Урок по роману Ф.Достоевского "Бедные люди". Урок по литературе на тему Ф



Тема урока: 8 класc
Ф.М. Достоевский «Бедные люди»
Цель: расширить познания учащихся в области русской литературы.
Задача образовательная: познакомить учащихся с произведением Достоевского «Бедные люди».
Задача развивающая: развитие умения анализировать литературное произведение.
Задача воспитательная: воспитание нравственное.
Ход урока:
1.Объявляется тема и задачи урока.
2.Минута поэзии.
3. Вступительное слово о писателе.
4. Чтение и анализ:
Кто главные герои произведения?
Какая история описана в этом произведении? Каково ваше отношение к героям?
Какие чувства вызывают герои? Обоснуйте. О чём это произведение?
Чему оно может научить читателя?
5. Основные вопросы.
Какова авторская позиция по отношению к героям? Как вы думаете, почему автор отказался от оптимистического финала? Придумайте свой вариант финала повести. Раскройте смысл названия повести. Как вы думаете, актуальна ли ли тема «маленького человека»?
Ф.М.Достоевский «Бедные люди»
Краткое содержание. Макар Алексеевич Девушкин – титулярный советник 47 лет, переписывающий за небольшое жалование бумаги в одном из петербургских департаментов. Он только что переехал на новую квартиру в капитальном доме возле Фонтанке вдоль длинного коридора двери комнат для жильцов. Сам же герой ютился за перегородкой в общей комнате. Прежнее его жильё было не в пример лучшее. Однако теперь для Девушкина главное – дешевизна, потому что в том же дворе он снимает более удобную и дорогую квартиру для своей дальней родственницы Варвары Алексеевны Добросёловой. Бедный чиновник берёт под свою защиту 17 - летнюю сироту, за которую кроме него некому было заступиться. Живя рядом они редко видятся, так как Макар боится сплетен. Однако обо нуждаются в душевном тепле и сочувствии, которые черпают из ежедневной переписки друг с другом. История взаимоотошений Макара и Вареньки раскрывается в 31 его и 24 его письмах, написанных с 8 апреля по 30 сентября 184… Первое письмо М. пронизано счастьем обретения сердечной привязанности. Он выгадывает на цветы и конфеты для своего ангельчика, отказывая себе в еде и платье. Варенька сердится на покровителя за излишнее.
Судьба Вареньки такова. Она росла в деревне, но отец потерял место управляющего имением и увёз семью в Петербург. Отец очень много работал, заболел и умер. Мать постигла такая же участь. Вдову, мать Вареньки, с дочерью приютила родственница Анна Фёдоровна, которая позже продала в счёт своих расходов на семью продала Вареньку богатому помещику Быкову, который обошёлся с девушкой жестоко. Она заболела. За ней ухаживал Макар. Целый месяц она была в бессознательном состоянии.
Когда ей стало легче, она боялась, что Быков найдёт её. Это случилось. Быков сказал, что если Варенька за него не выйдет, то он женится на богатой купчихе. Но Варенька всё – таки выходит за него. Макар это тяжело переживает.
Почему такой конец произведения? Справедлив ли он? Как бы вы закончили это произведение?
6. Составление пятистишья о произведении.
«Бедные люди»
Трогательная, волнующая.
Поднимает проблему «маленького человека», не оставляет равнодушным человека, учит милосердию, требует от общества милосердия.
Грустная, трагическая, пробуждающая сочувствие, требующая справедливости.
Боль.
7. Итоги, выводы, оценки. Закончить предложение: Сегодня было интересно…Мне было трудно…Теперь я могу…
8. Д/З Рассказ о Достоевском. Чтение по ролям понравившегося фрагмента. Составить викторину по произведению из 5 вопросов.
Дочитать произведение.

Класс: 10

Цель:

  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ф.М.Достовевского;
  • развивать монологическую речь учащихся;
  • продолжать работу по воспитанию интереса к русской литературе.

Оборудование: выставка, портрет, презентация, медиапроектор, компьютер.

Запись на доске:

  • “Новый Гоголь явился!” (Н.А. Некрасов)
  • “...Скажем только, что это талант необыкновенный и самобытный, который сразу, еще первым произведением своим, резко отделился от всей толпы наших писателей...” (В.Г.Белинский)
  • “В произведениях г.Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал: это боль о человеке....” (Н.А.Добролюбов)

Эпиграф: Каждый человек должен быть человеком и относиться к другим как человек к человеку.

Номер урока в теме: 1.

Тип урока – вводный.

Форма проведения – литературная гостиная с элементами театрализации.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Достоевского читает весь мир, впечатление от его романов огромно и неоднозначно. Достоевский сложен и противоречив. Он – величайший писатель-реалист, знаток жизни, гуманист, страстный обличитель социального зла, лжи и лицемерия. Всю свою сознательную жизнь писатель был озабочен судьбой своего народа и человечества.

Он всегда стоял особняком в русской литературе, оставаясь не вполне понятным и оцененным.

Достоевского по праву называют “самым трудным в мире классиком”. Чтобы понять этого писателя, надо узнать логику его мышления, строй его понятий и терминов. Многое у Достоевского “не как у людей”. Он стремился к обособленной оригинальности.

Откуда же, из каких корней возрос этот гений?

Какими были детство и юность писателя?

1 -й ученик:

Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 года в семье врача Мариинской больницы для бедных, в Москве, на Божедомке. Семья жила во флигеле при больнице. Это было импозантное здание дворцового типа, но внутреннее убранство казенной квартиры коллежского советника, штаб-лекаря, было весьма скромным.

Семья со временем разрослась до 9 человек, но ютилась в двух комнатах с передней и отдельной кухней.

Была ли семья бедной? Ведь бедность – основной мотив всех рассказов о детстве Достоевского. Судите сами: отец дослужился до личного дворянства, имел частную практику, содержал прислугу: няню, двух горничных, кухарку, кучера, лакея. При рождении детей нанимали кормилиц, держали четырёх лошадей.

Мать писателя происходила из богатого купеческого рода Нечаевых, имела множество братьев и сестер, которые впоследствии помогали воспитывать детей.: Михаила, Федора, Варвару, Андрея, Веру, Любовь, Николая, Александру. Люба умерла во младенчестве, остальные дети, кроме Михаила и Федора, прожили заурядной жизнью, даже не догадываясь, каким гениальным был Федор.

2 -й ученик:

Отношения в семье строились на полном подчинении воле и капризам мужа, отца.

Михаил Андреевич Достоевский, отец писателя, по всем воспоминаниям, был вспыльчивым, мнительным и строптивым скопидомом. Он пересчитывал тряпки за прачкой, приходил в бешенство, не досчитываясь серебряной ложечки в буфете; постоянно изводил жену придирками, ревностью, подозрениями.

