Александр Бурдонский: «Мне не дают забыть, что я внук Сталина. Внук Сталина полжизни провёл в разлуке с женой Александр бурдонский биография личная жизнь работа


Всю жизнь он выйти из тени тирана, который был его дедом, стремился, причем не только фамилию, но и престижную квартиру на...

В несмышленом детстве своего деда за усы мой собеседник не дергал, любимую трубку у него отнять не пытался и даже теплым домашним словом «дедушка» не называл никогда - это в семье было не принято. Человека, который присутствовал в жизни внука неким недосягаемым символом, звали Иосиф Виссарионович, отцом моего визави был, соответственно, Василий Иосифович, а в выданной ему метрике значилась заставлявшая трепетать миллионы фамилия Сталин.

Его родная сестра Надежда до конца жизни Сталиной оставалась - из принципа, и эту же фамилию носит ее рожденная в недолгом браке с сыном писателя Александра Фадеева дочь, а вот Александр в 16 лет при получении паспорта материнские документы предъявил и стал Бурдонским. Надеялся таким образом от страха отгородиться, в атмосфере которого рос? А может, это была интуитивная попытка преследующий сталинских потомков рок обмануть?

Как бы там ни было, изображать наследного принца, которого жаждала видеть в нем любопытствующая толпа, он не желал, тяжеловесному имперскому пурпуру внук вождя предпочел богемные красные свитерки лицедея, служителя Мельпомены. Позднее его педагог Мария Осиповна Кнебель об Александре Бурдонском писала: «Придя в ГИТИС, он был зажатым, неуверенным в себе, кого-то обидеть боялся, но все же, ломая свою робость, всегда выступал правильно, искренне... Как из самого робкого первокурсника формируется тот, кому весь курс соглашается подчиняться? Тут и способности многое решают, и человеческие качества, и чуткость, и манера общения, и выдержка, и воля»...

Невероятно, но факт: Александра студенческие друзья Графом прозвали - то ли из-за манер, то ли из-за фамилии (как это на прозвище Вася Красный, которое дали его отцу, не похоже!). После окончания ГИТИСа Эфрос в Театр на Малой Бронной Ромео играть его приглашал, Завадский и Анисимова-Вульф в театр Моссовета на роль Гамлета зазывали, однако судьба, похоже, сочла, что шекспировских трагедий и страстей на его долю выпало уже предостаточно.

Ныне Александр Васильевич - известный режиссер, народный артист России и с полным правом может сказать, что сделал себя сам. По иронии судьбы более 40 лет он в Центральном академическом театре Российской Армии служит - в огромном, построенном в стиле «сталинский ампир» в форме пятиконечной звезды здании, а с другой стороны, где бы еще чувствовал себя, как дома, внук генералиссимуса и сын генерал-лейтенанта?

Конечно же, в том, что феноменом Сталина мы называем, Бурдонский разобраться пытался, однако среди полусотни его спектаклей ни одного, посвященного де­ду, нет.

Максимум, что Александр Васильевич себе позволил, - это на перестроечной волне пьесу Николая Эрдмана «Мандат» поставить и в качестве оформления на переднем плане на фоне кремлевской стены манекен в хорошо узнаваемой фуражке водрузить.

Из его великодержавного чрева на сцену все олицетворяющие бездуховность и мещанство персонажи выходили, в том числе и сыгранные режиссером лично - мол, вот где она, питательная среда для процветания бюрократии, для возникновения вож­дизма и культа личности... Впрочем, в свои 74 помудревший с возрастом Бурдонский наверняка от такого лобового решения болезненной - и не только для него! - темы, думаю, воздержался бы.

Всю жизнь он выйти из тени тирана, который был его дедом, стремился, причем не только фамилию, но и престижную квартиру на Тверской с видом на Кремль сменил.

В отличие от своего двоюродного брата Евгения Яковлевича Джугашвили (когда-то они в Суворовском училище вмес­те учились: один в начальном классе, другой - в выпускном) цветы к могиле у кремлевской стены Александр Васильевич никогда не возлагает, да и интервью, если они не о театре, избегает.

И все-таки... О фамилии, полученной при рождении, Бурдонский, по собственному признанию, забывает, только когда репетирует или, придя домой, дверь за собой запирает, а когда его вопросами о пережитом донимают, любимой цитатой из Библии отвечает: «Человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх».

«Мне не казалось, что на хвосте фамилии Сталин в искусство въезжать надо»

- Александр Васильевич, сегодня от традиции должен я отступить и читателям вас не по роду занятий представить. Здорово, конечно, что вы - известный театральный режиссер, что на вашем счету много знаковых постановок, но, уж простите, не это главное: куда важнее, как мне кажется, то, что вашим дедушкой был Иосиф Виссарионович Сталин. Вы, первенец его младшего сына Василия, в октябре 1941-го родились, а произошло это - поскольку немцы на подступах к Москве находились и руководящие кадры, а также их семьи на Волгу эвакуировались - в Куйбышеве, как Самара тогда называлась. Скажите, а ваша мама Галина Бурдонская чем занималась? Кто она по профессии?

Она стихи, какие-то эссе неплохо писала - на редакционно-издательском факультете училась, но так его и не окончила: сперва я родился, потом сестра, затем война началась, и так это все сошло на нет...

От отца мама в 1945 году ушла, и тут уже не до учеб было, хотя она пыталась, на юридический поступала... Хотела юристом стать, чтобы за правду сражаться, потому что отец нас, детей, ей не отдал, но из этого ничего не вышло. Потом техническим редактором работала.

