченные, которые совсем не нужны её серьёзному мужу.

И вот она находит себе любовника… Она просто хватается за этого симпатичного парня как за смысл жизни. А он её всё-таки использует. В принципе, без особой любви к ней он крутит с ней роман. (А после уже в ссылке он заводит интрижку с другой…) Чувства захватывает Катерину – она может скрывать их, но на всё готова ради своего любовника. Она не очень-то разборчива в людях. Если бы она могла полюбить достойного человека, который бы не подвёл её под суд, под преступление ради своей выгоды.

Она просто ослеплена своей страстью. Катерина думает, что её любовник сделает для неё тоже всё, если что… А он точно на это не готов. И вот, считай ради него, она травит и своего свёкра, и мужа, и чуть ли не ребенка – наследника мужа. К счастью, народ спасает ребенка. Она позволяет себя использовать, забывает о душе. А ведь она испытывает и угрызения совести – не зря ведь ей является призрак свёкра, почти душит её. Она понимает, что совершила страшное… Но ей нужна только отдача от своего любовника, который не может ей дать это. И преступления она начала совершать, чтобы не прекращать эту связь. И ещё чтобы её дорогой жил в роскоши.

Конечно, дело происходит в русской деревне с простыми людьми, но от этого страсти тут не меньше. Как у Макбета герои страдают, ошибаются, мучаются своими страстями. Образ Катерины вызывает даже ужас. Её и очень жаль, хотелось бы её остановить, пока она не натворила всех этих бед. Думаю, что её образ – пример грешницы, ослепленной своими желаниями. Она могла бы пойти по миру со своим любовником, но понимала, наверное, что тогда он оставит её.

Вариант 2

Катерина Измайлова в повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» не имеет конкретного прототипа, скорее это собирательный образ женщин, попавших на каторгу. Сам Лесков одно время работал в уголовной палате и насмотрелся на таких преступниц. В названии произведения автор явно указывает на шекспировскую героиню, которая на пути к своей цели не пожалела никого. Такова и Катерина Измайлова.

Вначале произведения Катерина Измайлова - это достаточно тихая, мирная женина, вынужденная выйти замуж за неинтересного, но богатого купца. Сама она низкого происхождения, не имеющая гроша за душой.

Молодой женщине ужасно скучно жить в этом неинтересном, без вкуса прибранном доме вместе с мужем и свекром, которые не обращают на нее внимание. Внешность Катерины привлекательна, хотя она не красавица. У нее красивые темные глаза с длинными ресницами. Этой женщине нечем заняться, свекор зорко следит за хозяйством, а она целый день слоняется по дому без дела.

Возможно рождение наследника принесло б ей облегчени, но детей у них нет. Так в скуке и в отсутствии элементарного уважения друг к другу, живут эти люди. Поэтому неудивительно, что Катерина Измайлова влюбляется в молодого приказчика Сергея.

Характер у Катерины сильный, она цельная личность, готовая идти своим путем. Любовь, а вернее страсть, некое помешательство, делает ее неуправляемой. Ради любви она готова на все. Даже на убийство. Не моргнув глазом она с любовником отправляет к праотцам собственного мужа и свекра. Эта женщина по сути сходит с ума, так как не жалеет даже юного племянник Федора. Лескова писал, что во время описания сцены убийства ему становилось не по себе.

Однако Божий суд свершается. Их ловят на месте преступления и отдают под суд. Ужасно еще и то, что Катерина в момент убийства беременна, ее не останавливает даже то, что все вокруг празднуют религиозный праздник «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

От собственного ребенка, который, кстати от Сергея, она легко избавляется, так как считает, что он может ей помешать «любить» приказчика. Кажется, что в Катерину Измайлову вселились демоны. Ей все равно, где она находится, что делает. Для нее важна лишь одна любовь к Сергею, которой она упивается.

Сергей же, конечно, не влюблен в нее. Ему льстило быть любовником хозяйки, он человек подвластный. Сильный характер Катерина Измайловы подавляет и заставляет его подчиняться. Но уже на каторге, он пытается отделаться от нее.

Для женщины поведение человека, которого она любит больше всего на свете, равносильно смерти. Она не понимает, что подобная страсть - это тяжкое ярмо как для нее самой, так и для партнера. В глубине души он боится ее и хочет поскорей прервать отношения. А для Катерины - это не просто предательство, это приговор.