Мать писателя, умершая в феврале 1837 года, была совсем другой: веселая, общительная, хозяйственная, ухватистая, вся в купеческую родню.

До наших дней дошла переписка супругов Достоевских. Она не блещет грамотностью, но вся пронизана какой-то пряничной, приторной нежностью.

И это не могло пройти для Достоевского бесследно. Для писателя вопрос семейных отношений - вопрос громадной важности: все его романы построены на судьбах семьи, на показе развала современной ему семьи.

Учитель: А каково же влияние семьи на самого писателя? Как он воспитывался, к чему приучался в детстве и юности?

3 -й ученик:

Исследователи жизни и творчества Достоевского отмечают, что домашнее воспитание будущего писателя велось правильно и систематично: он знал французский и немецкий языки, отец обучал его даже латыни.

В раннем детстве у Достоевского, как и у Пушкина, была своя “няня” Алена Фроловна. Она рассказывала мальчику о сказочной жар-птице, о подвигах Алеши Поповича, о Синей Бороде. Потом началось самостоятельное чтение. Писателя особенно поразила книга “104 священных истории Ветхого и Нового Завета”. Все литературные новинки были в поле его зрения: прославленные тогда русские исторические романы “Юрий Милославский” Загоскина; “Ледяной дом” Лажечникова; “Стрельцы” Масальского; “Семейство Холмских” Бегичева.

Но на первом месте были Пушкин и Гоголь. Смерть Пушкина поразила Достоевского как личное горе, ведь он любил в поэте все, а особенно его жизнелюбие и гуманизм.

Больше всего привлекали Достоевского “Песни западных славян”. Он прекрасно читал стихотворения и прозу Пушкина своим тихим проникновенным голосом, чаруя слушателей мелодикой стиха. Ф.М.Достоевский, можно сказать, “поклонялся” глубине и изяществу “Евгения Онегина”

Учитель: Если бы не болезнь и кончина “маменьки”, Федор и Михаил Достоевские объявили бы в семье траур по Пушкину. Раздумья о любимом писателе прошли через всю нелегкую жизнь Достоевского. Поэтому возможность выступить на открытии памятника А.С.Пушкина в Москве писатель считал огромной радостью и великой честью, размышлял о том, что же такое ПУШКИН для России и мира.

4 -й ученик: Памятник скульптора А.М. Опекушина был открыт 6 июня 1880 года в Москве на краю Тверского бульвара. А 8 июня в зале благородного собрания Федор Михайлович произнес свою речь. Волнуясь и как-то сутулясь, он поднялся на кафедру и начал читать как-то медленно и неуверенно. Но постепенно его голос окреп, вдохновленная приподнятость мыслей словно сделала его выше, расправила плечи, зажгла огнем темные глаза.

Достоевский говорил о трех периодах творчества Пушкина, между которыми, однако, “нет твердых границ”, причем, отмечал писатель, последний период творчества Пушкина – всечеловеческий. Писатель считал, что среди мировых литературных гениев не было ни одного, который бы обладал такой способностью всемирной отзывчивости, как наш Пушкин. Но основной смысл речи сводился к призванию всех к единению и братству. Свою речь Федор Михайлович закончил словами: “Я говорю лишь о братстве людей и о том, что ко всемирному, но всечеловечески – братскому единению сердце русское, может быть, изо всех народов наиболее предназначено, вижу следы его в нашей истории, в наших даровитых людях, в художественном гении Пушкина”.

5-й ученик: Но великое служение России пером художника особенно поразила его в Гоголе. С приходом Гоголя в литературе свершилось чудо: писатель заговорил о русской жизни такими близкими, проникновенными словами, заставил взглянуть на себя по-новому, так что жизнь показалась совсем не изведанной бездной.

Учитель: Но детство человека не бесконечно, наступает момент, когда он должен покинуть отчий дом, чтобы получить профессию и создать свой дом, свою семью. Настало такое время и для Достоевского.

6 -й ученик:

Сначала братья Федор и Михаил учились в первоклассном Московском пансионе Леонтия Чершака, о котором позднее вспоминали с благодарностью, т.к. пансион отличался строгой дисциплиной, богатой учебной программой, образованными преподавателями. Образование в пансионе пробуждало самостоятельную мысль учеников. Но ничего специфически писательского у Достоевского пока не видно. По окончании пансиона он поступил в главное инженерное училище в Петербурге. Видимо, такой выбор сделан по воле отца, который хотел, чтобы его дети были прочно обеспечены, а окончание училище давало офицерский чин. В училище преобладали шагистика, топография, фортификация, точные науки, и здесь у Достоевского случился первый приступ эпилепсии. В училище писатель жил какой-то внутренней жизнью, напряженной, скрытой от других. Он отличался религиозностью. Был нелюдим, имел мало друзей.

Вся эта внутренняя работа не могла остаться невостребованной. К 1845 году Достоевский полностью перечитал Шиллера, увлекся Бальзаком и здесь-то увидел основную концепцию своего творчества: реализм, разнообразие стихий жизни. Это в глазах писателя объединяло Бальзака, Пушкина и Гоголя.

7 -й ученик:

В 1845 году Достоевский вошел в русскую литературу, не робко, как новый ученик, а смело, веско, сказав свое, новое, слово. Это был роман “Бедные люди”. Сразу после выхода романа в свет о Достоевском заговорили как о крупнейшем писателе натуральной школы. В это время литература переживала период замечательного расцвета.

Все в первом романе было в духе “натуральной школы”: и название, и герои, и пафос отстаивания человеческих прав. По мнению Белинского, это была первая попытка социального романа в русской литературе. И действительно, социальность романа выступала в заострении вопроса о сословном неравенстве, в показе изгоев общества. полных внутреннего достоинства и душевной деликатности. Именно таковы Макар Девушкин и Варенька Добросёлова. Они не мечтают ни о каких благодетелях, ни о каких спасителях, а живут сами по себе. Но реальность врывается в их узкий мирок и всё ломает, они вынуждены расстаться.

Поразительно то, что свой первый роман Достоевский написал в эпистолярном жанре. Эта форма в литературе считалась аристократической, изысканной. И вдруг Достоевский “потратил” эту форму на обрисовку внутреннего мира “простого чиновника и падшей девицы”. А ведь, в сущности, Достоевский продолжил традицию высоких и чистых чувств. Но, с точки зрения укоренившейся морали и “приличий”. этот мир бедных героев казался вызывающим. И эту же линию Достоевский продолжил в повести “Белые ночи”.

8 -й ученик:

Боль о человеке... Для творчества Достоевского, для его гуманизма трудно найти более точную и емкую формулу. “Белые ночи” - сентиментальный роман из воспоминаний мечтателя. Начнем со слова “мечтатель”, так называет себя сам герой. От чего же он прячется? От других людей, от их любопытных взглядов. Для него всегда существует водораздел: мечтатель и остальные.