- Сколько кровей в вас намешано?

Много, даже излишне, наверное. Среди родни с отцовской стороны грузины, украинцы, цыгане...

- Даже цыгане?

Ну, прадед Сергей Яковлевич Аллилуев цыганом был... Еще немцы есть, потому что жена его Ольга Евгеньевна, моя прабабушка, по матери, вообще-то, Айхгольц, из земли Баден-Вюртемберг в Германии. Ее предки в Россию в конце правления Екатерины II приблудились, а девичья фамилия прабабушки (по отцу) - Федоренко: в семье у них по-немецки говорили и по-грузински)...

- Ну и осетины были, наверное?

По всей видимости, хотя не скажу, что этот вопрос сильно меня занимал: грузины, осетины - Бог с ним! Ну а с маминой стороны - русские и французы. Ее фамилия от названия местечка Бурдоне на юге Франции происходит, мамин прапрапрадед здесь во время войны с Наполеоном был ранен, потом остался, и вот когда на русской женщине женился, в церкви на местный лад его записали.

- Крови эти в вас бурлят?

Еще как! - темперамент у меня довольно дикий...

- А почему фамилию мамы вы носите?

Не то чтобы я чего-то боялся или стеснялся - мне как-то в голову это не приходило, просто с младых ногтей театром хотел заниматься, искусством, и мне не казалось, что на хвосте фамилии Сталин в него въезжать надо. Повзрослел я довольно рано, и мама меня в этом решении очень поддержала, поэтому все, чего я в жизни достиг: народным артистом, заслуженным деятелем искусств стал, в Японии ставил, в Гонконге, Израиле, в Италии мастер-классы давал - все-таки это дело моих рук, а не фамилии, которой в некоторой степени принадлежу. Не говорю, что чем-то горжусь, но иногда могу сказать себе, что себя сделал сам.

- Мама рассказывала, как они с отцом познакомились?

На катке. В Москве на Петровке (только не 38, где некая организация находится, а 26) знаменитый каток был, куда вся, так сказать, золотая молодежь ходила.

- Тогда это модно было...

Ну да. Недавно вот фильм «Сын отца народов» сняли, так там все переврано - они, правда, за консультациями какими-то ко мне не обращались. У мамы жених был - знаменитый хоккеист Володя Меньшиков...

- ...и дело к свадьбе уже шло?

Да, так вот он ее, собственно, с отцом и познакомил...

- ...на свою беду...

Мама, если вам это интересно, фильм Протазанова «Бесприданница» очень любила...

- ...с Ниной Алисовой в главной роли...

Да, шикарная в свое время картина была - с хорошими актерами, награды всякие получала... Помните, как там Кторов-Паратов широким жестом перед Алисовой шубу в грязь бросает, чтобы она из кареты могла пройти? - так вот, папа маме в какой-то степени Паратова напоминал. Он вокруг метро «Кировская» (мама напротив жила, теперь это улица Мясницкая) на мотоцикле, поставленном на дыбы, ездил, или низко-низко над домом ее пролетал и цветы сбрасывал. Благо тогда можно было над Москвой летать... Слишком трудно об этом говорить, но на беду характеры у них были похожи...

- Она тоже лихая была?

Отчаянная, смелая, невероятно остроумная - их иногда за брата и сестру принимали, думали, что это Свет­лана. Они даже внешне чем-то похожи были, не только характерами, и вообще, отец другой был немножко, чем тот, которым я его помню, потому что война очень его изменила, очень!

- Брак свой родители зарегистрировали?

Да, в 40-м, под Новый год.

- Сколько же вместе они прожили?

Так, 41-й, 42-й, 43-й... Пять с чем-то лет.

- Потом развелись?

Нет, расторгнут их брак не был. Отец никогда маме развода не давал, и хотя вроде и записывался с кем-то, но неофициально.

«Когда с мамой нас разлучили, она руки на себя наложить пыталась, в метро под поезд бросалась»

- Где после того, как родители расстались, вы жили?

С отцом - он нас не отдал.

- Когда с мамой вас разлучили, переживали?

Конечно, это так тяжело было!.. Дело, как вы понимаете, давнее, но вспоминать тягостно.

- Она страдала, когда у нее детей отняли?

Не то слово! - руки на себя наложить пыталась...

- Да вы что?! Каким образом?

В метро под поезд бросалась. Она ведь восемь лет нас с сестрой не видела - восемь лет! Потом - опять-таки если вам это любопытно! - ко мне в школу пришла... Я, по-моему, уже во втором классе учился, ко мне женщина подошла - это была бабушка, мамина мама: «Ты Саша?». Я кивнул. «А помнишь, - спросила, - что у тебя мама есть, что зовут ее Галя?». Я, конечно, в комочек cжался - сейчас волноваться начну (вздыхает). «Она в подъезде соседнего дома, подойди» - ну и туда меня отвела. Мы ничего с мамой не говорили - плакали только. Потом я домой пришел, а через несколько дней отец меня в кабинет позвал и измутузил жутко...

- Избил? Руками, ремнем?

Ремня там не надо было - рука у него тяжелая, как и у меня (я когда до мамы дотрагивался, она вздрагивала: «Не трогай, это отцовы руки»). Отлупил, в общем, и в Суворовское училище отправил - вот так в военные я попал.

- А как он узнал, что вы с мамой встретились? За вами охрана ходила или просто под наблюдением были?

Видимо. Я-то не в курсе был, но, судя по тому, как все печально закончилось, кто-то, думаю, наблюдал.

- У мамы наверняка телефон был, а позвонить ей вы не могли?