Без любви не может быть жизни. Решив наложить на себя руки, она забирает с собой соперницу. Обе тонут в воде.

В произведении «Леди Макбет Мценского уезда» Лесков ярко показал что такое страсть. Эта темная сила, которая ни в коем случае не напоминает любовь. Жгучая, страстная «любовь» губительна для человека, тогда как настоящая любовь не ищет своего. Она долготерпелива и многомилостива.

Сочинение Катерина Леди Макбет

При прочтении произведения Лескова, Катерина вызывает противоречивые чувства.

Судьба ее непроста. Она не была красавицей, но все равно бросалась в глаза. Маленькая, худенькая брюнетка с карими глазами. В начале произведения автор рисует свою героиню со спокойным характером. Ее можно ставить в пример, как эталон поведения.

Однако жизнь преподнесла молодой девушке немало испытаний. Она вышла замуж за не совсем молодого человека, которого не любила. Девушка переехала к нему, где постепенно начала увядать. Супруг практически не уделял внимание Катерине. Девушка потеряла вкус к жизни.

И тут на ее пути встает молодой человек Сергей. Девушка потеряла голову. Любовь и страсть захлестнули в ее жизнь. Однако все тайное когда-либо становится явным. Их отношения начали всплывать. Девушка отчаивается и решается на страшный поступок – убийство.

Затем черная полоса продолжается. Одна неприятность сменяет другую. В конце героиня не выдерживает и кончает с жизнью самоубийством.

Автор в произошедших ситуациях рисует Катерину по-разному. Вначале она хрупкая, нежная девушка. Выйдя замуж, становится скучным, серым чулком. Приобретя любовь, она расцвела словно роза. В экстремальных ситуациях вырисовывается ее истинная натура, лишенная всяких нравственных принципов. Она жуткая, жадная эгоистка.

Однако, поразмыслив о судьбе Катерины, можно посмотреть на ее поведение с другой стороны.

Во-первых, юная девушка не знала настоящей любви. Она была загнана в угол и не принята обществом.

Во-вторых, любая женщина хочет любить и быть любимой. Каждая мечтает хотя бы раз в жизни испытать трепет в душе, почувствовать заботу и любовь.

И вот оно – счастье. Сергей своим присутствием наполнил душу Катерины теплотой. Всем поступкам девушки можно найти оправдание. Это не безнравственность. Это страх, страх потерять самое сокровенное – любовь.

Это не эгоизм. Это сила. Лишь сильный человек способен отдавать отчет своим поступкам, и понимать ради чего ты это делаешь. А Катерина не стыдилась о совершенном деянии. Она – сильная женщина, которою не сломили.

Леди Макбет предали. И этого стерпеть она не смогла. Жить без любимого – значит не жить совсем.

Слепая любовь – вина всем ее поступкам. Девушка попала не в те руки. Что муж, не давший ей ласку, что Сергей, пользовавшийся ей.

В центральной части полотна расположена река. Ее воды обрамлены с одной стороны песчаным берегом, а с другой стороны реки берег покрыт зелеными деревьями и травой

В мире много выдающихся спортсменов, которые навсегда останутся в истории мирового спорта. Один из таких спортсменов это Владимир Кличко и соответственно его брат Виталий.

  • Женские образы в романе Герой нашего времени Лермонтова

    Роман, известный во всем мире, который называется «Герой нашего времени», написан Михаилом Юрьевичем Лермонтовым – русским писателем и поэтом.

  • Сочинение по картине Никонова Первая зелень 7 класс

    Владимир Никонов является практически нашим современником, он родился в начале второй половины предыдущего века и работал художником, в основном создавал миниатюры

  • Сочинение
    Две Катерины

    План
    I. Женская тема в драме А.Н.Островского «Гроза» и в повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».
    II. Две Катерины – две героини, две судьбы. Их сходные и различные черты и особенности:
    1. В характере и внешности.
    2. В замужестве.
    3. В образе жизни, в воспоминаниях, мыслях, мечтах.
    4. В запретной любви.
    5. В наказаниях, которые произошли в жизни и совести.
    6. В обретении смерти в водной стихии.
    III. Портрет русской женщины в судьбах двух Катерин Н.С.Лескова и А.Н.Островского.