Но что означает прибавка “сентиментальный роман”? Это не просто роман, а сентиментальный, т.е. овеянный поэзией сердечного чувства, размывающий контуры реальных событий. И тут мы обращаемся к словам самого заголовка – “Белые ночи”.

Обратим внимание, что все действие романа происходит ночью. В нем даже нет привычного деления на главы, а есть ночи: ночь первая, ночь вторая... всего 4 ночи. Скупа, лаконична и ночная декорация: только набережная канала, на которой встретились мечтатель и Настенька; скамейка, на которой они сидели. Вначале оба героя равны, равны своим несчастьем, одиночеством, бедностью. Выходит, что несчастье их сближает. А счастье – счастье, ее встреча с возлюбленным – разъединяет. Получается, что даже пережитое в эти Белые ночи – все это было не его. Мечтатель понял, что даже эта самая нежность ее, ее забота, ее любовь – были не что иное, как радость о скором свидании с другим, желание повязать свое счастье”. Таков всеобъемлющий гуманизм Достоевского: писатель исполнен “боли о человеке всяком – бедном, неудачливом, забытом – и заставляет разделить эту боль нас, читателей”.

Но Достоевский не ограничился только одним сентиментальным направлением. За 3 года он создает вслед за “Бедными людьми” и “Белыми ночами” 6 произведений. Среди них “Неточка Незванова”, “Двойник”, “Хозяйка”. В этих произведениях то “среда” господствует над личностью, то прослеживаются попытки бунта личности за свои права, то герои одержимы какой-либо идеей. Собственно, на этом закончился первый этап литературного творчества Достоевского. И виной тому или причиной стала общественно-политическая деятельность писателя. Новая идеология – социализм – привлекла писателя проповедью лучшего будущего для человечества, проповедью равенства, эмансипации женщины, критики буржуазной цивилизации.

1 -й ученик:

Именно идеология социализма приводит Федора Михайловича в различные кружки и политические общества, но с сентября 1848 года он останавливает свой выбор на кружке Михаила Васильевича Петрашевского, регулярно посещал его “пятницы”. “Петрашевцы” были идейными наследниками декабристов, но общество уже не состояло из одних дворян, здесь были и разночинцы. “Петрашевцы” были арестованы, даже не начав действовать, а лишь составив “заговор идей”.

Но Достоевский по своим убеждениям никогда не был революционером, в его сознании преобладают истины Евангелия, и социализм он принял как ветвь христианства. “Пятницы” Петрашевского привели Достоевского к аресту и приговору к смертной казни. Но затем в числе других писатель был помилован и получил 4 года каторги и поселение в Сибири. Приговор был оглашен 22 декабря 1849 года, а 23 января 1850 года Достоевский по этапу был доставлен в Омск, каторжный острог. В книге “Записки из мертвого дома” он подробно описал жизнь каторжан. Пребывание на каторге, а затем служба рядовым внесли определенные изменения в мировоззрение писателя. В 1858 году Достоевский, дослужившийся до прапорщика, подает в отставку “по болезни”. Годом ранее он был восстановлен в гражданских правах, и ему было возвращено потомственное дворянство.

Хотя в чем-то Достоевский и отказался от своих прежних идей, но он остался верен одной главной идее – идее правды жизни. Во 2-й половине 19 века в русской литературе стал преобладать жанр романа. Достоевский- романист наряду с Толстым занял одно из первых мест в русской литературе. В своих романах он показывал безгранично богатый жизненный материал. Затрагивал такие стороны общественной и социальной жизни, мимо которых проходили другие писатели-романисты. И сила таланта Достоевского проявилась в изображении современной ему мятущейся личности, в критике неустроенности современного общества.

В 60-70 -е годы 19 века писатель создает “свои великие романы”: “Преступление и наказание”, “Идиот”, “Бесы”, “Подросток”, “Братья Карамазовы”.

2 -й ученик:

Путь Достоевского к роману “Преступление и наказание” был долгим. Задуман он был еще в начале 50-х годов. Тягостный и мучительный 1864 год дает писателю обильный материал для задуманного произведения. После смерти брата Федор Михайлович оказывается в страшной нужде, над ним нависает угроза долговой тюрьмы. Весь год писатель был вынужден обращаться к петербургским ростовщикам. Не жалея здоровья, просиживал за работой до 6 часов утра, пытаясь спасти общее с братом детище – журнал “Эпоха”. Достоевский все же не может выбиться из нужды и доводит сумму своего долга до 25 тысяч рублей. Он перестает бороться за журнал и возвращается к своему основному делу – писательскому ремеслу.

Основной вариант романа сложился к осени 1865 года. Но он разрастался, становился объемнее и сложнее. Кажется, работа над романом вот-вот успешно закончится, и вдруг осенью 1866 года Достоевский опять попадает в исключительно трудные обстоятельства: он вынужден одновременно с работой над “Преступлением и наказанием” напряженно работать и над другим романом - “Игрок”. Дело в том, что по контракту с издателем Стелловским он должен был представить новый роман к 1 ноября. Поэтому лишь в ноябре 1866 года Достоевский диктует последнюю, шестую, часть романа и эпилог “Преступления и наказания”, которые печатаются в декабрьском номере журнала “Русский вестник”. И только в марте 1867 года роман “Преступление и наказание” выходит отдельным изданием.

Выходу романа предшествовали многие трудности: и финансовые, и психологические, и нравственные искания не оставляли писателя. Но основной проблемой стала нехватка времени для написания очередного произведения по кабальному договору. И в это труднейшее для писателя время судьба в лице Милюкова и профессора стенографии Ольховского преподнесла Фёдору Михайловичу, наверное,самый щедрый подарок -знакомство с главным человеком всей его жизни, и писательской, и человеческой. Предлагаем вашему вниманию небольшой фрагмент, рассказывающий эту трогательную историю.(см. Приложение 1 ).

Еще два романа выходят в свет после “Преступления и наказания”, это “Подросток” и “Идиот”. И все эти годы в душе и в мыслях писателя зреет замысел нового романа, романа-дилогии, объединяющего в себе прошлое и будущее.

3 -й ученик: “Братья Карамазовы” - последний, итоговый, самый великий роман Достоевского. В его основу положена драматическая интрига – убийство лица, явившегося средоточием страстей. Убийство из ненависти и мести, из-за денег, из-за ревности. Чисто житейская основа придает естественность интриге, полноту и убедительность мотивировкам.

“Братья Карамазовы” - самый сложный и самый понятный по сюжету роман Достоевского. Семейное начало, обычно обнаруживавшееся в романах писателя и оказывавшееся на периферии, здесь положено в основу повествования. Действие развивается стремительно, все роли обозначаются сразу. Роман органичен, ясен, национальная русская стихия господствует во всех его клеточках.