Нет, и вообще, что такое телефон, если честно, не знал.

- Почему же родители разошлись? Мама о причине когда-нибудь вам говорила?

Отец невыносим стал... Для нее... (На память о семейной жизни на голове у Галины Александровны шрам остался - сантиметров семь: муж толкнул ее, беременную, приревновав к Марку Бернесу, который пос­ле выхода на экраны фильма «Истребители» был очень популярен. - Д. Г.). Хотя она всю жизнь его любила... В последние ее годы я иногда спрашивал: «Мама, вот если бы по-другому жизнь сложилась?..», а она отвечала неизменно: «Знаешь, нет, я все равно Василия встретила бы, все равно его полюбила бы и замуж за него вышла».

Мама его жертвой считала, и, в общем-то, я тоже думаю, что большая доля истины в этом есть. Однажды, когда отец куролесил, выпивал и все прочее, она сказала ему: «Вася, думай, ты же неглупый человек». Он у окна стоял и, не оборачиваясь, произнес: «Галка, не­ужели ты не понимаешь, что я жив, пока жив отец, его не будет - и меня не будет», но слова словами, а выдержать это сложно было, я ее очень понимал...

- ...и жалели, наверняка...

Ну, конечно. За эти восемь лет, замечу, у отца две жены были, у меня, соответственно, две мачехи. Одна чудовищная...

- Дочка бывшего наркома обороны, Маршала Советского Союза Тимошенко?

Да, но она больной человек, с психикой у нее не все было в порядке... Впрочем, я все ей простил. Много лет спустя - отца в живых уже не было - я с ней общался: помню, в два часа дня к ней обедать пришел, а ушел на следующий день в шесть вечера - мы с ней на кухне сидели...

- Невыговоренное накопилось?

- (Вздыхает). Он ведь ее тоже бил, не любил и бил, а она, естественно, на нас это вымещала.

- Не любил? Зачем же тогда женился?

Думаю, его к этому подтолкнули. Как я знаю, и от Светланы Аллилуевой, моей тетки тоже, там компания крутилась... Маме когда-то, между прочим, очень восхваляемый многими Николай Сидорович Власик, начальник охраны Сталина, сказал: «Галечка, надо нам сообщать, о чем у Васи за столом говорят», - а она в ответ его не очень хорошо прямым текстом послала. Он разозлился: «Ты об этом пожалеешь!». Скорее всего, там какие-то свои подковерные игры велись, чтобы...

- ...ситуацию контролировать...

Да. Повторяю, характер у мамы такой был... не взбалмошный, а как вам сказать... Она никогда не могла кем-то казаться, лукавить не умела, всегда собой оставалась, а быть очень разной могла: то тонкой и нежной, а то и резкой до неприятия. Это, конечно, нравиться не могло, а Катя Тимошенко как бы из среды кремлевской... Впрочем, брак этот короткий, дурной был - вот Капитолина (Капитолина Васильева, чемпионка и рекордсменка Союза по плаванию. - Д. Г.), последняя его жена, бабой умной была, достаточно хорошо все понимала, и жизнь отца при ней нормальной стала.

«Мама ампутации ноги перенесла и не разу за 14 лет в зеркало на себя не посмотрела.

Ни разу!»

- Никто из энкавэдистов, кроме Власика, вашу маму завербовать не пытался?

Нет, и она вообще считала, что Сталин когда-то якобы приказал: «Галину не трогать!». Мама так думала потому, что ее не посадили и никаких репрессий по отношению к ней не было.

- Кстати, да...

Участь эта ее миновала, хотя, после того как к своей матери она ушла, отец в течение года или полутора лет, когда напивался, к ней приезжал. Их квартира вроде как в бельэтаже располагалась - на высоком таком первом этаже: вот он по окнам и стрелял. У бабушки даже кусочек мочки оторван был - у нее бриллианты в ушах висели, и пуля в серьгу, к счастью, попала (мама, как правило, через черный ход убегала)...

- Василий Иосифович вернуть вашу маму хотел?

Кто знает...

- Но если бы он попросил, Галина Александровна его приняла бы?

Ох, не знаю... Когда в 61-м году его из тюрьмы выпустили, он, естественно, к нам пришел. Мама сделала все, чтобы его приветить, стол был накрыт, но как только отец разговор завел о том, что, дескать, Галя, мы должны с тобой ради детей вновь сойтись, она в тот же момент собралась и к бабушке уехала - так больше и не появилась.

- Смотрите, любя его...

Да. «Лучше, - сказала, - в клетку с тигром. Я его жалею, ему сострадаю, понимаю, какой он несчастный, но разделять это не могу».

При этом она во Владимир к нему ездила...

- ...в тюрьму...

Что-то возила - ну и мы, разумеется, ездили и тоже что-то возили.

Тяжело, очень тяжело. Когда нас ей отец не отдал, через какое-то время она пить начала - жутко совершенно... У бабушки соседка была, которая посоветовала: «Галя, горе надо вином заливать». К счастью, это как бы минуло... Понимаете, когда родители расстались, ей 25-й год шел.

- Ни опыта, ничего...

Конечно, она сломленным человеком была. Я мать свою очень любил, очень... Она 69 лет прожила...

- Мало!

- (Грустно). Золотым человеком была, но не в этом дело...

Последние 14 лет буквально по Высоцкому «тобой и Господом хранима» была - мною и Господом. У нее страшный облитерирующий эндартериит начался - она слишком много курила, ампутацию ноги перенесла, и ни разу за эти 14 лет в зеркало на себя не посмотрела. Ни разу!