    Александр Николаевич Островский в драме «Гроза» и Николай Семенович Лесков в повести «Леди Макбет Мценского уезда» представили женскую душу и любовь, долю женщины, находящейся в купеческой среде. Эти писатели показали, что женщина из купеческого класса, как и всякая другая женщина, также способна к страданиям, переживаниям, чувствам и страстям.
    Главными героинями произведений стали две Катерины: Катерина Кабанова у А.Н.Островского и Катерина Львовна Измайлова у Н.С.Лескова. У обеих героинь есть и сходства, и различия в судьбах, в характерах, в отношениях к другим людям, в мечтах, мыслях, речи, в проявлении чувств.
    Обе Катерины молоды и красивы. Катерина Измайлова «была по наружности женщина очень приятная», «росту она была невысокого, но стройная, шея точно из мрамора выточенная, плечи круглые, грудь крепкая, носик прямой, тоненький, глаза чёрные, живые, белый высокий лоб и чёрные, аж досиня чёрные волосы». Катерина Кабанова – натура поэтическая, лёгкая, возвышенная, «у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».
    Обе женщины вышли замуж не по любви. Катерину Львовну выдали «замуж за купца Измайлова с Тускари из Курской губернии, не по любви или какому влечению, а так, потому что Измайлов к ней присватался, а она была девушка бедная, и перебирать женихами ей не приходилось». Замужество Катерины Кабановой тоже было не по её желанию, не по любви. Мужем её стал сын богатой купчихи – Кабанов Тихон Иваныч, который в глубине души любит Катерину, способен даже простить ей обиду. Чувствуя страх перед маменькой, он не может защитить Катерину и помочь ей в трудную минуту.
    Купеческая среда, её порядки и обычаи отражаются в образе жизни героинь. Катерина Кабанова не может привыкнуть к традиционным представлениям купеческой жизни, а постоянные упрёки свекрови делают её жизнь тесной. Утешают её лишь только сны и воспоминания о девичестве, когда она жила «как птичка на воле». До замужества Катерина любила ходить в церковь, видела красивые, яркие сны и мечтала. Вот как она об этом говорит: «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится; «А какие мне сны снились…!... Или храмы золотые или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса и кипарисом пахнет…». Если же Катерина Кабанова успокаивает и развлекает себя мечтаниями, то Катерина Измайлова живёт скучно. Она не может себя ничем развлечь, не читает книг, не размышляет, не мечтает. Её жизнь полна тоски, скуки и однообразия: она только зевала, гуляла по дому, по саду, по двору, отдыхала, лежала на высокой своей постели, распивала чай – так проходила её жизнь в купеческом доме день за днём.
    У обеих девушек не было детей, что их немало печалило и огорчало. Катерина Львовна от скучной и тоскливой жизни была рада иметь ребёнка: «когда б я себе ребёночка родила, вот бы мне с ним и весело стало». Катерина Кабанова говорит о детях так: «деток то у меня нет», «люблю очень с детьми разговаривать – ангелы ведь это».
    Грешная и запретная любовь есть в жизни двух Катерин. В чувствах обеих есть страсть, их чувства глубоки, но это проявляется в каждой из них по-разному. Чувство Катерины Кабановой к Борису – светлое, искреннее, пусть и грешное. Она понимает всю тяжесть этого чувства, но ничего поделать с собой не может. «Сердце болит» у героини, она чувствуется свою вину, боится наказания, ведь этот грех «камнем ляжет на душу». В её любви есть поэтичность, чистота, надежда, но есть и боль, и страдания, и душевные муки. Страсть и любовь к Сергею в Катерине Измайловой погубили все нравственные границы. Ради любви она убивает, ради любви бросает своего ребёнка, ради любви она даже идёт на каторгу. Все грязные поступок свои совершала она хладнокровно, жестоко, с животной силой и безразличием. От её руки умирает «крысиной смертью», тихо и просто, свёкр, со спокойствием и равнодушием убивает она мужа, убивает невинного, чистого душой, племянника мужа, Феденьку. Отказывается от родившегося ребёнка, не интересуясь его дальнейшей судьбой, так как думает только о Сергее. С Сергеем ей и каторга не стала наказанием.
    Катерина Кабанова была наказана муками совести, так как в её душе существуют нравственные устои, прежде всего христианские законы, которым она была верна, которые не давали ей спокойно пережить это грешное чувство. Она наказывает себя сама, не дожидаясь, когда жизнь накажет её. Катерина Измайлова, напротив, не чувствует никаких угрызений совести, не страдает и не понимает всю тяжесть и вину совершённых преступлений из-за того, что безбожная и животная любовь к Сергею затмила её глаза, сердце и душу.
    Обе героини стали жертвами своих сильных чувств. Борис оставил Катерину одну против тёмного купеческого царства. Смириться, вернуться в дом к мужу, у свекрови она не могла. Другая женщина, может быть, и могла бы это сделать, но не Катерина, созданная Островским. Самоубийство – логичный и единственный выход. Катерина Кабанова уходит из жизни, не принимая мир Кабанихи, Тихона, Дикого, мир тёмного купеческого царства. Катерину Измайлову жизнь наказала не каторгой, а предательством Сергея. И эта героиня тоже не смогла смириться с этим. Преданная Сергеем. Униженная им, она не нашла другого выхода, как умереть и лишить жизни свою соперницу – помеху её счастью. Её хищническое, животное начало остаётся с ней до самой смерти: «…Катерина Львовна бросилась на Сонетку, как сильная щука на мягкоперую плотицу, и обе уже не показались».
    Ещё одно сходство судеб – это то, что обе Катерины умирают в Волге, в воде. А вода – это символ свободы, она привела героинь к освобождению от мук, к смерти привела их любовь, наполненная искренними чувствами. Лёгкое падение, точно птичий полёт, в воду Катерины Кабановой и звериная месть Катерины Измайловой в воде – два свойства их характеров, которые были свойственны им в жизни.
    Н.С.Лесков и А.Н.Островский показали в своих произведениях две души, две судьбы – двух Катерин. В их судебных сходствах проявляются свойства русской женщины: решительность, любовь, полная страсти, глубоких и сильных чувств, забота, свободолюбие и душевная ответственность. Поэтому Катерина Лескова и Катерина Островского – это портрет женщины, которая живёт, мечтает, страдает, переживает, радуется и любит.

