Учимся рисовать по памяти. «Зимняя сказка»


Не всегда готовые модели стоят и только и ждут – когда же вы, такой всеми любимый художник, приступите к его срисовыванию. А некоторых даже просить об этом не стоит – либо слишком гордые они, либо слишком скромные мы (это я по себе сужу) .

Так вот, именно для того, чтоб это не было помехой импульсу «вот-бы-нарисовать-ее (его)-прямо-сейчас », нужно развивать рисование по памяти , о котором мы сейчас и поговорим. Этот навык очень важен для вашего творческого Я , поскольку мало того, что повышает вашу самооценку, так еще и дает возможность поупражняться для развития процессов памяти и воображения.

Благодаря ему вы можете развить свои аналитические умственные способности – то есть самостоятельно находить и исправлять ошибки (избегать их в будущем).

В рисунке по памяти вы должны передать собственно суть нашей фигуры, а именно какие-то общие понятия (что-то вроде набросков): ну там, общие контуры, закономерности строения и все такое. Все это должно быть основано на знаниях анатомии и конструктивных базовых основ.

Тренировка рисования по памяти

Для тренировки этого навыка, лучше рисовать уже после натурного рисунка – рисование по памяти того персонажа, что уже был изображен вами ранее. Но! Не копировать, а рисовать по памяти . Ну вот, к примеру, возьмем некую леди, уже изображенную вами (скажем, она на вашем рисунке стоит, глядя мечтательно в окно) и представим, как бы она смотрелась, если бы в комнату вошел тот, кого она ждала.

Наверняка, ее позиция изменилась бы, верно?

Мы можем изобразить это, с учетом всех изменений ее положения и положения одежды, складок на ней. Иными словами, чтоб избежать тупого копирования уже существующего рисунка, лучше попробовать изобразить его (персонажа-натуру) с другой какой-нибудь точки зрения . Вот.

(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Как-то раз меня попросили нарисовать двух деловых людей, жмущих друг другу руки. Вроде бы простая вещь - рукопожатие. Эту картину мы видим повсюду, но по памяти изобразить его у меня не получилось до тех пор, пока я не нашел натуру.

Вы можете знать нюансы и правила построения сложных и простых тел, но, не изучив принципы рисования какого-то конкретного объекта, у вас не получится нарисовать его со знанием дела. Очень мало таких людей, которые идеально рисуют по памяти. Даже самые именитые мастера живописи рисуют с натуры.

Вы должны видеть натуру или фотографию, а не просто взглянуть на неё разок.

Бросание работы на полпути

Картина, в которой созерцается некая загадка, недосказанность или неопределенность вызывает восхищение и интерес. Но ничего подобного не выйдет с картиной, которую бросили и не доделали.

Да, довести картину до конца начинающему живописцу непросто. Я бы порекомендовал на начальном этапе писать больше этюдов. Это позволит быстрее расписаться, получить больше вдохновения и удовольствия от живописи, а также избавиться от неуверенности.

Бледная и слабая контрастность изображения

Опять же все это из-за неуверенности в своих силах. Со временем это пройдет. Обязательно! В первом пункте мы выяснили, что на первых порах лучше рисовать мягким карандашом. Просто сознательно усиливайте нажим.

Вторая пятерка частых ошибок, связанных непосредственно с рисунком

Отсутствие фона

Конечно, прорабатывать фон нужно не в каждом произведении. И все же, если в вашей картине присутствует фон, это значит, в ней есть задний и передний план, что хоть как-то намекает на пространство.

Бумага плохого качества

Обыкновенная писчая бумага (общая тетрадь или "Снегурочка") - не лучший холст для живописи. Для линейных набросков - это, пожалуйста. Но она никак не подходит для настоящего произведения, потому как реагирует на нажим такая бумага плохо, что значительно затрудняет проработку светотени.

На том же чертежном листе ваш рисунок будет смотреться гораздо красочнее и лучше, нежели на бумаге для ксерокса и тем более обычной тетради.