Новым словом в художественном повествовании явились сцены народных страданий, взятые с натуры. В основу сюжета положена слышанная Достоевским на каторге история заключенного в Омском остроге отставного поручика Ильинского, “отцеубийцы из дворян”. Ильинский был осужден ошибочно, убийцей был его младший брат, желавший единолично получить наследство. Роман опирается на многое из того, что автор наблюдал в жизни или разузнавал специально. Достоевский писал иногда в жару личных переживаний: у него умер сын Алеша трех лет, и он назвал Алешей одного из героев романа.

В “Братьях Карамазовых” поставлен вопрос о смысле бытия. Эту проблему обсуждали все герои романа. Писатель приходит к выводу, что ни одна существовавшая в мире система государственного устройства не защищает права каждого человека. Спасение только в обновлении самого человека. Старец Зосима говорил: “Будут братьями, будет и братство”. Это – выражение основного жизненного принципа писателя. В учении Достоевского, конечно, много спорного и неверного, но общий вывод – смысл жизни в том, чтобы знать, зачем жить.

А жить надо, по Достоевскому, чтобы был мир между людьми, во имя их процветания, совершенствования. Сами братья из семейства Карамазовых разбились в разные стороны. Но принцип “братства” остался и завещан писателем будущему.

Думаю, что пришло время подвести итоги нашего знакомства с писателем и его творчеством. Каждый из вас, готовясь к уроку, узнавал какую-либо грань этой великой и неоднозначной личности. Дома вы напишете сочинение-миниатюру “Достоевский, каким я вижу его.”.

Также напоминаю, что вы получали заранее задания по группам к роману “Преступление и наказание”:

  • 1 группа -Петербург Пушкина
  • 2 группа - Петербург Гоголя
  • 3 группа - Петербург Достоевского.

Всем спасибо, жду вас на следующем уроке.

P.S. Презентацию каждый учитель создает в соответствии со своими задачами, у меня она служила иллюстративным материалом к выступлениям учащихся, включала в себя портреты Ф.М.Достоевского разных авторов, различные фото, иллюстрации к произведениям писателя, фрагменты кинофильмов.