    «Леди Макбет Мценского уезда». Молодая бездетная купчиха, изнывающая от безделья и скуки. Заводит роман с приказчиком, убивает свекра, мужа и малолетнего племянника. Позже по пути на каторгу кончает с собой.

    История создания

    Николай Лесков начал работать над повестью «Леди Макбет Мценского уезда» в 1864 году, а опубликовал впервые зимой 1865 года. Текст вышел в литературно-политическом журнале «Эпоха», и первый вариант повести значительно отличался от окончательного. После дополнительной стилистической обработки повесть попала в сборник, вышедший в 1867 году.

    Сам автор говорил о повести, как о мрачном этюде в строгих тонах, где изображается страстный и сильный женский образ. Лесков собирался создать цикл текстов, где выводились бы характерные особенности российских женщин разных сословий. Предполагалось создать еще повесть о дворянке, о старосветской помещице, о крестьянской раскольнице и о бабке-повитухе.


    Публиковать эти тексты Лесков собирался в журнале «Эпоха», однако журнал быстро закрылся. Вероятно, это и стало причиной того, что из всех запланированных текстов для цикла закончен был только первый - «Леди Макбет Мценского уезда».

    Сюжет

    Главная героиня - , молодая женщина, купчиха. Внешность героини подчеркивает страстный характер - у нее иссиня-черные волосы и белая кожа, черные глаза.

    Героиня живет в большом доме, муж Катерины богат и плотно занят работой, постоянно в отъезде. Сама героиня не знает, чем себя занять, и изнывает от скуки, одиночества и безделья в четырех стенах. Детей у Катерины нет из-за бесплодности супруга. При этом и муж, и свекор постоянно попрекают Катерину отсутствием потомства. Жизнь в доме мужа не приносит героине удовлетворения.


    У Измайловых работает приказчик Сергей, молодой красивый мужчина. Катерина увлекается им и становится его любовницей. Скучающую женщину охватывает нездоровая страсть, она готова ради любовника на что угодно, в том числе и на убийство.