- Галина Александровна красивая была?

Как сказать... Все ведь о своих детях говорят, что красоты они не­ве­роятной, и с родителями та же история... Мне кажется, она в стиле времени была, это тип Вали Серовой, с которой мама дружила, Любови Орловой - белокурая, спорт­сменка (она спортом увлекалась), очень живая, остроумная, машину водила шикарно.

- Сергей Никитич Хрущев, сын первого секретаря ЦК КПСС Хрущева, на мой вопрос, видел ли он Сталина, ответил: «Да, один раз, на первомайской демонстрации, то есть я его видел, а он меня нет»... Ну а вы дедушку видели?

Так же...

- Тоже на демонстрации?

На парадах 9 мая и 7 ноября - мы каждый год там быва­ли. По центру - Мавзолей, а по бокам - трибуны гостевые, и мы где-то там торчали, я наблюдал, как Сталин по боковой лестнице наверх поднимался.

- Что он - ваш дед, вы понимали?

Меня это, честно говоря, не волновало.

- Да вы что?!

А что тут удивительного? Когда он умер, я в Суворовском училище в Твери был - в ссылке за встречу с мамой. За мной два дядьки военных приехали, самолетом в Москву доставили и, не заезжая домой, не покормив, не напоив, в Колонный зал повезли, за руку на сцену вывели и на стул посадили. Я видел, как люди шли, плакали, друг другу в объятия кидались, и мне стыдно было, что слез у меня нет, но выдавить их из себя я не мог... Это все равно что сейчас какого-нибудь чабана Чебаркулиа хоронили бы, которого я даже не знаю, и мне надо было бы его оплакивать. Для меня Сталин все-таки где-то там оставался, всю мою жизнь, понимаете?

- То есть внуком великого Сталина вы себя не ощущали?

Нет, нет. Жили мы очень скромно, нас в суровых довольно условиях, в рукавицах ежовых держали, поэтому я не представлял, что могу позволить себе сказать: «Вы знаете, чей я внук?» или: «А знаете, кто мой дедушка?». Мне даже в голову это ни с какой стороны не могло въехать...

«Про маму Сталин Светлане сказал: «Все вы, бабы, дурры, и она дурра»

- Ну хорошо, вам восемь-девять-десять лет - это сознательный возраст, когда уже все понимать и даже отчасти анализировать можно...

Нет, я был мальчиком, который все-таки, ну как вам сказать, в имении вырос. Может, по Рублевке когда-нибудь проезжали? Там, где правый поворот, дача Микояна была и рядом с ней отцова - с этой дачи я с котомочкой однажды бежал, потому что «Детство Темы» Гарина-Михайловского прочитал. Котомку собрал, палочку выстругал, ботинки на нее повесил...

- Впечатлительным были...

До первого милиционера дошел - там меня за шиворот взяли и назад вернули. В основном жили мы там, а в Москве, когда я уже в школу пошел, в особняке на Гоголевском бульваре нас поселили - за забором, понимаете? Я своему другу Володе Шкляру завидовал - у него папа-портной в пейсах был, с такой (показывает на затылок)...

- ...кипой?

Да, с ней. Жили они в деревянном доме, и на окнах у них какие-то бальзамины стояли, с канареечкой клетка висела - мне это таким счастьем, таким уютом казалось... Очень ему завидовал, а к себе практически никого привести не мог...

- Хорошо, ну вот на трибуну Мавзолея по ступенькам ваш дед поднимается - человек, которого полмира боится, лидер самой мощной ядерной державы, шестую часть суши занимающей...

Я этого не понимал...

- И гордость не переполняла, ощущения какого-то родства: я и он - одна кровь - не было?..

Нет. Чувства, коль мы с вами о них говорим, были - ответственности, например...

- ...не посрамить!

Я знал, что хорошо вести себя должен, отлично учиться... Я должен, я должен, я должен - с младых ногтей это усвоил, и что-то лишнее, каких-либо вольностей позволить себе не могу.

- Желания с вами познакомиться Сталин никогда не испытывал?

Вы знаете, там довольно-таки интересная история...

Когда шла война, он вообще ни с кем, как вы понимаете, знакомиться не хотел...

- ...не до того было...

А после войны инсульт у него случился, поэтому тоже не до того. Потом чехарду из жен папа устроил... В 43-м Ниной Кармен он увлекся - женой оператора Ро­мана Кармена: очень красивая была женщина (мама ее с юности тоже знала). Когда там романчик начался, мама как раз беременна сестрой моей была, и Светлана Сталину об этом сказала. Тот распорядился невестке квартиру предоставить, ее в Доме правительства посе­лили, машину выделили - все дали...

- ...поступок, смотрите...

Чтобы она и дети: и родившийся ребенок, и уже подрастающий - в покое жили.

- Квартиру выделили хорошую?

Хорошую! Ну, папа с Ниной покрутился, к маме потом прибежал, и она его пустила... Когда Светлана отцу радостно сообщила: «Галя с Васей помирились», - он буркнул: «Все вы, бабы, дуры, и она дура».

- И был прав...

В 45-м Светлана тоже пыталась уговорить отца на брата своего повлиять, который нас, детей, матери не отдавал, но Сталин сказал: «Не надо. Она сама такой жизни себе захотела - теперь пусть расхлебывает». Жестоко, но было так...

- Неужто ни малейшего желания своего внука законнорожденного увидеть у него не было?