1. Организационный момент.
Чтение мини-сочинений по произведению Гоголя «Шинель»
3.Объявление темы и задач урока.
1/Прочитайте на доске высказывания. Как вы их понимаете, объясните.
«Человек вот тайна, и если будешь её разгадывать всю жизнь, НЕ ГОВОРИ, ЧТО ПОТЕРЯЛ ВРЕМЯ ЗРЯ. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».
«Все мы из гоголевской «Шинели» вышли.
Ф.М.Достоевский.
2/ Знакомство с биографией писателя
Задание: внимательно слушать, записать рядом с вопросами на знание биографии писателя ответы по ходу лекции. Перед тем, как отвечать на вопросы прочитайте их.
Вопросы на знание биографии Ф.М.Достоевского
1.В каком городе родился Ф.М.Достоевский? (Москва)
2. В каком году родился писатель? (11 ноября 1821 г)
3.Кем служил отец писателя? (штаблекарем)
4.Сколько детей было в семье Михаила Достоевского? (7)
5. Какому иностранному языку обучился Федор в полупансионе Н.И.Драшусова? (французскому)
6.Сколько было лет Федору, когда умерла его мать? (16)
7. В какое одно из лучших учебных заведений того времени был определен Федор Достоевский?
(Петербургское инженерное училище)
8.Почему Достоевскому приходилось жить в стесненных обстоятельствах, когда он учился?
(не приняли в училище на казенный счет)
9.В каком году Достоевского произвели в офицеры?(1841)
10.Куда был зачислен по окончании курса Петербургского военно-инженерного училища в 1843 году будущий писатель?(на службу при Петербургской инженерной команде)
11. В каком году и где была напечатана первое сочинение – повесть «Бедные люди»?(1848 г)
12. Почему хорошие отношения с кружком Белинского скоро испортились? (члены кружка не умели щадить болезненного самолюбия Достоевского, часто подсмеивались над ним)
13.Сколько повестей было написано до ареста, который состоялся в 1849 году? (10 повестей)
14. За что был заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости Федор Михайлович?
(из-за причастности к делу Петрашевцев)
15. К чему приговорили сначала писателя? (к смертной казни через расстреляние)
16. Чем была заменена смертная казнь?(каторжными работами в Сибири на 8 лет)
17. В должности кого был определён в сибирский линейный батальон в Семипалатинске Достоевский.(рядовым солдатом)
18. Когда был восстановлен в прежних правах писатель? (18апреля 1857 года)
19. Получил ли разрешение снова жить в столице? (Да)
20.Когда и от чего умер Достоевский? (Последние годы страдал эмфиземой, в 1881 году произошел разрыв легочной артерии, умер в 8 часов 38 минут)
Русский писатель. Федор Михайлович, второй сын в семье, родился 11 ноября (по старому стилю - 30 октября) 1821 году в Москве, в здании Мариинской больницы для бедных, где отец его служил штаблекарем. В 1828 отец Достоевского получил потомственное дворянство, в 1831 приобрел село Даровое Каширского уезда Тульской губернии, в 1833 - соседнюю деревню Чермошню. Мать Достоевского, урожденная Нечаева, происходила из московского купечества. Семеро детей воспитывались по традициям старины в страхе и повиновении, редко выходя за стены больничного здания. Летние месяцы семья проводила в небольшом имении, купленном в Каширском уезде Тульской губернии в 1831. Дети пользовались почти полной свободой, т.к. время проводили обыкновенно без отца. Учиться Федор Достоевский начал довольно рано: азбуке его научила мать, французскому языку - в полупансионе Н.И. Драшусова. В 1834 поступил с братом Михаилом в известный пансион Чермака, где братья особенно увлекались уроками словесности. В 16 лет Достоевский лишился матери и вскоре был определен в одно из лучших учебных заведений того времени - Петербургское инженерное училище, где приобрел репутацию "нелюдимого чудака". Жить приходилось в стесненных обстоятельствах, т.к. Достоевского не приняли в училище на казённый счет. В 1841 Достоевский был произведен в офицеры. В 1843, по окончании курса Петербургского военно-инженерного училище, был зачислен на службу при Петербургской инженерной команде и командирован в чертежную инженерию департамента. Осенью 1844 подает в отставку, решив жить только литературным трудом и "адски работать". Первая попытка самостоятельного творчества, не дошедшие до нас драмы "Борис Годунов" и "Мария Стюарт", относится к началу 40-х. В 1846, в "Петербургском сборнике" Н.А. Некрасова, опубликовал первое сочинение - повесть "Бедные люди". Как один из равных, Достоевский был принят в кружок В.Г. Белинского, который горячо приветствовал новоявленного писателя как одного из будущих великих художников гоголевской школы, но хорошие отношения с кружком скоро испортились, т.к. члены кружка не умели щадить болезненного самолюбия Достоевского и часто над ним посмеивались. С Белинским он еще продолжал встречаться, но его очень обижали плохие отзывы о новых произведениях, называемых Белинским "нервической чепухой". До ареста, в ночь на 23 апреля (по старому стилю) 1849, было написано 10 повестей. Из-за причастности к делу Петрашевского Достоевский был заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, где пробыл 8 месяцев. Его присудили к смертной казни, но государь заменил ее каторгой на 4 года с последующим определением в рядовые. 22 декабря (по старому стилю) Достоевский был привезен на Семеновский плац, где над ним проделали церемонию объявления приговора о смертной казни через расстреляние, и лишь в последнее мгновение осужденным объявили, как особую милость, настоящий приговор. В ночь с 24 на 25 декабря (по старому стилю) 1849 он был закован в кандалы и отправлен в Сибирь. Срок отбывал в Омске, в "Мертвом доме". На каторге у Достоевского усилились эпилептические припадки, к которым он был предрасположен. 15 февраля 1854, по окончании срока каторжных работ, был определен рядовым в сибирский линейный 7 батальон в Семипалатинске, где пробыл до 1859 и где под свое покровительство его взял барон А.Е. Врангель. 18 апреля 1857 Достоевский был восстановлен в прежних правах и 15 августа получил чин прапорщика Вскоре подал прошение об отставке и 18 марта 1859 был уволен, с разрешением жительства в Твери, но вскоре получил разрешение жить в столице. Последние годы писатель страдал эмфиземой. В ночь с 25 на 26 января (по старому стилю) 1881 произошел разрыв легочной артерии, а за ним последовал припадок обыкновенной его болезни - эпилепсии. Умер Достоевский 9 февраля (по старому стилю - 28 января) 1881 в 8 часов 38 минут вечера. Похороны писателя, состоявшиеся 31 января (по другим сведениям - 2 февраля по старому стилю) были настоящим событием для Петербурга: в похоронной процессии участвовали 72 депутации, а в церковь святого Духа в Александро-Невской лавре было внесено 67 венков. Похоронен был в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. Памятник был поставлен в 1883 (скульптор Н. А. Лаврецкий, архитектор X. К. Васильев). Среди произведений - повести, романы: "Бедные люди" (1846, роман), "Двойник" (1846, повесть), "Прохарчин" (1846, повесть), "Слабое сердце" (1848, повесть), "Чужая жена" (1848, повесть), "Роман в 9 письмах" (1847, повесть), "Хозяйка" (1847, повесть), "Ревнивый муж" (1848, повесть), "Честный вор", (1848, повесть вышла под заглавием "Рассказы бывалого человека"), "Елка и Свадьба" (1848, повесть), "Белые ночи" (1848, повесть), "Неточка Незванова" (1849, повесть), "Дядюшкин сон" (1859, повесть), "Село Степанчиково и его обитатели" (1859, повесть), "Униженные и оскорбленные" (1861, роман), "Записки из Мертвого дома" (1861- 1862), "Зимние заметки о летних впечатлениях" (1863), "Записки из подполья" (1864), "Преступление и наказание" (1866, роман), "Идиот" (1868, роман), "Бесы" (1871 - 1872, роман), "Подросток" (1875, роман), "Дневник писателя" (1877), "Братья Карамазовы" (1879 - 1880, роман), "Мальчик у Христа на елке", "Кроткая", "Сон смешного человека".
-Проверка ответов на вопросы на знание биографии писателя. -Вступительное слово о романе в письмах «Бедные люди»
Роман "Бедные люди"
Ф. М. Достоевский неоднократно говорил, что продолжает традиции Гоголя («Все мы из гоголевской «Шинели» вышли»). Н. А. Некрасов, познакомившись с первым произведением Ф. М. Достоевского, передавал рукописи В. Белинскому со словами: «Новый Гоголь явился!». Ф.М. Достоевский продолжил исследования души «маленького человека», углубился в его внутренний мир. Писатель считал, что «маленький человек» не заслуживает такого обращения, какое показано во многих произведениях, «Бедные люди»- это был первый роман в русской литературе, где «маленький человек» заговорил сам.
Ужасен мир вокруг Вареньки Доброселовой, молодой женщины, пережившей много горестей в своей жизни (смерть отца, матери, любимого, преследования низких людей), и Макара Девушкина, бедного пожилого чиновника. Достоевский написал роман в письмах, иначе герои вряд ли смогли бы раскрыть сердца, они были очень робки. Такая форма повествования придала душевность всему роману и показала одну из основных позиций Достоевского: главное в «маленьком человеке» – это его натура.
Для бедного человека основа жизни - это честь и уважение, но герои романа «Бедные люди» знают, что «маленькому» в социальном плане человеку этого добиться практически невозможно: «И ведомо каждому, Варенька, что бедный человек хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может, что уж там не пиши». Его протест против несправедливости безнадежен. Макар Алексеевич очень амбициозен, и многое, что он делает, он делает не для себя, а для того, чтобы это увидели другие (пьет хороший чай). Он пытается скрыть свой стыд за себя. К сожалению, мнение со стороны ему дороже собственного.
Макар Девушкин и Варенька Доброселова – люди огромной душевной чистоты и доброты. Каждый из них готов отдать последнее ради другого. Макар – это человек, который умеет чувствовать, сопереживать, мыслить и рассуждать, а это лучшие качества «маленького человека» по Достоевскому.
Макар Алексеевич читает пушкинского «Станционного смотрителя» и гоголевскую «Шинель». Они потрясают его, и видит он там себя: «… ведь скажу вам, маточка, случится же так, что живешь, а не знаешь, что под боком там у тебя книжка есть, где вся-то жизнь твоя, как по пальцам разложена». Случайные встречи и разговоры с людьми (шарманщик, маленький нищий мальчик, ростовщик, сторож) наталкивают его на размышления об общественной жизни, постоянной несправедливости, человеческих отношениях, которые основаны на социальном неравенстве и деньгах. У «маленького человека» в произведениях Достоевского есть и сердце и ум. Конец романа трагичен: Вареньку увозит на верную погибель жестокий помещик Быков, а Макар Девушкин остается один на один со своим горем.
Сам Достоевский вносит в понятие «бедные люди» принципиально новый смысл, делая ударение не на слове «бедные», а на слове «люди». Читатель романа должен был не просто проникнуться состраданию к героям, он должен увидеть их равными себе. Быть человеком «не хуже других» - как в собственных глазах, так и в глазах окружающих – этого больше всего желают и сам Девушкин, Варенька Доброселова и другие близкие к ним персонажи романа.
Что же значит для Девушкина быть равным другим людям? Что, иначе говоря, всего дороже маленькому человеку Достоевского, о чем он неусыпно и болезненно печется, что более всего боится утратить?
Утрата личностного чувства и самоуважения есть для героя Достоевского в буквальном смысле смерть.
Итак, в чем же состоит, по Достоевскому, равенство его «маленького человека» всем и всяким представителям общества и человечества? Он равен им не своей бедностью, а потому, что и он, как миллионы людей, - создание Божие, следовательно, явление изначально самоценное и неповторимое. И в этом смысле Личность. Этот пафос личности, упущенный из виду нравоописателями натуральной школы, - автор «Бедных людей» рассмотрел и убедительно показал в среде и быте, нищенский и однообразный характер которых должен был, казалось, полностью нивелировать пребывающего в них человека. Эту заслугу молодого писателя нельзя объяснить только его художнической проницательностью.