Отсутствие штриха и растушевка изображений

За штрих можно сказать одно - это одно из самых выразительных средств, поэтому грех его не использовать.

На счет растушевки - те, кто видел, знают. Растушевывая изображение, бумага начинает забиваться, в итоге - каша невнятного цвета. Гораздо лучше работать по принципу лессировки либо просто класть цвета и штрихи рядом друг с другом. Все равно картина воспринимается человеком в целом.

Малый формат

Например, вы захотели нарисовать девушку, взирающую вдаль грустным взглядом, да еще и с башни огромного замка. Такое произведение естественно будет лучше всего смотреться на ватмане, нежели на листочке с блокнотика. На большом формате вы гораздо лучше и легче передадите нюанс. Это как в просмотре кинофильма. Что лучше, смотреть его на большом, широком HD-Fullдисплее, либо на маленьком экране сотового телефона.

Активные линии

Еще одна распространенная проблема. Многие целеустремленные начинающие художники обводят некоторые участки изображения контуром. Например, молодая симпатичная барышня из-за прорисовки мимических морщин активными линиями превращается в бабушку. А ведь передать эту деталь стоило бы с помощью светотени.

Есть занятия для денег, а есть - для души. Мое увлечение рисованием на планшете - хобби чистой воды. Но меня поддерживают слова Барбары Шер: «Ваши способности не только источник удовольствия, они пополняют сокровищницу ваших знаний. А знания как деньги - пусть вы не знаете пока, куда их употребить, рано или поздно они вам пригодятся. Вдруг кому-нибудь понадобится кусочек головоломки, который есть у вас, - и вы поможете воплотить в жизнь чью-то мечту. Вы всегда, в любой ситуации привносите свежий взгляд, и порой это бесценно.» Я продолжаю учиться рисовать на планшете. Сегодня расскажу о тех упражнениях, которые я делаю.

Колористика

Ниже - выполненное на планшете упражнение на смешивание красок из книги «Живопись с нуля» . Из основных цветов (желтого, синего и красного) можно получить вторичные, а смешав их между собой - третичные. В программе Sketches Pro это делается с помощью цветовой шкалы (внизу справа).

Бегемот по шагам

Очень часто художники используют фотографии, чтобы перевести контуры. Или специальный лайтбокс. Айпад в этом плане очень удобен - можно сделать фотографии и закинуть ее в приложение отдельным слоем. Я попробовала нарисовать каменного бегемота, привезенного из Танзании. 1. Делаем фото.

2. Уменьшаем прозрачность слоя

3. Обводим контуры и добавляем базовый слой краски (светло-бежевый). Инструмент в приложении - карандаш и акриловые краски. Делаем слой с фотографией невидимым.

4. Прорабатываем детали.

5. На финальном слое добавляем блики и узоры. Блики - мазки белой акриловой краской, узоры - имитация белой гелевой ручки. Усиливаем тень.

Бегемот готов!

Жирафовые скетчи

Есть хорошее упражнение - делать набросок, почти не глядя на бумагу и не прерывая линию. Я решила порисовать таким способом жирафов.

Первого жирафа (слева) я срисовывала с фотографии, почти не глядя на планшет. На него ушло минуты три. Удивительно, но даже понятно, что это жираф. Два жирафа справа - быстрые скетчи, на каждый из которых ушло минут по 8. Теперь я знаю, что рожки жирафов достаточно большие и толстые, чем-то похожи на пальмы. На ногах - раздвоенные копытца. Мне очень понравилось это упражнение. Оно быстрое. А результат выразительный и узнаваемый.


Еще несколько рисунков

Птица. Инструменты - кисть с акриловыми красками, гелевая черная ручка.

Начала изучать леттеринг и каллиграфию.

Мегаполис. Превращение двухмерного рисунка в трехмерный - упражнение из книги «Рисуем по воображению». Эта книга - кладезь упражнений по графике.