Он Осю Светланиного видел (Иосиф Григорьевич Аллилуев - советский и российский кардиолог, доктор медицинских наук. - Д. Г.), а нас с сестрой - нет, потому что с Катей (второй женой Василия Екатериной Тимошенко. - Д. Г.) отца не принимал, со следующей женой... Капитолина рассказывала, что вроде они вдвоем когда-то на какую-то дачу приезжали... Подробностей не знаю, разговоров об этом в доме никогда не было, а когда мама замуж за отца вышла, ее, естественно, в Кремль жить привезли - у них там с отцом своя половина была, но она настолько всего этого не хотела... Поэтому, когда Сталин ее пригласил, в кровать под одеяло нырнула и попросила адъютанта сказать, что спит. «Мне даже любопытно не было, - вспоминала. - О чем мне с ним говорить? Что я, как дура, бы там стояла?».

«Рыжий Зяма Адамсон себя русским считал, а мне сказал: «Ты жид пархатый, тебя бить надо»

- Сегодня, по прошествии стольких лет, какой-то чисто человеческой обиды на деда у вас нет - не на генералиссимуса Сталина, просто на дедушку! - за то, что даже увидеть вас не хотел?

Если бы дедушкой его я считал, наверное, была бы, но постарайтесь меня понять: пепел Клааса не стучит в моем сердце. Знаете, Сталин для меня - великая фигура ХХ века, тиран, если хотите, но человек однозначно умный, весьма одаренный...

- ...гений, слушайте!

Бесспорно, со всеми вытекающими отсюда характеристиками... Всему этому должное я отдаю, чему-то даже поражаюсь: скажем, мне непонятно, как мог он своему помощнику по памяти список книг, необходимых для библиотеки, составить, причем названия там такие, что я бы их просто не выговорил, наверное, пока возраста Сталина не достиг. Повторяю: я должное отдаю, но чтобы родственные узы какие-то - нет, нет! Когда в 53-м году, пос­ле его смерти, мама нас, наконец, забрала, мы с ней жили, а ее подруги, друзья из лагерей возвращались, и разговоры велись соответствующие... Кумирни Сталина в доме не было никогда, поэтому я как-то не претендовал... Ну так было принято, что ли: с этим флагом никто никогда не носился.

- В школе, что вы внук Сталина, знали?

Кто-то знал, кто-то нет.

- Учителя, да и одноклассники, в связи с этим как-то особенно к вам относились?

Ну, ребята никогда на такие вещи внимания не обращают... Нет, проблем с этим у меня не было, правда, осложнения из-за того, что я «еврей», возникли. В моем классе рыжий Зяма Адамсон учился, который компанию собрал, - вот он себя русским считал, а мне сказал: «Ты жид пархатый, тебя бить надо».

- Он же в местах не столь отдаленных мог оказаться...

Не мог, исключено - Сталина уже не было, это после его смерти происходило. А-а-а, нет, был случай... Класс наш в театр повели, и там мое место рядом с девочкой оказалось, которую Лаура Польская звали, - на всю жизнь это запомнил. После спектакля я номерок у нее взял и пальто ей подал - из-за этого маму в школу вызвали. Директриса заявила, что у меня не детское отношение, что на девочку я не так смотрел, хотя мне она ни с какой стороны не ехала и не шла. В общем, целую интригу завели - было такое, но это, я думаю, не столько с номерком, сколько с разоблачениями культа личности Сталина связано, которые в это время шли.

- Привилегии при жизни деда у семьи какие-то были: повара, домработницы?

Ну, какая-то обслуга, конечно, имелась...

- Продуктовые пайки, машины?

Что-то, наверное, было, хотя нас-то очень скромненько, я бы сказал, кормили... Может, отцу что-то давали, но нас к этим столам не звали. Избалован я не был, фазанов с тем, чтобы потом, когда это пиршество кончилось, вдруг ахнуть: «А где же фазаны?», не кушал.

- Сталин бедным умер?

Недавно на его даче я оказался - какой-то фильм документальный снимали и меня на камеру что-то уговорили сказать, а я столько лет там не был... Отец нас туда после смерти Сталина привез, а может, накануне тело его увезли, я смутно все помню... Меня поразило тогда, что на телевизоре кухонное полотенце лежало - знаете, такие суровые были...

- А телевизор уже был?

Да, и вот это кухонное полотенце меня удивило, и когда несколько лет назад я на эту дачу поехал...

- Сердце, простите, екнуло?

Нет, жутко страшно мне было. Пока снимали, я по всему дому прошелся, мне каждый угол там показали...

- Все сохранилось, как было?

В его комнатах - да, единственно, в пристроенной террасе (он, когда старый уже был, не по улице зимой гулял, а на террасу выходил) подарки «товарищу Сталину» поставили. Видно, из музея часть экспозиции: вазы хрустальные, сувениры - будто магазин какой-то, а вообще...

Страшно мне не потому было, что ах, Боже мой, где здесь автоматы и пулеметы хранились? - жутко от мысли стало, как в этом доме мог человек жить. В каждой комнате одно и то же - стол со стульями и два дивана...

- Мебель одинаковая?

Да, в спальне - а это огромная комната - одна кровать узенькая, рядом стул, на котором настольная лампа стояла, как будто даже столик непозволительной роскошью был, в углу, на другом конце, маленький шкаф платяной. Меня даже не аскетизм такой поразил, а какое-то дичайшее одиночество - какое счастье, подумал, что никакого отношения к царям я не имею. Мрачная жизнь - вот что было страшно!

- То есть умер Сталин все-таки бедным?

Пф-ф-ф! С голым задом, я думаю, да и мы с голым задом остались - все же государственное было.