Чтение и анализ эпизодов произведения Достоевского «Бедные люди»
Первое письмо.
1. Как обращается к Варваре Алексеевне Макар Алексеевич?
2.От чего был счастлив главный герой? Разделяете ли вы его счастье?
3.Как вы поняли, почему переехал главный герой на новую квартиру?
4.Почему новое место жительства Макар Алексеевич называет трущобой?
5.Какие люди жили рядом с Макаром Алексеевичем? Можно ли их назвать бедными людьми?
6.Беден ли по социальному положению главный герой? Откуда это видно?
7. О каком качестве характера говорит эпизод, в котором Макар Алексеевич пьет хороший чай?
8.Какое впечатление у вас осталось от прочитанного письма?
Ответ.
1.Чем восхищалась и чему возмущалась главная героиня?
2.Как мы можем охарактеризовать Варвару Алексеевну по её письму?
- Можно ли сказать, что Макар Алексеевич Девушкин «маленький человек», почему, объясните. Почему произведение называется «Бедные люди»?

Заполнить кроссворд на знание произведения Ф.М. Достоевского «Бедные люди».
По горизонтали:
1.Фамилия главного героя произведения «Бедные люди».
2.Что прислал Макар Алексеевич при письме?
3.Как называл Доброселову в письмах Макар Алексеевич?
4.Какое имя носила женщина, которая жила в квартире вместе с главной героиней?
5.В каком городе происходили события романа в письмах?
6.Имя главной героини произведения «Бедные люди»
7.Какую вещь носила хозяйка дома, в котором жил Макар Алексеевич?
8.Как называлось произведение Гоголя, которое читал главный герой?
9.Какие птицы умирали от жилого запаха у мичмана?
По вертикали:
2.Какой цветок подарил Макар Алексеевич Доброселовой?
3.Как звали добрую женщину, которая носила письма?
1.Фамилия писателя, которому принадлежат слова: «Все мы из гоголевской «Шинели» вышли.
д е в у ш к и н
к о н ф е т ы
с
м а т о ч к а г
ф е д о р а е
п е т е р б у р г
т в а р в а р а
е с н
ш л а ф р о к ь
е ш и н е л ь
з ч й ж и к и
а

3 2
4
5
3 6

7
8
9

Уроки 105–106 ВСТРЕЧА С Ф. М. ДОСТОЕВСКИМ, МЫСЛИТЕЛЕМ, ХУДОЖНИКОМ И ЧЕЛОВЕКОМ (ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА)

30.03.2013 16305 0

Уроки 105–106
Встреча с Ф. М. Достоевским,
мыслителем, художником и человеком
(Очерк жизни и творчества)

Цели : углубить представление учащихся о Достоевском, мыслителе, писателе и человеке; пробудить интерес к его творчеству; выяснить, чем вызван громадный интерес к романам Достоевского в наше время.

Наглядные пособия : портрет писателя, альбом Ф. М. Достоевского.

Ход уроков

Эпиграф к урокам :

Я скажу вам про себя, что я – дитя века, дитя неверия и сомнения. Каких страшных мучений стоило и стоит теперь эта жажда верить.

Ф. М. Достоевский

I. Вступительное слово учителя.

Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского

Федор Михайлович Достоевский (1821–1881) – выдающийся писатель-мыслитель, талантливый журналист и публицист. Художник К. Трутовский оставил нам портрет Достоевского: высокий лоб, широко расставленные глаза, правильной формы губы и нос, негустые волосы светлого цвета и едва заметная борода. Решительный взмах темных бровей – и выражение лица грустное, разочарованное, немного суровое и одновременно сочувственное.

Э. М. Румянцева: «В Достоевском, действительно, сочетались самые противоречивые качества: доверчивость и простота – с болезненной мнительностью, замкнутость – с искренностью и откровенностью, сердечность и участие – с отчужденностью, принимаемые подчас за высокомерие, неудержимая страстность – с непроницаемостью, серьезность – с легкомыслием».

Жизнь, личность и творчество писателя сложны и полны драматизма.

II. Беседа с учащимися о жизни и личности Ф. М. Достоевского.

Вопросы.

1. Расскажите об основных событиях и впечатлениях детства и юности Достоевского, повлиявших на формирование его мировоззрения.

2. Какую роль в жизни писателя сыграло знакомство с В. Г. Белинским? Что взволновало великого критика в романе Достоевского «Бедные люди»? (Роман «Бедные люди» (1845) был прочитан Григоровичем и Некрасовым. «Вдруг звонок, чрезвычайно меня удививший, и вот Григорович и Некрасов бросаются обнимать меня, в совершенном восторге, и оба чуть сами не плачут», – вспоминал Достоевский. Вскоре рукопись прочитал В. Г. Белинский. «Да вы понимаете ль сами-то, что это вы такое написали!.. Вам правда открыта и возвещена как художнику… Цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим писателем », – повторял Белинский начинающему писателю. Критик нашел, что роман «весь, в целом, – превосходен», что в нем заключена «страшная простота и истина» .

В романе «Бедные люди» Достоевский раскрыл сложный, богатый духовный мир человека «маленького», униженного и оскорбленного, задавленного жизнью. «Ведь это тоже люди, ваши братья!» Герои романа Макар Девушкин и Варенька Доброселова – люди изумительной душевной чистоты.)

3. Какие идеи объединяли людей в кружке М. В. Петрашевского? За что и как были наказаны петрашевцы? (С 1847 г. Достоевский стал посещать «пятницы» М. Петрашевского – социалиста-утописта. Петрашевцы мечтали о свободе, о социальной справедливости всех людей. Достоевский высказывался за немедленную отмену крепостного права в России.