    Однажды обстоятельства складываются так, что свекор Катерины запирает Сергея в погребе. Чтобы спасти любовника, героиня травит свекра. Потом любовники вдвоем убивают мужа Катерины. Затем появляется малолетний племянник Федор. Мальчик может претендовать на наследство, которое Катерина рассчитывает прибрать к рукам, и героиня душит ребенка подушкой.

    Последнее убийство не сходит героине с рук. В момент, когда та душит мальчика, в окно со двора заглядывает мужик и видит эту сцену. Толпа разгневанных людей врывается в дом и хватает убийцу. Затем появляются результаты вскрытия убитого мальчика, которые подтверждают, что причиной смерти того стало удушение.


    Иллюстрация к очерку "Леди Макбет Мценского уезда"

    В ходе следствия любовник Катерины сознается в совершенных преступлениях. Следователи осматривают подвал дома Измайловых и находят там закопанный труп мужа Катерины. Убийц судят, затем по приговору побивают плетьми и отправляют на каторгу.

    По дороге на каторгу выясняется истинная натура Сергея. Потерявшая богатство Катерина мгновенно перестает представлять для него интерес. Среди других отправляющихся на каторгу узников Сергей находит новую пассию - Сонетку, и крутит с той шашни на глазах у бывшей любовницы. Сергей насмехается над Катериной, та впадает в состояние аффекта и бросается с парома в Волгу, прихватив с собой новую любовницу Сергея.


    "Леди Макбет Мценского уезда" (постановка в театре)

    Критики сравнивают Катерину Измайлову с , героиней пьесы «Гроза». Между персонажами много общего. Обе Катерины - молодые женщины и купеческие жены, чья жизнь проходит в четырех стенах. Обеим эта скучная однообразная жизнь в тягость, из-за нереализованности женщины бросаются в крайности и становятся жертвами любовных страстей.

    Разницу между героинями критики усматривают в том, что Катерина из «Грозы» воспринимает собственное любовное увлечение как грех, в то время как Катериной Лескова овладевают первобытные страсти, а женщина не противится этому. Катерина Измайлова с одной стороны - убийца, а с другой - жертва купеческой среды и образа жизни, женщина с больной душой. Жизненный путь обеих героинь одинаково заканчивается самоубийством.

    Постановки


    Композитор написал по мотивам повести Лескова одноименную оперу на собственное либретто. Первая постановка прошла в Ленинградском малом оперном театре зимой 1934 года и длилась два с половиной часа. Затем опера подверглась осуждению и цензуре и долгое время не ставилась.

    В 1966 году в СССР сняли фильм-оперу «Катерина Измайлова», взяв за основу отцензурированную версию оперы Шостаковича. Роль Катерины исполнила оперная певица . В оригинальном варианте оперу поставили в Лондоне в 1978 году.


    В 1962 году вышла польская экранизация режиссера Анджея Вайды. Фильм называется «Сибирская леди Макбет», роль Катерины там исполняет сербская актриса Оливера Маркович. Местом съемок стала Югославия (ныне Сербия). В фильме звучит музыка из оперы Шостаковича.

    В 1989 году режиссер Роман Балаян снял драму «Леди Макбет Мценского уезда» с в роли Катерины Измайловой.

    Наталья Андрейченко роли Катерины Измайловой

    В 1994 году вышла лента совместного франко-российского производства. Фильм под названием «Подмосковные вечера» снял режиссер , а роль Катерины сыграла актриса . Это не буквальная экранизация, а современная интерпретация повести.

    Катерина в этом фильме работает машинисткой. Работодатель героини - известная писательница и по совместительству свекровь самой Катерины. В один день свекровь видит, что Катерина устала, и предлагает съездить вдвоем отдохнуть на дачу в Подмосковье. Муж героини не может поехать с ними из-за загруженности делами.


    Ингеборга Дапкунайте в фильме "Подмосковные вечера"

    На даче Катерина обнаруживает Сергея, реставратора мебели, который приходит туда работать. Героиня заводит с ним роман. Это становится известно свекрови, и женщины ссорятся. Свекрови становится дурно, а Катерина сознательно не дает той лекарства, так что женщина в итоге умирает.