- Поразительно, да? Сейчас руководителя даже бедной страны представьте...

Даже представлять не хочу! - ничего этого у нас не было. Под зад коленом! - в чем стояли, в том на улицу и выгнали.

Режиссёр Александр Бурдонский умер на руках у близкого друга - актёра Игоря Марченко

Режиссер Александр Бурдонский умер на руках у близкого друга - актера Игоря Марченко

На минувшей неделе скончался старший сын генерал-лейтенанта авиации Василия СТАЛИНА и внук Иосифа СТАЛИНА - режиссер Александр БУРДОНСКИЙ. 45 из 75 лет он проработал в Театре Российской армии. По предварительным данным, после продолжительной болезни у постановщика не выдержало сердце.

С Сашей я познакомилась в 1958 году в доме отдыха «Актер» в Ялте, - рассказала нам актриса Нина Дорошина , звезда фильма «Любовь и голуби». - Однажды пошла купаться, свело ногу, и я начала тонуть, уже захлебывалась. Бурдонский увидел это с берега и кинулся вместе с сестрой меня спасать. Это судьба. Не знаю, что было бы, если бы он не заметил и вовремя не доплыл ко мне. С тех пор стали общаться. Я обожала его чудную семью: тетю Светлану Аллилуеву , маму Галюсю и сестру Надюшу. Долгое время жила у них дома. Даже когда выходила замуж за Олега Даля , свадьбу мы справляли в большой квартире Бурдонских. Весь театр «Современник» туда пришел.

По словам Нины Михайловны, Александра обожал и Олег Ефремов , другой ее возлюбленный:

Олег Сашу поощрял, когда тот в ГИТИС на режиссерский факультет поступил.

Меня, как актера к себе звали и Завадский , и Эфрос , но я выбрал режиссерскую профессию, - рассказывал сам Бурдонский в интервью «Экспресс газете». - Я долго думал, переживал, хотел играть. Когда заболел Зельдин , я его несколько раз заменял, да и не только его, так что время от времени я еще долго выходил на сцену. Но удовольствия от этого уже не получал. В нашей стране было много великих актеров, но гениальных только трое: Ефремов, Смоктуновский и Ролан Быков .

Больше, чем сын

Александра Васильевича весь коллектив нашего Театра Армии любил, - сквозь слезы говорит народная артистка Ольга Богданова . - Очень многие ему обязаны своим открытием или яркой ролью. Костюмеры и гримеры его обожали, хотя он всегда был очень нервным и требовательным, но люди чувствовали то добро, которое било из него буквально ключом. Самые щедрые подарки он делал актрисам - Нине Сазоновой , Людмиле Касаткиной , Ларисе Голубкиной , Людмиле Чурсиной , Алине Покровской , мне. Эти роли мы все вспоминали с огромной благодарностью.

Про личную жизнь Бурдонского известно немного. С супругой - литовкой Далей Тумалявичуте он познакомился во время учебы в институте, и на четвертом курсе они поженились.

Большую часть времени мы проводили вдалеке друг от друга, на гастролях, - вспоминал сам Александр Васильевич. - Может, поэтому семьи в обычном понимании у нас и не вышло. В июне 2006 года она скончалась... Понятие дома для меня более широкое, чем жена. Дом - это то место, куда ты несешь свои беды. Для меня это театр!

Ребенка пара так и не завела.

Детей Бурдонскому заменяли артисты, - считает Ольга Богданова. - И это не пустые слова. Например, последние 23 года Александр дружил с актером Игорем Марченко , с которым сблизился, когда тот только пришел в наш театр. Они были больше чем коллеги, почти что родственники. Игорь ухаживал за Сашей как за родным отцом, не всякий сын так переживает болезнь отца. В конце прошлого года у Бурдонского обнаружили рак. Вначале пострадало легкое, потом болезнь перешла на другие органы, это все быстро развилось.

По словам Ольги Михайловны, иногда она навещала режиссера в клинике:

Но только тогда, когда он сам просил об этом, не хотела навязываться. Он постоянно спрашивал врачей, сколько ему отпущено, мечтал вернуться к работе. Я ему говорила: «Саша, не волнуйтесь, мы хоть куда придем к вам репетировать, прибежим и в больницу, как только позовете». Без работы он не мог жить. То, что Саша был внуком Сталина , он никогда не выпячивал, но от деда не отрекался... Бурдонский любил готовить, накрывал на стол с такой любовью, когда мы приходили к нему домой, радовался, любил угощать. На таких мир и держится. Нам будет очень-очень его не хватать.

Глупый демарш

В интервью сайт Александр БУРДОНСКИЙ размышлял о творчестве своего коллеги Кирилла СЕРЕБРЕННИКОВА:

- Серебрянников часто повторял, что если введут цензуру и запретят мат на сцене, то он немедленно покинет нашу страну. Это детский и глупый демарш. Я думаю, без мата, без голой задницы, без того, чтобы на первый план вышли актеры, расстегнули ширинки, вынули «хозяйство» и стали мочиться, можно сказать очень многое. В спектакле «Ромео и Джульетта» раздеваются, сношаются, принимают противозачаточные таблетки, писают на все стенки. Наверное, это безумно современно, но мне кажется, что все это чепуха.

МОСКВА, 24 мая — РИА Новости. Театральный режиссер, народный артист России и внук Иосифа Сталина Александр Бурдонский умер в Москве. Ему было 75 лет.

Как рассказали РИА Новости в Центральном академическом театре Российской армии, где Бурдонский отработал несколько десятилетий, режиссер скончался после тяжелой болезни.