Дудлинг и нудлинг. Еще одно упражнение из этой книги. Рисуете линию, а потом заполняете ее абстрактными рисунками или цветом. Когда вы отпускаете линию на прогулку - это дудлинг, когда заполняете пространство вокруг этой линии - это нудлинг.

На этого акварельного волка ушло часа два из-за обилия кусочков, из которых он состоит. Я срисовывала обложку книги «Животные севера» . Во многих детских книгах потрясающие иллюстрации, копируя которые, можно неплохо научиться рисовать.

Чек-лист

У меня начинает формироваться видение, как превратить самообучение в систему. Точно нужен чек-лист на каждую неделю с заданиями, которые нужно выполнять. Например:

  • 20 разновидностей одного образа на одном листе (кошки, киты, кружки, книги)
  • Леттеринг, каллиграфия
  • Автопортрет
  • Фантазия, рисунок из воображения
  • Перерисовка картины известного художника
  • Ботаническая живопись

Список книг

За эти две недели занималась по книгам:

1. «Живопись с нуля» Клэр Ватсон-Гарсия

2. «Рисование по воображению» Берт Додсон

3. «Творческие права» Дэнни Грэгори

4. «Графика. Рисуем по воображению» Василий Бушков Из последней книги мне очень понравился совет про то, как сделать рисунок оригинальным. Чтобы рисунки стали оригинальными, а может, и необычными, странными, сумасшедшими, привлекали внимание отличием от традиционных и часто виденных форм (как произнесенное слово может превратиться в крик, шёпот или другую интонацию), можно сыграть на вариациях увеличения или уменьшения одного или нескольких элементов образа. И вот несколько примеров из книги:

Вот мои варианты рисунка змеи - спираль, змея вокруг экватора, змея-дерево и шнурки из маленьких змеек.

Недавно нашла пару книг на английском языке на амазоне по рисованию на айпаде. Расскажу о них в следующий раз, в апреле.

Следующие шаги:

  • научиться диджитал-леттерингу.
  • попробовать ботаническую акварель на планшете.
  • продолжать осваивать все инструменты в Tayasui Sketches.
  • выполнять чек-лист.
  • рисовать каждый день.
  • пройти курс в школе Вероники Калачовой, целиком на планшете.

Многие рисунки можно посмотреть по тегу #рисовалкинапланшете. Присоединяйтесь, если вам интересна эта тема. Отзывы и комментарии можно писать мне на почту - [email protected].

Процесс создания рисунка предполагает установление постоянных и очень тонких связей между рисующим и предметом изображения, между рисующим и рисунком, между всеми элементами натуры и рисунка. Эти связи определяются знанием всего процесса рисования - способов рисования, сторон процесса рисования, принципов рисования и решения учебных задач.

Способы рисования: действительность, воздействуя на сознание человека, формирует в его восприятия и представлениях определенные образы. В силу различия между образом реального предмета, сложившимся в процессе зрительного восприятия, и образом, сохранившимся в памяти в виде представления, существует и разница в способах их изображения. Эти способы называют рисованием с натуры, рисованием по восприятию и рисованием по представлению.

Рисование по восприятию характеризуется тем, что объект изображения в течение всей работы находится перед рисующим. Внимательно наблюдая с определенного места за типичными для данного предмета признаками и частями, рисующий переносит наблюдаемое на бумагу, стремясь изобразить все как есть на самом деле и как видит его глаз, то есть зрительно похожим. Такой способ рисования называют также рисованием с натуры. Латинское слово «натура» переводится как «природа», «реальная действительность». Натурой - предметом изображения может быть все сущее, то есть все, что имеет свою форму и свое содержание.

Рисование с натуры , оставляя человека с глазу на глаз с предметом изображения, заставляет задуматься над его формой и содержанием, определить его признаки и свойства, осмыслить их отношения - словом, досконально изучить предмет; одновременно рисование с натуры воспитывает внимание и наблюдательность, учит правильно видеть и мыслить.

Работа с натуры не только расширяет круг знаний о реальной действительности - она позволяет изобразительными средствами закрепить образы понятых вещей и явлений, их сущность и красоту. Эти замечательные качества дали возможность рисованию с натуры стать одним из главных способов обучения изображению.