В апреле 1849 г. писатель прочитал на собрании запрещенное «Письмо Белинского к Гоголю», исполненное, как сказано в донесении провокатора Антонелли, «дерзкого вольнодумства».

Достоевского вместе с другими петрашевцами арестовали и отправили в Петропавловскую крепость. Восемь месяцев рассматривалось дело арестованных. Все были поражены жестокостью приговора: «подвергнуть смертной казни расстрелянием» . Церемония казни состоялась 22 декабря 1849 года на Семеновском плацу в Петербурге. «Момент этот был ужасен», – писал один из петрашевцев Д. Ахшарумов. Но через несколько минут был зачитан другой приговор, по которому «…возвещалось дарование Государем императором жизни и, взамен смертной казни, каждому по виновности, особое наказание». Достоевский был осужден на 4 года каторги в Сибири.

Из письма Ф. М. Достоевского брату Михаилу: «…Брат! я не уныл и не упал духом… Через четыре года будет облегчение судьбы… Как оглянусь на прошедшее да подумаю, сколько даром потрачено времени, сколько его пропало в заблуждениях, в ошибках, в праздности, в неумении жить… так кровью обливается сердце мое. Жизнь – дар, жизнь – счастье, каждая минута могла быть веком счастья… Брат! Клянусь тебе, что я не потеряю надежду и сохраню дух мой и сердце в чистоте. Я перерожусь к лучшему. Вот вся моя надежда, все утешение мое» .)

4. Какую роль в жизни Достоевского сыграла встреча с декабристами?(В Тобольске, в пересыльной тюрьме писатель и его единомышленники прожили 6 дней. Им помогали жены декабристов – Ж. А. Муравьева, П. Е. Анненкова и Н. Д. Фонвизина. Они ободряли ссыльных, помогали с продуктами и одеждой, каждого оделили Евангелием – единственной книгой, разрешенной в остроге. Путешествие под конвоем было трудным. Ф. Достоевский вспоминал: «Я промерзал до сердца».)

5. Как изменились взгляды и идеи Достоевского после каторги? (На каторге писатель «узнал» русский народ. «И в каторге между разбойниками, я, в четыре года, отличил наконец людей. Поверишь ли, – писал Достоевский брату, – есть характеры глубокие, сильные, прекрасные… Я сжился с ними и потому, кажется, знаю их порядочно… Если я узнал не Россию, так народ русский хорошо, как, может быть, не многие знают его».

Достоевский увидел на каторге всю меру страдания простого человека, его бесправное положение, покорность. Возродить Россию, спасти угнетенный народ можно, лишь возвратившись «к высшим духовным ценностям добра, любви и милосердия, известным еще с библейских времен» . Объединить людей может христианская религия с ее идеями братства и взаимного сострадания. «Верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа», – говорил Достоевский. Вера в существование нравственного начала посреди всеобщего хаоса и беззакония помогла писателю перенести муки каторги.

Писатель отрицательно относился к революционному движению, не разделял взглядов революционеров-демократов на будущность России.)

6. Расскажите о публицистической деятельности Ф. Достоевского.
(Издание журналов «Время», 1861–1863 гг., «Эпоха», 1864–1865 гг., «Гражданин», 1873 г.)

7. В чем причины огромной популярности Достоевского в наше время?

III. Краткий пересказ содержания романов Ф. М. Достоевского.

1. «Униженные и оскорбленные» (1861)

Рассказ об Иване Петровиче, о том, как он написал повесть о бедном чиновнике. Это личная исповедь Достоевского, его воспоминания о начале своего творческого пути, неутихающая боль за униженного и поруганного человека.

2. «Записки из Мертвого дома» (1859–1861)

Произведение написано после каторги, откуда писатель вернулся примиренным с жизнью. Впервые в литературе Достоевский показал миру жизнь заключенных. Воры, насильники, убийцы, фальшивомонетчики… «Черт трое лаптей сносил, прежде чем нас собрал в одну кучу», – мрачно говорили каторжники. Но даже в закоренелых преступниках Достоевский сумел найти что-то человеческое. По мнению А. И. Герцена, «Записки…» – «страшная книга».

3. «Преступление и наказание» (1866)

Герой романа мучается при виде преступлений, безнаказанно совершающихся у него на глазах. Остаться пассивным, безучастным Раскольников не может. И вот у него появляется мысль, осуществление которой требует переступить через закон.

Писатель в мельчайших подробностях описывает сцену убийства, а также исследует психологию убийцы.

4. «Идиот» (1868)

Это книга о прекрасном человеке князе Мышкине, оказавшемся в мире, где царит беспредел, культ денег, где люди не знают жалости, не понимают добро. Князь готов помочь страждущим. Но, к сожалению, ничего не может сделать; он бессилен перед окружающим злом.

В романе поставлен «вопрос о спасении мира верой, красотой, любовью, но ответ на него звучит утопично, неубедительно».

5. «Братья Карамазовы» (1879–1880)

з адумывались как серия романов, но Достоевским был написан только первый. Роман «Братья Карамазовы» – это, по словам литературоведа С. В. Белова , духовная биография писателя, его идейный и жизненный путь от атеизма в кружке Петрашевского (Иван Карамазов) до верующего человека (Алеша Карамазов). Но творческая и жизненная биография Достоевского становится историей человеческой личности вообще, вселенской и всечеловеческой судьбой.

В центре романа – семья Карамазовых, в которой царят ненависть и вражда между Федором Карамазовым и его сыновьями. В убийстве главы семьи повинны и Дмитрий, и Иван, и Алеша, хотя непосредственный исполнитель – Смердяков. Иван проповедовал атеизм; Смердяков решил, что все ему позволено; Дмитрий тоже виноват, он в порыве ненависти к отцу был на грани преступления. Алеша же знал о готовящемся преступлении, но ничего не предпринял. Преступление Карамазовых-детей влечет за собой общее наказание…

В итоге – три брата «через страдание возрождаются к новой жизни».

6. Романы Ф. М. Достоевского «Бесы» (1871–1872),
«Подросток» (1875)

Произведения Достоевского отличает острая злободневность, они наполнены болью и состраданием к человеку, к его истерзанной, искалеченной судьбе.

Домашнее задание.

1. Чтение романа «Преступление и наказание», часть 1.

2. Устно ответить на вопросы :

1) Какими вы видите улицы Петербурга?

2) Расскажите о людях, которых встречал Раскольников.

3) Где живут герои Достоевского? (Раскольников, Мармеладовы.)

4) Зачитайте описание природы. Какова роль пейзажа?

5) Каково значение цвета в произведении Достоевского? (При ответе использовать цитаты.)

Урок-исследование

По теме «Что же, что же делать?»

(по роману Ф.М.Достоевского «Бедные люди»)

Оборудование: портрет Ф.М.Достоевского, иллюстрации к роману, текст романа.