В театре уточнили, что гражданская панихида и прощание с Бурдонским начнется в 11:00 в пятницу, 26 мая.

"Все будет происходить в его родном театре, где он работал с 1972 года. Затем состоится отпевание и кремация на Николо-Архангельском кладбище", — сообщил представитель Центрального академического театра Российской армии.

"Настоящий трудоголик"

Актриса Людмила Чурсина назвала смерть Бурдонского огромной потерей для театра.

"Ушел человек, который знал о театре все. Александр Васильевич был настоящим трудоголиком. Его репетиции были не просто профессиональными занятиями, а и жизненными размышлениями. Он много воспитал молодых актеров, которые его обожали", — заявила Чурсина РИА Новости.

"Для меня это личное горе. Когда умирают родители, наступает сиротство, а у меня с уходом Александра Васильевича наступило сиротство актерское", — добавила актриса.

Чурсина много работала с Бурдонским. В частности, она играла в спектаклях "Дуэт для солистки", "Элинор и ее мужчины" и "Игра на клавишах души", которые ставил режиссер.

"У нас было шесть совместных спектаклей, и начали уже работать над седьмым. Но случилась болезнь, и он сгорел за четыре-пять месяцев", — рассказала актриса.

Народная артистка СССР Элина Быстрицкая назвала Бурдонского человеком уникального таланта и железной воли.

"Это замечательный педагог, с которым мне случилось вместе преподавать десять лет в ГИТИСе, и очень талантливый режиссер. Его уход — большая потеря для театра", — заявила она.

"Рыцарь театра"

Актриса театра и кино Анастасия Бусыгина назвала Александра Бурдонского "настоящим рыцарем театра".

"С ним у нас была настоящая театральная жизнь в лучших ее проявлениях", — цитирует слова Бусыгиной телеканал "360" .

По ее словам, Бурдонский был не только великолепным человеком, но и "истинным служителем театра".

Бусыгина впервые столкнулась с Бурдонским при постановке чеховской "Чайки". Она отметила, что в работе режиссер порой был деспотичен, однако его "любовь сплачивала актеров в одну команду".

Как внук Сталина стал режиссером

Александр Бурдонский родился 14 октября 1941 года в Куйбышеве. Его отцом был Василий Сталин, а матерью — Галина Бурдонская.

Семья сына вождя распалась в 1944 году, однако развод родители Бурдонского так и не оформили. Кроме будущего режиссера, у них была общая дочь — Надежда Сталина.

С рождения Бурдонский носил фамилию Сталин, однако в 1954 году — уже после смерти деда — взял материнскую, которую сохранил до конца жизни.

В одном из интервью он признался, что видел Иосифа Сталина только издалека — на трибуне и лишь один раз воочию — на похоронах в марте 1953-го.

Александр Бурдонский окончил Калининское суворовское училище, после чего поступил на режиссерский факультет ГИТИСа. Кроме того, он учился на актерском курсе студии при театре "Современник" у Олега Ефремова.

В 1971 году режиссера пригласили в Центральный театр Советской армии, где он занимался постановкой спектакля "Тот, кто получает пощечину". После успеха ему предложили остаться в театре.

За время работы Александр Бурдонский поставил на сцене Театра Российской армии спектакли "Дама с камелиями" Александра Дюма-сына, "Снеги пали" Родиона Феденева, "Сад" Владимира Арро, "Орфей спускается в ад" Теннесси Уильямса, "Васса Железнова" Максима Горького, "Ваша сестра и пленница" Людмилы Разумовской, "Мандат" Николая Эрдмана, "Последний пылко влюбленный" Нила Саймона, "Британик" Жана Расина, "Деревья умирают стоя" и "Та, которую не ждут…" Алехандро Касоны, "Арфа приветствия" Михаил Богомольного, "Приглашение в замок" Жана Ануйя, "Дуэль королевы" Джона Маррелла, "Серебряные колокольчики" Генрика Ибсена и многие другие.

Кроме того, режиссер поставил несколько спектаклей в Японии. Жители Страны восходящего солнца смогли увидеть "Чайку" Антона Чехова, "Вассу Железнову" Максима Горького и "Орфей спускается в ад" Теннесси Уильямса.

В 1985 году Бурдонский получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 1996-м — народного артиста России.

Режиссер также активно участвовал в театральной жизни страны. В 2012 году он принял участие в митинге против закрытия Московского драматического театра имени Гоголя, который был переформатирован в "Гоголь-центр".

24 мая в Москве на 76-м году жизни скончался Александр Васильевич Бурдонский - Народный артист России, заслуженный деятель искусств РСФСР, режиссер Центрального академического театра Российской армии (ЦАТРА), внук , сын и Галины Бурдонской.

Об этом сообщила пресс-секретарь Центрального академического театра Российской армии Марина Астафьева.

"Александр Васильевич скончался вчера поздно вечером после тяжелой болезни на 76-м году жизни", - сказала Астафьева.

Режиссер скончался в госпитале в Москве. По предварительным данным, причиной смерти стала внезапная остановка сердца.

Прощание с ним состоится в ЦАТРА.

Александр Васильевич Бурдонский родился 14 октября 1941 года в Куйбышеве (ныне Самара) в семье Василия Сталина и Галины Бурдонской.

До 13 лет был Сталиным, в 1954 году ему сменили фамилию.

Родился в в эвакуации, когда его родителям было всего 20 лет. Спустя четыре года они расстались, Бурдонской не разрешили оставить ребенка у себя, и его воспитанием занимался отец.