В старой русской школе на первых этапах обучения рисованию часто заменяли живую натуру рисунком-оригиналом, сделанным хорошим художником. В этом оригинале все изобразительные задачи были образцово решены. Учащиеся, копируя оригинал, подражали мастерам, учились правильно пользоваться материально-изобразительными средствами и усваивали «образцовые» приемы изображения. Такой способ рисования по оригиналам имеет место и в практике обучения воспитателей не только как наглядное средство освоения технических приемов изображения и решения учебных задач, но и как средство, помогающее созданию всевозможных таблиц и карточек, необходимых для проведения занятий с детьми.

Рисование по представлению характеризуется тем, что объект изображения отсутствует, не находится перед глазами рисующего. Некогда сформированный в его сознании образ рисующий воссоздает по памяти, описанию или воображению. Образы представлений менее конкретны и полны, чем образы восприятий, а потому и рисунки, сделанные по представлению, имеют несколько обобщенный характер. Их содержание и своеобразие зависят от условий формирования образа. Рисование по представлению развивает зрительную память, насыщает мышление яркими образами и способствует развитию творческого воображения.

Рисование по представлению тоже развивает поразительные способности.

Рассказывают, что художник Рейнольдс подолгу беседовал с человеком, который заказывал ему портрет, пытливо наблюдал его не один час, а потом оставался один. Портрет мастер писал по представлению. Как-то один из посетителей его мастерской случайно оказался между художником, пишущим портрет, и пустым помостом. Тут же раздался возглас: «Не загораживайте мне модель». Оказывается, Рейнольдс так отчетливо представлял себе облик человека, что продолжал его «видеть», и писал портрет, постоянно переводя взгляд на то место, где уже никого не было.

Рисунок по памяти

Некоторые путают работу по памяти и рисунок по представлению. Оба способа рисования имеют общую основу: изображаемый предмет в момент исполнения рисунка отсутствует.

Но в рисунке по памяти стараются его воспроизвести в том же положении и освещении, в котором он наблюдался. В рисунке по представлению художник свободно, по своему усмотрению изображает ранее виденный предмет в любом ракурсе и освещении, выбирая то, что необходимо по замыслу.

В этом легко убедиться на собственном опыте: казалось бы, свою комнату вы знаете как собственные пять пальцев, но попробуйте нарисовать по представлению хотя бы один или два предмета из ее обстановки! Вы сразу же почувствуете необходимость взглянуть на натуру. В чем-то будете не уверены, возможно, и общую форму не сможете смело нарисовать, не говоря уж о деталях. Требуется опора в натуре. Становится понятным, почему мастера говорят: «нарисуй раз со сто и будет просто».

Даже в рисовании с натуры, если оно ведется творчески, присутствует момент рисования по памяти. Ведь в то время, пока взор художника с натуры переведен на рисунок, работа идет по памяти, отражая не только то, что подметил он в постановке, в природе, но и впечатления, переживания, преломление виденного в сознании и душе рисующего. Не случайно советуют ставить мольберт не прямо перед натурой, а боком к ней, с левой руки, чтобы и этим продлить время на переживание увиденного и не давать себе рисовать, как на стекле.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12

Творческая работа художника в значительной степени основывается на работе памяти и воображения. Создание произведений искусства немыслимо без творческой фантазии, без участия памяти. В практике художественного образования сложилась определенная терминология, которая различает некоторые виды работ над изображением, проводимые без непосредственного использования натуры. Это рисование по памяти, по представлению и по воображению . В их основе лежит работа памяти, мышления, а также предшествующие наблюдения и рисование с натуры.

Под рисованием по памяти подразумевается выполнение рисунков и набросков на основе зрительной памяти, т.е. следов, имеющихся в памяти в результате недавно проведенного рисования с натуры. В этом случае изображаемый объект передается на рисунке в таком же положении, с той же точки зрения, как это имело место при рисовании с натуры. У художника обычно сохраняются достаточно четкие впечатления от процесса работы над рисунком с натуры, что позволяет достаточно убедительно выполнить рисунок аналогичного содержания по памяти . В последнем случае стремятся передать в рисунке наиболее существенные особенности натурной постановки.