    После писательницы остается только что законченный роман, который та собиралась сдавать в издательство. Веселые любовники изучают рукопись и решают переписать финал так, как им больше нравится. Тем временем приезжает муж Катерины, ввязывается в драку с любовником и в результате погибает.

    Реставратор Сергей быстро остывает к Катерине и возвращается к предыдущей пассии Соне. Катерина же сдается властям и просит отправить её в тюрьму, однако никаких материальных улик нет, а одного только устного рассказа героини с точки зрения следователя недостаточно.


    Кадр из фильма "Подмосковные вечера"

    Вернувшись домой, Катерина находит там Сергея и Соню. Бывший любовник пришел забрать собственный паспорт. Героиня предлагает молодым людям остаться на ночь и обещает, что утром подвезет тех. Утром все трое приезжают к причалу. Катерина просит Сергея выйти и глянуть, что с колесом, тот выходит - и в этот момент женщина давит на газ, сбрасывая таким образом автомобиль вместе с собой и новой любовницей Сергея в воду.

    В 2016 году британский режиссер Уильям Олдройд снял драматический фильм «Леди Макбет» по мотивам повести Лескова. Место действия - Англия второй половины XIX века, а героиню зовут Кэтрин. Девушку выдали замуж, и та оказалась заложницей чопорной и неприятной семьи. Кэтрин не выпускают из дома, муж при этом не интересуется ею как женщиной и относится к героине пренебрежительно. Муж и свекор постоянно оскорбляют героиню.

    Однажды, когда мужа нет дома, Кэтрин застает отвратительную сцену на заднем дворе. Работники фермы издеваются над чернокожей служанкой. Кэтрин вмешивается в эту сцену и заодно знакомится с новым служащим мужа, Себастианом. Героиня нарушает запрет мужа и гуляет по окрестностям, пока тот в отлучке. Во время этих прогулок Кэтрин пересекается с Себастианом, а однажды тот приходит прямо к ней в спальню.

    Между молодыми людьми вспыхивает любовь, о которой знают все слуги. Затем в дом возвращается отец мужа. Между ним и Себастианом происходит стычка, и свекор Кэтрин приказывает запереть молодого человека. Кэтрин узнает о том, что любовник заперт, и заявляется к свекру, требуя, чтобы тот отпустил Себастиана, однако в ответ получает только затрещину.

    На следующий день происходит еще одна стычка между Кэтрин и свекром, и героиня в итоге запирает того в комнате и велит слугам не выпускать хозяина. Затем Кэтрин выпускает любовника, а судьба свекра, оказавшегося запертым, остается неясной. Из диалогов персонажей следует, что тот мертв.


    Муж Кэтрин не возвращается домой, и героиня, чувствуя безнаказанность, в открытую живет с Себастианом и велит называть того хозяином дома.

    В одну из ночей внезапно возвращается муж и выводит Кэтрин на чистую воду - та изменяет ему и скрыть это не удается. Завязывается потасовка, в ходе которой Кэтрин убивает мужа кочергой. Любовники отволакивают труп в лес, чтобы изобразить нападение.

    Затем выясняется, что у «без вести пропавшего» мужа есть маленький родственник и наследник, мальчик Тедди. Этот наследник вместе с бабушкой вселяется в дом, где живет Кэтрин. Ряд сюжетных перипетий приводит к тому, что Себастиан и Кэтрин убивают и мальчика. Не выдержав этой череды убийств, Себастиан во всем признается следователю, который прибыл расследовать смерть мальчика.


    В финале фильма биография героини делает крутой поворот. Кэтрин сваливает вину на любовника и служанку Анну, а сама остается невредимой и получает дом в полное свое распоряжение. Роль Кэтрин исполняет актриса Флоренс Пью.

    Цитаты

    «Скучною жизнью жилось Катерине Львовне в богатом свекровом доме в течение целых пяти лет ее жизни за неласковым мужем; но никто, как водится, не обращал на эту скуку ее ни малейшего внимания».
    «Катерина Львовна, бледная, почти не дыша вовсе, стояла над мужем и любовником; в ее правой руке был тяжелый литой подсвечник, который она держала за верхний конец, тяжелою частью книзу. По виску и щеке Зиновия Борисыча тоненьким шнурочком бежала алая кровь».