Окончил Калининское суворовское училище и режиссёрский факультет ГИТИСа. Также поступил на актёрский курс студии при театре «Современник» к Олегу Николаевичу Ефремову.

По окончании ГИТИСа в 1971 году Бурдонского приглашает играть шекспировского Ромео Анатолий Эфрос в театр на Малой Бронной. Спустя три месяца Мария Кнебель зовёт в Центральный театр Советской Армии ставить спектакль «Тот, кто получает пощёчину» Леонида Андреева, в котором сыграли Андрей Попов и Владимир Зельдин. После осуществления этой постановки в 1972 году главный режиссёр ЦТСА Андрей Алексеевич Попов предложил А. В. Бурдонскому остаться в театре.

Как замечал сам режиссер, судьба уберегла его от участи царского ребенка - делать первые шаги в профессии ему довелось в то время, когда происхождение ему, мягко говоря, не помогало. Зато помогал талант - об этом говорит хотя бы то, что молодого выпускника ГИТИСа в 1971 году (то есть за год до перехода в Театр армии) Анатолий Эфрос позвал в Театр на Малой Бронной на роль шекспировского Ромео.

Александр Бурдонский. Наедине со всеми

В течение десяти лет вместе с преподавал в ГИТИСе.

Был женат на своей однокурснице Дале Тумалявичуте, которая работала главным режиссёром Молодёжного театра. Овдовел, детей не имел.

Театральные постановки Александра Бурдонского в Театре Российской армии

«Тот, кто получает пощёчину» по Леониду Андрееву
«Дама с камелиями» А. Дюма-сына
«Снеги пали» Р. Феденёва
«Сад» В. Арро
«Орфей спускается в ад» Т. Уильямса
«Васса Железнова» Максима Горького
«Ваша сестра и пленница» Л. Разумовской
«Мандат» Николая Эрдмана
«Условия диктует леди» Э. Элиса и Р. Риза
«Последний пылко влюблённый» Н. Саймона
«Британик» Ж. Расина
«Деревья умирают стоя» Алехандро Касона
«Дуэт для солистки» Т. Кемпински
«Шарады Бродвея» М. Орра и Р. Дэнём
«Арфа приветствия» М. Богомольного
«Приглашение в замок» Ж. Ануйя
«Дуэль королевы» Д. Маррелла
«Серебряные колокольчики» Г. Ибсена
«Та, которую не ждут...» Алехандро Касона
«Чайка» А. Чехова
«Элинор и её мужчины» Джеймс Голдмен
«Игра на клавишах души» по пьесе «Лив Штайн» Н. Харатишвили
«С тобой и без тебя» К. Симонова
«Этот безумец Платонов» по пьесе «Безотцовщина» А. П. Чехова

Театральный режиссер.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (29.07.1985).
Народный артист России (21.02.1996).

Прямой внук И. В. Сталина, старший сын Василия Иосифовича Сталина (1921-1962) от первой жены Галины Бурдонской (1921-1990).
Он вспоминал: «Совместная жизнь у родителей не сложилась. Мне было четыре года, когда мама от отца ушла. Детей ей взять с собой не позволили. Нас разлучили на восемь лет».
В 1951-1953 годах учился в Калининском суворовском училище.
Позже поступил на актерский курс студии при театре "Современник" к Олегу Николаевичу Ефремову. В 1966 году поступил в ГИТИС (ныне РАТИ) на режиссерское отделение курса Марии Осиповны Кнебель, одновременно экстерном окончив школу и получив аттестат зрелости.
По окончании ГИТИСа в 1971 году его приглашает играть шекспировского Ромео Анатолий Эфрос в театр на Малой Бронной. Спустя три месяца Мария Кнебель зовет с собой своего ученика в Театр Армии ставить спектакль "Тот, кто получает пощечины" Леонида Андреева, в котором сыграли Андрей Попов и Владимир Зельдин. После осуществления этой постановки, в 1972 году главный режиссер ЦТСА Андрей Алексеевич Попов предложил А.В. Бурдонскому остаться в Театре Армии.

Режиссер Центрального академического театра Советской (Российской) Армии.
Поставил два спектакля в Малом театре и в Японии. Страна восходящего солнца увидела "Чайку" А. Чехова, "Вассу Железнову" М. Горького и "Орфей спускается в ад" Т. Уильямса.

Преподавал в ГИТИСе (РАТИ).

Был женат на своей однокурснице Дале Тамулявичюте (1940-2006), режиссере Государственного молодежного театра Литвы.

театральные работы

Спектакли, поставленные в ЦАТРА:
«Тот, кто получает пощечины» Л. Андреева
«Дама с камелиями» А. Дюма-сына
«Снеги пали» Р. Феденева
«Сад» В. Арро
«Орфей спускается в ад» Т. Уильямса
«Васса Железнову» М. Горького
«Ваша сестра и пленница» Л. Разумовской
«Мандат» Н. Эрдмана
«Условия диктует леди» Э. Элиса и Р. Риза
«Последний пылко влюбленный» Н. Саймона
«Британник» Ж. Расина
«Деревья умирают стоя» А. Касоны
«Дуэт для солистки» Т. Кемпински
«Шарады Бродвея» М. Орра и Р. Дэнем
«Арфа приветствия» М. Богомольного
«Приглашение в замок» Ж. Ануя
«Дуэль королевы со смертью» по пьесе «Смех лангусты» Д. Маррелла
«Та, которую не ждут…» по пьесе «Утренняя фея» А. Касоны
«Чайка» А.П. Чехова
«Элинор и её мужчины» Дж. Голдмена