Рисунок по памяти

При рисовании изобразительная деятельность протекает по несколько иному принципу. Изображение выполняется также на основе работы памяти, с использованием зрительных представлений, полученных ранее в результате наблюдений и натурных зарисовок. Кроме того, в процессе рисования определенную роль играет воображение, умение изобразить знакомые объекты в различных положениях, комбинациях. Рисование является более сложным видом изобразительной деятельности, чем рисование по памяти . Одним из наиболее часто практикуемых видов занятий рисованием являются задания по изображению сюжетов академических постановок или отдельных объектов, изучавшихся ранее при рисовании с натуры и передаваемых затем в рисунках по представлению в различных положениях, словно бы вы рассматриваете их с разных точек зрения.

Рисование по воображению , как видно из названия, основывается на работе воображения, фантазии, памяти. Вы можете изобразить какие-либо реальные объекты, предметы в самых неожиданных, порой невероятных сочетаниях. Нередко рисовальщик создает на основе творческого воображения как будто бы совершенно новые, никогда им не виденные события или предметы. Между тем это новое создается художником на основе памяти, зрительных представлений, приобретенных путем наблюдений и зарисовок окружающей действительности и является отражением, воспроизведением следов ранее воспринятых впечатлений. Такие представления в сочетании со знанием изображаемого материала и с творческим воображением, обогащенные и преобразованные фантазией, являются обязательным условием создания произведений искусства.

Рисунок по памяти и представлению

Работа по воображению требует определенной степени развития зрительной памяти и воображения у рисующих, наличия у них навыков работы без непосредственной зрительной опоры на натуру. Такие навыки и умения приобретаются в результате основательной и систематической работы над рисунками и набросками с натуры, по памяти и по представлению, над эскизами композиций.

В формировании представлений, в запоминании особенностей строения, внешнего облика того или иного объекта большую роль играет сознательный целенаправленный процесс рисования с натуры. При выполнении каждого рисунка происходит изучение изображаемого объекта, углубление познаний о нем, осуществляется процесс запоминания. Следовательно, тренировка зрительной памяти и ее развитие происходят фактически повседневно, на каждом этапе работы над рисунком с натуры.

При выполнении упражнений по памяти и , при выполнении эскизов композиций работа по памяти проходит еще более интенсивно и целеустремленно. В этих случаях активизируется мышление, внимание художника. При этом в памяти воспроизводятся главным образом наиболее существенные черты изображаемых объектов.

Рисунок по представлению

Одним из основных условий прочного запоминания является осмысленное изучение материала, его повторение. Процесс запоминания, прочность сохранения в памяти воспринятого материала связаны с процессом мышления (отбор главного, существенного в изображаемом, анализ зрительной информации). Желая нарисовать по памяти или какой-либо объект, сценку, рисующий должен сделать определенное волевое усилие, направить мышление, память по нужному руслу, чтобы вызвать необходимые зрительные ассоциации, четкие представления. Сосредоточившись и вспомнив очертания нужного объекта, его характерные особенности (внешний облик, пропорции, главные определяющие черты), рисующий может приступить к графическому воплощению образа, предмета или события, воссозданного в его памяти.

Систематичность и последовательность проведения занятий рисованием по памяти и может достигаться благодаря специальным упражнениям в этих видах рисования, а также за счет увязывания этих упражнений с выполнением длительных заданий с натуры. Поэтому по окончании работы над наиболее важными учебными постановками по рисунку ставьте перед собой задачу выполнить по памяти рисунок каждой из этих постановок, передав главные ее особенности, без подробной характеристики деталей. Основной задачей при выполнении такого рисунка является закрепление в памяти зрительных представлений, полученных при работе над постановкой по рисунку с натуры.