Цель урока:

Знакомство с текстом Достоевского «Бедные люди»;

Развитие навыков аналитического чтения, выразительного чтения;

Воспитание в учащихся чувства сострадания, гуманного отношения к окружающим.

Ход урока

На прошлом уроке мы ознакомились с биографией и особенностями творчества великого русского писателя-реалиста Ф.М. Достоевского, который наряду с Пушкиным, Гоголем, Тургеневым, Толстым, Гончаровым и другими представителями критического реализма завоевывает мировое признание и оказывает большое воздействие на развитие русской и европейской литератур.

  1. Что же сделало его популярным?
  2. Почему его произведения волновали и продолжают волновать читателей сегодня?

Возможно, частичным ответом на вопрос является наше знакомство с его романом «Бедные люди».

Тема нашего сегодняшнего урока «Что же, что же делать?»

Таким вопросом задавались многие литературные герои писателя. Сам же Федор Михайлович тоже ищет ответ на этот мучительный вопрос «Что же, что же делать?», чтобы в мире не было страданий, боли, жестокости и угнетения человеческой личности. Его книги нельзя читать спокойно, без духовного напряжения, его жестокий реализм захватывает, пугает, поражает...

По мнению поэта Д. Мережковского, «книги Достоевского нельзя читать, их надо пережить, выстрадать, чтобы понять и потом они уже не забываются». А физик Альберт Энштейн утверждал, что он дает ему больше, чем любой мыслитель.

(Слова проецируются на слайде)

«В сегодняшнем мире … тревожный набат Достоевского гудит неумолчно, взывая к человечности и гуманизму», - так считает русскоязычный писатель Ч. Айтматов.

Горький утверждал: «Толстой и Достоевский — два величайших гения, силою своих талантов они потрясли весь мир, они обратили на Россию изумленное внимание всей Европы».

Запишите эти высказывания в тетрадь.

  1. Какое из них мы могли бы взять в качестве эпиграфа к уроку?

Ответить на данный вопрос мы сможем несколько позже.

Как отнеслись современники писателя к роману?

  1. Роман имел необыкновенный успех еще до его публикования.

Такой триумф дебютанта был незаурядным событием в истории русской литературы.

По мнению Некрасова, в лице Достоевского новый Гоголь явился.

Известный литературный критик Белинский считал, что «роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него никому не снилось».

  1. Обращаясь к Достоевскому, вопрошал: «Да вы понимаете ль сами-то что вы такое написали!... осмыслили вы сами-то всю эту страшнуюправду, на какую вы нам указали?

Вот служение художника истине! Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась, как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим художником». Эти слова критика оказались пророческими.

В письме к брату Михаилу Достоевский рассказывает о своем успехе: «... Никогда, я думаю, слава моя не дойдет до такой апогеи, как теперь. Всюду почтение неимоверное, любопытство насчет меня страшное».

Чем объяснить такой успех романа?

(Следуют ответы учащихся)

Какое впечатление произвел роман на вас?

(Следуют ответы учащихся)

Предметом изображения писателя становится маленький человек, его внутренний мир.

Дается определение «маленького человека»

Какие писателю 19 века обратились к теме «маленького человека» в своих проиведениях

«Станционный смотритель А,С Пушкин.

«Шинель» -

Почему повесть о человеке названа «Шинель»?

  1. Вещь заменила человека

Мундир заменил личность, чин заменил человека.

Ценность человека определяется по формальным признакам, по внешним данным — одежде, чину, дому... Но иначе быть не может: такова суть государственного устройства.

Таким образом, Достоевский в своем романе продолжает традиции русской литературы в изображении «маленького человека», неслучайно сам автор утверждает, что «все мы вышли из «Шинели» Гоголя.»

Один из рецензентов романа Константин Аксаков считал, что произведение Достоевского написано решительно под влиянием Гоголя и, следовательно, ничего нового автор «Бедных людей» не привнес в изображение «маленького человека».

Согласны ли вы с этим мнением?

  1. Нет, так как Достоевский показал внутренний мир героев, их душевные переживания, способность к состраданию, готовность прийти на помощь, тогда как у Гоголя Н.В. Акакий Акакиевич одинок, очень замкнут.

Что нового привнес в раскрытие данной темы Достоевский?

  1. Герои говорят о себе сами, в письмах.

Для чего нужно было героям романа переписываться, ведь они живут в одном дворе, даже видят друг друга в окно. Зачем же надо было писать?

  1. Достоевский боится, что его встречи с девушкой дадут повод для сплетен и пересудов.
  2. Чтобы показать внутренний мир героев, ведь герои говорят в письмах о себе сами.
  3. «маленький человек» сам поверяет нам свои переживания и думы?

Это письма — исповеди, письма — признания, письма — откровения.

(высвечивается слайд с определением «эпистолярная форма»)

Какими же предоставлены герои романа Достоевского Варенька Доброселова и Макар Девушкин

Инсценирование

Всего героями написано 55 писем, полных страдания, горя, надежд на лучшее «Что же, что делать?», чтобы хоть что-то к лучшему изменилось в жизни героев.

О чем же письма М. Девушкина и каким предстает он в этих письмах?

Очень хорошо характеризует героев их речь.

Что мы можем сказать о речи М. Девушкина?

Почему Достоевский не принял упреков Белинского в неумении «одолеть препятствия со стороны языка и формы»?

Многие обвиняли Достоевского в многословии главного героя, в косноязычии, на что автор ответил … Им невдогад, что говорит Девушкин, а не я и что Девушкин иначе говорить не может. Роман находят растянутым, а в нем слова лишнего нет» Современный лингвист Виноградов отметил эту манеру, как достоинство произведения: «Мелкий чиновник впервые у Достоевского говорит так много и с такими тональными вибрациями».

Переход к Вареньке Доброселовой

Вывод. Впервые в романе Достоевского показана жизнь маленьких людей изнутри раскрыта так правдиво и подробно. Убедительно показано внутреннее богатство «маленького человека», красота, высокая культура чувств. Любовь к Вареньке выпрямляет его, в нем происходит настящий переворот: « и я обрел душевный покой и узнал, что я не хуже других, что только так, не блещу ничем. Лоску нет, тону нет, но все-таки я человек, что сердцем и мыслями я человек.»

Так Достоевский показал нам, как много прекрасного, благородного и светлого лежит в самой ограниченной человеческой натуре.

Заключение.

Что же делать?

Для себя Достоевский решил этот вопрос таким образом:

Старался выразить тайну человеческой души.

А как вы бы ответили на этот вопрос, прозвучавший в начале уолка?

Домашнее задание.

Подготовить сообщения «Двойники М. Девушкина»

Традиции и новаторство Достоевского в романе «Бедные люди»